автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Музыка Э. Грига в учебно-воспитательном процессе на музыкальных факультетах педагогических учебных заведений
- Автор научной работы
- Деменко, Наталья Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Деменко, Наталья Владимировна, 2002 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Творчество Э. Грига в контексте современной теории и практики преподавания музыки.
§1. Специфика профессиональной подготовки учащихся-музыкантов на современном этапе.
§2. Творчество Э.,Грига, его роль в формировании художественного сознания учащихся-музыкантов, выработке профессионально-значимых умений и навыков.
ГЛАВА II. Произведения Э.Грига в исполнительских классах музыкальных учебных заведений.
§1. Особенности интерпретации фортепианных сочинений Э. Грига.
§2. Методологические принципы и методические подходы к изучению произведений Э. Грига в музыкально-исполнительских классах.
ГЛАВА III. Задачи, организация и содержание опытно-экспериментальной работы.
ВЫВОДЫ.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Музыка Э. Грига в учебно-воспитательном процессе на музыкальных факультетах педагогических учебных заведений"
ном обществе со всей остротой встаёт вопрос общения, межкультурной коммуникации. Во различных народов заметная роль принадлежит /сству, которое - как часть национальной культуры
0 с процессами, происходящими в обществе. Это >ует теоретического осмысления как с социокультурной, ой позиций. ческой науки проблема подготовки специалистов уровня и профессиональной квалификации, отвечающей ваниям, имеет важное значение. Выявление сущности звания, поиск целесообразных форм и методов эты, направленной на воспитание творчески мыслящей юй культуры, не может осуществляться без включения
1 в широкий пласт ценностей мировой культуры. В яие учащихся к музыке Эдварда Грига, имя которого мире своего рода символом национального норвежского зобствует воспитанию всесторонне развитой личности, м художественным кругозором, богатством духовного ть, что изучению творческого наследия Э. Грига, 1ния известных российских музыковедов: Б.В.Асафьева а (1958), О.Е.Левашевой (1962), а также норвежских ансена (1934), Ф.Бенестад и Д.Шельдеруп-Эббе (1986). ремени проведения указанных исследований прошло вторых, в перечисленных трудах практически не -ические аспекты работы над произведениями Э. Грига в ельских классах. Между тем, в современном коде» произведения этого композитора (в частности, используются чрезвычайно широко. Это касается не только учащихся младшего возраста, но и студентов музыкальных ВУЗов различного профиля. Поэтому представляется важным изучение теоретических и практических аспектов освоения музыки Грига в процессе профессиональной подготовки специалиста в области музыкальной культуры, в частности, учителя музыки общеобразовательной школы.
Сказанным определяется актуальность темы исследования, отвечающего на реальные запросы практики преподавания в музыкально-исполнительских классах учебных заведений, специализирующихся на подготовке учителей музыки.
Цель исследования - выявление педагогически благоприятных условий художественно-творческого и профессионального развития будущего учителя музыки в процессе освоения творчества Грига.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в исполнительских классах музыкальных факультетов (отделений) педагогических училищ (колледжей) и ВУЗов.
Предмет исследования - учебная работа над фортепианными произведениями Грига; уточнение специфики и характерных особенностей этой работы; определение путей ее оптимизации.
Гипотеза исследования:
1. Творчество Грига, открывая учащемуся своеобразный пласт мировой художественной культуры, представленной именами Г.Ибсена, Б.Бьернсона, У.Булля, А.Тидеманна и др., имеет основания рассматриваться как принципиально важный компонент профессиональной подготовки учителя музыки.
2. На материале сочинений Грига, являющих собой органичный синтез музыкального фольклора и оригинального композиторского творчества, могут демонстрироваться и анализироваться в ходе занятий механизмы трансформации этномузыкальной культуры в профессиональную художественную культуру.
