Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Критерии отбора и способы введения прецедентных текстов в содержание обучения русскому языку как иностранному

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Каурцева, Ирина Геннадьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Критерии отбора и способы введения прецедентных текстов в содержание обучения русскому языку как иностранному», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Каурцева, Ирина Геннадьевна, 2001 год

зарубежные филологи-русисты; продвинутый этап)

Специальность — 13.00.02 — теория и методика обучения и нос питания (русскому языку как иностранному)

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель кандидат филологических наук С.К.Милославская

Москва

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ЛИНГВОКУАЬТУРНО-АИМК'ШЧЕСКГГЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕОРИИ riPKUFARHTblX ТЕКСТОВ.

1.1. Теория языковой личности как методологическая основа оперирования прецедентными текстами в ,м1нгво;\идакт11ческих целях.

1.2. прецедентные тексты в hctopi гко-культурном и струк'гурно-семиоптческом аспекте рассмотрения.

1.2.1. Прецедентные тексты: основные подходы к изучению.

1.2.2. Цитата - крылатая единица - символ прецедентного текста как основные соотносимые понятия различных философско-филологических подходов к рассмотрению прецедентных текстов.

1.3. традиции обращения К прецедентным текстам В отечественной И зарубежной линпюдидактике.

1.4. возможные перспективы использования результатов изменил прет щдентных текстов в целях преподавания русского языка как иностранного.

ГЛАВА 2. ЛИНГВО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОТБОРА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ТЕКСТОВ В ЦЕЛЯХ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ.

2.1. ПРОГРАММНОСТЬ (ХРЕСТ'ОМАТИПНОСТЬ).

2.2. пре! iеде1гп1ые 'плксты как реакш1я на с тимул в л< :соц11ативнбгх экспериментах.

2.3. Встречаемость в средствах массовой i шформлции.

2.4. интерпжсгулльность.

2.5. «Межкультурная baaf:iттность».

2.6. Ретштерпретирунмость.

2.6.1. Иллюстрации.

2.6.2. Кинематографические версии.

2.7. Регистрация в слорА^ях различного типа.

ВЫВОДЫ.

ГЛАВА 3. ПУТИ ВВЕДЕНИЯ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ТЕКСТОВ В СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ.

3.1. кн1 пт1 для чте1шя, хрестоматии, ученные пособия как способ введения прецедент! 1ых текстов в содержание обучения иностранных студентов-филологов.

3.2. Словари символов hpeiхедентных текстов как способ введения текстов указанного типа в содержание обучения иностранных студентов-филологов

3.3. «вторичные существования» прецедентных текстов как учебный материал для технических средств обучения.

ВЫВОДЫ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Критерии отбора и способы введения прецедентных текстов в содержание обучения русскому языку как иностранному"

В настоящее время тезис о необходимости введения культурологических знаний в учебный процесс (в частности, в практику преподавания русского языка как иностранного) не нуждается в доказательствах: важность «обучения культуре» отмечают многие лингводидакты. Овладение языком культуры имеет огромную познавательную и культуротворческую значимость: это путь включения человека в культурный контекст эпохи. Понимание языка культуры расширяет возможности социализации личност и — приспособления ее к определенному социуму и ориентации в сложных и динамичных социальных структурах.

Концепция «языковой личности», получившая теоретическую и методологическую определенность в последнее десятилетие, позволила рассматривать кулыуроведческий аспект овладения иностранным языком как составляющую содержания обучения филологов, соотносимую с высшим уровнем структурной организации языковой личности, и процесс обучения РКИ данной категории студентов представить в виде учебно-методических действий, направленных на приближение обучаемых к картине мира коллективной русской языковой личности.

Принимая во внимание отличительную особенность русской культуры — ее литературоцентричный характер - можно утверждать, что именно посредством приобщения обучаемых к художественной литературе следует решать поставленную задачу.

В контексте приобщения учащихся к художественной литературе как источнику информации о культуре народа и как высшей форме реализации изучаемого языка проблема отбора и презентации культурологического материала в практических лингводидактических целях может бьгп> связана с понятием прецедентные тек-сты^ все чаще встречающимся в исследовательской литературе последнего времени.

Главным аргументом, доказывающим необходимость обращения лингводи-дактики к прецедентным текстам как обязательному компоненту содержания обучения русскому языку иностранных стулентов-филологов, может служить тот факг, что знание текстов именно этого тина является одним из показателей принадлежности личности к данной эпохе и ее культуре. Задача «отбора классиков и их реинтерпретация современными течениями» для целей сиихронического литературоведения, обусловленная интересом филологов к поэтике «чужого слова», к проблеме поведения одного текста в другом, была выдвинута еще Р.Якобсоном (1975).

Важно также отметить, что прецедентные — хрестоматийные - тексты всегда служили целям лингводидактики (обучение родной и зарубежной литературе) и что, в свою очередь, сам корпус этих текстов формировался главным образом благодаря дидактике.

Me игнорировался принцип прецедент!гости и в практике преподавания РКИ: некоторый набор хрестоматийных текстов в том или ином виде входил в содержание обучения иносфанных студентов, в основном филологов. Однако этот принцип до сих пор реализуется как факультативный, уступая место принципу страноведческой ценности, принципу учета особенностей восприятия художественной литературы иностранным реципиентом, общедидакгическому принципу ог простого к сложному и другим, нашедшим отражение при отборе художественных текстов для хрестоматий, книг для чтения, при составлении лингвострано-ведческих словарей и т.д.

Особенности функционирования текстов подобного типа нашли отражение в теории «вертикального контекста» (Ахманова, Гюббенет 1977; Полубиченко 1979; Черкезова 1985). Идея «вертикального контекста» при изучении художественных произведений, довольно давно вошедшая в филологическую практику, была воспринята и лингводидактикой.

Однако необходимо создание такой модели введения прецедентных текстов в содержание обучения иностранных студентов-филологов, которая учитывала бы не столько детали решения этой лингводидактической проблемы, сколько закономерности, принципы ее оптимального осуществления.

Одним из важных аспектов данной пооблематики является установление

А г1 динамики развития корпуса текстов, активно проявляющих себя в национальном культурно-языковом пространстве, в диахроническом аспекте, и на основе этого прогнозирование, например, дальнейшего функционирования того или иного текста в речевом общении или тенденции к исчезновению его из группы прецедентных в силу некоторых экстралингвистических обстоятельств. Результатом такой работы может стать определение каталога такого вида текстов в синхронном плане (Милославская 1990, 1994; Ростова 1993).

Решение названной задачи требует установления критериев, на основании которых можно отграничить гипотетически прецедентные тексты от реально прецедентных.

Эта процедура потребует лингводидактического по целям и существу пересмотра и обновления терминологического аппарата, традиционно обслуживающего семиотический (символьный) способ функционирования текстов рассматриваемого типа.

Термин символ прецедентного текста в научный обиход б!лл введен Ю.Н.Карауловым в работе «Русский язык и языковая личность» (1987). Однако, решая прикладные задачи, касающиеся, в частности, процедуры отбора прецедентного материала для словарей, исследователи преимущественно оперируют терминами крылатые слова, крылатые выражения, популярные цитаты и др., не придерживаясь при этом единого взгляда на соотносимые понятия и, следовательно, на то, какой именно лексикографический материал может им соответствовать.

Таким образом, актуальность нашего исследования вызвана необходимостью

1) установления динамики развития корпуса прецедентных текстов в диахроническом плане,

2) выявления относительно стабильной части корпуса прецедентных текстов, определяющих культурно-языковое сознание русских в настоящее время, и на основе этого

3) прогнозирования дальнейшего функционирования прецедентных текстов в национальном культурно-языковом сознании: в частности, установления тенденции к исчезновению какого-либо текста из разряда прецедентных в силу определенных экстралингвистических причин.

11риналлежность того или иного литературного произведения корпусу текстов, значимых для коллективной русской языковой личности, должна стать главным методическим основанием отбора художественных произведений в учебных целях, производимого с учетом психолого-педагогических характеристик той национальной аудитории, которой адресован текст.

Новизна исследования заключается в том, что впервые принцип прецедентное™ избран в качестве лингводидактически ориентированного для включения художественных текстов в содержание обучения русскому языку иностранных студентов филологического профиля. Впервые термин символ прецедентного текста вводится в лексикографический обиход. Предложен методический аппарат к учебному словарю символов прецедентных текстов русской языковой личности, способный снять трудности языкового, содержательного, культурного характера при восприятии символа прецедентного текста в другом тексте.

Цель исследования — создание предварительного каталога прецедентных текстов и выработка методических рекомендаций по их использованию в практике преподавания русского языка как иностранного.

