Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Проблемы массового музыкального воспитания в педагогическом наследии Н. Я. Брюсовой

Автореферат по педагогике на тему «Проблемы массового музыкального воспитания в педагогическом наследии Н. Я. Брюсовой», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Минор, Наталия Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Проблемы массового музыкального воспитания в педагогическом наследии Н. Я. Брюсовой», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Проблемы массового музыкального воспитания в педагогическом наследии Н. Я. Брюсовой"

На правах рукописи

МИНОР Наталия Николаевна

ПРОБЛЕМЫ МАССОВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Н.Я.БРЮСОВОЙ

Специальность 13.00.02 - теория и методика

обучения музыке

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 1998

Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете на кафедре пения и хорового дирижирования

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

кандидат педагогических наук,

доцент СОКОЛОВА О.П.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

доктор педагогических наук, МАЛЮКОВ А.Н.

кандидат педагогических наук,

доцент МОРОЗОВА З.П.

Ведущая организация - институт художественного образования Самарского государственного педагогического университета.

Диссертационного совета Д 053.01.13 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 109172, Москва, Новоспасский переулок, д.З,корп.З, ауд.313, музыкально-педагогический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

и

Автореферат разослан ".и." ...^.М/. .1998 года

Защита состоится

часов на заседании

Учёный секретарь Диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Современное общество как никогда остро ощущает дефицит культуры человека. Важным вкладом в решение данной проблемы является приобщение детей к музыкальному искусству, которое призвано не только заинтересовать школьников музыкой и воспитать в них музыкальную культуру, но и способствовать глубокому пониманию жизни, активно участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты.

До настоящего времени сохраняет актуальность проблема создания таких педагогических условий, при которых раскрытие творческого потенциала ребёнка стало бы нормой.

В решении этой проблемы немаловажную роль играет изучение вопросов истории, связанных с музыкальным воспитанием, в частности, с вопросами становления и развития массового музыкального образования и воспитания.

Несмотря на то, что вопросами истории музыкальной педагогики занимались в разное время такие учёные-музыканты, как В.И.Адищев,

0.А.Апраксина, Л.А.Баренбойм, Т.Н.Батуринская, Л.В.Кикнадзе, ДЛЛокшин, С.Н.Морозова, Т.Л.Якубовская и др., работ, посвящённых изучению истории отечественного музыкально-педагогического наследия, немного. Недостаточно полно исследованы педагогические воззрения и деятельность многих крупных музыкантов-педагогов, плодотворно работавших в дореволюционной России.

Вопросы массового музыкального воспитания привлекали внимание таких прогрессивных музыкантов-педагогов как А.Л.Маслов, С.В.Смоленский, А.Д.Кастальский, В.Н.Шацкая, М.А.Румер, БЛ.Яворский, Н.Я.Брюсова, А.Д.Городцов и др. Но в связи с отсутствием единой системы образования и в силу необязательности музыкальных занятий в дореволюционной России их методы музыкального воспитания не нашли широкого применения. Октябрьская революция дала возможность исполниться давнишней мечте музыкантов-педагогов о построении системы массового музыкатьного воспитания. Изменение правового положения музыки позволило сохранить, воплотить и развить плодотворные идеи педагогов-реформаторов как дореволюционного периода, так и тех, кто включился в активную работу в области ггановления педагогики массового музыкального воспитания в первые "оды после Октября (Н.Л.Гродзенская, М.М.Койранская, В.Г.Каратыгин, -Т.М.Ковия, А.А.1Деншин и др). Одним из организаторов и проводников >тих идей была Н.Я.Брюсова (1881-1951гг.) - талантливый педагог, видный деятель музыкального просвещения, чьё музыкально-педагогическое гаследие до сих пор мало изучено и не востребовано.

О деятельности Н.Я.Брюсовой упоминали в своих работах известные 1узыканты-педагоги - В.Белый, Б.В.Асафьев, Ю.В.Келдыш, Э.А.Апраксина, Д.Л.Локшин, Е.В.Назайкинский, Л.А.Баренбойм,

1.Б.Кабалевский, К.В.Головская, В.И.Адищев и мн. др. При этом авторы

единодушно отмечают её роль и заслугу в становлении массового музыкального воспитания в России. Однако эти материалы имеют, как правило, односторонний характер, а мозаичный анализ ее педагогической деятельности не даёт единой и целостной картины творческого облика Н.Я.Брюсовой.

Педагогическая деятельность Н.Я.Брюсовой была связана с решением проблем разностороннего развития личности средствами музыкального искусства. Поэтому её педагогическое наследие, выдвигаемые ею пути и приёмы развития музыкального творчества детей, представляют большой интерес и практическую ценность для развития современной теории и практики массового музыкального воспитания.

Изучение педагогического наследия Н.Я.Брюсовой позволяет осветить неизвестные страницы русской музыкальной педагогики, связанные с развитием отечественной музыкально-методической мысли и становлением методики музыкального воспитания.

Это определяет необходимость исследования педагогического наследия НЛ. Брюсовой, ее вклада в решение многих проблем музыкального воспитания. Основные труды и рукописи, отражающие идеи этого выдающегося педагога и музыканта, нетронутым багажом лежат в личном архиве ЦРГАЛИ.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена: ^необходимостью всестороннего и критического освоения педагогического опыта и теоретических изысканий музыканта-педагога, оставившего яркий след в методической мысли России первой половины XX века; 2) важностью распространения этого опыта и методических разработок в Сегодняшней музыкально-педагогической практике, которая далеко не полно использует достижения выдающихся мастеров русской общеобразовательной школы.

Цель исследования - анализ и обобщение результатов научно-педагогической деятельности Н.Я.Брюсовой по развитию и становлению массового музыкального воспитания детей и взрослых в общеобразовательных школах России первой половины XX века.

Объектом исследования является научно-педагогическое наследие и практическая деятельность Н.Я.Брюсовой в области массового музыкального воспитания.

Предметом исследования является процесс музыкального воспитания детей и взрослых в общеобразовательных учебных заведениях.

Задачи исследования;

1. Определить основные этапы деятельности Н.Я.Брюсовой. Выявить истоки формирования педагогических и музыкально-просветительских взглядов.

2. Проанализировать и обобщить основные педагогические идеи и направления работы Н.Я.Брюсовой по вопросам массового музыкального воспитания.

3. Показать основные формы и приёмы работы Н.Я.Брюсовой по массовому музыкальному воспитанию и показать их актуальность в современных условиях.

Методологической основой исследования явились: психологическая теория целостного восприятия музыкального произведения (Е.В.Назайкинский, А.Н.Леонтьев и др.); теория психологического механизма воображения и условий творческой деятельности (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, В.А.Моляко и др.); положение о природосообразности методов педагогического процесса (Я.А.Коменский и его последователи); положение о единстве процессов воспитания и обучения (К.Д.Ушинский и его последователи); принцип деятельностного подхода к получению музыкальных знаний (О.А.Апраксина, Г.М.Цыпин, Ю.Б.Алиев, Э.Б.Абдуллин и др.).

