автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Нравственное воспитание учащихся 5-8 классов в процессе изучения произведений малой эпической формы на уроках осетинской литературы
- Автор научной работы
- Дзапарова, Зара Георгиевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Нравственное воспитание учащихся 5-8 классов в процессе изучения произведений малой эпической формы на уроках осетинской литературы"
На правах рукописи
с % \
Дзапарова Зара Георгиевна
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ФОРМЫ НА УРОКАХ ОСЕТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
специальность 13.00.02 — теория и методика обучения родной литературе
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1998
Работа выполнена в Институте национальных проблем образования Министерства общего и профессионального образования РФ
Научный руководитель: кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник Бирюкова С.К.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор Курдюмова Т.Ф., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Жулева A.C.
Ведущая организация: Институт повышения квалификации
работников образования Республики Северная Осетия-Алания
Защита диссертации состоится "_" _ 1998 г. в
_часов на заседании диссертационного совета К 113.09.01 по
присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Институте национальных проблем образования Министерства общего и профессионального образования РФ. Адрес: 105077, г.Москва, ул. Первомайская, 101.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института национальных проблем образования Министерства общего и профессионального образования РФ
Автореферат разослан "_"_1998 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Смирнова JI.B.
Преподавание родной литературы в осетинской национальной ;коле на современном этапе — сложный и трудный процесс. Чем еньше в этом процессе стихийности и больше целенаправленно-з, научно обоснованного подхода к изучению художественных роизведений с учетом национальной специфики, тем успешнее езультаты преподавания. Культуроведческий аспект является аиважнейшим в условиях возрождения национальной культуры.
Литература — это своеобразная форма выражения творческой энцепции писателя, отражение мировосприятия автора в худо-ественных образах и картинах.
Своеобразие воздействия художественной литературы на че-эвека заключается в том, что оно формирует у него не только юсобность эстетического восприятия литературы как вида искус-гва, но и способность эстетической реакции на все жизненные зления, отраженные в произведении или ассоциативно вызван-ые произведением в сознании человека.
Жизненные наблюдения, убеждения писателя, оценочные сужения, его переживания и чувства — все это воплощается в ткань /дожественного произведения, в конкретную картину жизни, воз-ействующую на ум, чувство, волю читателя. Особенность этого эздействия состоит в том, что оно осуществляется в процессе пе-еживания; формирование определенных взглядов, гражданских нравственных качеств личности находится в прямой связи с глу-иной пережитого эстетического чувства, вызванного художествен-ым произведением.
Подросток-осетин воспринимает родную и русскую литерату-ы несколько иначе, чем взрослый читатель: своеобразен жизнен-ый опыт подростка, обусловленный культурно-историческими и ациональными традициями. Обычаи и традиции донесли до нас удрую организацию воспитания. Осетинский народ в процессе зоего развития создал определенный идеал человека. Этот идеал эплотил в себе наиболее высокие моральные качества: честность, равдивость, любовь к своему народу, преданность земле своих редков, рыцарское покровительство женщине, почтительное от-ошение к старшим. Этнопедагогика, по определению Г.Н.Вол-эва, полнее, точнее передает содержание и сущность науки, пред-
метом которой является педагогическая культура рода (этносоци-ума, нации, народности), сказывающаяся, в конечном счете, и £ общности психического склада той или другой этнической группы. Художественная литература только тогда явится эффективньш средством идейно-нравственного и эстетического воспитания, ког да будет рассматриваться как один из особых видов искусства, < учетом возрастных и национальных особенностей восприятия художественного произведения.
Сегодня, как никогда раньше, важно так организовывать изучение родной литературы, чтобы идейно-нравственное содержание произведений художественной литературы вошло во внутренний мир школьника как неотъемлемая часть его духовного опыта основа размышлений о личном нравственном выборе.
Возможности литературы в этом отношении действительно неограниченны, так как арсенал идейно-эстетических средств, которыми располагает художественное произведение, позволяет проникнуть одновременно в сознание и душу человека, вызвать эмоциональный отклик и стремление к самоусовершенствованию.
Проблема формирования нравственных идеалов учащихся несмотря на многолетний опыт ученых, методистов, психологов педагогов в наше время является одной из актуальнейших, так каь формирование духовно богатой личности в переходные эпохи — одна из труднейших задач.
Среди достижений методической мысли последних лет отмечается усиление внимания к вопросам нравственного влияния литературы на формирование личности школьника, к разработке новых средств духовного сближения подростка с героем литературы. От развития умений и навыков воспринимать литературное произведение как явление искусства зависит эстетическое переживание, воспитательное воздействие произведения на ум и чувстве учащихся. В школьной аудитории художественное произведена должно восприниматься как творческий результат эстетического отношения писателя к жизни. Только через призму эстетического и гуманистического идеала на уроках литературы должна проводиться мысль о нравственности человека. Для этого учителям необходимо эмоционально воздействовать на учащихся, вызвать > них чувства одобрения, любви к гуманистическим деяниям героев
чувства отвращения, ненависти к безобразным, антигуманным оступкам персонажей.
Актуальность избранной темы объясняется и тем, что методи-а изучения рассказа в плане воспитания нравственных качеств не олучила должного освещения в системе изучения осетинской ли-гратуры.
Объектом исследования стал процесс формирования нравствен-ых идеалов у учащихся 5-8 классов в ходе изучения осетинской розы малой эпической формы.
Предметом исследования является методика изучения произве-ений малой эпической формы на уроках осетинской литературы,
0 внеклассной работе и на уроках внеклассного чтения в 5-8 клас-IX в аспекте нравственного воспитания учащихся.
Цель исследования — создание методической системы форми-ования нравственных идеалов учащихся в процессе изучения про-шческих произведений малой формы в 5-8 классах националь-ой школы.
Для решения поставленной проблемы мы избрали средние клас-э1. Учащиеся 5-8 классов отличаются особым восприятием окру-ающего мира, повышенным интересом к вопросам добра и зла. [менно в этот период становление нравственных идеалов являет-
1 особенно продуктивным. Основные задачи исследования:
выявить основные психолого-педагогические, методические и литературоведческие предпосылки формирования нравственных идеалов школьников в процессе изучения произведений малой эпической формы;
определить этапы формирования нравственных идеалов учащихся в процессе изучения курса родной литературы во взаимосвязи с русской;
наметить основные пути, методы и приемы работы, которые бы обеспечили в процессе изучения литературы оптимальные способы формирования нравственных идеалов и убеждений. Гипотеза исследования. Эффективное формирование нравствен-о-эстетических идеалов школьника в процессе изучения жанра алых эпических форм осетинской литературы возможно только ри условии создания системы целостного изучения произведения
с учетом его жанровой специфики, культурологического подхода к постижению художественного материала, а также принципа взаимосвязи уроков, внеклассного чтения и различных форм внеклассной работы.
Методы исследования:
- теоретический (изучение литературоведческой, методической и психолого-педагогической литературы);
- социолого-педагогический (анкетирование, анализ программ и учебников, беседы с преподавателями и учащимися, наблюдения над учебным процессом, анализ устных и письменных ответов учащихся);
- экспериментальный (проведение констатирующего, поискового и обучающего эксперимента);
- статистический (количественный и качественный анализ результатов эксперимента).
Методологической основой диссертации являются положения современной педагогики, психологии и литературоведения, предполагающие учет нравственной направленности отечественного литературного процесса, национального своеобразия литературы каждого народа, понимание взаимосвязей и взаимодействия литератур как основы мирового литературного процесса.
Научная новизна. Представлена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная система работы по формированию у осетинских подростков нравственных идеалов при изучении родной литературы во взаимосвязи с русской литературой.
