Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Обучение геометрическому орнаменту в Узбекской школе

Автореферат по педагогике на тему «Обучение геометрическому орнаменту в Узбекской школе», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Сабиров, Толиб Рузневич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Обучение геометрическому орнаменту в Узбекской школе"

ИНСТИТУТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специализированный совет К 113.39.01

\

На правах рукоппсп '

СОБИРОВ Толпб Рузиевич

ОБУЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ ОРНАМЕНТУ В УЗБЕКСКОЙ ШКОЛЕ

Специальность 13.00.02 — методика преподавания изобразительного искусства 13.00.02 — методика преподавания черчения

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 1993

Работа выполнена в Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Научный .руководитель:

член-корреспондент АПН, доктор педагогических наук, профессор В. С. КУЗИН

Официальные оппопенты:

доктор педагогических наук, профессор Е. В. ШОРОХОВ,

кандидат педагогических наук, доцент В. А. ГЕРВЕР

Ведущая организация: Московский педагогический университет.

на заседании специал! . £ . _ __ __________ о при-

суждению ученой степени кандидата педагогических наук к Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации по адресу: 109044, Москва, Крутицкий вал, 24.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан «.. '¿А .» января 1993 года.

Защита состоится

часов

Уче специализ кандидат

М. В. ТКАЧЕВА

ОБП^Я ХШКТЕРИСГЛКА РАБОТЫ

• Дцтудльцооть темы. Современная общеобразовательная школа отличается принципиально новой характеристикой. Услоеия демократизации и гуманизации всей системы народного образования настоятельно потребовали коренной перестройки содержания, методов воспитания и обучения школьников. Среди важнейших задач, выдвигаемых перед новой школой, первостепенное место занимают задачи значительного повышения эффективности эстетического воспитания и художественного образования школьников, задачи реализации преемственности художественной культуры, традиций различных поколений.

Задача всестороннего и.гармоничного развития личности становится в современных условиях в значительной мере задачей генерирующей, от успешного решения которой все в большей мере зависит весь комплекс условий перестройки всех сфер жизни и деятельности человека. Именно в искусстве и художественной деятельности' родовая природа человека проявляется наиболее полно и непосредственно.

Ввдное место в мировой художественной культуре занимают изобразительное искусство и архитектура Средней Азии. Знаменитые дворцы, мечети, миниатюры, изделия декоративно-прикладного искусства, живопись Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Казахстана известны всему миру, навечно вошли в сокровищницу мировой культуры. Анализ художественно-эстетических особенностей и достоинств произведений изобразительного искусства и архитектуры Средней.Азия свидетельствует о том, что сердцевиной их является орнамент и, пренде всего, геометрический орнамент, с ярко выраженным национальным характером очертаний, композиции, колорита.

В 20-е годы нашего столетия большое внимание организации п простановке эстетического воспитания молодежи уделяли такие известные ученые и деятели культуры и науки как Н.Н.Бахтин, П.П.Блонский, Н.а.Брюссова, Г.П.Рошаль, С.Т.Шацкий. В разрабо->', тку и обоснование педагогических основ эстетического воспитания

- I -

молодежи внесли вклад такие видные педагоги как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский, В.А.Сухошшнский.

Общие вопросы воспитания, определяющие роль эстетического воспитания школьников и место различных видов искусств в этом процессе, освевдются в трудах Э.И.Ыоносзона, 1и.К.Бабан-ского, Ы.Н.Скаткцна, З.Н.Петровой, А.А .Валяна, 0.А .Апраксиной, Б.Т.Лихачева и др.

Решению проблем эстетического воспитания и художественного образования молодежи способствуют труды по эстетике, включающие рассмотрение вопросов худояествешюго творчества и изобразительной деятельности. Это работы-А.И.Бурова, М.Ф.Овсянников«, В.К.Скатерщикова, В.В.Ванслова, Л.Я.Зися, Б.Г.Лукьянова, М.Н.Афа синева, Л.Н.Столович. Психологический аспект проблемы ¡эстетического воспитания и худояествешюго образования школьников раскрывается и га ботах психологов Б.Г .Ананьева, Н.Н.Волкова, Л.С.Ьыготского, Е.И.Игнатьева, В.С.Кузина, Л.Н.Леонтьева, Б.£ .Ломова, Б.С.Мейлаха, С Л.Рубинштейна, П.П.Якобсона.

