автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Содержание профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения
- Автор научной работы
- Лончинская, Татьяна Евгеньевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2011
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Содержание профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения"
005002424
Лончинская Татьяна Евгеньевна
Содержание профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения
13.00.08 -Теория и методика профессионального образования
1 7 НОЯ 2011
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Санкт-Петербург - 2011
005002424
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Шамрай Наталия Николаевна
Официальные оппоненты: действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор Школяр Людмила Валентиновна кандидат искусствоведения Сорокина Марина Александровна
Ведущая организация: Государственная академия славянской культуры
Защита состоится 25 ноября 2011г. в 14 часов на заседании диссертационного совета К 212.349.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)» Министерства образования и науки Российской Федерации по адресу: 19 И 86 г. Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, д.2А
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)» и на сайте www.vshni.ru
Автореферат разослан 25 октября 2011 года
И.о. ученого секретаря диссертационного совета, кандидат педагогических наук
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Изучение лучших образцов исторического культурного наследия является неотъемлемой частью профессиональной подготовки художников традиционного прикладного искусства. Проблемы сохранения исторической культуры и интеллектуально-духовных ценностей, созданных предыдущими поколениями, всегда были предметом исследования едагогов и ученых (Б. М. Бернштейн, Д. С. Лихачев, В. Ф. Максимович, I. М. Неменский). Как показывает практика художественного профессионального бразования, одной из важнейших составляющих постижения и сохранения сторической художественной традиции является реновация. Ещё в начале XX ека В. В. Кандинский отмечал необходимость создания и развития «науки об скусстве», предварительным этапом которой является выявление и обоснование ерминологической сущности дефиниций в каждом виде искусства. В данном сследовании это реновация (лат. гепоуайо - «обновление, возобновление») в радиционном прикладном искусстве, что, согласно В. Г. Власову, означает оссоздание исторических художественных произведений при всестороннем их зучении. Это в полной мере относится к такому направлению в традиционном рикладном искусстве как художественное кружевоплетение и рофессиональному образованию в этой области, где реновация позволяет тудентам проникнуть в сущность произведения, • освоить исторический, стетический, этический и культурный опыт поколений, их ценности и остижения. Практической проблемой профессионального образования в области удожественного кружевоплетения является, прежде всего, неадекватная оценка го значимости и недостаточная востребованность в современном социуме. Как оказало предварительное анкетирование, за период с 2008 по 2010 годы в России олько 7,5 %. студентов поступили целенаправленно на обучение удожественному кружевоплетению, а 92,5 % - не ориентированы на будущую рофессию, при этом 65 % поступающих объясняют свой выбор желанием стать просто художником». Таким образом, актуальным является педагогическая елесообразность обучения реновации и через неё формирование у студентов
профессионального интереса к этому виду традиционного прикладного искусства путём последовательного поэтапного погружения в мир не только искусства кружевоплетения, но и всей художественно-эстетической среды определённого исторического периода.
Степень разработанности проблемы. Анализ науки и практики профессионального образования в традиционном прикладном искусстве (И. Э. Агапова, В. Ю. Борисова, Е. И, Васильева, Л. П. Калинина, Е. А. Лапшина,
B. Ф. Максимович), области художественного кружевоплетения (Г. К. Баранова, Н. Ю. Бирюкова, И. Я. Богуславская, С. И. Болыпова, С. А. Давыдова, М. Н. Левинсон-Нечаева, М. А. Некрасова, П. Пёниш, Е. Н. Половцева, И. П. Работнова, М. А. Сорокина, Л. Хауканхеймо, В. А. Фалеева), музейном образовании (Н. Д. Бартрам, В. А. Гуляев, Л. Г. Оршанский), реставрации произведений искусства (И. Э. Грабарь, Н. Н. Семенович, С. В. Ямщиков) послужил теоретическим основанием для нашего исследования, однако проблемы реновации в данных работах не рассматривались. Зарубежные учёные (П.Пёниш, Е.Тислер) уделяют внимание в основном техническому исполнению примитивных элементов кружевоплетения - лист, лепесток и т.д. В то же время
C. А. Давыдова, Е. А. Лапшина, В. Ф. Максимович, Л.Хауканхеймо, М. А. Сорокина отмечают необходимость развития профессионального образования с опорой на интегрированную учебную работу с музеями, копирование лучших образцов, изучение технологических и технических приёмов, что можно отнести к отдельным разрозненным составляющим реновации. Это подтверждает наличие и необходимость решения научной проблемы - научно-исследовательского анализа содержания профессионального обучения реновации произведений искусства, без чего невозможна подготовка высококвалифицированных художников - носителей этого искусства, и как результат - развитие и востребованность самого искусства художественного кружевоплетения.
Исследование педагогических проблем в процессе обучения реновации выявило противоречия между: огромным духовно-нравственным потенциалом
традиционного прикладного искусства и отсутствием целенаправленного погружения обучающихся в особенности определенной культурно-исторической, эстетической и художественно-творческой среды, способствующей созданию высокохудожественных произведений; потребностью включения реновации [роизведений искусства кружевоплетения в профессиональное обучение и отсутствием разработанных теоретических основ и методологических подходов к решению этой проблемы, что обусловило выбор темы данного диссертационного исследования: «Содержание профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения».
Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить содержание1 профессионального обучения 1еновации произведений искусства кружевоплетения.
Объект исследования - профессиональное образование будущих удожников в области традиционного прикладного искусства.
Предмет исследования - процесс профессионального обучения реновации [роизведений искусства кружевоплетения.
Гипотеза исследования. Успешность образовательного и художественно-ворческого процесса обучения реновации может быть обеспечена если:
- обучение опирается на принципы профессиональной направленности Лучения, системности, научности, творческой активности в постижении удожественного кружевоплетения как многовекового искусства и самоценности [роизведения искусства как непосредственного источника профессионального итереса к будущей специальности;
- будет проведен тщательный отбор уникальных произведений искусства ружевоплетения, при условии полного педагогического сопровождения всего [роцесса реновации и взаимосвязи с их региональной исторической [ринадлежностыо;
- будет реализована педагогическая модель профессионального обучения ^новации, основанная на особенностях средств художественной ыразительности произведений кружевоплетения.
Задачи исследования:
1.Проанализировать исторические и педагогические основы профессионального образования, определить специфику профессионального обучения реновации в традиционном прикладном искусстве.
