Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Активизация познавательно-творческой деятельности учащихся 1-7 классов в процессе обучения изобразительному искусству

Автореферат по педагогике на тему «Активизация познавательно-творческой деятельности учащихся 1-7 классов в процессе обучения изобразительному искусству», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Иванова, Нина Степановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Активизация познавательно-творческой деятельности учащихся 1-7 классов в процессе обучения изобразительному искусству"

РГ6 од

; / ПОП ШЗ

ИНСТИТУТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специализированный совет К 113.39.01

На правах рукописи

ИВАНОВА Нина Степановна

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 1-7 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Специальность 13.00.02 — методика преподавания изобразительного искусства

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискаппе ученой степени кандидата педагогических наук

Москва-1993

Работа выполнена в Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации.

член-корреспондент Российской Академии образования, доктор педагогических наук, профессор В. С. КУЗИН

Официальные оппоненты:

заслуженный работник культуры РСФСР, доктор педагогических наук, профессор А. Д. АЛЕХИН,

кандидат педагогических наук, профессор А. А. УНКОВСКИЙ

Ведущая организация: Московский педагогический университет. / , _ ^

Защита состоится года в У^..... ча-

сов па заседании 'специализированного совета К 113.39.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации по адресу: 109044, Москва, Крутицкий вал, 24.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Научный руководитель:

Автореферат разослан

! Ученый секретарь специализированного совета, кандидат педагогических наук М. В. ТКАЧЕВА

СБЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современных условиях, когда центральной задачей обучения и воспитания школьника провозглашается формирование творческой, духовно развитой личности, раскрепощения ее индивидуальных задатков, способностей и потребностей, активизация познавательно-творческой деятельности учащихся 1-7 классов в процессе обучения изобразительное искусству является требованием времени и чрезвычайно актуальной.

Активизация познавательно-творческой деятельности школьников обусловливает собой активизацию формирования эстетических потребностей и вкуса, активизацию развитая художественного восприятия и творческого воображения, эстетических чувств и изобразительных способностей. В свою очередь, активизация познавательно-творческой деятельности школьников в процессе обучения изобразительно:^ искусству опирается на их интересы, на достаточный уровень развития специальных (художественно-изобразительных) умений и навыков.

Важность разработки данной проблемы определяется и, прежде всего тем, что изобразительное искусство являегся одним из' основных средств эстетического воспитания,и художественного образования, сферой творчества, самодеятельности, формой приобщенш. к прекрасному, к огромному миру искусства. Знакомство с живописью, скульптурой, архитектурой, народным, декоративно-прикладным искусством помогает понять народные традиции, культуру своего края, воспитать чувство патриотизма.

С конца ИХ века большое внимание художественному образованию молодежи, приобщению ее к миру изобразительного искусства уделяют такие известные русские художники как И.Н.Крамской, И.Е. Репин, П.П.Остяков и другие.

В первой четверти IX века улучшению, постановке эстетического.. воспитания молодежи способствовали труда и деятельность таких ученых и деятелей культуры и науки как Н.Н.Бахтин, П.П. БлоискиЙ, Н.А.Брпсова, Г.П.Рошаль, С.Т.Шацкий. Разработкой педагогических основ эстетического воспитания молодежи, установлением

в этом процессе роли искусств занимались такие видные педагоги как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский, В.А. Сухомлинский.

Теоретические проблемы эстетического, нравственного, трудового восстания, обоснование места и роли эстетического воспитания, различных видов искусств в этом процессе, рассматриваются в работах Э.И.Мокосзона, И.Л.Любинского, Ю.К.Бабан-ского, М.Н.Скаткина, З.Н.Петровой, А.А.Баляна, O.A.Апраксиной, Н.Л.Ветлугиной, Е.В.Квятковского, Б.Т.Лихачева и других.

