Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование проектных умений учащихся старших классов в системе непрерывного дизайнерского образования

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Куликов, Александр Георгиевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Магнитогорск
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование проектных умений учащихся старших классов в системе непрерывного дизайнерского образования», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Куликов, Александр Георгиевич, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ.i

Глава 1. Формирование проектных умений учащихся старших классов в процессе непрерывного дизайнерского образования как педагогическая проблема

1.1. Методологические подходы к исследованию проблемы непрерывного дизайнерского образования.

1.2. Психолого-педагогические основы формирования проектных умений.

1.3. Моделирование непрерывного дизайнерского образования.

ВЫВОДЫ по 1 главе.

Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию проектных умений учащихся старших классов в процессе непрерывного дизайнерского образования

2.1. Цели, задачи и методы экспериментального исследования.61,

2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию проектных умений учащихся в процессе непрерывного дизайнерского образования.

2.3. Результаты исследования и их анализ.

ВЫВОДЫ по 2 главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование проектных умений учащихся старших классов в системе непрерывного дизайнерского образования"

Преобразующая деятельность человека на рубеже Ш тысячелетия соизмеримая, по определению В.И. Вернадского, с глобальными природными процессами, актуализирует необходимость воспитания поколения умеющего прогнозировать и предупреждать последствия этой деятельности. Не случайно ЮНЕСКО провозгласило XXI век веком образования.

Переход от накопления знаний, к воспитанию личности способной к оригинальным решениям, от которых зависит будущее человека и общества, приводит к смене образовательной парадигмы - «от человека образованного к человеку творческому» (B.C. Библер), и, как результат, к появлению новых образовательных систем, технологизирующих творчески преобразующее познание мира, одной из которых является дизайнерское образование, системно формирующее творческую, созидательную личность. Такое перестроение образования требует существенного переосмысления теории и методики педагогического влияния на организацию жизнедеятельности учащихся.

В философских, педагогических и психологических исследованиях В.И. Вернадского, Э. Фромма, К. Роджерса, А. Маслоу, В.И. Андреева и других сущность творческого преобразования связывается с осознанием потребности в творческой самоактуализации. Значительное внимание в работах Р. Арнхейма, Э. Боно, Л.С. Выготского, А.М. Мапошкина, Д.Б. Богоявленской, Я.А. Пономарева уделяется вопросам изучения связи творческого развития личности с проектными технологиями, базирующимися на исследованиях психологии творчества; на анализе обучения как перестройке структур опыта в работах Ж. Пиаже; обучения как приобщения к проектной творчески преобразующей деятельности в исследованиях Г.С. Альтшуллера, Дж. Диксона, С.Х. Раппопорта, В.И. Пузанова.

В современной отечественной образовательной практике художественное проектирование, как метод обучения творческой деятельности, не икшочено пока в учебные планы и программы педагогических вузов, за исключением художественно-графических и технологических факультетов, тогда как за рубежом дизайн рассматривается как необходимая составная часть системы общего образования, поскольку он заключает в себе элементы фундаментальных методов познания, необходимых во всякой деятельности. Диагностируя состояние отечественного дизайн-образования, искусствовед Ю.Н. Галкин (59) отмечает, что время дизайна придет с развитием рыночных отношений. Будет расти спрос не только на дизайнерские разработки, но и на дизайн-прогнозы. Сейчас необходимо дать возможность становлению самых различных форм дизайнерского образования.

Исследованию проблем включения дизайна в общее образование Российских школ и вузов посвящены работы ученых: А.Д. Дижур, А.Г. Устинова, ЛБ. Переверзева, В.Ф. Сидоренко, В.Д. Симоненко, Ю.Л Хотунцева, В.М. Чигарькова. Однако в педагогических исследованиях еще не достаточно изучены теория и практика обучения учащихся основам художественного проектирования как виду мыслительной деятельности, синтезирующей знания основ наук, техники, производства и промышленного искусства. Недостаточно разработано научно-методическое обеспечение как основы творческой, проектно-художественной подготовки учащихся.

Увеличивающийся спрос на дизайн-образование среди абитуриентов специализированных факультетов и вузов, а также необходимость целостного осмысления непрерывной дизайнерской подготовки как сложной, интегра-тивной и развивающейся образовательной системы, позволяющей разрабатывать адекватные современной ситуации формы и методы включения молодежи в социальную действительность, придают особую актуальность разработке проблемы формирования проектных умений старшеклассников в системе непрерывной дизайнерской подготовки, что и определило выбор темы данного исследования.

Проблема исследования заключается в устранении противоречия между потребностями учащихся в приобретении умений творческого преобразования действительности в процессе непрерывного дизайнерского образования и общепринятой моделью, ориентированной в основном на накопление учащимися теоретических знаний.

Цель исследования - разработка образовательной модели, формирующей проектные умения учащихся старших классов в процессе творческого преобразования действительности в системе непрерывного дизайнерского образования.

Объект исследования ~ процесс непрерывного дизайнерского образования.

Предмет исследования - формирование проектных умений учащихся старших классов в процессе непрерывного дизайнерского образования.

Гипотеза - процесс формирования проектных умений старшеклассников в системе непрерывной дизайнерской подготовки будет осуществляться эффективно, если будет обеспечено применение проектных умений в социальной практике на основе системно-интегративного и деятельностного подходов, так как социально-значимая деятельность позволяет формировать систему знаний, умений и навыков в их целостности.

Задачи исследования,

1. Определил, содержание, структуру, технологические этапы образовательной модели, формирующей систему проектных умений в целостности.

2. Экспериментально апробировать образовательную модель при формировании у старшеклассников проектных умений по преобразованию окружающей действительности.

3. Выработать рекомендации по формированию проектных умений учащихся старших классов в системе непрерывного дизайнерского образования.

Методологической основой исследования является диалектическое представление о творческом развитии личности в процессе активного взаимодействия с миром; деятельностный подход, на основе которого решаются задачи обучения творчески преобразующей проектной деятельности, формирующей психические процессы самоактуализирующейся личности; системно-интегративный подход, позволяющий разработать модель дизайн-образования на основе формирования в сознании ученика интегрированной модели внешнего мира и проектных умений реализации творческих замыслов личности; принципы дополнительности.