Практическая значимость. На основе разработанной системы изучения жанра рассказа на уроках осетинской литературы во взаимосвязи с русской реализуется идея нравственного воспитания учащихся.
Результаты исследования могут быть использованы при составлении программ, учебно-методических пособий и хрестоматий по изучению осетинского рассказа для различных типов школ.
На защиту выносятся следующие положения: 1. Выявление нравственных идеалов писателя и мировоззренческих представлений осетинского народа в процессе изучения произведений малой эпической формы способствует формированию эстетических идеалов и нравственных воззрений учащих—__________ 6
ся, а также создает условия для постижения нравственных представлений других представителей российской и мировой литературы.
. Для повышения эффективности изучения рассказа на уроках и внеклассных занятиях надо опираться на его нравственную основу, учитывать возрастные особенности восприятия художественных текстов малой эпической формы подростками, а также осуществлять культурологические подходы в процессе постижения художественного материала и принципы взаимосвязи уроков, различных форм внеклассной работы и внеклассного чтения.
. Предлагаемая нами методика изучения рассказов осетинских писателей формирует и развивает у школьников умения и навыки творческого эстетического чтения, способствуетразвитию интереса к самостоятельной и творческой деятельности, вызывает потребность высказать свое личностное отношение к произведению, к взглядам писателя. . Дальнейшее совершенствование процесса формирования нравственных идеалов подростков при изучении осетинской литературы должно развиваться путем дифференциации и индивидуализации занятий с учетом интересов и способностей учащихся, а также возможностью работы школьников по индивидуальному плану, рационального сочетания урочной и внеклассной работы.
Апробация работы осуществлялась в сельских и городских об-деобразователъных школах республики: Костаевской, Ногирской, изельской, в средних школах №17, 28, 50 г. Владикавказа.
Результаты исследования докладывались на районных мето-;объединениях учителей осетинского языка и литературы школ Неверной Осетии-Алании, на заседаниях кафедры осетинского язы-а и литературы РИПКРО г.Владикавказа.
Структура и основное содержание диссертации. Диссертация остоит из введения, двух глав, выводов, списка использованной итературы.
Во введении обосновывается актуальность выбора темы иссле-;ования, определяются объект, предмет, гипотеза, цель и задачи сследования, выявляются научная новизна и практическая зна-
чимость работы, излагаются основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава — "Научные основы формирования нравственных идеалов при изучении произведений малой эпической формы" — имеет характер научного анализа и обобщения фактов, связанных с темой исследования.
В первом параграфе "Литературоведческие подходы к изучению произведений малой эпической формы на уроках осетинской литературы" исследуется проблема жанров и их классификация, прослеживается становление жанра рассказа в осетинской литературе, определяется ведущая роль художественной литературы как вида искусства в формировании нравственных идеалов.
В осетинской литературе достаточное развитие получили все жанры, но особое место в ней занимает рассказ, который имеет богатые традиции.
Как жанр литературы осетинский рассказ корнями уходит в глубь истории и своим происхождением обязан фольклорным произведениям, то есть устному народному рассказу (легендам, пред-аниям-таурагам). Нартовский эпос, Даредзановские сказания, предания, легенды, сказки, притчи вели к формированию жанра рассказа.
В начале XX века в Осетии появляются первые газеты и журналы на осетинском языке "Ирон газет" ("Осетинская газета", 1906 год), "Ногцард" ("Новаяжизнь", 1907год), "Зонд" ("Знание", 1907 год), "Хабар" ("Известие", 1909год), "ЛЕфсир" ("Колос", 1910 год), "Хуры тын" ("Луч солнца", 1912 год) и др. Они способствовали развитию осетинской словесности , особенно малых жанров прозы. Рассказ в это время получает самостоятельное значение, сразу же становится заметным явлением литературы. Публикуются замечательные произведения Сека Гадиева, Арсена Коцоева, Елбас-дуко Бритаева, Цомака Гадиева, Иласа Арнигона, Рутена Гаглое-ва, Ефима Гулиева, Асланбека Бутаева, Вано Темирханова и других, чье творчество оказало огромное влияние на развитие самосознания осетинского народа, сыграло значительную роль в становлении его социальных и нравственных идеалов. В этом же параграфе раскрывается своеобразие творчества Сека Гадиева и Арсена Коцоева, определяется их роль в становлении жанра рассказа.
Во втором параграфе "Психолого-педагогические предпосыл-;и постижения нравственных идеалов писателя и формирование шровоззрения учащихся" большое внимание уделяется изучению штательского кругозора и особенностей восприятия школьника-т произведений осетинской литературы. С целью грамотного, тучного изучения читательского восприятия автор обращается к методическим и психолого-педагогическим исследованиям по этой фоблеме.
В решении вопроса полноценного усвоения текста, кроме воз->астных особенностей, общих для всех подростков, и педагогичес-;их условий перехода их из начальной школы в среднюю, немало-¡ажное значение имеет и знание сугубо национальных особенностей учащихся-осетин, унаследовавших характер, психологию ро-щого народа. Эти возрастные и национальные особенности уча-цихся-осетин среднего подросткового возраста в немалой степе-ш предопределяют процесс восприятия жанра рассказа осетинс-:ой литературы.
Автор обращается к методическим и психолого-педагогичес-:им исследованиям прошлого и настоящего с целью выявления [аиболее значимых работ по вопросам постижения нравственных щеалов в процессе изучения прозаических произведений.
В диссертации также анализируются программы и учебные юсобия в аспекте темы исследования. Выявлено, что программа ю осетинской литературе и учебники-хрестоматии не ориентиру-□т в должной степени на изучение художественных произведений : точки зрения нравственного воспитания. Неиспользованный [равственно-воспитательный и эстетический потенциал, заложенный в осетинских рассказах, требует сегодня своего осмыс-[ения и определения в плане эффективности использования для нормирования гуманистических идеалов учащихся. Научный щализ программ и учебников позволил нам наметить перспективы их дальнейшего усовершенствования в аспекте темы ис-ледования.
Для выявления уровня знаний, умений и навыков учащихся редних классов применительно к произведениям малого жанра в '-8 классах были проведены устные и письменные срезы.
Срезовые работы и наблюдения показали, что у большинства
школьников нет достаточных знаний об общественно-политической обстановке того исторического периода, когда создавалось произведение. Это обстоятельство сильно искажает восприятие художественного текста, мешает правильному пониманию его идейной направленности, обедняет учащихся в плане их литературно-эстетического развития.
Довольно поверхностными оказались и представления подростков о нравственных идеалах. Их внимание сосредоточено в основном на событийно-сюжетных связях произведения. Результаты ответов свидетельствуют о том, что часто учащиеся ограничиваются пересказом сюжета, называя действия, поступки героев, они опускают весь словесно-образный слой, идущий подтекстом. Не развита речь, беден словарный запас. Отчасти это объясняется однообразием приемов словотолкования. Стремление раскрыть значение слов лишь посредством перевода на русский язык сужает возможность их широкого применения, тормозит развитие языкового чутья школьников.
Наиболее слабым звеном литературного образования учащихся является их теоретико-литературная подготовка. Незнание элементарных теоретических понятий, неумение конкретно применять их при анализе лишает подростков возможности яркого видения образной ткани произведения, глубокого его осмысления в единстве формы и содержания.
В соответствии с этим акцент делается на необходимости создания определенной системы целенаправленного нравственного воспитания школьников в процессе обучения с учетом их возрастных и национальных особенностей.
