автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Постижение гумманистических идеалов А.П. Чехова в процессе изучения его драматургии в национальной (марийской) школе
- Автор научной работы
- Степанова, Любовь Ивановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1996
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Постижение гумманистических идеалов А.П. Чехова в процессе изучения его драматургии в национальной (марийской) школе"
г г о о а
^ .п гп 3 Яа правах рукописи
СТЕПАНОВА ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА
ПОСТИЖЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ А.П.ЧЕХОВА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЕГО ДРАМАТУРГИИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ (МАРИЙСКОЙ) ШКОЛЕ
13.00.02 - теория и методика обучения русской литературе
АВТОРЕФЕРАТ диссертации иа соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва - 1996
Работа выполнена в Институте национальных проблем образования МО РФ
Научный руководитель - доктор педагогических наук,
профессор, акад. МАИ К.М.Нартов
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук,
профессор З.С.Смелкова; - кандидат педагогических наук, ст.научн.сотр. А.С.Жулева
Ведущее учреждение - Институт общего образования МО РФ
Защита диссертации состоится "_"__ 1996 г. в
__часов на заседании диссертационного совета К.113.09.01
по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Институте национальных проблем образования МО РФ (105077, г. Москва, ул. Первомайская, 101).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института национальных проблем образования МО РФ.
Автореферат разослан "_"___ 1996 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
Л.В.Козуля
Сегодня, когда особенно остро ощущается дефицит человечности, когда насилие и жестокость становятся массовыми явлениями в обществе, школьное литературное образование в первую очередь должно быть наделено на воспитание человека-гуманиста, уважающего нрава и достоинство другой личности, неуклонно следующего принципу милосердия как норме взаимоотношений между людьми.
Ярким примером доброты, душевной щедрости может служить жизнь и творчество А.П.Чехова. Великий гуманист и воспитатель, Чехов не только проповедовал любовь к человеку, но и сам всю жизнь, по свидетельству современников, отдавал людям теплоту своего сердца. Нравственное кредо писателя отразилось и в его творчестве, в частности, в драматургии. Вот почему является столь важным и необходимым обращение к гуманистической основе драматических произведений Чехова в курсе литературы школ различных национальных регионов нашей страны.
Актуальность избранной те мы объясняется и ее недостаточной научно-методической разработанностью. О творчестве А.ПЛехова существует довольно большая научно-исследовательская литература, которая не обошла вниманием и драматургию писателя. Такие известные чеяоведы, как С.Д.Балухатый, Г.П.Бердников, М.П.Громов, В.В.Ермилов, А.А.Измайлов, З.С.Паперный, А.П.Чудаков и многие другие обращаются к самым различным аспектам чеховской драмы, однако вопрос о гуманистических идеалах Чехова-драматурга ими специально не рассматривался. В методических работах проблема изучения гуманистической основы драмы Чехова также не получила должного освещения.
Таким образом, необходимость формирования человека-гуманиста и недостаточная научно-методическая разработанность вопросов изучения драматических произведений А.П.Чехова в школе и обусловили актуальность данной проблемы.
Объектом диссертационного исследования выступает процесс постижения гуманистических идеалов Чехова в ходе изучения его драматургии в национальной (марийской) школе.
Предметом исследования являются гуманистические идеалы Чехова-драматурга и разработка методики их изучения в национальной (марийской) школе.
Цель исследования: создание методической системы изучения гуманистических идеалов Чехова-драматурга в национальной (марийской) школе и ее опытно-экспериментальная проверка.
Основные задачи исследования:
- раскрыть своеобразие гуманизма Чехова-драматурга;
- проанализировать реальное состояние изучения драматических произведений Чехова в условиях марийской школы;
- выявить наиболее целесообразные пути, методы и приемы постижения гуманистических идеалов Чехова-драматурга марийскими школьниками и доказать их эффективность в ходе опытно-экспериментальной проверки предложенной методики.
Гипотеза исследования. Эффективность изучения драматургии Чехова, ее воспитательное воздействие на личность учащихся национальной (марийской) школы повысятся при условии:
- опоры на гуманистическую направленность драматических произведений писателя;
- выявления и учета особенностей восприятия драмы Чехова марийскими школьниками;
- привлечения наиболее эффективных методов и приемов работы, способствующих глубокому раскрытию идейно-художественного своеобразия драматических произведений писателя, а также развитию знаний, умений и навыков самостоятельной творческой деятельности;
- сопоставления гуманистических взглядов Чехова с мировоззренческими представлениями финно-угорских народов, в том числе марийского, выявления их созвучности.
