Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителя начальных классов (в системе педагогических факультетов педагогических институтов)

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Мамугина, Валентина Петровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1985
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителя начальных классов (в системе педагогических факультетов педагогических институтов)», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Мамугина, Валентина Петровна, 1985 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

§1. Проявление диалектики общего, особенного и единичного в обучении студентов на худграфе и педфаке

§ 2. Анализ программ по изобразительному искусству для студентов педфаков

§ 3. Пути совершенствования профессионально-художественной подготовки студентов педагогических факультетов

ГЛАВА 2. НАБРОСКИ И ЗАРИСОВКИ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

§ I. Художественно-выразительные средства набросков и зарисовок

§ 2. Развитие восприятия студентов во время занятий набросками и зарисовками

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ НАБРОСКАМИ И ЗАРИСОВКАМИ (экспериментальная работа;

§ I. Организация и методика эксперимента

§ 2. Исходный уровень профессионально-художественной подготовки студентов экспериментальных групп

§ 3. Ход и анализ результатов опытного обучения студентов педфаков

§ Методические рекомендации к проведению краткосрочных упражнений по рисунку

Введение диссертации по педагогике, на тему "Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителя начальных классов (в системе педагогических факультетов педагогических институтов)"

Формирование гармонически развитой личности является важной основополагающей задачей социалистического общества. В материалах ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС, июньского (1983 г.) и последующих Пленумов ЦК сформулированы требования, касающиеся улучшения постановки вопросов воспитания и обучения, постоянного совершенствования общеобразовательной школы.

На апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР К.У.Черненко еще раз подчеркнул: "Чтобы советское общество уверенно двигалось вперед, к нашим великим целям, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Таков, можно сказать, закон социального прогт ресса".

Ведущую роль в образовании молодежи играет школа. На современном этапе потребности социально-экономического и духовного прогресса социалистического общества выдвинули перед общеобразовательной школой требование существенно улучшить обучение и воспитание подрастающего поколения, целенаправленно готовить его к активному включению в трудовую деятельность. Именно в связи с этим ЦК КПСС и Верховный Совет СССР приняли решение о реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Руководящей при этом установкой является положение В.И.Ленина: "Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только т

Речь Генерального секретаря ЦК КПСС товарища К.У.Черненко. В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 10 апреля 1984 г., М., 1984, с. 16. в школу и оторвано от бурной жизни"/

Решающая роль в проведении в жизнь идей реформы принадлежит прежде всего учителю. Перед ним поставлена ответственная задача: воспитать молодые поколения "способные воплотить в жизнь программные установки партии по совершенствованию развитого сор циалистического общества". Успешное решение этой задачи предполагает серьезное улучшение качества подготовки будущих учителей в педвузах.

С открытием при педагогических институтах факультетов педагогики и методики начального факультета (педагогических факультетов), готовящих учителей к преподаванию предметов начальной школы и, в частности, по изобразительному искусству, появилась необходимость в поисках и разработке вопросов их подготовки.

С психологической точки зрения в младших классах преподавание должен вести один учитель и, если он знает изобразительное искусство и умеет рисовать, то не только сможет качественно преподавать изобразительное искусство младшим школьникам, но и будет успешнее преподавать и другие предметы, поскольку они требуют на этом уровне широкое применение принципа наглядности.

В практике подготовки учителей по изобразительному искусству на этих факультетах имеется целый ряд нерешенных проблем. Б частности, студенты педагогических факультетов не всегда имеют достаточные знания и умения в области овладения языком изобразительного искусства, определения эстетической, художественной и пластической сути в воспринимаемом объекте, создания выразитель Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 41, с. 313. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. - М.: Политиздат, 1984, с. 57.

- б ного и грамотного изображения, что связано о недостаточным количеством учебных занятий по изобразительному искусству, недостаточной освещенностью вопросов подготовки на этих факультетах.

Реально существует противоречие между потребностями общества, определяющими необходимость совершенствования подготовки студентов педагогических факультетов и современным состоянием их подготовленности. Существование такого противоречия является серьезной проблемой в практике подготовки учителя по изобразительному искусству в вуэе, который должен уметь развивать у детей образное мышление, чувство прекрасного, формировать эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения изобразительного искусства, совершенствовать знания, умения и навыки в процессе их учебно-творческой деятельности.

Актуальность совершенствования подготовки будущего учителя на педагогическом факультете также определяется и тем, что в формировании гармонически развитой личности учащихся 1-3 классов важное место занимает решение вопроса осуществления взаимосвязи и взаимовлияния предметов начальной школы. Подготовка на педагогическом факультете имеет в этом отношении большие возможности. Студенты данных факультетов получают знания по биологии, музыке, литературе, математике и другим предметам, необходимые для ведения уроков в начальных классах в процессе будущей практической деятельности. Осуществление тесной взаимосвязи знаний, получаемых на занятиях изобразительным искусством с указанными выше занятиями, дает ключ к решению комплексного развития младших школьников.

В существующих трудах ученых: Н.Н.Ростовцева, Г.В.Беды, А.Е.Терентьева, Е.П.Титова, А.А.Милюкова и др. рассматриваются во многих аспектах вопросы подготовки учителя по изобразитель

- 7 ному искусству на специальных, художеотвенно-графических факультетах. Однако в их работах не затрагиваются вопросы специальной подготовки по изобразительному искусству студентов педагогических факультетов. Исключение могут составить работы авторов: т

В.П.Глушанекой, И.Б.Шешко.

В учебно-методическом пособии для студентов-заочников В.П.Глушанекой раскрываются общие вопросы обучения рисунку, декоративному рисованию, живописи, композиции, методики преподавания изобразительного искусства, даются методические указания по выполнению контрольных работ. И.Б.Шешко рассматривает вопросы обучения студентов построению и перспектике рисунка применительно к условиям педагогических факультетов, предлагает методику работы по знакомству с основами изобразительной грамоты. В их трудах уделяется внимание занятиям набросками и зарисовками. Однако они рассматриваются ими как вспомогательные задания для освоения изобразительной грамоты.

Проблеме совершенствования подготовки по изобразительному искусству на факультетах педагогики и методики начального обучер ния посвящены диссертации: А.В.Триселева (проблема подготовки Глушанская В.П. Рисование.с методикой.преподавания. - М.: Просвещение, 1971. - 128 е.; Шешко И.Б. Построение и перспектива рисунка (Учебное методическое пособие для студентов пед. ин-тов. - Минск: Высшая школа, 1981. - 136 с. Триселев А.В. Проблема подготовки учителей.начальных классов в педагогических институтах по рисунку с натуры. Автореф. дис. . канд. пед. наук. - м., 1964. - 16 с. по рисунку с натуры), В.С .Беловах (совершенствование методов преподавания на занятиях по декоративному рисованию), Т.Ф.Олей-ник^ (совершенствование системы обучения изобразительному искусству и методике преподавания на основе экспериментальной программы для школы "Изобразительное искусство и художественный труд"). Ими рассматриваются как общие вопросы совершенствования (Т.Ф.Олейник), так и частные (А.В.Триселев, Б.С.Белов). Проблема использования краткосрочного рисунка как одной из эффективных форм совершенствования подготовки учителя по изобразительному искусству на педагогических факультетах ими не рассматривается.

