Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Научно-методическое обоснование обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Борисова, Екатерина Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Орел
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Научно-методическое обоснование обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Борисова, Екатерина Александровна, 2002 год

Введение.

Глава 1. Теоретические и исторические предпосылки методической системы обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением.

1.1. История становления и развития кружевного промысла.

1.2. Научно-методические основы обучения учащихся детских художественных школ и развития их творческих способностей на занятиях кружевоплетением.

1.3. Психолого-педагогические аспекты обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением.

Глава 2. Методические основы обучения и развития творческих способностей на занятиях кружевоплетением учащихся детских художественных школ.

2.1. Структура и содержание занятий.

2.2. Учебно-материальная база проведения занятий по кружевоплетению.

2.3. Методические основы организации и проведения занятий.

2.4. Экспериментальное обоснование методической системы обучения учащихся детских художественных школ и развития их творческих способностей на занятиях кружевоплетением.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Научно-методическое обоснование обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением"

Народное искусство является неоценимым средством для эстетического, нравственного и трудового воспитания подрастающего поколения. Изучение исконно русских художественных промыслов на сегодняшний день очень актуально. Рост национального самосознания граждан России является причиной увеличения интереса к своим традициям, восстановлению и развитию народных художественных ремесел и промыслов. Многие исследователи, педагоги и искусствоведы отмечают важность использования декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов для воспитания и развития школьников. Декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и разнообразно по роду деятельности, связанной с созданием изделий, которые являлись для людей необходимыми в быту предметами, выполняя утилитарные функции, и одновременно были произведениями искусства. Творческое начало в них было связано с воплощением мечты народа о прекрасном, гармонии и совершенстве мира. Развитие промыслов осуществлялось на основе преемственности и традиций -сохранение всего лучшего с одновременным совершенствованием благодаря творческому поиску мастеров.

Произведения народного искусства своей выразительной формой, приемами обработки материала, функциональным назначением несут информацию о времени и месте своего происхождения, о среде, в которой им было предназначено жить. Через эти признаки раскрывается соотнесенность произведения с целостной системой предметного мира данной эпохи и народа. В предметах народного искусства нашли отражение нравственно-эстетические идеалы народа, его религиозные представления, особенности национальной психологии и быта. Эти факторы с древних времен способствовали формированию общности художественных вкусов каждого народа в создании произведений искусства: бытовых предметов, костюма, жилища и интерьера, музыки и устного народного творчества, которые в сумме дают наиболее полное представление о культуре и мировоззрении народа. Поэтому^ наряду с изучением отдельных произведений или отдельных видов искусства необходимо комплексное исследование ансамблей, естественно сложившихся в той или иной среде.

Развитие системы образования выдвинуло на первый план задачи укрепления позиций личностно ориентированной педагогики, предполагающей создание благоприятных условий для саморазвития каждого ребенка. Развитие свободной творческой личности является одним из приоритетных направлений деятельности системы дополнительного образования. Развитие одаренных детей решает задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Проблема обучения учащихся прикладным художественным работам всегда была актуальна в художественной педагогике. В начале 20в. к ней обращались А. В. Бакушинский, Н. Н. Бахтин, Н. Я. Брюсова, Г. А. Рошаль. Вопросы теории и практики эстетического воспитания и образования средствами декоративно-прикладного искусства рассматривали в своих работах А. Д. Алехин^Г. В. Беда} Г. Г. Воробьев, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Б. Т. Лихачев^ Б. В. Нешумов, С. Н. Новиков, Н. Н. Ростовцев, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова, А. С. Хворостов, Б. П. Юсов и др.

Психологической основой для исследования сущности механизмов творческого мышления служат работы JI. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина.

Большое значение имеют диссертационные исследования по ряду проблем художественного образования детей, проведенные Т. Ю. Баутрук, С. Э. Маркуцкой, С. М. Мурзиной, Е. А. Филипповой и др.

В этих исследованиях недостаточно полно раскрыта специфика ряда видов декоративно-прикладного искусства, в частности кружевоплетения, недостаточно научно обоснованных программ и методических рекомендаций по данной теме.

Проблема исследования: анализ опыта преподавания кружевоплетения в Детских художественных школах показал, что данный раздел преподается слабо: уделяется недостаточно внимания истории / промысла, изучению образцов народного искусства, мало занятий посвящается разрг(ботке эскизов и собственных сколков. В значительном числе рассмотренных и изученных нами научных исследований специфике кружевоплетения уделено недостаточно внимания, научно-методические основы обучения данному виду искусства являются малоисследованной проблемой, отсутствуют научно обоснованные программы и методические рекомендации по данной теме. В методической литературе отсутствует четкая система обучения учащихся кружевоплетению на каждом этапе, отсутствуют рекомендации по созданию условий, способствующих более эффективному усвоению материала и развитию творческих способностей учащихся посредством кружевоплетения в условиях детских художественных школ. Отсутствие научно-методического обоснования системы преподавания кружевоплетения ведет к тому, что работа преподавателей недостаточно эффективна, результаты занятий оказываются слабыми. Таким образом, тема исследования формулируется как «Научнометодическое обоснование обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением».

От нерешенности проблемы страдает качество обучения и уровень развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением. В этом заключается актуальность проблемы. Необходима теоретическая разработка, экспериментальная проверка и научно-теоретическое обоснование методической системы обучения кружевоплетению учащихся детских художественных школ, определение форм и методов организации занятий по кружевоплетению, направленных на обучение и развитие творческих способностей детей.