2. Разработать и обосновать модель профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения.
3. Выявить и подкрепить доказательствами педагогические условия реализации модели профессионального обучения реновации.
4. Разработать и экспериментально проверить научно-методические рекомендации по внедрению модели профессионального обучения реновации произведений искусства.
Методологическую основу исследования составили: научные труды отечественных и зарубежных философов о культурном наследии (Б. М. Бернштейн, Д.С.Лихачёв), проблемах творчества и создания произведений искусства (А. Банфи, Н. А. Бердяев, Г. Земпер, Н. О. Лосский, В. В. Розанов), деятельностной сущности человека и его творческой активности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин); теоретические основы народного искусства и профессионального образования в этой области (A.B. Бакушинский, В.М. Василенко, B.C. Воронов, В.Ф. Максимович, Т.М. Разина, Б.А. Рыбаков, В.В. Стасов); работы отечественных и зарубежных учёных о значении ручного художественного труда в воспитании (Я.А. Коменский, М. Монтессори, К.Я. Цируль).
Методы исследования: анализ исторической, философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования; обобщение опыта по воспроизведению произведений художественного кружевоплетения в России, Германии, Бельгии и Финляндии; педагогическое наблюдение, метод моделирования, диагностирующих контрольных тестов; опрос, анкетирование студентов; анализ и обобщение результатов научно-исследовательских работ студентов; проведение педагогического эксперимента; ретроспективный анализ педагогической работы автора в качестве преподавателя специальных дисциплин
а кафедре «Художественное кружевоплетение» ФГОУ ВПО Высшей школы ародных искусств.
Этапы исследования. Первый этап (2007-2008) -констатирующий, где зучалось состояние исследуемой проблемы, анализировался исторический рактический отечественный и зарубежный опыт; обосновывалась актуальность сследования, формулировалась гипотеза и формировалась методологическая аза исследования. На втором этапе (2008-2009) были теоретически обоснованы и азработаны педагогическая модель и содержание учебно-методического омплекса, проводился педагогический эксперимент. На третьем этапе (2010011) - формирующем - осуществлялся анализ и обработка полученных езультатов экспериментальной работы, формулировались заключение и выводы.
Научная новизна. Научно обосновано, что одним из эффективных путей рофессионального образования в традиционном прикладном искусстве является эблюдение принципов реновации, которая наиболее продуктивно реализуется в амках разработанного учебно-методического комплекса «Реновация роизведений искусства кружевоплетения».
Раскрыто понятие реновации произведений искусства кружевоплетения в рофессиональном образовании как необходимого образовательного и удожествешго-творческого процесса, представляющего собой погружение в тоху создания произведения искусства, способствующее воссозданию с сторической достоверностью высокохудожественных изделий кружевоплетения.
Выявлены особенности профессионального образования, включающие 1стему занятий с поэтапной структурой и определённой последовательностью в :воении содержания учебного материала, и на их основе разработаны критерии цснки результатов реновации путём сравнительного анализа с подлинным роизведением искусства.
Установлены причинно-следственные связи между реновацией роизведения искусства как источником формирования профессионального нггереса, собственной художественно-творческой деятельностью будущего удожника и современным этапом в развитии искусства кружевоплетения.
Разработана модель профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения, отличительной особенностью которой является: последовательность педагогического процесса от тщательного отбора произведения искусства до материализации проекта как результата реновации.
Теоретическая значимость.
Введено в педагогическую практику понятие реновация произведения искусства кружевоплетения и раскрыто его содержание для профессионального образования в традиционном прикладном искусстве. Выявлены и научно обоснованы условия реализации модели, подтверждающие педагогическую целесообразность содержания профессионального обучения реновации будущих художников. Теоретически обоснована и доказана необходимость педагогического сопровождения процесса реновации произведений искусства кружевоплетения от идеи до материализации художественно-творческого проекта. Установлены критерии сформированности научно-исследовательского уровня студентов, включающие в себя: умение организовать поиск оптимального решения с соответствующим художественно-историческим и научно-обоснованным анализом, осмысление и современную интерпретацию художественной традиции, самостоятельность проведения исторического исследования, потребность в творческом самовыражении, умение соотнести собственный результат реновации с историческим высокохудожественным произведением искусства кружевоплетения.
Практическая значимость. Разработанная модель профессионального обучения реновации имеет практическое значение для всех уровней профессионального образования в традиционном прикладном искусстве. Учебно-методический комплекс «Реновация произведений искусства кружевоплетения» может быть использован при разработке курсов повышения квалификации и педагогического мастерства в преподавании художественного кружевоплетения. Соответствие диссертации паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 13. 00.08 - теория и методика. профессионального образования (педагогические науки), результаты научного исследования
соответствуют таким пунктам паспорта специальности как: генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; подготовка специалистов в высших учебных заведениях; переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов; непрерывное профессиональное образование; подготовка специалистов в системе многоуровневого образования; учебно-воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования; профессиональная ориентация, культура и проблемы воспитания.
Достоверность исследования обусловлена методологическим подходом к изучению проблемы, применением методов исследования, адекватных целям и задачам, изучением педагогической практики и организацией экспериментальной работы, реализацией комплексной методики исследования, опытом работы автора в Высшей школе народных искусств (институте).
Апробация и внедрение. Основные положения диссертации прошли апробацию на международных научно - практических конференциях «Традиционное прикладное искусство и образование» (г. С.-Петербург - 2005, 2007, 2009, 2010 г.г., и г. Москва 2008г.); на международных семинарах: «Возрождение кружева как традиционного прикладного искусства» (Эстония, г. Нарва - 2006 г.), «Финские кружевницы» (Финляндия, г. Хельсинки - 2007г. и Порвоо - 2010г.), на конференциях «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» (г. С.-Петербург — 2008,2009,2010,2011 г.г.). Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс Губернаторского колледжа народных промыслов г. Вологды, Суздальского художественно-реставрационного колледжа, ФГБОУ ВПО Высшей школы народных искусств (института),которые и являлись базой данного исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональная подготовка будущих художников традиционного прикладного искусства должна опираться на изучение подлинных произведений, которые, являясь эталоном уникального ручного художественного труда, форми-
руют интерес к истинным ценностям и определяют профессиональный уровень современного художника и понимание значимости искусства кружевоплетения.