Опытно-экспериментальной базой научного исследования явилась система экспериментальных площадок Магнитогорской школы дизайна, реализующей модель непрерывной дизайнерской подготовки в общеобразовательных школах №19 и №49 г. Магнитогорска, а также на технологическом и художественно-графическом факультетах Магнитогорского государственного университета в 1990-2000 годах.

Основные этапы и методы исследования.

На первом этапе П990-1993гг.) проводился анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; осуществлялась разработка модели дизайнерского образования учащихся, формирующей умения проектировочной деятельности. Использован метод сравнительного анализа, метод моделей.

На втором этапе (1994-1998гг.) внедрялась авторская программа дизайнерского образования в школах и в вузе; разрабатывалась программа повышения квалификации учителей изобразительного искусства и технологий; проведен формирующий эксперимент с учащимися старших классов по формированию у них проектных умений в системе непрерывного дизайнерского образования. Использован метод экстраполяции (переноса модельной информации на объект проектирования), метод наблюдения за деятельностью педагогов и учащихся в процессе образования, анализ творческой работы учащихся и документов, метод анкетирования.

На третьем этапе (1999-2000гг.) осуществлен анализ экспериментальной деятельности, обобщены результаты эксперимента и завершено научное исследование. Использованы методы эталонного сравнения, экспертных оценок, математического анализа, графического анализа.

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

- разработана модель непрерывного дизайнерского образования (поливозрастная и полипрофессиональная общность, реализующая проектно-образовательную деятельность, интегрирующим звеном которой является дизайн-подготовка старшеклассников), адаптированная к условиям типовой общеобразовательной школы, несущая по отношению к образовательному процессу функцию развития;

- выявлен комплекс педагогических условий эффективности непрерывной системы общей, дополнительной и профессиональной дизайнерской подготовки, (система целей и задач; комплекс качеств личности школьника, воспитываемого в проектно-образовательной сфере; содержание и структура процесса обучения; организационные формы, принципы, методы обучения; этапы освоения проектной культуры; критерии сформированности проектных умений). Особое внимание, при разработке образовательной модели, уделяется инструментарию предметной деятельности дизайнера - проектным умениям, как педагогической категории.

- определена специфика формирования проектных умений старшеклассников, основанная на выращивании индивидуальной проектной ориентации личности и ее проекгао-творческой самореализации.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке системы технологических принципов (непрерывность и поэтапность обучения дизайну; интеграция образования и проектной культуры; переход от трансляции знаний к выращиванию способностей; деятельностный баланс творчества и технологии; проекгно-творческая самореализация личности), позволяющих целостно формировать проектные умения образовательных субъектов в системе непрерывного дизайнерского образования.

Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса проектно-графических заданий на основе «Я-концепция», позволяющего формировать проектные умения учащегося, как уникальной творческой личности, а также, в разработке критериальной базы оценки уровня сформированное™ этих умений.

Достоверность результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследования; использованием комплексной методики теоретического и экспериментального исследования, адекватной природе изучаемого явления, целям и задачам изыскания; воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных данных; количественным и качественным их анализом; внедрением полученных результатов в теорию и практику обучения учащихся.

На защиту выносится модель непрерывного дизайнерского образования, формирующая проектные умения в целостности.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на Межвузовской научно-практической конференции (г. Москва, МГЛУ, 1990г.); на Всероссийской конференции художественно-графических факультетов (г. Уфа, 1991г.); на Межвузовской конференции по инновационному образованию (Крым, Судак, 1993г.); на Внутривузовских научно-пракпгических конференциях (г. Магнитогорск, МГПИ, 1995г., 1996г.); на Всероссийской конференции «Современная начальная школа и подготовка учителя» (г. Магнитогорск, 1998г.); на городской педагогической конференции «Проблемы непрерывного художественно-графического образования детей в образовательных учреждениях г. Магнитогорска» (г. Магнитогорск, 1999г.); на Всероссийской конференции «Технологическое образование молодежи в XXI веке» (г. Магнитогорск, 1999г.); на Всероссийских конференциях «Мир детям через культуру и искусство» (г. Магнитогорск, 1999г., 2000г.); на заседаниях кафедр: художественного проектирования, декоративно-прикладных технологий, общей педагогики Магнитогорского государственного университета (1993-2000гг.); в Экспертном совете института педагогических инноваций Российской Академии образования (г. Москва, 1997г.). Основные идеи и научные результаты отражены в 27 научных публикациях по теме исследования.

Внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования внедрены в практику работы Магнитогорской школы дизайна (МШД) - творческого объединения педагогов-дизайнеров работающих на педагогических площадках в школах №19, №49 г. Магнитогорска и на технологическом факультете Магнитогорского государственного университета.

Структура и объем диссертации. Диссертация содержит введение; две главы, иллюстрированные 8 таблицами и 21 рисунком; заключение; библиографию, включающую 293 наименования; 1 приложение.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по 2 главе:

1. При формировании проектных умений учащихся используется совокупность «универсальных» методов, необходимых на любом этапе экспериментального исследования, и «специальных», которые целесообразно применять на отдельных этапах. Комбинации и последовательность методов не повторяются, причем, в каждой группе методов, используемых на том или ином этапе, существует ведущий метод и вспомогательные.

2. Уровень сформированности проектных умений определяется тестом разработанным на основе «Я-концепции», включающим вопросы по самооценке испытуемого в ходе выполнения им определенного комплекса графических заданий. Ранжирование учащихся по уровню сформированности проектных умений позволяет проводить оптимальное группообразование с учетом особенностей учащихся этой группы.

3. Моделирование непрерывной образовательной дизайнерской системы основывается на принципах последовательного перехода от трансляции знаний к выращиванию способностей, позволяющих преодолеть границы отраслевого функционирования. Совместность проектирования системы непрерывного дизайнерского образования создает предпосылки к складыванию жизнеспособной, полипрофессиональной и поливозрасгаой региональной общности, несущей по отношению к образовательной действительности региона функцию развития. Интегрирующим звеном проектно-образователь-ной сферы, формирующей проектные умения образовательного субъекта в целостности, является Фестиваль образовательного дизайна.

