Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка учителя музыки к педагогическому руководству освоением песенного фольклора младшими школьниками

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Зайнетдинова, Нелли Федоровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Подготовка учителя музыки к педагогическому руководству освоением песенного фольклора младшими школьниками», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Зайнетдинова, Нелли Федоровна, 1999 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ РУКОВОДСТВУ ОСВОЕНИЕМ УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ БАШКИРСКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА.

1.1. Башкирский песенный фольклор как компонент содержания музыкального образования младших школьников в условиях Башкортостана.

1.2. Модель подготовки учителя музыки к педагогическому руководству освоением учащимся младших классов башкирского песенного фольклора.

ГЛАВА 2.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ РУКОВОДСТВУ ОСВОЕНИЕМ УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ БАШКИРСКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА.

2.1. Задачи, организация и содержание констатирующего этапа экспериментального исследования.

2.2. Ход формирующего этапа экспериментального исследования, основные результаты.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Подготовка учителя музыки к педагогическому руководству освоением песенного фольклора младшими школьниками"

В современной социокультурной ситуации особо остро стоит вопрос о необходимости приобщения подрастающего поколения к художественно ценным явлениям музыкальной культуры.

Одним из важнейших средств, способствующих нравственно-эстетическому развитию личности, передаче духовного опыта человечества, восстановлению связи между поколениями, является песенный фольклор.

В современном мире к фольклору, в частности аутентичному (подлинному), проявляют значительный интерес не только как к уникальному социально-культурному явлению, но и в связи с целенаправленным музыкальным образованием школьников.

В последние годы в общеобразовательную школу всё больше проникают идеи введения в образование учащихся аутентичного фольклора. Во многом этому способствует уровень развития отечественной фольклористики. В изучение теории фольклора большой вклад внесли работы В.П. Аникина [11], П.В. Богатырёва [43], В.Е. Гусева [59], К.С. Давлето-ва [61], М.Н. Мельникова [120], К.В. Чистова [186]. В частности, искусствоведческому аспекту изучения фольклора посвящены работы Д.С. Лихачёва [110], М.А.Некрасовой [134] и др. Исследования Б.В. Асафьева [16;17;18], Э.Е. Алексеева [10], И.М. Земцовского [71], Е.В. Назайкинско-го [130], В.М. Щурова [196] раскрывают природу выразительности песенного фольклора, закономерности организации музыкальных средств и особенности воздействия на слушателя, включенность фольклорного произведения в художественный и жизненный контекст.

Научный материал, накопленный фольклористикой и искусствознанием, нашёл отражение в педагогических трудах Н.Н. Гиляровой [52], JI.JL Куприяновой [97-100], Г.М. Науменко [131;132], Л.В. Шаминой [187-189] и др. Вопросы методики освоения русского музыкального фольклора находятся в центре педагогических интересов Г.А. Беляковой [27, 181-231], Г.М. Науменко [131; 132], Т.С. Шенталинской [27], Н.С. Ширяевой [190]. Тема профессиональной подготовки учителя музыки в связи с фольклором раскрывается в работах преподавателей педвузов С.С. Балашовой [24; 26], И.А. Касьяновой [80], Н.П. Лабзенко [102] и др.

В башкирской фольклористике накоплен достаточно разнообразный материал, который может стать источником рассмотрения содержания музыкального образования. Особенности башкирского песенного фольклора, в частности, жанровое своеобразие, особенности интонационной организации и манера исполнения рассматриваются в трудах Х.Ф. Ахметова [21], Х.С. Ихтисамова [73;74], Ф.Х. Камаева [77; 78], JI.H. Лебединского [103], Р.С. Сулейманова [171], М.П. Фоменкова [179]. Особенностям бытования и исполнения произведений башкирского песенного фольклора посвящены работы Л.П. Атановой [20], Н.В. Зинатшиной [72], С.Г. Рыбакова [161], Р.А. Султангареевой [172].

Вместе с тем, фактически, аутентичный фольклор остаётся за гранью внимания в сфере общего среднего музыкального образования. Наша позиция заключается в необходимости сочетания в музыкальном образовании неаутентичного фольклора с аутентичным, с приоритетом второго. Однако, если содержательные аспекты, структура, методика работы над произведениями башкирского неаутентичного фольклора в настоящее время достаточно разработаны Л.М. Кашаповой [81;82], Ю.А. Носоревым [139], то по отношению к аутентичному фольклору такие исследования отсутствуют. Поэтому мы в своей работе сконцентрируем внимание на поиске эффективных путей педагогической технологии преподавания аутентичного фольклора.

