Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Александрова, Юлия Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Александрова, Юлия Николаевна, 2003 год

ВВЕДЕНИЕ.

1 ГЛАВА. Научно-теоретические основы исследования развития творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки.

1.1. Вышивка как элемент художественной культуры и использование ее на занятиях с детьми в школе и в системе дополнительного образования.

1.2. Психологические основы развития творческих способностей младших школьников на занятиях вышивкой.

1.3. Критерии оценки работ младших школьников по определению сформированности способностей к традиционной вышивке в процессе изобразительной и прикладной деятельности.

Выводы.

2 ГЛАВА. Экспериментальное исследование творческих способностей младших школьников.

2.1. Анализ проявления творческих способностей младших школьников в области декоративного рисования и вышивки.

2.2. Система развития творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами вышивки в системе дополнительного образования.

2.3. Обоснование методов развития творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки в системе дополнительного образования.

Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки"

В Подпрограмме «Дети и традиционная народная культура», разработанной Министерством образования совместно с Министерством культуры, говорится, что проблема приобщения детей к народному искусству занимает значительное место в развитии современного образования. В условиях многонационального российского государства каждая национальная культура является одновременно и компонентом целого, и фактором, воздействующим на ее формирование. Эта тенденция должна найти отражение в программах, методиках, формах образования и воспитания средствами народного искусства.

Крестьянское искусство неразрывно от материальной практики. Народное творчество распространялось на различные формы жизни и быта людей. Художественный опыт, проверенный столетиями, передававшийся поколениями, дошел до нас в изделиях народных мастеров. Связь с жизнью здесь во всем - как в утилитарной, так и в художественной стороне. Всеобщность, коллективность, национальность - это те родовые признаки коллективного, которыми крестьянское искусство утверждает себя в наши дни, и оказывается нужным сегодня.

Изучая народное искусство, учащиеся приобретают навыки ручной I работы, развивают моторику руки, а также волевые качества и аккуратность.

Необходимой, на наш взгляд, является работа с детьми по изучению художественных особенностей русской вышивки как одного из видов народного искусства. Вышивка, рассматриваемая как вид народного (творчества, является деятельностью, способствующей знакомству детей с традициями, а также развивающей их творческие способности.

Эти процессы должны касаться в первую очередь начального этапа обучения детей в школе, и служить базисом для их дальнейшего развития. Формирование творческого отношения к миру - сложный, длительный процесс. Важно начинать знакомство с особенностями народного искусства уже в начальной школе, где лишь закладываются основы эстетических знаний через изобразительную деятельность.

Необходимым является определение педагогических условий, при которых изучение традиционных художественных особенностей русской вышивки развивает творческие способности младших школьников. Анализ научной литературы, а также программ по нашей теме показывает довольно устойчивое, а в последнее время даже нарастающее внимание к вышивке, как учебно-творческой деятельности. Однако многие вопросы обучения и воспитания именно младших школьников средствами вышивки в условиях системы дополнительного образования все еще раскрыты недостаточно.

Творческое освоение культуры подрастающим поколением, требует, на наш взгляд, создания эффективных методик, программ на основе изучения национально-художественных традиций и требований образовательного процесса.

Проблема исследования и ее актуальность.

В условиях развития современной системы образования, предметы эстетического цикла все больше выступают как средство развития творческих способностей детей, способностей, необходимых человеку во всех сферах деятельности. Широкое развитие в этом направлении получают виды декоративно-прикладного и народного искусства.

Материальная культура наших дней тесно связана с духовным и художественным наследием народного творчества. Народное искусство представляет особый тип художественного творчества, главный аспект которого целостность.

Повышенное внимание к народному искусству в последнее время вполне оправдано происходящим в современном обществе духовным кризисом. Особенно важным здесь становится знакомство детей с традициями, с народным творчеством. Заложенное в нем историческое и культурное наследие, кроме всего прочего, играет важную воспитательную роль.

Народное творчество близко и понятно ребенку. Это утверждают и современные исследователи детского творчества, и педагоги, занимающиеся с детьми. Декоративность народного искусства - это не что-то привнесенное и добавленное, не украшательство. Это, прежде всего, внутреннее качество художественного образа. Это качество присуще и творчеству детей.