Раскрытию вопросов эстетического воспитания и художественного образования молодежи, школьников способствуют исследования по философии, эстетике, искусствоведению. К шш относятся труды А.И.Бурова, М,ф.Овсянникова, В.Н.Скатерщиков а, В.А.Разумного, В.В.Ванслова, А.Я.Зися, Б.Г.

Лукьянова, М.Н.Афйсняева, Л.Н.Столович. Психологические аспекты проблемы эстетического.воспитания и худо&ественного образования школьников, эстетического восприятия и художественного творчества, активизации познавательно-творческих интересов и способностей рассматриваются в работах психологов Б.Г. Ананьева, Б.Т.Теплова, Н.И.Волкова, Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, B.C.Кузина, Б.Ф.Ломова, Б.С.Мейлаха, С.Л.Рубинштейна, И.Т.Якобсона, Г.И.Щукиной.

Многие вопросы и проблемы теории и практики преподавания художественных дисциплин, постановки обучения рисунка, ш-вогшси, композиции, декоративно-прикладного искусства, скульптуры в общеобразовательных иколах и спецнальных учебных заведениях раскрываются в трудах, исследованиях специалистов в области эстетического воспитания к художественной) образования -H.H.Ростовцева, Г.В.Беда, В.С.Кузина, Т.С.Комаровой, К.П.Саяу-линой, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой, A.C.Хворостова, Л.Г.Медведева, Э.И.Кубылкиной, А.А.Унковского, С.Е.Игнатьева, А.П. Ншухина и других.

Отдельные вопросы художественно-творческой деятельности школьников исследовались в кандидатских диссертациях Л.А.Харламовой, Н.М.Сокольниковой, Л.Н.Любарской, Н.В.Дягилевой,

К.М.Багдасарян, С.А.Амашсол'она, Д.М.Скильского, С.А.Федорова, А.А.Тшшкова, А.И.Васильева.

В ряде методических пособий, статьях, программах по изобразительному искусству содержится установка на необходимость активизации познавательно-творческой деятельности школьников на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе по художественному образованию.

Вместе с тем, до последнего времени отсутствуют специальные диссертационные исследования, научно-методические работы, методические рекомендации, посвященные вопросам разработки методов, средств и путей активизации познавательно-творческой деятельности школьников в процессе обучения изобразительному искусству. Прямым следствием этого является отсутствие во многих случаях в школьной практике активных методов обучения искусству, слабое творческое развитие школьников, отсутствие у многих из них эстетического вкуса и потребностей,-интереса к изобразительному искусству, к художественной деятельности.

Все сказанное определяет актуальность нашего диссертационного исследования, призванного восполнить указанный пробел в современной педагогической науке,в теории и практике художественного образования и воспитания школьников.

Проблема исследования: разработка, экспериментальная проверка и научное обоснование современных методов активизации познавательно-творческой деятельности в 1-7 классах на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе по художественному образованию и воспитанию. Решение данной проблемы составило и цель исследования.

Объект исследования; процесс обучения учащихся 1-7 классов общеобразовательной школы изобразительному искусству.

Предмет исследования: психолого-педагогические основы, метода н приемы активизации познавательно-творческой деятельности учащихся 1-7 классов в процессе обучения изобразительному искусству.

- 3 -

Гипотезой исследования является предположение о той, что повышение эффективности эстетического воспитания и художественного образования школьников зависит от разработки современник методов активизации познавательно-творческой деятельности учащихся 1-7 классов в процессе обучения изобразительно;^ искусству, что, в свою очередь, обусловлено раскрытием психолого-педагогических основ активизации познавательно-творческой деятельности учащихся на уроках рисунка и живописи, тематического и декоративного рисования, бесед об изобразительном искусство, во внеклассной работе по художественному образованию, и, прежде всего, раскрытием путей активизация эстетического восприятия, творческого воображения, шияо-1шя, интереса к художественной деятельности, изобразительному В 010' оству.

