Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика обучения творческим письменным работам малого жанра в старших классах башкирской школы

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Хуснутдинова, Фаурия Ахтямовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Методика обучения творческим письменным работам малого жанра в старших классах башкирской школы», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Хуснутдинова, Фаурия Ахтямовна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Линводидактические, психолого-педагогические предпосылки обучения творческим письменным работам малого жанра.

§ 1. Лингводидактические, психолого-педагогические предпосылки.

§ 2.Методисты прошлого и настоящего о методике развития связной письменной речи при обучении творческим письменным работам малых жанров.

§ 3. Анализ программ и учебников по литературе с точки зрения проблемы исследования.

§ 4. Качество знаний, умений и навыков учащихся в аспекте проблемы исследования.

ВЫВОДЫ.

ГЛАВА 2,Опытно-экспериментальное обоснование методики обучения творческим письменным работам малого жанра в старших классах башкирской школы.

§ 1. Обучение творческим письменным работам малого жанра на уроках литературы.

§ 2. Факультативные занятия и их роль в развитии умений и навыков письменной речи при обучении творческим письменным работам малого жанра.

§ 3. Внеклассная работа как одна из эффективных форм ц овладения навыками выполнения творческих письменных работ

§ 4. Результаты экспериментального обучения.

ВЫВОДЫ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Методика обучения творческим письменным работам малого жанра в старших классах башкирской школы"

Особенностью конца XX - начала XXI века в области образования является возрождение национального самосознания и повышение интереса к родной культуре, языку и литературе во всех регионах нашей страны. Это явление характерно и для Республики Башкортостан.

Обучение литературе воспитывает в детях любовь к слову, знанию. Знакомясь с русской и башкирской литературой в школе, учащиеся постигают законы словесного искусства и открывают тайны смысла и звучания слова как на русском, так и на башкирском языках. На основе произведений башкирских писателей ученики знакомятся с культурой, историей, традициями и обычаями предков, идентифицируют себя с героями, переживают события вместе с ними, что позволяет прочувствовать прочитанное, сформировать свое мнение о произведении и выразить его устно или письменно. Изучая литературное произведение, учащиеся знакомятся с образцами художественной речи, усваивают образные слова и выражения, конструкции речи из произведений литературы, развивая свою устную и письменную речь. Уроки литературы дают знания о специфике и жанрах, раскрывают значение ее в общественной жизни, обогащают учащихся новыми идеями, способствуют повышению культуры речи.

Несмотря на некоторые успехи в-области преподавания башкирского языка и литературы, в башкирской школе существует ряд нерешённых проблем.

Опыт работы и наблюдение за практикой преподавания башкирской литературы в школе показали, что большое количество времени затрачивается на обучение устной речи, умению писать сочинения.

Современная школа, ставя самые высокие и благородные цели обучения учащихся творческой письменной речи, в действительности недостаточно вооружает школьников практическими умениями писать, свободно пользуясь тем жанром, которого требует конкретный случай. Школьники учатся писать, однако часто не знают, как составить репортаж, письмо в газету, дать информацию о новых событиях и фактах на радио или телевидение.

В современных школах Республики Башкортостан не уделяется должного внимания обучению творческим письменным работам малого жанра, несмотря на то, что пресса, радио, телевидение год от года приобретают все большее значение в жизни человека.

Обучение письменным работам малого жанра в школе почти не ведется, а если и ведется, то поверхностно и частично.

Задачей настоящего исследования является разработка методики обучения письменным работам малого жанра в 9-11-х классах башкирской школы.

Обучение учащихся 9-11-х классов творческим письменным работам малого жанра имеет смысл, так как повышается общий уровень развития учащихся, что позволяет пробовать свои силы, например, в роли журналистов и имеет большую ценность в формировании знаний и умений, связанных с построением продуктивной устной и письменной речи.

Формирование навыков написания творческих письменных работ малого жанра способствует совершенствованию культуры письменных публицистических высказываний школьников, делает их более доступными для каждого ученика.

Вопросу обучения письменной речи как важнейшему способу обмена мыслями посвящено множество исследований педагогов, психологов и методистов.

Психологические особенности письменной речи нашли отражение в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, Г.В. Колшанского, И.С. Кона,

Б.С. Круглова, В.А. Крутецкого, Н.Д. Левитова, Н.И. Лейтеса, A.A. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, Н.С. Лукина.

В разработке методики мы использовали фундаментальные труды методистов как русской, так и национальной школы: С.Д. Ашуровой, Н.З. Бакеевой, С.К. Бирюковой, О.Ю. Богдановой, H.H. Вербовой, Б.Б. Гафарова, М.Г. Гималовой, A.M. Гринина-Земсковой,

М.Х. Идельбаева, Т.А. Ладыженской, А.Х. Нигматуллина,

М.А. Рыбниковой, З.Г. Сахиповой, Л.Г. Саяховой, Н.М. Хасанова, Р.З. Хайруллина, М.В. Черкезовой, И.А. Шарапова и историко-лигературоведческие исследования башкирских ученых: Р.К. Амирова, Т.Н. Ахунзянова, Р.З. Хажиева.

Проблемам обучения написанию сочинений газетного жанра посвящены исследования О.В. Марысевой «Методика обучения информационным газетным жанрам» (1998); Л.В. Ассуировой «Создание текста с опорой на традиции классической риторики (на материале га-зетно-публицистических жанров)» (1996), в которых излагается система работы над информационными жанрами, содержится методика создания репортажа с опорой на риторику.

Специальных исследований, посвященных вопросам методики обучения письменным работам малого жанра в башкирской школе, почти нет. Учитывая эту ситуацию, попытаемся разрешить следующие противоречия:

Между возрастающей заинтересованностью учащихся в выражении своих мыслей в разных жанрах (в данном случае публицистическом) и отсутствием приемлемой системы освоения этого вида письменных работ.

Между новыми подходами и требованиями в образовании, которые отдают приоритет творчеству на уроках, и временными рамками, отводимыми программой на развитие письменной речи, не дающими учителю возможности обучать учащихся творческим письменным работам малого жанра в полном объеме.

Актуальность темы определяется особой значимостью проблемы развития письменной речи на башкирском языке, неразработанностью содержания и методики обучения творческим письменным работам малого жанра, отсутствием монографических и методических работ по данной проблеме.

Объектом исследования является процесс обучения написанию творческих письменных работ на башкирском языке в школах Республики Башкортостан.

Предмет исследования - методика обучения творческим письменным работам малого жанра на башкирском языке в 9-11-х классах башкирской школы на уроках развития речи, а так же на факультативных занятиях.

Гипотеза исследования - обучение написанию творческих письменных работ малого жанра в старших классах башкирской школы будет эффективным, если:

- усвоены необходимые теоретические сведения о тематических, структурно-композиционных и лингвистических особенностях творческих письменных работ малого жанра в курсе родного языка и развития речи, а также на специально разработанных факультативных занятиях;

- будет разработана система специальных коммуникативно-речевых упражнений, способствующих обучению творческим письменным работам малого жанра публицистического стиля на башкирском языке, для учащихся 9-11-х классов башкирской школы, что в целом будет положительно влиять на процесс становления и совершенствования умений создавать творческие тексты.

