Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика обучения мультимедийным технологиям будущих специалистов эстетико-гуманитарного направления в среднем профессиональном образовании

Автореферат по педагогике на тему «Методика обучения мультимедийным технологиям будущих специалистов эстетико-гуманитарного направления в среднем профессиональном образовании», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Данилькевич, Артём Владимирович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Волгоград
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Методика обучения мультимедийным технологиям будущих специалистов эстетико-гуманитарного направления в среднем профессиональном образовании"

На правах рукописи

ДАНИЛЬКЕВИЧ Артём Владимирович

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭСТЕТИКО-ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (информатика)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

2 9 АВГ 2013

Волгоград — 2013

005532400

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университете.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Данипьчук Елена Валерьевна.

Официальные оппоненты: Софронова Наталия Викторовна, доктор

педагогических наук, профессор (ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет имени Н.Я. Яковлева», зав. кафедрой информатики и вычислительной техники);

Ковалев Евгений Евгеньевич, кандидат педагогических наук (Покровский филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова», зав. кафедрой дизайна и вычислительной техники).

Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет».

Защита диссертации состоится 25 сентября 2013 г. в 12.00 час. на заседании диссертационного совета ДМ 212.027.04 в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете по адресу: 400066, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

Текст автореферата размещен на официальном сайте Волгоградского государственного социально-педагогического университета: 11йр://\¥\у\у. vspu.ru 22 августа 2013 г.

Автореферат разослан 22 августа 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук, профессор

Т.М. Петрова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы исследования. В условиях становления информационного общества, стремительного развития современной информационной среды востребованы специалисты с высоким уровнем сформиро-ванности информационной культуры и компетентности1. Информационные технологии активно проникают во все сферы прикладной и профессиональной деятельности человека, организуя и поддерживая его труд. Умение их использовать становится показателем профессиональной пригодности в современном обществе. Одно из наиболее бурно развивающихся направлений информационных технологий, активно используемых в условиях становления информационного общества, - мультимедийные технологии (ММТ).

Опираясь на исследования Ф.И. Шаркова, И.В. Роберт, Т. Воган и других, под ММТ мы понимаем технологии представления различных видов информации в цифровом виде (текст, графика, фото, анимация, звук, видео), объединенных в единый контейнер (проект, продукт), реализуемых в интерактивном режиме средствами взаимодействия с пользователем (элементы управления, навигации, поиска и др.).

Сегодня ММТ внедряются практически во все сферы жизнедеятельности общества и человека - создание продуктов для систем массовой информации и коммуникации; визуализация объектов глобального информационного пространства; развитие электронной демократии, электронных услуг, информационных рынков; нарастание информационного обмена посредством электронных социальных сетей и др. Это обусловливает востребованность специалистов эстетико-гуманитарного направления (ЭГН), профессионально владеющих технологиями и системами мультимедиа. Под данным направлением будем понимать специальности СПО по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей2: гуманитарные науки - 031600-Реклама и связи с общественностью, 035000-Издатель-ское дело\ культура и искусство - 072500-Дизайн, 070200-Театральная и аудиовизуальная техника; сервис- 100100-Техника и искусство фотографии и др. Такие специалисты непосредственно связаны с включением ММТ в области искусства и культуры, визуализации, теле- и кинорежиссуры, эстетического воплощения и творчества; должны владеть средствами проектирования визуального коммерческого продукта и выступать как разработчики и проектировщики мультимедийных приложений и проектов, информационных систем, систем коммуникации (телевидение, радио

1 ФГОС СПО по специальности 031601-Реклама, утв. приказом Минобрнау-ки РФ от 24.06.10 г. за № 707, и ФГОС СПО по специальности 072501-Дизайн (по отраслям), утв. приказом Минобриауки РФ от 25.08.10 г. за № 878.

2 Приказ Минобриауки РФ от 28.09.2009 за№ 355. Перечень специальностей среднего профессионального образования.

и Интернет) и связи, деловой и компьютерной графики, графического дизайна, электронной коммерции и т.п.

В связи с этим актуальным представляется углубленное изучение ММТ при обучении информатике будущих специалистов ЭГН, в частности в СПО; переход от традиционно доминирующего в существующей образовательной практике сугубо технико-технологического подхода (ММТ как инструмент деятельности) к учету культурологических, художественно-творческих аспектов понимания ММТ; формирование готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности как одной из ключевых компетенций информационной компетентности специалиста ЭГН.

В ходе констатирующего эксперимента (2007-2010 гг.) в рамках опытно-экспериментальной работы на базе ГБОУ СПО «Волгоградский технологический колледж» нами выявлено, что среди студентов ЭГН (например, по данным 2009 г., 108 выпускников специальностей «Дизайн» и «Реклама») низкий уровень готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности имели 60% (фрагментарные представления об основных возможностях ММТ, владение ими только на уровне «простого пользователя», практически не готовы к разработке комплексного мультимедийного проекта в своей профессиональной области), средний уровень показали 24% (усвоены общие представления об ММТ, уверенное владение ими на уровне «разработчика», однако при создании комплексного мультимедийного проекта действуют по шаблону, только в рамках технического задания, не проявляя индивидуальности, творчества и др.), и только 16% студентов имели высокий уровень готовности (полнота и системность представлений об ММТ, владение ими на уровне «автора», художественно-творчески разрабатывают комплексный мультимедийный проект с учетом специфики своей профессиональной области). Это позволяет сделать вывод, что образовательная практика подготовки специалистов ЭГН в системе СПО характеризуется слабой разработанностью методики обучения ММТ в курсах информатических дисциплин с учетом специфики их профессиональной деятельности, а в результате - массовой неготовностью специалистов к профессиональной деятельности в условиях стремительного развития информационной среды.

Вместе с тем анализ проведенных в современной педагогической науке исследований показывает, что сложились определенные теоретические предпосылки к разработке методики обучения ММТ специалистов ЭГН. В исследованиях Ф.И. Шаркова, И.В. Роберт, Т. Воган определены сущность ММТ и ее возможности, изучены и рассмотрены особенности представления мультимедиа в современном социокультурном пространстве (Н.И. Дворко, Я.Б. Иоскевич, О.В. Шлыкова), представлены технологии проектирования и создания мультимедийных проектов (Т. Воган). Разработана методика создания и использования прикладных программных средств и программных сред, реализующих возможности техноло-

гии мультимедиа в процессе обучения информатике и подготовки учителей информатики (В.А. Касторнова). Проведены исследования по разработке методики обучения ММТ в курсе информатики: определены методические основы изучения мультимедиасистем в школе в контексте разработки мультимедийных обучающих проектов на основе авторизирован-ной инструментальной системы (Т.Г. Пискунова), разработаны дидактическая система обучения технологии мультимедиа студентов-математиков в классическом университете (Е.В. Малкина), методическая система формирования информационной компетентности будущего учителя средствами ММТ (О.Г. Смолянинова). Выполнены исследования в области информатизации образования: выявлены основные компоненты методической системы обучения разработке мультимедийных образовательных ресурсов в процессе профессиональной подготовки учителя математики (И.И. Косен-ко), определено содержание подготовки учащихся старших классов к применению технологии мультимедиа в учебной деятельности (Ю.С. Браун); выполнены исследования, посвященные применению ММТ в обучении (A.B. Вашошин, Т.А. Бабенко, Ж.С. Древич, Н.В. Мусинова, В.П. Джад-жа, A.B. Цыганов и др.).