4. Количество и специфика межпредметных интегративных связей, формирующих проектные умения в их целостности определяется внутренними условиями и специализацией образовательного учреждения. Система отслеживания и коррекции авторских программ дизайнерского цикла реализуется в соответствии с концепцией дизайн-школы, управление которой осуществляется через различные формы работы «команды», являющейся целостной организационной структурой, реализующей идею дизайнизации образования.

5. Формирование проектных умений в старшем школьном звене проводится на основе художественного проектирования интегрируемого с индивидуальной дизайн-специализацией и индивидуальными заданиями по другим проектно-художественным дисциплинам, в зависимости от вступительных экзаменов в выбранном вузе.

6. Основные закономерности, проявившиеся в экспериментальных классах:

- глубокое усвоение учащимися проектно-художественной грамоты;

- высокая степень мотивации к учебе и творчеству;

- ускоренное развитие общих способностей учащихся;

- свобода и раскованность в общении; собранность и ответственность в учебе;

- сформированность навыков социальной адаптации, бесконфликтного общения учащихся в процессе выполнения коллективной работы;

- устойчивая работоспособность;

- систематическое оформление и демонстрация результатов своего творчества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дизайн-подготовка старшеклассников, являясь средством воспроизводства проектной культуры, средством проектно-творческой самореализации личности, средством моделирования социальных систем, дифференцирует непрерывное дизайнерское образование на общее и профессиональное, занимая промежуточное, связующее положение между ними. Совместное (командное) пошаговое проектирование и реализация образовательными субъектами системы непрерывной дизайнерской подготовки основывается на принципах выращивания способностей, создавая предпосылки жизнеспособной, полипрофессиональной и поливозрастной региональной общности проектировщиков, несущей по отношению к образовательной действительности региона функцию развития.

Межпредметные интегративные связи художественного проектирования, формирующие проектные умения старшеклассников в их целостности, определяются внутренними условиями образовательного учреждения и строятся на основе индивидуальной дизайн-специализации учащихся. Учебные группы подбираются по уровню сформированности проектных умений учащихся, определяемому при выполнении проектно-тестового задания по преобразованию окружающей среды на основе «Я-концепции», позволяя применять оптимальные комбинации обучающих методов с учетом особенностей учащихся группы.

Основными критериями сформированности проектных умений старшеклассников являются следующие характеристики :

- высокая степень мотивации к проектному творчеству и развитию общих способностей;

- сформированность навыков социальной адаптации, устойчивая работоспособность и ответственность;

- глубокое усвоение проектно-художественной грамоты, систематическое оформление результатов своей проектной деятельности в социуме.

Резервом дальнейшего совершенствования процесса дизайнизации образования, выявленным в ходе экспериментального исследования, является имиджевое оформление образовательными субъектами результатов собственной проектно-образовательной деятельности в виде портфолио -проектного предложения, в котором красочно и привлекательно, на основе достигнутых результатов, представлены взаимовыгодные и реалистичные возможности развития имеющегося проектного потенциала.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Куликов, Александр Георгиевич, Магнитогорск

1. Абдулина О.А. О формировании у студентов педагогических умений. //Советская педагогика, 1970. -№11. -С.93.

2. Азршсан Д.А. Методическая модель объекта дизайна. //Техническая эстетика. -1982. -№9.

3. Акопов А.Ю. Информационное взаимодействие живых систем со средой (эволюционный аспект). В кн.: Системные исследования. Методологические проблемы. -М.: Наука, 1981. -С. 182-192.

4. Алытауллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. -Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991. -225с.

5. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. -Минск: Беларусь, 1994. -479с.

6. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 т. -М.: Педагогика, 1982. -612с.

7. Андреев В.И. Диалектика воспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. -236с., ил.

8. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. -552с.

9. Ю.Анохин С.Ф. Дизайн и эстетическое воспитание. //Техническая эстетика. -1986.-№4. -С.12.11 .Антош П. Предметный мир ребенка и задачи дизайна. //Техническая эстетика. -1975.-№12. -С.12-14.

10. Анцыферова Л.И. О закономерностях элементарной познавательной деятельности. -М., АН СССР, 1961. -152с.

11. Аристотель. Сочинения: В 4-х т., Т.4. -М.: Мысль, 1984. -830с.

12. Аронов В. Система художественно-конструкторского образования в ФРГ. -В сб.: Художественно-конструкторское образование. -М., 1973. №4.

13. Артемов В.А. Курс лекций по психологии. Изд. 2. -Харьков, 1958. -421с.

14. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. -М.: Политиздат, 1986. -333с.

15. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. -192с.

16. Бандуристый Ф.Ф. Методические принципы обучения школьников художественному проектированию. -М., 1982.

17. Барышникова Л.П. Художественное воспитание школьников в процессе восприятия архитектурно-художественной среды. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. -М.,1982. -17с.

18. Безмоздин Л.Н. Художественно-конструкторская деятельность человека. -Ташкент: ФАН, 1975. -243с.

19. Бейере Д.Э. Дизайн будущего -экологический дизайн (ФРГ). //Техническая эстетика. -1987. -№12. -С.29.

20. Беккер Г.П., Переверзев Л.Б. Сценарное моделирование как метод. //Техническая эстетика. -1988. -№7.

21. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. -Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1994.

22. Белов А.А. Межпредметные связи в процессе подготовки учителей черчения, рисования, трудового обучения. -В сб.: Художественно-конструкторское и трудовое обучение в школе и пединституте. -Л.: ЛГПИ, 1977.

23. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. -М.: Просвещение, 1965. -227с.

24. Бердичевская А. Дворец в Тбилиси. //Декоративное искусство СССР. -1988. -№9. -С.12.

25. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. -М.: Искусство, 1994. -Т.1. -542с.

26. Бери Р. Развитие «Я концепции» и воспитание. -М: Просвещение, 1986.,

27. Библер B.C. Мышление и творчество. Введение в логику мысленного диалога. -М.: Политиздат, 1975.

28. Бирючевский Н., Фишер М. Изучение элементов технической эстетики в средней школе. //Техническая эстетика. -1968. -№6. -С.27.

29. Блауберг И.В. Проблема целостности в марксистской философии. -М.: Высшая школа, 1963. -96с.

30. Бобылкина В.П. Обучение элементам конструирования и расчета на уроках трудового обучения и математики в 1-3 классах. Дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. -М., 1978. -185 с.

