Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Музыкальное образование в русской культуре эпохи просвещения

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Шарова, Елена Гертовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Музыкальное образование в русской культуре эпохи просвещения», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шарова, Елена Гертовна, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Культурологические предпосылки рождения музыкального просветительства

1.1. Культура XVIII века как феномен взаимодействия национального и общеевропейского.

1.2. Философско-эстетические основы музыкального просветительства.

Выводы по 1 главе.

ГЛАВА 2. Истоки и развитие светского музыкального образования в России XVIII - начала XIX веков

2.1. Специфика и основные направления развития светского музыкального образования в России XVIII - начала XIX веков.

2.2. Роль западно-европейских музыкантов в становлении методики музыкального образования в России.

Выводы по 2 главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Музыкальное образование в русской культуре эпохи просвещения"

Актуальность исследования. XVIII век, век Просвещения, стал поворотной эпохой в истории русской культуры. Он явился отправным берегом Нового видения мира, нового мышления и новой психологии.

Человек, вписанный в культурное пространство «века играющего»[76], поставленный в иные условия бытия, вынужден был с лихорадочной поспешностью учиться новым формам постижения действительности. Светская культура, связанная внутренне с духовными ценностями предшествующей ей типом русской культуры, выраженной, прежде всего, искусством «мистического реализма» [120], была культурой иной ценностной ориентации, опирающейся во многом на хлынувший в «прорубленное» Петром окно поток западно-европейского сознания.

По сей день для нас представляет интерес взаимодействие исконно русских и привнесенных западно-европейских тенденций, оказавших влияние на все проявления отечественной культуры, в том числе и на музыкальное образование. Именно в XVIII столетии в России были заложены основы светского мировоззрения, светской культуры и образования.

На фоне достижений отечественного музыкознания стал совершенно очевиден недостаток изучения исторического культурного наследия, истоков и развития его составляющих.

Необходимость обращения к философско-эстетическим и педагогическим концепциям прошлого вызвана потребностью осмысления нашего духовного наследия, анализа сложной социокультурной ситуации, обусловленной «сменой» эпох, которая во многом перекликается с современностью.

XVIII век постоянно привлекал к себе внимание историков, культурологов, музыковедов. История русского XVIII века во взаимосвязи с западно-европейским культурным опытом отражена в трудах

Б.И.Краснобаева, Ю.М.Лотмана, Е.В.и Н.В.Мирецких, И.П.Шакировой и др. Философским изысканиям интересующей нас эпохи посвящены работы В.М.Ничика, В.И.Рабиновича, Н.Ф.Уткиной, П.С.Шкуринова и др.

Большой опыт исследования различных видов искусств века Просвещения принадлежит гуманитарным наукам. Особое место в изучении многосторонних проявлений новой культуры отведено музыкальному искусству. Отечественное музыкознание сделало очень много для исследования русской музыкальной культуры. В трудах Н.Ф.Финдейзена, О.Е.Левашевой, А.И.Кандинского, В.И.Моркова, А.С.Розанова, М.Г.Рыцаревой, И.М.Ветлицыной, Л.А.Рапацкой и др. были выделены основные этапы периодизации музыкальной культуры, исследованы светские жанры, творчество и биографии русских композиторов XVIII века. Первой фундаментальной работой, показывающей взаимосвязь эстетики эпохи Просвещения и музыкальной культуры, явился капитальный труд Т.Н.Ливановой [62].

Однако вопрос музыкального образования и просвещения в педагогическом плане остался практически неразработанным.

Не занималась специальным изучением музыкального образования и дореволюционная наука. Отдельные сведения по истории музыкального образования интересующей нас эпохи содержатся в трудах В.И.Моркова [79], В.О.Михневича [77], П.Д.Перепелицына [110], В.В.Стасова [139,140], В.Е.Чешихина [159].

Возможно, такой поверхностный взгляд был во многом определен стасовской концепцией, основанной на мнении, что до М.И.Глинки не существовало национальной композиторской школы, а все проявления музыкальной культуры были так или иначе связаны с деятельностью западноевропейских музыкантов в России [140, с.716]. Возможно, именно такая позиция в отношении истории развития музыкального искусства, отодвинула на долгие годы изучение проблемы музыкального образования XVIII века. Систематическое исследование истории русской музыки и отдельных моментов в истории музыкального образования XVIII века было начато капитальным трудом Н.Финдейзена [157].

Опираясь на источниковедческий метод изучения русской культуры XVIII века, автор приводит сведения о первых иностранных и русских музыкантах-педагогах, композиторах и исполнителях, учебных заведениях, где осуществлялось преподавание музыки. Причем, музыкальное образование и воспитание рассматривается им вписанным в русскую культуру XVIII века.

Научные наработки Н.Ф.Финдейзена получили свое дальнейшее развитие в трудах Б.В.Асафьева. Взяв за основу исследования музыкальной культуры XVIII века метод историзма, автор изложил концепцию музыкального просветительства и образования, дав при этом высокую оценку русскому XVIII веку [8].

Как уже отмечалось ранее, большой вклад в изучение музыкальной культуры XVIII века принадлежит Т.Н.Ливановой, создавшей масштабные картины основных закономерностей развития музыкального искусства в контексте просвещенческой эпохи [62-64].

Существенный вклад в историю изучения музыкального искусства и образования внесла книга Ю.В.Келдыша «Русская музыка XVIII века»[55]. Здесь мы находим специальный раздел, посвященный системе дворянского образования в России и некоторым учебным заведениям (Смольному монастырю, Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу и др.). Это одна из первых работ, где рассматривается практическая реализация музыкального образования в России XVIII века.

В 50-е - 60-е гг. большой вклад в развитие исследовательской мысли о различных видах инструментального творчества внесли монографии А.Д.Алексеева [3], В.И.Музалевского [82], В.А.Натансона [88,89], Л.Н.Раабена [117], Л.И.Ройзмана [122], И.М.Ямпольского [169]. В них рассматриваются вопросы становления различных видов инструментального творчества: исполнительства, композиторских поисков, педагогики XVIII века. Все это свидетельствует о формировании в России высокохудожественной музыкальной инструментальной культуры. Так, В.А.Натансон анализирует рукописные сборники 70-90-х гг. XVIII века, исследует процесс становления музыкального образования в различных учебных заведениях, пусть кратко, но все же упоминает о научно-методической литературе, являющейся самым достоверным памятником музыкально-педагогической культуры интересующей нас эпохи.

