Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Духовно-нравственная направленность системы воспитательной работы в воскресной школе Х.Д. Алчевской

Автореферат по педагогике на тему «Духовно-нравственная направленность системы воспитательной работы в воскресной школе Х.Д. Алчевской», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Архангельская, Инна Валерьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Смоленск
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Духовно-нравственная направленность системы воспитательной работы в воскресной школе Х.Д. Алчевской», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Духовно-нравственная направленность системы воспитательной работы в воскресной школе Х.Д. Алчевской"

На правахрукописи

АРХАНГЕЛЬСКАЯ Инна Валерьевна

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ Х.Д. АЛЧЕВСКОЙ

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Смоленск - 2004

Работа выполнена в Смоленском государственном педагогическом университете

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор

СТЕКЛОВ Михаил Ефимович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент РАО БОГУСЛАВСКИЙ Михаил Викторович

кандидат педагогических наук, доцент РЕПИНА Галина Анатольевна

Ведущая организация: Московский государственный областной университет

Защита состоится 2004 года в ^ Ч часов на

заседании диссертационного совета К 212.254.02 при Смоленском государственном педагогическом университете по адресу: 214000, Смоленск, ул. Пржевальского, 4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Смоленского государственного педагогического университета.

Автореферат разослан « йб^-МЪЛ^ 2004 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

Сенченков Н.П.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В последнее время актуализировались задачи духовно-нравственного воспитания людей разных возрастов. Наибольшие разногласия по данной тематике возникают в связи с необходимостью воспитания и перевоспитания взрослых людей (А.Д. Алферов, М.М. Дунаев, В.В. Знаков, А.А. Корзинкин, А.Е. Лихачев, Н.Д. Никандров и другие). Конструктивное решение указанной проблематики предполагает всестороннее осмысление российского опыта духовно-нравственного воспитания.

Во второй половине XIX - начале XX века трудами и идеями выдающихся мыслителей сформировался тот идеал высоко духовной и широко образованной личности, к которому следовало стремиться, опираясь на систему общечеловеческих приоритетов.' Сущность отечественного духовно-нравственного воспитания этого периода была систематизирована русскими мыслителями Н. А. Бердяевым, СИ. Гессеном, П.Ф. Каптеревым, Н.И. Пироговым, B.C. Соловьевым, Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским и другими. Они дали достаточно полную характеристику духовно-нравственных общечеловеческих ценностей, на основе которых необходимо организовывать воспитательный процесс, вкладывая в основу этих ценностей такие весомые понятия, как любовь к Родине, народу, овладение национальной и мировой культурой, воспитание самосознания и человеческого достоинства.

Русские педагоги и философы пробудили педагогическую мысль, обратившись к человеку, его душе, к претворению в жизнь духовных общечеловеческих идеалов и ценностей. В их воззрениях положения о духовно-нравственном воспитании интегрировались с идеями национального воспитания и нравственного совершенствования личности в духе православия, с признанием при этом за человеком индивидуальной ценности.

Во второй половине XIX века возникла и развивалась система воскресных школ, которая позволила основательно подойти к пророс НАЦИОНАЛЬНА* БИБЛИОТЕКА

блеме духовно-нравственного формирования взрослого человека. В этих школах формировалось понимание ценности образовательно-воспитательного процесса и его значимости для раскрытия духовного и нравственного потенциала отдельной личности. Жизнь и деятельность самобытного отечественного педагога Христины Даниловны Алчевской, активной общественной деятельницы, бессменной руководительницы и талантливого организатора Харьковской частной женской воскресной школы была посвящена интеграции названных идей в целостный педагогический процесс образования взрослых.

Тема частной инициативы в народном образовании в царской России не популяризировалась в советской историографии. Большинство частных воскресных школ было закрыто или переименовано. Представления о Харьковской женской воскресной школе как о частной образовательной инициативе были подвергнуты идеологической корректировке, в частности, связаны не с культурологическим, а с политическим аспектом революционно-народнической пропаганды (Д.М. Лекаренко, О.Р. Мазуркевич, Н.Я. Фридьева и др.)

По нашему мнению, Харьковская частная женская воскресная школа являлась новаторским методико-образовательным центром для взрослых, в котором грамотность рассматривалась как основа духовно-нравственного пробуждения человека. В ней были реализованы демократические подходы к воспитанию и обучению взрослых, утверждались гуманные идеи уважения личности, свободного развития духовных и нравственных потребностей на основе православных и национальных традиций. Духовно-нравственные представления педагога нашли отражение как в идейном содержании -тематике учебно-методических разработок и пособий, так и в реальной педагогической практической работе Харьковской частной женской воскресной школы.

Изучение педагогических представлений Х.Д. Алчевской, с нашей точки зрения, необходимо для целостного понимания различных направлений практической деятельности частных учебных заведений дореволюционной России и обогащения современной

теоретико-практической и методологической базы педагогической науки в целом.

Однако, историографический и библиографический анализ литературы показывает, что в современной педагогической науке мировоззренческие, духовно-нравственные взгляды Х.Д. Алчевс-кой подробно не анализировались, специально не исследовалась система воспитательной работы по формированию духовно-нравственных приоритетов личности в Харьковской воскресной школе.

Актуальность концептуальных положений Х.Д. Алчевской с точки зрения современной образовательной парадигмы, противоречие между значимостью её личности в истории отечественной педагогической мысли, ценностью методического наследия и недостаточной изученностью духовно-нравственного аспекта педагогической деятельности определило выбор темы нашего исследования - «Духовно-нравственная направленность системы воспитательной работы в воскресной школе Х.Д. Алчевской».

Объект исследования - педагогическая деятельность Х.Д. Алчевской.

Предмет исследования -духовно-нравственная составляющая педагогических представлений Х.Д. Алчевской и их практическое воплощение в структуре воспитательного процесса.

Цель исследования - выявить условия возникновения, становления и успешного функционирования воскресной школы Х.Д. Алчевской, научно обосновать духовно-нравственную направленность системы воспитательной работы в этой школе.

Задачи исследования:

1. Используя фактические данные, полученные в ходе изучения и анализа ранее неизвестных архивных материалов и воспоминаний современников, выявить биографические этапы формирования духовно-нравственных представлений Х.Д. Алчевской, определить основные направления в ее творческой деятельности.

2. Обозначив основные тенденции построения целостного образовательного процесса в Харьковской частной женской воскрес-

ной школе, раскрыть содержание структурных компонентов ее духовно-нравственной воспитательной системы и выявить их специфику.

3. Выявить роль нравственного облика педагога в общей структуре целостного духовно-нравственного воспитательного процесса в воскресной школе Х.Д. Алчевской.

4. Определить значение теоретико-практического опыта Х.Д. Алчевской для современной педагогической действительности.

Мы исходили из предположения о том, что выделение дефиниций становления, развития и функционирования системы воспитательной работы в воскресной школе Х.Д. Алчевской позволит детализировать общую картину развития педагогической мысли конца XIX начала - XX века по вопросам воспитания взрослых; глубокое изучение составляющих воспитательно-образовательного процесса в этой школе позволит выявить ее инновационную значимость для образовательных учреждений современности.

Методологическую основуисследования составляют принципы историзма, научности и объективности; идея взаимосвязи и взаимообусловленности экономических, социально-политических, культурологических, педагогических факторов в развитии образования взрослых, философские, психолого-педагогические положения о связи исторического и логического, истории педагогики и современности; о воспитании как общечеловеческой ценности.

Методы исследования: биографический метод, сравнительно-исторический анализ, ретроспективный анализ и систематизация исторических документов, фактов, архивных источников, периодических печатных изданий, историко-педагогической литературы.

Источниковедческую базу иссл едования составили:

- материалы Государственного архива Российской академии образования, Российского государственного архива литературы и искусства, Отдела рукописей РГБ, Государственного архива Смоленской области;

- печатное и рукописное наследие Х.Д. Алчевской: педагогические исследования, учебники и методические разработки, рецен-

зии, публицистические статьи и отзывы, дневники, письма; био-графо-энциклопедическая литература, педагогическая историография, педагогические монографии, педагогическая публицистика исследуемого периода;

- документация Харьковской частной женской воскресной школы: учебные программы, планы, протоколы и отчеты заседаний педагогических советов, дневниковые записи учителей воскресной школы, отзывы учеников школы и их воспоминания;

- директивные материалы: «Высочайшие повеления и распоряжения», доклады Министерства народного просвещения, постановления, указы, предписания и другие официальные бумаги центральных органов власти, дающие представления о деятельности первых воскресных школ в России, статистические данные о воскресных школах в России второй половины XIX века, а также нормативные документы по организации учебно-воспитательного процесса в воскресных школах исследуемого исторического периода.

