автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика применения метода проектов при обучении дизайну костюма будущих учителей технологии
- Автор научной работы
- Гомбожав Чулуунаа
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2005
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Методика применения метода проектов при обучении дизайну костюма будущих учителей технологии"
На правах рукописи УДК 378.147 (082)
Гомбожав Чулуунаа
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДИЗАЙНУ КОСТЮМА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
Специальное 1Ь; 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (технология, уровень профессионального образования)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2005
Работа выполнена на кафедре основ производства Российского государственного педагогического университета им Л.И Герцена
Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор
Владимир Михайлович Жучков
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, доцент Ольга Владимировна Акулова
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Людмила Дмитриевна Емельяненко
Ведущая организация: Санкт-Петербургский
государственный университет технологии и дизайна
Защита состоится « 19 » мая 2005 г. в 13 часов на заседании Диссертационного Совета Д 212.199.03 по защите диссертций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Российском государственном педагогическом университете им. Л.И. Герцена по адресу. 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корпус 1, ауд. 237
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке РГПУ им. А.И. Герцена, С-Петербург.
Автореферат разослан « 18» апреля 2005 I. Ученый секретарь ^
Диссертационного Совета /у И.В.Симонова
юо ь-ч шзот
Ь ^^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В настоящее время подготовка будущих учителей технологии приобретает в России и Монюлии особую значимость для решения задач социализации подрастающего поколения, его подготовки к профессиональной деятельности в обновленной социально—экономической среде и формирования технологической культуры, в том числе конструкторско- проектировочной и проект» художественной (В.М.Жучков, Н.Норжинхород, В.П.Овечкин, М Б Павлова, Г.Багдорж, Э.Радноэ, Дж.Питт, И.А Сасова, ЮЛ.Хотунцев ).
В конце XX начале XXI веке технология как область научных знаний становится системным феноменом действительности, интегрируя знания о преобразующей человеческой деятельности, направленной на удовле 1 ворение разнообразных и меняющихся потребностей людей (М.И.Гуревич, В.М.Жучков, М.Б.Павлова, Дж.Питт, И.А.Сасова). В таком контексте проекшо-художественные знания и умения являются неотъемлемым компонентом [ехнологическото образования, инициируя необходимость синтезирования технологических и художественных знаний и умений (А.1 Асмалов, П.РАтутов, В.М.Жучков, М.Б.Павлова, В.С.Петров, В.Д.Симоненко, Д.И.Чечель).
Синтез [схнологических и художественных знаний в обучении будущих учителей технологии в педагогических вузах наглядно реализуется в художественном проектировании (дизайне) применительно к разнообразным материалам (ткани, древесине, металлу). Дизайн представляет собой творческую деятельность, объединяющую достижения различных областей человеческой деятельности - техники, инженерного конструирования, технологи, экономики, социологии, искусства. В специальной литературе нет однозначной 1ракювки понятия «дизайн» (Т.О.Бердник, Т.Н.Новоселова, М.Б.Павлова, С.Г.Пищев, В.Ф.Сидоренко). Однако любой подход отражает интефацию понятий «красота» и «функциональность», их адаптацию к конкретной технологии и направленность на удовлетворение потребностей человека.
Как следует из наиболее общего и распространенного определения понятия «дизайн» (принятого в 1964 году на международном семинаре дизайнеров в Бельгии) это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств в промышленных изделиях. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения изготовителя, так и!пэдё?(ЖШ90НАЛЬНАЯ
| БИБЛИОТЕКА | С. Петер
? О» —1
Таким образом, на сегодняшней день наиболее развитое состояние проектной деятельности характерно именно для дизайна и, как следствие, приемы, средства и вытекающие из них закономерности дизайна наиболее гармонично соответствуют проектной деятельности будущих учителей технологии.
В связи с этими, повышению проектной и технологической культуры будущих учителей технологии во многом может способствовать разработка методов обучения, практическая реализация которых позволит создать условия для успещного развертывания художественно - проектной деятетгьносги студентов.
1Та наш вз1 ляд, одним из таких методов, целенаправленно решающим пи задачи являекя мегод проектов, который, являясь ведущим методом обучения технологии и одновременно органичным компонентом художественною проектирования, что позволяет достигнуть развивающий эффект при его применением в рамках проблемно-развивающего обучения.
Однако проблема применения меюда проектов в обучении художественному проектированию будущих учителей технологии является недостаточно изученной в исследованиях по теории и методике обучения технологии
Отдельные аспекты эюй проблемы рассматривались в работах по теории и методике обучения технологии (МИ.Гуревич, О А.Кожина, В.ПОвечкин, М Б.Павлова, В.С.Петров, ДжПитт, А.Н.Ростовцев, П.С Самородский, И Л Сасова, В.Д.Симоненко и др).
Исследованиями в области дизайн-образования занимались И Я Герасименко, В.П Иванов, Т.В Костянко, Р Н.Лазарев, Л.В.Левицкий, Л Б.Переверзнев, В.МРозин, В Ф Сидоренко, О.М.Солдат ев. А.Г.Устинов, С О.Хан Магомедов, Л.А.Шапошинков и др.
Теория и практика метода проекюв достаточно полно разработана в педагогических и методических трудах Ю.П.Аверичева, ДДьюи, У.Х.Килпатрика, Р.Коллингса, НВ,Котряхова, Л.Э Левина, МБ Павловой, В.С.Петрова, Дж.Питт, П С.Самородско] о, И А.Сасовой, В.Д.Симоненко и др.
Проведенный научно-методический анализ исследований по 1еории и методике обучения технологиям показал отраниченный кру1 исследований по вопросами теории и методики обучения дизайну коспома, как одного И! разделов технологии обработки тканей
Все вышесказанное определяс! актуальность темы диссертационного исследования «Методика применения метода проектов при обучении дизайну костюма будущих учителей технологии».
Цель исследования - разработка и экспериментальная проверка методики применения метода проектов в обучении дизайну костюма будущих учителей технологии в педагогических вузах
Объектом исследования является обучение дизайну костюма будущих учителей технологий в педагогических вузах
Предмет исследования метод проектов в обучении дизайну кос1юма будущих учителей технологий в педагогических вузах
Гипотеза исследования: ттовность будущих учителей технологий к применению знаний и умений по дизайну костюма в профессиональной деятельности повысится, если в обучении дизайну костюма буде I применяться метод проекте, методологической основой которого являетя комплексное использование принципов проблемно-развивающего обучения и метода объемного синтеза технологических знаний к разработке трех уровневой структуры учебных проектов.
Сформулированные проблема и цель исследования определили необходимость решения следующих задач:
- проанализировать опыт обучения дизайну костюма в системе технологического образования и опыт применения метода проектов в обучении будущих учителей трудового обучения и технологий;
- уточнить понятие «учебный троекI по дизайну костюма» для будущих учителей технологии;
- разработать структуру и методику отбора содержания учебных проектов по дизайну костюма для будущих учителей технологии;
- разработать примеры проектов по дизайну костюма;
- экспериментально апробировать применение метода проектов в обучении дизайну костюма будущих учителей технологий как средства повышения их готовности к профессиональной деятельности.