Несомненный интерес представляют биографические монографии Б.В.Доброхотова [39,40], Г.Ф.Фесечко[155], М.Г.Рыцаревой[128,129], Л.А.Федоровской [154], А.А.Николаева [91], в которых представлены творческие портреты М.Березовского, Д.Бортнянского, Ст. Давыдова, И.Хандошкина, Е.Фомина, Дж.Фильда.

Заслуживает внимание и современное издание «Истории русской музыки», первые три тома которого посвящены проблемам становления и развития отечественной музыкальной культуры, затрагивая, в том числе, вопросы периодизации русской музыки XVIII века и вопросы музыкального образования [51].

В русле традиционного взгляда на освещение вопросов особенностей музыкальной культуры XVIII века остается и работа Э.Ф.Новиковой, посвященная истокам и развитию русской фортепианной музыки [97].

Совершенно иное понимание музыкального образования, исторически связанного с предшествующими эпохами, находим мы в работах последних лет, где ,в сжато-лаконичной, но по научному емко выраженной форме представлена философски-осмысленная картина музыкальной реальности. Прежде всего, это исследования Е.В.Николаевой [93], Т.П.Самсоновой [132], Н.А.Терентьевой [150].

Являясь частью общего образования, образование музыкальное неразрывно связано с педагогическими воззрениями, оформившимися в эпоху Просвещения.

В работах дореволюционных авторов: Д.А.Толстого [151], М.М.Щербатова [168], П.П.Пекарского [109], С.В.Рождественского [121],

М.Ф.Владимирского-Буданова [24], М.И.Демкова [31,33] мы находим освещение основных педагогических направлений, сложившихся в России XVIII века. Историю народного просвещения проанализировал С.В.Рождественский, сделав заключение о существовании в XVIII веке системы общего образования.

Такие системы успешно изучались и в современное время. Это работы ученых: Г.Е.Жураковского [42], М.В.Сычова-Михайлова [144], Г.Б.Корнетова [60] и др., - в них представлена история развития русской педагогики в контексте идей Просвещения, но не рассмотрены вопросы педагогики музыкальной.

Таким образом, несмотря на большой интерес, проявленный к русской музыке XVIII века, светское музыкальное образование как единая целостная система, опирающаяся на музыкально-эстетические и музыкально-педагогические изыскания эпохи, ранее не рассматривалось.

Вместе с тем, очевидно, что музыкальная педагогика в ее современном виде истоком своего развития имеет музыкальную культуру XVIII века, когда впервые оформилась концепция целостного образования, неотъемлемой частью которого явилось образование художественное, в том числе и музыкальное. Именно в XVIII веке сформировались важнейшие принципы музыкальной педагогики, являющиеся основой построения современной музыкально-педагогической системы, заложен фундамент музыкально-теоретических и музыкально-методических знаний.

Вышесказанное свидетельствует об актуальности проведенного в настоящей работе исследования, посвященного проблеме становления и развития музыкального образования эпохи Просвещения, по выявлению и систематизации его определяющих направлений, этапов и методического основания.

Цель исследования - изучение путей развития светского музыкального образования в России XVIII века, выявление его специфических особенностей в культурологическом контексте.

Объект исследования - светское музыкальное образование как целостная система в русской культуре XVIII века.

Предмет исследования - генезис, эволюция, основные направления и методики в светском музыкальном образовании России эпохи Просвещения.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что совершенствование современного российского музыкального образования, внутреннее обновление и содержательное наполнение его структур возможно не только благодаря концепциям, устремленным в будущее, но и на основе анализа, творческой переработки накопленного культурного опыта России.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Определить специфику светского музыкального образования и его основные направления с культурологических позиций.

2. Выявить методическое основание светского музыкального образования в России эпохи Просвещения.

3. Показать значение западно-европейских музыкантов в становлении и развитии российского светского музыкального образования.

4. Исследовать философско-эстетические основы музыкального просветительства, проанализировать взаимосвязь музыкально-просветительских тенденций и светского музыкального образования в России эпохи Просвещения.

Методологическую основу диссертации составили: положения и концепции русских просветителей XVIII века о развитии философии, эстетики, общей и музыкальной педагогики эпохи Просвещения (И.И.Бецкой, Н.И.Новиков, И.ТЛосошков, Ф.Прокопович, А.Н.Радищев, Ф.С.Салтыков, В.Н.Татищев и др.), а также исследования и выводы современных отечественных авторов (И.В.Кондаков, В.М.Ничик, Н.Ф.Уткина, П.С.Шкуринов и др.). В основу анализа сущностного начала русской ментальности, «русской идеи» легли труды Н.А.Бердяева, В.В.Зеньковского.

Основопологающим в исследовании становления и развития музыкальной педагогики и образования явился принцип историзма (Б.В.Асафьев, Ю.В.Келдыш, О.Е.Левашева и др.). Принципиальное значение для исследования светского музыкального образования как части художественной культуры XVIII века, представляющей синтез отечественных и западноевропейских традиций, имела теория Л.А.Рапацкой о «феномене русской европейскости». Изучая методическое основание светского музыкального образования эпохи Просвещения в трудах Ф.Э.Баха, Г.С.Лелейна Д.Г.Тюрка, В.Манфредини, мы опирались на разработки отечественных авторов (Э.Б.Абдуллин, А.Д.Алексеев, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Ю.В.Келдыш, В.А.Натансон, Г.М.Цыпин и др).

В диссертации применялись следующие методы исследования: изучение архивных источников: мемуаров, воспоминаний современников, дающих научно-достоверное представление о специфике развития культуры века Просвещения; историко-теоретический анализ исследуемых музыкальных методик и нотного материала, позволяющих представить реальную картину методического и содержательного основания светского музыкального образования XVIII века.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что проблемы светского музыкального образования в русской культуре эпохи Просвещения рассматриваются с культурологических позиций в тесном взаимодействии западно-европейских и отечественных тенденций.

