Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Лазарева, Светлана Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Екатеринбург
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Лазарева, Светлана Викторовна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

1.1. Филие екты проблемы етичого витания детей

1.2. хофизиологичие и педагогичие екты взаимязи начального этапа етичого витания и владения навыками элементарного музицирования

1.3. Особенности начального этапа эстетического воспитания средствами элементарного музицирования в овиях ДШИ (ДМШ)

Выводы по главе

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

2.1. Программа ку «Элементарное музицирование» какево реализации педагогичих возможней элементарного музицирования на начальном этапе етичого витания

2.2. овные положения эериментальной методики

2.3. Ход и результаты опытно-эериментальной работы

Выводы по главе

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания"

Актуальность проблемы исследования. На современном этапе развития общества все более ощутимым становится противоречие между быстрым техническим прогрессом и недостаточным развитием гуманитарной сферы. Кризис духовности, приводящий ко многим негативным последствиям социально-политического и' экономического характера, коренится в недостатках системы образования. Все ускоряющееся развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация ведут к активному развитию рационально-логического мышления в ущерб развитию мыщления эмоционально-образного. Поэтому творческое начало становится все более ценным качеством, позволяющим человеку проявить свою индивидуальность.

Традиционное общественное мнение считает наукоемкие предметы наиболее важными, первостепенными дисциплинами, необходимыми детям. При этом музыка, рисование, хореография - то есть дисциплины эстетического цикла, способствующие развитию эмоционально-образного мышления, - остаются на втором плане. Данные предметы рассматриваются как развлекательные, дополняющие основной цикл. В то же время в раннем возрасте должно доминировать именно образное мышление (В .И. Гарбузов), недооценка которого наносит определенный ущерб гармоническому развитию личности.

Сегодня, когда общество начинает осознавать важность гуманитарной сферы, современное отечественное образование находится на переломном этапе, меняется его парадигма. Наряду с приоритетом знаний провозглашается личностный подход к учащимся, эмоционально-творческое отношение к миру; особое внимание уделяется формированию мировоззрения и системы ценностей. В соответствии с этим утверждаются гуманизация и гуманитаризация образования.

Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладываются в дошкольном возрасте. Именно тогда формируются основы эстетического воспитания, так как в этот период мозг и весь организм человека наиболее восприимчивы к новому (Г.А. Кураев, Т.Н. Маляренко, Ю.Е. Маляренко). Эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста стимулирует раннее творческое развитие, которое гармонизует растущего человека, помогает развивать психические функции и личностные качества.

Проблемам, связанным с начальным этапом обучения и воспитания, в педагогике традиционно уделяется значительное внимание. В основе педагогических исследований развития детей дошкольного и младшего школьного возраста лежат работы известных отечественных психологов: JI.A. Венгера, JI.C. Выготского, JI.B. Занкова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.Н. Люблинской, С.Л. Новоселовой, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других.

В разработку проблем педагогики дошкольного и младшего школьного возраста внесли весомый вклад педагоги Н.А. Аксарина, К.Д. Губерт, М.И. Кистя-ковская, М.М. Кольцова, И.М. Кононова, М.И. Лисина, М.Г. Рысс, Р.Г. Сорочек, З.В. Уварова, Н.М. Щелованов и другие.

В педагогике музыкального образования проблемами, связанными с начальным этапом эстетического воспитания детей, занимались Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Е.А. Дубровская, Л.Н. Комиссарова, К.В. Тарасова и другие, разработавшие теорию начального этапа эстетического воспитания.

Вопросы, связанные с начальным этапом обучения игре на музыкальных инструментах, изучены А.Д. Артоболевской, Н.К. Баклановой, Л.А. Баренбоймом, Л.В. Виноградовым, В.А. Жилиным, Н.Г. Кононовой, К.А. Линкявичусом, С.О. Мильтоняном, В.Г. Ражниковым, Г.И. Шатковским.

Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формирования их духовной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях Б.В.Асафьев, Л.СВыготский, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Назайкинский, Б.М.Теплов, В.Н.Шацкая, Б.Л.Яворский.

