автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Изучение классической драматургии в старших классах школ Северной Осетии, Алании
- Автор научной работы
- Власова, Галина Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Власова, Галина Николаевна, 2001 год
ГЛАВА I. Теоретические и психолого-педагогические предпосылки изучения драматических произведений в осетинской школе .10.
1.1. Теоретико-литературный аспект изучения драмы как рода литературы . . . . . .10.
1.2. Особенности изучения русской драматургии в условиях национальной школы Осетии . .16. а) специфика русской драматургии . . . .16. б) развитие драматических жанров в осетинской литературе . . . . . .24.
1.3. Изучение русской драматургии в школах Осетии. . 30.
1.4. Анализ программ . . . . . .41.
ГЛАВА II. Пути изучения русской классической драматургии в старших классах современной осетинской школы
2.1. Методика изучения драматургии в 9-11 классах осетинской школы . . . . . . .44.
2.2. Принципы изучения драматургии . . .52.
2.3. Изучение драматических произведений в 9 классе современной осетинской: национальной школы . . 55.
2.4. Изучение драматургии в 10 классе . . . .96.
2.5. Изучение пьесы A.M. Горького "На дне" в 11 классе современной осетинской школы. . . . .122.
2.6. Эксперимент. . . . . . . .133.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Изучение классической драматургии в старших классах школ Северной Осетии, Алании"
Нелегок путь человечества к прогрессу и цивилизации. Каждое поколение не только творчески использует знания, накопленные человечеством до него, но и стремится внести свой вклад в национальную и мировую культуру. Возрастающий сейчас интерес к истории и культуре своего народа - закономерное проявление роста национального самосознания. В этих условиях надо быть максимально внимательными к развитию национальных культур.
Думается, что излишне доказывать, какая огромная роль в формировании активной, гуманной и высокоразвитой личности принадлежит такому учебному предмету, как литература. Особенно хочется обратить внимание на роль русской литературы в осетинской национальной школе. Э.К.Каргиев и С.Р.Чеджемов писали о том, что « в распространении и внедрении культуры и образования в Северной Осетии неоценимую роль сыграли передовые деятели русского и других народов России, с которыми осетин связывали давние дружеские и братские узь/».
Не закрывая глаза на то, что политика России по отношению к горским народам была, безусловно, имперской, нельзя выпускать из вида и того, что позитивной оценки заслуживает « влияние великой русской культуры па духовное развитие осетин». Э.К.Каргиев и С.Р.Чеджемов писали: «Политику России проводили в жизнь живые люди. Симпатии многих из них к Осетии мы чувствуем через многие десятилетия». Например, профессор М. Краснов, посетивший Осетию в 1898 году, писал: «Осетины - один из народов, не только способный к быстрому восприятию культуры, но и делающий на этом поприще большие успехи. Они жаждут образования, охотно открывают школы, посылают туда детей, изучают русский язык, и население уже 5 владеет им».
Сегодня одним из важнейших направлений работы по обновлению системы народного образования является возрождение национальной школы, преодоление ее национальной безликости. В соответствии с пожеланиями родителей, в школах республики изучают греческий, армянский, грузинский и другие языки. Подготовлены и издаются учебники и методические пособия по истории Северной Осетии, географии родного края, музыке, изобразительному искусству, национальным играм. Однако именно литературное образование оказывает на школьников сильнейшее воздействие в процессе изучения взаимосвязи культур, интеграции общероссийских и общечеловеческих духовных ценностей.
В условиях решения современных социально-политических проблем именно литературное образование поможет воспитать гуманную личность, способную к взаимной национальной терпимости. Литературное образование дает возможность учащимся национальных школ прочитать и изучить выдающиеся произведения отечественной и мировой литературы, а также способствует формированию у них определенных литературоведческих и эстетических знаний, обеспечивающих освоение художественных ценностей, созданных национальной, русской и мировой культурой.
Перед учеными-методистами и учителями-практиками в национальной школе стоит ответственная задача - совершенствовать традиционные и искать новые формы и методы работы для того, чтобы идейно-художественное богатство произведений русской литературы стало достоянием учащихся национальной школы. Одним из основополагающих видов литературы является драматургия, берущая свое начало в древнейших пластах народной культуры. Ее истоками является первобытное синкретическое искусство, в котором слиты воедино миф, обряд, трудовая деятельность человека, религиозные таинства и элементы художественного творчества. Драматургия является и важнейшим фактором эстетического воспитания личности, так как имеет двойное назначение, двойную направленность: читателю и зрителю, а это означает тесную связь драматургии не только с литературой, как видом искусства, но и с театром, играющим огромную роль в эстетическом и нравственном воспитании. Даже сегодня, в такое непростое для нашей интеллигенции время, театр не умер, хотя его теснили кино и телевидение, но полностью заменить не смогли. Вероятно, даже самые неограниченные возможности компьютера не смогут заменить общение человека с человеком, ибо пока существует человечество, его будет интересовать искусство, помогающее понять и решить нравственные и эстетические проблемы, возникающие в жизни и отраженные в художественных произведениях.
Драматургия помогает воспитывать и читателя, и зрителя, дает возможность понять законы сцены. Только литературная драматургия, на уровне высших достижений эстетической мысли осмысливающая законы сцены, в специфической художественной форме выражает размышления о человеке, его месте в мире и открывает широкую дорогу развитию сценического искусства, придавая ему значение рупора идей эпохи и общества. А. С. Пушкин считал, что она отражает судьбу человека и народа, а Н. В. Гоголь писал: « Бросьте долгий взгляд во всю длину и ширину животрепещущего населения нашей раздольной родины, сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон. На сцену их: пусть видит их у весь народ.»
О том, что драматургия занимает совершенно особое место в литературе, писал и А.В. Луначарский, считавший, что «наиболее активно действует драматургия через театр». Осознавая это, мы приходим к выводу, что изучение драматургии является действенным, важным фактором формирования эстетически развитой, нравственной личности. Поэтому драматургия привлекала и привлекает внимание театральных и литературных критиков. Методисты тоже нередко обращают внимание на специфику изучения драматургии в школе, не повезло только национальной школе.