В диссертации охарактеризованы становление и эволюция светского музыкального образования в русской культуре XVIII века, выделены три основные его направления: общеобразовательное, профессионально-исполнительское, профессионально-педагогическое, а также определена соответствующая им периодизация.

Исследованы методики Ф.Э.Баха, Д.Г.Тюрка, Г.С.Лелейна, В.Манфредини, оказавшие непосредственное влияние на развитие отечественной научно-методической мысли и явившиеся основой для формирования базовых принципов фортепианной педагогики последующих эпох (доступности, наглядности, последовательности усвоения материала от простого к сложному, преемственности, начала обучения музыке с детского возраста и др.).

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты существенно обогащают курсы по методике музыкального воспитания, истории фортепианного исполнительства, могут значительно дополнить курс истории музыки. Материалы диссертации расширяют круг знаний и пополняют совокупность педагогических приемов и способов работы с учащимися в процессе освоения специальных музыкальных и теоретических дисциплин.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сформировавшаяся во второй половине XVIII столетия в России концепция целостного художественного образования, неотъемлемой частью которого стало музыкальное обучение и воспитание, явилась результатом синтеза национального и западно-европейского культурного опыта.

2. Специфические черты светского музыкального образования, такие как: вокальная основа, отсутствие преемственности в развитии профессиональной инструментальной педагогической школы и другие — обусловлены характерными особенностями русской культуры XVIII века и музыкальной культуры, в частности. Сообразно трем выделенным в работе основным направлениям в становлении и развитии музыкального образования, можно предложить следующую условную периодизацию: общеобразовательный период (конец XVII - первая треть XVIIIв.); профессионально-исполнительский период (с 30-х гг. XVIII - до 2-й половины XVIIIв.); профессионально-педагогический период (со 2-й половины XVIIIв. -до 30-х гг. XIX в.).

3. Методики преподавания музыкального искусства в русской культуре XVIII века складывались в процессе взаимодействия национальных и общеевропейских традиций. Такой синтез во многом противоположных тенденций способствовал не только освоению музыкально-педагогического опыта, накопленного в европейском искусстве, но и становлению и развитию новых национальных музыкально-педагогических основ светского музыкального образования. Проявление «русской европейскости» в музыкальном образовании эпохи Просвещения обусловлено влиянием и деятельностью в России выдающихся западно-европейских музыкантов. Это влияние распространялось на отечественную музыкальную культуру и светское музыкальное образование по следующим направлениям: музыкально-просветительскому (деятельность музыкальных издательств по распространению музыкальных знаний, открытых выходцами из западно-европейских стран);

- музыкально-педагогическому (практическая деятельность педагогов-иностранцев по воспитанию русских музыкантов как в учебных музыкальных заведениях, так и в условиях домашнего образования); музыкально-теоретическому и музыкально-методическому (появление в России трудов по истории, эстетике и теории музыки как современных просветителей, так и авторов предыдущих эпох, а также методических наработок и учебных пособий, предназначенных для овладения разными областями музыки); содержательному (появление нотно-музыкального материала западно-европейских композиторов).

4. Педагогические идеи и методические принципы русской музыкальной педагогики эпохи Просвещения носят вневременной характер и являются ценным основанием для совершенствования музыкального обучения и воспитания в современной музыкально-педагогической практике.

Апробация результатов диссертационного исследования проводилась на межвузовских конференциях и совещаниях, ежегодных научных конференциях, проводимых в МГОПУ, в процессе обсуждения материалов диссертации на методологических семинарах, заседаниях кафедры музыкальных инструментов. Материалы исследования нашли отражение в публикациях автора (статьях и тезисах), используются на практических занятиях со студентами музыкально-педагогического факультета МГОПУ и учащимися ДМШ им. М.П.Мусоргского г.Москвы.

Структура и основное содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по 2 главе

Говоря об истоках и развитии светского музыкального образования в России, мы пришли к следующим выводам.

1. Становление светского музыкального образования в России сопряжено было с влиянием:

- русской музыкальной культуры предшествующей эпохи, развивавшейся как в профессиональном русле - «храмовом синтезе искусств», так и в непрофессиональном - народном фольклорном искусстве;

- западно-европейской светской музыкальной культуры, уже пышно цветущей различными жанрами к началу XVIII века.

Поэтому, становление светского музыкального образования как части музыкальной культуры эпохи испытало на себе результаты взаимодействия двух совершенно противоположных культур, которые и определили специфику светского музыкального образования России XVIII века в контексте «феномена русской европейскости». Для того чтобы обозначить эту специфику, мы провели сравнительный анализ основных целей, задач и методов музыкального образования допетровской поры и Нового времени.

На основании этого, мы можем утверждать следующее. Несмотря на то, что светское музыкальное образование эпохи Просвещения было ориентировано, как и вся культура XVIII столетия, на иные философско-эстетические установки, оно испытало на себе ценностно - ориентационное влияние предшествующей эпохи, представленной искусством «мистического реализма».

В XVIII веке, наряду с нарождающейся системой светского музыкального образования, продолжают существовать прежние линии его развития: фольклорная и профессионально-певческая. Но новые потребности государства вызывают к жизни смещение акцента в сторону ускоренного становления и развития именно светской системы музыкального образования, внутри которой намечаются следующие направления:

-126- общеобразовательное;

- профессионально-исполнительское;

- профессионально-педагогическое.

Каждое из них имело свои особенности и специфику.

Выявленные нами направления развития светского музыкального образования дали основание сформулировать соответствующую им периодизацию. Отправной точкой предложенной нами периодизации музыкального образования является определение доминирования в тот или иной момент его развития одного из обозначенных нами направлений.

Как уже было отмечено выше, одним из факторов, определяющих становление светской системы музыкального образования в русской культуре ХУШв., явилось влияние западно-европейских достижений.