Щфокие Еозмоашоста в установлении возрастных и индивидуальных границ в развитии эстетической культуры, эстетического восприятия и худояественного творчества средствами изобразительного искусства и архитектуры раскрывают труды специалистов в области эстетического воспитания и худояественного образования, в области методики преподавания изобразительного искусства: Г .В. Беда, Н. Н. Ростовцева, В.С.Кузина, Т. С.Комаровой, Н.П. Ськулиной, Е.В.¡Дорохова, ТЛ.Илыкаловой, А .С.Хворостом, Л.Г. Цедведева, Э.И.Кубшшшой, А.А.Унковского, С.Е.Игнатьева,

A.Н.Яшухина и др.

Вопросы, связанные с методикой обучения геометрическому . орнаменту, рассматриваются в работах таких известных ученых в области графических изображений, черчения, технического и художественного конструирования как Н.А.Рынин, Л.И.Добряков, Н.й.Чет^ерухин, В.О.Гордон, А.Д.Ботвинников, А.М.Дорошевич,

B.И.Кичнев, Ю.К,Васильев, В.А.Гервер, Н.К.Анисимов, В.ИЛкунин.

Особый интерес представляют собой диссертационные исследования, посвященные проблемам рстетического воспитания и художественного образования методике обучения графическим дисцшищ-

нам в национальных школах Узбекистана. Это кандидатские диссертации Р.Хасанова, К.Касшова, С.О.Булатова, С.&.дбдуллае-ва,-Б.Б.Азимова, Б.Б.Байметова, И .Каримова и др. Наиболее близкой по тематике к нашей работе является диссертационное исследование Б.Б.Байметова "Основы изучения национального орнамента и методика его обучения на художественно-графических факультетах педагогических институтов" (на материале Республики Узбекистан). (Москва, 1992 г.).*

Однако в диссертации Б.Б.Байметова ставились задачи, направленные на решение проблем подготовки кадров учителей изобразительного искусства, черчения к труда. И не ставилась задачи художественного образования школьников, обучению их орнаментальному искусству. К тому не в анализируемой диссертации специально не рассматривается геометрический орнамент как

* Хасанов Р.Х. Народное декоративное искусство Узбекистана как средство эстетического воспитания младших школьников. Ташкент, 1970; Касимов К. Художественно-эстетическое воспитание учащихся в процессе круаковых занятий народной росписью по дереву-в общеобразовательных школах Узбекистана (1У-У кл.). И.,1984; Булатов С.С. Психолого-педагогические особенности формирования изобразительных умений и навыков во внеклассной работе (на материале общеобразовательных школ УзССР). М., 1985; Абдуллаев С.Ф. Теоретические и методические основы использования народного декоративно-прикладного искусства Узбекистана в подготовке учителей изобразительного искусства. М.,1988; аэемов Б.Б. Патриотическое воспитание учащихся 4-6 глассоп средствами изобразительного искусства (на базе общеобразовательных школ Узбекистана). М., 1991; Байметов Б.Б. Основы изучения национального орнамепта и методика его обучения на художественно-графических факультетах педагогических институ-. тов (на материале Республики Узбекистан). М., 1992; Каримов И.' Взаимосвязь технического и художественного творчества учащихся У-УП классов-как средство повышения эффективности * трудового обучения. М., 1992. ',

- 3 -

своеобразный феномен орнаментального искусства вообще и, в частности, орнаментального искусства Средней Азии.

Вместе с теы, как свидетельствует анализ учебных программ по изобразительному искусству, черчению, труду, кружков и факультативов художественного профиля, в них большое внимание уделяется вопросим изучения орнаменту различных стран, включая государства Средней Азии, вопросам обучения школьников орнаментальному искусству. Значительное место при этом занимает геометрический орнамент как на первом этапе обучения (простейшие геометрические орнаментальные декоративные построения), так и но последующих этапах, включая конечные этапы (сложные композиционные построения из комбинаций геометрических орнаментов).