Помня слова И.Л. Вишневской, что именно драма «поможет вам глубже анализировать время и судьбы, исторические события и человеческие б характеры», необходимо обратить свое внимание на педагогический и литературоведческий аспекты изучения драматургии в национальной школе. Тем более, что здесь драматургии уделяется незаслуженно мало внимания. Это было отмечено еще И.Л. Вишневской и М.И. Громовой, создавшими ряд учебных пособий по драматургии, содержащих интересный литературоведческий материал. Выпущено и учебное пособие З.С.Смелковой, в котором дан материал о драматургии как особом роде искусства и литературы, а вот методических пособий и разработок крайне мало. Это и определило выбор темы данного исследования, обусловило ее актуальность.
ОБЪЕКТОМ исследования данной работы является процесс изучения классической русской драматургии в старших классах современной осетинской школы в аспекте формирования гуманистической и эстетически развитой личности.
ПРЕДМЕТОМ исследования является разработка целостной методической системы изучения русской классической драматургии в старших классах современной осетинской школы в аспекте формирования у учащихся духовно-нравственных качеств.
ЦЕЛЬЮ исследования является определение наиболее эффективных методических путей, методов и приемов изучения русской драматургии в национальной школе, во взаимосвязи с осетинской драматургией; активизация интереса учащихся к театральному искусству; приобщение учащихся к культурному наследию российского народа, способствующему эстетическому и гуманитарному воспитанию.
В основу данного исследования положена следующая гипотеза -добиться наиболее полного и глубокого усвоения русской классической драматургии учащимися старших классов осетинской школы можно, если:
- анализ произведений проводить с учетом контекста творчества автора и контекста литературного процесса в целом, жанровых особенностей драматургии, ее гуманистической направленности, эстетической ценности, а также возрастной психологии учащихся;
- максимально использовать возможности межпредметных связей (родной литературы с русской, родного языка с русским, литературы с музыкой, изобразительным искусством);
- применять эффективные методы и приемы, опирающиеся на различные формы самостоятельной и творческой деятельности учащихся;
- учитывать общие принципы изучения драматических произведений;
- находить методы, приемы и пути их анализа, обеспечивающие развитие познавательной деятельности школьников и глубокое осмысление ими нравственно-эстетической значимости произведений.
В соответствии с целью исследования и рабочей гипотезой в диссертации поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа существующих программ и учебников по русской и осетинской литературе определить роль и место драматических произведений в общей системе литературного образования.
2. В процессе изучения и обобщения опыта словесников Северной Осетии и других национальных регионов России, проведения анкетного опроса учителей и учащихся, выявить трудности изучения драматических произведений и пути их преодоления.
3. Изучить и проанализировать работы методистов прошлого и настоящего по проблеме темы исследования.
4. Исходя из современных условий литературного образования, определить основные принципы изучения драматических произведений в осетинской национальной школе.
5. Разработать и научно обосновать методическую систему изучения драматургических произведений в старших классах при монографическом изучении творчества авторов.
При решении поставленных задач используются следующие методы исследования:
- теоретический (изучение литературоведческих, психолого-педагогических, методических работ в аспекте исследования);
- социолого-педагогический (анализ программ, учебных хрестоматий, изучение и обобщение передового педагогического опыта, анкетирование, беседы);
- экспериментальный (проведение констатирующего, обучающего и контрольного эксперимента в национальных осетинских школах);
- статистический (анализ и обработка материалов эксперимента).
Методологической основой исследования является изучение трудов по философии, достижений современной литературоведческой, методической и педагогической наук, основополагающих принципов психологии, педагогики и дидактики. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в условиях национальной школы Северной Осетии разработаны содержание и методика работы с драматическими произведениями классической русской литературы во взаимосвязи с драматургией осетинских писателей, определены научные подходы к анализу драматических произведений, дано научное обоснование необходимости изучения взаимосвязей русской и родной осетинской литератур, определены эффективные пути (методы и приемы) изучения идейно-художественного содержания драматургии, особенностей этого жанра литературы, обоснована методика освоения теоретико-литературных понятий, неразрывно связанных с изучением драматургии.
Практическое значение исследования состоит в том, что предлагаемые принципы и методы изучения русской классической драматургии в старших классах современной осетинской школы направлены на повышение качества усвоения школьниками учебного материала, формирование навыков и умений анализа драматургических произведений. Предложенные рекомендации могут найти применение при составлении школьных программ, учебных пособий по русской литературе для национальных школ, при чтении лекционных курсов, в подготовке к урокам литературы в старших классах современной осетинской школы учителей-предметников. Основные положения и выводы исследования нашли свою апробацию в виде выступлений на научно-практических конференциях Северо-Осетинского государственного университета, обсуждались на научно-методических семинарах кафедры русской литературы и методики ее преподавания в национальной школе СОГУ, на заседаниях лаборатории при этой кафедре, на районных методических объединениях учителей русского языка и литературы школ республики Северная Осетия - Алания. На защиту выносятся следующие положения:
1. Изучение русской классической драматургии в национальной осетинской школе с учетом ее жанровой специфики в аспекте нравственного, эстетического и гуманистического воспитания учащихся будет эффективным при условии культуроведческого подхода к изучению произведений, реализации сравнительно-сопоставительного метода анализа, при использовании внутрипредметных и межпредметных связей, осуществлении принципа взаимодействия литератур.
2. Разнообразие методов и приемов, форм работы с драматургическими произведениями способствует усилению интереса школьников к театру, развитию их творческого потенциала.
3. Культуроведческий подход к изучению драматургии приобщает школьников к родной осетинской и российской культуре, развивает их эстетически.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и библиографии.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
2.7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не претендуя на всестороннее исследование затронутых проблем, мы сделали попытку показать возможные пути успешного изучения драматических произведений русских писателей-классиков в старших классах осетинской национальной школы. Русская и осетинская драматургия, ее достижения и богатые возможности заключают в себе большой познавательный и воспитательный потенциал.
Изучение работ ведущих литературоведов и методистов, а также собственный опыт педагогической работы в школе дают возможность понять, что гармоническое развитие личности невозможно без приобщения к культуре своего народа и инонациональной.
Проблемы развития и изучения драматургии как особого рода литературы в последние годы привлекают все большее внимание методистов и учителей-практиков. На примере драматических произведений русских писателей-классиков и осетинских драматургов мы решаем задачи не только литературного развития, но и нравственно-эстетического воспитания.
