Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Содержание и методы профессионального образования в художественном кружевоплетении

Автореферат по педагогике на тему «Содержание и методы профессионального образования в художественном кружевоплетении», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Лапшина, Екатерина Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2009
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Содержание и методы профессионального образования в художественном кружевоплетении», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Содержание и методы профессионального образования в художественном кружевоплетении"

На правах рукописи

Лапшина Екатерина Александровна

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИИ

Специальность 13.00.08 -Теория II методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соисканне учёной степени кандидата педагогических наук

Москва - 2009

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Высшей школе народных искусств (институт)

Научный руководитель академик РАО, доктор

педагогических наук, профессор, Максимович Валентина Фёдоровна

Официальные оппоненты

член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор

Фомнна Наталья Николаевна

кандидат искусствоведения Сорокина Марина Александровна

Ведущая организация Московский государственный

университет культуры и искусств

Защита состоится «16» июня 2009 г. в 16 часов на заседании Диссертационного совета Д 008.15.01 в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» по адресу:

119121 г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп.1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования».

Автореферат разослан «15 » мая 2009 года.

Учёный секретарь Диссертационного совета, кандидат педагогических наук

Е.В. Боякова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исаедования. Педагогический потенциал традиционного прикладного искусства неисчерпаем, так как он базируется на таких качествах данной самостоятельной «культурной цельности», как синкретичность, коллективность, традиционность, направленность на эстетизацию повседневных предметов, когда красота достигается благодаря декоративности формы изделия, что раскрывает присущее декоративно-прикладному искусству органическое слияние полезного и прекрасного. Важность осознания значения национального традиционного прикладного искусства России и профессионального образования в этой области ставит в центр педагогического внимания самого обучающегося, способного к восприятию этого искусства, саморазвитию и самореализации в художественной рукотворной деятельности. Не случайно, как показывают исследования, именно декоративно-прикладное искусство в традиционных культурах является наиболее универсальным видом деятельности, в котором люди обретают источники своего личностного роста.

Значимость совершенствования содержания и методов профессионального образования в традиционном прикладном искусстве определяется тем, что от будущих художников, получивших образования в области декоративно-прикладного искусства, во многом зависит не только сохранение исторических художественных традиций народа, но и развитие многовекового национального искусства.

Одним из самых известных направлений традиционного прикладного искусства является художественное кружевоплетение. В настоящее время в отечественном декоративно-прикладном искусстве существуют несколько региональных школ кружевоплетения: вятская, вологодская, рязанская, елецкая, киришская. Каждая из них представляет абсолютно самостоятельный вид кружевоплетения, вобравший в себя вековые художественные традиции, использующий собственную технологию и др. Так как смешение их невозможно и недопустимо, каждому центру художественного кружевоплетения требуются собственные учебные программы по

специализации, включая «Исполнительское мастерство»,

«Материаловедение», «Технология кружевоплетения», «Композиция», «Проектирование». Кроме того, для каждой из школы необходимо разработать особое содержание и методы обучения.

Основными теоретическим предпосылками для изучения подходов к профессиональному образованию в сфере кружевоплетения, содержания и методов обучения стали философские идеи становления духовной культуры человечества. Именно во взаимосвязи с ней в данной диссертации понимается традиционное прикладное искусство. Так, Г. Земпер впервые ввёл понятие «художественное ремесло» («das Kunstgewerbe»), отражающее вмешательство художника в производство материальных вещей для достижения потерянного соответствия между эстетическими и чисто физическими качествами форм предметного мира. Педагогическим аспектом этого положения в профессиональном образовании художника становится выявление его эстетической сущности и специфики будущей специализации.

Особую значимость для исследования путей разработки отвечающего современным требованиям содержания образовательного процесса будущих художников в области декоративно-прикладного искусства имеют концепции профессионального, в том числе и художественного, образования (В.А. Поляков, И.А. Пронина, Л.В.Школяр, Л.Г.Савенкова, Н.И.Дружкова); теории креативности личности, развивающего обучения и поэтапного формирования умственных знаний, умений и навыков (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.В.Занков, И.Я.Лернер, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, В.А.Запорожец),

Важно отметить, что учеными достаточно широко исследованы вопросы истории и современного состояния традиционного прикладного искусства в целом (А.В.Бакушинский, В.А. Бародулин, Н. Бартрам, И.Я.Богуславская, В.М. Василенко, B.C. Воронов, М.А. Некрасова, А.И. Некрасов, Т.М. Разина, А.Б.Салтыков, И.Н.Уханова и художественного кружевоплетения, в частности (С.А.Давыдова, В.А.Фалеева, М.А.Сорокина).

Обучению и методике преподавания художественного кружевоплетения посвящены работы С.А.Давыдовой и С.И. Большовой, в которых раскрываются такие аспекты этого направления, как особенности к передачи мастерства при обучении плетению Михайловских кружев, профессиональная подготовка кружевниц. Изучение зарубежного опыта в этой области (П.Пёниш, Л.Эршно, Н.Эрихсон, А.Ильг, И.Шарценсбергер) показало, что в течение всего периода развития кружевоплетения профессиональное обучение сводится в основном к освоению технических приёмов кружевоплетения при выполнении простых орнаментов.

За последние годы поиск подходов к построению педагогических моделей профессионального образования в области традиционного прикладного искусства получил интенсивное развитие и является предметом деятельности многих теоретиков педагогики, а также педагогов-практиков (В.Ф. Максимович, М.Р.Белоусов, Н.Р. Казанская, О.В. Федотова). В их исследованиях о отражены различные проблемы профессионального образования в данной области, но, следует отметить, что они не касаются сферы кружевоплетения. Таким образом, в этой области традиционного прикладного искусства отсутствует научное обоснование содержания, педагогических условий, форм и методов профессионального образования.

Отсутствие специальных исследований в области подготовки профессиональных специалистов художественного кружевоплетения является причиной того, что в педагогической практике не используется полноценно педагогический потенциал учебных дисциплин, отражающих историко-теоретическую, художественно-творческую и технологическую сущность кружевоплетения. Изучение этого вопроса показало малую эффективность традиционных методов обучения, как по форме, так и содержанию. Эмоционально-эстетический смысл и содержание профессионального образования в области художественного кружевоплетения как феномена художественно-творческой деятельности на основе интеграции исторических художественных традиций и современных

тенденций позволит подойти к формированию содержания учебных дисциплин с позиции необходимости развития собственной культуры обучающегося и становления его как носителя традиционного прикладного искусства, которое ещё недостаточно осознано и слабо принимается современным обществом.

Исследовательский поиск в этом направлении позволил выявить ключевые противоречия между потребностью сохранения и развития кружевоплетения, как фактора сохранения национальной культуры и не достаточной разработанностью теоретических и методических основ профессионального образования в этой области.

Полученные данные позволили обозначить проблему исследования: что должно составлять сущность содержания профессионального образования в художественном кружевоплетении, отвечающего современным требования, и каковы методы его раскрытия для студентов. Обозначенная проблема обусловила выбор темы диссертационного исследования: «Содержание и методы профессионального образования в художественном кружевоплетении».

Объект исследования. Профессиональное образование в традиционном прикладном искусстве

Предмет исследования. Педагогический процесс подготовки будущих художников русского кружевоплетения в системе непрерывного профессионального образования.

Цель исследования. Теоретически разработать, обосновать и экспериментально проверить направления обновления содержания и методов профессионального образования в художественном кружевоплетении.

Гипотеза исследования. Профессиональное образование в области художественного кружевоплетения будет соответствовать современным требованиям к компетентному специалисту, обладающему навыками творческой самореализации в традиционном прикладном искусстве, если:

-7в образовательном процессе будет модифицировано содержание профессионального образования на основе использования педагогического потенциала исторического опыта профессиональной подготовки в художественном кружевоплетении;

будут созданы педагогические условия, позволяющие эффективно внедрять направления обновления содержания и методов профессионального образования в художественном кружевоплетении, включая организацию особой эстетической образовательной среды, соотносимой с сущностью традиционного прикладного искусства и стимулирующей студентов к творческим проявлениям в области традиционного прикладного искусства; погружение на занятиях в атмосферу национальной культуры и приобщение к ее эстетическим ценностям; педагогическая поддержка самостоятельной творческой деятельности учащихся в области проектирования и выполнения художественного изделия; системное освоение научных знаний, необходимых для овладения профессиональными компетенциями в области художественного кружевоплетения;

- сочетание в содержании образования и учебной деятельности студентов опоры на национально-художественные и локально-культурные традиции художественного кружевоплетения с самостоятельной художественно-творческой деятельностью студентов по проектированию и разработке поэтапного процесса изготовления художественного изделия.

