автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Изучение творчества Л.Н. Толстого в средней школе СРВ
- Автор научной работы
- Чан Тхань Бинь
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1995
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Изучение творчества Л.Н. Толстого в средней школе СРВ"
у I и
1 о М1Р «95
министерство образования российской федерации
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ГЕРЦЕНА
НА ПРАВАХ РУКОПИСИ
ЧАН ТХАНЬ БИНЬ
ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА Л.Н.ТОЛСТОГО В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ СРВ
13.00.02 - методика преподавания литературы
автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
санкт-петербург - 1995
Работа выполнена на кафедре методики преподавания русского языка и литературы Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.
Научный руководитель
Официальные оппоненты -
член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор МАРАНЦМАН В.Г.
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, профессор КОСТЮХИН Е.А. кандидат педагогических наук, доцент ДУХАН Я.С.
Ведущая организация - Институт образования взрослых
РАО.
Защита состоится 1995 года в 15 часов на
заседании диссертационного Совета Д 113.05.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена по адресу: 199034, Санкт-Петербург, ВО, 1-ая линия, 52, ауд. 45.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке университета.
Автореферат разослан". ^¿¿Щд'ИСО^, 1995г.
Ученый секретарь _
диссертационного совета ^^Х'ОлЛ-Л-^у М.П.ВОЮШИНА
ОБЩАЯ 'ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В условиях всеобщего среднего'образования школа несет особую ответственность за приобщение учащихся1 к мировой литературе. Изучение творчества крупнейших писателей1 мировой литературы'в школе имеет большое значение для расширения культурного кругозора учащихся и их идейно-эстетического развития. Знакомство с произведениями мировой литературы, восприятие гуманистических идей» нравственных традиций и чувств прогрессивных писателей приобщают учащихся к величайшим достиаениям мировой культуры, обогащают их духовны® мир. играют большую роль в их гуманистическом воспитании, а также способствуют более глубокому пониманию процесса развития родной литературы. Следовательно, в этом плане изучение мировой литературы чрезвычайно важно.
Разумеется, в условиях школьной работы программа по мировой литературе не может включать в себя все произведения, созданные великими писателями различных стран мира в разные исторические эпохи. Поэтому задача программы по мировой литературе, останавливаясь на основных моментах литературного развития в определенные периоды истории, на главных литературных направлениях, школах и на отдельных произведениях, представляющих эти направления и школы, дать общую картину развития мировой литературы и ее закономерностей.
В соответствий с этим программа по литературе отбирает те произведения мировой литературы, которые до сих пор продолжают привлекать читателя и доставлять ему высокое эстетическое наслаждение. Это произведения, отражающие демократические идеи, проповедующие гуманизм и стремление человечества к счастью и свободе. К таковым относятся и произведения русской классической литературы.
Русская классическая литература ХЗХ века - животворный памятник исторического прошлого русского народа» неисчерпаемый источ-
ник благородных человеческих чувств: любви, дружбы, преданности высоким идеалам и ненависти ко всему несправедливому и недостойному человека. Она замечательна своим патриотизмом, гуманизмом, преданность» демократическим идеям.
В программу, разумеется, невозможно включить всех русских писателей этого столетия. Необходимо, опираясь на всестороннее изучение истории литературы и задач педагогического процесса, отобрать самые выдающиеся образны, представляющие данную эпоху. Но изучать эти произведения нужно так. чтобы учащиеся увидели многогранную картину развития русской классической литературы и понимали ее мировое значение. В процессе выполнения названной задачи изучение творчества Л.Н.Толстого играет важную роль.
Л.Н.Толстой - гениальный писатель-реалист - современен своим жизнелюбием, пафосом правды, пониманием вечного движения и развития кизня, утверждением решающей роли народа в истории и на войне, нравственной силы и способности к подвигу у рядового человека, умением проникнуть во внутренний мир человеческой личности, страс1 ным исканием истины и социальной справедливости. Л.Н.Толстой совр( менен своим неприятием политического деспотизма, тирании, осмеяние и разоблачением господствующих классов в эксплуататорском обществе которые хотят предстать поборниками гуманности и прогресса, являясь на деле врагами свободы. Вместе с тем Л.Н.Толстой также является одним из наиболее сложных писателей мировой литературы - "тру но найти в мировой литературе более мятущуюся и противоречивую фигуру, чем Толстой" /Бердников Г.П./. Лучший показатель сложности толстовского наследия - неутихающие и сегодня споры вокруг его произведений. Поэтому изучение темы "Л.Н.Толстой" в школьном курсе литературы - одна из труднейших задач для учителей и школьников.
При решении задач воспитания и образования на уроке литературы перед учителем всегда стояло два вопроса: что давать учащимся и как давать. Первый вопрос - это вопрос о последовательности изучаемого материала, о том, какой комплекс идей, чувств, образов и проблем из наследия писателя учитель хочет и может сделать достоянием учащихся. Второй - вопрос о том, каким путем довести данный материал до сознания учащихся, как построить занятия?
Что касается первого вопроса, то в существующих условиях литературного курса возможно ознакомление только с очень небольшой частью огромного художественного наследия Толстого. Поэтому при изучении Толстого в школе необходимо не только продуманно отобрать но и наиболее последовательно и экономно расположить изучаемый ма-
териал в четкой системе.
