Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Общение как инструмент взаимодействия педагога и учащегося в музыкально-педагогическом колледже

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Моздыков, Александр Викторович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Общение как инструмент взаимодействия педагога и учащегося в музыкально-педагогическом колледже», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Моздыков, Александр Викторович, 2001 год

Введение.

I Теоретические аспекты проблемы Общения.

1.1 Историко-философское обоснование понятия Общение.

1.2 Особенности процесса общения в условиях педагогической деятельности.

1.3 Специфика общения в музыкально-педагогической деятельности.

II Формирование профессионально-педагогического общения в процессе индивидуальных музыкальных занятий.

2.1 Мастерство общения в педагогической практике наиболее ярких представителей русского музыкального искусства.

2.2 Опытно-экспериментальное исследование профессионально-педагогического общения межличностной направленности в музыкально-педагогическом колледже (система форм, методов и приёмов педагогического воздействия в процессе индивидуальных занятий в классе фортепиано).

Введение диссертации по педагогике, на тему "Общение как инструмент взаимодействия педагога и учащегося в музыкально-педагогическом колледже"

Актуальность работы

Оглядываясь на историю XX столетия, мы видим, что его сокрушительные "взрывы" в сфере человеческих взаимоотношений потрясали и ставили под сомнение самую главную ценность - человеческую жизнь. Глядя вперёд, в третье тысячелетие, мы стоим перед необходимостью изменения отношений между людьми - во имя жизни. В свете этих размышлений проблема общения, проблема человеческих взаимоотношений является одной из самых актуальных проблем современности.

Исторический анализ категории общения показывает, что оно присутствует во всех видах деятельности, являясь важнейшей частью человеческого бытия. В педагогической профессии общение становится особенно необходимым, поскольку, заложено в природе этого процесса. Являясь условием педагогической деятельности, общение выступает тем генерирующим инструментом, с помощью которого осуществляется преемственность в одном из направлений человеческой культуры -музыкальной педагогике. В то же время, именно живого, межличностного, межсубъектного общения между педагогом и учеником чаще всего в этом процессе и не хватает.

Общение в музыкальной педагогике, особенно в форме индивидуального обучения, связано с определённой спецификой учебного процесса. Самая живая и тонкая коммуникативная часть этого процесса - межличностное взаимодействие - подразумевает наличие необходимых педагогических качеств и способностей, которые являются определяющими в развитии творческого характера обучения. Формы диалогического общения, в отличие от монологического, в этом случае становятся решающими. В целом они являются некоей парадигмой педагогики сегодняшнего дня.

Актуальность работы вызвана, в том числе, и противоречием тенденций в системе музыкально-педагогического образования на современном этапе. Противоречие это заключается, с одной стороны, в устремлённости преподавателей к переосмыслению направленности образовательного процесса, с другой - в приверженности к традиционным, зачастую авторитарным, формам обучения. Безусловно, приверженность к традициям - залог жизнестойкости, «иммунности» культуры, но при определённой способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

В то же время, если изменяется наше отношение к окружающей действительности, то изменяется и наш взгляд на взаимоотношения учителя и ученика. Вопросы культуры педагогического общения (его стиль, характер, направленность) - очень важные векторы педагогики будущего. Личностно ориентированная концепция музыкального обучения в сотворчестве с учеником, так называемое педагогическое сотрудничество, должно занять приоритетное место в арсенале методических средств используемых педагогом.

Работы исследователей (А.А.Бодалёва, А.А.Леонтьева, А.В.Петровского и др.) ориентируют педагогов на поиск новых, более эффективных форм, методов и приёмов профессионального межличностного общения с учениками для его усовершенствования.

В теоретическом плане вопросы педагогического общения в процессе музыкального обучения рассматриваются в работах Л.А.Баренбойма, М.Э.Фейгина, а также в диссертационных исследованиях Л.Г.Арчажниковой, Т.С.Кононенко, Л.Л.Надировой, С.И.Торичной, Г.М.Цыпина и др. В них подчёркивается важность решения коммуникативных проблем в деятельности педагогов-музыкантов. Их исследования побуждают к более широкому осмыслению проблемы педагогического взаимодействия с привлечением новых форм профессионального общения межличностной направленности, открывающих новые возможности для развития самосознания и творческой инициативы учащихся.