В свете сказанного особое значение приобретает педагогическое руководство учителем музыки освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора.

Проблемы педагогического руководства, управления процессом обучения представляют собой одно из важнейших направлений в педагогике — Ю.В. Васильев [45], Э.Г. Газиев [48], А,Н. Омаров [142], В.А. Пятин [153], В.П. Стрезикозин [168; 169] и др. В работах В,И. Загвязинского [67; 68], С.А. Гильманова [68] педагогическая деятельность рассматривается как многоуровневая, осуществляемая на стратегическом, тактико-операциональном и уровне личностных контактов.

В музыкальной педагогике некоторые вопросы педагогического руководства освещаются|.в работах Э.Б. Абдуллина [4], В.Н. Величко [46], \/ Е.В. Николаевой [137], Э.И. Плотицы [147]. В сфере высшего музыкально-педагогического образования вопросы подготовки учителя в связи с руководством освоением школьниками музыкального фольклора не рассматривались. Это и позволяет сформулировать проблему исследования. Она заключается в разрешении противоречия между значимостью подготовки учителя музыки к педагогическому руководству освоением младшими школьниками песенного фольклора и отсутствием научно обоснованной методики ее осуществления в условиях Башкортостана.

Таким образом нерешенность этой проблемы и ее значимость для . ) теории и практики музыкального образования обусловливают актуальность нашего исследования.

Объектом исследования является процесс подготовки учителя музыки к профессиональной деятельности, связанной с изучением песенного фольклора.

Предмет исследования — педагогическое руководство освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора.

Целью исследования является научно-педагогическое обеспечение подготовки учителя музыки к руководству освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования была выдвинута следующая гипотеза:

1. Направленность музыкально-педагогического руководства освоением песенного аутентичного фольклора младшими школьниками должна обеспечиваться содержательными ориентирами, обусловленными как спецификой музыкального творчества башкирского народа, так и возможностью детей данной возрастной группы к его изучению.

2. Педагогическое руководство освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора должно представлять собой многоуровневую музыкально-педагогическую деятельность, осуществляемую с учетом содержательных ориентиров.

3. Подготовка учителя музыки к руководству освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора должна включать в себя: мотивационный, содержательный, операциональный компоненты.

Задачи исследования:

1. Раскрыть особенности башкирского песенного фольклора. Ввести фольклорный материал в содержание музыкального образования младших школьников в Башкортостане.

2. Выявить сущность и структуру педагогического руководства освоением учащимися младших классов башкирского песенного фольклора.

3. Разработать научно-методическую модель подготовки учителя музыки к руководству освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора и проверить её опытно-экспериментальным путём.

Методологическую основу исследования составили: основные положения теории фольклористики (Э.Е.Алексеев, В.П. Аникин, П.В. Богатырёв, В.Е. Гусев, К.С. Давлетов, И.М. Земцовский, К.В. Чистов и др.), в том числе башкирской (Л.П. Атанова, Х.С. Ихтисамов, Ф.Х. Камаев, Р.С. Сулейманов и др.); интонационная теория музыки (Б.В. Асафьев и его последователи); теория управления педагогическим процессом (Ю.В. Васильев, С.А. Гильманов, В.И. Загвязинский, В.А. Пятин, В.П. Стрезикозин и др.); теория профессиональной культуры учителя (В.А. Сластёнин, В.Э. Тамарин и др.); теория содержания образования (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, B.C. Леднев); положения теории деятельности в психологии (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский); положения теории музыкального образования (Э. Б. Абдуллин,0. А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Шамина).

Опытно-экспериментальное исследование проходило на базе музыкального отделения факультета педагогики и методики начального образования Стерлитамакского государственного педагогического института, а также в общеобразовательных школах г. Стерлитамака (№ 1, № 2, № 32, гимназиях № 1 и № 23).