В последнем параграфе первой главы "Педагоги и методисты прошлого и настоящего об идейно-нравственной направленности воспитания учащихся при изучении художественной литературы" рассматриваются взгляды методистов прошлого (И.Б.Балталон, В.И.Водовозов, В.П.Острогорский, В.Я.Стоюнин) и настоящего (Л.С.Айзерман, М.Г.Ахметзянов, Г.И.Беленький, С.К.Бирюкова, Т.Г.Браже, Н.Н.Вербовая, В.В.Голубков, А.С.Жулева, Т.В.Зверс, Т.Ф.Курдюмова,А.А.Липаев, К.В.Мальцева, В.Г.Маранцман, К.М.Нартов, Н.С.Русина, М.А.Рыбникова, Л.В.Тодоров, М.В.Чер-кезова, Р.З.Хайруллин и другие) на проблему эффективного нрав-
твенного воздействия художественных произведений на школь-
[иков.
Глава вторая — "Методика нравственного воспитания в провесе изучения жанра рассказа" —является основной.
В первом параграфе обосновывается роль вступительных застой перед аналитическим чтением и разбором прозаических [роизведений. С целью пробуждения у учащихся интереса к изу-[аемому писателю и рассказу, а также более заинтересованного и ознательного восприятия художественного текста в этом разделе диссертации рассматриваются следующие формы вступительных анятий: слово (рассказ учителя), в котором сообщаются необходимые сведения для восприятия произведения, беседы, строящие-я на основе тех знаний, которые имеются у школьников, и фор-гулировка проблемных заданий, предваряющих наблюдения над гдейно-художественным содержанием текста.
Большое внимание уделяется тем приемам, которые способствует решению проблемы организации и определения целей вступи-ельных уроков по изучению жанра рассказа: беседа с учащимися | прочитанном произведении, способствующая активизации их 1ЫСлительной деятельности по его углубленному восприятию и осмыслению; исторический комментарий, который вводит их в круг [роблем, поставленных в произведении; комментированное чтение отдельных эпизодов, призванных обратить внимание школьников [а наиболее существенное в изучаемом художественном тексте; при-лечение других видов искусства для создания более благоприятной моциональной атмосферы его дальнейшего изучения.
Все приведенные выше способы организации первых уроков [о изучению жанра рассказа были призваны прежде всего повы-ить интерес учащихся к произведению, дать почувствовать атмос->еру той эпохи, когда оно было создано, обратить внимание на екоторые стороны его содержания.
Важное место на вступительных занятиях отводится и различим видам словарной работы. В исследовании словарно-фразео-огическая работа тесно связана со всеми этапами изучения худо-сественного произведения: вступительными занятиями, анализом екста, выразительным чтением, заключительными занятиями по роизведению — и рассматривается автором как один из приемов
постижения культуры своего народа, понимания обычаев, обрядов как древних осетин, так и современных. Наше внимание было сосредоточено в первую очередь на эмблемной лексике, передающей школьникам культурные традиции своего народа. Нас интересовало три аспекта в словарно-фразеологической работе: 1) эт-нокультуроведческая лексика, характеризующая систему знаний о быте и культуре определенного народа; 2) художественно-этно-типичная лексика, которая играетважную роль в создании национальной словесно-художественной картины мира; 3) лексика с повышенным этноэстетическим потенциалом. Сюда относятся слова, которые отличаются способностью активно участвовать в формировании образа. Эта лексика обладает возможностями для педагогического сопряжения двух национальных словесно-художественных культур.
Подготовка к первичному восприятию художественного произведения — только первый шаг на сложном пути его осмысления. Дальнейшая задача учителя заключается в том, чтобы сохранить живое читательское восприятие, углубив, уточнив, а в случае необходимости, направив и видоизменив его с помощью научного изучения, каким является анализ произведения. В качестве основных требований к нему выдвигаются осмысленность и целенаправленность, то есть четкое представление того, для чего, с какой целью проводится данный анализ.
В методической литературе известны несколько основных путей анализа рассказа: целостный, пообразный, проблемно-тематический, композиционный. Всеми исследователями в настоящее время осознается один из основных недостатков любого из перечисленных выше путей анализа: он разрушает художественную структуру, ослабляет эмоциональное воздействие текста на читателей-школьников.
Выбор пути освоения идейно-тематического содержания произведения в первую очередь мы определяли жанровой природой, художественными особенностями произведения, уровнем подготовленности учащихся, основными целями занятия. Использование при работе над рассказами какого-нибудь одного методического пути приводит к однообразию форм работы и тем самым снижается эффективность восприятия художественного текста, обед-
[яется творческая деятельность школьников.
В этом разделе диссертации рассматриваются конкретные пути [ формы целостного анализа рассказа Чермена Беджызаты "Ба-ай Албегов и невестка Барсаговых", разрабатываются уроки, ос-[ованные на проблемном изучении рассказа Сека Гадиева "Азау" [ на пообразном изучении рассказа Алеша Гучмазова "Лошади-[ый вьюк и мальчик". При работе над каждым произведением нализируются и его проблематика, и образы, и композиция, но в :аждом отдельном случае выделяется какая-то одна сторона про-[зведения как ведущая нить анализа. Это ведет учащихся к постижению авторской позиции, его эстетических идеалов, а также к юрмированию нравственных идеалов, выработке индивидуаль-[ых взглядов на жизнь.
Разрабатывая уроки, основанные на целостном изучении рас-каза, мы ставили перед собой следующую задачу: найти художес-венное решение конфликта, "поскольку произведение пишется по аконам художественной логики..Такая установка способство-ала развитию более пристального внимания к тексту изучаемого [роизведения, не только к его чисто событийной стороне или отельным характерам, но ориентировала на поиски более глубоки связи между отдельными эпизодами, сценами, поступками ге-оев. При этом основное внимание уделялось художественному воеобразию изучаемого произведения, его стилевым особеннос-ям, функциональному анализу отдельных элементов. Все это по-ышало интерес школьников к художественному тексту, оживля-о эмоциональную атмосферу урока, способствовало глубокому роникновению в авторский замысел.
Чтение рассказа на уроке или непосредственно перед ним с шогоплановым (от причин, побудивших читателя к сопережива-ию с автором, до роли этого переживания в жизни подростка) сознанием мыслей и чувств, вызванных им, составляет основное о держание урока. Это ставит учителя в несколько особое положе-ие: он не сообщает знания о произведении, а вводит школьников самый процесс поиска.
Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. М.: Просвещение, т. С.254.
Четкая ориентация на соответствие отбора наблюдений харак теру произведения и своеобразию его восприятия, а также воет тательным задачам позволяет избежать навязчивых повторений снижающие эмоциональную активность школьников.
Учащиеся 8 класса легко улавливают приемы прямого нагляд ного изображения персонажа, поэтому нет необходимости акцен тировать их внимание на подобных наблюдениях. Однако при это? они все же не умеют правильно оценивать значение деталей, на йти основные и отбросить несущественные.
В этом случае им нужно показать, как надо сопоставлять дета ли и выявлять существенные. Если преобладающий стимул чтени: школьников — стремление узнать только о каких-то события? действиях, людях, то необходимо развить у них способность к э< тетическому восприятию, потребность в эстетическом переживг нии. В связи с этим в процессе анализа были акцентированы на блюдения, вскрывающие удивительную способность художника ] образному воспроизведению жизни, способность в раздумьях жизни устанавливать закономерности, способность тонко улавли вать такие движения ума и чувства человека, человеческих отне шений, которые сам писатель не всегда в состоянии найти и осо: нать даже в себе.
Акцент на подобные наблюдения тем более оправдан, что о: совпадает со спецификой целостного анализа, идущего от непос редственного восприятия, где эмоциональное впечатление зовет осознанию, которое затем усиливает эмоциональную реакцию Отсюда — уже прямой путь к воспитанию эстетического чувствг потому что, как утверждают психологи, "... чувство, став устой чивым достоянием эмоционального опыта, превращается в неко торое свойство личности человека, существенно определяет ее де! ствия и поступки"1.