В этом смысле, опыт выдающихся представителей музыкальной педагогики - А.Д.Артоболевской, Н.С.Зверева, К.Н.Игумнова, Г.Г.Нейгауза, Л.Н.Оборина и др. - даёт основание для поиска путей обновления форм и методов музыкально-педагогического общения, в соответствии с требованиями времени. Их замечательный творческий опыт в современных условиях пока не нашел должного теоретического осмысления и практического применения. Постановка проблемы разработки новых форм музыкально-педагогического общения педагога и учащегося, его направленность и характер, помогут стимулировать педагогическое мышление в вопросах взаимодействия обучающего и обучаемого.

Актуальность темы исследования обусловлена: недостаточностью разработки проблемы общения в музыкальной педагогике индивидуальной формы обучения. значимостью педагогического аспекта профессионального общения межличностной направленности, нравственными требованиями к будущей профессиональной деятельности педагога-музыканта, важностью овладения профессионально-педагогическим общением для студентов, как инструментом в их будущей деятельности,

Цель работы.

Теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики реализации профессионально-педагогического общения межличностной направленности в процессе индивидуальной формы музыкального обучения в классе фортепиано.

Объект исследования.

Профессиональное общение педагога-музыканта в ходе учебных занятий в музыкально-педагогическом колледже.

Предмет исследования

Формы и методы формирования профессионально-педагогического общения будущего педагога-музыканта в процессе взаимодействия преподавателя и учащегося.

В ходе исследования была выдвинута следующая Гипотеза:

Эффективность индивидуального музыкального обучения находится в прямой зависимости от направленности и характера профессионально-педагогического общения. Им становится общение межличностной направленности, основанное на фундаменте межсубъектных взаимоотношений педагога и ученика, и организуемое при наличии необходимых музыкально-коммуникативных способностей преподавателя. Общение, в этом случае, может продуктивно осуществляться при использовании определённых средств в процессе обучения. Наиболее важные из них: приёмы доверительного общения, формы диалогического общения, методы музыкально-исполнительского взаимодействия, метод моделирования педагогической и исполнительской ситуации.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования были определены его задачи: охарактеризовать историко-философское содержание понятия "общение" и исследовать психолого-педагогические аспекты данного явления в процессе взаимодействия педагога и учащегося; определить специфику общения в условиях музыкально-, педагогической деятельности; выявить особенности и уровень развития профессионально-педагогического общения обучающихся, их потребность и готовность к общению межличностной направленности в классе индивидуальных музыкальных занятий; определить и экспериментально проверить эффективность форм методов и приёмов по формированию профессионально-педагогического общения межличностной направленности на примере занятий в классе специального фортепиано.

Методологической основой исследования стали научные положения об органической связи общения с профессиональной музыкально-педагогической деятельностью, с творческим характером процесса и развитием личности обучаемого. Теоретическую основу диссертации составили труды в области истории и философии /М.Бубер, Ф.Гемстергойс, Б.Спиноза, К.Ясперс; в нашей стране: М.М.Бахтин, М.С.Каган, И.А.Ильяева и др./, а также исследования учёных в области психологии общения /Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалёв, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др.; за рубежом: Ж.Лакан, Д.Мид, К.Роджерс, Г.Салливен, Э.Фромм, и др./.

Общение как педагогический феномен исследовали: Ф.Н.Гоноболин, А.Дистервег, В.А.Кан-Калик, Я.А.Коменский, С.В.Кондратьева, Н.В.Кузьмина,

A.А.Леонтьев, И.Г.Песталоцци, В.А.Сухомлинский К.Д.Ушинский др. В области искусства, художественного творчества, музыкальной психологии и музыкально-педагогической деятельности вопросы общения изучали: Л.Г.Арчажникова, М.М.Бахтин, Я.И.Милыитейн, Е.В.Назайкинский,

B.И.Петрушин, Л.А.Рапацкая, С.Х.Раппопорт, А.Н.Сохор, Г.М.Цыпин, и др.