31. Богоявленская Д.Б. Диагностика становления творческой личности. //Психодиагностика и школа. -Таллин: ТРГУ, 1980. -129с.

32. Бойко Ш. Методы обучения художников-конструкторов. //Декоративное искусство. -1963. -№3.

33. Бойко Ш. Проблемы подготовки художников-конструкторов. //Техническая эстетика. -1964.-№8.

34. Бойчук А.В. ХХПИ: поиски своей методики. //Техническая эстетика. -1987. -№12.

35. Болотина JI.A. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений у учащихся 9-10 классов в процессе трудового обучения. Дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. -М., 1977. -184 е., ил.

36. Боно Э. Латеральное мышление. -СП б: Питер. 1997. -316с.

37. Ботвинников Д.Д. Организация и методика педагогических исследований. -М., 1981.

38. Букреев И. //Аргументы и факты. -1988.- №51.

39. Буцаев П.И. Художественный интерес как фактор формирования эстетических способностей старшеклассников. Автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. -JL, 1976. -16с.

40. Ванцвайг П. Десять заповедей творческой личности. -М.: Прогресс, 1990. -187с.

41. Венгер JI.A. Педагогика способностей. -М.: Прогресс, 1973.

42. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. -М.: Советская Россия, 1989. -703с.

43. Верггеймер М. Психология продуктивного мышления. -М.: Прогресс, 1987. -336с.

44. Верткин И.В. Бороться и искать. О качествах творческой личности. Серия «Техника-молодежь творчество» —Петрозаводск: Карелия, 1988. -277с.

45. Ветров В. Вопросы технической эстетики в новой школьной программе. //Техническая эстетика. -1966. -№2.

46. Винер Н. Я математик. ~М.: Наука, 1967. -355с.

47. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся (Под ред. И.С. Якиманской) НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. -М.: Педагогика, 1989. -224с.

48. Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования (Учебник для худож. учебн. заведений). -2-е изд., перераб. и доп. -Киев: Выща школа. Головное издательство, 1988. -191с., ил.

49. Воробьева Т.В. Художественное восприятие как форма общения. Дис. канд. философских наук. -Л., 1983.

50. Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. -СП б.: Респекс, 1996. -426с.

51. Вуджек Т. Как создать идею. -СП б, Москва, Харьков, Минск: Питер, 1977. -387с.

52. Выготский JI.C. Психология искусства. -М.: Искусство, 1986, 3-е изд. -576с.

53. Выготский JI.C Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991. -90с.

54. Вязникова Е.А. Специфика методики дизайн проектирования на старших курсах САИ. -В сб.: Дизайн и промышленность. -Свердловск, 1982.

55. Гагарин Б.Г. Пути совершенствования методов обучения акварельной живописи. Дис. канд. пед. наук. -М., 1974.

56. Галкин Ю.Н. Время дизайна придет. //Техническая эстетика. -1991. -№.8. -С.12.

57. Гегель В.Ф. Феноменология духа. Сочинения: в XIV т. -М., 1959. -Т.8.

58. Генисаретский О.И. Актуальные проблемы исследования проектной культуры. //Техническая эстетика. -1989. -№5.

59. Герасев В.А. Педагогические условия формирования художественно-конструкторских умений у будущих учителей трудового обучения. Дис. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. -Магнитогорск, 1995.

60. Гирусов Э.В. Система «общество -природа»: (проблемы социальной экологии). -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. -167с.

61. Глинкин В.А. Искусство современного интерьера школьнику. (Книга для учащихся старших классов). -М.: Просвещение, 1984. -159с., ил.

62. Глинский Б., Грязное Б., Дынин Б., Никитин Е. Моделирование, как метод научного познания. -М., 1965.

63. Григорьев Э.П., Федоров М.В. Проектный метод прогнозирования. //Техническая эстетика. -1970. -№10.11.

64. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. -Челябинск, 1993. -30с.

65. Гузик Н.П. Учить: чему, как? //Учительская газета. -1988,26 марта.

66. Гурова ЛЛ. Когшггавно-личносгаые характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. //Вопросы психологии. -1991. -№6.

67. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Томск: Пеленг, 1995. -142с.

68. Данилов С.Г. Общая подготовка абитуриентов в связи с обучением художественному конструированию в JTBX ПЧ. -В сб. Художественно-конструкторское образование. -М., 1972. -№3.

69. Данилова Е.И. Творчество как диалог культур. -В сб.: Наука и школа. -Магнитогорск, МГПИ, 1995. -С.77.

70. Даукантас Ф.Ф. Выступление на учредительном съезде Союза дизайнеров. //Техническая эстетика. -1987. -№7. -С.9.

71. Двирных А.С. Учебное пространство в художественном проектировании. //Техническая эстетика. -№10. -С.19-21.

72. Девятова С.С., Купцов В.И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования. //Социально-политический журнал. -1995. -№6. -С. 107-115.

73. Дижур А.Л. Дизайн и проблемы перестройки образования. //Техническая эстетика. -1987. -№9. -С. 1-3.

74. Дижур А.Л. Научные дисциплины, как предмет дизайн образования. //Техническая эстетика. -1990. -№12. -С.22-24.

75. Дижур А.Л., Мунипов В.М. Художественное конструирование: Состояние и перспективы. -М.: Знание, 1976. -64с.

76. Дизайн: очерки теории системного проектирования. (Под ред. д-ра философ. наук М.С. Каган.). Изд-во Ленишр. ун-та, 1983. -188с.

77. Дизайн программы за 1980 - 83г. (Составитель Э.Л. Рожкали). -М., 1984.

78. Диксон Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. -М.: Мир, 1969. -440с.

79. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. /Под. общ. ред. Е.Н. Медынского. -М.: Учпедгиз, 1956. -374с.

80. Долло Л. Франция в современном мире. 2-е изд. -М.: ИнграТЭК-Р, 1996. -130с.

81. Дорогов А.А. Специфика дизайна и проблемы художественно-конструкторского образования. //Худож.-констр. образов. Вып. 3. -М.: ВНИИТЭ, 1972. -С.23.

82. Дроздецкий А.Г. Принципы и методы построения учебных планов и программ по основам дизайна для внешкольного обучения старшеклассников. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. -М., 1982. -17с.

