Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности

Автореферат по педагогике на тему «Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Тренин, Глеб Александрович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности"

На правах рукописи

ТРЕНИН Глеб Александрович

Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности

Специальность 13.00.02. - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

АВТОРЕФЕРАТ на соискание ученой степени кандидата педагогических

наук

31 ОКТ 2013'

Омск-2013

005536569

' V.*

л

Работа выполнена на кафедре декоративного искусства ГБОУ ВПО г. МОСКВЫ «Московский городской педагогический университет»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор Корешков Валерий Викторович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Ивахнова Любовь Александровна кандидат педагогических наук, доцент Костенко Виктор Ильич Ведущая организация: Магнитогорский государственный

Университет

Защита состоится «26» ноября 2013 г. в 09.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.177.06 в Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, Омск, ул. Партизанская, 4-а, ауд. 413.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета (644099, Омск, ул. Набережная Тухачевского, 14).

Автореферат разослан «26» октября 2013 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета

Сухарев А.И.

4 *

ч

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Новейшая социально-экономическая и политическая ситуации, возникшие в последние время в России, повлекли за собой некоторые перемены во всех областях жизни. Среди них формирование творчески • активной личности, способной к созидательной, продуктивной _ деятельности в современных социальных условиях является проблемой, решение которой требует путей скорейшего поиска реализации.

Решающей силой и важнейшей стратегической целью развития общества является человек, с его идейными устремлениями, нравственными принципами, а также его постоянно развивающийся творческий потенциал. Большие потери на этапах исторического развития общества всегда были связаны с недостатками в воспитании, при отсутствии внимания к человеку, как к самой на иважнейшей ценности современного общества. Следствием все этого стали: нравственные компромиссы, культурная незрелость, снижение престижа духовных ценностей, распространение обывательской потребительской психологии, социальной не адаптированное™ молодого человека. В современных условиях проблема социализации молодежи, социальной адаптированности и интегрированности растущего, бурно развивающегося молодого человека в обществе и одновременного подхода к возможности преобразовательной работы приобретают особое значение, обусловленное с общественной потребностью в формировании творческой, социально полноценно ответственной личности.

В наше время формируется новое гражданское общество, для которого характерен плюрализм в духовной жизни, создание политической и правовой систем, отвечающим мировым демократическим стандартам. Это общество требует сегодня от личности более высокого уровня образования и культуры. Произведения искусства непосредственно участвуют в жизни личности, из века в век формируя культурную жизнь общества.

Сегодня назрела необходимость воспроизводства всего разнообразного объема культурных ценностей. в воспитательно-образовательной системе, потребность в развитии творческих способностей личности, устранения дефицита духовности и культуры в социуме, развития интеллектуальных, духовных способностей у молодых людей. В современном обществе существует необходимость разработки качественно новых современных подходов к происходящим социальным процессам. Следует задуматься о разработке социальных параметрах оценки и прогноза идеологии поведенческой структуры молодежи и возможностей ее адаптации в обществе, что предполагает систему воспитания студенческой молодежи направленную на подготовку к новому уровню развития общества, его культуры и культурной цивилизации. На первом плане стоят задачи расширения традиционных направлений воспитания, устраненее отрыва высшей школы от жизни и социальной практики с ее условиями. В современных условиях обусловленном интенсивным развитием многих процессов и перенастройки всей системы

отношений в обществе заметны, проявления все более массовой социально-культурной активности.

Решение рассматриваемой проблемы становится крайне необходимым, когда возрастает активная роль педагогики в поиске новых современных путей совершенствования социально-культурной среды как основных условия формирования творчески активной личности.

Сегодня основополагающими принципами педагогической науки

является:

- демократизация системы образования, которая предполагает социализацию личности, с высокой политической активностью;

- поиск новых методов и форм обучения, путем сравнительною анализа различных образовательных систем и их концепций; -

- гуманизация образования;

- личностно ориентированная направленность обучения;

- развитие творческого мышления;

- непрерывность образования, опирающеюся на самообразование и саморазвитие;

- возрождение духовных ценностей.

Педагогика на современном этапе предполагает всестороннее раскрытие различных способностей личности, анализа ее индивидуальности. Наше пристальное внимание к проблемам личности обусловлено четкой направленностью образовательного процесса на ее развитие, так как для современного общества нужна социально активная творческая личность, как основная сила общественного культурного прогресса.

Рассматривая и изучая различные воспитательные факторы и программируя их, педагогика стимулирует соответствующую деятельность общества. При этом педагогическая теория, которая раскрывает условия и механизмы взаимосвязи общественной среды и личности, характер регулирующий весь комплекс выполняемых личностью своих социальных функций, развития объективного основания сознания, самосознания, мотивационно-потребностной сферы личности, опирается на философско-социологические положения: Б.Г.Афанасьев, Л.Т.Буева, Н.Иконникова, , В.ТЛисовский, Г.Л.Смирнов, В.Г.Спиркин, Г.Н.Филонов, А.Г.Харчев: -психолого-педагогические: Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, В.М.Бехтерев, Л.Й.Божович, А.А.Бодалвв, В.В.Бойко, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.А.Деркач, А.Н.Леонтьев, А.В,Петровский, Д.Б.Эльконин.

Система образования, широко опирающаяся на научно-теоретическую основу формирования личности, используя различные средства и формы, среди которых высшее художественное образование приобретает особенное значение.

Монументально-декоративное искусство, воздействует на личность и глубоко обогащает ее. Проблема формирования творчески активной личности у студентов средствами монументально-декоративного искусства фактически не рассматривалась в педагогических исследованиях.

Объективно подходя к этому вопросу предполагаете« изучение специальной литературы в различны! областях знания: психология, общепедагогические аспекты, современные положения дидактики обучения, научные труды по развитию личности изобразительным и монументально- • декоративным искусством, а так же работы в области искусствоведения и культурологии.

Особое значение в рассмотрении проблемы комплексного развития личности и ее творческих способностей имеют работы: А.Д.Алехина,

A.Г.Алейниковой, Д.Б.Богоявленской, Е.И.Игнатьева, З.И.Калмыковой,

B.В.Корешкова, В.С.Кузина, А.Маслоу, К.Роджерса, Н.Н.Ростовцева,

A.С.Хворостова, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой и др.

Рассмотрение научно-теоретических трудов позволяет опираться в нашем исследовании на работы многих ученых. В области основ теории учебно-воспитательного процесса являются работы С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, A.M. Матюшкина, М.И. Мамутова М.Н.Скаткина,

B.А.Сластенина и др.

R гал'гстрог-еденяе и ггльтуро.тогк р^оты М.В.А.тпнтора, Р.Арпхейма, ii.i'.baiincpa, Л-З.сфимо^и, ь.Л. oiicmj::, i;.I..Jiоi.т -

В.П.Сысоева, В.Т.Шимко и др.