Необходимо, чтобы вся жизнь детей в семье и школе велась в направлении воспитания в них чувства понимания и восприятия самобытности и оригинальности народного искусства, освоения родного опыта. Тем богаче станет натура человека, тем шире он раскроется в своем творчестве. Здесь происходит не только формирование личностных творческих качеств, но и становление психических функций, таких, как восприятие, представление, воображение, мышление.

Огромную содержательную, эстетическую и духовную нагрузку несет в себе художественный образ народного искусства. Его содержание определяют традиция, тема, материал, техника исполнения. И здесь осуществляется неразрывная связь художественной, эстетической стороны, со стороной прикладной. Вышивка, как никакой другой вид народного искусства донесла до нас наиболее древние и глубокие художественные образы (знаки и символы) и мотивы русского искусства. Изучение художественных особенностей русской вышивки детьми способствует развитию их интереса к образной форме освоения мира, формированию национального типа восприятия.

В своей работе мы делаем упор на четыре, на наш взгляд самых распространенных в вышивке образа - растение (в т.ч. цветок), птица, конь, человек (женский образ). При всей многозначности их семантических трактовок в зависимости от формы, расположения элементов образа, знаков вокруг него, а также в зависимости от расположения самого образа в целой композиции, мы остановились на самых обобщенных и общепринятых. В процессе обучения дети учатся анализировать стилизацию этих образов через изобразительную деятельность.

Работа над художественным образом включается в работу над произведением в целом, которая решает ряд воспитательных задач. Так, изучение вышивки, как вида народного искусства, способствует эстетическому развитию учащихся, расширяет их представление о мире. Поэтому, в методике большое внимание должно уделяться осознанию учащимися целей их работы над композицией вышивки. Дети создают не просто узор, они создают эскиз орнамента для будущего изделия, который впоследствии выполняют в материале.

При создании теоретической базы нашего исследования мы опирались на искусствоведческие труды посвященные нравственным, эстетическим, социальным аспектам народного искусства, и, в частности, вышивки, анализирующие вопросы традиций, преемственности, современности народного искусства, семантики его образов. В этой области нам помогли работы В.И.Белова, В.М.Василенко, Г.С.Масловой, М.А.Некрасовой, Б.А.Рыбакова, и др.

В области психологии художественного творчества при анализе психофизиологических особенностей учащихся младшего школьного . возраста мы опирались на труды таких авторов, как Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Е.И.Игнатьев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков, и др.

Для определения состояния эстетического воспитания и художественного образования учащихся средствами декоративно-прикладного и народного искусства, а также по вопросу творческих способностей учащихся как составной части структуры личности, и развития этих способностей в процессе изучения декоративно-прикладного искусства, мы обратились к научным трудам ученых Н.С.Боголюбова, Т.С.Комаровой,

В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, А.С.Хворостова, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой, и др.

Большую помощь оказали нам диссертационные работы по изучению развития творческих способностей учащихся: Т.А.Васильевой, Н.С.Боголюбова, ИЛ.Головановой, С.Е.Игнатьева, Е.А.Никольской, а также исследования по народному искусству Т.Я.Шпикаловой, Н.Н.Пучковой.

Ценной практической помощью в определении содержания занятий вышивкой с детьми, а также в их планировании послужили для нас публикации Н.С.Сафоновой и О.С.Молотобаровой, В.А.Барадулина, И.С.Федюшкиной, Н.Г.Коваленко и С.Ж.Аршакян.

Усиление потенциала предметов художественно-эстетического цикла, расширение объема и освоения детьми народного искусства происходит и в системе дополнительного образования. Создаются творческие коллективы, школы ремесел, мастерские. Однако зачастую, изучение народного искусства сводится к обучению технологическим приемам росписи, вышивки, плетения, чеканки и др.

Практические занятия по вышивке сегодня представляют собой, как правило, выполнение элементарных упражнений и заданий в той или иной вышивальной технике (тем или иным швом). При таком подходе страдает эстетическая и художественная сторона обучения. Перед детьми не ставятся вопросы формы, цвета, композиции. Задания сводятся к технологической стороне обучения. Зачастую, недооценивая возможности младших школьников, вышивку - как вид учебно-творческой деятельности вводят в процесс обучения лишь в среднем звене. В результате этого остаются невостребованными большие потенциалы, заложенные в рассматриваемом виде деятельности для развития творческих способностей младших школьников.

