Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Изучение романтических произведений в курсе литературы (YIII класс)

Автореферат по педагогике на тему «Изучение романтических произведений в курсе литературы (YIII класс)», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Кольчикова, Наталья Лаврентьева
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1990
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Изучение романтических произведений в курсе литературы (YIII класс)"

d

МОСКОВСКИЙ ОРДЗНА ЖШНЛ t ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО 3HAIÍEKK '¡XJ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ШдаТОГШйСКИН ИНСТИТУТ анеш B.iï.JiFrZilIA

Специализированный Совет Д 113.OS.07

На пргззх рукописи УДК 8.035 ( 077 )

КОшэЧИКОЗА Наталья Лаврентьевна

ИЗУЧЕНИЕ POivIAIlïiTÎECKiiX ПРОИЗВЭДЕКЙ 3 КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ (ЭТИ КЛАСС)

Специальность 13.00,02 - иетодика преподавания ллтерэтури

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой ста:;еки кандидата педагогических наук

Москва - 1990

, Работа вшюлннна в Московском ордена Лзнлка и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте и^еки В.Л.Леклта,

'.Научный руководитель: доктор пэдагопнесках наук, профессор Т.^.КГРДП.ЮВД

■ 0 ф и ц л а л ъ н н-е оппоненты:

доктор педагсп'чоскгх наук, профессор к.М.нар'ГОБ ..чя.ндидат ^нлологачзсяах наук, старший научный сотрудник А.Л.КЕИКА. '

Вэд^шез учржденке - Московский областной педагогический зисгату» имена Ь\К.лрупсксй.-

Защита диссертация состоится "л'А " - ^ с О ■ -ЧЛ59С г.

в .... еаоов на заседании снециелсзароганного совета . Д ИЗ.08.0'? та затате длсязртацха на соиокэиьк ученой степени доктора наук при Косйэзском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственно?,: педагогическом институте пмони В.Т!. Декана по адресу: 119435, \r.iuojXDa, Г-<135, ул.Ыслая Пироговская, I.

С ¿цссертацрей мохно ознакомиться в библиотеке ШИК' вмш В Л1. Ленина но адресу: 119435, г.Москва,'ул.Уадая ' Пирогозская, Т.. * ,

Автореферат разослан "_"___ 1330 г.

Учена! секретарь специализированного совета АЛ1.ЕРШЕЕМ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАГ-ОТУ

Актуаяънооть исследования. 3 условиях соот?льно-окономичес;<ой перестройки чрезвычайно возрастает рель значение челсьечеокэге . фактора во всех сферах жизнедеятельности об-цестда. Поэтому задАчи изучения целенаправленного воздействия на развитее ого творческой' активности, воспитание гармоничной личности стали центроч научного анализа многчх отраслей наук: психологии и педагогики, ссцнсдагии и историй и т.д. Проблемы культурного развития лтччнос?«, (рормирп-ваьия ее духовности, демократизация и гуманизация .ьсе;; жизни учебных заведений., создан/.е единой системы непрерывного образование находятся е числе зажнеоих в концепции перестройки народного образования иа современном отапе разьития нашего облетна. Социологи . обеспокоены тек, что элементы социальной коррозии самки негативные образом сказались на духсзностц советской молодеет., ее ',*такспленку . и развития. Для част1-: молодежи главными мотквчми л-'н^кед^лтельностп с ганоЕятся потребительская психология, неприятие полег.ительнкх идеалов, saxna легкой наживы, снижение роканглческого па'йсса.

Особое место б воспитании духовных потребностей, нравственных убеждений формирующейся личности школьника занимает литература. Своеобразие этого учебного предмета обусловлено те\., что объектом исследования служат произведения искусства слова, усилить воздействие которых можно, если исходить из эстетической природы искусства слова, через художественные образы формировать у учащихся эстетические вкусы, воспитывать чувство прекрасного.

Изучение худокестзенной литературы как вида искусства - одна из самых актуальных проблем современной методики преподавания литературы. Своеобразие путей я форм изучения художественного произведения обычно определяется зависимостью от его рода, данра и вы- . водится из законов художественной структуры лирики, драмы и зпоса (эта проблема глубоко изучена з трудах Богдановой О.Ю., Браже Т.Г., Голубксва В.В., Демидовой H.A., Жировой Е.Д., Кудряшэва H.IT., Кур-люмовой Т..Ф., Машина Е.А., Иаранпмака З.Г., Медведева В.П., Мо-' тольской Д.К., Рез З.Я., Тодсрова Л.В.). Между тем почти совсем отсутствуют работы, в которых изучаемые произведения анализпровались-бы в аспекте художественного метода, хотя о важности такого анализа писали.В.В.Голубков, М.А.Рыбникова, Г.А;Гуковский.