Методы исследования: поиск и систематизация архивных материалов Н.Я.Брюсовой; гносеологический и онтологический анализ (цеятельносгный и процессуальный аспекты) проблемы массового музыкального воспитания в наследии Н.Я.Брюсовой; метод реставрации; комплексный подход к рассматриваемой проблеме; историческое интервью; анализ рассматриваемой методики с позиций современности.

Настоящая диссертация является результатом исследования широкого круга источников. Для того, чтобы полно представить их характеристику, мы распределили источники по следующим группам:

1. Опубликованные работы Н.Я.Брюсовой.

2. Архив Брюсовой в ЦГА России и ЦРГАЛИ (более 200 единиц хранения, каждая из которых содержит от 1 до 170 листов и более). В архивных материалах можно выделить следующие разделы: фортепианные сочинения Н.Я.Брюсовой; статьи; доклады, лекции, выступления; программы, проекты, уставы; дневники, записные книжки, воспоминания; письма Н.Я.Брюсовой; письма к Н.Я.Бртосовой; материалы к биографии; клавир детской оперы; фотодокументы.

Основная часть материалов вводится в оборот впервые.

3. Архив В.Я.Брюсова в ГБЛ.

4. Публикации, посвященные деятельности НЛ.Брюсовой.

5. Материалы русских и современных исследователей, посвященные проблемам музыкального воспитания, общей и музыкальной педагогике, музыкальной психологии, музыкальной культуре, истории культуры и образования.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нём впервые предпринята попытка' целостного исследования творческого наследия и просветительской деятельности выдающегося музыканта-педагога Н.Я.Брюсовой. В диссертации впервые выявлены и обобщены результаты её практической деятельности, а также взгляды на содержание, характер, пути и методы массового музыкального воспитания детей и взрослых. Впервые в музыкальной педагогике рассмотрен генезис и

развитие проблемы слушания музыки в отечественном массовом музыкальном воспитании. Раскрыты и проанализированы приёмы и методы руководства процессом слушания музыки в педагогической практике Н.Я.Брюсовой и показана их преемственность с современной методикой. Впервые представлена и проанализирована оригинальная методика творческого развития детей на примере сочинения оперы и сформулированы условия оптимального проявления творческих способностей.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что: а) впервые в истории музыкальной педагогики в научный оборот вводятся архивные материалы, посвященные педагогической деятельности Н.Я.Брюсовой; б) педагогические идеи Н.Я.Брюсовой рассмотрены в их содержательной и структурной взаимосвязи; в) основные музыкально-педагогические взгляды Н.Я.Брюсовой по вопросам массового музыкального воспитания выведены на уровень теоретических обобщений.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что её результаты и выводы могут быть использованы при дальнейшей научной разработке вопросов истории массового музыкального воспитания, в курсе лекций по для студентов музыкально-педагогических факультетов, в педагогической деятельности учителя музыки по организации разнообразных форм работы с детьми.

Апробация: результаты исследования сообщались на кафедре пения и хорового дирижирования МПГУ (Москва, 1990г.), на научных конференциях СГПИ (1992-97гт.), на межвузовских конференциях (Саратов, 1992г., Москва, 1995г.); опубликованы в статьях и тезисах молодых учёных Саратовского пединститута (1991-1993гг.), проанализированы и обобщены в учебном пособии "Н.Я.Брюсова и её школа музыкального образования" (Саратов, 1994г.); использованы соискателем в лекциях по истории музыкального образования.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цель, объект, предмет и задачи исследования, излагаются методологические и теоретические основы и методы исследования, научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе "Основные этапы общественно-педагогической деятельности Н.Я.Брюсовой (1881-1951 гг.)" проанализирован путь становления и развития Надежды Яковлевны как учёного, музыканта и педагога.

В первом параграфе показаны "Истоки становления личности и формирование мировоззрения Н.Я.Брюсовой (1881-1904 гг.)".

Годы учёбы в Московской консерватории дали Надежде Яковлевне очень много: она приобрела профессионально-исполнительские навыки игры на фортепиано и глубокие знания в области теории музыки.

В старом доме Брюсовых на Цветном бульваре происходили знаменитые "среды", на которых творились судьбы если не всероссийского, то во всяком случае московского модернизма. Посещали "среды" А.Белый, К.Бальмонт, З.Гиппиус и многие другие известные поэты, писатели, музыканты. Предметом частых обсуждений на этих "средах" были две основные категории символизма как одного из модернистских литературных направлений эпохи рубежа веков - это понятия "творчества" и "музыки". Обсуждетга важнейших вопросов эстетики, этики, вопросы культуры, истории, литературы, поэзии, музыки сформировали у Н.Я.Брюсовой широкое мировоззрение и понимание роли духовных ценностей в развитии общества. Тема творчества в музыке становится главным эстетико-философским вопросом, интересовавшим её на протяжении всей жизни.

Начиная с 1903 года, Надежда Яковлевна приобщается к литературной деятельности, печатая критические рецензии и заметки в журнале "Весы" под псевдонимом Сунанда. Этот журнал был основан Валерием Брюсовым и являлся крупнейшим литературным центром русского модернизма.

Итак, в первый период (1881-1904гг.) становления личности Н.Я.Брюсовой сформировались такие черты её характера, как жажда к знаниям, трудолюбие, целеустремлённость, критические и аналитические способности, желание заниматься педагогической и научной работой, широта интересов, культура языка и склонность к писательскому труду. Брюсова получила широкое образование не только по теории музыки и специальному фортепиано, но и была эрудированным человеком и в других областях знаний. Её внимание привлекают проблемы философии, истории и литературы. Многообразие её интересов и окружение семьи определило широкий круг её общения со многими известными выдающимися деятелями культуры и прюсвещения XX века.

Во втором параграфе проанализировано "Формирование научно-педагогических и просветительских взглядов Н.Я.Брюсовой до 1917 года (в Народной консерватории, Частной музыкальной школе, университете им. А.Л.Шанявского)".

Круг основных музыкально-эстетических тем, интересовавших Н.Я.Брюсову в этот период, связан с выявлением сущности музыки, с размышлениями о музыкальной форме, о её пространственно-временной природе и восприятием музыки слушателем.

Самым значительным событием в жизни Брюсовой и в деле музыкального просвещения в начале века было участие в организации и работе Московской Народной консерватории (1906-1916 гг.). В Народной консерватории Н.Я.Брюсова ведёт курс слушания музыки, который был введён в программу впервые в истории музыкального образования и которому она придавала большое значение. Она считала, что слушание

музыки станет одной из основ как профессионального, так и массового музыкального образования и воспитания.

