автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма
- Автор научной работы
- Белова, Светлана Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Чебоксары
- Год защиты
- 2015
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Формирование у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма"
На правах рукописи
БЕЛОВА Светлана Николаевна
ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА
13.00.08 -теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
1 I ПАР 2015
005560396
Чебоксары - 2015
Диссертация выполнена на кафедре педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет
им. И. Я. Яковлева»
Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор
Кузнецова Людмила Васильевна
Официальные оппоненты: Соколов Максим Владимирович,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой художественной обработки материалов ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
Александрова Наталья Сергеевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт»
Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Казанский национальный
исследовательский технологический университет»
Защита состоится 02 апреля 2015 года в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 212.300.01, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет
им. И. Я. Яковлева» по адресу : 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».
Электронная версия автореферата размещена на сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации http://vak2.ed.gov.ru и на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» http://www.chgpu.edu.ru.
Автореферат разослан «¿Ъ<рев)*зля2015 года.
Ученый секретарь у/
диссертационного совета
доктор педагогических наук, ^ Лавина Т. А.
профессор
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в качестве результата освоения основной образовательной программы рассматривает владение будущими специалистами, в частности, педагогами-дизайнерами, общекультурными и профессиональными компетенциями, важным компонентом которых является сформированность у будущих специалистов исследовательских умений.
В основу данного документа положен компетентностный подход, именно он актуализирует проблему формирования у будущих педагогов-дизайнеров в вузе исследовательских умений, развивающих самостоятельность мышления и творческий подход к выполнению заданий. Наиболее важным для педагога-дизайнера является творческий взгляд на сложившиеся каноны, традиции в создании образцов одежды, предметов интерьера и т.д., их интерпретация с позиции современности. В этом проявляется исследовательский подход к делу, где умение осуществлять историко-культурный анализ традиционных образцов одежды является необходимой частью профессионализма педагога-дизайнера.
Чувашский народный костюм входит в семиотическую сферу традиционной национальной культуры и как знак, и как символ художественно-творческого выражения. В его образно-стилистической структуре емко отразились художественно-эстетические представления народа, его менталитет. Это открывает широкие перспективы для творческого осмысления будущими педагогами-дизайнерами народного костюма, его стилизации в процессе освоения учебных дисциплин «Чувашское декоративно-прикладное искусство» и «Моделирование и: конструирование костюма с практикумом». Отсюда на первый план выходит задача ориентации будущих педагогов-дизайнеров на генерирование новых идей, творческую интерпретацию народного костюма в современных проектах, которая невозможна без глубокого и всестороннего его исследования. Это, в свою очередь, создает необходимость владения студентами исследовательскими умениями. Таким образом, можно утверждать, что изучение традиционного народного костюма при определенных условиях будет способствовать формированию у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений.
Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Развитию исследовательских способностей, которые включают в себя в качестве необходимого элемента исследовательские умения, посвящены психолого-педагогические исследования Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, А. И. Савенкова и др. Наиболее разработанными являются аспекты формирования исследовательских умений у школьников. Они были раскрыты в фундаментальных исследованиях Ю. К. Ба-банского, М. И. Махмутова, А. В. Усовой, Д. Б. Эльконина и др.
В педагогике высшей школы общие вопросы формирования способностей, способствующих осуществлению исследовательской деятельности студентов, были достаточно подробно освещены в работах Г. Г. Гореловой, И. И. Ильясова, В. Н. Литовченко и др. Значимость исследовательской работы в
з
вузе для эффективной подготовки специалиста рассматривается в научных трудах С. П. Арсеновой, М. А. Байдана, В. И. Крутова, М. Н. Скаткина и др.
В исследованиях С. И. Архангельского, Н. М. Борытко, А. А. Вербицкого, Л. А. Казанцевой, Е. А. Корчагина, В. В. Краевского, А. Н. Леонтьева, П. И. Пидкасистого и др. рассматривается проблема организации учебно-исследовательской работы студентов.
Теоретические аспекты развития у студентов исследовательского мышления, способностей к научной деятельности достаточно хорошо изучены. Они отражены в трудах В. И. Андреева, В. И. Загвязинского, А. М. Новикова, В. М. Полонского, В. А. Сластенина и др. Проблема развития творческого потенциала и творческих способностей студентов отражена в исследованиях И. Я. Лернера, Л. М. Попова, Т. И. Торгашиной, Е. В. Тягловой и др.
Значительное влияние на наше исследование оказали работы, связанные с подготовкой будущего педагога в области дизайна и дизайнеров: Э. М. Андросовой, Н. В. Воронова, С. М. Михайлова, Ю. В. Назарова, В. Ф. Рунге, М. В. Соколова, Е. В. Ткаченко, Л. М. Тухбатуллиной и др.
Теоретико-методический ракурс проблемы исследования связан, прежде всего, как показывает практика, с недостаточным вниманием педагогов-практиков к исследованию историко-педагогической и этнокультурной феноменологии народного костюма, без чего невозможно грамотное его введение в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов-дизайнеров в условиях вуза. Практический ракурс отражает тот факт, что использование потенциала традиционного народного костюма в формировании исследовательских умений у будущих педагогов-дизайнеров на основе его изучения затруднено недостаточной разработанностью педагогических условий данного процесса.
Вышесказанное позволяет говорить о наличии противоречия между стоящей перед вузами задачей формирования у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса в образовательном процессе вуза. Из данного противоречия возникает проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма?
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально подтвердить педагогические условия формирования у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма.
^ Объект исследования: процесс формирования у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма.
Гипотеза исследования: формирование у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма будет эффективным, если раскрыта сущностно-
4
содержательная характеристика данных умений, определены критерии, показатели и уров ни их сформированное™, рассмотрен традиционный народный костюм как этнокультурный и педагогический феномен, выявлен его образовательно-воспитательный потенциал и соблюдены следующие педагогические условия:
— актуализация в содержании дисциплин учебного плана, включающих темы, связанные с народным костюмом, проблемы формирования исследовательских умений;
— разработка и внедрение в образовательный процесс спецкурса «Формирование у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений в процессе изучения чувашского народного костюма»;
— создание педагогом проблемного поля для разработки творческо-исследовательских проектов по проблеме аутентичности и стилизации народного костюма;
— создание аннотированной коллекции народного костюма как учебно-методической базы для проведения студентами научных исследований.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную и критериальную характеристики исследовательских умений будущих педагогов-дизайнеров, формируемых на основе изучения традиционного народного костюма.
2. Рассмотреть традиционный народный костюм как этнокультурный и педагогический феномен, выявить его образовательно-воспитательный потенциал.
3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма.