В современной системе литературного образования уже с У класса, художественная литература изучается как вид искусства, в ряду важнейших задач такого анализа стоит задача ознакомления учащихся с

автором как создателем художественного произведеняя. Вхождение в созданный писателем митр, выявление авторского мироощущения и опенок яизкеклых ситуаций и характеров, созданных автором, должно помочь учадпмся глубоко осмыслить ядею произведения, повысить его эмоциональное восприятие, усилить эстетическое и нравственное воздействие.

Для подростков i^li класса характерен "переход от осознания изображенной действительности к осознанию особенностей ее изображения"* Если ученики среднего знека воспринимают героев, события художественных произведений, опираясь лязь на сбой жизненный опыт, не учитывая авторской позиции, то восьмиклассник уже должен вчдеть и воспринимать голсс автора, азторские оценки, только такое прочтение ' будет полноценным, действенным. Поэтому при построении разбора художественного произведения необходимо от характеров героев идти х определения авторской позиции, своеобразию его мироощущения и творческого метода.

В школьном курсе литературы понятие "романтизм" - одно из наиболее сложных теоретических литературных понятий, которое усваиваете- учадимися постепенно и с большим трудом, а между тем именно романтические произведения оказывают большее эмоциональное воздействие на учеников подросткового возраста. Поэтому важно начинать работу над романтическими произведениями с учетом их специфики как мс*но раньше, еще до изучения курса на историко-литературной основе. Изучая конкретное романтическое произведение, мы будем подчеркивать тс общее, что их объединяет, чтобы умения и навыки анализа романтического произведения совершенствовались из класса е класс и школьник умел отличит! романтическое произведение от реалистического, а в 1Х-Х1 классах эти знания будут обобщены и систематизированы.

Б средних классах, приступая к анализу стихотворений М.Лермонтова "Парус", "Два великана" и произведений Н.Гоголя "Тарас Буль-ба" и "Вечера на хуторе близ Диканьки", мы накапливали конкретные наблюдений, характеризующие романтические произведения, поэтому, когда мы обращаемся к анализу романтических произведений в ОТ классе, учациеся уде могут осмыслить такие их стсроыы, без которых не-Еозмогно понимание романтизма, кстдоступно учащимся УШ класса и реализуется в процессе изучения произведений М.Лермонтова, М.Горького, А.Грина. Зто прежде всего романтичэскон мироощущение пи-

* Корст И.О. Очерки по методике анализа художественных произведений. М., 1963. С.95.

сателя-ро?/аятика как выражение его идей и взглядов.

Важнейшей особенностью романтического произведения является то, что Г.А.Гуховскяй назЕал "прямой оценочнсстыо", то есть за всеми переживаниями, стремлениями героя мы легко угадываем голос самого автора, его отношение к изображаемым событиям. Автор-роман-ткк открыто слаЕит свободу, мужество, отечество и выражает непримиримый протест против гнета и пламенный призыв к действию, борьбе.

Романтический характер произведения определяется и выбором сюжета. В его основу кладутся события яркие, исключительные, в них с наибольшей силой к полнотой раскрывается характер главного героя (побег Мцыри из монастыря, гибель Сокола и т.д.).

Однако, предаетом изображения писателей и поэтов-романтиков являются не столько события сами по себе, сколько внутренний мир героя, движения его души к духовному итзозЕышенному - романтический герой - личность яркая, мятежная, героическая. Он борется за передовые идеалы - свободу, чэсть, независимость Родины. Такой герой, 'как правило, является возвышенным идеалом самого автора, например, Мцыри - "любимый идеал" М.Лермонтова. Кроме того, учащимся необходимо показать, что романтический образ имеет обобщающей характер, вырастает до образа-символа, так как з нем вошгсткгись лучшие качества передовых людей целого поколения той или иной эпохи.

Важным-средством раскрытия характера романтического героя является романтический пейзаж, как правило, экзотический (природа Кавказа в "Упыри", море в "Песне о Соколе" и "Песне о Буревестнике"). Описания■природы в романтическом производенни соответствуют психологическому состоянию героя, его душевным переживаниям.

Особенностью романтического стиля являются яркость и выразительность языка, которые создаются обилием сравнений, уета^ор, гипербол, торжественностью и патетичностью интонации и пафосом жиз-неутверждения, присущими романтическому произведении, каким бк трагическим ни был его исход.

Этими свойствам;! романтических произведений и объясняется кх огромное эмоциональное воздействие не только на современников пи- ' сателей и поэтов-романтиков, но и на их далеких потомков, их непреходящая художественная ценность.

Обычно изучение рсмант:*ческого произведения осуществляется при постижении историко-литературного процесса, после того, как

раскрыты понятия "романтизм", "романтический герой","реализм", "рома т-ический герой", а этап, который предшествует курсу на историко-литературной основе, не рассматривается в методических исследованиях.

Обращение к романтическим произведениям с их яркими, возвышенными героями, благородством устремлений писателя-романтика и высокой эмоциональностью дает нам возможность усилить воздействие ху-; дожественной литературы на формирование духовного мира школьника, на воспитание его отзывчивости, эмоциональности, развитие его воображения и фантазии. Не противопоставляя романтизм реализму и не умаляя достоинств последнего, мы исходим из того, что сама специфика романтически произведений - и яркой патетикой языка, 'и героикой образов - особенно действенно, благотворно влияет на формирование нравственных качеств в подростковом возрасте, с его тягой ко всему' необычному, романтическому. Именно это определяет актуальность темы исследования.