Теоретико-методологической базой исследования является: комплексное использование принципов проблемно-развивающего обучения и метода объемного синтеза технологических знаний (М У Гаппоева, ИБ.Готская, В.М Жучков); теория и практика проблемно развивающего обучения (Ю П.Аверичев, П.Р Атутов, А.В.Брушлипский, Л.С.Выготский, И.К.Готская, О С.Гребенюк, В.Н.Дробнис, Л.И.Колесник, И.С.Крмац, Г М.Кучинский, А.И.Леонтьев, А.М.Матюшкии, М.И.Махмутов, А.М.Морозов,
Е Ю.Пемировская, МЬНавлова, В А Поляков., Т.А Ратт, А II Ростовцев, С Л Рубинштейн, В.Д.Симонснко и др.); исследования в области дизайн-образования (И.Я.Герасименко, В.П.Иванов, I .В.Костяпко, Ь.II Лазарев, Л В Левицкий, Л.Б.Перевертев, В.М.Розин, В.Ф.Сидоренко, О.М.Сочдатев, А.Г.Устинов, С.О Хан-Магомедов, Л.А.Шапошников и др.); теория и практика применения метода проектов (Н.Ю.П.Аверичев, Г.Батдорж, М.У.Гаппоева, Л.Э Левин, З.Олзийхутаг, М.Б.Павлова, Дж.Питг, Э Радноэ, П.С.Самородский, И.А.Сасова, В.Д.Симоненко, Д I Ьрзнсодном, и др.)
Для репгения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический поиск и анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической, методической, учебной и специальной литературы;
- методы системного анализа и объемного синтеза технологических знаний для выбора оснований классификации, структурирования и отбора содержания учебных проекте по дизайну костюма для будущих учителей технологии;
- обобщение передового педагогического опыта, анкетирование, интервьюирование преподавателей, студентов, администрации факультета технологии и предпринимательства, наблюдение за реальным учебным процессом, тестирование студентов;
- проведение педагогического эксперимент и использование методов математической статистики для обработки его результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Комплексное использование принципов проблемно-развивающего обучения и метода объемного синтеза технологических знаний к разработке структуры и отбору содержания учебных проектов по дизайну ккнюма для будущих учителей технологии.
2. Трехуровневая структура учебных проектов по дизайну костюма для будущих учителей технологии.
Научная новизна исследования заключается в разработке научно-обоснованных подходов к применению метода проектов в обучении дизайну костюма будущих учителей технологии, основанных на комплексном применении принципов проблемно-развивающего обучения и метода объемного синтеза технологических знаний.
Теоретическая значимость исследования состоит:
- в обосновании возможности применения метода проектов в обучении дизайну костюма будущих учителей технологии;
- в уточнении понятия «учебный проект по дизайну костюма»;
- в развитии и адаптации меюда объемного синтеза технологических знании применительно к разработке структуры и методики отбора содержания учебных проектов но дизайну кос нома.
Практическая значимость исследования заключается в разработке меюдики отбора содержания трех уровневых учебных проектов по дизашгу костюма для будущих учителей технологии и примерной программы учебной дисциплины «Художественное проектирование костюма»,
Досюверность и обоснованность результатов исследовании обеспечивается- использованием серии методик, адекватных поставленным шдачам; результатами опытно-экспериментальной работы, которые на качественном и количественном уровнях подтвердили эффективное 1Ь применения метода проектов п обучении дизайну костюма будущих учителей технологии; непротиворечивостью результатов исследования современным достижениям в педагогике, психологии, и 1сории методики обучения
1СХН0Л0ГИИ.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в 5 публикациях (материалах научно-методических конференций, научной статье, учебном пособии), докладывались на международных и российских межвузовских научно-практических и методических конференциях по проблемам обучения технологии (Межвузовская научно-практическая конференция 23-24 апреля 2003 года, ЛГОУ; Модернизация технологического образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции, Улаанбаатар, 2000.).
Практические и теоретические резулыаты исследования внедрены в практику работы факультета технологии и предпринимательства РГПУ им.А.И.Герцена.
Структура и содержание диссертации. Структурно диссертация состоит из введения, трех I лав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Объем основного тексха - 133 страницы, включая библиографию из 201 источника, из них 19 на иностранных языках. В текст включено 19 хаблиц и 15 рисунков. Приложение включает разработанную программу учебной дисциплины «Дизайн костюма» и примеры учебных проектов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность исследования; сформулированы проблема, цели, задачи, объект и предмет исследования, гипотеза и положения,
выносимые на защиту; раскрывается научная новизна и практическая значимость работы.
В первой паве «Теоретические предпосылки применения метода проектов при обучении дизайну костюма будущих учителей технологи» проведен анализ исторической, психолого-педагогической, методической, учебной и специальной литературы по 1сме исследования с целью выявления степени разработанности проблемы применения метода проектов в обучении будущих учителей технологии, в частности, при обучении дизайну костюма.
Проведенный в §11 анализ ведущих тенденции модернизации технологического образования в педа1 отческих вузах, позволил выяви 1Ь основные направления преобразования содержания иодттовки будущих учиIелей технологии, а именно отражение в содержании технологической подготовки познавательной, прогностической, конструкторско-преобразующей, поисково-эвристической, оценочно-селективной, ишерактивной и других видов деятельности (В.П.Бондаревский, Н.Повякель).
Выход на тги приоритеты позволит достигнуть одну из главных целей подютовки будущих учителей технологии: формирование уровня социальной зрелости и образованности, достаточных для обеспечения автономности личности, ее самостоятельное!и в принятии решений. В грудах Н.А.Зимней, В.Лядиса, Д.В.Чернилевского подчеркивается, что в достижении этой цели ведущую роль играо переориентация обучения в направлении проектно-созидательной деятельности.
Проведенный в § 1.2 анализ специальной литературы в области дизайна и научно-ме1 одических исследований по проблеме обучения дизайну будущих учителей технологий позволил определить значимооь обучения в области дизайна для формирования 1ворческой саморазвивающейся личности, а также выявил необходимость и возможность изучения основ дизайна в рамках образовахельной области «Технология» (М.П.Павлова). В тоже время в исследованиях по теории и методике обучения технологиям обработки тканям недостаточно исследована как проблема в целом обучения дизайну (например, дизайну костюма), так и применение в обучении дизайну активных методов обучения, в том числе и метод проектов В научных исследованиях по методике обучения технологии метод проектов выделяется как ведущий метод обучения технологии, но ученые ассоциируют ею с обучением практико-ориентированным технологиям и труду в школе. Так, например, в работах М.И.Гуревич, М.Б.Павловой, Дж.Пип, 0 Радноэ, И.А.Сасовой предлагается рассматривать дизайн-обучение как самостоятельный тип обучения и,
соответственно, авторы активно оперируют и понятием дизайн-проею, но только применительно к обучению технологи школьников
Проведенный в §13 анализ возможностей проблемно-развивающе! о обучения позволил выделить его специфические особенности и принципы как целостного типа обучения, шкие как:
- принцип проблемности, в соответствии с которым строится процесс обучения;
- принцип варьирования уровня проблемности, определяющий степень самосюятельной активности студентов в исследовании и решении проблемных задач;
принцип направленности обучения на инициацию самостоятельной активности студентов;
- принцип направленности обучения на формирование эмоционально волевых качеств студентов;
- принцип направленное!и на обучения усиления мотивации студентов к изучаемой учебной дисциплине.