Теоретическую основу исследования составили:

- историко-педагогическое наследие по проблеме духовно-нравственного воспитания (В.П. Вахтеров, К. Гюнцбург, Е.Н. Данилова, П.Ф. Каптерев, З.И. Равкин, К.Д. Ушинский и другие);

- исследования по истории воскресных школ в дореволюционной России (Я.В. Абрамов, В.П. Вахтеров, А. Гуревич, И.Т. Дро-нов, К. Ельницкий, Г.С. Жураковский, С. Миропольский, М.И. Мухин, М.В. Попинова, Н.Я. Фридьева, Н.В. Шелгунов и другие);

- культурологические и философские исследования по проблеме духовности и нравственности в образовании (Н.А. Асташова, В.А. Вединяпина, В.И. Додонов, Н.Д. Никандров, З.И Равкин и другие);

- исследования и разработки современной структуры духовно-нравственного воспитания (Н.Н. Баркова, С.Ф. Егоров, А.А. Кор-зинкин и другие).

Этапы исследования.

На первом этапе (2000-2002 гг.) были осуществлены изучение историко-педагогической литературы по теме исследования, состав-

ление библиографии; сравнительный анализ и систематизация педагогических, исторических и литературных источников; выявление, анализ, обобщение архивных материалов (РАО), определение проблематики исследования.

На втором этапе (2002-2003 гг.) шла разработка проблемы, гипотезы и основных положений; были определены структура и логика изложения диссертации. Проводилась апробация полученных результатов исследования в ходе обсуждения на научно-практических конференциях и публикации материалов диссертации.

Третий этап (2003-2004 гг.) включал в себя дополнительный сбор архивных материалов для уточнения теоретических положений и составления приложения. Формулировались основные выводы исследования. Редактировался и оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования состоит в обосновании и раскрытии духовно-нравственной направленности системы воспитательной работы в Харьковской частной женской воскресной школе Х.Д. Алчевской, выявлении ее инновационного потенциала и введении в научный оборот более десяти новых архивных источников.

Теоретическоезначениеисследования заключается в научном обосновании системы воспитательной работы в Харьковской частной женской воскресной школе по формированию духовных и нравственных приоритетов личности, выделении основных этапов формирования духовно-нравственных представлений и определении сущности понятия «духовно-нравственное воспитание» в педагогических взглядах Х.Д. Алчевской.

Практическаязначимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в лекционной и пропагандистской деятельности, в преподавании историко-педаго-гических курсов и при повышении квалификации педагогических кадров всех уровней. Система воспитательной работы, разработанная Алчевской, может быть экстраполирована в современные образовательные учреждения, что будет способствовать воспитанию духовности и нравственности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются его методологической и теоретической обоснованностью, совокупностью методов исследования, адекватных его задачам, привлечением широкого круга документальных и архивных источников, апробацией результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Педагогическая деятельность Х.Д. Алчевской представляет значительный вклад в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания взрослой личности в отечественной дореволюционной педагогической мысли и в связи с этим должна быть включена в воссоздающийся российский историко-педагогический контекст. Ее деятельность включает в себя три направления (педагогическое, общественное и научно-методическое) и детерминирована двумя этапами становления духовно-нравственных представлений (период формирования и период совершенствования).

2. Трактовка Х.Д. Алчевской понятия «духовно-нравственное воспитание» отличается целостностью, так как включает поведенческое и обучающее направления и состоит из следующих компонентов: эмпатии, научного знания, веры, религиозного сознания, раскрытия индивидуальности и свободного творчества педагога. Данная трактовка обладает педагогической новизной в рамках рассматриваемого исторического периода.

3. Содержание и структуру системы духовно-нравственного воспитания в Харьковской частной женской воскресной школе в исторических условиях развития российского образования конца XIX начала - XX века отличается инновационный потенциал, выделенный нами по следующим аспектам:

- уровень овладения педагогом духовно-нравственной культуры является необходимым условием эффективного воспитания взрослого человека в воскресной школе;

- опора на сознательное отношение к нравственным ценностям православной веры;

- рассмотрение просвещения, как основы духовно-нравственного воспитания личности;

- мобильное сочетание активных форм, методов и приемов воспитательной работы (урочная и внеклассные формы работы, урок-беседа, «прием воздействия живым словом» и др.);

- организация воспитательно-образовательного процесса в воскресной школе на новаторских для рассматриваемой эпохи тенденциях равенства, гласности, сотрудничества и сотворчества, гуманизации и духовно-нравственного совершенствования личности педагога.

Апробация и внедрениерезультатов исследования осуществлялись на всероссийских и международных научно-практических конференциях (Смоленск, 2001,2002,2003), на XXII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической мысли Института теории образования и педагогики РАО (Москва, 2002). Материалы диссертации докладывались на заседаниях кафедры педагогики Смоленского государственного педагогического университета.

Структура диссертации определяется логикой историко-пе-дагогического исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определяются положения, выносимые на защиту.

Впервой главе - «Становление духовно-нравственных представлений Х.Д. Алчевской» дан обзор научных исследований о педагогическом наследии педагога, рассмотрены и проанализированы процессы формирования ее духовно-нравственных представлений, развития педагогических и общественно-политических взглядов в исторических условиях России (вторая половина XIX - начало XX века).

Во второй главе - «Духовно-нравственная направленность системы воспитательной работы в Харьковской частной женской воскресной школе» рассмотрены сущность, этико-философские основания, принципы, методы, опыт практической реализации воспи-

тания взрослых в образовательном учреждении Х.Д. Алчевской; выявлена основа духовно-нравственного становления личности в ее школе; проанализированы содержание и структура духовно-нравственного воспитательного процесса; дана характеристика нравственного облика учителя воскресной школы в трактовке Х.Д. Алчевской, научно обоснована общественная, духовно-нравственная и социальная значимость ее педагогической деятельности.

В заключении подведены итоги исследования, сделаны основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшей разработки.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Одна из актуальных проблем современности - проблема духовно-нравственного возрождения общества. Этот вопрос активно обсуждается педагогической общественностью. Формирование духовно-нравственной культуры личности обозначается одной из основных задач современной школы. В педагогической концепции отечественного педагога Христины Даниловны Алчевской данной проблематике уделяется весьма важное место. Поэтому на основании исторических фактов, зафиксированных в ранее не известных исторических архивных источниках и литературе, посвященных изучению опыта деятельности воскресных школ в России конца XIX - начала XX века, мы рассмотрели те моменты в биографии Х.Д. Алчевской, которые отражают ее духовно-нравственные приоритеты, педагогические и общественно-политические взгляды.

Прежде всего, отметим тот факт, что отзывы о преподавательской деятельности Х.Д. Алчевской в дореволюционной педагогической периодике исключительно положительные. Христина Даниловна характеризуется как талантливый педагог-самородок, активная общественная деятельница, ратующая за идею просвещения простого народа. Рецензии и критические оценки просветительской деятельности Х.Д. Алчевской публикуются в центральных издани-

ях: «Русская школа», «Русская мысль», «Просвещение», «Школа и жизнь», «Для народного учителя», «Русское богатство», «Вестник Европы», «Вестник воспитания», «Воспитание и обучение», «Педагогический сборник» и др. Хроника деятельности Харьковской частной женской воскресной школы, составленная Х.Д. Алчевской и учительницами М. Бурлаковой, М. Костроминой, М. Салтыковой и другими, опубликована в журнале «Русская школа».

Современниками Х.Д. Алчевской были многие известные деятели педагогической науки, литературы, искусства, общественной жизни - В.П. Вахтеров, А. Гуревич, Ф.М. Достоевский, К. Ельниц-кий, В.П. Каптерев, Н. Корф, Е.Н. Медынский, С. Миропольский, Л.Н. Толстой, Г.И. Успенский и другие. В их публикациях высоко оцениваются значимость педагогической деятельности Х.Д. Алчевской и ее литературный талант.