С другой стороны, Брюсову не удовлетворяла работа только со взрослым населением. Несомненно, просветительство, основанное на лучших отечественных и мировых традициях, порождает тот культурный слой почвы, без которого невозможно создание широкой основы у нации для развития полноценного творчества и без которого любое общество неминуемо обречено на неудачу. Но Брюсова понимает, что нужно идти дальше задачи распространения готовых элементов культуры среди взрослого населения. Она пытается выработать методы творческого развития детей и с этой целью организовывает Частную музыкальную школу (1907-1917 гг.), где являлась единственным преподавателем.

Ставя целью своей Частной школы воспитать гармонически развитую личность, творца жизни, дать ученикам знания и приблизить образование к жизни, Брюсова решала педагогические и музыкально-методические вопросы в неразрывном единстве. Не случайно она называла свою школу общеобразовательной. Она сумела создать в ней педагогическую лабораторию. В школе царила творческая атмосфера как для учителя, так и для учеников.

Используя передовые идеи методистов-музыкантов (Зарина, Маслова и др.), Брюсова идёт дальше, вырабатывая конкретные приёмы и методы музыкального воспитания, используя при этом одновременно несколько видов деятельности (пение, слушание, игру на музыкальных инструментах) с включением в них элементов творчества, вырабатывает принцип художественности и доступности в подборе репертуара, вводит свою методику неформального изучения музыкальной грамоты. Музыкальное воспитание детей Брюсова связывает с развитием эмоциональной стороны восприятия через развитие слуховых навыков и творческого потенциала ребёнка. По её мнению, это должно было помочь детям обогатить их жизненный опыт и повысить активность восприятия окружающей жизни.

Наиболее серьёзной педагогической удачей Брюсовой можно считать её работу в области творческого развития детей с постепенным введением элементов творчества во все виды музыкальной деятельности. Брюсова одна из первых в музыкальной педагогике дореволюционного времени принимается за решение этой наиболее сложной и по сей день нерешённой проблемы.

Основное внимание в своей работе по развитию творчества Брюсова уделяла не столько продукту деятельности, сколько вопросу создания условий для стимулирования детского творчества и выработке методов, наилучшим образом способствующих формированию знаний, умений и навыков для творческой деятельности.

Венцом творческой деятельности детей школы Брюсовой стало сочинение ими оперы ("Сказка о царевне лягушке" по Афанасьеву и "Сказка о рыбаке и рыбке" по А.С.Пушкину). Предложив детям в качестве

сочинения оперу, Брюсова смогла решить сразу несколько труднейших и важнейших музыкально-педагогических задач как образовательного, так и воспитательного характера: приобщение к народному творчеству, развитие творческих способностей, целостность всего учебного и воспитательного процесса, определение наиболее оптимальных условий для развития детского творчества.

Серьёзной школой по приобретению опыта в области музыкально-просветительской деятельности можно считать работу Брюсовой в научно-популярном отделе и на инструкторских курсах по подготовке учителей Московского городского народного университета им. А.Л.Шанявского (1906-1918гг).

Таким образом, в течение более десяти лет (1906-1917 гг.) деятельность Брюсовой реализуется в музыкальном просвещении взрослого населения, теоретическом и экспериментальном исследованиях методики и дидактики музыкального воспитания детей (по выработке соответствующих методов и приёмов), популяризации музыкальных знаний и подготовке учительских кадров.

Дореволюционный период деятельности Брюсовой был периодом становления её как высокопрофессионального музыканта-педагога с разносторонними музыкальными интересами. В этот период складываются основные направления её деятельности - просветительское, научное и педагогическое. Кроме этого, она много внимания уделяет популяризации музыкальных знаний и деятельности в области музыкальной критики.

Обширные знания, опыт практической работы, плодотворная деятельность приносят ей известность и признание в широких кругах музыкальной общественности. Всё это позволило ей в дальнейшем стать одним из организаторов массового музыкального воспитания в России после Октября.

В третьем параграфе рассмотрена "Деятельность Н.Я.Брюсовой по проведению основных идей массового музыкального воспитания и подготовке педагогических кадров после 1917 года (в Наркомпросе, в Академии социального воспитания, в Московской консерватории)".

1917 год был воспринят Брюсовой, по её словам, скорее не как политическое событие, а как возможность широко развернуть массовую художественно-просветительскую работу. Подлинный размах массовое музыкальное воспитание приобрело, когда при Наркомпросе был организован музыкальный отдел (МУЗО). Руководителем московского подотдела общего музыкального образования была избрана Н.Я.Брюсова. Основные вопросы того периода были связаны с введением искусства в общую систему образования и с определением функции искусства как метода воспитания. Говоря о месте искусства, Брюсова раскрывает его роль в решении общечеловеческой проблемы воспитания детей: " Жизнь есть творчество. Надо научить творить. Чтобы быть здоровым духовно,

человек должен мочь естественно родить и вырастить свою мысль и своё существо"*.

В структуре МУЗО были созданы школьные секции. Эти подразделения стали первыми государственными органами по руководству делом музыкального воспитания в советской общеобразовательной школе. Наряду с организационной они проводили большую научную, опытно-экспериментальную, инструкторскую и пропагандистскую работу. Не будет преувеличением утверждать, что сотрудники этих коллективов внесли огромный вклад в создание системы школьного музыкального воспитания в первые годы после Октября.

Наиболее сложной и ответственной для этого периода являлась работа по созданию первой программы по музыке для Единой трудовой школы. Впервые основные идеи программы были изложены Брюсовой по её собственной инициативе в июле 1918 года на заседании МУЗО. Они явились выражением её собственного опыта по музыкальному воспитанию взрослых и детей, сложившегося ещё до революции.

Другая, не менее важная работа, проводимая отделом ОМО под руководством Брюсовой, заключалась в подготовке учителей музыки по новой программе и обеспечении их методической и нотной литературой.

Практическое отсутствие квалифицированных музыкальных кадров ставит МУЗО перед решением огромной по новизне и масштабу задачи -создать систему музыкально-педагогического образования. 1918-20 годы стали начальным этапом этой работы. Это было время, когда одновременно решались и вопросы, рассчитанные на перспективу, и проблемы переподготовки кадров для нужд сегодняшнего дня. Основной формой переподготовки учителей к работе в новой школе стали педагогические курсы. Брюсова принимала участие в работе курсов, проводимых и в центре, и в провинции: в Москве, Петрограде, Екатеринбурге, Костроме, Петрозаводске. При этом Брюсова прекрасно понимала, что для подготовки музыкальных кадров по массовому музыкальному воспитанию краткосрочные курсы являлись лишь паллиативом, полумерой, не способной дать ни достаточного количества музыкантов-педагогов, ни решить вопросы повышения их квалификации. Она начинает борьбу за реализацию полноценной подготовки учителей-музыкантов. При её активном участии при Московской консерватории был открыт вначале отдел (1921г.), а затем и инструкторско-педагогический факультет. Факультет должен был готовить кадры музыкантов для разных форм массового музыкального просвещения.