В отношении же второго вопроса можно сказать следующее: так как е творчестве Толстого смелая постановка великих вопросов сопи-альной жизни была облечена в гениальную художественную форму, то изучение его творчества в школе ставит перед учителем множество сложных методических проблем. Чтобы донести до ученика глубоки! смысл толстовских произведений, нельзя ограничиваться лишь анализом их идейного содержания, нужно раскрыть всю красоту и свежесть художественного мастерства Толстого, показать, как и какими средствами писатель достигает исключительной убедительности изображаемого. как мастерски рисует не только судьбы отдельных лвдей, но и весь процесс жизни, как талантливо выражает типические черты эпохи.
Школьный анализ произведений Толстого в единстве идейного содержания и художественной формы требует от учителя усвоения и умелого применения соответствующих методов и приемов при работе над художественными текстами великого писателя. Вследствие этого после определения системы изучения жизни и творчества Толстого, включающей целесообразные для изучения материалы, нужно выделить методические аспекты для работы с данными материалами и те воспитательные проблемы, которые должны быть поставлены и разрешены в пропессе изучения творчества Толстого.
Несмотря на то, что в средней школе СЕВ существует многолетняя история изучения творчества Л.Н.Толстого, до сих пор методика работы над этой темой не разработана в достаточной степени. Чтобы тема "Л.Н.Толстой" активно способствовала нравственному воспитанию и формированию идейно-эстетических взглядов учащихся, стремясь преодолеть названные недостатки, необходимо создать определенную систему изучения писателя применительно к своеобразию программы и читательскому уровню вьетнамских школьников. Следует отыскать те идейно-художественные связи, которые помогут на материале изучаемых в школе произведений отразить логику творческого пути Толстого, раскрыть основные, решающие тенденции его эволюции, обосновать значение Толстого для развития мировой, русской и вьетнамской литературы. Все сказанное и определило актуальность диссертационного исследования.
Предметом исследования является методическая система работы над творчеством Л.Н.Толстого в школьном курсе литературы в СРВ.
Объектом исследования является процесс обучения школьников
II-x классов вьетнамской школы, организованный на новых принципах преподавания литературы.
Цель настоящего исследования заключается в создании научно обоснованной и практически проверенной системы методов и приемов работы с творчеством Л.Н.Толстого в рамках курса литературы средней школы СРВ.
Б процессе исследования была выдвинута гипотеза: внедрение в практику средней школы СРВ предлагаемой системы уроков, посвященных изучению творчества Л.Н.Толстогэ. будет способствовать эффективному усвоению учащимися творчеотва великого русского писателя, если литературный материал приведен в соответствие с читательскими интересами школьников и своеобразием их читательского восприятия, а анализ художественного текста ведется с учетом творческой индивидуальности писателя.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Определить, какое влияние оказало творчество Л.Н.Толстого на литературу Вьетнама, охарактеризовать современное состояние изучения великого русского писателя в литературоведении СРВ на материале переводов и публикации его произведений в нашей стране.
2. Проанализировать историю и современное состояние изучения творчества Л.Н.Толстого в средней школо СРВ, выявить недостатки и трудности в деятельности учителей и учащихся при изучении творчества писателя по существующей программе.
3. Изучить достижения педагогической, психологической и методической наук, опыт российской школы в изучении творчества Толстого.
4. Экспериментально исследовать восприятие произведений Л.Н.Толстого вьетнамскими школьниками для обоснования новой программы Изучения творчества писателя.
5. Найти объективные критерии отбора произведений Л.НДолс-того для новой программы и обосновать связи теории с практикой на основе решений У1 съезда КПВ, постановления КПВ о реформе общеобразовательной и профессиональной школы.
6. Обосновать содержание и структуру предлагаемой системы уроков, посвященных изучению творчества Л.Н.Толстого в средней иколе СРВ; разработать методические основы изучения творчества Ж.Н.Толстого в данной системе.
■■Методологической основой исследования явились положения тео-
рии познания, идеи всеобщей связи явлений исторического и художественного развития со всесторонним развитием личности.
Для решения поставленных задач использовались следящие метр-ды: теоретический анализ педагогической» психологической и.методической литературы по исследуемой проблеме; прямое и косвенное наблюдение; анкетирование; анализ проверочных письменных работ учащихся; педагогический эксперимент с последующим обобщением его результатов.
Научная новизна исследования определяется выбором темы и постановкой проблемы. В диссертации впервые разработана методика изучения творчества Л.Н.Толстого в средней школе СЕВ, предлагается новая структура системы уроков; изучение биографии Толстого -анализ рассказа "После бала" Толстого - внеклассное чтение произведений Толстого, определен единый подход к раскрытию содержания и формы отдельных уроков в этой системе, что позволило обеспэчить целостность организации работы над творчеством Толстого, разработаны методические рекомендации к анализу рассказа Толстого "После бала" с учетом особенностей читательского восприятия текста вьетнамскими школьниками и методические рекомендации по организации и руководству внеклассным чтением произведений Толстого с учетом читательских интересов вьетнамских школьников в различные возрастные периоды.
Новизна исследования состоит в создании методики анализа художественного произведения, способствующей созданию у школьников представления о творчестве писателя в целом, что достигается созданием установки на чтение в процессе биографического рассказа, выделением в анализе лейтмотивных элементов художественного стиля писателя.