Однако, до последнего времени отсутствуют конкретные методики, методические рекомеадации по обучению школьников геометрическому орнаменту, нет научно-теоретического обоснования введения конкретных установок, заданий по геометрическому орнаменту в учебные программы, не выявлены место и роль геометрического орнамента в общей системе обучения школьников изобразительному искусству, черчению, труду, не разработано содержание этого риздела учебно-творческой деятельности школьников.

псе сказанное определяет актуальность нашего диссертационного исследования, призванного восполнить указанный пробел _ современной педагогической науке, в теории и практике художественного образования и воспитания школьников..

и!Х>бле»а 1!сс.-е^[ридния: раскрытие, научная разработка и экспериментальная проверка научно-теоретических основ и эффективной методики обучения учащихся 1-8 классов геометрическому орнаменту в узбекской школе. Решение данной проблемы составило и иель исследования.

()букт цсследоганпдг процесс обучения школьников геометрическому орнаменту на урока*.изобразительного искусства, черчения, во внеклассной работе.

Ипепмет исследоватуч: пути, методы и средства повышения эффективности обучения учащихся 1-8 классов узбекских школ геометрическому орнаменту.

- 4 - '

Гипотезой исследования является предположение о том, что педагогическое обоснование научно-теоретических основ и разработка эффективной методики эстетического воспитания и художественного образования школьников, развития у них индивидуального и творческого потенциала в процессе обучения геометрическому орнаменту возможны при условиях: изучения истории использования геометрического орнамента в художественной практике, в эстетическом воспитании и художественном образоватш.школьников, в формировании у них пространственных представлений и худояественно-графкческих умений и навыков; определения и обоснования места и роля орнаментального искусства в эстетическом воспитании-и художественном образовании узбекских школьников; раскрытия научно-теоретических основ узбекского геометрического орнамента; разработки и экспериментальной проверки эффективной методики обучения геометрическому орнаменту учащихся 1-8 классов на уроках изобразительного искусства, черчения и во внеклассной работе; выявлении влияния эффективной методики обучения школьников геометрическому орнаменту на формирование и развитие у них'эстетического восприятия, интересов, творческого воображения, пространственных представлений и художественно-графических умений и навыков.

В соответствии с указанными целью, объектом, предметом .и гипотезой исследования, были поставлены следующие задачи прсле-доганэд:

1. Изучить историю использования геометрического ораамеа-та в художественной практике, в эстетическом воспитании я художественном образовании школьников, в формировании у них пространственных представлений и художественно-графических умений и навыков.

2. Определить и обосновать место и роль орнаментального искусства в эстетическом воспитании и художественном образовании узбекских, школьников.

3. Раскрыть научно-теоретические основы узбекского геометрического орнамента.

- 5 -

4. Разработать и экспериментально проверить эффективную методику обучения геометрическому орнаменту учащихся 1-8 классов узбекски школ на уроках изобразительного искусства, черчения и во внеклассной работе.

5. Выявить влияние эффективной методики обучения школьников геометрическому орнаменту на формирование и развитие у них эстетического восприятия, интересов, творческого воображения, пространственных: представлений и художественно-графических умений и навыков.

Теоретической основой исследования явились труды, высказывания известных художников, педагогов, психологов, видных деятелей технической графики, а также работы по общей педагогике, художественному образования и эстетическому воспитанию, методйкс преподавания изобразительного искусства и черчения, эстетике и искусствознанию.

Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

- изучение, анализ и обобщение проблемы исследования в литературных источниках з области педагогики, психологии, эстетики, искусствознания и методик изобразительного искусства и черчения;

- анализ передового опыта учителей изобразительного искусства и черчения общеобразовательных школ Узбекистана, педагогические наблюдения за деятельностью учителей, учащихся;

- изучение документации по обучению изобразительному искусству и черчению, методик и учебных программ, планов работы а др.;

- анкетирование с целью выявления отношения учителей изобразительного искусства, черчения к педагогическим рекомендациям по усовершенствованию методики обучения учащихся геометрическому орнаменту;

- асихолого-педагогический развивающий эксперимент;

- анализ продуктов творческой деятельности учащихся (рисунков, чертежей, художественных поделок).

