Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Обучение геометрическому орнаменту в узбекской школе

Автореферат по педагогике на тему «Обучение геометрическому орнаменту в узбекской школе», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Собиров, Толиб Рузневич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Обучение геометрическому орнаменту в узбекской школе"

Л 7>'

;„ '? - 1 "i ;'rl

г» i, f ■ íil

ИНСТИТУТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специализированный совет К 113.39.01

На правах рукописи

СОБИРОВ Толиб Рузиевич

ОБУЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ ОРНАМЕНТУ В УЗБЕКСКОЙ ШКОЛЕ

Специальность 13.00.02 — методика преподавания изобразительного искусства 13.00.02 — методика преподавания черчения

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 1993

Работа выполнена в Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Научный руководитель:

член-корреспондент АНН, доктор педагогических наук, профессор В. С. КУЗИН

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Е. В. ШОРОХОВ,

кандидат педагогических наук, доцент В. Л. ГЕРВЕР

Ведущая организация: Московский педагогический университет.

Защита состоится «.. года в 13 часов

на заседании специализированного совета I? 113.39.01 но присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации по адресу: 109044, Москва, Крутицкий вал, 24.

С диссертацией молшо ознакомиться и библиотеке института.

Автореферат разослан «..■£.£::.» января 1993.года.

Ученый секретарь специализированного Совета: кандидат педагогических наук М. В. ТКАЧЕВА

ОБЩ\Я ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

■ Актуальность темы. Современная общеобразовательная школа отличается принципиально новой характеристикой. Услоеия демократизации и гуманизации всей системы народного образования настоятельно потребовали коренной перестройки содержания, методов воспитания и обучения школьников. Среди важнейших задач, выдвигаемых перед новой школой, первостепенное место занимают задачи значительного повышения эффективности эстетического воспитания а художественного образования школьников, задачи реализации преемственности художественной культуры, традиций различных поколений.

Задача всестороннего и.гармоничного развития личности становится в современник условиях в значительной пере задачей генерирующей, от успешного решения которой все в большей мере зависит весь комплекс условий перестройки всех афер кизни и деятельности человека. Именно в искусстве и художественной деятельности родовая природа человека проявляется наиболее полно и непосредственно.

Блдное место в мировой художественной культуре занимают изобразительное искусство и архитектура Средней Азии. Знаменитые дворцы, мечети, миниатюры, изделия декоративно-прикладного искусства, аивопиоь Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Казахстана известны всему миру, навечно вошли в сокровищницу мировой'культуры. .Анализ художественно-эстетических особенностей и достоинств произведений изобразительного искусства и архитектуры Средней.¿^зил свидетельствует о том, что сердцевиной их является орнамент и, прекде всего, геометрический орнамент, с ярко внрааенным национальный характером очертаний, композиции, колорита.

В 20-е годы нашего столетия большое внимание организации и простановке эстетического воспитания ыолодеки уделяли такие известные ученые и деятели культуры и науки как Н.Н.Бахтин, П.П.Блонский, Н.а.Брюссова, Т.П.Рошаль, С.Т.Шацкий. В разрабо->. тку и обоснованна педагогических основ эстетического воспитания

- I -

молодежи внесли вклад такие видные педагоги как Н.К.Крупская, . А.С.Макаренко, А.В.Луначарский, В .А .Сухомлинский.

Общие водроск воспитания, определяющие роль эстетического воспитания школьников и место различных видов искусств в этом процессе, освещаются в трудах Э.И.Моносзона, Ю.К.Бабан-ского, к.Н.Скаткина, З.Н.Петровой, А.А.Баляна, 0.Л .Апраксиной, Б.Т.Лихачева и др.

Решении проблем эстетического воспитания и художественного образования полодежи способствуют труды по эстетике, включающие рассмотрение вопросов художественного творчества и изобразительной деятельности. Это работы-А.И.Бурова, М.Ф.Овсянников«, В.К.Скатерщикова, В.В.Ванслова, А.Я.Зися, Б.Г.Лукьянова, М.Н,Афасинева, Л.Н.Столович. Психологический аспект проблемы эстетического воспитания и худонесгвенного образования школьников раскрывается в работах психологов Б.Г.Ананьева, Н.Н.Волкова, Л.С.Ьыготского, Е.И .Игнатьева, В.С.Кузина, Л.Н.Леонтьева, Б.£>.Лоиова, Б.С.ЫеШшха, С .Л.Рубинштейна, П .1,1 .Якобсона.