Исследование проходило в течение 1994-1997 гг. В 1994-1995 учебном году проводилась предварительная опытно-поисковая работа. В 19951996 учебном году осуществлялись констатирующий и формирующий этапы опытно-экспериментальной работы, которые были повторены в 1996-1997 учебном году. Контрольный срез формирующего эксперимента проводился в конце каждого учебного года. Обобщение результатов исследования и оформление диссертации осуществлялось в 1997—1998 учебном году.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается теоретическим исследованием проблемы специфики и закономерностей башкирского песенного фольклора и опытно-экспериментальной проверкой предложенной автором научно-методической модели подготовки учителей музыки к руководству освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что башкирский песенный фольклор как элемент содержания музыкального образования впервые становится предметом специального научно-педагогического анализа. Выделены содержательные ориентиры, позволяющие обеспечивать направленность профессионального руководства освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора. Дано определение сущности руководства освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора, конкретизирована его структура. Разработана модель подготовки учителя музыки к педагогическому руководству освоением учащимися младших классов башкирского песенного фольклора.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: а) научно обоснована и экспериментально подтверждена необходимость и целесообразность специальной подготовки будущих учителей музыки к педагогическому руководству освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора; б) определены ориентиры, позволяющие учителю музыки руководить процессом освоения учащимися младших классов башкирского песенного фольклора; в) модель подготовки учителя музыки к педагогическому руководству освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора внедрена в систему вузовского образования учителей музыки Башкортостана.

Методы исследования: анализ литературы^ в области философии, эстетики, музыкознания, социологии, общей, педагогической и социальной психологии, теории и методики музыкального образования; педагогическое наблюдение и анализ опыта изучения башкирского песенного фольклора в учебных заведениях разного типа; анкетирование и беседа, анализ индивидуальных карт студентов, экспертная оценка, педагогический (констатирующий, формирующий) эксперимент.

Апробация основных положений исследования осуществлялась на лекционных, семинарско-практических занятиях со студентами музыкального отделения факультета педагогики и методики начального образования Стерлитамакского государственного педагогического института в 1995-1997 гг.; на второй Международной научно-практической" конференции "Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки", МПГУ (1994 г.); на всероссийских научно-практических конференциях "Ценностные ориентации в подготовке специалистов" (Уфа, 1997 г.) и "Педагогические аспекты подготовки учителя музыки" (Коломна, 1998); в процессе обсуждения результатов эксперимента на заседаниях кафедры методики музыкального образования СГПИ и диссертации — на кафедре методологии и методики преподавания музыки МПГУ.

Рекомендации по педагогическому руководству освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора нашли отражение в составленной и опубликованной нами программе спецкурса "Методика музыкального воспитания" с методическими указаниями.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Содержательными ориентирами, обусловливающими направленность профессионального руководства освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора являются: жанровое своеобразие башкирского песенного фольклора, специфика интонационной организации, особенности манеры исполнения, органическая включённость произведений в художественный и жизненный контекст. Данные ориентиры получают конкретное выражение в работе учителя музыки в соответствии с возможностями детей младшего школьного возраста.

2. Педагогические руководство освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора включает в себя многоуровневую музьшально-педагогическую деятельность учителя музыки. Структуру этого руководства составляет сочетание трёх уровней деятельности учителя музыки: а) стратегического, б) тактико -операционального, в) уровня личностных контактов. Каждый из них характеризуется: а) выдвижением и принятием идеи введения в содержание музыкального образования аутентичного фольклора; б) организацией процесса освоения младшими школьниками фольклорного учебного материала с учетом содержательных ориентиров; в) освоением школьниками фольклора.

3. Модель подготовки учителя музыки к руководству освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора включает в себя комплекс трёх составляющих компонентов: а) мо-тивационного, б) содержательного, в) операционального. Для них характерно: а) формирование у студентов заинтересованного, личностно-ценностного отношения к башкирскому песенному фольклору, к процессу и результатам его преподавания детям; б) усвоение знаний о закономерностях и специфике башкирского песенного фольклора, о сущности и структуре руководства его освоением учащимися младших классов; в) овладение умениями осуществлять педагогическое руководство освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора.

Диссертация состоит из введения, двух глав, основных выводов, списка научной литературы и приложений. Диссертация содержит 10 таблиц. Общий объем работы — 172 страницы, из них 130 — основного текста, 16 — списка литературы, 26 — приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. Педагогическое руководство освоением младшими школьниками песенного фольклора является важной составляющей профессиональной подготовки учителя музыки.

2. Сущностью исследуемого педагогического руководства является многоуровневая музьпсально-педагогическая деятельность учителя музыки, направленная на освоение младшими школьниками башкирского песенного фольклора. Эта деятельность обусловлена спецификой изучаемого явления, возрастными особенностями детей младшего школьного возраста, а также синтезом профессионально-личностных качеств учителя музыки, складывающихся в результате этой деятельности.

