автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании
- Автор научной работы
- Константинова, Наталья Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Екатеринбург
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Константинова, Наталья Владимировна, 1999 год
• ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Социально экономические предпосылки возникновения воскресных школ на современном этапе.
1.1 Историко-педагогический аспект возникновения и функционирования воскресных школ.
1.2.Воскресные школы в современных социокультурных условиях.
1.3 Музыка как интердисциплинарное ядро воспитательного процесса в воскресной школе
ГЛАВА 2. Организационно-методические основы, содержание и особенности музыкально-воспитательного процесса в воскресной школе.
2.1. Психолого-педагогические основы организации музыкально-познавательной деятельности в воскресной школе.
2.2. Педагогическое обеспечение учебного процесса.
2.3. Организация, структура и результаты экспериментального исследования.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании"
§ Основным направлением образовательной политики Алтая является ориентация на концепцию развития культуры личности, способной реализовать свой творческий и духовный потенциал. В данном контексте особый интерес представляют воскресные школы как альтернативные учебные заведения, осуществляющие культурно-образовательные услуги различным слоям населения, учитывая особенности менталитета и традиций самых разных национальностей и сословий, заселяющих регион. Сегодня в Алтайском регионе функционируют различные типы воскресных школ (образовательные, этнические, религиозные).
Возрождение данной формы педагогической практики обусловлено субъективными и объективными причинами. К субъективным причинам ^ относится, во-первых, противоречие между потребностью общества в новом уровне образования, направленного на формирование целостной эстетически и художественно развитой личности и сложной социально-экономической ситуацией региона. Резкое сокращение бесплатных государственных объектов культурно-воспитательного назначения снизило возможность развития культурно-образовательного уровня в широкой малообеспеченной прослойке населения. Во-вторых, учитывая историю заселения края, его развития и современного положения, следует признать, что Алтай - регион полинациональный. Воскресная школа, осуществляя определенные культурно-образовательные услуги, является мощным фактором развития национальной культуры. В силу объективных исторических причин именно воскресная школа располагает культурно-образовательными возможностями, включающими информационную сис-9 тему элементарных знаний, ценности духовной культуры, которые в конкретных исторических условиях становятся фактором воспитания личности.
В историко-педагогической литературе воскресная школа трактуется как наиболее ранняя форма внешкольного образования, создающая возможности для развития жизненных сил простого народа I (Е.А.Вахтеров, А.Д.Вольфсон, Е.Эфруси, И.Красноперое, Е.Звягинцев).
Прогрессивная педагогическая мысль России отводила ей важную роль в нравственном и духовном становлении личности (Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, Н.Г.Чернышевский). Воскресные школы конца XIX начала XX века имели этическое и социальное значение в развитии жизненных сил молодого поколения Алтайского края (В.К.Штильке, В.Н.Гришаев, Н.Я.Савельев).
Кардинальной педагогической задачей современных воскресных школ становится формирование культуры личности, ибо культура - это не сумма знаний и навыков, а производное от личностного духовного потенциала. Деятельность современных воскресных школ направлена на овла-^ дение информационной системой, вбирающей в себя знание традиций, обычаев, религии, языка своего народа, на формирование этических норм поведения людей в обществе, на овладение культурой человеческого общения, на развитие духовной культуры.
Музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системам других уровней художественной культуры общества, его духовной культуре в целом. Декларируя движение человечества к общечеловеческим ценностям, необходимо осваивать и музыкальную культуру, которая в свою очередь неотделима от понятия культуры вообще. Основное содержание музыкальной культуры составляют музыкальные образы и другие явления музыкального общественного сознания (интересы, идеалы, взгляды и т.д.).
Практические потребности музыкальной культуры требуют ориен-I тации на максимальную эффективность социального функционирования искусства, выражающуюся в тесном контакте музыки и народа. Очевидна и потребность общества в освоении музыкальной культуры (о чем свидетельствует социологический опрос населения [92, с. 20]), в силу чего возникает необходимость в организации оптимальных форм музыкальнообразовательной практики в наиболее приемлемых и доступных широкой ф прослойке населения типах учебных заведений. Поэтому в рамках современной воскресной школы, наиболее демократичной по характеру организации учебного процесса, развитие музыкальной культуры как важного составляющего культуры вообще может быть первоочередной задачей.
Значение музыки во всестороннем развитии личности на всех этапах ее становления трудно переоценить. «Музыка, благодаря своей замечательной способности «опредмечивать» человеческие эмоции, дает ни с чем не сравнимые возможности для развития и становления личности как целостного образования» (Л.С.Выготский). Музыке присуще бесценное с точки зрения массового эстетического воспитания качество - демократизм (А.Н.Сохор, В.Н.Холопова, М.С.Каган). Музыка создает возможности для познавательной, коммуникативной деятельности человека (В.В.Медушевский, Е.И.Россинская, С.Е.Цыганова). Характерным в музыкально-педагогической литературе является признание воспитательной роли музыки (Б.В.Асафьев, А.Н.Сохор, В.Н.Шацкая и др.), а также рассмотрение ее как средства творческого развития личности (Л.Г.Арчажникова, Н.А.Терентьева, Н.П.Тагильцева).