Основную цель музыкального воспитания Н.Я.Брюсова видела в формировании личности, способной бьпъ творцом своей жизни. Массовое музыкальное воспитание, по мнению Брюсовой, должно включать следующие виды деятельности: Изучение музыкальной грамоты, слушание музыки, музыкальное творчество, игру на музыкальных инструментах и *Брюсова Н.Я. За искусство II Новая школа. 1918 г. №4. С. 194.

хоровое пение.

Массовое музыкальное воспитание Надежда Яковлевна связывает с решением двух задач - научиться слушать музыку и понимать её язык; думать и чувствовать в звуках.

Работу в Наркомпросе (1918-1929 гг.) и Московской консерватории (с 1921 г.) Брюсова совмещает с научно-педагогической деятельностью в Академии социального воспитания (1919-1922 гг.), являясь руководителем Института эстетического воспитания (ИЭВ), который явился одним из первых научно-исследовательских институтов по опытному обоснованию и подведению научной платформы в деле методической работы по эстетическому воспитанию ребёнка. Основные задачи института заключались в исследовании художественных способностей человека в зависимости от возраста, исследовании художественного творчества и восприятия в связи с возрастом и влиянием среды, научные изыскания и формулировка теоретических основ методики художественного воспитания, создание в широких масштабах опытной работы, составление и издание пособий, необходимых для проведения научно-исследовательской работы.

Результаты своей научно-исследовательской работы ИЭВ внедрял в школы, детские сады, во внешкольные учреждения Москвы.

Таким образом, Н.Я.Брюсова и её коллеги стояли у истоков становления и создания науки художественного воспитания. Под руководством Брюсовой была создана база и сделаны первые шаги в научно-исследовательской работе по выработке экспериментальной базы по эстетическому воспитанию детей.

Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что Надежда Яковлевна принимает самое активное участие в строительстве системы массового музыкального воспитания как взрослого населения, так и детей в послереволюционной России. Она участвует почти во всех московских начинаниях, связанных с вопросами музыкально-просветительской работы, в съездах пролеткульта, в различных краткосрочных курсах для рядовых музыкальных работников Москвы, Петрограда, провинции, где читает лекции по методике хорового пения, музыкальной грамоте.

Благодаря организаторскому таланту Н.Я. Брюсовой, её профессиональному опыту, умению привлечь талантливые кадры в дело массового музыкального воспитания, многие начинания, возникшие под её руководством в 20-х годах, получили свое развитие в современной теории и практике массового музыкального воспитания.

В четвёртом параграфе рассматривается "Популяризаторская, редакторская и научная работа Н.Я.Брюсовой в Московской консерватории и Союзе советских композиторов (1930-1951 гг.)".

Оставаясь верной делу массового музыкального воспитания, Брюсова, начиная с 30-х годов, переносит главный акцент в своей деятельности на пропаганду музыкального искусства через его

популяризацию. Литературно-публицистическая работа всегда занимала важное место в научной и педагогической жизни Н.Я.Брюсовой. В представлении Брюсовой популяризация составляла нравственную сущность деятельности каждого учёного, являясь реальным выражением его ответственности перед обществом. Популяризация объединяла служение истине со служением народным интересам. В своих работах она анализировала явления и закономерности художественного процесса, выявляла основные направления развития музыкальной культуры как в прошлом, так и в настоящем, давала людям разного уровня музыкальной культуры целостное представление о реальном значении и ценностях музыкального искусства в духовном развитии человека. То есть с помощью популяризации выполняла просветительскую, образовательную и информационную задачи.

Анализ многочисленных публикаций (свыше 60) и архивных материалов (свыше 82 ед.хр.), относящихся к популяризаторской деятельности Н.Я.Брюсовой, позволяет распределить их по содержанию следующим образом: рецензии на сборники; статьи, посвященные анализу творческой деятельности личности; критические статьи, посвященные проблемам профессионального и массового музыкального воспитания; статьи, посвященные изучению русской народной песни; статьи ретроспективного обзорного характера и популярные учебники. В эти годы Н.Я.Брюсова пишет и издаёт несколько популярных учебных пособий: "Как учиться и учить музыкальной грамоте" (1931 г.), "Как научиться петь по нотам" (1935 г.), "Музыкальная грамота" (1937 г.), "Гармония" (1938г.).

Подводя итог всей жизни Н.Я.Брюсовой, мы видим, что её деятельность, без остатка, была посвящена народу. В основе многогранной научно-педагогической и просветительской деятельности лежала идея народности, понимаемая ею и как национальная характерность, и как демократизм. Явления демократизации, по словам выдающегося исследователя истории русской культуры П.Н.Милюкова, - это "внешкольное просвещение, постепенный подъём культурного уровня массы, появление собственного творчества, выделение из масс собственной интеллигенции" *.

Идею народности в своём педагогическом творчестве Брюсова реализовала через следующие основные направления деятельности:

обращение к национальному творчеству, к народной музыке (включение народной песни во все виды музыкальной деятельности в школе; изучение фольклора);

- просвещение народа ( как взрослого населения, так и внешкольное просвещение детей и подростков);

- подъём культурного уровня масс (через массовое музыкальное воспитание детей в школе);

"'Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - М., 1994.- Т.П. 4.2, С.479

- создание и применение методов творческого развития детей;

- подготовку национальных кадров (музыкантов-педагогов и исполнителей).

Можно по-разному оценивать вклад Н.Я.Брюсовой в дело музыкального просвещения народа. С одной стороны, поражает её необыкновенно многогранная деятельность в деле организации широкого просветительства масс. С другой стороны, не менее плодотворна её литературно-публицистическая работа, педагогическая и научная деятельность. Оценивая с исторической точки зрения вклад Н.Я.Брюсовой в развитие музыкальной культуры России, можно с полной уверенностью провести параллель её взглядов по вопросам культуры и творчества и результатов её многогранной деятельности с мыслями русского философа и мыслителя Н.А.Бердяева: "В культуре есть всегда два начала: традиции и творческой свободы. Без традиции нет связи и нет смысла исторической судьбы. Причём и традиция совсем не есть охранение, мешающее творческому развитию, она есть внутренняя связь с творчеством прошлого, с культурными ценностями прошлого. ...Личность нельзя брать бескачественно, ей присущи национальные и универсальные качества. ...Творческая свобода всегда устремлена к созданию новой жизни, к новым ценностям. Она никогда не оставляет человека в его маленьком мире. Она обращает его к новому миру"*.

Надежда Яковлевна Брюсова была одной из тех, кому мы обязаны сохранением, развитием и обогащением русских традиций в воспитании и культуре, сохранением народности во имя сохранения самого народа.

Во второй главе "Н.Я.Брюсова - одна из основоположников массового музыкального воспитания в России" рассматривается вклад Н.Я.Брюсовой в становление и развитие методики массового музыкального воспитания.

