Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Освоение будущими учителями изобразительного искусства ценностей региональной художественной культуры

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Шабанова, Мария Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Курск
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Освоение будущими учителями изобразительного искусства ценностей региональной художественной культуры», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шабанова, Мария Николаевна, 2004 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ЧЕРЕЗ РЕГИОНАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК АКТУАЛЬНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ПЕДВУЗА.

1.2' РЕГИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

1.3 АНАЛИЗ ОПЫТА ОСВОЕНИЯ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ ИЗОИСКУС-СТВА ТРАДИЦИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Глава II. МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ЦЕННОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1 ВЫЯВЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ПОТЕНЦИАЛА НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА В ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ (КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКС

ПЕРИМЕНТ).

2.2 СОДЕРЖАНИЕ И СПОСОБЫ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА РХК В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (ПОИСКОВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ).

2.3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ХГФ РЕГИО-. НАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ) .100?

Введение диссертации по педагогике, на тему "Освоение будущими учителями изобразительного искусства ценностей региональной художественной культуры"

Актуальность исследования. Проблема исследования и её актуальность.

Разрушение советской системы ценностей привело к духовной неопределенности и хаотичному поиску новых идеалов, которые, в лучшем случае, заимствуются из чуждой для нас культуры, а то и вовсе заменяются множеством лжеидеалов, порожденных в период перемен законами выживания. Происходящее, естественно, не могло не отразиться на ценностных ориентациях современного студенчества. Особенно пристального исследования требует ценностная сфера студентов педагогических вузов, ибо учитель - ключевая фигура в формировании духовного облика будущих поколений. В этом смысле особенно велика роль учителя изобразительного искусства, призванного помочь детям в обретении системы ценностей, построенной на лучших духовных и культурных традициях народа.

В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г. говорится, что профессиональное образование ещё не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников.

Современная художественно-педагогическая школа должна выступить не только как источник воспроизводства кадров, но и как фундамент национальной культуры, как специфическая форма её существования, как способ воспроизводства культурного опыта российского этноса.

Учитель изобразительного искусства XXI века временем призван обращаться к традициям своего народа, своего края. Традиция всегда является новым открытием для молодого поколения, несущим в себе объем знаний и опыта, проверенного веками, культуру и уклад этноса.

Законодательной базой для решения данной проблемы стали принятые в июне 1992 года Закон РФ «Об образовании» и в январе 1996 года документ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании», предусматривающие децентрализацию управленческих функций и направленные на регионализацию образования.

Концепция модернизации Российского образования указывает на необходимость более полного использования нравственного потенциала искусства при формировании и развитии этических принципов и идеалов личности.

В соответствии с этим направлением возрождение ценностей и традиций национальной культуры конкретного региона, формирование её ценностного потенциала становится более реальным и закономерным.

Актуализирует проблему ещё и тот факт, что выпускники худграфов испытывают трудности в передаче богатого наследия художественной культуры родного края подрастающему поколению, так как их профессиональная подготовка не предусматривает специального изучения региональной художественной культуры. Это негативно сказывается на формировании ценностных приоритетов школьников.

Проблема ценностей не нова, она рассматривалась в рамках философии, социологии, этики, эстетики, педагогики, психологии. Категория «ценность» является понятием широким, охватывающим все сферы существования человека. Поэтому в науке существует много подходов к её определению.

Проблемы общей аксиологии тесным образом связаны с аксиологией образования. Для учителя как профессионала ценностные ориентации, присущие ему, должны характеризоваться прежде всего профессиональной направленностью.

Классификацией ценностей занимались В.В. Веселова, Л.Н. Столович, Е.Н. Шиянов, в педагогической аксиологии широко известны труды Е.В. Бондарев-ской, В.П.Зинченко, З.И. Равкина, Е.Н. Шиянова, ценностные ориентации личности исследовали Л.П. Буева, Н.И. Непомнящая, И:М. Попова, Т.Н: Мальков-ская, В.Т. Лисовский, А.А. Овсянников, В.А. Ядов.

В психолого-педагогическом плане концепция культурно-ценностного развития личности представлена в работах Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, JI.G. Выготского, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, Д. С. Лихачева.

В исследованиях В.В. Краевского, И.Я. Лернера, Е.П. Белозерцева, Б.З. Вульфова, Е.В. Бондаревской, B.C. Ильина, Н.Ф. Масловой, А.В. Петровского, И.Ф. Исаева, А.В.Репринцева, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, В.И. Слободчи-кова вопросы профессиональной подготовки учителя рассматривались с позиции развития его духовной культуры.