Сложились и практические предпосылки решения этой задачи: создание мультимедийных продуктов (проектов) стало обязательным атрибутом повседневной и профессиональной деятельности человека в условиях становления информационного общества, развитой информационной среды; постоянно совершенствуются мультимедийные системы, упрощается их интерфейс; расширяются сферы применения ММТ в области культуры, бизнеса, образования, рекламы, дизайна, коммуникации и СМИ и т.д.

Однако, положительно оценивая существующие труды и разработки в этой области, необходимо отметить, что методические основы обучения ММТ студентов - будущих специалистов в области ЭГН в СПО ранее не рассматривались как предмет специального научно-педагогического исследования в теории и методике обучения информатике; недостаточно выявлена специфика целевого, содержательного и процессуального компонентов адекватной методики.

Таким образом, все вышесказанное отражается в существующих противоречиях между:

— востребованностью в современном информационном обществе специалистов с высоким уровнем информационной компетентности и недостаточной направленностью подготовки специалистов ЭГН в СПО на формирование названной компетентности;

- потенциалом информатических дисциплин в реализации культурологического подхода к пониманию ММТ, формировании готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности будущих специалистов ЭГН в СПО и недостаточной разработанностью адекватной методики обучения ММТ таких специалистов.

Таким образом, существующие противоречия определяют актуальность нашего исследования. В качестве проблемы исследования выступает недостаточная разработанность методики обучения ММТ студентов ЭГН в СПО, что и определило тему исследования: «Методика обучения мультимедийным технологиям будущих специалистов эстетико-гуманитарного направления в среднем профессиональном образовании».

Объект исследования — процесс обучения информатике будущих специалистов эстетико-гуманитарного направления (дизайнер и специалист по рекламе) в среднем профессиональном образовании.

Предмет исследования - методика обучения мультимедийным технологиям будущих специалистов эстетико-гуманитарного направления в среднем профессиональном образовании.

Цель исследования — разработать и научно обосновать методику обучения мультимедийным технологиям будущих специалистов эстетико-гуманитарного направления в среднем профессиональном образовании.

Гипотеза исследования состоит в том, что обучение информатике будущего специалиста эстетико-гуманитарного направления в среднем профессиональном образовании станет более эффективным по сравнению с массовой образовательной практикой, если:

- формирование готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности студентов - будущих специалистов ЭГН будет рассматриваться в контексте культурологического подхода к пониманию ММТ и как одна из приоритетных целей обучения информатике;

- методика обучения ММТ будущих специалистов ЭГН будет опираться на модель формирования их готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности, определяющую структуру, уровни и этапы формирования готовности;

- на каждом из этапов формирования готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности будет учтена специфика целевого, содержательного и процессуального компонентов методики обучения ММТ студентов;

- в основе диагностики сформированности готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности студентов будет лежать выполнение профессионально ориентированного комплексного мультимедийного проекта.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы сформулированы основные задачи исследования:

1) выявить сущность и роль ММТ в профессиональной деятельности специалистов ЭГН;

2) разработать модель формирования готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности будущих специалистов ЭГН в СПО;

3) определить компоненты методики обучения ММТ будущих специалистов ЭГН в цикле информатических дисциплин в СПО;

4) экспериментально проверить эффективность методики обучения ММТ будущих специалистов ЭГН в СПО.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

тт- идеи компетентностного подхода в образовании (В.А. Болотов, И, А. Зимняя, В.В. Краевский, В.В. Сериков, A.B. Хуторской и др.), необходимости формирования информационной культуры и компетентности специалиста (Н И. Гендина, Е.В. Данильчук, О.В. Овчаров, О.Г. Смолянино-ва, A.A. Темербекова, Н. В. Ходякова и др.), понимания «готовности к деятельности» как категории компетентности (В.И. Андреев, Ю. А. Иванова, И.А. Колесникова, Н.В. Нижегородцева, Дж. Равен, В.Д. Шадриков и др.);

- теория художественно-творческого развития и эстетического воспитания (Д.Б. Богоявленская, Г.А. Горбунова, Э.В. Ильенков, JI.B. Мальцева, A.A. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Я.А. Пономарев, Ю.А. Полуянов, В.А. Разумный, К.Д. Ушинский, Б.П. Юсов и др.);

- теория и методика обучения информатике и информационным и коммуникационным технологиям (С.А. Бешенков, Е.В. Данильчук, Т.Б. Захарова, Т.Б. Жданов; М.И. Коваленко, Т.А. Кувалдина, A.A. Кузнецов, В.В. Лаптев, М.П. Лапчик, A.B. Могилев, Н.И. Пак, Т.М. Петрова, Е.А. Ракитина, И.В. Роберт, А.Н. Сергеев, Н.Г. Семенова, О.Г. Смолянинова, Т.К. Смыков-ская, Н.В. Софронова, Н.Д. Угринович, Е.К. Хеннер и др.);

- исследования по проектным технологиям обучения (П.Р. Атуров, Е.А. Крюкова, A.C. Лында, М.М. Морозова, Е.С. Полат, М.Б. Романовская и др.).

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:

- теоретические - теоретико-методологический анализ научно-методических, психолого-педагогических, культурологических литературных источников; изучение государственных образовательных стандартов, программной и учебной документации, квалификационных характеристик специалистов; прогностический метод моделирования;

- эмпирические - наблюдение, интервьюирование, анкетирование, экспертная оценка и тестирование; анализ продуктов и результатов художественно-творческой деятельности студентов, опытно-экспериментальная работа;

- статистические — статистическая и математическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы, их количественный и качественный анализ.

Эмпирическая база исследования: ГБОУ СПО «Волгоградский технологический колледж», ГАОУ СПО «Волгоградский социально-педагогический колледж», НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса» (колледж). Всего в эксперименте приняли участие более 500 студен-

тов специальностей 070602-Дизайн (по отраслям) и 032401 -Реклама разных годов обучения и 17 преподавателей.

Исследование проводилось в 2007-2013 гг. и состояло из трех этапов.

На первом этапе проведен анализ исследований по научной проблематике, государственных образовательных стандартов СПО и существующей образовательной практики в области подготовки специалистов ЭГН; определены цели и задачи, сформулирована гипотеза, конкретизированы методы исследования; выявлены структура, критерии и уровни формируемой готовности; проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе разрабатывалась этапная модель формирования готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности будущих специалистов ЭГН в СПО, адекватная ей методика обучения ММТ, проводился формирующий эксперимент.

На третьем этапе был проведен оценочный эксперимент, проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы в целом, сформулированы выводы и подведены итоги, оформлено диссертационное исследование.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность ММТ в профессиональной деятельности специалистов ЭГН (дизайнер, специалист по рекламе и др.) с позиций культурологического подхода проявляется в понимании ММТ как нового этапа развития средств представления, хранения и передачи информации; феномена современной культуры и творчества, обусловленного новыми возможностями художественного языка; нового авторского инструмента разработки арт-объектов. Методика обучения ММТ специалистов ЭГН направлена на формирование их готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности как одной из приоритетных целей обучения информатике и одной из ключевых компетенций информационной компетентности специалиста.