В первом параграфе излагаются "Взгляды Н.Я.Брюсовой на руководство процессом слушания музыки". Организация слушания музыки у Брюсовой соответствует трём этапам восприятия: сначала на эмоциональном уровне, затем на уровне сознательного восприятия с постепенным возрастанием объёма осознанного, и, наконец, на эмоционально-сознательном уровне.

Брюсова Tie сводит слушание просто к знакомству с музыкальными произведениями. Она неоднократно указывает на то, что урок слушания в его полноценной реализации - одна из наиболее трудных задач для учителя музыки. На уроке слушания происходит воспитание чувств человека, и для их правильного формирования необходимо руководить этим процессом. Надо учить воспринимать музыку.

Для правильной организации слушания музыки Брюсова рекомендует начинать с изучения слушательской аудиюрии. Она классифицирует раз-*Бердяев H.A. О свободе творчества // Истина и откровение. - С.-П. , 1996. -С.279.

личные типы аудитории по степени подготовленности, по различному жизненному опыту. При этом каждая аудитория требует дифференцированного подхода. Для этого программа по слушанию должна быть составлена таким образом, чтобы она соответствовала степени музыкальной подготовки слушателей и в то же время была внутренне объединена поставленной перед слушателями конкретной задачей. Соответственно у различной аудитории возникает и разная реакция на прослушивание.

Слушание музыки Брюсова рассматривала в неразрывном единстве с приобретением вокально-интонационного опыта. Поэтому формирование эмоционального и осознанного отношения к музыке она видела во взаимосвязи и единстве двух процессов: восприятия-слушания и восприятия-исполнения хоровой музыки.

Таким образом, на уроке слушания Брюсова решала следующие задачи: формирование эмоционального и сознательного восприятия музыки; формирование вокально-хоровых навыков; воспитание любви к музыке, в первую очередь через народную музыку, как наиболее понятную, доступную, интересную и близкую музыкальному чувству детей. Другая задача занятий по слушанию заключается в изучении музыкальной грамоты. Постепенно, по мере продвижения работы по анализу, вводится знакомство со знаками музыкального письма.

Приёмы, используемые Н.Я.Брюсовой в процессе организации слушания музыки детьми в школе, практически все используются в настоящее время: анализ индивидуальных особенностей эмоционально-целостного восприятия; совместный поиск речевых средств для выражения отношения к данному произведению; концентрация внимания на отдельных выразительных средствах (темах, самостоятельных музыкальных фразах); использование сравнительных средств при анализе характера музыкального образа и отдельных голосов; повторное прослушивание произведения или отдельных его частей (возможно пропевание голосом мелодии); переход к анализу строения произведения; проигрывание родственных по характеру и по используемым выразительным средствам музыкальных произведений; использование результатов слушания предыдущих уроков музыки для обсуждения новой темы с целью не только закрепления пройденного материала и обогащения знаний, но и для более осознанного слушания музыки на более высоком уровне и активном восприятии. Сопоставительный анализ, проведённый в диссертации, показал, что взгляды Н.Я.Брюсовой на руководство восприятием-слушанием музыки легли в основу системы массового музыкального воспитания школьников, сформировавшиеся в России в XX века.

Н.Я.Брюсова вместе со своими соратниками сформулировала следующие положения, используемые и в современном массовом музыкальном воспитании: восприятие-слушание музыки как единство эмоционального и сознательного; репертуар как один из главных факторов

формирования слушательской культуры; последовательное постижение музыкального языка в процессе слушания-пения; учёт возрастных особенностей, эмоционального и жизненного опыта; развитие вокально-интонационного опыта как необходимое условие качественного восприятия музыки.

Во втором параграфе рассматривается "Творческое развитие детей в Частной музыкальной школе Н.Я.Брюсовой".

Проблема детского музыкального творчества была, по-видимому, самой яркой идеей, выдвинутой прогрессивными педагогами ещё до Октябрьской революции. Наиболее полно идеи детского музыкального творчества до революции были реализованы в деятельности Н.Я.Брюсовой в её Частной общеобразовательной музыкальной школе.

В детском творчестве следует основное внимание уделять субъективной ценности продукта творчества для ребёнка, когда важен не результат данного творческого процесса, а сам процесс творчества. Кроме того, необходимо также уделять больше внимания созданию условий для стимулирования творчества у детей и выработке методов, наилучшим образом способствующих формированию знаний и навыков, необходимых в процессе творческой деятельности. Именно так и относилась Бргосова к сочинённой детьми музыке. Она была убеждена, что детское творчество имеет не столько профессиональную, сколько общеобразовательную и воспитательную ценность.

Воспитательную функцию детского творчества Брюсова связывала с двумя сторонами развития ребёнка - с подготовкой творчески мыслящего человека как в музыкальной области (задача-минимум), так и во всех других сферах жизнедеятельности человека (задача-максимум). Детское музыкальное творчество, по мнению Брюсовой, создаёт неограниченные возможности для художественного развития ребёнка. Развитие творческого музыкального мышления будет способствовать развитию и проявлению творческого отношения и в других областях жизни, поможет детям через развитие эмоциональной стороны чувств относиться глубже ко всем проявлениям жизни, научиться рассматривать свою жизнь как творческий процесс. Эта сторона воспитательной функции детского творчества вытекает и напрямую зависит от того, насколько правильно и глубоко будет развито музыкальное творческое мышление ребёнка.

Большая заслуга Брюсовой в области музыкальной педагогики заключается в том, что она впервые на практике глубоко исследовала вопросы детского творчества у детей с разным уровнем как музыкальных способностей, так и знаний, жизненного опыта. Исходя из своего понятия детского творчества и путей его развития, она считала, что способность творить, музыкальные творческие задатки, есть практически у всех детей. Задача педагога - помочь ребенку проявить свой творческий потенциал, направить его развитие в нужное русло, создать условия для его проявления.

Брюсова одна из первых ставит и решает вопросы практического руководства развитием детского музыкального творчества, вырабатывает некоторые приёмы и предлагает свой путь (через сочинение оперы) вооружения детей необходимыми умениями, знаниями и навыками, которые помогли бы им приобрести мастерство, необходимое в процессе творческой деятельности. Она считала, что только собственная деятельность, в том числе и творческая, позволит детям приобрести истинные знания в области музыки, понять этот вид искусства, научиться думать и чувствовать звуками, то есть освоить язык музыки. Поэтому весь процесс обучения Брюсова строила на активизации самостоятельных действий детей, на их умении оперировать музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности. Процесс музыкального познания Брюсова проводила в творческой атмосфере. Обучение не носило утвердительный характер в виде сообщения не подлежащих обсуждению готовых результатов, а знания приобретались в совместном диалоге, в обсуждении и дискуссии.

