автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие музыкальной памяти у учащихся младшего школьного возраста
- Автор научной работы
- Пак, Юлия Анатольевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Пак, Юлия Анатольевна, 2002 год
Введение.
Глава I. Музыкальная память и ее развитие.
§1. Из истории исследований музыкальной памяти.
§2. Теории памяти. Виды и процессы музыкальной памяти.
§3. Проблемы и условия развития музыкальной памяти.
§4. Произвольное и непроизвольное запоминание в младшем школьном возрасте.
Глава II. Методические основы развития музыкальной памяти учащихся младшего школьного возраста в процессе работы над « музыкальным диктантом.
§1. Место и значение диктанта в курсе сольфеджио (исторический аспект).
§2. Методы развития музыкальной памяти.
§3. Методика проведения музыкального диктанта.
Глава III. Ход и результаты экспериментального исследования.
§1. Подготовка экспериментального исследования, условия его проведения, основные этапы.
§2. Констатирующий этап исследования.
§3. Ход и результаты пилотажного эксперимента.
§4. Ход и результаты основного (обучающего) эксперимента.
7 Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие музыкальной памяти у учащихся младшего школьного возраста"
Актуальность исследования.
Память - это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептивного материала, получаемого органами чувств; это организация, сохранение и воспроизведение того, что было в прошлом опыте человека. Она активно включается во все проявления психики: внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение; входит составным компонентом в такие сложнейшие структуры личности, как темперамент, характер и способности. В результате органического объединения прежнего опыта с любым действием и любой деятельностью сама память становится активной направляющей силой этих процессов, становясь их структурным компонентом.
Представление о том, что каждое воздействие на живую систему оставляет в ней след, обусловленный общим свойством материи отражать внешние воздействия, приводило к упрощенному пониманию памяти как простых процессов «записи», «хранения» и «считывания» следов. Но в отличие от фотографической и магнитофонной пленок, которые фиксируют световые и звуковые сигналы и затем могут их монотонно воспроизвести, память человека - это сложный процесс отбора и переработки огромного количества внешних воздействий, впечатлений, собственных усилий и переживаний, направляемых потребностями, мотивами и интересами для осуществления настоящей и планируемой деятельности. Все эти психические явления сопровождаются мнемическими процессами.
Музыкальная память по содержанию психофизиологических процессов имеет много общего с мнемическими закономерностями других видов деятельности . Ее особенности связаны с большей зависимостью от пространственно-временной структуры музыки и доминированием образного, главным образом слухового вила мышления. Содержанием музыкальной памяти, так же как и в других видах деятельности, является накопление, сохранение и использование индивидуального опыта, который оказывает решающее воздействие на формирование личности музыканта и непрерывное его развитие.
Музыкальная память является одной из ведущих музыкальных способностей. Ее развитие целесообразно начинать с детства - наиболее восприимчивого возраста. Поэтому работа над развитием памяти, как правило, ведется уже в детских музыкальных школах и школах искусств.
Традиционной формой развития памяти является музыкальный диктант. Анализ ошибок, допускаемых учащимися в диктантах, показывает, что они связаны как с недостаточно развитой музыкальной памятью, с неумением анализировать мелодию во время диктанта, так и с неразвитой техникой записи.
Несмотря на то, что проблема развития музыкальной памяти постоянно поднимается в печати, вопросы теории и методики ее развития на занятиях сольфеджио еще мало исследованы и научно достаточно не обоснованы. Это определяет актуальность исследований в данной области.
Степень научной разработанности проблемы.
Есть ряд исследований, посвященных запоминанию музыки, формированию музыкальных слуховых представлений, зависимости музыкальной памяти от восприятия музыки, ее осознания. Это работы Я.Вершиловски, И.П.Гейнрихса, Л.Маккиннон, В.А.Серединской, Б.М.Теплова; методические разработки В.В.Кирюшина, Г.И.Шатковского; диссертационные исследования О.Е.Назайкинской, Т.И.Стражниковой.
Однако, в методике преподавания сольфеджио для учащихся младшего школьного возраста этой проблеме внимания практически не уделяется.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость, недостаточная разработанность в современной методике преподавания сольфеджио определили выбор темы нашего исследования: «Развитие музыкальной памяти у учащихся младшего школьного возраста (на занятиях по сольфеджио)».
Объект исследования-, процесс обучения учащихся младшего школьного возраста детских музыкальных школ и школ искусств запоминанию и воспроизведению музыкального диктанта.