Задачи исследования:

1.На основе анализа философско-эстетических, культурологических, научно-методических трудов обобщить историческое наследие искусства художественного кружевоплетения с целью изучения динамики его развития в местах бытования и распространения педагогического и художественно-творческого опыта, сохраняющего и развивающего национальные художественные традиций в этой области.

2. Разработать и апробировать в практике подходы к обновлению профессионального образования в области кружевоплетения.

-83. Изучить и обобщить результаты проведенной опытно-экхперимеиталыюй работы по внедрению новых подходов к обновлению содержания и методов профессионального образования в художественном кружевоплетешш.

4.Создать обучающие программы по специализации искусства кружевоплетения и методические рекомендации по их освоению.

Методологическую основу исследования составили: философские положения, раскрывающие закономерности общественно-исторического развития образования, научно-исторический объективный подход к изучению народной художественной культуры (И.Кант, Г.В. Ф.Гегель, Ф. Шиллер, Г. Земпер, А.Ф. Лосев); теория художественно-творческого развития личности и психологии творчества (В.С.Библер,

Л.С.Выготский, М.С.Каган); теория деятельности и развивающего обучения (В.В.Давыдов, А.НЛеонтьев, Д.Б.Эльконин); научные работы по проблемам личностного отношения к искусству и развития художественного восприятия искусства (Б.П.Юсов, A.A. Мелик-Пашаев, Л.В.Школяр, Н.Н.Фомина, В.В.Алексеева, Л.Г.Савенкова); труды отечественных дидактов и психологов, посвященные основам профессионального образования (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, Г.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина); искусствоведческие и научно - методические работы исследователей традиционного прикладного искусства (Т.М.Разина, А.В.Бакушинский, В.М.Василенко, А.И.Некрасов, И.Я.Богуславская).

Методы исследования: анализ специальной литературы и научных публикаций по психологии, педагогике, искусствоведению в области традиционного прикладного искусства, методологии, методикам обучения различных его направлений и художественному

проектированию, изучение учебных планов и программ в области художественного кружевоплетения; наблюдение и анализ учебного процесса в профессиональных учебных заведениях в области художественного кружевоплетения, в том числе содержания образования, обобщение

педагогического опыта и особых профессиональных приемов работы преподавателей, соотносимых с особенностями традиционного прикладного искусства; изучение учебной деятельности обучающихся исполнительскому мастерству, специальной технологии, рисунку, живописи, композиции, проектированию; опрос, анкетирование учащихся и преподавателей, проведение педагогических экспериментов.

База исследования: кафедра художественного кружевоплетения Высшей школы народных искусств (институт) г. Санкт-Петербурга; Профессиональное училище народных промыслов № 15 г. Вологды. Всего в эксперименте приняло участие 209 студентов - будущих художников и будущих мастеров художественного кружевоплетения и 37 преподавателей.

Этапы исследования:

Первый этап (2005-2006 гг.) - поисково-творческий. В этот период осуществлялось практическое ознакомление с проблемой исследования, выявлялась ее актуальность, систематизировались теоретические и практические сведения. Разрабатывались и на практике проверялись содержание и структура обучения художественному кружевоплетению. Второй этап (2006-2007 гг.) - разработка научно обоснованной методической системы профессионального образования в области художественного кружевоплетения. Экспериментальная проверка гипотезы исследования. Проведение педагогического эксперимента. Третий этап (2008-2009 гг.) -систематизация результатов исследования, их оформление в виде диссертации.

Научная новизна исследования.

Впервые в области художественного кружевоплетения разработаны и теоретически обоснованы содержание и методы профессионального образования. Определены значение, место и роль художественного кружевоплетения в системе профессионального образования как условия интеграции опыта художественно-образовательного и национально-традиционного направлений.

Выявлены направления обновления содержания и методов профессионального образования в этой сфере: формирование интереса к художественному кружевоплетению; психологическая готовность к преодолению противоречий, специфичных для данной области искусства, в том числе: длительность материализации художественной идеи; ограниченность материального пространства и высокая степень эмоционального участия, раздвигающая границы психологического пространства художника кружевоплетения; умение видеть целое раньше его частей. Научно обоснованы педагогические условия обновления содержания профессионального образования будущих художников художественного кружевоплетения: приобщение к историческим художественным традициям в учебном процессе и одновременное участие студентов в современном культурном процессе; активное включение студентов в художественно-творческую деятельность; участие студентов в создании эстетической образовательной среды, адаптированной к коммуникативным потребностям обучающихся; создание творческих проектов и изготовление художественных изделий, демонстрирующих сформированность профессиональных компетенций в области художественного

кружевоплетения. Доказана значимость усиления в содержании профессионального образования будущих художников акцента на постижение уникальной специфики художественного кружевоплетения.

Определены критерии готовности к будущей профессиональной самореализации: высокий уровень проявления студентами эмоциональной сопричастности к историческому опыту, накопленному в художественном кружевоплетении, овладения навыками переноса значимого другого -художественного явления на собственное состояние; активность в творческом поиске эксклюзивного решения художественно - творческой задачи в процессе изготовления изделия.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке путей обновления содержания и методов современного профессионального образования в области русского кружевоплетения, включая создание

эстетической среды, в которой студенты получают стимул к профессиональному совершенствованию в художественном кружевоплетении; системное освоение научных знаний для адекватного восприятия и дальнейшего развития искусства кружевоплетения; развитие эстетического и профессионального опыта посредством выполнения специально разработанных учебных заданий, направленных на приобретение необходимых компетенций в будущей профессиональной деятельности.

Раскрыты закономерности постижения искусства

художественного кружевоплетения: общность идеи, условное создание проекта от возникновения идеи до её формулирования; мысленное моделирование, от которого начинается поиск путей, направленных на теоретическую реализацию идеи через принцип вариативности, отбор технологических приёмов и выразительных художественных средств; предварительная материализация идеи в различных видах художественной деятельности (отрисовка, составление сколков, композиционное решение и пластическое воплощение, пальцевая моторика, конструирование и моделирование одежды); воплощение идеи непосредственно в материале на основе сохранения исторически выработанных художественных традиций.

Практическая значимость исследования заключается в том, что определены цели и задачи профессионального образования в области художественного кружевоплетения в комплексе непрерывного профессионального образования: «основная общеобразовательная школа-начальное профессиональное образование - среднее профессиональное образование-высшее образование» и критерии компетентности выпускников каждого из составляющих уровней данной системы. Разработаны и проверены на практике рабочие учебные планы, основанные на преемственности обучения, учебные программы по мастерству, композиции, проектированию.

Учебные программы основаны на методике развития художественного восприятия традиционного кружевоплетения и его современного

проектирования, особенностях и активизирующем воздействии на развитие личности обучающихся, которые могут найти применение в профессиональных образовательных учреждениях соответствующего профиля, общеобразовательных школах, системе дополнительного образования и повышения квалификации учителей и методистов, при обучении будущих преподавателей дисциплин прикладного искусства.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на результаты современных исследований по психологии, педагогике, методике преподавания традиционного прикладного искусства, касающихся исследуемой проблемы, использованием комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, опытно-экспериментальной проверкой и подтверждением основных положений диссертации в условиях использования разработанной методической системы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основное содержание и материалы исследования докладывались на кафедре художественного кружевоплетения Высшей школы народных искусств-единственного вуза в России, где ведётся подготовка профессиональных художников в области художественного кружевоплетения; заседаниях и мастер-классах: международных научно-методических конференциях «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития» (Москва, 2007; (Санкт-Петербург, 2008), «Эволюция кружева» в 2009 году (Порвоо, Финляндия). ¡Материалы исследования апробировались и внедрены в учебный процесс: государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы народных искусств; Вологодского профессионального училища народных промыслов № 15, единственного учебного заведения, где ведётся подготовка мастеров -

исполнителей вологодских кружев; федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Суздальское художественно-реставрационное училище».