Хотим отметить, что нравственное воздействие на учащихс оказывает и сама организация работы по методике, опирающейс на целостный анализ.
На наш взгляд, здесь исключена возможность неискренност! подростка, он не может скрываться за чужими словами, так как н
1 Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1958. С. 34. -------------------------------------------------14
роке нет рассуждений о рассказе вообще, а есть конкретные раз-иышления воспринимающего его лица, и любое высказывание жольника основывается на его вдумчивом чтении. Наконец, ана-:из, опирающийся на собственный опыт ученика, оберегает его в :акой-то мере от схематизма.
Все это стимулирует самостоятельность, активность, развива-т наблюдательность учащихся, учит зоркости.
Выделение главных вопросов времени, создание проблемных итуацийна материале литературных произведений — все это спо-обствуетвоспитанию нравственных идеалов школьников. Созда-ие проблемной ситуации требует прежде поиска, активизации :огического мышления учащихся. Вопрос, заданный не в катего-|Ической форме, создает возможность неоднозначных ответов. Способы создания проблемной ситуации на уроках разнообраз-[Ы. Ее основой может быть столкновение различных точек зрения [а изучаемое произведение, сопоставление литературного текста явлениями других искусств, выяснение расхождения читательс-:ихвпечатлений школьников и позиции автора. Но непременным словием проблемной ситуации остается необходимость для юдростков поиска решения и доказательства избранной точки рения. В таких условиях отчетливо обнаруживаются позиции чеников.
При проблемном обучении, когда ученик активно включается процесс познания, освоение вопросов идейно-нравственных, эс-етических протекает более эффективно. С постановки проблем-юго вопроса начинается осознание проблемы, он тревожит их ознание, ставит перед необходимостью выбора решения. Проблемный вопрос переходит в систему других более частных вопро-ов, что и обеспечивает возможность последовательного разреше-;ия проблемной ситуации.
Вопросы, волнующие школьников при чтении рассказа "Азау", азнообразны, но основное направление ихлежитв области нрав-твенных взаимоотношений героев друг с другом и с окружающей редой.
Создание "установки" на чтение является необходимым звеном хождения в текст. Этот рассказ должен быть прочитан классом и чителем вместе, чтобы возникло коллективное переживание, зо-
вущее к разбору, к совместным раздумьям. Необходимо дать сл< варный и историко-культурный комментарий, добиться элемек тарного понимания текста, преодолеть языковой и исторически барьер, который создается отдаленностью гадиевского времени с нашего.
Искусство комментирования произведения со стоит прежде в с< го в том, чтобы разъяснение слов и отдельных эпизодов не засл< няло развития сюжета. Комментирование происходит в ходе чт( ния, поэтому общий ход событий не должен дробиться на беск< нечные фрагменты, напротив, мы старались сохранить увлекател! ность сюжета произведения.
На уроке аналитического чтения рассказа учитель не долже растолковывать содержание, разъяснять все сложности взаимоо-ношений действующих лиц. Перед нами стояла другая задача: н разъяснить все вопросы, а возбудить их в сознании подростков.
Аналитическое чтение таит в себе угрозу распыления впечатл' ний, поэтому мы старались концентрировать их в центрально] вопросе, который возникал после чтения отдельных эпизодо] Таков путь проблемного изучения "Азау", который ведет ученике от сюжета и нравственных коллизий рассказа к постижению автор! кой позиции, эстетическому рассмотрению художественного текст
Проблемный анализ строится на связи вопросов, каждый и которых решается в противоборстве. Это воспитывает у подрос ков умение защищать выбранную точку зрения, логически арг> ментировать читательские впечатления и выводы разбора. В пр< блемном анализе привлекает непрерывность поиска, свобода о( ращения с текстом.
Понятие художественного образа всегда является приорите-ным при школьном анализе произведений независимо от эпохр которая в них изображается, от проблем, которые в них решаю' ся, от выбора того или иного пути разбора текста.
Это обусловлено тем, что высокие нравственные идеалы, зале женныев произведении, воспринимаются нами сквозь призму Ч( ловеческих взаимоотношений, и ничто другое: ни явления прирс ды, ни другие предметы — не в состоянии полностью взять на его функции.
В образе и материализуется идейное содержание художестве! ----------------------------------------------------
:ого текста, воплощается та или иная норма человеческой жизни, вскрывается сущность тех или иных жизненных закономернос-ей, именно через него произносится авторский приговор над изо-ражаемой действительностью, выражается авторское представ-ение об идеале прекрасного.
Раскрытию образа подчинены все элементы произведения: ком-озиция, язык, жанровая форма. С учетом этих позиций мы лод-одим к выбору пути анализа при изучении рассказа Алеша Гуч-[азова "Лошадиный вьюки мальчик". Мы брали самые важные омпоненты, составляющие образ, и некоторые языковые средст-а рассказа и на них заостряли мысль учащихся: поведение героя, го монолог, изображение обстановки, художественные детали; из зыковых средств, раскрывающих образ, — слова общеупотреби-ельной лексики и отдельные вульгаризмы. Этих средств, на наш згляд, вполне достаточно, чтобы с их помощью проникнуть на оступную пятиклассникам глубину изображаемых писателем яв-ений. Только тогда учащиеся смогут увидеть в образе многие чер-ы, характеризующие с разных сторон его личность.
В этом разделе диссертации значительное внимание уделяется акже устным и письменным ответам школьников, их сообщени-м, рассуждениям в процессе изучения жанра рассказа.
В системе работы над литературным произведением заключи-ельные занятия являются финалом. Заботясь о том, чтобы они не водились только к обобщению и повторению пройденного мате-иала, а помогали учащимся заново пережить и осмыслить его, редлагаются разнообразные формыработы: чтение произведений чениками или мастерами художественного слова, составление онтажа из наиболее ярких отрывков рассказа, рассматривание ллюстраций и др. Связь литературы с жизнью на заключитель-ых уроках диссертант осуществляет в форме беседы, диспута, в оде которых выясняется, что понравилось школьникам в произ-едении, как они расценивают роль и значение художественных бразов, чему учит их произведение.
В ходе экспериментального обучения особое внимание уделя-эсь осознанию учащимися места отдельного произведения или зорчества писателя в историко-литературном процессе и умению гсти сопоставительно-типологический анализ изученного произ-
ведения осетинской литературы и близкого к нему по идейно-т( матическому содержанию и методу изображения жизни произве дения русской литературы.
Далее в работе рассматривается роль внеклассного чтения общем процессе литературного образования и воспитания. Он по своей значимости является самостоятельным разделом учебн( воспитательной работы каждого класса в отдельности и всей шкс лы в целом, и нести ответственность за руководство чтением д< лжен весь педагогический коллектив. Первоочередная задача уч! теля-словесника — это отбор круга школьных произведений мг лой эпической формы, в которых заложены потенциальные воз можности раскрытия перед учащимися нравственных идеалов на рода. Самым сложным моментом в отборе произведений осетин« кой литературы является положение о том, что современных пр< изведений, в которых бы затрагивались нравственные проблемь очень мало. Нет рассказов, романов, повестей, отражающих сс временную жизнь школьника, которая осложнена буйным распрос транением меркантилизма. Трудность в том, что вся современна осетинская литература построена на материале революционног прошлого и картин Великой Отечественной войны. Произведение в которых отражена история Родины, использованы диссертанто для нравственного воспитания школьников, беседы с ученикам направлены на решение труднейших проблем нашего времени ч< рез постановку таких проблемных вопросов, например, как: че объединяется интерес современных писателей к вопросу участа ребенка в революции, в борьбе с врагом в годы Великой Отече твенной войны? Почему дети нашей страны в начале века верил в добро и помогали становлению справедливого общества? П041 му у школьников 90-х годов пропал интерес к героическим обр; зам? И так далее.