Предметом исследования являемся процесс формирования начальных представлений об особенностях романтических произведений у учащихся УШ класса на материале романтических произведений, включенных в программу курса литературы ь этом классе - поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри" и "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике" М.Горького, а также на уроках внеклассного чтения по романтической лирике М.Лермонтова, "Сказкам об Италии" М.Горького и повести-феерии А. . Грина "Алые паруса".

Основная цель работы заключается в совершенствовании и методической разработке наиболее эффективных путей усиления воздействия изучения романтических произведений в их специфике в пропедевтическом курсе литературы УШ класса.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза:

Если мы поможем учащимся уже в средних классах увидеть специфику романтических произведений, а в УШ классе сформируем начальные "представления об этих особенностях, то учащиеся сумеют осознать возможности различного подхода к изображению действительности к на практике использовать умение анализировать романтические произведения, а, следовательно, будут более интересными и тонкими читателями. Это обагатит их представления о разнообразии отражений жизни в произведениях искусства и о специфике тех произведений, которые мы относим к романтическим.

Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы обусловили следующие задачи исследования:

- изучить философскую, литературоведческую, психолого-педагогическую литературу, раскрывающую теоретические основы изучения романтических произведений в их специфике, историю этого вопроса в методике литературы;

- определить и теоретически обосновать содержание начальных пред- • ставлеетяй об особенностях романтических произведений и последовательность их формирования у учащихся УГ! класса;

- разработать систему уроков по изучению романтических произведений в курсе литературы УШ класса ("Мцыри" и романтическая лирика М.Лермонтова, "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике", "Сказки ез Италии" М.Горького, "Алые паруса" А.Грина);

- провести проверку всей системы (заключительные уроки к срезовая' работа);

- обработать полученные результаты и сделать выводы о системе работы с романтическими произведениями в "общей структуре литературного образования.

При этом мы стремились сделать более заинтересованным и эмоциональным процесс изучения романтических произведений, для чего помогали ученикам видеть их характерные признаки; показать нестандартные пути анализа образа главного героя; увидеть отличие романтического и реалистического героя; различать романтические г реалистические произведения.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинская теория познания, труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина по вопросам идеологической работы, статьи классиков марксизма-ленинизма по вопросам воспитания личности и народного образования.

Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап -изучение литературы по проблеме диссертации. Второй этап - изучение опыта учителей и массовый констатирующий эксперимент, который был проведен в средних общеобразовательных школах А14, Я598 города Москвы, а также в школах .>63 и Хакасской областной национальной школе города Абакана, и школе .427 г.Сыктывкара в течение 1985-87 учебного года. Третий этап - обучающий эксперимент, в ходе которого, внедрялись методические рекомендации по формированию начальных представлений- об особенностях романтических произведений, проверялась их эффективность. Экспериментальная работа проводилась диссертантом и учителями-словэсчжхами средних игко/ И4, №598 г.Москвы, ЙЗ, Хакасской областной национальной школы г.Абакана, №27 г.Сыктывкара в течение 1936-87, 1988-80 учебных годов.

В работе использовались различные методы исследования: кзуче-

- б -

ние философской, социологической, психологической, педггошческой, литературоведческой, методической литературы по проблеме диссертации; анализ школьных программ, учебных пособий, литературоведческих, педагогических куриалов; беседы с учителями-словесниками, уче-никш/и, студентами педагогических вузов; анкетирование учащихся УШ-П классов и обработка данных анкет; анализ устных ответов и письменных работ; экспериментальная проверка основных положений и методических 'рекомендаций. проведенная диссертантом и учителями-словесниками средних школ.

Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем:

- дано теоретическое обоснование путей изучения романтических произведений, определено основное содержание каждого из этапов формирования начальных представлений об особенностях этих произведений;

- разработаны рекомендации по изучению романтических произведений в ух специфике в УШ классе;

- экспериментально доказана эффективность использования данных рекомендаций при изучении романтических произведений и с целью более глубокого их•восприятия учащимися УШ класса, и в качестзе подготовительного . этапа к изучению теш "Романтизм" в 1Х-Х1 классах; мотивирована необходимость расширения круга романтических произведений в курсе литературы в школе.

Нтактическая значимость исследования состоит в том, что в работе исследована специфика обращения к романтическим произведениям .на уроках литературы, и разработаны методические рекомендации по формированию начальных представлений об особенностях романтических произведений М.Ю.Лермонтова, М.Горького, А.Грина в УШ классе средней таколы, показывающие степень возможного постижения их специфики, учитывая возраст и подготовку учащихся.

