автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Наброски и зарисовки как средство активизации творческих способностей учащихся 1-4-х классов на уроках изобразительного искусства в школе
- Автор научной работы
- Омаров, Х.Г.
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Наброски и зарисовки как средство активизации творческих способностей учащихся 1-4-х классов на уроках изобразительного искусства в школе"
pro од
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГОЗТГАМШИ ПЕДАГОГИЧЕСКИ« ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. В. И. ЛЕНИНА
Спрциплнзпропашшй Сонет Д 053.01.12
l(:l !!j».-<J,''-; ¡)yi,"HI(:t'!l
O'lAPC" \'»'tw:iifitii4
НАБРОСКИ II ЗАРИСОВКИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ СНОСОВ ПОСТЕ И УЧАЩИХСЯ 1-4-х КЛАССОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ
Сиопипльши-ть ь'л/О.О'- •мгт::;;:::;:: {¡»енодш^пш:! изобразительного ии.ч сства
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на (".¡искание ученом (.teueini ];;:!1Д1!Д;11;| педагогических наук
Москва 1993
Работа выполнена в Московском ордена Ленина н ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете пмонн В. И. Ленина.
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент С. Е. ИГНАТЬЕВ
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор В. С. КУЗИН
кандидат педагогических наук, доцент В. К. ЛЕБЕДКО
Ведущая организация — Владимирский государственный педагогический институт имени П. И. Лебедева-Полянского.
Защита состоится «..^Г.»..........1993 г.
часов на заседании Специализированного совета Д 053.01.12 по присуждению ученой; степени доктора педагогических паук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете им. В. И. Ленина по адресу: 117521, Москва, пр. Вернадского, 88.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета по адресу: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1.
Автореферат разослан ...........1993 г.
Учепыйсвкретарь Специализированного совета
" ОБЩАЯ ХлРАКТЕРИОТИпА РАБОТЫ
Актуальность исследования. По мере развития общества, его демократизации, одним из основных факторов, обёспечиваю-щих дальнейший прогресс, становится личность с её индивидуальностью и творческой деятельностью. Развитие творческих способностей, воспитание личности активной, мыслящей, способной к самостоятельному решению нестандартных задач и проблем, к преобразованию окружающего мира и себя в нём - главные задачи школы и общества.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности, и в первую очередь - изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность, как один из самых интересных для детей видов деятельности, имеет большое значение для умственного воспитания детей, развития их восприятия, творческого воображения, памяти, мышления, эстетического вкуса и т.д.
Актуальность обучения младших школьников выполнение набросков и зарисовок обусловлена началом нового для них вида деятельности, связанного с приобретением новых знаний и умений. Главной отличительной особенностью набросков и зарисовок от длительного рисунка является различие целей и задач, присущих каждому из них. Наброски и зарисовки служат художнику своеобразным средством изучения мира. Посредством наброска изучаются природные формы, их пространственные свойства, такое рисование развивает умение "видеть" действительность, характерные особенности предметов и явлений. Наброски и зарисовки приобретают особое значение в развитии глаза, руки, мышления и наблюдательности младшего школьника. На уроках изобразительного искусства учащиеся 1-4-х классов встречаются с многочисленными трудностями, связанными с изображением человека, животных и птиц в движении. Обучение детей и привитие необходимых умений выполнения наброс--ков и зарисовок позволяет решить многие проблемы, связанные не только с изобразительной деятельностью на уроках рисования, но и с усвоением учебного материала по другим предметам общеобразовательного цикла в школе.
Благодаря применению различных средств обучения, специально разработанных для проведения упражнений, использование в процессе выполнения проблемных заданий, развивающих творческое
мышление и воображение, а также систематическое выполнение с натуры, по памяти и представлению линейных и цвето-тоновых набросков и зарисовок развивает у учащихся младших классов восприятие, мышление, воображение, наблюдательность, память и двигательные функции руки, что является необходимым условием развития и активизации творческих способностей;
В последние годы наблюдается возрастающий интерес к вопросам изобразительного творчества, к поиску методов развития творческих способностей школьников / А.Д.Алёхин, С.Е.Игнатьев, В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина% Б.М.НеменскиЙ, Н.Н.Ростовцев, Ё.В.Шо-рохов, Т.Я.Шпикалова и другие /.