Цель исследования: научно обосновать и разработать методическую систему обучения учащихся написанию творческих письменных работ малого жанра, способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на родном языке учащихся, а также формированию мировоззрения и нравственных качеств старшеклассников.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) на основе анализа психолого-педагогических, лингводидакти-ческих, методических источников в области изучаемой проблемы выявить общенаучные, лингвистические и методические основы обучения творческим письменным работам малого жанра;

2) осуществить отбор понятий, усвоение которых необходимо для формирования умений учащихся создавать творческие письменные работы малого жанра;

3) обозначить этапы обучения творческим письменным работам малого жанра и разработать методические способы формирования умений и навыков в процессе учебной и внеурочной работы по литературе;

4) проверить на практике эффективность предложенной методики и экспериментально подтвердить целесообразность разработанной методической системы.

В соответствии с поставленными в диссертации задачами нами были использованы следующие методы:

1. Теоретический метод исследования: изучение и анализ лингво-дидактической, психолого-педагогической, методической литературы для определения теоретических и практических направлений в организации эксперимента.

2. Эмпирический метод исследования: наблюдение, сбор информации о состоянии обучения творческим письменным работам малого жанра и разработка новой системы; изучение школьных программ, учебников, и учебных пособий; изучение уровня речевой подготовленности старшеклассников; опытно-экспериментальная работа в школе; обобщение опыта; диагностико-контрольные срезы; методы оценивания (рейтинг), статистические методы обработки информации.

Базой исследования послужили учащиеся 9-11-х классов интерната-лицея № 2, гимназии № 3 г. Стерлитамака, 9-11-х классов Республиканской башкирской гимназии им. 3. Валиди г. Ишимбая. В эксперименте участвовали 350 школьников.

Экспериментальная часть работы осуществлялась нами в три этапа в течение 1996-2001 гг.

Первый этап - констатирующий эксперимент (1996-1997 гг.):

- разработка и проведение констатирующего эксперимента

- статистическая обработка данных, констатирующего эксперимента по критериям Пирсона, Фишера, Стъюдента.

Второй этап - опытное обучение (1998-1999 гг.): разработка содержания и системы обучения творческим письменным работам малого жанра учащихся 9-11-х классов башкирской школы и проверка ее эффективности.

Третий этап - контрольный этап (2000-2001 гг.): обобщение результатов исследования, разработка практических рекомендаций.

Научная новизна исследования заключается в том, что: Теоретически обоснована система работы по формированию умений создавать публицистические тексты малых жанров на башкирском языке в 9-11-х классах школ Республики Башкортостан.

Впервые отобраны и представлены в курсе родной литературы и на факультативных занятиях необходимые теоретические сведения о тематических, структурно-композиционных и лингвистических особенностях творческих письменных работ малого жанра на башкирском языке.

Разработана методическая система обучения написанию творческих письменных работ малого жанра публицистического стиля на башкирском языке для учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: составлены программы факультативного курса «Обучение сочинениям публицистического жанра в 9-11-х классах», кружка «Юные корреспонденты», разработаны система уроков, задания и упражнения, подобран дидактический материал для обучения учащихся письменным работам малого жанра.

Предложенные программы и методические разработки уроков можно использовать при изучении башкирской литературы, при подготовке спецкурсов для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации учителей башкирского языка и литературы Республики Башкортостан, а также других территорий Российской Федерации.

Экспериментально подтвержденная методика поможет школьникам овладеть необходимыми навыками и умениями написания творческих письменных работ на башкирском языке.

Достоверность результатов исследования подтверждается материалами, разрабатываемыми автором диссертации на протяжении нескольких лет поисковой работы. Результаты информации обрабатывались математическим методом, с использованием формул Пирсона, Фишера, Стъюдента.

Апробация и внедрение работы: ход нашего исследования и его результаты обсуждены и одобрены кафедрой башкирского языка и литературы Стерлитамакского государственного педагогического института Республики Башкортостан. Материалы исследования нашли отражение в выступлениях на научно-теоретических конференциях:

Проблемы изучения и преподавания филологических наук» (Стерли-тамак, 1999); «Научно-педагогическое чтение, посвященное 10-летию факультета башкирской филологии и журналистики Башкирского государственного университета и 55-летию Победы в ВОВ» (Уфа, 2000); «Социально-экономические и экологические проблемы развития региона Республики Башкортостан» (Сибай, 2000); «Проблемы обеспечения качества профессиональной подготовки будущих учителей» (Стерлитамак, 2001); в сборниках научных трудов «Поиски, находки, проблемы и перспективы» (Стерлитамак, 2000); «Филология. Труды Стерлитамакского филиала АН РБ» (Уфа, 2001); в журнале "Ядкяр" (Уфа: "Гилем".- № 2 - 2002); в программе факультативного курса "Обучение сочинениям публицистического жанра" (Стерлитамак, 2002).

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Творческая письменная речь на башкирском языке учащихся 911-х классов будет развиваться наиболее результативно в процессе осознанного изучения теоретических сведений по лингвистике текста, в частности, тематических, структурно-компазиционных и лингвистических особенностей творческих письменных работ малого жанра публицистического стиля.

2. Система специально разработанных коммуникативно-речевых упражнений, направленных на обучение написанию творческих письменных работ малого жанра публицистического стиля на башкирском языке учащихся 9-11-х классов будет способствовать одной из самых сложных проблем в методике обучения родной литературе и языку -формированию и развитию умений создавать самостоятельные письменные тексты и позволит развивать как коммуникативную компетенцию учащихся, так и общую культуру личности.

Диссертация состоит из введения, двух глав, библиографии и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы - это как бы логическая точка в последовательном развитии авторской мысли, ее концентрированное выражение. Они позволяют читателю окончательно уяснить суть поставленного в статье вопроса, дают ему новое видение жизненной ситуации и перспектив развития. Вывод сопровождается авторскими рекомендациями.

Статья - жанр публицистики, основанный на ясном развитии сто-рой определенной мысли, которая подкрепляется системой аргументов и типичных фактов и получает окончательное выражение в обобщениях и выводах, направленных через авторские рекомендации на достижение конкретных результатов (22, 105-106).

Корреспонденция. Задача корреспонденции - показать "кусочек жизни", ее цель - проанализировать факт или группу фактов, какое-либо явление из политической, экономической и культурной жизни. В корреспонденции факты и примеры занимают центральное, стержневое место. Собрав факты, автор сначала их описывает, а затем на основе этих фактов делает соответствующие выводы. В заметке автор идет от общего к частному, а в корреспонденции - от частного к обобщению. Корреспонденции свойственна оперативность, конкретность темы и четкий адрес. Корреспонденция раскрывает сущность фактов, их внутренний смысл, в ней сообщаются подробности с места действия, дается полная, связная картина событий, характеристика персонажей. В ней выражено отношение автора к данному факту или явлению, дается его оценка. Корреспонденцию нужно писать живо и увлекательно. Злободневные, умело подобранные и проверенные факты являются фундаментом корреспонденции (22, 273).

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ.