По мнению Брюсовой, для того, чтобы научить детей самостоятельно музыкально мыслить, надо вводить творчество и в слушание, и в исполнение, которое в первую очередь связано с пением в хоре. Тогда и личное творчество не будет чем-то отличным от других музыкальных ощущений, каким-то особенным видом деятельности, по сравнению, например, со слушанием.

Используя склонность детей к разному пониманию песни, Н.Я.Брюсова ведёт обучение в том направлении, которое определяется этой особенностью детей, а именно, развивает творческое отношение к интонационному многообразию исполнения мелодии. Для этого она предлагает детям самостоятельно сочинять разные варианты подголосков.

Успешная творческая деятельность детей в Частной школе Н.Я.Брюсовой обеспечивалась следующими факторами: системной работой с детьми (пение в хоре, слушание музыки, освоение музыкальной грамоты); овладением элементарными навыками творческой деятельности; применением ассоциаций и активизацией воображения; использованием легко воспринимающегося поэтического текста, эмоционально соответствующего образному видению мира детьми; коллективным обсуждением результатов сочинения с последующей корректировкой; результатом детского музыкального творчества (постановкой оперы).

Изучение и освоение невостребованного опыта Н.Я.Брюсовой может значительно обогатить практику современного музыкального воспитания.

Проведённое диссертационное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

- Н.Я.Брюсова внесла ценный вклад в развитие отечественной музыкальной педагогической науки. Опираясь на передовые традиции музыкальной культуры и демократические идеи о всеобщем образовании и

пройдя сложный путь от просветителя-музыканта до выдающегося общественного и музыкального деятеля, она обогатила музыкальную педагогику новыми принципиально важными положениями.

- Жизнь и деятельность Надежды Яковлевны Брюсовой протекала в разные периоды социального развития и преобразования нашего общества. Исследование истоков становления ее личности, изучение творческого наследия позволило выявить этапы и основные направления её деятельности : первый этап (1904 -1917 гг.) - становление её как музыканта с просветительскими, научными и педагогическими интересами; второй этап связан с её деятельностью по проведению основных идей массового музыкального воспитания в России и подготовке педагогических кадров после 1917 г; третий этап (1930-1951 гг.) СЕязан с научной и педагогической деятельностью в Московской консерватории и Союзе советских композиторов.

- Н.Я.Брюсова на основе обобщения прошлого и современного ей опыта вместе со своими соратниками сформулировала важные положения массового музыкального воспитания в послеоктябрьский период, которые явились основой развития методики музыкального развития школьников России в XX веке: восприятие-слушание музыки как единство эмоционального и сознательного; репертуар как один из главных факторов формирования слушательской культуры; последовательное постижение музыкального языка в процессе слушания-пения; учёт возрастных особенностей эмоционального и жизненного опыта; развитие вокально-интонационного опыта как необходимое условие качественного восприятия музыки.

- Существенным вкладом Н.Я.Брюсовой в практику массового музыкального воспитания является её опыт по развитию детского музыкального творчества в Частной музыкальной школе. Успешное решение этой задачи стало возможным благодаря выполнению следующих условий: предварительному накоплению слухового и исполнительского опыта; овладению элементарными способами творческих действий; построению учебного процесса в форме педагогического сотрудничества учителя и ученика; использованию на уроках одновременно нескольких видов музыкальной деятельности; сочинению оперы как возможности создания наиболее оптимальных условий для проявления творческих способностей детей разного уровня развития и возраста. Сочинение оперы явилось эффективным способом разностороннего музыкального развития ребёнка. Оно позволило выявить следующие особенности творческой деятельности детей: для успешного творческого процесса не нужно ограничивать детей узкими рамками заданий, а необходимо через смежные искусства создать условия для работы воображения и поиска способов его музыкального воплощения; в процессе музыкальной творческой деятельности у детей существенную роль играет конкретный образ, изменения которого способствуют развитию музыкального языка

учащихся; творческая деятельность детей напрямую зависит от их духовной активности, от постоянного поиска и осмысления реальности.

Исследование педагогического наследия Н.Я.Брюсовой показало её как одного из основоположников теории и практики массового музыкального воспитания детей и взрослых в России в первой половине XX века. Выработанные ею принципиальные положения в области массового музыкального воспитания, подготовки педагогических кадров, научно-исследовательской и популяризаторской работе не утратили своего значения до наших дней. Наиболее ценные методические аспекты проблем массового музыкального воспитания взяты на вооружение современной наукой, получают своё дальнейшее развитие в научных трудах нового поколения учёных-исследователей. Ряд её идей и положений, связанных с ролью слушания в музыкальном развитии ребёнка, нашли достойное развитие в современной педагогике.

Вместе с тем, своего внедрения в практику ждёт опыт Н.Я.Брюсовой по творческому развитию детей в её Частной музыкальной общеобразовательной школе. Методы сочинения оперы с детьми могут служить примером творческого подхода к реализации возможности современного учителя по раскрытию своего творческого потенциала и

права на эксперимент в авторских школах.

* * *

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Изучение педагогического наследия Н.Я.Брюсовой как возможность совершенствования профессиональных знаний студентов // В сб.: Научно-теоретическое обеспечение профессиональной подготовки студентов педвуза. - Саратов, 1991. - Вып. 3, С.62-63.

2. Профессиональная деятельность учителя музыки по организации музыкально-творческого развития детей // В сб.: Совершенствование методов преподавания специальных дисциплин как фактор профессиональной подготовки будущих педагогов. - Саратов, 1992. - С.60.

3. Музыкально-просветительская деятельность Н.Я.Брюсовой до 17 года //В сб.: Научно-теоретическое обеспечение профессиональной подготовки студентов педвуза. - Саратов, 1992. - Вып.4, С. 16.

4. Содержание общего музыкального образования и воспитания в педагогическом наследии Н.Я.Брюсовой У/ В сб.: Научно-теоретическое обеспечение профессиональной подготовки студентов педвуза. - Саратов, 1993. - Вып.5, С. 29.

5. Н.Я.Брюсова и её школа музыкального образования. - Саратов. 1994. -142 а

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Минор, Наталия Николаевна, 1998 год

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.Я.БРЮСОВОЙ (1881-1951 гг.) 14

1.1 Истоки становления личности и формирование мировоззрения Н.Я.Брюсовой (1881-1904 гг.) 14

1.2 Формирование научно-педагогических и просветительских взглядов Н.Я.Брюсовой до 1917 года (в Народной консерватории, Частной музыкальной школе, университете им. А.Л.Ша-нявского) 30

1.3 Деятельность Н.Я.Брюсовой по проведению основных идей массового музыкального воспитания и подготовке педагогических кадров после 1917 года (в Наркомпросе, Академии социального воспитания, Московской консерватории) 56

1.4 Популяризаторская, редакторская и научная деятельность Н.Я.Брюсовой в Московской консерватории и Союзе советских композиторов(1930-1951 гг.) 81

ГЛАВА II. Н.Я.БРЮСОВА - ОДНА ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ МАССОВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ 96

2.1 Взгляды Н.Я.Брюсовой на руководство процессом слушания музыки 96

2.2 Творческое развитие детей в Частной музыкальной школе Н.Я.Брюсовой 122

Введение диссертации по педагогике, на тему "Проблемы массового музыкального воспитания в педагогическом наследии Н. Я. Брюсовой"

Современное нам общество как никогда остро ощущает дефицит культуры человека. Важным вкладом в решение данной проблемы является приобщение детей к музыкальному искусству, которое призвано не только заинтересовать школьников музыкой и воспитать в них музыкальную культуру, но и способствовать глубокому пониманию жизни, активно участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты.