3. В силу своих поэтических особенностей («картинность», декоративность, богатство и разнообразие колоритов, ярко выраженное звукоизобразительное начало) произведения Грига обладают необходимыми ресурсами при формировании и развитии художественно-образного мышления учащегося-музыканта, в частности, способствуют упрочению ассоциативных связей между музыкой и другими видами искусства (литературой, живописью и др.).
4. Работа над фортепианными произведениями Грига, фактура которых отличается как от классической (Гайдн, Моцарт, Бетховен), так и романтической, шопеновско-листовской фактуры, органично и естественно вводит учащегося-музыканта в сферу пианистической культуры конца XIX -начала XX столетия, существенно расширяя арсенал выразительно-технических (исполнительских) приемов и средств, необходимых для профессионального становления и роста будущего учителя-музыканта.
Задачи исследования:
1. В контексте углубленного изучения творческого наследия Э. Грига, познакомить учащихся-музыкантов с национальной культурой и образцами художественного творчества народов Скандинавии; расширить общеэстетический и профессиональный кругозор будущих учителей музыки.
2. Проанализировать особенности норвежского музыкального фольклора и специфику его преломления в сочинениях Э. Грига (в процессе музыкально-исполнительского освоения учащимися произведений композитора).
3. Выявить образно-поэтическую природу творчества Грига; высветить генетические связи композитора с национальной художественной традицией; одновременно подчеркнуть близость Грига к эстетике и композиторской технологии таких мастеров, как Шуман и Чайковский.
4. Провести педагогический анализ сочинений Э. Грига, входящих в современный учебно-педагогический репертуар и школьные программы по музыке.
5. Охарактеризовать манеру инструментального (фортепианного) письма Грига, проанализировать типичные для композитора приемы и способы музыкальной выразительности; предложить учащимся конкретные методические рекомендации, направленные на оптимизацию внутриклассной работы над произведениями композитора.
6. Проверить выдвинутые теоретические и методические положения в соответствующей экспериментальной работе.
Методологической базой исследования послужили: а) теоретические и методологические подходы к профессиональной подготовке учителя, сформулированные представителями отечественной дидактики ((Ю.К. Бабанский, Е.А. Леванова, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Г. Плохова, М.Н. Скаткин и др.), философии и культурологии (Т.И. Бакланова, А.В. Богданова, Н.И. Киященко, Е.И. Шапинская и др.), психологии (Е.Ф. Крупник, А.В. Петровский, В.И. Петрушин и др.), а также специалистами в области преподавания музыки (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Б.Д. Критский, Е.И. Максимов, А.В. Малинковская, А.Н. Малюков, О.П. Радынова, Л.А. Рапацкая, Е.Н. Николаева, Г.П. Стулова, Г.М. Цыпин, Т.Л. Якубовская); б) принципы целостного анализа музыкальных произведений, акцентирующие выявление индивидуального - в общем, единичного и особенного — в стилистической целостности (Л.А.Мазель, В.А.Цуккерман); в) идеи Б.Л.Яворского о стилевом анализе музыкального материала; г) концепция исторического музыкознания, воплотившаяся в трудах Б.В.Асафьева.
Методы диссертационного исследования включали в себя: - теоретический анализ специальной литературы то теме диссертации (педагогика, методика музыкального воспитания и образования, музыкознание, мемуарные и научно-критические источники, посвященные творчеству Грига); обобщение опыта работы над произведениями Грига, накопленного ведущими российскими и зарубежными (норвежскими) специалистами в области преподавания музыки;
- обобщение и анализ собственного педагогического опыта автора исследования;
- методы эмпирического уровня - целенаправленные педагогические наблюдения, анкетирование, беседы с учащимися, анализ их музыкально-исполнительских действий, педагогический эксперимент.