Цель исследования.: разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методической системы обучения и развития творческих способностей учащихся Детских художественных школ на занятиях кружевоплетением.

Объектом исследования является процесс обучения учащихся Детских художественных школ кружевоплетению.

Предметом исследования является методика, содержание, теоретические основы обучения кружевоплетению в работе современных внешкольных детских учебных заведений.

Для успешного решения проблемы обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением мы выдвигаем следующую гипотезу исследования• если разработать эффективную методическую систему обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением, которая будет включать в себя:

1) цели и задачи обучения, отвечающие требованиям современного общества;

2) содержание обучения, включающее в себя специальные упражнения и задания по кружевоплетению на развитие творческих способностей и опирающиеся на основные достижения психолого-педагогической науки;

3) принципы, формы, методы и методические приемы, направленные не только на передачу знаний, умений и навыков, но и на развитие творческих способностей;

4) технические средства обучения и наглядные пособия, обеспечивающие обучение и развитие творческих способностей, то мы получим наиболее высокие результаты обучения кружевоплетению и развития творческих способностей учащихся, потому что данная система обладает следующими ценными качествами: разработаны специальные упражнения и задания, основанные на соблюдении всех основных принципов обучения: принципа воспитывающего обучения, научности, систематичности, доступности обучения, наглядности; используются объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и исследовательские методы и приемы обучения, а также нетрадиционные формы обучения (экскурсии на предприятия народных промыслов, уроки-лекции в музее); подготовлен дидактический материал, что должно способствовать эффективному обучению и развитию творческих способностей учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на занятиях кружевоплетением в Детских художественных школах.

Задачи исследования:

1. Изучить историю развития кружевного промысла и его место в декоративно-прикладном искусстве России, определить теоретические основы преподавания кружевоплетения.

2. Проанализировать программно-методические публикации по предмету.

Изучить современное состояние обучения кружевоплетению в учреждениях дополнительного образования.

Разработать и экспериментально проверить методическую систему обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением. Выявить эффективность влияния данного курса на обучение и развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения кружевоплетению. Методологическая и теоретическая основа исследования:

• Труды в области педагогики, психологии, методики.

• Теория деятельности.

• Теория художественного образования.

• Теория личностно-ориентированного образования.

Методы, применяемые в данном исследовании:

• Теоретический анализ искусствоведческой, исторической, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

• Анализ учебных программ и пособий по предмету.

• Обобщение данных по проблематике.

• Изучение и описание педагогического опыта.

• Метод сравнительного анализа, направленный на поиск оптимальных путей обучения кружевоплетению в учреждениях дополнительного образования.

• Анализ продуктов деятельности учащихся.

• Общенаучные методы.

Опытно-экспериментальной базой были: Детская художественная школа и Школа кружевниц города Мценска Орловской области, Дом творчества детей и подростков города Орла, Центр социального здоровья детей и подростков города Ельца Липецкой области.

Периоды исследования:

Первый период (1998-2000г.) - носил теоретический характер. На этом этапе велось изучение психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, труды отечественных и зарубежных ученых. Был проведен анализ современного состояния обучения учащихся кружевоплетению. Определялась и уточнялась проблема исследования, и осуществлялись первичные наблюдения. Была сформулирована гипотеза, намечены цели и задачи, определены методы исследования. Был проведен констатирующий эксперимент, в котором были определены исходные уровни творческого развития учащихся.

Второй период (1999-2000г.) - включал в себя поисковый эксперимент. На этом этапе был проведен анализ методической и специальной литературы, происходил поиск содержания, методов, форм и приемов обучения кружевоплетению, разработана методика обучения кружевоплетению, рассчитанная на развитие творческих способностей в совокупности с приобретением трудовых умений и навыков. Было осуществлено наблюдение, проведено контрольное исследование процесса обучения и развития творческих способностей учащихся.

Третий период (2000-2002г.) - включал проведение сравнительного и обучающего эксперимента на базе школы кружевниц г. Мценска. На этом этапе анализировались работы учащихся, систематизировался и обобщался полученный материал, обрабатывались полученные результаты исследования, проверялись выводы и методические рекомендации, разработанные в ходе исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1) Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена методическая система обучения учащихся и развития их творческих способностей на занятиях по кружевоплетению в детских художественных школах, которая включает в себя: а) цели, задачи и содержание учебного предмета

Кружевоплетение»; б) принципы, формы, методы и приемы обучения и развития творческих способностей на занятиях по кружевоплетению в детских художественных школах; в) средства обеспечения всех учебных и развивающих процессов (технические средства обучения, наглядные пособия и др.), и которая обладает следующими ценными качествами: разработаны специальные упражнения и задания, основанные на соблюдении всех основных принципов обучения: принципа воспитывающего обучения, научности, систематичности, доступности обучения, наглядности; используются объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и исследовательские методы и приемы обучения, а также нетрадиционные формы обучения (экскурсии на предприятия народных промыслов, уроки-лекции в музее); подготовлен А дидактический материал, что должно способствовать эффективному обучению и развитию творческих способностей учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на занятиях кружевоплетением в Детских художественных школах.

2) Определены условия, в которых процесс обучения кружевоплетению будет проходить наиболее эффективно. Это зависит от учета последовательности предлагаемых заданий на основе психологических и возрастных особенностей учащихся, которые позволяют корректировать творческую деятельность учащихся в процессе их выполнения.

Теоретическая значимость результатов исследования. Внесен вклад в разработку и научное обоснование подхода к решению проблемы обучения и развития творческих способностей учащихся Детских художественных школ в процессе занятий кружевоплетением. Результаты исследования могут быть использованы при проведении исследований по смежным проблемам.