Научно методический анализ исследований по теории и методике обучения труду и технологи показал, что большинство авторов (К) П Лверичев, П.Р.Атутов, С.А Бешенков, МУ.Гаппосва, А.Г Дубов, ДжПитт, М.Б.Павлова, В.А Поляков, В.Д.Симоненко, Ю.А.Хотунцева.) рассматриваю! метод проектов как один из методов проблемно-развивающего обучения технологии в школе и вузе.
В этом же параграфе проводится анализ научно-методических исследований (М.У.Гаппоева. А.Г Дорошенко, С.А.Ломохова, Н.В.Матяш, А.С.Мещерякова, Н.В.Молоткова, М.Б.Павлова, С.Г.Пещев, В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев и др.) и практического опыта применения метода проектов в обучении будущих учителей труда и ¡схнологии в российской и монгольской педагогической практике (3 Олзийкутаг, Г.Батордж, Д I {эрэнсодном и др )
Во второй главе «Теоретические основы разработки структуры и методики отбора содержания учебных проектов по дизайну костюма для будущих учителей технологии» излагаются теоретические основы разработки структуры учебных проектов и методики oí бора содержания учебных проектов по дизайну костюма для будущих учителей технологии
В §2.1 выделяются особенности применения метода проекта в обучении дизайну костюма будущих учителей технологии, заключающиеся в ею нацеленности на решение межнредмешых и междисциплинарных задач.
Технологическая деятельность на нсех этапах развития технологий, в том числе и технологии обработки тканей, все! да предполагала в качестве одного из компонентов нроектно-конструкторскую деятельность, что определяет необходимость формирования у будущих учителей знаний, умений и навыков проектировочной деятельности и развития проектного мышления. В тоже время в современных социально-экономических условиях приоритеты и рыночно востребованы сложные виды технологической деятельности, освоение которых невозможно в рамках отдельной учебной дисциплины технологического цикла, что требует применения таких методов обучения, при которых получение новых знаний и усвоение новых приемов 1ехнологической деятельности происходит параллельно.
Таким образом, межпредметная и междисциплинарная деятельности с!удентов при проектном методе обучения позволяет снять ограничения отдельных учебных дисциплин предметной области «Технология» в обучении сложным видам технологической деятельности.
В структуре подготовки будущих учителей технологии (специализация -технология обработки тканей и пищевых продуктов), учебная дисциплина «Практикум по швейному делу», связанная с технологией обработки тканей является ведущей в формировании технологических знаний и способов технологической деятельности При этом, структурная специфика этой интсфированной учебной дисциплины предполагает изучение традиционных и современных ]ехнологий обработки тканей, проектирование, моделирование и конструирования одежды В тоже время в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, одной из задач изучения этой дисциплины является формирование системы знаний по основам дизайна костюма. Эю актуализирует необходимость использования методов- интегрирующих технологические знания и умения, полученные при и '.учении не только других разделов этой учебной дисциплины, но и таких учебных дисциплин, как «Технология конструкционных материалов», «Специальное рисование», «Декоративно-прикладное творчество»;
- направленных на развитие проектного мышления характерного для технологической деятельности и необходимого для формирования технологической кулыуры будущих учителей технологии.
Одним из таких методов, целенаправленно решающим эти задачи является проектный метод.
В этом же параграфе разрабатываются и формулирукмся принципы организации проектной деятельности по дизайну костюма в обучении будущих учителей технологий- связь идей проекта с реальной жизнью,
- интерес к выполнению проекта со сюроны всех его участников;
- ведущая роль консультационно-координирующей функции преподавателя;
- нацеленность на создание конкретного продукта;
* - монопредметный и межпредметный характер проектов;
- временная и структурная завершенное 1ь проекта.
Па основе сформулированных принципов уточняется определение понятия «учебный проею по дизайну костюма», под которым понимается самостоятельно разработанный (спроектированный) и изготовленное костюм гпи модепь костюма от идеи до ее воппощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и консультированием преподавателя
Необходимо уточнить, что в нашем понимании понятие «учебный проект по дизайну костюма» несколько отличается от принятого в технике и бишесе, а также от дипломных проектов, выполняемых в вузах. Однако но некоторым позициям имеется совпадение, например, однозначность формулировки конечног о результата, который нужно получить как итог работы над проектом Высокий уровень самостоятельной работы, требующий привлечения дополнительных источников информации с целью получения новых знаний, в том числе и синтезированных.
Применение метода проектов в обучении будущих учителей технологии дизайн)' костюма мы исходим из того, что сегодняшние студенты должны быть готовы:
- внедрить в практику своей будущей профессиональной деятельности в школе этот метод обучения;
- уметь самостоятельно разрабатывать авторские варианты проектов;
- хорошо понимать механизмы обучающего, воспитывающего и развивающего воздействия этого метода.
Поэтому наибольшей интерес представляет не только изготовление самих изделии, но и те процессы, которые способствуют формированию технологических знании, умении, развиваю! творческие способности и социально востребованные и одобряемые качества личности.
В §2 2 описывас1ся метод объемного синтеза технологических знаний как методологическая основа дальнейшей разработки структуры и методики о 1 бора содержания учебных проектов по дизайну костюма для будущих учителей 1ехнологии Сушнос! ь метода объемного синтеза технологических знаний, разработанного и описанною в исследованиях В.М.Жучкова, заключается в осуществлении последовательной интеграции технологических знании по выделенным пяти основаниям'
1 Объем технологических знаний, включающий уровни - фрагменты ¡наний, знания уровня решения задачи, знания уровня достижения цели, знания уровня решения проблемы;
2. Содержание технологических маний: объектно-ориентированные знания о свойствах, характеристиках,
парамефах и их взаимоотношениях сущностей материальной, энергетической, информационной и духовной природы;
- субъектно-ориентированные знания о социальном элементе и его отношениях с внешней средой в ходе технологической деятельносш (физические лица, юридические лица, социум в целом);
- предмею-ориентированные знания о методах, орудиях, условиях технологической деятельности социального элемента;
- результато-ориеитированные знания о свойствах, характеристиках, параметрах и условиях безопасной эксплуатации результатов Iехнологической дея гельности;
3. Сложность технологических знаний - фундаментальные знания, теоретические знания, знания о базовых технологиях и знания о профильных технологиях;
4. Носитепи техно чогических знаний — студенты, преподаватели, администрация образовательного учреждения;
5 Уровни удовлетворяемых трех групп потребностей - социально-индивидуальные, корпоративно-индивидуальные, индивидуальные
Алгоритм объемного синтеза технологических знаний включает в себя реализацию следующих этапов и действий'
узкоспециальный предметный анализ-синтез;
- совмещение горизонтальных срезов в многостороннем предметном исследовании;
- узкоспециальный горизонтальный анали ¡-синтез; совмещение вертикальных срезов;
совмещение всех понятий об отдельных компонентах системно рассматриваемой технологии;
- совмещение полного знания о его частях с полным представлением об их структурно-функциональных отношениях,
- системный синтез технологических знаний для удовлетворения рашых групп потребностей.