Широкие возможности в уотановлении возрастных и индивидуальных границ в развитии эстетической культуры, эстетического восприятия и худокественного творчества средствами изобразительного искусства и архитектуры раскрывают труды специалистов в области эстетического воспитания и худоаественного образи^-ния, в области методики преподавания изобразительного искусства: Г.В.Беда, Н.Н.Ростовцева, В.С.Куэина, I.С.Комаровой, Н.П. Ськулиной, Е.В.Шорохова, Т.Я.11дьшалоЕой, А .С .Хворостова, Л.Г. Медведева, Э.И.Кубншкиной, А.А.Унковского, С.Е.Игнатьева,

A.П.Яшухина и др.

Вопросы, связанные с методикой обучения геометрическому орнаменту, рассматриваются в работах таких известных ученых в области графических изображений, черчения, технического и художественного конструирования как Н.А.Рьщин, А.И.Добряков, Н.Ф.Четэерухин, В.О .Гордон, А.Д.Ботвинников, А. М. Дорошевич,

B.й.Качнев, Ю.К.Васильев, В.А.Гервер, Н.К.Анисимов, В.ИЛкунин.

Особы!) интерес представляют собой диссертационные исследования, посвященные проблемам рстетпческого воспитания и худо-кественного образования методике обучения графическим дисцишщ-

нам в национальных школах "Узбекистана. Это кандидатски диссертации Р.Хасаном, К.Касшова, С.С.Булатова, С.&.лбдуллае-еэ,-Б.Б.Азимова, Б.Б.Байметова, И .Каримова и др. Наиболее близкой по тематике к нашей работе является диссертационное исследование Б.Б.Байметова "Основы изучения национального орнамента и методика его обучения на худояественно-графичес-ких факультетах педагогических институтов" (на материале Республики Узбекистан). (Москва, 1992 г.).*'

Однако в диссертации Б.Б.Байметова ставились задачи, направленные на решение проблем подготовки кадров учителей изобразительного искусства, черчения и труда. И не ставились задачи художественного образования школьников, обучению их орнаментальному искусству. К тому ке в анализируемой диссертации специально не рассматривается геометрический орнамент так

* Хасанов Р.Х. Народное декоративное искусство Узбекистана как средство эстетического воспитания младших школьников. Ташкент, 1970; 1$зсшов К. ХудояестЕенно-эстетическое воспитание учащихся в процессе кружкових занятий народной росписью по дереву в общеобразовательных школах Узбекистана (1У-У кл.). М.,1984; Булатов С.С. Психолого-педагогические особенности формирования изобразительных умений и навыков во внеклассной работе (на материале общеобразовательных школ УзССР). М.„ 1986; Абдуллаев С.Ф. Теоретические и методические основи использования народного декоративно-прикладного искусства Узбекистана в подготовке учителей изобразительного искусства. М.,1988; Азимов Б.Б. Патриотическое воспитание учащихся 4-6 классов средствами изобразительного искусства (на базе общеобразовательных школ Узбекистана). М., 1991; Байметов Б.Б. Основы изучения национального орнамента и методика его обучения на художественно-графических факультетах педагогических институ-. тов (на материале Республики Узбекистан). М., 1992; Каримов И." Взаимосвязь технического и художественного творчества учащихся У-УП классов как средство повышения эффективности * • трудового обучения. М., 1992,

своеобразный феномен орнаментального искусства вообще и, в частности, ортментального искусства Средней Азии.

Вместе с тем, как свидетельствует анализ учебных программ по изобразительному искусству, черчению, труду, кружков и факультативов художественного профиля, в них большое внимание уделяется вопросам изучения орнаменту различных стран, включая государства Средней Азии, вопросам обучения школьников орнаментальному искусству. Значительное место при этом занимает геометрический орнамент как на первом этапе обучения (простейшие геометрические орнаментальные декоративные построения), так и на последующих этапах, включая конечные этапы (сложные композиционные построения из комбинаций геометрических орнаментов).