3. Структуру руководства освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора составляет сочетание трёх уровней: стратегического, тактико-операционального и уровня личностных контактов. Каждый из этих уровней характеризуется: а) выдвижением и принятием идеи введения аутентичного фольклора в содержание музыкального образования; б) организацией процесса освоения младшими школьниками фольклорного учебного материала с учетом содержательных ориентиров; в) освоением школьниками фольклора.

4. Направленность педагогического руководства освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора обеспечивается следующими содержательными ориентирами, обусловленными особенностями песенного творчества башкирского народа: жанровым своеобразием, спецификой интонационной организации, манерой исполнения и органической включённостью произведений в художественный и жизненный контекст.

5. Подготовка будущего учителя музыки к руководству освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора опирается на комплекс трёх основных компонентов: а) мотивационного, б) содержательного, в) операционального. В их содержание входит: а) формирование у студентов заинтересованного, личностно-ценностного отношения к башкирскому песенному фольклору, к процессу и результатам его преподавания детям; б) освоение будущими учителями музыки знаний о закономерностях и специфике башкирского песенного фольклора, а также о сущности и структуре руководства его освоением учащимися младших классов; в) овладение умениями и навыками осуществлять руководство освоением младшими школьниками башкирского песенного фольклора.

6. Проведённая опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность предложенной нами модели подготовки будущих учителей музыки к руководству освоением учащимися младших классов башкирского песенного фольклора.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Зайнетдинова, Нелли Федоровна, Москва

1. Абдуллин А.Х. Татарская народная песня: Тематика, жанры и некоторые особенности народного исполнительства: Автореф. дис. канд. искусствоведения. Л., 1972. - 25с.

2. Абдуллин Э. Б. Модель методологической подготовки учителя музыки // Методологические проблемы музыкальной педагогики (Материалы межреспуб. науч.- практич. конф.) 21-23 ноября 1991 г. -М., 1991. С. 108-112.

3. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1983. 112с.

4. Абенова Ш.Н. Подготовка студентов педвузов к руководству формированием детского коллектива: Автореф. дис. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1984. - 16с.

5. Абулъханова Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.:1. Наука, 1990.242с. £i/l

6. Алексеев Э.Е., Богуславская Л>, Головинский Г.Л. Первые шаги молодойнауки II Советская музыка. 1974. - № 7. - С.73-88.

7. Алексеев Э.Е., Андрукович П.Ф., Головинский Г.Л. Молодежь и музыка сегодня (по материалам конкретного музыкально-социологического исследования) // Социальные функции искусства и его видов. М., 1980. -С. 210-247.

8. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984, 111 с.

9. Асадуллина Ф.Г. Психологическое значение фольклора для музыкального воспитания // Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки: Материалы II междунар. научн.-практ. конф. 1517 дек. 1994 г. М.: МПГУ, 1994. - с. 36-38.

10. Асафьев Б.В. Избранные труды в 5-ти томах. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1952-1954. - T.l, Т.2. - 399 с. и 384 с.

11. Асафьев Б,В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1971. - 376с.1%.Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. Л.: Музыка, 1987. - 248 с.

12. Асеф Ю. Педагогическое руководство деятельностью учащихся в процессе преподавания вопросов политологии курса " Человек и общество" (11 класс): Автореф. дис. канд. пед. наук. С.-Петербург., 1994. - 16 с.

13. Бабанский ЮЖ. Об актуальных вопросах методологии дидактики // Сов. педагогика. 1978. - № 9. - С. 13-21.

14. Балашова С. С. Уровни отбора материала музыкального фольклора в программы общеобразовательных учебных заведений // Проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников: Материалы Всерос. науч. практ. конф. - Чебоксары, 1994. - С. 56-58.

15. Балашова С. С. Формирование у студентов восприятия народной музыки // Стимулирование творческой активности студентов музыкально-педагогического факультета. Куйбышев, 1986. - С.146-156.

16. Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа // Спутник учителя музыки. М.: Просвещение. 1993. - С.126-236.

17. БартокБ. Народная музыка Венгрии и соседних народов. М.: Музыка, 1966. - 79с.

18. Башкирское народное творчество: Песни. Кн.2 / Сост., авт. вступ, ст. и коммент. Ф.А.Надршина. Уфа: Китап, 1980. - 295с.

19. Башкирское народное творчество: Поговорки, пословицы / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. Ф.А.Надршина. Уфа: Китап, 1980. - 470с.