Педагогические возможности музыки позволяют сделать предположение о том, что она может служить организационной основой воспитательного процесса в рамках воскресной школы, а также способствовать реализации ее культурно-образовательного потенциала. Воскресная школа может осуществить неоценимую помощь в музыкальном воспитании молодого поколения, если воспитательный процесс будет построен на интеграции дисциплин эстетического цикла на основе музыкального искус* ства. Данная перспектива может способствовать музыкально-эстетическому, творческому развитию наименее обеспеченных слоев населения.
Однако в современных педагогических исследованиях воскресная школа как объект изучения не рассматривалась, тем более не исследовались ее культурно-образовательные возможности в музыкальном воспи-Ф тании детей. В педагогике музыкального образования вопросы музыкального развития и воспитания детей в рамках воскресной школы до настоящего времени освещения не получили. Практическое наблюдение и анализ за деятельностью современных воскресных школ свидетельствуют об отсутствии четких концептуальных подходов, случайности приоритетов; расплывчатости образовательных программ, эклектичности в наборе учебных предметов.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки теоретических и методологических основ музыкального воспитания и обучения в воскресной школе, что и определило выбор темы исследования: «Культурно-образовательные возможности воскресной школы в музыкальном воспитании детей» (на примере Алтайского края).
Цель исследования - выявить и экспериментально проверить культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в условиях воскресной школы.
Предмет исследования - культурно-образовательные возможности, обеспечивающие эффективность музыкального воспитания.
Гипотеза - культурно-образовательные возможности воскресных школ как совокупность ресурсов информационной системы, ценностей духовной и художественной культур обеспечивают эффективность музыкального воспитания, если рассматриваются с позиций формирования * музыкальной культуры личности и на основе музыки как интердисциплинарного ядра в организации учебно-воспитательного процесса.
В соответствии с целью и гипотезой определены конкретные задачи исследования:
1. Изучить педагогический опыт воскресных школ прошлого века с целью
• выявления и обоснования культурно-образовательных возможностей.
2. Определить культурно-образовательные возможности современных воскресных школ в музыкальном воспитании.
3. Обосновать педагогическое обеспечение учебного процесса в воскресной школе на основе музыки как интердисциплинарного ядра.
4. Разработать и экспериментально проверить систему приемов, обеспечивающих творческую направленность процесса музыкального воспитания в воскресной школе.
Методологической основой и общетеоретической базой исследования являются: психолого-педагогическая теория деятельности (ПЯ.Гальперин, Н.В.Кузьмина, З.А.Решетова, А.Н. Леонтьев, ф
Л.С.Выготский и др.), теория интеграции (В.Н.Максимова, А.А.Пинский, М.Н.Скаткин, В.Н.Федорова, И.Д.Зверев), теория музыкального обучения и воспитания (Б.В.Асафьев, Н.П.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Арчажникова и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ историко-педагогической, исторической, методической литературы: отбор, систематизация и изучение местных архивных материалов и опубликованных работ; историко-теоретический анализ практического опыта работы воскресных школ конца XIX начала XX столетия в России, Сибири, на Алтае; опросные методы (тесты, анкеты), анализ программ, учебных планов и пособий; педагогический эксперимент.
Научная новизна и теоретическое значение работы состоит в следующем:
1. Деятельность современных воскресных школ и их роль в музы-t кальном воспитании детей впервые стала предметом специального изучения.
2. Выявлены культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании детей в современных социокультурных условиях, включающие в себя: развитие познавательного интереса к высокохудожественным музыкальным произведениям, музыкальных и творческих способностей, коммуникативных умений и навыков через музыкально-исполнительскую деятельность, формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другую.
3. Предложена и апробирована инновационная программа учебно-воспитательного процесса в воскресной школе, в котором музыка функционирует как интердисциплинарное ядро.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Культурно-образовательные возможности воскресных школ есть совокупность ресурсов, выражающихся в виде информационной системы, ценностей духовной и художественной культур, которые становятся фактором музыкального развития и воспитания личности. Они включают в себя. а) развитие познавательного интереса к высокохудожественным музыкальным произведениям; б) развитие музыкальных и творческих способностей; в) развитие коммуникативных навыков и умений через музыкально-исполнительскую деятельность; г) формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, друг » другу (воспитание взаимоуважения к культуре другого народа).
2. Построение учебно-воспитательного процесса в воскресной школе на основе музыки как интердисциплинарного ядра позволяет эффективно реализовать культурно-образовательные возможности воскресных школ в музыкальном воспитании.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать разработанную нами методику музыкального воспитания детей в условиях воскресной школы.