Руководство чтением начинается с составления списков, коте рые помогают учащимся накапливать читательский опыт в неоЕ ходимой системе.
В этом отношении рождает беспокойство постепенное осла( ление влияния учителя на процесс чтения учащихся. Роль учител как источника внеурочной и внепрограммной информации умень шается год от года, от класса к классу.
В основу рекомендации книг по нравственному воспитанию, о нашему мнению, могут быть положены историко-литератур-ый принцип, тематический и жанровый.
Задачи историко-литературной системы—углубить школьную рограмму, расширить представления учащихся об эпохе, литера-урном окружении писателя, изучение творчества которого пред-смотрено программой.
Список, построенный на тематическом принципе, называет емы, наиболее интересующие подростков и важные в их литера-урном развитии.
Следующий принцип построения списка — жанровый, задачи го — помочь учащимся, увлекающимся какими-то отдельными :анрами, проследить изменения, трансформацию тех или иных :анров. Только тогда школа достигнет значительных успехов в итературном образовании школьников, когда классное чтение и омашнее сольются в единый процесс воспитывающего обучения.
Неотъемлемой частью всего процесса обучения и воспитания в жоле является внеклассная работа. В диссертации она представ-ена как эффективное средство, с помощью которого учащимся эобщаются дополнительные сведения по предмету, закрепляется углубляется изученный в классе программный материал в более бразной, эмоционально насыщенной и занимательной форме. Во неклассных занятиях школьники имели возможность глубже и [ире узнать то, что их интересовало, на что они не могли найти гвета ни в учебнике, ни в объяснении учителя на уроке (в силу граниченности времени).
Несмотря на пристальное внимание к проблеме внеклассной аботы со стороны ученых и методистов, проблема единства клас--гой и внеклассной работы по литературе не находит полного во-пощения на практике. Это, безусловно, отражается в целом на })фективности нравственного воспитания учащихся в процессе зучения литературы. В диссертации внеклассная работа представ-гна как логическое продолжение урочных занятий, рекоменду-тся формы работы, использование которых дает наибольший ¡)фект.
В параграфе "Взаимосвязь родной и русской литературы как цин из факторов развития интереса к культуре и искусству дру-
гих народов" обосновывается необходимость координации ту чения двух литератур (осетинской и русской) в национальной шко ле, что способствует повышению идейно-эстетического уровн учащихся. В диссертации раскрываются различные аспекты про блемы: использование краеведческого материала на урокахште-ратуры; эффективность сопоставительного анализа произведена писателей разных национальностей; взаимосвязь осетинской и рус ской литератур во внеклассной и внешкольной работе и т.д.
Взаимосвязанное изучение родной и русской литератур пре,г полагает создание целостной системы литературного образовани учащихся, позволяет им глубже оценить идейно-эстетическую зна чимость литературного явления, понять национальное своеобра зие каждой литературы, познать в художественных образах ми прошлого, уловить своеобразие духовного мира автора.
Проблема взаимосвязи родной и русской литературы нашл наиболее полное теоретическое и методическое обоснование в р ботах М.В.Черкезовой, И.Х.Майоровой, Л.А.Шеймана.
При изучении литературных связей выясняются идейные, фи лософские, нравственно-эстетические, сюжетные параллели, пере клички в системе образов и средств художественной выразительно! ти. Все это помогает раскрыть общность судеб народов нашей стр ны, активно формирует культуру межнационального общения, вое питывает уважение к традициям, языку, искусству других народов.
Однако программы и учебники по осетинский и русской лит« ратурам показывают, что они лишь частично нацеливают на вы явление взаимосвязей между двумя литературами и принцип це лостности, системности литературного образования и нравствен ного воспитания школьников остается нереализованным.
В диссертации представляются наиболее эффективные пут] раскрытия взаимосвязи осетинской и русской литератур таких, ка показ влияния русского писателя на осетинскую литературу, сс поставление творческого пути обеих литератур, использование п< реводов произведений русских писателей, привлечение краеведче« кого материала о пребывании русских писателей на территори Осетии и т.д. Взаимосвязь осетинской и русской литератур реал] зовывается в процессе изучения рассказа К.Хетагурова "Охота з турами" и И.Тургенева "Бирюк"; А.Коцоева "Пасха Гиго", "За
юта Дадоловых" и Н.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"; э.Туганова "Пастух Баде" и М.Горького "Детство"; Д.Мамсуро-¡а "Жук" и А.Чехова "Человек в футляре" и многих других.
Анализ анкетирования показал, что в методике преподавания >сетинской литературы в школе имеется незначительный опыт 1спользования на уроках взаимосвязей и взаимовлияния осетинс-:ой и русской литератур.
Обращение к русской литературе в диссертации проводится на следующих этапах работы над художественным произведением: 1) 1а вступительном занятии при освещении эпохи и творческой ис-:ории произведений; 2) при анализе произведения, когда есть возможность указать на его идейно-тематическое созвучие с произве-1,ением русской литературы, на сходство образов; 3) на заключительных уроках по изучению произведений, когда определяется его начение для развития осетинской литературы в идейно-эстетичес-:ом воспитании школьников.
В исследовании взаимосвязь литератур представлена на приоре изучения темы "Природа в творчестве российских поэтов" и 1а уроке, посвященном теме милосердия в русской и осетинской [итературе.
Подтверждением закономерного повышения воспитательного ¡оздействия осетинской и русской литератур при условии их од-ювременного изучения является ученическая документация — очинения о любимом герое, отзывы на прочитанные книги, то сть те материалы, в которых школьники сами определяют нрав-твенное воздействие на них того или иного литературного героя щи художественного произведения в целом.
Завершается вторая глава описанием результатов экспериментального обучения, приводятся таблицы, в которые сведены дан-(ые контрольных срезов по итогам анкетных опросов, викторин, исьменных работ учащихся. Все качественные и количественные юказатели проанализированы, сделаны методические выводы.
Результаты опытно-экспериментальной проверки в целом под-вер дили основные положения гипотезы. Сопоставительные дан-:ые уровня знаний и умений учащихся контрольных и экспери-гентальных классов показали преимущество экспериментальной [етодики, которая дает возможность более полно реализовывать
воспитательный потенциал литературных произведений.
Проведенное научно-теоретическое исследование и опытно экспериментальное обучение учащихся 5-8 классов национальное школы дают нам основание сформулировать следующие выводы
1. Осетинская художественная литература, в данном случа< произведения малой эпической формы, становится действенные средством литературного образования и нравственно-эстетичес кого воспитания, если она изучается системно, во взаимосвязи русской литературой, с учетом культурологического подхода к художественному тексту, а также жанровой особенности рассказа.
Это позволяет осмыслить национальную самобытность лите ратурного явления.
2. В процессе изучения жанра рассказа осетинской литературь учащиеся имели возможность познакомиться с такими нравствен но-эстетическими понятиями, как гуманизм, патриотизм, уважение к национальным обычаям и культуре, чувство долга пepe^ личностью и обществом, уважение и любовь к старшим и др.
3. Эффективность нравственно-эстетического воспитания н< разных этапах освоения художественного текста малых эпически; форм зависит от целостной методической системы, в понятие кс торой входят преемственность обучения, выбор оптимальных п> тей, методов и приемов обучения, взаимосвязь всех этапов поста жения содержания произведения, единство классных и внеклассны: форм работы.
4. Правильный выбор путей, методов и приемов анализа худо жественного текста произведений малой эпической формы разви вает у школьников способность воспринимать художественны] текст как явление искусства, пробуждает интерес к литературе содействует воспитанию эстетического отношения к действитель ности и формированию гуманистических идеалов.