¡Экспериментальное исследование проводилось с 1979 г. по 1992 г. в общеобразовательных школах Шя 6, 10, 15 г.Бухары.

Методика эксперимента' заключалась в следующем: на уроках по'изобразительному искусству в 1-7 классах, черчения в 7-8 классах, во внеклассной работе (кружки, экскурсии к памятникам архитектуры, в краеведческий музей, конкурсы-выставки детского рисунка, чертежа, художественной поделки и т.п.) в экспериментальных классах и группах занятия проводились по разработанным диссертантом экспериментальной программе и методике. Кроме программы, школьникам предлагалась серия специальных наглядных Пособий (плакатов, методических таблиц, макетов) обучающего характера, широко использовались проблемные п игровые ситуации и задания, технические средства обучения.

Таким образом, в экспериментальных классах применялась экспериментальная методика обучения школьников изобразительному искусству и черчению, направленная на активное и продуктивное овладение ими знаниями и умениями в области изобразительного искусства, черчения, орнаментального искусства, и на этой основе максимальное развитие их эстетического восприятия и чувств, художественно-творческих интересов, потребностей, воображения,' познавательней активности, пространственных представлений и худояествеино-графической грамотности. То есть активное развитие, формирование тех компонентов, которые составляют собой сущность, основу худонественно-эстетического развития лич-иостн школьника, его графической подготовки. В центре всей экспериментальной цетодики обучения находились задания по геометрическому орнаменту и все, что связано с ним.

Сравнительными (контрольными) классами были выбраны параллельные классы. В контрольных классах не применялась экспериментальная программа, не демонстрировалась система специально разработанных наглядных пособий, не применялись проблемные ситуации, задания д вопросы, специальные беседы об орнаментальном искусстве, не использовались упражнения на отработку графических умений и навыков, отрывочно, бессистемно использовались технические средства. Крайне редко организовывались эко->( курсии в краеведческий музей, а памятникам архитектуры, кон-., курсы-выставки детского рисунка,' чертежа, худояеетвенной поделки. То' есть методика обучения'и вослитавЕЯ в контрольных

5 ~ 7 -

классах, в отличие от методики в экспериментальных классах, была обьгчной, традиционной.

В течение каждого учебного года эксперимент делился на три этапа: "установочный" (сентябрь), "развивающий" (в контрольных классах - "традиционно-обучающий") (в течение учебного года) и "контрольный" (май).

В начале и в конце эк опершей та кэадого года (сентябрь, ■ май) проводились контрольные опросы (анкетирование) школьников и учителей, сравнивались учебно-творческие работы учащихся. В результате устанавливались сравнительные знания, умения учащихся контрольных и экспериментальных классов в области изобразительного искусства и черчения в целом и, в области геометрического орнамента, в частности. На этой основе устанавливались уровни их художественно-эстетического развития, художественно-графической грамотности.

Экспериментально;: работой было охвачено 525 школьников, проанализировано 1764 детских рисунка и 648 их худокественных поделок.

Иоучцщ доиша д .тед.вйхач9<?.{т .ценности ирсяедддэди заключается в: изучении и обстоятельном анализе использования геометрического анализа в художественной практике, в эстетическом воспитании и художественном образовании школьников, в формировании у них пространственных представлений и художественно-графических умений и навыков; определении и обосновании места и роли орнаментального искусства в эстетическом воспитании и художественном образовании узбекских школьников; раскрытии научно-теоретических основ узбекского геометрического орнамента.