От публицистики художественно-публицистические жанры взяли остроту, злободневность, логико-рациональную систему исследования окружающего мира и человека. От художественной литературы-модели образных систем и образную стилевую структуру. Очевидно, что художественно-публицистические жанры, питаясь соками двух литературных полей, приобрели большой внутренний потенциал, более предпочтительные возможности воздействия на читательскую аудиторию, чем другие жанры средств массовой информации. Они могут нести большой объём информационных сообщений, в состоянии разрабатывать оперативные и проблемные ситуации, анализировать самые сложные жизненные явления т.е. успешно выполнять функции информационных и аналитических жанров, одновременно создавая ощущение живой, полнокровной реальности, которую читатель не только воспринимает логически, но и видит в нарисованных словом деталях, образах, картинах.

Художественно-публицистические тексты активно воздействуют на разум и чувства читателей и, кроме того, выполняют высокую эстетическую функцию, свойственную произведениям художественной литературы и искусства (22, 187).

Каждый художественно-публицистический текст - это единое целое, в котором публицистические и образные компоненты взаимно дополняют друг друга, обеспечивая новое, часто неожиданное звучание сочетанием знакомых слов, образов, а также всему тексту» (153, 188).

В художественно-публицистические жанры входят очерк, зарисовка, эссе, фельетон, памфлет. Им свойственно аналитическое начало. Однако анализ здесь сочетается с образом, проявляется через эмоционально-образную систему. У художественно-публицистических жанров - двойное подчинение: с одной стороны - публицистике, с другой - художественной литературе. Это их специфика, которая в неразрывном единстве, синтезе логического и образного, рационального и эмоционального начал» (22, 18).

Рассмотрим характерные признаки зарисовки.

Отличительный и устойчивый признак зарисовки - образность. Она даёт картину того, что произошло в определённом месте в конкретной момент. Отражение ею события обычно не растянуто во времени и пространстве. Это как бы одно звено из цепочки взаимосвязанных жизненных фактов. Но звено по своей фактуре яркое, выразительное. Именно яркость, выразительность самого события обеспечивает его образное отражение.

В зарисовке факт, эпизод событие раскрывается через словесный рисунок. Автор зарисовки должен зримо восстановить картину действия - написать так, чтобы читатель "увидел" его в деталях в натуральном виде, то есть получил образную информацию.

Зарисовка бывает трёх видов: портретная, событийная, натурная.

Портретная зарисовка служит для запечатления всей биографии человека. Зарисовка жанр малоформатный. Лучший вариант - сосредоточить внимание на образном раскрытии одного эпизода. Но этот эпизод должен быть типичным, характерным для жизненного кредо личности. Портретную зарисовку пишут по оперативному поводу: читатель должен видеть, почему этому человеку посвящена газетная публикация именно в это время. Оперативным поводом может быть награждение, юбилей, интересная встреча.

Бывают такие события, которые требуют не только оперативного, но и красочного, зримого отражения. Здесь незаменимой формой является событийная зарисовка. Событийная зарисовка концентрирует внимание в образной форме, раскрывает ход события, его смысл и суть. Зарисовку можно написать по следам события, побывав в тех местах, где оно происходило, побеседовав с его участниками, познакомившись с соответствующими документами" (22, 77-78).

Событийная зарисовка, как правило, «населена» действующими лицами. Параллельно с развитием действия создаётся своеобразный коллективный портрет участников события.

Еще один вид жанра - натурная зарисовка (образная фиксация природных явлений, описание конкретных особенностей времён года). Натурные зарисовки публикуют под постоянными характерными рубриками - «Заметки натуралиста», «Заметки фенолога», «По родному краю», «Этюды» (22, 80).

Фельетон - это литературный материал, проникнутой духом острой, злободневной критики, достигающей своей цели с помощью особых приемов изложения. В фельетоне используются элементы сатиры и юмора, его стилю придаются известная живость, легкость и образность. Фельетонист обязан находиться в гуще событий, накапливать факты и наблюдения, точно оценивая их значение. Бывают фельетоны, написанные на конкретные темы, а также проблемные фельетоны, в которых нет подлинных действующих лиц, их герои вымышлены, в них отрицательные явления и типы. Проблемные фельетоны тоже должны иметь убедительную фактическую основу. Встречаются фельетоны положительного характера. Они проникнуты дружеской иронией, веселым, но не злым смехом.

Памфлет - произведение злободневного характера, направленное против какого-либо лица или явления, он пишется в форме развернутой критики. Объект памфлета - полное разоблачение, разное осуждение, «уничтожение». Характерной особенностью памфлета является острая политика, страстность тона, гневная ирония и сарказм. Памфлет ставит своей целью возбудить к своим «героям» чувство ненависти, презрения, гадливости, показать их во всей мерзости.

Породия - сатиристическое произведение в прозе или стихах, комически имитирующее и высмеивающее какие-либо характерные черты других литературных произведений. Породия вскрывает недостатки, обличает пороки. Пародия - сильное оружие для выявления неверных идейных тенденций писателя, показ бедности его литературного произведения, шаблонность произведения, трафарентность изложения.

Эпиграмма - краткое стихотворение, заканчивающееся острой, колкой шуткой против кого-нибудь. Иногда она не имеет точного адреса, но обобщает, высмеивает недостатки, свойственные определенной группе людей. В газетах эпиграмма часто сопровождает карикатуру (22, 287-289).

Письменная речь, наиболее трудная форма речевой деятельности, подчиняется более строгим законам в отношении построения предложений выборе слов для выражения мыслей, она вбирает в себя характерные черты говорения.

Внеклассная работа, направленная на обучение письменной речи, должна продолжать и углублять работу, проводимую на уроке. Хотя цели и задачи по развитию письменой речи средствами урока и внеклассной работы совпадают, форма и приемы подачи материала на уроке и во внеклассой работе должны быть различными, специфичными для внеклассной работы: конкурсы сочинений, изложений; написание аннотаций, рецензий и отзывов на прочитанные книги, просмотренные спектакли; выпуск стенгазет и т.д.

Исходя из целей и задач различных этапов обучения, необходимо постепенное усложнеение видов работы: от тренировочных упражений - к творческим, от коллективных - к самостоятельным.

Начиная с младших классов, учащихся следует привлекать к оформлению стендов посвященных творчеству писателя в связи с юбилеем, или с выходом новой книги, предлагая им посильные задания. Задача учителя - привлечь учащихся разных классов к подбору материала для стенда и красочно его оформить. Разнообразные материалы постоянно обновляются творческими работами кружковцев анотациями, рецезиями, отзывами о новых книгах, фильмах, спектаклях, заметками, хрониками о происшедших событиях недели в школе, классе, городе и республике.

Рассматривая наиболее трудый раздел внеклассной работы по башкирской литературе - развитие письменной речи, следует отметить, что необходимо больше привлекать учащихся к самостоятельной работе.

Творческие работы учащихся могут носить характер пейзажных, портретных зарисовок, описаний, характеристик, могут быть оформлены в виде рассказов, рецензий, заметок, отзывов, очерков и др. Обучая творческим работам на внеклассных занятиях, целесообразно отбирать такие виды работ, которые дают возможность активизировать усвоение различных пластов лексики, развивают навыки монологической и диологической речи учащихся на материале таких стилей, как публицистический (оценка событий со своих позиций), художественой (описания, рассказ) деловой (конспекты, рефераты).

Работа над стенгазетой занимает видное место в кружке «Юные корреспонденты». В стенгазете отражаются материалы конкурсов на лучший репортаж, интервью, корреспонденцию, фельетон, пародию.