Общественное признание как организатору методического центра воскресных школ в России, составительнице систематического курса обучения для взрослых, программы и методики бесед по литературе со взрослыми, Христине Даниловне принесло активное участие в российских и международных выставках. В 1890 году на Всемирной выставке в Париже ей, как одному из авторов книги «Что читать народу?», была присуждена высшая награда (dipl<J)me d'honneur). В 1901 году она была избрана вице-президентом Международной лиги образования.

Анализ архивных фондов В.П. Вахтерова и О.Э. Вахтеровой, Я.Г. Гуревича, Д.В. Гутникова, М.Ф. Суперанского, В.Г. Черткова и Н.В. Чешихина(Ветринского), биографо-энциклопедической литературы, педагогической историографии, публикаций Х.Д. Алчевс-кой, эпистолярных материалов и литературной критики позволяет выделить в биографии Х.Д. Алчевской два основных периода в развитии духовно-нравственных представлений:

- период формирования духовно-нравственных представлений, педагогических и общественно-политических взглядов (данный период охватывает детские и юношеские годы Х.Д. Алчевской 18411862 гг.);

- период совершенствования и реализации духовно-нравственных представлений, педагогических и общественно-политических взглядов (период активной непрерывной педагогической, общественно-просветительской и литературно-публицистической деятельности 1870-1916 гг.).

Мы выявили, что духовно-нравственные представления педагога развивались на трех взаимосвязанных уровнях. Это, прежде всего, культурный уровень, который подразумевает степень овладения богатствами национальной и общечеловеческой культуры (отражен в ее работах «Островский в применении к чтению в народе», «Лермонтов в деревне», «Что читать народу?», «Потонувший колокол» и других). Далее - эмоционально-чувственный уровень, который проявлялся в личном отношении к своим ученицам (отзывы о Х.Д. Алчевской Э.О. Вахтеровой, О.В. Кайдановой, Д. Миллер, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др.). Затем - поведенческий уровень, который охватывает модель педагогической деятельности Х.Д. Алчевской (отзывы о ее работе В.П. Вахтерова, Ф.М. Достоевского, С. Миропольского, В. Острогорского, Г.И. Успенского и др.).

На формирование и реализацию духовно-нравственных представлений неординарной ищущей, постоянно нравственно совершенствующейся личности Х.Д. Алчевской оказали объективное влияние исторические условия развития российского образования, во многом обусловившие ее общественно-политические и педагогические взгляды (отмена крепостного права, развитие капитализма, становление и развертывание общественно-педагогического движения по борьбе с неграмотностью бедного взрослого населения). Учитывая этот факт, в деятельности Х.Д. Алчевской мы выделили три основных направления:

- педагогическая практическая деятельность (преподавательская работа в течение более пятидесяти лет в Харьковской женской частной воскресной школе в качестве учительницы, затем управляющей школой, организаторская работа по созданию и открытию народной школы в имении Алексеевка; активная культурно-просве-

тительская деятельность, направленная на открытие воскресных школ повсеместно в России);

- общественная деятельность (организатор выставок и участница съездов, посвященных деятельности воскресных школ, основательница Общества грамотности в Харькове и первой общественной библиотеки - ныне Государственная научная библиотека им. В.Г. Короленко, инициатор открытия в 1899 году первого в мире памятника Тарасу Шевченко, вице-президент Международной лиги образования);

- научно-методическая работа (педагогическая публицистика, разработка учебно-методических пособий, научно-практических рекомендаций, сотрудничество в журналах «Русская школа», «Вестник воспитания», «Воспитание и обучение»).

Наше исследование выявило в образовательно-воспитательной системе Харьковской частной женской воскресной школы два основных направления становления взрослой личности: внешнее, поведенческое, определяющее духовно-нравственную поведенческую модель взрослой личности, и внутреннее, обучающее, которое заключается в образовательном аспекте. Указанные направления обосновывают цель и задачу духовно-нравственного воспитательного процесса в школе Х.Д. Алчевской. Так, целью является воспитание человека, подготовленного к «деянию добра и духовно-нравственному возрастанию», а в качестве важнейшей для воспитательного процесса выступает задача создания внутренней направленности человека на принятие религиозных, общечеловеческих и национальных духовно-нравственных доминант. Названные цель и задача отражены в следующих необходимых составляющих понятия «духовно-нравственное воспитание», выделенных Х.Д.Алчевской: любовь к людям, чувство эмпатии, научное знание, вера, раскрытие индивидуальности, свободное творчество педагога.

Изученные нами материалы дают возможность утверждать, что в Харьковской частной женской воскресной школе сформировалась четкая система воспитательной работы по формированию духов-

но-нравственных приоритетов, которая состояла из содержания, определяемого учебными предметами, и структуры, включающей основные компоненты процесса- форма, методы и приемы. Структура духовно-нравственного воспитания рассматривалась на урочном и внеклассном уровнях, в рамках каждого из которых осуществлялся целенаправленный процесс становления взрослой личности. В качестве ведущего метода духовно-нравственного воспитания использовался урок-беседа, обладающий личностной направленностью, позволяющий эффективно контролировать степень осознанности усвоения учащимися предлагаемого материала и содержащий огромный творческо-поисковый потенциал; ведущим приемом являлось «воздействие живым словом», которое дает возможность выявить духовно-нравственные ориентиры и определить моральные позиции учащихся.

Х.Д. Алчевская справедливо замечала, что личность учителя является одним из основных компонентов целостной воспитательной системы, а духовно-нравственная составляющая этого компонента определяется такими качествами, как доброта, любовь к людям, отзывчивость, искренность, и профессиональными характеристиками педагога: призвание, педагогический такт и мастерство, стремление к самосовершенствованию, постоянный творческий поиск. Уровень овладения педагогом духовно-нравственной культурой во многом предопределяет успешное развитие педагогического процесса.

Систематизация и анализ имеющегося исторического материала и документации Харьковской частной женской воскресной школы позволяет констатировать, что в данном образовательном учреждении существовали новаторские для той эпохи тенденции. Раскроем их сущность.

Тенденция равенства, которая в рамках педагогического процесса в воскресной школе реализовывалась в двух основных направлениях: во-первых, это особый, нетрадиционный для педагогической практики того времени стиль уважительного общения с ученицами и отсутствие поощрения и наказания как средств сти-

муляции поведения, которые были признаны как малоэффективные и негуманные; во-вторых, данная тенденция развивалась и на уровне педагогического сообщества Харьковской частной женской воскресной школы, так как управление школы было коллегиальным, на основе педагогического совета, который решал все административные и педагогические вопросы.

Тенденция гласности, в рамках которой Харьковская частная женская воскресная школа рассматривалась как открытое для публики образовательное учреждение. Советом школы было принято также решение регулярно отчитываться о проделанной работе на страницах педагогической периодической литературы.

Тенденция сотрудничества и сотворчества, которая имеет своими истоками также духовно-нравственные представления и отказ от взгляда на взрослого ученика как на пассивного участника образовательно-воспитательного процесса. Изучение преподавателями Харьковской частной женской воскресной школы интересов, запросов и образовательных потребностей взрослых учениц обусловило систематическое расширение и усовершенствование учебных программ школы.

Тенденция гуманизации процесса обучения как основы духовно-нравственного становления взрослой личности, в которой изначально ученицы являлись центром образовательно-воспитательного воздействия. Личность отдельно взятой ученицы и организация взаимодействия с ней рассматривалась педагогами воскресной школы как духовно-нравственная образовательно-воспитательная цель, а не как средство профессиональной самореализации.

Тенденция духовно-нравственного совершенствования личности педагога Харьковской частной женской воскресной школы, которая проявлялась в систематическом профессионально-педагогическом творческом поиске и духовно-нравственном саморазвитии средствами литературы и искусства.

Каше исследование позволяет утверждать, что в Харьковской частной женской воскресной школе были созданы благоприятные условия для развития и реализации системы воспитательной рабо-

ты с ориентацией на формирование духовно-нравственных доминант в сознании учащихся путем приобщения их к «вечным» общечеловеческим, национальным и христианским ценностям. При этом Х.Д. Алчевская исходила из того положения, что образование и религия неразрывно связаны, поэтому духовно-нравственное воспитание личности невозможно без опоры на приоритетные православные и светские общечеловеческие составляющие.