2. Реновация произведения искусства кружевоплетения как необходимый образовательный и художественно-творческий процесс представляет собой погружение в эпоху создания произведения искусства и способствует: освоению, сохранности и воссозданию подлинных произведений; изучению исторического и художественного контекстов; постижению композиционных и технологических приемов с сохранением художественных традиций.
3. Разработанная модель профессионального обучения реновации с опорой на принципы профессиональной направленности обучения, системности, научности, творческой активности и исторической достоверности характеризуется определенными педагогическими условиями её успешной реализации. К ним относятся: тщательный отбор музейных высокохудожественных образцов для реновации; исследовательская и проектно-художественная деятельность, материализация разработанного проекта, сравнительный интегрированный анализ произведения искусства и результатов реновации, педагогическое сопровождение всей образовательной и творческой деятельности.
4. Результатом профессионального обучения реновации произведений искусства является: способность обучающихся соотнести исторический и художественно-творческий поиск и умение выявлять оптимальные решения реновации; степень самостоятельности проведения исследований по реновации, сформированный интерес к художественному кружевоплетению, высокий уровень осмысления и развития художественных традиций в современном социуме, способность к художественно-творческой деятельности.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 15 приложений. Список используемой литературы включает 280 наименований. Объем диссертации 165 страниц, 6 таблиц, 3 схем.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обоснована актуальность темы, выявлены противоречия и сформулирована проблема, определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи
исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, изложены положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Генезис, теоретические и практические предпосылки профессионального обучения реновации в традиционном прикладном искусстве» проведен ретроспективный анализ профессионального образования в традиционном прикладном искусстве, выявлены роль и место реновации в профессиональной подготовки студентов, разработана модель профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения.
Анализ архивных источников и научных публикаций (Л. И. Воронова, С. А. Давыдовой, Н. Т. Климовой, Е. А. Лапшиной, М. Н. Левинсон-Нечаевой, М. А. Некрасовой, И. П. Работновой, Е. И. Прибыльской, М. А. Сорокиной,
B. А. Фалеевой) показал, что в России в художественном кружевоплетении существовали несколько форм образования: семейное ученичество, обучение на промыслах у мастеров и в профессиональных учебных заведениях. С этой точки зрения важен опыт общественной организации конца 19 века «Женского общества», а также частных лиц (С. А. Давыдовой, Е. Г. Мамонтовой, М. К. Тенишевой, Н. Л. Шабельской, С. Т. Морозова, А. Н. Нарышкиной), которые способствовали созданию профессиональных школ в конце XIX - начале XX века. Так, в работе Мариинской практической школы кружевниц, созданной
C. А. Давыдовой, отражены первые попытки реновации, которые заключались в изучении и восстановлении старинной техники плетения кружев, применении её в создании кружев, копировании, рисовании кружевных узоров по заданным образцам, составлении грамотных сколков. Подготовка инструкторов в этой школе способствовала возрождению кружевных промыслов России, возобновлению утраченных приемов плетения и содействовало развитию искусства кружевоплетения. Многие приемы обучения технике плетения были сохранены и использованы в практике советских профессиональных учебных заведений, где обучение русскому кружевоплетению велось на подлинных музейных образцах. Значимость музеев в профессиональном образовании исследовалась в работах А.В.Бакушинского, Н.Д. Бартрама, Л.В. Розенталя,
M.K. Каблуковой, E.H. Половцевой, A.H. Оленина, В.П. Шнейдер). По мнению
A.B. Бакушинского, «музей не только хранилище и место научной работы или эстетического созерцания, но и могучее художественно-воспитательное орудие». Подтверждением этому служит музей образцов древнерусского народного искусства, созданный для проведения занятий по копированию «прямо с натуры» (В.П.Шнейдер) в Школе Народного искусства императрицы Александры Федоровны, что можно соотнести с первыми попытками реновации как процесса обучения.
Необходимость реновации как первоочередной задачи сохранения и развития традиционного прикладного искусства отмечена в трудах
B. Ф. Максимович, а также в работах С. В. Лебедева, отражающих вопросы философии народного искусства. Важными для данного исследования явились научные разработки Е. А. Лапшиной и М. А. Сорокиной, которые считают реновацию неотъемлемой частью содержания образования будущих художников в исследуемой области.
В результате исследования определено понятие «реновации произведений искусства кружевоплетения» как погружение в эпоху создания произведения искусства, способствующее воссозданию исторических художественных произведений, освоению, сохранности и воспроизводимости культурного наследия, изучению исторического периода, композиционных и технологических приемов с полным сохранением художественных традиций, усвоению опыта предшествующих художников. Обязательной составной частью реновации является копирование - точное воспроизведение или повторение изделия, а отличительной особенностью реновации от реставрации является невмешательство в материальную структуру, что важно по отношению к произведениям искусства кружевоплетения. При реновации старинный образец кружева является объектом изучения, познания и воссоздания утраченных, забытых технологических приемов плетения при сохранении «подлинной авторской поверхности» произведения (Ю. Г. Бобров). В связи с этим, мы опирались на работы по хранению и изучению памятников материальной
культуры В. Г. Белозеровой, Ю. Ваттса, М. В. Фармаковского, И. Э. Грабаря,
B. Б. Гиршберга, А. В. Прахова, А. Смети, Н. А. Околовича, С. Уолден, У. Шмита,
C. В. Ямщикова, а также по возрождению старинного рязанского кружева современного художника Д. А. Смирновой.
Анализ современного образования в среднем профессиональном образовательном учреждении Губернаторском колледже народных промыслов г. Вологды (руководитель образовательного проекта М.И. Моисеенко), подтвердил обучение высокотехничному исполнению учебных и дипломных работ по художественному кружевоплетению, где копирование представляет ознакомительный этап с техникой исторического кружевоплетения, однако реновация в учебном процессе не представлена. Реновация как составная часть содержания высшего профессионального образования будущих художников впервые возникла в Высшей школе народных искусств в С.-Петербурге и в её Рязанском филиале.
В результате анализа процесса обучения с позиции системного подхода и общей теории управления образовательным процессом разработана и научно обоснована модель профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения (схема 1). Психолого-педагогический анализ исследований по проблеме профессионального образования в традиционном прикладном искусстве позволил выделить ведущие системный и деятельностный подходы, принципы профессиональной направленности, системности, научности, творческой активизации и исторической достоверности.