Только развитие у человека способности понимания искусства, воспитание в нём хотя бы начатков творческих способностей в художественной области, может способствовать нравственной стабилизации личности, её общей интеллигентности, развитию интуиции, столь необходимой во всех областях человеческой деятельности.

Как писал В. А.Сухомлинский, "музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте и человечности. Слушая музыку, человек познаёт себя, и познаёт прежде всего, что он, человек, прекрасен, рождён для того, чтобы быть прекрасным, и если в нём есть что-то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка" [116, с.171].

До настоящего времени сохраняет актуальность проблема создания таких педагогических условий, при которых раскрытие творческого потенциала ребёнка стало бы нормой. Наше образование предельно рационализировано/ из него выхолощен аффективноэмоциональный запал детства, . что приводит к распространению в обществе профессионально компетентного, но бездуховного индивида.

В решении этой проблемы немаловажную роль играет изучение вопросов истории музыкальной педагогики, связанных с эстетическим воспитанием, в частности, с вопросами становления и развития массового музыкального образования и воспитания.

Основатель отечественной школы исторических исследований в области музыкальной педагогики О.А.Апраксина неоднократно высказывала .мысль о том, что современным педагогам необходимо знать основоположников музыкальной педагогики, строить свою работу на том положительном, что создано предшественниками. Она полагала, что только знание своей истории может дать основу для осмысления настоящего и определения горизонтов будущего.

Несмотря на то, что вопросами истории музыкальной педагогики занимались в разное время такие учёные-музыканты, как В.Й.Адищев, О.А.Апраксина, Л.А.Барен-бойм, Т.Н.Батуринская, JI.В.Кикнадзе, Д.Л.Локшин, С.Н.Морозова, Т.Л.Якубовская и др., работ, посвященных изучению истории отечественного музыкально-педагогического наследия, немного. Недостаточно полно исследованы педагогические воззрения и деятельность многих крупных музыкантов-педагогов, плодотворно работавших в дореволюционной России; не изучен опыт многих талантливых педагогов с периферии.

Вопросы массового музыкального воспитания привлекали внимание таких прогрессивных музыкантов-педагогов как А.Л.Маслов, С.В.Смоленский, А.Д.Кастальский, В.Н.Шацкая, М.А.Румер, Б.Л.Яворский, Н.Я.Брюсова, А.Д.Городдов и др. Но в связи с отсутствием единой системы образования и в силу необязательности музыкальных занятий в дореволюционной России их методы музыкального воспитания не нашли широкого применения. Октябрьская революция дала возможность исполниться давнишней мечте музыкантов-педагогов о построении системы массового музыкального образования. "Слово "общее музыкальное образование", раньше понятное только небольшой группе работников Московской Народной консерватории, стало привычным, простым словом для большинства работников просвещения" [26, с. 25]. Изменение правового положения музыки позволило сохранить, воплотить и развить плодотворные идеи педагогов-реформаторов как дореволюционного периода, так и тех, кто включился в активную работу в области становления системы массового музыкального образования и воспитания в первые годы после Октября (Н.Л.Гродзенская, М.М. Койранская, В.Г.Каратыгин, Н.М.Ковин, А.А.Шеншин и др) . Одним из организаторов и проводников этих идей в жизнь была Н.Я.Брюсова (1881-1951гг.) - талантливый педагог, видный деятель музыкального просвещения, чьё музыкально-педагогическое . наследие до ' сих пор мало изучено и не востребовано.

О деятельности Н.Я.Брюсовой упоминали в своих работах известные музыканты-педагоги - В.Белый, Б.В.Асафьев, Ю.В.Келдыш, О.А.Апраксина, Д.Л.Локшин, Е.В.Назайкинский, Л.А.Баренбойм, Д.Б.Кабалевский, К.В.Головская, В.И.Адищев и мн. др. В их работах обзорного характера имя Н.Я.Брюсовой упоминается лишь в связи с её деятельностью в короткий послеоктябрьский период. При этом авторы единодушно отмечают её роль и заслугу в становлении массового музыкального воспитания в России. Однако, эти материалы носят, как правило, односторонний • и мозаичный анализ её педагогической деятельности и не дают единой и целостной картины творческого облика Н!Я.Брюсовой.,

Педагогическая деятельность Н.Я.Брюсовой была связана с решением проблем всестороннего развития личности средствами музыкального искусства. Поэтому её педагогическое наследие, выдвигаемые ею пути и приёмы развития музыкального творчества детей, представляют большой интерес и практическую ценность для развития современной теории и практики массового музыкального воспитания.

Изучение педагогического наследия Н.Я.Брюсовой позволяет осветить неизвестные страницы русской музыкальной педагогики, связанные с развитием отечественной музыкально-методической мысли и становлением методики музыкального воспитания.

Это определяет необходимость исследования педагогического наследия Н.Я.Брюсовой, её вклада в решение многих проблем музыкальной педагогики.

Основные труды и рукописи, отражающие идеи этого выдающегося педагога и музыканта, нетронутым багажом лежат в её личном архиве в ЦРГАЛИ.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена: 1) необходимостью всестороннего и критического освоения педагогического опыта и теоретических изысканий музыканта-педагога, оставившего яркий след в методической мысли России первой половины XX века; 2) важностью распространения этого опыта и методических разработок в сегодняшней музыкально-педагогической практике, которая далеко не полно использует достижения выдающихся мастеров русской общеобразовательной школы прошлого.

Цель исследования - анализ и обобщение результатов научно-педагогической деятельности Н.Я.Брюсовой по развитию и становлению массового музыкального воспитания детей и взрослых в непрофессиональных музыкальных заведениях России первой половины XX века.

Объектом исследования является теоретическое наследие и практическая деятельность Н.Я.Брюсовой в области массового музыкального воспитания.

Предметом исследования является процесс музыкального воспитания детей и взрослых в непрофессиональных учебных заведениях.

Задачи исследования: 1. Определить основные этапы деятельности Н.Я.Брюсовой. Выявить истоки формирования педагогических и музыкально-просветительских взглядов.

2. Проанализировать и обобщить основные педагогические идеи и направления работы Н.Я.Брюсовой по вопросам массового музыкального воспитания.