Практическая значимость. Разработаны направления, содержание и формы обучения кружевоплетению и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ, основанной на учете индивидуальных, возрастных и психических особенностях детей, подборе творческих заданий и упражнений, разработан дидактический материал, обеспечивающий успешное обучение учащихся детских художественных школ и развитие их творческих способностей. Результаты исследования могут быть использованы при разработке или корректировке новых учебных программ, учебных планов и создании учебных пособий.

Апробация и внедрение результатов исследования:

• Материалы исследования обсуждались на кафедре декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского Государственного Университета.

• Основные положения отражены в статьях, опубликованных в сборниках научных трудов:

1. Борисова Е. А. Формы и методы организации внеклассных занятий по кружевоплетению в малокомплектной сельской школе./ По материалам Всероссийской научно-практической конференции

Современные тенденции в развитии содержания подготовки специалистов для сельской МКШ". / Под ред. Авдеева Ф. С./ ОГУ -Орел-2001.- С.15-18.(0,25п.л.)

2. Борисова Е.А. Эстетические, нравственные и трудовые аспекты занятий по кружевоплетению как досуговой деятельности школьников./ Эстетические и нравственные ценности отечественной культуры и высшее профессиональное образование: современное состояние и перспективы. Материалы региональной и практической конференции./Орел.- 17-18 апреля 2001г. - Орел, 2001. - С.42-43. (0,13 п.л.)

3. Борисова Е.А. Некоторые аспекты развития творческих способностей учащихся сельских малокомплектных школ на занятиях кружевоплетением./ Сборник научных трудов ОГУ, посвященный проблемам сельской малокомплектной школы. - Орел, 2002. - С.36-37. (ОДЗп.л.)

• Результаты исследования внедрены в практическую работу учителей Детской художественной школы и Школы кружевниц города Мценска Орловской области, Центров детского творчества городов Орел и Елец.

На защиту выносится:

Разработанная, научно-методически обоснованная и экспериментально проверенная система обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ, которая включает в себя:

- цели, задачи и содержание учебного предмета «Кружевоплетение»;

- принципы, формы, методы и приемы обучения и развития творческих способностей;

- средства обеспечения всех учебных и развивающих процессов (технические средства обучения, наглядные пособия).

Структура и объем диссертации:

Диссертационная работа (теоретическая часть - 184 страницы, 20 рисунков, 5 таблиц, 3 диаграмм, 12фотографий) состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы насчитывает 253 наименования научных трудов, из них на иностранных языках (английский и немецкий - 3).

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

4) Результаты исследования полностью подтвердили исходную гипотезу.

Данное исследование не является исчерпывающим, но может служить основой для продолжения изысканий по проблеме обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением, а также при проведении исследований по смежным проблемам. Диссертационное исследование может получить дальнейшее развитие в направлении совершенствования структуры, содержания, форм и методов организации учебного процесса.

В заключении следует отметить, что проблема настолько обширна, что требует дальнейшего исследования и разработки.

Заключение.

Обобщая полученные результаты диссертационного исследования, мы пришли к следующим выводам:

1) Отсутствие научно-методически обоснованной системы преподавания кружевоплетения приводит к тому, что работа преподавателей недостаточно эффективна, результаты занятий оказываются слабыми, на них недостаточно внимания уделяется истории кружевного промысла, изучению правил композиции, знакомству с видами орнамента, истории кружевного промысла, созданию эскизов кружевных изделий и сколков по этим эскизам. Это влияет на развитие творческих способностей учащихся.

2) Разработанная и экспериментально проверенная методическая система обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением способствует повышению качества обучения и развития творческих способностей учащихся. Предложенная последовательность заданий, обеспечивает наибольшую эффективность обучения и развития творческих способностей учащихся детских художественных школ на занятиях кружевоплетением.

3) Выявлена эффективность влияния данного курса на обучение и развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения кружевоплетению.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Борисова, Екатерина Александровна, Орел

1. Алексеева И.В. Развитие творческой активности студентов ХГФ на занятиях художественным плетением. Дне. .лсанд пед. наук. - Ростов н/Д., 1996.-223с.

2. Альбом плетеных кружев. М., 1928.

3. Андреев EJHL Кустарная промышленность в России. СПб.,1882. - 31с.

4. Антология вышивки. Выпуск 11. Вышивка по тюлю. Спб.,1993. -66с.

5. Антология вышивки. Выпуск12. Филейная вышивка. -Спб.,1993. -66с.

6. Антология вышивки. Выпуск13. Ирландское кружево.-Спб.,1993. 66с.

7. Антология педагогической мысли России второй половины 19в. -начала 20в. / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. - 608с.

8. Антология педагогической мысли России первой половины 19в. (до реформ60-хгг.)/ Сост. П. А. Лебедев. -М.: Педагогика, 1987. 560с.

9. Арватов Б.И. Искусство и производство. М.,1926. - 132с.

10. Асылханов Е.С. Изучение ДПИ Казахстана в общеобразовательных школах и пединститутах республики. Дне. .канд. пед наук. М.,1985. -267с.

11. П.Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. -М.,1922.

12. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.,1925.

13. Бакушинский А. В. Народное искусство СССР в народных промыслах. М.,1940.

14. Баутрук Т.Ю. Научно-методические основы обучения курсу художественных ремесел в системе профориентации учащихся 7-11кл. (на примере нижегородских промыслов). Дис. .канд. пед. наук. -М., 1997. -188с.

15. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. М., 1981.

16. Белье и вышивки. Журнал рукоделий. СПб., 1909-1917.

17. Бернштейн Б.М. Несколько соображений в связи с проблемой "искусство и Этнос". // Советское искусствознание.-78. М.,1979. -С.274-279.

18. Бернштейн Б.М. Традиция и канон. Два парадокса.// Советское искусствознание-80(2). М.,1981. - С. 112-153.

19. Бибикова Л. Преподавание прикладного искусства в ДХШ: учебное пособие по курсу "Методика для художественных учебных заведений". М.,1978. - 58с.

20. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейские кружева 16-19 веков в коллекции Эрмитажа. Л., 1959. - 68с.

21. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.,1971. -544с.

22. Богатырев П. Г. Традиция и импровизация в народном творчестве. -М.,1964.

23. Богуславская И. Традиции народных художественных промыслов и проблема сувениров. // Советское ДИ 77/78. М., 1980. - с. 116-122.

24. Богуславская И. Древние мотивы русской народной вышивки. -Л.,1973.- 169с.

25. Богуславская И. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов. // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. -Л.,1981. С. 16-43.

26. Борисова Е. А. И кружев тоненький узор./ Мценский край. 31 авг. 1999г. № 104.

27. Борисова И. И. О народном искусстве Орловского края. В кн. Изобразительное искусство Советской России глазами критиков: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, декоративное искусство театра и кино. М.,1979.

28. Бычков А.В. Программы творчества: Образовательная область "Технология".-М., 1999.- 19с.

29. Вагнер Г. К. О единой теории народного искусства. // ДИ. №9. -М.,1973. - С.27-31.

30. Вагнер Г. К. О природе народного искусства. // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. М.,1991. - С.32-38.

31. Вагнер М.А. Методика рукоделий. СПб., 1914. - 204 с.

32. Вакуленко Е. Г. Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству. Дис. . .канд.пед.наук. Краснодар, 1998. - 226с.

33. Василенко В. М. Народное творчество. Избранные труды о народном творчестве 10-20в.в. М.,1974.

34. Вестник кустарной промышленности: Ежемес.ж-л изд. -Пг., 1912-1918.

35. Вестник моды. Журнал мод и рукоделий для всей семьи. Пг.,1885-1914.

36. Владимировский С. А. Низшая профессиональная школа России, что от нее требуется и что она дает.// Труды Всероссийского торгово-промышленного съезда. СПб., 1896. - Вып.9. - С.42-51.

37. Власов В.Г. Основы композиции декоративно-прикладного искусства: учебно-методич. пособие. СПб., 1997. - 5п.л.

38. Волков Г. Н. Этнопедагогизация современного воспитания.// Мир образования. 1997. - №2. - С.66-71.

39. Вологодское кружево. (Альбом. Авт. вступит, статьи и сост. И.П.Работнова.). М.,1962.

40. Воронов Н. В. Народное? Искусство? //ДИ СССР. 1981. - С.16-19.

41. Выбор методов обучения в средней школе./ Под.ред. Ю.К.Бабанского. М., 1981. - 176с.

42. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. М.,1991. - 93с.

43. Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. -М., 1997. 416с.

44. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6т. М.,1984.

45. Галактионова А. Плетение кружев. М.,1948.

46. Галкина М. В. Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма. Дис. .канд.пед.наук. М.,1999. - 205с.

47. Галкина Т.В., Влияние истории и культуры на формирование костюма: учебное пособие. Челябинск, 1998. - 5,35п.л.

48. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.,1985.-45с.

49. Гильбух Ю. 3., Верещак Е. П. Психология трудового воспитания школьников. Киев,1987.

50. Голобоков Ю. В. Художественное образование в Англии. Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1997. 18с.

51. Голод И.В. Городские ремесла Галитчины и Волыни 16-17в.в.: (Исследование процессов историко-художественного развития). Дис. .канд. искусствоведения. СПб., 1993. - 236с.

52. Горяева Н. А., Островская О. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5кл. Общеобразовательных учреждений. М.,2000. - 176с.

53. Григорьева Е. И. Генезис и эволюция народных промыслов и ремесел: региональный историко-культурологический аспект. -Тамбов, 1999.- 287с.

54. Гукасова А. М. Рукоделие в начальных классах. М.,1985. - 192с.

55. Гуляев В.А. Русские художественные промыслы 1920-х г.г. -Л.,1985. 160с.

56. Гумилев Л.Н. Искусство и этнос.//ДИСССР.-М,1972.-№1 С37.

57. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.:Педагогика. -1986.-240с.

58. Давыдова С.А. Руководство для преподавания рукоделия в школе. -СПб., 1887.

59. Давыдова С. А. Русское кружево и русские кружевницы. Исследование историческое, техническое, статистическое. -СПб.,1892.

60. Давыдова С.А. Русское кружево. Узоры и сколки. СПб.,1909. - 50с.

61. Давыдова С.А. Кружевная промьплленностъ в России. СПб., 1910. - 40с.

62. Давыдова С.А. Кружевной промысел в губерниях Орловской, Вятской, Вологодской. — СПб., 1886. 158с.

63. Давыдова С.А. Руководство для преподавания рукоделия в школах. -СПб.,1903.- 126с.

64. Даги И. А. Содержание и методы обучения основам декоративной композиции учащихся ДХШ. Авгорефдис. . .каццледлаук. М.,1989. -16с.

65. Диалектика и теория творчества./ Под.ред. С. С. Гольдеррихта, А.М.Коршунова. М.: МГУ. - 1987. - 198с.