83. Дубинин Н.Н. Идеологическое и нравственное воспитание -главная задача школы. /Телепередача 3 октября 1987г.

84. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. /Пер. с англ. Н.М. Никольской. -М.: Совершенство, 1997. -204с.

85. Ермолаев А.П. Как воспитать визуальную культуру. //Декоративное искусство СССР. -1988. -№9. -С.35-37.

86. Ермолаев А.П. Социально-культурные аспекты художественно-конструкторской предметной среды. Дис. на соиск. учен. учен. степ. канд. искусствоведения. -М., 1974. -196с.

87. Ефимов А. В. Элитные группы, их возникновение и эволюция. //Знание -сила. -1988. -№1. -С.36-64.91 .Жаров В. Дом для школы. //Учительская газета. -1988, 5 апреля.

88. Загвязинский В.М. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982.93.3анков Л.В. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1990.

89. Зенкевич Е.П. Краткий обзор состояния художественно-конструкторского образования. -В сб.: Художественно-конструкторское образование. -М., 1969, №1.

90. Вопросы психологии. -1993. -№3. -С.5-19, 99.3юзинская Б. Такого, как ты, больше нет нигде на свете (о программе Б. Неменского). //Декоративное искусство СССР. -1988. -№9. -С.31-36.

91. Иванов А.В. Сознание и мышление. -М.: МГУ, 1994. -130с.

92. Иванов Ю. Основы технической эстетики -в общеобразовательную школу. //Техническая эстетика. -1966. -№2. -С.28-30.

93. Изюмский Ю.В. Организация школьного быта, как средство эстетического развития учащихся. Автореф. канд. пед. наук. -М., 1966.

94. Казаченко С.И. Преемственность школы и Вуза в профессиональном становлении студентов-педагогов. Дис. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. -Запорожье, 1986.

95. Калинина Г.П. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках трудового обучения средствами художественного конструирования. Дис. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. -Свердловск, 1984. -156с.

96. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучения. -М.: Педагогика, 1981. -200с.

97. Калуве Л., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения. -Калуга: Калужский институт социологии, 1993. -239с.

98. Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна. //Вопросы философии. -1981. -№11.

99. Карху А.А. Осмыслить проектную тему. //Техническая эстетика. -1987. -№2. -С.8-9.

100. Католиков А. И др. Думы о могучей школе. //Учительская газета.

101. Квасов А.С. Выступление на учредительном съезде Союза дизайнеров. //Техническая эстетика. -1987. -№7. -С.10.

102. Кедров Б.М., Гиндикис Н.Л. Творческий процесс и ступени познания. //Природа. -1981. -№7. -С.14-22.

103. Кермик Ю.М. Молодой дизайн -новый дизайн? //Искусство и среда, Таллин. -1988. -№57.

104. ИЗ. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. -М: Литер, институт им. М. Горького,1992. -72с.

105. Кирпичев В.А. Свой проект -своими руками. //Техническая эстетика.1988. -№4. -С.8-9.

106. Кирпичев В.А. Проектируя средовые объекты. //Техническая эстетика. -1988. -№5.-С.13-16.

107. Клубиков Б.И. Методы активизации творческого поиска в дизайне (педагогический и проектно-практический аспекты). Дис. на соиск. учен, степени канд. искусств. -Л., 1978. -288с.

108. Козырева Ю.А. Лекции по педагогике и психологии творчества. -Пенза: Изд-во Пенз. гос. универс., 1994. -339с.

109. Кольцова Н. Вопросы художественно-промышленного образования в документальных источниках фонда отдела ИЗО Наркомпроса (1918-1920). -В сб.: Художественно-конструкторское образование. -М., 1969. -№1.

110. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Пеегалоцци И.Г. Педагогическое наследие. (Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский). -М.: Педагогика,1989. -416с.

111. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. -М.: Политиздат, 1984. -335с.

112. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. -М.: Пед. Поиск, 1999. -224с.

113. Кондратьев A.M., Исиченко Т.М. Программа кружка юных дизайнеров. -М.: ЦСЮТ, 1977.

114. Консташиновский Д.Л. Вопросы социального прогнозирования в области образования. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. философских наук. -М.,1969.

115. Коропсовский А.Э., Ляпцев Н.Н., Владимирский Ю.А. Развитие дизайн образования на Урале. -В сб.: Дизайн и промышленность. -Свердловск, 1982.

116. Коськов М.А. Основные закономерности художественно-конструкторской деятельности. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. философск. наук. -Л.: ЛГУ, 1980. -21с.

117. Кох К. Планирование и организация школьных учреждений. //Современная архитектура. -1971. -№2. -С.30-36.

118. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в школе. -Минск, 1987.

119. Краевский В.В. Моделирование в педагогическом процессе. //Введение в научное исследование по педагогике. -М.: Просвещение, 1988. -120с.

120. Краниновская В.Д. Композиционное формообразование в первоначальной подготовке художника-конструктора. Дис. на соиск. учен, степени канд. искусств. -М., 1981. -124с.

121. Красильников В.Д. Дизайн и еще раз дизайн. //Техническая эстетика. -1989. -№10.

122. Краткая методика художественного конструирования (отв. ред. Ю.Б. Соловьев). -М.: ВНИИТЭ, 1966. -280с., ил.

123. Краткий тест творческого мышления (ред. Е.И. Щеблановой). -М.: Ин-тор, 1995. -48с.

124. Кригер В.Ф. Пространственно-графическое моделирование и развитие творческих способностей у студентов. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989. -184с.

125. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Технология творчества. -Курск: Изд-во Курский гос. пед. университет, 1995. -188с.

126. Кружки дизайнеров. -В кн.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: подготовительные кружки, спортивно-технические кружки, производственно-технические кружки. -М., 1982. -С.219-227.

127. Крупенина ПЛ., Крохина И.М. Эффективный учитель. -Ростов -на -Дону: Феникс, 1995. -478с.

128. Кудрявцев А. Визуальный комфорт для человека. //Реклама. -1987. -Xg6.-C.18.

129. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. -М., 1975. -304с

130. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. -3-е изд., М.: Политиздат, 1986. -398с.

131. Кузьмичев Л.А., Сидоренко В.Ф. Дизайн -программе. Понятие, структура, функция. //Техническая эстетика. -1980. -№1.