Проведенный анализ научно - методической литературы по проблеме формирования творчески активной личности средствами монументально-декоративного искусства показал, что данный вид художественного творчества стал достаточно популярен в последние годы.

Нет исследований конкретной направленности в области витражного и мозаичного искусства для студентов высшей школы. Использование монументально-декоративного искусства, в частности искусства витража и мозаики, в процессе формирования творчески активной личности студентов, способствует воспитанию у них чувства красоты, цветовой гармонии, способствует значительному увеличению понимания общехудожественных процессов, а также развитию художественной культуры.

Все вышесказанное дало нам возможность говорить о своевременности и актуальности данной работы.

Проблема этой работы состоит в поиске наиболее эффективных .'способов обучения и форм организации занятий по монументально-декоративному искусству направленных на формирование творчески активной личности студентов. Решение этой проблемы это и есть цель нашего исследования.

Объект исследования - формирование творчески активной личности студента, средствами монументально-декоративного искусства в процессе организации среды с использованием различных декоративных материалов.

Предмет исследования - творческая деятельность студентов на занятиях монументально-декоративным искусством в процессе организации среды.

ГН0С™и активно^ процессе организации среды наиболее^ГГб^ГлГ™ В

с конкретно«

которые "¿ЕгПГс^гГ гги ФТ°РМ" ПР~ внедрены в систему проведения занятий " Те°Ретич™ базе, будут

—ать студентов на

художественных знаний и умений ня?пЯ «»нательное приобретение

активности личности; У ' НШ,Равле"«ь.х на формирование творчес^

раззиза^Г^^емГГеГа^'Г" №СП*ет ™ ^намично педагогического процесса; конкретным условиям проведения

сложности и степши пед^омеш^ ст^мто^^0"" Г" ■задачи исследования:

Теор,ескй ™™ГГ„ч„осТНГ °Р;™С Ф^ирования

Декоративным искусством; »роцессе занятий монументально-

««^.а, .„ро щшЛшсит „ Р ^ ; »обр«,,»»™

- разработать диагностику и Л, УДеНТ°° 3"их кУР<=ов;

.«,„,„„„„ С„С1С„У о6уче„г в

„г- ■

высших учебных заведений! ™ ИСКУССГВ° * среды для

4- . аналитическое наблюдение за ^художественно-творческой

деятельностью студентов на занятиях монументально-декоративным искусством;

- экспериментальное проведение проверки по предлагаемым методам, приемам и формам обучения с целью проверки эффективности условий педагогических разработок;

- проверка полученных результатов и статистический анализ.

Научная новизна исследования:

- решена актуальная проблема и разработана методическая система развития и формирования творчески активной личности средствами монументально-декоративного искусства на примере создания витражных и мозаичных панно;

- определена образовательно-воспитательная, а также развивающая роль декоративной деятельности студентов на примере художественной обработки стекла и мозаичных материалов, ее влияние на формирование их личностных качеств;

- разработан курс лекций по данному предмету.

Теоретическая значимость исследования: опубликован ряд статей на разрабатываемую тематику в научных изданиях.

Практическая значимость определяется тем, что:

- разработана программа по предмету «Монументально-декоративное искусство в формировании среды» для системы высшего художественного образования, направленная на формирование творчески активной личности студентов;

- разработано методическое пособие по выполнению курсовой работы по предмету «Монументально-декоративное искусство в формировании среды», что должно способствовать более полному укреплению пройденного материала у студентов высших учебных заведений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Разработанная, научно и методически обоснованная, экспериментально проверенная программа по предмету «Дизайн и монументально-декоративное искусство в формировании среды». Применение разработанной экспериментальной программы в процессе обучения на факультетах дизайна. Сохранение культурной среды в современном обществе.

2. Организационно-педагогические условия эффективного развития творческой активности у студентов в процессе обучения монументально-декоративному искусству. Развитие художественного мышления личности - важнейший результат художественного развития студента и в тоже время, предпосылка, обеспечивающая более высокий уровень художественно-эстетического воспитания, образования и художественной деятельности в целом.

3. Содержательная модель процесса эффективного развития творческой активности у студентов, обучающихся в системе художественно промышленных ВУЗов, построенная на основе выделенных особенностей

обучения монументалыю-д^.соративному искусству, организационно-педагогических условий и критериев оценки их эффективности.

Достоверность исследования обусловлена:

- опорой на базовые научно-теоретические положения в области психологии, педагогики, искусствознания, культурологии, по вопросам развития творчески активной личности;

- опытно-экспериментальной проверкой предложенной методики, с выявлением, анализом и сравнением динамики изменений творческой активности студентов. Исследование проводилось в три этапа в период с 2007 по 2011 гг.

Первый этап (2007- 2008гг.) - поисково-творческий. В этот период осуществлялось практическое ознакомление с проблемой • исследования, выявлялась ее актуальность, изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная художественно-педагогическая и психологическая литература по исследуемой проблеме. Анализировались учебные планы и программы высших образоззтслмплх учреждений. рэтрабатмвалпсь методика лпытно-экспериментальной работы, в ходе которой составлялись программы наблюдений, проводился анализ творческих работ студентов.

На втором этапе (2008- 2010гг.) основное внимание уделялось опытно-экспериментальной работе. Охваченный период времени позволил объединить в единой методике результаты достаточно длительной исследовательской и опытно-экспериментальной работы по разработке общих требований, предъявленных к преподаванию монументально-декоративного искусства в высших художественных образовательных учреждениях.

На третьем, заключительном этапе (2010-2011 гг.) проводился анализ опытно-экспериментальной работы, обобщались результаты, вырабатывались выводы и методические рекомендации по исследуемой проблеме.

Исследование проводилось в НАНО ВПО «Институт Индустрии

Моды».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось с 2008 по 2013 г.г. в ходе экспериментальной деятельности НАНО ВПО «Институт Индустрии Моды».