При знакомстве с лучшими образцами русской классической драматургии и драматических произведений осетинских авторов учащиеся старших классов национальной школы усваивают большой арсенал нравственных понятий, который составит основу их морально-этических принципов, а идеи гуманизма, которые являются главными в изучаемых произведениях, подводят их к пониманию общечеловеческих ценностей, заключающихся в драматургии России и Осетии. Все это способствует воспитанию гуманитарной культуры учащихся. Современная жизнь требует активизации процесса нравственного и эстетического воспитания учащихся старших классов на уроках литературы. Неотъемлемой частью процесса обучения и воспитания в школе является внеклассная работа. В диссертации она показана как эффективное средство, с помощью которого учащимся сообщаются дополнительные сведения о драматургии, закрепляется и углубляется изученный в классе программный материал в более образной, эмоционально насыщенной и занимательной форме. На внеклассных занятиях учащиеся имеют большие возможности глубже и шире узнать то, что их интересует, на что они не могут найти ответы в учебнике, в объяснении учителя на уроке (в силу ограниченности времени).
Несмотря на пристальное внимание к проблеме внеклассной работы со стороны ученых и методистов, проблема единства классной и внеклассной работы по литературе не находит полного воплощения на практике. Это отражается на эффективности нравственного и эстетического воспитания учащихся. В диссертации внеклассная работа представлена как логическое продолжение урочных занятий, рекомендуется организация в школах драматических кружков и другие формы работы, использование которых дает наибольший эффект.
Практика опытно-педагогической работы показывает, что при изучении литературных связей выясняются идейные, философские, нравственно-эстетические, сюжетные параллели, переклички в системе образов и средств художественной выразительности. Все это помогает раскрыть общность судеб народов нашей страны, активно формируют культуру межнационального общения, воспитывает уважение к традициям, языку, искусству других народов.
Взаимосвязанное изучение русской и родной драматургии и литературы предполагает создание целостной системы литературного образования учащихся, позволяет им глубже понять и оценить идейно-эстетическую значимость художественного явления, понять национальное своеобразие литературы и других видов искусства каждого народа, познать в художественных образах мир прошлого, уловить своеобразие настоящего, проникнуть в духовный мир писателя, поэта, драматурга. Максимальное использование возможностей сравнительного изучения русской и осетинской драматургии, выявление общих проблем способствует более глубокому пониманию изучаемого материала. Это определяет значительную роль изучения классических произведений русской и осетинской драматургии на уроках литературы и внеклассных занятиях, т. к. в ходе работы над лучшими образцами учащиеся поймут всю значимость культурного наследия нации, поскольку в них содержатся общечеловеческие духовные ценности, концентрируются гуманистические идеалы прошлых эпох и настоящего времени.
Уроки литературы и внеклассные занятия представляют учителю большие возможности для межпредметных связей с уроками русского языка, музыки, изобразительного искусства и т. д., играющих значительную роль в расширении кругозора учащихся, развития цельного представления о различных видах искусства. Успешная реализация межпредметных связей поможет создать определенный эмоциональный настрой при изучении произведений драматургии, тесно связанной с театральным искусством. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Для решения задач литературного образования и нравственно-эстетического воспитания учащихся в условиях осетинской национальной школы нами подтверждена необходимость использования материалов краеведения в системе взаимосвязей уроков, факультативов и внеклассной работы по литературе.
2. Осуществление целостной системы использования материалов краеведения и взаимосвязи русской и осетинской литератур ведет к интенсификации всего учебного процесса литературного образования: без дополнительных затрат времени учащиеся глубже усваивают драматические произведения, понимают закономерности литературного процесса, ощущают единство русской и осетинской литератур.
3. Разработанная система обеспечивает гуманистическое воспитание старшеклассников, т. к. в процессе обучения происходит взаимопроникновение национальных культур, формирование национального самосознания, открытость в другие культуры и особенно в культуру народов-соседей, что прививает учащимся чувство уважительного отношения к другим национальным культурам.
4. Система использования материалов краеведения применительно к изучению творчества русских драматургов в старших классах осетинской национальной школы во взаимосвязи с осетинской литературой способствует более глубокому осмыслению учащимися самобытного характера творчества русских и осетинских драматургов.
5. Методика изучения произведений русской классической драматургии в старших классах осетинской национальной школы может быть успешно применена и в русских школах Осетии, т. к. помогает учащимся приобщиться к духовным ценностям русского и осетинского народов, понять, что культурное сотрудничество народов ведет к общему умножению достояния национальных культур, носит гуманный характер.
6. Успешное осуществление данной системы зависит от выполнения ряда педагогических условий: отбора материала в соответствии с принципами научности обучения; учета уровня литературных знаний учащихся и научно-теоретической подготовке учителя; четко координации работы с теоретико-литературными понятиями.
Выбор методических форм, приемов работы следует осуществлять с ориентацией на развитие у учащихся творческой активности. Наиболее эффективными мы считаем сообщения учащихся, дискуссии, доклады, рефераты, прием мит-штваг мизансценирования», подготовку г и посещение спектаклей. Такие формы работы развивают самостоятельное творческое восприятие драматургического произведения и литературно-художественное творчество учащихся.
7. Анализ драматических произведений русских писателей предполагает сопоставление идейное и тематическое драматургии осетинских и русских авторов, привлечение для анализа на уроках произведений русских и осетинских драматургов, наблюдения над художественно-выразительными особенностями драматических произведений. Такое прочтение драматургии русских писателей-классиков формирует у учащихся понимание единства литературного процесса, т. к. сближение культур, непрерывный обмен мыслями, эстетическим опытом становится движущей силой общелитературного развития учащихся и является необходимой предпосылкой совершенствования и приумножения национальных культурных завоеваний, т. к. интернациональным становится лишь все хорошее национальное.
8. Необходимым условием эффективности проведения уроков, факультативов и внеклассной работы, построенных на основе культуроведческого подхода является систематическое и целенаправленное использование материалов культуроведческого характера с опорой на основной курс литературы, а также творческий подход учителя к разработке творческих, индивидуальных и групповых заданий учащихся.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Власова, Галина Николаевна, Москва
1. Абалкин Н. Кругозор драматурга. М., 1957.
2. Абдувалиева М.М., Ходжибаева Б.А. Изучение русской литературы в ее взаимосвязи с родной в школах с таджикским языком обучения. Душанбе, 1976.
3. Активные формы преподавания литературы. Сост. Р.И. Сельбетнова. М., Просвещение, 1991.