66. Дидактика технологического образования. Кн.для учителя. Часть 1./Под.ред. П.Р. Атутова. М.: ИОСО РАО. - 1997. - 203с.

67. Доватор P.JI. Проблемы трудового воспитания и обучения в прогрессивной русской педагогике (кон. 19- нач.20в.). // Советская педагогика. 1978. - №2. - С. 105-113.

68. Дополнительное образование детей в РФ./ Сборник нормативно-правовых документов. М.,1995.

69. Дорошенко Ю.И. Формирование теории обучения ручному труду как самостоятельному школьному предмету в русской педагогике кон.19-нач.20в.в. Дис. .канд.пед.наук. Владимир, 1995.

70. Елецкое кружево. (Альбом. Авт.вступит.статьи и сост. И.П.Работнова). М.,1962.

71. Ефимова JI. В. И не смолкает звон коклюшек. // Народное творчество. 1998. - №1. - С.35.

72. Ефимова JT.B., Русская вышивка и кружево: собрание ГИМ. -М.,1985. 255с.

73. Ефремичева Н. В. Формирование и развитие творческих способностей сельских школьников на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов: Автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук: (13.00.02.) М., 1995. - 17с.

74. Живой мир искусства: (Программы полихудожественного развития школьников 1-4кл). Для общеобразовательных и специальных школ, лицеев, гимназий и внешкольных детских учреждений./ Л.Г. Савенкова, Т.Н. Сухова, Б.П. Юсов. М.,1999. - 40с.

75. Закономерности развития искусства народных промыслов. Сб.науч. трудов. -М.,1991. 150с.79.3убова Т.Д. Изучение народного искусства в 20-30-х г.г. (В.С.Воронов, А.И. Некрасов, А.В. Бакушинский). Дис. .канд.искусствоведения. М.,1977. - 209с.

76. Ибрагимова Р.Т Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя ИЗО в процессе профессиональной подготовки в пед. университете. Дис. .канд. пед. наук. М.,1998. - 237с.

77. Иващенко А. В. Психология трудового воспитания. Минск, 1988.

78. Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника: книга для учителя. М., 1987. - 92с.

79. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. (Изд. 2-е, доп.) М., 1961. - 223с.

80. Игнатьев С. Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью: (в условиях кружковой работы). Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 1982.-264с.

81. Игнатьева И.В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки. Дис. . канд. пед. наук. -М.,1998.- 260с.

82. Изделия народных художественных промыслов в современном интерьере. Сб.науч.трудов. НИИХП. -М.,1989.

83. Исакова К.В. Плетение кружев. М.,1958. - 86с.

84. Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искустве 18201890-х г.г.: материалы междунар.конф./науч.ред.Н.Ю.Бирюкова и др. -СПб., 1996.- 124с.

85. Каган М.С. Искусство в системе культур (к постановке проблемы). // Советское искусствознание-78. Вып.2. М.,1979. - с. 239-273.

86. Каталей В.И. Кустарные промыслы Орловской губернии. Исследования 1890г.// Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России. СПб, 1892. - Т. 1. -С.305-316.

87. Кашкарова-Герцог Е. Д. Руководство по рукоделию для детей и взрослых. М.,1999. - 64с.

88. Квасова О.А. Историко-художественный анализ вятского народного промысла: (по образцам дымковской игрушки). Дис.канд. искусствоведения. М.,1996. - 167с.

89. Кировское кружево. Кружева СССР. Альбом из 20 таблиц с вступит.статьей и аннотациями Е.И. Прибыльской. -М.,1948.

90. Кликунова Е. В. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности школьников 1-2 кл. посредством приобщения к русскому религиозному искусству. Дис. канд.пед.наук. -М., 1998. 239с.

91. Климова М. Как самой плести кружева. СПб.,1913. - 23с.

92. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево: (Учебное пособие для учащихся художественно-промышленых училищ и училищ прикладного искусства). -М.,1993. 222с.

93. Кокина J1.M. Развитие народных художественных промыслов в системе промкооперации 1917-1927г.г. Дис. .канд.ист.наук. -М.,1993.

94. Колкотин А. Кустарный вопрос в России. Опыт объективного исследования. СПб., 1905. - 141с.

95. Коллективное и индивидуальное в творчестве мастеров народных художественных промыслов. Сб.науч.трудов. НИИХП. -М.,1986.

96. Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать: Обучение детей в дет. саду и в школе. / Т. С. Комарова. М.: Столетие, 1998. - 140с.

97. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей: Для педагогов дошкольных учреждений, нач. шк., худож. студий и кружков. М.: Рос.пед.агентство, 1998. - 105с.

98. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. М., 2000.

99. Композиции кружев и кружевных изделий Мариинской школы кружевниц. СПб, 1915.

100. Кораблева А.А. Кружево в современном костюме.-М,1967. 46с.

101. Корешков В. В. Эстетическое воспитание учащихся в процессе трудового обучения. (На материалах занятий по токарной обработке древесины в 6-7 классах). Дис. .канд.пед.наук.: (13.00.02): М., 1986. -181с.

102. Корсак А.К. О формах промышленности вообще и о значении домашнего производства (кустарной и домашней промышленности) в Западной Европе и России. М.,1861. - 311с.

103. Котряхов Н.В. Теория и практика использования ручного труда в педагогических целях в русской общеобразовательной школе кон 19-нач20в.в. Дис. .канд.пед.наук. -М.,1997.