Основные положения диссертации, выносимые на защиту: 1.Профессиональное образование в области художественного кружевоплетения должно основываться на индивидуальном для каждого вида кружевоплетения содержании обучения и методах его освоения, так как только при этом условии могут быть гарантированы сохранение и развитие исторических художественных традиций каждого центра кружевоплетения, их полноценная передача следующим поколениям художников.

2.Обновление содержания профессионального образования в художественном кружевоплетении обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: актуализация ценностного отношения к традиционному прикладному искусству; погружение на занятиях в атмосферу национальной культуры и приобщение к ее эстетическим ценностям; приобщение к историческим художественным традициям в учебном процессе и одновременное участие студентов в современном культурном процессе; педагогическая поддержка самостоятельной творческой деятельности учащихся в области проектирования и выполнения художественного изделия; создание эстетической среды, в которой стимулируется мотивация учащихся к . профессиональному совершенствованию в кружевоплетении; системное освоение научных знаний, необходимых для овладения профессиональными компетенциями в области художественного кружевоплетения.

3. Критериями готовности к профессиональной самореализации в области художественного кружевоплетения являются: высокий уровень проявления студентами эмоциональной сопричастности к историческому опыту, накопленному в данном виде традиционного прикладного искусства, овладение навыками переноса значимого другого художественного

явления на собственное состояние: активность в творческом поиске эксклюзивного решения художественно - творческой задачи в процессе изготовления изделия.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы (169 источников, в том числе 3 - на иностранном языке), приложения.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ Во . введении раскрыта актуальность и обоснование темы исследования, определены объект, предмет, сформированы цель, задачи исследования и гипотеза, представлены научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Отражены основные этапы исследования и обозначены положения, выносимые на защиту.

Первая глава диссертации «Исторические и теоретические предпосылки профессионального образования в художественном кружевоплетении» посвящена анализу социально - исторических основ развития художественного кружевоплетения в России и за рубежом, особенностей формирования системы образования в художественном кружевоплетении и выявлению основных проблем развития современного профессионального образования в этой сфере

В главе освещается история возникновения и развития художественного кружевоплетения в России; даётся общая классификация его видов в соответствии с традиционным местом возникновения, бытования и развития кружевоплетения; исследуется механизм передачи художественных традиций каждого вида художественного кружевоплетения, а также степень необходимости использования этих методов в современном образовании, анализируются все существовавшие формы профессионального образования в этой области. В процессе историко-педагогического анализа существующих трудов по данной проблеме было определено, что основной формой обучения кружевоплетению являлось

семейное обучение-передача мастерства от матери к дочери. В диссертации описаны профессиональные инструкторские школы для подготовки преподавательских кадров других школ и инструкторских мастерских (Мариинская школа кружевниц; Школа народного искусства; Борисовская и Андреевская школы-мастерские по кружевоплетению в Рязанской губернии).

Показано, что в целом сложившаяся к настоящему времени система профессионального образования в области художественного

кружевоплетения представляет главным образом обучение технологическим приёмам, конкретизированным по отношению к традициям того или иного центра кружевоплетения. Также в главе определены этапы художественной деятельности в художественном кружевоплетении — от элементарных теоретических понятий традиционного прикладного искусства до высокохудожественной деятельности в конкретном виде этого искусства. Для разработки направления обновления содержания профессионального образования в области художественного кружевоплетения были изучены работы В.М.Василенко, Б.А.Рыбакова, Т.М.Разиной, М.А.Некрасовой, А.И.Некрасова, Л.Г.Оршанского, Н.Бартрама, А.Б.Салтыкова, Т.А.Бадяевой, Н.М.Ведерниковой, Г.Н.Волкова, В.С.Воронова, С.А.Давыдовой, Р.Р.Мусиной, М.А.Сорокиной, И.Н.Ухановой, в которых раскрываются особенности традиционного прикладного искусства, обосновывается значимость сохранения и развития исторических художественных традиций, опоры на коллективный характер труда, передачу

композиционно-колористической, технологической и технической сущности каждого вида традиционного прикладного искусства с учётом места его возникновения, бытования и развития последующими

поколениями.

В главе даны результаты проведённого системного анализа научно -методической литературы по вопросам обучения кружевоплетению в условиях дополнительного образования школьников, кружковой работы. Поскольку в основе художественного кружевоплетения лежит ручной

художественный труд, были изучены научные работы в этой области (К.Ю. Цируль, М.Групе, Л.Тэдд, И.К.Карелль, Н.Познанский, И.Гобунов-Посадов, Д.Логорыо). В ходе исследования было выявлено, что художественное кружевоплетение как искусство требует высокой степени внутреннего присутствия и внимания, ответственности за историческую достоверность и точную передачу художественных традиций при сохранении индивидуального почерка, высокой степени технологичности и точности воспроизведения, художественности исполнения, ухода от примитива.

Одновременно художественное кружевоплетение способствует возникновению уже в период обучения ощущения эмоциональной сопричастности к историческому опыту, освоению навыков переноса значимого другого художественного явления на собственное состояние и активизации творческого поиска эксклюзивного решения художественно -творческой задачи. При этом для художественного кружевоплетения характерны длительный, как ни в каком другом виде традиционного прикладного искусства, период материализации от художественной идеи до творческого выполнения работы в материале, трудоёмкость и кропотливость исполнения, ограниченное эстетическое и коммуникационное пространство, и главное, социальная непрестижность не только художественного кружевоплетения, а в целом традиционного прикладного искусства. Данная антитеза явилась основанием для

разработки авторских стимулирующих образовательных методик, способствующих не только формированию профессионального интереса у обучающихся художественному кружевоплетению, но и воспитанию художников как носителей этого искусства, удовлетворённых результатом и значимостью собственного уникального труда.

На основании исследования можно сделать вывод, что существовавший исторический опыт передачи мастерства и традиций художественного кружевоплетения всегда являлся естественным механизмом трансформации объективно ограниченных педагогических

знаний и технических умений в основном через семейное обучение и реже -ученичество, позднее первые организованные профессиональные школы кружевниц в местах возникновения и бытования художественного кружевоплетения. В советский период - начальные и, позднее - средние профессиональные учебные заведения в области кружевоплетения в Вологде, Ельце и Москве способствовали только сохранению традиций художественного кружевоплетения, при этом обучение сводилось в основном к практической подготовке кружевниц, а не к будущей самостоятельной художественно-творческой деятельности.

Можно утверждать, что на сегодняшний день не выработана последовательная, соответствующая современным требования подготовки компетентного специалиста, мотивированного к творческой самореализации в профессиональной деятельности педагогическая система образования в художественном кружевоплетении, а имеющиеся педагогические исследования не представляют собой чётко обозначенной научной концепции развития профессионального образования с необходимым акцентом на социально-воспитательную значимость традиционного искусства и его перспективу. Всё это стало основой разработки оптимизирующих направлений обновления содержания и методов профессионального образования в художественном кружевоплетении.

Вторая глава диссертации «Пути обновления профессионального образования в художественном кружевоплетении» посвящена разработке инновационных направлений обновления содержания и методов профессионального образования в художественном кружевоплетении, выявлению новых тенденций педагогической и искусствоведческой науки, анализу социально-экономического и демографического состояния центров художественного кружевоплетения и определению закономерностей постижения искусства художественного кружевоплетения в интеграции опыта образовательной, художественной и национально-традиционной сфер

-18в пространстве учебного заведения, в котором будущие художники овладевают необходимыми профессиональными компетенциями в области художественного кружевоплетения.

В ходе исследования были выявлены специфические, зачастую противоречивые, факторы профессионального труда в художественном кружевоплетении, которые необходимо учитывать и в профессиональном образовании. Эти особенности нашли отражение в разработанных направлениях обновления содержания и методов профессионального образования в художественном кружевоплетении. К их числу относятся: -высокая скорость исполнения и длительный период материализации художественной идеи - замедленный результат;

-высокая степень собственно внутреннего присутствия и внимания, ощущения эмоционального участия и отожествления традиционного прикладного искусства в современном культурном процессе, и одновременное позицирование сопричастности к историческому опыту, ответственности за историческую достоверность и передачу художественных традиций;

-ограниченность и даже замкнутость индивидуального материального пространства выполнения работы, его огромный творческий потенциал, ощущение переноса значимого другого художественно-творческого явления на собственное состояние, определяющее возможность ухода от. примитива, стимулирующее творческий поиск уникального решения задачи; -необходимость изначального видения целого как конечной цели при кропотливой технологии выполнения мельчайших раздробленных элементов с высокой степенью точности художественного воплощения; -исторические художественные традиции как область погружения обучающихся в учебный процесс и одновременно активное участие студентов в современном культурном процессе; -социальная непрестижность и индивидуальный почерк, неповторимость, желание разработать стимулирующие методики создания в художественном

кружевоплетенни художественно-творческих образцов высокой моды, удовлетворение результатом собственного художественного труда, желание вновь заняться именно художественным кружевоплетением.