Метод объемного синтеза технологических знаний в дальнейшем адаптирован к специфике ра¡работки структуры и методики отбора содержания учебных проектов по дизайну костюма для будущих учителей
В §2 3 описанные принципы проблемно-развивающего обучения, принципы организации проектной деятельности и метод объемного синтеза технолог ических знаний, использованы в качестве методологической основы разработки структуры и методики отбора содержания учебных проектов по дизайну костюма для будущих учителей технологии.
Далее в этом параграфе разработана трех уровневая структура учебных проектов по дизайну костюма;
1. Уровень обучаемого, включающий"
(а) описание технического задания на учебный проект:
наименование темы учебного проекта по дизайну кос пома,
- исходные данные, необходимые для его выполнения, например, описание объекта проектирования (назначение вида одежды, для кого и для какой реальной жизненной ситуации она предназначена, для какого времени года рекомендуется и т.д.);
- характеристика исходного состояния и основные требования к конечному состоянию объекта, достигаемому объектом после выполнения проектов;
- описание положительных эффектов новой модели;
- объем работы (например, выполнение эскизов, чистовой эскиз, чертеж конструирования, макет изделия и т д );
(б) описание основных этапов выполнения учебного проекта, которое включают описание последовательности действий, операций и приемов, которые должен использовать участник или участники (если предполагается коллективное выполнение) при выполнении учебного проекта- 1 этап - подготовительный;
- 2 этап - технологический;
- 3 этап - заключительный.
(в) описание источников информации".
- перечень основной и дополнительной литературы;
- список журналов Мод и каталогов модной и повседневной одежды;
- адреса дизайнерских серверов сеш Internet, содержащих необходимую и достаточную информацию (не всегда структурированную) для выполнения учебных проектов по дизайну костюма.
Заметим, что выполнении проектов, соотвегс1вующих 2-му и 3 ему уровням проблемности (продуктивной и творческой самое тятельттости) задаются только границы поиска, например, по годам или предметному перечню источников информации
(i) описание конечного результата - изделия и критериев оценки качества выполненного учебного проекта - традиционная бальная шкала оценки, рейтинговая таблица, конкурс и т.д.
Учитывая специфику подготовки будущих учителей технологии, а также особенности 1Схнологии обработки тканей, можно рекомендовав форму презентации учебных проектов, при которой оценка осуществляется внешними аудиторами
(д) описание требований к дшайнерскому оформлению проекта В оформлении учебных проектов по дизайну костюма допускается использование различных прикладных нренраммных средств. Во всех случаях необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- оформление должно быть выдержанным, лаконичным и не вызывающим;
результаты учебных проектов не должны затеняться излишней, сопутствующей информацией, которая может быть помещена в приложение;
текстовые отчеты должны быть выполнены в строгом соответствии с требованиями ГОСТ-ов;
- содержание учебных проекте по дизайну костюма должно быть структурировано с выделением основных выводов и результатов; рисунки, эскизы, чертежи должны бьпь выполнены в формате, согласно принятому стандарту, количество образцов должно соответствовать требованиям преподавателя.
2 Уровень преподавателя, включающий описание:
• проблемного поля учебных проектов по ди ¡айну костюма;
• основных видов деятельности сгудентов;
• уровня самостоятельной актвиности участников реализации учебных проектов,
• прогнозируемых уровней гошвности студентов к художественному проектированию костюма в профессиональной деятельности, который будс1 достигнут после выполнения учебных проектов;
3. Уровень администрации, включающий описание:
• условий, требований и необходимых средств для выполнения учебных проектов по дизайну костюма;
• факторов, которые могут отрицательно влиять на реализацию учебных проектов;
• форм и параметров итоювого контроля качества выполнения учебных проектов по дизайну костюма.
Далее разработаны классификационные, основания для отбора содержания (тем) учебных проектов по дизайну костюма:
1 Но уровню интегрированности содержания:
о преОметные учебные проекты, под которыми будем понимать учебные проекты по дизайну костюма в рамках предметного ноля одной учебной дисциплины, (например, композиция костюма, конструирование костюма, специальное рисование, история кос пома и т.д.). Для этих учебных проектов свойственны однородность содержания, опора на знания и умения обучаемых по предметной вертикали, концентрация усилий на закрепление изученного материала и контроле сформированного предметною понятийного ряда, а 1акже направленность на формирование и развитие нракгико-ориен тированных знаний, умений и навыков Этот вид учебных проектов целесообразно рекомендовать как текущие проекты в рамках изучения отдельной учебной дисциплины.
о межпредметные учебные проекты, под которыми будем понимать учебные проекты по дизайну костюма, охватывающие проблемное ноле нескольких учебных курсов и дисциплин. Для этих учебных проектов характерны неоднородность содержания, установление четких хоризонтальных межпредметных связей, опора на умения обучаемых переносить I ехнологические знания с одной учебной дисциплины на другую (одного учебного курса на другой). Такие учебные проекты можно рекомендовать в качестве курсовых работ, однако вполне возможно их также применять и как
текущие учебные проекты по дизайну костюма в рамках изучения выше обозначенных междисциплинарных учебных курсов и дисциплин
о надпредметные учебные проекты, под которыми будем понимать учебные проекты, проблемное иоле которых не имеет фиксированных предметных границ Последние формируются в процессе выполнения учебного проекта до той глубины и широты востребованных знаний, необходимых и достаточных для достижения заданной проектом цели. Для подобных учебных проекюв характерны существенная неоднородное г ь содержания, широкий диапазон методов и средств используемых при работе над учебным проектом, распшряющееся проблемное поле, опора на системные и фундаментальные знания обучаемых, ориентация на формирование и развитие системного мышления Этот вид учебных проектов предпочтительнее использовать как итоговые работы-квалификациониые (бакалавриат), дипломные (специалитет), диссертационные (магистратура).