Однако, до последнего времени отсутствуют конкретные методики, методические рекомендации по обучении школьников геометрическому орнаменту, нет научно-теоретического обоснования введения конкретных установок, заданий по геометрическому орнаменту I' учебные программы, не выявлены место и роль геометрического орнамента в общей сиотеме обучения школьников изобразительному искусству, черчению, труду, не разработано содержание этого раздела учебно-творческой деятельности школьников.

Ьсе сказанное определяет актуальность нашего диссертационного исследования, призванного восполнить указанный пробел _ современной педагогической науке, в теории и практике художественного образования и воспитания школьников..

лиойтш исслепования: раскрытие, научная разработка и экспериментальная проверка научно-теоретических основ и эффек-тивиоИ »«етсдика обучения учащихся 1-8 классов геометрическому орнаменту в узбекское ежоле. Решение данной проблемы составило и иель г.сследопания.

Объект псследованпд: процесс обучения школьников геометрическому орнаменту на уроках .изобразительного искусства, черчения, во внеклассной рзботе.

Предмет исследопанн?: пути, иетоды н средства повышения . эффективности обучения учащихся 1-в классов узбекских ткач геометрическому орнаменту.

Гипотезой доследования является предположение о том, что педагогическое обоснование научно-теоретических основ и разработка эффективной методики эстетического воспитания и художественного образования школьников, развития у них индивидуального и творческого потенциала в процессе обучения геометрическому орнаменту возможны при условиях: изучения истории использования геометрического орнамента в художественной практике, в эстетическом воспитании и художественном образовании школьников, в формировании у них пространственных представлений и худокественно-графических умений и навыков; определения и обоснования места и роли орнаментального искусства в эстетическом Боепитании и художественном образовании узбекских школьников; раскрытия научно-теоретических основ узбекского геометрического орнамента; разработки я экспериментальной проверки эффективной методики обучения геометрическому орнаменту учащихся 1-8 классов на уроках изобразительного искусства, черчения и со внеклассной работе; выявлении влияния эффективной методики обучения школьников геометрическому орнаменту на формирование и развитие у них эстетического восприятия, интересов, творческого воображения, пространственных представлений и худокествон-но-графических умений и навыков.

В соответствии с указанными целью, объектом, предметом .и гипотезой исследования, были поставлены следующие задачи иреле— Д2МНШ: - ' ,

1. Изучить историю-использования геометрического орнамента в худоаественной практике, в эстетическом воспитании д художественном образовании школьников, в формировании у чих пространственных представлений и художественно-графических умений и навыков. '

2. Определить и обосновать место и роль орнаментального искусства в эстетическом воспитании и художественном образовании узбекских школьников.

3. Раскрыть научно-теоретические основы узбекского геометрического орнамента .

- 5 -

4. Разработать и экспериментально проверить эффективную методику обучения геометрическому орнаменту учащихся 1-8 классов узбекских школ на уроках изобразительного искусства, черчения и во слеша ссной работе.

5. Выявить влияние эффективной методики обучения школьников геометрическому орнаменту яа формирование и развитие у них эстетического восприятия, интересов, творческого воображения, Пространственных представлений и художественно-графических умений и навыков.

Теоретической основой исследования явились труды, высказывания известных художников, педагогов, психологов, видных деятелей технической графики, а также работы по общей Педагогике, художественному образованию и эстетическому Боепитанию, методйке преподавания изобразительного искусства и черчения, эстетике и искусствознанию.

Для достижения постазленных задач применялись следующие методы исследования:

- изучение, анализ и обобщение проблемы исследования в литературных источниках в области педагогики, психология, эстетики, искусствознания и методик изобразительного искусства и черчения;

- анализ передового опыта учителей изобразительного искусства и черчения общеобразовательных школ Узбекистана, педагогические наблюдения за деятельностью учителей, учащихся;

- изучение документации по обучению изобразительному искусству и черчению, методик и учебных программ, планов работы и др.;

- анкетирование с целью выявления отношения учителей изобразительного искусства, черчения к педагогическим рекомендациям по усовершенствованию методики обучения учащихся геометрическому орнаменту;

- лсихолого-педагогический развивающий эксперимент;

- анализ продуктов творческой деятельности учащихся' (рисунков, чертежей, художественных поделок).