Изучив роль западно-европейских музыкантов в становлении методического основания музыкального образования, мы определили ключевые моменты этого влияния по следующим видам их деятельности в системе развивающейся отечественной светской музыкальной культуры:

- музыкально-просветительской;

- музыкально-педагогической;

- музыкально-теоретической и музыкально-методической;

- композиторской.

Исследовав методическое основание нарождающейся системы музыкального образования, мы пришли к выводу, что определяющим в количественном и качественном значениях явились методики представителей западно-европейской музыкальной культуры, отражающих характерные просвещенческие тенденции эпохи. Методические наработки отечественных авторов развивались в русле обозначенных и привнесенных Европой традиций.

Интересно, что в ряде случаев происходило совпадение общепедагогических и специализированных музыкальных принципов и методов, отраженных в изученных нами пособиях:

- 127- уважение личности ребенка;

- обучение музыке с детского возраста, не торопясь, «слегка», учитывая особенности возрастного физического и психологического развития;

- тесной связи теории с практикой;

- доступности, наглядности и последовательности усвоения знаний;

- систематичности;

- применение на уроке проблемно-поисковых ситуаций, побуждающих ученика к осмыслению материала и дискуссии.

Таким образом, можно заявить о том, что наша современная отечественная система музыкального образования, корнями своего методического основания уходит в далекое прошлое, в XVIII век, век Разума и Просвещения, а актуальность методических наработок эпохи Просвещения заключается в их аксиомной значимости для развития педагогической науки и, следовательно, в непреходящей ценности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы, ответило на поставленные задачи и позволило сделать следующие выводы.

1. Исследование истоков светского музыкального образования в России показало культурологическую предопределенность его содержания и форм. В русской культуре XVIII века были выделены три стороны взаимодействия национального и общеевропейского: философско-эстетическая, психологическая и художественная. Это позволило рассмотреть музыкальное образование как одно из важнейших проявлений «феномена русской европейскости».

2. Исследование показало, что становление и развитие светского отечественного музыкального образования происходило под непосредственным влиянием философско-эстетических и музыкально-педагогических взглядов эпохи Просвещения. Педагогическая концепция целостного воспитания гармонически развитой личности, оформившаяся к концу XVIII века, теоретически закрепляла и способствовала реализации на практике идеи всеобъемлющего художественного образования, рассматриваемого как определяющий компонент развития психоэмоциональной сферы человека и нравственного оздоровления общества в целом.

3. Нами установлено, что на определение места музыки и музыкального образования в жизни общества оказывала влияние смена типов культур, названная нами «системой отрицаний». Специфические черты светского музыкального образования были определены особенностями становления светской отечественной культуры и музыкальной культуры XVIII столетия.

4. В процессе исследования нами выделены три направления, по которым развивалось музыкальное образование интересующей нас эпохи: общеобразовательное, профессионально-исполнительское, профессионально-педагогическое. Исходя из доминирования в разное время какого-либо из этих направлений, нами определена соответствующая им условная периодизация: «общеобразовательный период» (конец XVII - первая треть XVIII вв.); «профессионально-исполнительский период» (с 30-х гг. XVIII в. - до 2-й половины XVIII в.); «профессионально-педагогический период» (со 2-й половины XVIII в. - до 30-х гг. XIX вв.).

5. Влияние иностранных музыкантов на становление и развитие в России светского музыкального образования, проявившееся в выявленных нами направлениях (музыкально-просветительском, музыкально-педагогическом, музыкально-теоретическом, музыкально-методическом, содержательном) связано с отсутствием отечественной светской музыкальной школы в предшествующие эпохи.

6. В диссертации выявлено и подтверждено, что основополагающие дидактические принципы и методы современной музыкальной педагогики, такие как: последовательность усвоения знаний от простого к сложному, доступность, наглядность, постановка проблемно-поисковых ситуаций на уроке и другие - были сформулированы и воплощены на практике в XVIII веке, в частности, в методиках Ф.Э.Баха, Г.СЛелейна, Д.Г.Тюрка, В.Манфредини. Эпоха Просвещения явилась истоком последующего развития русской музыкальной педагогики и, в особенности, фортепианной школы, поскольку именно в это время были разработаны основные пианистические приемы и методы освоения клавира. Комплекс учебных дисциплин, сложившийся в профессионально-педагогический период, стал одной из важных составляющих консерваторского образования Х1Х-ХХ веков.

К сожалению, наше исследование не смогло вместить совокупность всех проблем, находящихся вокруг изучаемой эпохи.

За рамками анализа остался такой уникальный пласт русской музыкальной культуры, как любительское усадебное музицирование.

Отделыюго исследования заслуживает изучение педагогической деятельности русских и иностранных музыкантов XVIII века.

Мы наметили лишь пути, по которым возможны восхождения к новым знаниям об истории и развитии методики музыкального образования в русской культуре эпохи Просвещения.

Изучение же этой проблемы необходимо прежде всего потому, что именно в конце XVII - начале XVIII веков был заложен фундамент светской национальной музыкальной культуры и основные направления ее развития. Именно в XVIII веке были заложены ключевые положения и принципы, характеризующие состояние музыкальной педагогики и образования современности.

-131

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шарова, Елена Гертовна, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе.-М.:Просвещение,1983.-112 с.

2. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Хрестоматия.-Киев, 1974.-163 с.

3. Алексеев А.Д. Русская фортепианная музыка от истоков до вершин творчества.-М., 1963. -272 с.

4. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школ е.-М.:Просвещение, 1983.-222 с.

5. Архив Дирекции Императорских театров.-СПб., 1892, вып. 1 -3.

6. Арчажникова Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано.-М.:МГЗПИ, 1982.-82 с.

7. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания. Ч 1.-М.:МГЗПИ, 1990.-76 с.

8. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.-М.-Л.: Музыка, 1965.-151 с.

9. Аскоченский В.П. Киев с древнейшим его училищем Академиею.Ч. 1,2. Киев, 1856.-561 с.

10. Ю.Белевский М.Г. Школа и система образования в России // Вестник МГУ.-М., 1959, №2, с.105-120.