Между тем характер современных требований к уровню подготовки школьников и учителя по изобразительному искусству определяет необходимость поиска путей совершенствования профессионально-художественной подготовки на педагогических факультетах.

Вопросу использования набросков и зарисовок в обучении изобразительному искусству уделяют внимание многие художники-педагоги: А.О.Барщ, Т.Ф.Беляев, В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев, А .Е .Терентьев и многие другие.

В существующих монографиях, методических пособиях по данному вопросу отмечается необходимость широкого использования крат Белов Б.С. Пути совершенствования методов преподавания изобразительного искусства в подготовке учителей начальных классов (декоративное рисование применительно к факультетам педагогики и методики начального обучения). Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1981. -16 о. о

Олейник Т.Ф. Художественно-творческое развитие студентов факультета подготовки учителей начальных классов. Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1983. -16 о.

- 9 косрочных рисунков в процессе подготовки по изобразительному искусству школьников и студентов художественно-графических факультетов. В системе же педфакультетов имеются свои особенности, связанные с подготовкой студентов к преподаванию предметов начальной школы, и вопросы обучения наброскам и зарисовкам имеют свой характер проявления. Уровень подготовки по изобразительному искусству на этих факультетах пока еще нельзя признать удовлетворительным.

Исходя из вышеизложенного,нами сформулирована проблема исследования: выяснить возможности занятий набросками и зарисовками в совершенствовании профессионально-художественной подготовки будущих учителей начальных классов.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически использовать занятия набросками в совершенствовании профессионально-художественной подготовки студентов педагогических факультетов по изобразительному искусству.

Объект исследования был определен как процесс профессионально-художественной подготовки студентов педагогических факультетов на занятиях по изобразительному искусству с использованием краткосрочных упражнений (набросков и зарисовок) по рисунку.

Предметом исследования является влияние занятий набросками и зарисовками на развитие у студентов педагогических факультетов художественного восприятия, формирование художественного образа, освоение художественно-выразительных средств языка изобразительного искусства.

В результате предварительного исследования вопроса профессионально-художественной подготовки учителей начальных классов по изобразительному искусству мы обратили внимание на тот факт,

- 10 что студенты старших курсов на педпрактике не достаточно знают художественно-выразительные средства языка изобразительного искусства, не всегда понимают задачи художественного образа, не имеют достаточно развитого восприятия.

Причиной этого, по нашим наблюдениям, является то, что,в процессе изучения основ изобразительного искусства студентами педфака их внимание не акцентируется на важности использования при решении художественных задач разнообразных средств художественной выразительности, не полно осуществляется анализ модели изображения, изучаются основы изобразительной грамоты в отрыве от художественности и, в основном, на длительных натурных постановках. Все это не способствует эффективному формированию вышеназванных качеств.

На основе теоретического исследования проблемы, анализа педагогического опыта в этой области, а также констатирующих экспериментов была выдвинута следующая гипотеза. Повышение эффективности профессионально-художественной подготовки учителей начальных классов на педагогических факультетах связано с активным использованием в обучении изобразительному искусству набросков и зарисовок, которые развивают художественное восприятие действительности, способствуют формированию художественного образа, освоению художественно-выразительных средств языка изобразительного искусства.

Проблема, цель, гипотеза, объект и предмет исследования определили следующие задачи исследования:

1. Выявить элементы структуры профессионально-художественной подготовки студентов педагогических факультетов по изобразительному искусству и дать их характеристику.

2. Определить основные пути совершенствования подготовки

- II студентов по изобразительному искусству.

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности занятий набросками и зарисовками в развитии художественного восприятия действительности, формировании художественного образа, освоении художественно-выразительных средств языка изобразительного искусства у студентов педфаков.

На основе проведенного исследования разработать методические рекомендации по совершенствованию профессионально-художественной подготовки студентов по изобразительному искусству через упражнения набросками и зарисовками.

Исследование проводилось поэтапно:

- изучение теоретических материалов по проблеме с целью определения специфики подготовки студентов по изобразительному искусству на педфаке и путей совершенствования этой формы подготовки;

- теоретическое обоснование возможностей занятий набросками и зарисовками со студентами j педфаков.; в развитии у них художественного восприятия действительности, формировании художественных образов, освоении художественно-выразительных средств языка изобразительного искусства;

- разработка критериев оценки художественно-образного восприятия студентов; вариантов системы заданий по развитию вышеназванных компонентов;

- определение уровня развития художественно-образного восприятия, освоения языка изобразительного искусства (в вербальной и невербальной форме);

- исследование влияния занятий набросками на совершенствование профессионально-художественной подготовки будущих учителей по выделенным нами направлениям в ходе формирующего экспе

- определение педагогических результатов по использованию набросков и зарисовок в совершенствовании подготовки студентов по изобразительному искусству;

- разработка методических рекомендаций по использованию краткосрочных упражнений (.набросков и зарисовок) в совершенствовании профессионально-художественной подготовки студентов педагогических факультетов.

Педагогический эксперимент проводился с 1979 по 1983 гг. и имел как эпизодический, так и системный характер. Экспериментальное исследование осуществлялось в г. Москве, г. Ишиме, г. Омске. Основное экспериментальное обучение проводилось со студентами П курса МГПИ им. Б.И.Ленина. Эксперимент проходил в два этапа; констатирующе-поисковый (1979-1982 гг.) и обучающий (1982-1983 гг.).

Методологической основой исследования являются работы классиков марксизма-ленинизма, директивы и постановления партии и правительства СССР в области народного образования. В частности, методологические положения о всеобщей взаимосвязи явлений и познании их сущности, о проявлении диалектики общего, особенного и единичного в общественной жизни, марксистско-ленинское учение о формировании личности в условиях развитого социализма и другие.

Исследуемая проблема рассматривалась нами в теоретическом и практическом плане. В соответствии с этим мы использовали комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ литературных источников, имеющих

- 13 отношение к нашей теме; наблюдение; педагогический эксперимент, анализ продуктов учебно-творческой деятельности студентов педфаков.

Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены элементы структуры профессионально-художественной подготовки студентов педагогических факультетов по изобразительному искусству и дана их характеристика; определены пути ее совершенствования: развитие художественного восприятия, формирование художественного образа, освоение художественно-выразительных средств языка изобразительного искусства; показаны возможности краткосрочных упражнений по рисунку (занятий набросками и зарисовками) в реализации намеченных путей; показаны тенденции установления связи занятий изобразительным искусством с другими предметами, изучаемыми студентами педагогического факультета; даны методические рекомендации по совершенствованию профессионально-художественной подготовки будущих учителей начальных классов по изобразительному искусству через упражнения набросками и зарисовками.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты, относящиеся к разработке вопросов профессионально-художественной подготовки будущего учителя по изобразительному искусству на педагогических факультетах, могут быть учтены при дальнейшей разработке этой проблемы; материалы диссертации могут быть использованы в процессе работы по совершенствованию учебной программы по методике преподавания изобразительного искусства на педфаке в условиях осуществляемой в настоящее время реформы общеобразовательной и профессиональной школы; теоретический и практический материал исследования может содействовать обогащению содержания курса преподавания изобразительного искусства на педфакультетах и быть использован в практике работы педвузов.

Апробация работы. Материалы проведенного исследования обсуждались на Ленинских чтениях МГПИ им. В.И.Ленина (Москва, 1982); на Совете художественно-графического факультета (Москва, 1984); на заседаниях кафедры методики преподавания черчения, рисования и труда МГПИ им. В.И.Ленина (1982-1984); на У1 Всероссийском симпозиуме "Теория и практика эстетического воспитания в свете решений ХХУ1 съезда КПСС" (25-26 января 1983, Москва); на заседаниях кафедры педагогики начального обучения Тамбовского педагогического института; научно-практической конференции преподавателей ТГПИ (Тамбов, 1985).

Внедрение результатов исследования в практику.

Студенты факультета педагогики и методики начального обучения МГПИ им. В.И.Ленина на занятиях по изобразительному искусству были ознакомлены с системой краткосрочных упражнений. Это позволило им применять полученные знания и умения на педагогической практике в начальных классах, включать их в выполнение других видов учебных заданий.

Разработанные методические рекомендации к проведению краткосрочных упражнений по рисунку послужили основой для внедрения предложенной методики в Чебоксарском государственном педагогическом институте, Шяуляйском пединституте при изучении курса изобразительного искусства с методикой преподавания.

Автор защищает:

I. Соблюдение единства учебно-познавательной (последовательное изучение закономерностей реальной действительности и основ изобразительной грамоты) и художественно-изобразительной (художественно-образное познание и воссоздание реального мира средствами искусства) сторон в обучении краткосрочному рисунку.

- 15

2. Обеспечение логической связи краткосрочного рисования с познанием образного строя произведений графики, ее изобразительно-выразительных средств.

3. Обеспечение системы набросков и зарисовок.

Увеличение упражнений по краткосрочному рисованию в общей системе упражнений по рисунку.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Заключение

Сравнительный анализ подготовки по изобразительному искусству студентов художественно-графических и педагогических факультетов позволил установить действие в ней диалектической закономерности общего, особенного и единичного. Это дало возможность определить основные элементы профессионально-художественной подготовки будущих учителей начальных классов и дать их характеристику.

Профессионально-художественная подготовка студентов педагогических факультетов по изобразительному искусству состоит из следующих элементов: художественно-изобразительного и методического. Они включают в себя: знание терминов и понятий изобразительного искусства; умение соединить искусство с педагогикой; умение перенести знания, получаемые в процессе подготовки к преподаванию предметов начальной школы в подготовку по изобразительному искусству; понимание содержания, оути искусства; знание и умение пользоваться основными художественно-выразительными средствами языка изобразительного искусства; способность воспринимать художественный образ; умение наблюдать, видеть художественную, пластическую, образную суть модели; способность создавать грамотные и выразительные рисунки; умение работать различными материалами, использовать различную технику, способы краткосрочного и длительного рисунка; проявление внимания, интереса, активности при накоплении художественно-образных представлений.

Безусловно, выделение этих компонентов несколько условно, но вместе с тем необходимо в методическом аспекте для определения наиболее современных путей, форм, средств и методов этой подготовки.

В практике преподавания изобразительного искусства не всег

- 155 да выдерживается соотношение между художественным и изобразительным элементами подготовки. Главным образом обращается внимание на изучение основ изобразительной грамоты, техники, способов изображения и т.д. Не соблюдается принцип активного и целенаправленного обучения их красоте. Не случайно одним из слабых звеньев в профессионально-художественной подготовки студентов педфаков является художественное развитие.

Теоретическое исследование вопроса художественного развития и определение его как одного из наиболее основных слабых звеньев в практике подготовки студентов педфаков позволило выделить пути совершенствования профессионально-художественной подготовки будущих учителей начальных классов: развитие художественного восприятия действительности, формирование художественного образа, освоение художественно-выразительных средств языка изобразительного искусства.

В работе показаны возможности краткосрочных упражнений по рисунку (занятий набросками и зарисовками) в реализации намеченных путей. Упражнения в создании быстрых рисунков связаны с активностью работы зрительного восприятия, мышления, с развитием изобразительных умений. Минимальное количество времени приучает рисующего работать быстро: акцентировать внимание в процессе восприятия на самом главном, таких особенностях натуры, которые наиболее характеризуют то или иное ее состояние, способствуют созданию лаконичного рисунка. То есть при выполнении быстрых рисунков формируется острота восприятия, избирательность, целостность видения объекта. Вместе с тем, работа над выполнением набросков и зарисовок дает возможность частой смены впечатлений, вариантов изобразительного решения образа. Рисующий также имеет большие возможности разнообразить материалы, технику, способы

- 156 передачи особенностей модели по сравнению с длительными рисунками.

Теоретическое обоснование возможности занятий набросками и зарисовками в повышении эффективности профессионально-художественной подготовки будущих учителей начальных классов на педагогических факультетах позволило разработать варианты заданий экспериментальной работы и ее проверки, а также сформулировать критерии оценки развития художественного восприятия, формирования художественного образа, освоения художественно-выразительных средств языка изобразительного искусства.

В экспериментальной части работы определены исходные уровни подготовки студентов, показан ход опытного обучения по разработанной методике и осуществлен анализ его результатов. Они подтверждают правильность выдвинутой гипотезы. Повышение эффективности профессионально-художественной подготовки учителей начальных классов на педагогических факультетах связано с активным использованием в обучении изобразительному искусству набросков и зарисовок, которые развивают художественное восприятие действительности, способствуют формированию художественного образа, освоению художественно-выразительных средств языка изобразительного искусства.