Новизна исследования:
- Проведен историко-теоретический и музыкально-педагогический анализ творчества Грига; в контексте профессиональной подготовки будущего учителя музыки рассмотрены связи искусства Грига с родственными ему явлениями и художественными феноменами в западно-европейской культуре (скандинавские страны) второй половины XIX века;
- Раскрыты и проиллюстрированы на примере творчества Грига механизмы трансформации музыкального фольклора в профессиональное искусство; явления такого рода введены в педагогический контекст, рассмотрены в рамках будущей деятельности учителя музыки;
Выявлены художественно-стилевые и выразительно-технические особенности инструментальной музыки Грига; созданы необходимые предпосылки для профессионально-углубленного подхода учащихся к трактовке фортепианных (и других) произведений композитора;
- Охарактеризованы в плане музыкального исполнительства и педагогики основные фортепианные сочинения Грига («Лирические тетради», Соната ор.7, Баллада в форме вариаций ор.24, «Норвежские народные песни и танцы» ор.17, 66 и др.), чем введен принципиально важный компонент в профессиональную подготовку учителя музыки;
- Проведен сравнительно-сопоставительный анализ произведений Грига с музыкой других выдающихся мастеров - как его предшественников (Р.Шуман), так и современников (П.Чайковский); тем самым выявлены в музыкально-историческом аспекте перекрестные связи и взаимоотношения между различными художественными феноменами европейской культуры описываемого периода.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы могут быть использованы как в ходе индивидуальных занятий с учащимися, так и рамках соответствующих лекционных курсов («История исполнительского искусства», «Методика обучения музыкальному искусству» и др.). Отдельные теоретико-методологические положения, содержащиеся в диссертации, могут быть экстраполированы в смежные области художественно-творческой педагогики (литература, изобразительное искусство, народное творчество).
На защиту выносятся следующие положения: 1. Изучение произведений Грига в исполнительских классах музыкальных учебных заведений вводит учащихся в широкий художественно-стилевой контекст, образованный творчеством выдающихся деятелей культуры и искусства Норвегии и других скандинавских стран. Ознакомление учащихся с этим своеобразным и важным пластом европейской культуры следует рассматривать как существенный структурный компонент профессиональной подготовки учителя музыки, способствующий расширению его эрудиции, обогащающий потенциал специальных знаний в области мирового искусства.
2. Являясь образцом высокохудожественной трансформации народно-песенной и танцевальной культуры (фольклора) в профессиональное искусство, творчество Грига вырабатывает у учащегося понимание важности и значимости этномузыкальных истоков и стимулов в деятельности музыканта. Тем самым придается необходимая направленность процессам формирования профессионального сознания (профессиональной ментальности) будущего учителя музыки.
3. Произведения Грига, будучи использованными в учебно-образовательном процессе, создают оптимальные условия для формирования художественнообразного мышления учащегося; инициирования деятельности фантазии и воображения, активизации ассоциативных «механизмов», развития всего комплекса специальных музыкальных способностей.
4. Музыка Грига - пример подлинно творческого развития художественных традиций. Не порывая с корнями европейской музыкальной культуры (Моцарт, Шуман, Брамс, Верди и др.), Григ дал живительный импульс развитию европейской музыки в новых исторических условиях, обогатил ее поэтическую сферу, расширил арсенал выразительно-изобразительных приемов и средств. На примере произведений Грига возможно демонстрировать учащимся творчески инициативное и высокохудожественное отношение к традициям, характерное для ряда выдающихся мастеров второй половины XIX — первой половины XX столетия (Чайковский, Сибелиус, Барток, Стравинский и др.).
5. Фортепианные сочинения Грига, отличающиеся, как правило, многообразием звуковых колоритов, сочностью тембровых красок, оригинальностью и изобретательностью пианистического письма, предполагают владение весьма специфическими приемами игры, что раздвигает в итоге музыкально-исполнительские горизонты учащихся, умножает их технические ресурсы.