В зарубежной педагогике музыкального образования вопросы эстетического музыкального воспитания разрабатывались Э.Ж.- Далькрозом (Франция), 3. Ко-даи (Венгрия), П. ван Хауве (Нидерланды), Судзуки (Япония). Считаем необходимым особо выделить труды выдающегося немецкого композитора и педагога К. Орфа, создавшего отлично зарекомендовавшую себя в Западной Европе систему музыкального воспитания детей средствами элементарного музицирования.

Изучение трудов перечисленных авторов позволило сделать вывод о недостаточном применении идей выдающихся педагогов, в частности К. Орфа, в отечественной музыкально-образовательной практике. Происходит это, по мнению автора, по двум основным причинам: 1) система К. Орфа, распространенная в Западной Европе, не может иметь столь широкого применения в России, так как ее нельзя механически перенести в нашу систему общего музыкального образования; 2) не создана теоретическая база начального этапа эстетического воспитания средствами элементарного музицирования в условиях допрофессионального музыкального образования в детских школах искусств (ДТТТИ) и в детских музыкальных школах (ДМШ).

Таким образом, складывается противоречие между необходимостью раннего творческого развития детей и недостаточностью практической реализации методик, обеспечивающих такое развитие. Проблема заключается в поиске путей и средств максимального использования потенциала элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания.

Перечисленное выше определило актуальность темы представленного исследования: «Педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания».

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических возможностей элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания в условиях ДТТТИ (ДМШ).

Объект исследования - процесс эстетического воспитания детей в условиях ДШИ (ДМШ).

Предмет исследования - педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания детей в условиях ДШИ (ДМШ).

В основу исследования положена следующая гипотеза:

Начальный этап эстетического воспитания будет более эффективным, если его существенным содержательным компонентом является элементарное музицирование, обеспечивающее: развитие музыкально-творческого воображения; активизацию самостоятельности детей, их способности к поиску собственных решений в процессе музыкальных занятий и элементарным обобщениям в музыкальной деятельности.

Для достижения поставленной цели и проверки истинности выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Осуществить анализ литературы, позволяющий проследить развитие идеи эстетического воспитания в философии и педагогике.

2. Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических возможностей элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания.

3. Разработать и экспериментально проверить программу курса «Элементарное музицирование».

Методологической основой диссертации являются: общие положения психофизиологии (А.А. Ухтомский, И.М. Сеченов); деятельностный подход в психологии теории деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, C.J1. Рубинштейн); теории психологии творчества (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмо-лов, В.В. Давыдов, В.В.Медушевский, Е.В. Назайкинский, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов); теория обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Н. Люблинская, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин); концепция развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Г.М. Цыпин); теория музыкального обучения и воспитания (Б.В. Асафьев, А.Д. Артоболевская, О.А. Апраксина, Л.А. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский, В.Г. Ражников, Г.М. Цыпин, Г.И.Шатковский,В.Н.Шацкая, Б.Л.Яворский).

В процессе исследования применялись следующие методы: наблюдение, анализ, синтез, обобщение, опрос, экспертная оценка, педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) выявлены педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания, заключающиеся в развитии музыкально-творческого воображения; активизации самостоятельности детей, их способности к поиску собственных решений в процессе музыкальных занятий и элементарным обобщениям в музыкальной деятельности;

2) разработаны методические основы обучения детей элементарному музицированию на раннем этапе эстетического воспитания в условиях ДТТТИ (ДМШ).

Теоретическая значимость диссертации состоит в выявлении теоретических аспектов построения нового учебного предмета «Элементарное музицирование».

Практическая значимость исследования заключается в том, что методика обучения дошкольников и младших школьников элементарному музицированию и программа курса «Элементарное музицирование» могут иметь широкое применение в детских музыкальных школах и детских школах искусств.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания заключаются в развитии музыкально-творческого воображения; активизации самостоятельности детей, их способности к поиску собственных решений в процессе музыкальных занятий и элементарным обобщениям в музыкальной деятельности.

2. Методика-обучения элементарному музицированию трансформирует систему К.Орфа применительно к условиям ДТТТИ (ДМШ) и включает принципы:

1) учета психофизиологических особенностей конкретного возраста;

2) творческого характера процесса овладения навыками элементарного музицирования;

3) положительной мотивации деятельности детей;

4) увеличения объема используемого в учебно-педагогической работе материала и ускорения темпов его прохождения; а также методы вариантности, импровизационности, сензитивности, индуктивности, дедуктивности, сравнения и контраста.