Большое значение в решении проблем, касающихся изобразительной деятельности школьников, имеют исследования ведущих психологов Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Б.П.Зин-ченко, Б.Ф.Ломова, С.Л.Рубинштейна, Н.Д.Богоявленского, В.В. Даввдова, Е.И.Игнатьева, Г.С.Костюка, Н.А.Менчинской, Б.М.Теп-лова, П.М.Якобсона и других. В их работах выявляются наиболее эффективные средства управления мыслительной и продуктивной деятельностью учащихся, формирования у них умений приобретать знания, раскрываются возможности развития творческих способностей.
Проблемы творчества, развития творческих способностей посредством применения различных средств исследовали Л.С.Выготский, И.Я.Лернер, H.A. Менчинская, Я.А.Пономарёв, С.М.Шалютин, Б.П. Никитин, И.Н.Волков; зарубежные психологи - Ньюэлл, Шоу, Сайман, Торранс, Гауэн и другие.
Активизация творческих способностей посредством выполнения набросков и зарисовок является проблемой, не получившей ещё должного раскрытия и обоснования.
Наблюдения за процессом обучения учащихся младших классов изобразительному искусству в общеобразовательных школах г. Москвы и г. Махачкалы показали, что подавляющее большинство младших школьников при рисовании с натуры, тематическом рисовании, а также в процессе выполнения набросков и зарисовок с натуры человека, животных, птиц, других объектов природы, не учитыва- ■ ют очень многие факторы в передаче формы, пропорций, движения, а также предельно упрощают композиционное решение задания, дто происходит из-за отсутствия теоретических знаний, практических
умений и навыков, что является причиной слабого развития восприятия, мышления, воображения, памяти, наблюдательности, глазомера и двигательных функций руки. Нерешённость проблемы развития и активизации творческих способностей"учащихся младших клас------ —
сов посредством обучения выполнению набросков и зарисовок на уроках изобразительного искусства указывает на её актуальность.
Цель исследования заключается в разработке методики обучения по формированию умений выполнения набросков и зарисовок с натуры, по памяти и представлению, а также определении условий, способствующих развитию и активизации творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства в школе.
Предмет исследования: методическая система формирования умений выполнения линейных и цвето-тоновых набросков и зарисовок, как средства активизации творческих способностей учащихся 1-4-х классов.
В основу исследования была положена гипотеза, в соответствии с которой предполагалось, что развитие и активизация творческих способностей младших школьников посредством формирования умений выполнения линейных и цвето-тоновых набросков и зарисовок будет эффективным, если:
-делать акцент не только на формирование практических умений, но теоретических знаний, позволяющих самостоятельно решать учебно-творческие задачи;
-развивать у учащихся "проблемное видение" окружающей действительности, умение обнаруживать, выявлять, осознавать, решать, самостоятельно искать пути решения различных задач;
-уделять внимание развитию дивергентного мышления, характеризующегося быстротой, гибкостью, оригинальностью и точностью, охватом всех возможностей, порождением оригинальных идей;
-способствовать развитию продуктивного мышления, навыков его практического применения, что позволит переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые;
-создать раскрепощенную, радостную обстановку, атмосферу увлечённости и удовлетворённости детей обучением, небоязни в практике выполнения набросков и зарисовок разными способами;
-активно включать в процесс обучения элементы игровых и соревновательных форм обучения с применением различных технических средств, а также новых разработок.
Для достижения намеченной цели и проверки рабочей гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи;
1.Изучить литературу по истории методов преподавания ИЗО по использование набросков и зарисовок на уроках рисования.
2.Выявить психолого-педагогические основы формирования умений выполнения набросков и зарисовок у учащихся младших классов, как средства активизации творческих способностей на уроках изобразительного искусства в школе.