Стенгазета является эффективой формой развития устной и письменной речи учащихся.

Виды упражнений подготавливающих учащихся к работе с газе-тым материалом, разнообразны: подготовка отчета, корреспонденции, статьи, обзора (сбор материала, составлеие плана, тезисов) работа над редактированием и исправлеием чернового материала. Эта работа способствует формированию у учащихся навыков и умений наблюдать и собирать факты, опираясь на них, делать обобщения и выводы, грамотно и интересно оформлять свои мысли на письме.

Предлагаем описание занятия, посвященого портретной зарисовке. Обучение портретой зарисовке удобно тем, что учащиеся пишут о своих одноклассиках, о соседе по парте, об учителе и т.д., потому что они ежедневно общаются, знают друг друга хорошо, т.е. на сбор материала для написания портретой зарисовки времени не потребуется, а соответственно больше времени останется для написания и корректировки сочиения.

Тема занятия - «Портретная зарисовка».

На первом занятии соответствено с программой учащиеся получают необходимые теоретические сведения о портретной зарисовке. После чего учащимся предлогается задание: прочитать портретную зарисовку из газеты «Йэшлек» кратко рассказать, о ком и о чем идет речь. В процессе беседы учитель обращает вимание учащегося на форму изложения зарисовки и дает общую хаактеристику зарисовке. Учитель отмечает, что отличительный и устойчивый признак зарисовки - образость. Она дает картиу того, что произошло в определеном месте в конкретный момент. В зарисовке факт, эпизод событие раскрывается через словесный рисунок. Автор зарисовки долже зримо восстоновить картину действия - написать так, чтобы читатель «увидел» его в деталях в натуральном виде, то есть получил образную иформацию. В зависимости от содержания зарисовки бывают трех видов: портретная, событийная, натурная.

Портретная зарисовка служит для запечатления всей биографии человека. Ее пишут по актуальному поводу: читатель должен видеть, почему этому человеку посвящена газетная публикация именно в это время. Оперативным поводом может быть награждение, юбилей, ите-ресная встреча. Учитель показывает из газеты конкретный пример и определяет место и роль портретной зарисовки в газете. После чего по вопросам, записанным на доске коллективо разбирается потретная зарисовка.

На начальном этапе обучения перед учащимися ставятся такие вопросы:

1. О ком идет речь в данном тексте?

2. С чего начинает свою зарисовку автор?

3. Найдите и прочитайте в тексте те места, где описывается портрет героя.

4. Где он живет, чем занимается?

5. Назовите самый итересный эпизод из его жизни.

6. Какие особенности у героя?

Проанализировав еще несколько портретных зарисовок, делается вывод о том, что зарисовка жанр малоформатный. Лучший вариант сосредоточить внимание на образном раскрытии одного эпизода. Но этот эпизод должен быть типичным, характерным для жизненного кредо личости.

Затем, используя эти вопросы и ответы составляется примерный план зарисовки. После обсуждения многочисленных вариатов и корректировки плана записывается на доске.

План.

1. Биография героя.

2. Портрет.

3. Место жительство, обстановка в которой живет и работает герой.

4. Самые интересные эпизоды из его жизни.

5. Личность героя и его особенности.

Составление плана ориентирует учащихся на основные моменты портретной зарисовки.

Домашнее задание. Найти в газетах портретную зарисовку и проанализировать по плану или составить свой план.

Второе практическое занятие начинается с анализа портретных зарисовок и составленных планов подготовленных дома. При чтении портретных зарисовок, внимание учащихся обращается на содержание, построение, заголовок и образность языка зарисовки. На примере одной портретной зарисовки анализируются языковые средства.

Таким оброзом, учащиеся приходят к выводу, что главное при написании портретной зарисовки - уметь раскрыть через словесный рисунок эпизод, событие портрет личности так, чтобы читатель «увидел» его в деталях в натуральном виде, то есть получил образную информацию.

Прежде чем предложить учащимся написать портретную зарисовку на одноклассника, друга и т.д., необходимо выполнить конструктивные упражнения, где требуется дописать по данному началу портретную зарисовку. Затем учащиеся приступают подготовке плана портретной зарисовки друга, однаклассника. В процессе диалога учащиеся рассказывают друг другу о себе, запоминают внешность, обсто-новку. Придерживаются правила: для того чтобы написать хорошую зарисовку, автор должен все видить и слышать сам. Прослушиваются заготовки и планы одного-двух сильных учащихся, коллективно обсуждаются, анализируются, сравниваются, исправляются. Этот подготовительный этап дает возможность приступить к коллективному составлению устной портретной зарисовки. Выполнение этого задания дает возможность поработать над употреблением выразительных средств языка в портретной зарисовке. После чего учащиеся приступают к своим зарисовкам и заканчивают работу дома.

На следующем внеклассном занятие учитель раздает ученикам проверенные зарисовки и предлагает коллективно проанализировать некоторые зарисовки. Анализ работ проводится по следующему плану:

1. Интересна ли зарисовка по содержанию?

2. Соответствует ли заголовок содержанию?

3. Какие языковые средства использованы для раскрытия портрета личности?

4. Сформулируйте свое мнение о работе. (Какие внести поправки, что доработать, расширить, сократить.)

Анализируя портретные зарисовки, учащиеся высказывают свое мнение о работе, отмечают ее положительные и отрицательные стороны, т.е. дают оценку.

Контрольное задание можно провести в классе или дома. В зависимости от подготовленности учащихся и их интересов, учитель дает задание (или ученики самостоятельно выбирают) и предлагает написать зарисовку.

Проверенные работы снова анализируются и редактируются.

Внеклассная работа по обучению газетным жанрам способствует повышению интереса учащихся к изучению и написанию сочинений малого жанра, создает благоприятные условия для формирования у них навыков, умений, что позволяет им относительно свободно использовать свои знания в различных ситуациях, и на уроках башкирской литературы.

Большое значение имеет внеклассная работа и для учителя: она заставляет его постоянно находиться в поиске и помогает установить тесные и живые контакты со школьниками, а это положительно сказывается на всем учебном процессе.

Таким образом, работа кружка «Юные корреспонденты» направлена на развитие творческих способностей учащихся. Немногие из кружковцев станут журналистами, корреспондентами или филологами. Но они получат навыки и умения писать в газетных жанрах, что вполне может пригодиться в жизни.

В заключение следует сказать, что внеклассная работа создает широкие возможности для проявления и развития творческих, литературно-художественных склонностей и способностей учащихся. Это, в свою очередь, обеспечивает большой интерес учащихся к классным занятиям, в процессе которых могут реализоваться приобретенные во внеклассной работе умения, знания и навыки.

Решающим условием эффективной связи классной и внеклассной работы является их общественно-полезная направленность.

§ 4. Результаты экспериментального обучения

Экспериментальное обучение по исследуемой проблеме проходило в три этапа: поисковый, констатирующий, опытный. В нем приняло участие около 350 учащихся сельских и городских школ Республики Башкортостан. Эксперименты проводились в лицее-интернате №2, гимназии № 3 города Стерлитамака, Республиканской башкирской гимназии № 2 имени Заки Валиди города Ишимбая, с целью проверки эффективости системы обучения творческим письменным работам малого жанра.