Особенностями разработанной модели являются:
• полное педагогическое сопровождение всего образовательного и художественно-творческого процесса;
• индивидуальность обучения и уникальность искусства художественного кружевоплетения;
• тщательный отбор произведений искусства как источника формирования интереса к процессу обучения реновации и будущей художественно-творческой деятельности;
• интегрированная деятельность преподавателя с обучающимися при анализе работ;
• оценка результатов поэтапного процесса обучения;
• итоговая оценка выполненной работы путем сравнительного анализа результата реновации с подлинным произведением искусства.
Создание модели сделало реальным переход к определению содержания и методики профессионального обучения реновации. Этим исследованиям посвящена вторая глава работы.
Схема 1. Модель профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения.
Во второй главе «Содержание обучения реновации будущих художников искусства кружевоплетения» раскрыто содержание обучения реновации в художественном кружевоплетении, необходимость его педагогического сопровождения, критерии оценки поэтапной деятельности обучающихся, ход экспериментальной деятельности и подведены ее итоги.
В соответствии с задачами исследования осуществлен педагогический эксперимент, который проводился на базе Высшей , школы народных искусств, Губернаторского колледжа народных промыслов г. Вологды и Суздальского художественно-реставрационного училища. Учитывая особенность профессионального образования в традиционном прикладном искусстве, уникальность направления, малочисленность контингента, индивидуальность
обучения по пособиям, созданным преподавателями, экспериментом было охвачено 50 студентов.
В ходе исследования был разработан и экспериментально проверен учебно-методического комплекс, включающий курЬ «Реновация произведений искусства кружевоплетения», учебную программу, учебные пособия по материаловедению, методические рекомендации по проведению занятий в музеях - местах хранения и отбора произведений искусства кружевоплетения, атрибутированию, копированию, выполнению обмерного рисунка, сборник тестов поэтапных профессиональных достижений, функциональные карты по изучению индивидуальных особенностей студентов, созданию и организации работы временного художественно-творческого коллектива и самостоятельной работы студентов, сколки, образцы старинного кружева.
В процессе исследования установлено, что наиболее эффективными являются следующие методы поэтапного профессионального обучения реновации: монологический, диалогический, частично-поисковый, исследовательский, проектно-художественный, интегрированный. Для определения уровня художественно-творческой и научно-исследовательской деятельности студентов были разработаны критерии оценки поэтапной художественно-творческой и научно-исследовательской деятельности (табл. 1). В процессе констатирующего эксперимента было выявлено, что 50% - владеют примерным определением понятия реставрации, 60% - понимают общий смысл понятия копирования, 100% опрошенных констатируют, что впервые ознакомились с понятием реновации, но при этом половина из них проявили интерес к основам и сущности реновации произведений искусства.
Во время эксперимента в учебный план студентов экспериментальной группы был введен курс «Реновация произведений художественного кружевоплетения». При этом, если в учебном плане в 2008 г. реновация входила как один из трёх предметов по выбору студентов, то уже с 2010 года реновация стала обязательной дисциплиной в профессиональном образовании будущих художников. Содержание курса включает сведения о направлениях воссоздания
произведений традиционного прикладного искусства, ознакомление с произведением искусства в музее, реновацию произведения искусства кружевоплетения, изучение парной, сцепной и парно-сцепной техник плетения.
Этапы Содержание Методы Формы-занятий Форма отчёта Критерии оценки поэтапной художественно-творческой и научно-исследовательской деятельности
1.0бще ознакомительный Понятия, термины, общие черты будущей исследовательской деятельности, цели, задачи Монологи ческий Лекции, Конспект отчет Знание терминологии, активный пои библиографических источников, способнос отбора и структурирования информации
2.Про-педев-тичиче-ский Вводный курс в реновацию произведений искусства кружевоплетения Монологи ческий, диалогиче ский Лекции, диалог Конспект, реферат Усвоение теоретических знаний и способ деятельности по реновации произведен) искусства кружевоплетения
3.Теоретический Соприкосновение, вхождение в культуру конкретного исторического периода, ознакомление с изделием художественного кружевоплетения; изучение исторической эпохи, стилей, истории искусства кружевоплетения конкрет-ного периода, изучение становления рисунков (сколков), изображений художественного кружевоплетения, изобразительного искусства, быта, одежды с элементами художественного кружевоплетения (воротники, манжеты, платья) Частично-поисковый Лекции, индивидуальные занятия, практическая работа в музее Конспект, отчет Усвоение и воспроизведение теоретическ знаний и способов деятельности по реноващ произведений искусства кружев оплетен Способность применения полученных знании профессиональных умений по реноващ произведений искусства кружево плетена умение оперировать понятиями п] атрибутировании произведения искусст кружевоплетения, соблюдение последовател ности составления аннотации
4. Собствен но исследовательская деятель ность студента Погружение в эпоху, атрибуция (общее описание), анализ технологических особенностей и художественных традиций соответствующего исторического периода, интеграция этих особенностей и их взаимосвязь; анализ произведения искусства, связь с современной для него эпохой, изучение технолога и, техники исполнения элементов художественного кружевоплетения Исследова тельский Практияе екая работа в музее практиче екая работа в аудитории, семинар Тесты, работа по атрибутированию граф. упражнения, эскизы, обмерн. рисунок, образцы Самостоятельное составление аннотацн точность обмера произведения искусст кружевоплетения, правильная передача формы мотивов П] выполнении обмерных рисунков, четкость качество изображения исследуемо произведения искусства кружевоплетения, умение составления технологической карт способность исполнения произведения материале, соблюдение старинной технолог! плетения кружева
5.Проекта ров анне Создание проекта, выполнение технологической карты (сколка) произведения искусства кружевоплетения Проектио-художеств енный Практиче екая работа в аудитории Проект, технологическая карта (сколок) Способность самостоятельного применен! научных знаний и профессиональных умений процессе реновации произведения искусст кружевоплетения, умение анализировать выбирать лучший вариант поиска, соблюден! последовательности проведения исследования
б.Матер иалн-зация разработанного худо-жест-творч проекта Собственно художественно-творческая деятельность. Выполнение в материале произведения искусства кружевоплетения Интегрированный Практическая работа в аудитории Тесты, отч&т,реновация доклад, статья, выступления на конференциях Степень грамотности оформления результат исследовадования, активизация познавтельнь способностей и творческих см самостоятельное определение последовател ности выполнения технологических операцн способность комбинирования извести! приемов плетения, сформированное™ навык* самостоятельной активной деятельности ] реновации произведений искусст кружевоплетения и констуруктивн критической самооценки результат« исследования.