3.Определить исходный уровень сформированности умений выполнения линейных и цвето^тоновых набросков и зарисовок с натуры у учащихся 1-4-х классов общеобразовательных школ.
4.Разработать и экспериментальным путём проверить систему упражнений, направленную на развитие восприятия, мышления, воображения, наблюдательности, памяти, глазомера, а также определить наиболее эффективные приёмы, средства и формы их проведения.
5.Определить содержание проблемного обучения в структуре уроков изобразительного искусства как фактора, определяющего развитие и активизацию творческой деятельности учащихся.
- 6.Подготовить и провести формирующий эксперимент с целью проверки определённых гипотезой положений, обучения учащихся младших классов выполнению набросков и зарисовок как средства, активизирующего, творческие способности.
7.На основе анализа результатов эксперимента определить возможности применения учшцимися младших классов приобретённых умений и знаний по выполнению набросков и зарисовок на различных видах уроков изобразительного искусства в школе.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы, исследования:
-анализ программ по ИЗО начальных классов общеобразовательных школ;
-изучение опыта преподавания учителей изобразительного искусства, беседа с учащимися, контрольные срезы;
-экспериментальное преподавание с целью проверки выдвинутой гипотезы по определению роли и значения формирования умений выполнения набросков и зарисовок как средства активизации твор-' ческих способностей учащихся младших классов в школе;
-проведение экспериментов: а)констатирующего; б)покскового; в)формирующего.
На этапе констатирующего эксперимента исследования прово-
■Излились в школе №13 г. Махачкалы и в школах №201, №698, №637 г. Москвы, а на этапе поискового и формирующего экспериментов - в школе №698 г. Москвы. Эксперименты проводились с 1990 по 1993 г.г.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработан и теоретически обоснован комплекс учебных мероприятий, связанных с применением специальных средств обучения, способствующих развитию и активизации творческих способностей младших школьников;
-разработана методика обучения учащихся младших классов выполнению набросков и зарисовок с натуры фигуры человека;
-разработана и определена структура и содержание проблемного обучения во взаимосвязи с практическим выполнением набросков и зарисовок;
-разработана система упражнений, направленная на развитие восприятия, мышления, воображения, наблюдательности, памяти,, глазомера;
-рассмотрено влияние временных факторов на полноту и .качество восприятия учащихся 1-4-х классов в процессе выполнения набросков и зарисовок по памяти.
Практическая значимость определяется тем, что полученные в исследовании результаты и выводы, а также разработанная методика доказывают, что формирование умений выполнения линейных и цвето-тоновых набросков и зарисовок с натуры фигуры человека, других объектов природы сочетаемое с параллельной подачей теоретических знаний строения объектов натуры, законов перспективы и композиции способствуют развитию и активизации творческих способностей учащихся 1-4-х классов. В процессе обучения развивается восприятие, воображение, мышление, наблюдательность, память, глазомер, двигательные функции руки, которые необходимы, не только для изобразительной деятельности, но и для успешного усвоения учебного материала по другим предметам общеобразовательного цикла в школе.
На защиту выносятся:
-содержание и научное обоснование методики формирования умений выполнения линейных и цвето-тоновых набросков и зарисовок с натуры посредством специально разработанной системы упражнений и средств обучения;
-развитие и активизацию творческих способностей учащихся 1-4-х классов посредством обучения выполнении набросков и зарисовок с натуры, по памяти и представлению.
Достоверность исследования и научная обоснованность обусловлены опорой на результаты современных исследований по философии, психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства, искусствоведению, достаточно длительным характером исследования, использованием комплекса методов, разнообразия источников информациичётким его анализом с последующей апробацией и проверкой основных положений исследования в ходе эксперимента.
Апробация исследования. Результаты практической работы и исследований докладывались на научно-педагогических конференциях в МПГУ им. В.И.Ленина (с 1991 по 1993 г.г.) и обсуждались на кафедре методики преподавания изобразительного искусства и черчения художественно-графического факультета ЫПГУ им. В.И. Ленина (с 1991 по 1993 г.г.
Объём и структура диссертации.
' Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованной литературы. Общий объём диссертации составляет 180 страниц основного машинописного текста, содержит 10 таблиц-диаграмм, копии с работ учащихся.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ ООДЕРЮШИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель исследования, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе "Психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования умений выполнения набросков и зарисовок и активизации творческих способностей младших школьников"рассматри-вается история методов преподавания изобразительного искусства с использованием набросков и зарисовок на уроках со времени включения рисования в состав предметов общеобразовательного . цикла.
В главе рассматриваются психо-физиологические основы формирования умений и навыков, исходя из которых, каждое практическое действие формируется и совершается осознанно, направляется известным мотивом и требует для своего осуществления самых
разнообразных психо-физиологических предпосылок. Умения и навыки представляют собой сложную систему, на всех этапах и ступенях их формирования и совершенствования участвует кора больших полушарий головного мозга, которая обеспечивает уравновешивание организма с окружающим миром, являясь опорой сознательной жизни человека, основой для работы мышления, памяти, воображения, эмоций, воли, характера.
Отечественные учёные,творчески разрабатывая идеи И.М.Сеченова и И.П.Павлова о чрезвычайной пластичности нервной системы, её динамичности и изменчивости, существенно увеличили познавательную ценность теории рефлекторной природы психической деятельности. Исходя из рефлекторной деятельности больших полушарий головного мозга, С.Л.Рубинштейн, Ю.А.Самарин, Н.А.Менчинская, E.H. Кабанова-Меллер, Д.Н.Богоявленский, Г.С.Костюк, Л.А.Шеварев, Н.А.Смирнов разработали ассоциативно-рефлекторную концепцию • познавательной деятельности школьников как теорию образования ассоциативных связей, в соответствии с которой процесс учения и его конечные результаты рассматриваются как переход от узких систем знаний, умений и навыков ко всё более широкой систематизации учебного материала. Наше исследование, связанное с активизацией творческих способностей учащихся младших классов, исходит из теории образования ассоциативных связей, согласно которой первоначально формируются умения посредством специатьч^-упражнений, направленных на развитие необходимых для изобразительной деятельности психологических компонентов, а затем комплекс сформировавшихся умений и теоретических знаний открывает широкие возможности для творческой деятельности учащихся младших классов на уроках изобразительного искусства.
В этой главе теоретически обоснованы и особенности активизации творческих способностей младших школьников в процессе выполнения набросков и зарисовок с натуры, по памяти и представлению. В настоящее время в работах психологов и дидактов дан глубокий анализ творчества как в широком смысле, так и творческой деятельности в учебном процессе. Эту проблему рассматривали: Л. С. Выготский, И.Я.Лернер, Н.А.Менчинская, Я.А.Пономарёв, Б.П.Никитин, И.П.Волков, А.Н.Лук, А.Ньюэлл, С.Шоу,Г.С.Саймон, Д.Гилфорд, Э.Торраис и другие. В психологической литературе существует две точки зрения в вопросе на творчество. Согласно од-
ной необходимо различать репродуктивное и творческое мышление. Результатом репродуктивного мышления является воспроизводство имеющихся знаний, а результатом творческого мышления является открытие чего-то нового. Вторая точка зрения отстаивает право любого мышления быть творческим, право каждого человека быть творцом.
Рассматривая проблемы творчества, Н.А.Менчинская выделяет следующие черты творческой деятельности: "умение широко варьировать способы действия, подчинять направление поисков поставленной задаче". Проблемами творчества занимался И.Я.Лер-нер, который охарактеризовал его как "процесс создания человеком объективно или субъективно качественно нового посредством специфических интеллектуальных процедур, которые нельзя'представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий". Он выделил и раскрыл черты творческой деятельности, формирование которых, как он считает, наиболее существенно для обучения, так как они создают базу, дальнейшее расширение которой зависит от природных данных и трудолюбия индивида. К ним он относит - I) самостоятельное осуществление ближнего и дальнего, внутрисистемного и межсистемного переноса знаний и умений в новую ситуацию; 2)видение новой проблемы в традиционной ситуации; 3)видение структуры объекта; 4)видение новой функции объекта в отличие от традиционной; 5)учёт альтернатив при решении проблемы; 6)комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы; 7)отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода. Лернер считает, что высший уровень мшления -творческое мышление - формируется при использовании продуктивных методов обучения, ибо продукты "процедуры творческой деятельности нельзя передать иначе как включением человека в по- , сильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую".