4. Экспериментально проверить педагогические условия формирования у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма.
Методологической основой исследования являются: учение о детерминизме; диапектико-материалистическая теория познания; системный подход к изучению явлений и процессов окружающего мира; исторический подход к изучению педагогических явлений; деятельностный и компетентностный подходы (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.).
Теоретической основой исследования являются:
— теория научного познания, определяющая структуру и содержание методологических подходов и средств в педагогическом исследовании (Е. В. Бережно-ва, И. В. Блауберг, М. В. Богуславский, Е. В. Бондаревская, Н. В. Бордовская, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, В. М. Полонский, В. А. Сластенин, Е. В. Титова, И. Г. Фомичева и др.);
— исследования в области разработки содержания профессионального образования (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, И. П. Подласый и др.);
— основные идеи разработки содержания образования на основе сисгем-но-деятельностного (В. В. Краевский, М. Н. Скаткин и др.) и
компетентностного подходов (В. М Авдеев, В. И. Байденко, Т. В. Гериш, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Дж. Равен, В. Д. Шадриков и др.);
— работы В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, П. Н. Осипова, С. А. Петровой и др., посвященные проблеме формирования у обучающихся комплекса исследовательских умений;
— труды ученых, посвященные исследованию художественно-выразительных средств народного декоративно-прикладного искусства, его философскому, культурному, нравственному осмыслению (А. В. Бакушинский, И. Я. Богуславская, В. М. Василенко, Л. В. Кузнецова, Т. Н. Петрова, А. А. Трофимов и др.);
— исследования проблемы использования педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства (Г. А. Никитин, И. В. Павлов, Н. Б. Смирнова, М. С. Соколова, М. В. Соколов, М. А. Якунчев и др.).
Экспериментальная база и этапы исследования.
Экспериментальное исследование проводилось с 2010 по 2014 годы на базе художественно-графического факультета (ныне факультет художественного и музыкального образования) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». В опытно-экспериментальной работе приняли студенты 1-4 курсов, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиль подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн». Всего 116 человек, из них в формирующем эксперименте принимало участие 58 человек. Исследование состояло из трех взаимосвязанных этапов.
На первом этапе (2010-2011 гг.) осуществлялся анализ педагогической практики формирования исследовательских умений у будущих педагогов-дизайнеров на основе изучения традиционного народного костюма, были выявлены затруднения в этой деятельности, сформулирована проблема исследования, определялась степень теоретической разработанности проблемы, разрабатывалась теоретическая база исследования, выявлялись педагогические условия формирования исследовательских умений у будущих педагогов-дизайнеров на основе изучения традиционного народного костюма.
На втором этапе (2011-2014 гг.) осуществлялась работа по организации и проведению эксперимента по проверке выявленных педагогических условий формирования у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма. Осуществлялась первичная обработка данных.
На третьем этапе (2014 г.) нами обобщались, систематизировались, обрабатывались результаты эксперимента. Формулировались выводы исследования, осуществлялось литературное оформление диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Раскрыты сущностно-содержательная и критериальная характеристики исследовательских умений будущих педагогов-дизайнеров, формируемых на основе изучения традиционного народного костюма.
2. Рассмотрен традиционный народный костюм как этнокультурный и педагогический феномен, выявлен его образовательно-воспитательный потенциал.
3. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены следующие педагогические условия формирования у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма:
— актуализация в содержании дисциплин учебного плана, включающих темы, связанные с народным костюмом, проблемы формирования исследовательских умений;
— разработка и внедрение в образовательный процесс спецкурса «Формирование у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений в процессе изучения чувашского народного костюма»;
— создание педагогом проблемного поля для разработки творческо-исследовательских проектов по проблеме аутентичности и стилизации народного костюма;
— создание аннотированной коллекции народного костюма как учебно-методической базы для проведения студентами научных исследований.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в теорию и методику профессионального образования знаниями о сущности и содержании исследовательских умений будущих педагогов-дизайнеров на основе изучения традиционного народного костюма. В нем обоснованы критерии и показатели, уровневые характеристики сформированное™ данных умений у будущих педагогов-дизайнеров на основе изучения традиционного народного костюма, рассмотрен традиционный народный костюм как этнокультурный и педагогический феномен, выявлен его образовательно-воспитательный потенциал, определены педагогические условия, способствующие эффективности формирования исследовательских умений у будущих педагогов-дизайнеров на основе изучения традиционного народного костюма.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы, а также рекомендации способствуют совершенствованию процесса формирования исследовательских умений у будущих педагогов-дизайнеров.
Разработанные и апробированные соискателем материалы (спецкурс «Формирование у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений в процессе изучения чувашского народного костюма», творческо-исследовательские проекты по проблеме аутентичности и стилизации народного костюма, создание аннотированной коллекции народного костюма как учебно-методической базы для проведения студентами научных исследований), прошедшие экспериментальную проверку, существенно повышают эффективность подготовки педагогических кадров в области дизайна. Материалы исследования могут найти применение в образовательном процессе вуза, в системе повышения квалификации педагогов-дизайнеров.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается совокупностью методологических и теоретических положений,
7
использованием комплексных методов исследования, адекватных его целям, задачам, объекту, и предмету; объективностью полученных результатов, основанной на широкой экспериментальной базе; последовательным проведением этапов опытно-экспериментальной работы, количественным и качественным анализом ее результатов, их воспроизводимостью; многолетним опытом работы автора в качестве преподавателя кафедры дизайна и методики профессионального обучения факультета художественного и музыкального образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты нашего исследования регулярно обсуждались на кафедре дизайна и методики профессионального обучения, на научных сессиях докторантов, аспирантов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»: в рамках научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей факультета художественного и музыкального образования: «Декоративно-прикладное искусство в подготовке педагогов-дизайнеров» (Чебоксары, 2009), «Системный анализ творческого первоисточника (на примере женского костюма народов Чувашии)» (Чебоксары, 2010), «Современные технологии обучения в вузе» (Чебоксары, 2010), «Проектный метод обучения как условие повышения качества обучения» (Чебоксары, 2010), «Элементы чувашского народного костюма в современной одежде» (Чебоксары, 2012), «Своеобразие орнаментальных композиций в костюме чувашей» (Москва - Чебоксары - Алма-Ата, 2012); на Всероссийских научно-практических конференциях: «Роль отрадиционного» и «инновационного» в подготовке учащихся педагогов-дизайнеров» (Ижевск, 2009), «Исследование происхождения чувашского костюма на примере артефактов средневековья» (Чебоксары, 2012); на Межрегиональной научно-практической конференции: «Тенденции развития современного дизайна в условиях экологического кризиса» (Оренбург, 2011); на Международных научно-практических конференциях: «Проблема формального композиционного анализа в дизайне (на примере народного костюма)» (Ростов-на-Дону, 2009), «Бул-гарские традиции в костюме чувашей» (Чебоксары, 2012), «Культурологический подход к профессиональному развитию личности специалиста» (Элиста,
2012), «Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческих способностей студентов» (Казань, 2012), «Профессиональная подготовка педагогов-дизайнеров в вузе в сфере традиционного народного костюма» (Казань, 2013), «Чувашский народный костюм в подготовке педагогов-дизайнеров в вузе» (Чебоксары, 2013), «Проектирование содержания дисциплины «Чувашское декоративно-прикладное искусство» в условиях нового стандарта высшего профессионального образования» (Саранск, 2013), «Традиционный народный костюм в проектном методе обучения по программе «Технология» (Москва,
2013), «Народный костюм как основа творчества педагога-дизайнера» (Чебоксары, 2014), «Структурный анализ чувашского народного костюма (в аспекте
8
проектирования современного костюма)» (Йошкар-Ола, 2014), «Потенциал традиционного народного костюма в формировании исследовательских умений у будущих педагогов-дизайнеров в условиях вуза» (интернет-журнал «Науковедение», 2014), на научно-практических конференциях педагогов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.
