Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Тимофеева, Татьяна Вячеславовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Тимофеева, Татьяна Вячеславовна, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В ШКОЛЕ

1.1. Из истории искусства театра кукол.

1.2. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра.

1.3. Содержание обучения школьников изобразительному искусству с использованием средств кукольного театра в системе дополнительного образования.

1.4. Критерии оценки творческих работ учащихся.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

Глава И. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Особенности методики проведения педагогического эксперимента.

2.2. Экспериментальное обучение школьников изобразительному искусству средствами кукольного театра.

2.3. Анализ результатов экспериментального обучения.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования"

Проблема исследования и ее актуальность.

Проблемой данного диссертационного исследования является развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования. Решение данной проблемы связано с поиском наиболее эффективных способов и средств обучения, форм организации занятий в процессе изготовления персонажей кукольного театра, декораций с целью наиболее полной реализации творческого потенциала младших школьников, и развития их творческих способностей в системе дополнительного образования.

Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста происходит в том случае, если оно решается в комплексе обучения и воспитания, в учебное и внеурочное время, когда дети активно входят в мир художественной среды, эстетических переживаний, самостоятельного поиска оригинальных решений поставленных перед ними задач.

В этой связи возникает необходимость целенаправленной организации досуговой деятельности детей, пересмотра ее содержания, форм и средств, способствующих целенаправленному развитию их творческого потенциала. Именно с точки зрения развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, в том числе изобразительных, можно рассматривать искусство театра кукол, которое хорошо вписывается в систему дополнительного образования. Кроме того, процесс овладения средствами кукольного театра легко и непосредственно интегрируется с игровой деятельностью детей, которая, по мнению психологов В.Г.Асеева (1), Л.С.Выготского (38, 39), Л.В.Занкова (61), А.Н.Леонтьева (92, 93), Д.Б.Эльконина (184), и др., формирует мышление ребенка, отражает его миропонимание, воспитывает важные качества личности, развивает его потенциальные способности. Исследования ученых-педагогов показывают, что игровая деятельность и игровые ситуации позволяют повысить эффективность обучения и воспитания, особенно детей младшего школьного возраста, которые именно во время игры чувствуют себя легко и свободно, что является питательной средой для развития у них творческих способностей.

Особое влияние на развитие личностных качеств детей, в том числе и творческих способностей, оказывает театр, как синтетическое искусство, обладающее большими возможностями воспитания у них желания не только потреблять, но и творить, смотреть и видеть, образно мыслить, слушать и слышать. Вот почему видные деятели культуры настойчиво пытались внедрить театральное искусство, хотя бы в виде кукольного театра, в сферу школьного образования и культурно-досуговую деятельность детей (Н.И.Сац (144), Н.С.Шер (178), Л.Г.Шпет (179), В.С.Шербаков (180, 181) и др.).

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, в тоже время, ненавязчивое педагогическое средство обучения и воспитания. Наряду с этим, создание самих театральных кукол в контексте с художественной постановкой спектакля по настоящему увлекательное занятие для детей младшего школьного возраста. В свою очередь, активная работа детей над художественным образом куклы, как действующего персонажа театральной постановки, развивает у них образное мышление, воображение, память, эстетическое чувство. Особенно это относится к изобразительной деятельности. Обучение театрально-декорационному и кукольному искусству открывает новые возможности обучения изобразительному искусству, где ребенку предоставляется право быть и художником, и артистом, и зрителем. Погружаясь в процесс создания спектакля, дети приобретают новые знания о художественной форме, выраженной через пространство театра и динамичность образов.

Попытки включить средства кукольного театра в обучение изобразительному искусству школьников уже имели место. Однако эти средства использовались эпизодически и односторонне.

Практика работы в школе показала, что в настоящее время средства кукольного театра на уроках изобразительного искусства используются лишь благодаря учителям-энтузиастам. Программой "Изобразительное искусство и художественный труд" предлагается ознакомление детей с кукольным театром за счет изготовления несложных кукол-петрушек, с которыми учащиеся могли разыгрывать представления. Много полезных советов для учителей начальных классов дает в своей книге "Школьный театр кукол: из опыта работы" Л.А.Сиверцева (148): как приобщить детей к кукольному театру; какие практические работы можно дать детям после просмотренных кукольных спектаклей.