Разработанные материалы мох-ут быть использованы учителями средних общеобразовательных щкол в ходе изучения романтических произведений б УШ классе, при подготовке учебно-методических пособий, на практических занятиях по методике преподавания литературы в педагогических институтах, па курсах повышения квалификации учителей.

Достоверность -результатов исследования а сделанных выводов" • обеспечивается данными массового констатирующего и обучающего гк-спериментов, проведенных диссертантам, учителями-словесниками в шкапах разных регионов: срэдкке общеобразовательные школы г.Москвы, г.Абакана, г.Сыктывкара. Результаты работы оценивались на ос-новэ анализа анкетных данных, бесед с учителями, с.тдентакз, уст-

нюс и письменных работ учащихся и, главным образом, при помощи многократно повторенного обучающего эксперимента, который охватывает циклы уроков и Фиксировался в 1936-87 и 1988-89 учебных годах.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались с учителями-словесниками, принимавшими участие в эксперименте (школы >14, Я598 г.Москвы, №3 и Хакасской областной школы г.Абакана, .'£27 г.Сыктывкара) , использовались пра проведении практических занятий со студентами МГПИ игл. В.И.Ленина, использовались в выступлении на конференции в НИИ школ МКО РСФСР.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Пропедевтика восприятия романтических произведений начина-, ется б средних классах ("Парус", "Два великана" М..Лермонтова, "Узник" А.Пушкина, "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Тарас Бульба"

К.Гоголя).

2. Приступая к изучению романтических произведений, мы должны следовать не только .вкусам, запроса!/ учащихся, ко и учитывать специфику возраста, уровень литературного развития учалгихся хоккрстно-го класса.

. 3. В процессе анализа романтических произведений в УШ классе необходимо обращаться к их своеобразию, прежде всего к яркости авторской позиции, наиболее выразительным средствам метода писателя-романтика, что определяет разнообразие методических решений учителя.

4. При изучении каждого конкретного романтического произведения необоходимо использовать различные пути работы учителя и учащихся. подчиненные специфике этих произведений (поэма "Упыри" и романтическая лирика М.Лермонтова, "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике", "Сказки об Италии" М.Горького, поьесть-феереия А.Грина "Алые паруса").

5. Изучение романтических произведений в их спепифике способствует более глубокому и полному их восприятию учащимися, развивает их воображение и фантазию, обогащает духовный мир и способствует литературному развитию школьников.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ!* \

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования , формулируется гипотеза, пелъ и задачи исследования, рас-

крывается его научная новизна и практическая значимость.

В петаой главе ("Предпосылки продуктивного изучения романтических произведений ь курсе литературы. 1111 класса") на основе анализа психологических, педагогических, социологических, методических исследований, а также непосредственных наблюдений за практикой преподавания литературы з средней школе намечаются основные пути усиления воздействия романтических произьедений на учащихся, углубления их восприятия в 'УШ классе.

Анализ психолого-педагогической литературы (Выготский Л.С., Божсвич Л.И., Дазыдов В.В., Крутецкий В.А,, Маркова А.К., Левитов Н.Д., Сухомллнский В.А., Щукина Г.И., Лейтес К.С., Фельдитейн Д.И. и др.), беседы с учителями и учащимися показали, что облик современного подростка 13-14 лет сложен и противоречив; это объя-сняэгсл крупными изменениями в психике ребенка - формируется абстрактное мышление, развивается логическая память, происходят сдвиги в эмоционально}; сферэ.

Центральным психическим новообразованием данного возраста .является самосознание - появление размышлений о себе, других людях, окружающем мире. Именно поэтому в этом возрасте, по сравнению с младатаи"школьниками, значительно расширяется круг чтения. Для подростка характерен интерес ко всему яркому, героическому. Их любимый герой - личность незаурядная, сильный и мужественный человек. Ко в связи'-с конкретно-историческими усторическими условиями жизни нашего общества у подростков 80-х годов значительно понизилась доля романтического в их устремлениях и мечтаниях и усилился прагматический аспект. Поэтому так важно сформировать у учащихся нравственные убеждения, принципы, нравственные идеалы, которые бы легли в основу юс оценочных критериев, стали ориентиром в жизни. В исследованиях психологов и методистов (1абицкая Л.Г., Маранцман Е, Г.,. Молдавская Н.Д., Мещерякова К.Я., Гришина Л.Я., Никифорова О.И. и др.) выявлено, что восьмикласснику как читателю еще свойственны черты "наивного реализма", ему еще трудно отличить художественный образ от явления действительности. В то же время в связи с потребностью подростков разобраться в себе и окружающем мире, их начинают интересовать-мысла и переживания героя, его духовный облик. Проведенное нами анкетирование, беседы с учителями и учащимися показали. что самыми любимыми авторами для многих восьмиклассников остаются А.Дюма, Е.Скотт, Майн Гид, Ф.Купер, Э.-Л.Войнич и тд.Чтение позволяет подросткам удовлетворить растущую потребность в знаниях, стремление ко всему новому, необычному, что обязывает нас исследо-

вать роль и значение романтических произведений в этсм возрасте.