Дост ижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- опираясь на существующие работа в области исследования поведения «текста в тексте», текста в культуре, текста в дискурсе языковой личности, выявить признаки, по которым текст приобретает статус прецедентного;

- на этой основе произвести методическую интерпретацию признаков прецедентных текстов, сформулировать и охарактеризовать лингво-методические критерии отбора прецедентных текстов в целях обучения иностранных филологов-русистов;

- в соответствии с обоснованными критериями выделить предварительный список прецедентных текстов, значимых для носителей языка и культуры русской липгвокультурной общности;

- предложить способы введения прецедентных текстов в содержание обучения зарубежных филологов-русистов;

- представить возможную модель учебного словаря — словаря символов прецедентных текстов - как одного из возможных способов введения этих текстов в содержание обучения иностранных студентов-филологов.

Объектом настоящей диссертации являются л и нгво-методические критерии отбора прецедентных текстов и способы введения их в содержание обучения русскому языку зарубежных филологов-русистов.

Прел метя я я область настоящей диссертации включает произведения национальной художественной литературы, которые исследуются нами как гипотетически прецедентные тексты - как тексты, способные быть признанными наиболее актуальными для кулмурно-языковош сознания русской коллективной языковой личности. Тексты Священного Писания, произведения традиционного русского фольклора в его малых формах (загадки, пословицы, поговорки), а также тексты песенной культуры нового и новейшего времени в настоящей работе не рассматриваются.

Методическая гипотеза заключается в предположении, что приобщению инокультурного реципиента к русскому языку и русской культуре — и шире — формированию «культурно-эстетического двуязычия» как глобальной задаче, - может содействовать создание эффективных комплексных моделей введения в содержание обучения оптимально отобранных и лингводидактически проинтерпретированных прецедентных текстов, значимых в настоящее время для носителей русского языка и культуры.

Теоретическая значимость настоящего исследования определяется тем, ч то в нем, во-первых, получила дальнейшее развитие категория языковой личности; во-вторых, выдвинуты лингводидактические критерии присуждения тексту категории прецедентный; в-третьих, обоснована теоретическая модель введения прецедентных текстов в содержание обучения иностранных студентов-филологов; в-четвертых, основные наблюдения и выводы, содержащиеся в работе, могут служить теоретической основой для дальнейшей разработай проблемы использования текстов обсуждаемого типа в обучении русскому языку иностранных учащихся.

Практическая ценность диссертации определяется тем, что, во-первых, в ней на основании выдвинутых критериев выделен предварительный корпус прецедентных текстов русской культуры; во-вторых, данные критерии могут быть применены для выявления потенциального корпуса прецедентных текстов, способного активно функционировать на следующем историческом этапе, в-третьих, предлагаемая в работе методическая модель введения прецедентных текстов в содержание обучения инварианта и может быть использована не только в обучении филологов-русистов, но и в обучении студентов гуманитарного профиля, а также студентов-нефилологов - принцип прецедентное!и при введении культурологического материала предполагает творческое взаимодействие его с ; другими принципами обучения, как общедидактическими, так и методическими.

Методы исследования:

- аналитико-описательный метод;

- гипотетико-дедукгивный метод (при выдвижении гипотезы);

- метод наблюдения за функционированием прецедентного текста в лру- , гом тексте, в дискурсе языковой личности (анализ собственной картотеки символов прецедентных текстов);

- элементы дистрибутивного анализа, то есть анализа окружения символов

FM прецедентных текстов при вписывании их в дискурс; |

- эксперимент, опрос, анкетирование.

На защиту выносятся с а едующие пол ожения:

1) задаче приобщения инокультурного реципиента к фонду обязательных знаний русской языковой личности наиболее отвечает создание такой модели / обучения русскому языку, при котором важное место в его содержании должно быть отведено изучению прецедентных текстов русской культуры;

2) выделение корпуса прецедентных текстов для введения их в содержание обучения должно осуществляться с учетом специфики функционирования текстов данного типа в коллективном национальном сознании;

3) следующие критерии выделения корпуса текстов интересующего нас типа -программность, «межкулътурная валентность», реинтерпретируемостъ — позволяют рассуждать о выделенных текстах как о «канонических»;

4) критерии отбора прецедентных тексгов, выдвинутые на основании методической интерпретации признаков текстов указанного типа, позволяют с достаточной степенью точности очертить круг художественных текстов, претендующих называться прецедентными, в целях введения их в содержание обучения РКИ;

5) в решении методической задачи выбора путей и способов введения прецедентных тексгов в содержание обучения необходимо учитывать как специфику функционирования текстов рассматриваемого типа, так и образовательные задачи.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на международной конференции, посвященной проблемам культуры иноязычного речевого общения (Оломоуц, 1995), на международной научно-методической конференции «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного» (Москва, 1996), на научно-практической конференции, посвященной организации и содержанию учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе (Владимир, 1999), Материалы диссертационного исследования использовались автором на практических занятиях по русскому языку со студентами-филологами.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Работа над тексгом-концептом как одно из направлений развития языковой личности (Материалы к занятиям по практике речи для студентов-иностранцев). — Владимир: В ГПУ, 1992. - 20 с. (в соавторстве).

2. Цитата как символ прецедентного текста: филологический и дидактический аспекты // Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного. Тезисы междунар. научно-методич. конференции. - М.: МГУ, 1996. - С.120-122.

3. Прецедентные текста: лингводидактическая проблема отбора и презентации // Теория и практика преподавания русского языка иностранным учащимся в вузе. Тезисы докладов межвузовского методического семинара. - М.: МГИМО, 1996. - С.10-11.

4. Проблема отбора и презентации прецедентных текстов в целях преподавания РКИ в свете новой концепции подготовки бакалавров филологического профиля //Вестник Владимирского государственного пелуниверситета. Научно-методич. журнал. Вьпт.1. - Владимир, 1996. — С. 143-144.

5. Цитата как объект дискурсного манипулирования // Общество, язык и личность: Материалы Всероссийской научной конференции. — М.: Ин-т языкознания РАН, ПГПУ им. В.Г.Белииского, 1996. - Вып.1. - С. 78-79.

6. Прецедентные тексты как лингводидактическая проблема // Rossica Olomucencia XXXIV (za rok 1995). - Olomouc: Univerzitv Palackeho, 1997. - С 59-63.

7. К вопросу о введении прецедентных тексгов в содержание обучения русскому языку иностранных студентов-филологов // Теория и пракгика русистики в мировом контексте. Сб. тезисов (Междунар. конференция, посвященная 30-летию МАПРЯЛ). - М.: Ин-т русского языка им. А.С.Пушкина, изд-во Икар, 1997. - С. 88-90.

8. Хрестоматии и книги для чтения как приоритетный способ введения прецедентных текстов в содержание обучения студентов-филологов// и

Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в педагогическом университете (материалы научно-практической конференции). - Владимир: ВТТТУ, 1999. - С. 65-66.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ВЫВОДЫ

Методика введения прецедентных текстов в содержание обучения иностранных студентов-филологов обусловлена, главным образом, спецификой текстов рассматриваемой категории: особенностями их существования, форм функционирования.

Непосредственное обращение к литературному первоисточнику или значительному его фрагменту — приоритетный для филолога путь постижения прецедентного текста. В этой связи повышается роль хрестоманий и книг для чтения как средств организации и презентации текстового материала, отобранного на прецедентной основе.

Учет специфики прецедентных текстов при создании справочно-ориентировочного и методического аппарата к этим текстам означает, прежде всего, усиление и дополнительную разработку метатекстуального и введение в содержание обучения интертекстуального аспекта рассмотрения прецедентных текстов.

Способность прецедентных текстов воспроизводиться посредством своих символов обусловливает и соответствующий способ введения прецедентных текстов в содержание обучения (в сознание) инокульгурного реципиента. Одним из возможных путей «символьного» введения может стать использование словарей символов прецедентных текстов — справочно-учебных пособий для студентов филологического профиля продвинутого и завершающего этапов обучения.

Новизна пособия, модель которого предложена в Приложении 2 настоящей диссертации, заключается в том, что каждая статья словаря включает не один, а ряд символов, соотносящихся с определенным прецедентным текстом, и существует под дескриптором, представляющим собой имя автора и название произведения. Следующие уровни представленности символов также отражают специфику этого типа текстов.

Использование реинтерпретационного потенциала прецедентных текстов в лингводидактических целях, ознакомление с этими текстами посредством применения визуальных, аудитивных и аудиовизуальных средств обучения — еще один из возможных путей приобщения инокульгурных учащихся к знанию прецедентных текстов.

Визуальные, аудитивные и аудиовизуальные средства презентации учебного материала сравнительно давно вошли в арсенал методики преподавания иностранных языков, традиционно используются и в преподавании РКИ. Однако отбор визуальных, аудитивных и аудиовизуальных материалов, базирующихся на прецедентных текстах, до настоящего времени производился по другим критериям.