Основные теоретические положения в ходе исследования обсуждались на Всероссийских и региональных научно-практических конференциях, а также различных фестивалях и конкурсах, на которых были представлены творческие результаты сформированное™ исследовательских умений у будущих педагогов-дизайнеров на основе изучения традиционного народного костюма: в Региональном конкурсе в области дизайна одежды и декоративно-прикладного искусства «Территория стиля» (г. Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2011 - 2013 гг.), в Международном фестивале «Арт-пространство Амур» (г. Благовещенск, Амурский государственный университет, 2012 г.), во Всероссийском фестивале-конкурсе «Декоративно-прикладное искусство в современном мире» (г. Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2013 г.), в Приволжском студенческом фестивале народного творчества «Национальное достояние» (г. Казань, Казанский федеральный университет, 2012-2014 гг.).
Авторские программы, разработанные в процессе исследования, были внедрены в учебный процесс Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».
Положения, выносимые на защиту:
1. Исследовательские умения будущих педагогов-дизайнеров, формируемые на основе изучения традиционного народного костюма, представляют собой совокупность систематизированных умений личности, позволяющих осуществлять целеполагание, формулирование исследовательской проблемы и построение гипотезы в ходе учебно-познавательной деятельности; сбор, обработку информации (этнографической, исторической, искусствоведческой), анализ и ее интерпретацию для разработки творческо-исследовательских проектов по проблеме аутентичности и стилизации народного костюма. Критериями и показателями, позволяющими определить уровень сформированное™ этих умений являются: мотивационно-потребностный (интерес к изучению народного костюма, истории его развития; умение анализировать этнографическую литературу, выявлять особенное и общее в костюме этнических групп чувашей; рассматривать традиционный костюм сквозь призму аутентичности и современности; потребность осуществления анализа его особенностей и символического значения элементов; потребность в моделировании костюмов на основе стилизации народного костюма); когнитивный (знание логики, процедур, методов организации и проведения исследования, а также представления результатов; умение при проектировании авторских коллекций использовать знания колористических и композиционных особенностей костюма этнических групп чувашей; знание способов моделирования костюма на основе стилизации народного костюма); деятельности о-практический (владение навыками применения знаний при во-
9
площении замысла в материале, умение в целом организовывать свою исследовательскую деятельность; умение готовить и осуществлять презентации, графическое оформление планшетного ряда народного костюма с его аннотированным текстовым изложением, представление костюма, коллекции в художественном оформлении); уровнями - низкий, средний, высокий.
2. Традиционный народный костюм как художественный комплекс декоративно-прикладного искусства, в котором отражены древнейшие слои культурной памяти народа (духовной, материальной, художественной), его история, символика, этноэстетические представления, рассматривается как этнокультурный феномен. Как педагогический феномен, традиционный народный костюм, являясь предметом изучения, обладает образовательно-воспитательным потенциалом, заключающимся: в возможности приобретения будущими педагогами-дизайнерами умений анализировать этнографическую литературу, выявлять особенное и общее в костюме этнических групп чувашей; рассматривать традиционный костюм сквозь призму аутентичности и современности; использовать знания колористических и композиционных особенностей костюма этнических групп чувашей при проектировании авторских коллекций; разрабатывать презентации, графическое оформление планшетного ряда народного костюма с его аннотированным текстовым изложением, представлять костюм, коллекцию в художественном оформлении; в развитии ассоциативного мышления, в понимании непреходящей ценности народной художественной культуры.
3. Эффективность формирования у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма зависит от соблюдения следующих педагогических условий:
— актуализации в содержании дисциплин учебного плана, включающих темы, связанные с народным костюмом, проблемы формирования исследовательских умений;
— разработки и внедрения в образовательный процесс спецкурса «Формирование у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений в процессе изучения чувашского народного костюма»;
— создания педагогом проблемного поля для разработки творческо-исследовательских проектов по проблеме аутентичности и стилизации народного костюма;
— создания аннотированной коллекции народного костюма как учебно-методической базы для проведения студентами научных исследований.
Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования в педагогической области и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснованы актуальность, научная и практическая значимость проблемы исследования; освещена степень разработанности проблемы отечественными и зарубежными авторами; определен научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость научных результатов; сформулиро-
ю
ваны и аргументированы основные положения, выносимые на защиту, описана структура работы.
В первой главе «Теоретические основы формирования у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма» определяются исходные понятия исследования, раскрываются сущность и содержание исследовательских умений будущих педагогов-дизайнеров на основе изучения традиционного народного костюма, определяются критерии, показатели и уровневые характеристики их сформированное™; рассматривается традиционный народный костюм как этнокультурный и педагогический феномен, выявляется его образовательно-воспитательный потенциал, выявляются и обосновываются педагогические условия данного процесса.
Ключевыми понятиями исследования являются «деятельность», «исследование», «исследовательская деятельность», «умения», «исследовательские умения». Многообразие подходов к определению данных понятий обусловливает необходимость анализа и установления наиболее точного его определения.