Экспериментальное исследование проводилось с 1979 г. по 1992 г. в общеобразовательных школах 6, 10, 15 г.Бухары.

Методика эксперимента' заключалась и следующем: на уроках по изобразительному искусству в 1-7 классах, черчения в 7-8 классах, во внеклассной работе (кружки, экскурсии к памятникам архитектуры, в краеведческий музей, конкурсы-выставки детского рисунка, чертежа, художественной поделки и т.н.) в экспериментальных классах и группах занятия проводились по разработанным диссертантом экспериментальной программе и методике. Кроме программы, школьникам предлагалась серия специальных наглядных пособий (плакатов, методических таблиц, макетов) обучающего характера, широко использовались проблемные и игровые ситуации и задания, технические средства обучения.

Таким образом, в экспериментальных классах применялась экспериментальная методика обучения школьников изобразительному искусству и черчению, направленная на активное и продуктивное овладение ими знаниями и умениями в области изобразительного искусства, черчения, орнаментального искусства, и на этой основе максимальное развитие их эстетического восприятия и чувств, художественно-творческих интересов, потребностей, воображения, 'познавательной активности, пространственных представлений и худокественно-графической грамотности. То есть активное развитие, формирование тех компонентов, которые составляют собой сущность, основу худонественно-эстетического развития личности школьника, его графической подготовки. В центре всей экспериментальной цетодики обучения находились задания по геометрическому орнаменту и все, что связано с ним.

Сравнительными (контрольными) классами были выбрани параллельные классы. В контрольных классах не применялась экспериментальная программа, не демонстрировалась система специально разработанных наглядных пособий, не применялись проблемные ситуации, задания и ёопросы, специальные беседы об орнаментальном искусстве, не использовались упракнения иа отработку графических умений и навыков, отрывочно, бессистемно использовались технические средства. Крайне редко организовывались эко-м курсии в краеведческий музей, к памятникам архитектуры, кон-«1 курсы-выставки детского рисунка,' чертега, художественной поделки. То' есть методика обучения' и воспитания в контрольных

классах, в отличие от методики в экспериментальных классах, была обычной, традиционной.

В течение каждого учебного года эксперимент делился на три этапа: "установочный" (сентябрь), "развивающий" (в контрольных классах - "традиционно-обучающий") (в течение учебного года) и "контрольный" (май).

В начале и в конце эксперимента каадого года (сентябрь, ■ пай) проводились контрольные опросы (анкетирование) школьников и учителей, сравнивались учебно-творческие работы учащихся. В результате устанавливались сравнительные знания, умения учащихся контрольных и экспериментальных классов в области изобразительного искусства и черчения в целом и, в области геометрического орнамента, в частности. На этой основе устанавливались уровни их худоБсественно-эстетического развития, художественно-графической грамотности.

Эксчериментальноп работой было охвачено 525 школьников, проанализировано 1764 детских рисунка и 648 их художественных поделок.

Научная новизна п теоретическая ценность исследования заключается в: изучении и обстоятельном анализе использования геометрического анализа в художественной практике, в эстетическом воспитании и художественном образовании школьников, в формировании у них пространственных представлений и художест-вешю-гра^ическнх умений и навыков; определении и обосновании место и роли орнаментального искусства в эстетическом воспитании и художественном образовании узбекских школьников; раскрытии научно-теорстических основ узбекского геометрического орнамента.