База исследования, эксперимент осуществлялся в течение 4-х лет. В нем приняли участие более 160 человек из разных воскресных школ города Барнаула.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе [1992-1993] определялась проблема, цель, предмет, объект, методологические основы, изучалась литература по теме исследования.
На втором этапе [1994-1995] разрабатывались вопросы методики решения педагогических ситуаций, условия эффективной организации музыкальных занятий в воскресной школе.
На третьем этапе [1996-1998] осуществлялось внедрение теоретических разработок в практическую деятельность, систематизировались полученные сведения, осуществлялся практический эксперимент, уточнялись выводы, проводилось оформление результатов исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации и изложение материала на заседаниях кафедр возрастной педагогики и педагогических технологий Алтайского педагогического университета; теории, истории музыки и фортепиано Алтайского государственного институт культуры и искусства, на конференциях и семинарах: региональной научно-пракшческой конференции " Проблемы многоуровневой подготовки кадров музыкальных специализаций.' '(Барнаул, 1995г.); региональной научнснтракгической конференции " Образование - будущее России." (Екатеринбург, 1995г.); международной на-учно-пракгаческой конференции " Проблемы устойчивого развития общэства и эволюция жизненных сил населения Сибири на рубеже веке®". (Барнаул, 1998г.); областной научно^ракгической конференции" Педагогический процесс в вузах культуры и искусства в условиях становления рыночных отношений. "(Барнаул, 1998г.); через опубликованные работы
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
В настоящей главе мы рассмотрели вопросы, связанные с организацией и проведением экспериментального исследования по определению культурно-образовательных возможностей воскресной школы в музыкальном воспитании детей. Воскресная школа может стать эффективным средством в повышении уровня музыкального воспитания, если учебно-познавательный процесс будет строиться на доминанте музыкального искусства. Результаты эксперимента позволяют сделать следующие выводы:
1. Анализ специфики организации музыкально-познавательной деятельности воскресных школ, возрастных особенностей учащихся способствовал выявлению основных психолого-педагогических условий их функционирования. Нами определены условия, обеспечивающие реализацию культурно-образовательных возможностей воскресных школ в музыкальном воспитании. Содержание условий включает в себя принципы гуманизма (индивидуальный и личностный подход), интеграции, сотрудничества.
2.Основной тематический блок, предлагаемой нами экспериментальной программы направлен на раскрытие взаимосвязи музыки с другими областями человеческого познания, зависимости между музыкальными, эстетическими, языковыми и математическими структурами. В соответствии с содержательной логикой программы, где материалом анализа являются средства выразительности, специфичные не только для музыкального искусства, а далее анализ их взаимодействия, и обобщение их значения в рамках музыкального произведения, каждая тема строилась по своей модели, включающей ряд этапов. В рамках интромузыкальной интеграции на первом этапе осуществлялось восприятие и анализ средств музыкальной выразительности через призму предлагаемой темы. Далее проводились параллели с раскрытием данного явления в других областях человеческого познания. На последнем этапе шел процесс закрепления материала в творческих заданиях. В рамках экстрамузыкальной интеграции логика раскрытия тем была несколько иная. Первый этап направлен на анализ понятия с точки зрения конкретной дисциплины, далее во взаиш модействии с музыкой, после, как закрепление в творческих заданиях. На каждом этапе осуществлялось решение соответствующих задач.
3.Доминирующее значение в рамках воскресной школы имеет самостоятельная работа учащихся, которая может быть организована и как учебная деятельность и как домашняя. Подспорьем служит последовательность заданий, направленных на активизацию интереса и творческой направленности в процессе решения межпредметных познавательных задач.
4.Результаты проведенного педагогического эксперимента отчетливо показали, что построение учебно-воспитательного процесса, в котором музыка будет являться интердисциплинарным ядром, значительно повышает качество музыкального воспитания. Эффективно развиваются способности личности, как музыкальные, так и немузыкальные. Происходит процесс формирования музыкальной культуры личности. Стимулируется творческая инициатива. Это дает основания считать введение интеграции предметов на основе музыкального искусства продуктивным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящем исследовании в теоретическом и практическом аспектах выявлено и обосновано значение культурно-образовательных возможностей воскресных школ в музыкальном воспитании детей на примере Алтайского региона. Особый акцент в работе ставился на рассмотрении музыки как интердисциплинарного ядра в построении учебно-познавательного процесса воскресной школы.
Проблема, связанная с исследованием культурно-образовательных возможностей в деятельности современных воскресных школ в настоящее время не выступала в качестве объекта рассмотрения и вопросам, связанным с возможностями данного типа школ в музыкальном воспитании внимания не уделялось.
Для обоснования целесообразности решения обозначенной проблемы в настоящем исследовании проведена работа по изучению педагогической деятельности воскресных школ с момента их возникновения и до современности, выявлены культурно-образовательные возможности данного типа учебных заведений в музыкальном воспитании.