Деятельность, как форма связи субъекта с окружающим миром, включает два взаимодополняющих процесса: активное преобразование мира субъектом и изменение самого субъекта за счет «впитывания» в себя все более широкой части предметного мира (М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн). В целях определения сущности исследовательской деятельности мы проанализировали ряд определений. В частности, В. В. Краевский рассматривает исследовательскую деятельность как особую форму «процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы наук, и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах». В ходе изучения научно-педагогической литературы были выявлены следующие признаки исследовательской деятельности:
- процесс овладения технологией творчества (В. Я. Сердобинцев);
- поиск решения творческой, исследовательской задачи, прохождение в процессе исследования его основных этапов: постановка проблемы, изучение теории вопроса, подбор методов исследования и практическое овладение ими, сбор своего материала, анализ и обобщение, формулирование своих выводов (П. Ф. Анисимов);
- форма организации работы, связанная с решением творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов научного исследования {Е. Ю. Гирфанова и П. Н. Осипов);
- процесс формирования исследовательских знаний и умений, вид познавательной деятельности, направленный на развитие и саморазвитие студента (Н. Н. Соловьева).
Сущность понятия «умение» учеными раскрывается как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский); сложное устойчивое образование, сплав системы знаний и навыков, психическое свойство личности, внутренняя возможность наиболее успешного выполнения деятельности (А. Н. Леонтьев); система интеллектуальных, практических знаний, умений и
11
навыков, необходимых для проведения исследования (М. Н. Поволяева); идентичное (синонимичное) понятию «прием», т. е. способ действия (Д. Н. Богоявленский и П. А. Менчинская); мастерство, способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей, способность методично работать (Д. Пойа); отдельные действия, усвоенные человеком, выполняемые сознательно (П. Я. Гальперин, И. Я. Лернер, Н. Ф. Талызина и др.).
Исходя из ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиль подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», в контексте нашего исследования в качестве особо актуальных выделяются общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза - бакалавр: владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование) - ОК-28, владение системой эвристических методов и приемов - ОК-29, готовность к применению технологий формирования креативных способностей — ПК-14, которые позволят будущему педагогу-дизайнеру быть конкурентоспособным специалистом, нацеленным на максимальную профессиональную самореализацию в творческо-исследовательских проектах.
На основе вышеизложенного, мы сформулировали следующее определение исследовательских умений в контексте нашего исследования. Исследовательские умения будуи{их педагогов-дизайнеров, формируемые на основе изучения традиционного народного костюма, представляют собой совокупность систематизированных умений личности, позволяющих осуществлять целепо-лагание, формулирование исследовательской проблемы и построение гипотезы в ходе учебно-познавательной деятельности; сбор, обработю/ информации (этнографической, исторической, искусствоведческой), анализ и ее интерпретацию для разработки творческо-исследовательских проектов по проблеме аутентичности и стилизации народного костюма.
В ходе исследования было выявлено, что существует множество подходов к систематизации исследовательских умений. Мы разработали собственную классификацию, в основу которой была положена логика исследовательской деятельности. Все исследовательские умения нами были объединены в группы.
Первая группа - диагностические умения (определять актуальность и формулировать проблему исследования; выявлять степень изученности исследуемого вопроса в науке).
Вторая группа - проектировочные умения (формулировать цель и задачи исследования; выдвигать гипотезы; определять объект и предмет исследования; выбирать адекватные методы исследования; планировать исследовательскую деятельность; анализировать этнографическую литературу, выявлять особенное и общее в костюме этнических групп чувашей; использовать историко-культурные традиции в создании изделий декоративно-прикладного искусства; проектировать изделия и авторские коллекции на основе владения приемами гармонизации аутентичности и стилизации костюма, определять критерии, методы контроля и оценки результата).
Третья группа - организационные умения (создавать необходимые условия для осуществления исследовательской деятельности; организовывать ис-
12
следование; обосновывать и реализовывать идеи в художественные образы; применять адекватные методы исследования; отслеживать и фиксировать процесс исследования, его промежуточные результаты).
Четвертая группа — оценочные умения (оценивать результаты исследования, определять их значимость; интерпретировать результаты исследования, делать выводы; оформлять результаты исследования в виде доклада, публикации; готовить и осуществлять презентации, графическое оформление планшетного ряда народного костюма с его аннотированным текстовым изложением; представлять костюм, коллекцию костюмов в художественном оформлении; представлять результаты исследования на конференциях, конкурсах и т.п.).
Сформированность исследовательских умений у будущих педагогов-дизайнеров на основе изучения традиционного народного костюма определяется следующими критериями и показателями: мотивационно-потребностныи (интерес к изучению народного костюма, истории его развития; умение анализировать этнографическую литературу, выявлять особенное и общее в костюме этнических групп чувашей; рассматривать традиционный костюм сквозь призму аутентичности и современности; потребность осуществления анализа его особенностей и символического значения элементов; потребность в моделировании костюмов на основе стилизации народного костюма); когнитивный (знание логики, процедур и методов организации и проведения исследования, а также представления результатов; умение при проектировании авторских коллекций использовать знания колористических и композиционных особенностей костюма этнических групп чувашей; знание способов моделирования костюма на основе стилизации народного костюма); деятельностно-практический (владение навыками применения знаний при воплощении замысла в материале, умение в целом организовывать свою исследовательскую деятельность; умение готовить и осуществлять презентации, графическое оформление планшетного ряда народного костюма с его аннотированным текстовым изложением, представление костюма, коллекции в художественном оформлении). Уровнями, позволяющими определить сформированность исследовательских умений, нами выделены низкий, средний, высокий.
В ходе исследования был рассмотрен традиционный народный костюм как этнокультурный и педагогический феномен, его образовательно-воспитательный потенциал в формировании исследовательских умений у будущих педагогов-дизайнеров в условиях вуза. Как этнокультурный феномен, традиционный народный костюм представляет собой художественный комплекс декоративно-прикладного искусства, в котором отражены древнейшие слои культурной памяти народа (духовной, материальной, художественной), его история, символика, этноэстетические представления, выработанные многими веками жизнедеятельности этноса. Как педагогический феномен, традиционный народный костюм, являясь предметом изучения, обладает неисчерпаемым образовательно-воспитательным потенциалом, который заключается в том, что в процессе изучения народного костюма, его особенностей, у обучающихся - будущих педагогов-дизайнеров, появляется возможность, более того, необходимость в приобретении умений анализировать этнографическую литературу, вы-
13
являть особенное и общее в костюме этнических групп чувашей, рассматривать традиционный костюм сквозь призму аутентичности и современности, использовать знания колористических и композиционных особенностей костюма, в частности, этнических групп чувашей при проектировании авторских коллекций, разрабатывать презентации, графическое оформление планшетного ряда народного костюма с его аннотированным текстовым изложением, представлять костюм, коллекцию в художественном оформлении. Отмечая воспитательный потенциал народного костюма, необходимо выделить направленность на развитие ассоциативного мышления, понимание непреходящей ценности народной художественной культуры, все то, что вызывает чувство прекрасного, гордости и любви к своему народу.