Д.Б.Ермолаева-Томина, занимавшаяся исследованием проблем развития творческих способностей, выделяет различные признаки креативности, которые отличают творческих людей (креативов) от* нетворческих людей (интеллектуалов): а)открытость к новым проблемам; б)широта категоризации; в)беглость мшления; г)гибкость мышления; д)оригинальность мышления.
Рассматривая творческие споосбности, специалист^ в области изобразительной деятельности ввделяют такие признаки, характеризующие наличие способностей к рисованию, как раннее и сильное увлечение рисованием, успешное продвижение в рисовании, выдающиеся достоинства рисунков, образную выразительность (В.А. Езикеева, Н.А.Ветлугина), способность "замыслить" и представить себе будущий рисунок (Н.П.Сакулина), использование сложной линии в рисунке и сложного цвета в живописной работе (Е.И'.Игнать-ев), оценку пропорций как одну из основных особенностей (В.И. Кириенко), Важнейшим показателем художественных способностей является наличие выразительной композиции (В.С.Кузин, Е.В.Шоро-хов). С.Е.Игнатьев, занимающийся исследованием закономерностей" развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью пишет, что успех в их работе в основном зависит: 1)от уровня развития врождённых задатков (одарённости); 2) от • степени овладения изобразительной грамотой в передаче формы и цвета (художественного образования); 3)от степени овладения техническими навыками.
Творчество развивается и обогащается по мере расширения сферы знаний, умений, типов и глубины решаемых проблем,. Одно-, значно ясно, что для развития творческих способностей обязательно должна быть база определённых элементарных способностей, на основании которых становится возможным формирование более сложных по структуре способностей, и как наивысших - творческих способностей. Напрямую успешная творческая деятельность зависит от развития таких важных психических процессов, как восприятие, мышление, воображение, память, наблюдательность и моторика. От того, в какой степени развиты эти процессы, зависит уровень способностей вообще и творческих способностей в частности.
В контексте нашего исследования развитие творческих способностей осуществляется посредством проведения упражнений, направленных на развитие психических процессов, непосредственно участвующих в процессе выполнения набросков и зарисовок. Основополагающим в развитии творческих способностей психологи и педагоги считают развитие творческого мышления. Исследования психологов по изучению мыслительных процессов при решении задач показало, младшецу школьнику свойственно проявление твор-
чества в процессе мыслительной деятельности. А для развития творческого мышления школьников необходима систематическая, целенаправленная работа. В связи с этим важное значение имеет поиск путей и средств формирования творческого мышления млад- . ших школьников в процессе обучения.
Главным условием развития творческого мышления является включение учащихся в активную познавательную деятельность. Психологи,педагоги, методисты подчёркивают необходимость создания в обучении условий, которые обеспечивали бы ученику возможность проявлять максимум познавательной активности в овладении новыми знаниями и умениями {Д.Н.Богоявленский, З.И.Калмыкова, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, Д.И.Пидкасистый). Такими условиг ями являются проблемные ситуации в обучении. Вопросы проблемного обучения рассматривали в своих исследованиях Ы.Н.Скаткин, Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, И.Я.Лернер, Х.Векк К другие. Все они отмечали, что сложность проблем и степень самостоятельности поиска обязательно должны постепенно увеличиваться от класса к классу по мере расширения запаса знаний, овладения приёмами поисковой деятельности, развития способностей и творческого мышления. Кроме того, очень важно не только научить решению проблем, но и развивать "проблемное видение" окружающего, умение самим обнаруживать, осознавать и формировать проблемы.