Экспериментальная программа апробировалась на базе НАНО ВПО «Институт Индустрии Моды». •,

По итогам исследования опубликованы научные работы: «Монументально-декоративная скульптура в организации окружающей среды и ее влияние на формирование личности». Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна. (Москва-Магнитогорск 2010 г.), «Витраж, как вид монументально-декоративного и прикладного искусства в формировании современной культурной личности». Личность в глобальном мире: пути социокультурной идентификации: материалы Международной конференции «Культурная идентификация молодежи в условиях глобализации». (СПб. 2010 г.), «Искусство мозаики, как вид монументально-декоративного искусства в формировании личности студента». Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического

воспитания. ( Москва 2011 г.). монументально-декоративного искусства

в формировании личности». Процессы модернизации и ценности культуры: ■материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры. (СПб. 2011 г.), «Формирование личности студентов факультетов дизайна на занятиях монументально-■;г::ои?7иг'.к!.!'.\ ¡««"л"-■•С-Л'йо:-' Рг'!';!'гис ли^'т^стт' в обрг'овзтсльп'.г1: системах: материалы докладов XXX международных психолого-педагогических чтений. (1:ОСЮи Н/Д -ОН V.), «Культурное С.-ОС-.-р-НСТВО фррм'трг.па!4*е ЛИЧНОСТИ студентов на занятиях монументально-декоративным искусством». (Казань 2011 г.), «Монументально-декоративное искусство, как средство формирования творческой активности студентов». (Казань 2011 г.), «Искусство . витража, как вид художественно-творческой деятельности и ее влияние на формирование творческой активности личности». Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания. ( Москва 2012 г.), «Искусство-творчество в формировании тв'*г»»ескоЯ г'.тиш'оетт! личности». П\ти и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания. ( Москва 2013 г.).

Диссертационное исследование обсуждалось на заседаниях кафедры декоративного искусства Московского городского педагогического университета.

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕОЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и методы исследования, раскрыты новизна, теоретическая, а так же и практическая значимость работы, достоверность результатов исследования.

В первой главе - «Научно-теоретические и психолого-педагогические основы формирования творчески активной личности». Искусство - это средство, которое делает мир. красивым. Искусство и красота -это неразрывно связанные друг с другом понятия. Искусство и красота оказывают огромное формирующее воздействие на личность, особенно на творческую. •,

Философия рассматривает культуру, как систему исторического; развития обеспечивающей восприятие и изменение социальной жизни во всех направлениях и сферах самореализации личности.

Искусство, из этого понимается как духовная, практическая деятельность, результатом которой - создание оригинально-неповторимых культурных социально-значимых ценностей, установление живых фактов. Открытие новых свойств и закономерностей, а также методов исследования и преобразования мира. Основные признаки: сотворение нового или значимое усовершенствование старого; качественно другой уровень развития человека; оригинальность, неповторимость продукта творческой деятельности, ее нестереотипный, оригинальный характер по созданию нового.

•Развитие художественного мышления личности являе-Ая важнейшим результатом художественного развития студента и в тоже время, предпосылкой, обеспечивающей более высокий уровень художественно-эстетического воспитания, образования и художественной деятельности в целом Художественно-творческая деятельность состоит из некоторых видов: преобразовательная, познавательная, оценочная, воспитательная, коммуникативная, игровая деятельность, которые входят в художественную деятельность благодаря присутствию в них эстетическому аспекту. Главное в художественной деятельности - произведение искусства и его воспитательное

воздействие на личность.

Рассмотрение психолого-педагогической литературы позволяет нам выделить на основе научного анализа основные взаимосвязанные направления для решения проблемы по формированию творческой активности личности студентов. Одно психолого-педагогическое направление в работах: Д.Б. Богоявленского, А.Н. Леонтьева, И.Ф. Талызиной, Б.М.Теплова, Т.Н. Шамовой, и др.

Другое направление, связанное с разработкой принципов, методов и форм активной учебно-познавательной деятельности освещается в трудах: Ю.К. Бабанского, A.M. Данилова, И.Я. Лернера, В.В. Сластенина, М.Н.

Скаткина, И.Ф. Харламова и др.

Художественно-твоческое направление, связанное с изобразительным искусством* в трудах: П.К. Анохина, Р. Архейма, С. Васильева, Е.С. Громова, В.П.Зйнченко, А.Я. Зися, В.И. Кириенко, А. Лилова и др.

Художественно-познавательная деятельность в работах: B.C. Кузина, H.H. Ростовцева, Е.В. Шорохова.

Воспитание, как ценностно-ориентационная деятельность у: A.B. Бакушинского, И.П. Волкова, B.C. Щербакова, В.В. Алексеевой и др.

Объединение этих направлений возможено только в процессе творческой деятельности. Разешение существующей проблемы формирования творческой активности студентов на занятиях монументально-декоративным искусством непосредственно взаимосвязано с разработанной системой приемов и способов, которые будут способствовать активизации учебной художественно-творческой работы студентов, с выявлением наиболее эффективных условий и средств обучения.

Творческая активность - определяющее условие успешной подготовки студентов-художников к будущей профессии. Анализ активности в диалектическом неделимости, образующих сторон позволяет нам сделать вывод - творческая активность будущих специалистов на занятиях монументально-декоративным искусством - это социальное образование, позволяющее видеть, а также планировать многие процессы формирования личности. Собственная творческая активность будущего художника на занятиях монументально-декоративным искусством это важный фактор обучения, и который оказывает важнейшее влияние на общехудожёственную

подготовку студентов.

Большую роль в вырабатывании современной теории, практики и

1 О

методики <Г преподавания монументально-декоративного иСхусства в художественных вузах и формирования творческой активно^ личности студентов является богатый опыт художественных школ реалистической школы изобразительного искусства. На наш взгляд, огромное мировое значение имеет, школа русских художников-педагогов: А.Г. Венецианова, К.Н. Истомина, Н.П. Крымова, Д.Н. Кардовского, П.П. Чистякова и других.

По преодолению проблем,, связанных с задачами обучения, воспитания и формирования творческой активности студентов, имеют работы художников-практиков, дошедши до нас в записях, воспоминаниях, письмах -М.Д. Берштейн, A.A. Дейнека, Д.Н. Кардовский, К.А. Коровин, И.Н. Крамской, Н.П. Крымов, М.В. Нестеров, П.Я. Павлинов, Н.Э. Радлов, Н.К. Рерих, В.А. Серов, И.Е. Репин, A.M. Соловьев, В.А. Фаворский, П.П. Чистяков, Б.Я.

Яковлев и другие. м

Художники-педагоги, они по-разному представляли себе учебный процесс. Каково соотношение учебных и творческих задач во время обучения изобразительному искусству. Собственный опыт давал возможность каждому из них отдавать предпочтение тем или иным задачам обучения, воспитания и формировании личности художника. Их опыт и сегодня используется в педагогической практике художников-педагогов высшей художественной школы. Современные художники-педагоги опираются в своей работе на опыт российской художественно-педагогической школы.

Из анализа психолого-педагогических исследований также выяснилось, что творческая активность личности студентов в значительной мере обусловлена целевой дифференциацией обучения, которая, в свою очередь, выступает частью целостной системой педагогического формирования личности на основе проявления ее индивидуальности. Исследовали выделяют в индивидуализации обучения как общие особенности обучающихся на различных этапах и обучения и развития, так и оптимальные педагогические средства дифференцированного и индивидуального взаимодействия с обучающимися в процессе их обучения в вузе.