Для национальных школ Северной Осетии наиболее оптималь ными при изучении жанра рассказа на уроках родной литературь являются следующие пути анализа: вслед за автором (целостный) проблемно-тематический, пообразный. Причем наиболее эффек тивными методами и приемами постижения авторского идеал; являются комментированное чтение, беседа в сочетании с вырази тельным чтением отрывков текста, а также различные формы твор
еской и самостоятельной работы над художественным текстом.
5. Процесс формирования нравственно-эстетических идеалов роисходит более эффективно под воздействием взаимосвязанно-о изучения родной и русской литератур.
6. Комплексное изучение рассказа на уроках литературы и внек-ассного чтения, а также во внеклассной работе способствует эф-оективному постижению нравственно-эстетических идеалов писателе формированию прогрессивного гуманистического мировоззрения.
7. Работа по нравственно-эстетическому воспитанию учащих-я должна проходить с учетом художественных особенностей изу-аемого рассказа, спецификой возрастных особенностей подроста, его интересакнравственными эстетическим проблемам совре-:енности. От понимания специфики творческого воображения и налитических способностей учащихся 5-8 классов, их личностно-о отношения к изучаемому произведению, широты кругозора одростка зависит эффективность усвоения нравственно-эстети-еских идеалов писателя, а также формирование мировоззрения удущего гражданина.
Основные положения диссертации отражены в следующих убликациях:
. Роль вступительного урока в изучении рассказа Сека Гадиева "Азау" (на осетинском языке)//Ираф. Вып. 1. Владикавказ, 1998. . Место и роль вступительных уроков в изучении художественных произведений. Учебно-методическое пособие. Владикавказ, 1998.
. Хрестоматия по осетинской литературе для 7 класса (в соавторстве, в производстве). . Патриотическое воспитание школьников на традициях осетинской поэзии // Актуальные проблемы образования и воспитания: история, теория, практика (в производстве).
одписано в печать 05.03.98. Объем 1,5 п. л.. Формат 60x90 1/16. Тираж 100 экз. осударственное полиграфическое предприятие "Рухс"
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Дзапарова, Зара Георгиевна, 1998 год
Введение . 1-
Глава I. Научные основы формирования нравственных идеалов при изучении произведений малой э пической гсо рмы.
§ I. Литературоведческие подходы к изучению произведений малой эпической формы на уроках осетинской литературы.8
§ 2. Психолого-педагогические предпосылки постижения нравственных идеалов писателя и формирование мировоззрения учащихся .25
§ 3. Анализ современных программ и учебников в аспекте темы.34
§ 4. Педагоги и методисты прошлого и настоящего об идейно-нравственной направленности воспитания учащихся при изучении художественной литературы . 43
Глава П. Методика нравственного воспитания в процессе изучения жанра рассказа.
§ I. Еетупительные уроки и их роль в сознательном восприятии художественного текста . 53
§ 2. Пути, методы и приемы анализа произведений малой эпической формы как основа постижения худовест-венного текста и формирования нравственных идеалов. . 80-
§ 3. Роль заключительных уроков в формировании мировоззрения учащихся . II8-I
§ 4. Енеклассное чтение и его роль в общем процессе литературного образования и воспитания . . 130
§ 5. Внеклассные формы работы по литературе как основа формирования нраветеонных идеалов школьников .144-16I
§ 6. Взаимосвязь родной и русской литератур как один из факторов развития интереса к культуре и искусству других народов .I6I-I
§ 7. Результаты эксперимента .175
Бы воды.184
Введение диссертации по педагогике, на тему "Нравственное воспитание учащихся 5-8 классов в процессе изучения произведений малой эпической формы на уроках осетинской литературы"
Преподавание родной литературы в средней национальной школе на современном этапе-сложный и трудный процесс. Чем меньше в этом процессе стихийности и больше целенаправленного, научно обоснованного подхода к изучению художественных произведений с учетом национальной специфики, тем успешнее результаты преподавания. Куль-туроведческий аспект является наиважнейшим в условиях возрождения национальной культуры.
Трудности в работе преподавателя литературы в условиях двуязычия двоякого рода: методологические, связанные с уяснением сущности литературы, ее закономерностей, и методические, обусловленные поисками наилучших средств раскрытия идейно-эстетического содержания художественного текста.
Литература - это своеобразная форма выражения творческой концепции писателя, отражение мировосприятия автора в художественных образах и картинах. Своеобразие воздействия художественной литературы на человека заключается в том, что оно формирует у него не только способность эстетического восприятия литературы как вида искусства, но и способность эстетической реакции на все жизненные явления, отраженные в произведении или ассоциативно вызванные произведением в сознании человека.
Жизненные наблюдения, убеждения писателя,оценочные суждения, его переживания и чувства - все это воплощается в ткань художественного произведениям конкретную картину жизни, воздействующую на ум, чувства, волю читателя. Особенность этого воздействия состоит в том, что оно осуществляется в процессе переживания,формирование определенных взглядов,гражданских и нравственных качеств личности находится в прямой связи с глубиной пережитого эстетического чувства, вызванного художественным произведением.
Подросток - осетин воспринимает родную и русскую яияературц несколько иначе, чем взрослый читатель: своеобразен жизненный опыт подростка, обусловленный культурно-историческими и национальными традициями. Обычаи и традиции донесли до нас мудрую организацию воспитания. Осетинский народ в процессе своего развития создал определенный идеал человека. Этот идеал воплотил в себе наиболее высокие моральные качества: честность, правдивость, любовь к своему народу, преданность земле своих предков, рыцарское покровительство женщине, почтительное отношение к старшим. Этнопедагогика, по определению Г.Н.Волкова, полнее, точнее передает содержание и сущность науки, предметом которой является педагогическая культура рода, этносоциу-ма, и нации, и народности, сказывающиеся, в конечном счете, и в "общности психического склада той или другой этнической группы".
Мы не претендуем на глобальное решение проблемы нравственного воспитания в процессе литературного образования школьников. Исследование ограничено подростковым возрастом (5-8 классы), так как именно в этот период складываются качества будущего взрослого человека, формируются его нравственные и эстетические идеалы. Кроме того, наше исследование касается только произведений малой эпической формы - жанра рассказа.
Сегодня, как никогда раньше, важно так организовывать изучение родной литературы, чтобы идейно-нравственное содержание произведений художественной литературы вошло во внутренний мир школьника как неотъемлемая часть его духовного опыта, основа размышлений о личном нравственном выборе. Возможности литературы в этом отношении действительно неограниченна, так как именно арсенал идейно-эстетических средств, которыми располагает художествен* ное произведение, позволяет проникнуть одновременно в сознание и душу человека, вызвать эмоциональный отклик и стремление к самоусовершенствованию.
Методисты (как русской, так и национальной школы), разрабатывающие вопросы нравственного воспитания на уроках русской и родной литературы, придают большое значение проблемам связи литературы с жизнью; эффективному интеллектуальному и эмоциональному восприятию художественного произведения; формированию навыков творческого развития учащихся в процессе различных видов внеклассной работы и уроков внеклассного чтения. Методистов,педагогов, психологов в первую очередь интересуют вопросы путей, методов и приемов решения конкретных воспитательных задач в общей системе литературного образования.