Изучение историко-педагогической литературы показало, что основными вопросами, составляющими содержательный аспект учебного процесса, были вопросы культуры, понимаемой в каждую конкретную эпоху по-разному. Воскресная школа была единственным очагом культуры и просвещения, направленным на развитие и воспитание простого народа. Элементарные знания, получаемые в рамках данного учебного заведения, всегда имели общечеловеческое значение и были связаны с пониманием окружающего мира и места в нем человека. Идеи гуманизма, педагогика сотрудничества, идеи интеграции были впервые практически реализованы именно в условиях воскресной школы России.
Анализ существующих сегодня воскресных школ показал, что отличительной чертой современных воскресных школ является культурный аспект. Воскресная школа в конце двадцатого столетия способствует удовлетворению потребностей населения в знании традиций, религии, развитии детей дошкольников. Школа является культурным очагом, в рамках которого происходит усвоение норм, образцов речи, поведения, общения, познания, действительности. Повышение культурного уровня наиболее эффективно в результате общения с миром искусства. Именно через искусство происходит восприятие мира ярче, постигается культура как целостная система. Возросшая потребность наименее обеспеченных кругов населения в музыкальном развитии и элементарном музыкальном образовании, позволило рассматривать воскресную школу как эффективную форму педагогической практики, способную решить поставленную задачу. Данный фактор стал решающим в рассмотрении музыки как интердисциплинарного ядра учебного процесса в воскресной школе.
Изучение закономерностей воспитательного процесса в рамках воскресной школы позволило определить основной принцип его организации при условии рассмотрения музыки в качестве интердисциплинарного ядра. Данным принципом является интеграция, которая представлена в двух видах: интромузыкальная и экстрамузыкальная. На основе выделения ведущих видов интеграции, были определены уровни интеграции, а именно: межпредметные связи, дидактический синтез. Основными формами организации музыкально-познавательной деятельности являются интегрированный и бинарный урок.
На основе выделения ведущих принципов организации музыкально-познавательной деятельности в воскресной школе, была создана программа обучающего процесса.
Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность разработанной программы. Таким образом, цель настоящего исследования реализована.
Обращение в настоящем исследовании к использованию интеграции предметов в рамках воскресной школы, при рассмотрении музыки как организующей основы, позволило подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что воскресная школа может быть эффективной формой педагогической практики в музыкальном воспитании детей и юношества.
Проведенный педагогический эксперимент подтвердил исходную гипотезу и дал возможность сформулировать следующие выводы:
1. Изучение эволюции становления воскресных школ позволило обосновать их культурно- образовательные возможности как совокупность ресурсов, заложенных в данном типе учебных заведений, выражающихся в виде информационной системы, обеспечивающей хранение, создание и передачу знаний (религиозных, общих элементарных, специальных, направленных на профессионально-ремесленную подготовку, этических); ценностей духовной и художественной культур, включающих овладение навыками общения и поведения людей, развитие способностей, формирование нравственных качеств личности. В соответствии с этим выделены основные функции данного типа учебных заведений: познавательные, просветительские, коммуникативные, развивающие, воспитательные. Все функции воскресных школ стимулируют процесс самовоспитания, самопознания, самоорганизации.
2. В деятельности современных воскресных школ определены культурно-образовательные возможности в музыкальном воспитании с позиций формирования музыкальной культуры личности. Они включают в себя: развитие познавательного интереса к высокохудожественным музыкальным произведениям, музыкальных и творческих способностей, коммуникативных умений и навыков через музыкально-исполнительскую деятельность; формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу.
3. Обоснована организация учебно-воспитательного процесса в воскресной школе на основе музыки как интердисциплинарного ядра. Введение интеграции во все учебные дисциплины, укрупнение единиц изучения музыкального искусства (интромузыкальная и экстрамузыкальная интеграция) позволили за короткий срок обучения достичь качественных показателей в музыкальном воспитании.
4. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность предлагаемой нами методики, доказал, что использование музыки в качестве интердисциплинарного ядра обеспечивает развитие музыкального мышления, стимулирует творческую инициативу, повышает интерес к высокохудожественным произведениям, способствует процессу дальнейшего музыкального самообразования, формированию музыкальной культуры.
В перспективе представляются возможными изучение национального аспекта, разработка вопросов взаимодействия культур в учебном процессе воскресных школ, развитие детской музыкальной самодеятельности, сибирская периодическая печать о проблемах музыкального воспитания в рамках данных учебных заведений.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Константинова, Наталья Владимировна, Екатеринбург
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.-112с:
2. Абрамов В.Я. Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее.-СПб,1900. 57с.
3. Агулина С.В. Становление и развитие воспитательно-благотворительных учреждений для детей в России (середина XIX -начало XX века) М.: МГПУ, 1996. - Юс.
4. Архив К. Д. Ушинского / Сост. В. Я. Струмлинский. М.: из-во АПН РСФСР, I960. - т 2.-464с.