Важно рассматривать дифференцированную поддержку развития творческой активности личности и интереса к изучению МДИ с позиции системно-психологической организации процесса обучения в художественном • вузе. Как особая психология обучения МДИ оца строится с учетом - мотивационной и профессиональной ориентации способностей и возможностей студентов, предполагает максимальное развитие каждой личности на всех этапах обучения.

Основной вывод из анализа психолого-педагогических исследований творческой активности личности сводится к следующему. При личностно-ориентированной позиции преподавателя в системе обучения студентов МДИ исходные организационные и педагогические аспекты планирования процесса обучения не только достижения его конечных объективно заданных целей (планируемых учебных результатов - знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства), но и создание индивидуальных условий, необходимых для удовлетворения творческой активности личности каждого

t I

^ * %

студента. *■

Во второй главе «Искусство мозаики и витража, как виды монументально-декоративного искусства». Рассматриваются основные проблемы формирования эстетических и этических идеалов личности, развитие и формирование творчески активной личности - важнейшая проблема нашего времени. Времени, которое приняло • иазыиать зисиок г::ооа:.Ы|ОГО ц'грг'гчпаииочного кризис;», накопившей огромные средства лля вложения в ее творца - человека. Нужны «механизмы», содействующие гармонизации личности, устремляющие к идеалам красоты, добра, творческого созидания. Одним таким механизмом, сохраняющим человека, направляющим его к подлинным ценностям бытия, является чувство единения, сопричастности с отечественной и мировой художественной культурой. С помощью искусства вообще и монументально-декоративного в частности каждая творческая личность по мере своего развития вовлекается в огромное информационное поле, в котором сберегают и передают художественно-эстетические и духовно-нравственные ценности веками сформировывающейся культур ь/. Дл;; художника-педагога, будущего проводником в художественную среду современной культуры, очень важно понять ответственность, которая лежит на нем, поскольку именно от него в значительной мере зависит, все ли наследие, оставленное нам великолепными художниками былого, будет принято и осмыслено следующими поколениями молодых художников..

История обучения изобразительному и монументально-декоративному искусству на различных этапах развития общества доказывает, что это обучение традиционно основывалось на бережном исследовании и творческом обобщении опыта прошлого, изучении и использовании устоявшихся эстетических мерок, стилей, художественных традиций и педагогических позиций. Этот главный принцип актуален и на современном этапе развития системы обучения изобразительному и монументально-декоративному искусству. Верность применения сложившегося опыта обучения изобразительному и монументально-декоративному искусству основывается также на том, что он складывался веками. Прошел многолетнюю проверку практической работой, что и позволило создать и отобрать наиболее вечные образцы, методы, приемы, своего рода эстетические и тождественные эталоны. ■■

Успех формирования творчески активной личности студентов средствами монументально-декоративного искусства обусловливается знанием тех специфических особенностей в изобразительном искусстве (как непосредственно в произведениях изобразительного искусства, так и в изобразительной деятельности, как в творческой деятельности человека), которые определяют собой специфические, закономерные особенности формирования личности.

Монументально-декоративное искусство, как один из видов культурного пространства и в тоже время - это воплощение в жизнь человеческого творчества и свободы личности; многообразие культур и форм его развития. Сформировавшаяся культура свободно приобретает подобие

автономной жизни. Она заф.Сгсирована^ в символах, которые каждому поколению достаются в готовом уже виде и принимаются как общезначимые образцы. Формируется над индивидуальная логика культуры, автономная от каприза отдельного человека и устанавливающая мысли и чувства людей. Справедливо сказать, что и культура создает личность человека. Через культуру личность может приобщаться к творениям гениев, делая их точкой отсчета для своего нового творчества. Но это приобщение выполняется тогда, когда личность начинает не просто наблюдать культурные символы, а воскрешать эти ценности в душе и в своем творчестве.

Осознанная, что на каждом новом этапе развития искусства, идея воспитании, формирования личности о6рстаст »ииерсс к проблемам монументально-декоративного искусства. Именно от него во многом зависит структура, следовательно, и атмосфера жизни современного города. Памятник на площади, декоративное оформление зданий, парковая скульптура в зонах отдыха, участие монументального искусства в оформление станций метро, мемориатг.'. лачятпгге рельефы. фр»с«совые росписи и мозаичные панно в церковном убранстве - это далеко не весь перечень возможностей монументально-декоративного искусства участвовать в жизни современна общества.

Возможности эти далеко еще не исчерпаны о чем свидетельствуют, с одной стороны, пустые пространства плошадей и улиц городов рассчитанные на заполнение ироизьсдсшшми моиумснталыю-дскор<и одного искусства, другой - «типовые» поделки, якобы адекватные современной архитектуре. Вступая в контакт с архитектурой, утверждая свою уникальность воплощения и бытия, в каждом произведении монументально-декоративное искусство стремится решать свою главную задачу: создание духовной наполненности жизни общества. Современное монументально-декоративное искусство способно решать сегодняшние сложные воспитательно-образовательные задачи стоящие перед обществом в формировании творчески активной личности современного молодого человека.

В третьей главе «Экспериментальное исследование процесса формирования творческой активности личности средствами монументально-декоративного искусства» - рассматриваются цели, задачи и этапы экспериментального исследования. Немаловажным фактором, в формировании личнрети студентов на занятиях по монументальцо-декоративному искусству является творческая атмосфера в студенческих группах. Преподаватель имеет возможность управлять потребностно-мотивационной сферой деятельности студентов в системе педагогических установок, которые дали положительный результат. На основе приобретенного опыта, полученных знаний, умений и навыков у большинства студентов возникло стремление к проявлению самостоятельности решения учебно-творческих задач по данному предмету, зародился интерес и желание не только проникать глубоко в сущность явлений и их взаимосвязь по изображению ра1работанион монумсптально-декорзтитгой композиции и композиции объекта, но и находить новые способы их осуществления. Педагогическое

руководство осуществлялось в форме рекоменда€лй и практической помощи в организации творческого композиционного поиска, научно-исследовательской деятельности, при этом учитывались индивидуальные особенности каждого студента, его умение самостоятельно отбирать и перерабатывать необходимую информацию, его интересы и возможности принятия самостоятельного,

неординарного решения.

Формирование личности студентов будет более успешным, если

педагогическое руководство:

во-первых, будет нацеливать студентов на самостоятельное заинтересованное и сознательное приобретение художественных знаний и умений;

во-вторых, преподаватель будет постоянно учитывать индивидуальные особенности студентов, знать и развивать потенциальные творческие возможности и потребности каждого студента оценивать их объективно;

в-третьих, предложенные задания их цели и задачи будут вызывать у студентов творческий интерес к успешному выполнению поставленной задачи.