Методы исследования подбирались автором в соответствии с поставленными целями и задачами работы, а также с природой изучаемого явления. В качестве таковых были использованы: анализ научно-исследовательской литературы по теме диссертации; изучение музыкально-педагогического опыта работы выдающихся представителей отечественной педагогики; педагогические наблюдения и обобщение личного педагогического опыта работы в классе фортепьяно (записи бесед, обсуждений, и дискуссий, проводимые в общении с учениками в течение многолетней практической деятельности); интервью и анкетирование учащихся с целью изучения уровня их потребности и готовности к профессионально-педагогическому общению межличностной направленности; опытно-экспериментальное изучение условий по формированию навыков профессионально-педагогического общения межличностной направленности.

Этапы исследования:

Первый этап (1993-1996) - обработка и систематизация материалов, полученных опытным путём за время многолетней педагогической работы; изучение и анализ психолого-педагогической литературы; определение основных позиций исследования; проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (1996-2000) - проведение обучающего эксперимента обобщение результатов экспериментальной работы; выводы по результатам исследования; оформление диссертации.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней определяется сущность и структура музыкально-педагогического общения (МПО) в процессе подготовки педагога-музыканта в музыкально-педагогическом колледже.

В исследовании найдены и определены коммуникативные способности преподавателя необходимые для осуществления эффективного музыкально-педагогического общения межличностной направленности. Это - музыкально-эмпатические способности (МЭС), и их неотъемлемая часть - музыкально-эмпатическая отзывчивость (МЭО).

Разработана система взаимодействия педагога и учащегося в процессе индивидуальных занятий в классе фортепиано. Определено, что в процессе межличностного межсубъектного взаимодействия диалогические формы, методы и приёмы общения становятся решающими. Среди них в исследовании выделяются: приемы доверительного общения (ведущие к снятию психологических барьеров); формы диалогического общения: обсуждение, творческая беседа, творческая дискуссия; методы музыкально-исполнительского общения, такие как: вариативный исполнительский показ и совместное с учеником ансамблевое музицирование; классный показ как универсальный метод исполнительского и, одновременно, педагогического общения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно помогает педагогу обогатить свою работу предложенными приёмами, формами и методами профессионально-педагогического общения в соответствии с требованиями времени. Материалы исследования и результаты, полученные в ходе его проведения, могут быть использованы в педагогической работе: в музыкальных классах индивидуальной формы обучения; в лекционных курсах по методике преподавания музыкально-исполнительских дисциплин; в факультативных курсах "Развитие профессионально-педагогической техники общения учителя музыки".

На защиту выносятся следующие положения:

Музыкально-педагогическое общение межличностной направленности, основанное на межсубъектном характере взаимодействия педагога и учащегося, на индивидуальных занятиях связано с наличием коммуникативных педагогических способностей, которыми являются музыкально-эмпатические способности и их неотъемлемая часть - музыкально-эмпатическая отзывчивость.

Диалогические формы, методы и приёмы межличностного музыкально-педагогического общения, определяющие его характер и направленность, составляют основу и создают условия для формирования творческого педагогического сотрудничества;

Формами, методами и приёмами общения в соответствии с решаемой проблемой выделяются следующие: о приемы доверительного общения; о формы диалогического общения, такие как обсуждение, творческая беседа, творческая дискуссия', о методы музыкально-исполнительского общения, такие как вариативный исполнительский показ и, совместное с учеником, ансамблевое музицирован ие\ о классный показ как универсальный метод исполнительского и, одновременно, педагогического общения.

Достоверность данных:

Апробация исследования и его практическое внедрение осуществлялись в процессе многолетней (24 года) работы на индивидуальных занятиях в классе фортепиано (МССМШ им. Гнесиных, МК МГИМ им. А.Шнитке); в ходе выступлений на научно-практических конференциях (Международная педагогическая конференция "Музыкальное образование и развитие творческой личности", в рамках Международной Школы педагогического и исполнительского мастерства, Киев-Ворзель-Украина), 2000г.; на Педагогических чтениях - 2000, г.Москва.; посредством публикаций материалов по теме диссертационного исследования; при обсуждении материалов исследования на кафедре специального фортепиано МГИМ им. А.Шнитке.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования проблемы общения и поставленными в нём задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Делая выводы по ходу исследования, обобщим итоги педагогической деятельности выдающихся представителей музыкального искусства - Анны Даниловны Артоболевской и Константина Николаевича Игумнова. Необходимо подчеркнуть, что их деятельность характеризуется нами, как педагогическое сотрудничество. Такое сотрудничество стало возможным, благодаря особой направленности их межличностного общения с учениками, основанного на межсубъектном характере взаимодействия, в котором диалогические приёмы, формы и методы общения являлись основополагающими. Это позволило им сделать процесс обучения в высшей степени результативным и добиться в работе выдающихся творческих результатов. Такое общение в области фортепианной педагогики способствовало созданию исполнительских школ, ставших национальным достоянием музыкальной культуры нашей Родины.