На первом этапе (1996-1997) выявлялась общая картина обучения творческим письменым работам малого жанра и уровеь знаний, умений и навыков учащихся 1Х-Х1 классов башкирской школы, а также анализировались программы, учебные пособия и учебники в аспекте исследуемой проблемы. Одновременно были выдвинуты основные положения гипотезы исследования диссертатом.

Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты определили содержание обучающего эксперимента, проводимого на втором этапе (1997-1999) и направлены на поиск и опрабацию наиболее оптимальных методов, приемов и форм обучения твоческим письменным работам малого жанра.

Третий этап (1999-2001) - опытное обучение - проводился с целью выявления степени эффективности разработанной нами методической системы обучения творческим письменным работам малого жанра на уроках, факультативных, внеклассных занятиях.

В экспериментальные и контрольные классы вошли по 20-25 учащихся. Отбор испытуемых в экспериментальные и контрольные классы осуществлялись с таким расчетом, чтобы уровень развития в обеих классах был относительно одинаковым. Обучение творческим письменным работам малого жанра в экспериментальных и контрольных классах началось одновременно. Одинаковы были и сроки проведения обучения.

Для уточнения положений, выдвинутых в ходе теоретических разработок были даны задания учащимся.

Для нас важо было выяснить:

1. Определить уровень лексико-грамматических и индивидуальных особенностей каждого газето-публицистического жанра.

2. На каком материале проводить обучение творческим письменным работам малого жара.

Наблюдению подвергались различные виды речевой деятельности: пересказ прочитанного текста, устные высказывания, составление планов, сокращение текста, создание письменных работ в малых жанрах.

Во время экспериментального обучения применялись следующие методы и приемы: анализ газетных статей, художественных произведений на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях; стуктурно-композиционный анализ текстов, редактирование искаженных текстов, сравнение и определение жанра текста, упражнение на составление текста с использованием различных языковых средств, дописывание текста по данному началу, обучение составлению плана, создание письменных работ малого жанра.

Экспериментальное обучение состаяло из следующих компонетов:

1. Знакомство жанровыми особенностями газетно-публицисти-ческих произведений.

2. Овладение структурными элементами каждого газетно-публицистического жанра (малой формы) путем анализа образцов.

3. Закрепление полученных знаний и умений созданием творческих письмнных работ в газетно-публицистическом жанре.

На всех занятиях экспериментального обучения использовали специально изготовленные наглядные пособия: таблицы, схемы, образцы.

Обучение по формированию умений и навыковтворческим письменным работам малого жанра учащихся состоит из нескольких этапов, связнных между собой:

1. Первоначальное теоретическое обучение, оно осуществляется выполнением тренировочных упражнений, обучающегося и творческого характера.

В основу систем упражнений положены следующие требования:

1) соответствие лингвистическим данным публицистического стиля;

2) наличие между отдельными заданиями преемственности;

3) соответствие коммуникативным задачам.

4) учет в их содержании межпредметной связи.

В экспериментальных классах обучение письменным работам малого жанра осуществлялась в единстве действий порождения смыслового содержания текста и его выражения. Процесс обучения творческим письменным работам малого жанра был разделен на два этапа: порождение смыслового содержания текста (письменной работы), работа над его выражением.

Разделение процесса создания творческих письменных работ малого жанра на два этапа и систематическая работа в каждом направлении способствовало качественному выполнению письменных работ.

После завершения опытного обучения в экспериментальных и контрольных классах были проведены экспериментальные срезы. Учащимся было дано задание написать аннотацию на рассказ М.Гафури "Фэкирлек менэн уткэн тереклек". Письменные работы оценивались по следующим критериям: соблюдение композиции и специфических особенностей жанров Результаты которых зафиксированы в таблице.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование посвящено решению сложной и актуальной методической проблемы, связанной с формированием у старшеклассников знаний и умений создавать творческие письменные работы малого жанра, от степени владения которыми зависит уровень общей языковой культуры человека, способность точно выражать и понимать мысль в письменном общении.

Аналитический обзор психолого-педагогической, лингво-дидактической, методической литературы русских, национальных и башкирских исследований позволил выяснить уровень изученности этой проблемы. Основываясь на опыт русских и национальных ученых-методистов и учитывая специфические особенности изучения башкирской литературы, была разработана эффективная методика обучения письменным работам малого жанра.

В результате нашего исследования

1. Установлено что, несмотря на актуальность и практическую значимость обучения творческим письменным работам малого жанра старшеклассников башкирской школы, этот вид письменных работ остается недостаточно разработанным ни в теоретическом, ни в практическом планах.

2. Проанализирован уровень знаний, умений и навыков учащихся-башкир по творческим письменным работам малого жанра, установлены причины речевых ошибок (не знание теории, отсутствие практических навыков).

3. Обоснованы и систематизированы основные принципы, методы и приемы обучения творческим письменным работам малого жанра у учащихся старших классов башкирской школы.

4. Доказано, что необходимым условием обучению творческим письменным работам малого жанра у старшеклассников является усвоение и выполнение специальных упражнений, (на сравнение, определение жанров, дописывание по заданному началу, тронсформация текста и т.д.) направленных на выработку необходимых умений и навыков для создания этого вида письменных работ. В связи с этим представляется целесообразным изучение специфических особенностей публицистического стиля.

5. Предложена и экспериментально проверена система упражнений и методика обучения творческим письменные работам малого жанра.

6. В ходе экспериментального обучения, подтверждена правильность выдвинутой гипотезы, обоснована целесообразность усвоения учащимися необходимых теоретических сведений об особенностях творческих письменных работ малого жанра, предложена система коммуникативно-речевых упражнений, при обучению аннотированию художественного произведения на уроке литературы, заметке на факультативном занятии, зарисовке кружке "Юные корреспонденты" позволяющие сформулировать у учащихся умения и навыки создания творческих письменных работ малого жанра.

Таким образом, опытная проверка свидетельствует об эффективности разработаной методики.

135

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Хуснутдинова, Фаурия Ахтямовна, Москва

1. Айзерман Л.С. Урок, литература, жизнь.- М., 1965.

2. Ъ. Айзерман Л.С. Сочинение в сочинениях.- М.: Педагогика, 1968.- 160 с.

3. Айзерман Л. С. Урок литературы сегодня.- М.: Просвещение, 1974.- 188 с.

4. Алферов А.Д. Родной язык в средней школе.- М., 1912.

5. Амиров Р.К. Летопись современности.- Уфа: Китап, 1985 272 с.

6. Ахунзянов Т.И. Очерки по истории печати современной Башкирии.- Уфа.: Башкирское книжное из-во, 1979.- 312 с.

7. Ашурова С.Д. Система обучения стилистике русского языка в национальной школе.-Якутск, 1995.-121 с.

8. Ахунзянов Т.И. Печать современной Башкирии.- Уфа.: Башкирское книжное издательство, 1970.- I книга; II книга.- 332 с.

9. Балталон Ц. Педагогический сборник, 1886.- № 2.- С. 120.

10. Баранов Н.Т., Иванченко П.Ф., Ладыженская Т.А. Обучающие изложения в 5-х классах М., 1962.- 161 с.

11. Бархин К.Б. Культура слова.-М., 1930.