2. В основу методики положена модель формирования готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности будущих специалистов ЭГН, определяющая данную готовность как интегральное профессионально и личностно значимое образование - систему качеств, мотивов, опыта, знаний, умений и навыков специалиста, в структуре которой выделяются составляющие: когнитивная (освоение знаний в области ММТ), инструментальная (владение техникой и технологией ММТ), рефлексивно-творческая (проявление художественно-творческого подхода при проектировании и создании профессиональных мультимедийных продуктов); готовность формируется через прохождение трех уровней (низкий, средний и высокий); процесс формирования готовности реализуется в три этапа, отражающие логику формирования в динамике, — профессионально-мотивационный, профессионально-деятельностный и профессионально-организационный.

3. Методика обучения ММТбудущих специалистов ЭГНвключает:

• целевой компонент - интегративная цель обучения (формирование готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности специалистов ЭГН в СПО) и цели этапов формирования готовности;

• содержательный компонент - содержание обучения ММТ модернизировано в соответствии с мультимедийными элементами (текст, графика, анимация, звук, видео, интерактивность) и представлено следующими содержательными блоками:

1) традиционные курсы - курс «Информатика» и междисциплинарный информатический курс «Основы проектной компьютерной графики и мультимедиа» по ФГОС;

2) специально разработанные авторские элективные курсы «Текст в рекламе», «Фотографика», «Реклама в средствах массовой информации» и др.;

3) интеграция информатического содержания обучения ММТ в курсы специальной подготовки студентов - «Информационное обеспечение профессиональной деятельности», «Дизайн и рекламные технологии», «Проектирование рекламного продукта», «Видеореклама» и др.;

• процессуальный компонент - процесс обучения ММТ реализуется через выполнение студентами комплексного мультимедийного проекта в областях, наиболее востребованных в современной экономической ситуации и активно использующих ММТ (бизнес, реклама, дизайн и образование и др.).

4. Комплексный мультимедийный проект—серия мультимедийных проектов разного уровня сложности, выполняемых студентами - будущими специалистами ЭГН на разных этапах формирования готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности и объединенных в единое портфолио. Критериями оценивания комплексного мультимедийного проекта являются информационная насыщенность; визуализация контента; технико-технологическая грамотность выполнения проекта; эргономическая целесообразность использования мультимедийных элементов; эстетика представления мультимедийных элементов; оригинальность дизайна мультимедийных элементов.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые разработана методика обучения мультимедийным технологиям будущего специалиста эстетико-гуманитарного направления (дизайнер, специалист по рекламе и др.) в СПО:

- в основу которой положен культурологический подход к пониманию сущности ММТ, предполагающий формирование целостной готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности как одной из приоритетных целей обучения информатике и ключевой компетенции информационной компетентности специалиста ЭГН;

- которая опирается на построенную модель формирования готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности будущих специалистов ЭГН, определяющую структуру готовности (когнитивная, инструментальная, рефлексивно-творческая составляющие), уровни ее сформированное™ (низкий, средний и высокий) и этапы процесса формирования (профессионально-мотивационный, профессионально-деятельностный и профессионально-организационный);

- определены компоненты методики - целевой (интегративная цель и цели конкретных этапов), содержательный (комплекс информатических дисциплин, направленный на обучение ММТ) и процессуальный (разработка комплексного мультимедийного проекта в области образования, бизнеса, рекламы, дизайна).

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные выводы вносят вклад в развитие современной теории и методики обучения и воспитания (информатика, уровень СПО) за счет теоретического обоснования модели готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности будущих специалистов ЭГН в СПО и определения специфики целевого, содержательного и процессуального компонентов методики обучения ММТ на разных этапах формирования готовности; открывают перспективы дальнейшего исследования методических аспектов обучения информатике специалистов, связанных с разработкой и использованием мультимедийных продуктов в культуре, образовании, бизнесе, дизайне и рекламе.

Практическая ценность результатов исследования определяется разработкой учебно-методического обеспечения для обучения ММТ будущих специалистов ЭГН в СПО:

- разработаны учебные программы, модули и реализованы учебные курсы с модернизированным информатическим содержанием, направленные на обучение ММТ («Информатика», «Информационное обеспечение профессиональной деятельности», междисциплинарный курс «Основы проектной компьютерной графики и мультимедиа», «Дизайн и рекламные технологии», «Проектирование рекламного продукта», «Видеореклама», авторские элективные курсы «Фотографика», «Текст в рекламе», «Реклама в средствах массовой информации»);

- разработаны и используются на практике учебные пособия, методические рекомендации, указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов, комплексы тестовых заданий, творческие проекты, обеспечивающие реализацию методики.

Данное учебно-методическое обеспечение может быть использовано преподавателями информатики в системах СПО и ВПО при подготовке будущих специалистов ЭГН, учителями информатики общеобразовательных школ в целях повышения качества и эффективности обучения ММТ.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением системы взаимодополняющих методов, адекватных цели, задачам и логике исследования; использованием эмпирического материала, полученного в ходе опытно-экспериментальной работы; систематическим мониторингом результатов исследования на его различных этапах; репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных.

Апробация результатов исследования осуществлялась через участие в международных научно-практических конференциях «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» (Борисоглебск, 2009-2010), «Проблемы и перспективы развития образования в России» (Новосибирск, 2010), «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, 2010), «Актуальные вопросы современной информатики» (Коломна, 2011), «Информатизация как целевая ориентация и стратегический ресурс образования» (Архангельск, 2012), «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии» (Москва, 2012), «Электронные ресурсы в непрерывном образованию) (Геленджик, 2012); всероссийских и региональных конференциях «Педагогические исследования: идеи и реальность» (Волгоград, 2008-2013), «Создание современной образовательной среды при подготовке к реализации стандартов третьего поколения в учебных заведениях системы СПО» (Волжский, 2009), «Модернизация образования на компетентностной основе: опыт и результаты внедрения образовательных стандартов нового поколения» (Волгоград, 2012); методологических семинарах Волгоградского государственного социально-педагогического университета, научно-методическом межкафедральном семинаре кафедр теории и методики обучения физике и информатике, информатики и методики преподавания информатики, информатики и информатизации образования ВГСПУ; публикацию учебных и учебно-методических пособий и методических рекомендаций по обучению студентов эстетико-гуманитарного направления в системе СПО.

Всего опубликовано 38 работ, по теме исследования — 23 работы, из них 4 - в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК РФ для публикации основных результатов диссертационных исследований, 3 учебно-методических пособия имеют гриф УМО Совета директоров ссузов Волгоградской области.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в практике подготовки специалистов ЭГН (дизайнеров и специалистов по рекламе) на базе кафедры дизайна ГБОУ СПО «Волгоградский технологический колледж» и дизайнеров на кафедре дизайна в НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса» (колледж), а также специалистов по рекламе в ГАОУ СПО «Волгоградский социально-педагогический колледж».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (143 источника) и 8 приложений. Текст диссертации содержит 7 рисунков и 10 таблиц, систематизирующих теоретический и эмпирический материалы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы; определяются объект, предмет, цель, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, этапы диссертационного исследования; формулируются гипотеза и положения, выносимые на защиту; раскрываются методология и методы исследования; представляются сведения об апробации результатов исследования.