Все сказанное определяет актуальность нашего диссертационного исследования, призванного восполнить пробел в теории и практике художественно-эстетического воспитания и развития младших школьников.

Проблема заключается в недостаточном использовании русской народной вышивки в период обучения детей в начальной школе в системе дополнительного образования, что требует дальнейших теоретических, экспериментальных исследований и практических разработок, направленных на совершенствование нравственно-эстетического и духовного воспитания младших школьников.

Изучение и анализ проблемы развития творческих способностей младших школьников посредством народного искусства (вышивки) позволили определить цель, объект и предмет, сформулировать гипотезу, обозначить задачи и методы исследования.

Объект исследования - художественно-творческая деятельность младших школьников на занятиях вышивкой в системе дополнительного образования.

Предмет исследования - процесс формирования творческих способностей младших школьников на занятиях вышивкой, поиск методических приемов и средств эффективного протекания данного процесса в условиях системы дополнительного образования.

Гипотеза исследования - если процесс овладения основами русской вышивки младшими школьниками выстраивать на основе методической системы, включающей в себя:

- задания, учитывающие взаимосвязь изобразительной и прикладной деятельности, специфику русской вышивки, постепенное нарастание трудностей;

- упражнения (на: 1. формирование приемов создания художественного образа в декоративной композиции, и 2. формирование навыков вышивки) и творческие работы, посредством которых осуществляется научение новым теоретическим знаниям и практическим умениям;

- освоение на высоком уровне одного шва (тамбурного) как оптимально соответствующего младшему школьному возрасту;

- методы наглядности, рассказа, беседы, выставок, экскурсий для активизации обучения;

- индивидуальный подход и учет особенностей каждого ребенка через разделение заданий на 2 уровня сложности - высокий и низкий, то значительно активизируется развитие таких качеств творческой личности, как восприятие, воображение, образное мышление, психомоторные способности (саморегуляция).

Цель исследования - научное обоснование, экспериментальная проверка и практическая разработка методов формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения вышивки.

Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы предполагает решение следующих задач:

1) изучить научно-теоретическую литературу по психологии, педагогике, методике, с позиций обозначенной проблематики, с целью определения сущности творчества, творческих способностей и их места в структуре личности человека;

2) изучить различные подходы к изучению вышивки (их развитие и современное состояние);

3) проанализировать особенности развития творческих способностей младших школьников на занятиях вышивкой (в условиях общеобразовательной школы);

4) разработать и обосновать систему упражнений и заданий учитывающую взаимосвязь изобразительной и прикладной деятельности на занятиях вышивкой в системе дополнительного образования, направленную на развитие творческих способностей;

5) практически апробировать экспериментальную программу в системе дополнительного образования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:

1) теоретическое изучение и анализ научных трудов по психологии, педагогике, искусствоведению, этнографии; анализ программ по изобразительному, декоративно-прикладному и народному искусству; изучение состояния преподавания вышивки в системе дополнительного образования;

2) критический анализ детских рисунков и практических работ, направленный на выявление уровня развития творческих способностей;

3) проведение психолого-педагогического эксперимента с целью выявления оптимальных форм и методов организации занятий;

4) обработка полученных данных и обобщение результатов педагогического исследования.

Исследование проводилось с 2000 по 2003 г. г. Эксперимент охватил 272 учащихся начальных классов. Исследование состояло из нескольких этапов:

На первом этапе (2000-2001 г. г.) осуществлялось изучение специальной литературы по проблеме исследования. Рассматривались вопросы психологии, философии, педагогики, природы творчества, развития творческих способностей учащихся, методике преподавания декоративно-прикладного и народного искусства, а также композиции, цветоведения. Особое внимание уделялось истории развития вышивки, ее нравственным, эстетическим и социальным аспектам.

На втором этапе (2001-2002 г. г.) проводился констатирующий этап эксперимента с целью определения исходных позиций исследования и его проблематики: анализировалось состояние развития творческих способностей младших школьников к вышивке. Составлены учебно-творческие задания для эффективного развития творческих способностей учащихся младших классов в процессе обучения вышивки. Осуществлялось наблюдение за творческой деятельностью учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы. Проведен анализ результатов выполнения учебно-творческих заданий по выявлению уровня развития творческих способностей младших школьников в области русской вышивки через изобразительную и прикладную деятельность.