104. Критерии и суждения в искусствоведении. (Сб.статей.). -М., 19 8 6. -448с.

105. Кружево русское и иностранное. Отпечатки на светочувствительной бумаге. НИИХП. 463л. В папке.

106. Кружево русское, старинное (кружево Вологодское, Вятское, Ростовское, Ярославское и др.). НИИХП. 25 л. фото в папке.

107. Кузин В. С. Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников. М., 1981.

108. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учеб. для студ. средн. спец. учеб. заведений и худож.-граф. фак. пед. ин-тов. / В. С. Кузин. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Агар, 1998. - 334с.

109. Кузин В. С. Психология: (Учебник для средних специальных учебных заведений). 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Агар, 1997. -303с.

110. Кустарная промышленность России. Женские промыслы в очерках С. А. Давыдовой, Е. Н. Половцевой, К. И. Беренс и Е. О. Свидерской. -СПб.,1913.- 440с.

111. Кустарные художественные изделия на Международной выставке в Нью-Йорке. М.,1939.

112. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.,1971.

113. Леонова Е. В. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования. Дис. . канд. пед.наук. М.,2000. - 162с.

114. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2т. -М., 1983.

115. Ломоносова М.Т. Рекомендации по оснащению и оборудованию кабинета изобразительного искусства и художественного труда. -М.,1990. 30с.

116. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973.97с.

117. Макаров К.А. Из творческого наследия. М.,1998. - 155с.

118. Мамонтова Н.Н. Художественные ремесла и промыслы Сергиева Посада (15-20 в.в.): к проблеме возникновения и развития русских художественных промыслов. Дис.канд. искусствоведения. -М.,1998.

119. Мариинская практическая школа кружевниц. Краткий исторический очерк и указатель юбилейной выставки МПКШ 18831908. -СПб.,1908. -68с.

120. Мариинской практической школы кружевниц краткий очерк 1883-1913.-СПб.,1913.- 44с.

121. Маркова А. К. Психология обучения подростка. М.,1975.

122. Маркуцкая С.Э. Методические основы обучения учащихся 5-7кл. прикладным художественным работам в образовательной области технология. Дис.канд.пед.наук. М.,1998. - 235с.

123. Марченко И. В. Развитие творческих способностей студентов ХГФ педвузов в процессе обучения гобелену. Дис. .канд.пед.наук. М., Б.г.

124. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978.

125. Методическое пособие по декоративной композиции для абитуриентов ХГФ. Магнитогорск, 1997. - 1,75 усл.п.л.

126. Мещерский А.А. Свод материалов по кустарной промышленности в России. СПб., 1874. 630с.

127. Мизикина JI. С. Развитие творческой активности студентов ХГФ педвузов в процессе изучения и создания костюма на занятиях ДПИ. Дис. .канд.пед.наук. -М,Б.г. 183с.

128. Модный курьер. Журнал мод и рукоделий. СПб., 1899-1908.

129. Моды и рукоделия. Журнал. СПб., 1874-1880.

130. Москвина Г.Н. Народно-художественные промыслы Рязанского края как объект историко-кулыурного исследования.-СПб.,1995. 255с.

131. Мурзина С. М. Формирование умений и навыков у учащихся сельских школ в процессе занятий художественной вышивкой на основе народных традиций Орловской области. Дис. .канд.пед.наук. Орел, 2000.- 261с.

132. Народное декоративное искусство и окружающий мир: Программы (1-3 и 1-4кл.). Воронеж, 1998. - 22с.

133. Народное искусство. Исследования и материалы. Сб.статей. -М.,1996. 205с.

134. Народные художественные промыслы РСФСР. История и современность М., 1991.

135. Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей. М.,1996. - 256с.

136. Незабвенному В.В.Стасову. СПб.,1910. - 289с.

137. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика М., 1983.

138. Некрасова М.А. За ученичество и наглядность в обучении.// ДИ СССР. М.,1979. - №8. - с.17-19

139. Новиков С.Н. Художественная обработка природного растительного материала: (Внеклассная работа в начальных классах сельской школы). Дис. .канд.пед.наук. М., 1986.

140. Новиков С.Н. Методические основы эстетического воспитания учащихся сельских МКШ средствами народного ДЛИ. Дис. .докт.пед.наук. Орел, 1995.

141. О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов. Указ президента РФ. // Встреча. 1995. - №1. - С.8.

142. О специфике современного этапа развития народных художественных промыслов РСФСР. Сб.науч.трудов. М.,1989.

143. Обзор детельности земств по кустарной промышленности. -СПб.,1913. т.1-3.

144. Обзор деятельности Министерства Земледелия и Государственных имуществ. СПб., 1895-1905.

145. Обзор деятельности правительства на пользу кустарной промышленности. СПб., 1888-1902.

146. Образцы старинных кружев. (Фотоальбом). НИИХП Роспромсовета. М.,1953. - ч.1-3.

147. Одаренные дети. Концептуальные основы работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. / Составитель: В. А. Горский и др. -М.,1998. 60с.

148. Орловский календарь. -Орел,1903.

149. Орнаменты русского стиля. Издание художественно-промышленного музея в Москве. -М.,1872.

150. Основы декоративного искусства в школе./ Под ред. Б.В.Нешумова, Е. Д. Щедрина. М.: Просвещение, 1981. - 175с.

151. Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей: Практ.пособие для руководителей школьныхкружков./ Под.ред. В. А. Барадулина., О. В. Тангус. М.: Просвещение, 1979.

152. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. -М, 1998.