Таблица 1. Содержание поэтапного профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения.
В соответствии с задачами эксперимента разработан комплекс диагностических методов, включающий опрос, тестирование и анализ отчетов,
функциональных карт и творческих работ студентов, с помощью которого определялись уровни художественно-творческой и научно-исследовательской деятельности студента в ходе реновации произведений искусства кружевоплетения.
В результате анализа контрольного среза выявлено, что, если на этапе исследовательской деятельности 55% респондентов испытывают затруднения в самостоятельном создании проекта, то на этапе проектирования уже 80% самостоятельно выполнили реновацию.
Повторная диагностика в ходе формирующего эксперимента показала , что значимость исследовательских и художественно-творческих умений для будущей профессиональной деятельности возросла до 90%, однако 10% опрошенных, по прежнему констатируют, что испытывают затруднения в применении знаний и умений реновации.
Эксперимент дал возможность выявить, что динамика продвижения студента от начального тезауруса до более высокого уровня происходит в процессе погружения в эпоху при аналитическом обзоре произведения искусства кружевоплетения, технологических особенностей и художественных традиций соответствующего исторического периода, в разработке проекта - от тщательного отбора произведения искусства до материализации воссозданного произведения и его анализе после проведения реновации, при постоянном педагогическом сопровождении.
Таким образом, результаты апробации предложенной модели профессионального обучения реновации, отличительной особенностью которой является последовательность педагогического процесса от тщательного отбора произведения искусства до материализации проекта как результата реновации показали, что все 100% обучающихся как в составе временного художественно-творческого коллектива, так и индивидуально выполнили работы по реновации, которые в соответствии с критериями сравнительной оценки полностью соответствовали произведению искусства как эталону для реновации.
Проведенное научно-экспериментальное исследование подтвердило гипотезу исследования и положения, выносимые на защиту. Результаты эксперимента отражены в уникальных работах студентов по реновации произведений искусства кружевоплетения - веере императрицы Марии Федоровны из Государственного Эрмитажа, адресе В. В. Стасова; золотосеребряной прошве XVIII века, многопарном кружеве Тверской губернии XVIII века из Государственного Русского музея, а также дипломных работах (40%), представляющих собой возрожденные произведения художественного кружевоплетения. Положительные результаты исследования подтверждаются ещё и тем, что студенты экспериментальной группы являются призерами всероссийского конкурса кружевниц «Серебряная коклюшка» - в 2010 и 2011 годах ими завоёваны все высшие награды этого конкурса в России - золотая, серебряная и бронзовая коклюшки.
В заключении отражены основные результаты диссертационного исследования:
1. С учетом исторических особенностей профессиональной подготовки будущих художников, профессиональное образование в традиционном прикладном искусстве должно опираться на изучение подлинных произведений искусства, которые, являясь примером высокопрофессионального уникального ручного художественного труда и сохранения исторических художественных традиций, философского постижения мира, творческой активности их создателей, формируют понимание истинных ценностей и высокий профессиональный уровень современного художника искусства кружевоплетения.
2. Необходимой составляющей образовательного и художественно-творческого процесса является реновация произведений художественного кружевоплетения, которая представляет собой погружение обучающихся в историческую и эстетическую среду конкретного временного периода, способствующую освоению культурного наследия, его сохранности и воспроизводимости, изучению композиционных решений, постижению
технологических и технических приемов с полным сохранением художественных традиций, и как результат - создание обновленного высокохудожественного произведения искусства кружевоплетения.
3. Созданная модель профессионального обучения реновации опирается на принципы профессиональной направленности, системности, научности и творческой активности, исторической достоверности, индивидуальности обучения и уникальности каждого вида традиционного прикладного искусства. Педагогическими условиями успешной реализации данной модели являются: тщательный отбор музейных образцов для реновации, организованная исследовательская и проектно-художественная деятельность студентов; материализация разработанного проекта, итоговый сравнительный интегрированный анализ результатов реновации с музейным эталоном, педагогическое сопровождение всего процесса обучения: от созерцания подлинного произведения искусства и его эмоционального переживания, через освоение элементов языка искусства кружевоплетения к пониманию способов организации художественно-творческого и исследовательского пространства, целостности, смысловой сущности и значимости искусства кружевоплетения.
4. Результаты проведённой экспериментальной работы подтвердили необходимость профессионального обучения реновации произведений искусства, эффективность которого выразилась в умении обучающихся соотнести исторический и художественно-творческий поиск, выявить оптимальные решения; самостоятельности проведения исследований; сформированном интересе к художественному кружевоплетению; высоком уровне осмысления и развития художественных традиций в современном социуме; потребности и способности к будущей художественно-творческой деятельности - созданию исторически достоверного произведения художественного кружевоплетения.
Основное содержание диссертации отражено в 11 публикациях объемом 12,6 п.л., в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК: 1. Лончинская Т. Е. Влияние итальянского кружева на развитие русского кружевоплетения. Дизайн. Материалы. Технология. СПб.: ГУТД, 2009.2 (9). С. 79-82.0,5 печ. л.
2 Лончинская Т. Е. Обучение технологии реновации художественного кружева студентов традиционного прикладного искусства как фактор сохранения национального культурного наследия//Педагогика искусства. Электронный научный журнал. Шр://^ту.аг(-е(1исаНоп. ги/АЕ-п^агте 2009.№4. 0,7 печ. л.
3. Лончинская Т. Е. Особенности материаловедения в педагогическом процессе реновации произведений искусства кружевоплетения Дизайн. Материалы. Технология. СПб., 2011. 2 (17),С. 3-6.0,4 печ. л.
4. Лончинская Т. Е. Восстановление технологии исполнения веера императрицы Марии Федоровны (опыт учебно-исследовательской деятельности студентов)//Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы XI научно-практической конференции, СПб.,2005, С.139-145.0,3печ.л.
5. Лончинская Т. Е. Изучение и реновация произведений народного искусства на примере кружевоплетения//Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы XIII Международной научно-практической конференции, СПб.: Высшая школа народных искусств (институт), ноябрь 2007, С.171-181. 0,5 печ.л.
6. Лончинская Т. Е. Педагогические условия проведения практики в региональных музеях // Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы XIV Международной научно-практической конференции, М., декабрь 2008, С. 196-201. 0,4 печ.л.
