автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении учащихся 8-9 классов
- Автор научной работы
- Кочетков, О. Л.
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1994
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кочетков, О. Л., 1994 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении школьников 8-9 классов . ц
§ I. Технический дизайн как важнейшая составляющая современного производства и его дидактические возможности . II
§ 2. Психолого-педагогические основы формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении
§ 3. Современное состояние формирования дизайнерских знаний и умений и задачи их совершенствования в трудовом обучении .
ГЛАВА П. Содержание, формы и методы формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении учащихся 8-9 классов
§ I. Определение содержания, форм и методов экспериментального обучения основам технического дизайна
§ 2. Формирование знаний и умений по техническому дизайну на уроках трудового обучения педагогический эксперимент)
§ 3. Педагогическая эффективность применения методики формирования дизайнерских знаний и умений в трудовом обучении
Введение диссертации по педагогике, на тему "Методика формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении учащихся 8-9 классов"
Основной тенденцией научно-технического прогресса является интеграция гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин с производством. Одним из связующих факторов этой интеграции является дизайн.
Каждый человек является субъектом художественно-технического видения социального мира. Приобретение комплекса дизайнерских знаний, представлений и умений является необходимым условием многостороннего развития личности. Знания в области дизайна необходимы людям любого возраста и любой профессии, они всеобщи как специфическое средство формирования эстетического отношения к техномиру и предаетно-пространственной среде.
В последнее время педагоги ведущих индустриально развитых стран обращаются к дизайну как к составной части общеобразовательной и трудовой подготовки подрастающего поколения. Особое место среди них занимают Великобритания, США, ФРГ, Япония, где к дизайну обращаются как к важному средству обучения и воспитания молодежи.
Разработка педагогической концепции дизайнерского образования в трудовом обучении школьников ведется и в нашей стране.
Дидактическое обоснование введения в учебный процесс средней школы элементов художественного конструирования и технической эстетики дано в работах Ю.И.Иванова, Ю.Ф.Катхановой, Б.М.Йеменского, Б.В.Нешумова, Н.Н.Ростовцева, А.С.Хворостова, Б.П.Юсова и др.
Различные аспекты эстетического воспитания средствами дизайна исследовались в работах В.М.Быстрова, А.В.Бычкова, Д.П.Ельни-кова, И.И.Зарецкой, М.Н.Фишера, Э.С.Серпионовой, М.Б.Ханина и др.
Все эти исследования базируются на общетеоретических положениях политехнического образования и связи трудового обучения с основами наук, которые раскрыты в трудах П.Р.Атутова, Н.И.Бабкина, С.Я.Батышева, А.К.Бешенкова, Ю.К.Васильева, В.А.Полякова, М.Н.Скаткина, С.М.Шабалова и др.
В отечественной педагогической психологии разработана общая фундаментальная теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), приложимая и к частным проблемам дизайнерской подготовки.
Для разработки избранной нами проблемы существенное значение имеет формирование и развитие творческого мышления. Развитие творческого мышления с точки зрения формирования личности человека рассмотрены в работах Д.Б.Богоявленской, М.И.Еникеева, А.Г.Ковалева, Я.А.Пономарева, В.Н.Пушкина, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова и др. Развитие творческих способностей детей средствами проблемного и развивающего обучения отражены в работах Л.А.Венгера, И.П.Волкова, Л.С.Выготского, В,В,Давыдова, А.М.Матюшкина, Т.И.Шамовой и др.
Кардинальные проблемы технического творчества и его влияние на развитие творческих способностей и творческого мышления учащихся раскрыты в исследованиях П.Н.Андрианова, А.И.Иванова, В.И.Кач-нева, Т.В.Кудрявцева, В.А.Моляко, Г.Я.Сафроновой, И.С.Якиманской и др.
Искусствоведческие, эстетико-технические и педагогические проблемы профессионального дизайна рассматриваются в трудах В.П.Зин-ченко, Е.Н.Лазарева, Г.Б.Минервина, Ю.Б.Соловьева, В.Ф.Сидоренко и др.