132. Кузьмичев Л.А. Дизайн -программа: понятие, структура, функции. Ав-тореф. дис. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. -М., 1983.

133. Кузьмичев Л.А., Сидоренко В.Ф. О программе целенаправленного совершенствования и развития системы дизайн образования. -В сб.: Проблемы развитая дизайн - образования. -М.: ВНИИТЭ, 1986. -№49.

134. Курбатов В.З. Основные организационные и методические принципы художественно-конструкторского образования за рубежом. -В сб.: Техническая эстетика за рубежом. -М.: ГОСИНТИ, 1966.

135. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. -М.: Просвещение, 1989. -128с.

136. Куркин Е. Учить: чему и как? //Учительская газета. -1988,26 марта.

137. Курс практической психологии. Автор-сосгавигель P.P. Кашапов. Дайджест книги А. Маслоу «Мотивация и личность». -Екатеринбург: АРД Ltd., 1996.-444с.

138. Лазарев Е.Н. Экспериментальный учебный план подготовки художников-конструкторов. -В сб.: Художественно-конструкторское образование. -М., 1976.

139. Лазарев С.Г. Из истории средового дизайна. -В сб.: Дизайн и промышленность. -Свердловск, 1982.

140. Легасов В. В первом веке новой эры. //Учительская газета.

141. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Избранные психологические произведения в 2-х томах. -М.: Педагогика, 1983. -Т. 2. -С.94-231.

142. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981.-185с.

143. Лоссхий Н.О. Обоснование интуитивизма. Пропедевтическая теория знания. -СП б: Тип. М.М. Стаоолевича, 1906. -368с.

144. Локуциевская Г Г. Выступление на учредительном съезде Союза дизайнеров. //Техническая эстетика. -1987. -№7. -С. 11.

145. Лук А.Н. Психология творчества. -М.: Наука, 1978. -127с.

146. Лукин Я.Н. И стены воспитывают (архитектурно хозяйственные решения интерьеров детских учреждений). //Строительство и архитектура. -Л., 1973. -№10.

147. Макарова Е. Дети творящие. //Учительская газета. -1988, 5 января.

148. Манин B.C. Сотворить среду обитания. //Техническая эстетика. -№10.

149. Манн Т. Художник и общество: Ст. и письма. -М.: Радуга, 1986. -438с.

150. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. -М.: Политиздат, 1974. -Т. 42. -535с.

151. Матушкин С.Е. В семье подросток. Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 1979. -62с.

152. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. //Вопросы психологии. -1989. -№6. -С.29-33.

153. Медакова И.Ю. Дидактические основы формирования творческого системного мышления учащихся технических лицеев в предметах гуманитарного цикла. Автореф. дис. кандидата пед. наук. -М., 1995. -19с.

154. Мел ах Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия. -М.: Искусство, 1985. -318с.

155. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческих способностей. -М.: Педагогика, 1987.

156. Мельников А.П. Учебный семинар -школа проектирования. //Техническая эстетика. -1987. -№12. -С.20.

157. Менчинская Н.А. Проблема учения и умственного развития школьника. -М.: Педагогика, 1989. -218с.

158. Методика художественного проектирования. Издание -2-ое. -М.: ВНИИТЭ, 1983.

159. Методика художественного конструирования. Издание 2-ое переработанное. (Отв. ред. Ю.Б. Соловьев). -М.: ВНИИТЭ, 1983. -166с., ил.

160. Милерян Е.А. Психология общетрудовых политехнических умений. -М.: Педагогика, 1973. -298с., ил.

161. Миневрин Г.Б. Значение пропедевтических курсов для подготовки ху-дожников-консгрукторов. -В сб.: Художественно-конструкторское образование. -М., 1972. -№3.

162. Миневрин Г.Б., Ермолаев А. Новая специальность -архитектор -дизайнер. //Техническая эстетика. -1989. -№11. -С.20-22.

163. Мириманов В.Б. Русский авангард и эстетическая революция XX века: Другая парадигма вечности. -М., 1995. -64с. -(Чтения по истории и теории культуры). Вып. 13.

164. Миронова JI.H. Язык пространства и цвета. //Техническая эстетика. -1988. -№3

165. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. -М.: Высшая школа, 1987.

166. Мичч Д., Джонстон Р. Компьютер -творец. -М.: Мир, 1987.

167. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. Дис. докг. псих. наук. -Киев, 1981.

168. Монтессори М. Школа для малышей. -М.: Мастер, 1992. --80с.

169. Мунипов В.М. Современное состояние и тенденции развития эргономики (по зарубежным материалам). //Техническая эстетика. -1985. -№10. -С.24-26.

170. Мунипов В.М. Проектная деятельность, ориентированная на человека. //Техническая эстетика. -1988. -№10.

171. Найн А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования. //Педагогика. -1994. -С.25-28.

172. Наумов В.П. Введение в теорию и технологию педагогического общения. -Магнитогорск, 1997. -119с.

173. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания. /Кн. для учит. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение 1987. -225с., ил.

174. Немов Р.С. Психология. -М.: Просвещение. Владос., 1995. -233с.

175. Нийт Т. Психология среды как новый подход к изучению человека в рабочей среде (Тезисы докладов Всесоюзной конференции «Развитие эргономики в системе дизайна»). -Боржоми, 1979. -С.148-152.

176. Ниренберг Д. Искусство творческого мышления. -Минск: Попурри, 1966. -236с.

177. Новиков М.А. Подготовка дизайнеров в Японии. -В сб.: Художественно-конструкторское образование. -М., 1969. -№1.

178. Новикова Л. Какой быть школе завтрашнего дня? //Аргументы и факты, 1988. -№9.

179. Новоселова С.Л. Необходимо воспитание ребенка с раннего возраста в специально организованной эстетической среде. -1986.

180. Нордау М. Психофизиология гения и таланта. -Киев Харьков, 1988.

181. Овечкин В.П. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. -М., 1998.

182. Овсянико Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.6. Психология мысли и чувства. Художественное творчество. СП б, Изд. «Общественная польза» и «Прометей», 1911. -231с.

183. Одерий Л.Е. Формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения к предметной среде средствами художественно-оформительской деятельности. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1989.