Новизна исследования состоит также в том, что впервые показано состояние изучения творчества Толстого в литературоведении Вьетнама, определены достижения и недостатки в существующих работах вьетнамских ученых, представлено знакомство вьетнамской публики с творчеством Толстого и влияние его творчества на развитие вьетнамской литературы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что реализованы принципы: связи теории с практикой, активизации, систематичности, доступности и т.д., доказана необходимость перехода от репродуктивной к исследовательской деятельности учащихся, изменения методики организации занятий в зависимости от уровня усвоения знаний и сформированное^ умений в практических действиях,
обеспечен перенос опыта российской школы в практику учебных заведе ний Вьетнама.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней предложены научно обоснованные и экспериментально проверенные мето дические рекомендации по изучению творчества Толстого в средней школе'СЕВ. Результаты исследования могут быть использованы, учителя ми литературы, составителями программ, учебников и учебно-методиче ских пособий, преподавателями педагогических учебных заведений и институтов повышения квалификации учителей-русистов.
Апробация исследования. Основные положения и результаты рабо ты обсуждались на кафедре методики преподавания русского языка и литературы Российского государственного педагогического университе та им.А.И.Герцена (РГПУ, 1992), на ученом совете педагогического института г.Хошимина (г.Хошимин, 1992), на методических комиссиях учителей общеобразовательных школ Тханг Лонг (Ханой, 1992), Ле До (Дананг, 1992); Куанг Чунг (Куй Нен. 1992) и Ле Куй Дон (г.Хошимин 1992). .
На защиту выносятся следующие положения: I. Структура и принципы построения методической системы изучения творчества Л.Н.Толстого в средней школе СРВ зависят от направленности читательских ин тересов и специфики читательского восприятия школьников.
2. Круг произведений предлагаемых для изучения в средней .школе СРВ должен быть обусловлен значимостью этих произведений в худо жественной системе писателя и доступностью ях для вьетнамских школьников.
3. Введение лейтмотивных-элементов-творчества писателя позволяет создать установку на целостное его восприятие.
4. Методы и приемы изучения произведений Л.Н.Толстого на уроках мировой литературы в СРВ должны быть обусловлены своеобразием стиля писателя.
Структура и объем работы. Диссертация объемом в 243 машинописных страниц состоит из введения, грех глав, заключения и списка литературы, включающего -234 наименования.
Основное содержание диссертации
Во Введении обосновывается актуальность, новизна и практическая значимость диссертационного исследования, определяются его ..объект,'предмет, цели и задачи,"приводятся данные, подтверждающие достоверность полученных результатов, формулируется рабочая гипо-
теза и основные положения, выносимые на защиту.
В глава I "Творчество Л.Н.Толстого во Вьетнама" рассмотрена и проанализирована общая картина ознакомления вьетнамских читателей с творчеством Толстого, дана характеристика включения его творчества в программу по литературе на различных этапах развития средней школы СРВ.
Л.Н.Толстого пришел во Вьетнам на рубеже 1920-1930-х годов. Первыми произведениями Толстого, переведенными на вьетнамский язык, были "Воскресение" и "Анна Каренина".
После исторических изменений в жизни вьетнамского общества толстовские произведения стали широко известны во Вьетнаме и любимы читателями. Произведения Толстого играют огромную роль в сближении вьетнамской и русской литературы и все больше доказывают свою вечную жизненность в сердцах миллионов вьетнамских читателей. Вьетнамцы высоко чтут и уважают Толстого не только как непревзойденного художника, великого гуманиста, но и как большого друга угнетенных народов, поднявшего свой голос в поддержку борьбы за свободу и независимость.
В своем выступлении на конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Толстого, 12-13 сентября 1978 г. в Москве писатель Хоанг Чунь Тхонг от имени вьетнамских читателей утверждал: "Л.Н.Толстой является замечательным писателем не только русского, но и вьетнамского народа в современную эпоху. Его произведения стали близкими друзьями для многих наших поколений, которые боролись за свободу, независимость и участвуют в строительстве социализма во Вьетнаме... Л.Н.Толстой и его произведения прочно вошли в душу вьетнамского народа".
Вместе с переводами произведений Толстого во Вьетнаме также осуществлялось исследование его жизни и творчества /Хоанг Суан Ни. Нгуен Хай Ха, Нгуен Чконг Лик, Нгуен Ким Динь. Чан Винь Фук, Чан Чыег Данг Дан и др./. В сравнении о имеющимися в России исследованиями о Толстом /Арденес H.H., Билинкис Я.С., Бурсов Б.И.» Гала-ган Г.Я., Гусев H.H., Леушева С.И., Ломунов К.Н., Мотылева Т.Л., Храпченко М.Б., Шифман А.И. и др./ работы вьетнамских литературоведов не делают открытий в этой области, но они важны тем, что в них во Вьетнаме творчество Толстого анализируется в определенной системе, рассматривается в связи с мировоззрением писателя и в процессе исторического развития русской литературы, а сам Толстой определяется не только как один из величайших писателей, но и как сложнейшее явление мировой литературы. Эти работы являются важней-
пшми учебными пособиями для студентов-филологов и считаются необходимым материалом для всех интересующихся русской литературой во Вьетнаме.
Следует отметить, что при изучений творчества Толстого большинство вьетнамских авторов опиралось на ленинские статьи о писателе, которые являлись методологической основой их анализа. Разумеется, статьи В.И.Ленина о Л.Н.Толстом имеют определенное методологическое значение при подходе к литературоведению, с точки зрения марксистско-ленинокой идеологии» но это отнюдь не значит, что при изучении Толстого (как и других ..литературных явлений) нужно руководствоваться только ими. Поэтому.часто и много цитируя работы В.И.Ленина, толкования вьетнамских авторов не только похожи друг на друга» но и отражают то примитивное и безличное понимание . Толстого.