Предмет исследования: развитие музыкальной памяти учащихся младшего школьного возраста в классе сольфеджио в процессе экспериментального обучения.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать эффективные пути развития музыкальной памяти, на этой базе разработать методику развития музыкальной памяти учащихся младшего школьного возраста в процессе работы над музыкальным диктантом. .
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1) проанализировать аспекты проблемы развития музыкальной памяти с помощью музыкального диктанта в научно-теоретической, психолого-педагогической и методической литературе;
2) раскрыть сущность процесса развития музыкальной памяти;
3) вскрыть причины, тормозящие развитие музыкальной памяти учащихся младшего школьного возраста в традиционном курсе сольфеджио в детских музыкальных школах и школах искусств;
4) разработать и обосновать принципы, формы и методы развития музыкальной памяти учащихся младшего школьного возраста в курсе сольфеджио на основе музыкального диктанта;
5) экспериментально проверить методику развития музыкальной памяти учащихся младшего школьного возраста в ходе работы над музыкальным диктантом.
Гипотеза исследования: развитие музыкальной памяти учащихся младшего школьного возраста в ходе работы над диктантом будет идти более успешно, чем при традиционном обучении, если:
1) будет проходить вне связи с записью нотного текста;
2) для диктантов будет использоваться интонационный материал, уже освоенный в других формах работы.
Теоретической и методологической основой исследования послужили основные положения психологии о музыкальных способностях (М.П. Блинова, Н.А. Гарбузов, A.JI. Готсдинер, В.В. Медушевский, Б.М Теплое); теоретический анализ закономерностей развития музыкального слуха и музыкальной памяти в отечественной музыкально-педагогической литературе(Б.В.Асафьев, И.П.Гейнрихс, Е.В.Назайкинский, Н.А. Римский-Корсаков); концепции теории и методики преподавания сольфеджио (В.А. Вахромеев, Е.В. Давыдова, В.В. Кирюшин, Т.Ф. Мюллер, В.А. Серединская, Г.И. Шатковский).
Использовались следующие методы исследования:
1) теоретический анализ психолого-педагогической, музыкально-методической литературы по теме исследования;
2) изучение и обобщение педагогического опыта, отраженного в литературе - рассмотрение учебников, учебных пособий, учебных планов и программ по курсу сольфеджио;
3) целенаправленное педагогическое наблюдение;
4) анализ и систематизация современного музыкально-педагогического опыта, его преломление в экспериментальных методиках;
5) педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования заключается в том, что при проведении музыкального диктанта четко разграничены две формы деятельности - запоминание музыкального материала и письменная его фиксация, доказана эффективность бесписьменного диктанта как средства развития музыкальной памяти, предложена методика проведения подобных диктантов, направленная на развитие музыкальной памяти учащихся младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики проведения бесписьменной формы музыкального диктанта в младших классах школы.
Апробация работы и обсуждение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений на научных сессиях музыкального факультета МИГУ по итогам научно-исследовательской работы (2000-2002г.г.), на Международной научно-практической конференции "Педагогический процесс как культурная деятельность" (Самара, 2000г.), на Международной научно-практической конференции "Человек. Язык. Искусство." (Москва, 2000г.), в публикациях автора, в ходе обсуждения работы на кафедре теории и истории музыки МИГУ, на занятиях по сольфеджио в ДМШ № 86 г. Москвы.
На защиту выносятся следующие положения исследования:
1) Музыкальная память учащихся младшего школьного возраста на занятиях по сольфеджио развивается активно, если этот процесс не тормозится параллельным решением задач, непосредственно к развитию памяти не относящихся. Именно такой тормозящей задачей является письменная фиксация музыкального материала.
2) Бесписьменная форма музыкального диктанта выступает как оптимальная для активного развития музыкальной памяти учащихся младшего школьного возраста на первоначальном этапе обучения.
3) Развитие музыкальной памяти учащихся младшего школьного возраста в процессе работы над музыкальным диктантом в бесписьменной форме проходит более интенсивно и плодотворно, если диктант предъявляется ученикам однократно.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы
Изучение особенностей музыкальной памяти подводит к пониманию физиологической основы запоминания и сохранения в памяти образов предметов и явлений объективной действительности. Восприятие предметов и явлений вызывает в соответствующих участках мозга процесс, который приводит к определенным изменениям в них. Последние сохраняются на известное время и после прекращения действия раздражителя, оставляя в мозге своеобразный след. С этих позиций отбор запоминаемого материала (избирательность памяти) определяется тем, какое значение имеет раздражитель для субъекта - например, данная музыка в структуре музыкальной деятельности данного индивида.