Однако, несмотря на имеющиеся позитивные моменты использования кукольного искусства в школьной практике, кукольный театр во всем своем многообразии, как развивающее средство личностных качеств и способностей детей младшего школьного возраста, используется в обучении и воспитании неглубоко и непоследовательно.

Противоречия, установившиеся между главными целями обучения и воспитания, учащихся младшего школьного возраста во внеурочной изобразительной деятельности и уровнем развития их творческих способностей средствами кукольного театра определили проблему исследования. Личный опыт работы в школе убедил нас, что эта проблема требует к себе особого внимания со стороны ученых-педагогов и нуждается в дополнительном изучении и выявлении оптимальных средств для достижения определенных дидактических целей.

Все это послужило причиной выбора темы исследования "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования".

Цель данного исследования - выявить совокупность педагогических условий развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности в системе дополнительного образования средствами кукольного театра.

Объект исследования - процесс обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству.

Предмет исследования: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста наиболее эффективно тогда, когда используются все возможности кукольного театра, среди которых мы в первую очередь рассматриваем изобразительную деятельность с такими ее важными атрибутами как:

• умение анализировать характерные черты героев литературных произведений;

• умение сочинять несложные сценарии для создания кукольного спектакля;

• формирование способностей художественно-образного решения персонажей спектакля в эскизах и куклах;

• игровая деятельность, характерная при создании кукольного спектакля, с яркой эмоциональной окраской, способствующая развитию творческой активности.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать существующую теорию и практику развития творческих способностей школьников в процессе обучения изобразительному искусству на основе средств кукольного театра, а также труды ведущих специалистов: психологов, художников-педагогов, художников-кукольников, деятелей театральной культуры, учителей изобразительного искусства.

2. Выявить наиболее эффективные педагогические условия, содействующие развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на занятиях изобразительной деятельностью средствами кукольного театра.

3. Разработать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий обучения с целью развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, а также экспериментальную программу, позволяющую использовать средства кукольного театра в системе дополнительного образования.

Методологической основой исследования являются ведущие положения философии, психологии и педагогики о многофакторном развитии личности в процессе обучения; о специфике художественно-образного восприятия и художественно-творческой деятельности, способов самореализации личности в обучении; специальная литература по методике преподавания изобразительного искусства и художественному образованию; исследования по вопросам истории театрального и кукольного искусства.

В ходе исследования мы опирались на научные труды специалистов в области развития творческих способностей детей изобразительному искусству. Это работы А.Д. Алехина, Н.С. Боголюбова, Т.С. Комаровой, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой (4, 24,79, 87, 90, 91, 138, 139, 177) и др. Эти работы дополнялись экспериментальными исследованиями учебной художественной деятельности обучающихся А.И. Васильева, Т.В. Гановой, П.Г. Демчева, С.Е. Игнатьева, М.М. Старикова, Г.В. Черемных (31,43,49, 65, 161, 176) и др.

Методы исследования: изучение и анализ научно-исследовательских работ по педагогике, психологии, теории и истории искусства театра кукол в контексте исследуемой проблемы; изучение опыта педагогов по организации работы младших школьников в кукольном театре в системе дополнительного образования; наблюдение за деятельностью учащихся младших классов в процессе подготовки кукольного спектакля; анализ творческих работ школьников; опрос, анкетирование и беседы с учителями изобразительного искусства; педагогический эксперимент.