На третьем этапе (2002-2003 г. г.) составлена программа и проведено опытно-экспериментальное исследование с целью развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения вышивки. Эксперимент проводился в кружке на базе общеобразовательной школы №176 г. Москвы. Проведено контрольное исследование процесса развития . творческих способностей. Систематизированы и обобщены результаты диссертационного исследования, осуществлена проверка выводов, оформлена диссертация.

Методологической основой исследования являются ведущие I положения философии, психологии и педагогики о взаимодействии обучения, воспитания и развития личности, учение по проблеме способностей и их развития в деятельности, искусствоведческие и этнографические труды по народному и декоративно-прикладному искусству.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ проявления творческих способностей младших школьников к вышивке в процессе выполнения изобразительной и прикладной деятельности.

2. Методические приемы, система упражнений и заданий, развивающих творческие способности младших школьников.

3. Структура содержания методики организации занятий вышивкой младшими школьниками.

4. Программа занятий кружка вышивки для младших школьников.

Научная новизна исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке научно-обоснованной методики развития творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки, включающей:

- соотношение содержания теоретических основ и практических занятий;

- взаимосвязь изобразительной и прикладной деятельности;

- систему обучающих заданий, учитывающих специфику традиций русской вышивки;

- динамику выполнения каждой творческой работы - от создания эскиза до выполнения в материале;

- творческое осмысление и использование в самостоятельных работах традиционных мотивов и композиций русской вышивки.

Теоретическая значимость заключается:

- в научном обосновании эффективности вышивки как творческой деятельности, способствующей развитию творческих способностей у учащихся младших классов;

- внесен вклад в развитие методики преподавания декоративно-прикладного и народного искусства;

- полученные результаты могут быть использованы для исследования развития творческих способностей в процессе обучения вышивке учащихся среднего звена (10 - 14 лет);

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть внедрены в практику преподавания вышивки в системе дополнительного образования; некоторые положения разработанной экспериментальной программы по вышивке могут быть использованы и в общеобразовательных школах на уроках изобразительного искусства и художественного труда.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по художественному развитию и воспитанию детей, экспериментальной проверкой положений данного исследования -эффективности предложенных путей и средств обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на занятиях кружка «Вышивка» существующего на базе общеобразовательной школы №176 г. Москвы. Основное содержание и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного искусства и черчения ХГФ Московского педагогического государственного университета. Разработанная в ходе исследования методика внедрена в практику работы кружка «Вышивка» в системе дополнительного образования.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В работу вошли таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы. В приложениях даны работы учащихся, выполненные в ходе констатирующего и формирующего экспериментов.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ВЫВОДЫ КО II ГЛАВЕ.

II глава нашего исследования посвящена анализу сформированное™ творческих способностей детей к традиционной вышивке тамбуром в процессе изобразительной и прикладной деятельности. А также проверке экспериментальным путем собственной методики развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения русской вышивки.

Проведенное исследование открыло ряд проблем развития творческих способностей учащихся начальной школы в рассматриваемых видах деятельности. Почти по всем критериям прослеживается постепенное увеличение процента высокого уровня. Однако рост этот не стабильный, случайный, в некоторых случаях сопровождающийся и ростом процента низкого уровня. Это создает необходимость для создания методик, направленных на развитие творческих способностей учащихся младших классов в процессе вышивки.

Проблемы, возникающие в процессе работы над вышивкой, то есть трудности, испытываемые младшими школьниками при создании орнамента и воплощения его в материале, заставляют работать над научением и возможностью совершенствования технических умений, заложением и пополнением теоретических знаний, развитием художественно-творческих умений.

Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты позволили определить основные направления для создания программы формирующего эксперимента, разработать методы и приемы обучения младших школьников вышивке.

Основная задача обучения состоит, на наш взгляд, в соотношении традиций народного искусства, унаследованного предыдущими поколениями, и творчества, привнесенного учащимися начальной школы. То есть научение младших школьников художественно-творческому методу получения художественного образа в вышивке. Такой подход позволяет n. разрабатывать узоры для вышивки, опираясь на традиционные образы, но в то же время не копируя их.