Методы исследования:
- теоретический (изучение литературоведческой, методической, психолого-педагогической литературы);
- социолого-педагогический (анкетирование, анализ программ и учебников, беседы с преподавателями и учащимися, наблюдение над учебным процессом, анализ устных и письменных ответов школьников);
- экспериментальный (проведение констатирующего и
обучающего эксперимента);
- статистический (количественный и качественный анализ результатов эксперимента).
Научная новизна исследования заключается в том, что создана система изучения драматургии Чехова в аспекте обращения к такой особенности чеховского гуманизма как биофилия (проявление любви к жизни во всем ее многообразии), а также определены пути, методы и приемы постижения художественного текста драматических произведений, способствующие формированию гуманистических идеалов учащихся современной национальной школы.
Практическая значимость работы состоит в том, что предлагаемая методика изучения гуманистических идеалов Чехова-драматурга применима в работе всех национальных школ, она может быть использована при подготовке учебно-методических пособий для студентов, слушателей курсов повышения квалификации.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментального обучения в сельских школах (Новоарбанская СШ, Сенькинская СШ, Великопольская СШ, Шойбу-лакская СШ) и СШ N3 г.Козьмодемьянска Республики Марий Эл, посредством публикаций по теме диссертационной работы, выступлений на заседаниях лаборатории гуманитарного образования ИНПО МО РФ (г.Москва), на различных научно-практических конференциях в г.Йошкар-Ола, на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В процессе изучения драматургии А.П.Чехова необходимо донести до понимания учащихся, что гуманизм писателя следует понимать как любовь к жизни во всем ее многообразии, а не только как любовь к человеку и человечеству (понятие "гуманизм" расширяется до понятия "биофилия").
2. Система художественных идей Чехова свободно ассоциируется с научно-философской мыслью прошлого и настоящего века. Выявление ассоциативных связей гуманистических идеалов Чехова-драматурга с мировоззренческими представлениями финно-угорских народов способствует оптимизации учебного процесса и эффективному постижению гуманистической основы драматургии писателя.
3. Предложенная система изучения драматических произведений Чехова способствует формированию личности учащихся, развитию их творческой самостоятельности, а также создает условия для постижения нравственных идеалов других представителей российской и мировой литературы.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, гипотеза, цель и задачи исследования, выявляются научная новизна и практическая значимость работы, излагаются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе - "Гуманистические основы драматургии А.Н.Чехова" - исследуются особенности чеховского гуманизма.
Удивительно мягко относится Чехов к своим героям, он не ставит их к позорному столбу, даже его сатира полна скорби, человеколюбивого сожаления. Писателю дорог каждый человек вне зависимости от его положения, образования. Буквально любая личность, говорит в своих пьесах Чехов, имеет право на любовь, участие, понимание. Но писатель не просто любит человека, он ждет от него осуществления своего жизненного предназначения. Отсюда и духовные поиски героев Чехова.
В исследовании отмечается, что в "Чайке" и во всех последующих пьесах драматург приводит своих героев к мысли, что их труд должен пробивать дорогу для будущих поколений. Труд, одухотворенный идеей добра и счастья далеких потомков, становится смыслом существования героев Чехова.
В диссертации также раскрывается своеобразие личности в пьесах "Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишневый сад".
Драматические персонажи Чехова несчастны, одиноки, бесприютны. Их преследуют неудачи и в личной, и в общественной жизни. Но пессимистами героев Чехова назвать нельзя хотя бы уже потому, что большинство из них стремится изменить свою жизнь. Кроме того, несмотря на все лишения, они с оптимизмом смотрят в будущее. Писатель и его герои верят, что человеческий гений и труд путем упорных усилий и борьбы расчистят почву для счастливой жизни всего человечества.
Гуманизм Чехова оптимистичен. Любовь к человеку сопрягается с верой в его безграничные возможности, в реализацию этих возможностей.
В работе нашла освещение и такая особенность чеховского гуманизма, как любовь писателя к окружающей природе.