4. Акулова Е. Фонвизин в школе. М., Учпедгиз, 1957.
5. Алянский Ю. Азбука театра. Л., Детская литература, 1990.
6. Ананьева В. Г. Активизация преподавания литературы в VIII классе. Из опыта работы над комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума». Л., Учпедгиз, 1959.
7. Аникиева И.В. Изучение драматургии А.П. Чехова в школе. Учебное пособие. Петрозаводск, 1992.
8. Асланов Ю.Ю. Система изучения драматических произведений в азербайджанских общеобразовательных школах. Азербайджанский государственный пединститут, Баку, 1987.
9. Ахметзянов М.Г. Изучение литературных взаимосвязей в татарской школе. Казань, 1979.
10. Батаканова С.Т. Совершенствование методики изучения драматических произведений киргизских писателей в IX-X классах общеобразовательных школ республики. Азербайджанский государственный пединститут, Баку, 1988.
11. Бердников Г. Чехов драматург. Традиции и новаторство в драматургии Чехова. Издательство «Искусство», М-Л., 1957.
12. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы, Л., 1975.
13. Библиотека учителя. А.П. Чехов. Избранные сочинения. Художественная литература, М., 1988.
14. Библиотека учителя. Д.И.Фонвизин, А.С.Грибоедов, А.Н.Островский. Избранные сочинения. Художественная литература, М., 1989.
15. Библиотека учителя. Н.В. Гоголь. Избранные сочинения. М., Художественная литература, 1987.
16. Бирюкова С.К. К вопросу о совершенствовании методов преподавания русской литературы в 7 классе национальной школы // Совершенствование преподавания русского языка и литературы в национальных школах РСФСР. М., 1981.
17. П.Бирюкова С.К. К вопросу о факультативных занятиях по литературе и методике их преподавания в старших классах национальной школы // Русский и родные языки в школах народов РСФСР. М., 1976, Вып. 5.
18. Бирюкова С.К. Нравственное воспитание на уроках литературы. Совершенствование учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы в национальных школах Российской Федерации. М., 1993.
19. Бирюкова С.К. Словарь культуроведческой лексики русской классики. М., 1999.
20. Бирюкова С.К. Уроки внеклассного чтения и книги об искусстве // Русский язык и литература в Азербайджанской школе, 1985, №7.
21. Бирюкова С.К., Ахметзянов М.Г. Уроки внеклассного чтения в 4-7 классах национальной школы: Пособие для учителя. Л., 1985.
22. Богатырева Н. Изображение крестьянства в русской драматургии второй половины XVIII века. М., 1970.
23. Богуславский А.О., Диев В.А., Карпов А.С. Краткая история русской советской драматургии. М., 1966.
24. Борисова М.Б. Слово в драматургии М. Горького. Диссертация на соискание ученой степени д. ф. н., Саратов, 1970.
25. Бритаева З.Е. Осетинская драматургия и формирование творческого метода национального театра. ВОЛ, 1978.
26. Бугимин А.С. Преемственность в развитии литературы. Л., 1975.
27. Бурсов Б. Национальное своеобразие русской литературы. Советский писатель, M-JL, 1964.
28. Бялик Б.А. Драматургия М. Горького советской эпохи. М., 1952.
29. Бялик Б.А. М. Горький драматург. М., 1952.
30. Бялик Б.А. Пьеса «На дне» и русская действительность начала 900-х годов.// Горьковские чтения . 1949-1952. Издательство АНСССР, М., 1954.
31. Вербовая Н.Н. Изучение теоретико-литературных понятий в старших классах национальной школы. Пособие для учителя. М., 1995.
32. Вербовая Н.Н. О некоторых творческих методах на уроках литературы. Совершенствование учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы в национальных школах Российской Федерации. М, 1993.
33. Вишневская И. J1. Драматургия верна времени. М., Просвещение, 1983.
34. Воскресенский Е. «Борис Годунов». А.С. Пушкин. Опыт разбора трагедии. Учебное пособие для средних учебных заведений. Сост. Е. Воскресенский. Издание 3-е, М., 1888.
35. Всеволодский Гернгросс В.Н. Фонвизин - драматург . Пособие для учителей. М., Учпедгиз, 1960.
36. Гердзей-Капица Н.М. Горький в школе. Л., 1949.
37. Гиголов Г.М. Драматургия М. Горького эпохи первой русской революции в свете современной ей критики и публицистики. Тбилиси, издательство Тбилисского университета, 1973.
38. Гималова М.Г. Взаимосвязь изучения родной и русской литературы -важнейшее средство национального воспитания учащихся.//актуальные вопросы преподавания русского и родного языков в национальной школе. М., 1973.
39. Гладыш И. Драматические сцены и отдельные отрывки Н.В. Гоголя. (К истории незавершенной комедии «Владимир 3-й степени»). Автореферат на соискание ученой степени к. ф. н. М., 1954.
40. Голотина Г. Драматургия периода первой русской революции (19051907), Л., 1990.
41. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М., 1962.
42. Гончаров. «Мильон терзаний».//Русская литература в оценках, суждениях, спорах. Наука. Флинта, 1998.
43. Горбунова Е.И. Перед лицом новой действительности. Заметки о литературном взаимодействии. М., Советский писатель, 1974.
44. Горобец Н.И. Своеобразие деятельности читателя при изучении драматических произведений. Ленинградский госпединститут им. Л.И.Герцена, Л., 1990.
45. Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. 2-е издание. М., 1974.
46. Горький М. Избранные произведения в 3-х томах. Т. 3. Художественная литература, М., 1972.
47. Груздев И. Горький. ОГИЗ, Гослитиздат, М.-Л., 1946.
48. Гужиева Н. Русская реалистическая драматургия 1910-х годов. Л., 1961.
49. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
50. Дерман Л. Антон Павлович Чехов. Критико-биографический очерк. Художественная литература, М., 1939.
51. Джусойты Н.Г. Единение народов, единение литератур. // Вопросы литературы, 1962, №6.
52. Дзаттиаты Г.П. творчество Елбыздыко Бритаева в осетинской литературной критике. Ирыстон. Цхинвали, 1982.
53. Дронова Н. Познавательно-воспитательное значение творчества Н.А. Островского. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н., М., 1954.
54. Дружинина Н. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н., Л., 1961.
55. Дубинская А.И. А.Н. Островский. Очерк жизни и творчества. Изд. А НСССР, 1951.