В работе были определены закономерности постижения искусства художественного кружевоплетения: общность идеи, условное создание проекта от возникновения идеи до её формулирования; мысленное моделирование, от которого начинается поиск путей, направленных на теоретическую реализацию идеи через принцип вариативности, отбор технологических приёмов и выразительных художественных средств; предварительная материализация идеи в различных видах художественной деятельности (отрисовка, составление сколков, композиционное решение и пластическое воплощение, пальцевая моторика, конструирование и моделирование одежды); воплощение идеи непосредственно в материале на основе сохранения исторически выработанных художественных традиций.

Были выявлены направления обновления содержания профессионального образования в этой сфере: необходимость формирования интереса к кружевоплетению; психологическая готовность к преодолению противоречий, специфичных для этой области искусства, к которым относятся длительность материализации художественной идеи, ограниченность материального пространства и высокая степень эмоционального участия, раздвигающая границы психологического пространства кружевницы; видение части и целого в художественно-творческом процессе; включение в художественно- творческую деятельность студентов при педагогической поддержке самих преподавателей как носителей традиционного прикладного искусства; участие в создании эстетической образовательной среды, адаптированной к коммуникативным потребностям обучающихся; создание творческих проектов и изготовление художественных изделий, демонстрирующих высокий уровень сформированности профессиональных компетенций в области художественного кружевоплетения.

Для решения существующих проблем были теоретически разработаны и апробированы в практике учебный план, авторские учебные программы по предметам «Мастерство» и «Проектирование», стимулирующие методики, включающие изучение мировых музейных коллекций, участие в выставках и конкурсах (в т.ч. международных), интерес к самостоятельной исследовательской работе по интеграции художественного кружевоплетения с другими-видами традиционного прикладного искусства.

Целью экспериментальной работы явилась проверка эффективности внедрения инновационной педагогической модели современного профессионального образования в художественном кружевоплетении. В рамках формирующего эксперимента была разработана

аналитическая структура, включающая: а) периоды обучения от до профессионального - с выявлением начального тезауруса - первичного интереса и знаний о будущей профессии до уровня окончательной сформированности необходимых профессиональных компетенций в художественном кружевоплетении; б) последовательность развития интереса к кружевоплетению и изучению дисциплин в соответствии с разработанными преемственными учебными планами непрерывного профессионального образования- от общеобразовательной школы до высшего профессионального образования; в) содержание учебных программ по специальным предметам - технологии кружевоплетения, исполнительскому мастерству и проектированию.

Необходимо отметить, что периоды обучения, последовательность изучения дисциплин, содержание учебных программ и их творческая реализация рассматриваются как интегративный учебно-воспитательный -процесс. С целью выявления значимости и влияния учебных предметов на формирование профессионального интереса как необходимого условия развития компетенции студентов, каждый период обучения характеризуется последовательным включением в учебную деятельность новой

дисциплины.

В эксперименте на стадии анкетирования в первые дни обучения были выявлены личностно - ценностные установки студентов, их интересы в области традиционного прикладного искусства. Результаты опроса показали: 28 % обучающихся поступили, как и планировали, на обучение художественному кружевоплетению, о сущности которого осведомлены, в том числе 50 % из них имеют первичный опыт плетения кружев, а половина из них- на уровне начального профессионального образования; 16 % -считают себя способными к выполнению рукоделия, но конкретно к художественному кружевоплетению не имели никакого отношения; остальные 58 % - не занимались ручным трудом и кружевоплетении имеют отдалённое представление; 65 % студентов никогда не занимались рисунком и живописью.

С учётом этих результатов было изучено традиционное состояние преподавания мастерства, общей композиции, проектирования художественного кружевоплетения и выполнен контрольный срез исходного уровня знаний по этим дисциплинам (второй период после года обучения), который показал в экспериментальной и контрольной учебных группах практически одинаковый результат, в том числе, отличный уровень знаний, соотносимый с интересом к художественному кружевоплетению -9 %, хороший ( обучение без троек ), также с интересом к будущей профессии — 20 %, удовлетворительный с низким уровнем заинтересованности в будущей специальности - 56%, неудовлетворительный уровень без интереса к кружевоплетению- 15 %.

Анализ третьего периода эксперимента (после второго года обучения), когда внедрялись разработанные автором новый учебный план, инновационные методики и модифицированные учебные программы по исполнительскому мастерству, основам композиции и проектированию, учебные художественно-творческие задания, выявил повышение уровня усвоения учебных программ (обучение только на «отлично») и рост у студентов интереса к будущей профессии -38%.

На завершающего четвёртом периоде эксперимента, когда у студентов укрепился интерес к художественному кружевоплетению на основе изучения по авторским учебным программам таких предметов как история кружевоплетения России и зарубежных стран (с проведением музейной практики в Эрмитаже, российских центрах кружевоплетения Вологде, Ельце, Михайлове, Туле, Вятке, а также во Франции, Германии, Бельгии, Финляндии по изучению музейных коллекций), современные проблемы традиционного прикладного искусства, проектирование, а также живопись и рисунок, явились следующие показатели: увлечение будущей профессией художника художественного кружевоплетения, отличную успеваемость и высокий уровень учебной художественно-творческой деятельности показали 66 % из числа сохранившегося контингента обучающихся, хорошее обучение (только хорошие и отличные оценки) при высокой трудоспособности и настойчивости в обучении отмечалось у 28 %.

В целом в ходе эксперимента выявлено, что из числа поступивших на обучение к завершающему этапу - выполнению дипломного проекта как последнего уровня аттестации обучающихся приступили 83,4 % студентов, что превышает этот показатель контрольной группы (41 %) более чем в два раза. Качество и эффективность разработанных направлений обновления содержаний и методов профессионального образования подтверждает то, что студентки экспериментальной группы-участницы ежегодного всероссийского конкурса кружевниц «Серебряная коклюшка» в 2007 году завоевали третье место и поощрительные призы, в 2009 году - три первые места, получив все высшие награды: золотую, серебряную и бронзовую коклюшки России.

В заключении обобщены результаты исследования и сформулированы выводы:

1.Содержание профессионального образования в художественном кружевоплетении до настоящего времени строилось главным образом на механическом обучении технологическим приёмам кружевоплетения,

конкретизированным в соответствии с сущностью каждого центра кружевоплетения; отрывочных знаниях композиции художественного кружевоплетения при игнорировании обучения мастерству - следовательно, отсутствие последовательной теоретически обоснованной педагогической системы профессионального образования в художественном

кружевоплетении является серьёзной проблемой для дальнейшего развития этой отрасли традиционного прикладного искусства.

2.0бновление содержания и методов профессионального образования в области художественного кружевоплетения эффективно осуществляется при следующих педагогических условиях: актуализация ценностного отношения к традиционному прикладному искусству; погружение на занятиях в атмосферу национальной культуры и приобщение к ее эстетическим ценностям; приобщение к историческим художественным традициям в учебном процессе и одновременно активное участие студентов в современном культурном процессе; педагогическая поддержка самостоятельной творческой деятельности учащихся в области проектирования и выполнения художественного изделия; создание эстетической среды, в которой стимулируется мотивация учащихся к профессиональному совершенствованию в кружевоплетении; системное освоение научных знаний, необходимых для овладения

профессиональными компетенциями в области художественного кружевоплетения.

3. Критериями готовности к профессиональной самореализации в области художественного кружевоплетения являются: высокий уровень проявления студентами эмоциональной сопричастности к историческому опыту, накопленному в данном виде традиционного прикладного искусства, овладения навыками переноса значимого другого художественного явления на собственное состояние; активность в творческом поиске эксклюзивного решения художественно - творческой задачи в процессе изготовления изделия.