Проблема формирования нравственных идеалов учащихся, несмотря на многолетний опыт ученых, методистов, психологов, педагогов, в наше время является одной из актуальнейших, так как формирование духовно богатой личности в переходные эпохи-одна из труднейших задач»
Среди достижений методической мысли последних лет отмечаются тенденции к усилению внимания вопросам нравственного влияния литературы на формирование личности школьника, разработке новых средств духовного сближения подростка с героем литературы. От развития умений и навыков воспринимать литературное произведение как явление искусства зависит эстетическое переживание,воспитательное воздействие произведения на ум и чувства школьника. £ школьной аудитория художественное произведение должно восприниматься как творческий результат эстетического отношения писателя к жизни .Только через призму эстетического и гуманистического идеала на уроках литературы должна проводиться мысль о нравственности человека. Для этого учителям необходимо эмоционально воздействовать на учащихся, вызвать у них чувства одобрения,любви к гуманистическим деяниям героев я чувства отвращения,ненависти к безобразным, антигуманным поступкам персонажей.
Дли иллюстрация своей методической концепция воспитания нравственных идеалов мы избрали изучение произведений малой эпической формы -рассказ. Этот выбор объясняется и тем,что методика изучения рассказа в плане воспитания нравственных качеств не получила должного освещения в системе изучения осетинской литературы.
В исследовании процесс формирования нравственных понятий рассматривается как органическая часть общего процесса изучения литературы в ее специфике, когда понятие раскрывается не через отвлеченное абстрагирование, а через восприятие конкретных поступков и отношений героев,эстетическое переживание изображенных писателем конкретных картин, раскрывающих эти поступки и отношения*
Объдктоц исследования стал процесс формирования нравственных идеалов у учащихся 5-6 классов в ходе изучения осетинской прозы малой эпической формы.
Предметом исследования является методика изучения произведений малой эпической формы на уроках осетинской литературы, во внеклассной работе и на уроках внеклассного чтения в 5-8 классах в аспекте нравственного воспитания учащихся.
Цдль исследования - создание методической системы формирования нравственных идеалов учащихся в процессе изучения прозаических произведений малой формы в 5-8 классах национальной школы.
Для решения поставленной проблемы мы избрали средние классы. Учащиеся 5-6 классов отличаются особым восприятием окружающего мира, повышенным интересом к миру добра и зла. Именно в этот период становление нравственных идеалов является особенно продуктивным.
- выявить основные психояого-педагогические,методические и литературоведческие предпосылки формирования нравственных идеалов школьников в процессе изучения произведений малой эпическвй формы;
- определить этапы формирования нравственных идеалов учащихся в процессе изучения курса родной литературы во взаимосвязи с русской;
- наметить основные пути, методы и приемы работы, которые бы обеспечили в процессе изучения литературы оптимальные способы формирования нравственных идеалов и убеждений.
Гипотеза исследования. Эффективное формирование нравственно-эстетических идеалов школьника в процессе изучения осетинской литературы жанра малых эпических форм возможно только при условии создания системы целостного изучения произведения с учетом его жанровой специфики, культурологического подхода к постижению художественного материала, а также принципа взаимосвязи уроков, внеклассного чтения и различных форм внеклассной работы. МЗДРЖ .йсслддодадвд;.
- теоретический (изучение литературоведческой,методической и психолого-педагогической литературы);
- социолого-педагогический (анкетирование, анализ программ и учебников, беседы с преподавателями и учащимися, наблюдения над учебным процессом, анализ устных и письменных ответов учащихся!;
- экспериментальный (проведение констатирующего,поискового и обучающего эксперимента);
- статистический (количественный и качественный анализ результатов эксперимента). ftf q тододоги чес ко^ основой диссертации являются положения современной педагогики, психологии и литературоведения,предполагающие учет нравственной направленности отечественного литературного процесса, национального своеобразия литературы каждого народа, понимание взаимосвязей и взаимодействия литератур как основы мирового литературного процесса.
Научная новизна. Представлена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная система работы по формированию у осетинских подростков нравственных идеалов при изучении родной литературы во взаимосвязи с русской литературой.
Практическая значимоеть. На основе разработанной системы изучения жанра рассказа на уроках осетинской литературы во взаимосвязи с русской реализуется идея нравственного воспитания учащихся.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Выявление нравственных идеалов писателя и мировоззренческих представлений осетинского народа в процессе изучения произведений малой эпической формы способствует формированию эстетических идеалов и нравственных воззрений учащихся, а также создает условия для постижения нравственных представлений других представителей российской и мировой литературы.
2. Для повышения эффективности изучения рассказа на уроках и внеклассных занятиях надо опираться на его нравственную основу, учитывать возрастные особенности восприятия художественных текстов малой эпической формы подростками, а также осуществлять культурологические подходы в процессе постижения художественного материала и принципы взаимосвязи уроков, различных форм внеклассной работы и внеклассного чтения.
3. Предлагаемая нами методика изучения рассказов осетинских писателей формирует и развивает у школьников умения и навыки творческого эстетического чтения, способствует развитию интереса к самостоятельной и творческой деятельности, вызывает потребность высказать свое личностное отношение к произведению, к взглядам писателя.
4. дальнейшее совершенствование процесса формирования нравственных идеалов учащихся при изучении осетинской литературы должно развиваться путем дифференциации и индивидуализации занятий с учетом интересов и способностей учащихся, а также возможностью работы школьников по индивидуальному плану, рационального сочетания урочной и внеклассной работы.
Апробация работы осуществлялась в сельских и городских общеобразовательных школах республики: Костаевской, Ногирской, Гизель-ской, в средних школах & 17,28,50 г.ВладиКавказа. Результаты исследования докладывались на районных метод объединениях учителей осетинского языка и литературы школ Северной Осетии -Алании,на заседаниях кафедры осетинского языка и литературы РИПКРО г.Владикавказа,
Логика исследования, цели и задачи определили структуру и содержание работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов и библиографии.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Дзапарова, Зара Георгиевна, Москва
1. В достаточной ли мере отражена проблема межпредметных связей осетинской и русской литератур в программах и учебниках по осетинской литературе?
2. Используете ли вы взаимосвязи осетинской и русской литератур в процессе изучения произведений малых эпических форм?
3. Какие приемы являются наиболее эффективными для усвоения и понимания осетино- русских литературных связей? - I6b -
4. С героем какого произведения А. Чехова можно сравнить героя рассказа д.Мамсурова "1ук", героев И.Гоголя с героями рассказов А.Коцоева "Пасха Гиго",„Забота Дадоловых", героиню И.Тургенева с героиней рассказа Гадиева "Азау"?
5. Соотносили ли вы произведения осетинской и русской литературы по нравственному потенциалу?
6. Какое место отводится в вашей работе словарно- фразеологической работе, служит ли она воспитательным задачам урока?
7. Какие человеческие поступки, на ваш взгляд,можно назвать прекрасными?
8. Какая связь между прекрасным и добрым?
9. Приведите примеры возвышенного из осетинской Литературы. 4* Какие нравственные качества формируются в процессе изучения художественной литературы?
10. Процесс формирования нравственно-эстетических идеалов происходит более эффективно под воздействием взаимосвязанного изучения родной и русской литературы.
11. Комплексное изучение рассказа на уроках, во внеклассной работе и на уроках внеклассного чтения способствует эффективному постижению нравственно-эстетических идеалов писателя,формированию прогрессивного гуманистического мировоззрения,
21. БессоноЕ Л. П. IS. Виоюкова К.
22. Бирюкова O.K. ,АхметзяяоЕ .'I.Г. Уроки внеклассного чтения в ГУ-УП классах.-Л.:Просвещение,Яо., 1985.
23. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы. Дисс. кэнд.пед. наук,1980.
24. БОЖОЕЕЧ Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.
25. Болотин К.П. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе учебной и внеклассное деятельности по литературе.-М., 1984.
26. Бондарев Ю. Поиск истины.-М.:Современлик, 1976.
27. Бочаров Г.К. За сорок лет. Записки словесника.-М.:иросве- щение, 1977.
28. Братке Т.Г. Изучение литературы в вечерней школе.-М.:Просвещение, 1977.
29. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения.-М.;' 1964.
30. Брэже Т.Г.,Мараншан Е.Г. Искусство анализа художественного произведения в школе как методическая проблема.// Искусство анализа художественного произведения. -М.: Просвещение, 197I.
31. Бупшна Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературе.-М.: Просв ешени е, 1980.
32. Еербовая Н.Н. Обучение вырази те льног-ду чтению на уроках русской литературы в У-XI классах национальной ШКОЛЕ.-!/!., 1989.
33. Вербовая Н.Н. Методика преподавания русской литературы в У-УШ классах.-Л,: Просвещение, ЛО, 1988.
34. Водовозов В.И. Предметы обучения в народной школе. Спб,1873.
35. Вопроси методики преподавания литературы в школе.Сборник статей, // Под ред.Н.Н.Кудряшева.ЧД.:Изд-во АПН РСФСР,1961. - 189 -
37. Гасанов Б.А. 3S. Гегель
38. Загоренко И.И. Нравственные идеалы старших школьников и их формирование средствами литературы. Дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 1969.
39. Залыгин Рассказ и рассказчик.-Наш современник, 1971, ih II.
40. Зальдянер М.А. Методика преподавания русской литературы Е старших классах национальной (узбекск.) школы.-Ташкент.:Укнтувчи, I960.
41. Звере Т.В. Нравственное и эстетическое Боепитание учащихся на уроках литературы в У-У1 классах. Дисс. канд. пед.наук.Ленинград, 1967.
42. Зеленков В.А.,Зильберман Б.Г. Проблемное преподавание литературы в школе. - Казань, 1975.
43. Конин Г.Н. Анализ литературного uponвведения.-Л.:Наука, 1976.
44. Кадирова К.С. Система внеклассной работы по использованию материалов ленинианы в нравственном воспитании старших школьников. ^,исс. канд. пед.наук. Ташкент, I960.
45. Кашша П. Юность, 1967, $ I .
46. Косолапое Е. Литературные вечера как средство воспитания учащихся.- Литература в школе, 1955, IS б.
47. Кудряшев Н.И. О некоторых элементах структуры методики литературы как науки. Е сб.: Современные проблемы методики преподавания литературы.- Куйбышев,1974.
48. Кулбанов Е.Г. Эстетическое чувство и искусство.- Львов, 1956,
49. Кулешова Ф. Когда кончаются уроки... Из опыта внеклассной работы по русской литературе.- Минск, Карасвета, 1976.
50. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы.-М.: Просвещение, 1974.
51. Курдюмова Т.Ф. Трудовое воспитание и профориентация учащихся на уроках литературы. - М.: Просвещение, 1982.
52. Лазарева Б.А. Формирование нравственных убеждений учащихся при изучении литературы в старших классах.Дисс. канд. пед. наук. Ленинград, 1983.
53. Левидов А.Ы. Автор- образ- читатель.- Л.: Изд. ЛГУ, 1983.
54. Леонтьев А.К. Проблемы развития психики.-М., 198I. 71 . Липаев А.А. Изучение теории русской литературы в старших классах национальной школы. АПН CCCP.-iJ., I962.
55. Липаев А.А. Преподавание русской литературы в IX классах национальной школы (первая половина XIX века).-М.. 1963.
56. ЛитЕиненко К.А. Развитие гуг.оанистических представлений подростков средствами художественной литературы в процессе внеклассное работы. -Йоркар -0ла,1973.
57. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников.(учебное пособие)«-М., 1979.
58. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа.-ГЛ.:Просвещение,1972.
61. Методика преподавания литературы.-М. :Просвещение, 1917.
62. Методика преподавания литературы. Учетное пособие д ж педагогических институтов по специальности 2101 "Русски:1: язык и литература". / Под ред. Е.Я.Рез.- "л.: Просвещение, 1972.
63. Методика преподавания русской литературы в IX-XI классах. / Под ред. К.М.Нартова.-Л.: Просвещение, 1989.
64. Мешерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся но уроках литературы Е У1-УП классах.-ГЛ.: Просвещение,
65. Мешерякова К.Я.,Гришина Л.Я. Формирование активной гражданской позиции учащихся на уроках литература в 17-УП к ла с с ах. - М.: Прос в. еше ни е, 1987.
66. Молдавская Н.Д. Боепитание читателя в школе.- М.:Просвещение, 1972.
67. Молдавская Н.д. Литературное развитие старших школьников в в процессе обучения (теоретические вопросы): Автореферат дисс. д-ра пед.наук.-ГЛ.: 1974.
68. Мусорин Н.П. Внеклассная работа по литературе со старшеклассниками в условиях сельской школы. Дисс. канд. пед. наук. Куйбышев, 197I.
69. Мурашова А.А. Самостоятельная работа старшеклассников в процессе анализа эпических произведений. Киев,1990. - 194 -
70. Мушинская Т.©. 100. 101. Нагибин Ю. Наотов К.М.
74. Пушкин Е.Н. ±17. Пыслару E.L1.
75. Русина Н.С. и др. ±19. Русина Н.С.
78. Салзгзева B.Li. ±23. Салагаева З.М.
79. Стоюнин Е.Я. Сухомлянскин Е.А. Сухомлинскик В.А.
84. Трифонов 1С. Возвращение к " Гиоз LLS ".-Вопросы литературы, 1969, J5 3 .
85. Ушинский К.Д. Соч. т .7 .
86. Фридлянд И.С. Эстетическое и нравственное воспитание учащихся старших классов во внеклассной работе по литературе, г-исс. канд. лед.наук. Ленинград, 1965.
87. Хайруллин Р.З. Научно-методические основы взаимосвязанного изучения родной и русской литератур в башкирской школе. Пособие для учителя.-М.,1995.
88. Хмарскнй И.д. Анализ литературного произведения в старших классах.- Ульяновск, 1974,
89. Цаллзгова Е.Б. Нравственное воспитание учащихся на уроках родной литературы,- Орджоникидзе, I9S0.
90. Чепинога А. Некоторое тенденции развития современного совет- сксго рассказа. " Научнке тру;:тд филологического факультета Киргизского государственного университета", выпуск ХУ, Фрунзе, 1969, с. 98.
91. Черкезова М.Е. Воспитание учащихся в процессе изучения русской классической литературы. В кн.: Воспитание учашиз ся в процессе преподавания русского языка и литературы.-М.; Педагогика, I98C.
92. Черкезова М.Е. Русская литература в национально:' школе: Принципы общности и национального своеобразия литератур народов СССР в процессе преподавания русской литературы.-?.!.: Просвещение, 1981,
93. Четвертак Н.Ф. Особенности изучения эпических произведений в средней школе. (1У-У классы). -Киев, 1975.
94. Чуковский К.Н. Личность писателя не повторила.- Вопросы лите- ратуры, 1965, J5 2. -19$. -
95. Пишмаренкова Г.Л. Формирование у школьников коммунистического отношения к труду в процессе изучения литературного произведения (1У-УП классы).Дисс, канд.пед наук.Ленинград, 1979.
96. Шкловский Е. Художественная проза. Размышления и разборы, -М.: Советский писатель, 1961.
97. Шубин Э.А. Жанр рассказа в современном литературоведении. -Русская литература, 1972, й I .
98. Эльконин д.Д.,Давыдов Е.В. Возрастные ЕОМЖНОСТИ усвоения знаын::; -:л., 1966.
99. ЯЗОЕЙЦКЙЗ Е.Б. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания.-Л. Учпедгиз, 1963.
100. Якименко Л. Своеобразие романа.-Литературная Россия, 1966, 30 сент.
101. Якобсон П.М. Психология чувств. -М., 1958.