В соответстаяи с указанными проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования, били поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить историк проблемы художественного сбразовашш школьников и ролл в этом процесса активизации познавательно-творческой; деятельности учащихся 1-7 классов в процессе обучения изобразительному искусству.

2. Определить к обосновать роль активизации познавательно-творческой деятельности учащихся 1-7 классов па'зонятаях кзебразктвлышм искусством в общей системе повыиешш оффек-ишнооти эстетического воспитания к художественного образова-ЮЩ школьников,

3. Раскрыть пспхолого-педагошческие основы активизации познавательно-творческой деятельности школьников в процессе обучения изобразительному искусству.

4. Разработать в экспериментально проверить эффентивнув методику активизации познавательно-творческой деятельности учшихся 1-7 классов в процессе обучения изобразительному искусству.

5. Раскрыть взаимовлияние современных методов активизащш познавательно-творческой деятельности школьников в процессе обучения изобразительному искусству и продуктивного

разработке лекционных и практических курсов кабинетов и кафедр изобразительного искусства и черчения, эстетики институтов усовершенствования учителей, при подготовке учебников и учебных, методических пособий-по предметам художественно-эстетического цикла для общеобразовательной школы, в процессе совершенствования методики обучения изобразительному искусству в общеобразовательных школах, в школах и массах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования сообщались и получали одобрение на ежегодных курсах учителей изобразительного искусства (1982-1993гг.) Тульского областного института усовершенствования учителей, на конференциях и симпозиумах по проблемам теории и практики эстетического воспитания при Центральном сонете педагогического общества Российской Федерации, на заседаниях лаборатории, эстетического воспитания средствах,® изобразительного искусст-' ва Института общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Результаты исследования внедрены в практику работы обще-образователышх школ Тульсхсой области, ряда территорий России, а тайге з виде опубликованных программ и методически: рекомендаций.

Степень достоверности и обоснованности полученных результатов исследования обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования проблемы, научной методологией, сравнительным анализом передового педагогического опыта и результатами эксперимента, использованием современных достижений, данных педагогической науки, психологии, искусствоведения, эстетики;

Структура и объем диссертация. Диссертация состоит из введения, -трех глав, заключения и библиографии (182 наименования). В нее вошли 12 графиков и таблиц, 16 рисунков-фотографий.

- 9 -

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, проблема, формулируются объект и предмет, задачи, гипотеза, методология и методика исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая ценность.

В первой главе "Из истории художественного образования и познавательно-творческой деятельности школьников" раскрывается история исследуемой проблемы за рубежом, в России с древнейших времен и до настоящего времени.

С древнейших времен человек стремился отразить раэлич-кши художественными средствами окружающий шр. Рисунки на стенах пещер, поделю1, из бивней мамонта, камней свидетельствует о живом наблюдении, большом искусстве первобытного че~ дошка. Однако только с образованием рабовладельческого общества, с созданием государств начинается более или менее системное обучение рисованию и на этой основе худокественно-эстетическое развитие личности средствами изобразительного искусства,

Тшс, в Древнем Египте были разработаны мшоны-праимса, которыми доляны были руководствоваться скульпторы, художники при создании скульптур, ншзогшеннх, графических изображении. Строгое сойлвдение этих канонов требовало четкой системы обучения изображениям.

В частности, в Древнем Египте были установлены правила, каплш изображения фараона, других присутствующих ка церемониях лхщей (конкретные каноны изображения стоящего, идущего человека, коленопреклонешюго и т.д.), изображения священных животных, цвет газ. лотоса, жилые постройка и т.п.

В соответствии с законами Древнего Египта сын был обязан приобрести профессию отца. Следовательно, знания, навыки в том или ином (в том число и художественном) виде труда передавались от поколения к поколению. Но создавались и специальные школы при больших стройках. Как свидетельствуют исторические источники, ведущей школой Древнего царства была

- 10 - .

Мемфиссиая придворная школа архитекторов и скульпторов. Эта школа служила как бы художественным центром, объединямдол другие художественные школы.