56. Ермилов В. Н.В. Гоголь. Советский писатель. М., 1952.
57. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. Пособие для учителя. Флинта. М., 1998.
58. Есин Л.П. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. Флинта. Наука, М., 1998.
59. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Л., 1979.
60. Журавлева А. Драматургия А.Н. Островского. Учебное пособие к спецкурсу. Изд-во МГУ. М., 1974.
61. Журавлева А.И. А.Н. Островский комедиограф. Изд-во МГУ. М., 1981.
62. Закирзянов A.M. Изучение драматических произведений родной литературы в старших классах татарской школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. Институт национальных проблем образования. М., 1993.
63. Ильин Е.Н. Урок продолжается. М., 1973.
64. Исакович И.В. «Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизина. М., 1979.
65. История русской литературы XIX века. T.I. Под ред. проф. Петрова С.М. Просвещение. М., 1985.
66. Каплан И.Е. Анализ языка художественных произведений. Просвещение. Спб., 1992.
67. Карасев В. «Ревизор», «Тарас Бульба» и другие произведения Н.В. Гоголя. Изложение и разбор. Пособие для учащихся. Прогресс. Спб., б. г.
68. Кащеева В. Изучение произведений A.M. Горького в 10 классе средней школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. М., 1961.
69. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
70. Конфликт в драматургии А.П. Чехова. (Рекомендации к анализу произведений) Ред. Л.А. Чернышова. Куйбышев, 1974.
71. Корик Г. Н.В. Гоголь. Полный разбор произведений Н.В. Гоголя в пересказах, планах и образцовых сочинениях. Одесса, 1910.
72. Кугаевская Т.А. Материалы литературных связей и краеведения в курсе русской литературы (в VIII -X классах якутской школы). Якутск, 1979.
73. Кунгуров Н.К. Изучение русской литературы во взаимосвязи с родной литературой. Алма-Ата, 1973.
74. Кутлярова Ф.Д. Использование краеведческого материала на уроках русской литературы и во внеклассной работе в IV X классах. Уфа, 1984.
75. Лебедев А.А. Грибоедов. Факты и гипотезы. М., 1980.
76. Липаев А.А. Письменные работы по русской литературе старших классах национальной школы. М., 1960.
77. Литвиненко М., Плиева Ж., Русанов И. Русский театр в Осетии. Ир. Орджоникидзе, 1971.
78. Литература, искусство и формирование личности в социалистическом обществе. Мысль. М., 1974.
79. Ломидзе Г.И. Проблемы творческого взаимодействия литератур народов СССР. М., 1960.
80. Лотман Ю.М. А.Н. Островский и русская драматургия его времени. М-Л., 1961.
81. Лотман Ю.М. Островский и драматургия второй половины XIX века.//История всемирной литературы в 9-ти томах. Наука. М., 1991.
82. Луначарский А.В. А.А. Грибоедов.//А.С. Грибоедов в русской критике. М., 1958.
83. Майорова И.Х. Взаимосвязи русской и родной литератур и их место на уроке.//РЯНШ, М., 1973, №3.
84. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Просвещение, М., 1977.
85. Маркова А.К. Психология обучения подростков. Знание. М., 1975.
86. Медведев В.П. Пьесы А.Н.Островского в школьном изучении. Просвещение. Л., 1971.
87. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. Под ред. Г.Н.Колокольцева. Просвещение, М., 1990.
88. Методика внеклассного чтения. М., 1977.
89. Методика преподавания русской литературы в 9-11 классах. Под ред. НартоваЛ., 1989.
90. Методика преподавания русской литературы в национальной школе. Под ред. М.В.Черкезовой, А.Д.Жижиной. Л., 1984.
91. Михайловский Б.В. Драматургия М. Горького эпохи первой русской революции. Изд-во АНСССР. М., 1951.
92. Мясников А. М. Горький. Художественная литература. М., 1953.
93. Надеждин Н.И. «Горе от ума», комедия в четырех действиях А.С. Грибоедова.//А.С. Грибоедов в русской критике. Сборник статей. М., 1958.
94. Насиров К. Изучение жизни и творчества М. Горького в узбекской школе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. М., 1978.
95. Нейман Б.Ф. Художественные особенности пьесы A.M. Горького «На дне».//Литература в школе, 1953, №5.
96. Немсадзе А. Изучение творчества м. Горького в грузинской школе (На уроках русского языка и литературы в 5, 6, 7, 8 и 10 классах). Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. Тбилиси, 1969.
97. Неупокоева И.Г. Проблемы взаимодействия современных литератур. М., 1963.
98. Новиков А.И. Д.И.Фонвизин. Пособие при изучении русской литературы. Стереотип издания А. Новиков. Классики для школ. Спб., 1913.
99. Новиков В.В. Творческая лаборатория Горького-драматурга. Изд. 2-е, М., 1976.
100. Об изучении творчества А.П.Чехова по новой программе для IX класса. М., 1968.
101. Обернихина Г.А. Проблемные ситуации в системе методов преподавания русской литературы. // Совершенствование преподавания русского языка и литературы в национальных школах РСФСР. М., 1981.
102. Одоевский В.Ф. Замечания на суждения Михаила Дмитриева о комедии «Горе от ума». // А.С.Грибоедов в русской критике. Сборник статей. М., 1958.
103. Озерова А.А. Изучение творчества А.П. Чехова в IX классе. М., 1954.
104. Островский А.Н. О литературе и театре. Сборник. Сост., вступит, ст. и комментарии М.П. Лобанова. Современник. М., 1986.
105. Очман А.В. «Чеховская» пьеса М. Горького. (О поэтике драмы «На дне») // Культура и литература. Актуальные проблемы вузовского преподавания. Пятигорск, 1994.
106. Паперный 3. «Вопреки всем правилам.» Пьесы и водевили Чехова. Искусство. М., 1982.
107. Паперный 3. А.П. Чехов. Очерк творчества. Гослитиздат. М., 1960.
108. Петров С.М. «Горе от ума» комедия А.С. Грибоедова. М., 1981.
109. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». М., 1971.
110. Пимеиова В.Н. Заложник своей судьбы. Об изучении творчества М. Горького в XI классе. АО «Бюро Денди». М., 1992.
111. Писарев Д.И. Мотивы русской драмы.//Русская литература в оценках, суждениях, спорах. Флинта. Наука. М., 1998.