Апробация основных положений настоящего исследования осуществлялась: а) в ходе практической (преподавательской) и опытно-экспериментальной работы на музыкальном факультете Ml 11 У; б) через публикацию материалов по теме исследования; в) в ходе выступлений с докладами на научно-практических конференциях, а также в процессе обсуждения диссертации на кафедре музыкальных инструментов Ml 11 У.
Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и списка литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ВЫВОДЫ
1. Творчеству Грига принадлежит важная роль в учебно-образовательном процессе на музыкальных факультетах (отделениях) педагогических учебных заведений. Вводя учащихся-музыкантов в особый, своеобразный художественный мир, Григ-композитор открывает перед учащимися целый пласт европейской художественной культуры, представленный, наряду с его собственной музыкой, творчеством его современников и соотечественников — литераторов, драматургов, живописцев, деятелей театра и др. Настоящее исследование показало: использование в ходе учебной работы над произведениями Грига методологического принципа синтеза искусств в процессе их изучения, педагогическая интерпретация этого синтеза, - все это позволяет высветить и охарактеризовать то, что сближает музыку композитора с творчеством представителей других видов и жанров искусства; тем самым выявляются поэтические мотивы, образы, сюжеты, настроения, типичные как для самого Грига, так и для его творческого окружения, шире — типичные для большинства выдающихся представителей искусства Скандинавии второй половины XIX - начала XX вв.
2. Природа и характер художественной образности, специфика выразительно-изобразительных средств, используемых Григом, не могут быть освоены учащимися вне обращения и углубленного изучения этномузыкальных истоков и стимулов деятельности композитора. Сам принцип педагогического подхода к явлениям и феноменам художественной культуры с позиций их генезиса предписывает трактовку произведений Грига в неразрывном единстве и органической связи с норвежским музыкальным фольклором, что нашло отражение в особенностях мелоса, гармонии, метроритма и т.д. Именно этот принцип и его актуализация в учебном процессе показывает учащимся действие механизмов трансформации народного искусства в профессиональное творчество.
Изучение этих механизмов на примере творческой деятельности Грига играет принципиально существенную роль в ходе подготовки учителя музыки современной школы.
3. Освоение творческого наследия Грига в педагогических учебных заведениях требует выявления связей этого творчества с традициями европейской музыкальной культуры, требует, иными словами, «контекстового» подхода к анализу сочинений композитора. Такой подход позволяет обнаружить художественно-смысловые нити, соединяющие музыку Грига с творчеством композиторов-романтиков (Ф. Лист, Р. Шуман), с произведениями русских мастеров (П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков); с творчеством европейских музыкантов, которые в той или иной мере, прямо или опосредовано продолжали и развивали традиции Грига, опирались на них (Б.Барток, М.Равель).
4. Произведения Грига в силу своей богатой и многоплановой w образности, живописной иллюстративности, красочности колорита и т.д., создают оптимальные условия для формирования художественно-образного мышления учащихся-музыкантов, способствуют упрочению ассоциативных связей в их сознании между музыкой и другими видами искусства, инициируют развитие всего комплекса общих и специальных музыкальных способностей.
5. Фортепианные сочинения Грига естественно вводят учащегося в сферу пианистической культуры второй половины XIX - начала XX вв.; работа над этими сочинениями существенно расширяет арсенал выразительно-технических (исполнительских) приемов и средств, необходимых для будущей профессиональной деятельности учителя музыки.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Деменко, Наталья Владимировна, Москва
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. Учебное пособие. — М.: Прометей, 1990. 186 с.
2. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта. М.: МПГУ, 2001. 5,25 п. л.
3. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1983. 112 с.
4. Адмони В.Г. Творческий путь Б. Бьёрнсона. В кн.: Б.Бьернсон. Пьесы. М.: Искусство, 1961. с.5-26
5. Адмони В.Г. Творческий путь Г.Ибсена. В кн.: Ибсен Г. собр. соч. в 4-х томах. М.: Искусство, 1956. I т. — 5-25 с.
6. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. — Киев: Музична Украша. 1974.- 163 с.
7. Алексеев А.Д. Интерпретация музыкальных произведений. Учебное пособие. М.: Изд. ГМГТИ им. Гнесиных, 1984. - 91 с.
8. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. В 3-х ч. М.: Музыка. Чч.1 и II - 1988. - 415 с. Ч. Ill - 1982. - 286 с.
9. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. — М.: Музгиз, 1961.-272 с.
10. Ю.Алексеев А.Д. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX -первой половины XX века. В 2-х томах. М.: «Композитор», 1995. -т.1-328 с.
11. П.Алексеев А.Д. Творчество музыканта-исполнителя. М.: Музыка, 1991.- 104 с.
12. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Учебное пособие. М.: Владос, 2000. - 336 с.
13. З.Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. Воронеж, 1998. — 350 с.
14. Н.Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков. Автореф. дис. . докт. пед. наук. — М., 1987. 32 с.
15. Амонашвилли Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Ш.Амонашвилли, 1996. - 496 с.
16. Антология педагогической мысли. В 3-х т. /Сост. К.И. Салимова, Г.Б. Корнетов. М.: Высшая школа. Т. II — 1989. - 462 с.
17. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
18. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки. Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1986. - 37 с.
19. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.: МГОПИ, 1994. - 10 п.л.
20. Асафьев Б.В. Григ. Л.: «Музыка», 1984. 88с.
21. Асафьев Б.В. О народной музыке. Л.: Музыка, 1987. - 248 с.
22. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М.: Просвещение, 1982. 192 с.
23. Бакланова Т.И. Программа интегрированного искусства. — М.: Рино, 1996. 15 п.л.
24. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — Л.: Музыка, 1974.-336 с.
25. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Сов композитор, 1979. -352 с.
26. Бергер Л., Катаев В. Вновь открытая симфония Грига. //Советская музыка. М.,1986. - №6
27. Блок В. Об Эдварде Григе и не только о нем. // Музыкальная академия. М., 1994. - №4
28. Бенестад Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ человек и художник; Пер. с норв. - М.: Радуга, 1986. - 376 с.
29. Богданова А.В. Музыка и власть. Пост-сталинский период. — М.: Наследие, 1995. -432 с.
30. Бьёрнсон Б. Пьесы. М.: Искусство, 1961. — 615 с.
31. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборники научных трудов. Вып. 1-8. /Под. Ред. А.Н.Малюкова. М.: МПГУ, 1997-2002 гг.
32. Власов В. Эдвард Григ. //Музыкальная жизнь. М., 1968 - №11 - с.17.18
33. Воронцов Г. Художественное произведение как проблема понимания. // «Философские исследования». М., 1999,№2. — с. 158168.
34. Выготский JI.C. Психология искусства. Ростов н/Д: «Феникс», 1998. -480с.
35. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. /Общ. Ред. С.М.Хентовой. М. - Л.: Музыка, 1966. - 315 с.
36. Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера три мира. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. — 640 с.v.
37. Гамсун Т. Кнут Гамсун мой отец /Пер. с норв. Л.Горлиной, О.Вронской. - М.: ТЕРРА, 1999. - 494 с.
38. Глазунова Г.Ф. Фортепианная музыка норвежских композиторов первой половины XX в. Проблемы интерпретации: Автореферат диссертации кандидата искусствоведения. М.: 1993. - 27с.
39. Григ Э. Мой первый успех. Автобиографический очерк, 1905. // Эдвард Григ. Избранные статьи и письма. Общ. ред. О.Е.Левашева, М., 1966, с.43-71
40. Григ Э. Избранные статьи и письма. Общ. ред. О.Е. Левашевой. М.: «Музыка», 1966. 447с.
41. Гриндэ Н. История норвежской музыки: Пер. с норвеж. Л., ^ «Музыка», 1982. 191 с.
42. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: «Флинта», 1998. -428 с.
43. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном исполнительстве. В кн.: Выдающиеся педагоги-пианисты о фортепианном искусстве. - М. -Л., 1966, с. 109
44. Гохман В.М. География культурных традиций и ее место в их комплексном использовании. // Сов. Этнография, 1981 №2 с. 110112.
45. Дельсон В.Ю. Генрих Нейгауз. М.: Музыка, 1966. - 186 с.
46. Друскин М.С. Музыкальная культура Норвегии. В кн.: Друскин М.С. История зарубежной музыки XIX века. М., Музгиз, 1958. с.287-311
47. Друскин М.С. Григ и норвежская культура. В кн.: Друскин М.С. Зарубежная музыкальная культура второй половины XIX века. М., «Музыка», 1964, - с.89-95
48. Житомирский Д.В. Роберт Шуман. М.: Музыка, 1964. 880 с.
49. Ибсен Г. Избранные произведения. М.: Искусство, 1956. 328 с.
50. Ильина Т.А. Педагогика. М., «Просвещение», 1984. 495с.
51. Ильин И. А. Путь духовного обновления. В кн.: И.А. Ильин «Путь к очевидности», М., «Республика», 1993, с.236
52. Иоффе И.И. Синтетическая история искусств. Л.: ОГИЗ, 1933. — 568 с.
53. Исландские саги. Под ред. Циммерлинга А.В. М.: Языки русской культуры, 2000. 648 с.
54. Исполнительская подготовка учителя музыки. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030700 — Музыкальное образование. М.: «Флинта», «Наука», 1999. — 203 с.
55. История педагогики и образования. /Под ред. Пискунова А.И. М.: «Сфера», 2001.-512.
56. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб.:1Л., 1996. - 231 с.
57. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М.: « Педагогика, 1990. 140 с.
58. Каузова А.Г. Гуманно-личностный подход и развивающие тенденции в фортепианно-исполнительском обучении. //Музыкант-педагог. (Преподаватель) №4. М., 1999. - с.33-36.
59. Киященко Н.И. От эстетического опыта к эстетической культуре. // Эстетическая культура. М.: ИФРАН, 1996. - с. 9-31.
60. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1983. - 63 с.
61. Коган Г.М. Избранные статьи. М.: Сов.композитор, 1972. 266 с.
62. Краевский В.В. Методология педагогики. Чебоксары, Изд. Чувашек, ун-та, 2001.-244с.
63. Кремлев Ю.А. Клод Дебюсси. М.: Музыка, 1965. 792 с.
64. Кремлев Ю.А. Эдвард Григ. М., Музгиз, 1958. 237с
65. Критский Б.Д. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического исследования. М.: Искусство в школе, 2000.-242 с.
66. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на личность. -М.: ИП РАН, 1999.-234 с.
67. Ланге К., Эствед А. Норвежская музыка. М.: «Музыка», 1967. -103с.
68. Левашева О.Е. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. Издание 2-е. М., «Музыка», 1975. 624с.
69. Левашева О.Е. Гимн миру. Из творческих замыслов Грига. // Советская музыка. М., 1962 №1, с. 61-67
70. Лейтес Р.Э. Песни Грига. -М., 1967. 191 с.
71. Лейтес Р.Э. По следам зарубежных изданий. Новые материалы о норвежском композиторе Э.Григе. //Советская музыка. -М., 1968. -№7, с. 87-92.
72. Лейтес Р.Э. «Пер Гюнт». // Муз. жизнь, 1953, № 23
73. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.:1. Знание, 1976.-64 с.
74. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. — М.: Музыка, 1988.-236 с.
75. Лихачев Б.Д. Педагогика. Курс лекций. — М.: Прометей, 1996. — 463 с.
76. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., «Прометей», 1993. — 528 с.
77. Лобанов М. Григ, Шопен и .новгородские ауканья. // Музыкальная академия, 2001. №2.- с. 135-144.
78. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М.,1991. 376с.
79. Мазель Л.А. Исследование о Шопене. М.: Сов композитор, 1971. — 248 с.
80. Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. М., «Советский композитор», 1982. 328с. (184-221)
81. Максимов Е.И. Российские музыканты-самородки. — М.: Сов. Композитор. 1987. - 199 с.
82. Малинковская А.В. Белла Барток пианист. // Вопросы фортепианного искусства. Вып. 11. М.: ГМПИ им Гнесиных. - с. 553.
83. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: «Феникс», 1999. - 256 с.
84. Мариупольская Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. М.: Прометей, 2002. 12,75 п.л.
85. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т. 37. М., Л., 1938. 351с.
86. Мартынов И.И. Морис Равель. М.: Музыка, 1979. 335 с.
87. Мартынов И.И. Сергей Прокофьев. М.: Музыка, 1974. 500с.
88. Мастера советской пианистической школы. / Ред. А.А.Николаева. — М.:Музгиз, 1961.-238 с.91 .Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993. - 268 с.
89. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.
90. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. /Отв. Ред. Э.Б.Абдуллин. М.: МПГУ, 1999. - 117 с.
91. Мильштейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов. М.: Музыка, 1975.-471с.
92. Мильштейн Я.И. Советы Шопена пианистам. М,: Музыка, 1967. — 119 с.
93. Мильштейн Я.И. Ференц Лист. М.: Музыка, 1967. 654 с. t> 97.Михеева Л.В. Эдвард Григ. - М.: Музыка, 1965. - 107 с.
94. Михеева Л.В. Певец Норвегии. В кн.: Музыка - детям. Вып. 3. -Л., 1976, с. 126-134
95. Мохов Н.Н. Известен ли нам «Пер Гюнт». //Муз. жизнь 1989, №17 с. 19-21
96. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие. Под ред. Л.В. Школяр. М.: «Академия», 2001. - 232 с.
97. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. — М.:Музгиз, 1958. — 319 с.
98. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. М.: Сов композитор, 1975. -528 с.
99. Николаев А. А. Взгляды Г.Г.Нейгауза на развитие пианистического мастерства.// Мастера советской пианистической школы. М. - Л.: Музгиз, 1954.-е. 238.
100. Николаев А.А. Исполнительские и педагогические принципы А.Б. Гольденвейзера. // Мастера советской исполнительской школы. -М.: Музгиз,. 1961.-с. 115-167.
101. Николаев А.А. Очерки по истории фортепианной педагогики и истории пианизма. — М.: Музыка, 1980. — 112 с.
102. Николаев А.А. Из бесед с учениками. // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М. - Л.: Музыка, 1966.-с. 111-144.
103. Николаева А.И. К проблеме понимания музыкального стиля. — М.: МПГУ, 1999.-63 с.
104. Педагогика. Учебное пособие. / Сластенин В.А., Исаев И.Ф.Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. М., 1998. - 512с.
105. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Пассим, 1994. -303 с.
106. Подласый И.П. Педагогика. М. «Владос», 2000. - Кн.1 — 576с.
107. Подласый И.П. Педагогика. — М., «Владос», 1999. Кн. 2 -156 с.
108. Плохова М.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. Учебное пособие. М.: Сфера, 1996. 15 п.л.
109. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. В 2-х ч. Учебное пособие. М.: Владос, 1997.4.1 - 605 е., ч. II - 397 с.
110. Радынова О.П. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников. Автореф. дисс. .докт. пед. наук. М.,1999. - 52 с.
111. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994.-143с.
112. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. -М.-.Прометей, 1991. 137 с.
113. Розинер Сага об Эдварде Григе. — М., «Музыка», 1972. — 221 с.
114. Ройтерштейн М.И. Музыкальный язык. Учеб. Пособие. М.: МГПУ им. Ленина, 1973. - 135с.