.змчцэдсте>_ кшшыяя состоит в том, что в нем разработана и экспериментально проверена эффективная методика обучения геометрическому орнаменту учащихся 1-3 классов узбекских школ на уроках изобразительного искусства, черчения и во внеклассной работе; выявлено влияние эффективной методики обучения школьников геометрическому орнаменту на формирование д развитие у них эстетического восприятия, интересов,

- 8 - •

творческого воображения, пространственных представлений и художественно-графических умений и навыков. ,

Результаты исследования могут быть использованы ярл разработке учебных планов и программ для общеобразовательных школ, при составлении и корректировке учебных планов, лекционных и практических курсов кабинетов и кафедр изобразительного искусства и черчения, эстетики институтов усовершенствования учителей, при подготовке учебников и учебных, методических пособий по предметам художественного, графического цикла для общеобразовательных школ.

Лгуробаиня ц внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались л получили одобрение на. конференции естественного института эстетического воспитания при цент—' ральном совете педагогического общества Российской Федерации (1988 г.), на заседаниях лабогатории эстетического Боепитания средствами изобразительного искусства Института общего образования Российской Федерации.

Результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ № 6, 10, 15 г.Бухары, а также в виде опубликованных программ и методических рекомендаций.

Степень достоверности и обоснованности полученных диссер-. тантом результатов исследования обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов изучения проблемы, научной методологией, организацией опытно-экспершентальной работы, использованием современных достижений, данных педагогической науки, психологии, пскусствоеедения, эстетики.

Структура объем диссертации, Диссертация состоит из введения, дгух глав, заклшения л библиографии (176 наименовали:':), содержит 190 страниц, включая 18 таблиц.

основное содвреше работы

iio введении обосновывается актуальность исследования, проблема, формулируются объект и предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методика исследования, его научная ноеиз-на, теоретическая и практическая ценность.

- 9 -

В первой главе ("Геометрический орнамент в системе художественного образования и эстетического воспитания учащихся узбекских школ") определяются место и роль эстетического воспитания и художественного образования в современной общеобра-' зовательной школе, раскрываются научно-теоретические основы узбекского орнаментального искусства, геометрический орнамент рассматривается как-ведущий элемент орнаментального искусства Узбекистана.

В учебном процессе освоение худокествешо-изобразителызых элементов и всего комплекса стоящих за икал учебно-творческих проблем выракается в понятии художественно-графической грамотности. Но в это понятие'входит и комплекс проблем, явлений, • связанных с черчением, художественным конструированием (дизайном) , .имеющим свои специфические формы вцрашшя и изображения.

Выполняя сложные эстетические и этические, воспитательные функции, изобразительное искусство способно находить отклик в человеческой душе и формировать эту душу отнюдь не- только "прямым текстом", но и глубоким поэтическим подтекстом, включающим тончайшую цель ассоциаций меаду изобрааендем и представлениями о нем, хранящимися в народной памяти и в личном психологическом опыте отдельного человека, широкую гамму заветных чаяний, тревог, надезд, представлений о прекрасном и безобразном.

Из всего сказанного о месте и ролл эстетического воспитания и художественного образования в кизни общества, в формиро-• ванна духовной культуры людей ц функции изобразительного искусства в этом, моннз сделать вывод - в общеобразовательной школе, где развивается и формируется личность во всем комплексе присущих ей характеристик, эстетическое воспитание и худоаественное образование занимают исключительное место. И не случайно в последнее время, в соответствии с трзбоьанияыя временя, в системе общего образования все шире распространяются школы и классы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, откриаштся лицеи, колледжи, гимназия худоаественно-эсте-тического профиля, а во внеклассной работе видное место занимает крукки и факультативы по изобразительному творчестцу, рисунку, живописи, композиции, лепке, декоративно-прикладному искусству,

дизайну, художественной графике. Утвердился в качестве варианта учебный предмет "Изобразительное искусство и художественный труд". Данный предмет органически сочетает в себе основные элементы изобразительного л декоративно-прикладного искусства, черчения, художественной графики и выполнения художественных поделок.

Орнаментальное искусство, как одно из ярчайших проявлений творчества и самовнракеиия человека, одна из о$ер его деятельности, имеет свою богатую историю и берет свое начало с древнейших времен.