Значительно продвинулась вперед разработка методов обучения изобразительному искусству в Древней Греции. Греки внимательно изучали достижения египетских худо&ников. Но, в отличие от художников Древнего Египта, греческие художники считали, что надо внимательно наблвдать саму кизнь, находя в ней прекрасное и особенно следует восхищаться человеком с его внутренней и внешней красотой.

•И к 1У веку до н.э. в Греции существовало ум несколько известных школ рисунка - Сикионская, ЭДфесская, Фиванская." К этому времени греческое искусство достигает высокой степени совер^- • шенства. Так, художники уже научились передавать на плоскости не только объем (трехмерность) предметов, но и явления перепек-' тпвы. Особенно знаменательно то, что греческие худояники-педа-гоп! установили правильный метод обучения рисовании, основой которого служило рисование с натуры. Впервые рисование как учебшй предает приобретает нужное направление. В частности, благодаря , Сикионсной школе и ее руководителю Памфнлу, рисование стало рассматриваться как общеобразовательный предает и было введено во всех школах Греции.'

В эпоху Возрождения наблддается исключительно высокое уважение к рисунку - основе всех ввдоз дласипесяих искусств. От-евда становится понятным, что рисунок долзаш были изучать все, кто занимался искусством. При этом его научные положения (з'ако-ны перспективы, оптики, данные об анатомическом строении человеческого тела) предусматривалось усваивать с карандашом в руках, проверяя натурой. Дальнейшее развитие методики обучения рисованию связано с такими знаменитыми именами, как Ченнино-Ченнини, Леоно Батгисто Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер.

Ш1 век отличается как период становления рисования как учебного предмета и формирования новой педагогической системы преподавания - академической. Наиболее известной била Бадонская академия художеств, основанная братьями Карраччи. Следует отме-

' - II -

тить, что вперше в истории обучения рисунку братья Карраччи ввели в своей Академии дня активизации творческой деятельности своих воспитанников награда за лучшие учебные работы. То есть они считали^ что выделение лучшего, поощрение его успехов - успешный метод работы с учениками.

Постепенно проблемы обучения рисованию начинают интересовать не только представителей искусства, но и деятелей народного просвещения. Так, великий чешский педагог Ян Амос Каменский (1592-1670 гг.) высказал в своей знаменитой книге "Великая дидактика" шсль о том, что рисование может быть полезно как общеобразовательный предмет. 0 ценности рисования как общеобразовательного предмета высказывались и писали Джон Лонк, Кан Жак Руссо, Деш Дидро,Гете. Их педагогические идеи значительно обогатили теорию и практику художественного образования молодежи.

Со второй половины ХИН века издается большое количество руководств, учебников, самоучителей. Эти пособил-косили не только .обучающий, но и воспитательный характер.

В - первой половине ИХ века рисование как учебный предмет занимает прочное место в общеобразовательных школах Европы. Основоположником этого явился швейцарский ■ педагог Иоганн Песталоцци, которого учителя рисования называют отцом школьной методики. Последователи и ученики Песталоцци издает ряд книг, служащих настольными пособиями каждого учителя рисования. в0

Особой популярностью второй половине XIX. и начато XX века пользовались труды по методике преподавания изобразительного искусства Г.Пфга, К.Лапте, Баумгарта, Е.Гильома, Вналле-ле-Дюка, Л.Пранга, Л.Тэдда.

В России рисование начинает внедряться в общеобразовательные школы с начала ХУШ века - в учебные предметы Морской академии (1715), хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале (1716), в Кадетском корпусе (1732), в гимназии при Академии Наук (1747).