В процессе формирования личности студентов на занятиях предметом «Дизайн и монументально-декоративное искусство в формировании среды» были определены следующие рекомендации по организации учебной работы:

1. Учебное задание должно вызывать у студентов интерес к работе, положительный эмоциональный настрой, что является первоисточником зарождения потребности в знаниях, умениях и навыках, творческой деятельности. Все это дает посыл студентам к проявлению творческой деятельности, самовыражению в работе над заданием.

2. Учебное задание должно соответствовать целям и задачам дисциплины, вызывать потребность в знаниях, приобретении умений и навыков работы с декоративными материалами при изучении основ монументально-декоративного искусства, умение создания комплексного решения по проектированию и декорированию средового объекта.

Педагогические условия формирования личности составляют такую совокупность процессов и отношений, которая дает преподавателю вуза возможность успешно управлять формированием творческой активности личности на занятиях монументально-декоративным искусством. Педагогический процесс формирования личности студентов является одним из типов взаимодействия преподавателей и студентов. В этом процессе формирования творческой личности ведущее место принадлежит преподавателю, но это не исключает, а предполагает активную позицию студентов. Взаимоотношения преподавателей и студентов в учебном процессе рассматриваются как одно из условий успешного решения задач обучения, в том числе развития личности, а также ответственного отношения студентов к приобретению профессиональных знаний и умений. Студенты, будучи в позиции учителя на педагогической практике, могут самостоятельно ставить перед собой задачи, находить пути их решения, преодолевать возникшие трудности, приходить к собственным выводам. Для развития творческой

необходимо соблюдать

. - умение реализовать такие-

сознательность и доступность, ак^ивнТь „ само-ГИЧеСКИе ПрИНЦИПЫ' как

- знание преподавателемсоет^'М0СГ0Я™™™вобучении; ' Умелое руководство в их фо™*! и*™ ЛИ""°С™ 'ТОов и Деятельности (устойчивости по^Тх ' ^ УЧебн°-п°~тельной интересов, потребностей и цеиГх мотивопТ!' НШ1ИЧИЯ по™™ьных умениями и навыками самостоят,™Г У"еНИЯ' пока™м

овладения

- Умение создавать атмосфер5разовательнойДеятельности); уверенности в силах кажлого Гебояател^Г1'3^ ДобР°™ль„ости, педагогического такта и системы шющрешШ " УВажС"и" к "-—ту,

этапам обучения^ в^е;°тоблюдение ищшш^^ал" ^ —о учебном процессе. индивидуального подхода к студентам в

^^тг^гуг- р»-»

У™™"»»»».»«Р«««у,Г„Т„„"и1 "Р"»^™«, .смысл»« „

На развитие личности деятельности влияют различные внешТеТзл,- учсб™-™знаВатель„ой некие стимулы (внешше по6у^"И; 2ТСТВИЯ' выстУпающие как Следовательно, важнейшими внешними Т 0"" И к "орчеству). студентов являются методы 0бГеТия м?^" РаЗВИ™Я ™с™ искусству. Учебна деятельность ст^енто« пМО"Уме''та™'о-декоратишюму самых различных мотивов, кот™ьГГвЛГтся'сушествляется под влияниеМУ побудителями к ней. Р являются осознанными и внутренними

ГникаетНи°б

стимулы обучения мо„ументально~ат' Ра3"°°бРщнь,е внешние личностно-значимые мотивы учеб ш-ГзГГтс' Т^ ПереХОДЯТ в

Учебная деятельность определяется „е „лГ» Деятельности студентов, мотивами. ДСЛЯется не а многими взаимосвязанными

исследования3""'0"6""" Дисс«и представлены основные выводы

У-бно-п^оГГГи „С Г:ФФ— Управлением

жизненно систем!,«.", анализ объе™ТЛ Р б°Т°Й ст^ентов сегодня педагогических условий. При 7,у2гЫ Пада'°™-ских путей и

желание к учению. Так как имеТшо о^ Г^ И Л°ЛЖНЫ Прояпить ^.сокое интересов в познание, потребностей ^ С°ДеИС^ет вырабатыванию их

содействует формированию ихТичГсти спос°бностей. Самое главное работ дает шшожность

монумен-ЛяЬо-декоративным искусством в различных видах. Прежде всего - ^ художественное творчество выступает в виде профессионального саморазвития и самореализации личности в процессе изучения дисциплин.

Особенность нашего педагогического исследования заключается в раскрытии возможностей учебного процесса в формировании творческой активности личности монументально-декоративным искусством. В процессе обучения преподаватель имеет возможность оказывать влияние на волевые качества и позицию студента в учебной работе, в которой он может осуществить свои идеи, задумки, показать свои личностные качества для успешного освоения художественно-изобразительных и средо-формирующих возможностей монументально-декоративного искусства. Для этого студент должен быть определен на занятиях в положение, при котором он не только объект педагогического воздействия, а субъект взаимосвязанных общественно полезных занятий. Этот подход к объединению всех видов учебной деятельности, направленной на формирование личности, призывает к отбору в учебном процессе орудий, методов и конфигураций обучения. Формы индпы!дуалы!ого подхода в формировании личности обусловливались в исследовании содержанием учебного предмета, сложностью его освосшы, контингентов студентов, их уровнем подготовки, отношением к учебе и методикой препадавания. Особенное значение в художественно-дизайнерской деятельности студентов имеет просмотр произведений искусства великих художников. В них сияют эстетические примеры взаимоотношения человека и мира. Это нужно для того, чтобы личность имела возможность ощутить выразительность изобразительного искусства и архитектуры, принципы красоты, с которыми он общается в учебе. Еще нужно увидеть, пережить содержательную величественность монументально-декоративной формы.

Выделяют три вида общей работы преподавателя ученика, которые находятся во взаимозависимости и дающих единство учения и творчества:

1. Оценочный - творческий разбор, обсуждение работ учащихся,

выполненных на прошлых уроках.

2. Учебный - осваивается новый общий способ решение учебных

задач и заданий в учебно-творческой работе.

3. Самостоятельность учащихся - применение в учебно-творческой работе этого и ранее усвоенных методов в работе над монументально; декоративной композицией, где каждый делает ее по своим личным эскизам.