Чтобы всесторонне раскрыть постановку изучения Л.Н.Толстого во Вьетнаме, диссертация остановилась на том, как относились к творчеству писателя в Южном Вьетнаме до 1975 года.
Надо отметить, что мысли Толстого о вечных вопросах человечества также привлекали внимание южновьетнамских литературоведов (Чан Фонг Зао, Нгуен Хьен Ле, Хоанг Ву Дык Ван, Чанг Тхьен и др.). Но в целом их постановка и решение вопросов при изучении Толстого резко отличаются от взглядов северовьетнамских ученых. Можно по-разному отнестись к концепциям этих литературоведов, и их решение некоторых проблем наследия Толстого представляется спорным, но из-за того, что они не находились, под влиянием ленинской точки зрения о Толстом, данные взгляды интересны в плане расширения литературного кругозора читателей.
Несмотря на то, что произведения Толстого широко распространены в СЕВ, изучение его творчества в школе не отражает данной ситуации и не реализует возможностей общения учеников с русской культурой. В современной программе по литературе в средней школе СРВ система уроков по изучению творчества Толстого распределена следующим образом:
1. Ознакомление с биографией Толстого и его романом "Война и
мир".
2. Анализ душевного состояния Андрея Болконского до и после встречи с Наташей Ростовой в Отрадном.
Кроме того, программа еще представляет эпизод для внеклассного чтения, где раскрывается настроение Пети Ростова в ночь перед боем, и эпизод для самостоятельного чтения, где раскрывается истин-
но русская сущность Наташи Ростовой, коэда она танцует народный танец в доме у дядюшки пооле охоты. Всего на изучение темы Толстого отводится 3 часа.
Из такого состояния появляется ряд вопросов, которые требуют решения в дальнейшем:
- Целесообразно ли изучить такую сложную тему как "Л.Н.Толстой" по существующей программе?
- Как изучить биографию Л.Н.Толстого в связи с его творчеством?
- Как анализировать художественные произведения Толстого с учетом читательского восприятия учащихся?
- Как организовать и руководить внеклассным чтением произведений Толстого с учетом читательских интересов учащихся? И т.д.
В главе 2 "Возможные варианты изучения творчества Л.Н.Толстого в средней школе СРВ" рассматриваются основные вопросы методики преподавания творчества великого писателя в школьном курсе литературы.
Если сопоставить состояние изучения творчества Толстого в российской и вьетнамской школе, то мы увидим значительную разницу.
В российском школьном курсе литературы тема "Л.Н.Толстой" занимает особенное важное место. Чтение произведений великого писателя начинается в первых трех классах, продолжается в 5-8-х классах и останавливается на изучении темы "Л.Н.Толстой "Война и мир" в 10-м классе. Следует отметить, что в российской школе методика изучения творчества Толстого была разработана в значительной степени. Широко известны сотни монографий, пособий, статей, заметок, в которых представлены различные направления и матодяческие формы работы над творчеством великого писателя в школьном курсе литературы /Беленький Г.И., Богданова О.У., Браже Т.Г., Бражник Н.И., Голубков В.В., Гордеева Н.Б., Качурин М.Г., Коровина В.Я., Курдю-мова Т.Ф., Маранцман В.Г., Наумова H.H.. Сергейчева А.Ф., Теренть-ева A.A., Тиммерманяс Н.В., Тиховодов A.A., Фейн Т.Н., Шейглин А.И. и др./. Причем на изучение творчества Толстого в российской школе всегда отводилось достаточное количество часов, например, в литературном курсе 10-го класса на тему "Л.Н.Толстой. "Война и мир" -22 часа. Все эти и многие другие обстоятельства способствуют изучению творчества великого писателя в российской школе действительно "стать настоящим праздником для учителя-словесника и учеников" /Литвинов В.В./.
Во вьетнамском школьном курсе литературы работа над темой "Л.Н.Толстой" начинается сразу с изучения романа "Война и мир" и
на этом заканчивается. Отмечая состояние изучения творчества Толстого в средней,школе СРВ, мы, пришли к следующим выводам:
1. Изучение сложного и объемного романа "Война и мир" недоступно для вьетнамских учащихся и нецелесообразно в существующих условиях средней школы СРВ.
2. Составление методических пособий далеко не удовлетворяет научно-педагогическим требованиям современной методики преподавания литературы. :
3. Изучение биографии Толстого необстоятельно.
4.-. .Методика организации и руководства внеклассным чтением произведений Толстого не разработана в достаточной степени.
5. Возрастные особенности школьников, их читательские интересы и спашфика восприятия произведений Толстого не учитывались при включении данной темы в программу.
■ Все это приводит к тому, что в рамках существующей системы по изучению Толстого учащихся не создается полного и глубокого понимания творчества великого русского писателя.
Исходя из сказанного, мы считаем, что повысить качество воспитания и образования при изучения темы "Л.Н.Толстой" в средней школе СРВ, совершенствовать подготовку вьетнамских учащихся к восприятию творчества русского великого писателя можно только при критическом пересмотре ряда вопросов, которые помогли бы более глубокому изучению данной темы в школьном курсе литературы: какой материал и какая система занятий о творчестве Толстого наиболее соответствуют условиям работы во вьетнамской школе, в какой последовательности построить систему уроков, как разумно работать над материалом и т.д.