2. По уровню общности достигаемых цечей - уровень удовлетворения корпоративно-индивидуальных и индивидуальных потребностей о уровень решения проблемы;
о уровень достижения конкретной цели в рамках выделенной проблемы; о уровень решения задачи в рамках одной из целей; о уровень решения фрагмента задачи.
При этом совокупность выполненных учебных проектов по отработке фрагментов задач позволяет сформулировать и задать тему проекта по ра¡решению конкретной задачи или совокупносш задач.
После выполнения необходимого числа проектов по решению конкретных задач, можно сформулировать проект, направленный на достижение определенной цели Совокупность реализованных целенаправленных проектов дает возможность приступить к работе над выполнением проблемных проектов, реализация которых позволит ор1анизовать работу над учебным проектом, направленным на формирование личностно-ценных качеств обучаемых (образованность, готовность, конкурентоспособность, адаптивность и т.д.). Последние харак!еризуют уровень удовлетворения исходных образовательных потребностей обучаемых.
Заметим, что уровень общности целей проекта «фрашент задачи», «задача», характерен для предметных проектов; уровень «цель» - для межпредметных проектов; уровень «проблема» и «образовательные потребности» - для надпредметного проекта.
Но основному виду учебной деятельности - мошвационные, объяснительные, отработки, контролирующие, комбинированные Классификация проектов по этому признаку соответствует основным видам учебной деятельности студешов при работе над проектом. Соответственно, можно выделить учебные проекты по дизайну костюма: мотивационпой направ ченности, объяснения, отработки, контропя, а также целесообразно ввести еще один вид проектов - комбинированные учебные проекты по дизайну костюма.
о мотивационные учебные проекты по дизайну костюма выполняю! функции конкретизации и усиления потребностей студентов в знаниях по дизайну костюма;
о проекты-объяснения направлены па расширение поля учебной информации по предметной области;
о проекты-отработки или закрепления знаний направлены на формирование теоретических или пракшчсских технолошческих знаний и умений;
о проекты контропя позволяют оценить достигнутый резулыа1 обучения;
о комбинированные проекты сочетают в себе частичные или все характеристики выше перечисленных видов проектов.
Уточним, проблемные и надпредметные проекты всегда являются комбинированными
4 По уровню формируемой готовности к применению знаний по дизайну костюма в профессиональной деятельности проекты уровня знакомства, уровня осведомленности, уровня элементарной ютовносги, уровня функциональной готовности, уровня системной готовности
Методика отбора содержания рассмотрена на примере учебных проектов по дизайну костюма по основанию «уровень общности достигаемых целей»
В третьем главе описываются ход и результаты педагогического эксперимента. В ходе педагогического эксперимента контролировалась такая инт егративная характеристика личности студентов как готовность будущих учителей технологий к применению знаний по дизайну костюма в профессионачъной деятельности, которая включает три компонегпы мотивационную, познавательную и эмоционально-волевую, каждая из которых имеет пять уровней - знакомство, осведомленность, элеметарная юговность, функциональная готовность, системная готовность.
Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа - поисковый, констатирующий и формирующий на дневном отделении факультета технологии и предпринимательства Р1ТГУ имА.И.Герцена.
Поисковый этап педагогического эксперимента показал необходимость проведения дополнительных исследовании возможностей применения метода проектов в обучении дизайну костюма будущих учителей технологии, а также позволил сформулировать гипотезу исследования.
Констатирующий этап педагогическою эксперимента показал, что при традиционном обучении дизайну костюма готовность студентов попадает в третий ишервал и соответствует уровню элементарной готовности.
Формирующий этап педагогического эксперимента, в ходе которого осуществлялось активное использование метода проектов как ведущего метода в обучении учебной дисциплине «Художественное моделирование костюма», «Прикладное искусство», показал, что готовность в экспериментальной группе повысилась и соответствует уровню функциональной готовности, в то время как в контрольной группе - уровню элементарной готовности, что было подтверждено квалифицированными экспертами.
В Заключении обобщены полученные теоретические и практические результаты диссертационного исследования:
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе проведенного диссертационного исследования были получены следующие основные научные теоретические и практические результаты:
1. Теоретически обоснована возможность применения метода проектов в обучении дизайну костюма будущих учителей технологии.
2. Уточнено ключевое понятие «учебный проект по дизайну костюма».
3. Теоретически обосновано комплексное использование принципов проблемно-развивающею обучения и метода объемного синтеза как методологической основы разработки структуры и методики отбора содержания учебных проектов по дизайну костюма для будущих учителей технологии.
3. Разработаны трех уровневая структура учебных проектов по дизайну костюма и классификационные основания для отбора их содержания (тем).
4. Разработана методика отбора содержания учебных проектов по дизайну костюма для будущих учителей технологии.
Таким образом в ходе исследования были решены поставленные задачи, доказаны положения, выносимые на защиту и экспериментально подтверждена
выдвинутая гипотеза Результаты диссертационной работы при их сопоставлении с отечественными и зарубежными аналогами в данной области подтверждают их актуальность, научную новизну, теоретическую и практическую значимость, а также могут быть в дальнейшем использованы для проведения комплексного исследования методики применения метода проектов в обучении будущих учителей технологии в педагогических вузах.
Приложение к диссертации включает программу учебной дисциплины «Художественное проектирование костюма» и примеры разработанных учебных проектов по дизайну костюма.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:
1. Г.Чулуунаа, Д.Алтанцэцэг. Применение метода совместного обучения в обучении дисциплина «История костюма» // Модернизация технологического образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Научн. ред.: проф Д.Хохоо, Д.Алтанцэцэг. - Улаанбаатар, 2000 (0,5/0,3 п.л.).
2. Г.Чулуунаа. Основы композиции костюма // Модернизация технологического образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Научн. ред: проф Д.Хохоо, Д.Алтанцэцэг. -Улаанбаатар, 2000 (0,6 п.л.)
3. Г.Чулуунаа. Композиция костюма. Учебное пособие / Под ред.. к.п.н. Г.Мэндээ. - Улаанбаатар, 2001 (5,25 п.л.).
4. Г.Чулуунаа. Метод проектов в обучении дизайну костюма // Теоретические и практические аспекты обучения информатике и технологиям: Межвузовская научно-практическая конференция 23 - 24 апреля 2003 года. / Научн. ред.: д.п.н., проф Т.А. Бороненко. - СПб., Изд : ЛГОУ, 2003 (0,1 п.л.).
5. Г.Чулуунаа. Структуры и содержание учебных проектов по дизайну костюма // Проблемы преподавания технологии в школе: Всероссийский межвузовский сборник научных статей. - СПб., Изд.'РГПУ имА.И.Герцена, 2004 (0,5 п.л.).
Пописано в печать 12 04 2005 г Тираж 100 экз
Отпечатано в ООО «Копи-Р» Санкт-Петербург, ул Пестеля, 11 Тел. (812)275-78-92
Ш - 7 4 5 ?