Практическая значимость иссдедосавад; состоит в том, что в ней разработана и экспериментально проверена эффективная методика обучения геометрическому орименту ;учащихся 1-8 классов узожских школ на уроках изобразительного искусства, черчения и ео внеклассной работе; выявлено влияние эффективной методики обучения школьников геометрическому орнаменту на формирование и развитие у них эстетического восприятия, интересов,

_ 8 - •

творческого воображения, пространственных представлений и художественно-графических умений и навыков. (

Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных планов и программ для общеобразовательных школ, при составлении и корректировке учебных планов, лекционных и практических курсов кабинетов и кафедр изобразительного искусства и черченая, эстетики институтов усовершенствования учителей, при подготовке учебников и'учебннх, методических пособий по предметам художественного, графического цикла для общеобразовательных школ.

Лпробаиия и рнедтюние результатов исследования, Результаты исследования докладывались и получили одобрение на конференции общественного института эстетического воспитания при цент—' ральном совете педагогического общества Российской Федерации (1988 г.), на заседаниях лаборатория эстетического воспитания средствами изобразительного искусства Института общего образования Российской Федерации.

Результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных июл „№ 6, 10, 15 г .Бухары, а такие в виде опубликованных программ и методических рекомендаций.

Степень достоверности и обоснованности полученных диссер-. тантом результатов исследования обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов изучения проблемы, научной" методологией, организацией опытно-экспериментальной работы, ис~ пользоганием современных достижений, данных педагогической науки, психологии, искусствоведения, эстетики.

Структура н объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух'глав, заключения и библиографии (176 наименований), содержит 190 страниц, включая 18 таблиц.

OCiiOBKCE С0ДЕРаЛ1 li3 РАБОТЫ

lio введении обосновывается актуальность исследования, проблема, (¿орчуллруются объект а'предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методика исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая ценность.

- 9 -

В первой главе ("Геометрический орнамент в системе худо-кественного образования и эстетического воспитания учащихся узбекских школ") определяются место л роль эстетического воспитания к художественного образования в современной общеобра-- зовательной школе, раскрываются научно-теоретические основы узбекского оршыентадьного искусства, геометрический орнамент рассматривается как ведущий элемент орнаментального искусства Узбекистана.

В учебном процессе освоение худокественио-изобразительвых элементов и всего комплекса стоящих за шип учебно-творческих проблем виранается в понятии художественно-графической грамотности. Но в ото понятие'входит и комплекс проблем, явлений, связанных с черчением, художественным конструированием (дизайном), имеющим свои специфические фор.ш выражения и изображения.

Выполняя слогспке эстетические и этические, воспитательные функции, изобразительное искусство способно находить отклик в человеческой душе и формировать эту душу отнюдь не-только "прямым текстом", но и глубоким поэтическим подтекстом, включающим тончайшую цель ассоциаций ыевду изобракеаяем и представлениями о нем, хранящийся в народной памяти и в личного психологическом опыте отдельного человека, широкую гамму заветных чаянии, тревог, надевд, представлений о прекрасном и безобразном.

Из всего сказанного о месте и роли эстетического воспитания и художественного образования в кизнн общества, в формиро-• вании духовной культуры людей и функции изобразительного искусства в этом, монно сделать вывод - к общеобразовательной школе, где развивается и формируется личность во всем комплексе присущих ей характеристик, эстетическое воспитание и худоаественное образование занимают исключительное место. И не случайно в Последнее время, в соответствии' с трэбованиями времени, в системе общего образования все шире распространяются школы и классы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, откршзаштся лицеи, колледжи, гимназии художественно-эстетического профиля, а во внеклассной работе видное место занима-,юг кругски и факультативы по изобразительному творчеству, рисунку, киьошсЕ, композиции, лздке, декоративно-прикладному искусству,

дизайну, художественной графике. Утвердился в качестве варианта учебный предмет "Изобразительное искусство и художественный труд". Данный предмет органически сочетает в себе основные элементы изобразительного и декоративно-прикладного искусства, черчения, художественной графика и выполнения художественных поделок.

Орнаментальное искусство, как одно из ярчайших проявлений творчества и самовыражения человёка, одна из ajjep его деятельности, имеет своо богатую историю и берет свое начало с древнейших времен.

При этом следует отметить, что орнаментальное искусство является важнейшей основой, а точнее, сердцевиной декоративно-прикладного искусства, составным элементом архитектуры и во • многом создается по законам формотворчества, геометрической целесообразности и правилаи во только изобразительного искусства, но и черчения.