Создание методического аппарата к этим материалам, в должной мере учитывающего специфику текстов указанного типа, отвечающего требованиям современной методики будет способствовать нахождению оптимальных путей приобщения обучаемых к фонду лингвокультурных знаний коллективной русской языковой личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, задача нашего исследования состояла в том, чтобы с учетом уже существующего в научной литературе описания особенностей функционирования текстов определенного тина, получивших название прецедентных, в свете идеи применения этих текстов в линию дидактике,

1) обосновать критерии, по которым может быть выделен корпус текстов, значимых для коллективной русской языковой личности,

2)частично реализовать прикладной аспект этой задачи — предварительно очертить круг прецедентных текстов, активно функционирующих в национальном культурно-языковом сознании в настоящее время,

3)указать возможные способы введения прецедентных текстов в содержание обучения (в сознание) иностранных студентов-филологов и более подробно представить реализацию одного из предложенных способов, а именно символьного.

Вместе с тем ход наших рассуждений привел нас к утверждению приоритета целостного подхода к изучению прецедентного текста.

Изложенные в диссертации наблюдения и выводы, как нам представляется, задают направления некоторых перспективных исследований, способных всесторонне (комплексно) развить теорию прецедентных текстов в ее лингволидактиче-ском преломлении.

Наметим некоторые из возможных направлений.

Прежде всего, дальнейшей разработки потребует проблема выделения корпуса прецедентных текстов, вернее той ее части, которую можно охарактеризовать как «периферия» (в противоположность «ядру», к которому тяготеют тексты, имеющие статус прецедентных на основании большинства критериев, или на основании двух трех, но в значительном количестве проявлений). Отнесенность текстов «периферии» к разряду прецедентных не столь очевидна и требует специальных разысканий. Для решения этой проблемы, на наш взгляд, потребуется, в частности, расширение масштаба проведения ассоциативного эксперимента, направленного на непосредственное выделение «периферии» корпуса прецедентных текстов.

Разработка теории прецедентных текстов в сфере методики преподавания РКИ непременно должна быть связана с проблемой определения учебного минимума этих текстов с учетом психолого-педагогических характеристик той национальной аудитории, на которую ориентировано обучение.

Решение проблемы каталогизации прецедентных текстов должно повлечь пересмотр программ по литературе для филологов как в аспекте определения состава списка текстов, предназначенных для изучения, установления объема учебного минимума, так и в плане распределения этих текстов по курсам.

Следующая этапная задача - определение обучающего потенциала, богатства каталогизированных прецедентных текстов с точки зрения реализации языкового и речевого материала, разработка специального методического аппарата по использованию этого материала на различных тематических (аспектных) занят иях.

Особое внимание должен привлечь семиотический способ введения прецедентных текстов в содержание обучения филологов. Этот способ предполагает ознакомление с прецедентными текстами не только посредством словарей символов, но и использование цитат и небольших фрагментов текстов рассматриваемого типа в практическом курсе русского языка для решения различных учебных задач на разных этапах обучения.

Выявление реинтерпретаций прецедентных текстов различными видами искусства, определение художественных достоинств выявленных произведений искусств как главного критерия отбора, а также каталогизация отобранного материала в целях введения в содержание обучения — еще одно перспективное направление развитая теории прецедентных текстов в сфере методики преподавания иностранных языков.

В заключение мы еще раз хотим подчеркнуть, что задача настоящего исследования состояла в том, чтобы, выдвинув принцип прецедентности как ведущий при отборе и введении в содержание обучения прецедентных текстов, выработать вместе в тем такой динамический подход к этой масштабной проблеме, который мог бы получить в дальнейшем широко разработанную методическую реализацию.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Каурцева, Ирина Геннадьевна, Москва

1. Лшукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. — М., 1960, 1996.

2. Викторова К. Прощание с легендой //Наука и религия, 1996, №4.

3. Кунин В.В. Л.П.Керн //Друзья Пушкина. В 2-х тг.Т.1.

4. А.С.Пушкин в воспоминаниях современников. В 2-х тт. Т.1., 1974.

5. Уолш И.Л., Берков В.П. Русско-английский словарь крылатых слов. — М.,1984.

6. Фелицина В.Г1., Прохоров Ю.Н. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. Лингвострановедческий словарь. — М.,1980.

7. Шулежкова С.Г. Романсные и оперные крылатые выражения: Материалы к словарю «Крылатые выражения из области искусства». Вып.1. — Магнитогорск, 1993.

8. М.Ю.Лермонтов. И скучно и грустно (1840)

9. М скучно, я грустно — одновременно и «документ» мироощущения исторического человека (Россия, реакционный характер цаствования Николая I после разгрома декабристов) и «памятник» романтического мышления.

10. И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды.

11. Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?. Л годы проходят — все лучшие годы!

12. Любить. но кого же?., на время — не стоит груда, Л вечно любить невозможно.

13. В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и все там ничтожно.

14. Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка;

15. И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -Такая пустая и глупая шугка.

16. И скучно, и грустно, и некого в карты надуть В минуту душевной невзгоды.

17. Жена?., но что пользы жену обмануть? Ведь ей же отдать на расходы!

18. Засядешь с друзьями, но счастия нет и следа — И черви, и пики, и все так ничтожно.

19. Ремизиться вечно не стоит труда,

20. Наверно играть невозможно.

21. Крепиться?. Но рано иль поздно обрежешься вдруг, Забыв увещанья рассудка.

22. И карты, как взглянешь с холодным вниманьем вокруг, -Такая пустая и глупая шутка!.

23. О том, что элегия Лермонтова сохранила актуальность и для следующей поэтической эпохи, свидетельствует стихотворение Л.Блока «На улице — дождик и слякоть.» (1915):

24. На улице — дождик и слякоть,

25. Не знаешь, о чем горевать.

26. И скучно, и хочется плакать,1. И некуда силы девать.

27. На популярность элегии Лермонтова указывают и факты обращения к ней композиторов: А.С.Даргомыжского, А.А.Гурилева, И.И.Билибина, В.Г.Касгриото-Скандербека, Н.П.Макарова, Л.А.Оленина, В.М.Иванова-Корсунского, стихотворение много раз становилось романсом.

28. Лексикографические источники более позднего времени фиксируют в качестве "крылатых" первую строку (Займовский, Ашукины), первые четыре и две последние строки (Михельсон) элегии.

29. Символ-цитата И скучно и грустно (и некому руку подать) (реч. стандарт) — употребляется 1) как выражение душевной, жизненной неустроенности, указание на состояние одиночества.

30. В больнице трудно еще и потому, что скучно. И скучно> и грустно. (М.Чулаки. Прощай, зеленая Пряжка. Нева, 1987, №6).

31. Часты случаи распространения данного предложения введением в него субъекта в Д.п. (обычно местоимения мне, вам). Подобные распространители переводят содержание предложения из обобщенного плана в конкретный.

32. Мне скучно, и грустно>, и некому руку подать. Из сферы бенгальского огня попал в полутемную кладовую и жмурюсь (А.П.Чехов. Письмо А. С. Суворину, 4 февраля 1889г.)

33. Если вам скучно, если вам грустно, если вам некому руку подать, то протяните ее к вашему телефону и наберите номер телефона для заявок на "Радио-101" (реклама-заставка на "Радио-101).

34. Если вам скучно, если вам грустно, если вам некому руку подать — приходите в клуб '"Карусель "(реклама на "Радио-101).

35. Может употребляться как выражение досады, сожаления по поводу различных отрицательных (бытовых, личных, социальных) явлений.

36. Афонькин Ю.Н. Русско-немецкий словарь крылатых слов. — М., 1980.

37. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. — М., 1996.

38. Масловский В.И. "И скучно и грустно"// Лермонтовская энциклопедия. М.,1981.

39. Михельсон М.И. Русская речь и мысль. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний: в 2-х тт. Т.1 — М.,1994.

40. Шулежкова С.Г. Романсные и оперные крылатые выражения: Материалы к словарю "Крылатые выражения из области искусства". Вып.1., 1993.

41. Н.В.Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (1834).

42. Повесть о том, как поссорился." завершает прозаический цикл Н.В.Гоголя Миргород кула, кроме данной повести, вошли: Старосветские помещики, Тарас Бульба, Вии. Именно из повести о ссоре взято название всего сборника.

43. Телевизионный художественный фильм (1941) с тем же названием -свидетельство прецедентности «Повести.» в более позднее время.

44. Среди наиболее популярных иллюстраторов «Повести.» Кукрыниксы.

45. Символ-локус МиргоррАСкая лужа (реч. стандарт) встречается в тексте «Повести.» в следующих фрагментах:

46. Символ Миргородская лужа фигурирует как характеристика крайней неблагоустроенности, запущенности городского хозяйства, при этом подчеркивается прямой смысл данного локуса: необыкновенно большие размеры.

47. Лужа в Ивантеевке была не меньше Миргородской (передача «Жизнь одного города», радио России, 5.12.91).

48. Фильм с таким колоритом, с такой бывшей губернской толстовско-тульской землицей, превращенной от хождения по мукам в сплошное месиво (rg/да там гоголевской миргородской луже!).(«Русское счастье по брачному объявлению», 7 дней, 1992, №34).