12. Бараншиков И.В. Методологические основы методики обучения грамматическому строю русского языка в национальной школе. Проблемы лингводидактики.-М.: Педагогика, 1983 168 с.

13. Белявский Е. Метод ведения сочинений в старших классах гимназий.-М., 1981.

14. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. Книга для учителя из опыта работ.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.

15. Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.-М., 1988.

16. Бирюкова С.К. Специфика словарно-фразеологической работы на уроках литературы в 4-7-х классах национальной школы, Владикавказ, 1990.-48 с.

17. Богданова О.Ю., Овчинникова, Романиева Е.С. Экзамен по литературе: От выпускного к вступительному.- М., 1997.

18. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературе М.: Academ А, 1999.- 400 с.

19. Богданов Н.Т., Вяземский Б.А. Справочник журналиста.- М.,1971.2Ъ.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-Л., 1968.

20. Борисова В.А., Мишлимович М.Я. Сочинения на литерурную тему в старших классах. Пособие для учителей М.: Просвещение, 1978.- 142 с.

21. Биккужина Т.А., Гафаров Б.Б. Использование картин на уроках литературы 5-8 классов.- Стерлитамак, 1992.- 86 с.

22. Биккужина Т.А. Внеклассная работа по башкирскому языку 5-9 кл. Пособие для учителя Уфа.: Башк. Книжное издательство, 1990 - 95 с.

23. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка.-СПб.- М.: Учпедгиз, 1959.

24. Вакуров В.Н., Кохтев H.H., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров.-М.: Высшая школа, 1978.- 183 с.

25. Вакуров В.H., Кохтев H.H., Солганик Г.Я. Система обучения сочинениям на уроках литературы в средних ПТУ.- М.: Высшая школа, 1979.-160.

26. Валитов O.K. Печать и цензура Уфа: Китап, 1995 - 256 с.

27. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. «Русское слово». Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка 78 классы». Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1989.- 143 с.

28. Вербовал H.H. Внеклассная работа по русской литературе / Методика преподавания русской литературы в IX-XI кл. Пособие для учителя / Под ред. Н.М. Нартова.- Л., Просвещение, 1989.

29. Внеклассная работа по русскому языку / Методика преп. русской литературы в 9-11 кл. под ред. Нартова K.M.- Л.: Просвещение, 1989.

30. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского A.B. Учебное пособие для студентов педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1973.- 288 с.

31. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гомезо М.В., Матюшкинов М.В., Михальчик Т.С. Учебное пособие для студентов.- М.: Просвещение, 1984 256 с.

32. Воспитание творческого читателя (проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе) / Под ред. Михалко C.B., Полозовой Т.Д. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1981 237 с.

33. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-и томах: Т.6. Научное наследство «Педагогика», 1984.

34. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.-М.: АПН РСФСР, I960.- 500 с.

35. Выготский Л.С. Избарнные психологические исследования. Мышление и речь.- М.: АПН РСФСР, 1956.- 264 с.

36. Выготский Jl.С. Мышление и речь М.;-Лабиринт, 1996414 с.

37. Гальперин И.Р. Речевые и стилистические средства языка.-Вопросы языкознания.- 1954.- № 4 С. 76-86.

38. Гафаров Б.Б. Лексико-фразеологические упражнения на уроках родной литературы.- Уфа: Башкирское книж. из-во, 1982 88 с.

39. Гафаров Б.Б. Организация письменных работ по литературе. Метод, пособие для учителя.- Уфа: Китап, 1984.- 112 с.

40. Гафаров Б.Б. Особенности изучения произведений различных жанров на уроках башкирской литературы. Пособие для учителя.-Уфа.: Баш. книг, из-во, 1992 160 с.

41. Гафаров Б.Б. Письменные работы по литературе. Метод, по-соб. для учителя.- Уфа: Китап, 199.- 205 с.

42. Гималова М.Г., Юлмухаметов М.Б. Уроки внеклассного чтения в 4-7 классах.- Уфа: Башкирское книж. из-во, 1985 128 с.

43. AI, Гималова М.Г. Методика преподавания башкирской литературы в 5-11 классах.- Уфа: Китап, 1994.- 303 с.

44. Гимадеев У.И. Ястреб.-Уфа: Баш. книг, из-во, 1976.- 135 с.

45. Гимадеев У.И. Художественная и публицистическая сатира. Учеб. пособие.- Уфа.: БГУ, 1982.-96 с.

46. Гимадеев У.И. Сила сатирического слова.- Казань. Тат. книг, из-во, 1987.- 267 с.51 .Глазунов A.A. Письменные работы на уроках литературы.- Л.,1961.

47. Голуб И.Б. Стилисика современного русского языка.- М.: Высшая школа, 1976 206 с.

48. Голубков В В. Методика преподавания литературы.- М.: Учпедгиз, 1962 495 с.

49. Голубков B.B. Пособие для ведения устных и письменных сочинений. Новый путь изучения художественных произведений и составлении письменных работ.-2-е изд.- М., 1914.-311 с.

50. Гринина-Земскова. Сочинение в газетных жанрах.- М.: Просвещение, 1977.- 158 с.

51. Добромыслов В.А. Изложения и сочинения в семилетней школе. Издательство АПН РСФСР.-М.-Л., 1946.

52. Дубровина ИВ. Практическая психология образования.- М.: ТЦ «Сфера», 1997.- 528 с.5%.Жинкин И.И. Речь как проводник информации. (Пре-дисл.Р.Г.Котова, А.И.Новикова) М.;НАУКА, 1982.- 159 С.

53. Жинкин И.И. Развитие письменной речи учащихся 3-7 классов. Известия АПН РСФСР.- М., 1956,- Выпуск 1978.- 215 с.

54. Зарубина ИД. Текст: лингвистический и методический аспекты- М.: Русский язык, 1981.- 113с.

55. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов н/Д, 1997.

56. Зотов Ю.Б. Организация современного урока М.: Просвещение, 1984.-143 с.

57. Идельбаев М.Х. Методика преподавания башкирской литературы. Учебное пособие.- Уфа: БГУ, 1988.- 64 с.

58. Исследования по развитию связной речи учащихся:С6. /Под ред.Т.А.Ладыженской. М.: Педагогика, 1974.- 168 с.

59. Казаренков В.И. Стилистика.- В кн.: Методика развития речи на уроках русского языка. Пособие для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской-М.: Просвещение, 1980.

60. Казаренков В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным процессам Ростов н/Д.,1994.

61. Капииос В.И., Сергеева H.H., Соловейчик М.С. Развитие речи теория и практика обучения.- М.: Линка-пресс.- Просвещение, 1991,191 с.

62. Х.Кожина М.Н. Стилистика русского языка М.: Просвещение, 1977.-223 с.

63. Кожина М.Н., Крылова O.A., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи.- М.: Высшая школа, 1982 223 с.

64. Колокольцев Н.В. Обучение изложениям и сочинениям на уроках литературного чтения.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955 100 с.

65. Колокольцев Н.В. Творческие сочинения в старших классах.-М.: Просвещение, 1966 166 с.

66. Колокольцев Н.В. Развитие речи учащихся на уроках литературы / Под ред. Н.В. Колокольцева.- М.: МГПИ, 1980.- 107 с.