Приобщение студентов - будущих педагогов-дизайнеров к народному декоративно-прикладному искусству (в частности, традиционному чувашскому костюму) в системе образования, его эффективное влияние на развитие творческих способностей у обучающихся, во многом зависят от реализации педагогических условий, созданных в рамках образовательного процесса.
В процессе исследования было необходимо раскрыть понятие «потенциал». В педагогической науке потенциал рассматривается как совокупность наличных ресурсов, возможностей в какой-либо деятельности (А. Н. Лутошкин, Ю. П. Сокольников и др.). Отсюда, в контексте нашего исследования потенциал традиционного народного костюма в формировании исследовательских умений у будущих педагогов-дизайнеров рассматривается как совокупность возможностей, имеющихся в народном костюме, которые могут быть использованы в процессе обучения для достижения целей формирования исследовательских умений студентов.
Художественно-эстетические традиции декоративно-прикладного искусства как система этнических ценностей, представлений, творчества народа, передаваемые из поколения в поколение, воссоздаются в творческой, преобразовательной, поисковой и исследовательской деятельности студентов, что обусловливает их использование в формировании у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма. Использование образовательно-воспитательного потенциала чувашского народного костюма в развитии исследовательских умений у студентов в вузе выступает необходимым условием формирования умений творчески решать художественно-педагогические задачи в реализации этнокультурного компонента, что определяет его профессиональную готовность к педагогической и дизайнерской деятельности. В раскрытии основных положений мы исходим из реальных возможностей этнокультурного потенциала чувашского народного костюма. Так, этнографические знания помогают будущим педагогам-дизайнерам овладевать умениями выявлять особенное и общее в костюме этнических групп чувашей, а это важно для того, чтобы в его воссоздании не допускать эклектики.
Закономерно, что традиционный народный костюм, в частности, чувашский народный костюм, является предметом исследования ученых многих наук: этнографии (Н. И. Ашмарин, Н. Гаген-Торн, П. В. Денисов, В. А. Сбоев и др.),
14
искусствознания (Т. А. Крюкова, А. А. Трофимов и др.), истории (П. М. Деби-ров, В. Ф. Каховский, В. В. Николаев, Н. В. Никольский и др.), этнопедагогики (Г. Н. Волков, Л. В. Кузнецова, Т. Н. Петрова и др.). Изучение историко-культурных истоков чувашского народного костюма позволяет будущим педагогам-дизайнерам приобретать знания об этнокультурных параллелях и особенностях (колористических, композиционных и др.) народного костюма при проектировании авторских коллекций, формировать умения разрабатывать презентации, графическое оформление планшетного ряда народного костюма, представлять костюм, коллекцию с аннотированным текстовым изложением. Исследовательские умения будущих педагогов-дизайнеров, формируемые на основе изучения традиционного народного костюма, представляют собой совокупность систематизированных умений личности, позволяющих осуществлять целеполагание, формулирование исследовательской проблемы и построение гипотезы в ходе учебно-познавательной деятельности; сбор, обработку информации (этнографической, исторической, искусствоведческой), анализ и ее интерпретацию для разработки творческо-исследовательских проектов по проблеме аутентичности и стилизации народного костюма.
В глав е дается обоснование педагогических условий формирования у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма: актуализация в содержании дисциплин учебного плана, включающих темы, связанные с народным костюмом, проблемы формирования исследовательских умений; разработка и внедрение в образовательный процесс спецкурса «Формирование у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений в процессе изучения чувашского народного костюма»; создание педагогом проблемного поля для разработки творческо-исследовательских проектов по проблеме аутентичности и стилизации народного костюма; создание аннотированной коллекции народного костюма как учебно-методической базы для проведения студентами научных исследований.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма» раскрываются организация, содержание и результаты экспериментальной работы, проведенной на базе ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». Сроки эксперимента охватили период с 2010 по 2014 гг. Экспериментальная работа проходила в три этапа. Для проведения эксперимента нами были выбраны контрольная (КГ - 29 чел.) и экспериментальная (ЭГ - 29 чел.) группы студентов — будущих педагогов-дизайнеров. Если в контрольной группе формирование исследовательских умений проходило традиционно в рамках учебного процесса, то в экспериментальной группе были реализованы разработанные нами педагогические условия. Первый этап эксперимента был посвящен выявлению реального состояния проблемы формирования у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма, недостатков в этой работе, трудностей.
Основываясь на разработанных нами критериях, были проведены диагностические процедуры (анкетирование студентов, интервьюирование, тести-
15
рование, целенаправленное педагогическое наблюдение, метод обобщения независимых характеристик, специальные творческие задания). Данные этих процедур показали, что уровень сформированное™ у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма по критериям оказался примерно одинаковым у студентов экспериментальной и контрольной групп (табл. 1,2, 3).
Таблица I. Уровни сформированное™ исследовательских умений _студентов по мотивационно-потребностному критерию (исходный сред)_
Уровни
высокий
среднии
низкии
Экспериментальная группа (ЭГ)
абс. кол.
19
%
10,3
24,1
65,6
Контрольная группа (КГ)
абс. кол.
21
%
6,9
20,7
72,4
0,38
>0,05
По мотивационно-потребностному критерию разница в уровнях сформи-рованности исследовательских умений студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной составила: с низким уровнем - на 6,8% ниже, со средним - на 3,4 % выше, с высоким - на 3,4 % выше.
Таблица 2. Уровни сформированности исследовательских умений студентов по когнитивному критерию (исходный срез)
Уровни
высокий
средний
Экспериментальная группа (ЭГ)
абс. кол.
18
%
6,9
31
62,1
Контрольная группа (КГ)
абс. кол.
17
%
13,8
27,6
58,6
0,75
>0,05
По когнитивному критерию разница в уровнях сформированности исследовательских умений студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной составила: с низким уровнем - на 3,5 % выше, со средним - на 3,4 % выше, с высоким - на 6,9 % ниже.
Таблица 3. Уровни сформированности исследовательских умений
Уровни Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ) 1 X Р
абс. кол. % абс. кол. %
высокий 4 13,8 3 10,3
средний 6 20,7 8 27,6 0,46 >0,05
низкии 19 65,5 18 62,1
А ---у £ - - — - ^ »»V«к ^ ш V/ и 1*1 XI —
рованности исследовательских умений студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной составила: с низким уровнем - на 3,4% выше, со средним - на 6,9 % ниже, с высоким - на 3,5 % выше.
На формирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе были реализованы ранее выявленные и обоснованные педагогические условия, направленные на совершенствование процесса формирования у будущих педагогов-
дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма. Основой экспериментальной работы стало внедрение в образовательный процесс программы спецкурса «Формирование у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений в процессе изучения чувашского народного костюма». В процессе ведения спецкурса акцент делался на основательный структурно-композиционный анализ традиционного народного костюма, на первом этапе которого выявлялся силуэт и геометрические формы силуэта. Далее осуществлялся пропорциональный анализ костюма с основными соотношениями форм костюма. На третьем этапе выполнялся ритмический анализ костюма в трех силуэтных изображениях с характерным для народного костюма ритмом. На следующих этапах осуществлялись анализ тональной и цветовой структур костюма с передачей цвета и фактуры элементов костюма. Заключительный этап выделял образную характеристику костюма, его декоративное решение, созданное накладным и навесным декором. Завершался процесс обучения разработкой творческо-исследовательских проектов по проблеме аутентичности и стилизации народного костюма. Данные проекты, как правило, выполнялись в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ, а также в контексте исследований в рамках НИРС.
Исследовательские проекты студентов были представлены на научно-практических конференциях, творческих конкурсах и фестивалях различного уровня. Приведем некоторые из них: участие в Республиканском конкурсе студенческой и учащейся молодежи в области дизайна одежды и ДПИ «Территория стиля» (г. Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, февраль 2012) - II место в номинации «Оберег» (Киськина М. В., коллекция современного чувашского костюма); участие в Международном фестивале «Арт-пространство Амур» (г. Благовещенск, Амурский государственный университет, апрель 2012) - III место в конкурсе декоративно-прикладного искусства «МАСТЕРскаЯ» (Атласкина С. А., коллекция аксессуаров); участие во II Приволжском молодежном конкурсе-фестивале народного творчества «Милли хэзинэ» («Народное достояние») (г. Казань, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, апрель 2012)- I место в номинации «Театр моды» (Киськина М. В., коллекция современной национальной одежды «Илем»); I Приволжском студенческом фестивале народного творчества «Национальное достояние» (г. Казань, Казанский федеральный университет, февраль 2013) - I место в номинации «Декоративно-прикладное искусство» (Просвирнова А. С., свадебный женский костюм низовых чувашей), III место в номинации «Театр моды» (Падуева Н. Н., коллекция мужской одежды); участие в V Региональном конкурсе молодых дарований в области дизайна одежды и декоративно-прикладного искусства «Территория стиля» (г. Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, февраль 2013) - I место в номинации «Оберег» (Падуева Н. Н., коллекция мужской одежды), I место в номинации «Оберег» (Просвирнова А. С., свадебный женский костюм низовых чувашей), I место в номинации «Вне времени» (Шарыпова И. В., коллекция сценической одежды), II место в номинации «Декоративно-прикладное искусство» (Ерофеева О. Н., компо-
17
зиция «Сил5унат»); участие во Всероссийском фестивале-конкурсе «Декоративно-прикладное искусство в современном мире» (г. Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, апрель 2013) — Диплом I степени в номинации «Костюм» (Падуева Н. Н., коллекция мужской одежды), Диплом I степени в номинации «Войлок» (Ерофеева О. Н„ композиция «Силдунат»); участие в Приволжском студенческом фестивале народного творчества «Национальное достояние» (г. Казань, Казанский федеральный университет, декабрь 2014) - Диплом I степени в номинации «Театр моды» (Миронова Г. В., свадебные наряды жениха и невесты в традициях чувашского костюма), Диплом I степени в номинации «Этнодизайн» (Данилова А. А., современное платье в технике плетения бисером), Диплом II степени в номинации (Декоративно-прикладное творчество» (Лашина Т. В., чувашская вышивка в текстильных изделиях).
В завершение экспериментальной работы нами была проведена диагностика сформированное™ исследовательских умений у будущих педагогов-дизайнеров на основе изучения традиционного народного костюма. Итоговые уровни сформированное™ исследовательских умений по критериям после проведения эксперимента представлены в таблицах 4-6.
Таблица 4. Уровни сформированиости исследовательских умений студентов по мотивацнонно-потребностному критерию (итоговый срез)
Уровни Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ) V2 р
абс. кол. % абс. кол. %
высокий 24 82,8 3 10,3
средний 5 17,2 7 24,2 35,67 <0,05
низкий 0 0 19 65,5
* * I---—I---- Г ^ Ъ/Шии
мированности исследовательских умений студентов на итоговом срезе экспериментальной группы по сравнению с контрольной составила: с низким уровнем - на 65,5 % ниже, со средним - на 7 % ниже, с высоким - на 72,5 % выше.
Таблица 5. Уровни сформированиости исследовательских умений студентов по когнитивному критерию (итоговый срез)_
Уровни
высокий
средний
низкий
Экспериментальная группа (ЭГ)
абс. кол.
25
%
86,2
10,3
3,5
Контрольная группа (КГ)
абс. кол.
21
%
10,4
17,2
---72,4 __
По когнитивному критерию разница в уровнях сформированное™ исследовательских умений студентов на итоговом срезе экспериментальной группы по сравнению с контрольной составила: с низким уровнем - на 68,9 % ниже, со средним - на 6,9 % ниже, с высоким - на 75,8 % выше.
18
35,97
<0,05
Таблица 6. Уровнн сформнрованности исследовательски* умений студентов по деятельностно-практическому критерию (итоговый срез)
Уровни Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ) х2 Р
абс. кол. % абс. кол. %
высокий 26 89,7 3 10,3
средний 3 10,3 6 20,7 39,24 <0,05
низкий 0 0 20 69,0
По деятельностно-практическому критерию уровень сформированно-сти исследовательских умений студентов на итоговом срезе экспериментальной группы по сравнению с контрольной составила: с низким уровнем — на 69 % нике, со средним на 10,4 % - ниже, с высоким - на 79,4 % выше.
Для того чтобы выяснить, по какому из критериев произошли наиболее значительные изменения, мы рассмотрели результаты сформнрованности исследовательских умений в экспериментальной группе до и после эксперимента по всем критериям и отметили положительную динамику сформированное™ исследовательских умений студентов экспериментальной группы по данным критериям. Отметим, что по деятельностно-практическому критерию положительных изменений стало больше. Так, например, студентов с высоким уровнем сформированное™ исследовательских умений на конец проведения эксперимента по данному критерию оказалось на 79,4 % больше, тогда как по мотива-ционно-потребностному критерию студентов с таким же уровнем оказалось больше на 72,5 %, по когнитивному критерию - больше на 75,8 %.