Прогрессивные для современной педагогической действительности тенденции построения образовательно-воспитательного процесса таковы: отказ от формализации обучения, гуманизация отношений между учителем и учениками, обращение к личности учащегося, стремление сделать его соучастником целостного воспитательно-образовательного процесса. На основании такого подхода к решению указанной проблемы в практической педагогической деятельности Харьковской частной женской воскресной школы Х.Д. Алчевской удалось показать, что правильная организация системы воспитательной работы, направленной на формирование у учащихся духовно-нравственных представлений, эффективно способствует совершенствованию процесса развития взрослой личности.

В целом, предложенная Х.Д. Алчевской система воспитательной работы по формированию духовно-нравственных приоритетов разработана на основе ее этико-философских, педагогических и общественно-политических представлений, базовым содержанием которых является синтез общечеловеческих, православных и профессионально-педагогических идей. К ним относятся патриотизм, гражданственность, деятельная любовь к ближнему, православная вера, религиозное сознание, раскрытие индивидуальности и свободное творчество педагога.

Отличительной особенностью становления духовно-нравственных приоритетов Х.Д. Алчевской является ориентация на образовательно-просветительный аспект как основу духовно-нравственного совершенствования личности; ведущими компонентами ее системы воспитательной работы по формированию духовно-нрав-

ственных доминант в воскресной школе следует считать личность учителя, воспитательно-образовательный процесс и личность ученика. Разработка целостности духовно-нравственного воспитательного процесса для педагога шла в русле принципа системогенеза -включала в себя три составляющих: вера, знание и искусство, что отразилось в содержании и структуре воспитательной работы.

Проведенный нами анализ документов и фактов позволяет считать, что в Харьковской частной женской воскресной школе предлагалась универсальная система «воспитывающего обучения», включавшая в себе как предметы общего учебного цикла (Закон Божий, объяснительное чтение на начальном этапе и литературные чтения-беседы на старшей ступени обучения), так и формы внеклассной воспитательной работы (литературно-музыкальные вечера, экскурсии и прогулки). Соединение светских и религиозных воззрений определило содержание учебных предметов и тематику организуемых внеклассных мероприятий.

Наше исследование показывает, что влияние деятельности Х.Д. Алчевской на педагогическую науку в целом и на воскресные школы в России в частности шло по взаимосвязанным общественному, духовно-нравственному и социальному направлениям: публикация учебно-методических пособий и рекомендаций, организация и активное участие в отечественных и международных выставках и научно-практических конференциях по проблемам народного образования, научная разработка «метода изучения читательских интересов».

Разработанная Х.Д. Алчевской система воспитательной работы по формированию духовно-нравственных приоритетов личности весьма актуальна для современной образовательной действительности и содержит инновационный потенциал. Явное или опосредованное отражение этой модели можно наблюдать в современных концепциях И.А. Колесниковой, В.Ю. Питюкова, Н.Е. Щурковой и других исследователей, а также в отдельных элементах учебно-педагогического процесса современной школы (например, тематическая разработка системы внеклассной работы: рождественские ве-

чера и пасхальные утренники; организация и проведение альтернативных урочных форм: «Литературная гостиная», «Сувенир друзьям» и др.).

Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов, суть которых заключена в следующем.

Историографический и библиографический анализ литературных источников показал, что в педагогической науке целостное рассмотрение становления духовно-нравственных представлений Х.Д. Алчевской, ее мировоззренческих идей, теории и опыта реализации задач духовно-нравственного воспитания в педагогической практике Харьковской частной женской воскресной школы надис-сертационном уровне не осуществлялось. Настоящее исследование заявленной темы является составной частью объективного рассмотрения вопроса о развитии организации духовно-нравственного образовательно-воспитательного процесса в педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX вв. и восполняет пробел в знаниях о педагогических достижениях дореволюционного образования взрослых.

В XX веке духовно-нравственный воспитательный процесс претерпел ряд изменений. Несмотря на то, что православная составляющая до недавнего времени была исключена из его содержания, большинство современных исследователей считают необходимым внедрить в систему воспитательной работы по формированию духовно-нравственных приоритетов личности религиозный компонент. В связи с этим важно изучение историко-педагогичес-кого опыта.

Проблема духовно-нравственного воспитания взрослой личности стала пристально исследоваться в России в середине XIX века. Отечественными учеными была определена сущность этой педагогической категории на основе общечеловеческих, религиозных и национальных ценностей, а также ее место в целостной образовательно-воспитательной системе.

Формирование духовно-нравственных представлений педагога Х.Д. Алчевской осуществлялось в два этапа: период формирова-

ния духовно-нравственных представлений (ведущими факторами социализации на данном этапе являлись семейное, религиозное и эстетическое воспитание) и период их совершенствования и реализации (на этом этапе социализация осуществлялась путем самообразования и через общение с известными современниками - В.П. Вахтеровым, Ф.М. Достоевским, Л.Н. Толстым, Г.И. Успенским и др.). Содержание этих этапов заключается в синтезе научных, религиозных и национальных идей. Наиболее обширным является второй период, поскольку охватывает активную педагогическую, общественно-просветительскую и литературно-публицистическую деятельность Алчевской.

Базовые общечеловеческие ценности, такие как идея патриотизма, гражданственности, любви к отечеству и малой родине, свойственные передовой, просвещенной интеллигенции второй половины XIX века, нашли свое отражение в общественных и педагогических взглядах Х.Д. Алчевской, которые определили в дальнейшем основные тенденции по формированию системы духовно-нравственного воспитания в Харьковской частной женской воскресной школе.

Педагогический поиск Х.Д. Алчевской шел в русле прогрессивных исканий отечественных (В.П. Вахтеров, А.В. Золотов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) и зарубежных (К. Кер, Ж. Масе, И.Г. Песталоцци) мыслителей и имел своей задачей выработку основных положений по формированию модели духовно-нравственного воспитания личности (равноправие учителей и воспитанников, гуманное отношение к учащимся, открытость и доступность педагогических результатов, самосовершенствование и творческий поиск педагогического коллектива).

Теоретико-методологической основой педагогических взглядов Алчевской явились концепция национального народного образования, разработанная К.Д. Ушинским, теория свободного воспитания Л.Н. Толстого и идеи И.Г. Песталоцци о «деятельностной любви к людям» и «коллективности в достижении поставленных целей». На наш взгляд, эти основополагающие теории педагогически обосно-

вано трансформировались в работу со взрослыми учащимися в воскресной школе.

Результатами активного педагогического поиска Х.Д. Алчевс-кой являются учебные книги («Что читать народу?», «Полгода из жизни воскресной школы»), методические рекомендации и пособия («Опыт программ по всем предметам обучения в воскресной школе для взрослых и малолетних учащихся»), а также ряд публикаций, которые способствовали практическому преобразованию системы обучения и воспитания бедного взрослого населения страны («Дневник учительницы Х.Д. Алчевской», «Из записок заведующей воскресной школы», «Школьные праздники» и др.).

Воспитание духовности и нравственности взрослой личности являлось для педагога Х.Д. Алчевской одним из приоритетных образовательных направлений в Харьковской частной женской воскресной школе, где была создана особая система воспитательной работы по формированию духовно-нравственных приоритетов взрослой личности в структуре целостного образовательно-воспитательного процесса. Два основных направления просвещенческой модели - поведенческое и обучающее - определили цель и задачу духовно-нравственного воспитательного процесса и заложили основную базу духовно-нравственного воспитательного процесса в Харьковской частной женской воскресной школе.

Предложенная в Харьковской частной женской воскресной школе система воспитательной работы по формированию духовно-нравственных приоритетов включала следующие основные компоненты: личность учителя как субъект воспитания, уровень его профессионально-этической и духовно-нравственной зрелости, содержание, характер и направленность его педагогической деятельности и отношений к учащимся; личность учащегося как объект воспитания в системе взаимодействия с учителем и сам процесс взаимодействия, в ходе которого формируются духовные и нравственные цели, а также определяется этическое содержание учебного материала.

Содержательный аспект духовно-нравственного воспитательного процесса в воскресной школе определялся учебной наполняе-

мостью предметов, а процессуальная структура включала в себя формы, методы и приемы педагогической работы, получившие в дальнейшем статус традиций в воскресной школе.