184. Основы методики художественного конструирования (сост. Г.Б. Ми-нев-рин, А.Г. Устинов, М.Ф. Федоров). -М., 1970. -276с., ил.

185. Основы декоративного искусства в школе (учеб. пособ. для студ. ху-дож.-граф. фак. пед. ин-тов). /Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. -М.: Просвещение, 1981. -175с., ил.

186. Павлов И.С. Общность как единица проектирования региональной программы развития образования. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. М., 1996.

187. Павловский А. Художественно-конструкторское образование, в свете современных концепций дизайна (пер. с польского). //Техническая эстетика. -1975. -№7. -С.15-17.

188. Пантина Н. Проблемы образования художников-конструкторов. //Техническая эстетика. -1989. -№3. -СЛ.

189. Переверзев Л.Б. Дизайн для педагогики: возможные перспективы. //Техническая эстетика. -1985. -№1. -С.12-13.

190. Переверзев Л.Б. Дизайн в средней школе: Британский эксперимент. //Техническая эстетика. -1987. -№6. -С.24-28.

191. Петров А.Е. Некоторые особенности прогностических действий (Тезисы докладов IV Международной конференции стран членов СЭВ по эргономике). -М., 1981. -С.71.

192. Пиаже Ж. Психология интеллекта (Избранные психологические труды). -М.: Международная педагогическая академия, 1994. -678с.

193. Платон. Собрание сочинений: В 4т. -М.: Мысль, 1990 -{Философское наследие).

194. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие. -М.: Высшая школа, 1981. -175с.

195. Плышевский В.Н. Обучение проектировочной деятельности в системе дизайнерского образования. -В сб.: Техническая эстетика. -М.: ВНИИТЭ, 1976. -№13.

196. Плышевский В.Н. Образные средства дизайна. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусств. -М., 1986.

197. Полонский В.М. Критерии и методы оценки качества научно-педагогических исследований. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. -М., 1988.

198. Пономарев ЯЛ. Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная. -М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1990. -221с.

199. Постников М.М. Как построить школу будущего. // Учительская газета. -М., 1987,19 ноября.

200. Прасолова E.JI. В союзе с красотой. Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе. -М.: Просвещение, 1987.

201. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. -М.: Прогресс, 1986. -431с.

202. Проблемы художественно-конструкторского образования. //Техническая эстетика. -1977. -№7. -С.1-15.

203. Проблемы стилевого единства предметного мира -М.: Труды ВНИИ-ТЭ, серия «Техническая эстетика», 1980, вып.24.

204. Проблемы развития дизайн образования. -М.: ВНИИТЭ, серия «Техническая эстетика», 1986, вып.49. -С.99.

205. Программы педагогических институтов: Техническая эстетика (дисциплина по выбору для спец. 2120 «Общетехнические дисциплины и труд»). /Сост. Программы проф., канд. искусствоведения Белов А.А., доц., канд. техн. наук Б.Д. Литвинов. -М., 1988. -7с.

206. Пручкина Н.М. Педагогические условия формирования творческого мышления учащихся. Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук, -Магнитогорск, 1999.

207. Пузанов В.И. Что такое хороший дизайн? //Техническая эстетика. -1987. -№4. -С.7.

208. Пузанов В.И. Концепция дизайн образования. //Техническая эстетика. -1987. -№12. -С.5-9.

209. Пузанов В.И. Средства обучения по проекту дизайнера. //Техническая эстетика. -1989. -№6.

210. Пузанов В.И. Дизайнерская модель культуры. //Техническая эстетика. -1989. -№11. -С.16-19.

211. Пузанов В.И. Дизайн в США: расшифруем его концепцию. //Техническая эстетика. -1990. -№1.

212. Разработка дизайн программ: методические материалы. /Под ред. В.Ф. Сидоренко. -М.: ВНИИТЭ, 1983. -33с.

213. Раппопорт С.Х. Проектная деятельность, ориентированная на человека. //Техническая эстетика. -1988. -№10.

214. Роджерс К. Взгляд на психотерапию становления человека. -М.: Прогресс, 1994. -480с.

215. Розенблюм Е. Художественное проектирование: стратегия и тактика. //Декоративное искусство СССР, -1989. -№9.

216. Розин В.М. От традиционной парадигмы образования к новой. //Техническая эстетика. -1990. -№6.

217. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: Изд-во АПН СССР, 1958. -147с.

218. Семенов В.Д. Педагогика среды в условиях развитого социализма. -Свердловск: УрГУ, 1980.

219. Сидоренко В.Ф. Модель «опережающего» образования (к вопросу о перестройке системы подготовки дизайнеров). //Техническая эстетика. -1986.-№9.-С.18-20.

220. Сидоренко В.Ф. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. -М., 1987.

221. Сидоренко В.Ф. Дизайн-образ культуры (О концепции перестройки высшего образования). //Вестник высшей школы. -1989. -№12. -С.37-45.

222. Сидоренко В.Ф. Пути перестройки образования. //Техническая эстетика. -1990. -№1. -С.5-7.

223. Собкин В. Оценки и самооценки. //Учительская газета, -1988,17 декабря.

224. Соловейчик С. Жизнь Иванова. //Учительская газета, -1987,2 апреля.

225. Соловянчик А. А. Формирование конструктивно-технических умений у учащихся старших классов. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Минск, 1975. -38с.

226. Спичак И.А. Художественное конструирование в педагогическом институте. //Техническая эстетика. -1975. -№7. -С.17-18.

227. Степанов В. Сотворим личность вместе. //Учительская газета, 1989.

228. Степанов Г.П. Выступление на учредительном съезде Союза дизайнеров. //Техническая эстетика. -1987. -№7. -С.7.

229. Степанов М.С. Среднее и низшее художественно-промышленное образование в дореволюционной России. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. -Курск, 1970.

230. Степанян С.Г. Формирование интерьеров с учетом особенностей поведения и восприятия человека. -М., 1984.

231. Субетто А.И. Творчество. Синергетическая теория и проблемы творческого долгожительства. -Л.: ЛГУ, 1989.

232. Сурина В. А., Субботская Э.А. Вуз и наука два звена одной проблемы. //Техническая эстетика. -1987. -№1. -С. 10-11.

233. Табачникас Е.Б. Часы: социокультурная типология потребителей. //Техническая эстетика, 1988. -№4. -С.10-12.