ДревнеГишш видом украпения является орнамент - узор, в ритмическом повторе наносимый на изделие или представляющий его структурную основу. То есть первичный генетический смысл декоративность приобретает в орнаменте, в основе которого ле-аит предметная форма, постепенно превращающаяся в символ, переходящий в декоративный мотив - круг солнца, линия волг.ы, рог козла, лист дереЕа, цветок, конь, птица, рыбий xeoct."ветка дерева и т.д.

Непосредственно научно-теоретическими основами, орнамситат-лыюго искусства в структуре декоративно-прикладного искусбтва, архитектуры, дизайнерского формотворчества являются закономерности строения формы, объешо-яростраяственных отнопений, композиции, щзетозедения, фактуры (материальной пластики), закономерности зрительного (визуального) восприятия геометрической о споен формы, ах сочетаний в орнаменте, узоре, цветовых отношений объектов и их частей.

Одной из ведущих паучнюс основ орнаментального искусства, обгемного макетирования худоаествепно-прнкладного изделия является теория многогранников.

С самого нячала следует подчеркнуть, что все положения теории многогранников, как правило, проверяются на картонных

многогранниках, на постройке моделей, процесс создания которых является ванной частью содержания и программы обучения объемному.'макетированию, объемному внракению геометрическкх_ орнаментов, особенно геометрическому орнаменту Средней Азии.

Выражение тех или иных закономерностей в орнаментальном искусстве^ в художественном проектировании долгшо отвечать требованиям эстетического восприятия, технической эстетики и проектируемы.! вещам и системам вещей. Одновременно они выступают как реальные факторы формообразования.

Орнаментальное искусство Узбекистана прошло долгий, многовековой путь'своего развития. Оно складывалось в процессе самого широкого взаимодействия племен и народов, расселенных на территории Узбекистана и огромной территории ряда соседних областей Средней Азии.

Как свидетельствует анализ истории развития орнаментального искусства Узбекистана, уже в средние века достижения точ-лых наук и строительного дела на Востоке приблизили изобразительное искусство к практическим нувдаы художественного ремесла и откршш орнаменту широкий путь для отвлеченных геометрических построений. Геометрический орнамент получил научную основу для развития и благодаря усовершенствованиям методов расчета сферических и конических поверхностей, смог найти применение не только на плоскости, но и на кривых поверхностях арок к сводов•

Для геометрического оршмекта особенно вакное значение имели различные-решения задач на определение по'трем элементам треугольника (сторонам и углам) остальных его элементов. В • странах мусульманского Востока проблема.пропорций принадлежала не столько искусству, сколько математике.

Геометрический орнамент Узбекистана покоится в основном на геометрм круга, то есть решается с помощью циркуля и линейки. В основе его лекат фигуры, начертания которых вытекает из правильного деления круга на неизвестное число частей,и аз построения но этой основе сеток и осей, имеющих шор!.:у а значение в системе координат.

Геометрический узор всегда относительно "правилен", потому что в основе его построений всегда лежит та или иная законо-

-12 - '

ч

мерность. Правильность геометрического узора заключается в возможности разделить его без остатка на "равные" чадти относительно некоторого признака. Зти "рапные" части могут быть совместимы, обладать отрпкенным равенством (зеркальностью) этих частей л определяют селзь геометрического орнамента с математикой. Однако в орнаменте речь идет об оптическом эффекте равенства, а не о математической его точности (даже в природных объектах - кристаллах, 'растениях - она несовершенна).

Вгора'я глава посвящена раскрытию экспериментальной методики обучению геометрическому орнаменту в узбекских школах. В ней рассматриваются психолого-педагогические основы экспериментальной методики обучения геометрическому орнаменту в- узбекских школах, раскрнвается экспериментальная методика обучения геометрическому орнаменту на уроках изобразительного искусства и черчения. '

Как свидетельствует проведенное нами исследование, психо-лого-педагогическпе основы экспериментального обучения геометрическому орнаменту в узбекских школах представляют собой систему научных основ, тесно, неразрнвно связанных между собой и , имеющих своеобразную иерархию. Причем структуру этой системы составляют два ведущих блока основ. Один из них представляет психологический аспект проблемы, другой связан с педагогическим аспектом проблемы и,' прежде всего, с реализацией принципов дидактики в процессе обучения геометрическому, орнаменту.