Из всего выше сказанного, можно сделать такие выводы:

- деятельность в таком жизненном сегменте, как изобразительное искусство связана с активизацией формирования творческой активности личности;

- формирование личности студентов совершается средствами, которые способствующие удовлетворению эстетических художественных потребностей, основываных гармонии и красоте;

- личность студентов развивается в процессе инициативного использования полученных знаний и умений на практике, в во время обучения монументально-декоративному искусству;

г-4-

- .4<чность студентов формируется и развивается процессе деятельного использования постигнутых теорий, законов и правил таких специальных дисциплин: как пропедевтика, * живопись, рисунок, основы композиции, макетирование, скульптура, проектирование в дизайне среды;

- для формирования личности на занятиях монументально-декоративным искусством необходимо находить индивидуальный подход к студентам, который может помочь в раскрытии их способностей и потребности личности;

- формирование личности пролегает сквозь процесс реализации возможностей, обращенных на формирование творческого кругозора студентов к занятиям по монументально-декоративному искусству;

- личность студентов ■ выражается и развивается в процессе достижения основательных положительных эмоций, которые непосредственно связанны с процессами и результатами их деятельности - практическая и познавательная деятельность в области монументально-декоративного искусства.

1. Уровень формирования творческой активности личности студентов на занятиях монументально-декоративным искусством обусловливается эмоциональным уровнем, эстетическими потребностями, мировоззрением, развитием творческих способностей, уровнем познавательной заинтересованности в изучении изобразительного искусства, дизайна и архитектуры.

2. Успех формирования творческой активности личности студентов в процессе обучения в художественном вузе непосредственно зависит от педагогического руководства. Здесь важны, методы самого обучения, чтобы преподаватель предпочетал такие методы, которые могли бы способствовать развитию у студентов художественных способностей таких как, композиционное мышление, умение формировать цветовое, световое, колористическое и объемно-пространственное решение МДИ композиции и всего объекта в целом, выполнению перспективных построений, работой с эскизными идеями и разработками, формированию творческого умения в работе с декоративными материалами используемыми в МДИ.

3. У изобразительного искусства есть большие возможности в формировании творческой активности личности студентов и их художественного мастерства. ' ■

4. Истинное формирование личности в компоненте содержания высоко профессиональной общехудожественного обучения студента заключено в процессе самовоспитании и самообразовании, а также в самосовершенствовании.

5. Результативность формирования творческой активности личности зависет от то учитывает ли преподаватель индивидуальные качества объектов обучения, учен творческий потенциал, уровнь развития творческих способностей. Формировании комплексного подхода к работе со студентами и умения педагогом создать творческую атмосферу в аудитории.

Задача дальнейших исследований состоит в том, чтобы, применяя обнаруженные в данном исследовании теоретические походы к проблеме, базируясь на разработанном понятийном аппарате. Стремиться к усовершенствованию главных идей и выводов, более глубоко вести процесс по развитию' творческих качеств, формирующих личность студентов

средствами монументально-декоративного искусства.

В приложение включен иллюстративный материал, состоящий из фотографий учебных работ студентов выполненных в процессе экспериментального исследования.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК:

1. Тренин Г.А. Монументально-декоративное искусство, как средство формирования творческой активности студентов. К4 94 Казанская наука. №11 2011 г. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2011. -с. 381-383 (0,2 п.л.)

Научно-методические статьи в материалах международных

конференций:

2. Тренин Г.А. Витраж, как вид монументально-декоративного и прикладного искусства в формировании современной культурной личности. Личность в глобальном мире: пути социокультурной идентификации: материалы Международной конференции «Культурная идентификация молодежи в условиях глобализации». - СПб.: Изд-во.Политехи. Ун-та, 2010. -

с. 408-412(0.3 п.л.)

3. Тренин Г.А. Формирование личности студентов факультетов

дизайна на занятиях монументально-декоративным искусством. Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов XXX международных психолого-педагогических чтений. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2011,-4.1. - с. 162-168 (0.5 п.л.)

4. Тренин Г.А. Роль монументально-декоративного искусства в формировании личности. Процессы модернизации и ценности культуры: материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры - СПб.: Изд-во Политехи. Ун-та, 2011.-е. 411-Г-415 (0,3 п.л.)

Научно-методические статьи:

5. Тренин Г.А. Монументально-декоративная скульптура в организации окружающей среды и ее влияние на формирование личности. Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна: периодический научный журнал/ отв. ред. М.С. Соколова, М.В. Соколов. - Москва-Магнитогорск: МаГУ, 2010. - Вып. 6. - с. 147-151 (0.3 п.л.)

6. Тренин Г.А. Искусство мозаики, как вид монументально-декоративного искусства в формировании личности студента. Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания: межвуз. Сб. науч. тр. / отв. ред. В.В. Корешков. - М. ГОУ ВПО МГПУ, 2011. - Вып. 2. - с. 223-229 (0.4 п.л.)

7. Тренин Г.А^ Культурное пространство в формирование личности студентов на занятиях монументально-декоративным искусством. Я4 94 Казанская наука. №4 2011 г. - Казань: Изд-во'Казанский Издательский Дом, 2011— с. 195-197 (0,4 пл.)

8. Тренин Г.А. Искусство витража, как вид художественно-творческой деятельности и ее влияние на формирование творческой активности личности. Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания: межвуз. Сб. науч. тр. / отв. ред. В.В. Корешков. - М. ГОУ ВПО МГЛУ, 2012. - Вып. 3. - с. 295-302 (0,4 пл.)

9. Тренин Г.А. Искусство-творчество в формировании творческой активности личности. Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания: межвуз. Сб. науч. тр. / отв. ред. В.В. Корешков. - М. ГОУ ВПО МГЛУ, 2013. - Вып. 4. - с. 196199 (0.2 пл.)

Основные творческие выставки и проекты

1. Всесоюзная молодежная выставка. 1990 г.

2. Всесоюзная выставка скульптуры. 1991 г.

3. Всероссийская выставка «Россия». 1992 г.

4. Персональная выставка в галерее на Ходынке. 1993 г.

5. Международный арт-проект, галерея «Интерколор» 1995 г.

6. Арт-Манеж, г. Москва. 1997 г.

7. Арт-ЦДХ, г. Москва. 1998 г.

8. Персональная выставка в Государственном музее декоративно прикладного искусства, г. Москва. 1998 г.

9. Арт-Манеж, г. Москва. 2001 г.

10. Арт-проект в саду Эрмитаж, г. Москва. 2001 г.

11. Арт-проект в саду Эрмитаж, г. Москва. 2002 г.

12. Арт-проект в саду Эрмитаж, г. Москва. 2003 г.

I 9

Подписано к печати 09.09.2013 Объем 1.3 п.л. Заказ №27 Тираж 100 экз. НАНОВПОИИМ

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Тренин, Глеб Александрович, Москва

ГБОУ ВПО г. МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СО

Факультет изобразительных искусств Кафедра декоративного искусства

На правах рукописи

ТРЕНИН ГЛЕБ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Монументально-декоративное искусство в формировании творчески активной личности

Специальность 13.00.02. Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство).