234. Теоретические и методические исследования в дизайне. Избранные материалы. Часть 1. Сб. статей (составители О.И. Генисаретский, Е.М. Гизу-нова). -М., 1990, -236с., вып.61.

235. Теория и практика педагогического эксперимента. /Под ред. Пискунова И., -М.: Педагогика, 1979.

236. Толстой Л.Н. Собрание сочинений. В 12 т. -М.: Правда, 1987.

237. Томин Н.А. Педагогические основы производительного труда школьников. -Челябинск, Юж. -Урал. кн. изд., 1970. -219с.

238. Торндайк Э.Л. Процесс учения у человека. Пер. с англ. -М, Учпедгиз, 1935.

239. Турченко В. Мысль о стратегии. //Учительская газета. -1987, 28 ноября.

240. Усов В.В. Основы торговой рекламы. -М.: Экономика, 1976.

241. Усов В.В., Васькин Е.В. Волшебный мир рекламы. -М., Моск. рабочий, 1982.-С.204.

242. Усов Б.Е. Дизайн как коллективная деятельность специалистов различного профиля. //Техническая эстетика, 1987. -№2. -С.8.

243. Устинов А.Г. Состояние и обстоятельства развития художественно-конструкторского образования. //Техническая эстетика, 1985. -№9. -С.28-31.

244. Устинов А.Г. Японская модель дизайнерского образования. //Техническая эстетика, 1986. -№11. -С.22-26.

245. Устинов А.Г. Проблемы дизайн школы. //Техническая эстетика, 1991. -№2. -С.12-14.

246. Урсу А.П. Рациональное оформление школьного здания как педагогическая проблема. Автореф. дис. на соиск. степ. канд. пед. наук. -М., 1973.

247. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. -М.: АПН РСФСР, 1950. -560с.

248. Фишер М.Н. Проблема эстетического воспитания учащихся средствами дизайна. Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М., 1978.

249. Франк С.Л. Сочинения. -М.: Правда, 1990. -607с.

250. Фромм Э. Психоанализ и этика. -М.: Республика, 1993. -415с.

251. Хакен Г. Синергетика. /Пер. с англ. В.И. Емельянова; под ред. Ю.Л. Климонтовича, С.М. Осовца. -М.: Мир, 1980. -404с.

252. Хан Магомедов С.О. О месте и роли дизайна в системе художественной культуры. //Техническая эстетика, 1985. -№7. -С. 1-4.

253. Хан-Магомедов С.О. Дизайн и эстетическое воспитание. //Техническая эстетика, 1986. -№4. -С.11.

254. Холмянский Л.М., Щипаиов А.С. Дизайн: Кн. для учащихся. -М.: Просвещение, 1985. -240с., ил.

255. Хорст 3. Ваш коэффициент интеллекта. Тесты. -М.: Инфра-М, 1998. -139с.

256. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д., Ушаков М.А., Бердышев А.В., Кожина О.А., Орлов Б.И. О содержании нового учебного предмета «Технология». //Школа и производство. -1993. -№4. -С.6-11.

257. Художественно-конструкторское образование. Пропедевтический курс. -М., 1969, т.1.

258. Художественное проектирование: Учебн. пособ. для студ. пед. ин-тов по спец. №2109 «Черчение, рисование и труд». /Б.В. Нешумов, Е.Д. Щедрин, Г.Б. Миневрин и др. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. -М.: Просвещение, 1979. -175с., ил.

259. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С.-Пб., -М., Харьков, - Минск: «Питер», 1998. -606с.

260. Чегодаева М. Феномен «Битцы». //Декоративное искусство СССР, 1988. -№9.

261. Черепанов B.C. Экспериментальные методы в педагогике. -Пермь: ПГПИ, 1988.

262. Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. -151с.

263. Чернышев О.В. Концепция взаимодействия и методологические проблемы дизайна. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. -Минск, 1983.

264. Чигарьков В.М. Проектная культура и дети (из опыта образования в Великобритании). //Техническая эстетика. -1990. -№4. -С.2-7.

265. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. -М.: Знание, 1979. -96с.

266. Шамова Т.И. Менеджмент в управлении школой. -М.: МИП «NB Магистр», 1992. -231с.

267. Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. -М.: Знание, 1988. -80с.

268. Шудря Э.П. Художественное предвосхищение будущего. -Киев: Нау-кова думка, 1978.

269. Шмаков Ю. Сначала одаренность. //Учительская газета. -1989, 21 октября.

270. Шпара П.Е., Шпара И.П. Техническая эстетика и основы художест -венного конструирования: Для вузов. -3-е изд., перераб., доп. -Киев: Ви-ща шк., 1989. -247с.

271. Щелкунов Д.Н. Дизайн систем и системный подход к формированию проектной концепции. -В кн.: Системные исследования. Методологические проблемы. -М.: Наука, 1981.

272. Щербо Л.Б. Формирование у младших школьников способностей к художественно-эстетической деятельности. Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. -Киев, 1983.

273. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Высшая школа, 1977. -247с.

274. Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития. //Вопросы психологии. -1993. -№1.

275. Эрлих М.Г., Дубов П.Л. Образовательные аспекты компьютеризации дизайнерской деятельности. //Техническая эстетка, 1985. -№10. -С.22-23.

276. Юнг К.Г., Нойман Э. Психоанализ и искусство. -М.: Ваклер, 1996. -302с.

277. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала детей школьного возраста. //Вопросы психологии. -1994. -№5. -С.37-43.

278. Ясперс К. Духовная ситуация времени. -М.: АН СССР, 1990. -244с.

279. Black М. Extract from the address. -"Moebel interior design, 1964, -№7.

280. Catching them young. ~"SIA Journal, 1965, X-XI, №152-153.

281. Educating young designers. -"Design", 1964, №183.

282. Education of a Designer. -"Industrial Design", 1965, №10.

283. Garnieh R. Reiss in den Femen Osten. -"Form", 1966, Ш, №33.1. Графическое тестированиестаршеклассников на основе «Я-концедшш»

284. Рис. 1-3. Центр выделяется за счет направленности ритма.

285. Рис. 10-12. Увеличенный центральной фигуры.»f

286. Рис. 16-18. Равновесие между центральной фигурой и остальным изображением.