7. Лончинская Т. Е. Материаловедение художественного кружевоплетения. Научно-методическое пособие, СПб., 2009, 83с. 5,2 печ.л.
8. Лончинская Т. Е. Лён в русском кружевоплетении. Учебно-методическое пособие. С.Пб: ВШНИ (институт), 2009,27 с. 1,7 печ.л.
9. Лончинская Т. Е. Материаловедение. Программа курса для студентов ВУЗов по специальности «Декоративно-прикладное искусство». СПб.: Высшая школа народных искусств (институт), 2009,22 с, 1,4 печ.л.
10. Лончинская Т. Е. Методы диагностики усвоения и закрепления знаний в процессе реновации произведений народного искусства в области кружевоплетения//Традиционное прикладное искусство и образование
Материалы XV Международной научно-практической конференции, 10-11 декабря 2009, в 2 т.Т. 2. С. 130-139. 0,6 печ.л.
11. Лончинская Т. Е. Реновация произведений искусства кружевоплетения// Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы СПб.: Высшая школа народных искусств (институт), 2010. 15 с. 0,9 печ.л.
Lonchinskaya T.E.
13.00.08. Theory and methods of professional education
Content of laceworks renovation professional training
In the dissertation features of professional education in artistic lace-making including the system of lessons which has step-by-step structure and appropriate consequence in reception of the course "Laceworks renovation" are determined. The meaning of the very concept of renovation is firstly explained. Connections between spiritual contiguity and further immense into art of lace-making during creative search and forming the interest to the epoch, its culture and, as a result, to personal creativity are given. Dependence of revival, contemporary formation and development of lace-making on renovation in professional education in this field of traditional applied art is shown. The model of professional training students to laceworks renovation which includes objectives of training, the trainer, thorough selection of the lacework, a sample (lacework), the student with basic thesaurus before renovation training, the renovated lacework and final competences is scientifically worked out and criterion of an estimation of art-creative and research activity.
Lontschinskaja T.E.
13.00.08 - Theorie und Methodik der Berufsausbildung
Inhalt der Berufsausbildung der Erneuerung der Kunstwerke der Klöppelspitze
In der Dissertation sind die Besonderheiten der Berufsausbildung im Bereich der künstlerischen Klöppelspitze gezeigt. Diese Besonderheiten stellen das System der Beschäftigungen ein, die die stufenweise Struktur und eine bestimmte Reihenfolge in der Aneignung des Lehrmaterials des Kurses „Erneuerung der Kunstwerke der Klöppelspitze" haben. Zum ersten Mal ist der Inhalt des Begriffes «Erneuerung» der Kunstwerke der Klöppelspitze erläutert, es sind die Kausalbeziehungen zwischen der geistigen Berührung und dem nachfolgenden Eintauchen ins Wesen des Kunstwerkes der Klöppelspitze im Laufe der künstlerischen-schöpferischen Suche, der Bildung des Interesses fur die Epoche, fur die Kultur dieser Epoche und fur eigene künstlerischen-schöpferischen Tätigkeit bestimmt. Es ist die Abhängigkeit der Wiedergeburt, des modernen Werden und der Entwicklung der künstlerischen Klöppelspitze von Erneuerung in der Berufsausbildung auf dem Gebiet der traditionellen angewandten Kunst gezeigt. Das Modell der professionellen Ausbildung der Studenten der Erneuerung der Kunstwerke der Klöppelspitze wurde wissenschaftlich begründet und entwickelt. Die Strukturkomponenten dieses Modells sind die Ziele und die Aufgaben der Ausbildung, der Lektor, die sorgfältige Auswahl des Kunstwerkes KpyiKCBonjiercima, der Etalon - das Kunstwerk, der Student mit dem Anfangsthesaurus bis zum Studium der Erneuerung, der didaktische Prozess in der Ausbildung der Erneuerung, die Formen und die Methoden der Berufsausbildung, der Student mit dem Thesaurus nach dem Studium der Erneuerung, die Erneuerung des Kunstwerkes, das Kriterium der Einschätzung der künstlerischen-schöpferischen und Forschungstätigkeit.
Подписано в печать «21» октября 2011 г. Формат 60x84/16 Бумага офсешая. Печать офсетная. Уся. печ. л. 1,37. Тираж 100 экз. Заказ № 311
Типография «Восстания -1» 191036, Санкт-Петербург, Восстания, 1.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Лончинская, Татьяна Евгеньевна, 2011 год
Специальность 13.00.08-Теория и методика профессионального образования
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор
Шамрай Наталия Николаевна
Санкт-Петербург
Оглавление
Введение
Глава 1. Генезис, теоретические и практические предпосылки профессионального обучения реновации в традиционном прикладном искусстве
1.1. Научно-теоретические основы профессионального образования в художественном кружевоплетении
1.2. Специфика профессионального обучения реновации произведений искусства в системе профессиональной подготовки будущих художников
1.3. Педагогическая модель профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения.
Выводы по 1 главе
Глава 2. Содержание обучения реновации будущих художников искусства кружевоплетения
2.1. Педагогическое сопровождение образовательной и художественно-творческой деятельности студентов в процессе реновации произведений искусства кружевоплетения.
2.2. Экспериментальная проверка эффективности внедрения модели профессионального обучения студентов реновации произведений искусства кружевоплетения.
Выводы по 2 главе
Введение диссертации по педагогике, на тему "Содержание профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения"
Актуальность исследования. Изучение лучших образцов исторического культурного наследия является неотъемлемой частью профессиональной подготовки художников традиционного прикладного искусства. Проблемы сохранения исторической культуры и интеллектуально-духовных ценностей, созданных предыдущими поколениями, всегда были предметом исследования педагогов и ученых (Б. М. Бернштейн, Д. С. Лихачев, В. Ф. Максимович, Б. М. Неменский).
Как показывает практика художественного профессионального образования, одной из важнейших составляющих постижения и сохранения исторической художественной традиции является реновация. Ещё в начале XX века В. В. Кандинский отмечал необходимость создания и развития «науки об искусстве», предварительным этапом которой является выявление и обоснование терминологической сущности дефиниций в каждом виде искусства.
В данном исследовании это реновация (лат. гепоуайо - «обновление, возобновление») в традиционном прикладном искусстве, что, согласно В. Г. Власову, означает воссоздание исторических художественных произведений при всестороннем их изучении. Это в полной мере относится к такому направлению в традиционном прикладном искусстве как художественное кружевоплетение и профессиональному образованию в этой области, где реновация позволяет студентам проникнуть в сущность произведения, освоить исторический, эстетический, этический и культурный опыт поколений, их ценности и достижения.