49. Употребляется как выражение несущественного, непринципиального различия.

50. Употребляется как выражение крайнего уныния при взгляде на разного рода жизненные несовершенства.

51. Афонькин Ю.Н. Русско-немецкий словарь крылатых слов. — М., 1980.

52. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. — М., 1996.

53. Дарвин М.Н. Новое истолкование «Миргорода» Н.В.Гоголя.//Русская литература. 1996. - №2. - С.194-198.

54. Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения. «Миргород» Н.В.Гоголя. — М., 1995. — 100с.

55. Степанов Н.Л. Комментарий к «Повести о том.» //Н.В.Гоголь. Полное собрание сочинений. Т.2. М.: Изд-во АН СССР, 1937. - с.749-761.1. БИБЛИОГРАФИЯ I

56. Абрамович А.В. Книги для чтения как тип страноведческого пособия. // Русский язык за рубежом. 1974. - №3. - С.78-81.

57. Азимов Э.Г., Самуйлова Н.И., Шамшин Л.Б. ТСО на современном этапе развития методики преподавания РКИ //Русский язык за рубежом. — 1994. №2. — С.63-68. Айрапетян В. Герменевтические подступы к русскому слову. — М., 1992. — 302 с.

58. Аксенова Ю.А. Культурная грамотность глазами американского профессора. // Педагогика. 1995. - №4. - С.120-122.

59. Алпатов М.Ф. Буслаев и русская наука об искусстве. — Искусство. — 1961. №8. Андреев Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. — Л.: Гос. русгеогр. о-во, 1929.-118 с.

60. Аннинский Л. Лев Толстой и мы с вами // Книга спорит с фильмом. — М.: Искусство, 1975.-С130-142.

61. Антропова М.В. Личностные доминанты и средства их языкового выражения (на материале художественных текстов): Автореф. дисс. . канд. филол. наук. — М., 1996. 24с.

62. Аркин И.И. Знания или способности?: К разработке стандарта литературного образования.// Литература в школе. — 1995. №3. - С.56-64.

63. Ахманова О.С., Гюббенет И.В и др. "Вертикальный контекст" как филологическая проблема. // Вопросы языкознания. — 1977. №3. — С.47-53.

64. Багдасарьян Н.Г. Язык культуры. // Социально-политический журнал. — 1994.-№1,2. С.51-68.

65. Баранова Л.Л. Деформация семантической структуры устойчивых словосочетаний как прием экспрессивности газетного текста.//Семантика в преподавании РКИ. Тезисы докладов. Харьков, 1988, вьш.2. — С.184-185.

66. Барановский С.И. Русская хрестоматия. Книга для переводов с русского языка. — Гельсингфорс, 1848. — XI, 103 с.

67. Барсуков С.Г., Гришакова М.Ф., Григорьева Е.Г. и др. Предварительные замечания по проблеме «Эмблема — символ — миф в культуре XVIII столетия». // Ученые записки Тартусского госуниверситета. Труды по знаковым системам. Вып. 746. — Тарту, 1987.-С. 85-94.

68. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универо», 1994. — 616 с.

69. Баршт К.А. Русская литература и изобразительное искусство // Русская литература и изобразительное искусство XVIII начала XX века: Сб. научн. тр. — Л.: Наука, 1988. - С.5-35.

70. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. — 502 с.

71. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Сов. Россия, 1979. — 318 с.

72. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979.- 424 с.

73. Бей Л.Б. Интерпретация художественного текста при обучении русскому языку иностранных студентов-нефилологов. Дисс. .канд. пед. наук. — М., 1985. — 243с.

74. Белова B.C. Русская «детская» классика сегодня: К вопросу о содержании школьной программы по литературе. // Литература в школе. — 1994. №1. — С.48-53.

75. Белянин В.П. Понимание и интерпретация художественного текста как деятельность. //Деятельностные аспекты языка. Сб. научн. тр. М., 1988. — С.129-137.

76. Белянко О.Е., Трушина Л.Б. Русская культура на газетной полосе. — М.: Духовное возрождение. —144 с.

77. Бетехтина Е.Н. Фразеологические библеизмы с ономастическим компонентом в современном русском языке (на фоне английского). Автореф. дисс. . канд. фи-лол. наук. СПб, 1995. - 16 с.

78. Библер B.C. Культура. Диалог культур. // Вопросы философии. — 1989. №6. — С. 31-43.

79. Благой Д. «Евгений Онегин». Примечания. // Пушкин А .С. Собр. соч.: В 10 т. — Т.4 М.: Современник, 1975. - С.443-480.

80. Богин Г.И. Уровни и компоненты речевой способности человека. — Калинин, 1977. -106 с.

81. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов. Автореф. дисс. . д-ра филол. наук. А., 1984. - 44 с.

82. Бодуэн де Куртенэ И.Л. Избранные труды по общему языкознанию. В 2-х т. -Т.2. — М.: Изл-во Акад. наук СССР, 1963. 392 с.

83. Бонларенко В .Т. Варьирование устойчивых фраз в русской речи: Автореф. дисс—д-ра филол. наук. — М., 1995. — 42 с.

84. Бондаровская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. // Педагогика. — 1995. №4. — С.29-36.

85. Борзенков В.Г. Проблема человека в контексте обновления гуманитарного образования в России. // Человек. — 1996. №3. — С.70-77.

86. Брагина АЛ. Киноурок: слово — предмет — образ — ситуация. / / Русский яЗ&гк за рубежом. -1978. №3. - с.78-81.

87. Брагина А.А. Киноурок: цель, средства и этапы учебного процесса. / / Русский язык за рубежом. —1980. Jsfel. - С.77-82.

88. Братина А.А. Книга спорит с фильмом? Нет. («Языковая картина» и источники учебного материала). // Русский язык за рубежом.- 1986. №3. — С. 33-38.

89. Братина А.А. Книга и фильм (о фильмах-экранизациях и кинотексге) // Современные технические средства обучения русскому языку как иностранному. — М.: Русский язык, 1989. С 22-27.

90. Булагов Р.А. Человек и его язык. М.: Изл-во МГУ, 1976. - 429 с.

91. Бурвикова Н.Д. Типология текстов лля аудиторной и внеаудиторной работы. — М.:

92. Русский язык, 1988. — 120 с.

93. Буслаев Ф.И. Мои досуги. Собранные из периодических изданий мелкие сочинения в 2-х частях. 4.2. — М.: Синодальная типография, 1886. — 480 с. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. — М.:Просвещение, 1992.- 512 с.

94. Быков Д. Спокойно, Mania, я Башмачкин!: О школьных программах по литературе) // Огонек. 1994. - №11/12/13. - С.27-29.

95. Вайсгербер И .А. Родной язык и формирование духа. — М.: Изл-во Ml У, 1993. — 223 с.

96. Вартанов А. Образы в графике и кино. М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 312 с. Васильева А.Н. Практическая стилистика русского языка для иностранных студентов-филологов старших курсов. — М.: Русский язык, 1981. — 190с.

97. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. 4.1— М.: Музыка, 1972. 150 с. Вежбицка А. Дескрипция или цитация ?// Новое в зарубежной лингвистике. — Вып. XIII. - М.: Прогресс, 1982. - С.237-262.

98. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. — М.: Изд-во МГУ, 1973. 344 с.

99. Верещагин Е.М. «. Читал и любил читать Евангелие». Что входит в состав российской словесности? / / Русский язык в СНГ. — 1992. №10-12, с. 5-11.

100. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М.: Русский язык, 1990. — 247с.еселовский А.Н. Историческая поэтика. — М.: Высшая школа, 1989. 404 с.

101. Виноградов В.В. Стиль и композиция повести Пушкина «Метель» // Книга спорит с фильмом. — М.: Искусство, 1973. — С. 244-264.

102. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы: Избранные груды. — М.: Наука, 1976.-511 с.

103. Виноградов В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы. — М.: Наука, 1980.-360 с

104. Волошинов В.Н.Бахтин М.М. Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. — Л.: Прибой, тип. 11ечатный двор Гос. изд-ва, 1929. — 188 с.

105. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Педагогика, 1987. — 344 с. Т апочка И.К. Методическая концепция обучения чтению на русском (иностранном) языке. Основной и продвинутый этапы обучения: Дисс. .канд. гтед. наук.-М., 1978. 225 с.

106. Гарза Т., Лекич М.Д. Лучше раз увидеть?. (Видео в обучении иностранным языкам) //Русский язык за рубежом. — 1990. №3. — С.71-76.

107. Гаспаров Б.М. Структура текста и культурный контекст // Его же. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. — М.: Наука, 1994. — С.274-303.

108. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. (Лингвистика языкового существования). М.: Новое литературное обозрение, 1996. — 352 с.

109. Геиис Л. Гипертекст машина реадьности. // Иностранная литература. — 1994. -№5.- С.248-250.