В качестве одного варианта в диссертации предлагается новая система уроков,, посвященная изучению творчества великого писателя, которая, на наш взгляд, соответствует в значительной степени не только конкретным условиям вьетнамской школы, но и своеобразию читательского интереса и восприятия вьетнамских школьников. Предлагаемая система включает в себя следующие уроки:
1) урок изучения биографии Толстого,
2) уроки анализа рассказа Толстого "После бала",
3) уроки внеклассного чтения произведений Толстого.
Изучение творчества Толстого в школе, как и других крупных
писателей, следует начать с характеристики его жизни и творчества, потому что "биография и творческий путь писателя - ключ к сложным моментам изучения художественного произведения, включен-
ного в школьную программу". /Методика преподавания литературы. -М., 1985. - С.216/. При создании урока по изучению биографии Толстого в средней школе СЕВ мы считаем, что краткий очерк жизни и творчества писателя - самая резонансная форма. Методическое своеобразие такого урока определяется по следующим соображениям:
1) биографический рассказ начинается с характеристики эпохи, когда жил и творил писатель,
2) биографический рассказ должен носить конкретный характер, то есть "словесник останавливается на тех эпизодах из жизни писателя, которые имеют ближайшее отношение к изучаемому затем произведению" /Никольский В.А./,
3) в биографическом расоказе "мысль о неразрывности эстетической силы произведения писателя и нравственной стороны его биографии должна стать основой убеждений наших школьников".
4) при изложений биография писателя следует останавливаться на тех фактах личной его жизни, которые имеют большое значение для формирования его мировоззрения и внутреннего роста,
5) слово учителя о писателе не должно перегружать школьников многочисленными сведениями, а должно создавать живой образ писателя, сформировать у школьников ясные и отчетливые представления об основных чертах его жизни и творчества, заразить их нравственным примером,
6) хотя биографический рассказ не должен быть сухим, похожим на анкетную справку, но, чтобы учащиеся полнев усвоили материал,' нужно сведения о жизненном пути и литературной деятельности писателя подавать в хронологической последовательности в строгой системе,
7) в биографическом рассказе невозможно ознакомить учащихся со всеми произведениями писателя, однако могут органично войти в урок такае произведения как:
- произведения автобиографического характера.
- важнейшие произведения, представленные обзорно.
- произведения, тесно связанные с важнейшими фактами жизни писателя,
- примеры произведений разных видов и жанров и т.п..
8) в заключение следует сказать о мировом значении писателя для развития родной литературы.
Ориентируясь на названные принципы, мы предлагаем примерную дополнительную литературу, которая обеспечивает учителям систематическое представление о жизненном и творческом пути Толстого,
помогает им глубоко понять процесс формирования и развития мировоззрения писателя. Опираясь на данную литературу, учитель может построить свой урок по изучению биографии Толстого в зависимости от конкретных условий работы.
Как известно, в полном соответствии с задачами преподавания литературы в школе решается вопрос об отборе материала, подлежащего изучению. Отбор произведений литературы для школьной программы - комплексная проблема, решая которую нужно учитывать различные объективные и субъективные факторы* цели и задачи школьного изучения литературы, обязательный для всех учащихся уровень подготовленности, уровни последовательного освоения программы с учетом возрастных возможностей, запросов и потребностей школьников и т.п. "В курсе литературы представлены произведения высокого идейно-художественного уровня. Они отбираются с учетом доступности учащимся того или иного возраста. Доступность здесь следует понимать как результат напряженной работы учителя и учащихся" /Методика преподавания литературы. - М., 1985/.
Исходя из существующих условий работы в средней школе СЕВ и обращаясь к опыту работы русской школы, диссертант предлагает заменить "Войну и мир" рассказом "После бала" при отборе произведений Толстого для школьного анализа.
Так как "в школьном анализе должны участвовать приемы, которые выясняют читательское восприятие, вводят его в анализ, дают возможность прозвучать голосу читателя" /Марандман В.Г./, работа над рассказом "После бала" в средней школе СЕВ начинается выявлением читательского восприятия вьетнамскими школьниками при первом самостоятельном чтении данного произведения. В связи с этим мы попытались в январе 1992 года провести эксперимент с 85 учащимися двух вьетнамских школ (средняя школа Куаяг Чунг, провинция Бин-дянь, и средняя школа Ле Куй Дон, г.Хошимин). В данном эксперименте мы стремились проверить, как воспринимается рассказ Л.Н.Толстого "После бала" вьетнамскими учащимися, то есть выяснить:
- Насколько интересен и доступен этот рассказ для вьетнамских учащихся?
- Что для них в рассказе является наиболее трудным?
- Что, напротив, наиболее близко для них, что их особенно волнует?
- Какие нравственно-эстетические суждения возникают у них в процессе самостоятельного учения?
- Воспринимают ли вьетнамские учащиеся рассказ в единстве его
содержания и формы?
Анализ экспериментальных результатов позволяет сделать сле-дувдие выводы, которые одновременно становятся задачами школьного анализа:
1. При первом самостоятельном чтении рассказа "После бала" ученики обращают внимание прежде всего не на философское содержание рассказа, а на те стороны характеров и жизненных отношений, которые связаны с их особенными нравственными интересами. Поэтому задача дальнейшей работы с рассказом заключается в том, чтобы расширить круг нравственных и Эстетических интересов учащихся, от силы впечатлений идти к толстовской философии.