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических

наук.

^ со

СО ™

Научный руководитель ™ д.п.н. профессор Корешков В.В.

МОСКВА 2013

Введение

Оглавление

3

Глава 1. Научно-теоретические и психолого-педагогические основы формирования творческой активности

личности_10

1 .¡.Философские и социально-культурологические основы формирования творческой активности

личности_10

1.2. Психолого-педагогические основы формирования творческой

активности личности_29

Выводы по главе 1._54

Глава 2. Искусство мозаики и витража, как виды монументально-декоративного искусства_57

2.1. Монументально-декоративное искусство_57

2.2. Искусство мозаики и технология изготовления некоторых основных видов_74

2.3. Искусство витража_78

Выводы по главе 2._81

Глава 3. Экспериментальное исследование процесса формирования творческой активности личности средствами монументально-декоративного искусства_85

3.1. Проект учебной программы по формированию творческой активности личности на занятиях по монументально декоративному искусству, анализ существующих программ_85

3.2. Опытно-экспериментальные работы по формированию творческой активности личности студентов (констатирующий эксперимент)_90

3.3. Опытно-экспериментальные работы по формированию творческой

активности личности студентов (формирующий эксперимент)_112

Выводы по главе 3._130

Заключение_135

Литература_146

Приложения_165

Приложение 1._165

Приложение 2._171

Введение

Новейшие социально-экономическая и политическая ситуации, возникшие в последние время в России, повлекли за собой некоторые перемены во всех областях жизни. Среди них формирование творчески активной личности, способной к созидательной, продуктивной деятельности в современных социальных условиях является проблемой, решение которой требует путей скорейшего поиска реализации.

Решающей силой и важнейшей стратегической целью развития общества является человек, с его идейными устремлениями, нравственными принципами, а также его постоянно развивающийся творческий потенциал. Большие потери на этапах исторического развития общества всегда были связаны с недостатками в воспитании, при отсутствии внимания к человеку, как к самой наиважнейшей ценности современного общества. Следствием всего этого стали: нравственные компромиссы, культурная незрелость, снижение престижа духовных ценностей, распространение обывательской потребительской психологии, социальной неадаптированности молодого человека. В современных условиях проблема социализации молодежи, социальной адаптированности и интегрированное™ растущего, бурно развивающегося молодого человека в обществе и одновременного подхода к возможности преобразовательной работы приобретают особое значение, обусловленное общественной потребностью в формировании творческой, социально полноценно ответственной личности.

В наше время формируется новое гражданское общество, для которого характерен плюрализм в духовной жизни, создание политической и правовой систем, отвечающим мировым демократическим стандартам. Это общество требует сегодня от личности более высокого уровня образования и культуры. Произведения искусства непосредственно

участвуют в жизни личности, из века в век формируя культурную жизнь общества.

Сегодня назрела необходимость воспроизводства всего разнообразного объема культурных ценностей в воспитательно-образовательной системе, потребность в развитии творческих способностей личности, устранения дефицита духовности и культуры в социуме, развития интеллектуальных, духовных способностей у молодых людей. В современном обществе существует необходимость разработки качественно новых современных подходов к происходящим социальным процессам. Следует задуматься о разработке социальных параметров оценки и прогноза идеологии поведенческой структуры молодежи и возможностей ее адаптации в обществе, что предполагает систему воспитания студенческой молодежи направленную на подготовку к новому уровню развития общества, его культуры и культурной цивилизации. На первом плане стоят задачи расширения традиционных направлений воспитания, устранение отрыва высшей школы от жизни и социальной практики. В современных условиях, обусловленных интенсивным развитием многих процессов и перенастройки всей системы отношений в обществе, заметны проявления все более массовой социально-культурной активности.

Решение рассматриваемой проблемы становится крайне необходимым, когда возрастает активная роль педагогики в поиске новых современных путей совершенствования социально-культурной среды как основных условия формирования творчески активной личности.

Сегодня основополагающими принципами педагогической науки являются:

- демократизация системы образования, которая предполагает социализацию личности с высокой политической активностью;

- поиск новых методов и форм обучения путем сравнительного анализа различных образовательных систем и их концепций;

- германизация образования;

- личностно ориентированная направленность обучения;

- развитие творческого мышления;

- непрерывность образования, опирающаяся на самообразование и саморазвитие;

- возрождение духовных ценностей.

Педагогика на современном этапе предполагает всестороннее раскрытие различных способностей личности, анализа ее индивидуальности. Наше пристальное внимание к проблемам личности обусловлено четкой направленностью образовательного процесса на ее развитие, так как для современного общества нужна социально активная творческая личность, как основная сила общественного культурного прогресса.

Рассматривая и изучая различные воспитательные факторы и программируя их, педагогика стимулирует соответствующую деятельность общества. При этом педагогическая теория, которая раскрывает условия и механизмы взаимосвязи общественной среды и личности, характер регулирующий весь комплекс выполняемых личностью своих социальных функций, развития объективного основания сознания, самосознания, мотивационно-потребностной сферы личности, опирается на философско-социологические положения: Л.Т.Буева, В.Т.Лисовского, Г.Л.Смирнов, В.Г.Спиркина, Г.Н.Филонова, А.Г.Харчева; психолого-педагогические: Б.Г.Ананьева, В.М.Бехтерева, Л.Й.Божовича, А.А.Бодалва, В.В.Бойко, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.А.Деркач, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, Д.Б.Эльконина.

Система образования, широко опирающаяся на научно-теоретическую основу формирования личности, использует различные средства и формы, среди которых высшее художественное образование приобретает особенное значение.

Монументально-декоративное искусство воздействует на личность и глубоко обогащает ее. Проблема формирования творчески активной личности у студентов средствами монументально-декоративного искусства фактически не рассматривалась в педагогических исследованиях.

Объективно подходя к этому вопросу предполагается изучение специальной литературы в различных областях знания: психология, общепедагогические аспекты, современные положения дидактики как теории обучения, научные труды по развитию личности средствами изобразительного и монументально-декоративного искусства, а так же работы в области искусствоведения и культурологии.

Особое значение в рассмотрении проблемы комплексного развития личности и ее творческих способностей имеют работы:

A.Д.Алехина, А.Г.Алейниковой, Д.Б.Богоявленской, Е.И.Игнатьева, З.И.Калмыковой, В.В.Корешкова, В.С.Кузина, А.Маслоу, К.Роджерса, Н.Н.Ростовцева, А.С.Хворостова, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой и др.

Рассмотрение научно-теоретических трудов позволяет опираться в нашем исследовании на работы многих ученых. В области основ теории учебно-воспитательного процесса являются работы С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, A.M. Матюшкина, М.И. Махмутова, М.Н.Скаткина,

B.А.Сластенина и др.