20. Ъ\.Башкирское народное творчество: Предания, легенды / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. Ф.А.Надршина. Уфа: Китап, 1980. - 414с.

21. Ъ2.Башкирское народное творчество'. Эпос. Кн. 1 / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. М.М.Сагитов. Уфа: Китап, 1972. - 340с.

22. ЪЪ.Башкирская национальная музыкальная культура: Программа экспериментального курса / МОРБ, БИПКРО. Уфа, 1995. - 45 с.

23. ЪА.Башкорт халык мондары / Те?. Р.Селэйманов. ©фе: Китап, 1991. 1046.

24. ЪЪ.Баиторттон йез йыры. бфе: Китап, 1992. - 272б.

25. Безруков Е.И. Формирование готовности студентов педагогических специальностей к управленческой деятельности в общеобразовательных школах: Автореф. Дис. канд. пед. наук. Тюмень, 1997. - 35с.

26. Белобородова В.К. Внеклассные занятия по слушанию музыки ЯП-ГУ классы/ // Музыкальное воспитание в школе. М., 1961. - Вып. 1. С. 109-128.

27. ЗЪ.Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. М.:

28. Берикханова Л.Ю. Педагогическая импровизация в деятельности учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. Красноярск, 1990. - 19 с.

29. Беспалько В.П. Некоторые вопросы педагогики высшего образования / Мин-во высш. и среднеспец. образования Латв. ССР. Рига, 1972. -151 с.41 .Бишек ыйры. Офо: Китап, 1994. - 1286.

30. М.Благинина ТЖ. Подготовка будущего учителя к художественно-педагогическому анализу музыкального произведения на уроке: Дис. канд. пед. наук. М., 1995,. - 188 с.43 .Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства. — М.: Искусство, 1971, 543 с.

31. Божович JI.K Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968, - 464 с.

32. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

33. Величко В.В. Педагогическое руководство коллективной музыкальной деятельностью в младших классах средних школ ВНР, ГДР, НРБ: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1988. - 20 с.

34. Галин С.А, Башкирские народные песни: методическое пособие. Уфа: Изд-во Башк. ин-та повыш. квалиф. раб-ов обр-я. - 1993. - 56 с.

35. Гарипова КМ. Формирование и развитие интонационного восприятия при изучении темы: "Временная организация музыки". Учебно-методическое пособие / Стерлитамак. гос. пед. ин-т. Стерлитамак, 1984. - 71 с.

36. Тессен С Ж Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995, 448 с.

37. Гилярова НЖ Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). -М.: Родникь, 1996. 58 с.

38. Горюнова JI.B. Мир народного творчества // Музыка в школе. 1990. -№ 1. - С. 3-6.

39. Готсджер A.JI. Музыкальная психология. М.: Магистр, 1993. - 190 с.

40. Гошовский B.JI. У истоков народной музыки славян. М.: Советский композитор, 1971. - 304 с.

41. Гродзенская H.JI. Слушание музыки в школе (Y YI кл). - М.: АПН РСФСР, 1961.-96 с.

42. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. - 319 с.

43. Гусев В.Е. О специфике восприятия фольклора // Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, 1978. - С. 79-90.6\.Давлетов КС. Фольклор как вид искусства. М.: Наука, 1966. - 365 с.

44. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-319 с.63.,Добрынин Н.Ф. Некоторые проблемы современной психологии. М.: Знание, 1964. - 48 с.

45. Жемчужина Н.И. Изучение русской народной песни как средство эстетического воспитания младших школьников // Методы активизации эстетического воспитания школьников. Л., 1968, - С. 63-77.

46. Зелинский Р. Ф. О программности в башкирской народной инструментальной музыке // Вопросы музыковедения. Уфа, 1977. Вып. 2 -С. 6-41. а

47. Ю.Земцовский Kljc Народная музыка и современность (К проблеме определения фольклора)// Современность и фольклор. -М.: 1977. С.28-75. ;

48. И.Земцовский И.М. О методологической сущности интонационного анализа // Советская музыка. М., 1979, № 3 - С. 24-29. и

49. Зинатшша Н.В. О некоторых особенностях бытования традиционных жанров башкирского музыкального фольклора // Вопросы музыковедения. Уфа, 1997. Вып. 3 - С. 14-31.

50. Ихтисамов Х.С. К вопросу о формообразующей роли ритма в башкирской протяжной песне озон-кюй // Научно- методические записки УИИ. Вып. 1. Уфа: Балле, кн. изд-во, 1973. - С. 31-55.