110. Голотузов Ф. Русская хрестоматия. Книга для переводов с русского языка на немецкий. 4.1 Лейпциг, Л.Нейман (Фр. Лукас), 1891. - XII, 288. 4.2 - Ревель, Ф.Клуте, VII, 388 с.

111. Гончаров Л.Д. Художник и книга. — М.: Книга, 1964. — 4<3с.

112. Горлов В.В. Фразеологизмы как средство выразительности на страницах газеты. // Русский язык в школе. — 1992. №5-6. — С.35-37.

113. Гришунин А.А. Цитата. // Краткая литературная энциклопедия. Т.8 М., 1975. — С.402.

114. Губенко И.С. «Крылатые заголовки» как явление публицистического стиля. // Язык и литература. — Самарканд, 1969. — С.174-185.

115. Гудков Д.Б., Красных В.В., Захаренко И.В., Багаева Д.В. Некоторые особенности функционирования прецедентных высказываний.// Вестник Московского госуниверситета. Серия 9. Филология. — 1997. №4. — С.106-117.

116. Давыдова Т.И. Концептуально-прагматический аспект семантической структуры лингвистического текста.// Язык и культура: Материалы первой межлунар. конференции. Киев, 1992. - С. 122-123.

117. Демидова Г.Н., Милославская С.К., Римская-Корсакова Н.Н. Использование художественного текста в условиях включенного обучения // Русский язык за рубежом. 1983. - №4. - С.42-51.

118. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода. // Вопросы языкознания. — 1994. №4. — С. 17-33.

119. Демин В. В городе Ч. // Книга спорит с фильмом. М.: Искусство, 1973. - С. 160195.

120. Дмитриев В. Необходимость культуроцентризма. // Свободная мысль. 1997. -№12,- С.21-32.

121. Добровольский Д.О., Караулов Ю.Н. Идиоматика в тезаурусе языковой личности. // Вопросы языкознания. — 1993. — №2. С.5-16.

122. Дондурей Д.Б. Искусство быть зрителем. // Знание — сила. — 1981. №5.

123. Достоевский Ф.М. Письмо В.Д. Оболенской от 20 января 1872 г. // Полное собр. соч.: В 30 т. Т. 29, кн.1. - Д.: Наука, 1986. - 225с.

124. Дридзе Т.М. Текст как иерархия коммуникативных программ (информационно-целевой подход) // Смысловое восприятие речевого сообщения. — М.: Наука, 1976а.-С.48-57.

125. Дридзе Т.М. Интерпретационные характеристики и классификация текстов (с учетом специфики интерпретационных сдвигов) // Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: Наука, 19766. - С.34-45.1.

126. Дридзе Т.М., Реньге В.Э. Психология общения: Учебное пособие. Рига, 1979. ~ 66с.

127. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи. // Вопросы языкознания. 1964. - №6. С.26-39.

128. Жирмунский В.М. Предисловие. //Проблемы литературной формы. А,-Academia, 1928. C.III-XIV.

129. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы: Избранные труды. — Л.: Наука, 1978. — 423с.

130. Жирмунский В.М. К вопросу о международных сказочных сюжетах. // Его же: Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л.: Наука, 1979а.-С.336-344.

131. Жирмунский В.М. Проблемы сравнительно-исторического изучения литератур.//Его же: Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. — Л.: Наука, 1979 б. С.66-84.

132. Задорнова В.Я. Восприятие и интерпретация художественного текста. — М.: Высшая школа, 1984. — 152с.

133. Залевская А.А. Из опыта сопоставления ассоциативных реакций в условиях различных культур. // Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. —М., 1977. С.158-171.

134. Залевская А.А. Информационный тезаурус человека как база речемыслительной деятельности. // Исследования речевого мышления в психолингвистике. — М.: Наука, 1985. С150-171.

135. Залевская А.А. Понимание текста: психолингвистический подход. — Калинин: Изд-во Калининского гос. ун-та, 1988. — 95с.

136. Зарубина Н.Д. Тексг: лингвистический и методический аспекты. — М.: Русский язык, 1981.-112с.

137. Зархи А. Отвечаю критикам // Книга спорит с фильмом. — М.: Искусство. — С.143- 160.

138. Земская Е.А. Клише новояза и цитация в языке постсоветского общества //Вопросы языкознания. — 1996а. №3. — С.23-32.

139. Земская Е.А. Цитация и виды ее трансформации в заголовках современных газег //Поэтика. Стилистика. Язык и культура. — М.: Наука, 19966. — С.157-169.

140. Зимняя И.Л. Психологическая схема смыслового восприятия.//Смысловое восприятие речевого сообщения. ~ М.: Наука, 1976. — С.26-34.

141. Зыкова Г.В. О чужих стихах и чужих сюжетах у А.С.Пушкина. // Русская речь. — 1995. №6.- с.12-14.

142. Иванов В.В. О скрытой основе текста // Структура текста — 81. М.: Наука, 1981. — С.121-123.

143. Какорина Е.В. Новизна и стандарт в языке современной газеты (особенносги использования стереотипов) Поэтика. Стилистика. Язык и культуры. — М.: Наука. — С169-181.

144. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987. — 363с.

145. Караулов Ю.Н. О русском языке зарубежья // Вопросы языкознания. — 1992. №6. - С.5-18.

146. Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности //Русский ассоциативный словарь. Ки.1. М.: Ин-т русского языка РАН, 1994. - С. 190-219.

147. Каурцева И.Г. Прецедентные тексты как лингводидактическая проблема // Rossica Olomucensia XXXIV (za rok 1995). Olomouc, 1997. - C.59-62.

148. Каухчишвили H. Живопись и художественная литература в процессе преподавания русского языка.// Русский язык за рубежом. — 1980. №1. — С.74-77.

149. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. — М.: Наука, 1972. — 216с.

150. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1983. — 207с.

151. Клюева В.Н. Крылатые слова. //Краткая литературная энциклопедия. Т.З. — М.: Сов. энциклопедия, 1966. С.852.

152. Кожинов В. Классика в жизни народа и на экране. //Книга спорит с фильмом. — М.:Искусство, 1973. С. 11-50.

153. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. Некоторые особенности языка современной газетной публицистики. — М.: МГУ, 1971. — 267с.

154. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений нал речевой практикой масс-медиа. — М,, Изл-во Афинского Ин-та им. Л.С.Пушкина, 1997. — 304с.

155. Костомаров В.Г., Бурвикова. Как тексты становятся прецедентными.//Русский язык за рубежом. 1994. -№1. - С.73-76.

156. Красных В.В., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Багаева Д.В. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и в коммуникации //Весшик МГУ. Серия 9. Филология. -1997. №3. - С.62-75.

157. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман. // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1995. - №1. -С.97-124.

158. Круглов В.Ф. Художественная литература и творческая практика петербургского Нового общества художников (1904-1917) //Русская литература и изобразительное искусство XVIII — начала XX века: Сб. научн. трудов. Д.: Наука, 1988. — С.254-284.

159. Кружков Г. «Ты опоздал на много лет.». Кто герой «Поэмы без героя»? //Новый мир. 1993. - №3. - С.216-227.

160. Крюков Л.Н. Фоновые знания и языковая коммуникация.// Этнопсихолингвисти-ка. М.: Наука, 1988. - С.19-34.

161. Крысин Л.П. Владение языком: лингвистический и социокультурный аспек-ты.//Язык — культура — этнос . — М.: Наука, 1994. — С.66-78.

162. Кузьминский К.С. Художник-иллюстратор А.Л.Агин, его жизнь и творчество. -М.: Наука, 1913. 92 с.

163. Кулибина Н.В. Методика лингвострановедческой работа над художественным текстом. — М.: Русский язык, 1987. — 140с.

164. Кухаренко В.Л. Интерпретация текста. — М.: Просвещение, 1988. — 192с.

165. Лакшин В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» //Новый мир. — 1968. №6. - С.284-312.

166. Лебедев Г.Е. Русская книжная иллюстрация XIX века. ~ М.: Искусство, 1952. — 211с.

167. Левин Ю.И. Предисловие к сборнику.// Ученые записки Тартусского госуниверситета. Труды по знаковым системам. Вып. 746. — Тарту, 1987. — С.5-10.

168. Леонтьев Л.Л. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М.: Наука, 1969. — 306с.

169. Леонтьев Л.Л. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 1999. — 287с.

170. Леонтьев Л.Л., Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Национально-культурная специфика речевого повеления. — М.: Наука, 1977. — 352с.

171. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977. — 304с. Лессииг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. — М.: Гослитиздат, 1957.-519с.

172. Литература и музыка. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. - 227с. Литературные произведения в движении эпох. - М.: Наука, 1979. — 288с. Литературный энциклопедический словарь /Под ред. В.М.Кожевникова, П.Л.Николаева. — М.: Сов.энциклопедия, 1987. — 752 с.

173. Лихачев Д.С. «Идеологический фон» литературного произведения (на примере «Слова о полку Игореве») //Литература. Язык. Культура. М.: Наука, 1986. — С.31-34.