112. Платонов К.К., Адаскин Б.И. Об изучении и формировании личности учащегося. Высшая школа. М., 1966.
113. Полевой К.А. «Горе от ума». Комедия в четырех действиях в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова. // А.С.Грибоедов в русской критике. М., 1958.
114. Рахимджанов Я. Изучение жизни и творчества М. Горького в IX классе узбекской школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. Ташкент, 1965.
115. Ребель Г.М. К чему жалость? // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1990, №3.
116. Ревякин А.И. «Вишневый сад» А.П. Чехова. Учпедгиз. М., 1960.
117. Ревякин А.И. А.Н. Островский. Жизнь и творчество. М., 1949.1 18. Ревякин Л.И. Москва в жизни и творчестве А.Н. Островского. М., 1962.
118. Русина Н.С. Использование смежных видов искусства на уроках литературы один из путей совершенствования преподавания литературы в национальных школах. // Совершенствование преподавания русского языка и литературы в национальных школах РСФСР. М., 1981.
119. Русина Н.С. Совершенствование преподавания русской литературы в национальной школе путем привлечения различных видов искусства. М., 1998.
120. Рыжеволова Н.В. Изучение русской литературы в ее взаимосвязях с родной литературой. М., 1963.
121. Сабаев С.Б. Братство народов, братство литератур. ИР. Орджоникидзе, 1985.
122. Сабаев С.Б. Очерки русско-осетинских литературных связей. ИР. Орджоникидзе, 1982.
123. Сабаев С.Б. Сочинения на материале литературных взаимосвязей. ИР. Орджоникидзе, 1979.
124. Семанова М. Чехов в школе. Учпедгиз. Л., 1949.
125. Стражев В.И. Н.В.Гоголь. Добавление к учебнику «Русская литература» для 8-го класса средней школы. Учпедгиз. М., 1951.
126. Субботина А.А. Изучение нравственной воспитанности коллектива старшеклассников. // Личность, коллектив и проблемы воспитания. Изд-во Саратовского университета. Саратов, 1975.
127. Творчество А.П. Чехова. Сборник статей. Под ред. И.Т. Трофимова. М., 1956.
128. Тедтоева З.Х. Русские писатели в осетинской литературе. ИР. Орджоникидзе, 1980.
129. Тодоров Л.В. О методах преподавания русской литературы в национальной школе. // Совершенствование преподавания русского языка и литературы в национальных школах РСФСР. М., 1981.
130. Тотоев М.С. История русско-осетинских культурных связей. ИР. Орджоникидзе, 1979.
131. Устюжанин Д. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. М., 1974.
132. Филиппова М.Ф. «Борис Годунов» А.С. Пушкина. М., 1984.
133. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». М., 1983.
134. Хайруллин Р.З. Научно-методические основы взаимосвязанного изучения родной и русской литератур в башкирской школе. Пособие для учителя. М., 1995.
135. Хайруллин Р.З. Теория и методика изучения литературы народов России в школе. М., 1999.
136. Червякова З.А. Драматургия А.Н.Островского. Учебно-методическое пособие. Минск, 1978.
137. Черкезова М.В. Литература и культура. Пособие для учителя. М., 1999.
138. Черкезова М.В. Литературное образование и культура в национальной школе // Литература в школе, 1993, №5.
139. Черкезова М.В. Русская литература в национальной школе. М., 1981.
140. Черкезова М.В. Русская литература в национальной школе. Принцип общности и национального своеобразия литератур народов СССР в процессе преподавания русской литературы. М., 1981.
141. Чехов в школе. Сборник статей. Ростов-на-Дону, 1968.
142. Шейман Л.А. Искусство сопряжения художественных культур. // Литература в школе, 1972, №2.
143. Шереметьевский В. Каков Хлестаков на самом деле и за кого подчас принимают его. Опыт литературной беседы. Для учащихся старшего возраста. Спб., 1880.
144. Шосте Д. Жизнь и сочинения Фон-Визина. Пособие для учеников старших классов средних учебных заведений. Тифлис, 1880.
145. Юзовский Ю. «На дне» М. Горького. Художественная литература. М., 1968.
146. Юшманова Н.Е. А. 11. Чехов: уроки нравственности. М., 1985.1. ПРИМЕЧАНИЕ
147. Каргиев Э.К., Чеджемов С.Р. Вступительная статья // Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ, "Ир", 1993. С. 3-4.2. Там же. С. 11.
148. Краснов М. Просветители Кавказа. Владикавказ, 1913.
149. Гоголь Н.В. Избранные сочинения. М., Художественная литература, 1987. С. 13.
150. Луначарский А.В. А.С. Грибоедов // А.С. Грибоедов в русской критике. М., 1958.
151. Вишневская И.Л, Драматургия верна времени. М., Просвещение, 1983. С. 16.7. Там же. С. 29.
152. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. М., Флинта. Наука, 1998.
153. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978. С. 67.10. Там же. С. 69.
154. Волков И.Ф. Теория литературы. М., Просвещение, 1995. С. 99.12. Гам же. С. 101.
155. Михалков С.В. Цитируется по книге Вишневской И.Л. Драматургия верна времени. М., Просвещение, 1983. С. 24.14. Там же. С. 39.
156. Кондаков М.И. Цитируется по книге Есина А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., Флинта, Наука, 1998.
157. Хализ ев В.Б. Теория литературы. М., Высшая школа, 1999. С. 304.
158. Вишневская ИЛ. Драматургия верна времени. М., Просвещение, 1983. С.37.18. Там же. С. 41.19. Там же. С. 47.
159. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. М., Флинта, Наука, 1998. С.
160. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. М., Флинта. Наука, 1998.
161. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах, М., Художественная литература, 1976. Т. 6. С. 266.
162. Хад^зев В.Е. Теория литературы. М., Высшая школа, 1999. С. 303.
163. Тургенев И.С. Избранные сочинения. М., Художественная школа, 1988. С. 21.
164. Ха/шев В.Е. Теория литературы. М., Высшая школа, 1999. С. 305.26. Там же. С. 303.
165. Ардасенов Х.Н. Очерк развития осетинской литературы. Орджоникидзе, 1959. С. 266.
166. Дзаттиаты Г.П. Творчество Елбыздыко Бритаева в осетинской литературной критике. Цхинвали, 1982. С. 41.