Первая глава «Теоретико-методологические аспекты обучения ММТ будущих специалистов ЭГН в СПО» посвящена анализу понятия «мультимедийные технологии», областей их применения; роли, потенциала и специфики использования ММТ в профессиональной деятельности специалистов ЭГН; анализу методических особенностей обучения ММТ в курсе ин-форматических дисциплин в СПО; описанию модели формирования готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности специалистов ЭГН, определяющей структуру, уровни и этапы формирования.

Кардинальные перемены во всех областях человеческой жизни, которые несут с собой современные информационные и коммуникационные технологии и на их основе - новые модели деятельности, требуют совершенно иного уровня информационной компетентности личности, соответствующего запросам формирующегося информационного общества. Одной из наиболее стремительно развивающихся информационных технологий является ММТ.

Термин «мультимедиа» (multimedia) происходит от слов multi (много, множественный, состоящий из нескольких частей) и media (среда, средство, способ). Мультимедиа - это информационное пространство, основанное на интеграции разных типов информации: слуховой, зрительной, вербальной и т.д. Опираясь на исследования Ф.И. Шаркова, И.В. Роберт, Т. Воган и др., под ММТ будем понимать технологии представления различных видов информации в цифровом виде (текст, графика, фото, анимация, звук, видео), объединенных в единый контейнер (проект, продукт), реализуемых в интерактивном режиме средствами взаимодействия с пользователем (элементы управления, навигации, поиска и др.).

В широком контексте жанровых направлений области применения ММТ в исследовании были выделены наиболее интенсивно развивающиеся:

- наука - моделирующие программы (например, создающие виртуальную имитацию исследуемого объекта), формирование базы знаний (муль-

тимедийные библиотеки и каталоги, банки данных и знаний, системы поиска информации); системы представления информации (презентации и т.д.);

- экономика - оформление и представление идей, исследований, проектов и т.д.;

- образование - обучающие программы (в том числе интеллектуальные и деловые игры; программы, имитирующие конкретные условия деятельности в виртуальном режиме); системы отображения информации в учебном процессе; системы контроля знаний; электронные учебные пособия;

- визуальное искусство и культура (эстетическое восприятие) - графика, дизайн, театральные постановки, интерактивные музеи и т.д.;

- индустрия развлечений - интерактивное телевидение, компьютерные игры и т.д.;

- средства массовой коммуникации - интернет-технологии, реклама и т.д.

Вышесказанное позволило рассматривать возникновение ММТ как начало новой эры развития средств хранения, передачи и представления информации, по масштабу аналогичной эпохам изобретения книгопечатания, радио и телевидения. ММТ действительно начинают представлять своеобразную альтернативу традиционным письменным формам смысловой фиксации (Я.Б. Иоскевич), одновременно отображая общий процесс эскалации развития различных видов информации и их представления в цифровом виде в последние десятилетия (И.В. Роберт).

ММТ становятся незаменимым авторским инструментом продвижения в гипермедиа видеоискусства, музыки, графики, мультипликационной анимации средствами интерактивности (Н.И. Дворко). С помощью программных и технических средств автор создает собственные рисунки, фотографирует, производит обработку фотоснимков, генерирует посредством компьютерной графики изображения, что впоследствии может привести к появлению, например, новой изобразительной техники, привнесенной в визуальное искусство. Так, в контексте постмодернизма складывается направление Ыа-арт (искусство в сети Интернет) с использованием инсталляций, звуковых визуализаций и т.д., а развитие видео- и телеиндустрии привело к рождению новых жанров, ранее не существовавших, - саундтреки, реклама, трейлеры, хэппининги и др.

Анализ исследований в области ММТ позволил выделить следующие основные направления, отражающие доминирующие подходы к пониманию ММТ:

1) технико-технологическое, связанное исключительно с программно-технической базой ММТ - ее разработкой, экспертной оценкой и т.п.;

2) культурологическое, оценивающее ММТ как вид творческой деятельности, раскрывающий особенности композиционного решения, дизайна, жанровой направленности, психологии восприятия аудиторией мультимедийного продукта. Специфическим в этом направлении является ис-

кусствоведческий, культурологический контекст осмысления роли и места ММТ в современном обществе, его культуре, специфике воздействия на личность; формирования в сознании человека определенного имиджа, картины мира и системы ценностей;

3) прикладное, предполагающее исследование реализации ММТ в профессиональных областях телевидения, рекламы, Интернета, массового искусства, медицины, библиотечного дела, образования, полиграфии и т.д.; в контексте современных маркетинговых и экономических стратегий, реализации готового коммерческого продукта, связанного с такими востребованными жанрами, как компьютерные игры, мультимедийные приложения, аудио- и видеоролики и т.д.

В исследовании доказано, что подготовка современного специалиста должна быть направлена на формирование профессионализма в области применения ММТ, что особенно важно для специалистов ЭГН, таких как дизайнеры, специалисты по рекламе, связям с общественностью, разработчики мультимедиаприложений или информационных систем, режиссеры мультимедийных программ, цифрового телевидения и радио, а также специалистов в области цифровой связи, Интернета, деловой графики, графического дизайна, гипермедиа, электронной коммерции и т.п.

Анализ методических особенностей обучения ММТ специалистов ЭГН в СПО показал, что существующая образовательная практика ориентирована на сугубо технико-технологический подход к пониманию и обучению ММТ, связанный преимущественно с прагматическим освоением и применением аппаратно-программного обеспечения ММТ; игнорирование художественно-творческого, культурологического аспекта, важного для этих специальностей в понимании и использовании ММТ; неопределенность и неосознанность выбора эстетических средств при создании мультимедийного продукта и др., что снижает качество обучения информатике и подготовки специалиста ЭГН в СПО в целом.

В исследовании обосновано, что для специалистов ЭГН характерен культурологический подход к пониманию сущности ММТ (Н.И. Двор-ко, Я.Б. Иоскевич, О.В. Шлыкова и др.) в профессиональной деятельности, когда ММТ рассматриваются как новый этап развития средств хранения, передачи и представления информации, феномен современной культуры и творчества, обусловленный новыми возможностями художественного языка, новый авторский инструмент разработки арт-объектов. Данный подход положен в основу разработки методики обучения ММТ будущих специалистов ЭГН в СПО и предполагает формирование целостной готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности как одной из приоритетных целей обучения информатике и ключевой компетенции информационной компетентности специалиста ЭГН в СПО.

Проведенный в исследовании анализ различных подходов к пониманию готовности к деятельности как категории компетентности (В.И. Андреев, Ю.А. Иванова, И.А. Колесникова, Н.В. Нижегородцева, Дж. Равен, В.Д. Шадриков и др.), готовности к профессиональной деятельности (В.В. Волков, Н.В. Кузьмина, А.И. Мищенко, А.И. Пискунов, В.А. Сласте-нин, А.Н. Сергеев, Л. Д. Рудакова, А.И. Щербаков и др.), анализ педагогической практики позволили построить модель формирования готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности будущих специалистов ЭГН, определяющую ее структуру, уровни и этапы формирования.