51. А.Ихтисамов Х.С. Системная классификация жанров и стилей традиционного башкирского музыкального фольклора // Традиции и новаторство в музыке.- Алма-Ата, 1980. С. 110-113.

52. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

53. Кабалевский ДБ. Как рассказать детям о музыке? М.: Просвещение, 1989,- 191 с.

54. Кашапова JI.M. Содержание, формы и методы использования национальной музыкальной культуры в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Уфа, 1996. - 20 с.83 .Кодай 3. Венгерская народная музыка. Будапешт: Корвина, 1961. -186 с.

55. Козлова КГ. Путь к фольклору // Музыка в школе. 1990. - №1. - С. 2533. /

56. ЪЪ.Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования: Дис. д-ра пед. наук. -М., 1997. 275 с.

57. Комелина В.А. Подготовка будущих учителей к руководству производительным трудом школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986. - 16с.

58. Коргузалов В.В. Генетические предпосылки жанровой классификации музыкального фольклора//Русский фольклор XY. JL: Наука, 1975. - С. 240-273.

59. ЭЪЖричевский Р.Л. Психологические основы руководства и лидерства в первичном коллективе: Автореф. дис. д-ра псих. наук. М., 1985. -43с.

60. Кузьмина Н.В. Методика аттестации учителя как средство активизации педагогического творчества // Психология и управление. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. - С. 32-64.

61. Кулаковский Л. Уроки народного творчества // О музыке. Проблемы анализа / Сост. В.П. Бобровский, Г.Л.Головинский. М., Сов. композитор, 1974.-С. 366-391.

62. Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. М.: Мнемозина, 1996. -63 с.

63. Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Тетрадь для уроков музыки. М.: Мнемозина, 1996. - 48 с.

64. Куприянова Л.Л. Формирование исполнительско-творческой деятельности детей, осваивающих песенный фольклор // Музыкальное воспитание в школе. М., 1986. - Вып. 17 - С. 25-32.

65. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. М.: "Огиз", 1931. - 304 с.

66. Лабзенко Н.П. Лекционный курс как средство формирования системы знаний (на материале курса "Народное музыкальное творчество") // Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете Свердловск, 1979. - С. 12-19.

67. Лебединский Л.Н. башкирские народные песни и наигрыши. М.: Музыка, 1965. - 45 с.

68. Леднев B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. - 264 с.

69. Леднев B.C. Содержание образования, сущность, структура, перспективы. М.: Изд-во Высшая школа, 1991. - 223 с.

70. Леонтьев АН. Деятельность и сознание // Вопросы философии,1972.-№12.-С. 129-140.

71. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. -М.: Педагогика, 183. Т. 1. - 391 с.

72. Лепехин И.И. Дневные записки и путешествия . 4.2. Спб., 1802. -338 с.

73. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

74. Лихачев Д.С. Прошлое будущему: ст. и очерки. - Л.: Наука, 1985. -575 с.

75. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1993. - 527 с.

76. Мазелъ Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1991. -376 с.

77. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. -М.: Музыка, 1991. 2-е изд. - 80 с.

78. Майковская Л С. Подготовка будущих учителей музыки к художественно-коммуникативной деятельности (артистизм действий): дис. канд. пед. наук. М., 1992. - 158 с.

79. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. - 64 с.

80. Маслова Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия // Руководство и лидерство / Под ред. Б.Д.Парыгина. М., 1973. - С. 45-53.

81. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. -262 с.

82. Медушевский В.В. О методе музыковедения // Методологические проблемы музыкознания. М.: Музыка, 1987. - С. 206-230.

83. Медушевский В.В. Музыковедение: Музыкальный жанр // Спутник учителя учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. - С, 97-108.

84. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987. - 240 с.

85. Молчева А.В. Башкирская мозаика (настольные игры с использованием элементов башкирского декоративного искусства в подготовительных группах детских садов и первых классах общеобразовательных школ). Уфа: Китап, 1995, - 256 с.

86. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. - 378 с.

87. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. 47 с.

88. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IX конф. Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ). -М.: Сов. композитор, 1973. 416 с.

89. Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век (материалы Ш -й международной науч. практич. конф.). - М., 1996. - 135 с.

90. Музыкальный фольклор: Экспериментальная программа для углубленного изучения предмета «Музыка» в 1-3 классах общеобразовательной школы /Сост. JI.B. Шамина, JI.JI. Куприянова. Кемерово, 1989.-45 с.

91. Нагаева JI.K Башкирская народная хореография. Уфа: Китап, 1995. -144 с.