Этапы исследования:

1990 - 1992 гг. - накопление и обобщение эмпирического материала, анализ первоисточников, определение базы исследования.

1992 - 2001 гг. - разработка теоретических основ исследуемой проблемы, экспериментальное исследование.

2001 - 2002 гг. - теоретическое осмысление результатов работы, завершение и оформление исследования.

Экспериментальной базой исследования являлась ДТ11И № 1 г. Екатеринбурга.

Апробация результатов исследования производилась: путем внедрения в образовательный процесс ДШИ № 1 г. Екатеринбурга; в процессе обсуждений на кафедре теории, истории музыки и музыкальных инструментов УрГГТУ; в ходе выступлений с докладами на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях; в форме опубликования научных и учебно-методических работ.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по главе 2

Проведенное экспериментальное исследование процесса реализации разработанной нами методики обучения навыкам элементарного музицирования, подтвердило предположение об эффективности начального этапа эстетического воспитания средствами элементарного музицирования.

Определенно можно сделать вывод, что именно занятия элементарным музицированием на начальном этапе эстетического воспитания позволяют заложить качественную основу для дальнейшего формирования у ребенка эстетическо-ценностной ориентации и развития его эстетически-творческого потенциала, поскольку предмет «Элементарное музицирование» имеет следующие особенности:

1. В обучении используются принципы креативной педагогики, предполагающей создание ситуаций, дающих ребенку возможность самостоятельного поиска решений; способствующей активизации детских импульсов и идей, которые включаются преподавателем в канву урока; приучающей ребенка слушать самого себя, быть лидером. Творческая активность ребенка, формирующаяся на положительных эмоциях, организации успеха деятельности способствует формированию потребности постигать более сложные эстетические явления.

2. Предмет «Элементарное музицирование», представляющий синтез различных видов деятельности (движение, пение, игра на музыкальных и различных шумовых инструментах, речевые игры) способствует формированию умения воспринимать музыку естественным путем, в соответствии с психофизиологией ребенка. Чувство лада, музыкально-ритмическое чувство, музыкально-слуховые представления, умение слушать и слышать звук, эмоционально его воспринимать, - все перечисленные качества формируются и закрепляются благодаря использованию всех видов деятельности в комплексе.

3. Социальная направленность предмета «Элементарное музицирование» исходит из индивидуально-коллективной формы обучения, в процессе которого дети учатся общению. Важную роль в этом общении играет эстетическая сторона нравственных отношений. В играх дети учатся координировать свои движения, корректировать интонации, искать внешние проявления, адекватные определенной интонации (мимика, жест, взгляд). Различные игры с использованием идей ребенка прививают ему желание слушать другого и выполнять правила, придуманные другим ребенком.

4. Импровизационные и вариационные методы, используемые на уроках элементарного музицирования, деятельность по формированию навыков работы над групповым проектом на основе имеющегося опыта, формируют и развивают способность к элементарным обобщениям в музыкальной деятельности.

Вышеуказанные особенности позволяют заключить, что педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания состоят в следующем:

1. Осуществляется развитие творческого воображения ребенка, способствующее активизации его творческих способностей.

2. Создаются условия для стимуляции собственных импульсов детей, в результате чего у детей развивается потребность в поиске и постижении нового, в том числе и эстетических явлений.

3.Формируются способности к элементарным обобщениям в музыкальной деятельности.

Итак, практическая реализация разработанной методики обучения навыкам элементарного музицирования доказала ее эффективность на начальном этапе эстетического воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема поиска путей и средств максимального использования потенциала элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания важна и актуальна, так как современный образовательный процесс в условиях ДМШ (ДТТТИ) недостаточно обеспечен методиками, стимулирующими раннее творческое развитие детей.

В результате проведенного исследования доказана гипотеза о том, что начальный этап эстетического воспитания в условиях ДШИ будет более эффективным, если его существенным содержательным компонентом является элементарное музицирование, обеспечивающее: развитие музыкально-творческого воображения; активизацию самостоятельности детей, их способности к поиску собственных решений в процессе музыкальных занятий и элементарным обобщениям в музыкальной деятельности.