В дизайне наиболее полно проявляется эстетическое отношение к труду, культуре производства и потребления, т.к. в нем соединяются в единое целое целесообразность, эстетическое и техническое начала трудовой деятельности. Этим объясняется принципиально важная роль дизайна в трудовом обучении учащихся.
Дизайн (от англ. design - замысел, проект, чертеж, рисунок)-проектная междисциплинарная художественно-техническая творческая деятельность по формированию гармоничной предметно-пространственной среды. Он определяет структурные и конструкционные связи, придающие объектам необходимое функциональное, конструктивное и эстетическое единство^. В зависимости от объектов проектирования различаются следующие виды дизайна: технический, промышленный, архитектурный, интерьерный, графический, окружающей среды. Понятие современного дизайна является обширным и разнообразным. В школе необходимо использовать различные его аспекты, но применительно к трудовому обучению целесообразно рассматривать технический дизайн. В практике трудового обучения, наряду с применением дизайна в целях эстетического воспитания, необходимо использовать его дидактические возможности. Однако, в существующих учебных планах и программах предусматривается вооружение учащихся лишь отдельными элементами дизайна, а технический дизайн рассматривается как необязательный, факультативный компонент трудовой подготовки. Проблема формирования дизайнерских знаний и умений у школьников 8-9 классов на уроках труда не стала еще объектом специальных исследований.
В соответствии с актуальностью проблемы и недостаточной ее разработанностью в педагогической теории и практике была определена тема нашего исследования: "Методика формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении учащихся 8-9 классов".
Цель исследования: определить содержание и разработать дидактические и методические основы дизайнерской подготовки в процессе трудового обучения учащихся 8-9 классов. Проблемы сущности термина "дизайн" не являются предметом нашего ^ссле^ова^я. Мы ^сходим из устоявшегося значения этого термина
Объект исследования: художественно-техническая (дизайнерская) деятельность учащихся 8-9 классов в процессе трудового обучения.
Предмет исследования: процесс формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении учащихся 8-9 классов.
Гипотеза исследования: условиями эффективного формирования знаний и умений по техническому дизайну у учащихся 8-9 классов в трудовом обучении являются:
- разработанность дидактических основ (содержания, форм и методов) дизайнерской подготовки в процессе трудового обучения;
- осуществление поэтапного формирования дизайнерских знаний и умений с применением наглядно-иллюстративных и проблемно-поисковых методов обучения;
- развитие дизайнерского мышления и соответствующих творческих способностей посредством системы художественно-технических задач.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Разработать и обосновать дидактические основы (содержание, формы и методы) формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении учащихся 8-9 классов.
2. Произвести отбор и систематизацию учебного материала по основам технического дизайна с использованием дидактических принципов и учетом возрастных особенностей учащихся 8-9 классов.
3. Определить и экспериментально проверить критерии эффективности формирования знаний и умений по техническому дизайну и дизайнерского мышления у школьников 8-9 классов на уроках труда.
Методологической основой исследования являются: психолого-педагогические положения о творческой и деятельностной сущности личности (JI.G.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); концепция функциональной природы политехнических знаний (П.Р.Ату-тов, В.А.Поляков и др.); концептуальные положения о методах обучения (И.Я.Лернер, В.В.Краевский, М.Н.Скаткин и др.); принципы, критерии отбора и систематизации учебного материала по трудовому обучению (П.Р.Атутов, В.А.Поляков, М.Н.Скаткин и др.); теоретические основы технического дизайна адаптированные к задачам совершенствования трудового обучения и эстетического воспитания школьников.
Методы исследования: изучение и анализ педагогической, психологической, научно-технической, искусствоведческой и методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта; наблюдение и анализ уроков трудового обучения; беседы, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).