92. Надеждинская Т.И. Усвоение студентами народных основ музыки, как условие совершенствования их профессиональной подготовки (при изучении историко-теоретических дисциплин на музыкальных факультетах педвузов): дис. канд. пед. наук. М., 1981. - 196 с.

93. Назайкинскш ЕВ. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 383 с.

94. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы. -М.: Академия, 1996. 136 с.

95. Науменко Г.М. Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов. М,: Российский союз любительских фольклорных ансамблей, Изд-во Беловодье, 1998. - 390 с.

96. Народное музыкальное творчество // Программы педагогических институтов: Для специальности 2119, " Музыка", сборник 19-а. М.: Просвещение, 1984. - С. 67-93.

97. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.

98. Nettl В. Etnomusicoioqy and the Teaching of World // International Journal of Music. Huddersfield. - 1992. - №2. - C.l-7.

99. Нигмедзянов M.H. Музыкально-стилевые особенности традиционной народной песни татар Среднего Поволжья: Автореф. дис. канд. искусствоведения. -Л., 1973. 18 с.

100. Николаева Е.В. Педагогические условия освоения современной музыки в детских и молодежных хоровых коллективах: Дис. канд. пед. наук., М., 1986.-231 с.

101. Носорев Ю.А. Вокальные особенности музыкальных произведения как условие певческого развития младших школьников / на материале уроков музыки в башкирской школе / : Дис. канд. пед. наук., -'М., 1993.- 198 с.

102. Ольшанский В.Б. Психология-практикум родителям и руководителям.- М.: Тривола, 1996. 198 с,

103. Омаров A.M. Управление: искусство общения. М.: Сов. Россия, 1983.- 237 с.

104. Орлов А.Н. Управление учебно-воспитательном процессом в высшем педагогическом учебном заведении. Алма-Ата: Мектеп, 1989. -112 с.

105. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о спецификемузыкального мышления: История. Становление. Сущность. М.: Музыка, 1984. - 302 с.

106. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

107. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М.: Педагогика, 1984. - 272 с.

108. Пискунов АЖ Воробьев Г.В. Теория и практика педагогического эксперимента. М.: Педагогика, 1979. - 208 с.

109. Плотица Э.И. Освоение зарубежной музыки XX века старшими подростками в слушательской деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук-М., 1974. 17с.

110. Покровский Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие // Восприятие музыки. М., 1980. - С. 244-255.

111. Попова Т.В. Основы русской народной музыки. М.: Музыка, 1977. -224 с.

112. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. -М., 1982. 112 с.

113. Пятин В.А. Управление педагогическим процессом в современной школе (Вопросы теории и методологии): Учебное пособие. М.: МПГИ им. В.И. Ленина, 1986. - 90 с.

114. Раоюников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Изд-во ЦАПИ, 1994. 141 с.

115. Рапацкая Л. А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: Дис. д-ра пед. наук. М., 1991. - 450 с.

116. Рождественская Т.М. Формирование научно-познавательных интересов учащихся вузов: Автореф. дис. канд. пед.наук.- М., 1997. -16 с.

117. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории //Вопросы психологии. М., 1960. - № 3.- С. 3-15.

118. Рубцов Ф.А. Основы ладового строения русских народных песен. М.: Музыка, 1964. - 96 с.

119. Румянцева З.П. Формирование профессиональной готовности учителя к музыкально-педагогической деятельности в школе: Автореф. дис. канд. пед.наук. М., 1987. -15 с.

120. Рыбаков С.Г. Музыка и песни Уральских мусульман с очерком их быта. Спб: Изд-во Имп. Акад. наук. - 1897. - 330 с.

121. Рябуха Н.Н. Формирование основ готовности будущих учителей к управлению педагогическим процессом: : Автореф. дис. канд. пед.наук. Алма-Ата, 1990. - 25 с.

122. Сафин A.M. Башкирское народное воспитание. Пермь: Изд-во Мин-ва печати и информации Башкортостана: Салават, 1992. - 135 с.

123. Скаткин М.Н.t Краевский В.В. Содержание общего образования. Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981. - 96 с.

124. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, МГЗПИ, 1976. - 160 с.

125. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. М.: Советский композитор, 1983. - 304 с.

126. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М.: Музыка, 1983. -103 с.

127. Стрезикозин В.П. Организация процесса обучения в начальной школе. М.; Просвещение, 1968. - 245 с.