Рассмотрение философских аспектов проблемы начального этапа эстетического воспитания, определение взаимосвязи развития психофизиологии детей и овладения навыками элементарного музицирования позволило установить, что занятия элементарным музицированием на начальном этапе эстетического воспитания в условиях ДМШ (ДТТТИ) стимулируют эмоциональное восприятие музыки, звуковые, образные представления, свободные импровизации разных видов, а также импровизации по заданным правилам с вариативными изменениями, то есть развивают музыкально-творческое воображение; активизируют самостоятельность детей, их способности к поиску собственных решений в виде детских идей, импульсов, умения использовать их в организации игрового пространства; формируют способность к элементарным обобщениям (умение использовать выработанные навыки элементарного музицирования в организации творческой деятельности с применением методов варьирования, сравнения, контраста). Таким образом, выявлены педагогические возможности элементарного музицирования, заключающиеся в развитии музыкально-творческого воображения, активизации самостоятельности детей, их способности к поиску собственных решений в процессе музыкальных занятий и элементарным обобщениям в музыкальной деятельности.

Перечисленные педагогические возможности элементарного музицирования реализуются в том случае, если элементарное музицирование является существенным содержательным компонентом начального этапа эстетического воспитания. Для этого целесообразно введение элементарного музицирования в процесс начального этапа эстетического воспитания в качестве самостоятельной дисциплины на основе применения разработанной автором программы курса «Элементарное музицирование».

Экспериментальная проверка методики обучения элементарному музицированию на начальном этапе эстетического воспитания детей в условиях ДТТТИ подтвердила ее эффективность.

Разработанная программа курса «Элементарное музицирование» может быть использована в любых детских образовательных учреждениях.

Дальнейшие исследования проблемы начального этапа эстетического воспитания средствами элементарного музицирования в различных условиях расширят представления о педагогических возможностях элементарного музицирования, которые могут быть использованы, в частности, в коррекционной педагогике.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Лазарева, Светлана Викторовна, Екатеринбург

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.

2. Аксарина Н.М. Краткий очерк развития детей раннего возраста. Учеб. пособие. М., 1963. 28 с.

3. Алиева Т.Н. Проектирование условий появления «эстетической реакции» у ребенка дошкольного возраста // Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образование. М., 1996. С. 11-13.

4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.

5. Ананьев Б.Г. Психология проблемы человекознания: Избр. психолог, тр. / Акад. пед. и социал. наук. Моск. психолог.-социал. ин-т; Под ред. Бода-лева А.А. М., 1996. 384 с.

6. Аничкин С.А. Некоторые замечания о направленном внимании, представлении о воспринятом и художественно-творческом воображении /Вопросы педагогики (эстетическое воспитание школьников). Ученые записки. Сб. 76. Свердловск, 1968. С. 17-23.

7. Аничкин С.А. Эстетическое воспитание младших школьников. Свердловск.: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1967. 179 с.

8. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983. 222 с.

9. Арисменди А.Л. де. Дошкольное музыкальное воспитание: Пер. с исп. / Общ. ред. М.Шуаре; Вст. статья Ю.В.Ванникова; Послесл. Л.И. Айдаровой и Э.Е.Захарова. -М.: Прогресс, 1989. 176 с.

10. Аристотель. Политика //Идеи эстетического воспитания. Антология. В 2-х тт. М., «Искусство», 1973. Т.1. С. 163-168.

11. П.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой / Учебное пособие. М.: Советский композитор, 1985. 103 с.

12. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Музыка, 1973. 142 с.

13. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М., 1965. 136с.

14. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1990. 367 с.

15. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: изд-во МГУ, 1950. 55 с.

16. Асмус В.Ф. Античная философия. -3-е изд. М.: Высш. шк., 1999. 400 с.

17. Бабалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд. испр. М.: Издательский центр «Академия», 2001.384 с.

18. Бакланова Н.К. Формирование умений выразительного исполнения произведения. (На материале обучения игре на фортепиано в ДМШ): Авто-реф. дис. .канд. пед. наук. М.: МГУ, 1975. 24 с.

19. Балашов В.А. Вопросы эстетического воспитания и эстетики. М., 1968. 252 с.

20. Баренбойм Л.А. Карл Орф и институт его имени // Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л.А.Баренбойма. Издательство "Музыка", Л.: 1970. С. 3-39.

21. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.-М., 1973. 270 с.

22. Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург, 1996. 93 с.

23. Белкин А.С. Возрастная педагогика /Учебное пособие, 1999.

24. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства В 2-х т. Т 1-М., Искусство, 1994. 542 с.

25. Блинников. Великие философы /Учеб. словарь-справочник. 2-е изд. М.: Логос, 1997. 432 с.

26. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка /Хрестоматия по психологии. М., 1987. С. 408-412.

27. Борев Ю.Б. Эстетика. 3-е изд. М.: Политиздат, 1981. 399 с.

28. Боровик Т., Манина Т. От слова к музыке. Речевые упражнения / Учебное пособие для развития чувства метроритма в классах сольфеджио ДМШ. Минск, 1995. 70 с.

29. Бочкарев JLJI. Психология музыкальной деятельности. Рос. АН. Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. 352 с.

30. Венгер Л.А., Цукерман Н.К. Схемы индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Библиотека развивающего обучения. Вып.12.Томск. 1993. 69 с.

31. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Воспитание детей в игре. М.: АПО, 1994. С. 4-7.

32. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость / Восприятие музыки. Сб. статей. Сост. В.Н.Максимов. М., 1980. С. 229-244.

33. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. 415 с.

34. Видмер М. Дидактика слушания с детьми и молодежью. Дидактические тезисы для обращения с формами графической нотации. Вестник Педагогического общества К. Орфа, № 8, декабрь 1999. С. 41-46.

35. Вильчковский Э.С. Движение и музыка. Киев, 1986. 49 с.

36. Виноградов Л.В. Методическое пособие для учителя. Ассоциация педагогов-музыкантов «Элементарное музицирование». Учебно-методический центр. Москва. 1990. 100 с.

37. Виноградов Л.В. Раскрыть музыку в ее целостности (о музыкальном воспитании дошкольников) //Искусство в школе, 1994, № 2. С. 20-26.

38. Волошинов А.В. Пифагор- союз истины, добра и красоты. 1993. 224 с.

39. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1997. 96 с.

40. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С.П., 1997. 224 с.

41. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.-Л., 1996. 416 с.

42. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.

43. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986. 572 с.

44. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории по этапного усвоения умственных действий. М., 1968.

45. Гальперин П.Я. Формирование творческого мышления // Деятельность и психические процессы: Тез. Докл. V Всесоюзного съезда психологов. М., 1977. С. 54-55.

46. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1990. 176 с.

47. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества /АН СССР: Пер. и прим. А.В. Михайлова. М.: Наука, 1997. 704 с.

48. Глазырина И.Ю. Ребенок и музыка: опыт диалога. Учебное пособие. Екатеринбург, 1996. 204 с.

49. Григорович J1.A. Развитие творческого воображения //Психолог в детском саду, № 2. М., 1998. С. 73-78.

50. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М., 1986. 237 с.

51. Губерт К.Д., Рысс М.Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте. JL, 1958. 142 с.

52. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.

53. Далькроз Э. Ритм. М.: Музыкальное изд-во Классика XXI, 2002. 248 с.

54. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М.: «Просвещение», 1985. 160 с.

55. Дзержинская И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М.: АПН СССР, 1962. 21 с.

56. Днепров В. О музыкальных эмоциях: эстетические размышления / Кризис буржуазной культуры и музыка: сб. ст. М., 1972. С 99-174.

57. Дубровская Е.А. Теория и методика музыкального воспитания детей: Учебно-методическое пособие. М.: Просвещение, 1991. 60 с.

58. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999. 192 с.

59. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб.: Лань, 1997. 192 с.

60. Жилин В.А. Блокфлейта в первом классе. Групповые уроки блкфлейты в первом классе общеобразовательной школы: Методическое пособие. Че-ляб. обл., Варна, 1997. 30 с.

61. Жилин В.А. Дразнилки (Упражнения для блокфлейт в сопровождении Орф-инструментов и ударных). Челяб. Обл., Варна, 1997. 111 с.

62. Жилин В.А. Музыка. Движение. Хайку. Модели для музицирования на стихи японских поэтов хайку в переводе с японского А. Долина. 33 с.

63. Жилин В.А. Организация креативности. Возможные варианты воспитания креативности / Доклад для методической секции в Орф-лицее, Челяб. обл., Варна, 1988. 43 с.

64. Жилин В. А. Организация успеха /Доклад для методической секции в Орф-лицее (рукопись), Челяб. обл., Варна, 1988. 24с.