Исследование возможностей усиления воздействия романтических произведений на становление личности подростка вызвало необходимость рассмотреть своеобразие этих произведений в специфике их «е-тода, раскрытой в работах литературоведов (В.Бакслсв, Н.Гуляев, И.Волков, А.Гуревич, Г.Гуковский. В.М.Гирмунсяий, Е.Май.т.к, Ю.!'апн. И.Неупохоева, С.Тураев, У.Фсхт и т.д.). В советском литературоведении выдвинута концепция романтизма, которая дает представление э нем как конкретно-историческом явлении литературного процесса - ведущем направлении в русской и западно-европейской литературах конца УЖ- начала XIX веков. Романтизм отличает величие помыслов, взволнованность судьбой простого человека, в нем выражены личные чувства творца, воспевающего героическое бытие. Отличительной особенностью русского романтизма является господство в нем идеи гражданского патриотического жо чга, что определило его демократический, революционный настрой. Романтический герой - высокая, мятежная личность, он противостоит косной обывательской среде, его характер раскрывается в напряженных жизненных ситуациях, исключительных обстоятельствах. Поэты, писатели-романтики в своем творчестве правдиво изображали духовный мир личности, жизнь человеческого сердца, они зыражалк мысли и чувства своих современников и глубоко раскрывали противоречия современного им мира.

Интерес к романтическим произведениям в современном мире объясняется не только потребностями литературоведения, но и духовной жизнью общества. Романтическое искусство, обладая огромным нрав-, ственным потенциалом, особенно притягательно в пору формирования, становления личности подростка; проникнутое поиска?™ возвышенных идеалов, оно находит сильный эмоциональный отклик, более непосредственно воздействует на юного читателя, указывает истинные ориентиры в его духовном развитии. Поэтому ягш задача - вызвать интерес к романтическим произведениям, чтобы помочь учащимся овладеть теми общечеловеческими ценностями, которые залодены в них, сбога- . тить их чувства и помыслы, уберечь от излшяеро прагматизма.

Предлагая изучение романтических произведений в та специфике в УШ классе, мы даем возможность учащимся воспринимать литературу как вид искусства, расширяем и углубляем их представления о ее своеобразии, художественной форме.

Одним из важных ориентиров ори анализе художественного произведения и всего творчества писателя до^ен быть художественный метод. Уже в средних классах, не давая учащимся теоретических съеде-

ней о том или ином художественном методе, учитель при анализе литературного произведения принимает во внимание характер творчества писателя, вводит учащихся в мир его образов.

Анализ литературного произведения в специфике его метода да- ■ ет возможность более пристального внимания к самому тексту, опоры на него, требует не просто комментария и пояснения его, а преследует цель выявления поэтической идеи произведения, его эстетической сущности, а это зедет к углублению понимания его идейного содержания, глубины авторского замысла.

В школьной практике при изучении литературного произведения ь- связи с художественным методом рассматриваются теоретико-литературные понятая "романтизм", "романтический герой", "реализм"", "реалистический образ". Вопросам изучении теоретико-литературного понятия "романтизм" в околе посвящены специальные работы (Беленький Г.VI., Голубков В.З., Гуковсккй Г.Л., Гуревич A.M., Дановский A.B., Елеонская A.C., Корст Н.О., Котельников В., Маймин Е.Я., Чурач. Л. И., Прокофьев Н.И. и др.). Однако в них рассматриваются только романтические произведения, Еошедшие в курс на историко-литературной основе. Мы обратились к изучению романтических произведений в пропедевтическом курсе литературы, особенно к УШ коассу, программа которого построена так, что позволяет нам сформировать у учащихся начальные представления об основных особенностях романтических произведений (поэма !Д.Ю.Лермонтова "Мцыри", реЕолюционнс-романти-ческие песни М.Горького, уроки внеклассного чтеьия).

Проводя констатируящлй эксперимент, а также посещая уроки в разных школах, беседуя с учителями гг. Москвы, Абакана, Сыктывкара, мы установила, что сегодняшний уровень преподавания романтических произведений в УШ классе - поэмы М.Лермонтова "Мцыри", "Песьи о Соколе","Песни о Буревестнике" М.Горького - не удовлетворяет учителей: путь анализа - составление характеристики главного героя, которого придерживаются многие учителя, не соответствует ирироде романтического произведения; не оправдывает себя и расчет на эмоциональное восприятие этих произведений учащимися без их глубокого истолкования, исходя из специфики их метода и возрастных особенностей восьмиклассников. Кроме того, мы не можем не учитывать, что уже в средних классах учащиеся знакомятся с яркими романтическими произведениями ( "Парус", "Два великана" М.Лермонтова, "Узник" А.Пушкина, "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Тарас Бузгьба" Н.Гоголя), б процессе анализа которых у них складываются начальные представления об. особенностях романтических произведений (при-

нхшп контраста, гиперболизм, высокая эмоциональность), о личности творца-романтика как о страстном борце за свобод:' и права человека, хотя они еще не имеют понятия о "романтизме".