Увеличение доли краткосрочных упражнений в общей структуре упражнений по сравнению с традиционной методикой обучения изобразительному искусству на этих факультетах позволит найти оптимальный вариант формы занятий.

При обучении краткосрочному рисунку в процессе профессионально-художественной подготовки будущих учителей начальных классов следует соблюдать следующие основные педагогические условия: единство учебно-познавательной (последовательное изучение законо

- 157 мерностей реальной действительности и основ изобразительной грамоты) и художественно-изобразительной (художественно-образное познание и воссоздание реального мира средствами искусства) сторон в обучении; обеспечение логической связи краткосрочного рисования с познанием образного строя произведений графики, ее изобразительно-выразительных средств; обеспечение системы набросков и зарисовок; сочетание заданий по краткосрочному рисованию с длительными.

Теоретическое обоснование и практическое использование занятий набросками и зарисовками в совершенствовании профессионально-художественной подготовки студентов по изобразительному искусству на педагогических факультетах позволило разработать методические рекомендации к проведению краткосрочных упражнений по рисунку.

Полученные в диссертационном исследовании результаты могут быть полезны при дальнейшей теоретической разработке этой проблемы. Материалы диссертации могут быть использованы в процессе работы по совершенствованию учебной программы по изобразительному искусству для педагогических факультетов в условиях осуществляемой в настоящее время реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Теоретический и практический материалы исследования могут быть полезны в разработке вопросов преподавания изобразительного искусства на педфаках педвузов.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Мамугина, Валентина Петровна, Москва

1. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. 3-е изд. - М.: Искусство, 1976, т. 1-2.

2. Энгельс Ф. Диалектива природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 339-625.

3. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 41, с. 298-318.

4. Ленин В.И. О литературе и искусстве (Сост. Н.И.Крутикова. -6-е изд. М.: Художественная литература, 1979. - 827 с.

5. Ленин В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 29,-782 с.

6. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. - М.: Политиздат, 1983, с. 27-80.

7. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочеред. седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, 7 окт. 1977 г. М.: Политиздат, 1978. - 61 с.

8. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат,' 1978. - 256 с.

9. Материалы ХХЛ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

10. О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Коммунист, 1979, №11, с. 5-10.

11. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. - 112 с.

12. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

13. Аверьянов А.Н. Категория "система" в диалектическом материализме. М.: Мысль, 1974. - 70 с.

14. Аксенов Ю.Г. Образ и материал. М.: Советская Россия, 1977.-III с.

15. Аксенов Ю.Г., Левидова М.Н. Цвет и линия: (Практическое руководство по рисунку и живописи).-М.: Советский художник, 1976, вып. I. 303 с.

16. Активизация познавательно-творческой деятельности школьников на уроках изобразительного искусства: (Сб. науч. тр.;/ МП РСФСР, НИИ школ; Ред. кол.: Б.И.Фоминых (отв. ред.; и др. -М., 1975. 164 с.

17. Актуальные проблемы эстетического воспитания детей и молодежи: Тез. докл. Могилев, 1982, ч. I - 180 е., ч. 2 - 376 с.

18. Алексеева В.Б. Изобразительное искусство и школа. М.: Советский художник, 1968. - 286 с.

19. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, I960. - 486 с.

20. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. - 304 с.

21. Андреев А.Л. Ленинская теория отражения и природа искусства. М.: Знание, 1978. - 64 с.

22. Аничкин С.А. Эстетическое воспитание и эстетическое развитие младшего школьника. В кн.: Эстетическое воспитание детей /Минпрос РСФСР, Свердловский гос. пед. ин-т. Свердловск, 1975, № 236, с. 10-18.

23. Антонов а.Т. Изобразительное искусство в системе эстетического образования на факультетах подготовки учителей начальных классов. В кн.: Актуальные проблемы педагогики и эстетического воспитания: /Марийский пед. ин-т.-М'., 1973, с. 204-206.

24. Архангельский С.И. Некоторые пути развития систем обучения.-М.: Знание, 1967. 25 с.

25. Архангельский С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1974. - 48 с.

26. Арнхейм Р. Иокусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

27. Асмус В.Ф. Образ как отражение действительности и проблема типического. Новый мир, 1953, № 8, с. 214-219.

28. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: (Опыт исследования на материале пространственных искусств;. -М.: Новая Москва, 1925. 240 с.

29. Барщ а.О. Наброски и зарисовки: Учебно-методическое пособие для художественных училищ и училищ прикладного искусства. М.: Искусство, 1970. - 166 с.

30. Барщ А.0. Рисунок в средней художественной школе: Методическое руководство для преподавателей. М.: Искусство, 1957. 196с.

31. Батурина Г.И. К вопросу о сущности критериев эффективности обучения: Сообщение I.Соотношение целей и критериев эффективности обучения. В кн.: Новые исследования в педагогических науках / АПН СССР.-М., 1973, № 8, с. 28-29.- 161

32. Беда Г.В. В защиту достоверности. Творчество, 1965, № 5, с. 9.

33. Беда Г.В. основы изобразительной грамоты: Рисунок. Кивопись. Композиция: Пособие для худож.-граф. факультетов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1969, 239 с.

34. Беляев Т.Ф. Изобразительное искусство в малокомплектной школе. М.: Просвещение, 1969. - 143 с.

35. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений: Из опыта работы учителя рисования. Л.: Просвещение, 1962, 69 с.

36. Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний. Советская педагогика, 1968, № 4, с. 52-69.

37. Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. М.: Знание, 1971, ч. 2 - 70 с.

38. Бешелев С.Д., Гурвич ф.Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973. - 157 с.

39. Блаумберг И.В., Юдин Б.Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. М.: Знание, 1972. - 48 с.

40. Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований (.рекомендации и материалы): /АПН СССР, НИИ содержания и методов обучения. М., 1981. - 43 с.

41. Боумен У.Д. Графическое представление информации. М.: Мир, 1971. - 225 с.- 162

42. Брунер Д. Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика, 1971. - 389 с.

43. Будилова Е.А. Учение И.М.Сеченова об ощущении и мышлении. -М.: АН СССР, 1954. 208 с.

44. Буров А.И. Эмоции, чувство, отношение. Вопросы психологии. 1966, W I, с. 141-151.

45. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956. - 292 с.

46. Важнейшая проблема теории и практики искусства. Искусство, 1966, Р 5, с. 26-27.

47. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. -М.: Искусство, 1957. 170 с.

48. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия: Учебн. пособие. М.: МГУ, 1973. - 245 с.

49. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. -365 с.

50. Венгер Л.А. О взаимосвязи в восприятии отражения частей предмета и их взаимоотношений. В кн.: Доклады АПН РСФСР. М., №4, с. 77-80.