Человечество столкнулось ныне с реальной угрозой глобального экологического кризиса, суть которого в качественном изменении природной среды, ставящем под вопрос само существование сложившихся форм жизни. Почти за сто лет до того, как встал вопрос об экологическом выживании человечества, Чехов говорил о проблеме гибели природы в результате бездумной деятельности человека (картина угасшей жизни, представленная в символической пьесе Треплева ("Чайка"); монологи доктора Асгрова из "Дяди Вани" о том, как трещат под топором леса, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки; гибель вишневого сада в одноименной пьесе к т.д.).
В работе указывается, чю идея гармоничного сосуществования человека и природы Чехова глубоко созвучна религиозно-философским представлениям финно-угорских народов, в том числе и марийского. В древней философии этих народов была выработана нравственная система гармоничного сосуществования человека и природы.
В диссертации раскрывается гуманистическая природа конфликта драматических произведений А.П.Чехова.
По справедливому замечанию одного из критиков, новый тип драматического действия (суггестивного) впервые сложился в "Чайке", в которой Чехов впервые использовал прием "пьесы в пьесе" (А.С.Собенников). В работе излагаются различные версии литературоведов о назначении пьесы Треплева в "Чайке". Несомненно, символическая картина Треплева связана с основным действием "Чайки". Более того, конфликт Мировой души и дьявола, высокого, духовного, созидательного начала и начала разрушительного (у Треплева дьявол - олицетворение мирового зла, силы, которая разъединяет людей и сеет одиночество, страх, холод), является главным не только в основном действии "Чайки", но и в последующих пьесах Чехова.
Впервые прослеживается, как символические мотивы пьесы Треплева (мотивы холода, пустоты, одиночества, смысла бытия,
грядущей гармонии) своеобразно варьируются и в основном действии "Чайки", и в "Дяде Ване", и в "Трех сестрах", и в "Вишневом саде".
Мировая душа, по Чехову, - эта некая общность, выражением которой является единение, духовная близость людей при всем разнообразии их характеров, социального положения. Но так как люди к этой Мировой душе не приобщены, т.е. отсутствует совокупная духовная сила общества, то каждый и остается со своими проблемами, которые индивидуально не разрешимы. Более того, личность сама по себе, вне духовного единства людей, вне единства интересов и устремлений семейных, родственных и шире - общественных, с ощущением разрыва человеческих связей, разобщенности и одиночества не может реализовать себя.
В исследовании подчеркивается, что идея единения индивидуумов характерна и для научно-философской мысли дочеховской и послечеховской эпохи.
Представление о Мировой душе Чехова свободно ассоциируется с ноосферой В.И.Вернадского. Проблема единства всего живого глубоко волновала и известного религиозного мыслителя и ученого Пьера Тейяра де Шардена, русского философа Владимира Соловьева. Эту же мысль подчеркивает и западный социолог, психолог и философ Эрих Фромм. Но если ученые, философы приходят к вышеизложенным взглядам путем логических размышлений, отстоявшихся идей, то художник идет принципиально иным путем, и естественно, что представление Чехова о Мировой душе инспирировалось в первую очередь его художественным прозрением.
Во второй главе - "Пути формирования системного представления о гуманистической сущности драматургии Чехова" -раскрывается методика изучения гуманистических идеалов писателя в национальной (марийской) школе.
Б первом параграфе рассматриваются теоретико-методические предпосылки изучения чеховской драматургии в национальной (марийской) школе, анализируются программы и учебники в аспекте темы исследования.
Особое внимание уделено родовым особенностям драматических произведений и особенностям пьес Чехова.
В этом же параграфе раскрываются взгляды методистов на
проблему изучения драматических произведений (в том числе и пьес Чехова).
Начальный этап знакомства учащихся с драмой исследователи связывают со вступительными занятиями, на которых, как правило, рассматриваются такие вопросы, как творческая и сценическая история пьесы, ее жанровые особенности, прочтение произведения разными режиссерами. Важное место на вступительных уроках занимает историко-бытовой комментарий и различные виды словарной работы.
Подготовка к первичному восприятию художественного произведения вообще и драмы в частности - только первый шаг на сложном пути его осмысления. Дальнейшая задача учителя заключается в том, чтобы сохранить живое читательское восприятие, углубив, уточнив, а в случае необходимости направив и видоизменив его с помощью научного изучения, каким является анализ произведения. В качестве основных требований к нему выдвигаются осмысленность и целенаправленность, т.е. четкое представление того, для чего, с какой целью проводится данный анализ.