167. Ардасенов Х.Н. Очерк развития осетинской литературы. Орджоникидзе, 1959. С. 267.
168. Дзаттиаты Г.П. Творчество Елбыздыко Бритаева в осетинской литературной критике. Цхинвали, 1982. С. 38-39. „ (
169. Высказывание Алихана цитируется по книге tyaptflb Ш7сР«* '
170. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Собрание сочинений в 9 томах. Т. 3.
171. Дзаттиаты Г.П. Творчество Елбыздыко Бритаева в осетинской литературной критике. Цхинвали, 1982. С. 125.34. Там же. С. 127.
172. Абаев В. Амран. Осетинский эпос. M.-JI., 1939.
173. Хадарцева А.А. История осетинской драмы. Ч. 1. Орджоникидзе, 1982. С.21.
174. Дзаттиаты Г.П. Творчество Елбыздыко Бритаева в осетинской литературной критике. Цхинвали, 1982. С. 123.38. Там же. С. 124.
175. Николаева Г. Главное направление. Журнал "Вопросы литературы", 1961, №10, С. 143.
176. Гасснер Д. Цитируется по книге Волков И.Ф. Теория литературы. М., Просвещение. Владос, 1995.
177. Цитируется по книге Горобца Н.И. Своеобразие деятельности читателя при изучении драматических произведений. Ленинградский госпединститут имени А.И. Герцена, Л., 1990.
178. Цитируется по книге Горбуновой Е.И. Перед лицом новой действительности. Заметки о литературном взаимодействии. М., Советский писатель, 1974.
179. Черкезова М.В. Русская литература в национальной школе. Принцип общности и национального своеобразия литератур народов СССР в процессе преподавания русской литературы. М., 1981.44. Там же.45. Там же. ' i ч /о//<?
180. Горький A.M. О пШм.СЬрт*. 0 аиирагуре* . U, Wfuy, и- ■
181. Кузьмин М.Н., Бацын В.К. Национальные проблемы образования в РФ: Школа и мир культуры этносов. Вып. 2. М., 1995.
182. Преемственность в развитии литературы (к проблеме взаимодействия и взаимовлияния литератур): Сборник научных трудов. Пятигорск. ПГПИИЯ, 1993. С. 93.
183. Агеносов В.В. и др. Литература народов России 19-20 веков. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Просвещение, 1995.
184. Черкезова М.В. Русская литература в национальной школе. М., 1981.51. Там же.
185. Рыжеволова Н.В. Изучение русской литературы в ее взаимосвязях с родной литературой. М., 1963.
186. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М. Флинта. Наука, 1998. С. 123.
187. Черкезова М.В. Русская литература в национальной школе. М., 1981.
188. Гималова М.Г. Взаимосвязь изучения родной и русской литературы -важнейшее средство воспитания учащихся // Актуальные вопросы преподавания русского и родного языков в национальной школе. М, 1973.
189. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М., 1982.
190. Цитируется по книге Есина А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М. Флинта. Наука, 1998. С. 81.
191. Горький A.M. О литературе. М., Просвещение, 1981. С. 210.
192. Вербовая Н.Н. Изучение теоретико-литературных понятий в старших классах национальной школы. Пособие для учителя. М., 1995. С. 10.
193. Ильин И.А. Одинокий художник. М., 1965. С. 130.
194. Ильинский И.В. Со зрителем наедине. М., 1964. С. 5.
195. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Любое издание. Гл. 1.
196. Фонвизин Д.И., Грибоедоев А.С., Островский А.Н. Избранные сочинения. М., Художественная литература, 1989. С. 17.
197. Всеволодский Гернгросс В.Н. Фонвизин - драматург. Пособие для учителя. М., Учпедгиз, 1960. С. 21.
198. Фонвизин Д.И. Недоросль. Любое издание.66. Там же.
199. Воскресенский Е.В. "Борис Годунов" А.С. Пушкина (Опыт разбора трагедии). Учебное пособие для средних учебных заведений. Изд. 3-е, дополненное, М., 1888. С. 5.68. Там же. С. 669. Там же. С. 7-870. Там же. С. 12.71. Там же. С. 15.
200. Пушкин А.С. Набросок предисловия к трагедии "Борис Годунов" // А.С.Пушкин. Собрание сочинений в 10-ти томах, М., Художественная литература, 1976. Т.6. С. 381.
201. Пушкин А.С. О классической трагедии. // А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10-ти томах, М., Художественная литература, 1976. Т.6. С.236
202. Пушкин А.С. О трагедии Катенина. // А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10-ти томах, М., Художественная литература, 1976. Т.6. С. 233.
203. Пушкин А.С. С отвращением решаюсь я выдать в свет. // А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10-ти томах, М., Художественная литература, 1976. Т.6. С. 265.
204. Пушкин А.С. Изучение Шекспира, Карамзина и старых наших летописей дало мне мысль. //А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10-ти томах, М., Художественная литература, 1976. Т.6. С. 266.
205. Пушкин А.С. Дух век требует важных перемен и на сцене драматической. // А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10-ти томах, М., Художественная литература, 1976. Т.6. С. 267.
206. Пушкин А.С. Дух век требует важных перемен и на сцене драматической. // А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10-ти томах, М., Художественная литература, 1976. Т.6. С. 268.
207. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Любое издание. Глава 1.80. Там же.
208. Пушкин А.С. Набросок предисловия к трагедии "Борис Годунов" // А.С.Пушкин. Собрание сочинений в 10-ти томах, М., Художественная литература, 1976. Т.6. С. 265.
209. Пушкин А.С. Набросок предисловия к трагедии "Борис Годунов" // А.С.Пушкин. Собрание сочинений в 10-ти томах, М., Художественная литература, 1976. Т.6. С. 265.
210. Хадарцева А.А. История осетинской драмы. Ч. 1. Орджоникидзе, 1982. С.14.
211. Хадарцева А.А. История осетинской драмы. Ч. 1. Орджоникидзе, 1982. С.17.
212. Хадарцева А.А. История осетинской драмы. Ч. 1. Орджоникидзе, 1982. С.23.
213. Пушкин А.С. Борис Годунов. Любое издание.
214. Пушкин А.С. О Сальери. Собрание сочинений в 10-ти томах, М., 1976. Т.6. С. 333.
215. Пушкин А.С. Моцарт и Сальери. Любое издание.