Все это дает нам праве пересмотреть привычные подходы к изучению романтических произведений в УТИ классе с целью углубить их восприятие и понимание учащимися, раззивая имеющиеся представления об особенностях романтического произведения, с своеобразии мире- . опущения писателя, поэта-рокаятика; гиперболизации к заостренности романтического образа - преобладании какой-либо страсти в чем, чаще всего.свободолюбии; о необычности хо:.:псз/.ции, в основу которой как правило положен принцип контраста; характере изебраз^т.елыго-выразительяых средстз языка, наиболее лркс выражающего авторскую позицию; наличии авторского идеала, з котором воплощена идея свободы, независимости , призыв к борьбе.

Наиболее эффективными методическими приемами, которые мы использовали в процессе формирования начальных представлений об особенностях романтических произведений, были следующие:

- выразительное чтепие как одно из средств, помогающих раскрыть романтический характер произведения, его высокую эмоциональность, лиризм;

- разнообразные творческие задания:

наблюдение за принципами романтического изображения (контрастное восприятие действительности, гиперболизм, яркость художественных средств), за чертами индивидуальной манеры каждого отдельного ту-' дожника;

пересказ с сохранением приемов романтического изображения; сравнение героя романтического и реалистического; написание собственной романтической истории или отрывка с использованием приемов романтического изображения;

- составление цитатного плана - этот прием эффективен при анализе композиции романтической поэмы, монологическая структура которой затрудняет ее усвоение учащимися;

- использование иллюстраций - помогает ввести учащихся в поэтический мир романтика, выявить черты его индивидуального стиля;сопоставление иллюстраций к одному и тому же произведению разшлг художников способствует осознанию возможности различного подхода к изображению действительности, раскрыть особенности романтического изображения;

- сопоставление типов романтических героев у разных писателей с целью выявления их новизны, непохожести.

Главной нашей задачей было возбудить интерес к романтическим произведениям, подготовить учащихся к курсу на историко-литературноЕ основе, к изучению темы "Романтизм" в IX классе.

Во второй главе ("Изучение романтических произведений в их специфике на уроках литературы в УШ классе") раскрываются содержание и методика экспериментального обучения, анализируются его результаты.

Процесс формирования начальных представлений об особенностях романтического произведения начинается при знакомстве с поэмой М.Ю.Лермонтова "Мцыри". Отталкиваясь от имеющихся у учащихся представлений о поэте как личности мятежной, бунтарской ("Парус"), учитель характеризует его романтическую поэзию как поэзию борьбы и воли, мужества и страстного порыва к свободе, пламенного протеста против всякого рода угнетения, яркого вызова свободной души. Мы вводим понятие "романтический" - мечтательно-настроенный, возвышенный, стремящийся к идеалу - свойственный поэтам-романтикам, относящийся к романтическим произведения:.!. Характеризуя своеобразие мироощущения Лермонтова-романтика, учитель отмечает в нем высказанные с особой с/лой и искренностью чувств стремление к героическому, страстную кааду свободы и достоинства для человека, стремление к возвышенному идеалу. Ввести учащихся в поэтический мир поэта, раскрыть романтический характер его мировосприятия помогут собственные картины Лермонтова-живописца ("Военно-Грузинская дорога близ Мцхета", "Кавказский вид с Эльбрусом", "Воспоминание о Кавказе"), все они неразрывно связаны с местами, описанными в поэме "Упыри".

При анализе поэмы "Мцыри" были раскрыты такие особенности романтического произведения: романтический горой - яркая бунтарская личность; исключительность обстоятельств, в которых формируется его характер; особенности композиции романтической поэмы; своеобразие романтического пейзажа и его роли в поэме; особенности языка романтического произведения; близость главного героя авторскому идеалу.

Анализируя природу характера романтического героя, мы подчер- • кивали принцип контраста, положенный в его основу - физическая немощь и могучий дух борются в Мцыри. Что главное в характера романтического героя? Ото не только смелость, сила воли, целеустремленность, которые отмечают учащиеся, но которые не являются свойствами , присущими• только романтическому герою, но прежде всего - эго способность жить одним всепоглощающим.чувством! одной единственной.

страстью: "Я знал одной лияь думы власть...", его неспособность идти ни на какие компромиссы в достижении поставленной цели, Особенности романтического героя - исключительной натуры переданы в иллюстрации художника Ф.Константинова "Голова Мцыри". Особенно плодотворным зыло сопоставленке иллюстраций разных художников -Ф.Константинова и й.Говдзе к эпизоду "бой Шшрт с барсом". Учащиеся замечают, что у Константинова образ героя более романтичен, загадочен, а у Тоидзе преобладает реалистический способ изображения, его герой выглядит богатырем, зыросшда на свободе, а не пленником монастыря.