11. П.Белоненко A.C. История отечественной мысли о древнерусском певческом искусстве // Автореферат дисс. канд.искусствоведения, Ленингр. гос. конс.-Л., 1982.-26 с.

12. Белоутова Н.Е. Книги XVIII в. в фонде Научной библиотеки Академии художеств СССР // Аннотированный каталог.-Л., 1963. Т.2, 4.1. -728 с.Т.2. ч.2.-744 с.

13. Бердяев H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре.-М.: Наука, 1990, с.43-271.

14. Бернандт Г. Словарь опер, впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР(1736-1950).-М.: Сов. композитор, 1962.-554 с.15.«Беседующий гражданин». Ч.Ш, октябрь, 1789.

15. Бескровный Л.Г. Военные школы в России в 1 половине XVIII века // Исторические записки.Т.42,1953, с.285-300.

16. Бецкой И.И. Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. В Зт.-СПб., 1789-1791.

17. Бецкой И.И. Учреждения и уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола. Т.2.-СП6.: Типогр.Сухопутн. шляхетного кадетского корпуса, 1774.-65 с.

18. Бецкой И.И. Устав воспитания двухсот благородных девиц. -СПб., 1764.-22 с.

19. Витгенбург Е.П. Библиотека Академии Художеств в XVIII в. // Вопросы художественного образования. Вып. 17.-JI., 1976, с.3-19.

20. Владимирский-Буданов М.Ф. Государство и народное образование в России в XVIII в.-Ярославль, 1874.-325с.

21. Вольман Б.Л. Русские печатные ноты XVIII века.-Л.: Музгиз, 1957.-293 с.

22. Воронов A.C. Историко-статистическое обозрение учебных заведений С-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 г. включительно.-СПб., 1849.-292 с.

23. Всеволодский-Гернгросс В.Н. История театрального образования в России. Т.1.-Пг., 1913.-464 с.

24. Георги И.Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного.: в 3-х ч-СПб., 1794.

25. Гинзбург Л.С. История виолончельного искусства. Кн.2.-М., 1957.-579 с.

26. Демков М.И. История русской педагогики. 4.1. (Древне-русская педагогия Х-ХУП вв.).-Ревель, 1895.-310 с.

27. Демков М.И. История русской педагогики. 4.2. (Новая русская педагогия ХУПШ вв.).-М., 1910.-627 с.

28. Демков М.И. Педагогика западно-европейская и русская. Педагогическая хрестоматия.-М.'.Типография т-ва И.Д.Сытина, 1911.-336 с.

29. Демков М.И. Русская педагогика в главнейших ее представителях. М., 1915.-334 с.

30. Дидро Д. Переводы из Энциклопедии // Собрание сочинений. Т.7. -М.-Л., 1936.-534 с.

31. Дилецкий Н. Идея грамматики мусикийской // Памятники русского музыкального искусства. Вып.7.-М., 1979.-639 с.

32. Днепров Э.Д. Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики: Сборник научных трудов АПН СССР.-М., 1986.-230 с.

33. Днепров Э.Д. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России: Сб.научн.трудов АПН СССР.-М., 1978.-102 с.

34. Дневник камер-юнкера Ф.В.Берхгольца.,1858-1902. Ч.1,2.-М., 1902.

35. Доброхотов Б.В. Д.С.Бортнянский.-М.: Музгиз, 1950.-56 с.

36. Доброхотов Б.В. Евстигней Фомин.-М.: Музыка, 1968.-107 с.

37. Жихарев С.П. Записки современника.-М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955.-836 с.

38. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России.Очерки.-М.:Педагогика, 1978.-160 с.

39. Иванов М.М. История музыкального развития России. В 2-х т. Т. 1,2.-СПб., 1910-1912.

40. Избранные произведения русских мыслителей 2-й половины XVIII в.Т1,2,-М., 1952.

41. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А.Апраксина/.-М.: Просвещение, 1990.-206 с.

42. Иностранные нотные издания ХУ1-нач.Х1Х в.-М.,1980.-174 с.

43. История в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера: статьи и извлечения из Энциклопедии/Переводы и примеч. Н.В.Ревуненковой/.-JI.: Наука, 1978.312 с.

44. Кандинский А.И., Келдыш Ю.В., Левашева O.E. История русской музыки. Учебник для муз. ВУЗов. Т.2.-М., 1979.-596 с.

45. Кантемир А.Д. Собрание стихотворений.-Л.: Советский писатель, 1956.545 с.

46. Карманная книга для любителей музыки на 1795 г.-СПб., 1795.-57 с.

47. Карманная книжка для любителей музыки на 1796г.-СПб., 1796.-52 с.

48. Келдыш Ю.В. Русская музыка XVIII в.-М.:Наука, 1965.-461 с.

49. Келдыш Ю.В. Очерки и исследования по истории русской музыки.-М.: Советский композитор, 1978.-560 с.

50. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения.-М.: Наука, 1983.-415 с.

51. Коменский Я.А. Видимый свет на латинском, российском, немецком, италианском и французском языках представлен.-М., 1768.-477 с.

52. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры,-М.:Аспектпресс,1997.-687 с.

53. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики.-М., 1994.-138 с.

54. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в.-М.: Просвещение, 1987.-317 с.

55. Ливанова Т.Н. Русская музыкальная культура XVIII в. в ее связи с литературой, театром и бытом: Исследования и материалы. Т.1,2.-М.: Музгиз, 1952-1953.

56. Ливанова Т.Н. Музыка доглинкинского периода.-М.-Л., 1946.-19 с.

57. Ливанова Т.Н. Моцарт и русская музыкальная кулыура.-М: Музгиз, 1956.112 с.

58. Лисова H.A. Сухопутно-шляхетский кадетский корпус питомник отечественных музыкально-инструментальных кадров // Памятники культуры.-М., 1983, с. 263-278.

59. Лихачев Д.С. Система стилевых взаимоотношений в истории европейского искусства и место в ней русского XVIII века // XVIII век. Сб.Ю.-Л., 1975,с. 5-11.

60. Локк Дж. Педагогические сочинения.-М., 1939.-320 с.

61. Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе.-М., 1957.-296 с.

62. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений в 10 т. Т.7,9.-М.-Л., 19501951.

63. Лотман Ю.М. Руссо и русская культура // Ж.-Ж.Руссо. Трактаты.М., 1969, с. 555-604.

64. Лукьянченко В.И. Букварь Кариона Истомина: Отпечатан в 1694 г. Москве.-Л.: Аврора, 1981.-43 с.

65. Майков П.М. Иван Иванович Бецкой. Опыт его биографии. -СПб.,Типогр. т-ва «Общественная польза», 1904.-279 с.

66. Мартынов В.И. История Богослужебного пения.-М.: РИОФА, 1994.-237 с.

67. Мельницкой H.H. Сборник сведений о военных учебных заведениях в России (Сухопутного ведомства). Т.1, ч.1.-СП6., 1857.-140с.

68. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. 4.2,-СПб.,1902.-402 с.

69. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В., Шакирова И.П. Культура эпохи просвещения.-М.: Просвещение, 1996.-221 с.

70. Михневич В.О. Исторические этюды русской жизни.Очерк истории музыки в России в культурно-общественном отношении. СПб., 1879.-359 с.

71. Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии Художеств

72. XVIII века.-М.:Искусство, 1956.-519 с.

73. Морков В.И. Исторический очерк русской оперы с самого ее начала на 1862 год.-СПб., 1862.-159 с.80. «Московские ведомости», №76.-М.,1757.81.«Московские ведомости». Прибавление к №91.-М., 1784.

74. Музалевский В.И. Русское фортепианное искусство: XVIII перв. полов.

75. XIX в.-Л.: Музгиз, 1961.-319 с.

76. Музыка и музыкальный быт старой России: материалы и исследования. Т.1.-Л., 1927.-213 с.

77. Музыкальная энциклопедия. Т.1-5.-М.: Сов. энциклопедия, 1974.

78. Музыкальная эстетика западно-европейского средневековья и Возрождения / Сост.текстов В.И.Шестаков/.-М.: Музыка, 1966.-574 с.

79. Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков / Сост.текстов, вступит, статей А.И.Рогова/.-М.: Музыка, 1973.-245 с.

80. Ходорковская Е.С. Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XVIII век. Т. 1, кн. 1,2.-СПб.: Композитор, 1996- 1998.

81. Натансон В.А. Из музыкального прошлого Московского университета: К 200-летию университета.-М.: Музгиз, 1955.-120 с.

82. Натансон В.А. Прошлое русского пианизма (XVIII-начало XIX века): Очерки и материалы.-М.: Музгиз, 1960.-290 с.

83. Никитина Л.Д. История русской музыки.-М.: Academia, 1999.-271 с.

84. Николаев A.A. Джон Фильд. М.: Музыка, 1979.-159 с.- 13792. Николаев П. А. Исторический очерк Московского Николаевскогосиротского института (за 50 лет его существования 1837-1887).-М., 1887.125 с.

85. Николаева Е.В. Особенности становления музыкального образования в Древней Руси с XI до середины XVII столетия.-М.: Прометей, 1998.-136 с.

86. Новиков Н.И. Избранные сочинения.-М.-Л.: Музгиз, 1951.-744 с.

87. Новиков Н.И. Наставление отца сыну, которого отправляет он в Академию // Московское ежемесячное издание. Ч.2.-М.Д781, с.259-294.

88. Новиков Н.И. Фамильный разговор // Прибавление к «Московским ведомостям» 1784, №91, с.698-704.

89. Новикова Э.Ф. Фортепианное искусство русских композиторов ХУШ-ХЕХ веков (Творчество, исполнительство, педагогика).-М.:МГЗПИ, 1985.-91 с.

90. Нотные издания в фондах Государственной библиотека СССР им.В.И.Ленина: Памятники музыкального искусства.-М., 1982.-125 с.

91. Нотные издания в фондах государственной Публичной библиотеки им.М.Е.Салтыкова-Щедрина: Каталог. Вып.1, ч.1. Отечественные нотные издания XVIII века.-Л., 1985.-85 с.

92. Об умственном образовании детского возраста (Перепечатка из «Журнала Министерства Народного просвещения»). Ярославские губернские ведомости, 1842, 7 августа, часть неофициальная. Прибавление к №32.

93. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода: в 50т.-СПб., 1868-1915. Т. 1-12.

94. Описание чрезвычайного собрания Императорской Академии Художеств.-СПб., 1874.-10 с.

95. Опись библиотеки, находящейся в Москве на Воздвиженке, в доме графа Дмитрия Николаевича Шереметева до 1812г.-СПб., 1881.-615 с.

96. Очерки истории русской культуры ХУШв. 4.2. /Гл. ред. Б.А.Рыбаков/.-М.: Изд-во МГУ, 1987.-406 с.-138105. Очерки истории русской культуры XVIIIb. Ч.З. /Гл.ред.Б.А.Рыбаков/.

97. М.: Изд-во МГУ, 1988.-394 с.

98. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, XVIII в. первая половина Х1Хв. / Отв.ред.М.Ф.Шабаева/.-М.: Педагогика, 1973,605 с.

99. Павлов-Сильванский Н.П. Проекты реформ в записках современников Петра Великого: Опыт изучения русских проектов и неизданные их тексты.-СПб., 1897.-141 с.

100. Панченко A.M. Русская культуры в канун петровских реформ.-Л.:Наука, 1984.-205 с.

101. Пекарский П.П. История императорской Академии Наук в Петербурге Петра Пекарского.Т. 1,2.-СПб., 1870- 1873.

102. Перепелицын П.Д. История музыки в России с древнейших времен и до наших дней.-СПб., 1888.-282 с.

103. Петровская И.Ф. Источниковедние истории русской музыкальной культуры XVIII-начала XX века.-М.: Музыка, 1983.-296 с.

104. Посошков И.Т. Завещание отеческое. Новое издание, вновь открытою второю половиною «Завещания».-СПб.: Синод, типогр., 1893.-388 с.

105. Посошков И.Т. Книга о скудности и богатстве.-М.: Соцэкгиз, 1937.-351 с.