67. Коменская О.Л. Текст и коммуникация,- М.: Высшая школа, 1990.- 151с.

68. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура язы-ка./Отв.ред.Т.В.Булыгина М.;Наука,1984 - 175с.

69. Колшанский Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Ин.яз.в школе.- М.,1985.- №.1- С.10-14.

70. Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989.-255с.

71. Кохтев Н.Н Сочинение работа над содержанием и языком.-М.: Из-во МТУ, 1994.- 76с.81 .Крундешев A.A. Чтобы словам было тесно, мыслям просторно. Как научиться писать сочинения.- М.: Альфа, 1992.- 72с.

72. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников.- М., 1976.

73. Крылов O.A. Основы функциональной стилистики русского языка.- М.: Русский язык, 1979.- 223 с.

74. Кудина Г.И., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие.-М.: ИНТОР, 1995.- 192 с.

75. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1981 187 с.

76. Кузбеков Ф.Т. Газетные жанры. Публицистика.- Уфа, 1990 48 с.

77. Кузбеков Ф.Т. История башкирской журналистики. Учебное пособие Уфа, 1992.- 67 с.

78. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. 4-8 классы. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1973.- 239 с.

79. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся.- М.: Педагогика, 1975.- 225 с.

80. Левин В Д. О месте языка художественной литературы в системе стилей национального языка. В книге: Вопросы культуры речи.-М.: Изд-во АП СССР, 1995.- Выпуск I.

81. Левитов И.Д. Психология характера.- М.: Просвещение, 1969.- 424 с.9А.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.- М.: Педагогика, 1971.- 277 с.

82. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность-М., 1969

83. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М., 1975.216 с.

84. Леоньтев A.A. Использование текстов при обучении русскому языку иностранцев. Психологические основы и некоторые выводы.- М.: Русский язык, 1977.9%.Липаев A.A. Письменные работы по русскому языку в старших классах национальной школы.- М., 1960.

85. Ломоносов М.В. Сочинение ПЛХЛ.

86. Лотфи Т.Ф., Сайкин Ш.Р. Методика преподавания литературного чтения.- Казань, 1956.

87. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма М.: Изд-во АПН. РСФСР, 1950.- 88 с.

88. Львов М.Р. Словарь-справочник по литературе русского языка.- М.: Просвещение, 1988.- 239 с.

89. Мальцева К. В. Письменные работы по русскому языку в национальной школе.-М.: Учпедгиз.- 1961.

90. Мамушин В.Е. Психолого-методические основы развития связной речи учащихся.- Иваново, 1976.- 137 с.

91. Маранцман В.Г. Школьные факультативные работы как процесс общения учеников с искусством. Составитель: Н.С. Громце-ва.- М.: Просвещение, 1990.

92. Мете Я.А.,Митрофанова О.Д.,Одинцова Т.Б. Структура научного текста и обучение монологической речи. М.:Рус.яз.,1981. -141 с.

93. Мифтахов Б.М. Письменные работы в 5-10-х классах и методика их анализа Казань, 1966.

94. Морозова Н.П. Учимся писать сочинения М.: Просвещение, 1987.- 126 с.

95. Мурат В.П. Об основных проблемах стилей. Материалы к курсам языкознания / Под ред. Звягинцева В.А.- М: МГУ, 1957.- 49 с.

96. Мурзакаев Ф.С. Юный корреспондент. Уроки журналиста.-Уфа, Китап, 1993 32 с.

97. Методика преподавания литературы под ред. З.Я. Рез.- М.: Просвещение, 1985.- 367 с.

98. Методические советы к учебнику хрестоматия для 5 кл: Литература. Начальный курс: Пособия для учителя /Под ред. М.А. Снежевской.- М.: Мнемозина, 1999.- 223 с.

99. Методика преподавания русской литературы в национальной школе под ред. Черкезовой М.В., Жижиной А.Д.- С-Пб.: Просвещение, 1992 413 с.

100. Методика преподавания русского языка в 5—9-х классах башкирской школы. Под ред. Профессора К.З. Закирьянова Уфа: Китап, 1996.- 348 с.

101. Методика русского языка / под ред. В.А. Хустарева, Л.Н. Назарова, Н.С. Рождественский и др.- М.: Просвещение, 1982.- 3-е изд. перераб.- 40 с.

102. Методика преподавания башкирского языка в 5-9-х классах /Под ред. Азнагулова Р.Г.- Уфа: Китап, 1996.- 320 с.

103. Методические указания к факультативному курсу. Теория и практика сочинения разных жанров (8-9 кл.) / Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова.- М.: Просвещение, 1990.- 122 с.

104. Методика обучения русскому языку в 5 11 классах школ народов тюркской группы (Н.М.Хасанов и др. / Под ред. Н.М. Хасанова. Изд. 2.- Л.: Просвещение, 1990.- 335 с.

105. Нигматуллин А.З. Внеклассные воспитательные и творческие работы.- Уфа: Китап, 1993 174 с.

106. Нигматуллин Р.Х. Внеклассная работа по литературе. Методическое пособие.- Уфа: Башкирское книгоиздательство, 1983.- 127 с.

107. Николаева A.A. Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка в чувашской школе / Под ред. Талдина Н.В., Ефремовой Е.В.- М.: АПН РСФСР, 1962.

108. Никольский В.А. Методика преподавания литературы М.: Просвещение, 1971 - 256 с.

109. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение)

110. Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинениями (Практические советы поступающим в вузы).- М.: Высшая школа, 1990 154 с.

111. Озеров Ю.А. Экзаменационные сочинения на литературную тему.- М., 1995.

112. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой.- М.: Рус. яз., 1988.- 750 с.

113. Острогорский В.П. Беседы о преподавании словесности.-СПб, 1885.

114. Педагогика. Российское педагогическое агенство.- М., 1996.- 597 с.

115. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого,- М.: Российское педагогическое агенство, 1996.- 602 с.

116. Пельт. Дифференциация жанров газетной публицистики. Учебное пособие.- М.: МГУ, 1984.

117. Пешковский А.М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики.-М., 1930.

118. Пленкин H.A. Стилистика русского языка в старших классах. Пособие для учителя М.: Просвещение, 1978.- 190 с.

119. Пленки» H.A. Изложение с языковым разбором текста. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1988.- 207с.

120. Пленкин H.A. Уроки развития речи 5-9 классы. Изд. 2.-М.: Просвещение, 1996.-223 с.

121. Пожилова A.B., Сафиуллин Я.Г. Как работать над сочинением- Казань: Изд-во Казанского университета, 1988.-159 с.

122. Практикум по развитию речи: Учеб. пособие по курсу "Русский язык и литература в национальной школе"/ Г.Г. Городиловой, А.Г. Хмары, A.A. Баранникова и др. // Под ред. Г.Г. Городиловойи A.A. Хмары.- 2 изд. дораб.- СПб: «Просвещение», 1999.-339с.

123. Прилюк Д.М. Теория и практика журналистического творчества.-Киев, 1973.

124. Программы по башкирской литературе для 5-11 классов средней школы / Гималова М.Г., Хусаинова Г.Б Уфа: Китап, 199783 с.

125. Прохоров Е.П. Введение в журналистику М., 1993.