При анализе композиции романтического произведения, отмечаем, что ее монологическая форма, исповедальный характер обусловлены стремлением автора рассказать не просто о событиях, приключивших-ся с Мцыри на свободе, а списать его душевное состояние, мысли, пере.эдваяия, "душу рассказать", йде одним средством поведать нам о психологическом состоянии героя, его ожиданиях и переживаниях б поэме - выступает романтический пейзаж » он предвещает встречу с девушкой-грузинкой и предсказывает гибель Мцыри. Но восьмиклассникам еще трудно пенять, почему погибает Мцыри, победив барса. Маыри погибает не только от истощения и ран, причина его гибели нравственная; понять замысел поэмы, символический характер главного ее героя и роль поэмы для современников поэта помогут слова В.Г.Белинского: "Это любимый идеал нашего поэта...". Мцыри стал символом борьбы за сЕободу для современников Лермонтова, и б нале время -воспринимается как пример действенного, активного отношения к ж:?-зни человека-бораа. Уроки по поэме "Мцыри" показали, что она может и должна стать одним из самых любимых произведений дня восьмиклассников, поскольку в ней заложен заряд огромной эмоциональной силы, она созвучна запросам формирующейся личности, способна увлечь мечтой о "чудном мире тревог и битв", о высоком предназначении человека.

Изучение "Песни о Соколе" и "Песни о Буревестнике" М.Горького - новый этап знакомства с особенностями романтических произведений. Методические возможности при обращении к революционным песням Горького мы увидели в том, чтобы показать специфику его романтизма, его качественно новый характер - социальную острогу, предельную активность, преобразовательную сущность; чтобы углубить представление учащихся о разнообразии, широте творческого диапазона писателей-романтиков, но не только о романтизме, а о литературе вообще, ее роли и влиянии в определенные эпохи.

Е револгшонно-романтячесхих песнях М.Горького выражен его взгляд на мир, своеобразие которого определяется тем, что в нем всегда жила мечта с ярком, красочном и счастливом мире, поэтому писатель так любит приподнятость настроения, использует фантастические образы, в которых есть преувеличение прекрасных и высоких качеств. В этих возвышенных образах нашли выражение первые шаги русского пролетариата, его надежды и крепнущий протест. Именно патетика и революционный настрой песен будили в массах активное, действенное отношение к жизни, волю к борьбе. Наш наблюдения также подтверждают, что и для многих сегодняшних подростков эти произведения не утратили своего идейно-эмоционального воздействия.

Новаторство Горького прежде Бсего проявилось в типе романтического героя, показать принципиальную новизну которого мы смогли, сопоставиз его с положительным героем поэзии М.Лермонтова. Еспоми-ная с учащейся, в чем заключается суть романтического идеала поэта, мы вицлм, что это ?лятежккй, страстно мечтающий о свободе, невозможней для него, пленник, его бунт - это бегство из духовного плена, но он трагически одинок ч поэтому обречен. Для поэта ва^гн внутренний мир. сьоегс' героя, его "пламенная страсть"; в нем воплотилось психологическое состояние современников Лермонтова, поколения эпохи "безвременья". А романтический герой молодого Горького не только мечтает о деятельности, которая бы изменила существующий порядок гизнн, ко и осуществляет ее, прямо зовет к революционным преобразованиям, у него есть цель и дело, за которые сн борется; он показан в действии, суть которого - подвлг во имя людей, самопожертвование, и он уже не одинок. Именно таким был положительный геро? нового революционного времени.

Анализируя композиционное своеобразие песен М.Горького, мы выявили, что принцип контраста, типичный для романтизма, доведен в них до предела - высокому романтическому герою (Сокол, Буревестник) противопоставляются сниженные образы (Уж, чайки, пингвины, гагары), ставшие сатирическими. Смысл столкновения этих предельно-обобщенных, символических образов, за каждым из которых стоит определенный тип поведения, отношения к жизни, мы выясняем на уроке "В ■ чем смысл жизни?", который организовали з формэ беседы с элемента-. га диспута на материале "Пески о Соколе". Сравнивая жизненные позиции, идеалы, авторский способ изображения обоих героев, учащиеся начинают понимать, что за гэрьковской аллегорией, символами скрывается глубокий философский смысл, "вечные" Еопросы о человеческой жизни.

При анализе "Песни о Буревестнике", имеющей- сходную символк-ко-аллегорическук природу, учащимся даэтск большая самоитоятель-ность - они должны определить сходство и различие обеих песен, идейную новизну этого произведения. Но для учащихся часто теряется яркость и смелость его метафорических образов, и поэтому мы помогаем им обратить внимание на эстетическую функцию романтических приемов изображения, создающих его высокий эмоциональный настрой, революционное звучание. На заключительном этапе изучения песен сопоставление иллюстраций различных художников (среди них особешпж успехом пользовались гравюры З.Вслсзича. З.Кпскова) помогаю раскрыть символико-аллегорический характер этих произведений, их конкретный смысл. Таким образом, на уроках изучения революционных песен М.Горького решались важные для подростков проблемы: как жить, что ценно, з чем истинное предназначение человека; а патюс этих произведений убеждает их з необходимости деятельного. активного отношения к жизни.