Под данной готовностью будем понимать интегральное профессионально и личностно значимое образование - систему качеств, мотивов, опыта, знаний, умений и навыков специалиста, в структуре которой выделяются составляющие: когнитивная (освоение знаний в области ММТ), инструментальная (владение техникой и технологией ММТ), рефлексивно-творческая (проявление художественно-творческого подхода при проектировании и создании профессиональных мультимедийных продуктов).

В исследовании выявлено, что готовность к использованию ММТ в профессиональной деятельности будущих специалистов ЭГН формируется через прохождение трех ровней: низкий, средний и высокий. Каждый уровень определяется в соответствии со степенью сформированно-сти конкретных составляющих готовности по выделенным показателям (табл. 1).

Таблица 1

Характеристики уровней готовности

Уровень Когнитивная составляющая готовности Инструментальная составляющая готовности Рефлексивно-творческая составляющая готовности

Низкий Фрагментарное представление об ММТ Владение ММТ как «пользователь» Создание мультимедийного проекта как коллекции образцов мультимедийных элементов

Средний Общее представление об ММТ Владение ММТ как «разработчик» Создание мультимедийного проекта через использование шаблонов и техническое задание

Высокий Системное представление об ММТ Владение ММТ как «автор» Создание авторского мультимедийного проекта

Диагностика сформированное™ уровней готовности у студентов проводилась на основе анализа результатов учебной деятельности: выполнения мультимедийных проектов разного уровня сложности и создания еди-

ного электронного портфолио; результатов тестирования, индивидуальных отчетов по учебной и производственной практикам; наблюдения за учебной деятельностью студентов; обобщения экспертных оценок (характеристик, отзывов руководителей практик) и др.

Обучение ММТ студентов в курсах информатических дисциплин строилось в соответствии с логикой этапов формирования данной готовности, на каждом из которых цель предполагала приоритетное формирование соответствующей составляющей готовности:

- профессионально-мотивационный (формирование представлений об ММТ и ее элементах в будущей профессиональной деятельности, мотивации использования ММТ в контексте культурологического подхода; изучение основ использования ММТ);

- профессионально-деятельностный (формирование навыков разработки мультимедийных элементов; освоение аппаратного и программного обеспечения ММТ и основ эргономики и композиции для разработки мультимедийного проекта; развитие художественного, эстетического вкуса и основ визуальной культуры в области ММТ, художественно-творческих способностей);

- профессионально-организационный (формирование опыта рефлексивно-творческой деятельности, работы в составе команды разработчиков; развитие профессиональных навыков управления мультимедийным проектом; освоение морально-этических, правовых норм информационной деятельности при разработке мультимедийного проекта).

Вторая глава диссертационного исследования «Методические аспекты обучения ММТ будущих специалистов ЭГН в СПО» посвящена описанию компонентов методики обучения ММТ, их специфики на разных этапах формирования готовности и представлению результатов опытно-экспериментальной работы.

Методика обучения ММТ специалистов ЭГН опирается на построенную модель формирования их готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности. В исследовании определены компоненты методики (см. рис. 1).

Целевой компонент: в качестве интегративной цели обучения выступает формирование готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности специалистов ЭГН в СПО как ведущего компонента профессиональной деятельности специалистов ЭГН, при этом их подготовка проводится системно - ММТ рассматривается как объект изучения, средство обучения в преподавании информатических курсов и как ведущий инструмент учебной деятельности студентов, с помощью которого разрабатываются профессионально ориентированные мультимедийные продукты (проекты).

Интегративная цель обучения ММТ - формирование готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности специалистов ЭГН в СПО и цели этапов формирования

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Текст

Ошрифт

Осимвол

^гипертекст

OHTML-

документ

и др.

у

Графика

О фото Зрисунок О цвет О вектор Зтекстура и др-

J

Анимация

Эдвижение Осцена Оэффект О метод Эформат О и др.

J

Звук

О шум О голос Эмузыка Озапись О стандарт О и др.

У

Видео

О кадр Осценарий Оролик ^технология О монтаж О и др.

Интерактивность

Разработка комплексного мультимедийного проекта

О в бизнесе О в рекламе О в дизайне О в образовании

— презентации, - баннеры, —дизайн-проект, — электронные

- информационные -аудиореклама, - модели и конструкции библиотеки,

материалы для — видеореклама, объектных решений. ' - виртуальные музеи,

тренингов. - полиграфические -каналы дистрибуции. -АавЬ-модели,

- маркетинговые и материалы, -Ие^рт, - интерактивные схемы.

рекламные - web-сайт. - клипарты и «банки» - анимировзнные карты,

демонстрации, - игры и приложения, графической -визуализация

— базы данных. - 30-модели и знаки информации. информации для

- каталоги товаров. корпоративной - инсталляции. образовательных

- web-сайт и др. идентификации и др. - мультипликация и др. порталов и др.

Рис. 1. Модель методики обучения мультимедийным технологиям студентов эстетико-гуманитарного направления

Содержательный компонент: содержание обучения ММТ модернизируется в соответствии:

1) с выделением мультимедийных элементов, составляющих ММТ:

• текст (изучаются вопросы обработки, представления, композиции и эргономики текстовой информации и т.п.);

• графика (изучаются вопросы техники и технологии фотографического процесса, проектирования и разработки материалов для полиграфической печати; разработки элементов для web-приложений; техника построения и композиционного наполнения изображений; визуализация и т.п.);

• анимация (изучаются вопросы создания материалов для электронных средств массовой коммуникации с учетом психологических основ восприятия и представления информации и т.п.);

• звук (изучаются вопросы использования звукошумовых эффектов в массовом сообщении; технологии музыкальной аранжировки; создания психологического и эмоционального настроения для улучшения восприятия визуальных образов и т.п.);

• видео (изучаются вопросы режиссуры и сценария видеоролика; технологии видеомонтажа и операторского искусства; композиции кадра; монтажа и обработки видео в соответствии со сценарным планом и т.п.);

2) представлением этих элементов следующими содержательными блоками:

• традиционные курсы, приоритетно направленные на изучение ММТ в подготовке студентов ЭГН: курс «Информатика» (обобщенные представления о мультимедийных ресурсах, устройствах, системах мультимедиа и т.п.) и междисциплинарный информатический курс (МДК) «Основы проектной компьютерной графики и мультимедиа»1 (культурологический подход к пониманию ММТ, аппаратное и программное обеспечение ММТ, алгоритмы и технологии представления информации, системы рисования компьютерной графики, форматы и цветовые модели изображений, геометрическое моделирование в графике, аудиозапись и запись звуков и т.п.);

• специально разработанные авторские курсы «Текст в рекламе» (проектирование и верстка полиграфической продукции в графических мультимедийных системах, проектирование луеЬ-приложений и страниц и т.п.); «Фотографика» (создание и модификация мультимедиаграфических объектов, профессиональная обработка цифровой фотографии и т.п.); «Реклама в средствах массовой информации» (разработка мультимедийных приложений и интеграция мультимедийной информации в СМИ, выполнение дублированных переводов и трейлеров к фильмам и т.п.);

• интеграция информатического содержания по ММТ в курсы специальной подготовки студентов: «Информационное обеспечение профессиональной деятельности»2 (авторские и экспертные системы в области ММТ, автоматизированные системы по работе с клиентом и т.п.); «Дизайн и рекламные технологии» (разработка полиграфической продукции рекламного назначения в программных комплексах верстки, работа с авторскими мультимедийными системами по созданию шрифтов и графических изображений и т.п.); «Проектирование рекламного продукта» (разработка элементов корпоративной идентификации и на ее основе создание мультимедийных элементов для фирмы (организации); вопросы авторского надзора и соблюдения авторских прав, регистрация продукта и т.п.); «Видеореклама» (процесс производства видеороликов, анимации и мультиплика- -

1 До 2010 г. - «Мультимедийные технологию).