1) Восприятие произведений изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры возможно сразу и целиком. Музыка - искусство временное. Так как музыкальное произведение нельзя воспринять целиком в одно мгновение, то целостное представление о музыкальном материале возможно только при помощи памяти. Поскольку музыкальное произведение воспринимается частями, появляется необходимость его запоминать. Поэтому любая музыкальная деятельность опирается на память.
2) Изучение соответствующей литературы убеждает в том, что современная психология стоит на позициях возможности развития памяти.
3) Одно из традиционных средств развития музыкальной памяти на занятиях по сольфеджио - это музыкальный диктант.
4) Практика занятий по музыкальному диктанту, когда учащемуся предлагают записывать ногу за нотой, и пример проигрывается столько раз, сколько требуется для того, чтобы запись была доведена до конца, лишена смысла и какого-либо полезного воспитательного и развивающего значения. Эта практика не предполагает запоминания музыкального материала целиком. Между проигрываниями можно записать отдельные части музыкального диктанта, но это не предполагает целостного восприятия.
5) На первоначальном этапе развитие музыкальной памяти детей затрудняют параллельные задачи, непосредственно к развитию памяти не относящиеся. Именно такой задачей является письменная фиксация музыкального материала.
6) Развитие музыкальной памяти младших школьников в процессе обучения на основе бесписьменного диктанта протекает гораздо интенсивнее. Важнейшим достижением в работе над музыкальным диктантом является способность запоминать музыкальный материал с однократного проигрывания.
7) Необходимыми условиями успешного развития музыкальной памяти у учащихся млатшего школьного возраста в процессе обучения на основе бесписьменного диктанта будут: а) предварительное освоение интонационного материала, на котором впоследствии строятся диктанты; б) постепенное и планомерное нарастание интонационных трудностей и величины диктантов.
8) Бесписьменная форма музыкального диктанта выступает как оптимальная для развития музыкальной памяти детей на первоначальном этапе обучения. Ясно, что этот этап не может быть слишком длительным, и в определенный момент запись диктанта становится необходимой, но к этому моменту музыкальная память ребенка будет уже достаточно развита.
Таким образом, бесписьменная форма проведения музыкального диктанта оказывается более продуктивной и целесообразной, чем письменная - что и показало наше исследование. Тем самым можно считать его завершенным.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пак, Юлия Анатольевна, Москва
1.Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. Учебное пособие. М.: Прометей, 1990. - 186с.
2. Агажанов А. Курс сольфеджио. Вып.1 М.: 1974. - 163с. Вып.2 - М.: 1975. -222с.
3. Алексеев Б.К. К вопросу о методике записи музыкального диктанта. // Воспитание музыкального слуха. Вып. 2. М.: Музыка, 1985. с. 108 - 120.
4. Алексеев Б.К., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. Учеб. пособие для муз. училищ и консерваторий. 3-е изд. М.: Музыка, 1991.-224с.
5. Альбрехт К.К. Курс сольфеджий. М.: Гос. изд. Муз. Сектор, 1926. 93с.
6. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 494с.
7. Ананьев Б.Г. Воспитание памяти школьника. Л.: 1940. 80с.
8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.2 М.: Педагогика, 1980.-284с.
9. Антипин П.В., Спиров Е.В. Обобщенная оценка качества обучения и статистические методы обработки результатов контроля. Л.: 1975. 48с.
10. Антошина М.Н. Интонационная настройка но камертону в классах сольфеджио. М.: Музгиз, 1962. 48с.
11. П.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л.: Музыка, 1965. 152с.
12. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 376с.
13. Ашмарин И.П. Быстрые методы статистической обработки и планирования экспериментов. Изд. 2-е, испр. Л.: ЛГУ, 1975. 78с.
14. Бабанский Ю.К. О совершенствовании методов научно- педагогических исследований. // «Советская педагогика». 1975. №11. с.54-63.
15. Бань Н.С. Память человека и возможности улучшения запоминания. (Материал в помощь лектору). Минск: 1977. 20с.
16. Барабошкина А.В. Методика обучению музыкальному диктанту. // В сб. Методическая разработка по вопросам преподавания музыкально-теоретических дисциплин. М.: 1960. с. 50-63.
17. Барабошкина А.В. Методика преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. Под ред. Л.Н.Раабена. Л.: Музгиз, 1963. 43с.
18. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. 2-е изд. Л.: Советский композитор, 1979. 352 с.
19. Барииова М.Н. О развитии творческих способностей ученика. Л.: Музгиз, 1961.-60 с.
20. Белкина С. Развитие внутреннего слуха и памяти на основе одноголосного музыкального диктанта. // В кн.: Теоретические дисциплины в музыкальном училище. Л.: Музыка, 1977. 127с.