В методической литературе известны несколько основных путей анализа драмы: целостный (по ходу развития действия), сюжетно-композинионный, пообразный, проблемно-тематический. Методисты национальной школы (С.К.Бирюкова, Н.Н.Вербовая, Д.А.Клумбите, Т.Ф.Курдюмова, К.М.Нартов, Н.С.Русина, Я.Г.Садовский, С.Н.Юзбашев и др.) рекомендуют проводить целостный анализ. Вместе с тем опрос учителей марийских школ показал, что при изучении драматургии Чехова применяются и другие пути анализа: пообразный, целостный, проблемный, а также сочетание целостного с проблемным.
Выбор пути освоения идейно-тематического содержания пьесы, в первую очередь определяется жанровой природой, художественными особенностями произведения, уровнем подготовленности учащихся, основными целями занятия.
Заключительным аккордом работы над пьесой, по мнению многих методистов, по возможности должен стать просмотр пьесы в театре или знакомство с экранизацией.
В следующем разделе диссертации излагаются результаты констатирующего эксперимента. Анкетный опрос старшеклассников марийских школ показал, что ребята неохотно читают драм-
атические произведения, в том числе и пьесы Чехова. После изучения "Вишневого сада" среди причин, почему пьеса не понравилась, превалировали следующие: "сложна для понимания", "неинтересная". Данные констатирующего среза также свидетельствуют о весьма невысоком уровне освоения учащимися, особенно сельских школ, программной пьесы Чехова. Система художественных образов, конфликт, символичность, идейно-художественный смысл произведения, авторская позиция часто остаются для ребят невыясненными.
Сложность постижения учащимися пьес Чехова связана с рядом моментов: с особенностями поэтики чеховских пьес (отсутствует ключевое событие, наблюдается равноправие героев, по-новому раскрывается драматургический характер, возрастает значимость подтекста и т.д.) и с особенностями драматического произведения вообще (предназначенность пьесы для сцены, отсутствие речи повествователя, своеобразие действия, драматургического характера, конфликта).
Кроме того, в процессе изучения драмы важную роль играет знание учащимися литературоведческих терминов. Слабая ориентировка старшеклассников марийских школ в теоретико-литературных понятиях также сказалась на уровне освоения ими пьесы "Вишневый сад".
Подготовленность учащихся к восприятию драматургии Чехова, само восприятие его пьес в значительной степени зависит и от отношения самого учителя к творчеству писателя.
Большинство марийских учителей отмечает, что пьесы писателя способствуют формированию духовно богатой личности, утверждению нравственных ценностей. Но, к нашему сожалению, встречались ответы и такого плана: "В изучении драматургии Чехова смысла не вижу", "Не вижу смысла изучать пьесы Чехова, ибо считаю их очень слабыми".
Нам кажется, что пьесы Чехова не только не утратили своей актуальности, но и стали более злободневными в наши дни, когда теряют значимость такие понятия, как доброта, взаимопонимание, взаимопрощение. Духовная разобщенность, оторванность одного человека от другого, непонимание даже на уровне семейном вызывает в душе школьника стремление создать свой мир, где царит любовь и гармония. Произведения Чехова (его драматургия в том числе) могут дать школьнику тот
нравственный заряд, который ему необходим в преодолении разомкнутости мира, в поисках смысла бытия. Задача учителя -помочь учащимся впитать этот духовный заряд писателя.
Изучение состояния преподавания драматических произведений Чехова в марийской школе, выявление уровня знаний школьников по данному вопросу дают основание говорить о необходимости новых подходов к постижению драматургии писателя. Методика ее изучения должна быть нацелена на гуманистическое воспитание личности, общества. Исходя прежде всего из этой задачи мы и строили методику изучения драмы Чехова, при этом мы опирались на рекомендации методистов прошлого (В.И.Водовозов, В.П.Острогорский, В.Я.Стоюнин и др.) и настоящего (Г.И.Беленький, С.К.Бирюкова, Н.Н.Вер-бовая, В.В.Голубков, А.М.Гуревич, В.Н.Дроботт, А.Д.Жижина,
A.С.Жулева, И.С.Збарский, Р.А.Клумбите, Н.И.Кудряшев,
B.Г.Маранцман, К.М.Нартов, Н.С.Русина, М.А.Рыбникова, Я.Г.Садовский, З.С.Смелкова, М.А.Снежневская, М.В.Теп-линский, Л.В.Тодоров, М.В.Черкезова, С.Н.Юзбашев и др.).