-244. Основными закономерностями постижения искусства художественного кружевоплетения, определяющими отбор методов обучения в современном профессиональном образовании, являются общность идеи, условное создание проекта от возникновения идеи до её формулирования; мысленное моделирование, от которого начинается поиск путей, направленных на теоретическую реализацию идеи через принцип вариативности, отбор технологических приёмов и выразительных художественных средств; предварительная материализация идеи в различных видах художественной деятельности -отрисовка, составление сколков, композиционное решение и пластическое воплощение, пальцевая моторика, конструирование и моделирование одежды; воплощение идеи непосредственно в материале на основе сохранения исторически выработанных художественных традиций.

5. Апробация разработанных в исследовании путей обновления содержания и методов профессионального образования в художественном кружевоплетении, воплощённых в авторских учебных программах «Мастерство» и «Проектирование», подтверждает результативность их внедрения в учебно-воспитательный процесс непрерывного профессионального образования в художественном кружевоплетении и значимость выбранного направления профессионального развития будущих художников -носителей традиций этого искусства, удовлетворённых результатом и значимостью собственного уникального художественного труда.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях, в том числе изданиях, рекомендованных списком ВАК:

1. Лапшина Е.А. Художественное кружевоплетение в системе профессионального образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради.- СПб: 2009, - с.143-146.

2. Лапшина Е.А. Инновационная педагогическая модель профессионального образования в художественном кружевоплетении II Педагогика искусства. Электронный научный журнал, № 2, 2009.- http: // www.art-education. ru/AE-magazine-0,3 п.л

3. Лапшина Е.А. Проектирование (Художественное кружевоплетение) // Учебная программа для высших профессиональных учебных заведений-СПб: ВШНИ, 2009,-1,4 пл.

4. Лапшина Е.А. Технология художественного кружевоплетения // Учебная программа для высших профессиональных учебных заведений,- СПб: ВШНИ, 2009,- 1,4 п.л.

5. Лапшина Е.А. Педагогические основы обучения кружевоплетению будущих мастеров художников традиционно-прикладного искусства // Материалы XIV международной научно-практической конференции (декабрь 2008 г.) «Традиционное прикладное искусство и образование»,- М.: ВШНИ, 2008, - с. 188-192.

6. Лапшина Е.А. Мастерство (Художественное кружевоплетение) // Учебная программа для средних профессиональных учебных заведений,- СПб: ВШНИ, 2008,- 1,5 п.л.

7. Лапшина Е.А. Обучение композиции на кафедре художественного кружевоплетения // Материалы XIII Международной научно-практической конференции (ноябрь 2008 г.) «Традиционное прикладное искусство и образование»,- СПб:ВШНИ, 2007,-с.157-162.

8. Лапшина Е.А. Русское кружево и современный костюм // Материалы XII научно-практической конференции (6-10 ноября 2006 г.) «Традиционное прикладное искусство и образование»,- М.: ВШНИ, 2006, - с. 112-115.

9. Лапшина Е.А. Русское кружево и современная мода // Материалы IV Международной научно - практической конференции (27-29 марта 2007 года) «Народная художественная культура в контексте современного освоения культурного пространства Русского севера»,- Архангельск, 2007, -с. 141-144.

Для заметок

Лапшина Екатерина Александровна Автореферат

Заказ 52. Объем 1,1 пл. Тираж 100 экз.

Множительный участок Института содержания и методов обучения Российской академии образования 119909, Москва, ул. Погодинская, 8.

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Лапшина, Екатерина Александровна, 2009 год

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Специальность 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Научный руководитель: Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор В.Ф.Максимович

Москва

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Исторические и теоретические предпосылки развития профессионального образования в художественном кружевоплетении

1.1. Социально - исторические основы возникновения и развития художественного кружевоплетения

1.2. Генезис и теоретический аспект профессионального образования в художественном кружевоплетении

Выводы к Главе

Глава 2. Пути обновления профессионального образования в художественном кружевоплетении

2.1. Разработка содержания и методов современного профессионального образования в художественном кружевоплетении

2.2. Экспериментальная работа по внедрению новых подходов к обновлению содержания и методов профессионального образования в художественном кружевоплетении в современный учебный процесс

Выводы к Главе

Введение диссертации по педагогике, на тему "Содержание и методы профессионального образования в художественном кружевоплетении"

Профессиональное образование в традиционном прикладном искусстве - это не только обучение и воспитание будущих художников, но и развитие многовекового русского национального искусства. Национальное русское прикладное искусство или народные художественные промыслы это то, что веками создавалось для России и необходимо сегодня для возрождения исторических художественных традиций нашего народа. И здесь существенную роль играют экономические, социально-культурные и психолого — педагогические факторы. Экономическим фактором является необходимость создания высокохудожественных изделий ручного художественного труда, возможность расширения рынка сбыта. Социально -культурные факторы связаны с необходимостью подготовки компетентного, конкурентоспособного специалиста, способного на художественно-творческую деятельность в традиционном прикладном искусстве. Психолого-педагогические факторы определяются необходимостью изменения существующего профессионального образования будущих художников традиционного прикладного искусства с целью их подготовки как носителей этого искусства.

Возникла потребность в исследовании проблематики профессиональной подготовки специалистов для художественно-творческой, научно - исследовательской и преподавательской деятельности. Педагогический потенциал традиционного прикладного искусства неисчерпаем, так как он базируется на таких качествах данной самостоятельной «культурной цельности», как синкретичность, коллективность, традиционность, направленность на эстетизацию повседневных предметов, когда красота достигается благодаря декоративности формы изделия, что раскрывает присущее декоративно-прикладному искусству органическое слияние полезного и прекрасного. Важность осознания значения национального традиционного прикладного искусства России и профессионального образования в этой области ставит в центр педагогического внимания самого обучающегося, способного к восприятию этого искусства, саморазвитию и самореализации в художественной рукотворной деятельности. Не случайно, как показывают исследования, именно декоративно-прикладное искусство в традиционных культурах является наиболее универсальным видом деятельности, в«котором люди обретают источники для своего личностного роста.

Значимость совершенствования содержания и - методов профессионального образования, в. художественном кружевоплетении' определяется тем, что от будущих художников, получивших образования в этой области традиционного прикладного искусства, во многом зависит не только- сохранение исторических художественных традиций народа, но и-развитие многовекового национального" искусства.

Одним из. известных направлений этого искусства является художественное кружевоплетение, к которому относятся вятские, вологодские; рязанские (михайловские), елецкие, киришские, белёвские, балахнинские кружева: Каждый» из названных центров' кружевоплетения. представляет собой абсолютно самостоятельный- вид кружевоплетения по технологии изготовления, колористическим и композиционным особенностям - смешение их не только невозможно; но и недопустимо, поскольку в каждом из этих направлений кружевоплетения лежат конкретные вековые художественные традиции, характерные только для данного региона и именно их необходимо сохранять и развивать.

Таким образом возникает педагогическая проблема, от решения которой зависит будущее традиционного прикладного искусства — каждый центр художественного кружевоплетения России требует собственных учебных программ по всем специальным дисциплинам, в том числе по> технологии кружевоплетения, исполнительскому" мастерству и проектированию. А значит необходима собственная профессиональная» школа с разработанным содержанием и методами обучения. И основным является формирование у обучающихся способности адекватно воспринимать и оценивать как само традиционное прикладное искусство, так и русское кружевоплетение, что позволит выпускникам стать носителями традиционного прикладного искусства в целом, и активизировать собственную профессиональную жизнь в социо - культурных процессах современного общества через художественно-творческую деятельность в значимой для них области традиционного прикладного искусства. Поэтому объектом внимания в традиционном прикладном искусстве должно стать художественное кружевоплетение и связанный с ним эмоционально-эстетический смысл, а содержание и методы работы с обучающимися, должны способствовать адекватному восприятию ими традиционного прикладного искусства.

Тема исследования является важной и поэтому, созданная с 2003 года и набирающая силу система высшего профессионального образования в-области русского кружевоплетения, требует не только научного анализа состояния этой проблемы, но и разработки научно - методических подходов к образованию в области художественного кружевоплетения как специальной художественно-творческой деятельности, что ранее никогда не являлось предметом изучения. Не определены место и роль художественного кружевоплетения как одного из исторических направлений традиционного прикладного искусства в системе профессиональной подготовки художника народных художественных промыслов, не разработаны формы и методы профессионального образования в этой области прикладного искусства, обеспечивающие развитие художественного восприятия русского кружевоплетения как профессионально значимой деятельности в традиционном прикладном искусстве.