- 12 - ■

Научная разработка методики преподавания рисования связана с такими известными именами, как И.Д.Прейслер (".Методика или теория рисования", 1728-1731), Г.Ф.Шшдт, А.П.Лосенко, В.К.Шебцев, Н.Соколов ("Новейшая рисовальная азбука", 1808), А.Гевшгч ("Об изящном", 181 в), А.ШШховт ("Опыт начертания общей теории изящных искусств", 1823), А.П.Сапожников ("Курс рисования", 1834), Г.А.Гиппиус ("Очерки теории рисования как общего учебного предмета", 1844),' В.В.Пунирзв, А.К.Саврасов ("Курс рисования, состоящий из 72 номеров, разделенный -на три отдела", 1069), П.П.Чистяков, А.Т.Сшшо Фебршш ("Школа рисования, черчения и перспективы для всех возрастов. Теоретическое в практическое изложение правил", 1873), Я.Пшше ("Руководство к начальному преподаванию рисования", 1889), i.i.M. Попов ("Иллюстрированная история методики рисования", 1909), Ф.Кальман ("Новые пути преподавания рисования", 1912), B.C. • Мурзаев ("Творческое рисовшше для начальных школ", 1913), Н.Евлампиев ("Рисование как научная и воспитательная дисциплина" , 1917).

В большинстве указанных публикации, наряду с изложением правил рисования, образцов, теоретических полояешш, рассматривается и отдельные методы, средства активизации познавательно-творческой деятельности рисовальщиков (геометрические модели , рисовшше по памяти и т.п.).

Но только в последние года этой проблеме посвящается специальные работы и, превде всего, диссертационные исследования - А. А.Милюков "Проблема активизации познавательной деятельности учащихся 4-6 классов в процессе обучения основам изобразительной грамоты в общеобразовательной школе (Тематическое рисование)", 1975; Н.М.Сокольникова "Воспитание худо-аествеяно-творческой активности учащихся 1-7 классов в процессе иллюстрирования литературных произведений на уроках изобразительного искусства", 1988); Н.В.Дягилева ("Развитие творческой самостоятельности младших школьников на занятиях изобразительным искусством", 1988)

. - 13

Вторая глава посвящена раскрытию психолого-педагогичес-кйх основ активизации познавательно-творческой деятельности школьников в процессе обучения изобразительному искусству.

Как свидетельствуют результаты эмпирического и экспериментального исследования в условиях целенаправленного обучения изобразительному искусству обязательным условием успеха художественно-творческого развития школьника, формирования ого способностей и эстетического воспитания является созда-. ние такой модели обучения, которая бы в равной мере учитывала кате активизацию познавательной, так и творческой деятельности школьника. Под познавательной деятельностью имеется в виду взаимодействие -познавательных процессов, принимащих непосредственное участие в процессе изображения, восприятия явлений действительности и произведений искусства - зрительных и слуховых ощущений, восприятия, мышления, представления памяти и др. Данные процессы активно участвуют как при . изображении с натуры, по памяти, так и при составлении те' матических и декоративных композиций, в процессе восприятия и анализа произведений искусства, архитектуры, специальных . наблюдений природы.

Творческая деятельность школьников предполагает самостоятельное, активное ж инициативное создание оригинальных художественных произведений (рисунков, лепных изделий, поделок). Фундамент творческой деятельности, помимо участия в ней познавательных процессов, составляют изобразительные знания, умения и навыки (зошогшеные, графические, композиционные , пластически-конструктивные), художественные способности, эмоционально-эстетическое отношение к явлениям действительности (эстетические чувства). Особую роль в творческой деятельности играет воображение, способствующее созданию именно самостоятельных, оригинальных детских работ.

Таким образом, применительно, к изобразитель-ному процессу, к художественному творчеству основные компоненты как познавательной, так и творческой деятельности непосредственно и неразрывно связаны. Имея свои определенные отличия, они, вместе с тем, находятся в зависимости друг от друга и в

единстве выражают собой тот или иной уровень художественно-эстетического развития школьника, конкретный уровень, сформированное™ его художественных способностей и овладеют основами изобразительной грамоты.