Практической проблемой профессионального образования в области художественного кружево плетения является, прежде всего, неадекватная оценка его значимости и недостаточная востребованность в современном социуме.
Как показало предварительное анкетирование, за период с 2008 по 2010 годы в России только 7,5 % студентов поступили целенаправленно на обучение художественному кружевоплетению, а 92,5 % - не ориентированы на будущую профессию, при этом 65 % поступающих объясняют свой выбор желанием стать «просто художником». Таким образом, актуальным является педагогическая целесообразность обучения реновации и через неё формирование у студентов профессионального интереса к этому виду традиционного прикладного искусства путём последовательного поэтапного погружения в мир не только искусства кружевоплетения, но и всей художественно-эстетической среды определённого исторического периода.
Степень разработанности проблемы. Анализ науки и практики профессионального образования в традиционном прикладном искусстве (И. Э. Агапова, В. Ю. Борисова, Е. И. Васильева, Л. П. Калинина, Е. А. Лапшина, В. Ф. Максимович), области художественного кружевоплетения (Г. К. Баранова, Н. Ю. Бирюкова, И. Я. Богуславская, С. И. Болыиова, С. А. Давыдова, М. Н. Левинсон-Нечаева, М. А. Некрасова, П. Пёниш, Е. Н. Половцева, И. П. Работнова, М. А. Сорокина, Л. Хауканхеймо, В. А. Фалеева), музейном образовании (Н. Д. Бартрам, В. А. Гуляев, Л. Г. Оршанский), реставрации произведений искусства (И. Э. Грабарь, Н. Н. Семенович, С. В. Ямщиков) послужил теоретическим основанием для нашего исследования, однако проблемы реновации в данных работах не рассматривались.
Зарубежные учёные (П.Пёниш, Е.Тислер) уделяют внимание в основном техническому исполнению примитивных элементов кружевоплетения - лист, лепесток, цветок и так далее.
В то же время С. А. Давыдова, Е. А. Лапшина, В. Ф. Максимович, Л. Хауканхеймо, М. А. Сорокина отмечают необходимость развития профессионального образования с опорой на интегрированную учебную работу с музеями, копирование лучших образцов, изучение технологических и технических приёмов, что можно отнести к отдельным разрозненным составляющим реновации.
Это подтверждает наличие и необходимость решения научной проблемы - научно-исследовательского анализа содержания профессионального обучения реновации произведений искусства, без чего невозможна подготовка высококвалифицированных художников - носителей этого искусства, и как результат - развитие и востребованность самого искусства художественного кружевоплетения.
Исследование педагогических проблем в процессе обучения реновации выявило противоречия между: огромным духовно-нравственным потенциалом традиционного прикладного искусства и отсутствием целенаправленного погружения обучающихся в особенности определенной культурно-исторической, эстетической и художественно-творческой среды, способствующей созданию высокохудожественных произведений; потребностью включения реновации произведений искусства кружевоплетения в профессиональное обучение и отсутствием разработанных теоретических основ и методологических подходов к решению этих проблем, что обусловило выбор темы данного диссертационного исследования: «Содержание профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить содержание профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения.
Объект исследования - профессиональное образование будущих художников в области традиционного прикладного искусства.
Предмет исследования - процесс профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения.
Гипотеза исследования. Успешность образовательного и художественно-творческого процесса обучения реновации может быть обеспечена если:
- обучение опирается на принципы профессиональной направленности обучения, системности, научности, творческой активности в постижении художественного кружевоплетения как многовекового искусства, исторической достоверности и самоценности произведения искусства как непосредственного источника профессионального интереса к будущей профессии художника в этой области;
- будет проведен тщательный отбор уникальных произведений искусства кружевоплетения для реновации, при условии полного педагогического сопровождения всего образовательного процесса и взаимосвязи их с региональной исторической принадлежностью;
- будет реализована педагогическая модель профессионального обучения реновации, основанная на особенностях средств художественной выразительности произведений кружевоплетения.
Задачи исследования:
1 .Проанализировать исторические и педагогические основы профессионального образования, определить специфику профессионального обучения реновации в традиционном прикладном искусстве.
2. Разработать и обосновать модель профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения.
3. Выявить и подкрепить доказательствами педагогические условия реализации модели профессионального обучения реновации.
4. Разработать и экспериментально проверить эффективность модели профессионального обучения реновации произведений искусства.
Методологическую основу исследования составили: научные труды отечественных и зарубежных философов о культурном наследии (Б. М. Бернштейн, Д. С. Лихачёв), проблемах творчества и создания произведений искусства (А. Банфи, Н. А. Бердяев, Г. Земпер, Н. О. Лосский, В. В. Розанов), деятельностной сущности человека и его творческой активности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин); теоретические основы народного искусства и профессионального образования в этой области (А. В. Бакушинский, В. М. Василенко, В. С. Воронов, В.Ф. Максимович, Т. М. Разина, Б. А. Рыбаков, В. В. Стасов); работы отечественных и зарубежных учёных о значении ручного художественного труда в воспитании (Я. А. Коменский, М. Монтессори, К. Ю. Цируль).
Методы исследования: анализ исторической, философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования; обобщение опыта по воспроизведению произведений художественного кружевоплетения в России, Германии, Бельгии и Финляндии; педагогическое наблюдение, метод моделирования, диагностирующих контрольных тестов; опрос, анкетирование студентов; анализ и обобщение результатов научно-исследовательских работ студентов; проведение педагогического эксперимента; ретроспективный анализ педагогической работы автора в качестве преподавателя специальных дисциплин на кафедре «Художественное кружевоплетение» ФГОУ ВПО Высшей школы народных искусств.
Этапы исследования.
Первый этап (2007-2008 гг.) - констатирующий, где изучалось состояние исследуемой проблемы, анализировался исторический практический отечественный и зарубежный опыт; обосновывалась актуальность исследования, формулировалась гипотеза и формировалась методологическая база исследования.
На втором этапе (2008-2009 гг.) были теоретически обоснованы и разработаны педагогическая модель и содержание учебно-методического комплекса, проводился педагогический эксперимент.
На третьем этапе (2010-2011 гг.) - формирующем - осуществлялся анализ и обработка полученных результатов экспериментальной работы, формулировались заключение и выводы.