21. Биркенгоф А.Л. Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио. 2-е изд. М.: Музыка, 1990. 84с.
22. Благонадежина Л.В. Психологический анализ слухового представления мелодии. Ученые записки института психологии. Т. 1. М., 1940. с.
23. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. 142с.
24. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности. М.-Л.: Просвещение, 1964. 104 с.
25. Блинова М.П. Физиологические основы музыкального воспитания. // В кн.: Методика музыкального воспитания школьников 1-4 классов. М.-Л.: Просвещение, 1965. с. 247 - 264.
26. Блонский П.II. Память и мышление. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
27. Блюм Д. Роль диктанта в развитии профессионального музыкального слуха. // В кн.: Воспитание музыкального слуха. М.: Музыка, 1977. с. 86 -117.
28. Бочкарев Л.JI. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1997. 350с.
29. Брайнин В. Чтение с листа достижение главной цели через побочную. Рукопись (б.г.). - 22с.
30. Брыль А.К. Формирование музыкальной памяти как необходимое условие совершенствования творческой деятельности младших школьников. Одесса: 1979. 138с.
31. Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. Методич. пособие. М.: Музыка, 1978. 87с.
32. Вейн A.M., Каменецкая Б.И. Память человека. М.: Наука, 1973. 209с.
33. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. 96с.
34. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. -415с.
35. Вопросы методики воспитания слуха. // Сб. статей. Отв. ред. А.Л.Островский. Л.: Музыка, 1967. 136с.
36. Вопросы методики начального музыкального образования. // Сб. статей. Ред.-сост. В. Натансон, В.Руденко. М.: Музыка, 1981. 231с.
37. Вопросы методов педагогических исследований.: сб. науч. тр. Под.ред. М.Н.Скаткина. М.: АПН СССР, 1973. 217с.
38. Вопросы методологии и методики конкретных педагогических исследований. // Сб. статей. Ред. Ф.И.Юрченко. Вып. IX, М.: 1972. 524с.
39. Воспитание музыкального слуха. // Сб. статей. М.: 1993. 92с.
40. Воспитание музыкального слуха. // Сб. статей. Вып.1, М.: Музыка, 1977. -157с.
41. Восприятие и память. // Сб. статей. Калинин: 1972. 113с.
42. Выготский JI.C. Память и ее развитие в детском возрасте. // В кн.: Развитие высших психических функций. М.: изд. ЛПН РСФСР, 1960. -500с.
43. Выготский J1.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 479 с.
44. Вюльнер Ф. Хоровые упражнения без сопровождения. Пер. С нем. А.Ильинского. Москва-Лейпциг: Юргенсон, 1900. 73с.
45. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. - 159с.
46. Гарбер Л.Д. Вопросы формирования музыкальных способностей у детей раннего возраста. «Советская педагогика», №3. М.: Просвещение, 1965. -с. 83-90.
47. Гарбер Л.А. Начальная стадия развития музыкальных способностей.// В кн.: Проблемы способностей. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962. с. 214 -228.
48. Гарбузов П.А. Внутризонный интонационный слух и методы его развития. М.-Л.: Музгиз, 1951. -64с.
49. Гейнрихс И.П. Музыкальная память. //В сб.: Музыкально- педагогическая подготовка учителя. М.: 1972. с. 132-163.
50. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух и его развитие. М.: 1978. 80с.
51. ГодфруаЖ. Что такое психология. T.l. М.: Мир, 1992. -491с.
52. Гонтаревская Ю.П. Методика формирования звуковысотных представлений при обучении интонированию в курсе сольфеджио (впроцессе подготовки педагога-музыканта). Дис.канд. нед. наук. М.:1984,- 172с.
53. Гончаров Н.К. Методология и методы педагогики как науки. М.: Знание, 1968.-44с.
54. Готсдинер Л.Л. Музыкальная психология. М.: 1993. 190с.
55. Григорьев В.Ю. О развитии музыкальной памяти учащегося. // В кн. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2. М.: Музыка, 1980. 160с.
56. Громова Е.А. Память и ее резервы. М.: Знание, 1983. 64с.
57. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1977. 443с.
58. Давыдова Е.В. Методическая разработка по вопросам преподавания музыкально-теоретических дисциплин. М.: 1960. 63с.
59. Давыдова Е.В. Методика преподавания музыкального диктанта. М.: Музгиз, 1962. 116с.
60. Давыдова Е.В. О преподавании сольфеджио в ДМШ. Методическая разработка. М.:1969. вып.1 - 45с., вып.2 - 37с.
61. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Музыка, 1986. - 158с.
62. Долматов II.А. Музыкальная грамота и сольфеджио. 4.2 М.: Музыка, 1965.-243с.
63. Долматов П.Л. Музыкальный диктант. М.: 1972. 142с.
64. Долматов Н.А. Система относительной сольмизации, применяемая кафедрой теории и истории музыки. Учебное пособие. М.: 1973. 35с.
65. Долматов Н.А. Сольфеджио в музыкальных классах общеобразовательной школы.: Методическая разработка для студентов муз.- пед. фак. пед. ВУЗов. М.: 1981. - 1 класс - 1981. - 51с.; 2 класс - 1981. - 62с.; 4 класс -1985.-76с.
66. Журавлев В.И., Пиков Г.П., Скаткин М.Н. Методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1979. 255с.67.3агвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160с.68.3анков Л.В. Память. М.: Учпедгиз, 1949. 176с.
67. Ильина Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. М.: Знание, 1975. 123с.
68. Ипполитов Ф.В. Память школьника. М.: Знание, 1978. 47с.
69. Исакова Ю.Д. Обучение интонированию нотного текста на основеконцепции опорных звуков мелодии. Дис.канд. пед. наук. М.: 1999. 131с.
70. Истомина З.М. Развитие памяти. М.: Просвещение, 1978. 119с.
71. Иейтс Ф.А. Искусство памяти. СПб.: Фонд поддержки науки и образования «Университет, кн.», 1997. 479с.
72. Как улучшить вашу память. Центр «Эйдос», псрев. с англ. В.Н.Искольдского. М.: 1991. 112с.
73. Как улучшить свою память: Секреты мнемотехники или различные способы запоминания и развития памяти. М: Изд-во агенства «Яхтсмен», вып. 2. - 1994. - 79с.
74. Карасева М.В. Теоретические проблемы современного сольфеджио. Автореф. дис. канд. искусствоведения. М.: 1988. 22с.
75. Картавцева М. Развитие памяти и воображения на уроках сольфеджио. М.: 1970.-28с.
76. Кевишас И.И. Способ логического запоминания как условие повышения самостоятельности в музыкальной деятельности у младших школьников. // В кн.: Организация самостоятельной работы учащихся. Лиепая: 1975.
77. Кевишас И.И. Формирование логического запоминания в процессе музыкального обучения младших школьников. М.: 1975.
78. Кевишас И.И. Запоминание музыкального материала младшими школьниками. // В сб.: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 2. М.: Музыка, 1976. -с.48-53.
79. Кирнарская Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности. Дис. канд. искусствов. М.: 1989. 165с.
80. Кирюшин В.В. Технологическая работа над записью музыкального диктанта. М.: ТОО «ИнтелТех», 1994. - 43с.
81. Клименюк Л.В., Камета Л.Д., Бережная Э.П. Методология и методика педагогического исследования. Постановка цели и задач исследования: Учебное пособие. Киев: 1988. 98с.
82. Коленцева Н.Г., ЧижГ.Н., Мурзина Е.И. Сольфеджио. 1 класс. Киев: 1988.
83. Копелевич Б.Г. Музыкальные диктанты. Эстрада и джаз. М.: Музыка, 1990.-222с.
84. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Пособие для педагога- исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165с.
85. Крутецкий В.Д. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. -255с.
86. Ладухин Н.М. Курс сольфеджий в пяти частях. М.: ч. 1 1924. - 28с.; ч.2 -1925. - 31с.; ч.З - 1925. - 31с.; ч.5 - 1926. - 70с.
87. Ладухин Н.М. 1000 примеров музыкального диктанта на 1, 2 и 3 голоса. Пособие к систематическому развитию слуха. М.: Музыка, 1986. 88с.
88. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. СПб.: Питер, 1995. 215с.
89. Леонтьев А.Н. Очерки психологии детей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. -192 с.
90. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. // В кн.: Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-е. 436 480.
91. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. // В кн.: Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-е. 509 537.
92. Лопатина И.С. Сборник диктантов: одноголосие и двухголосие. Уч. пособие. М.: Музыка, 1985. 128с.
93. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. 319с.
94. ЮО.Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. -255с.
95. ЮГЛяудис В.Я. Развитие памяти в процессе обучения. Автореф. дис. . докт. психолог, наук. М.: 1977. 38с.
96. Маккиннон Л. Игра наизусть. Пер. с англ. Ф.Соколова. Л.: Музыка, 1967. 144с.