Актуальным также является воспитание современного потребителя через развитие русского кружевоплетения и образования в этой области. Результат создания конкурентности не производителей, а современного потребителя - отдалённая на сегодня перспектива, которая должна являться целью в развитии менеджмента индустрии «товаров роскоши», поскольку речь идёт об изделиях уникального русского кружевоплетения, где в основе лежит ручной художественный труд.

И всё это при условии полного исключения архаики, должно основываться на интеграции абсолютного сохранения вековых художественных традиций русского кружевоплетения, коллективного характера труда в исследуемой области и преемственности поколений художников. •

Многое годы задачей профессионального образования являлось не художественно-творческое развитие обучающихся, направленное на проектирование высокохудожественных изделий кружевоплетения, а механическое обучение приёмам исполнительского мастерства, хотя и с сохранением технологических и художественных традиций, но не отвечающего по ассортименту изделий, моделированию, художественно-творческому уровню развития современной моды современного социума.

Большинством населения страны народные художественные промыслы воспринимаются как архаика, не имеющая будущего, что не способствует возрождению и тем более развитию национального самосознания. Понимая, что национальное самосознание является результатом не только изучения многовековых художественных традиций собственной страны, мы считаем, что традиционное прикладное искусство является неотъемлемой частью всей этнографической и этнологической программы воздействия на воспитание таких качеств как уважение к собственному народу и собственной родине, формирование через собственную культуру интереса к культуре и истории других народов.

Социально-культурная и педагогическая значимость образования в области кружевоплетения потребовали её содержательного рассмотрения в философском, искусствоведческом и психолого — педагогическом аспектах.

Основными теоретическим предпосылками для изучения подходов к профессиональному образованию в сфере кружевоплетения, содержания и методов обучения стали философские идеи становления духовной культуры человечества. Философское наследие И. Канта, Гегеля, Ф. Шиллера, А.Ф. Лосева, Э.В. Ильенкова, Г. Земпера даёт возможность представить традиционное прикладное искусство в контексте духовной культуры человечества. Именно во взаимосвязи с ней в данной диссертации понимается традиционное прикладное искусство. Так, Г. Земпер впервые ввёл понятие «художественное ремесло» («das Kunstgewerbe»), отражающее вмешательство художника в производство материальных вещей4 для достижения потерянного соответствия между эстетическими и чисто физическими качествами форм предметного мира. Педагогическим аспектом этого положения в современном профессиональном образовании художника декоративно-прикладного искусства становится выявление его эстетической сущности и специфики специализации будущего художника.

Особую значимость для исследования путей разработки отвечающего современным требованиям содержания образовательного процесса будущих художников в области декоративно-прикладного искусства имеют концепции профессионального, в том числе и художественного, образования (В.А. Поляков, И.А. Пронина, JI.B. Школяр, С.П. Ломов, Н.Н. Фомина, Л.Г. Савенкова, Н.И. Дружкова); теории креативности личности, развивающего обучения и поэтапного формирования умственных знаний, умений и навыков (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, В.А. Запорожец),

Важно отметить, что учеными достаточно широко исследованы вопросы истории и современного состояния традиционного прикладного искусства в целом (А.В. Бакушинский, В.А. Бародулин, Н. Бартрам, И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, B.C. Воронов, М.А. Некрасова, А.И. Некрасов, Т.М. Разина, А.Б. Салтыков, И.Н. Уханова) и художественного кружевоплетения, в частности (С.А. Давыдова, В.А. Фалеева, М.А. Сорокина).

Обучению и методике преподавания художественного кружевоплетения посвящены работы С.А. Давыдовой и С.И. Болыповой, в которых раскрываются такие аспекты этого направления, как особенности передачи мастерства при обучении плетению Михайловских кружев, профессиональная подготовка кружевниц. Изучение зарубежного опыта в этой области (П. Пёниш, П. Эршно, Н. Эрихсон, А. Ильг, И.Шарценсбергер) показало, что в течение всего периода развития кружевоплетения профессиональное обучение сводится в основном к освоению технических приёмов кружевоплетения при выполнении простых орнаментов.

За последние годы поиск подходов к построению педагогических моделей профессионального образования в области традиционного прикладного искусства получил интенсивное развитие и является предметом деятельности многих теоретиков педагогики, а также педагогов-практиков (В.Ф. Максимович, М.Р. Белоусов, Н.Р. Казанская, О.В. Федотова). В их исследованиях о отражены различные проблемы профессионального образования в данной области, но, следует отметить, что они не касаются сферы кружевоплетения. Таким образом, в этой области традиционного прикладного искусства отсутствует научное обоснование содержания, педагогических условий, форм и методов профессионального образования.

Отсутствие специальных исследований в области подготовки профессиональных специалистов художественного кружевоплетения является причиной того, что в педагогической практике не используется полноценно педагогический потенциал учебных дисциплин, отражающих историко-теоретическую, художественно-творческую и технологическую сущность кружевоплетения. Изучение этого вопроса показало малую эффективность традиционных методов обучения, как по форме, так и содержанию. Эмоционально-эстетический смысл и содержание профессионального образования в области художественного кружевоплетения как феномена художественно-творческой деятельности на основе интеграции исторических художественных традиций и современных тенденций позволит подойти к формированию содержания учебных дисциплин с позиции необходимости развития собственной культуры обучающегося и становления его как носителя традиционного прикладного искусства, которое ещё недостаточно осознано и слабо принимается современным обществом.

Исследовательский поиск в этом направлении позволил выявить ключевые противоречия между потребностью сохранения и развития кружевоплетения, как фактора сохранения национальной культуры и не достаточной разработанностью теоретических и методических основ профессионального образования в этой области.

Полученные данные позволили обозначить проблему исследования: что должно составлять сущность содержания профессионального образования в художественном кружевоплетении, отвечающего современным требования, и каковы методы его раскрытия для студентов. Обозначенная проблема обусловила выбор темы диссертационного исследования: «Содержание и методы профессионального образования в художественном кружевоплетении».

Объект исследования. Профессиональное образование в традиционном прикладном искусстве

Предмет исследования. Педагогический процесс подготовки будущих художников русского кружевоплетения в системе непрерывного профессионального образования.

Цель исследования. Теоретически разработать, обосновать и экспериментально проверить направления обновления содержания и методов профессионального образования в художественном кружевоплетении.

Гипотеза исследования. Профессиональное образование в области художественного кружевоплетения будет соответствовать современным требованиям к компетентному специалисту, обладающему навыками творческой самореализации в традиционном прикладном искусстве, если:

- в образовательном процессе будет модифицировано содержание профессионального образования на основе использования педагогического потенциала исторического опыта профессиональной подготовки в художественном кружевоплетении.

- будут созданы педагогические условия, позволяющие эффективно внедрять направления обновления содержания и методов профессионального образования в художественном кружевоплетении, включая организацию особой эстетической образовательной среды, соотносимой с сущностью традиционного прикладного искусства и стимулирующей студентов к творческим проявлениям в области традиционного прикладного искусства; погружение на занятиях в атмосферу национальной культуры и приобщение к ее эстетическим ценностям; педагогическая поддержка самостоятельной творческой деятельности учащихся в области проектирования и выполнения художественного изделия; системное освоение научных знаний, необходимых для овладения профессиональными компетенциями в области художественного кружевоплетения;

- сочетание в содержании образования и учебной деятельности студентов опоры на национально-художественные и локально-культурные традиции художественного кружевоплетения с самостоятельной художественно-творческой деятельностью студентов по проектированию и разработке поэтапного процесса изготовления художественного изделия.

Задачи исследования:

1.Ha основе анализа философско-эстетических, культурологических, научно-методических трудов обобщить историческое наследие искусства художественного кружевоплетения с целью изучения динамики его развития в местах бытования и распространения педагогического и художественно-творческого опыта, сохраняющего и развивающего национальные художественные традиций в этой области.

2.Разработать и апробировать в практике подходы к обновлению профессионального образования в области кружевоплетения.

3.Изучить и обобщить результаты проведенной опытно-экспериментальной работы по внедрению новых подходов к обновлению содержания и методов профессионального образования в художественном кружевоплетении.

4.Создать обучающие программы по специализации искусства кружевоплетения и методические рекомендации по их освоению.