Проведённое опытно-экспериментальное исследование должно было подтвердить или опровергнуть выдвинутую нами гипотезу о том, что эффективность индивидуального музыкального обучения находится в прямой зависимости от направленности и характера профессионально-педагогического общения. Им становится общение межличностной направленности, основанное на фундаменте межсубъектных взаимоотношений педагога и ученика, и организуемое при наличии необходимых музыкально-коммуникативных способностей преподавателя. Общение, в этом случае, может продуктивно осуществляться при использовании определённых средств в процессе обучения. Наиболее важные из них: приёмы доверительного общения, формы диалогического общения, методы музыкально-исполнительского взаимодействия, метод моделирования педагогической и исполнительской ситуации.

В ходе первой, констатирующей, части исследования определялся исходный качественный уровень музыкально-педагогического общения межличностной направленности педагога и учащегося, потребность в нём и готовность к нему в процессе индивидуальных занятий в классе специального фортепиано. Следующим этапом работы была разработка параметров и критериев оценки исследуемого общения. Развитие мотивационной сферы учащегося, его самостоятельности и интеллектуальной активности, формирование личностно-индивидуальных качеств обучаемого - вот те параметры, которые стали определяющими в следующей части опытно-экспериментального исследования.

В результате опыта многолетней педагогической работы, подтверждённого экспериментальным исследованием, сформировался ряд оптимальных приёмов, форм и методов диалогического общения межличностной направленности, которые легли в основу формирующей части экспериментальной работы. Это: приемы доверительного общения; формы межличностного диалогического общения такие как обсуждение, творческая беседа, творческая дискуссия; методы музыкально-исполнительского общения такие как вариативный исполнительский показ и совместное с учеником ансамблевое музицирование; классный показ как универсальный метод исполнительского и, одновременно, педагогического общения.

Предложенные приемы, формы и методы, апробированные опытно-экспериментальной работой, позволили сделать вывод об их эффективности и необходимости использования в педагогической работе для создания условий творческого взаимодействия педагога и ученика в рамках педагогического сотрудничества.

Заключение

Исследование категории «общение» с историко-философской точки зрения позволяет нам рассмотреть её целостно, как объединённую форму взаимодействия различных систем субъекта; выделяет объективную закономерность и причинную обусловленность исследуемой структуры; показывает многообразие форм её реального существования. Философия находит объективные основания для соприкосновения и взаимодействия различных наук, изучающих общение. Их взаимопроникновение и взаимовлияние обусловлены реальной связью изучаемых данными науками сторон, свойств, проявлений и механизмов человеческого общения.

Психология изучает и исследует внутренние механизмы функционирования категории «общение». Общение способно анализировать, диагностировать личность, выявлять и определять её особенности, качества, интересы и мотивы деятельности; это позволяет корректировать и согласовывать цели настоящего и будущего взаимодействия.

В педагогике общение выступает как живой источник развития личности, преобразуясь в зависимости от целей, содержания, способов и форм организации учебно-воспитательной работы. Коммуникативные способности и умения педагога позволяют сделать процесс обучение более плодотворным. Межличностный характер взаимодействия педагога и ученика, основывающийся на фундаменте межсубъектных взаимоотношений, создают условия для педагогического сотрудничества, которое, в свою очередь, является основой организации творческого процесса обучения.