Этапы исследованияИсследование проводилось в три этапа:
- на первом этапе (1991-92 гг.) - изучение и анализ литературы по проблеме, проведение констатирующего эксперимента с целью выявления осведомленности и уровня практических навыков учащихся в области технического дизайна, формирование теоретической концепции исследования;
- на втором этапе (1992-93 гг.) - разработка содержания и теоретических основ эффективного формирования знаний и умений по техническому дизайну у учащихся в процессе трудового обучения, разработка учебной программы, проведение опытно-экспериментальной работы;
- на третьем этапе (1993-94 гг.) - экспериментальная работа, обобщение материалов исследования, формулировка выводов, оформление диссертации.
На защиту выносятся:
- теоретические основы отбора рациональных содержания, форм и методов формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении учащихся 8-9 классов (соответствие логики систематизации учебного материала логике художественно-технической "дизайнерской" деятельности; приемственность в обучении основам технического дизайна; соответствие содержания знаний и умений по техническому дизайну возрастным особенностям учащихся; связь труда учащихся с объектами художественно-конструкторского проектирования; направленность художественно-конструкторских заданий на активизацию познавательной деятельности учащихся, формирование потребности в получении дизайнерских знаний и умений, формирование и развитие художественно-технического "дизайнерского" мышления) ;
- программа курса "Основы технического дизайна" и методические рекомендации по ее использованию (программа построена по принципу объединения основ композиции, формообразования и художествен-но-конструкторского проектирования, направленного на обеспечение усвоения учащимися элементарных основ художественно-технического творчества);
- критерии сформированасти знаний и умений по техническому дизайну и дизайнерского мышления у школьников 8-9 классов (критериями сформированное™ дизайнерских знаний и умений являются: правильность и полнота выполнения соответствующих учебно-познавательных заданий, самостоятельность применения знаний, осознанность и качество выполнения заданий, перенос знаний и умений в другие области деятельности, уровень обобщенности знаний; критериями сформированности дизайнерского мышления были избраны действия, характеризующие творческую продуктивность мышления: способность к теоретическому анализу и самостоятельному выбору эффективных способов решения художественно-технических заданий).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- разработаны дидактические основы (содержание, формы и методы) формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении учащихся 8-9 классов;
- теоретически обоснованы и определены понятия "дизайнерское мышление" и "дизайнерская задача";
- определены критерии эффективности формирования знаний и умений по техническому дизайну и дизайнерского мышления у школьников 8-9 классов на уроках труда;
- разработаны теоретические основы формирования и развития дизайнерского мышления учащихся и в связи с этим определена система поэтапно усложняющихся художественно-технических задач (художественно-конструкторский анализ промышленных изделий; задачи на плоскостное и объемное формообразование и композицию; решение задач по аналогам (образцу); задачи на комбинирование, преобразование, переконструирование; комплексное творческое решение (проектирование изделий по собственному замыслу).
Практическая значимость исследования заключается в разработке учебной программы курса "Основы технического дизайна" для трудового обучения учащихся 8-9 классов и методических рекомендаций по ее реализации. Результаты исследования использованы в трудовом обучении при составлении учебных планов и программ, при подготовке учебно-методических пособий, в курсе лекций по методике трудового обучения на индустриально-педагогических факультетах вузов.
Апробация работы. Ход и основные результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях лабораторий и отдела трудовой подготовки школьников Института профессионального самоопределения молодежи РАО и научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов ИПСМ РАО (1993 г.).
Внедрение результатов исследования» Программа курса "Основы технического дизайна" введена в содержание трудового обучения учащихся 8-9 классов школ № I, №7 г.Шуи и № 36 г.Рязани, методические рекомендации внедрены в практику работы школ № 1061 г.Москвы, 12, 19 г.Шуи, Jfe 25 г.Иваново.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы по второй главе.
1. В ходе экспериментального обучения определены и апробированы содержание, формы и методы формирования знаний и умений по техническому дизайну. На основе отобранного содержания дизайнерских знаний и умений разработана программа курса "Основы технического дизайна", построенного на наслаивании категориальных отношений основ композиции, формообразования и теории проектного творчества по принципу "от абстрактного к конкретному" и "от простого к сложному".
2. Для выявления обоснованности отобранного содержания и эффективности применяемых методов формирования знаний и умений по техническому дизайну разработаны критерии оценки результатов экспериментальной работы, состоящие из показателей уровня сформированиости дизайнерского мышления и знаний и умений по техническому дизайну.