Методологическую основу исследования составили: философские положения, раскрывающие закономерности общественно-исторического развития образования, научно-исторический объективный подход к изучению народной художественной культуры (И. Кант, Гегель, Ф. Шиллер,

Г. Земпер, А.Ф. Лосев); теория художественно - творческого развития личности и психологии творчества (B.C. Библер, Л.С. Выготский, М.С. Каган); теория деятельности и развивающего обучения (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); научные работы по проблемам личностного отношения к искусству и развития художественного восприятия искусства (Б.П. Юсов, А.А. Мелик-Пашаев, Л.В. Школяр, С.П. Ломов, Н.Н. Фомина, В.В. Алексеева, Л.Г. Савенкова); труды отечественных дидактов и психологов (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, Г.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); научные работы исследователей традиционного прикладного искусства и образования в этой области (А.В. Бакушинский, А.И. Некрасов, И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, Т.М. Разина, М.А. Некрасова, С.А. Давыдова, М.А. Сорокина, В.Ф. Максимович).

Методы*исследования: анализ специальной литературы и научных публикаций по психологии, педагогике, искусствоведению в области традиционного прикладного искусства, методологии, методикам обучения различных направлений народных художественных промыслов и художественному проектированию, изучение учебных планов и программ в области художественного кружевоплетения; наблюдение и анализ учебного процесса в профессиональных учебных заведениях в области художественного кружевоплетения, в том числе содержания образования, обобщение педагогического опыта и особых профессиональных приемов работы преподавателей, соотносимых с особенностями традиционного прикладного искусства; изучение учебной деятельности обучающихся исполнительскому мастерству, специальной технологии, рисунку, живописи, композиции, проектированию; опрос, анкетирование учащихся и преподавателей, проведение педагогических экспериментов.

База исследования: кафедра художественного кружевоплетения

Высшей школы народных искусств (институт) г. Санкт Петербурга; Профессиональное училище народных промыслов № 15 г. Вологды. Всего в эксперименте приняло участие 209 студентов — будущих художников и будущих мастеров художественного кружевоплетения и 37 преподавателей.

Этапы исследования:

Первый этап (2005-2006 гг.) - поисково-творческий, когда осуществлялось практическое ознакомление с проблемой исследования, выявлялась ее актуальность, систематизировались теоретические и практические сведения. Разрабатывались и на практике проверялись содержание и структура обучения художественному кружевоплетению.

Второй этап (2006-2007 гг.) — разработка научно обоснованной методической системы профессионального образования в области художественного кружевоплетения. Экспериментальная проверка гипотезы исследования. Проведение педагогического эксперимента.

Третий этап (2008-2009 гг.) - систематизация результатов исследования, их оформление в виде диссертации.

Научная новизна исследования

Впервые в области художественного кружевоплетения разработаны и теоретически обоснованы содержание и методы профессионального образования. Определены значение, место и роль художественного кружевоплетения в системе профессионального образования как условия интеграции опыта художественно-образовательного и национально-традиционного направлений.

Выявлены пути обновления содержания и методов профессионального образования в этой сфере: формирование интереса к художественному кружевоплетению; психологическая готовность к преодолению противоречий, специфичных для данной области искусства, в том числе: длительность материализации художественной идеи; ограниченность материального пространства и высокая степень эмоционального участия, раздвигающая границы психологического пространства художника кружевоплетения; умение видеть целое раньше его частей.

Научно обоснованы педагогические условия обновления содержания профессионального образования будущих художников художественного кружевоплетения: приобщение к историческим художественным традициям в учебном процессе и одновременное участие студентов в современном культурном процессе; активное включение студентов в художественно-творческую деятельность; участие студентов в создании эстетической образовательной среды, адаптированной к коммуникативным потребностям обучающихся; создание творческих проектов и изготовление художественных изделий, демонстрирующих сформированность профессиональных компетенций в области художественного кружевоплетения. Доказана значимость усиления в содержании профессионального образования будущих художников акцента на постижение уникальной специфики художественного кружевоплетения.

Определены критерии готовности к будущей профессиональной самореализации: высокий уровень проявления студентами эмоциональной сопричастности к историческому опыту, накопленному в художественном кружевоплетении, овладения навыками переноса значимого другого художественного явления на собственное состояние; активность в творческом поиске эксклюзивного решения художественно-творческой задачи в процессе изготовления изделия.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке путей обновления содержания и методов современного профессионального образования в области русского кружевоплетения, включая создание эстетической среды, в которой студенты получают стимул к профессиональному совершенствованию в художественном кружевоплетении; системное освоение научных знаний для адекватного восприятия и дальнейшего развития искусства кружевоплетения; развитие эстетического и профессионального опыта посредством выполнения специально разработанных учебных заданий, направленных на приобретение необходимых компетенций в будущей профессиональной деятельности.

Раскрыты закономерности постижения искусства художественного кружевоплетения: общность идеи, условное создание проекта от возникновения идеи до её формулирования; мысленное моделирование, от которого начинается поиск путей, направленных на теоретическую реализацию идеи через принцип вариативности, отбор технологических приёмов и выразительных художественных средств; предварительная материализация идеи в различных видах художественной деятельности (отрисовка, составление сколков, композиционное решение и пластическое воплощение, пальцевая моторика, конструирование и моделирование одежды); воплощение идеи непосредственно в материале на основе сохранения исторически выработанных художественных традиций.

Практическая значимость исследования заключается в том, что определены цели и задачи непрерывного профессионального образования в области художественного кружевоплетения в комплексе непрерывного профессионального образования: «основная общеобразовательная школа -начальное профессиональное образование — среднее профессиональное образование - высшее профессиональное образование» и критерии компетентности выпускников каждого из составляющих уровней данной системы. Разработаны и проверены на практике рабочие учебные планы, основанные на преемственности обучения и учебные программы по исполнительскому мастерству, композиции, проектированию.

Учебные программы основаны на методике развития художественного восприятия традиционного кружевоплетения и его современного проектирования, особенностях и активизирующем воздействии на развитие личности обучающихся и которые могут найти применение в профессиональных образовательных учреждениях соответствующего профиля, общеобразовательных школах, системе дополнительного образования и повышения квалификации учителей и методистов по компетенции, при обучении будущих учителей декоративно-прикладного искусства.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на результаты современных исследований по психологии, педагогике, методике преподавания декоративно-прикладного искусства, касающихся исследуемой проблемы, использованием комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, опытно-экспериментальной проверкой и подтверждением основных положений диссертации в условиях использования разработанной методической системы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основное содержание и материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры художественного кружевоплетения Высшей школы народных искусств — единственного вуза в России, где ведётся подготовка профессиональных художников в области художественного кружевоплетения; международной научно-методической конференции «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития» в 2007 и 2008 годах. Материалы исследования апробировались и внедрены в учебный процесс: государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы народных искусств; Вологодского профессионального училища народных промыслов № 15, единственного учебного заведения, где ведётся подготовка мастеров — исполнителей вологодских кружев; федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Суздальское художественно-реставрационное училище».

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Профессиональное образование в области художественного кружевоплетения должно основываться на индивидуальном для каждого вида кружевоплетения содержании обучения»и методах его освоения, так как только при этом условии могут быть гарантированы сохранение и развитие исторических художественных традиций каждого центра кружевоплетения, их полноценная передача следующим поколениям художников.

2. Обновление содержания профессионального образования в художественном кружевоплетении обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:

- актуализация ценностного отношения к традиционному прикладному искусству;

- погружение на занятиях в атмосферу национальной культуры и приобщение к ее эстетическим ценностям;

- приобщение к историческим художественным традициям в учебном процессе и одновременное участие студентов в современном культурном процессе;

- педагогическая поддержка самостоятельной творческой деятельности учащихся в области проектирования и выполнения художественного изделия;

- создание эстетической среды, в которой стимулируется мотивация учащихся к профессиональному совершенствованию в кружевоплетении;

- системное освоение научных знаний, необходимых для овладения профессиональными компетенциями в области художественного кружевоплетения.