Проблемам приобщения подрастающего поколения к культурному наследию через искусство посвящены исследования Т.И. Баклановой, Л.В. Ермоловой, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, А.Н. Малюкова, Б.М. Йеменского, Н.Н. Ростовцева, В.П. Зинченко, В.К. Лебёдко, С.П. Ломова, Л.Г. Медведева, Н.М. Сокольниковой, А.С. Хворостова, Н.К.Шабанова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой. Ценности региональной художественной культуры Центрального Черноземья отражены в диссертациях Н.М Волокитина, Е.Г. Григорьевой, А.В. Ермишиной, А.В. Калинина, М.С. Жирова, А.А. Перепелицина.

На основании анализа данных исследований мы пришли к выводу, что ак-сиологизация подготовки будущего учителя важна и необходима и нацеленность на эту проблему очевидна, однако разработанность проблемы ценностного отношения будущего учителя изобразительного искусства к традициям народной культуры, потребность в усвоении её ценностно-смыслового содержания остается очень низкой.

Всецело признавая роль и значение региональной художественной культуры в деле воспитания через искусство, мы можем отметить, что исследовательская база этого феномена не позволяет использовать в полной мере богатство региональной художественной культуры (РХК) в системе целостного педагогического процесса. Отсюда рождается первое противоречие между потенциалом РХК в области формирования ценностно ориентированной личности и недостаточной изученностью её исследовательской базы.

Второе противоречие вытекает из потребности общества не просто в специалисте узкого профиля, а в учителе изобразительного искусства - интеллектуале, носителе и хранителе лучших культурных традиций, знающем и умеющем передать богатое наследие народного искусства, с одной стороны, и неразработанностью методической системы освоения студентами художественно-графических факультетов ценностей региональной художественной культуры -с другой.

Современная молодежь, пополняющая вузы нуждается в разрешении глубокого внутреннего конфликта между тем, что сформировано менталитетом народа, к которому она принадлежит и чужеродной моделью жизненных ценностей, которым она зачастую отдает предпочтение, что и порождает третье противоречие.

Комплекс имеющихся противоречий объясняет наше обращение к аксиологической проблеме - проблеме ценностей. Изучение потенциала региональной художественной культуры, выявление педагогических условий и разработка методической системы освоения студентами ХГФ её ценностей составляют цель нашего исследования.

Исследуемая нами проблема формулируется следующим образом: «Освоение будущими учителями изобразительного искусства ценностей региональной художественной культуры».

Объектом исследования стал образовательный процесс студентов художественно-графического факультета вуза, а предметом исследования является методическая система освоения будущими учителями изобразительного искусства ценностей региональной художественной культуры в образовательном процессе университета.

Гипотеза исследования. Освоение студентами ХГФ ценностей региональной художественной культуры будет эффективно, если:

- сформировать отношение студентов ХГФ к РХК как к смыслообразую-щему стержню духовного становления будущих учителей;

- разработать и экспериментально проверить методическую систему, в которой через структурные компоненты РХК (когнитивный, операционно-творческий, эмоционально-ценностный) совершенствуется, обогащается и развивается ценностная сфера личности (познание, деятельность, общение) будущего учителя;

- экстраполировать преобладающие образно-колористические традиции РХК в направлении совершенствования содержания программ по специальным дисциплинам;

- создать в педагогическом процессе необходимые условия, обеспечивающие его максимальную эффективность.

Задачи исследования.

1. Изучить генезис проблемы ценностности, исследовать ценностные ориентации студентов художественно-графического факультета.

2. Проанализировать практическую работу художественно-графических факультетов ряда вузов Черноземья в контексте освоения студентами ценностей РХК через регионализацию образования.

3. Разработать педагогические условия освоения будущими учителями изобразительного искусства ценностей РХК.

4. Определить критерии, показатели и уровни освоения студентами ценностей РХК.

5. Предложить и экспериментально проверить методическую систему, направленную на активное, творческое и комплексное использование РХК в профессиональном становлении будущих учителей изобразительного искусства.