2. При чтении рассказа "После бала" у учащихся вызывают интерес не психологические, а социальные и нравственные мотивы поведения героев Толстого. Вместе с тем эмоциональное восприятие личных взаимоотношений героев, их нравственного облика оказывается чрезвычайно сильным. Если здесь и встречаются какие-либо непонятные ситуации, учащиеся всегда обнаруживают желание лично разобраться в них и пытаются даже выразить свою нравственную позицию. Поэтому при дальнейшем анализе рассказа учитель должен обратить внимание учащихся на полемическую заостренность образов, дать возможность соотнести как интерес учащихся с нравственной позицией писателя, так и идеал писателя с идеалами нашей эпохи.
3. В процессе чтения рассказа учащиеся всегда обращают внимание на сюжетно-событийную и историческую сторон^ произведения больше, чем на идейно-художественную и эстетическую сторону. Вот почему в анализе предстоит обнаружить специфику образа рассказчика и образа литературного героя, так же как и внутреннюю связь основных эпизодов рассказа, вне которой авторская позиция учащимся не уловлена.
Опираясь на результаты изучения читательского восприятия вьетнамских школьников и наследуя имеющиеся методические работы, связанные с анализом рассказа "После бала" в российской школе (Рыбникова М.А., Голубков В.В., Беленький Г.И.. Качурин М.Г., Славина К.А., Колокольцев Н.К., Базилевская А.К., Одинцов В.В. и др.), в диссертации разработана методика школьного анализа данного произведения.
Как известно, в современной методике преподавания литературы существуют различные пути анализа художественного произведения. Работая над рассказом "Посла бала", диссертант акцентирует внимание на системе образов произведения, потому что "анализ об-
разов-персонажей, пожалуй, самый привычный путь разбора произведения в школе. Он наделен наибольшей возрастной всеобщностью и способствует утверждению взгляда на литературу как на человековедение'.' /Методика преподавания литературы. - М., 1985/.
Методическое своеобразие школьного анализа образов художественного произведения определяется по следующим соображениям:
- Следует опираться на авторскую характеристику, на описание различных опен, в которых действуют герои и выявляются основные художественные свойства произведения, встретиться с обрисовкой обстановки. с размышлениями автора о типичности выведенных им образов.
- Большое внимание должно быть уделено не только поступкам, диалогам, особенностям речи, но и социальной характеристике персонажей.
- В структуре композиции образов, в их художественно-выразительной словесной форме нужно дать почувствовать.учащимся выражение идейного содержания образов и стиля писателя.
- Следует отметить, что в образах, созданных писателем, отражено его мировоззрение, авторский подход к явлениям жизни.
- Необходимо раскрыть перед учащимися широчайшую типичность образов, то есть говорить о новой жизни и использовании образов изучаемого произведения в наши дни.
Таким образом, закладывается прочная база для выводов об идейном содержании произведений, о значении творчества писателя и т.д.
Разумеется, путь анализа художественного произведения определяет только общее направление работы над ним. Чтобы успешно раскрыть школьникам художественный смысл произведения, постичь идеи автора, развивать читательские качества школьников, при анализе необходимо применить целесообразные приемы, которые конкретно определяют действия учителя и школьников в процессе изучения текста.
"Идти с учащимися по этим изгибам жизни, думать над поведением героя, над закономерно развивающимися поступками человека (в их противоречиях и в их единстве) - это и значит работать над образом-персонажем" /Рыбникова М.А./. Можно считать общепризнанным, что в работе над образом художественного произведения учащиеся проходят два основных этапа:
1) восприятие учащимися образа, в результате которого у них складывается определенное представление о нем,
2) усвоение учащимися образа, конечным результатом этого
процесса является формирование у учащихся определенных знаний об образе, установление его основных черт характера, выяснение авторской позиции в отношении к изображаемому образу.
Так как основная цель первого этапа - приблизить произведение к учащимся, ознакомить с его героями, го здесь является целесообразным прием выразительного чтения.
Известно, что "чрезвычайно важным моментом при анализе художественного образа в старших классах является привлечение учащихся к активной работе над текстом, самостоятельная работа их над образом" /Вопросы методики преподавания литературы. - М., 1961/. Поэтому, на наш взгляд, на втором этапе лучше применяется беседа с учащимися, в которой следует дать возможность ученикам высказать свои соображения, хотя бы первоначально они и не были правильными. Тоща задача учителя заключается в том, чтобы умелым подбором фактов и четким разъяснением их привести затем учащихся к верным суждениям.
С целью повышения активности учащихся беседа также применяется в процесса анализа композиции рассказа.
Таким образом, методика школьного анализа рассказа Л.Н.Толстого "После бала" в средней школе СЕВ, предлагаемая наш, включает в себя следующие части:
1. Вступительное занятие:
- Краткое вступительное олово учителя об истории создания рассказа, о характеристике связанной с ним эпохи, об идейном замысле автора.
- Беседа с целью проверки домашнего задания, объяснения непонятных слов.
2. Работа над рассказом "После бала":
- Чтение рассказа.
- Анализ образа рассказчика Ивана Васильевича.
- Анализ образа полковника,
- Анализ второстепенных образов.
- Анализ композиционного построения рассказа.
3. Заключительное занятие.
Анализ стиля, образов персонажей и композиционного построения рассказа "После бала" приводит нас к следующим выводам в заключительном занятии.
- В своих произведениях последнего периода Толстой продолжал поиски идеала положительного героя, противостоящего злу жизни, и пытался разрешить проблему зла по своему нравственному учению. В
соответствии с этим, хотя Толстой видел и учитывал возможность уничтожения зла жизни путем борьбы, но убежденный в истинности своего нравственного учения, отрицал эту возможность. Вместе с тем данное нравственное учение также заставляет Толстого отрицать позицию, предполагающую, что "для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут лвди", и приходить к метафизическому выводу: "Все дело в случае".