5. Ан С. А. Светский и религиозный подходы к общему образованию в русской филосовско-педагогической мысли (конца XIX начала XX века) / Алт. краев, ин-т повышения квалификации работников образования. - Барнаул: АКИПКРО, 1993 - 132с.
6. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX века / АПН СССР; Сост. П. А. Лебедева. - М.: Педагогика, 1990. -603с.
7. Антология исследований культуры. СПб: Унив. кн. 1997. - Т.1 - 1997. -727с.
8. Антология культурологической мысли / Сост. С.П. Мамонтов. М.: Изд-воЮУ, 1996.-352с.
9. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Под. ред. Е. М. Орловой. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1973. - 144с.
10. Ю.Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. М. Просвещение, 1957. - 191с.
11. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
12. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидакт.аспект.
13. М.: Педагогика,1977. 254с.
14. Башаева Т В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.- 240с.
15. Блинова М. П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности. Пособие для учителей пения. M.-JL: Просвещение, 1964. - 104с.
16. Белобородова В.К., и др. Музыкальное восприятие школьников / Сб. ст. Под ред. М.А.Румер. М.: Педагогика, 1975. - 160с.
17. Белкин А.С. Педагогика детства: Основы возрастной педагогики. Екатеринбург: Сократ, 1995. - 152с.
18. Бойко В.В., и др. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, АГ.Ковалев, В.Н.Панферов. М.: Мысль, 1983. -207с.
19. Буровской A.M. Концепция ноосферы В.И. Вернадского и создание новой школы // Педагогика. 1993. - № 6. - С.13-18.
20. Вахтеров В.П. Внешкольное образование народа. М.: Изд-во Меньшова, 1896. - 380с.
21. Вахтеров В.П. Сельские воскресные школы и повторительные классы. -М.: Изд-во Х.Д. Алчевской, 1896. 60с.
22. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. - 239с.
23. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967 — 451с.
24. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: Межвуз. сб. науч. тр. / Под. ред. Н.А.Яковлева. Л.: ЛГПИ, 1989. - 155с.
25. Взаимодействие и синтез искусств: Сб. статей / АН СССР, Под ред. Д.Д.Благой. Л.: Наука, 1978. - 269с.
26. Взаимодействие наук: теорет. и практ. аспекты / Под. ред. Б. М. Кедров, П. В. Смирнов. М.: Наука, 1984. - 320с.
27. Воблов И.С. Демократизация школы в Румынской народной республике: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М, 1954. - 23с.
28. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №21211 «Педагогика и методика начального обучения» / Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. -256с
29. Вольфсон А.Дм. Сибирские воскресные школы. Томск: Кн. изд-во, 1903.-236с.
30. Воскресная школа по отзывам ее учеников // Вестник воспитания. -1915.-Кн. 8.-С. 180-193.
31. Воскресная школа // Народная энциклопедия научных и прикладных знаний / Харьковское общество распространения в народе грамотности. Т. X. М.: Б.и., 1910. - С. 191-198.
32. Воскресные школы // Большая Советская энциклопедия. Т. 13. М., 1929.-С. 200-203.
33. Воскресные школы // Энциклопедический словарь / Ф.А.Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. 7. СП б.: Тип. - лит. И.А. Ефрона, 1892. - С. 25-260.
34. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н.Максимов. М.: Музыка, 1980.-256с.
35. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психо-логич. очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 90с.
36. Выготский Л.С. Психология искусства: Анализ эстет, реакции. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Лабиринт, 1997. - 415с
37. Гальперин П.Я. и др. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. М. Изд - во МГУ, 1978. - 118с.
38. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в Росии второй половины XIX века. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Учпедгиз, 1954. - 304с.
39. Головинский Е., Лазарев Д. Опыт ведения интегрированного курса естественных наук в школах Болгарии // Перспективы. 1986. - № 4. -С.ЗЗ - 58.
40. Горелов А. А. Социальные и методологические проблемы междисциплинарных исследований // Вопросы философии. 1985. №9. - С. 111 — 119.
41. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / АПН СССР. -М.: Педагогика, 1986. 239 с.
42. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / АПН СССР. -М.: Педагогика, 1986. 239 с.
43. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика / Под ред. Б.П. Есипова. М.: Акад. пед. наук, 1957. - 519с.
44. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: сб. научн. труд / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера М.: Акад.пед.наук, 1981. - 157с.
45. Диалектика как основа интеграции научного знания: Межвуз. сб. / Под ред. А.А. Королькова, И. А. Майзеля. Л.: Из-во Ленингр. ун-та, 1984. -159с.
46. Диалектика культуры: Межвуз.сб. / Куйбышев, гос. ун-т; Под ред. В.А. Конев. Куйбышев. КГХ, 1982. - 133с.
47. Додонов В.В. Эволюция как ценность. М.: Политиздат, 1978 - 272с.