При этом следует отметить, что орнаментальное искусство является гакнейшей основой, а точнее, сердцевиной декоративно-прикладного искусства, составным элементом архитектуры и во ■ многом создается по законам формотворчества, геометрической целесообразности и правилам не только изобразительного искусства, но и черчения.

Древнейшим радом украшения является орнамент - узор, в ритмическом повторе наносимый на изделие или представляющий его структурную основу. То есть первичный генетический смысл декоративность приобретает в орнаменте, в основе которого ле-аит предметная <£орма, постепенно превращающаяся в ссмеол, переходящий в декоративный мотив - круг солнца, линия волг.ы, рог козла, лист дерева, цветок, конь, птица, рыбий хвост »"ветка дерева и т.д.

Непосредственно научно-теоретическими основами орнаментального искусства з структуре декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайнерского формотворчества являются закономерности строения формы, объемно-пространственных отношений; композиции, цветоведения, фактуры (материальной пластики), закономерности зрительного (визуального) восприятия геометрической основы формы, их сочетаний в орнаменте, узоре, цветовых отношо-ннй объектов и их частей.

Одной из ведущих паучнкх основ орнаментального искусства, объемного макетирования художественно-прикладного изделия является теория шогогрзшшюз.

С самого начала следует подчеркнуть, что все положения теории многогранников, как правило, проверяются на картонных

многогранниках, на постройке моделей, процесс создания которых является важной частью содержания и программы обучения объемному, макетированию, объемному внраженяю геометрически орнаментов, особенно геометрическому орнаменту-Средней Азии.

Выражение тех или иных закономерностей в орнаментальном искусстве; в художественном проектировании долкно отвечать требованиям эстетического восприятия, технической эстетики л проектируемым вещам и системам вещей. Одновременно они выступают как реальные факторы формообразования.

Орнаментальное искусство Узбекистана процшо долгий, многовековой путь своего развития. Оно складывалось в процессе самого широкого взаимодействия племен и народов, расселенных на территории Узбекистана и огромной территории ряда соседних областей Средней Азии.

Как свидетельствует анализ истории развития орнаментального искусства Узбекистана, уке в средние, века достижения точ-лшс наук и строительного дела на Востоке приблизили изобразительное искусство к практическим нувдам художественного ремесла и открыли орнаменту широкий путь для отвлеченных геометрических построений. Геометрический орнамент получил научную основу для развития и (благодаря усовершенствованиям методов расчета сферических и конических поверхностей, смог найти применение не только на плоскости, но и на кривых поверхностях арок и сводов. '

Для геометрического орнамента особенно ваиюе значение тели различные -решения задач на определение по трем элементам треугольника (сторонам и углам) остальных его элементов. В странах мусульманского Востока проблема.пропорций принадлежала не столько искусству, сколько математике.

Геометрический орнадюнт Узбекистана покоится в основном на геометри круга, то есть решается с помощью циркуля н линейки. В основе его лекат фигуры, начертания которых вытекает из правильного деления круга на неизвестное число частей, и из построения на этой основе сеток и осей, имеющих форму и значение в системе координат.

Геометрический узор Есегда относительно "правилен", потому что в основе его построений всегда лежит та или иная законо-

- 12 -

ч

мерность. Правильность геометрического узора заключается в возможности разделить его без остатка на "равные" чадти относительно некоторого признака. Эти "равные" части могут быть совместимы, обладать отраженным равенством (зеркальностью) этих частей и определяют сеязь геометрического орнамента с математикой. Однако в орнаменте речь вдет об оптическом эффекте равенства, а не о математической его точности (даже в природных объектах - кристаллах,'растениях - она несовершенна).

Вторая глава посвящена раскрытию экспериментальной методики обучению геометрическому орнаменту в узбекских школах. В ней рассматриваются псяхолого-педагогическяе основы экспериментальной методики обучения геометрическому орнаменту в- узбекских школах,- раскрывается экспериментальная методика обу-чения'геометрическому орнаменту на уроках изобразительного искусства л черчения.