51. Ветлугина Н.А. Методика педагогических исследований проблем эстетического воспитания. В кн.: Актуальные проблемы педагоги-, ки и эстетического воспитания. М., 1973, вып.2, с. 8-13.

52. Ветров В.Н. Наглядность в 'обучении рисованию. В кн.: Известия АПН РСФСР. - М., 1959, вып.103, с. 197-253.

53. Виноградов И. Не правдоподобие правды, но правда подобия. -Творчество, 1965, № 6, с. 10-12.

54. Волков Н.Н. Воспиятие живописи и скульптуры. В кн.: Художественное восприятие /Под ред. Б.С.Мейлаха. - Л.: Наука, 1971, вып. I, 386 с.- 163

55. Волков Н.Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1969. -32 с.

56. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. м.: АПН РСФСР, 1950. - 508 с.

57. Волков Н.Н. О восприятии рисунка на уроке. Советская педагогика, 1947, 112 67, с. 83-93.

58. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 128 с.

59. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. М.: Знание, 1976. - 64 с.

60. Волкова Е.В. Эстетический анализ художественного произведения. М.: Знание, 1974. - 46 с.

61. Вопросы истории , теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: (Сб. науч. тр.) /МИШ им. В.И.Ленина, художественно-графический факультет. М., 1967, вып. 295. -317 с.

62. Вопросы истории, теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: (Сб. науч. тр.) /МГПИ им. В.И .Ленина, художественно-графический факультет. М., 1970, вып. 378. -274 с.

63. Вопросы истории, теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: (Сб, науч. тр.; /МГПИ им. В.И.Ленина, художественно-графический факультет. М., 1974, вып. 37. - 96 с.

64. Вопросы профессиональной подготовки студентов вузов: (Методические записки кафедры педагогики). Пермь, 1968, т. 67. -100 с.

65. Вопросы профессиональной подготовки учителя рисования: (Сб. науч. тр.). Краснодар, 1968, вып. НО. - 129 с.

66. Вопросы профессионально-педагогической подготовки студентов- 164 в педагогическом институте: (Сб. науч. тр.). Л., т. 124, 1957, т. 139. - 243 с.

67. Вопросы психологии внимания: (Сб. науч. тр.) /Минпрос РСФСР Саратовский пед. ин-т. Саратов, 1974. - 73 с.

68. Вопросы художественно-педагогического образования: (Сб. науч. тр.) /Смоленский пед. ин-т. Смоленск, 1976, вып. I. - 72 с.

69. Восприятие и воображение: Экспериментальное исследование /Под ред. Е.И.Игнатьева. М., 1963, № 194. - 368 с.

70. Восприятие. Механизмы и модели. М.: Мир, 1974. - 367 с.

71. В поисках оптимального варианта. /Под ред. Ю.К.Бабанского. -М.: Просвещение, 1982. 149 с.

72. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: (Психологический очерк). М.-Л.: Гос. изд-во РСФСР, 1930. - 80с.

73. Выгодский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. -379 с.77:. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа. Вопрооы поихологии, 1957, I б, с. 58-70.

74. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: Л1У, 1974.152 с.о

75. Георги Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия.-М.: Прогресс, I97Q. 271 с.

76. Герасимов С.В. Альбом репродукций. М.: Искусство, 1959. -42 с.

77. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. - 494 с.

78. Глинская И.П. Изобразительное искусство: Методика обучения в 1-3 классах. Киев: Рядянсыса школа, 1978. - 109 с.

79. Глинская И.П. Как рисовать фигуру человека: Пособие для учителей. М.-Л.: Просвещение, 1964. - 80 с.- 165

80. Глушанская В.П. Рисование с методикой преподавания: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников факультета по подготовке учителей начальных классов. М.: Просвещение, 1971. -128 с.

81. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. 5-е изд. - М.: Высшая школа, 1977. - 478 с.

82. Голенький. Главное выразительность. - Творчество, 1965, № 8, с. 5-6.

83. Гончаров л.Д. иб искусстве графики. М.: Молодая гвардия, I960. - 83 с.

84. Грабарь И. Серов рисовальщик. М.: АХ СССР, 1961. - 48 с.

85. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. - 134 с.

86. Грицай A.M. Задачи педагога по рисунку в высшей художественной школе и воспитание художника-гражданина. В кн.: Вопросы художественного образования: (Сб. науч. тр.; /Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. - Л., 1978, вып. ХХП, с. 17-37.

87. Громов Е. Художественный замысел и его претворение. Искусство, 1965, № 5, с. 45-50.

88. Делакруа Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках. -М.: Изд-во Академии художеств СССР, I960. 282 с.

89. Дембинский С.И. Методическая подготовка студентов художественно-графических факультетов. В кн.: Методические материалы конференции художественно-графических факультетов педагогических институтов РСФСР (янв.-фев. 1968;. - Орел, 1972, с. 42-51.

90. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. М.: Искусство, 1956. - 208 с.

91. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. -314 с.

92. Дмитриева Н.А. Пикассо. М.: Наука, 1971. - 127 с.

93. Добрынин Н.Ф. Внимание и память. М.: Знание, 1958. - 32 с.

94. Дремов л.К. Художественный образ. 2-е изд. - М.: Советский писатель, 1961. - 406 с.

95. Дьяконов 10. Набросок. Художник, 1982, № I, с. 62-64.

96. Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты. М.-Л.: Искусство, 1957, г. I - 227 е., т. 2 - 254 с.

97. Жуков Н. Источник выразительности жизнь. - Искусство, 1964, №8, с. 16-17.

98. Загвязинский В.И. Методология и методика педагогических исследований: Учебное пособие. Тюмень, 1976. - 85 с.

99. Занков Л.В. К вопросу о методах научно-педагогических исследований. Советская педагогика, 1956, 12, с. 3-13.

100. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, I960. - 311 с.

101. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. М.: АПН РСФСР, 1962. - 148 с.

102. Запорожец А.В., Венгер Л.а., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967» - 323 с.

103. Земсарис У. Основа выразительности правда. - Искусство, 1964, № 10, с. II-12.

104. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. -2-е изд. М.: Высшая школа, 1975. - 314 с.

105. Зинченко В.П. Движения глаз и формирование образа. Вопросы, психологии, 1958, №5, с. 63-76.

106. ПО. Зинченко В.П. Продуктивное восприятие. Вопросы психологии, 1971, с. 27-42.- 167

107. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа: (Исследование деятельности зрительной системы). М., МГУ, 1969. 106 с.

108. Зинченко В.П., Ломов Б.Ф. О функциях движения руки и глазав процессе восприятия. Вопросы психологии, I960, № I, с. 29-41.