48. Дорошкевич А.К. Внешкольное образование в Англии // Журн. Мин-ва Нар. Просвещения. 1916. - Сентябрь. - Отд. 3. - С. 53-66.
49. Дронов Н.Т. Воскресные школы очаги культуры и просвещения // Советская педагогика. - 1971. - № 6. - С. 112-118.
50. Дьячкова M.JI. Педагогические условия воспитания гуманистической направленности личности старших школьников: Автореферат дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. - 23с.
51. Егоров Н.А. Внешкольное образование в Дании // Ж.М. Н. П. 1917. -№10.-С. 185-225.
52. Егоров Н А. Внешкольное образование в Норвегии // Ж.М. Н. П. 1916. -№11-С. 56-108.
53. Ежегодник внешкольного образования / Под ред. В.И. Чарнолуского. Вып. 1. М.: Изд. Т-ва И.Д. Сытина, 1907.- 306с.
54. Еремин В.В. Мини-лицей «Малыш»:Концепция развития детей дошкольного возраста (модель личностно-ориентированной педагогики). -Барнаул: АГИК, 1995,- 24с.
55. Зверев И.Д. Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагокика, 1981. 159с.
56. Звягинцев Е. Земство и внешкольное просвещение народа // Вестник воспитания. 1914. - Кн. 2. - С.122-145.
57. Звягинцев Е. Пропаганда внешкольного образования // Вестник воспитания. 1914. - Кн. 8. - С. 99-115.
58. К вопросу о внешкольном образовании // Русская школа. 1904. - № 1. -С. 169-172.
59. Каган М.С. Взаимодействие наук, искусств и философии как историко-культурная проблема // Гуманитарий. 1995. - № 1. - С. 10-37.
60. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. 1987. - № 4. - С. 12-24.
61. Каптерев П.Ф. История русской школы // Педагогика. 1994. - № 6.-С. 75-85.
62. Кшожев И.К вопросу о внешкольном образовании // Вестник воспитания. 1913 - Кн. 9 - С. 1-46
63. Колягин Ю.М. Алексенко O.JI. Интеграция школьного обучения // Начальная школа. 1990. - № 9. - С. 28-31
64. Кошмина И. Вертикальный тематизм // Искусство в школе. 1997. - № 2.-С. 27-34.
65. Красноперое И. Этические воскресные школы в США // Вестник воспитания, -1909. Кн. 6. - С. 119-132.
66. Кряжева H.JI. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 208с.
67. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: из-во Феникс, 1998. - 576с.
68. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214с.
69. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М. Педагогика, 1986. - 143с.
70. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов и слушателей институтов и факультетов повышения квалификации и переподготовки науч.-пед. кадров. М.: Прометей, 1993. - 527с.
71. Лозовский И. Т. Декабрист Иван Дмитриевич Якушкин просветитель Сибири // Образование в Сибири. 1995 - №1 - С. 159 -162.
72. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / Сост. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. - 959с.
73. Лосев А.Ф. Тохо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Мол. гвардия, 1993.-383с.
74. Лукин Н.Н. Негосударственные образовательные учреждения: необходимость и приоритеты // Образование в Сибири. 1995. - № 1 - С.68-73.
75. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1991. -375с.
76. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: Учебное пособие по спецкурсу для пед.ин-тов. М.: Просвещение, 1987. - 157с.
77. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, изд. АН СССР, 1969. - 228с.
78. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. - 285с.
79. Матонис Вайдас Пранович. Музыка в системе эстетического воспитания: Автореферат дис. . докт. философских наук М.: Академия общественных наук при ЦК КПСС, 1990. - 25с.
80. Медушевский В.В. Художественная форма музыки. Стиль в музыке // Спутник учителя музыки / С.С. Балашова, В В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др.; Сост. Т. В. Челышева. М.; Просвещение, 1993. - С.89-116.
81. Медынский Е.Н. История педагогики в связи с экономическим развитием общества. Т. III. Русская педагогика. М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1929. -С. 340-345.
82. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. училищ по спец. 0308 "Дошкольное воспитание" / Отв. ред. Н А. Ветлугина. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270с.
83. Методы педагогических исследований / В.И. Журавлев, Г.П. Ников, М.Н. Скаткин и др.; М.: Педагогика, 1979. - 255с.
84. Методы педагогического исследования / Под ред. В.И. Журавлева. -М. Просвещение, 1972. 159с.
85. Миропольский С. И. Школа и общество: Частная Харьковская женская воскресная школа. СП б: Тип. И. Н. Скороходова, 1892. - 106с.
86. Мирский Э. Междисциплинарные исследования в современной науке: Научно аналитический обзор. - М.: Знание, 1978. - 60с.
87. Моль Абраам. Социодинамика культуры / Под ред. Б.В. Бирюкова и др. -М.: Прогресс, 1973. 406с.
88. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IX конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМС). М.: Советский композитор, 1973. - 416с.
89. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 383с.91 .Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М. Музыка, 1988. - 254с.