В ходе исследования специфики общения в музыкально-педагогической деятельности оно выделяется как художественно-творческая категория и определяется нами как музыкально-педагогическое общение (МПО). В условиях этой деятельности внимание акцентируется на исключительном значении межличностных взаимоотношений педагога и ученика, обусловленных межсубъектным характером их взаимодействия. Найден и исследован необходимый инструмент, с помощью которого данное взаимодействие перерастает в творческое сотрудничество. Этот инструмент определяется нами как музыкально-эмпатические способности (МЭС). В их основе лежат такие психологические свойства личности, как эмпатия и музыкальность. В педагогической деятельности каждое из этих свойств выступает в роли ведущей педагогической способности. Объединяющим звеном двух компонентов музыкально-эмпатическихх способностей становится музыкально-эмпатическая отзывчивость (МЭО).

В результате исследования выявлено, что общение в музыкально-педагогической деятельности соответствует определённому уровню формирования и развития профессиональных качеств учащихся различных возрастных категорий (ДМШ, училище-колледж, ВУЗ). Выделяются специфические черты взаимодействия педагога и ученика на различных уровнях развития процесса обучения. В младшем звене (ДМШ) общению принадлежит ведущее место в создании условий для развития мотивационной сферы юного музыканта, в среднем звене (училище-колледж) - в создании условий для развития творческой самостоятельности и интеллектуальной активности учащегося, в высшем звене (ВУЗ) - для формирования личностно-индивидуальных качеств студента.

Подводя итоги исследования педагогической деятельности А.Д Артоболевской и К.Н. Игумнова, мы охарактеризовали её как музыкально-педагогическое сотрудничество. Такое сотрудничество стало возможным, благодаря особой направленности межличностного общения этих выдающихся педагогов. В его основе лежит межсубъектный характер взаимодействия с учениками, в котором диалогические формы, методы и приёмы общения являлись основополагающими. Это позволило А.Д.Артоболевской и К.Н.Игумнову сделать процесс обучения в высшей степени результативным и добиться в работе выдающихся творческих результатов. Их музыкально-педагогическое общение в области фортепианного искусства способствовало созданию исполнительских школ, ставших национальным достоянием музыкальной культуры нашей Родины

Проведённое опытно-экспериментальное исследование должно было подтвердить или опровергнуть выдвинутую нами гипотезу о том, что эффективность индивидуального музыкального обучения находится в прямой зависимости от направленности и характера профессионально-педагогического общения. Им становится общение межличностной направленности, основанное на фундаменте межсубъектных взаимоотношений педагога и ученика, и организуемое при наличии необходимых музыкально-коммуникативных способностей преподавателя. Общение, в этом случае, может продуктивно осуществляться при использовании определённых средств в процессе обучения. Наиболее важные из них: приёмы доверительного общения, формы диалогического общения, методы музыкально-исполнительского взаимодействия, метод моделирования педагогической и исполнительской ситуации.

В ходе констатирующей части исследования был определён исходный, качественный уровень музыкально-педагогического общения межличностной направленности педагога и учащегося, потребность в нём и готовность к нему в процессе индивидуальных занятий в классе специального фортепиано. Были разработаны параметры и критерии оценки исследуемого явления.

Обработка данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, определила средства - приёмы, формы и методы - диалогического общения межличностной направленности, которые легли в основу формирующей части эксперимента. Это: приемы доверительного общения; формы межличностного диалогического общения такие как обсуждение, творческая беседа, творческая дискуссия; методы музыкально-исполнительского общения такие как вариативный исполнительский показ и совместное с учеником ансамблевое музицирование; классный показ как универсальный метод исполнительского и, одновременно, педагогического общения.

Проведённые в ходе исследования оценочные срезы показали более высокий уровень развития мотивационной сферы личности, самостоятельности, интеллектуальной активности и личностно-индивидуальных качеств учащихся группы эксперимента, по сравнению с учащимися контрольной группы.

Анализ результатов опытно-экспериментального исследования позволил сделать вывод о том, что предложенные нами приемы, формы и методы межличностного профессионально-педагогического общения, апробированные опытом многолетней педагогической и экспериментальной работы, эффективны для создания условий творческого взаимодействия педагога и ученика в рамках педагогического сотрудничества.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Моздыков, Александр Викторович, Москва

1.Б. Методологический анализ проблемы музыкального воспитания в системе высшего образования. — М., Прометей, 1980г. - 188с.