Научная новизна. Научно обосновано, что одним из эффективных путей профессионального образования в традиционном прикладном искусстве является соблюдение принципов реновации, которая наиболее продуктивно реализуется в рамках разработанного учебно-методического комплекса «Реновация произведений искусства кружевоплетения».
Раскрыто понятие реновации произведений искусства кружевоплетения в ] профессиональном образовании как необходимого образовательного и художественно-творческого процесса, представляющего собой погружение в эпоху создания произведения искусства, способствующее воссозданию с исторической достоверностью высокохудожественных изделий кружевоплетения.
Выявлены особенности профессионального образования, включающие систему занятий с поэтапной структурой и определённой последовательностью в усвоении содержания учебного материала, и на их основе разработаны критерии оценки результатов реновации путём сравнительного анализа с подлинным произведением искусства.
Установлены причинно-следственные связи между реновацией произведения искусства как источником формирования профессионального интереса, собственной художественно-творческой деятельностью будущего художника и современным этапом в развитии искусства кружевоплетения.
Разработана модель профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения, отличительной особенностью I которой является: последовательность педагогического процесса от тщательного отбора произведения искусства до материализации проекта как результата реновации.
Теоретическая значимость.
Введено в педагогическую практику понятие реновация произведения искусства кружевоплетения и раскрыто его содержание для профессионального образования в традиционном прикладном искусстве. Выявлены и научно обоснованы условия реализации модели, подтверждающие педагогическую целесообразность содержания профессионального обучения реновации будущих художников. Теоретически обоснована и доказана необходимость педагогического сопровождения процесса реновации произведений искусства кружевоплетения от идеи до материализации художественно-творческого проекта. Установлены критерии сформированное™ научно-исследовательского уровня студентов, включающие в себя: умение организовать поиск оптимального решения с соответствующим художественно-историческим, и научно-обоснованным анализом, осмысление и современную интерпретацию художественной традиции, самостоятельность проведения исторического исследования, потребность в творческом самовыражении, умение соотнести собственный результат реновации с историческим высокохудожественным произведением искусства кружевоплетения.
Практическая значимость. Разработанная модель профессионального обучения реновации имеет практическое значение для всех уровней профессионального образования в традиционном прикладном искусстве. Учебно-методический комплекс «Реновация произведений искусства кружевоплетения» может быть использован при разработке курсов повышения квалификации и педагогического мастерства в преподавании художественного кружевоплетения.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
В соответствии с формулой специальности 13. 00.08 - теория и методика профессионального образования (педагогические науки), результаты научного исследования- соответствуют таким пунктам паспорта специальности как: генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; подготовка специалистов в высших учебных заведениях; переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов; непрерывное профессиональное образование; подготовка специалистов в системе многоуровневого образования; учебно-воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования; профессиональная ориентация, культура и проблемы воспитания.
Достоверность исследования обусловлена методологическим подходом к изучению проблемы, применением методов исследования, адекватных целям и задачам, изучением педагогической практики и организацией экспериментальной работы, реализацией комплексной методики исследования, опытом работы автора в Высшей школе народных искусств (институте).
Апробация и внедрение. Основные положения диссертации прошли апробацию на международных научно - практических конференциях «Традиционное прикладное искусство и образование» (г. С.-Петербург - 2005, 2007, 2009, 2010 г.г., и г. Москва 2008г.); на международных семинарах: «Возрождение кружева как традиционного прикладного искусства» (Эстония, г. Нарва - 2006 г.), «Финские кружевницы» (Финляндия, г. Хельсинки - 2007г. и Порвоо - 2010г.), на конференциях «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» (г. С.-Петербург - 2008, 2009, 2010, 2011 г.г.). Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс Губернаторского колледжа народных промыслов г. Вологды, Суздальского художественно - реставрационного училища, ФГБОУ ВПО > Высшей школы народных искусств (института), которые и являлись базой данного исследования.
Основные положения, выносимые на защиту: 1. Профессиональная подготовка будущих художников традиционного прикладного искусства должна опираться на изучение подлинных произведений, которые, являясь эталоном уникального ручного художественного труда, формируют интерес к истинным ценностям и определяют профессиональный уровень современного художника и понимание значимости искусства кружевоплетения.
2. Реновация произведения искусства кружевоплетения как необходимый образовательный и художественно-творческий процесс представляет собой погружение в эпоху создания произведения искусства и способствует: освоению, сохранности и воссозданию подлинных произведений; изучению исторического и художественного контекстов; постижению композиционных и технологических приемов с сохранением художественных традиций.
3. Разработанная модель профессионального обучения реновации с опорой на принципы профессиональной направленности обучения, системности, научности, творческой активности и исторической достоверности характеризуется определенными педагогическими условиями её успешной реализации. К ним относятся: тщательный отбор музейных высокохудожественных образцов для реновации; исследовательская и проектно-художественная деятельность, материализация разработанного проекта, сравнительный интегрированный анализ произведения искусства и результатов реновации, педагогическое сопровождение всей образовательной и творческой деятельности.
4. Результатом профессионального обучения реновации произведений искусства является: способность обучающихся соотнести исторический и художественно-творческий поиск и умение выявлять оптимальные решения реновации; степень самостоятельности проведения исследований по реновации, сформированный интерес к художественному кружевоплетению, высокий уровень осмысления и развития художественных традиций в современном социуме, способность к художественно-творческой деятельности.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Лончинская, Татьяна Евгеньевна, Санкт-Петербург
1. Взаимно превращающимися единицами, или составляющими деятельности, являются потребность — мотив — цель — условия и соотносимые с ними — деятельность — действие — операция.
2. Главными процессами деятельности выступают интериоризация её внешней формы, приводящая к субъективному образу действительности, и экспериоризация её внутренней формы как опредмечивание образа, как его переход в идеальное свойство предмета.
3. Конструирующим свойством деятельности является предметность; первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом, как своим субъективным продуктом.
4. Предметная детерминация деятельности возможна благодаря её особому качеству универсальной пластичности, уподобляемости свойствам, отношениям и связям объективно-предметного мира.
5. Предметный характер деятельности реализуется через нужду субъекта, переходящую в потребность, и через поисковые, опробующие действия, имеющие функцию употребления.
6. Деятельность и её составляющие по определенному закону дробятся и укрупняются, чему соответствует дифференциация и интеграция ориентирующих их субъективных образов.