Результативный компонент целостного духовно-нравственного воспитательного процесса в Харьковской частной женской воскресной школе был представлен различными методическими разработками и рекомендациями Х.Д. Алчевской, характерными особенностями которых является их систематическая переработка и дополнение.

На основании взглядов Х.Д. Алчевской представляется важным выделить профессиограмму личности педагога, ориентированного на духовно-нравственное содержание воспитательного процесса. Она включает в себя такие компоненты, как любовь к людям, педагогический такт, бескорыстное служение делу просвещения, стремление к профессиональному самосовершенствованию, к общечеловеческим духовным и нравственным ценностям, наличие особого педагогического призвания, приоритет свободы личности педагога, самокритичность и добросовестное отношение к учительскому делу.

В целом работа показала, что педагогическая деятельность Х.Д. Алчевской представляет значительный вклад в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания взрослой личности в отечественной дореволюционной педагогической мысли и в связи с этим должна быть включена в воссоздающийся российский историко-педа-гогический контекст. Трактовка Х.Д. Алчевской понятия «духовно-нравственное воспитание» характеризуется педагогической новизной в рамках рассматриваемого исторического периода.

Содержание и структуру системы воспитательной работы по формированию духовно-нравственных приоритетов личности в Харьковской частной женской воскресной школе в исторических условиях развития российского образования конца XIX - начала XX века отличает инновационный потенциал, который отражается в необходимости овладения педагогом духовно-нравственной культурой, сознательном отношении к нравственным ценностям право-

славной веры и оптимальном сочетании различных форм, методов и приемов воспитательной работы.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы, дальнейшей научной разработке подлежат вопросы изучения отдельных сторон педагогических взглядов Х.Д. Алчевской и общедидактический аспект ее педагогической деятельности. Значимым представляется исследование деятельности педагогов-последователей Х.Д. Алчевской, изучение особенностей взаимодействия учителя и воспитанниц в целостном учебно-воспитательном процессе в Харьковской частной женской воскресной школе.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Архангельская И.В. Х.Д. Алчевская и проблема образования взрослых//Российская педагогика между прошлым и будущим: поиск новой парадигмы. Материалы межвузовской научной конференции (27-29 ноября 2001 г.). - Смоленск: СГПУ, 2001. - С. 88-92.

2. Архангельская И.В. Воскресные школы в Европе XIX-XX вв.: решение проблемы образования взрослых/УАктуальные проблемы германистики и романистики. Сб. статей по материалам международной научной конференции 3-4 декабря 2002. - Смоленск: СГПУ. - Вып.6. - Ч.1., 2002 - С. 219-222.

3. Архангельская И.В. Духовно-нравственное воспитание личности в воскресной школе Х.Д. Алчевской//Формирование ценностных ориентации личности в духовно-нравственной сфере (XIX-XX вв.). Материалы ХХП сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической мысли под ред. З.И. Равки-на.-М., 2002. -С. 224-227.

4. Архангельская И.В. Воскресные школы в России и зарубе-жом: педагогическая деятельность Х.Д. Алчевской//Молодежь и наука XIX века. Материалы I региональной научно-практической конференции молодых ученых Смоленской области: Молодежь и наука XXI века (15 мая 2002 г.). - Смоленск, 2002. - Т. 2. - С. 102104.

5. Архангельская И.В. Система воскресных школ: воскресная школа Х.Д. Алчевской//Актуальные проблемы германистики и романистики. Сборник статей по материалам международной научной конференции 20-21 июня 2002.- Смоленск: СГПУ. - Вып. 5,2002. -С. 214-218.

6. Архангельская И.В. Категории духовности и нравственности как основные ориентиры воспитания и образования в Харьковской женской воскресной школе//Философско-исторические основы общего образования в России. Материалы Всероссийской научной конференции 3-4 октября 2002 г./ Под ред. В.А. Мясникова. -М., 2002.-С. 21-25.

7. Архангельская И.В. Проблемы духовно-нравственного воспитания в воскресных школах России (на материале педагогической деятельности Харьковской частной женской воскресной шко-лы)//Проблемы развития российского и зарубежного образования: Материалы Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 85-летию СГПУ. - Смоленск, 2003. - 4.1. - С.19-23.

Подписано в печать 1 1.10. 2004 г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Объем 1 л. л. Тираж 100 экз. Заказ № 8566

Отпечатано ФГУП «Смоленская городская типография», 214000, г. Смоленск, ул. Маршала Жукова,16, тел.: 39-44-68, 38-28-65.

»2« 5 4 б

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Архангельская, Инна Валерьевна, 2004 год

Введение.

Глава I Становление духовно-нравственных представлений Х.Д. Алчевской.

1.1. Ретроспективный обзор научных исследований о педагогическом наследии Х.Д. Алчевской.

1.2. Формирование духовно-нравственных представлений педагога

Х.Д. Алчевской.

1.3. Развитие педагогических и общественно-политических взглядов

Х.Д. Алчевской (вторая половина XIX - начало XX века).

Глава II Духовно-нравственная направленность системы воспитательной работы в Харьковской частной женской воскресной школе.

2.1. Просвещение как основа духовно-нравственного становления личности в Харьковской частной женской воскресной школе. ^

2.2. Содержание и структура духовно-нравственного воспитательного процесса в воскресной школе Х.Д. Алчевской. ^

2.3. Х.Д. Алчевская о нравственном облике учителя в воскресных школах.

2.4. Общественная, духовно-нравственная и социальная значимость педагогической деятельности Х.Д. Алчевской.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Духовно-нравственная направленность системы воспитательной работы в воскресной школе Х.Д. Алчевской"

Актуальность исследования. В последнее время актуализировалась проблема духовно-нравственного воспитания людей разных возрастов. Наибольшие разногласия по данной тематике возникают в связи с необходимостью воспитания и перевоспитания взрослых людей (А.Д. Алферов, М.М. Дунаев, В.В. Знаков, А.А. Корзинкин, А.Е. Лихачев, Н.Д. Никандров и др.) [192; 217; 224; 232; 236; 238].

Конструктивное решение поставленной проблемы, во-первых, предполагает восхождение к истокам отечественных идей в педагогической науке и всестороннее осмысление российского опыта духовно-нравственного воспитания. Общеизвестно, что внимание к этой проблеме чрезвычайно усилилось во второй половине XIX века в период «культурного отечественного ренессанса» со стороны прогрессивных деятелей: педагогов, философов, психологов, литераторов. Именно во второй половине XIX -начале XX века трудами и идеями выдающихся мыслителей сформировался тот идеал высоко духовной и широко образованной личности, к которому следовало стремиться, опираясь на систему общечеловеческих приоритетов.

Во-вторых, процесс духовно-нравственного становления личности не заканчивается по достижении человеком определенного возраста, он непрерывен.

Однако, по нашему мнению, осмысление существа любой проблемы становиться возможным при уже сложившихся представлениях о содержании базовых категорий анализа. Безусловно, духовность и нравственность в образовательном процессе являлась предметом исследования многих известных деятелей философской, педагогической и психологической наук.

Мы исходим из того положения, что основа сущности отечественного духовно-нравственного воспитания была систематизирована во второй половине XIX века начале XX века русскими философами и педагогами (Н.А. Бердяев, К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, B.C. Соловьев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) [196; 197; 204; 208; 228;

229; 230; 249; 259; 260; 261; 263]. Они обосновали суть «духовно-нравственных общечеловеческих ценностей», на основе которых, по их мнению, и необходимо организовывать процесс духовно-нравственного воспитания. В основу духовно-нравственных общечеловеческих ценностей они вкладывали такие понятия, как любовь к Родине, народу, овладение национальной и мировой культурой, воспитание самосознания и человеческого достоинства. Русские педагоги и философы пробудили педагогическую мысль, обратившись к человеку, его душе, к претворению в жизнь духовных общечеловеческих идеалов и ценностей. В их воззрениях идея духовно-нравственного воспитания сосуществовала с идеей национального воспитания, нравственного совершенствования личности в духе православия с признанием при этом за человеком индивидуальной ценности.

Во второй половине XIX века возникает и развивается система воскресных школ, которая, как отмечает ряд исследователей, позволила основательно подойти к проблеме духовно-нравственного формирования взрослого человека. В этих школах формировалось понимание ценности образовательно-воспитательного процесса, осознавалась его значимость для раскрытия духовного и нравственного потенциала отдельной личности.