Этапы исследования (1996-2000 гг.) 1. Определение проблемы, объект, предмета исследования, задач, методологии и методов исследовательской работы, анализ литературы по проблеме исследования. 2. Экспериментальная проверка гипотезы исследования, проведение педагогического эксперимента. 3. Обобщение и систематизация результатов исследования, их оформление в виде диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается:

- в выявлении изобразительных средств и приемов, используемых в искусстве театра кукол, содействующих развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

- в разработке оценочных критериев проявления творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности, связанной с кукольным искусством;

- в определении педагогических условий развития творческих способностей младших школьников средствами кукольного театра;

- теоретическом обосновании и практической разработке комплекса упражнений и заданий, развивающих творческие способности детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в процессе обучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения изобразительному искусству средствами кукольного театра в культурно-досуговой деятельности учащихся младших классов, в работе кружка, студии и других внеклассных учебных занятий, объединенных в систему дополнительного образования. Разработанная учебная программа может использоваться учителями общеобразовательных школ и культурно-досуговых центров. Основные выводы, полученные в ходе исследования, могут быть полезными для формирования опыта творческой деятельности учащихся младших классов в процессе изучения других учебных дисциплин.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения психологии, педагогики, методики преподавания изобразительного искусства, экспериментальной проверкой в условиях средней школы, объективным анализом исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных методических условий обучения учащихся младшего школьного возраста средствами кукольного театра.

Внедрение результатов исследования.

Основное содержание и результаты исследования развития творческих способностей учащихся младших классов средствами кукольного театра внедрены в практику работы МКДЦ и средней школы № 58, студии "Юный художник". Разработанная методика и дидактические материалы по проблеме исследования используются в работе кафедры методики преподавания изобразительного искусства и черчения художественно-графического факультета МПГУ (1997, 1998, 1999, 2000 гг.), а также на Совете ХГФ МПГУ (1998 г.) Научные выводы и рекомендации диссертационного исследования отражены в 3-х публикациях.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по 2 главе

Во второй главе «Экспериментальные условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования» раскрывается особенности обучения школьников изобразительному искусству средствами кукольного театра. Проведенный эксперимент позволил наиболее полно изучить проявление закономерностей в изобразительной деятельности учащихся младшего школьного возраста с позиции критериев кукольного театра.

На основе анализа собранного материала были определены направления развития творческих способностей учащихся средствами кукольного театра, разработана программа экспериментального обучения, а также творческие учебные задания, объединённые в тематические блоки.

Каждый блок тем содержал учебный материал, позволяющий учащимся овладеть знаниями, способствующими пониманию специфики театра кукол, как вида искусства, позволяющими использовать средства кукольного театра в работе над постановками спектаклей в процессе создания куклы-актера в эскизах и материале.

Обучение осуществлялось на основе исторических сведений о развитии театра кукол и постановок кукольных спектаклей, позволяющих школьникам освоить исторически сформировавшиеся и современные виды кукольных представлений в их жанровой специфике и в связи с используемыми ими средствами выразительности кукол.

Процесс создания кукол-актёров в контексте постановки кукольного спектакля включал комплекс факторов, воздействующих на детей: красочность, сказочность, музыкальность, динамичность. Всё это положительно влияет на восприятие художественных образов, творческое воображение, образное мышление, сенсомоторные качества детей.

Сравнительные данные анализа творческой деятельности детей младшего школьного возраста, полученные в ходе констатирующего и формирующего экспериментов, показали эффективность разработанной методической системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы изучили и проанализировали существующую теорию и практику развития творческих способностей школьников в процессе обучения изобразительному искусству на основе средств кукольного театра, а также труды ведущих специалистов: психологов, художников-педагогов, художников-кукольников, деятелей театральной культуры, учителей изобразительного искусства.

В ходе исследования нами были выявлены эффективные педагогические условия, содействующие развитию творческих способностей детей.

1. Рассмотрение искусства кукольного театра с позиций преподавания изобразительного искусства и реализация творческих задач в ходе постановки кукольного спектакля;

2. Включение в процесс обучения литературного, драматургического материала, сказок, которые инсценируются учащимися младших классов;

3. Анализ содержания литературного материала, позволяющий выявить его идею и жанровую характеристику, выразить ее в художественном образе персонажей;

4. Предоставление учащимся возможности самореализации в импровизационно-ролевых играх с куклами;

5. Создание игровых условий на занятиях, что эффективно влияет на решение творческих задач, овладение материалом;

6. Постановка перед учащимися изобразительно-технических и конструктивных задач при создании театральной куклы;

7. Изучение на занятиях истории играющих кукол, видов и форм кукольных представлений, героев кукольного театра;

8. Знакомство с творчеством художников-кукольников, просмотры кукольных спектаклей;

9. Включение в содержание обучения изобразительных средств и приемов кукольного театра;

10. Использование на занятиях комплекса упражнений и заданий, направленных на развитие наблюдательности, воображения, памяти, самостоятельности в творческой работе и художественного вкуса.