В качестве основных критериев уровня сформированное™ дизайнерского мышления были избраны действия, характеризующие творческую продуктивность мышления: использование теоретического анализа и самостоятельный выбор учащимися эффективных способов художественно-конструкторского проектирования изделий.
Критериями сформированиости дизайнерских знаний и умений являлись правильность и полнота выполнения соответствующих учебно-познавательных заданий. Показателями сформированиости дизайнерских знаний и умений являются: самостоятельность применения; осознанность и качество выполнения заданий; перенос этих знаний и умений в другие области деятельности.
3. Педагогический эксперимент показал, что процесс изучения основ технического дизайна протекает более успешно, если обеспечивается комплексное формирование дизайнерских знаний и умений: на этапе введения основных понятий технического дизайна целесообразно использовать наглядно-иллюстративные методы, а на этапах закрепления и развития дизайнерских знаний и умений необходимо применять проблемно-поисковые методы обучения, эвристические методы дизайнерского поиска и систему усложняющихся учебно-познавательных заданий, ориентированных на развитие творческого мышления и активизацию познавательной деятельности учащихся.
134
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Б результате проведенного исследования по проблеме формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении учащихся 8-9 классов были решены поставленные задачи:
1. Разработаны теоретические основы отбора содержания знаний и умений по техническому дизайну:
- проанализирован технический дизайн как важнейшая составляющая современного производства и определены характер дизайнерского труда как творческой проектной художественно-технической деятельности по созданию гармоничного техномира и предметно-прост-ранственной среды в целом;
- выявлены психолого-педагогические предпосылки формирования дизайнерских знаний и умений, а также дидактические условия обучения основам технического дизайна (формирование познавательной потребности в получении дизайнерских знаний и умений; формирование ориентировочной основы действий в ходе обучения и решения дизайнерских задач; осуществление поэтапного формирования умственных действий при выполнении учащимися различных учебно-познавательных заданий; активизация познавательной деятельности учащихся методами проблемного обучения и эвристическими методами дизайнерского поиска);
- обоснованы и определены понятия "дизайнерское мышление" и "дизайнерская задача".
2. На основе формулирования целей включения учащихся 8-9 классов в художественно-техническую деятельность определено оптимально доступное содержание знаний и умений по техническому дизайну, которое включает знания:
- принципов функциональности, эргономичности, технологичности, эстетичности;
- о формообразовании, композиции и комбинаторике;
- этапов художественно-конструкторского проектирования;
- о цвете и цветосочетаниях;
- физико-механических и эстетических свойствах материалов;
- эвристических методов дизайнерского поиска; умения:
- анализировать промышленные изделия в соответствии с требованиями технического дизайна;
- применять принципы технического дизайна при художественно-конструкторском проектировании;
- проводить дизайнерский анализ и синтез при решении художественно-технических задач;
- выполнять эскизирование и макетирование в процессе решения дизайнерских задач.
3. На основе отобранного содержания дизайнерских знаний и умений разработана программа курса "Основы технического дизайна" и определены критерии оценки экспериментальной работы, состоящие из показателей уровня сформированиости дизайнерского мышления и знаний и умений по техническому дизайну.
4. Методика формирования знаний и умений по техническому дизайну предполагает тесную взаимосвязь с изучением основ технического дизайна в процессе трудового обучения путем использования различных форм, методов и приемов, способствующих систематизации и обобщению получаемых сведений. Экспериментальная проверка разработанной методики показала, что процесс изучения основ технического дизайна протекает более успешно, если обеспечивается комплексное формирование дизайнерских знаний и умений не только наглядно-иллюстративными методами, но и проблемно-поисковыми и эвристическими методами, если применяется система учебно-познавательных задач, ориентированных на развитие творческого мышления и активизацию познавательной деятельности учащихся.