РНБ Русский фонд
2006-4 3779
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гомбожав Чулуунаа, 2005 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки применения метода проектов при обучении дизайну костюма будущих учителей технологии
1.1. Анализ ведущих тенденции модернизации технологического образования в педагогических вузах 1.2Научно-методический анализ исследований проблемы обучения дизайну костюма будущих учителей технологии 1.3Сущность и содержание метода проектов в педагогике и методике обучения технологии Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. Теоретические основы разработки структуры и методики отбора содержания учебных проектов по дизайну костюма для будущих учителей технологии
2.1. Анализ условий и особенностей применения метода проектов в обучении дизайну костюма будущих учителей технологии
2.2. Объемный синтез технологических знаний как методологическая основа разработки структуры и методики отбора содержания учебных проектов по дизайну костюма для будущих учителей технологии
2.3. Разработка структуры учебных проектов по дизайну костюма для будущих учителей технологии
Выводы по второй главе
ГЛАВА 3. Опытно экспериментальная проверка результатов теоретических исследовании
3.1. Организация педагогического эксперимента
3.2. Содержания поискового и констатирующих этапов педагогического эксперимента
3.3. Содержание формирующего этапа педагогического эксперимента
Выводы по третьей главе
Введение диссертации по педагогике, на тему "Методика применения метода проектов при обучении дизайну костюма будущих учителей технологии"
В настоящее время подготовка будущих учителей технологии приобретает в России и Монголии особую значимость для решения задач социализации подрастающего поколения, его подготовки к профессиональной деятельности в обновленной социально-экономической среде и формирования технологической культуры, в том числе конструкторско - проектировочной и проектно-художественной (Г. Батдорж, В.М.Жучков, Н.Норжинхорлоо, В.П. Овечкин, М.Б. Павлова, Э. Раднаа, Дж.Питт, И.А.Сасова, Ю.Л. Хотунцев ).
В конце XX начале XXI века технология как область научных знаний становится системным феноменом действительности, интегрируя знания о преобразующей человеческой деятельности, направленной на удовлетворение разнообразных и меняющихся потребностей людей (М.И.Гуревич, В.М.Жучков, М.Б. Павлова, Дж.Питт, И.А.Сасова). В таком контексте проектно- художественные знания и умения являются неотъемлемым компонентом технологического образования, инициируя необходимость синтезирования традиционно технологических знаний и умений с художественными (А.Г.Асмалов, П.Р.Атутов, В.М. Жучков, М.Б.Павлова, В.С.Петров, В.Д.Симоненко, Д.И.Чечель).
Синтез технологических и художественных знаний в обучении будущих учителей технологии в педагогических вузах наглядно реализуется в художественном проектировании (дизайне) применительно к разнообразным материалам (ткани, древесине, металлу). Дизайн представляет собой творческую деятельность, объединяющую достижения различных областей человеческой деятельности - техники, инженерного конструирования, технологии, экономики, социологии, искусства. В специальной литературе нет однозначной трактовки понятия «дизайн» (Т.О.Бердник, Т.Н. Новоселова, М.Б. Павлова, С.Г. Пищев, В.Ф Сидоренко). Однако любой подход отражает интеграцию понятий красота» и «функциональность», их адаптацию к конкретной технологии и направленность на удовлетворение потребностей человека.
Как следует из наиболее общего и распространенного определения понятия «дизайн» (принятого в 1964 году на международном семинаре дизайнеров в Бельгии) — «это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств в промышленных изделиях. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения изготовителя, так и потребителя» [171].
Таким образом, на сегодняшней день наиболее развитое состояние проектной деятельности характерно именно для дизайна и, как следствие, приемы, средства и вытекающие из них закономерности дизайна наиболее гармонично соответствуют проектной деятельности будущих учителей технологии.
В связи с этими, повышению проектной и технологической культуры будущих учителей технологии во многом может способствовать разработка методов обучения, практическая реализация которых позволит создать условия для успешного развертывания художественно - проектной деятельности студентов.
На наш взгляд, одним из таких методов, целенаправленно решающим эти задачи является метод проектов, который, являясь ведущим методом обучения технологии и одновременно органичным компонентом художественного проектирования, что позволяет достигнуть развивающий эффект при его применением в рамках проблемно-развивающего обучения.
Однако проблема применения метода проектов в обучении художественному проектированию будущих учителей технологии является недостаточно изученной в исследованиях по теории и методике обучения технологии.
Отдельные аспекты этой проблемы рассматривались в работах по теории и методике обучения технологии технологии (М.И.Гуревич, О.А.Кожина, В.П.Овечкин, М.Б.Павлова, В.С.Петров, Дж.Питт,
A.Н.Ростовцев, П.С.Самородский, И.А.Сасова, В.Д.Симоненко и др.).
Исследованиями в области дизайн-образования занимались
B.П.Иванов [69], Т.В.Костянко [73], Е.Н.Лазарев [94], В.Ф.Сидоренко [148], [149], С.О.Хан- Магомедов [171] и др.
Теория и практика метода проектов достаточно полно разработана в педагогических и методических трудах (Ю.П.Аверичева, Д.Дьюи, У.Х.Килпатрика, Е.Коллингса, Н.В,Котряхова, Л.Э.Левина, М.Б.Павловой, В.С.Петрова, Дж.Питт, П.С.Самородского, И.А.Сасовой, В.Д.Симоненко и
ДР-)
Проведенный научно-методический анализ исследований по теории и методике обучения технологиям показал ограниченный круг исследований по вопросами теории и методики обучения дизайну костюма, как одного из разделов технологии обработки тканей. Все вышесказанное определяет актуальность темы диссертационного исследования «Методика применения метода проектов при обучении дизайну костюма будущих учителей технологии».
Цель исследования - разработка и экспериментальная проверка методики применения метода проектов в обучении дизайну костюма будущих учителей технологии в педагогических вузах.
Объектом исследования является обучение дизайну костюма будущих учителей технологий в педагогических вузах.
Предмет исследования - метод проектов в обучении дизайну костюма будущих учителей технологий в педагогических вузах.
Гипотеза исследования: готовность будущих учителей технологий к применению знаний и умений по дизайну костюма в профессиональной деятельности повысится, если в обучении дизайну костюма будет применяться метод проектов, методологической основой которого является комплексное использование принципов проблемно-развивающего обучения и метода объемного синтеза технологических знаний к разработке трех уровневой структуры учебных проектов.
Сформулированные проблема и цель исследования определили необходимость решения следующих задач:
- проанализировать опыт обучения дизайну костюма в системе технологического образования и опыт применения метода проектов в обучении будущих учителей трудового обучения и технологий;
- уточнить понятие «учебный проект по дизайну костюма» для будущих учителей технологии;
- разработать структуру и методику отбора содержания учебных проектов по дизайну костюма для будущих учителей технологии;
- разработать примеры проектов по дизайну костюма;
- экспериментально апробировать применение метода проектов в обучении дизайну костюма будущих учителей технологий как средства повышения их готовности к профессиональной деятельности.