65. Жилин В.А. Орф-уроки: Методическое пособие. Челяб. обл., Варна, 1995. 91 с.

66. Жилин В.А. Сопровождение на Орф-инструментах: Методическое пособие. 1996. 29 с.

67. Жилинская С.А. Живое наследие. Вып. 1. Игровые модели детского фольклора. Екатеринбург, 1997. 74 с.

68. Жмудь. Л .Я. Пифагор и его школа. АНСССР. Л.: Наука. Ленингр. Отд-ние, 1990. 191 с.

69. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160 с.

70. Занков Л.В. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. 440 с.

71. Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2-х томах / Под ред. В.В.Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика. Т. 1: Психологическое развитие ребенка. 1986. 320 с. Т. 2: Развитие произвольных движений. 1986. 296 с.

72. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учеб. пособие. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. 480 с.

73. Идеи эстетического воспитания. Антология. В 2-х тт. Т. 1-Й Сост. В.П.Шестаков. Общ. вступит, ст. Мих. Лифшица. М., «Искусство», 1973 Т.1. 408 с.

74. Идеи эстетического воспитания. Антология. В 2-х тт. Т. 1-Й Сост. В.П.Шестаков. Общ. вступит, ст. Мих. Лифшица. М., "Искусство", 1973. Т.2. 368 с.

75. Ильенков Э.В. Личность и творчество / Ин-т фил. РАН; Отв. ред. В.А. Лекторский. М.: Яз. рус. культуры, 1999. 272 с.

76. Истомина С.М. Методические рекомендации по элементарному музицированию для детей младшего школьного возраста. Тюмень, 1993. 16 с.

77. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. Избранные статьи и доклады. М.5 1986. 192 с.

78. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981. 192 с.

79. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом соц. обществе. Л.: Знание, 1984. 32 с.

80. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. статьи. Л., 1991.384 с.

81. Келлер В. Введение в «Музыку для детей»//Система музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л.А.Баренбойма. Л.: Издательство «Музыка», 1970. С. 51-154.

82. Кистяковская М. Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М. Педагогика, 1970. 223 с.

83. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество (о проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе). Издательство «Знамя», Москва, 1984.

84. Кодаи 3. Избранные статьи / Пер. с венг., предисл. И.Мартынова, ком-мент. П.Ф. Вейса. М.: Сов. композитор, 1982. 288 с.

85. Кодаи 3. Венгерская народная музыка. Изд-во Корвина, Будапешт, 1961. 186 с.

86. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. (Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка) М., Педагогика, 1973. 31 с.

87. Коменский Я.А. Великая дидактика. /Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 242-476.

88. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников на детских музыкальных инструментах: Кн. Для воспитателя и муз. руководителя дет. сада: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. 157 с.

89. Кононова И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике (раннее детство). Учебное пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989. 109 с.

90. Коффка К. Гештальт-психология / Келлер В., Коффка К. М.: ACT, 1998, 688.

91. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии, 1992 №12. С. 23.

92. Кряжева H.JI. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с.

93. Латинско-русский словарь. М, 1976.

94. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 304 с.

95. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.,1971. 40 с.

96. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Третье издание. Издательство московского университета, 1972. 573 с.

97. Леонтьева О.Т. Карл Орф. М.: Музыка, 1984. 334 с.

98. Леонтьева О.Т. Элементарная музыка (опыт определения понятия)

99. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 185 с.

100. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. 96 с.

101. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. 143 с.

102. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Кн. для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991. 223 с.

103. Линкявичус К.А. Содержание обучения и методы приобщения дошкольников (4-7) лет к игре на детских музыкальных инструментах. М., 1983. 20 с.

104. Липский В.И. Эстетическая культура и личность. М., Знание, 1987. 128 с.

105. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2000. 846 с.

106. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 254 с.

107. Люблинская А.Н. Детская психология: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1971.415 с.

108. Люблинская A.H. Очерки психического развития ребенка (ранний и дошкольный возраст): Акад. пед. наук РСФСР, Ленинградский гос. Пед. инт им. А.И.Герцена Музыка : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. 546 с.

109. Маляренко Т.Н., Маляренко Ю.Е., Кураев Г.А., Маляренко Т.Ю. Активизация созревания мозга у детей с помощью пролонгированного сенсорного притока. Тамбов, 1994.