90. Назаретян В.П. Гуманитарный интегрированный курс для младших школьников // Педагогика. 1994. - № 2. - С. 31-35.
91. Народное образование и культура / Алтайское краевое управление статистики. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1994. - 24с.
92. Неменский Б. Искусство как опыт человеческих отношений // Искусство в школе. 1991. - № 3. - С. 33-37.
93. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учеб. Пособие / Уральский пед. ин-т. Екатеринбург, 1993. - 64с.
94. Общее дело: Сб. ст. по вопросам распространения образования среди взрослого населения. Вып. 3. М.: Б. и., 1917.
95. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для пед.ин-тов / Сост. А.И.Пискунов. М.: Просвещение, 1981.-528с.
96. Пономаренко В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания // Педагогика. 1994. - № 3. - С. 35-42.
97. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М.: Гума-нит.изд.центр ВЛАДОС, 1997. 4.1. - 608с.
98. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. 2-е изд.,испр. -М.: ЦАПИ, 1994! - 141с.
99. Разумовский В. Тарасов А. Развитие общего образования, интеграция и гуманизация // Советская педагогика. 1988. - № 7. - С.3-10.
100. Робер М.А. Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с фр. Е.В.Машковой, Е.А.Соколовой; Предисл. А.В.Толстых. М.: Прогресс, 1988.-255с.
101. Розенцвейг М. Некоторые теоретические вопросы формирования мировоззрения учащихся средних школ //Советская педагогика 1967. -№ 1.- С.94-104.
102. Российская Е.И. Искусство как средство общения: (Коммуникативная функция). М.: Знание,1985. - 63с.
103. Салтыкова М.Н. О книге взрослых, как составлялась «Книга взрослых» и как применять ее в воскресной школе. М.: изд-во И.Д.Сытина, 1907. - 34с.
104. Самакаева М. Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников: Учебное пособие / Уральский пед. ин-т. Екатеринбург, 1989. - 64с.
105. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993. - 144 с.
106. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении и ее возможности в начальном обучении //Начальная школа. 1990. - № 5. -С.57-60
107. Серополко С.О. Внешкольное образование: Сборник статей. М. -JI. из-во Меньшова, 1912. - 56с.
108. Сиволапов А.В. К новой модели обучения, социокультурный подход // Социологическое исследование. 1994. - № 3. С. 88-92.
109. Синтез современного научного знания. Сборник статей. М.: Наука, 1973. - 640с.
110. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-95с.
111. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. - 152с.
112. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Сов. композитор, 1975. - 202с.
113. Спутник учителя музыки / С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др.; Сост. Т.В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. - 240 с.
114. Сталева Т.В. Сибирский просветитель Петр Макушин. Томск. Кн. изд-во, 1990. - 245с.
115. Страницы истории Алтая. Библиогр.указ. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1971.- 79с.
116. Тамокин B.C. Из опыта работы учебного комплекса «Сигма» // Образование в Сибири: Информационный вестник Барнаул, 1994. вып.2. -С.55-60.
117. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей (дошкольный возраст): Автореферат дисс. . докт. психологич. наук. М.: АКП, 1987. -24с.
118. Тингей-Михаэлис Кэрол. Дети с недостатками развития: Кн. в помощь родителям. М.: Педагогика, 1988. - 232с.
119. Тельчарова Р.А. Музыка и культура: (Личности. Подход.). М.: Знание, 1986. - 64с.
120. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Сборник статей: К 80-летию со дня рождения Б.М.Теплова / Научи.-иссле д. ин-т общей и пед. психологии АПН СССР; Под ред. А.А.Смирнов. М.: Педагогика, 1997. - 184с.
121. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства / М-во нар. Образования РСФСР. М.: Прометей, 1990. - 184с.
122. Тонкова Ямпольская Р.В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни // Вопросы психологии. - 1968. - № 3. - С.94-102.
123. Торшилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье. М. Искусство, 1989. - 141с.
124. Урсул А. Философия и интегративно-общенаучные процессы. М.: Наука, 1981.-367с.
125. Урунтаева Т.А. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студ.пед. ин-тов, уч-ся пед. уч-щ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А.Урунтаевой. М .: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -290с.
126. Ушинский К.Д. Проблемы русской школы. Избранные педагогические сочинения. Т 2. / Под ред. А.И. Пискунова. М.: Педагогика, 1974. - 438с.
127. Холопова В.Н. Музыкальное произведение как феномен: Учебное пособие для музыковедов консерваторий / Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. -М.: 1990. 140с.
128. Хроника воскресных школ // Русская школа. 1897. - № 2. - С. 234249.
129. Художественное творчество и ребенок / Под ред. проф. Н.А. Ветлу-гиной. М.:Педагогика, 1972. - 287с.
130. Цыганова С.Е. Основы коммуникативной культуры. Барнаул: АГИИК, 1998. - 48с.
131. Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. -М.: Кн. изд-во Польза, 1912. 224с.
132. Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства / Пер. вступит.статьи П.С. Попова и М.Ф. Овсянникова. М.: Мысль, 1966. - 496с.
133. Штокмайкер.К. Штейнер Р. Материалы к учебным программам вальдорфских школ: / Предисл. А.А. Винского. М.: Парсифаль, 1995. -413с.
134. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко; АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. - 554, 1.с.
135. Эльконин Д Б. Как учить детей читать. М.: Знание, 1991. - 80 с.
136. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдпггейна; Акад. пед. и социальных наук. М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж: НПО МОЛЭК, 1995.-414с.
137. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 304с.
138. Эльконин Д.Б. Творческие ролевые игры для детей дошкольного возраста / АПН РСФСР ин-т психологии. М. АПН РСФСР, 1957. -24с.
139. Эфруси Е. Общие чтения в воскресных школах и беседы по русской истории//Вестник воспитания. -119116. Кн. 8.-С.1139-162.
140. Юдалевич М.И. Барнаул.(1730-1917). Барнаул. Алт. кн. из-во 1992. -215с.
141. Языкознание и психология / АН СССР ин-т языкознания. М.: Наука, 1966. - 80 с.
142. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: кн. для учителя М.: Просвещение, 1986. - 155с.
143. Анкета на выявление уровня музыкального восприятия
144. Какое название дал бы ты этому произведению?
145. Нравится ли тебе эта музыка?
146. Расскажи об этом произведении так, чтобы человек, который его не знает, мог составить о нем представление.
147. Какие чувства, настроения вызывает у тебя эта музыка?
148. Что, по твоему мнению, композитор хотел сказать этим произведением? Какая главная мысль этой музыки?
149. Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг?
150. Анкета для выявления уровня познавательного интереса:
151. Какая музыкальная пьеса или песня тебе нравится?
152. Какие музыкальные сочинения ты послушал за последние две недели?
153. Где ты слушаешь музыку (дома, у друзей, в филармонии, по телевизору, по радио, на магнитофоне, в театре)?
154. Что ты любишь делать, слушая музыку (заниматься своими делами; подпевать; танцевать; просто слушать, отключившись от всего окружающего;)?
155. Напиши, если знаешь фамилию любого композитора, певца, исполнителя на любом из инструментов.
156. Какое музыкальное произведение (симфония, песня, танцевальная мелодия, опера, балет, оперетта) тебе нравится? Напиши название.
157. Задания на исследование творческих навыков
158. Задание 1. Тема «Ритм». Придумать ритмическое сопровождение, предлагаемых учителем попевок либо четверостишей, например:
159. На дворе трава, на траве дрова» (для дошкольного возраста).
160. Солнышко, солнышко, выглянь из-за облачка, сядь на пенек, посвети весь денек»,
161. Жил на свете комарочек, жил на свете комарочек. Комарок, кома-рок, комарочек» (для младшего школьного возраста).
162. Эх, полюшко-поле, полюшко широко поле! Едут по полю герои, эх, да Красной Армии герои! и т.д.» (для среднего школьного возраста).
163. Учащимся предлагалось использовать как хлопки, притопы, так и исполнение ритмических формул на элементарных музыкальных инструментах (ложках, маракасах, деревянных палочках, треугольнике).
164. Задание 2 . Тема «Темп». Сочинить танец из пяти движений. Для выполнения задания необходима запись с музыкой различных темпов, продолжительностью 1 минута.
165. Течение воды» плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.
166. Переход через чащу» импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.
167. Сломанная кукла» неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»).
168. Полет бабочек» лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.
169. Покой» спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса - стояние без движений, «слушание своего тела».
170. После окончания упражнения поговорить с детьми, какие движенияим больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом. Задание 3. Тема «Динамика». Придумать игру-инсценировку песни.
171. Для примера необходимо использовать песни, содержащие ролевую игру, например русские народные песни «Я на камушке сижу», «Я с комариком »(для учащихся младшего и среднего школьного возраста).
172. Предварительно в начале занятия учащимся объяснялось, каким образом можно придумать ту или иную инсценировку, то есть осуществлялся процесс усвоения способов творческой деятельности.
173. Задание 4. Тема «Лад». Найти цветовое решение или выражение эмоционального настроя предлагаемых музыкальных сочинений из «Детского альбома» П. И. Чайковского («Баба-Яга», «Хорал», «Новая кукла».)
174. Задание 5. Тема «Интонация». Импровизация на передачу в музыкальных и разговорных интонациях разных чувств человека (грусти, радости, страха, восторга, ликования)
175. Задание 6. Тема «Мелодия». Допеть окончание, начатой учителем песни (обязательно знакомой).
176. Досочинить мелодию, по предлагаемому ритму. Начало мелодии исполнялось учителем (для младшего школьного возраста).
177. Рассказать сказку, какую-либо историю, спеть мелодию в обратной последовательности (для учащихся среднего школьного возраста).