5. В исследовании определен ряд художественно-конструкторских задач и разработано их содержание. Основными принципами составления задач являются:
- соответствие условий задач характеру учебно-практической деятельности учащихся;
- взаимосвязь задач с содержанием художественно-технической деятельности учащихся;
- связь дизайнерских задач с объектами техники и технологии, а так же с изделиями, изготавливаемыми учащимися;
- поэтапное усложнение условий художественно-конструкторских задач.
В качестве основных определены следующие типы художественно-конструкторских задач на:
- художественно-конструкторский анализ промышленных изделий;
- плоскостное формообразование и композицию;
- объемное формообразование и композицию;
- рещение задач по аналогам (образцу);
- решение задач по условию (исследование, комбинирование, преобразование);
- комплексное творческое решение задач (проектирование изделий по собственному замыслу).
На основании результатов педагогического исследования можно утверждать, что предложенный нами подход к формированию знаний и умений по техническому дизайну является педагогически целесообразным, а разработанная методика формирования дизайнерских знаний и умений у школьников в трудовом обучении достаточно эффективна, о чем свидетельствует статистическая обработка данных формирующего эксперимента.
Таким образом, результаты исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы. Экспериментально доказано, что применение разработанной методики действительно приводит к успешному формированию знаний и умений по техническому дизайну, формированию творческого художественно-технического мышления и развитию эстетического отношения к техномиру.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кочетков, О. Л., Москва
1. Авдопьев Е.Я. Конструирование форм современных машин, аппаратов и сооружений. - Киев., 1990. - 154 с.
2. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М., 1982. - 181 с.
3. Азрикан Д.А. Комплексный объект и принципы его художественного конструирования. -М., ВНИИТЭ, 1982. 18 с.
4. Актуальные вопросы системы политехнической подготовки школьников/ Сост. Н.И.Бабкин, Т.А.Васильев. ^-М., 1990.- 86 с.
5. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ. Новосибирск., 1986. - 209 с.
6. Ананьев Б.Г. 0 соотношении способности и одаренности.-М.,1962
7. Андрианов П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательной школы: дис. д-ра пед. наук. -М., 1985.- 420 с.
8. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества.-Киев., 1978.- 172 с.
9. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей.-М., 1987.- 184 с.
10. Атутов П.Р. Политехническое образование школьников: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы. -М., 1986. 176 с.
11. Атутов П.Р. Политехническое образование в системе средств повышения функциональной грамотности учащихся. Ташкент, 199I. - С.1-2
12. Атутов П.Р., Поляков В.А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М., $985.- 128 с.
13. Бабанский Ю.К. Методы обучения в советской общеобразовательной школе.- М., 1985.- 208 с.
14. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения.-ОД.,1987.-80 с.
15. Бабкин Н.И., Величкин В.Е. Изучение элементов эргономики в трудовом и профессиональном обучении школьников. -М., 1988. 21 с.
16. Бандуристы® Ф.Ф. Художественное конструирование на уроках труда в 6 классе общеобразовательной школы по разделу "Специализированные работы".- М., 1981. 22 с.
17. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т./ Под ред. А.М.Прохорова. М., 1991. Т.1-863 с.
18. Бегенау З.Г. Функция, форма, качество. -М., 1969.- 168 с.
19. Безмоздин Л.Н. Художественно-конструкторская деятельность человека. Ташкент., 1975.- 243 с.
20. Безмоздин Л.Н. В мире дизайна. Ташкент., 1990. - 313 с.
21. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М., 1989.- 192 с.
22. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода.- М., 1979.- 270 с.
23. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т.- М., 1979.-Т.I.- 304 е.; Т.П 399 с.
24. Божко Ю.Г. Архитектоника и комбинаторика формообразования. -Киев.,1991.- 245 с.
25. Брунер Дж. Психология познания.- М., 1977
26. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение.-М., 1983.- 96 с.
27. Буш Г.0. Методологические основы научного управления изобретательством.- Рига, 1974
28. Бычков А.В. Трудовое обучение: уроки творчества// Советская педагогика.- 1989.- № 3.- С. 17-21.
29. Васильев Ю.К. Политехническая подготовка учащихся средней30