Как свидетельствует проведенное нами исследование, психолого-педагогические основы экспериментального обучения геометрическому орнаменту в узбекских школах представляют собой систему научных ос?нов, тесно, неразрывно связанных между собой и , имеющих своеобразную иерархию. Причем структуру этой системы составляют два ведущих блока основ. Один из них представляет психологический аспект проблемы, другой сиязан с педагогическим аспектом проблемы и,- прежде всего, с реализацией принципов дидактики в процессе обучения геометрическому, орнаменту.

ПерзкД блок, выражающий собой психологический аспект, тесно связан с проблемами эстетического воздействия декоративно: прикладного искусства, орнаментального искусства на личность школьника и, в конечном итоге, с проблемами эстетического развития и .формирования личности школьный.

другой блок психолого-педагогических основ экспериментального обучения геометрическому орнаменту школьников представляют • собой дидактические принципы, приобретающие в условиях преподавания художественных дисциплин свое конкретное, специфическое содержание. .Выражая собой общие положения теории обучения, дидактические принципы определяют те закономерности содержания, иетодша обучения школьников, которые обеспечивают наиболее

- 13 -

успешное овладение ш знаниями геометрического орнамента и умением творчески подходить к созданию своих орнаментальных композиций.

Как свидетельствует анализ результатов эксперимента, экспериментальное обучение геометрическому орнаменту в узбекских школах, опирающееся на указанные выше психолого-педагогические основы, значительно эффективнее традиционной методики, при которой эти основы используются отрывочно, не в полной мере, а нередко и вообще игнорируются. То есть результаты экспериментального исследования убедительно доказывают, что под влиянием экспериментального обучения значительно успешнее происходит овладение школьниками искусством геометрического орнамента: у них значительно быстрее и продуктивнее развиваются зрительные пространственные представления, эстетическое восприятие, творческое воображение, мыслительная деятельность (анализ, синтез и т.д.), эффективнее формируются эстетический вкус, оценки и чувства, художественно-изобразительные и графические умения и навыки (композиционные, графические, живописные, орнаментально-декоративные я т.п.). В итоге эстетическая культура учащихся экспериментальных классов значительно выше эстетической культуры учащихся контрольных классов. 0

Например, соотношение количества учащихся 1-8 классов, успешно усваивающих основы геометрического орнамента в экспериментальных а контрольных классах в конце эксперимента резко отличается, тогда как в начале эксперимента наблюдался одина-- ковый уровень владения умениями и навыками в выполнении геометрических орнаментов. Так если в начале эксперимента в первых и вторых экспериментальных и контрольных классах количество учащихся, умеющих выразительно строить композицию геометрического орнамента (узора) в полосе примерно было одинаковым (1-й класс - экспериментальны!! - 12 человек из 33, 1-й класс - контрольный - 13 человек из 35; 2-й класс - экспериментальный -15-человек из 31, 2-й класс - контрольный - 16 человек из 33), тр в конце эксперимента это соотношение резко изменилось. Если ( в 1-ом экспериментальном классе количество учащихся, использующих; выразительную композицию, увеличилось на II человек, то-есть на 33,4 %, в 1-ом «и контрольном классе количество таких

учащихся увеличилось всего на 5 человек, что составило 14,2 Во 2-ом экспериментальном классе это увеличение составило 10 человек (32,2 %) и в целом количество учащихся, успешно овладевших выразительной композицией геометрического орнамевта, составило 25 человек из 31, то есть 80,6 %, во 2-ом контрольном классе это увеличение равняется 4 учащимся (12,2 %) и всего учащихся, выразительно компонующих орнамент, составило 20 человек, то есть 60 % всего количества учащихся класса (33 человека).

Наблюдается корреляция успешного овладения умением, выполнять геометрические орнаменты и продуктивного усвоения знаний, умений л. навыков в рисовании с натуры (как в графических, так и в кивописних работах). То есть, успешное овладение'умениями в выполнении геометрических орнаментов плодотворно сказывается-' в целом на развитие художественно-творческих способностей учащихся, на выполнении ими рисунков с натуры, на темы, декоратив- ' них рисунков.

Подобная зависимость тлеется и меяду развитием зрительных пространственных представлений и овладение),1 процесса выполнения геометрического орнамента.