Динамика уровней сформированное™ исследовательских умений будущих педагогов-дизайнеров в экспериментальной и контрольной группах по всем критериям в начале и в конце эксперимента представлена в таблице 7.
Таблица 7. Динамика уровней сформированное™ у будущих педагогов-дтайнеров исследовательских умений на основе мучения традиционного народного костюма __по всем критериям (в начале и в конце эксперимента)
Уровни Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ)
в тачале эксперимента в конце эксперимента в начале эксперимента в конце эксперимента
абс. кол. % абс. кол. % абс. кол. % абс. кол. %
высокий 3 10,3 25 86,2 3 10,3 3 10,3
средний 7 24,1 4 13,8 8 27,6 6 20,7
низкий 19 65,6 0 0 18 62,1 20 69,0
X нач-коь 37,10 0,39
<0,05 >0,05
X нач ЭГ-КГ 0,09
Р нлч ЭГ-КГ >0,05
X ков ЭГ-КГ 37,69
Р«он ЭГ-КГ <0,05
Таким образом, обе группы (контрольная и экспериментальная), изначально совпадающие по своим характеристикам, различаются после реализации педагогических условий.
В целом, проведенный нами эксперимент доказывает верность выдвинутой нами гипотезы. Следовательно, эффективность формирования у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма в условиях вуза будет зависеть от соблюдения следующих педагогических условий:
- актуализации в содержании дисциплин учебного плана, включающих темы, связанные с народным костюмом, проблемы формирования исследовательских умений;
- разработки и внедрения в образовательный процесс спецкурса «Формирование у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений в процессе изучения чувашского народного костюма»;
- создания педагогом проблемного поля для разработки творческо-исследовательских проектов по проблеме аутентичности и стилизации народного костюма;
- создания аннотированной коллекции народного костюма как учебно-методической базы для проведения студентами научных исследований.
В заключении изложены следующие выводы.
I . Формирование у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма является насущной проблемой современного профессионально-педагогического образования, которое применительно к данной специальности должно иметь выраженную творческо-исследовательскую, практико-исследовательскую ориентированность. Это вызвано тем, что педагог-дизайнер, воплощая в своей квалификации педагогическую и производственную составляющие, в профессиональной деятельности постоянно находится в творческом поиске новых форм и приемов создания образцов современного костюма, воплощая в нем традиции и новаторство. Это касается как производства, так и работы с учащимися в общеобразовательной школе и в системе дополнительного образования. В этом педагог-дизайнер - современный исследователь, постоянно находящийся в творческом поиске новых идей воплощения художественного образа.
2. Исследовательские умения будущих педагогов-дизайнеров, формируемые на основе изучения традиционного народного костюма, представляют собой совокупность систематизированных умений личности, позволяющих осуществлять целеполагание, формулирование исследовательской проблемы и построение гипотезы в ходе учебно-познавательной деятельности; сбор, обработку информации (этнографической, исторической, искусствоведческой), анализ и ее интерпретацию для разработки творческо-исследовательских проектов по проблеме аутентичности и стилизации народного костюма.
Критериями и показателями, позволяющими определить уровень сфор-мированности этих умений являются: мотивационно-потребностный (интерес к изучению народного костюма, истории его развития; умение анализировать этнографическую литературу, выявлять особенное и общее в костюме этнических групп чувашей; рассматривать традиционный костюм сквозь призму аутентичности и современности; потребность осуществления анализа его особенностей и символического значения элементов; потребность в моделирований
костюмов на основе стилизации народного костюма); когнитивный (знание логики, процедур, методов организации и проведения исследования, а также представления результатов; умение при проектировании авторских коллекций использовать знания колористических и композиционных особенностей костюма этнических групп чувашей; знание способов моделирования костюма на основе стилизации народного костюма); деятельностно-практический (владение навыками применения знаний при воплощении замысла в материале, умение в целом организовывать свою исследовательскую деятельность; умение готовить и осуществлять презентации, графическое оформление планшетного ряда народного костюма с его аннотированным текстовым изложением, представление костюма, коллекции в художественном оформлении); уровнями - низкий, средний, высокий.
3. Изучение будущими педагогами-дизайнерами традиционного народного костюма, интерес к нему, как к художественной ценности, художественному комплексу декоративно-прикладного искусства, находят объяснение в том, что традиционный народный костюм представляет собой этнокультурный феномен, в котором отражены древнейшие слои культурной памяти народа (духовной, материальной, художественной), история, символика, эстетические представления. Как педагогический феномен, традиционный народный костюм, являясь предметом изучения, обладает образовательно-воспитательным потенциалом, заключающимся: в возможности приобретения будущими педагогами-дизайнерами умений анализировать этнографическую литературу, выявлять особенное и общее в костюме этнических групп чувашей; рассматривать традиционный костюм сквозь призму аутентичности и современности; использовать знания колористических и композиционных особенностей костюма этнических групп чувашей при проектировании авторских коллекций; разрабатывать презентации, графическое оформление планшетного ряда народного костюма с его аннотированным текстовым изложением, представлять костюм, коллекцию в художественном оформлении; в развитии ассоциативного мышления, в понимании непреходящей ценности народной художественной культуры.
4. Эффективность формирования у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма зависит от соблюдения следующих педагогических условий:
- акту;шизации в содержании дисциплин учебного плана, включающих темы, связанные с народным костюмом, проблемы формирования исследовательских умений;
- разработки и внедрения в образовательный процесс спецкурса «Формирование у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений в процессе изучения чувашского народного костюма»;
- создания педагогом проблемного поля для разработки творческо-исследовательских проектов по проблеме аутентичности и стилизации народного костюма;
- создания аннотированной коллекции народного костюма как учебно-методической базы для проведения студентами научных исследований.
5. Реализация выявленных и теоретически обоснованных педагогических условий формирования у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма показала повышение уровня сформированное™ исследовательских умений по всем критериям. Студенты с низким и средним уровнем на начальном этапе эксперимента перешли на более высокий уровень сформированное™ исследовательских умений в конце эксперимента, что позволило нам сделать вывод о положительной динамике в формировании у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма. Следовательно, это свидетельствует о подтверждении основного положения гипотезы исследования.
Данное исследование не исчерпывается проведенной нами работой. Дальнейшие изыскания могут затрагивать проблему технологического и методического обеспечения процесса формирования исследовательских умений у будущих педагогов-дизайнеров на основе изучения традиционного народного костюма.
Основное содержание и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
Публикации в eedyufuxрецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
1. Белова, С. Н. Чувашский народный костюм в подготовке педагогов-дизайнеров в вузе / С. Н. Белова // Вестаик Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2013. - № 3 (79) - С 24-29 (0,45 п. л.).