Проблемное обучение, отмечал Ы.Н.Скаткин, осуществляется посредством трёх методов: проблемное изложение знаний, поисковая беседа и исследовательский метод. Самый высокий уровень достигается при исследовательском методе. Именно он формирует черты творческой деятельности, организует творческое усвоение знаний, обеспечивает методами научного познания, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности" - считает И.Я.Лернер.
' В данном исследовании структура и содержание проблемного обучения определена разработкой специальных карточек-заданий, •а также практическим выполнением в набросках и зарисовках заданий проблемного характера. В диссертации подробно описана методика проведения проблемного обучения на уроках изобрази-■ тельного искусства, его структура и содержание, которые позво-' ляйт широко варьировать подачей материала по различным возраст-
кым категориям учащихся младших классов.
Вторая глава "Методическая система формирования умений выполнения набросков и зарисовок как средства активизации творческих способностей младших школьников" посвящена экспериментальному исследованию. Для определения исходного уровня сфор-мированности умений выполнения линейных и цвето-тоновых набросков и зарисовок был проведён констатирующий эксперимент в школе №13 г. Махачкалы и в школах №201, №¿98, №637 г. Москвы.
На этапе констатирующего эксперимента учащиеся 1-4-х классов' выполняли наброски с натуры чучел птиц и фигуры человека. Для оценки работ учащихся были разработаны критерии оценки, состоящие из семи различных позиций: 1)композиционное решение;' 2)характер линии; 3)передача формы; 4)соблюдение пропорций; 5)передача движения; 6)Передача загораживания; 7)творческое, оригинальное в работе. При оценке цвето-тоновых набросков и зарисовок вместо критериальной позиции "характер линии" рассматривалась позиция "цвето-тоновое решение". Каждая критериальная позиция в нашем исследовании характеризуется четырьмя уровнями • . сформированности умений. Характеристика каждого уровня по всем критериальным позициям подробно описана в тексте диссертации.
В результате анализа и оценки работ учащихся 1-4-х классов по выполнению набросков и зарисовок с натуры чучел птиц и фигуры человека на этапе констатирующего эксперимента выяснилось, что уровень сформированное™ умений по всем критериальным позициям очень низкий. Примерно 94-86$ учащихся первых и вторых классов выполнили работы, соответствующие первому и второму (низким) уровням сформированное™ умений. В третьих и четвёртых классах первому и второму уровням сформированное™ умений соответствуют 76-70$ работ учащихся.
На основе изучения и анализа работ учащихся констатирующего этапа разработана методическая система обучения учащихся младших классов выполнению набросков и зарисовок с натуры. Она состоит из специально разработанной системы упражнений, направленной на развитие необходимых для изобразительной деятельности психологических компонентов - восприятия, мышления, воображения, наблюдательности, памяти, глазомера. Проведение упражнений осуществлялось элементами игровой и соревновательной форм обучения и посредством специально разработанных средств обуче-
ния - силуэтопроектора, динамических моделей, карточек-заданий, плакатов и т.д., В систему методов обучения младших школьников выполнению набросков и зарисовок входит и проблемное обучение. Оно включает выполнение проблемных заданий теоретического плана посредством карточек-заданий с проблемным изложением материала и практического, посредством выполнения набросков и зарисовок. Общая структура построения методики, обучения учащихся младших классов выполнению набросков и зарисовок как средства активизирующего творческие способности отражена на схеме.