174. Логинова В.Г. Видеозаписи в учебном процессе.//Русский язык за рубежом. — 1986. №3. - С.29-33.

175. Логинова В.Г. О лингвометодическом потенциале аудиовизуальных источников информации//Современные технические средства обучения русского языка как иностранного. — М.: Русский язык, 1989. С.17-22.

176. Логинова В.Г. Художественный фильм в обучении речи //Русский язык за рубежом. 1985. - №1. - С. 13-25.

177. Логический анализ языка: Противоречивость и аномальность текста. — М.: Наука, 1990. 279с.

178. Лотман Ю.М. Знаковый механизм культуры //Сборник статей по вторичным моделирующим кулыурам. — Тарту, 1973. — С.195-199.

179. Лотман Ю.М. К современному понятию текста //Ученые записки Тартусского госуниверситета. Труды по знаковым системам. Вып.736 — Тарту, 1986. — С.104-107.

180. Лотман Ю.М. О некоторых принципиальных трудностях в структурном описании текста //Ученые записки Тартусского госуниверситета. Труды по знаковым системам. IV. Тарту, 1969.

181. Лотман Ю.М. О сюжетном пространстве русского романа XIX столетия //Ученые записки Тартусского госуниверситета. Труды по знаковым системам. Вып.746. — Тарту, 1987. С.102-115.

182. Лотман Ю.М. От редакции. В сб. «Типология культуры. Взвимное влияние культур» //Ученые записки Тартусского госуниверситета. Труды по знаковым системам. Вып.576. Тарту, 1982. - С.3-9.

183. Лотман Ю.М. Роман Л.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий: Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1983. - 416с.

184. Лотман Ю.М. Текст в тексте //Ученые записки Туртусского госуниверсигета. Труды по знаковым системам. Вып 567. — Тарту, 1981а. — С.3-18.

185. Лотман Ю.М.Семиотика культуры и понятие текста //Ученые записки Тартусского госуниверситега. Труды по знаковым системам. Вып.515. Тарту, 19816. - С.3-8.

186. Лотман Ю.М., Успенский Б.Л. О семиотическом механизме культуры.//Ученые записки Тартусского госуниверситега. Труды по знаковым системам.У. Вып. 284.— Тарту, 1971. — С.144-167.

187. Лошаков А.Г. Прагмо-семантическая структура пародийного текста. Автореф. диссканд. филол. наук. — Пермь, 1995. — 20с.

188. Ляпон М.В. Языковая личность: поиск доминанты //Язык — система. Язык — текст. Язык — способность. Сб. статей /Ин-т русского языка РЛН. — М., 1995. — С.260-277.

189. Мазнин И. Лишних знаний не бывает: О крылатых словах и выражениях из стихотворений для детей русских поэтов XIX века. // Дошкольное воспитание. — 1996. — С.83-87.

190. Малиновский Е.А. Формирование русской фразеологической теории и фразеографии: Автореф. дисс. доктора филол. наук. — Алматы, 1995. — 57 с.

191. Мальцева Д.Г. Языковые афоризмы немецкого языка литературного происхождения //Иностранные языки в школе. 1993. - №2. - С.14-18; №3. - С.20-25.

192. Мамай О.М. Развитие умений в чтении и говорении на основе художественного текста у студентов-иностранцев нефилологического профиля (основной этап обучения): Дисс. . .канд. пел. наук. — М., 1988. —224 с.

193. Мандельштам О.Э. Разговор о Данте. // Собрание сочинений в 4-х т. Т.2. — М.: ТЕРРА, 1991.- С.363-414.

194. Маркарян Э.С. Теория кулыуры и современная наука. — М.: Мысль, 1983. — 284с.

195. Мачерет А. Письмо академику В.В.Виноградову //Книга спорит с фильмом. — М.: Искусство, 1973. С.235-244.

196. Международные связи русской литературы. Сб статей/ Под ред. М.П.Алексеева. — М.-А.:Изд-во Акад. наук СССР. — 474с.

197. Методика преподавания иностранных языков за рубежом. Вып.1. — М.: Прогресс, 1967.-464с.

198. Микушевич В. Проблема цитаты. («Доктор Фаустус» Т.Манна по—немецки и по-русски) //Мастерство перевода. 1966. М., 1968. - С.239-260.

199. Милославская С.К. Слово — текст культура: учет новой системы отношений в преподавании русского языка как иностранного / / Fremdsprachen und hochschule. -1992.-№36.-С.55-61.

200. Милославская С.К. Влияние социокультурной реформации в России на содержание обучения русскому языку как иностранному // Fremdsprachen und hochschule. 1994. - №12. - С.57-65.

201. Милославская С.К., Скорлуповская Е.В. Цели анализа художественного произведения при работе с иностранными студентами в нефилологических вузах СССР //Лингвострановедение и текст. М.: Русский язык, 1987. - С.60-69.

202. Милославская С .К., Цветкова Т.М. Типология «книг для чтения» //III Международный симпозиум МАГ1РЯЛ по лингвострановелению: Тезисы докладов и сообщений. 4.2. Одесса, 1989.- С.84-86.

203. Мильчина В. Поэтика примечаний.//Вопросы литературы. — 1978. №11.- С.81-86.

204. Минский М. Фреймы для представления знаний. — М.: Энергия, 1979. — 152с.

205. Минц З.Г. Функция реминисценций в поэтике А.Блока //Ученые записки Тартус-ского госуниверситета. Труды по знаковым системам. Вып. 308. — Тарту, 1973. — ! С.387-399.

206. Минц З.Г. Символ в системе культуры //Ученые записки 'Гартусского госуниверситета. Труды по знаковым системам. Вып. 746. — Тарту, 1987. — С.95-101.

207. Михалева И.М. Аксиология прецедентных текстов //Семантика в преподавании русского языка как иностранного. Тезисы докладов. Вып.2. — Харьков, 1988. — С.257.

208. Михалева И.М. Текст в тексте: психолингвистический анализ: Дисс. .канд. фиIдол. наук. М., 1989. - 206с.

209. Михалева И.М., Сорокин Ю.А. Культурологическая значимость прецедентных текстов//VI Междунар. Симпозиум «Функциональные типы монологических текстов и Аспекты их лингвистических интерпретаций». Тезисы докладов. — Тбилиси* 1988. — С.90-93.

210. Михалков-Кончаловский А.С. Подступы к классике // Книга спорит с фильмом. — М.: Искусство, 1973. С.50-67.

211. Молдованова Л.И. Лингвопрагматическая характеристика русских фразеологизмов (газетно-публицистический стиль): Автореф. лиссканд. филол. наук. — Краснодар, 1994. 24с.

212. Мытарева Н.В. Лингвистический аспект репрезентации межличностных отношений в дискурсе массовой коммуникации (на материале немецкоязычных интервью): Автореф. дисс. .канд филол. наук. М., 1995. 21с.

213. Нечаева B.C. Иллюстраторы Достоевского. //Творчество Ф.М.Достоевского. — М.: Изд-во АН СССР, 1959. С.472-510.

214. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. — М.: Книга, 1972.-152с.

215. Николаева Т.М. Единицы языка и теория текста //Исследования по структуре текста. М.: Наука, 1987. - С.27-58.

216. Образовательный стандарт по литературе / /Русская словесность. — 1993. №4.-С.84-94.

217. Основные направления в методике прподавания иностранных языков в XIX- XX вв. /Под ред. И.В.Рахманова. — М.:Педагогика, 1972.- 319 с.

218. Осьмаков Н.В. Историко-фуикционалыюе исследование произведений художественной литературы //Русская литература в историко-функциональном освещении. М.: Наука, 1979. - С.5-41.

219. Пастернак Б.Л. Охранная грамота // Собр. соч.: В 5 т. — Т.4. — М.: Художественная литература, 1991. С.149-240.

220. Пегрова Е.В. Цитация в письменном научном произведении: Дисс—канд. филол. наук. М., 1987. - 208с.

221. Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки. (Заметки по общей теории клише). — М.: Наука, 1970. 239с.

222. Пермяков Г.Л. К вопросу о русском паремиологическом минимуме //Словари и лингвосграноведение: Сб. статей /Под ред. Е.М.Верещагина. — М.: Русский язык, 1982. -С.131-137.

223. Песков A.M. Вечные образы //Литературный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С.63-64.

224. Петровский А.А. Личность: феномен субъектности. — Ростов-на-Лону, 1993. — 67с.

225. Печерица Т.Е. Учет мотивации чтения художественного произведения при обучении студентов-филологов // Русский язык для студентов-иностранцев. Сб. методнч. статей. №19. — М.: Русский язык, 1980. — С.150-158.

226. Печерица Т.Е. Учебный аппарат к художественному тексту в книге для чтения / / Комплексный подход к обучению студеггюв-и ностраицев русскому языку. — М.: Изд-во МГУ, 1982. С.88-92.

227. ГТигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском национальном пейзаже середины XIX . — М.: Наука, 1972. — 123с. Подобедова О.И. Дмитрий Николаевич Кардовский. — М.: Сов. художник, 1957. — 183 с.

228. Полубиченко Л.В., Лндросенко В.П. Топология цитат в художественной и научной речи //Филологические науки. — 1989. №3. - С.58-64.

229. Поэзия и музыка. Сб. сгатей и исследований. — М.: Музыка, 1973. — 302с.

230. Правда Ю.Т. Иноязычные вкрапления в русской литературной речи XIX века: Ав~ тореф. дис. . доктора филол. наук. — М., 1983. 32с.

231. Программа по литературе. 5-11 классы /Пол ред. Беленького Г.И. // Программы общеобразовательных учебных заведений Российской федерации. Литература. 511 классы. — М.: Просвещение, 1995. — С.65-140.

232. Программа по русской словесности для гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением гуманитарных предметов (5-11 классы). — М.: Просвещение, 1995. — 43с.

233. Программы для общеобразовательных учреждений. 1-11 классы / Под ред. Kvp-дюмовой Т.Ф. — М.: Просвещение, 1997. — 95с.

234. Прозоров В.В. Читатель и литературный процесс. — Саратов: Изл-во ("арат, госуниверситета, 1975. 210с.

235. Пропп В.Я. Морфология сказки. — М.: Наука, 1969. — 168 с.

236. Прохоров Ю.Е. Из истории описания национально-культурного компонента семантики русских пословиц, поговорок и крылатых выражений //Словари и лин-гвострановедение: Сб. статей /Под ред. Е.М.Верещагина. М.: Русский язык, 1982.- С.137-142.

237. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русского языку иностранцев. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 216с.

238. Пустыгина Н.Г. Цитатностъ в романе Андрея Белого «Петербург». Статья 1 //Ученые записки Тартусского госуниверситета. Труды по русской и славянской филологии. XXVIII. Тарту, 1977. - С.80-97.

239. Пустыгина Н.Г. Цитатностъ в романе Андрея Белого «Петербург». Статья 2. //Ученые записки Тартусского госуниверситета. Труды по русской и славянской филологии. XXXII Тарту, 1981. - С.86-114.

240. Раушенбах В.Э. Обзор основных методов преподавания иностранных языков с I по XX в. М.: Высшая школа, 1971. - 112 с.

241. Ревзина О.Г. Язык и литература: учение академика В.В.Виноградова в свете современного гуманитарного знания //Вестник МГУ. Серия 9. Филология. — 1995. №6.- С.83-90.

242. Ройзензон Л.И. Первый опыт создания белорусского сборника крылатых слов и афоризмов //Вопросы фразеологии. — Ташкент: Наука, 1965. — С.107-110.

243. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. — М.: Наука, 1988.-212с.

244. Ростова Е.Г. Лингвострановелческий анализ и интерпретация художественного текста в практическом курсе русского языка для зарубежных студентов-филологов: Дисс. . .канд. пел. наук. М.,1989. - 192с.

245. Ростова Е.Г. Использование прецедентных текстов в преподавании РКИ: цели и перспективы //Русский язык за рубежом. — 1993. — С.7-26.

246. Рубакин Н.Л. Психология читателя и книги. — М.: Книга, 1977. — 264с.

247. Сальникова О.Г., Щулежкова С.Г. Крылатые выражения из области искусства в современном языке. — Челябинск, 1985. — 78 с.

248. Сафронова Е.Г. Книга для чтения как жанр коммуникативно ориентированного пособия //Теория и практика создания коммуникативно ориентированных индивидуализированных учебников русского языка /Тезисы докладов и сообщений. — Таллинн, 1988. -С.215-216.

249. Селиванова С.И. Обучение пониманию художественных произведений с учетом национальной кулыуры учащихся (на материале русских сказок): Дисс. .канд. филол. наук. М., 1993. - 241 с.

250. Сидоров А.А. Искусство книги. — М.: Книга, 1979. — 216с.

251. Слесарева И.П. Художественный текст в практическом курсе русского языка для студентов-филологов //Теория и практика обучения русскому языку иностранных студентов-филологов. — М.: Русский язык, 1984. — С.57-64.

252. Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1989. — 624 с.

253. Словарь образных выражений русского языка. /Пол ред. В.Н.Телия. — М.: Отечество, 1995.-368 с.

254. Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. — М.: Наука, 1977. 203с.

255. Смирнов И.П. Вопросы художественной преемственности: (Литература нового времени в соотношении с древнерусскими памятниками и фольклором). Лвтореф. дисс. . .доктора филол. наук. —М., 1978. — 36с.

256. Смирнов И.П. Порождение интертекста (Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л.Пастернака). — С.-Петербург: С.-Петербургский госуниверситет, 1995. — 190 с.

257. Сорокин Ю.А., Михалева И.М. Прецедентный текст как способ фиксации языкового сознания //Язык и сознание: парадоксальная рациональность. Сб. статей: Ин-т языкознания РАН. М., 1993. - С.98-118.

258. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Отображение «текста» в тексте //Изоморфизм на разных уровнях языковой системы. — М.: Наука, 1984. — С.35-42.

259. Сорокин Ю.Л., Уфимцева Н.В. К вопросу об интегральной оценке художественного текста //Методика преподавания иностранных языков в школе и вузе. — Ульяновск, 1976. — Вып.1. — С.53-61.

260. Соссюр Ф.де. Труды по языкознанию. — М.: Прогресс, 1977. — 695с.

261. Софронова И.Н. Аллюзия в вертикальном контексте художественной прозы А.Адамовмча //Некоторые вопросы изучения славянских языков и литератур

262. Материалы V конференции молодых ученых филфака БГУ. — Минск, 1990. — С.43-46.

263. Супрун А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление //Вопросы языкознания. 1995. - №6. - С.17-29.

264. Тимофеев. Кружок Л.Н.Оленина и книжная графика первой трети XIX века //Русская литература и изобразительное искусство XVIII — начала XX века: Сб. научн. тр. Л.: Наука, 1988. -С.49-66.

265. Тодоров Ц. Поэтика. //Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. — С37-113.

266. Толстой Л.Н. Письмо к Н.Н.Страхову 23-26 апреля 1876 г.// Полное собрание сочинений. Т.62. — М.: Гослитиздат, 1953. — С.268-270.

267. Толстой Н.И. Некоторые проблемы и перспективы славянской и общей этнолингвистики. //Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Т.41. 1982. - №5. — С.397-405.

268. Топоров В.Н. Имя как фактор культуры (на злобу дня) //Всесоюзная научно-практическая конференция «Исторические названия памятники культуры»: Тезисы докладов и сообщений. - М.: Наука, 1989. - С.127.

269. Тороп П.Х. Проблема интексга. //Ученые записки Тартусского госуниверситета. Труды по знаковым системам. Вып.567. — Тарту, 1981. — С.33-45.

270. Тороп П.Х. Процесс перевода и некоторые методологические проблемы перево-доведения. //Ученые записки Тартусского госунивеситета. Труды но знаковым системам. Вып.576. — Тарту, 1982. С.10-23.

271. Туровская М. И мое мнение об экранизации. //Книга спорит с фильмом. — М.: Искусство, 1973. С222-235.

272. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М.: Наука, 1977. 576с.

273. Уроки словесности.// Литературная газета. — 1993. — №3. — С.7.

274. Ушакова Н.И. Методическая модель книги для самостоятельного чтения для студентов-нефилологов завершающего этапа обучения (на материале художественных и публицистических текстов): Дисс. . канд. пед. наук. — М.,1991. — 231 с.

275. Уэст М. Обучение английскому языку в трудных условиях. — М.: Просвещение, 1966.-116с.

276. Филипьев Ю.А. Сигналы эстетической информации. — М.: Наука, 1971. — 111с. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания / /Новое в зарубежной лингвистике. Вып.23. М.: Прогресс, 1988. - С.52-93.

277. Флоренский II.А. Закон иллюзий.// Ученые записки Тартусского госуниверситета. Труды по знаковым системам. Вып. 284. — Тарту, 1971. — С.513-521.

278. Фосслер К. Грамматические и психологические формы в языке. //Проблемы литературной формы. — Л.: Academia, 1928. — С. 148-191.

279. Фролова О.Е. Представление произведения художественной литературы в контексте культуры как методическая проблема. //Русский язык за рубежом. — 1990. №5. -С.13-16.

280. Халеева И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста.// Язык система. Язык — текст. Язык — способность. —М.: Ин-т русского языка РАН, 1995. - С.277-288.

281. Хартунг Ю., Брейдо Е. Проблемы лингвистического описания гипертекста. //Вестник МГУ. 1996. - №3. - С.61-78.

282. Чегодаев А.Д. Иллюстрация, j j Литературный энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — С.120.

283. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. — М.: Наука, 1991.-214с.

284. Чернявская Т.Н. Приемы создания и использования текстовых материалов учебника русского языка для иностранцев в лингводидакгических целях: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1983. - 267с.