2. Белова, С. Н. Проектирование содержания дисциплины «Чувашское декоративно-прикладное творчество» в условиях нового стандарта высшего профессионального образования / С. Н. Белова // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 2 (14). - С. 130-134 (0,87 п. л.).
3. Белова С. Н. Потенциал традиционного народного костюма в формировании исследовательских умений у будущих педагогов-дизайнеров в условиях вуза [Электронный ресурс] / С. Н. Белова // Науковедение : интернет-журнал. -2014. - № 6. - Режим доступа : http://naukovedenie.ru/PDF/181PVN614pdf. -Загл. с экрана. - DOI.: 10.15862/150EVN614.
Публикации в других научных изданиях:
4. Белова, С. Н. Роль «традиционного» и «инновационного» в подготовке учащихся педагогов-дизайнеров / С. Н. Белова // Творческая природа человека : материалы Рос. науч. конф. - Ижевск, 2009. - С. 28-32 (0,3 п. л.).
5. Белова, С. Н. Декоративно-прикладное искусство в подготовке педагогов-дизайнеров / С. Н. Белова // Проблемы формирования профессионализма у студентов художественно-графического факультета средствами изобразительного искусства : сб. ст. - Чебоксары, 2009. - С. 232-237 (0,31 п. л.).
6. Белова, С. Н. Проблема формального композиционного анализа в дизайне : (на примере народного костюма) / С. Н. Белова // Мода и дизайн. Современная одежда и аксессуары 2009 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Ростов на Дону, 2009. - С. 147-153 (0,37 п. л.).
7. Белова, С. Н. Современные технологии обучения в вузе / С. Н. Белова, Д. И. Белов И Проблемы формирования профессионализма у студентов художественно-графического факультета средствами изобразительного искусства : сб. ст. - Чебоксары, 2010. - Вып. 2. - С. 334-339 (0, 34 / 0,2 п. л.).
8. Белова, С. Н. Системный анализ творческого первоисточника (на примере женского костюма народов Чувашии) / С. Н. Белова // Проблемы формирования профессионализма у студентов художественно-графического факультета средствами изобразительного искусства : сб. ст. - Чебоксары, 2010. -Вып. 2. - С. 224-230 (0,37 п. л.).
9. Белова, С. Н. Проектный метод обучения как условие повышения качества обучения / С. Н. Белова // Современные проблемы в системе профессионального образования Чувашской Республики : сб. ст. - Чебоксары, 2010. -С. 119-122 (0,3 п. л.).
10. Белова, С. Н. Тенденции развития современного дизайна в условиях экологического кризиса / С. Н. Белова, Г. В. Николаева // Компетентностная модель профессионального образования : проблемы проектирования и реализации : материалы Межрегион, науч.-практ. конф. - Оренбург, 2011. - С. 182-188 (0,38 / 0,2 п. л.).
11. Белова, С. Н. Исследование происхождения чувашского костюма на примере артефактов средневековья / С. Н. Белова // Дизайн-образование : моделирование, технологии, интеграция : сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Е. А. Кузиной, Н. Н. Соловьевой. - Чебоксары, 2012. - С. 127138 (0,6 п. л.).
12. Белова, С. Н. Булгарские традиции в костюме чувашей / С. Н. Белова, Д. Ф. Мадуров // Государственность восточных булгар IX—XIII вв. / сост. и науч. ред. Д. Ф. Мадуров. - Чебоксары, 2012. - С. 108-119 (0,6 / 0,2 п. л.).
13. Белова, С. Н. Элементы чувашского народного костюма в современной одежде / С. Н. Белова // Сборник научных статей студентов, аспирантов и преподавателей музыкально-педагогического факультета / Чуваш, гос. пед. унт; отв. ред. Г. Г. Тенюкова. - Чебоксары, 2012.-Вып. 4.-С. 134-139(0,3 п. л.).
14. Белова, С. Н. Культурологический подход к профессиональному развитию личности специалиста / С. Н. Белова // Этнопедагогическая пансофия академика Г. Н. Волкова как фактор социальной безопасности народов в условиях глобализации : (VI Волковские чтения) : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / ред. совет : Б. К. Салаев (пред.) и др. ; редкол. : А. Б. Панькин и др. - Элиста. 2012. - С. 66-67 (0,3 п. л.).
15. Белова, С. Н. Своеобразие орнаментальных композиций в костюме чувашей / С. Н. Белова // Моделирование этнокультурного пространства региона : сб. ст. / отв. ред. Н. Б. Смирнова. — Москва ; Чебоксары ; Алма-Ата, 2012. -С. 35-38 (0,35 п. л.).
16-Белова, С. Н. Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческих способностей студентов / С. Н. Белова // Научные методы и подходы в подготовке педагогов профессионального обучения в области дизайна : коллектив, моногр. / под ред. Б. В. Самсонова, Е. А. Кузиной. - Казань 2012.-С. 176-191 (1 п. л.).
17. Белова, С. Н. Профессиональная подготовка педагогов-дизайнеров в вузе в сфере традиционного народного костюма / С. Н. Белова // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия : материалы меэвдунар. науч.-практ. конф., Казань, 17 - 18 окт. 2013 г. / отв. ред. 3. М. Явгильдина. - Казань, 2013.-С. 642-647 (0,7 п. л.).
18. Белова, С. Н. Традиционный народный костюм в проектном методе обучения по программе «Технология» / С. Н. Белова // Этнопедагогика : проблемы, перспективы . материалы междунар. науч.-практ. конф., 15 нояб. 2013 г. / под ред. А. Б. Панысина. - Москва, 2013. - С. 99-101 (0,3 п. л.).
19. Белова, С. Н. Структурный анализ чувашского народного костюма (в аспекте проектирования, современного костюма) / С. Н. Белова // Этнопедагоги-ческие доминанты в образовании XXI века : проблемы, поиски, решения : сб. ст. / Марийс. гос. ун-т. - Йошкар-Ола, 2014. - С. 5-11 (8 п. л.).
20. Белова, С. Н. Народный костюм как основа творчества педагога-дизайнера / С. Н. Белова // Дизайн-образование : моделирование, технологии, интеграция : сб. ст. : по материалам Всерос. науч.-практ. конф. / Чуваш, гос. пед. ун-т; под ред. Б. В. Самсонова. - Чебоксары, 2014. - С. 154-161 (0,8 п. л.).
Автореферат разрешен к печати диссертационным советом Д 212. 300.01 при ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» 28. 01 .2015 г.
Подписано в печать_. Формат 60X84/16.
Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ. № ¿{90. Отпечатано в отделе полиграфии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» 428000, Чувашская Республика, ул. К. Маркса, 38