2 До 2010 г. - «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

ции; работа с аппаратным и программным обеспечением видеосъемки и оцифровки видеоизображений и т.п.).

Процессуальный компонент: процесс обучения ММТ реализуется через выполнение студентами профессионально ориентированного комплексного мультимедийного проекта в областях, наиболее востребованных современной экономической ситуацией и активно использующих ММТ: бизнес, реклама, дизайн и образование.

Под комплексным мультимедийным проектом понимается серия мультимедийных проектов разного уровня сложности - от монопроектов (поиск информации, подбор шаблонов оформления, разработка презентации, звукозапись, обработка фотографии, разработка покадровой анимации и др.) до сложного по архитектуре и структуре проекта, моделирующего реальные профессиональные ситуации работы с заказчиком, командной работы, управления процессом разработки проекта (создание дуеЬ-сайта, интерактивной мультимедийной презентации, видеоролика, мультимедийного приложения - игры, интерактивного музея и т.д.), - объединенных в единое портфолио. Комплексный мультимедийный проект выполняется студентами на разных этапах формирования готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности.

В исследовании выявлены критерии оценивания комплексного мультимедийного проекта:

- информационная насыщенность (адекватное представление символьной, аудиальной и графической информации в соответствии с целями и задачами мультимедийного проекта, полнота информации в соответствии с его содержанием, логичность построения контента проекта);

- визуализация контента (уместность использования и соответствие визуальных элементов идее и целям проекта; неперегруженность графикой);

- технико-технологическая грамотность выполнения проекта (организация и разработка мультимедийных элементов в соответствии с содержанием проекта и аппаратной платформы его реализации, уместность и корректность технической реализации проекта - формат, объем и разрешение мультимедийных элементов, подбор шрифтов, использование элементов управления и др.);

- эргономическая целесообразность использования мультимедийных элементов (соответствие визуального и информационного контента проекта его целям и задачам, использование существующих техник и средств представления информации, учитывающих возможности и особенности потребителей мультимедийного проекта);

- эстетика представления мультимедийных элементов (корректный подбор цветовой схемы, грамотность подбора и однородность мультимедийных элементов выполненного проекта с позиций композиции и художественно-графических принципов);

- оригинальность дизайна мультимедийных элементов (авторский подход к реализации и представлению элементов; художественно-графическое и визуальное представление элементов оригинальными средствами и способами, позволяющими заинтересовать пользователя; унифицированность и соответствие элементов выбранному стилю; индивидуальность дизайна и оформления проекта).

Этапы формирования готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности будущих специалистов ЭГН определили специфику целевого, содержательного и процессуального компонентов методики обучения ММТ на каждом из них (табл. 2).

Таблица 2

Специфика компонентов методики обучения ММТ специалистов ЭГН на каиедом из этапов

Компонент методики Характеристика компонента на рассматриваемом этапе

Профессионально-мотивационный этап

Целевой Приоритетное формирование когнитивной составляющей готовности

Содержательный Курсы «Информатика» и «Информационное обеспечение профессиональной деятельности»

Процессуальный Методы и формы обучения (проектный, активной визуализации, диалоговый и др.), позволяющие освоить способы представления, использования и воспроизведения ММТ в прикладной деятельности (на уровне пользователя), например: - проект по созданию коллекции арт-объектов, размещенных па дуеЬ-сайтах, отражающих основные виды мультимедийных искусств; - проект по анализу анимационных роликов, выполненных в различных художественных стилях; - диспут на тему «Современная экранная культура: от гипертекста к инсталляциям»; - проект по созданию презентации, демонстрирующей основные возможности работы мультимедийной системы

Профессионально-деятельностный этап

Целевой Приоритетное формирование инструментальной составляющей готовности

Содержательный МДК «Основы проектной компьютерной графики и мультимедиа», элективный курс «Фотографика», специальные курсы «Проектирование рекламного продукта», «Дизайн и рекламные технологии» и учебная компьютерная практика

Процессуальный Методы и формы обучения (проектный, мозговой штурм, Киплинга, дебатов и др), вовлекающие студентов в процесс разработки ММТ (на уровне разработчика), например: - проект по созданию концепции короткого анимационного ролика (анализ структур и контента, подбор материалов,

Компонент методики Характеристика компонента на рассматриваемом этапе

межплатформенное взаимодействие мультимедийных элементов и т.д.); - разработка на учебной практике мультимедийного проекта с учетом профессиональной направленности (полиграфическая продукция, мультимедийные презентации, каталоги и базы данных, запись звуков и видеофрагментов, элементы корпоративной идентификации и др.); - проект по изучению композиционного, художественного и эстетического представления мультимедийных элементов проекта (поиск и анализ визуальных элементов, авторских творческих концепций, видеоарта, Ый-арта и др.)

Профессионально-организационный этап

Целевой Приоритетное формирование рефлексивно-творческой составляющей готовности

Содержательный Курсы специальной подготовки студентов «Дизайн и рекламные технологии», «Проектирование рекламного продукта», «Видеореклама» и производственная практика

Процессуальный Методы и формы обучения (проектный, метод развивающейся кооперации и др.), вовлекающие студентов в процесс профессиональной разработки ММТ (на уровне автора), например: - проекты по созданию творческой идеи мультимедийного продукта (мозговой штурм, моделирование художественно-графических констант и др.); - разработка элементов проекта на основе созданных визуально-графических идей и концепций (авторство и взаимодействие с коллективом разработчиков, планирование и анализ идей, дизайн и производство, упаковка и т.д.); - разработка на производственной практике авторских проектов по ММТ с учетом профессиональной направленности (презентационные материалы фирмы (организации), мультипликационный ролик, ЗБ-модель, web-сайт, интерактивное приложение и др.); - проект - деловая игра «Рекламная служба» (работа с техническим заданием, заказчиком, авторами мультимедийных элементов и др.)