Методологическую базу исследования представляют труды известных философов, социологов, психологов, педагогов по теории ценностей и ценностных ориентаций: Е.В. Бондаревской, А.В. Брушлинского, В.В. Давыдова, В.П. Зин-ченко, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Е.Н. Шиянова, И.С. Якиманской идеи Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии личности, А.А. Леонтьева о смыслообразовании как личностной функции человека; концепция М.А. Некрасовой о народном искусстве как особом типе художественного творчества.

Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы, изучение краеведческого и этнографического материала по РХК, опытно-экспериментальная работа со студентами, анкетирование, наблюдение за их творческой деятельностью, анализ продуктов деятельности, беседы, педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальная база исследования. В эксперименте приняли участие студенты 2-4 курсов художественно-графических факультетов Курского государственного университета в количестве 138 человек и студенты Воронежского государственного педагогического университета и Орловского государственного университета в количестве 250 человек.

Этапы исследования. Педагогическое исследование проводилось нами с 2000 по 2004 год и включало несколько этапов.

На первом этапе (2000- 2001 гг.) осуществлялся анализ состояния и степени теоретической разработки проблемы, определялась методология, цели, задачи, предмет исследования, его гипотеза, понятийный аппарат.

В ходе второго этапа (2001- 2003 гг.) была разработана программа поискового и формирующего экспериментов. В поисковом эксперименте (2001— 2002 гг.) выявлялись наиболее эффективные приемы и методы приобщения студентов к ценностям РХК; разрабатывалась и уточнялась система экспериментальных упражнений и заданий. Формирующий эксперимент (2002 - 2003 гг.) был проведён нами на художественно-графических факультетах Курского государственного университета и Воронежского государственного педагогического университета, и осуществлялся он в соответствии с программой спецкурса «Народное искусство и художественные промыслы Курского края». В течение года мы активно использовали нереализованный в этом направлении потенциал спецдисциплин: рисунка, живописи, ДПИ, скульптуры, методики преподавания ИЗО, пленэрной, музейной и педагогической практик.

На третьем этапе (2003 - 2004 гг.) завершена апробация и внедрена методика освоения студентами ценностей РХК; \проведены анализ и систематизация результатов; подведены итоги экспериментальной работы; осуществлены основные выводы исследования и оформлен текст диссертации.

Научная новизна результатов исследования. Решена значительная научно-педагогическая задача освоения будущими учителями изоискусства ценностей региональной художественной культуры:

- систематизирован, обобщен и подвергнут осмыслению теоретический и практический опыт освоения студентами ХГФ ценностей РХК;

- определены и охарактеризованы критерии, показатели и уровни освоения студентами ХГФ ценностей РХК;

- исследованы и проанализированы ценностные ориентации студентов художественно-графических факультетов;

- разработана и экспериментально проверена методическая система освоения студентами ХГФ ценностей РХК в процессе их профессиональной подготовки;

- определен ряд необходимых педагогических условий эффективного освоения студентами потенциала РХК: концептуальность, системность, направленность, дифференциация, последовательность, межпредметная взаимосвязь.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесен научный вклад в разработку теории профессиональной подготовки студентов худграфов путем выявления условий освоения студентами ценностей региональной художественной культуры и посредствам реализации методической системы освоения студентами ценностей РХК;

- определены критерии, показатели и уровни освоения студентами ценностей РХК;

Практическая значимость результатов исследования. Результаты исследования послужили основанием для корректирования учебных планов и программ художественно-графических факультетов по специальным дисциплинам. Материалы спецкурса «Народное искусство и художественные промыслы Курского края» использовались в преподавании спецдисциилин на ХГФ, в курсах культурологии, при подготовке учебно-методических пособий для студентов и методических пособий для работников образования.

На защиту выносятся следующие положения:

- процесс освоения студентами РХК — это целостная система сознательных, избирательных, основанных на эмоционально переживаемом опыте связей личности студента и ценностей народной культуры. Эта связь двусторонняя. Структурные компоненты РХК (когнитивный, операционно-творческий, эмоционально-ценностный) идеальны для реализации и развития ценностной сферы личности будущего учителя (через познание, деятельность, общение). В этом слиянии синтезируется духовное и материальное, где ценности РХК становятся неотъемлемой частью собственного Я будущего учителя;

- методическая система эффективного использования потенциала РХК в профессиональном становлении будущего учителя изобразительного искусства, включающая программу спецкурса «Народное искусство и художественные промыслы Курского края», направлена на качественное изменение и совершенствование ценностных ориентаций современного студенчества;