3. Показать основные формы и приёмы работы Н.Я.Брюсовой по массовому музыкальному воспитанию и их актуальность в современных условиях.

Методологической основой исследования явились: психологическая теория целостного восприятия музыкального произведения (Е.В.Назайкинский, А.Н.Леонтьев и др.); теория психологического механизма воображения и условий творческой деятельности (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, В.А.Моляко. и др.); положение о природосообразности методов педагогического процесса (Я. А. Коменский и его последователи); положение о единстве процессов воспитания и обучения (К. Д.Ушинский и его последователи); принцип деятельностного подхода к получению музыкальных знаний (О.А.Апраксина, Г.М.Цыпин, Ю.Б.Алиев, Э.Б.Абдуллин и др.).

Методы исследования: поиск и систематизация архивных материалов Н.Я.Брюсовой; гносеологический и онтологический анализ (деятельностный и процессуальный аспекты) проблемы массового музыкального воспитания в наследии Н.Я.Брюсовой; метод реставрации; комплексный подход к рассматриваемой проблеме; историческое интервью; анализ рассматриваемой методики с позиций современности.

Настоящая диссертация является результатом исследования широкого круга источников. Для более полной характеристики мы распределили их по следующим группам:

1. Опубликованные работы Н.Я.Брюсовой.

2. Архив Брюсовой в ЦГА России и ЦРГАЛИ (более 200 единиц хранения, каждая из которых содержит от 1 до 170 листов и более) . В архивных материалах можно выделить следующие разделы:

- фортепианные сочинения Н.Я.Брюсовой;

- статьи;

- доклады, лекции, выступления;

- программы, проекты, уставы;

- дневники, записные книжки, воспоминания;

- письма Н.Я.Брюсовой;

- письма к Н.Я.Брюсовой;

- материалы к биографии;

- клавир детской оперы;

- фотодокументы.

Основная часть данных материалов вводится в оборот впервые.

3. Архив В.Я.Брюсова в РГБ.

4. Публикации, посвящённые деятельности Н.Я.Брюсовой.

5. Материалы русских и современных исследователей, посвящённые проблемам музыкального воспитания, общей и музыкальной педагогике, музыкальной психологии, музыкальной культуре, истории культуры и образования.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нём впервые предпринята попытка всестороннего исследования творческого наследия и просветительском деятельности выдающегося музыканта-педагога Н.Я.Брюсовой. В диссертации впервые выявлены и обобщены результаты её практической деятельности, а также взгляды на содержание, характер, пути и методы массового музыкального воспитания детей и взрослых. Впервые в музыкальной-педагогике рассмотрен генезис и развитие проблемы слушания музыки в отечественном массовом музыкальном воспитании. Раскрыты и проанализированы приёмы, и методы руководства процессом слушания музыки в педагогической практике Н.Я.Брюсовой и показана их преемственность с современной методикой. Впервые представлена и проанализирована методика творческого развития детей на примере сочинения оперы и сформулированы условия их оптимального проявления.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: а)впервые в истории музыкальной педагогики в научный оборот вводятся архивные материалы, посвящённые педагогической деятельности Н.Я.Брюсовой; б) педагогические идеи Н.Я.Брюсовой рассмотрены в их содержательной и структурной взаимосвязи; в)основные музыкально-педагогические взгляды Н.Я.Брюсовой по вопросам массового музыкального воспитания выведены на уровень теоретических обобщений.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что её результаты и выводы могут быть использованы при дальнейшей научной разработке вопросов истории массового музыкального воспитания, в курсе лекций по для студентов музыкально-педагогических факультетов, в педагогической деятельности учителя музыки по организации разнообразных форм работы с детьми.

Апробация: результаты исследования сообщались на кафедре пения и хорового дирижирования МПГУ (Москва, 1990 г.), на кафедре пения и методики музыкального воспитания Саратов, 1991 г.), на итоговых научных конференциях СГПИ им. К.А.Федина (1992-97 гг.), на межвузовских конференциях: "Пути совершенствования профессионально-педагогической направленности учебно-воспитательного процесса в вузе" (Саратов, 1992 г.), "Научно-педагогическая деятельность О.А.Апраксиной и современные проблемы музыкального образования" (Москва, 1995 г.); опубликованы в статьях и тезисах молодых учёных Саратовского пединститута (1991-1993 гг.), проанализированы и обобщены в учебном пособии "Н.Я.Брюсова и её школа музыкального образования" (Саратов, 1994 г.); использованы соискателем в лекциях по истории и теории музыкальной педагогики и образования для студентов музыкально-педагогического факультета Саратовского педагогического института им. К.А.Федина.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и приложений.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Минор, Наталия Николаевна, Москва

1. Из школьного "Сборника для младшего возраста" "Соловей, соловеюшко", "Вставала ранёшенько", "Маки-Маковочки", "Как на лугу, на лужочку", "Как у месяца". "Со вьюном я хожу".

2. Из сборника народных песен Римского-Корсакова: "Во поле берёза стояла", "Уж как по мосту, мосточку", "Ельник мой, ельник", "У меня ль во садочке".

3. Из сборника "15 хоровых народных песен" Лядова: "Во лузях", "Конопель", "Выходили красны девицы", "Комарок".

4. Песни из сборника Лядова: "Во лузях, "Конопель", "Выходили красны девицы", "Комарок" ( ранее они пелись на один голос).

5. Песни из сборника народных песен, переложенные на народный лад Римским-Корсаковым: "Как за речкою", "Из-за лесу тёмного".В. Слушание песен, являющихся примером многоголосия, в котором вокальная музыка сочетается с инструментальной.Литература:

6. Песни из сборника Римского-Корсакова: "Ельник, мой ельник", "Во поле берёза стояла".

7. Детский альбом Чайковского.2. Народные танцы Грига.

8. Детские сочинения Моцарта.4. Бах "Для А.М.Бах".Д. Слушание произведений, позволяющих детям сформировать и закрепить чувство лада ( мажор, минор).Литература:1. "Уж вы мои ветры".2. "Баю, баюшки баю".3. "Во лузях".4. "Вниз по матушке по Волге".

9. Чайковского "Евгений Онегин".

10. Наглядность 1.Наглядно-слуховой

11. Беседа с детьми 2.Словесный

12. Повторное прослушивание 3.Сравнительный

13. Мальчик б лет изобразил "День" как мелодию на 3-х белых клавишах (день ведь светлый) и повторял этумелодию так долго, что все удивились и спросили, почему так. Он ответил: "Потому что день длинный", (см. Пример 2).

14. Тот же мальчик сочинил мелодию "Как лягушонка в коробчонке скачет" на повторённой увеличенной кварте в басу и скачках звуков далеко, далеко вверх по терциям на белых клавишах, (см. Пример 3).Ж2.Л J.iI'JJ Ilx'-'J *11мз.