Опыт и практическая деятельность Харьковской частной женской воскресной школы, в силу сложившегося определенного идеологического стереотипа трактовки общеисторического процесса в советской науке, были забыты. Имя Христины Даниловны Алчевской, известного в свое время педагога, активной общественной деятельницы, бессменной руководительницы и талантливого организатора этой воскресной школы (1862-1919) и вовсе было исключено из истории русской школы. Хотя, по признанию многих современников Х.Д. Алчевской (Я.В. Абрамов, В.П. Вахтеров, А. Гуревич, Я.Г. Гуревич, П. Казанцев, Н.А. Корф, Д. Миллер, С.Н. Миропольский, В.П. Острогорский, JI.H. Толстой, Г.И. Успенский, Н.В. Шелгунов), созданная ею женская школа - ведущее частное воскресное учебное заведение для образования взрослых второй половины XIX - начала XX века [67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 95; 114; 115; 123; 132; 140; 144; 152; 261; 165; 191].

Как известно, тема частной инициативы в народном образовании в царской России не популяризировалась в советской историографии. Большинство частных воскресных школ было закрыто или, по инициативе Министерства народного просвещения, переименовано в курсы. На место воскресных школ пришли образовательные учреждения нового типа. Сами представления о Харьковской женской воскресной школе, как о частной образовательной инициативе, были подвергнуты идеологической корректировке. В этой связи следует отметить одну из характерных тенденций в исследованиях советских ученых, посвященных деятельности как Харьковской воскресной школы, так и других частных воскресных школ - это стремление включить воскресные школы не столько в культурную жизнь русского общества, сколько в политическую. Поэтому не случайны повышенное внимание к деятельности воскресных школ в конце 50-х -середине 70-х годов XX века и попытка представить их педагогическую деятельность как революционно-народническую пропаганду. Именно такая интерпретация деятельности Харьковской частной женской воскресной школы под руководством Х.Д. Алчевской была дана в работах Д.М. Лекаренко, О.Р. Мазуркевича, М.И. Мухина, Н.Я. Фридьевой [135; 137; 145; 146; 166].

Харьковская частная женская воскресная школа, по признанию многих исследователей, являлась уникальным методико-образовательным центром для взрослых. В ней получили начальное образование свыше 15 тысяч учениц. Многие из них всегда с особой благодарностью вспоминали своих учителей. Но данные результаты игнорировались советской педагогикой, память о школе с годами утрачивалась. В действительности же, значение Харьковской частной женской воскресной школы для истории отечественного образования и ее роль в истории культуры трудно переоценить.

Школа, созданная X. Д. Алчевской, была призвана обучить как можно больше женщин грамоте, так как грамотность это основа духовно-нравственного пробуждения человека. Это был, несомненно, новаторский для своего времени проект народного частного учебного заведения, в котором осуществлялись демократические подходы к воспитанию и обучению взрослых, утверждались гуманные идеи уважения личности каждой ученицы, свободного развития их духовных и нравственных потребностей на основе православных и национальных традиций.

Изучение педагогических представлений Х.Д. Алчевской необходимо для целостного понимания различных направлений практической деятельности частных учебных заведений дореволюционной России. В частности, ее духовно-нравственного направления в учебно-воспитательном процессе.

Кроме того, подробное изучение педагогических, общественно-политических и духовно-нравственных идей Х.Д. Алчевской особенно значимо для обогащения современной теоретико-практической и методологической базы педагогической науки в целом. Так как организация учебно-воспитательного процесса в Харьковской частной женской воскресной школы и ее общественно-педагогическая деятельность были особенно эффективны.

Актуальные на современном этапе развития педагогической науки идеи духовно-нравственного развития взрослой личности в учебно-воспитательном процессе на основе православных и национальных идеалов выдвигались Х.Д. Алчевской еще во второй половине XIX века. Духовно-нравственные представления педагога нашли отражение как в идейном содержании (тематике ее учебно-методических разработок и пособий), так и в реальной педагогической практической работе в Харьковской частной женской воскресной школе.

Однако историографический и библиографический анализ литературы показывает, что в современной педагогической науке мировоззренческие, а в особенности духовно-нравственные взгляды, Х.Д. Алчевской подробно не анализировались. Недостаточно, на наш взгляд, была исследована система воспитательной работы по формированию духовно-нравственных приоритетов личности в Харьковской воскресной школе.

Противоречие между значимостью личности Х.Д. Алчевской в истории отечественной педагогической мысли, ее весомого вклада в практическую образовательно-воспитательную деятельность, ценностью ее методического и педагогического наследия и недостаточной изученностью духовно-нравственного аспекта ее педагогической деятельности - определило выбор темы данного диссертационного исследования - «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ Х.Д. АЛЧЕВСКОЙ».

Объект исследования - педагогическая деятельность Х.Д. Алчевской.

Предмет исследования - духовно-нравственная составляющая педагогических представлений Х.Д. Алчевской и их практическое воплощение в структуре воспитательного процесса.

Цель исследования - выявить условия возникновения, становления и успешного функционирования воскресной школы Х.Д. Алчевской, научно обосновать духовно-нравственную направленность системы воспитательной работы в этой школе.

Исходя из степени разработанности изучаемой проблемы, мы ставим следующие задачи:

1) используя фактические данные, полученные в ходе исследования ранее не известных архивных материалов (ГАСО, РАО и Отдел рукописей РГБ) и воспоминаний современников, выявить биографические этапы формирования духовно-нравственных представлений Х.Д. Алчевской и определить основные направления в ее творческой деятельности;

2) обозначив основные тенденции построения целостного образовательного процесса в Харьковской частной женской воскресной школе, раскрыть содержание структурных компонентов ее духовно-нравственной воспитательной системы и выявить их специфику;

3) выявить роль нравственного облика педагога в общей структуре целостного духовно-нравственного воспитательного процесса в воскресной школе;

4) определить значение теоретико-практического опыта Х.Д. Алчевской для современной педагогической действительности.

При проведении исследования мы исходили из предположения о том, что выделение дефиниций становления, развития и функционирования системы воспитательной работы в воскресной школе Алчевской позволит детализировать общую картину развития педагогической мысли конца XIX начала XX века по вопросам воспитания взрослых; а также, что глубокое изучение составляющих воспитательно-образовательного процесса в этой школе позволит выявить ее инновационную значимость для образовательных учреждений современности.

Методологическую основу исследования составляют принципы историзма, научности и объективности; идея взаимосвязи и взаимообусловленности экономических, социально-политических, культурологических, педагогических факторов в развитии образования взрослых, философские, психолого-педагогические положения о связи исторического и логического, истории педагогики и современности; о воспитании как общечеловеческой ценности.

Методы исследования: биографический метод, сравнительно-исторический анализ, ретроспективный анализ и систематизация исторических документов, фактов, архивных источников, периодических печатных изданий, историко-педагогической литературы.

Источниковедческую базу исследования составляют следующие материалы:

- материалы государственных архивов - архив РАО (Государственный архив Российской академии образования), РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства), Отдел рукописей РГБ, ГАСО (Государственный архив Смоленской области);

- печатное и рукописное наследие Х.Д. Алчевской: педагогические исследования, учебники и методические разработки, рецензии, публицистические статьи и отзывы, дневники, письма; труды педагогической и общественной мысли; биографо-энциклопедическая литература, педагогическая историография, педагогические монографии, педагогическая публицистика исследуемого периода;

- документация Харьковской частной женской воскресной школы: учебные программы, планы, протоколы и отчеты заседаний педагогических советов, дневниковые записи учителей воскресной школы, отзывы учеников школы и их воспоминания;

- директивные материалы: «Высочайшие повеления и распоряжения», доклады Министерства народного просвещения, постановления, указы, предписания и другие официальные бумаги центральных органов власти, дающие представления о деятельности первых воскресных школ в России, статистические данные о воскресных школах в России второй половины XIX века, а также нормативные документы по организации учебно-воспитательного процесса в воскресных школах исследуемого исторического периода.