Житель экспериментатор
Теоретические знания Практические умения
•
* Практическое выполнение навроскоа и зарисовок Упражнения развивающие психологические процессы
Поиск характерной-р°Рмы, пропОрций^АВижен7компози^. - —1 Уроки рисования с натуры
—< Составление сюжетной кон-позиции посред-и набросков - 1 Уроки тематического ~1 рисования
Проведение упражнений и вручение выполн-наероосое
В главе даётся описание методики применения специально разработанных для проведения экспериментальных уроков формирующего этапа средств обучения - силуэтопроектора, динамических моделей и карточек-заданий обучающего, закрепляющего и проблемного направлений."Силуэтопроектор и динамические модели использовались при изучении строения тела человека, его пропорций, движений, выполняемых человеком в процессе занятия различными видами деятельности, а также во время проведения упражнений, развивающих восприятие, мышление, воображение, наблюдательность, память, глазомер. Аппарат позволяет проецировать на экран силуэты фигуры человека, животных, птиц и других объектов природы без лишних подробностей, отвлекающих внимание детей. Динамические "модели изготовлены в двух вариантах и имеют профильное и фронтальное решение. Конструкция этих моделей позволяет переда-
вать без заметного искажения широкую гамму движений,"поз человека, животных и птиц в различных ситуациях. Структура и содержание карточек-заданий позволили использовать их при подаче нового материала, при повторении й закреплении ранее усвоенного учебного материала, а также в проблемном обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства. Большое количество вариантов различных движений, входящих в содержание карточек-заданий, отражающие многообразие видов деятельности человека, позволяло варьировать постановку задач, начиная с самых простых и кончая сложными, требующими достаточно высокого уровня развития аналитико-синтетической деятельности в процессе мышления и соответствующего теоретического запаса ' необходимых знаний, применение карточек-заданий на уроках изобразительного искусства в процессе обучения вносило большой интерес и новизну в структуру проведения этих уроков. Выполне- . ние проблемных заданий посредством применения карточек-заданий было направлено на развитие и активизацию творческого мышления и воображения, наблюдательности и памяти. Решение проблемных задач во многом повлияло на привитие интереса учащихся к урокам, целиком посвященным выполнению наброскбв и зарисовок. Практическое ьыполнсние проблемных заданий посредством набросков и зарисовок способствует развитию вариативности, гибкости, точности, оригинальности о мышлении и развитию мелких групп мшц руки, непосредственно влияющих на двигательные функции руки. Необходимо отметить, что неотъемлемой частью проведения упражнений в структуре экспериментальных уроков являлись элементы игровой и соревновательной форм обучения, вносившие положительную эмоциональную окраску и заинтересованность в процесс обучения младших школьников. ,
В главе описаны экспериментальные уроки формирующего этапа, которые проводились по нескольким направлениям. Первое направление включало проведение уроков рисования с натуры с включением в структуру уроков проведение предварительных упражнений, способствующих развитию.психологических компонентов и практическое выполнение набросков и зарисовок с натуры. В этой серии экспериментальных уроков необходимо было определить степень влияния проводимых упражнений и практического выполнения набросков и зарисовок с натуры на конечный результат уроков
этого направления. Второе направление рассматривало проведение уроков по теме с аналогичной схемой построения урока, где практическое выполнение набросков проводилось с целью поиска сюжета композиции, а упражнения были направлены на то, чтобы развить память, воображение, мышление, необходимые для выполнения тематического, задания. Целью проведения данной серии экспериментальных уроков являлось также выяснение роли, и значения умений выполнения набросков и зарисовок в создании тематических композиций учащимися 1-4-х классов. Третье направление включало проведение уроков по выполнению набросков и зарисовок, где демонстрировались различные приёмы и методы выполнения линейных и цвето-тоновых набросков и зарисовок, проводились упражнения, способствующие развитию мышления, воображения, наблюдательности, памяти, глазомера, а также практиковалось выполнение проблемных заданий теоретического и практического плана. Главной целью проведения уроков этого направления было обучение учащихся выполнению линейных и цвето-тоновых набросков и зарисовок с натуры, по памяти и представлению. На уроках учащимся демонстрировались практические возможности различных материалов, применяемых в процессе работы над набросками и зарисовками, приёмы работы карандашом, кистью, углём, а также поэтапность в работе. Структура и содержание разработанной нами методики обучения позволяет включить уроки по наброскам и зарисовкам в общую структуру уроков изобразительного искусства как самостоятельный вид и систематически практиковать их наряду с 'рисованием с натуры, тематическим рисованием, декоративным рисованием'и беседами по изобразительному искусству.