153. Отчет Главного комитета по устройству кустарных изделий и рукоделий России на Всемирной выставке 1900г. В Париже. -М.,1901.

154. Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России. СПб.,1894-1907. т.2-8

155. Парижская мода. Журнал. СПб.,1893-1905,1915-1916.

156. Пересторонина. Вятские кружева. Волго-Вятское книжное издательство, 1982.

157. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.,1994.

158. Пилюгин Ф. Н. Кружевной промысел в Ельце и уезде. // Вестник Всероссийских съездов деятельности по кустарной промышленности. Спб., 1913 - №3. - с.76.

159. Плющева А.Я. Новые приемы кружевоплетения. М.,1964. - 48с.

160. Полная энциклопедия женских рукоделий. Пер. с французского. -М.,1901.-611с.

161. Прекрасное своими руками./Сост.С.С.Газарян.-М, 1979. - 158с.

162. Прибыльская Н.А. Русские кружева. -М., 1944. 51с.

163. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов: 5-11 ют. М.,1992. -160с.

164. Приходько Е. Н. Плетение кружев на коклюшках. -Калининград, 1988.

165. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство: 5-9кл./ Сост. В.С.Кузин, В.И.Сиротин. -М.,1999. 316с.

166. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство: Нач.шк./ Сост. В.С.Кузин, В.И.Сиротин. М.,1999. -223с.

167. Программно-методические материалы. Технология: 5-11кл./Сост. А.В.Марченко. М.,1999. - 190с.

168. Программы педагогических институтов. Практикум в учебных мастерских и технология кшструкционных материале». Для специальности №2109 "Черчение, изобразительное искусство и труд". М, 1984. - 36с.

169. Пронина И.А. Русская академическая школа декоративно-прикладного искусства в кон.18-перв.пол.19в.в. -М.,1968.

170. Прямкова Н.А. Изучение народного искусства на ХГФ: (на примере традиционного искусства Липецкой области). Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд.пед.наук: (13.00.02) Липецк, 1998. - 21с.

171. Пупарев А.Г. Материалы для истории и статистики Орловской губернии. Орел,1877. - т.1.

172. Работнова И.П. Русское народное кружево. Лекция. Фотоальбом. М.,1960. 51с. - Текста, 51л. - Фото.

173. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства: специфика прикладного искусства. Эстетическая природа ремесла.

174. Народное искусство и художественные промыслы. Самодеятельное творчество. -М.,1985. 191с.

175. Рашидов O.K. Методические основы обучения студентов ХГФ народному искусству в педуниверситете. Дис. .канд.пед.наук. -М.,1997.

176. РехачевМ.В. Вологодские кружева. -Вологда, 1955.

177. Рожкова А. Цветное кружево. // Мир женщины. -1998. №2. - с.48-49.

178. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная дорожная книга русских людей./ Под.ред. В. П. Семенова. СПб., 1902.

179. Ростовцев Н. Н. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М., 1983.

180. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов. / Ростовцев Н. Н. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Агар, 1998.-250с.

181. Рубинштейн ММ Эстетическое воспитание детей. -М., 1924. 118с.

182. Рукоделие: Популярная энциклопедия. Гл.ред. И. А. Андреева. -М.,1992.

183. Русская художественная культура кон. 19-нач.20в.в. М., 1980.

184. Русские художественные промыслы 19-20в.в. и город. Социальные основы искусства. Сб. науч. трудов под ред. ТМ Разиной. М,1883. - 168с.

185. Русский кустарный отдел на Всемирной выставке в Париже в 1900г.-СПб., 1900.

186. Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке. Пг.,1914.

187. Рыбников А.А. Изучение кустарной промышленности и исследовательский институт. М.,1926. - 5с.

188. Рыбников А.А. Мелкая промышленность России. Сельская ремесленно-кустарная промышленность до войны. М.,1923. - 113с.

189. Рыбников А.А. Кустарная промышленность и сбыт кустарных изделий.-М., 1913. 174с.

190. Сальцева С.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьника в учреждениях дополнительного образования. Дис. .канд.пед.наук. М.,1996. - 238с.

191. Сарбагышев А.А. Методика подготовки учителей-художников по профилю местных художественных промыслов (на примере Киргизской ССР). Дис. .канд.пед.наук. М.,1985. - 230с.

192. Свод данных о числе кустарей и ремесленников в волостях и уездах Орловской губернии по производствам. Орел, 1913.

193. Система художественных выразительных средств в искусстве современных народных художественных промыслов. Сб.науч.трудов. НИИХП. -М.,1988.

194. Скильский Д.М. Изучение народного декоративно-прикладного искуства в школе как средство формирования творческих способностей учащихся. Дис. .канд.пед.наук. М.,1973. - 277с.

195. Собрание русской старины В.П.Сидамон-Эристовой и Н.П.Шабельской. М.,1910. - Вып.-1.

196. Советское декоративное искусство. Материалы и документы. 19171932. Общ.ред. М. А. Некрасовой и С. М. Тимерина. М.,1986. -Усл.п.л. 18.705.

197. Соколова В.А. Программа по трудовому обучению (девочек) в 5-9кл. с углубленным изучением основ русской культуры. -СПб., 1996.- 80с.

198. Соколова М.С. Активизация творческой деятельности студентов ХГФ в процессе освоения росписей Урала и Приуралья. Дис. .канд.пед.наук. -М.,1995. 187с.

199. Соломенникова. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста. Дис. .канд.пед.наук. -М.,1997. 233с.

200. Сорокина М. А. Вологодское кружево. 1998.