Первый. блок, ¡.'краясющкй собой психологический аспект, тесно связан с проблемами эстетического воздействия декоративно-прикладного искусства, орнаментального искусства на личность школьника и, в конечном_итоге, с проблемами эстетического развитая и формирования личности школьный.

Другой блок психолого-педагогкческих основ экспериментального обучения геометрическому орнаменту школьников представляют собой дидактические принципы, приобретающие н условиях преподавания художественных дисциплин свое конкретное, специфическое содержание. .Выряжая собой общие полокепт теория обучения, дидактические принципы определяют та закономерности содержания, методикл обучения школьников, которые обеспечивают наиболее

- 13 -

успешное овладение ш знаниями геометрического орнамента и уыениеа творчески подходить к созданий своих орнаментальных композиций.

Как свидетельствует анализ результатов эксперимента, экспериментальное обучение геометрическому орнаменту в узбекских школах, опирающееся на указанные' выше психолого-педагогические основы, значительно эффективнее традиционной методики, при которой эти основы используются отрывочно, не в полной мере, а нередко и вообще игнорируются. То есть результаты экспериментального исследования убедительно доказывают, что под влиянием экспериментального обучения значительно успешнее происходит овладение школьниками искусством геометрического орнамента: у них значительно быстрее и продуктивнее развиваются зрительные пространственные представления, эстетическое восприятие, творческое вообрэгение, мыслительная деятельность (анализ, синтез и т.д.), эффективнее формируются эстетический вкус, оценки и чувства, худокественно-нзобрззительпые и графические умения и навыки (композиционные, графические, аивопис-нке, орнаментально-декоративные и т.п.). В итоге эстетическая культура учащихся экспериментальных классов значительно вше эстетической культуры учащихся контрольных классов.

Например, соотношение количества учащихся 1-8 классов, успешно усваивающих осноеы геометрического орнамента в экспериментальных 'и контрольных классах в конце эксперимента резко отличается, тогда как в начале эксперимента наблдцался одина-■ ковый уровень владения умениями и навыками в выполнении геометрических орнаментов. Так если в начале эксперимента в первых и вторых экспериментальных и контрольных классах количество учащихся, умеющих выразительно строить композицию геометрического орнамента (узора) в полосе примерно было.одинаковым (1-й класс - экспериментальный - 12 человек из 33, 1-й класс - контрольный - 13 человек из 35; 2-й класс - экспериментальный -15-человек из 31, 2-й масс - контрольный - 16 человек из 33), Ю в конце эксперимента это соотношение резко изменилось. Если ( в 1-ом экспериментальном классе количество учащихся,, использующих выразительную композицию, увеличилось на II человек, то-есть на 33,4 %, в 1-ом же контрольном классе количество таких

_ 14 -

ч

учащихся увеличилось всего на о человек, что составило 14,2 %, Во 2-ом экспериментальном классе это увеличение составило 10 человек (32,2 %) и в целом количество учащихся, успешно овладевших выразительной композицией геометрического орнамента, составило 25 человек из 31, то есть 80,6 %, во 2-ом контрольном классе это увеличение равняется 4 учащимся (12,2 %) л всего учащихся, выразительно компонующих орнамент, составлю 20 человек, то есть 60 % всего количества учащихся класса (33 человека).

Наблюдается корреляция успешного овладения умением, выполнять геометрические орнаменты и продуктивного усвоения знаний, умений и на икон в рисовании с натуры (как в графических, так л в шшоплсных работах). То есть, успешное овладение'умениями в выполнении геометрических орнаментов плодотворно сказывается^' ; в целом на развитие художественно-творческих способностей учащихся, на выполнении ими рисунков с натуры, на темы, декоратив- ' ных рисунков.

Подобная зависимость имеется и менад развитием зрительных пространстЕенннх представлений и овладением процесса выполнения геометрического орнамента.