106. Посошков И.Т. Россиянин прошедшего века.-М., 1793.-130 с.

107. Прокопович Ф. Духовный регламент.-М., 1776.-112 с.

108. Раабен Л.Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке.-М.:Музгиз, 1961.-476 с.

109. Рабинович A.C. Русская опера до Глинки.-М.:Музгиз, 1948.-271 с.

110. Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. Т.1-3.-М.-Л.:Изд-во АН СССР, 1938-1952.

111. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учебное пособие.-М.:ВЛАДОС, 1998.-608 с.

112. Рождественский С.В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX веках. T.l.-СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1912.-680 с.

113. Ройзман Л.И. Орган в истории русской музыкальной кулыуры.-М.: Музыка, 1979.-376 с.

114. Руководство учителям первого и второго класса народных училищ Российской империи.-СПб., 1783.-34 с.

115. Русская мысль в век Просвещения: Сборник статей /Ред. Н.Ф.Уткина и др./.-М.: Наука, 1991.-278 с.

116. Русская литература XVIIIb., 1700-1725: Хрестоматия / Сост. В.А.Западов/.-М.: Просвещение, 1979.-442 с.

117. Русские поэты: Антология.Т.1. /Ред.Д.Д.Благой/.-М.: Детская литература, 1965.-694 с.

118. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения.Т.1-3.-М.: Госполитиздат, 1961.- 140128. Рыцарева М.Г. Композитор Д.Бортнянский. Жизнь и творчество.1. Л.:Музыка, 1979.-255 с.

119. Рыцарева М.Г. Композитор М.С.Березовский. Жизнь и творчество. Л.:Музыка, 1983.-142 с.

120. Салтыков Ф.С. Пропозиции Федора Салтыкова. Рукопись из собрания П.Н.Тиханова// Памятники древней письменности и искусства. Вып. 83 д.-СПб.: Об-во любителей древности, 1891.-36 с.

121. Самсонова Т.П. Библиотека музыкальных классов Академии художеств в ХУШв. // Русские библиотеки и их читатели.-Л.: Наука, 1983, с. 193-202.

122. Самсонова Т.П. Музыкальные классы Академии художеств в ХУШв. // Наука и кулыура России ХУШв.-Л., 1984, с.113-128.133. «Санктпетербургские ведомости».-СПб., 1751 №17; 1766, №1, 32, 81.134. «Санктперебургские ведомости», 12 февраля.-СПб., 1795г.

123. Сводный каталог русской книги гражданской печати ХУШв., 1725-1800. Т. 1-5 .-М. .Книга, 1966-1967.

124. Смоленский С.В. Муссикийская грамматика Николая Дилецкого.-СПб., 1910.-174 с.137. «Собрание новостей», 1775, декабрь.

125. Смирнов С.К. История Московской славяно-греко-латинской академии.-М., 1855.-428 с.

126. Стасов В.В. Русская и иностранные оперы, исполненные на императорских театрах в России в ХУШ и XIX столетиях // Русская музыкальная газета, №1-3,1888.

127. Стасов В.В. Избранные сочинения: Живопись. Скульптура. Музыка. Т.2.-М.: Искусство, 1952.-775 с.

128. Столпянский П.Н. Старый Петербург: Музыка и музицирование в старом Петербурге.-Л.: Мысль, 1989.-187 с.

129. Страхов П.И. Краткая история Академической гимназии, бывшей при императорском Московском университете,-М.: Унив. типогр, 1855.-64 с.

130. Сулоцкий А.И., протоиерей. Семинарский театр в старину в Тобольске // «Чтение в имп. Обществе истории и древностей Российских при Моск. унте 1869 г.». Кн.2, апрель-июнь.-М.:Унив. типогр., 1869,

131. Сычов-Михайлов М.В. Из истории русской школы и педагогики XVIIIb.-M.: Изд-во АПН СССР, 1960.-255 с.

132. Татищев В.Н. Духовная моему сыну. Тексты духовной и Увещания. Содержание разговора о пользе науки и других сочинений./Ред. А.Н. Чугунов/.-СПб., 1896.-84 с.

133. Татищев В.Н. Избранные произведения. /Ред. С.Н. Валк/.- Д.: Наука, 1979.-464 с.

134. Татищев В.Н. Лексикон российский исторический, географический, политический и гражданский.Ч. 1-3.-СПб., 1793.

135. Теплов Г.Н. Знания, касающиеся вообще по философии для пользы тех, которые о сей материи чужестранных книг читать не могут. Кн. 1.-СПб., 1751.-301 с.

136. Теплов Г.Н. Рассуждение о качестве стихотворства // Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие. №5 1755, с.371-398.

137. Терентьева H.A. История и теория музыкальной педагогики и образования. 4.1,2.-СПб.:Образование, 1994.

138. Толстой Д.А. Взгляд на учебную часть в России в XVIII столетии до 1782г.-СПб„ 1883.-100 с.

139. Устав Императорского сухопутного кадетского корпуса.-СПб., 1766.-82 с.

140. Устав народным училищам в Российской империи, уложенный в царствование имп.Екатерины П.-СПб., 1789.-122 с.

141. Федоровская JI.A. Степан Давыдов.-JL: Музыка, 1974.-176 с.

142. Фесечко Г.Ф. Иван Евстафьевич Хандошкин: Монографический очерк.-Л.: Музыка, 1972.-86 с.

143. Фесечко Г.Ф. Новые материалы о композиторах П.А.Скокове и Е.И.Фомине // Музыкальное наследство. Т.2,4.1.-М., 1966,., с.9-43.

144. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в.Т.1, вып.2.-М.-Л., 1929, с.105-236.

145. Черепнин Н.П. Императорское воспитательное общество благородных девиц: 1764-1914. Т.1.-СП6., 1914.-620 с.

146. Чешихин В.Е. История русской оперы.-СПб., 1905.-638 с.

147. Чехов Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии.-М.: Мир, 1923.-148 с.

148. Шарова Е.Г. Взаимодействие национального и общеевропейского в русской культуре и образования XVIII века // Культура. Искусство. Образование.-М., 1996, с.14-17.