Теоретико-методологической базой исследования является: комплексное использование принципов проблемно-развивающего обучения и метода объемного синтеза технологических знаний (М.У.Гаппоева, И.Б.Готская, В.М.Жучков); теория и практика проблемно-развивающего обучения (Ю.П.Аверичев, П.Р.Атутов, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, И.Б.Готская, О.С.Гребенюк, В.Н.Дробнис, Л.И.Колесник, И.С.Крмац, Г.М.Кучинский, А.И.Леонтьев, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, А.М.Морозов, Е.Ю.Немировская, М.Б.Павлова, В.А. Поляков., Т.А.Ратт, А.Н.Ростовцев, С.Л.Рубинштейн, В.Д.Симоненко и др.); исследования в области дизайн-образования (И.Я.Герасименко, В.П.Иванов, Т.В.Костянко, Е.Н.Лазарев, Л.В.Левицкий, Л.Б.Переверзнев, В.М.Розин, В.Ф.Сидоренко, О.М.Солдатев, А.Г.Устинов, С.О.Хан
Магомедов, Л.А.Шапошинков и др.); теория и практика применения метода проектов (Н.Ю.П.Аверичев, Г. Батдорж, М.У.Гаппоева, .В,Котряхов, Л.Э.Левин, 3. Олзийхутаг, М.Б.Павлова, Дж.Питт, Э. Радноэ, П.С.Самородский, И.А.Сасова, В.Д.Симоненко, Д. Цэрэнсодном, и др.)
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический поиск и анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической, методической, учебной и специальной литературы;
- методы системного анализа и объемного синтеза технологических знаний для выбора оснований классификации, структурирования и отбора содержания учебных проектов по дизайну костюма для будущих учителей технологии;
- обобщение передового педагогического опыта, анкетирование, интервьюирование преподавателей, студентов, администрации факультета технологии и предпринимательства, наблюдение за реальным учебным процессом, тестирование студентов;
- проведение педагогического эксперимента и использование методов математической статистики для обработки его результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
1 .Комплексное использование принципов проблемно-развивающего обучения и метода объемного синтеза технологических знаний к разработке структуры и отбору содержания учебных проектов по дизайну костюма для будущих учителей технологии.
2. Трехуровневая структура учебных проектов по дизайну костюма для будущих учителей технологии.
Научная новизна исследования заключается в разработке научно-обоснованных подходов к применению метода проектов в обучении дизайну костюма будущих учителей технологии, основанных на комплексном применении принципов проблемно-развивающего обучения и метода объемного синтеза технологических знаний.
Теоретическая значимость исследования состоит: - в обосновании возможности применения метода проектов в обучении дизайну костюма будущих учителей технологии;
-в уточнении понятия «учебный проект по дизайну костюма»; -в развитии и адаптации метода объемного синтеза технологических знании применительно к разработке структуры и методики отбора содержания учебных проектов по дизайну костюма.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики отбора содержания трех уровневых учебных проектов по дизайну костюма для будущих учителей технологии и примерной программы учебной дисциплины «Художественное проектирование костюма».
Достоверность и обоснованность результатов исследовании обеспечивается: использованием серии методик, адекватных поставленным задачам; результатами опытно- экспериментальной работы, которые на качественном и количественном уровнях подтвердили эффективность применения метода проектов в обучении дизайну костюма будущих учителей технологии; непротиворечивостью результатов исследования современным достижениям в педагогике, психологии, и теории методики обучения технологии.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в 5 публикациях (материалах научно-методических конференций, научной статье, учебном пособии), докладывались на международных и российских межвузовских научно-практических и методических конференциях по проблемам обучения технологии (Межвузовская научно-практическая конференция 23-24 апреля 2003 года, ЛГОУ; Модернизация технологического образования:
Материалы межвузовской научно-практической конференции, Улаанбаатар, 2000.).
Практические и теоретические результаты исследования внедрены в практику работы факультета технологии и предпринимательства РГПУ им. А.И.Герцена.
Структура и содержание диссертации. Структурно диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Объем основного текста - 133 страницы, включая библиографию из 201 источника, из них - 19 на иностранных языках. В текст включено 19 таблиц и 15 рисунков. Приложение включает разработанную программу учебной дисциплины «Дизайн костюма» и примеры учебных проектов.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
1. Проведенный анализ приоритетных направлений модернизации технологического образования позволил выделить в качестве приоритетного - обновление образования в области дизайна. Дизайн непосредственно связан с понятием проектной культурой, процессом проектирования. В XXI веке образованность человека не смыслами без проектно — художественной характеристики и ценности и дизайнерское образование становится органической частью общего образования. Дизайн образование может обеспечить достижение учащимися уровня образованности, который создает основу для формирования саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности, что объясняет значимость и актуальность подготовки по дизайну на факультетах технологий и предпринимательства педагогических вузов.
2. Проведенный научно-методический анализ исследований по теории и методике обучения технологиям и теории и методике обучения дизайну костюма с убедительностью выявили недостаточность научных исследований по следующим направлениям:
-исследование таких компонентов методической системы обучения дизайну костюма, как средства, формы и методы обучения с целью определения их возможностей в решении современных проблем модернизации технологического образования (см. §1.1);
- дальнейшее развитие и применение в обучении технологиям и, в частности, дизайну костюма теории и практики развивающего и проблемного обучения, в плане выявления их возможностей для развитие творческого мышления в том числе и конструкторско-проектировочного, информационно-телекоммуникационного и технолого-эстетического (§ 1.1);
- исследование активных методов обучения, с целью их применения в обучении дизайну костюма в школе и вузе и т.д.
3. Проведенный анализ исследований проблемы методов в педагогике и методике обучения технологиям выявил, что метод проектов является ведущим методом обучения технологиям. Однако теория и практика применения метода проектов именно в обучении дизайну костюма недостаточно раскрыта в теории и методике обучения технологиям.
ГЛАВА П. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРУКТУРЫ И МЕТОДИКИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ДИЗАЙНУ КОСТЮМА ДЛЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
§2.1. Анализ условий и особенностей применения метода проектов в обучении дизайна костюма будущих учителей технологии
Рассмотрим более подробно особенности подготовки будущих учителей технологии в контексте темы диссертационного исследования и определим место метода проектов, его специфику в обучении дизайну костюма. Спецификой подготовки будущих учителей технологий в педагогических вузах является органичное соединение двух направлений подготовки — это технологической и предпринимательской. Заметим также, что проектная деятельность является необходимой и ведущей как в структуре технологической, так и предпринимательской деятельности.