- Герои последних произведений Толстого переживают нравственное воскресение. Под влиянием сильного внешнего толчка меняются их взгляды на самые сокровенные представления и поступки, меняется и их образ жизни. Происходит переоценка ценностей всей прожитой жизни, они как бы прозревают. Переломный период в их жизни часто наступает в результате случайного стечения обстоятельств.
- Содержание рассказа "После бала" основано на противопоставлении сцен бала и экзекуции, но эти сцены можно рассматривать как великолепно вылепленный единый образ деспотизма, воплощающий в себе различные стороны зла. В этих двух сценах, в сущности, нет противопоставления добра и зла. Напротив, в них одно зло, обнаженное писателем путем контраста ыевду следствием (роскошный бал) и причиной (угнетение и жестокость) одного социального явления.
- Рассказ "Посла бала" - это как бы отделившаяся от большого целого часть, то, что по разным соображениям не вошло в другие произведения, где с иных сторон освещалась постоянно привлекавшая Толстого эпоха Николая I и сам его образ. Тема телесного наказания была слишком значительна, чтобы раствориться среди других сцен или оказаться побочным эпизодом. Все произведения Толстого
о николаевской эпохе и о самом паре дополняют друг друга, являясь как бы главами одного большого повествования. Рассказ "После бала" состоит всего из восьми страниц, "но впечатление от этого рассказа такое, будто прочитана большая книга" Дачурин М.Г./.
В главе 3 "Внеклассное чтение при изучении творчества Л.Н. Толстого в сродней школе СРВ" дается описание предложенной системы внеклассного чтения произведений Толстого.
Как известно, внеклассное чтение есть форма различной организации добровольной работы учащихся после уроков под деликатным руководством учителя. Это неотъемлемая часть процесса обучения, ориентирующего на активизацию познавательной деятельности учащихся. Хотя программа внеклассного чтения носит самостоятельный характер. но, в сущности, она должна быть педагогическим действием, то есть как и в процессе классных занятий учитель также решает в
организации и руководстве внеклассным чтением вопросы литературного обучения и воспитания. При этом перед учителями-словесниками стоит задача не просто дать учащимся список произведений изучаемого писателя, а систему доступных и интересных им произведений, не просто показать учащимся те произведения изучаемого писателя, которые не входят в школьную программу, а научить их читать, помочь им в приобретении новых знаний, формировать у них желания, умения и устойчивые привычки чтения, расширяющего и дополняющего теш учебной программы, а также и соответствовать литературному образованию учащихся в целом и т.п.
Школьная практика показала, что воздействие и эффективность внеклассного чтения зависит преэде всего от того, как оно соответствует читательским интересам учащихся. Поэтому, чтобы организовать уроки внеклассного чтения произведений Л.Н.Толстого в средней школа СРВ, содержание и объем знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению учащимися на уроках внеклассного чтения, должны определиться реальными условиями школы СЕВ и презде всего спецификой читательских интересов вьетнамских школьников к чтению произведений Л.Н.Толстого. Материал, полученный в результате проведенного эксперимента, имеет непосредственное отношение к содержанию, объему и направлению внеклассного чтения учащихся.
Эксперимент был проведен нами в январе 1У92 г. в четырех средних школах (школа Банг Лонг, г.Ханой, школа Ле Куй Дон, г.Хошимин, школа Куанг Чунг, провинция Бдндинь, школа Ле До, провинция Куанг-нам-Рананг) и в нем принимали участие 34В одиннадцатиклассников. Анализ экспериментальных результатов позволяет сделать сле-дукщие выводы:
1. Большинству вьетнамских школьников известен небольшой круг ироизведений Л.Н.Толстого. Количество прочитанных произведений писателя на одного школьника невелико, и никто из них не читал все те произведения Л.Н.Толстого, которые были переведены и опубликованы во Вьетнаме. Вместе с тем знакомство вьетнамских школьников
с произведениями Л.Н.Толстого осуществляется почти полностью самостоятельным чтением. Значительная часть школьников знакомится с произведениями Л.Н.Толстого случайно, а не по определенному плану. Вследствие этого знания, полученные при чтении произведений великого писателя у школьников, неустойчивы и разоблены.
2. В отношении произведений Л.Н.Толстого вьетнамских школьников больше интересуют повести и рассказы, чем его романы. Однако произведения великого писателя вообще сложны для их понимания
и при самостоятельном чтении в частности. Помимо этого, в процессе знакомства с произведениями Л.Н.Толстого школьники обычно направляют внимание лишь на сюжетно-событийную, историческую сторону произведения, на описание и развитие динамических интересных спен, на поступки геров, а не обращаются к идейно-художественному и эстетическому содержанию произведения, к теме произведения и авторскому замыслу, к внутренним мотивам поведения и психических состояний героев и т.д. Следовательно, можно сказать, что читательские интересы вьетнамских школьников носят еще односторонний и поверхностный характер.
3. При чтении произведений Л.Н.Толстого способность восприятия, критерий самооценки и уровень читательского развития вьетнамских школьников еще ограничены и несовершенны, то есть учащиеся не воспринимают в полной мера произведения Л.Н.Толстого как художественную ценность. Эти недостатки обусловлены, помимо слабого развития техники культурного чтения, неумением анализировать сюжет и композицию произведения, дать характеристику героев, видеть позицию автора и т.п., а также отсутствием специфического руководства чтением в программе по литературе и в работе учителя.