На разных этапах формирования готовности изучаются следующие мультимедийные системы:

- на профессионально-мотивационном - текстовый и табличный процессоры, СУБД и редактор презентаций офисного пакета Microsoft Office (Word, Excel, Access, Power Point), вложенный графический пакет векторной графики (панель рисования); графический пакет растровой графики Paint; браузеры (Internet Explorer, Opera, Safari и др.); мультимедийные проигрыватели Widows Media Player, Media Player Classic, Flash Player и др.; приложения Adobe Reader, DirectX, ABBYY FineReader и т.д.;

- на профессионально-деятельностном - процессор презентационной графики Microsoft Publisher; издательские системы Corel DRAW, Adobe Illustrator, Page Maker и др.; графические пакеты Adobe Photoshop, Adobe ImageReady, Corel Image и др.; системы инкапсулированной графики и анимации Adobe Flash, Animation Studio и др.; системы аудиозаписи Звукозапись, Sound Forge, Audacity и др.; системы видеообработки и монтажа Adobe PremierePRO, Sony Vegas Pro, Corel Video и др.; программы моделирования среды, трехмерного моделирования, мультипликации, визуальных эффектов MAXON Cinema Studio, MAYA, ArchiCAD и др.;

- на профессионально-организационном - системы композитинга Nero Burning, DreamWeaver и др.; системы видеообработки и монтажа Pinnacle Studio, AndroMedia Video Editor и др.; программы моделирования среды, трехмерного моделирования, мультипликации, визуальных эффектов PRO 100, AllPlan, Adobe After Effects, Autodesk 3ds MAX, и др.

Во второй главе также описывается педагогический эксперимент, его этапы и цели, экспериментальная база (табл. 3).

Таблица 3

Общая характеристика педагогического эксперимента

Этап Цель эксперимента Эмпирическая база Участники эксперимента

Констатирующий, 2007-2009 гг. Анализ роли и потенциала ММТ в подготовке студентов ЭГН в системе СПО, выявление структуры их готовности к использованию ММТ в ПД, определение ее уровней; диагностика этих уровней у выпускников колледжей Волгоградский технологический колледж, Волгоградский социально-педагогический колледж, Волгоградский институт бизнеса (колледж) 6 преподавателей, 327 студентов очной и очно-заочной форм обучения

Формирующий, 2009-2012 гг. Разработка модели формирования данной готовности, разработка и апробация адекватной методики обучения ММТ, определение специфики компонентов методики с учетом этапов формирования готовности Волгоградский технологический колледж, Волгоградский институт бизнеса (колледж) 8 преподавателей, 239 студентов очной и очно-заочной форм обучения

Оценочный, 2012-2013 гг. Проверка эффективности предлагаемой методики, её коррекция Волгоградский технологический колледж, Волгоградский институт бизнеса (колледж) 17 преподавателей, 262 студента очной и очно-заочной форм обучения

Эксперимент проводился в ходе подготовки студентов специальностей 070602-,Дизайн (по отраслям) и 032401 -Реклама на базе ГБОУ СПО «Волгоградский технологический колледж» на кафедре дизайна; студентов специальности 010602-Дизайн (по отраслям) - на базе НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса» (колледж) в 2009-2012 гг. Всего в эксперименте приняли участие 500 студентов названных специальностей и 17 преподавателей. В экспериментальной группе занятия по дисциплинам общепрофессионального и профессионального циклов проводились в соответствии с разработанной нами методикой, а в контрольной - по традиционной методике.

На каждом из этапов формирования готовности осуществлялась оценка уровня сформированности готовности студентов ЭГН к использованию ММТ в будущей профессиональной деятельности.

Статистическая обработка полученных данных выполнялась на основе использования х2-критерия (Фридмана). Распределение студентов по уровням готовности к использованию ММТ на начало эксперимента показало, что принимается нулевая гипотеза, т.е. не существует значимых различий между контрольной и экспериментальной группами. На конец эксперимента нулевая гипотеза отклонена на уровне значимости 0,05 и принята альтернативная гипотеза - результаты контрольной и экспериментальной групп различаются.

В качестве примера на рис. 2-3 приведены результаты сравнительной диагностики готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности в экспериментальной (33 человека) и контрольной (32 человека) группах студентов специальности 032401 -Реклама на начало (2009 г.) и конец эксперимента (2012 г.), которые показывают выраженную положительную динамику в экспериментальной группе.

пд

■ средний О высокий

Рис. 2. Результаты диагностики уровня сформированности готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности студентов на различных этапах ее формирования: ПМ - профессионально-мотивационный, ПД - профессионально-деятельностный, ПО - профессионально-организационный в экспериментальной (Э) и контрольной (К) группах

Рис. 3. Результаты диагностики уровня сформированное™ готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности студентов экспериментальной (1) и контрольной (2) групп на начало (а) и конец (б)эксперимента

Поскольку в контрольной и экспериментальной группах обучение ММТ осуществлялась в рамках одних и тех же дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом СПО, можно сделать вывод, что существенные положительные изменения в экспериментальной группе связаны с реализацией разработанной нами методики обучения ММТ будущих специалистов ЭГН в СПО.

В заключении диссертации представлены основные результаты исследования.

1. Обосновано, что разработка методики обучения ММТ будущего специалиста ЭГН (дизайнер, специалист по рекламе и др.) в СПО должна базироваться на культурологическом подходе к пониманию сущности ММТ как нового этапа развития средств представления, хранения и передачи информации; феномена современной культуры и творчества, обусловленного новыми возможностями художественного языка; нового авторского инструмента разработки арт-объектов.

2. Выявлено, что методика обучения ММТ специалистов ЭГН направлена на формирование их готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности как одной из приоритетных целей обучения информатике и одной из ключевых компетенций информационной компетентности специалиста СПО.

3. Разработана модель формирования готовности к использованию ММТ в профессиональной деятельности будущих специалистов ЭГН, положенная в основу построения методики обучения ММТ, определяющая готовность как интегральное профессионально и личностно значимое образование - систему качеств, мотивов, опыта, знаний, умений и навыков специалиста, в структуре которой выделяются когнитивная, инструментальная, рефлексивно-творческая составляющие; уровни готовности (низкий, средний и высокий) и этапы ее формирования (профессионально-мотивационный, профессионально-деятельностный и профессионально-организационный).

4. Определены целевой (интегративная цель и цели конкретных этапов), содержательный (модернизация содержания обучения ММТ за счет определения структуры ММТ и разработки комплекса дисциплин инфор-матического содержания, направленных на изучение ММТ) и процессуальный (разработка комплексного мультимедийного проекта в области образования, бизнеса, рекламы, дизайна) компоненты разработанной методики и выявлена их специфика на каждом из этапов формирования готовности.

5. Показано, что на разных этапах формирования готовности к использован™ ММТ в профессиональной деятельности будущим специалистам ЭГН необходимо выполнять комплексный мультимедийный проект как серию мультимедийных проектов разного уровня сложности, объединенных в единое портфолио.

6. Выявлены критерии оценивания комплексного мультимедийного проекта: информационная насыщенность; визуализация контента; технико-технологическая грамотность выполнения проекта; эргономическая целесообразность использования мультимедийных элементов; эстетика представления мультимедийных элементов; оригинальность дизайна мультимедийных элементов.

Задачи диссертационного исследования можно считать выполненными, а гипотезу исследования - подтвержденной. Дальнейшее развитие данного исследования представляется в научном обосновании и разработке методики обучения ММТ для систем подготовки и переподготовки специалистов ЭГН СПО и ВПО с поддержкой дистанционными образовательными технологиями; модернизации целевых, содержательных и процессуальных компонентов методики в соответствии с развитием информационной среды и совершенствованием ММТ.