В ходе обучения нами была разработана экспериментальная программа и практически проверена совокупность педагогических условий обучения.

В ходе экспериментального обучения мы раскрыли методические приемы активизации творческой активности младших школьников, выявили наиболее эффективные методы обучения, положенные в основу разработанной нами экспериментальной программы.

Формирующий этап эксперимента позволил практически проверить эффективность разработанных нами педагогических условий с целью развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

Экспериментальное обучение позволило нам подробно рассмотреть развитие творческих способностей учащихся младших классов средствами кукольного театра.

В ходе эксперимента нами была достигнута положительная динамика в развитии творческих способностей учащихся младшего школьного возраста, что подтвердило гипотезу нашего исследования.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Тимофеева, Татьяна Вячеславовна, Москва

1. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личность./Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.

2. Авдеев А. Индонезийский театр "вайанг-кулит". Л.-М.: Искусство, 1957. - 53 с.

3. Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью, композицией /Сборник научных трудов. М.: Прометей, 1994. - 229 с.

4. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник, педагог, школа. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1981.

5. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: "Сов. Радио", 1979. -184 с.

6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и саморазвития творческой личности. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 1988. 238 с.

7. Андриянова Т.П. Тренинг актера в театре кукол -Л., 1983. 79 с.

8. Анохин П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. -М.: Знание, 1970. 46 с.

9. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. -М.: Наука, 1977. 183 с.

10. Артемьева Т.М. Проблема способностей: личностный аспект// Психологический журнал. 1984. Т.5. - №3. - С. 46-55.

11. П.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. -528 с.

12. Афасижев М.Н. Эстетические потребности человека. М.: Знание, 1979. - 64 с.

13. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978. - 48 с.

14. Базылевич Т.Ф. К проблеме задатков прогностических способностей // Психологический журнал. 1994. Т. 15. - №6. - С. 90-99.

15. Бартрам Возрождение кукольного искусства // "Вестник театра". 1919. №17. - С.5.

16. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Художественная литература, 1990. - 543 с.

17. Бахтин Н. Кукольный театр // Жизнь искусства. 1928. №26.

18. Белецкий А. Старинный театр в Европе. М., 1923.

19. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. / Под общей ред. М.С. Мацковского. М.: Прогресс, 1988. - 399с.

20. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев: Вища школа, 1978. 142 с.

21. Блонский П.П. Развитие мышления школьника. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. - 547 с.

22. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. -М.: Педагогика, 1979. 399 с.

23. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. -М.: Просвещение, 1986. 126 с.

24. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества /Под ред. Я.А.Пономарева. М.: Наука, 1983. С. 182-195.

25. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л., 1968.

26. Бонди С.М. Работа по театру в школе первой ступени. В кн.: Революция искусство - дети. - М., 1988. - С. 71-73

27. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. - 396 с.

28. Бюллер К. Духовное развитие ребенка. Пер. с нем. М., 1924.

29. Варнаке Б.В. История античного театра. Учебник для театральных институтов. M.-JL, 1940.

30. Васильев А.И. Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения тематическому рисованию первоклассников шестилетнего возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. - 16 с.

31. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. 117 с.

32. Веселовский A.M. Старинный театр в Европе.

33. Возрастная и педагогическая психология: Учебник. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

34. В профессиональной школе кукольника. Сб. науч. трудов. ЛГИТМиК. Л., 1985.

35. Вредный витамин. Сборник детских пьес для театра кукол. М.,1965.

36. Всеволодский-Гернгросс У истоков театра // Театр 1960. №12. -С.117.

37. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте /Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1956. - 449 с.

38. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1994.