Первая особенность подготовки, а именно - формирование технологической культуры предполагает знание основ современных технологий преобразования материальных, энергетических и информационных сред, в основе которых лежит созидательная (в соответствии с концепцией социально-этического маркетинга) проектировочная деятельность. Технологическая деятельность на всех этапах развития технологий всегда предполагала в качестве одного из компонентов - проектно-конструкторскую деятельность. Процесс информатизации, характерный для конца прошлого века, изменил лишь средства этой деятельности, а именно - применение программных средств для выполнения проектно-конструкторских работ. Следовательно, в процессе обучения предполагается как развитие проектного мышления, так и формирование знаний, умений и навыков проектировочной деятельности, что целенаправленно решается применением в обучении метода проектов.
Вторая особенность связана с отражением в содержании подготовки будущих учителей технологии учебных дисциплин предпринимательского блока. Внедрение в экономику рыночных механизмов:
1) Выдвигает на первый план овладение способами и средствами деятельности, а именно при проектном обучении на первый план выдвигается овладение средствами деятельности, в отличие от усвоения знаний, что характерно для традиционного обучения;
2) Требует развитие таких качеств личности как самостоятельность и ответственность за принятие и реализацию решений, которые активно формируются в процессе работы над проектом. Проектировочная деятельность обучаемых предполагает самостоятельный выбор темы проекта и личную ответственность за сделанный выбор; высокий уровень самостоятельной работы студента над проектом под руководством преподавателя и личную ответственность студента за выбранную стратегию выполнения проекта;
3). Вызывает необходимость наличия у будущих учителей технологии сформированных потребностей и мотивов к самообразованию и профессиональному разностороннему дообучению и переобучению в течении всей жизни, что соответствует современной образовательной парадигме «образование через всю жизнь». В процессе работы над проектом возникает постоянная необходимость пополнения знаний, а зачастую и приобретение новых знаний и умений.
Все сказанное выше доказывает, что проектный метод обучения наиболее эффективен в учебных курсах технологического содержания и следовательно при обучении на факультетах, готовящих будущих учителей технологии.
Не удивительно, что в настоящее время наибольший интерес к проектному обучению и методу проектов возобновился именно у учителей технологий, преподавателей факультетов технологий педвузов, методистов, педагогов-исследователей.
Напомним, что в структуре подготовки на факультете технологи и предпринимательства (специализация - технология обработки тканей и пищевых продуктов), учебные дисциплины, связанные с технологией обработки тканей являются ведущими в формировании технологических знаний и способов технологической деятельности. При этом, специфика такова, что с одной стороны необходимо углубленное изучение традиционных и современных технологий обработки тканей, проектирования и моделирования, конструирования одежды, а с другой стороны — использование при их изучении методов, направленных на развитие проектного мышления характерного для технологической деятельности и необходимого для формирования технологической и предпринимательской культуры. Одним из таких методов, целенаправленно решающим эти задачи является проектный метод.
Прежде чем выявить сущность, методические возможности метода проектов и определить его функции, необходимо рассмотреть сам термин «проект». В различных трактовках этого понятия можно выделить три основных группы [177, с 496] проект означает:
- разработанный план сооружения, устройства чего-либо;
- предварительный текст какого либо документа;
- замысел, план.
В нашем случае проект - это разработанный план учебного процесса. Суть проекта заключается в совместной деятельности преподавателя и обучающегося. Заметим, что необходимость применения этого метода при подготовки будущих учителей технологии диктуется также тем фактом, что
50 проектная деятельность носит как теоретический, так и в равной степени практический характер. Работа над учебными проектами, как отмечалось в § 1.3, исторически также рассматривалась как форма организации практической творческой деятельности обучаемых по решению практических задач.
При использовании метода творческих проектов в условиях высшей школы мы исходим из того, что сегодняшние студенты должны быть готовы, во-первых, внедрить в практику своей будущей профессиональной деятельности в школе этот метод обучения, во вторых, уметь самостоятельно разрабатывать авторские варианты проектов и в-третьих, хорошо понимать механизмы обучающего, воспитывающего и развивающего воздействия этого метода. Поэтому для нас наибольшей интерес представляло не изготовление самих изделии, а те процессы, которые способствуют формированию технологических знании, умении, развивают творческие способности и социально востребованные и одобряемые качества личности.
В педагогических и методических исследованиях имеются разногласия по вопросу этапов работы по проекту:количество этапов и их название у различных исследователей методистов различно.
В.В. Гузеев [46] делит всю работу на 6 этапов:
1. Подготовка
2. Планирование
3. Исследование
4. Результаты и выводы
5. Защита проекта
6. Оценка результатов.
На наш взгляд в этом делении отсутствует такой важный этап как «Поведение итогов».
И.Ю. Малкова [103] при работе над проектам выделяет 3 этапа:
51
1. Ознакомление с проектными заданиями, выбор направления деятельности, конкретизация темы проекта со специалистом, утверждение проекта;
2. Работа над проектом;
3. Зашита проекта.
Мы считаем, не совсем корректным объединение в один этап «ознакомление с проектным заданием» и «конкретизация темы». Также работа над проектом не включает такие этапы как оценка и поведение итогов, что является недопустимым на наш взгляд.
Ю.Л. Хотунцев [173] выделяет в работе по проекту 6 этапов:
1. Выбор темы проектного задания.
2. Выбор интеллектуальных и, материальных возможностей.
3. Сбор и обработка информации.
4. Разработка идей выполнения проекта.
5. Планирование, организация и выполнение проекта.
6. Защита.
Мы не можем согласиться с отсутствием этапа - подведение итогов. Н.О.Деньгина [47] подразделяет всю работу над проектом на 4 этапа:
1. Задания, предваряющие восприятие аутентичным материалов.
2. Задания, осуществляемые в процессе работы с аутентичным материалом.
3. Задание, осуществляемые после работы с аутентичным материалом.
4. Проектные задания.
Данная схема не дает четкого представления о работе по методу проектов.
В.С Капустин [72] выделяет такие этапы как:
1. Уяснение условий задачи;
2. определение конструкции устройства;
52
3. практическая работа;
4. оценка решения задачи.
Речь при этом идет о решении конструкторско-технических задач, выбранных для проекта, а не об учебных проектах, используемых на занятиях со студентами.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гомбожав Чулуунаа, Санкт-Петербург
1. Основными этапами, как правило, являются:1 этап подготовительный;2 этап технологический;3 этап заключительный.
2. В ходе планирования учебного проектирования педагогу желательно разработать варианты темы учебных проектов, сформулировать для них1. Итоговое корректирование1. Делепологание1. Рефлексия1. Начальная диагностика
3. Конструирование содержания обученияТ1. Планирование
4. Дидактическое проектирование
5. Подготовка дидактических, методических, материально технических средств
6. Организация учебного проектирования
7. Оценка процесса и результатов учебного проектирования1. Текущая диагностика
8. Оперативные корректирова ние
9. Заключительная диагностика1. Этап реализации
10. Для большей наглядности разработанные требования к описанию структуры учебных проектов по дизайну костюма на трех уровнях представлены в табл. 3.