- критерии (знание РХК, отношение к РХК, степень технологической готовности в овладении образцами РХК, степень творческой самореализации в профессиональном становлении через РХК), показатели и уровни (высокий, низкий, средний) освоения студентами ХГФ ценностей РХК;

- педагогические условия освоения будущими учителями изобразительного искусства ценностей РХК: концептуальность, системность, направленность, дифференциация, последовательность, межпредметная взаимосвязь.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается исходной методологической основой; использованием широкого круга трудов по аксиологии и РХК; применением совокупности взаимодополняющих методов, соответствующих предмету и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации отражены в публикациях автора; докладах и сообщениях на всероссийских конференциях в городах: Курск (1998), Томск (1999), Москва (2002) и региональных научно-практических конференциях в городе Курске (1997, 2001, 2003); международной научно - практической конференции (Елец 2003); обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства КГУ и культурно-антропологической школы молодых ученых (Курск 2003, 2004 );

Разработанная диссертантом программа спецкурса «Народное искусство и художественные промыслы Курского края» прошла апробацию на художественно

Разработанная диссертантом программа спецкурса «Народное искусство и художественные промыслы Курского края» прошла апробацию на художественно-графическом факультете КГУ.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Заключение

Исследование подтвердило важность и необходимость решения проблемы освоения будущими учителями изобразительного искусства ценностей региональной художественной культуры, потому что уровень духовной культуры современного учительства способствует не только его адаптации к условиям современности, но и определяет его способность к преобразовательной, творческой деятельности. И, что самое главное, ценностно ориентированная личность учителя способна помочь подрастающему поколению в определении приоритетов духовно-нравственного над бездуховным.

Продвижению студента художественно-графического факультета в направлении развития личностной ценности через потенциал региональной художественной культуры способствует решение поставленных задач: изучить генезис проблемы ценности и исследовать ценностные ориентации студентов; проанализировать практическую работу отдельных вузов Черноземья в направлении освоения студентами ценностей РХК через регионализацию образования; разработать и апробировать модель освоение студентами ХГФ ценностей РХК; предложить методику эффективного использования потенциала РХК в их профессиональном становлении.

Эти задачи потребовали определения и конструирования не только теоретической модели, раскрывающей универсальную сферу ценностей будущего учителя изобразительного искусства, но и соответствующие им структурные компоненты региональной художественной культуры, в которых эта сфера актуализируется. Эта модель представила теоретическую часть исследования. Проблему практической реализации решила методическая система, направленная на освоение будущими учителями ценностей РХК и ведущая к их личностному и профессиональному развитию.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шабанова, Мария Николаевна, Курск

1. "История мировой культуры" справочник школьника под ред. Л.В. Кашинской М.:1996 г.

2. Кузин B.C. Кубышкина Э.И. "Изобразительное искусство" 1 класс М.-.2002 г.

3. Сокольникова "Изобразительное искусство" уч. 5-8 кл. Обнинск 1996 г.

4. Татьяна Скобликова "Связуя нить времен" Курск 2001 г.

5. Министерство образования Российской Федерации Курский Государственный Университет Кафедра теории и методики преподавания ИЗО

6. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ КУРСКОГО КРАЯ

7. Программа спецкурса по специальности 030800 «Изобразительное искусство»1. Курск 2003

8. Название спецкурса: "Народное искусство и художественные промыслы Курского края".

9. Составитель: Шабанова Мария Николаевна.

10. Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Репринцев А.В.

11. Рецензент кандидат искусствоведения, доцент кафедры Т и МПИЗО Курского Государственного Университета Тарасова М.С.

12. Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры теории и методики преподавания ИЗО от 25 сентября 2003 г.

13. Курский Государственный Университет1. Шабанова Мария Николаевна1. Пояснительная записка

14. Теоретическая и практическая база курса дает возможность совершенствовать профессиональный аспект личности будущего учителя ИЗО через универсальную сферу ценностей.

15. Методология курса художественная традиция предмета изучения, как явление историко-типологическое, рассматривается с позиций принципов, отечественной науки: теории познания и теории народного искусства, в соответствии с принципами искусствоведения.

16. Объем курса составляет52 (семинаров 22, практических занятий 18) Предусмотренными формами контроля являются: выполнение практических заданий по темам ряда лекций, зачет.1. Программа курса лекций

17. Тема 2. Типология региональной художественной культуры.