97. ЮЗ.Малинин В.И., Экгольм И.К. Педагогический эксперимент как методологическая проблема. «Советская педагогика», №8. М.: Просвещение, 1970. - с. 59-80.
98. Мальцева Е.А. Музыкальные способности . «Семья и школа», №12. М.: Изд-во АГ1Н РСФСР, 1961.-е. 12-14.
99. Мальцева Е.А. Психологичский анализ музыкальног о развития младшего школьника. // В кн. Психология младшего школьника. Под ред. Е.И.Игнатьева. М.: изд-во АПН РСФСР, 1960. с. 304 - 330.
100. Мальцева К.П. Особенности памяти младшего школьника. // В кн. Психология младшего школьника. Под ред. Е.И. Игнатьева. М.: Изд. AI1H РСФСР, I960, с. 50-92.
101. Ю7.Масленкова Л.М. Стилистические основы мелодического диктанта. Автореф. дис. .канд. искусств. Л.: 1982. 20с.
102. Металлиди Ж., Перцовская Д. Двухголосные диктанты. Для III VIII классов детских музыкальных школ. Изд. 2-е. СПб.: Композитор, 1998. -95с.
103. Методика преподавания сольфеджио. Теория. История. Практика. // Сб. трудов, вып. 110. М.: ГМПИ, 1991. 173с.
104. Методика проведения дубль-диктантов: (Методические рекомендации). Минск: Б.и., 1987. 13с.
105. Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 1. М.: Музыка, 1966. 353с.
106. Методические разработки по развитию музыкальной памяти. Ереван: 1988. -30с.
107. Методическое пособие по музыкальному диктанту. Под ред. Л.Фокиной. Изд. 2. М.: Музыка, 1975. 320с.
108. Методы научно-педагогического исследования.: сб. статей. Под ред. Ю.К.Бабанского. Ростов-на-Дону: Ростовский пед. институт, 1972. 165с.
109. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие. Под ред. Н.В.Кузьминой. Л.: Изд-во ЛЕУ, 1980. 172с.
110. Мильштейн Я.И. К.Н.Игумнов. М.: Музыка, 1975. 471с.
111. Москалькова И.И., Рейниш М.И. Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ. Методическое пособие. М.: Музыка, 1998,- 120с.
112. Музыкальные занимательные диктанты. Для учащихся 4-7 классов ДМШ и ДШИ. Составитель Г.Ф.Калинина. М.: Калинин В.В., 2000. 32с.
113. Муцмахер В.И. Осмысленное запоминание как условие успешного усвоения музыкальных произведений (в процессе обучения игре на фортепиано). Автореф. дис.канд. пед. наук. М.: 1974. 19с.
114. Муцмахер В.И. О развитии музыкальной памяти в процессе фортепианного обучения. // В сб.: Фортепианная подготовка учителя-музыканта. М.: (Б.и.), 1975. с. 26-37.
115. Мюллер Т. Трехголосные диктанты. Изд. 2-е. М.: Музыка, 1967. 94с.
116. Мюллер Т. Вопросы методики сольфеджио. // В кн.: Воспитание музыкального слуха. М.: Музыка, 1977. с.8 - 24.
117. Мюллер Т. О значении и месте музыкального диктанта в курсе сольфеджио. // Воспитание музыкального слуха. Вып. 2. М.: Музыка, 1985. -с. 100- 107.
118. Мясищев А.II., Готсдинер A.J1. К вопросу об основных признаках музыкальных способностей детей и условиях их развития. // Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. Тбилиси: Изд-во Мецниереба,1971.-с. 47-48.
119. Мясоедова Н.С. Музыкальные способности и педагогика. М.: Преет, 1997.-80с.
120. Назайкинская О.Е. Музыка и память. Автореф. дис. канд.искусствоведения. М.: 1992. -23с.130.11азайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка,1972.-383с.
121. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. // Восприятие музыки. Сб. статей. М.: Музыка, 1980. 256с.
122. Назайкинский Е.В. Настройка и настроение в музыке. // Воспитание музыкального слуха. Вып.2. М.: Музыка, 1985. с. 6 - 40.
123. ПЗ.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 3-е. М.: Музыка, 1967. .-310с134.11емов Р.С. Психология. Кн.1, 2-е изд. М.: Просвещение, 1995. 573с.
124. Немов Р.С. Психология. Кн. 2, 2-е изд. М.: Просвещение, 1995. 492с.
125. Пемов Р.С. Психология. Кн.З. М.: Просвещение, 1995. 506с.
126. Норман Д.Л. Память и научение. Пер. с англ. М.Ю. Алексеенко; иод ред. П.В. Симонова. М.: Мир, 1985. - 159с.