4. С методической точки зрения, из-за своей ограниченности классная подготовка не стимулирует деятельность школьников при самостоятельном чтении произведений Л.Н.Толстого, а педагогическое руководство чтением не ориентирует на формирование читательской самостоятельности школьников. В результате значительная часть школьников не умеется переносить знания, умения, полученные б классе, на самостоятельное чтение, у них не выработана установка на сознательное применение в самостоятельном чтении критериев классного чтения.
Следует заметить, что в современной программе по литературе в школе СРВ эти недостатки еще не восполняются уроками внеклассного чтения, не осмысливаются как существенный недостаток руководства внеклассным чтением литературы вообще и произведений Л.Н.Толстого в частности.
Опираясь на экспериментальные результаты, в диссертации определяется система внеклассного чтения произведений Толстого в средней школе СЕВ, которая включает в себя следующие элементы.
1) внеклассное чтение биографии Толстого,
2) внеклассное чтение повестей "Утро помещика". "Люцерн", "Отец Сергий", "Хаджи Мурат",
3) внеклассное чтение романа-эпопеи "Война и мир".
4) письменные работы учащихся по самостоятельно прочитанным произведениям.
Руководство и управление внеклассным чтением - дело далеко непростое. Однако в принципе было доказано, что, организуя внеклассную работу с книгой, учитель стремится прежде всего вызвать интерес к чтению и возбудить любовь учащихся к книге. При этом сущность руководства чтением раскрывается многообразно: "Рассказывает ли учитель о писателе и произведении, читает или рекомендует текст, задает ли проблемные вопросы или слушает ответы, помогает ли готовиться к сочинению, - он всегда руководит чтением"./Туре-вяч С.А./.
Руководя внеклассным чтением произведений Л.Н.Толстого, учитель должен раскрыть учащимся идейно-художественное богатство произведений писателя и тем самым способствовать воспитанию любви как к великому писателю, так и к великой русской литературе.
Эта задача реализуется путем раскрытия идейного смысла произведения через анализ его в единстве формы и содержания. Стремясь сохранить непосредственность восприятия изучаемых произведений, учитель в то же время ставит своей целью воспитывать у учащихся исторический подход к изображенным автором событиям и людям, анализировать произведение в тесной связи с эпохой, когда оно было написано и которую они отражают, учить их понимать и оценивать точку зрения автора.
Уроки внеклассного чтения могут быть направлены на выявление характера героя. Работа над образами литературных героев способствует раскрытию их типических черт, выражающих сущность данного социально-исторического явления, а также индивидуальных особенностей героев.
Чтобы достичь важнейших целей на уроках внеклассного чтения, учитель располагает разнообразными методами руководства чтением.
В настоящей работе диссертант не ставит целью охарактеризовать содержание всех уроков внеклассного чтения и не стремится дать рекомендации к чтению всех произведений Л.Н.Толстого, согласно требованиям, предъявляемым к уроку внеклассного чтения. В диссертации решается вопрос только о том, как примерно организовать и руководить внеклассным чтением произведений великого писателя в существующих условиях школы СРВ, учитывая читательские интересы вьетнамских школьников.
Таким образом, опираясь на достижения современной русской методики и учитывая при этом своеобразие изучения мировой литера-
туры в средней !школе СРВ, диссертант стремился обобщить состояние изучения творчества Толстого во вьетнамской школе в сравнении с российской, предложить новую систему уроков, которая, на наш взгляд, соответствует общим требованиям повышения качества изучения творчества Толстого. Разумеется, следует подчеркнуть, что предлагаемая нами система не исключает иных путей изучения творчества Толстого в средней школе СРВ. Вместе с тем диссертант попытался наметить возможные методические вопросы и воспитательные проблемы, над которыми предстоит работать в процессе изучения творчества Толстого во вьетнамском школьном курсе литературы. Мы считаем, что предложенные уроки могут служить основой для построения всей работы учителя по изучению Толстого, а учащимся - дать толчок для самостоятельного постижения творчества великого русского писателя на основе открытий и выводов, сделанных в классе.
Главная же задача настоящего исследования, помимо чисто научных и строго обозначенных в работе проблем, заключается еще в том, чтобы на основе достижений русской методики стимулировать развитие молодой, но уже активно набирающей силу вьетнамской методики.
Таково главное содержание настоящей работы.
В заключении диссертации подведены итоги всего исследования, сформулированы основные выводы.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Методика работы над художественным произведением в средней школе. - Ханой: Образование в средней школе. - № 3. - 1982. -
С.4-9 (на вьет.языке).
2. О структуре программы по вьетнамскому языку и литературе. -Ханой: Образование в высшей школе. - № 3. - 1983. - С.4-8 (на вьет.языке).
3. О структуре программы по вьетнамскому языку. - Ханой: Педагогика- - № 8. - 1984. - С.25-26 (на вьет.языке).
4. Основные вопросы в современной методике преподавания литературы. - Ханой: Образование в оредней школе. - $ I. - 1983. -С.3-7 (на вьет,языке).
5. Литературно-творческие сочинения в старших классах. - Ханой: Образование в средней школе. - К I. - 1984. - С.4-6 (на вьет, языке).
Подписано к печати Ю. 03.1995. Усл.печ.л. 1.0. Тираж - 100 экз. Заказ £ 43. Петербургкомстат. . П Бесплатно
4Т>