109. Зрительные восприятия: /Под ред. 1I.A .Шеварева. М.: Просвещение, 1964. - 160 с.

110. Зубова М.В. Графика Матисса. М.: Искусство, 1977. - 48 с.

111. Зыбкин Н.М. Начальная стадия обучения рисунку на художественно-графических факультетах пединститутов. В кн.: Проблемы художественного воспитания и образования. М., 1974, с. 19-26.

112. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 32 с.

113. Игнатьев Е.И. Вопросы психологического анализа процесса рисования. Изв. АПН РСФСР, 1950, вып. 25, с. 71-116.

114. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., Учпедгиз, 1961. - 223 с.

115. Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи. В кн.: Вопросы психологического исследования формирования образа. М., 1954.- 224 с.

116. Изобразительное искусство в средней школе: Материалы к проведению эксперимента. /ОП АПН СССР. М., 1972, вып. I - 141 е., вып. 2 - 158 с.

117. Изобразительное искусство и художественный труд: Материалы программы 2-го класса (эксперимент) /Союз художников СССР, НИИ художественного воспитания АПН СССР. М., 1978. - 327 с.

118. Изобразительное искусство и художественный труд: Материалы к проведению эксперимента /Союз художников СССР, НИИ художественного воспитания АПН СССР. М., 1977. - 294 с.- 168

119. Йогано он Н. Изобразительность и выразительность. Искусство, 1964, № 4, с. 25-28.

120. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М.: АХ СССР, I960. - 340 с.

121. Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1976. 192 с.

122. Кедров В.М. Противоречивость познания и познание противоречия. В кн.: Диалектическое противоречие. - М.: Политиздат,1979, с. 8-38.

123. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках. М.: АХ СССР, 1961.311 с.

124. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: А ГШ РСФСР, 1959. - 304 с.

125. Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М«: Просвещение, 1971. - 32 с.

126. Кисунько В. Достоинство традиции. Художник, 1982, № I, с. 56-61.

127. Князева В.П. Николай Константинович Рерих. 1874-1947. -M.-JI.: Искусство, 1963. 113 с.

128. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение. - 192 с.

129. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках или изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни. 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1957. - 351 с.

130. Коротков Н.А. Развитие художественно-познавательных способностей студентов на занятиях по композиции. В кн.: Пути повышения эффективности преподавания художественно-графических дисциплин. - Карачаевок, 1972, с. 149-156.

131. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. М.: Политиздан?, 1971. -254 с.

132. Косьминская А.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1981. - 128 с.

133. Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. М:«: Высшая школа, 1971 • - 320 с.

134. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1980. - 272 с.

135. Костин В.И. Что такое художественный образ. М.: Советский художник, 1962, вып. II. - 62 с.

136. Костин В.И. Язык изобразительного искусства. М.: Знание, 1978. -ПО с.

137. Котова Е. Глаз и законы красоты. Искусство, 1966, № 12, с. 8-14.

138. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя /Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. 223 с.

139. Краткий словарь по эстетике. /Под ред. М.Ф.Овсянникова, В.А .Разумного. М.: Политическая литература, 1964.

140. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1961. - 190 с.

141. Крутецкий В.л. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1980. - 352 с.

142. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971. - 144 с.

143. Кузин B.C. Наброски и зарисовки. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 160 с.

144. Кузин B.C. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности: Пособие для учителей изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1969. - ЮО с.- 170

145. Кузин B.C. Психология. 2-8 изд. - М.: Высшая школа, 1982. - 256 с.

146. Кузин B.C. Психолого-педагогические основы детского изобразительного творчества. В:кн.: Творчество юных. Доклады научно-методического совещания по изобразительному творчеству детей. -М.: Просвещение, 1973, с. 29-49.

147. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. -III с.

148. Кутепова Т.И. Предупреждение ошибок на уроках рисования: Из опыта работы. Л.: Учпедгиз, 1962. - 96 с.

149. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965. - 207 с.

150. Лазарев В.Н. Леонардо да Винчи. М.: АН СССР, 1952. - 110с.

151. Лаптев A.M. В пути. Записки художника. М.: Изобразительное искусство, 1972. - 239 с.

152. Лаптев A.M. Как рисовать лошадь. М.: Искусство, 1973. -155 с.

153. Лаптев A.M. Рисунок пером. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. - 166 с.

154. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. София: Наука и искусство, 1981, т.1 667 с.

155. Ленинская теория отражения и современная наука. Материалы совещания по проблемам материалистической диалектики /Ред. кол.: Ф.В.Константинов (отв. ред.; и др. М.: Наука, 1966. - 301 с.

156. Леонович И.И. Критерии качества учебно-воспитательного процесса. Минск: Вьшэйшая школа, 1977. - 125 с.

157. Леонтьев а.Н. О механизме чувственного отражения. Вопросы психологии, 1959, № 2, с. 19-41.

158. Леонтьев а.Н. Ощущения, восприятия и внимание детей младшего школьного возраста. В кн.: Очерки психологии детей (младший школьный возраст) /Под ред. А.Н.Леонтьева, Л.И.Божовича. М., АПН РСФСР, 1950, с. 39-76.

159. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. - М.: МГУ, X98I. - 584 с.

160. Лернер И.Я. О построении логики дидактического исследования. Советская педагогика, 1970, № 5, с. 106 - 119 с.

161. Лейзеров Н.А. Образность в искусстве. М^: Наука, 1974. -207 с.

162. Линдсей П.Х., Норман Д.а. Переработка информации у человека: Введение в психологию. М.: Мир, 1974. - 550 с.

163. Лихачев Б.Т. Критерии эстетического отношения школьников к искусству и действительности. Советская педагогика, 1983, № 6, с. 52-57.

164. Ломов Б.Ф. Сенсорные и сенсомоторные процессы. М.: Педагогика, 1972. - 312 с.

165. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М.: АПН РСФСР, 1959. 270 с.

166. Марченко Ю.М. Искусство учить рисованию: Методическое пособие для учителя изобразительного искусства. Фрунзе: Мектеп, 1974. - 31 с.

167. Медведев Л.Г. Пути формирования художественного образа. -В кн.: Художественно-графический факультет и школа. Л., 1980,о. 12-16.

168. Мейлах Б.С. Художественное восприятие, как научная проблема. В кн.: Художественное восприятие. Л., 1971, с. 10-29.

169. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 96 с.

170. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. - 192 с.

171. Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом. В кн.:. Программы педагогических институтов. М.: Просвещение , 1981, № 22, с. 49-63.

172. Милюков А.А. О формировании у студентов художественно-графического факультета методико-педагогической направленности. -В кн.: Художественно-графический факультет и школа. Л., 1978, с. 6-20.