Стремясь показать принципиальную важность обращения к романтическим произведениям, мы в полной мере использовали произведения М.Лермонтова, ?»'.Горького, А.Грина на уроках внеклассного чтения, что давало учащимся расширить и углубить предстяа1енке о роуанти-чесокм творчестве, писателе-романтике, о романтическом стиле; а также применить навыки анализа романтического произведения при самостоятельном чтении.

На уроках по романтической лирике М.Лермонтова ("Ангел", "Ге-ланье", "Сссед", "Для чего я не родился...") было предложено знакомство с ее основными мотивами и настроениями, обогащались представления о мастерстве поэта: тяготение к контрастным образам, постоянным эпитетаг/ и т.д. Ко, как показал наш опыт, эти уроки оказались самыми сложными: учащиеся еще мало подготовлены к восприятию лирики, к особенностям анализа романтических произведений, поэтому в оолыпинетве случаев вынести верную оценку произведению помогал учитель.

Главной задачей уроков по "Итальянским сказкам" М.Горького было раскрыть патетическое содержание этого цикла. От учащихся требовалось не'только передать содержание той или иной сказки, но и выделить те детали, с помощью которых передается авторская восторженная оценка, яркость описаний, эмоцтональность и выразительность го-рьковского сги.1Я. Ребята самостоятельно выбрали те произведения, которые раскрывают ведущие"темы цикла: материнство, труд, товарищество, взаимовыручка и т.д. Зти уроки показали, что такая тсмати-

ха и сегодня актуальна для подростков, что преимущество романтических произведений - в яркой, убедительной форме знакомить с нравственными законами человеческой жизни. Уроки по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" вызвали наибольший интерес, по-видимому, интенсивная внутренняя жизнь героев Грика, их богатый духовный мир и глубоко лирическое разрешение таких проблем,■как смысл человеческой жизни, поиски счастья, были тому причиной. Проникновение в самке глубокие тайники человеческой души писателя-романтика помогает по-, дросткам осознать сложность с богатство человеческой личности и взаимоотношений людей. Таким образом, уроки внеклассного чтения способствовали формированию у учащихся навыков самостоятельного анализа романтических произведений.

До начала экспериментального обучения нами была проведена сре-зовая работа, которая показала, что навыки анализа романтических произведений у учащихся практически отсутствует. Вторая работа показала, что у большей части учащихся экспериментальных классов начали формироваться правильные представления об особенностях романтических произведений, они овладели умением выделять в них главное к существенное, находить отличие героя романтического от реалистического и т.д. На следующем этапе - творческая работа - написание романтической истории или отрывка, которую мы проводили после уроков внеклассного чтения, - показала, что более трети учащихся овладели даже творческими приемами романтического изображения. Таким образом, контрольный эксперимент подтвердил, что в литературном развитии учащихся произошел сдвиг, повысился уровень восприятия романтических произведений.

. В заключении подведены итоги проведенного исследования.

Изучение романтических произведений в их специфике с учетом своеобразия их восприятия учащимися подросткового возраста, поэтапное формирование начальных представлений об особенностях этих произведений, романтическом творчестве, стиле, усиливает эффективность их воздействия на восьмиклассников, дает возможность направить внимание учеников к нравственно-эстетической проблематике, огромному духовному потенциалу романтического искусства. Формирование начальных представлений об особенностях романтических произведений у -учащихся УГО класса способствует умению не только осознавать, но и на практике анализировать произведения с различным подходом к изображению действительности, что способствует литературному развитию учащихся, более глубокому постижению ими своеобразия художественной природы каждого отдельного произведения искусства слова.

Дальнелпее исследование по те\:е долнно быть ш'празлзно на расширение круга романтических произведете; в системе ;х:олького курса литературы и разработ?:/ новых методических лр.чемоз анасза романтических произведен;:?'! в средкцх классах; так C-QF-'mo-вгшпе начальных дредстаклен.'й об особенностях рогмлтлчесг'-К произведен;^ б пропедевтическом курсе лптературц 711 класса ::ы рассматриваем гак подготоЕителыпй; этап х курсу на ::сто и; ropniy л: оЛ основе, тс в .mib-ieiteieii ;;ес:.едозаник должно .".асать^я /.хблемы изучения литературного направления "романтизм" з IX-XI нлаооах.

По теме диссертации опуолдковакы слсду-г.":© работ»::

1. Об особенностях цзучзняя поэмы л.12.Ли;>:ок-0"й 'М-ырл" :-:?.:: романтического произведения ( УП класс ). - ..'£..'..Л:н::::а. . ■

1Я8Э. - 10 е./^коллеь дел. ь C-1IH" 'Ткс.та :: . - 5/3

1137-89.

2. Активизация восприятия уча_д:.п:сд иоэми л/:^..Ъ:\:о11'лъе. "";::.-•эй" з УП классе// "е:кБузсьск.еоорк:!к: Тезис.:;.- .c.ticuh: "зд-вэ Липецкого пединституте., 1Э8У.- с.73.