Основное содержание исследования представлено в следующих публикациях автора:

Статьи в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Минобрпауки России

1. Данилькевич, A.B. Содержание обучения мультимедийным технологиям студентов эстетико-гуманитарного направления в системе среднего профессионального образования / A.B. Данилькевич И Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2012. -№ 4 (21). - С. 224-228 (0,5 п.л.).

2. Данилькевич, A.B. Проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности при подготовке специалистов эстетико-гуманитарного направления в системе среднего профессионального образования/ A.B. Данилькевич, Е.В. Данильчук// Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2013. — № 1 (22). - С. 245-249 (авт. - 0,3 пл.).

3. Данилькевич, A.B. Методические аспекты обучения мультимедийным технологиям будущих специалистов эстетико-гуманитарного направления / A.B. Данилькевич // Изв. Волгогр. гос. соц.-пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. - 2013. -№5(80).-С. 97-101 (0,5 пл.).

4. Данилькевич, A.B. Формирование готовности будущих дизайнеров и специалистов по рекламе использовать мультимедийные технологии в профессиональной деятельности / A.B. Данилькевич // Фундаментальные исследования. -2013. -№ 8. Ч. 4. -С. 913-918 (0,5 п.л.).

Статьи в сборниках научных трудов и материалов научных ■ конференций

5. Данилькевич, A.B. Применение электронных учебных пособий при обучении студентов ссузов на примере дисциплины «Мультимедийные технологии» / A.B. Данилькевич // Информационные и коммуникационные технологии в образовании: сб. материаловXМеждунар. конф.: в 2т.-Борисогаебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 2009.-Т. 2.-С. 51-57 (0,35 п.л.).

6. Данилькевич, A.B. Использование электронного учебного пособия при обучении курсу «Мультимедийные технологии» / A.B. Данилькевич // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. материалов XIV Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ,

2010.-С. 247-252(0,3 п.л.).

7. Данилькевич, A.B. Методические аспекты проектирования курса по изучению мультимедийных технологий студентами ссузов / A.B. Данилькевич // Проблемы и перспективы развития образования в России: сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. - Ч. 1. — С. 220-225 (0,35 п.л.).

8. Данилькевич, A.B. Определение содержания информационных компетенций в процессе подготовки специалиста-дизайнера / A.B. Данилькевич // Педагогические исследования: идеи и реальность: сб. ст. 15-й конф. - Волгоград: РИО ФГОУ СПО «ВТК»,

2011.-С. 17-24(0,35 пл.).

9. Данилькевич, A.B. Профессиональная направленность обучения мультимедийным технологиям будущих специалистов по рекламе / A.B. Данилькевич // Актуальные вопросы современной информатики: материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф.: в 2 т. - Коломна: МГОСГИ, 2011. - Т. 1. - С. 59-62 (0,3 пл.).

10. Данилькевич, A.B. Реализация раздела профессионального модуля «Проектная компьютерная графика и мультимедиа» при подготовке студентов ссузов - будущих дизайнеров / A.B. Данилькевич // Педагогические исследования: идеи и реальность: сб. ст. 16-й конф. - Волгоград, РИО ГБОУ СПО «ВТК», 2012. - С. 56-61 (0,35 п.л.).

11. Данилькевич, A.B. Оценка компетенций студентов ссузов при изучении междисциплинарного комплекса «Проектная компьютерная графика и мультимедиа» / A.B. Данилькевич // Модернизация образования на компетентностной основе: опыт и результаты внедрения образовательных стандартов нового поколения: сб. ст. регион, науч.-практ. конф. - Волгоград: Колледж, 2012. - С. 78-83 (0,3 п.л.).

12. Данилькевич, A.B. Мультимедийные технологии в структуре подготовки будущих специалистов по рекламе / A.B. Данилькевич // Информатизация как целевая ориентация и стратегический ресурс образования: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Архангельск: Изд-во С(А)ФУ, 2012. - С. 184-190 (0,35 пл.).

13. Данилькевич, A.B. Формирование ИКТ-компетентности в процессе подготовки специалиста-дизайнера в системе среднего профессионального образования / A.B. Данилькевич // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: материалы 1П Междунар. заоч. науч.-практ. конф. - М.: Изд-во МЦНиО, 2012. -Ч. 1. - С. 116-123 (0,35 п.л.).

14. Данилькевич, A.B. Применение сетевой дистанционной технологии для обучения студентов эстстико-гуманитарного профиля системы СПО / A.B. Данилькевич // Электронные ресурсы в непрерывном образовании: тр. 1П Междунар. науч.-метод. симпозиума. - Геленджик - Ростов-н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2012. - С. 178-181 (0,3 пл.).

Учебные и учебно-методические издания

15. Данидькевич, A.B. Фотографика: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. 1. Техника фотографического процесса/ A.B. Данилькевич. - Волгоград: НОУ ВПО «ВИБ», 2011. - 56 с.

16. Данилькевич, A.B. Фотографика: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. 2. Технология фотографического процесса/ A.B. Данилькевич. - Волгоград: НОУ ВПО «ВИБ», 2011. - 76 с.

11. Данилькевич, A.B. Мультимедийные технологии: метод, реком. по выполнению практических работ: в 4 ч. Ч. 1. Разработка баннеров / A.B. Данилькевич. — Волгоград: РИО ФГБОУ СПО «ВТК», 2011. - 28 с.

18. Данилькевич, A.B. Мультимедийные технологии: метод, указ. по выполнению самост. работ/ A.B. Данилькевич. -Волгоград: РИО ФГБОУ СПО «ВТК», 2011. - 88 с. [Гриф УМО Совета ссузов Волгогр. обл.].

19. Данилькевич, A.B. Реклама в средствах массовой информации: метод, указ. по выполнению саМост. работ / A.B. Данилькевич. - Волгоград: РИО ГБОУ СПО «ВТК», 2012.-52 с.

20. Данилькевич, A.B. Реклама в средствах массовой информации: учеб. пособие: в 3 ч. Ч. 3. Реклама в сети Интернет / A.B. Данилькевич. - Волгоград: Индекс-ПРИНТ, 2012.-64 с.

21. Данилькевич, A.B. Мультимедийные технологии: метод, реком. по выполнению пракг. работ: в 3 ч. Ч. 2. Разработка web-страниц/ A.B. Данилькевич. - Волгоград: РИО ГБОУ СПО «ВТК», 2012. - 48 с.

22. Данилькевич, A.B. Мультимедийные технологии: учеб. пособие для студ. ссузов / A.B. Данилькевич. - Волгоград: РИО ГБОУ СПО «ВТК», 2012. - 184 с. [Гриф УМО Совета ссузов Волгогр. обл.].

23. Данилькевич, A.B. Техника и технологии рекламного видео: учеб.-метод, пособие для студ. ссузов / A.B. Данилькевич. - Волгоград: РИО ГБОУ СПО «ВТК», 2013. -160 с. [Гриф УМО Совета ссузов Волгогр. обл.].

ДАНИЛЬКЕВИЧ Артём Владимирович

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭСТЕТИКО-ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Подписано к печати 12.08.13. Формат 60x84/16. Бум. офс. Гарнитура Times. Усл. печ. л. 1,4. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж ПО экз. Заказ392-

Издательство ВГСПУ «Перемена» Типография Издательства ВГСПУ «Перемена» 400066, Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27