173. Михайлова А.А. О художественной условности. М.: Мысль, 1970. - 295 с.

174. Михок Г., Урсяну В. Выборочный метод и статистическое оценивание. М.: Финансы и статистика, 1982. - 245 с.

175. Модестова Н.В. К вопросу о восприятии учащимися объемных и плоских изображений предметов. В кн.: Доклады АПН РСфСР, М., 1958, № 4, с. 21-24.

176. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги.- М.: АХ СССР, 1962. 389 с.

177. Назаренко В. Через правдоподобие к правде. Творчество, 1965, И, с. 9-10.

178. Налимов В.В. Теория эксперимента. М.: Наука, 1971. - 207с.

179. Наумов Б.Н. Теоретические проблемы исследования фактов педагогической науки. Советская педагогика, 1981, й 3, с. 53-61.

180. Неменский Б.М. Мудрость красоты: 0 проблемах эстетического- 173 воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

181. Неменский Б. Наш профессиональный долг. Творчество, 1982, с. 16.

182. Неменский Б.М. Тревоги большого пути. М.: Советский художник, 1967. - 62 с.

183. Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1975. - 133 с.

184. Оганов А .А. Теория отражения в искусстве. М.: Искусство, 1978. - 133 о.

185. Опыт исследования взаимодействия слова и наглядности в обучении /Ред. кол.: Л.В.Занков (.отв.ред.) и др. М.: АПН РСФСР, 1954. - 272 с.

186. Орловский Г.И. U художественном образовании учителя рисования: Из опыта работы. Л.: Учпедгиз, 1961. - 165 с.

187. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работа: Некоторые размышления о профессии. М.: Просвещение, 1972. - 80 с.

188. Пастернак Л.О. Записи разных лет. М.: Советский художник, 1975 . - 287 с.

189. Пекаровский М. актуальная проблема теории и практики. Искусство, 1965, № 3, с. 16-18.

190. Петровский Е.И. Проблема метода в обучении. Советская педагогика, 1956, to 12, с. 75-90.

191. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя: /Казанский ун-т. Казань, 1976. 200 с.

192. Пластов д.А. От этюда к картине. В кн.: Мастера советского искусства о пейзаже. - М.: АХ СССР, 1963, с. 95-98.

193. Подготовка по рисованию учителей начальной школы /"Под ред.- 174

194. Г .В .Лабу некой. М.: АПН РСФСР, 1953. - 52 с.

195. Познавательные процессы: ощущения, восприятия: (Сб. статей) /НИИ общ. пед, психологии АПН СССР. Ред. кол.: А.В.Запорожец (отв.ред.) и др. M.s Педагогика, 1982. - 336 с.

196. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

197. Постоногова Л.П. Обучение младших школьников эстетическому видению действительности. Начальная школа, 1976, № 10, с. 66-71.

198. Преображенский Ю.И. К вопросу о целостности восприятия натуры. В кн.: Проблемы художественной подготовки учителя изобразительного искусства. Смоленск, 1972, с. 3-20.

199. Проблемы и методы исследований количественных и качественных характеристик знаний, умений и навыков учащихся: Тез. докл. /НИИ содержания и методов обучения АПН СССР. М., 1976. - 150 с.

200. Проблемы художественной подготовки учителя изобразительного искусства /Смоленский пед. ин-т. Смоленск, 1979. - 63 с.

201. Прокофьев М.А. Советская школа на современном этапе. М.: Педагогика, 1971. - 61 с.

202. Психологические исследования представлений и воображения: /Ред. кол.: Е.И.Игнатьев (отв.ред.; и др. М.: АПН РСФСР, 1956. - 248 с.

203. Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа. /Под ред. Е.И.Игнатьева. М.: АПН РСФСР, 1954. - 224 с.

204. Пути повышения эффективности преподавания художественно-графических дисциплин: Материалы шестого семинара преподавателей художественно-графических факультетов педагогических институтов РСФСР (май 1971 г.). Карачаевок, 1972. - 364 с.- 175

205. Разумный В.А. Ленинская теория отражения и некоторые теоретические вопросы изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1963. - 119 с.

206. Разумный В.А. 0 природе художественного обобщения. М.: Соцэкгиз, I960. - 143 с.

207. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: Мысль, 1969. - 188 с.

208. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. - 392 с.

209. Рыбников Н.А. Детские рисунки и их изучение. М.-Л.: Госиздат, 1926. - 48 с.

210. Рисование в педагогическом училище: Пособие для преподавателей /Под общ. ред. В.В.Колокольникова. 2-е изд. - Л.: Учпедгиз, 1961. - 256 с.

211. Рисование с методикой преподавания: Программы педагогических институтов. М.: Просвещение, 1973. - 22 с.

212. Рисование с методикой преподавания изобразительного искусства в начальных классах: Программы педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1967. 23 с.

213. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе. М.: Просвещение, 1976. - 119 с.

214. Рожкова Е.Е. Подбор натуры для обучения рисованию. Изв. АПН РСФСР. 1959, № 103, с. 7-108.

215. Ракитин В.И. Искусство видеть. М.: Знание, 1973. - 127 с.

216. Роден 0. Искусство. Спб., "Огни", 2-е изд. - 1914. - 235с.

217. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. Курс лекций: Учебно-методическое пособие для студентов пед. hei-tob. М.: Просвещение, 1973. - 294 с.

218. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубеж- 176 ная школа рисунка: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1981. -192 с.

219. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов художественно-графических факультетов пед. ин-тов. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1980. - 239 с.

220. Ростовцев Н.Н. Об общетеоретических положениях развития творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. -В кн.: Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М.: МГПИ им. В,И.Ленина, 1983, с. 3-25.

221. Ростовцев Н.Н. Рисование с натуры. Л.: Учпедгиз, 1962. -78 с.

222. Ростовцев Н.Н. Рисунок как учебный предмет. В кн.: Материалы научно-методической конференции преподавателей художественно-графических факультетов педагогических институтов РСфСР. Краснодар, 1964, с. 87-95.

223. Савостьянов Е. Изобразительность и выразительность в искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1970. - 247 с.

224. Сборник методических материалов к проекту программы I класса "Изобразительное искусство" для школ РСФСР. /Союз художников СССР. М., 1982. - 248 с.

225. Серый Г. Педагогические взгляды П.П.Чистякова. Искусство, 1950, № 3, с. 59-63.- 177

226. Серов л.М. Взаимосвязь вузовской методики преподавания изобразительного искусства со школой. В кн.: Материалы научно-методической конференции художественно-графических факультетов педагогических институтов РСФСР. Орел, 1972, с. I05-III.