Разработанная памп эксперт,!ентальная методика о_бучения геометрическому орнаменту состоит из трех основных блоков.

Первый блок включает учебные задания, входящие в разделы рисования с натуры, по памяти, представлении, на темы, декоративного рисования, предполагающие изучение и изображение кон-структивдо-геометрпчссдой основы строения всех окружающих предметов и объектов действительности. Сюда входят практически 'все объекты изобракенля, рекомендуемые программами по разделам рисования с натуры и на темы.

Второй блок включает беседы об изобразительном искусстве и архитектуре, отдельные сведения о произведениях изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, в которых представлены образцы национального узбекского орнаментального искусства и, прендз всего, узбекского геометрического орнамента. - ,

Убранство, орнаментальное искусство шедевров мировой культуры - архитектурных ансамблей Узбек нагана являются клясслчес-

- -

кими образцами искусства уникального геометрического орнамента Средней'Азии. Уто медресе Улугбека, Шерцор и Тилля - кари в Самаркандском Регистане, мавзолеи ансамбля Шахи-Зинда и Гур-эмир, мечеть ЕпОи-Ханум, мавзолей И сшила Самани, минарет Калян, мечеть Баланд и .Ходжа Зайнуддин в Бухаре и многие другие, известные всему миру своими неповторимыми орнаментальными украшениями памятники культуры Средней Азии.

В заключении диссертации подведены основные итоги работы, сделаны следующие выводы:

Выполненное нами исследование позволило решить поставленные перед ним задачи, однако сама по себе проблема исследова-' ния настолько фундаментальна, что необходимо и в дальнейшем ■ проведение ряда исследований по отдельным ее аспектам.

В ходе исследования била подтверждена ввдЕинутая нами гипотеза исследования.

Результаты эксперимента убедительно доказывают эффективность разработанной нами экспериментальной методики'обучения узбекских школьников национальному геометрическому орнаменту и на этой основе успешное развитие и формирование таких вакней-ших сторон, качеств, структурных компонентов личности, как эстетический вкус, творческое воображение, пространственные представления, эмоционально-эстетическое отношение к искусству и действительности. • '

Ход и материалы эксперимента доказывают также тот факт, . что наиболее продуктивное овладение школьниками курса геометрического орнамента осуществляется яри двух условиях:

- при органическом единстве всех учебных разделов и учебных заданий предмета изобразительного искусства;

- при тесной междредыегной связи уроков изобразительного искусства и черчения, а такке При широком развертывании внеклассных мероприятий (экскурсии к памятникам архитектуры, организация выставок детского рисунка .и художественных поделок

о орнаментами, встречи о мастерами народных промыслов и т.п.).

, Существенное значение приобретает раскрытие учащимся'об-(щих научно-теоретических основ геометрического орнамента, присущих геометрическому орнаменту любой страны и любой эпохи а •

ппдншщуалыю-нацпопальпых особенностей орнамента, характерных только для орнаментального искусства Средней Азии, Узбекистана. В этом заключается залог успеха как патриотического носиитания, так и раскрытия учащимся образцов, примеров общечеловеческой культуры.

Следует также отметить, что установленные памп научные ({»акты, сформулированные положения, разработанные методические рекомендации л другие результаты исследования могут быть использованы не только и общеобразовательных школах Узбекистана, по и и общеобразовательных школах Российской Федерации, Казахстана, Таджикистана, в школах других республик, государств.

Основные положения диссертации отражены с следующих публикациях:

1. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство и художественный груд. 1 — 3 классы трехлетней начальной школы. М., ЦПУ У, 1989. — 2 п. л. (в соавторстве).

2. Изобразительное искусство. V—VIII классы. Программы средней общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1991. — 5,72 п. л. (в соавторстве).

3. Учимся думать и чертить. Карточки-задания для учащихся 7—8 классов. М.: Институт общего образования Министерства образования Российской Федерации, 1993. — 3 и. л. (в соавторстве).

Поди, к печ. 119Л.93. Объем п. л. Зак. 35. Тир. 100

Типография МПГУ имени В. И. Ленина