Предлагаемая методическая система охватывает все этапы работы над драмой Чехова от подготовки к ее восприятию до завершающих, итоговых уроков.
Первым шагом на пути к познанию Чехова-гуманиста является изучение его жизненного и творческого пути. От того, как будет организована эта работа учителем, во многом зависит и постижение учащимися драматических произведений Чехова. Полюбят или не полюбят ребята писателя, поверят или не поверят в его гуманистические идеалы - зависит и от того, насколько ярко и убедительно расскажет учитель о жизни и творчестве художника.
Концепция и эмоциональный стиль наших уроков были обусловлены следующими целями:
- воссоздать личность автора-гуманиста;
- показать гуманистическую направленность его произведений;
- заставить учащихся задуматься над таким важным вопросом, как цель и смысл человеческой жизни;
- воспитывать у школьников чувство собственного достоинства и уважительное отношение к личности другого человека, чувство любви к ближнему;
- подготовить старшеклассников к самостоятельному чтению пьес великого драматурга.
При экспериментальном обучении основным методом ведения уроков, посвященных жизни и творчеству Чехова, было слово учителя с привлечением таких приемов, как сообщение учащихся, работа над иллюстрациями, беседа, выразительное чтение.
На занятиях использовались сведения эпистолярного характера, воспоминания современников, критическая литература, позволившие представить личность Чехова-гуманиста наиболее ярко.
Раскрывая идейно-тематическое содержание прозаических произведений Чехова, мы акцентрировали внимание учащихся на тех его произведениях, в которых мотив отчужденности, оторванности, разомкнутости человеческого бытия звучит особенно остро.
Своеобразной подготовкой к восприятию драмы явилось введение театральной лексики, характерной для драмы как специфического литературного рода, в ход рассказа о творческой деятельности автора.
Далее в работе рассматривается методика изучения пьесы "Чайка" на уроках внеклассного чтения.
На вступительном занятии значительное место отводилось сценической истории пьесы. Рассказ о первых постановках "Чайки" на сценах Александринского и Художественного театров строился с опорой на эпистолярное наследие писателя, воспоминания его современников (актеров, театральных деятелей, писателей). Там же демонстрировались фотографии актеров, участвовавших в спектаклях.
На вступительном занятии учащиеся получили также представление об особенностях чеховской "Чайки". В пьесе нет условного развития драматического сюжета с постепенным нарастанием и разрешением в конце, перед падением последнего занавеса. Действие протекает не по одному руслу, а "разливается" на несколько ручейков. Отсутствует в ней и напряженная борьба между героем и средой. "Чайка" - это пьеса непрямых проявлений характеров.
На этом же уроке выяснялась степень понимания и осмысления учащимися художественного текста пьесы после первоначального самостоятельного ее прочтения, так как личностное
восприятие искусства слова предполагает разногласия учащихся в оценке содержания произведения.
Следующий этап - анализ драмы. Постижение идейно-художественного смысла пьесы "Чайка" основано на проникновении в суть основного конфликта (Мировой души и дьявола, высокого созидательного начала и начала разрушительного).
С целью более глубокого освоения учащимися главной коллизии пьесы и выявления созвучности гуманистических взглядов Чехова с мировоззренческими представлениями марийского народа мы обратились к марийским легендам: "Как разошлись марийцы", "Юмо и кузнец". Знакомство с содержанием легенд позволило ребятам без особого труда выделить мотивы единства, жизни и смерти в символической картине Треплева.
Выявлению символических мотивов произведения Треплева (мотивы холода, пустоты, одиночества, смысла бытия, грядущей гармонии, жизни и смерти) в основном действии "Чайки" была посвящена вся дальнейшая работа над пьесой.
В ходе анализа были применены такие приемы, как беседа, выразительное чтение, работа с подтекстом, различные виды пересказов, инсценирование.
При изучении пьесы уделялось внимание и формированию теоретико-литературных понятий, необходимых для полноценного освоения драматического произведения. Усвоение теоретико-литературных понятий происходило поэтапно: от первого представления (или опоры на опыт родной литературы) через введение понятия, его формулировку, эмоциональное закрепление в период чтения и анализа художественного произведения к завершающему этапу идейно-нравственного и эстетического обогащения личности школьника.
Далее в диссертации дается методика изучения пьесы "Вишневый сад".