126. Психологические единицы и порождение речевого высказывания.- М.: Наука, 1969.- 304 с.

127. Пурцеладзе С Д. Основы методики преподавания русского языка в грузинской семилетней школе. Устная речь.- Тбилиси, 1960.

128. Пустовалова П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи.- М.: Просвещение, 1976 286 с.

129. Развитие речи учащихся 5-9 классов в процессе изучения литературы в школе. Пособие для учителя / Сост. Коровина В.Я.- М.: Просвещение, 1995.-142 с.

130. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (7-8 классы)». Пособие для учащихся / Сост Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С М.: Просвещение, 1990.- 176 с.

131. Развитие устной и письменной речи / Отв.редактор Т.Н. Чижова: ЛГПИ им.А.И.Герцена. Л., 1976. - 128 с.

132. Роввет Э.Й. Зависимость роли учебного текстаот типа коммуникативной задачи // Русский язык язык межнационального общения народов СССР.: Сб.научн.тр - М.: Просвещение, 1976.- С.229-232.

133. Рыбникова М.А. Избранные труды М.: Педагогика, 1985244 с.

134. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985.- 288 с.

135. Садовский Я.Г., Инфатьев Б.Ф., Лосев А.Г. Методика факультативных занятий по русской литературе в национальной школе. Пособие для учителя Л., 1982.-111 с.

136. Салимое И.Б. Формирование и развитие публицистического стиля башкирского литературного языка: Автореф. дис. . канд. фи-лол. наук Уфа, 2001.- 24 с.

137. Сахипова 3. Г. Методика развития устной и письменной речи в их взаимосвязи при обучению русскому языку учащихся башкирской школы. (На материале типов простого предложения): Автореф. дисс. . канд. пед. наук.- М., 197121 с.

138. Сахипова З.Г.Развитие речи при изучении односоставных и неполных предложений русского языка башкирской школе.- Уфа: Башк. Кн. из-во, 1976 80 с.

139. Саяхова Л.Г. Связный текст как учебная единица на уроках русского языка. Учебное пособие Уфа, 1987.- 75 с.

140. Саяхова Л.Г., Ашурова.С.Д. Словарно-фразиологическая работа в национальной школе: Пособие для учителя.- Л.,1982.- 75 с.

141. Справочник журналиста / Богданов Н.Г., Вязинский Б.А.-Лениздат, 1971.

142. Стоюнин В.Я. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы / Сост. Роткевич J1.A.- М.: Учпедгиз, 1956.

143. Стилистика газетных жанров / Г.Я. Солганик, М.К. Милых, В.П. Вомперский и др.) // Под ред Д.Э. Розенталя.-М.: МГУ, 1981.- 229 с.

144. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Учебное пособие.- Минск, 1990.

145. Текучее A.B. Методика русского языка в средней школе.-М.: Просвещение, 1980.-414 с.

146. Ураксин З.Г. Краткий русско-башкирский словарь.- Уфа: Китап, 1994.- 312 с.

147. Урок литературы. Пособие для учителей./Сост. Зепалова Т.С., Мещерякова Н.Я.- М.: Просвещение, 1983.- 160 с.

148. Ушаков И.Н.Внеклассная работа по русскому языку. М.: Просвещение , 1985.

149. Ушинский К.Д. Методические взгляды К.Д. Ушинского. Методика преподавания русского языка. Хрестоматия / Под ред. Лопоту-хина М.С.

150. Факультативный курс по русской литературе в национальной школе. Пособие для учителя / Под ред Садовского Я.Г.- Л., 1981 .Функции и формы речи // Основы теории речевой деятельности.- М.: Наука, 1974.

151. АЪжиев Р.З. Уроки журналистского мастерства. Статьи и очерки.- Уфа: Китап, 1999 240 с.

152. Хрисанова MA. Обучение составлению отзывов и рецензий как средство развития связной русской речи учащихся.

153. Совершенствование преподаванияя русского языка и литературы в национальных школах РСФСР: Сб. Чебоксары, 1980. - с. 199-200.

154. Хвсэйенов Р.Б. Башкорт э?эбиэте: 9 синыф есен дэреслек.- 0фе: Китаи, 1998.- 208 бит.

155. Хвсэйенов Р.Б. Э^эбиэт-хрестоматия. Урта мэптэн тен, 9 синыфы есен.- 0фе: Китап, 1998.- 208 бит.

156. Хвсэйенов Г. В., Рим а лов а М.Р., Шакуров Р. 3. Башкорт э^эбиэте. Урта мэнтэптец 10 синыфы есен дэреслек.- 0фе: Китап, 1996.-256 бит.

157. Хвсэйенов Р.Б., Рималова М.Р., Шакуров Р.З. Э?эбиэт-хрестоматия. Урта мэктэптец 10 синыфы есен.- 0фе: Китап, 1996.-328 бит.

158. Хвсэйенов Р. Б., Байымов Р.Н. Хэ^ерге башкорт э?эбиэте: Урта мэктэнтен, XI синыфы есен дэреслек.- 0фе: Китап, 1998.-248 бит.

159. Хвсэйенов Р.Б., Байымов Р.Н. Хэ?ерге башкорт э^эбиэте: Хрестоматия. Урта мэктэптец XI синыфы есен.- ©фе, 1998.-272 бит.

160. Хуснутдипова Ф.А. Задачи обучения сочинениям газетного жанра // Респ. науч.-прак. конф. Социально-экономические и экологические проблемы развития Уральского региона Республики Башкортостан.- Сибай, 2000.- Том 2.- С. 146-148.

161. Черепахов М.С. Информационные газетные жанры.- М.,1982.

162. Черкезова М.В., Майорова И.Х. Вопросы типологической общности и взаимосвязи русской и родной литератур в преподавании.

163. Чернышев В.И. Развитие культуры речи. Методика преподавания русского языка. Сост. Лопаухин.-М.: Учпедгиз, 1930.

164. Чистяков В.М. Методика преподавания русского языка в школах тюркоязычной группы.- М.: Просвещение, 1964.

165. Шамсутдинова С.С.Внеклассная работа по русскому языку и литературе в национальной школе. М.: Просвещение, 1982.

166. Шарапов И.А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы и во внеклассной работе.- Уфа: Китап, 1995.

167. Щерба Л.В. Методика преподавания русской литературы. Хрестоматия / Сост. Лопотухин М.С.- М., I960.- 389 с.

168. Э?эбиэт хрестоматия. Урта мэктэптец 9 синыфы есен / Тезеусеье F.B. Хесэйенов: Методик аппаратын P.C. Ис-кэндэров эшлэне.-Узгэртелгэн 4-се бадма.- 0фе: Башкортостан «Китап» нэшриэте, 1998.- 208 бит.

169. Э?эбиэт хрестоматия. Урта мектептеп 10 синыфы осон / Те?.: F.B. Хесэйенов, M.F. Рималова, Р.З. Шакуров.- 0фе: Башкортостан «Китап» нэшриэте, 1996.- Ьурэттэре менэн 328 бит.

170. Язовский Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания,-Л.: Из-во Ленинград, 1965.

171. Ярогиевский М.Р. Факультатив по русской литературе как средство подготовки учащихся национальной школы к обучению в классах гуманитерного профиля.-М., 1992.