3. Критериями готовности к профессиональной самореализации в области художественного кружевоплетения являются:

- высокий уровень проявления студентами эмоциональной сопричастности к историческому опыту, накопленному в данном виде традиционного прикладного искусства;

- овладение навыками переноса значимого другого художественного явления на собственное состояние;

- активность в творческом поиске эксклюзивного решения художественно — творческой задачи в процессе изготовления изделия.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Выводы к Главе 2

На основании проведённого исследования по разработке инновационных направлений обновления содержания и методов профессионального образования в художественном кружевоплетении можно сделать следующие выводы:

1. Обновление содержания и методов профессионального образования в области художественного кружевоплетения эффективно осуществляется при следующих педагогических условиях: актуализация ценностного отношения к традиционному- прикладному искусству; погружение на занятиях в атмосферу национальной культуры и приобщение к ее эстетическим ценностям; приобщение к историческим художественным традициям в учебном процессе и одновременно активное участие студентов в современном культурном процессе; педагогическая поддержка самостоятельной творческой деятельности учащихся в • области проектирования и выполнения художественного изделия; создание эстетической среды, в которой стимулируется мотивация учащихся к профессиональному совершенствованию в кружевоплетении; системное освоение научных знаний, необходимых для овладения профессиональными компетенциями в области художественного кружевоплетения.

2. Критериями готовности к профессиональной самореализации в области художественного кружевоплетения являются: высокий уровень проявления студентами эмоциональной сопричастности к историческому опыту, накопленному в данном виде традиционного прикладного искусства, овладения навыками переноса значимого другого художественного явления на собственное состояние; активность в творческом поиске эксклюзивного решения художественно-творческой задачи в процессе изготовления изделия. ' '

3. Основными закономерностями постижения искусства художественного кружевоплетения, определяющими отбор методов обучения в современном профессиональном образовании, являются общность идеи, условное создание проекта от возникновения идеи до её формулирования; мысленное моделирование, от которого начинается поиск путей, направленных на теоретическую реализацию идеи через принцип вариативности, отбор технологических приёмов и выразительных художественных средств; предварительная материализация идеи в различных видах художественной деятельности - отрисовка, составление сколков, композиционное решение и пластическое воплощение, пальцевая моторика, конструирование и моделирование одежды; воплощение идеи непосредственно в материале на основе сохранения исторически выработанных художественных традиций.

4. Апробация разработанных путей обновления содержания и методов профессионального образования в художественном кружевоплетении, воплощённых в авторских учебных программах «Мастерство» и «Проектирование», подтверждает результативность их внедрения в учебно-воспитательный процесс непрерывного профессионального образования в художественном кружевоплетении и значимость выбранного направления профессионального развития будущих художников — носителей традиций этого искусства, удовлетворённых результатом и значимостью собственного уникального художественного труда.

Заключение

Современные требования к подготовке- квалифицированных специалистов в области художественного кружевоплетения предполагают развитие у студентов - будущих художников способности самостоятельно и творчески постигать ценности исторической и современной художественной культуры. В этой связи одной из главной задач содержания и методов профессионального образования в художественном кружевоплетении является формирование профессионального интереса к одному из распространённых направлений традиционного прикладного искусства и на этой основе - развитие способности студентов к будущей художественно-творческой деятельности. Проведенное опытно-экспериментальное исследование позволило сделать ряд основных выводов:

1. Художественное кружевоплетение как художественное явление выходит за рамки бытующего понятия «народные художественные промыслы и ремёсла», является искусством, требующим высокого профессионального образования художников, способных на художественно-творческое развитие художественного кружевоплетения с сохранением и многовековых художественных и технологических традиций, на преобразование окружающей действительности

2. Содержание профессионального образования в художественном кружевоплетении до настоящего времени строилось главным образом на механическом обучении технологическим приёмам кружевоплетения, конкретизированным в соответствии с сущностью каждого центра кружевоплетения (начальное профессиональное образование) или отрывочных знаниях композиции художественного кружевоплетения при игнорировании обучения мастерству (среднее профессиональное образование) — следовательно, отсутствие последовательной теоретически обоснованной педагогической системы профессионального образования в художественном кружевоплетении является серьёзной проблемой для дальнейшего развития этой отрасли традиционного прикладного искусства.

151

3. Существовавший исторический опыт передачи мастерства и традиций художественного кружевоплетения всегда являлся естественным механизмом трансформации объективно ограниченных педагогических знаний и технических умений в основном через семейное обучение и реже — ученичество, позднее первые организованные профессиональные школы в местах возникновения и бытования художественного кружевоплетения способствовал сохранению технологических и художественных традиций через практическую подготовку кружевниц, но не формировал обучающихся к самостоятельной художественно-творческой деятельности.

4. На сегодняшний день не выработана последовательная, соответствующая современным требования подготовки компетентного специалиста, мотивированного к творческой самореализации в профессиональной деятельности, педагогическая система образования в художественном кружевоплетении, и что должно стать основой создания научной концепции развития профессионального образования с необходимым акцентом на социально-воспитательную значимость художественного кружевоплетения и его перспективу.

5. Обновление содержания и методов профессионального образования в области художественного кружевоплетения эффективно осуществляется при следующих педагогических условиях: актуализация ценностного отношения к традиционному прикладному искусству; погружение на занятиях в атмосферу национальной культуры и приобщение к ее эстетическим ценностям; приобщение к историческим художественным традициям в учебном процессе и одновременно активное участие студентов в современном культурном процессе; педагогическая поддержка самостоятельной творческой деятельности учащихся в области проектирования и выполнения художественного изделия; создание эстетической среды, в которой стимулируется мотивация учащихся к профессиональному совершенствованию в кружевоплетении; системное освоение научных знаний, необходимых для овладения профессиональными компетенциями в области художественного кружевоплетения.

6. Критериями готовности к профессиональной самореализации в области художественного кружевоплетения являются: высокий уровень проявления студентами эмоциональной сопричастности к историческому опыту, накопленному в данном виде традиционного прикладного искусства, овладения навыками переноса значимого другого художественного явления на собственное состояние; активность в творческом поиске эксклюзивного решения художественно-творческой задачи в процессе изготовления изделия.

7,Основными закономерностями постижения искусства художественного кружевоплетения, определяющими отбор методов обучения в современном профессиональном образовании, являются общность идеи, условное создание проекта от возникновения идеи до её формулирования; мысленное моделирование, от которого начинается поиск путей, направленных на теоретическую реализацию идеи через принцип вариативности, отбор технологических приёмов и выразительных художественных средств; предварительная материализация идеи в различных видах художественной деятельности - отрисовка, составление сколков, композиционное решение и пластическое воплощение, пальцевая моторика, конструирование и моделирование одежды; воплощение идеи непосредственно в материале на основе сохранения исторически выработанных художественных традиций.

8. Апробация разработанных в исследовании путей обновления содержания и методов профессионального образования в художественном кружевоплетении, воплощённых в авторских учебных программах «Мастерство» и «Проектирование», подтверждает результативность их внедрения в учебно-воспитательный процесс непрерывного профессионального образования в художественном кружевоплетении и значимость выбранного направления профессионального развития будущих художников — носителей традиций этого искусства, удовлетворённых результатом и значимостью собственного уникального художественного труда.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Лапшина, Екатерина Александровна, Москва

1. Алпатова Е. Чудо с берегов Прони.-Рязань: Московский рабочий, 1985.

2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казанского университета, 1988.

3. Антология педагогической мысли: в 3 т.Т.2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. Сост. Н.Н. Кузин.- М.: Высшая школа, 1989.-с. 463.

4. Арватов Б.И. Искусство и производство. Сборник статей.- М.: Пролеткульт, 1926.- с. 132.

5. Арватов Б. И. Искусство и классы.-М.: Гос. Петроград, 1923.- с. 83.

6. Атутов П.Р., Поляков В.А. Переход к всеобщему профессиональному образованию молодёжи требование научно-технического прогресса. Сов. педагогика.- 1985.- № 12.- с. 58-65.

7. Бадяева Т.А. Проблемы развития народных художественных промыслов на современном этапе. М.: НИИХП, 1989.

8. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание.- М.: Культура и просвещение. 1922 .- с. 66.

9. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М., 1981.-с. 176.

10. Бародулин В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла.- М.: Просвещение, 1979.- с. 224.

11. Батышев С.Я. Научная организация учебно воспитательного процесса,- 3-е изд.- М.: Высшая школа, 1980. — с. 456.

12. Бахрушин С.В. Очерки по истории ремесла, торговли и городов России русского централизованного государства 16 - начала 17 веков. М.: Искусство, 1952.

13. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990.14.