127. Организация и методика экспериментальных педагогических исследований. Сб. науч. трудов. М.: НИИШ, 1983. 144с.
128. Орлов Ю.М. Память. М.: Импринт-Гольфстрим, 1997. 31с.
129. Островский A.JI. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. Л.: 1954.-304с.
130. Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. Л.: Музыка, 1970. 296с.142.0ськина С.Е. Внутренний музыкальный слух. М.: Музыка, 1977. 71с.143.11авлов Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента. М.: Знание, 1972. 31с.
131. Павлов Ю.В. Статистическая обработка дидактического эксперимента. Вып.2, М.: Знание, 1977. 41 с.
132. Память и ее воспитание. Под ред. А.А.Смирнова. М.: Знание, 1971. 47с.
133. Память и ее развитие. // Сб. статей. Ульяновск: 1973. 112с.
134. Педагогика искусства и школа: Сб. статей. М.: 1982. 292с.
135. Петрушин В.И. Музыкальная психология. 2-е издание. М.: ВЛАДОС, 1997. -383с.
136. Плаксин Д.Г. Секреты развития памяти у детей. Ашхабад: 1979. 20с.
137. Подуровский В.М., Суслова П.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2001. - 320с.
138. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта. СПб.: ТОО «РЕСПЕКС», 1994.-381с.
139. Применение методов математической статистики к исследованию вопросов адекватности автоматизированного и устного контроля знаний студентов. М.: 1975. 16с.
140. Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога: Метод, разработка. М.: 1981. 27с.
141. Проблемы психологии памяти. Сб. Статей. Вып. 1, № 30. Харьков: Изд. Харьк. ун-та, 1969. 127с.
142. Проблемы психологии памяти. Сб. Статей. Харьков: Изд. Харьк. ун-та, вып. 1 1968. - 95с.; вып. 2 - 1969. - 80с.; вып. 3 - 1970. - 71с.
143. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта исполнителя - пианиста. М.: Изд-во АГ1Н РСФСР, 1956. -480с.
144. Психология памяти. М.:ЧеРо, 1998. 813с.
145. Ражников В.Г. Музыкальное развитие: направление, цели и уровень. (О музыкальных способностях детей). «Семья и школа», № 1. М.: АПН РСФСР, 1976.-с. 38-40.
146. Ражников В.Г. Проблемы восприятия музыки на IV Всесоюзной конференции по вопросам развития музыкального слуха, певческого голоса и музыкального восприятия детей и юношества. «Вопросы психологии», № 4. М.: Педагогика, 1972. - с. 186-188.
147. Развитие памяти младших школьников. Методич. рекомендации. Омск: 1987. 11с.
148. Риман Г. Катехизисъ музыкального диктанта. Пер. Н.Ладухина. М.: В.Бессельик, 1894. 60с.
149. Римский-Корсаков И.А. О музыкальном образовании. Поли. собр. соч., т.2. М.: Музгиз, 1963. С. 175 - 212.
150. Римский-Корсаков Н.А. Теория и практика и обязательная теория музыки в русской консерватории. Поли. собр.соч., т.2. Литературные произведения и переписка. М.: Музгиз, 1963. 280с.
151. Роговин М.С. Философские проблемы теории памяти. М.: Высшая школа, 1966,- 168с.
152. Розов А.И. Память. М.: Знание, 1970. 62 с.
153. Ройтерштейн М.И. Введение в анализ гармонии: Учебное пособие. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1984. 86с.
154. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. для студентов пед. ВУЗов, обучающихся по специальности «Музыкальное образование». -М.: ВЛАДОС, 2001.- 111с.
155. Ромм Р.Д. Музыкальная грамота в форме заданий и вопросов к нотным примерам. Изд. 2. М.: Музыка, 1994. 46с.
156. Рубец А.И. Сборники упражнений в семи частях. М.: б.г. 119с.
157. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. Т.2. - 1989. -322с.
158. Русяева И.А. Одноголосные диктанты. // Учебное пособие для учащихся детских, вечерних и средних специальных школ с 1 по 11 класс. Выпуск 1, выпуск 2 . М.: 1983. -240с.
159. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М. -Л.: Музыка, 1964. 187с.
160. Саккетти Л. Сольфеджио в ключах разных авторов. П.-М.: б.г.
161. Салин В.А. К вопросу о причинах забывания музыкального материала. «Вопросы психологии», №2. М.: Педагогика, 1981. - с. 100-105.
162. Самолдина К.А. Роль моторики в музыкальном развитии и воспитании младших школьников. Автореф. дис. .канд. нед. наук. М.: 1973. 18с.