Разработанная нами экспериментальная методика обучения геометрическод!у орнаменту состоит из трех основных блоков.

Первый блок включает учебные задания, входящие в разделы рисования с натуры, по памяти, пред ста ел ен ли, на тет, декоративного рисования, предполагающие изучение и изображение кон-структигно-геомэтрической основы строения всех округляющих предметов и'объектов действительности. Сюда входят практически 'все объекты изображения, рекомендуемые программами по разделам рисования с натуры и на темы.

Второй блок включает беседы об изобразительном искусстве и архитектуре, отдельные сведения о произведениях изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, в которых представлены образцы национального узбекского орнаментального искусства и, пренде всего, узбекского геокетри-ческого орнамента. -

Убранство, орнаментальное искусство шедевров мировой культуры - архитектурных ансамблей Узбекистана ягляются влассичес-

киыи образцами искусства уникального геометрического орнамента" Средней Азии. Зто медресе Улугбека, Шердор и Тилля - кари в Самаркандском Регистане, мавзолеи ансамбля 1Ьахи-Зинда и Гур-эмир, мечеть Биби-Ханум, мавзолей Исмаила Самани, минарет - Калян, мечеть Баланд и Ходжа Зайнуддин в Бухаре и многие другие, известные всему миру своими неповторимыми орнаментальными украшениями памятники культуры Средней Азии.

В заключении диссертации подведена основные итоги работы, сделаны следующие выводы:

Выполненное нами исследование позволило решить поставленные перед ним задачи, однако сама по себе проблема исследования настолько фундаментальна, что необходимо и в дальнейшем • проведите ряда исследований по отдельным ее аспектам.

В ходе исследования била лодтверадева надвинутая нами гипотеза исследования.

Результаты эксперимента убедительно доказывают эффективность разработанной нами экспериментальной методики обучения узбекских школьников национальному геометрическому орнаменту и на этой основе успешное развитие и формирование таких важнейших сторон, качеств, структурных компонентов личности, как эстетический вкус, творческое воображение, пространственные представления, эмоционально-эстетическое отношение к искусству и действительности.

Ход и материалы эксперимента доказывают также тот факт, ; . что наиболее продуктивное овладение школьниками курса геометрического орнамента осуществляется при двух условиях:

- при органическом единстве всех учебных' разделов ¿ учебных заданий предмета изобразительного искусства;

- при тесной меашредметноИ связи уроков изобразительного искусства и черчения, а такке При широком развертывании внеклассных мероприятий (экскурсии к памятникам архитектуры, организация выставок детского рисунка и художественных поделок

о орнаментами, встреча с мастерами народных промыслов и т.п.).

, Существенное значение приобретает раскрытие учащимся'об-идах научно-теоретических ослов геометрического орнамента, присущих геометрическому орнаменту любой страны и любой эпохи и •

индивидуально-национальных особенностей орнамента, характерных только для орнаментального искусства Средней Азии, Узбекистана. В этом заключается залог успеха как патриотического воспитания, так и раскрытия учащимся образцов, примеров общечеловеческой культуры.

Следует также отметить, что установленные нами научные факты, сформулированные положения, разработанные методические рекомендации п другие результаты исследования могут быть использованы не только в общеобразовательных школах Узбекистана, но и в общеобразовательных школах Российской Федерации, Казахстана, Таджикистана, 1! школах других республик, государств.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство и художественный труд. 1—3 классы трехлетней начальной школы. М., ЦПУ У, 1989. — 2 п. л. (в соавторстве).

2. Изобразительное искусство. V—VIII классы. Программы средней общеобразовательно!! школы. М.: Просвещение, 1091. — 5,72 п. л. (в соавторстве).

3. Учимся думать п чертить. Карточки-задания для учащихся 7—8 классов. М.: Институт общего образования Министерства образования Российской Федерации, 1993. — 3 п. л. (в соавторстве).

Подп. к печ. ,19.1.93. Объем 1 п. л. Зак. 35. Тир. 100

Типография МПГУ имени В. И. Лепппа