2. Абдулин Э.Б. Активные методы педагогического общения и его оптимизация (под редакцией А.А.Бодалёва, Г.А.Ковалёва). М., 1983г.-96 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М., Наука, 1980г. 334 с.

4. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения. /Проблемы общения в психологии/. М., 1981г.

5. Аджемов К.Х. Незабываемое. /Воспоминания, очерки и статьи/. -М., Музыка. 1972г. 19 с.

6. Азаров Ю.П. Мастерство воспитателя. М., 1971г.

7. Алексеев А.Д. Русские пианисты. М-Л., 1948г.

8. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., Музыка, 1971г. - 276 с.

9. Алексеев А.Д. О воспитании музыканта-исполнителя //Советская музыка №2 М., 1980г.

10. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства /Ч. 1, 2/. М., 1988г.

11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познанья. Л., 1969г. - 83 с.

12. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одарённости //Проблема способностей/ Под ред. В.Н.Мясищева. М., ЛГУ, 1968г.-с. 15-32.

13. Андреев Д. Роза мира. М., Тов. «Клышников-Комаров и Ко» 1993г.

14. Артоболевская А.Д. Дневники, /Рукопись/.

15. Артоболевская А.Д. Личность ученика в обучении. /Хрестоматия маленького пианиста/. М., Сов. Композитор, 1991г. - 5 с.

16. Арчажникова Л.Г. Воспитание навыков самостоятельной работы начинающих учащихся в процессе обучения игре на фортепиано //Проблемы музыкального мышления. М, Музыка, 1974г. - с. 90-129.

17. Арчажникова Л.Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально-педагогического образования //Теоретические основы профессиональной подготовке учителя музыки. М., 1980г. - с. 4-12.

18. Арчажникова Л.Г. Способности к осуществлению музыкально-педагогической деятельности //Формирование музыкально-исполнительского мастерства. М., 1981г. — с. 22-30.

19. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки /Книга для учителя/. - М., Просвещение. 1984г.

20. Арчажникова Л.Г. "Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. Дисс. док. Пед. наук. М., 1986г.

21. Асафьев Б В. Музыкальная форма как процесс //Избр. произв. М., Музыка, 1957г. - т.5, кн. 2. - с. 163-276.

22. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. М., 1973г.

23. Ауэр Л.С. Моя школа игры на скрипке /изд. 2-е/. Л., Тритон. 1933г.

24. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М., Просвещение, 1982г. 189 с.

25. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. М.; Л., Музыка. 1969г. - 288 с.

26. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., Музыка, 1973г. - 38 с.

27. Баренбойм Л.А. Очерки по методике фортепиано, Л., Музыка, 1985г.-185 с.

28. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. Л., 1992г.

29. Берне Р. Развитие Я-концепции в воспитании. М., 1986г.

30. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. М., Педагогика, 1979г. - т. 2, 265 с.

31. Бодалёв A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982г.

32. Бодалёв A.A. Личность и общение. Педагогика. М., 1983г. - 42 с.

33. Бодалёв A.A. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. М., 1983г.

34. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М., Просвещение, 1968г. — 464 с.

35. Брудный A.A., Шукуров Э. Мир общения. Фрунзе. 1972г.

36. Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыков игры с листа в первые годы обучения пианиста. М., Музыка, 1971г. - 221 с.

37. Буасье А. Уроки Листа. Л., 1964г.

38. Буш Г. Диалогика и творчество. Рига. Авотс. 1985г. - 318 с.

39. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребёнка. М.,1968г

40. Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1. М., Музыка, 1979г. - 157 с.

41. Вопросы фортепианного искусства. М., Музыка, 1965-1976гг. -вып. 1-4.

42. Воробьёва Т.В. Художественное восприятие как форма общения. Дисс. канд. пед. наук. /Автореферат/. Л., 1983г. - 16 с.

43. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965г.

44. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, - 1967г. - с 315, с 7.

45. Гайденко П.П. Человек и история в свете философской коммуникации К.Ясперса. /Человек и его бытие как проблема современной философии/. М., 1978г. - 120 с.

46. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. /Исследование мышления в советской психологии/. М., Наука, 1966г. - с. 237-277.47