149. Шарова Е.Г. К проблеме истоков развития культуры и образования в России эпохи Просвещения // Культура Искусство - Образование Москвы: история и современность.-М., 1997, с.9-12.

150. Шарова Е.Г. Просвещение и русская культура: проблема взаимодействия // Молодые голоса.-М., 1998, с. 199-201.

151. Шарова Е.Г. Специфика светского музыкального образования России II половины XVIII в. // Культура. Искусство. Школа.-М., 1999, с.216-217.

152. Шишкова Э.Е. Московский Университетский благородный пансион, 1776-1831 // Вестник МГУ, сер.8, История, 1979, №6, с.74-75.

153. Штелин Я.Я. Известия о музыке в России.-М., 1935.-190 с.

154. Штранге М.М. «Энциклопедия» Дидро и ее русские переводчики // Французский ежегодник, 1959г.-М., 1961, с.76-89.

155. Щербатов М.М. О повреждении нравов в России.-СПб., 1858.-80 с.

156. Ямпольский И.М. Русское скрипичное искусство.-М.-JI.: Музиздат, 1951.-514 с.

157. Янкович де Мириево Ф.И. Краткая российская история, изданная в пользу народных училищ.-СПб., 1799.-191 с.

158. Янкович де Мириево Ф.И. Краткая священная история церкви Ветхого и Нового завета, изданная для народных училищ.-СПб., 1784.-108 с.

159. Янкович де Мириево Ф.И. План к установлению народных училищ в Российской империи.-СПб., 1785.-46 с.

160. Янкович де Мириево Ф.И. Правила для учащихся в народных училищах, изданное по высочайшему повелению царствующей имп.Екатерины вторыя.-СПб., 1782.-24 с.

161. Янкович де Мириево Ф.И. Прописи, расположенные по правилам руководства к чистописанию, изданного для юношества в народных училищах Российской империи.-СПб., 1782.-17 с.

162. Янкович де Мириево Ф.И. Российский букварь для обучения юношества чтению, изданный при учреждении народных училищ в Российской империи.-СПб., 1782.-36 с.

163. Янкович де Мириево Ф.И. Руководство к чистописанию для юношества в народных училищах Российской империи.-СПб., 1782.-16 с.

164. Янкович де Мириево Ф.И. Руководство учителям Народных училищ.-СПб., 1782.-179 с.

165. Янкович де Мириево Ф.И. Сокращенный катехизис для обучения юношества православному закону христианскому, изданный при учреждении народных училищ в Российской империи.-СПб., 1797.-35 с.

166. Янкович де Мириево Ф.И. Устав народным училищам в Российской империи, уложенный в царствование имп.Екатерины II.-СПб., 1786.-122 с.

167. Яновский Н.М. Новый словотолкователь: в Зч. Ч.2-от К до Н.-СПб., 1803.-964 с.

168. НОТНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

169. Азбука начального обучения, простого нотного пения, содержащегося на цефаутном юпоче.-М., б.г.-7 с.

170. Гельд И. Усовершенствованная гитарная школа для шести струн или руководство играть самоучкою на гитаре Б.М., 1799.-27 с.- 144183. История русской музыки в нотных образцах /Сост.и ред. С.П.Гинзбург/.1. М., 1968.-496 с.

171. Кванц И. Опыт наставления по игре на поперечной флейте // Дирижерское исполнительство /пер.И.Шрайбера/.-М., 1975, с. 10-67.

172. Кельнер Д. Верное наставление в сочинении генерал-баса /пер.с нем .И. Зубрилова/.-М., 1791.-98 с.

173. Кушенов-Дмитриевский Ф. Новейшая полная школа или самоучитель для гуслей.-СПб., 1808.-50 с.

174. Лелейн Г.С. Клавикордная школа, или краткое и основательное издание к согласию и мелодии, практическими примерами изъясненное. В 2т.Т.1,2.-М., 1773.

175. Манфредини В. Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке.-СПб., 1805.-176 с.

176. Методический опыт, коим образом можно выучить детей читать музыку столь же легко, как и обыкновенное письмо.-М., 1773.-88 с.

177. Моцарт Л. Основательное скрипичное училище с тремя фигурами и одною таблицею /Пер.с нем.яз. П.Торсона/.-СПб., 1804.-206 с.

178. Петрунькевич Д. Наставление отрокам учащимся нотному пению с яснейшим показанием тонов всему нотному правилу принадлежащих. Б.д.-39 с.

179. Померанцев М. Азбука, или способ самый легчайший играть на гуслях по нотам без помощи учителя.-М., 1802.-30 с.

180. Русская клавирная музыка /Сост.и ред.Н.Копчевский/.-М., 1981 .-79 с.

181. Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х гг. Х1Хв.: Хрестоматия. Вып.1.-М., 1954.-190 с.

182. Скрипичная школа или наставление играть на скрипке.-СПб., 1784.-26 с.

183. Собрание народных русских песен с их голосами на музыку положил Иван Прач.-М., 1955.-325 с.

184. Теплов Г.Н. Между делом безделье или собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса.-СПб., б.г.-Зб с.

185. Усовершенствованная гитарная школа для шести струн или руководство играть самоучкою на гитаре / Соч.И.Г./.-СПб., 1799-1806.-27 с.

186. Фукс И.Л. Практическое руководство к сочинению музыки.-СПб., 1830.203 с.

187. Штейбельт Д. Полная практическая школа для фортепиано.-М., 1834.-84 с.

188. ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

189. Encyclopedie on dictionnaire raisonne des sciences, des arts et des metiers. -P., 1751-1778.-V.l-17.

190. Kellner D. Jreuliche Unterricht im General-Bass. 2 auflage. - Hamburg, 1737.-99 c.

191. Kittel J.C. Der angehende praktische Orgainst. Erfurt, 1803.-104 c.

192. Manfredini V. Regole armoniche o sieno pecetti rationale per appendere i principi della musica. Venezia, 1775.78 c.

193. Quants U.U. Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen. B., 1752.-368 c.