Теоретическую основу исследования составляют:

• историко-педагогическое наследие по проблеме духовно-нравственного воспитания (В.П. Вахтеров, К. Гюнцбург, П.Ф. Каптерев, В.В. Розанов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) [203; 209; 228; 257; 261; 263; 210];

• исследования по истории воскресных школ в дореволюционной России (Я.В. Абрамов, Д.И. Багалей, В.П. Вахтеров, А. Гуревич, И.Т. Дронов, К. Ельницкий, Г.Е. Жураковский, Е.Н. Медынский, С.Н. Миропольский,

М.И. Мухин, Я.Д. Пичкуренко, М.В. Попинова, Н.Я. Фридьева, В.А. Шелгунов, Н.В. Шелгунов и др.) [69; 91; 95; 114; 215; 216; 118; 222; 138; 139; 141; 142; 143; 144; 145; 250; 251; 166; 190; 191; 262];

• культурологические и философские исследования по проблеме духовности и нравственности в образовании (Н.А. Асташова, М.В. Богуславский, В.А. Вединяпина, Б.С. Гершунский, В.И. Додонов, Н.Д. Никандров, З.И Равкин и др.) [218; 198; 199; 207; 211; 213; 238; 239; 240; 253; 252; 254; 233; 226; 227; 225; 200; 205; 235];

• исследования и разработки современной структуры духовно-нравственного воспитания (Н.Н. Баркова, С.Ф. Егоров, А.А. Корзинкин, О.В. Пиманова и др.) [195; 221; 232; 248; 258; 266].

Организация исследования

На первом этапе (2000-2002 гг.) были осуществлены изучение историко-педагогической литературы по теме исследования, составление библиографии; сравнительный анализ и систематизация педагогических, исторических и литературных источников; выявление, анализ, обобщение архивных материалов (РАО), определение проблематики исследования.

На втором этапе (2002-2003 гг.) шла разработка проблемы, гипотезы и основных положений; были определены структура и логика изложения диссертации. Проводилась апробация полученных результатов исследования в ходе обсуждения на научно-практических конференциях и публикации материалов диссертации.

Третий этап (2003-2004 гг.) включал в себя дополнительный сбор архивных материалов для уточнения теоретических положений и составления приложения. Формулировались основные выводы исследования. Редактировался и оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования состоит в обосновании и раскрытии духовно-нравственной направленности системы воспитательной работы в Харьковской частной женской воскресной школе Х.Д. Алчевской, выявлении ее инновационного потенциала и введении в научный оборот более десяти новых архивных источников.

Теоретическое значение исследования заключается в научном обосновании системы воспитательной работы в Харьковской частной женской воскресной школе по формированию духовных и нравственных приоритетов личности, выделении основных этапов формирования духовно-нравственных представлений и определении сущности понятия «духовно-нравственное воспитание» в педагогических взглядах Х.Д. Алчевской.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в лекционной и пропагандистской деятельности, в преподавании историко-педагогических курсов и при повышении квалификации педагогических кадров всех уровней. Система воспитательной работы, разработанная Христиной Даниловной Алчевской, может быть экстраполирована в современные образовательные учреждения, что будет способствовать воспитанию духовности и нравственности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается его методологической и теоретической обоснованностью, совокупностью методов исследования, адекватных его задачам, привлечением широкого круга документальных и архивных источников, апробацией результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Педагогическая деятельность Х.Д. Алчевской представляет значительный вклад в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания взрослой личности в отечественной дореволюционной педагогической мысли и в связи с этим должна быть включена в воссоздающийся российский историко-педагогический контекст. Ее деятельность включает в себя три направления (педагогическое, общественное и научно-методическое) и детерминирована двумя этапами становления духовно-нравственных представлений (период формирования и период совершенствования).

2. Трактовка Х.Д. Алчевской понятия «духовно-нравственное воспитание» отличается целостностью, так как включает поведенческое и обучающее направления и состоит из следующих компонентов: эмпатии, научного знания, веры, религиозного сознания, раскрытия индивидуальности и свободного творчества педагога. Данная трактовка обладает педагогической новизной в рамках рассматриваемого исторического периода.

3. Содержание и структуру системы духовно-нравственного воспитания в Харьковской частной женской воскресной школе в исторических условиях развития российского образования конца XIX начала XX века отличает инновационный потенциал, выделенный нами по следующим аспектам:

- уровень овладения педагогом духовно-нравственной культуры является необходимым условием эффективного воспитания взрослого человека в воскресной школе;

- опора на сознательное отношение к нравственным ценностям православной веры;

- рассмотрение просвещения как основы духовно-нравственного воспитания личности;

- мобильное сочетание активных форм, методов и приемов воспитательной работы (урочная и внеклассные формы работы, урок-беседа, «прием воздействия живым словом» и др.);

- организация воспитательно-образовательного процесса в воскресной школе на новаторских для рассматриваемой эпохи тенденциях равенства, гласности, сотрудничества и сотворчества, гуманизации и духовно-нравственного совершенствования личности педагога.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всероссийских и международных научно-практических конференциях (Смоленск, 2001, 2002, 2003), на XXII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической мысли Института теории образования и педагогики РАО (Москва, 2002). Материалы диссертации докладывались на заседаниях кафедры педагогики Смоленского государственного педагогического университета.

Структура диссертации определяется логикой историко-педагогического исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящее исследование проблемы духовно-нравственного воспитания в Харьковской частной женской воскресной школе под руководством Х.Д. Алчевской является составной частью объективного рассмотрения вопроса о развитии организации духовно-нравственного образовательно-воспитательного процесса в педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX вв. и восполняет пробел в знаниях о педагогических достижениях дореволюционного образования взрослых.

Одна из актуальных проблем современности - проблема духовно-нравственного возрождения общества. Этот вопрос активно обсуждается педагогической общественностью. Формирование духовно-нравственной культуры личности является одной из основных задач современной школы.

В XX веке духовно-нравственный воспитательный процесс претерпел ряд изменений. Несмотря на то, что православная составляющая до недавнего времени была исключена из его содержания, большинство современных исследователей тем не менее, считают необходимым внедрить в систему воспитательной работы по формированию духовно-нравственных приоритетов личности религиозный компонент. В связи с этим важно изучение историко-педагогического опыта.

В Харьковской частной женской воскресной школе были созданы благоприятные условия для развития и реализации системы воспитательной работы с ориентацией на формирование духовно-нравственных доминант в сознании учащихся путем приобщения их к «вечным» общечеловеческим, национальным и христианским ценностям. Х.Д. Алчевская исходила из того положения, что образование и религия неразрывно связаны, поэтому духовно-нравственное воспитание личности невозможно без опоры на приоритетные православные и светские общечеловеческие составляющие.

В результате историко-теоретического анализа исследуемой проблемы были определены прогрессивные для современной педагогической действительности тенденции построения образовательно-воспитательного процесса (отказ от формализации обучения, гуманизация отношений между учителем и учениками, обращение к личности учащегося, стремление сделать его соучастником целостного воспитательно-образовательного процесса). На основании такого подхода к решению указанной проблемы в практической педагогической деятельности Харьковской частной женской воскресной школы Х.Д. Алчевской удалось показать, что правильная организация системы воспитательной работы, направленной на формирование у учащихся духовно-нравственных представлений может ускорить и усовершенствовать процесс развития взрослой личности.

Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:

• предложенная Х.Д. Алчевской система воспитательной работы по формированию духовно-нравственных приоритетов разработана на основе ее духовно-нравственных, педагогических и общественно-политических представлений, базовым содержанием которых является синтез общечеловеческих, православных и профессиональных (педагогических) идей, таких как патриотизм, гражданственность, деятельностная любовь к ближнему, православная вера, религиозное сознание, раскрытие индивидуальности и свободное творчество педагога;

• отличительной особенностью становления духовно-нравственных приоритетов педагога (осуществленное в два этапа: период формирования и период совершенствования) является ориентация на образовательно-просветительный аспект как основы духовно-нравственного совершенствования личности;

• организация духовно-нравственного образовательно-воспитательного процесса в Харьковской частной женской воскресной школе осуществлялось Христиной Даниловной в двух основополагающих направлениях: внешнее, которое организует поведенческую модель личности и внутренне, содержание которого составляет непосредственно сам процесс обучения; • проведенное нами исследование показало, что составными компонентами системы воспитательной работы по формированию духовно-нравственных доминант в воскресной школе Алчевской являются: личность учителя (его личностные и профессиональные характеристики), воспитательно-образовательный процесс, условия его осуществления и личность ученика (как объекта педагогического воздействия);

Христина Даниловна Алчевская предлагала внедрить предложенную систему воспитательной работы по формированию духовно-нравственных приоритетов путем использования следующих структурных дидактических компонентов: средств, форм, методов и приемов. Проблема разработки целостности духовно-нравственного воспитательного процесса для педагога явилась в некотором роде синтетической проблемой, поскольку включала в себя три составляющих: вера, знание и искусство, что отразилось в содержании и структуре воспитательной работы.