В искусствоведение и культурологи на работы М.В.Алпатова, Р.Арнхейма, Б.Р.Виппера, А.В.Ефимова, Е.А.Заевой-Бурдонской, В.И.Локтева, В.П.Сысоева, В.Т.Шимко и др.

Проведенный анализ научно - методической литературы по проблеме формирования творчески активной личности средствами монументально-декоративного искусства показал, что данный вид художественного творчества стал достаточно популярен в последние годы.

Нет исследований конкретной направленности в области витражного и мозаичного искусства для студентов высшей школы. Использование монументально-декоративного искусства, в частности искусства витража и мозаики, в процессе формирования творчески активной личности студентов, способствует воспитанию у них чувства красоты, цветовой гармонии, способствует значительному увеличению понимания общехудожественных процессов, а также развитию художественной культуры.

Все вышесказанное дало нам возможность говорить о своевременности и актуальности данной работы.

Проблема этой работы состоит в поиске наиболее эффективных способов обучения и форм организации занятий по монументально-декоративному искусству, направленных на формирование творчески активной личности студентов это и есть цель нашего исследования.

Объект исследования - формирование творчески активной личности студента, средствами монументально-декоративного искусства в процессе организации среды с использованием различных декоративных материалов.

Предмет исследования - творческая деятельность студентов на занятиях монументально-декоративным искусством в процессе организации среды.

Гипотеза исследования - формирование творчески активной личности студентов, средствами монументально-декоративного искусства в процессе организации среды наиболее успешным будет, если:

- теоретический процесс обучения крепко связан с конкретной художественно-практической деятельностью студентов;

- предлагаемый объем знаний, методы и формы проведения занятий, которые основаны на современной научно - теоретической базе, будут внедрены в систему проведения занятий;

- педагогическое руководство будет нацеливать студентов на самостоятельное, заинтересованное и сознательное приобретение художественных знаний и умений, направленных на формирование творческой активности личности;

- структура содержания занятий существует как динамично развивающаяся система, адекватная конкретным условиям проведения педагогического процесса;

- задания систематизированы и подготовлены для разного уровня сложности и степени подготовленности студентов.

Задачи исследования:

- исследовать научно-теоретические основы формирования творчески активной личности в процессе занятий монументально-декоративным искусством;

- проанализировать психофизиологические, педагогические и дидактические основы развития личности студентов:

- рассмотреть исторически сложившиеся технику и технологии, а также методы обучения монументально-декоративному искусству;

исследовать современную систему обучения и выявить возможности успешной учебно-воспитательной работы в области изобразительного искусства, в процессе приобщения к искусству витража и мозаики;

- разработать структуру и содержание занятий по художественному изготовлению витражей и мозаичных панно для студентов 3-их курсов;

- разработать диагностику и критерии оценки уровня формирования современной, высококультурной творчески активной личности студентов;

- апробировать экспериментальным путем разработанную в процессе исследования систему обучения с комплексом учебных заданий.

Для выполнения поставленных задач на этапах опытно-экспериментальной работы использовались разные методы исследования:

- анализ, обобщение и изучение педагогической, методологической, научно-методической, специальной литературы по теме исследования;

- изучение и анализ существующих учебных программ по предмету дизайн и монументально-декоративное искусство в формировании среды для высших учебных заведений;

аналитическое наблюдение за художественно-творческой деятельностью студентов на занятиях монументально-декоративным искусством;

- экспериментальное проведение проверки по предлагаемым методам, приемам и формам обучения с целью проверки эффективности условий педагогических разработок;

- проверка полученных результатов и статистический анализ.

Научная новизна исследования:

- разработана методическая система и решена актуальная проблема развития и формирования творчески активной личности средствами монументально-декоративного искусства на примере создания витражных и мозаичных панно;

- определена образовательно-воспитательная, а также развивающая роль декоративной деятельности студентов на примере художественной обработки стекла и мозаичных материалов, ее влияние на формирование их личностных качеств;

- разработан курс лекций по данному предмету.

Теоретическая значимость исследования:

- разработан теоретически обоснованный курс лекций по данному предмету;

-опубликован ряд статей на разрабатываемую тематику в научных изданиях.

Практическая значимость определяется тем, что:

разработана программа по предмету «Монументально-декоративное искусство в формировании среды» для системы высшего художественного образования, направленная на формирование творчески активной личности студентов;

- разработано методическое пособие по выполнению курсовой работы по предмету «Монументально-декоративное искусство в формировании среды», что должно способствовать более полному укреплению пройденного материала у студентов высших учебных заведений.

Достоверность исследования:

- опирается на базовые научно-теоретические положения в области психологии, педагогики, искусствознания, культурологии, в вопросах развития творчески активной личности;

- обусловлено опытно-экспериментальной проверкой предложенной методики, с анализом, сравнением и выявлением динамики изменений творческой активности студентов.

Исследование проводилось в три этапа в период с 2007 по 2011 гг.

Первый этап (2007- 2008гг.) - поисково-творческий. В этот период было осуществлено практическое ознакомление с проблемой исследования, а также рассматривался вопрос ее актуальности, изучалась и всесторонне анализировалась российская и зарубежная художественно-педагогическая, психологическая, искусствоведческая и

культурологическая литература по исследуемой проблеме. Изучались и подвергались всестороннему рассмотрению учебные планы и программы высших образовательных учреждений, разрабатывалась методика будущей опытно-экспериментальной работы, в ходе которой

разрабатывались программы наблюдений, проводился анализ художественно-творческих работ студентов.

На втором этапе (2008- 2010гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа. Этот период времени дал возможность объединить в единую методику результаты научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы, в ходе которой были разработаны общеметодические требования, предъявляемые к преподаванию монументально-декоративного искусства в высших художественных образовательных учреждениях.

На третьем, заключительном этапе (2010-2011 гг.) проводился анализ опытно-экспериментального исследования, в котором обобщались результаты. На этом этапе были сделаны выводы и методические рекомендации по исследуемой нами проблеме.

Исследование проводилось в НАНОО «Институт Индустрии Моды».

В исследовании приняли участие 160 студентов 3-их курсов.

Глава 1. Научно-теоретические и пснхолого-педагогическне основы формирования творчески активной личности

1.1 Философские и социально-культурологические основы формирования творческой активности личности

Рассматривая, изучая художественно-творческую работу или деятельность студентов, нам надо обратиться к философии, которая дает определение понятия «художественная деятельность». «Художественная деятельность - деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. Художественная деятельность включает в себя различные виды человеческой деятельности: преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую, которые входят в нее благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту. Художественная деятельность возникает из потребности вычленить эстетическое отношение из других человеческих отношений и видов деятельности. Центр