285. Чтение и работа с иноязычным текстом. /Сб. научи, хр. — Свердловск: УрГУ, 1985. 136с.

286. Чудакова М.О. Творческая история романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» / /Вопросы литературы. — 1976. №1. — С.218-254.

287. Шахиарович A.M. Языковая личность и языковая способность.//Язык — система. Язык — текст. Язык — способность. Сб. статей /Ин-т русского языка РАН. — М., 1995. С.213-224.

288. Шершавицкая В.Д. Использование кинодиалогов художественного фильма при обучении русскому языку. //Русский язык за рубежом. — 1976. №2. — С.75-79. Шершавицкая В.Д. О понимании учащимися диалогов художественных фильмов. М.: Изд-во МГУ, 1979. - 101 с.

289. Шкловский В. Их настоящее. — М.-Л.:Кинопечать, 1927. — 111 с.

290. Шматенко А.Ю. Газетный текст как источник национально-культурной информации: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. — М., 1989. — 24 с.

291. Шохина В.Л. Комментарии. // Набоков В.В. Рассказы. Воспоминания. — М.: Современник, 1991. С. 628-649.

292. Шпет Г.Г. Сознание и его собственник (Заметки). М., 1916. — 55 с.

293. Шпитцер А. Словесное искусство и наука о языке. //Проблемы литературной формы. A.: Academia, 1928. - С.191-223.

294. Шулежкова С.Г. Крылатые выражения русского языка, их источники и развитие: Автореф. дисс. .докт. филол. наук.- С.-П., 1995.- 43 с.

295. Штамбок А.А. Образный строй в произведениях живописи и литературы. //Литература в школе. 1965. - №1. - С.16-28.

296. Ястрежембский В.Р. Контекст и структура текста. //Проблемы современного зарубежного языкознания (80-е годы). Сб. научно-аналит. обзоров. — М.: ИНИОН АН СССР, 1988. С149-168.

297. Brady A.D. Opera as a motivating device.// Arnial. december 1980/vol. 13 - №6.

298. Gajdusek L. Toword wider use of literature in ESL: why and how// TESOL QUARTERLY, vol. 22, №2, june 1988.

299. Gatti-Tayior M. Songs as a Linguistic and cultural resource in the intermediate Italian class.// Annal. — decemder 1980/ vol. 13- №6.

300. Kollarova E., Trusinova L.B. Встречи с Россией. Russky jazyk pre 3-4 rocnik strednvch skol.(Slovenske pedagogiclke nakladatelstvo). Vytlacila Slovenska Grafia, a.s. — Bratislava, 1997. 368 c.

301. Melpignano R.J. A different use for french songs in the classroom.// Annal. december 1980/ vol. 13 - №6.

302. Papemo S., Nakhimovsky A., Nakhimovsky A., Liid R. Intermediate russian. The twelve chairs.- Slavica Publisher, Inc. USA, 1985.-246 p.286 II

303. Афоныдан Ю.Н. Русско-немецкий словарь крылатых слов. — М.: Русский язык, 1990.-288 с.

304. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты; Образные выражения. — 4-е изд., доп. — М.: Худож. лит., 1987. — 528 с.

305. Белянин В.П., Бутенко И.А. Живая речь. Словарь разговорных выражений. — М.: ПАИМС, 1994. 192 с.

306. Душенко К.В. Словарь современных цитат: 4300 ходячих цитат и выражений XX века, их источники, авторы, датировка. — М.: Аграф, 1997. — 628 с.

307. Займовский С.Г. Крылатое слово. Справочник цитаты и афоризма. — М.-Л., Гос. изд.,1930. 492 с.

308. Кино: Энциклопедический словарь /Под ред. С.И.Юткевича. М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 640 с.

309. Манликова М.Х. Ассоциативный словарь этнокультуроведческой лексики /Под ред. Л.А.Шеймана. Фрунзе: Мектеп, 1989. - 117с.

310. Михельсон М.И. Русская мысль и речь. Свое и чужое: Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний: в 2-х т.-М.: Русские словари, 1994. — Т.1: 819 е.; Т.2: 936 с.

311. Русский ассоциативный словарь. Кн.2. Обратный словарь: от реакции к стимулу. — М.: Ин-т русского языка РАН, 1994. 358 с.

312. Русская литература в советской музыке. Справочник. Вып.1. — М.: Советский композитор, 1975. — 467 с.

313. Словарь ассоциативных норм русского языка /Под ред. А.А.Леонтьева. — М.: Изд-во МГУ, 1977. 192 с.

314. Титова Л.Н. Киргизско-русский ассоциативный словарь. — Фрунзе: Мектеп, 1975. — 187 с.

315. Ульянов Ю.Е. Латышско-русский ассоциативный словарь. — Рига, 1988. — 178 с.

316. Уолш И .А., Берков В.Г1. Русско-английский словарь крылатых слов. — М.: Русский язык, 1984. 280 с.

317. Фразеологический словарь русского литературного языка конца XVIII-XX вв./Пол ред. А.И.Фелорова. М.: Топикал, 1995. - 608 с.

318. Шулежкова С.Г. Романсные и оперные крылатые выражения: Материалы к словарю «Крылатые выражения из области искусства». Вып.1. — Магнитогорск, 1993. — 94 с.

319. Энциклопедия литературных героев. — М.: Аграф, 1997. — 496 с.1.I

320. Аргус. Татьяна Ларина (Отрывок из романа «Евгений Онегин в Нью-Йорке» //Венок Пушкину. Из поэзии первой эмиграции. — М.: Эллис Лак, 1994. — С.220-224.

321. Ахмадулина Б. Избранное: Стихи. — М.: Советский писатель, 1988. — 478 с. Ахматова А.Л. Собрание сочинений в 2-х т. М.: Правда, 1990. — Т.1: 448 е.; Т.2: 432 с.

322. Бродский И. Сочинения в 4-х т. Т.1 — Париж — Москва Ныо Йорк: Пушкинский фонд; Третья водна, 1992. - 479 е.; Т.2 - СПб: Пушкинский фонд, 1994. - 479 е.; Т.З. — СПб: Пушкинский фонд, 1994. — 448 с.

323. Вознесенский А.А. Безотчетное. — М.: Советский писатель, 1981. 256 с.

324. Вознесенский А.А. Взгляд: Стихи и поэмы. — М.: Советский писатель, 1972. — 208с.

325. Вознесенский А.А. Прорабы духа. М.: Советский писатель, 1984. - 496 с.

326. Вознесенский А.А. Тень звука. — М.: Молодая гвардия, 1970. — 264 с.

327. Вознесенский А.А.Соблазн. — М.: Советский писатель, 1979. — 208 с.

328. Высоцкий В. С., Галич А.А., Окуджава Б.Ш. Я выбираю свободу: Стихи и песни. -Кемеровское книжное изд-во, 1990. — 367 с.

329. Высоцкий B.C. Кони привередливые. — М.: Эксмопресс, 1999. — 478 с.

330. Галич А. Возвращение: Стихи, песни, воспоминания. — Л.: Музыка, 1990. 320с.

331. Евтушенко Е.Л. Завтрашний ветер. М.: Правда, 1987. - 480 с.

332. Евтушенко Е.А. Стихотворения и поэмы. — М.: Молодая гвардия, 1993. — 190 с.

333. Жигулин А.В. Летящие дни: Стихи. — М.: Советский писатель, 1989. — 416 с.

334. Ким Ю.Ч. Творческий вечер. М.: Книжная палата, 1990. - 288 с.

335. Кушнер Л. На черный день.// Новый мир. — 1993. №6. — С.63-66.

336. Кушнер А. Новый Орфей. // Знамя. -1990. №1. - С.3-8.

337. Мандельштам О.Э. Собрание сочинений в 4-х т. Т.1. — М.: ТЕРРА, 1991. 684с.

338. Набоков В.В. Другие берега. //Рассказы. Воспоминания. — М.: Современник, 1991.- С.451-627.

339. Набоков В.В. Университетская поэма. //Круг: Поэтические произведения. Рассказы. — Л.: Художественная литература, 1990. — С.119-145.

340. Окуджава Б.Ш. Милости судьбы: Новая книга стихотворений. — М.: Московский рабочий, 1993. -191 с.

341. Окуджава Б.Ш. Посвящаегся вам: Стихи. — М.: Советский писатель, 1988. — 144с. Окуджава Б.Ш. Чаепитие на Арбате. М.,1996.

342. Сергеев Л. Россия лая приезжего орех. // Новый мир. - 1993. - №4. - С.78-88. Тарковский А. А. Благословенный свет: Избранные стихотворения. - СПб: Северо-Запад, 1993. - 368 с.

343. Цветаева М.И. Избранные произведения. Мн.: Мает, ли-., 1988. - 671 с. Шкляревский И.И. Лодка: Стихи. — М.: Современник, 1977. — 271с.