216. Цитируется по книге М.Ю. Лермонтов. Собрание сочинений в 4-х томах. М., Художественная литература, 1976. Т. 3. С. 539.
217. Цитируется по книге М.Ю. Лермонтов. Собрание сочинений в 4-х томах. М., Художественная литература, 1976. Т. 3. С.540.
218. Цитируется по книге М.Ю. Лермонтов. Собрание сочинений в 4-х томах. М., Художественная литература, 1976. Т. 3. С.540
219. Цитируется по книге М.Ю. Лермонтов. Собрание сочинений в 4-х томах. М., Художественная литература, 1976. Т. 3. С.541.
220. Гоголь Н.В. Избранные сочинения. М., Художественная литература, 1987. С.9.
221. Гоголь Н.В. Избранные сочинения. М., Художественная литература, 1987. С.17.
222. Гоголь Н.В. Избранные сочинения. М., Художественная литература, 1987. С.19.
223. Гоголь Н.В. Избранные сочинения. М., Художественная литература, 1987. С.23.
224. Гоголь Н.В. Избранные сочинения. М., Художественная литература, 1987. С.21.
225. Гоголь Н.В. Избранные сочинения. М., Художественная литература, 1987. С.16.
226. Гоголь Н.В. Ревизор. Любое издание.
227. Манн Ю. Поэтика Гоголя. М., 1976. С. 173.
228. Цитируется по статье Воробьева П.Г. Комедия "Ревизор" в практике изучения ее в средней школе // Изучение творчества Гоголя в школе подредакцией Л.И. Тимофеева и Н.В. Колокольцева, изд. АПН РСФСР, 1954.
229. Цитируется по статье Голубкова В.В. Изучение Гоголя в старших классах средней школы // Гоголь в школе. Сборник статей под редакцией В.В. Голубкова и А.Н. Дубовикова, изд. АГ1Н РСФСР, 1954.
230. Гукасова. Комедия "Ревизор" // Гоголь в школе. Изд. АПН РСФСР, 1954.
231. Гукасова. Комедия "Ревизор" // Гоголь в школе. Изд. АПН РСФСР, 1954.
232. Флоринский С.М. Изучение в школе комедии "Ревизор" // Гоголь в школе. Изд. АПН РСФСР, 1954.
233. Белинский В.Г. О Гоголе. М., 1949. С. 93.
234. Басовская И.Е. Цитируется по книге Федь Н.М. Искусство комедии, или мир сквозь смех. М., 1978.
235. Тибилов А. Творчество Бритаева. Известия СОНИИ, выпуск 2, 1925. С.48.
236. Тибилов А. Творчество Бритаева. Известия СОНИИ, выпуск 2, 1925. С.49.
237. Тибилов А. Творчество Бритаева. Известия СОНИИ, выпуск 2, 1925. С.50.
238. Тибилов А. Творчество Бритаева. Известия СОНИИ, выпуск 2, 1925. С.5 1.
239. Тибилов А. Творчество Бритаева. Известия СОНИИ, выпуск 2, 1925. С.52.
240. Дзагтиаты Г.П. Творчество Елбыздыко Бритаева в осетинской литературной критике. Цхинвали, 1982. С. 42.
241. Бритаев Е. Две сестры. Любое издание.
242. Бритаев Е. Две сестры. Любое издание.
243. Бритаев Е. Две сестры. Любое издание.
244. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. С. 47.
245. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. С. 48.
246. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. С. 48.
247. Ауэрбах Э. Избранные произведения. М.-Л., 1951. С. 381.
248. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. С. 49.
249. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
250. Айхенвальд Ю.И. цитируется по статье
251. Цитируется по книге Семановой М. Чехов в школе. Л., Учпедгиз, 1949. С. 164.
252. Цитируется по книге Семановой М. Чехов в школе. Л., Учпедгиз, 1949. С. 165.
253. Чехов А.П. Вишневый сад. // Чехов А.П. Избранные сочинения. М., Художественная литература, 1988.
254. Чехов А.П. Вишневый сад. // Чехов А.П. Избранные сочинения. М., Художественная литература, 1988.
255. Семанова М. Чехов в школе. Л., Учпедгиз, 1949. С. 167.
256. Чехов А.П. Крыжовник // Чехов А.П. Избранные сочинения. М., Художественная литература, 1988.
257. Чехов А.П. Вишневый сад. // Чехов А.П. Избранные сочинения. М., Художественная литература, 1988.
258. Чехов А.П. Вишневый сад. // Чехов А.П. Избранные сочинения. М., Художественная литература, 1988.
259. Бялик Б.А. М. Горький драматург. М., 1952. С. 12.
260. Бялик Б.А. Пьеса "На дне" и русская действительность начала 900-х годов // Горьковские чтения, 1949-1952. Изд. АН СССР, М., 1954.
261. Бялик Б.А. Пьеса "На дне" и русская действительность начала 900-х годов // Горьковские чтения, 1949-1952. Изд. АН СССР, М., 1954.
262. Бялик Б.А. Драматургия М. Горького советской эпохи. М., 1952. С. 17.
263. Бялик Б.А. Драматургия М. Горького советской эпохи. М., 1952. С. 21
264. Бялик Б.А. Драматургия М. Горького советской эпохи. М., 1952. С. 22.
265. Бялик Б.А. М. Горький драматург. М., 1952. С. 15.
266. Бялик Б.А. М. Горький драматург. М., 1952. С. 16.
267. Груздев И. Горький. ОГИЗ, М.-Л., 1946. С. 27.
268. Немирович-Данченко. Горький. Сборник статей и воспоминаний о Горьком. М.-Л., 1928. С. 146.
269. Цитируется по книге Груздева И. Горький. ОГИПЗ, М.-Л., 1946. С. 31.
270. Цитируется по статье Балухатого. Искусство и жизнь, 1939, №6. С. 72.
271. Цитируется по книге Груздева И. Горький и его время. Гослитиздат, Л., 1938. С. 367.
272. Михайловский Б.В. Драматургия М. Горького эпохи первой русской революции. Изд. АН СССР. М., 1951. С. 31.
273. Михайловский Б.В. Драматургия М. Горького эпохи первой русской революции. Изд. АН СССР. М„ 195 1. С. 37.
274. Горький A.M. О пьесах. Сборник "О литературе". Л., Учпедгиз, 1949. С.12.