Работая в области обучения детей вышивке, мы пришли к выводу о невозможности создания учащимися по-настоящему художественных творческих изделий, не имея художественной подготовки, овладевая только технологией. Создание самостоятельного художественного образа требует определенных знаний и умений, которые может дать ребенку только изобразительная деятельность. Поэтому, в своей методике мы делаем упор на овладение учащимися начальных классов изобразительными средствами и приемами, дающими возможность создания творческих работ. В системе занятий мы постарались предусмотреть оптимальное для младших школьников чередование изобразительных и прикладных (вышивальных) заданий.

Результаты формирующего эксперимента позволили нам разработать методику развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения русской вышивки и составить программу работы кружка «Вышивка» для реализации в системе дополнительного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, подтвердили положения выдвинутой нами гипотезы, и позволили сделать следующие выводы.

1. Изучение научно-теоретической литературы по психологии, педагогике, методике с позиций проблематики работы позволило определить сущность процесса творчества и место творческих способностей в структуре личности человека.

Творческие способности должны развиваться и реализовываться в деятельности. Развитие творческих способностей в процессе изучения вышивки включает развитие представлений, образного мышления, творческого воображения и фантазии, восприятия художественных образов, управления движением (формирование двигательных навыков), волевых качеств личности и многого другого.

2. Изучение различных подходов к обучению вышивке выявило недостаточное использование этого вида деятельности для развития способностей младших школьников, и послужило основой для определения путей совершенствования методики в экспериментальной программе.

При рассмотрении вышивки как вида народного искусства решаются не только обучающая и развивающая задачи, но и воспитательная. Происходит приобщение детей к культурным корням, к народным традициям.

Качественные изменения в результатах работы учащихся происходят при упоре в обучении на развитие способностей изобразительной деятельности, в частности, на способы создания художественных композиций, а не только на обучение техническим приемам исполнения вышивки в материале.

3. Анализ развития творческих способностей младших школьников на занятиях вышивкой позволил рассматривать вышивку - как развивающую творческую деятельность. Обучение знаниям, умениям и навыкам еще не развивает творческого начала в ребенке. Занятия вышивкой, при правильной организации, являются органичной для младших школьников деятельностью, соответствующей потребностям и особенностям этого возраста.

Творчество младшего школьника должно быть направлено на выполнение им самостоятельной, значимой для него работы, в процессе которой он будет иметь возможность применить на практике свои способности. Вышивка является деятельностью способствующей развитию не только психических функций ребенка и его общеобразовательных знаний, но и специальных художественных и практических способностей (навыки изобразительной деятельности: особенности получения художественных образов вышивки, создания композиций, применения цвета; способы вышивания: правила работы инструментами, технология выполнения швов; личностные качества и др.)

4. Разработанная система критериев оценки результатов творческой деятельности младших школьников в области вышивки позволила получить объективные данные в ходе исследования. Критерии учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся младших классов.

На основе анализа результатов констатирующего этапа эксперимента разработана система упражнений и заданий на занятиях вышивкой в системе дополнительного образования. При этом осуществлен выбор наиболее оптимальных методов и форм обучения.

5. Разработана программа занятий вышивкой с детьми младшего школьного возраста. Эффективность подтверждена экспериментально. Программа прошла практическую апробацию в системе дополнительного образования и учитывает постепенное нарастание трудностей - от простого к сложному, индивидуальный подход в обучении, стимулирующие методы, содержит задания разных уровней сложности, соответствующих индивидуальным различиям учащихся.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Александрова, Юлия Николаевна, Москва

1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1984. -160с.

2. Алехин А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 206с.

3. Ананьев Б. Г. Очерки психологии. Л.: Лениздат, 1945. - 160с.

4. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в. М.: Педагогика, 1990. - 603с.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392с.

6. Артемьева Т И. Методологический аспект проблемы способностей. -М., 1997.- 184с.

7. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367с.

8. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Том второй. М.: Современный писатель, 1995. - 400с.

9. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Том первый. М.: Современный писатель, 1995. - 416с.

10. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Том третий. М.: Современный писатель, 1995. - 416с.

11. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методологические основы). М.: Просвещение, 1982. - 192с.

12. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение, 1982. - 192с.

13. Бакушинский А. В. Изобразительное искусство в школе. / Революция-искусство-дети. Материалы и документы. Из истории эстет, воспитания в сов. шк.: Кн. для учителя. В 2 ч. Ч. 2. 1924-1929. М.: Просвещение, 1988. - С. 74-81.

14. Бакушинский А. В. Исследования и статьи: Избранные15