18. Проблемы взаимодействия культур. Основания для типологии региональной художественной культуры. Народная, конфессиональная, светская художественная культура региона. (2 ч.)

19. Тема 3. Исторический очерк земли Курской в контексте становления и развития художественной культуры.

20. Тема 4. Теория художественной культуры и народных промыслов.

21. Тема 6 Синтез формы и художественного оформления (декора) в народном искусстве.

22. Понятие красоты в народном сознании. Источники изображения в народном искусстве. Символы в народном искусстве. Форма и практическое назначение изделий. Соподчинение декора и формы. ( 2 ч.)

23. Тема 7 История развития народного костюма Курской губернии.

24. Тема 8. Художественные изделия из текстиля в Курской области.

25. Методика организации и проведения уроков по изобразительному искусству по темам, связанным с изучением народного ткачества в Курской области. ( 4 ч.)

26. Тема 9. Керамика Курского края.

27. Керамика на уроках изобразительного искусства в школе. ( 4 ч.)

28. Тема 10. Дерево и металл в народном искусстве Курского края.

29. Количество часов в трудоемкости,. 52в том числе аудиторных.40лекций.18практических.221. Самостоятельные работы.121. Итоговый контроль Зачет

30. Наименование тем лекций и практических занятий Всего часов в трудоемкости В том числе аудиторных СРС1. Всего Лекций Практич.

31. Сущность художественной культуры и ее роль в развитии личности 2 2 2

32. Типология региональной художественной культуры 2 2 2

33. Исторический очерк земли Курской в контексте становления и развития художественной культуры 4 4 4

34. Теория художественной культуры и народных промыслов 2 2 2

35. Кустарное ремесло, артели и фабрики художественных товаров Курской области 2 2 2

36. Синтез формы и художественного оформления (декор) в народном искусстве 2 2 2

37. История развития народного д д дкостюма Курской области

38. Художественные изделия из д д дтекстиля в Курской области ч ч ч

39. Керамика Курского края 4 4 4

40. Дерево и металл в народном 9 9 9искусстве Курского края

41. Курский народный костюм 6 4 4 21. Курская керамика а) выполнение эскизов 6 4 4 21. Суджанской керамики. 1. Выполнение работы в материале б) выполнение эскизов 6 4 4 2

42. Вопросы для контроля (зачета)

43. Каково методологическое и гносеологическое значение РХК для развития личности ребенка?

44. Типология региональной художественной культуры.

45. История развития земли Курской в контексте становления художественных промыслов.

46. Кустарное ремесло в Курской области.

47. Развитие фабрик и артелей художественных товаров Курской области.

48. Символика формы и цвета в народном творчестве Курских мастеров.

49. Особенности взаимодействия двух культур: русской и украинской на территории Курской области.

50. Народный костюм Курской губернии.

51. Гончарное искусство Кожли и Суджи. Сравнительный анализ.

52. Ю.Гончарные промыслы Курского края.

53. История и особенности суджанского ковроткачества.

54. История Курского кустарного ткачества, его декоративные особенности.

55. Кружевоплетение и вышивка в Курском крае.

56. Дерево и металл в народном искусстве Курского края.

57. Проблема традиции в Курской народной культуре (на примере одного из промыслов).

58. Современное состояние курских художественных промыслов. (Мастера, Дома культуры, Школы ремесел и т.д.)1. Литература.1. Основная

59. Исенко С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение: Учебное пособие. М.: Изд-во Московского гос. ун-та культуры, 1999. — 144 с.

60. Искусство художественных промыслов на современном этапе: Сб. науч. тр. НИИЗП / Отв. ред. Т. М. Разина. М., 1982. - 173 с.

61. Воронов B.C. Крестьянское искусство. М.: ГИЗ, 1924. 139 с.

62. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М.: Советский художник, 1972. - 350 с.

63. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской души: Очерки прикладной философии образования. Волгоград: Перемена, 2000.-461 с.

64. Василенко В.М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. М.: Советский художник, 1974. - 249 с.1. Дополнительная

65. Бакланова Т.И. Народная художественная культура. Авторские программы. М., 199. - 95 с.

66. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. - 591 с.

67. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно-методич. Пособие / Под. Ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2000. - 272 с.

68. Подписано в печать . Тираж 50. Заказ №.

69. Типография Курского госуниверситета Курск ул. Радищева