227. Сеченов И.М. Впечатление и действительность. В кн.: Избранные философские и психологические произведения. /Под ред.

228. В.М.Коганова. М.: ОГИЗ, 1947, с. 328-343.

229. Сеченов И.М. О предметном мышлении с физиологической точки зрения. В кн.: Избранные философские и психологические произведения. /Под ред. В.М.Коганова. - М.: ОГИЗ, 1947, с. 375-384.

230. Сеченов И.М. Предметная мысль и действительность. В кн.: Избранные философские и психологические произведения. /Под ред. В.М.Коганова. - М.: ОГИЗ, 1947, с. 398-537.

231. Сидоров а.а. Рисунки старых мастеров: Техника. Теория, История. М.-Л.: Искусство, 1940. - 278 с.

232. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. -М.: Наука, 1970. 141 с.

233. Скаткин М. На пути к единой системе. Творчество, 1982, № 7, с. 15.

234. Скаткин М.Н. Современные проблемы дидактики в свете ленинской теории отражения. Советская педагогика, 1970, N2 15, с. 27-35.

235. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. М.: Политиздат, 1971. - 271 с.- 178

236. Сластенин В.л. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. - 160 с .

237. Советы мастеров: Живопись и графика. Л.: Художник РСФСР, 1973. - 366 с.

238. Специальность. В кн.: Большой советский энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М., 1957, т. 40, с. 291.

239. Статистические методы в педагогике и психологии /Дж.Гласс, Дж.Стенли. М.: Прогресс, 1976. - 495 с.

240. Стожаров В. О выразительном изображении. Искусство, 1965, fa 9, с. 30-31.

241. Стрезикозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. -М.: Просвещение, 1976. 207 с.

242. Структура. В кн.: Большой советский энциклопедический словарь. - 2-е изд., М., 1955, т. 41, с. 154.

243. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975. - 343 с.

244. Творческий процесс и художественное восприятие /Б.М.Галеев, З.И.Гершкович, В.Л.Глазычев и др. Л.: Наука, 1978. - 278 с.

245. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. В кн.: Известия АПН РСФСР, 1947, вып. II, 7-28.

246. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов пед. ин-тов. М.:- 179 1. Просвещение, 1980. 48 с.

247. Терентьев А.Е. Некоторые сведения из истории становления советского художественно-педагогического образования. Б кн.: Эстетическая направленность в подготовке художников-педагогов /МГПИ им. Б.И.Ленина. М., 1973, с. 5-19.

248. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. - 175 с.

249. Титов Е.П. Педагогический рисунок на классной доске как одно из средств развития творческих способностей. В кн.: Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М., 1983, с. 71-95.

250. Травинский В.И. О разработке уровнего-вероятностных критериев. В кн.: Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся /НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, М., 1973, с. 24-27.

251. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. - 451 с.

252. Унковский А.А. Рисунки-наброски: Пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов пед. ин-тов. -Л., 1963. 53 с.

253. Фальк P.P. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художниках. М.: Советский художник, 1981. - 255 с.

254. Фохт-Бакушинекий Ю.У. Искусство и духовный мир человека (Об особенностях воздействия искусства на личность). М.: Знание, 1982. - 112 с.

255. Фридман Л.М. О корректном применении статистических методов в психолого-педагогических исследованиях. Советская педагогика, 1971, 1ЁЗ, с. 64-74.- 180

256. Харитонов М.ф. Рисование мелом на классной доске: Пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1968, 62 с.

257. Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю.Б.Гаппен-рейтера, М.В.Михалевской. М.: МГУ. - 1975. - 400 с.

258. Художественная культура: Понятия и термины /Сост. Л.Н.Доро-гова. М.: Знание, 1978. - 208 с,

259. Художественное восприятие /Под ред. Б.С.Мейлаха. Л.: Наука, 1971. - 386 с.

260. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. М.: Госполитиздат, 1955. - 223 с.

261. Чуйков С.А. Заметки художника. 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1967. - 143 с.

262. Шешко И.Б. Построение и перспектива рисунка: Учебное методическое пособие для студентов факультета педагогики и методики начального обучения. Минск: Высшая школа, 1981. - 136 с.

263. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество. М.: Просвещение, 1969. - 272 с.

264. Энциклопедический словарь юного художника: Для среднего и старшего школьного возраста /Сост. Н.И.Платонова, В.Д.Синюков. М.: Педагогика, 1983. - 416 с.

265. Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования.— М.: Мысль, 1981. 247 с-.

266. Юон К. Об искусстве. М.: Советский художник, 1959, т. 2.285 с.

267. Якобсон П.М. Психология и художественное восприятие. В кн.: Художественное восприятие. Л., 1971, с. 67-79.

268. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 85 с.- 181

269. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. - 48 с.

270. BolicJi A .Affs A. Mit Feder, Stfft und Pinsel.- Berlin: Volk und Wissen Volkseigener VerUg, 1981.- M4s.1. Авторефераты

271. Багдасарян К.М. Вопросы активизации художественного изображения объектов действительности в рисунках младших школьников (на материале арм. школ;: Авторе*. дисс. . канд.пед.наук. -М., 1975. 16 с.

272. Волков В.Г. Организация восприятия действительности в обучении подростков изобразительному искусству. (В системе внеклассных и внешкольных занятий): Автореф. дис. . канд.пед.наук., М., 1982. 16 с.

273. Гаврилов О.М. Педагогический рисунок в подготовке учителя средней школы. (На материале биологии): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1970. - 26 с.

274. Галич А.Е. Наглядность в системе обучения рисунку на художественно-графических факультетах педагогических институтов:- 182

275. Автореф. дис. . канд. пед. наук. м., 1972. - 20 с.

276. Кузин B.C. Идейно-эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в советской школе: Автореф. дис. . доктора пед. наук. М., 1974. - 59 с.

277. Кузин B.C. Психологический анализ "наброска" с натуры (экспериментальный анализ быстрых зарисовок и подвижных предметов): Автореф. дис. . канд. пед. наук (по психологии). М., I966. -21 с.

278. Олейник Т.Ф. Художественно-творческое развитие студентов факультета подготовки учителей начальных классов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1983. - 18 с.

279. Пацуков С.А. Исследование учебно-воспитательных возможностей комплексно-системного использования изобразительных материалов и техник в I классе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1982. 16 с.

280. Постоногова Л.П. Влияние цветовых и графических элементов образа на характер творческой активности младших школьников в процессе изобразительной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1977. - 20 с.

281. Триселев А.В. Проблема подготовки учителей начальных классов в педагогических институтах по рисунку с натуры: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1964. - 16 с.

282. Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1963. - 23 с.