Однако, в условиях обучения в общеобразовательной школе (как на уроках, так и во внеклассной работе) указанные компоненты познавательной и творческой работы могут характеризоваться своей активностью или п'ассивностыо. Более того,, если даже некоторые из них пассивны, это сразу отрицательно сказывается на весь познавательно-творческий процесс.

- И как свидетельствуют ход и результаты нашего исследования, чтобы этого не произошло, необходимо реализовать-в педагогической практике следующий фактор - обязательное со— ■блвдеше в процессе обучения изобразительно^ искусству дидактических принциповособенно таких как принципы наглядности, доступности, индивидуального подхода. (Результаты дан-.ного исследования еще раз доказывают несостоятельность утверждений отдельных методистов о том, что в процессе обучения . изобразительному искусству необязательны дидактические принципы, поскольку изобразительный процесс - су^бо творческий процесс.)

Но, само по себе, соблюдение в учебном процессе "дидактических принципов еще не ведет автоматически к актзшизацга познавательно-творческой деятельности учащихся. Необходиг.м соответствующие метода, средства, приемы активизации этой деятельности.

Таким образом, псзаолого-педагогичесюи.я основам активизации познавательно-творческой деятельности школьников в процессе обучения изобразительное искусству являются психологические структуры личности, Еыраяалчие собой компоненты • познавательной и творческой деятельности и те принципы дидактики, на которых основаны методические приемы, средства, вызывающие активнув работу этих компонентов. ■

- 1'5 - ".'■". "'

В третьей главе раскрываются методы, приемы и средства активизации познавательно-творческой деятельности учащихся I-? классов на уроках изобразительного искусства и'во внеклассной работе по художественному воспитанию и образованию на основе проведанного эксперимента.

Из всей системы таких методов, приемов и средств ш выделили, как наиболее эффективные, следующие: введение в урок творческих задач и заданий, упражнений на освоение разлооб-. разных высокохудожественных приемов; метод объяснения' учебного задания с одновременным использованием классной доски, диапроектора и репродукций; метод ведения урока и художественного крукка на основе сочетания индивидуальных и коллективных форм работы учащихся; введение в структуру урока игровых элементов и худо.ч;ественно-дадактических игр; создание и использование ка уроках всех видов учебно-творческой работы проблемных ситуаций, вопросов и заданий; регулярная смена .видов изобразительной деятельности; применения технических 'средств обучения и наглядных пособий; систематическая организация педагогически целесообразных взаимосвязей мезду всеми основными водами занятий; разработка и реализация иежпредмот-ных;связей (особенно'между изобразительным искусством, литературой, музыкой); широкое использование и сочетание разнообразных художественных материалов - карандаш, акварель, гуашь, сангина, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелка, цветная бумага. Дея декоративных заданий и художественных поделок - цветная ткань, кожа, дерево, глина, металлические отходы.

Важнейшим средством активизации познавательно-творческой деятельности учащихся является тесная, органическая связь урочных занятий с внеклассными и внешкольными мероприятиями по художественному образованию и воспитанию. G этой целью необходимо проводить выставки детского творчества, художественные викторины, олимпиады, конкурсы на лучшую иллюстрацию, на лучшую художественную поделку; систематически проводить экс, курсии в цузеи и художественные галереи, на выставки, к памятникам искусства и архитектуры; создавать школьте музеи -

народного и декоративно-прикладного искусства, "малые третьяков™", проводить фольклорные праздники. Следует как колено шире использовать в учебном процессе краеведческую работу -изучение памятников истории и культуры региона, рисование их с натуры, создание тематических и декоративных композиций на основе краеведческого материала - изготовление сувениров, подарков, методического фонда для шкалы,

BhícKKUíHiw средством побуждения интереса к изобразительно!,^ творчеству, активизации познавательного процесса во • время изобразительной деятельности является рисование по памяти -к по представлении, быстрые наброски и зарисовки с натуры.