Как показало наше исследование, в качестве основного средства духовно-нравственного воспитания в Харьковской частной женской воскресной школе предлагалась универсальная система «воспитывающего обучения», включающая в себе как предметы общего учебного цикла (Закон Божий, объяснительное чтение на начальном этапе и литературные чтения-беседы на старшей ступени обучения), так и формы внеклассной воспитательной работы (литературно-музыкальные вечера, экскурсии и прогулки). Соединение светских и религиозных воззрений определило содержание учебных предметов и тематику организуемых внеклассных мероприятий. Ведущим методом духовно-нравственного воспитательного процесса является урок-беседа, поскольку обладает личностной направленностью, позволяет более эффективно контролировать степень осознанности усвоения учащимися предлагаемого материала и содержит огромный творческо-поисковый потенциал. В качестве основного приема духовно-нравственного воспитательного воздействия рассматривается «прием воздействия живым словом» или «метод громких чтений». Этот прием обладает внутренним психологическим эмоционально-оценочным эмпатийным компонентом, который дает возможность выявить духовно-нравственные ориентиры и определить моральные позиции учащихся. Отводя основную роль в духовно-нравственном воспитании педагогу, Х.Д. Алчевская обосновала необходимость высокой профессиональной нравственной культуры личности учителя, которая заключается в умении самого учителя трансформировать свои лучшие позитивные личностные духовно-нравственные качества (любовь, уважение, доброта, отзывчивость, ласка и т.п.) на сферу профессиональной педагогической деятельности и тем самым совершенствовать свою личность.

Изучение влияния Х.Д. Алчевской и ее педагогическо-практической деятельности на педагогическую науку в целом и на воскресные школы в России в частности позволило выявить три основных элемента этого воздействия: общественный, духовно-нравственный и социальный, которые были реализованы в разных направлениях: например, публикация учебно-методических пособий и рекомендаций, организация и активное участие в отечественных и международных выставках и научно-практических конференциях по проблемам народного образования, научная разработка «метода изучения читательских интересов».

Разработанная Х.Д. Алчевской система воспитательной работы по формированию духовно-нравственных приоритетов личности весьма актуальна для современной образовательной действительности и содержит инновационный потенциал. Отражение этой модели можно наблюдать в отдельных элементах учебно-педагогического процесса в современной школе (тематическая разработка системы внеклассной работы: рождественские вечера и пасхальные утренники; организация и проведение альтернативных урочных форм, например, урок «Литературная гостиная» и др.).

В целом работа показала, что педагогическая деятельность Х.Д. Алчевской представляет значительный вклад в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания взрослой личности в отечественной дореволюционной педагогической мысли и в связи с этим должна быть включена в воссоздающийся российский историко-педагогический контекст. Трактовка Х.Д. Алчевской понятия «духовно-нравственное воспитание» отличается целостностью, так как включает следующие компоненты: эмпатия, научное знание, вера, религиозное сознание, раскрытие индивидуальности и свободное творчество педагога, что обладает педагогической новизной в рамках рассматриваемого исторического периода. Содержание и структуру системы воспитательной работы по формированию духовно-нравственных приоритетов личности в Харьковской частной женской воскресной школе в исторических условиях развития российского образования конца XIX начала XX века отличает инновационный потенциал, который отражается, на наш взгляд, в необходимости овладения педагогом духовно-нравственной культуры, сознательном отношении к нравственным ценностям православной веры и в оптимальном сочетании различных форм, методов и приемов воспитательной работы.

В настоящем исследовании в достаточной степени раскрыт аспект духовно-нравственной направленности педагогических идей Х.Д. Алчевской, однако это не исчерпывает всей заявленной проблемы. Дальнейшей научной разработке подлежат вопросы изучения отдельных сторон педагогических взглядов Х.Д. Алчевской и общедидактический аспект ее педагогической деятельности. Также необходимо самостоятельное исследование деятельности педагогов-последователей Х.Д. Алчевской, а также изучение вопросов взаимодействия учителя и воспитанниц в целостном учебно-воспитательном процессе в воскресной школе, анализ образовательных технологий и дальнейшее обобщение педагогических результатов воскресной школы Х.Д. Алчевской.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Архангельская, Инна Валерьевна, Смоленск

1. Архивные источники и директивные материалы

2. Воскресные школы. Воспоминания о воскресных школах 1890 г. -РАО. Ф. 7, оп. №1, ед. хр. №21.

3. Настольная книга по внешкольному образованию: Полный систематический сборник законов, циркуляров, разъяснений сената и справочных сведений/Сост. В.И. Чарнолуский. СПб., 1913. - 2-е изд. -Т. 1. - С. 447-501.

4. Общественно-политические движения на Украине в 1856-1862 годах. Сборник документов. Киев, 1863. - 387 с.

5. Отзыв Х.Д. Алчевской о книге В.П. Вахтерова «Букварь». РАО. Ф. 7, оп. №1, ед. хр. №17.

6. Письмо Х.Д. Алчевской к П.Н. Ариан (1912). РГАЛИ. Ф. 1018, оп. №1, ед. хр. №46, л. 1.

7. Письмо Х.Д. Алчевской к В.П. Вахтерову о создании книги взрослых (1894). OP РГБ. Ф. 46, картон №5, ед. хр. №1.

8. Письма Х.Д. Алчевской к В.П. Вахтерову о своем сотрудничестве в журнале «Русская школа» (1906). OP РГБ. Ф. 46, картон №5, ед. хр. №2-5.

9. Письмо Х.Д. Алчевской к В.П. Вахтерову по поводу его статьи (1910). OP РГБ. Ф. 46, картон №5, ед. хр. №8.

10. Письма Х.Д. Алчевской к В.П. Вахтерову относительно съезда воскресных школ (1911). OP РГБ. Ф. 46, картон №5, ед. хр. №6-7.

11. Письма Х.Д. Алчевской к Э.О. и В. П. Вахтеровым (1891-1921). РАО. Ф. 7, оп. №1, ед. хр. №19.

12. Письма Х.Д. Алчевской к Я.Г. Гуревичу (1895-1904). РГАЛИ. Ф. 131, оп. №3, ед. хр. №7, л. 27.

13. Письма Х.Д. Алчевской к Д.В. Гутникову (1891). РГАЛИ. Ф. 512, оп. №3, ед. хр. №8, л. 105-106.

14. Письма Х.Д. Алчевской к М.Ф. Суперанскому (1904). РГАЛИ. Ф. 488, оп. №1, ед. хр. №59, л. 1.

15. Письма Х.Д. Алчевской к В.Г. Черткову (1886-1887). РГАЛИ. Ф. 552, оп. №1, ед. хр. №180, л. 22.

16. Письма Х.Д. Алчевской к В.Е. Чешихину (Ветринскому) (1910). -РГАЛИ. Ф. 553, оп. №1, ед. хр. №313, л. 2.

17. Письмо Х.Д. Алчевской к Г. Яковлеву (1888). РГАЛИ. Ф. 122, оп. №2, ед. хр. №47, л. 106.

18. Попов Н.А. Упоминание об известной деятельности воскресной школы Х.Д. Алчевской. РГАЛИ. Ф. 837, оп. №1, ед. хр.№3, л. 61.

19. Постановления о воскресных школах. ГАРФ. Ф. 109, III Отделение 1862,1эксп., д. 263.

20. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Царствование императора Александра II. 1855-1864. Т.З. - СПб., 1865.- 1434 с.

21. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения 1850-1864. -Т.З. СПб., 1867. - 1068 с.

22. Сведения о деятельности воскресных школ. ГАСО. Смоленские епархиальные ведомости. - 1875. - № 20 (отдел неофициальный). - С. 72-90.

23. Сведения о деятельности воскресных школ. ГАСО. Смоленские епархиальные ведомости. - 1898. - № 14 (отдел неофициальный). - С. 82-99.