115. Рубинштейн А.Г. Литературное наследие. В 3-х томах. М.: Музыка, 1983. Т. 1 -216 с.
116. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984. -84 с.
117. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. Учебное пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 480 с.
118. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика. Инновационная деятельность. М., 1997.
119. Соловцов А. Н.А.Римский-Корсаков. М.: Музгиз, 1948. 219 с.
120. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л.: Сов. Композитор, 1961.-271с.
121. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учебное пособие. — М.: Владос, 2002. — 176 с.
122. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1981,т.З, 269 с.
123. Творческая педагогика накануне нового века. Материалы I научно-практической конференции М.:МПГУ, 1997.4.1 - 232 е., 4.2-90 с.
124. Теория и методика обучения игре на фортепиано. /Под ред. А.Г.Каузовой и А.И.Николаевой. М.: Владос, 2001. - 366 с.
125. Фейнберг С.Е. Путь к мастерству. Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 1. -М., 1965, с.79
126. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. — М.: Научно-творч. Центр «Консерватория», 1994. 260 с.
127. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. СПб.: «Алетейя», 2001. — 320 с.
128. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
129. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки. Дисс. докт. пед. наук. М., 1977. - 361 с.
130. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М.: Интерпракс, 1994. - 374 с.
131. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. Учебное пособие. — М.: МГПИ, 1975. 106 с.
132. Чайковский П.И. Автобиографическое описание путешествия за границу в 1888 году. Полн. собр. соч. Т. 2. Литературные произведения и переписка, т.2. М. 1965, с.345-346.
133. Человек. Язык. Искусство. Материалы международной научно-практической конференции М.: МПГУ, 2001. - 283 с.
134. Чемберджи В.Н. В путешествии со Святославом Рихтером. М., РИК «Культура», 1993.- 13,18 п.л.
135. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Вып. 1 и 2. -М.:Аллегро-пресс, 1994. Вып. 1 -215 е., вып. 2 173 с.
136. Шапинская Е.Н. Искусство и эстетика. М.: Прометей, 1997. -12 п.л.
137. Школяр Л.В. Музыкальное искусство как учебный процесс в начальной школе. Автореф. дисс. . докт. пед. наук. М, 1992. - 43 с.
138. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание СПб.: «Алетейя», 2000. - 240с.
139. Эйнар Стин-Нокленберг. На сцене с Григом. М.: «Верже-АВ», 1999.-416с.
140. Якубовская Т.Л. Вопросы теории и практики музыкально-эстетического воспитания в педагогическом наследии В.Н.Шацкой. М.: МПГУ, 1995. - 10 п.л.
141. Dale К. Edvard Grieg's pianoforte music. // London : Music and Letters, 1943.
142. Desmond A. Grieg's songs.// London : Music and Letters, 1943.
143. Foster B. The songs of Edvard Grieg. Aldershot, 1990.
144. Haugen E., Cai C. Ole Bull: Norway's romantic musician and cosmopolitan patriot. Madison, 1993.
145. Horton J. Grieg's Slatter for piano.// London : Music and Letters, 1945.
146. Horton J. Ibsen, Grieg and Peer Gynt. .// London : Music and Letters, 1945.
147. Horton J. Scandinavian music. A short history. London, 1963.
148. Lange K. Norwegian music, a survey. Oslo, 1971.
149. Layton R. Grieg. London: Omnibus Press, 1998, p.p. 160.
150. Monrad Johansen D. Edvard Grieg. Oslo, 1959.
151. Schjelderup-Ebbe D. A study of Grieg's harmony: with special reference to his contributions to musical impressionism. Oslo, 1953.
152. Schjelderup-Ebbe D. Edvard Grieg. 1858-1867 (with special reference to the evolution of his harmonic style). London, 1964.
153. Schlotel B. Grieg. BBC Music Guides, London, 1986.