201. Сорокина М. А. Современное кружево. // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей под ред. И. Я. Богуславской. Л., 1981. - с.278-303.

202. Сорокина М. А. Кружева России. Вологодское кружево. Альбом. -М.,- 2001. 128с.

203. Справочный указатель кустарных производств и кустарных мастеров. СПб., 1892-1902.

204. Стасов В.В. Русский народный орнамент. СПб., 1872.

205. Стасов В.В. Разбор сочинения С.А. Давыдовой "Русское кружево и русские кружевницы. Исследование историческое, техническое, статистическое". СПб.,1886. - 28с.

206. Супрун Л.В. Профессиональные художники и народное искусство в России конца 19 начала 20 в.в. Дис.канд.искусствоведения. -М.,1971.

207. Тазова Н. А. Кружок филейно-гипюрной вышивки: Пособие для руководителей кружков. -М, 1981. 79с.

208. Твердова-Свавицкая 3. М. Очерк кустарных промыслов Елецкого уезда. М.,1916.

209. Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. СПб.,1885. - т.15.

210. Труды съезда деятелей по кустарной промышленности в Санкт-Петербкрге. СПб., 1902. т. 1 -2.

211. Труды съезда деятелей по кустарной промышленности в Санкт-Петербурге. СПб.,1910. - т. 1-2.

212. Устененко JI.H. Формирование творчества студентов педколледжа средствами изобразительного искусства в системе профессионально-педагогической подготовки. Дис. .канд.пед.наук. М.,1998. 255с.

213. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. JI.,1983. - 326с.

214. Филиппова Е. А. Художественно-прикладное творчество учащихся как средство подготовки их к труду: (В условиях Центра творчества.) Дис. .канд.пед.наук. М., 1999. - 180с.

215. Фомина А. Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель (Учебно-методическое пособие). М.,1996. - 150с.

216. Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. Сб.науч.трудов. М.,1990.

217. Фролов В. Кружевной промысел в Вологодской губернии. К столетию существования. Вологда,1926. - 34с.

218. Фролова Е. Под звон коклюшек. И Очаг. 1995. - №2. - С.2-4.

219. Харитонов С. В. Эстетическое воспитание школьников на уроках труда и внеурочной деятельности средствами дизайна: (На материале работ кружков технической эстетики). Дис. .канд.пед.наук. -Рязань, 1999. 146с.

220. Хворостов А.С. Система профессиональной подготовки по труду на ХГФ пединститутов (деревянная мозаика). Дис. .канд.пед.наук. -М.,1967. -312с.

221. Художественное проектирование. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности №2109 "Черчение, рисование и труд" / Б. В. Нешумов, Е. Д. Щедрин, Г. Б. Минервин и др.; под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. М.,1979. - 175с.

222. Художественные промыслы России. Сб. науч. трудов. -М,1992. 231с.

223. Цветкова JI. В. Педагогические особенности дополнительного образования в области художественно-творческого развития учащихся. Автореф. дис. .канд.пед.наук. М.,1999. - 20с.

224. Цируль К. Ю. Памятная записка о введении ручного труда. -СПб., 1910. 70с.

225. Цицишвили Э.Д. Художественная промышленность и народные ремесла Грузии кон19-перв.пол20вл:(Творческая и учебно-педагогическая практика). Дис. .канд.искусствоведения. М.,1985. -151с.

226. Чибирева Е. М. Развитие творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников. Дис. .канд.пед.наук. Казань, 1998. - 156с.

227. Чистов К.В, Записки фольклориста.// Декоративное искусство СССР.-1978.- №10.-С.24.

228. Чистов К.В, Народные традиции и фольклор. Очерки теории. -Л.,1986.

229. Шангина И. И. Образцы русской народной вышивки на обрядовых полотенцах 19-20в.в. М.,1975.

230. Швиттау Г. Г. Кустарная выставка и съезд кустарей в Петербурге. -СПб.,1913.

231. Шенер Ф. Кружево. Технология ручного и машинного изготовления. -М., 1990. 288с.

232. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. / Е. В.Шорохов. М., 1977. -112с.

233. Шорохов Е. В. Основы композиции: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности №2109 " Черчение, рисование и труд". -М., 1979.-303с.

234. Шорохов Е. В. Композиция: Учебник для студентов худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. 2-е изд. - М., 1986.

235. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. -М., 1979. 192с.

236. Шпикалова Т. Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней школе. (Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации). Дис. . .докт. пед. наук. М.,1988. - 346с.

237. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1986.

238. Эрдман О. Э. Реализация педагогических идей М.К. Тенишевой в условиях развития вариативного образования на селе. Дис. . .канд.пед.наук. Смоленск, 1999. - 200с.

239. Эрихсон Н.Я. Учебная коллекция по плетению кружев для профессиональных школ и мастерских. М.,1913. - 16с.

240. Эстетические основы народного искусства и народных промыслов. -М., 1992.-227с.

241. Юбилейный земский сборник. СПб.,1914. - 467с.

242. Юницкий П. Кустарный музей Москвы. М., 1911.

243. Юсов Б. П. Актуальные проблемы совершенствования методики подготовки учителей изобразительного искусства. // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. М.:МГПИ им. Ленина,1980. - С.127-137.

244. Die Spitze: Ein Lexikon zur Spitzenkunde / G. Graff Hofger -Munchen: Callwey, 1983. 259s.

245. Cook, Bridget M. Russian Lace making. / Bridget M. Cook. London: Batsford, 1993. - 144p.

246. Palliser, Bury F. History of lace. London, 1875.