Центральное место в активизации познавательно-ТЕорчес- ■ кой деятолыюстл учащихся 1-7 классов зашнлает учебно-методические комплекты, как своеобразные системы содержательного н методически обучавшего характера.

Об эффективности разработанной нами экспериментальной методики обучения изобразительно:^ искусству в 1-7 классах, . созданных УКК, разработанной систепы методов, приепов и средств активизации позиавателыю-тзорческой деятельности иполыиков сзпиотсльствуют результаты эксперимента.

Например, под слиянием экспериментального обучений у учащихся экспертгспталкшх классов значительно быстрее и успешнее fpopr..тируется кпререо к изобразительному искусству вообще, и к процессу рпоолзЕния, декоративной работе, к произведениям живописи, народаог'о, декоративно-прикладного' искусства, скульптуры, архитектуры, в частности. Tai;, если в начале эксперимента У учащихся 4 класса одной из экспериментальных икол сфоршроБйнность осознанного интереса к изобразительному искусству наблэдается только у 13 учащихся из 35, то есть -у 37,2 %, а в контрольном у 13 аз 35, то есть у 38,2 % '" (данныо првхврно одинаковые), го в конце эксперимента наблюдаются существенные различия. В экспериментальном классе количество учеников, проявивших-осознанный интерес к изобразительному искусству наблюдается уяе у' 28 учащихся (80 %), а в контрольном классе только у 17 учащихся, что составляет 51,5 %. ■

Аналогичный контраст наблвдается и в развитии и формировании эстетического восприятия, творческого воображения, мыслительных операций, изобразительных знаний, умений и навыков, эстетических чувств, в использовании художественных материалов. При этом наблвдается корреляция развития ряда психологических структур личности (творческого воображения, зрительных представлений и т.п.) и формирования интереса, .изобразительных умений и навыков.

- В заключении диссертации подведены основные итоги работы, сделаны следующие выводы:

Успешное решение активизации познавательно-творческой деятельности учащихся "1-7 классов в процессе обучения изобразительному искусству обусловливает эффективность эстетического воспитания и художественного образования школьников в целом.

Активизация познавательно-творческой деятельности школь- ников в учебном процессе и во внеклассной работе' требует обя-' зательього учета возрастных особенностей детей, их психического, умственного и художественного развития, соблюдения и творческого использования педагогом дидактических принципов.

Активная познавательно-творческая деятельность школьников в процессе их обучения изобразительному•искусству ведет к успешному развитию у них самостоятельности, активности, инициативы,'творческого отношения к учебным заданиям, обеопе-чивает формирование индивидуальности.

В ходе исследования была подтверждена выдвинутая нами гипотеза исследования, основные результаты проведенной работы внедрены в школы Тульской области и других регионов Российской Федерации.

Результаты эксперимента убедительно доказывают эффективность разработанной нами экспериментальной методики обучения учащихся 1-7 классов, то еоть эффективность нашей экспериментальной программы, учебно-методических комплексов, методов и приемов' активизации познавательно-творческой деятельности школьников на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе по художественному образованию и воспитанию.

- 18 -

Предлагаемая нами методика обучения изобразительному искусству может быть рекомендована, с соответствующей корректировкой, во все типы учебных общеобразовательных заведений (лицеи, гимназии, колледжи).

Основные положения диссертации отражены в следувдих публикациях:

I. Активизация познавательной творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства. Методические рекомендации. - Тула: Тульский областной институт усовершенствования учителей, 1991. - 13 о.

■ 2. Программы средней общеобразовательной школы, Изобразительное искусство. УВ1-Н классы. Для школ и классов с' углубленным теоретическим и практическим изучением изобразительного искусства. - М.: Просвещение, 1991. - 14 о. (в соавторства).

3. Программа. Изобразительное искусство в школе (1-4 ¡шасси). - Тула: Тульский областной институт повышения квалификации работников народного образования, 1992. - 28 с.