110. Маляренко Т.Н., Маляренко Ю.Е., Кураев Г.А., Маляренко Т.Ю. Возрастная физиология: Учеб. пособие. Тамбов: Тамб. гос. ун-т, 1997. 109 с.

111. Манакова И.П., Салмина Н.Г. Дети. Мир звуков. Музыка. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 256 с.

112. Маркевич Д. Принципы работы с детьми дошкольного возраста // Ребенок за роялем. М.: Музыка, 1981. С. 268-275.

113. Матонис В.П. Музыкально эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988. 88 с.

114. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 208 с.

115. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 367 с.

116. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972. 551 с.

117. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. 262 с.

118. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 254 с.

119. Методы педагогических исследований. Лекции. / Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1972. 159 с. Уч. Пособие для студентов пед. ин-тов.

120. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. 225 с.

121. Мильтонян С.О. Педагогика гармоничного развития скрипача. / Очерки по скрипичной педагогике и методике. Тверь: «Дикси», 1996. 170 с.

122. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972. 383 с.

123. Найнис К. О системе детского музыкального воспитания Пьера ван Хау-ве // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 11. Составитель

124. О.А.Апраксина.М.: «Музыка», 1976. С. 124-136.

125. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учеб. пособие. Урал, гос. пед. ун-т, 1997. 156 с.

126. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М., Педагогика, 1978.159 с.

127. Оконь В.И. Введение в общую дидактику. Предисл. Т.А.Хмель. М., Высшая школа, 1990. 382 с.

128. Оконь В.И. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. 208 с.

129. Орф К. «Шульверк». Итоги и задачи // Система музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л.А.Баренбойма. Л.: Издательство «Музыка», 1970. С. 40-50.

130. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.

131. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. Пидкасистого, М.: РПА, 1996. 602 с.

132. Педагогика раннего возраста (по программе "Кроха") / Сост. Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба, Е.В.Зворыгина и др. Москва Academia, 1998.

133. Педагогика. Учеб. пособие /Под ред. Б.Т.Лихачева, М.: Юрайт,1999. 464 с.

134. Перфильева И.А. Философско-эстетические основания новой парадигмы музыкально-эстетического образования //Методология музыкального образования: Проблемы, направления, конценции. Под ред. Абдуллина.1. М„ 1999, 116 с.

135. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В двух томах /АПН СССР Ред. кол. Столетов В.Н., Бабанский Ю.К., Васильев Ю.В. и др. М.: Педагогика, 1981. Т. 1 / Под ред. В.А.Ротенберг, В.М.Кларина, 1981.336 с. Т. 2. 1981.416 с.

136. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / сост. коммент., ред. пер. В.А.Лукова, В.А.Луков. М.: Педагогика Пресс, 1994. 528 с.

137. Пилипенко Л.Л. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях детского музыкального театра. Екатеринбург, 1999.120 с.

138. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 303 с.

139. Поплянова Е.М. А мы на уроке играем! (Музыкальные игры, песни). М.: Новая школа, 1994. 72 с.

140. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д.: изд-во "Феникс", 1998. 544 с.

141. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994. 141 с.

142. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М. 1980. 96 с.

143. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Госучпедгиз, 1946. 704 с.

144. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. / Под ред. Г.Н.Джибладзе; сост. А.Н.Джуринский. М.: Педагогика, 1981. 656 с.

145. Сафарова И.Э. Игры для организации пианистических движений (доин-струментальный период). Екатеринбург, 1994. 34 с.

146. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М.: АН СССР, 1961. 100 с.

147. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа /Под ред. Л.А.Баренбойма. Издательство "Музыка", Л.: 1970. 159 с.

148. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. 206 с.

149. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей. Метод, реком. М.: Издательство ЦДСК,1994. 56 с.

150. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах / Сост., общ. ред. А.Ф.Лосева, А.В.Булыги. М.: Мысль, 1988. 892 с.

151. Сорочек Р.Г., Уварова З.В. Гимнастика для детей раннего возраста. М.: Медицина, 1965. 56 с.

152. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Изд. 2-е. доп. Л.: Музыка, 1975.64 с.

153. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. Пер. с последнего изд. М.А.Лазаревой. 2-е изд., С-Пб., В.И.Губинский, 1906. 228 с.

154. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. и авт. вступ. Очерков С.Соловейчика. 5-е изд. / М.: Политиздат, 1985. 270 с.

155. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Изд. 4-е. Киев. Изд. «Рад. Школа», 1973. 288 с.

156. Тагильцева Н.Г. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников на уроках музыки: Метод, пособие /Урал. гос. Пед. ин-т, Екатеринбург,1995. 64с.

157. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988. 176 с.

158. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х томах. М., 1985. Т. 1. 328с. Т. 2. 360 с.

159. Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 272 с.

160. Тютюнникова Т. Движение и музыка // Дошкольное воспитание. 1999, №4. С. 107-121.

161. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений и работников дошкольных учреждений. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 96 с.

162. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учеб. пособие. М.: Издательский центр "Академия", 1997. 336 с.

163. Ухтомский А.А. Собрание сочинений. Т. 4.: Очерк физиологии нервной системы. JL: ЛГУ, 1945. 221 с.

164. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности.М.: Междун. пед. акад., 1994. 192 с.

165. Фомин. Н.А. Физиология человека. 3-е изд. М.: Просвещение;тВладос, 1995.416 с.

166. Халабузарь П.В., Попов B.C., Добровольская Н.Н. Методика музыкального воспитания: Учеб. пособие. М.: Музыка, 1989. 175 с.

167. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена. Учеб. пособие /А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. М.: Просвещение, 1990.319 с.

168. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение. 1984. 196 с.

169. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. Дис. .д-ра пед. наук. М., 1978. 28 с.

170. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Интерпакс. М., 1994. 384 с.

171. Черноскутова С.А. Про Семена летопроводца. Про синичкин праздник, про зимних богатырей и многое другое. (Народный календарь и дети). 95 с.

172. Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М.И.Буянова. М.: Просвещение. Владос. 1995, 160 с.

173. Шатковский. Г.И. Развитие музыкального слуха. М.: Музыка, 1996. 184 с.

174. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975. 200 с.

175. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие навыков общения со взрослыми и со сверстникамидля детей от 3 до 6 лет). «Детство-Пресс», 2001. 384 с.

176. Школяр JI.B., Красильникова М.С., Критская Е.Д. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. М.: Флинта: Наука, 1998. 336 с.

177. Щелованов Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М.: Медгиз, 1960. 346 с.

178. Эльконин Д.Б. Избранные труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Междунар.пед. акад., 1995.221 с.

179. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. 304 с.

180. Эстетика. Словарь /Под общ. ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. 447 с.

181. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству /Азбука музыкально-творческого саморазвития. М.: Аквариум, 1997. 272 с.

182. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез или я — детский педагог. Предприятие Санкт-Петербургского Союза художников, 1996. 192 с.

183. Яворский Б.Л. Избранные труды. Т. 2. Ч. 1 / Общ. ред. Д.Д.Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1987. 366 с.

184. Glathe В. Rhythmic fuer Kinder: Beispiele fuer die rhythmisch-musikaliche Erziehung. Wolfenbuettel: Kallmeyer, 1996. 56 S.

185. Haselbach B. Tanzerziehung: Grundlagen und Modelle fuer Kindergarten, Vor-und Grundshuler. Stuttgart, Dresden: Klett-Verlag fuer Wissen und Bildung, 1991. 254 S.

186. Music and child Development. Edited by J.Graig Peery Irene, Weiss Peery, Thomas W.Drapper. Springer-Verlag. New York Berlin Heidelberg London Paris Tokyo, 1987. 267p.

187. OrffK. Orff Schulwerk. Musik fur Kinder. Schott s Sohne, Mainz, 1950. 100 S.

188. Seibold P. Breaking the Listening Barrier. // The Orff Echo. Fall, 1996. Volume XXIX Number 1. P. 23-25.

189. Seger C. Help for the Dyslecxic Child: More Good News for Music Education? // The Orff Echo. Quarly Publication of the American Orff-Schulwerk Association. Music and movement Education. Fall, 1996. Volume XXIX Number l.P. 31-32.

190. Suzuki S. Erziehung ist Liebe: eine neue Erziehungsmethode / Aus dem eng-lischen uebertr. von Rosemarie Mueller und Roger Roothaer. Kassel: Boss, 1994. 131 S. .