128. Стрезикозин В.П. Руководство учебным процессом в школе. М.: Просвещение, 1972. - 270 с.

129. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению:

130. Автореф. дис .д-ра пед. наук. М., 1990. - 20 с.

131. Сулейманов Р. С. Жемчужины народного творчества Урала . Уфа: Китап, 1995. - 248 с.

132. Султангареева Р.А. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор. -Уфа: Изд-во УНЦ РАН, 1994. 191 с.

133. Сунцов Н.С. Пути повышения эффективности обучения / Под ред. Н.С. Сунцова. М.: Провещение, 1973. - 132 с.

134. Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности / На материале музыкального восприятия/. М.: Наука, 1979. - 190 с.

135. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. -352 с.

136. Торопова А.В. Проблема бессознательного в музыкальной педагогике: К началам музыкально-психологической антропологии. М.: Прометей, 1997. -106 с.

137. Тюлин Ю.Н. Строение музыкальной речи. 2-е изд-е. М.: Музыка, 1969. - 174 с.

138. Феттер П.З. Подготовка будущего учителя к самоанализу профессиональной деятельности (методологический аспект): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1992. 16 с.

139. Фоменков М.П. Башкирская народная песня. Уфа: Башкирское кн-е изд-во. - 1976. - 203 с.

140. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие/Под ред. В.А. Сластёнина. -М.: Прометей, 1993. 178 с.

141. Харлап МТ. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки// Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972. - С. 221-275.

142. Хусаинов Б.Г. К вопросу о башкирском стихосложении // Вопросы башкирской филологии. М., 1959. - С.85-96.

143. Целковников Б.М. Подготовка будущих учителей к творческому отбору материала для школьного урока: Дис. канд. пед.наук. -М., 1988. -196 с.

144. Цуккерман В А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм.1. М., Музыка, 1964. 159 с.

145. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. - Вып. 1. - 218 с.

146. Чистое КВ. Специфика фольклора в свете теории информации // Типологические исследования по фольклору. М.: Наука, 1975. - С. 2643.

147. Шамина JI.B. Об организации обучения музыкальному фольлору в современной системе народного образования // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М., 1990. - С. 135-154.

148. Шамина JI.B. Теоретико-методические основы обучения русскому народному певческому искусству: Дис. д-ра. пед. наук. -М., 1996.492 с.

149. Шамина JI.B., Ломанова Н.Н. Народные хоры: проблемы и перспективы развития 11 Советская музыка. 1984. - №11. - С. 69-72.

150. Ширяева Н.В. В поисках красоты // Музыка в школе. 1990. - №1. -С. 38-46.

151. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа: Китал, 1995. -240 с.

152. Шокуров Р.Х. Исследование социально-психологических механизмов руководства педагогическим коллективом: Автореф. дис. д-ра псих, наук. -Д., 1978. 39 с.

153. Щукина Т.И. Опыт экспериментального изучения познавательных интересов подростка // Воспитание самостоятельности и активности учащегося. Д., 1966. - С. 143-170.

154. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. - 351 с.

155. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

156. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. М.: Московская государственная консерватория, 1998. - 464 с.

157. Юсупов КМ. Психология взаимоотношения. Казань: Татарское кн. изд-во, 1991. - 191 с.

158. Яконюк В.Л. Опыт исследования профессиональных интересов студентов музыкально-педагогического факультета педвуза // Вопросы методики музыкального воспитания. Минск, 1976. - С. 44-81.1. Фонограммы

159. Ахметов Х.В. Башкирские протяжные песни из коллекции фольклориста. М.: Сов. композитор, 1978. - 24 с. (Прилагается пластинка "Башкирские народные протяжные песни поет Х.Ахметов).

160. Фонохрестоматш к программе экспериментального курса "Башкирская национальная музыкальная культура" / Сост. Л.М. Ка-шапова: МО РБ, БИПКРО. Уфа, 1995. - 7 а/к по 9 мин.

161. Записи от народных исполнителей

162. Запись от А.Биккузиной, 23 г., г. Салават, в 1993 г. Н.Ф.Зайнетдиновой.

163. Запись от Г. Нуриева, 52 г., Ишимбай в 1994 г. А. Нуриева.

164. Запись от Л. Нигматуллиной, 21г., д. Биксяново Ишимбайского р-на в 1996 г. Н.Ф. Зайнетдиновой.

165. Запись от Н. Хисматуллиной, 85 л., д. Тагирово Баймакского р-на в 1996 г. Р.Усмановой.