При изобилии литературоведческих проблем и задач, поставленных перед учителем, работающим над "Вишневым садом", ничего не говорится о том, что учащиеся должны полюбить Чехова, почувствовать всю глубину и силу его гуманизма. Решая выдвинутые литературоведческие задачи, надо постараться заставить ребят задуматься над такими понятиями, как доброта, гуманность, поставить перед ними вопрос о смысле жизни, о том, что такое счастье, любовь. Поэтому в ходе эксперимента-
льного обучения особое внимание уделялось тем методам и приемам работы, которые, в первую очередь служили бы раскрытию гуманистической направленности анализируемого произведения (беседа, работа с подтекстом, использование материала эпистолярного характера, выявление созвучности гуманистических взглядов Чехова религиозно-философским представлениям финно-угорских народов). В качестве основного пути изучения "Вишневого сада" был избран пообразиый анализ, поскольку расстановка героев в этой пьесе делает его наиболее перспективным.
Выявляя гуманистическую позицию автора через его отношение к своим героям, мы акцентировали внимание учащихся на том, какие ремарки сопровождают речь персонажа, что говорят о нем другие герои, что рассказывает персонаж о себе сам, как соотносятся его слова и поступки.
Важная роль в процессе постижения учащимися марийских школ гуманистической направленности пьесы отводилась символическому образу "Вишневого сада". В ходе его анализа школьники получили представление о такой особенности чеховского гуманизма, как любовь писателя ко всему живому. При этом приводились факты созвучности гуманистических взглядов Чехова религиозно-философским представлениям финно-угорских народов.
В ходе освоения пьесы проводилась словарно-фразеологи-ческая работа. Уделено было внимание также вопросам формирования теоретико-литературных понятий.
Далее в диссертации описываются результаты опьшю-экс-перименгального обучения, приводятся таблицы, в которые сведены данные контрольных срезов по итогам анкетных опросов, викторин, письменных работ учащихся. Все качественные и количественные показатели проанализированы, сделаны методические выводы.
Результаты опытно-экспериментальной проверки в целом подтвердили основные положения гипотезы. Сопоставительные данные уровня знаний и умений учащихся контрольных и экспериментальных классов показали преимущество экспериментальной методики, которая обеспечивает более широкие возможности освоения драматических произведений Чехова в условиях национальной школы.
В заключении обобщаются результаты всего исследования, которые могут быть сведены к следующему:
1. Эффективность изучения драматургии Чехова повышается, если при работе над пьесами опираться на их гуманистическую основу и учитывать особенности восприятия драмы писателя марийскими школьниками.
2. Система художественных идей Чехова свободно ассоциируется с научно-философской мыслью прошлого и настоящего века. Сопоставление гуманистических взглядов Чехова с мировоззренческими представлениями финно-угорских народов, в том числе марийского, способствует более глубокому проникновению учащихся в идейно-художественное содержание драматических произведений писателя.
3. Понимание родовой природы драмы и специфических особенностей драматических произведений Чехова подготавливает учащихся к восприятию театральных, телевизионных и радиоспектаклей, способствует формированию необходимых зрительских качеств.
4. Предложенная система изучения драматургии Чехова способствует формированию гуманистических воззрений учащихся, а также создает условия для постижения нравственных идеалов других представителей российской и мировой литературы.
5. Методические рекомендации, содержащиеся в данном исследовании применительно к марийской школе, не претендуя на универсальность и бесспорность, могут использоваться с соответствующей корректировкой и в других национальных школах.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Особенности изучения драматического произведения в условиях двуязычия // Проблемы двуязычия и многоязычия в современных условиях: Материалы межвузовской научной конференции 11-12 февраля 1993. Йошкар-Ола: МГПИ им.Н.К.Крупской. 1993. - С.71-72.
2. Драматургия А.П.Чехова в национальной школе //Родной и русский язык в национальной школе России: Сб. аспирантских статей. М., 1994 - С.133-138.
3. Гуманистическая природа конфликта в чеховской драме "Три сестры" // Марий Эл учитель. - 1994. - N 1. - С.70-78.
4. А.П.Чехов // Русская литература. 10-й класс. Учебная
хрестоматия для национальных школ Российской Федерации. -Санкт-Петербург, 1996 (в печати).
Подписано к печати 1.02.96 Объем 1.0 печатных листа Формат 60/90 1/16 Тираж 100 ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ МО РФ 105077 Москва, ул.Первомайская, 101 тел. 465-14-53