В экспериментальной серии уроков формирующего этапа нами сделана попытка определения зависимости полноты и качества восприятия учащихся"младших классов в процессе выполнения набросков и зарисовок по памяти от степени ограничения временного интервала процесса восприятия. Целью проведения этих экспериментов являлась.проблема исследования зависимости полноты вос-• приятия от количества времени, затрачиваемого на этот процесс, и его влияния на конечный результат работы учащихся.
После анализа результатов этого эксперимента оказалось, что учащиеся младших классов экспериментального направления' при ограничении времени восприятия до определённых пределов
привержены к упрощению образа, возникшего в результате восприятия. При сокращении времени восприятия до нескольких секунд учащиеся 1-4-х классов, хоть и в различной степени, но склонны к превращению воспринятого образа в упрощённый вид рисунка-схемы, где практически не учитываются характерные особенности формы, пропорции, движение, определяющие его сущность. При увеличении времени восприятия качество набросков и зарисовок у'лучша-. ется.
• В этой главе даны результаты проведённого экспериментального' исследования, которые отражены в таблицах в процентном отношении. В таблицах-диаграммах отражены результаты констатирующего и формирующего экспериментов по двум заданиям." Первое задание включало выполнение линейных и цвето-тоновых набросков, и зарисовок с натуры чучела птицы, а второе задание было аналогичным, но наброски и зарисовки выполнялись с натуры человека. .
Анализ и подсчёт результатов экспериментальных исследований подтверждают гипотезу о том, что формирование умений выполнения набросков и зарисовок с натуры, по памяти и представле- -ниа, развития психологических компонентов посредством проведения упражнений,' а также систематическое выполнение набросков и зарисовок на уроках изобразительного искусства в школе -способствует развитию и активизации творческих способностей учащихся младших классов.
ЗАКЛЮЧЕНИЙ
В результате проведённых экспериментальных исследований доказано, что развитие и активизация творческих способностей учащихся младших классов достигается при использовании специально разработанной системы упражнений, направленных на развитие восприятия, мышления, наблюдательности, памяти, воображения, формировании технических умений и навыков с одновременной подачей теоретического материала, связанной с изучением строения тела человека, животных, птиц, основ цветоведения, линейной и воздушной перспективы, законов композиции, а также систематическим выполнением набросков и зарисовок с натуры, по памяти и представлению на уроках изобразительного искусства.
На основе изучения теории вопроса и анализа результатов констатирующего и поискового экспериментов разработана мето-
дика формирования умений выполнения набросков и зарисовок с натуры учащимися 1-4-х классов. Определены эффективные условия использования приёмов, средств и форм проведения упражнений, направленных на развитие психологических компонентов.
Определено и разработано содержание проблемного обучения в структуре уроков .изобразительного искусства, связанное с выполнением набросков и зарисовок, а также посредством применения специально разработанных карточек-заданий с различными вариантами проблемных заданий, которые способствуют развитию вариативности, гибкости, точности, оригинальности в мышлении как факторов определяющих уровень развития творческих способностей младших школьников.
Экспериментально установлено, что формирование умений выполнения набросков и зарисовок в совокупности с теоретическим обучением качественно улучшает результаты уроков изобразительного. искусства по рисованию с натуры и тематическому рисованию. Учащиеся младших классов используют приобретённые умения в по- ■ иске и изучении формы натуры, определении пропорций, передаче движения, а также в разработке и составлении сюжетных композиций в тематическом рисовании. Осознанное применение учащимися младших классов набросков и зарисовок с определённой целью для решения учебно-творческих задач на уроках позволяет сделать вывод о возросшем уровне развития творческих способностей учащихся 1-4-х классов, что определяло основную цель данного исследования.
Основное содержание диссертации отражено в работах:
1.Условия формирования умений и навыков выполнения цвето-тоновых-набросков и зарисовок в младших классах общеобразовательной школы //Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы за 1991 год/ ШГУ им. В.И.Ленина. -М, 1992. -С. 177-178.
2.Цвето-тоновые наброски и зарисовки в структуре уроков изобразительного искусства в младших классах общеобразователь-1 ной школы// Тезисы Всероссийской научно-практической конференции по заочному обучению/ БГШ. -Уфа, 1993. -С. Юо-107.