39. Голдовский Б. Летопись театра кукол в России XV-XVII вв. М., 1998.

40. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. -В сб.: Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.

41. ГАОР СС ЛО, Ф. 2428, оп.1, д. №87, л. 39.

42. Ганова Т.В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 16 с.

43. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей. 1993. -306 с.

44. Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопросы Психологии. 1986. - №5. - С. 18-30.

45. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. М.: МГУ, 1977. - 249 с.

46. Готсдинер A.JI. К проблеме многосторонних способностей //Вопросы Психологии. 1991.- № 4- С. 82-88.

47. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. - 237 с.

48. Демчев П.Г. Содержание и организация подготовки студентов художественно-графических факультетов пединститутов по художественному оформлению школы средствами наглядной агитации: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. - 16 с.

49. Деммени Е.С. Детский театр петрушки // Советское искусство. 1926 -№1.

50. Деммени Е.С. Школьный кукольный театр. Л.: Изд. Министерства просвещения РСФСР, 1960. 72 с.

51. Деммени Е.С. Призвание кукольник. Л.: Искусство, 1986. 199 с.

52. Деммени Е.С. Куклы на сцене. М.-Л.: Искусство, 1949 .- 61 с.

53. Державин К. Смысл кукольного театра // Жизнь искусства. 1920. 1113 апреля.

54. Дружинин В.Н. Психодиагностика: личность и ситуация // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под ред. В.Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. С.6-14.

55. Елисеев В. А. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты творческого мышления // Исследование проблем психологии творчества/ Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1983.- С.247-266.

56. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) //Вопросы психологии. -1975.-N5.-С. 166-176.

57. Ермолаева-Томина Л.Б. Исследования факторов, детерминирующих индивидуальное различия в проявлении творческой активности //Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1990. С. 117-130.

58. Ермолаева-Томина Л.Б. Формирование творческого сознания на занятиях ИЗО //Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина. Серия: гуманитарные науки. -М.: Прометей, 1999.бО.Занков Л.В. Избранные педагогические труды. // АПН СССР М.: Педагогика, 1990. - 418 с.

59. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: АПН РСФСР, 1961.-223 с.

60. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. - 16 с.

61. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М.: Знание, 1972. 72 с.

62. Ильин М.А. Русское народное искусство. М.,1959.

63. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. М., 1988. 160 с.

64. История педагогики. (Сост. Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева). М.: Просвещение, 1974. - 446 с.

65. Йорик. История марионеток. -Б-ка. театра и искусства. 1913 кн. 2.

66. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991. 256 с.

67. Кадыров Б.Р. Способности и склонности (психофизиологие исследования). Ташкент, 1990. 170 с.

68. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М.: Молодая гвардия, 1974. -188 с.

69. Юпоге И.В. Особенности преподавания предметов "рисунок" и "скульптура". В сб.: В профессиональной школе кукольника. Л., 1985. 149 с.

70. Коваленко А.Б., Литвинова Н.И., Моляко В.А. Психологические проблемы творческой деятельности. Киев: Знание, 1990. 16 с.

71. Коган И.М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект //Вопросы психологии. 1992 - №1 - С. 138-146.

72. Козленко В.Н. Проблема креативности личности // Психология творчества общая. Дифференциальная, прикладная психология /Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1990.- С.131-148.

73. Колесов Д.В., Соколов Е.Н. О психофизиологии творчества // Психологический журнал. Т. 13. 1992. - №6. - С. 43-53.

74. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е перераб. и доп. М.: АО "СТОЛЕТИЕ", 1994. - 152 с.

75. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. - 636 с. - Т.2. - 576 с.

76. Компере Г. Умственное и нравственное развитие ребенка. М., 1912.

77. Кон И. Логика табу. -Лит. Газета. 1986.- №36 (5102) - С. 12.83 .Кон И. Вкус запретного плода. М., 1991.

78. Королева М.В. Роль игры в формировании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. В сб.: Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. - М., 1957.

79. Королев М.М. Искусство театра кукол. Основы теории. Л., 1973.

80. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 145 с.

81. Корешков В.В. Формирование личности учащихся в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1994. - 37 с.