163. Середа Г.К. Память и деятельность. (Экспериментальное и теоретическое исследование проблемы зависимости характеристик человеческой памятиот особенностей деятельности). Автореф. дис. .канд. пед. наук. Харьков: 1976.-38 с.
164. Серединская В.А. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. М.: Музгиз, 1962. 92с.
165. Сеченов И,М. Рефлексы головного мозга. М.: Изд-во АН СССР, 1961. -100с.
166. Скаткин М.Н. Созидательный педагогический эксперимент метод научно-педагогического исследования. Доклады АПН РСФСР, № 3. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - с. 5-8.
167. Сладков П.П. Развитие интонационного слуха в курсе сольфеджио. 4.1. Диатоника. М.: 1994. 142с. 4.2. Альтерац . лады, особые диатонические и модуляции. М.: 1994. - 197с.
168. Сладков II.П. Воспитание интонационного слуха у учащихсямузыкальных училищ. Автореф. дис.канд. искусствоведения. М.: 1995. 22с.
169. Сладков П. Основы сольфеджио: история, теория, методика. М.: 1997. -188с.
170. Сластенин В. А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 224с.
171. Смирнов А.А. Психология запоминания. М,- Л.: АПН РСФСР, 1948. -328с.
172. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. -423с.
173. Соловьев И.М. К психологии узнавания. // Советская педагогика. 1943. № 2-3. С. 30 - 36.
174. Солодухо В.Я. Сольфеджио и методика его преподавания в педагогических училищах. // Программа МГ1ГУ рукопись. 1998. - 27с.
175. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Дневник ученика. Ч 1 и 2. М.: Искусство, 1951. С. 226 - 264.
176. Стражникова Т.И. Музыкальная память: виды, структура и процессы. Краснодар: 1988. 21с.
177. Стражникова Т.И. Основы развития музыкальной памяти. М.: МГУК, 1998.-27с.
178. Супоницкая Д.Л. Музыка и психология. М.: МГПИ, 1978. 54с.
179. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития. Дис.канд. пед. наук. М.: 1997. 206с.
180. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: пособие для педагогов-новаторов. М.: 1991. 181с.
181. Таллина О.А. Развитие музыкальных способостей. Махачкала: Юпитер, 1996.- 117с.
182. Теория и практика педагогического эксперимента. Под ред. А.И. Пискунова и Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. 207с.
183. Теория музыки и музыкальная педагогика: Межвуз. сб. Владимир: 1981. -92с.
184. Теплов Б.М. Музыкальная память. Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1965. с. 886.
185. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. // В кн.Психология музыкальных способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 536с.
186. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. Изд-е 4. М.: Музыка, 1973. -189с.
187. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. Учебное пособие. М.: МПГИ, 1975. 106с.
188. Черватюк П.А. Проблемы преподавания гармонического сольфеджио.
189. Майкоп: Краснодарское книжное издательство, 1974. 33с. 202.Черватюк П.А. Гармоническое сольфеджио и методика его преподавания. Уч.-методич. пособие. Майкоп: Краснодарское кн. изд-во, 1983. - 62с.
190. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. Вып. 1-218с., вып.2 - 175с.
191. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей: Попул. пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. - 235с.
192. Чустова Л. Гимнастика музыкального слуха. Начальный курс сольфеджио. Учебное пособие. М.: ООО «Изд-во научно-поиул. Лит-ры «Химия и жизнь», 2000. Ч. 1 - 65с., ч.2 - 76с.
193. Чутко Н.Я. Развитие памяти школьника. М.: Педагогика, 1982. - 97с.
194. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. М.: Музыка, 1996. 183с.
195. Шеломов Б. Импровизация на уроках сольфеджио. Л.: Музыка, 1977. -96с.
196. Шибаев О.В. К вопросу о развитии музыкальной памяти. // Вопросы музыкальной теории, педагогики и исполнительства. // Сб. статей. Самара: 1994.-е. 49-56.
197. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. 328 с.21 l.Bentley A. Musical Ability in Children and its Measurement. London.: 1966. -151 p.
198. Drake R. Drake Musical Aptitude Tests. Chicago.: 1957.
199. Seashore C. The Psychology of Musical talent. New York.: 1919.
200. Wierszylovvski J. Z badan nad odtvvorczym zapamietywaniem skrzypkow i pianistow. Muzyka, 1966. -nr.3-4.
201. Wing H. Tests of Musical Ability and Appreciation. The British Journal of Psychology, 1968. -98p.1. П р и л ож е н и е № 1о