82. Кройценах В. Опыт истории народной комедии о Фаусте. -В кн.: Юбилейный год Гете. Запле., 1949.

83. Крэг Г. Актер и сверхмарианетка. В кн.: Искусство театра. Спб., 1907.

84. Кузин B.C. Психология. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Агар, 1997. - 303 с.

85. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1972.

86. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. -М.: Педагогика, 1983. Т.1. 392 е., Т.2. - 320 с.

87. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975.-304 с.

88. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

89. Лейтес Н.С., Грановская P.M. Элементы практической психологии.-.: изд-во Ленинград. Университета, 1988.-560 с.

90. Лесная К. Петрушочники в октябрьские дни // Современный театр. 1927.-№13-С. 208.

91. Ломов Б.Ф. Опыт экспериментального исследования процесса воображения // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. В.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- С.185-191.

92. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127с.

93. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970. - 495 с.

94. Лучшие психологические тесты //Пер. С анг. Е.А. Дружининой. -Харьков, 1994. 320 с.

95. Лыкова Е.С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 16 с.

96. Маньян Ш. История марионеток у древних / Пантеон. 1850. Авг., отд. 3 С.2.103 .Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: 1990. 110 с.

97. Маркова Т.А. Влияние советской детской литературы на творческие игры. В сб.: Творческие игры в детском саду. М., 1975.

98. Ю5.Маршак С .Я. Театр для детей. "Просвещение", Краснодар. 1921-1922. №3-4, С. 7-8.

99. Юб.Матюшкин A.M. К характеристике продуктивных процессов мышления //Экспериментальное исследование продуктивных (творчески) процессов мышления. М.: Знание, 1973. С. 4-8.

100. Ю7.Методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1979. -256с.

101. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности //Вопросы психологии. 1994. №5.- С.86-95.

102. Моляко В.А. Психологическое изучение творческой личности. Киев: Знание, 1978. 26 с.

103. ПО.Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание, 1978. 47 с.

104. Ш.Муравьева Т. Книга о детском театре // Воспитание школьников. -1976. №6. - С. 90.

105. Пб.Образцов С.В. Социальное значение театра кукол. / Доклад на VII конгрессе УНИМА. М., 1976.117.0бразцов С.В. Что и как в театре кукол. М. Искусство, 1969.118.0бразцов С.В. Современный театр. / Рабочий театр. 1931. №7.

106. Образцов С.В. Кукла-актер. // Игрушка. 1937. - №4. - С.13-15.120.0бразцов С.В. Дети зрители. // Огонек. - 1937. - №30. - С.29-31.

107. Образцов С.В. Режиссер условного театра. // Театр. 1940. №11. - С. 45-55.

108. Образцов С.В. Зачем людям театр кукол? // Театр. 1987. №7 - С.98.

109. Образцов С.В. Моя профессия. М.: Искусство, 1950. Кн.1. - 271 с.

110. Павлов Т.Д. Информация, отражение, творчество. М.: Прогресс, 1967. - 102 с.

111. Педагогика. //Под ред. Ю.К. Кабанского. -М.: Просвещение, 1983. -600 с.

112. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. -М.: Высш. школа, 1977.247 с.

113. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. - 216 с.

114. Платонов К.П. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. - 312 с.

115. Полевой Н.А. Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии. — М., 1954.

116. Пономарев Я.А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная. М.: 1990. С. 13-37.

117. Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития //Психологический журнал. 1994. Т. 15. - №6. - С. 38-50.

118. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980.

119. НО.Рубинштейн C.J1. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. -294 с.

120. Рубинштейн С.J1. Проблемы общей психологии. М., 1976.-416 с.

121. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.

122. Рузавин Г.Н. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1975. -237 с.

123. Сац. Н. Дети приходят в театр. Страница воспоминаний. М.: Искусство, 1961.

124. Семенов И.Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления //Исследование проблем психологии творчества /Под ред. Пономарева Я.А. М.: Наука, 1983. С. 27-61.

125. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-инновационный процесс: модель и метод изучения //Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная /Под ред. Я.А.Пономарева. М.: Навка, 1990. -С. 64-91.

126. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Политиздат, 1947. - 648 с.

127. Сиверцева J1.A. Школьный театр кукол: из опыта работы. Минск.: Народная света, 1988. - 95 с.

128. Симонов В.П. Мозг и творчество //Вопр. Философии. №11.- 1992.-С.3-8.

129. Симонов П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. - 93 с.

130. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.-216 с.

131. Симонович-Ефимова Н.Я. Записки петрушечника М.: Госиздат, 1925.

132. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М.: Знание, 1974. - 96 с.

133. Славина Л.С. О развитии мотивов в игровой деятельности в дошкольном образовании. "Известия АПН РСФСР", вып. 14. 1948.

134. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985. - 232 с.

135. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. -422 с.

136. Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол. М.: Искусство, 1983. -270 с.

137. Смирнова Н.И. И . оживают куклы.- М.: Детская литература, 1982. -176 с.

138. Смирнова Н.И. Советский театр кукол. М.: Издательство Академия наук СССР. 1963. 381 с.

139. Сперанский Е. Художник театра кукол Борис Дмитриевич Тузлуков. -М.: Всероссийское театральное общество. 1983.

140. Стариков М.М. Формирование творческого воображения у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях живописью: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. - 16 с.

141. Театральные куклы и ширмы. Методическое пособие в помощь театрам кукол. Минск, Полымя, 1968. - 39 с.

142. ТепловБ.М. Избранные труды. T.l. М.: Педагогика, 1985. -328 с.

143. Томский М.В. О композиции в скульптуре. Школа изобразительного искусства. Вып. VI. М.: 1963.165 .Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси.: АН Груз. ССР, 1961. 210 с.

144. Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. Фрунзе. 1966.

145. Федотов А .Я. Анатомия театральной куклы. М. Л., 1944.

146. Федотов А.Я. Оживший силуэты. М.: Молодая гвардия, 1961.

147. Федотов А.Я. Секреты театра кукол. М. Л., 1963.

148. Федотов А.Я. Техника театра кукол. Л., 1953.

149. Философский словарь //Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

150. Фребель Ф. Воспитание человека. Избр. соч. т.1 М., 1906.

151. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология //Под ред. А.Н. Леонтьева. М.: Прогресс, 1978. - 300 с.

152. Харвей. Г. Хейнс К. Домашний кукольный театр. М.: Росмен. 1998. с.34-64.

153. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Издательская корпорация "Логос", 1996. 320 с.

154. Черемных Г.В. Формирование зрительного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений в процессе обучения изобразительному искусству учащихся начальных классов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1988. - 16 с.

155. Шорохов Е.В. Основы композиции. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Просвещение, 1988.

156. Шер Н.С. Театр в школе. Л., 1924. - С. 7- 17.

157. Шпет А.Г. Кружок театра кукол. М.: Просвещение, 1967.

158. Щербаков B.C. Изобразительное искусство, обучение и творчество. -М.: Просвещение, 1969. 61 с.

159. Щербаков B.C. Кружок театр кукол. Методическое пособие. М.: Просвещение. 1969 - 30 с.182.1Цукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. -351 с.

160. Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышление //Под ред. A.M. Матюшкина и др. М.: Знание, 1973. -145 с.

161. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика. 1978. - 304 с.

162. Юнг К.Г. Психологические типы. /Пер. с нем. М.: ГИЗ, 1924. -96с.

163. Юрьин Ю. Каракули. // "Экран". 1922. - № 27. - С. 5.

164. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. М.: Педагогика, 1997. 104 с.

165. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.

166. Яковлева Е.П. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха. -Czehia. «Агни», 1996. 189 с.

167. Ястебова Н.А. Формирование эстетического идеала и искусство. М.: Наука, 1976. - 296 с.

168. Kraus Gottfried. Das Kleine WelttHeatez: Die Salzburger Marionetten. -Salzburg: Muller, 1988. 160 S.: 111., Portz.

169. Vaclik Vladimir. Lidove Betltmy v Cechach a na Morave. Praha: Vesehzad. 1987-127 S.