автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности
- Автор научной работы
- Катханова, Ю. Ф.
- Ученая степень
- доктора педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1994
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Катханова, Ю. Ф., 1994 год
В в е д е н и е
1 ГЛАВА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
1.1.Теоретические основы развития творческих способностей личности.
1.2.Общие характеристики развития творческих способностей личности на разных этапах учения.
1.3.Проявление творческих способностей в графической деятельности.
Выводы по 1 главе.
П ГЛАВА. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПО-^ СОБНОСТЕЙ.
2.1.Учение - основной фактор развития личностных качеств человека.
2.2.Гуманизация как один из важнейших принципов обучения.
2.3.Комплекс педагогических условий, содействующий ) развитию творческих способностей в графической деятельности:
- цель обучающей деятельности педагога;.
- содержание учебной графической деятельности;.
- формы организации учебной графической деятельности;
- методы и методические приемы обучения;.
- средства обучения;. jib - контроль учебной деятельности.
Выводы по П главе.
Ш ГЛАВА. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА ПЕДАГОГИ-Ь ЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ХГф В ГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (педагогический эксперимент ).
3.1.Экспериментальная проверка условий развития твор-^ ческих способностей младших школьников при изучении курса дизайна. 3.2.Организация и проведение педагогического эксперимента со школьниками среднего возраста (подростки ).
3.3.Развитие творческих способностей школьников старших классов при углубленном изучении курса технической графики и основ дизайна.
3.4.Педагогические условия развития творческих способностей студентов ХГф в графической деятельности:
I - особенности профессиональной подготовки студентов;
- педагогические условия, содействующие развитию творческих способностей студентов;.
- результаты педагогического эксперимента;.
Выводы по III главе.
3 А К Л Ю Ч Е Н И Е.
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности"
Актуальность проблемы. Необходимость подготовки подрастающего поколения остро поставила проблему совершенствования процесса его подготовки к продуктивной и созидательной деятельности в условиях экономического преобразования общества. Необходимо обеспечить возможность осуществления молодыми людьми общественно полезной деятельности, используя в ней свои творческие способности как высшую форму проявления интеллектуальной активности.
Проявление творчества в любой деятельности становится социальной потребностью общества, решающим условием его эффективности и прогресса, что требует повышения интеллектуального потенциала каждого члена общества, максимального развития его творческих способностей. В соответствии с корректировкой социального заказа и целью учения, определяемой в настоящее время как непрерывное развитие личности, изменяются приоритеты и относительное значение личностных качеств. В число особо приоритетных включаются такие качества, как инновационный стиль мышления, готовность к творчеству, к постоянному поиску нестандартных способов осуществления любой деятельности .
Творческие способности развиваются в постоянном и разнообразном учении при активном использовании имеющихся знаний и умений в конкретной учебной деятельности. В полной мере это относится и к графической деятельности, требующей выполнения ряда мыслительных и познавательных действий, качественное воплощение которых осуществляется при наличии у обучающихся способностей к восприятию различных средств графической информации, ее переработке, переосмыслению, анализу, целостноети восприятия и других качеств личности. Все это позволяет создать образы реально существующего или задуманного объекта W или явления с последующим отображением в виде чертежа, рисунка, схемы, графика и др. Стремление обучающихся к нахождению рациональных способов осуществления графической деятельности становится условием раскрытия их природных задатков, усиления работы мышления, эмоциональной окраски выполняемой учебной работы, настраивает на дальнейшую активную деятельность. В итоге оно оказывает позитивное влияние на развитие индивидуальных качеств личности, ее интеллекта.
Следует констатировать, что к настоящему времени этот неотъемлемый компонент учения не нашел должного места в системе графической подготовки как школьников, так и студентов педвузов. В силу ряда субъективных и объективных причин в этой подготовке часто не находится места для творчества, следовательно, и для развития соответствующих способностей обучающихся. К недостаткам существующей практики учебной графической деятельности следует отнести: отсутствие преемственной связи этой деятельности между различными этапам ее осуществления; приоритетность фронтальных форм работы; междисциплинарную разобщенность; недостаточный учет личностных качеств обучающегося, его мотивации, потребности и способностей к определенному виду деятельности, в том числе и графической.
Вместе с тем не решены вопросы теории и практики осуществления графической деятельности: не определены условия развития способностей обучающихся в этой деятельности; слабо выявлены особенности проявления творческих способностей; остаются во многом не исследованы противоречия между учением и опытом творческой и эмоционально-оценочной деятельности, яв ляющиеся предпосылками успешной самореализации личности, проявляющие ее индивидуальность и творчество. Все это в разной степени влияет на развитие способностей обучающихся к учебной графической деятельности.
С учетом названных противоречий существует проблема, которую можно сформулировать следующим образом: какими должны быть принципы, подходы и педагогические условия, обеспечивающие развитие творческих способностей обучающихся различных возрастных групп в процессе осуществления учебной графической деятельности.
Цель исследования: решить поставленную выше проблему разработать и теоретически обосновать педагогические условия развития творческих способностей обучающихся в графической деятельности, основанные на методологическом принципе гуманизации обучения.
Объект исследования: графическая деятельность школьников и студентов художественного-графических факультетов педагогических вузов в процессе изучения графических дисциплин.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческих способностей обучающихся в учебной графической деятельности.
Гипотеза исследования: успешное развитие творческих способностей школьников и студентов ХГф в учебной графической деятельности может быть осуществлено, если:
- в основу этой деятельности положена идея гуманизации обучения как методологический принцип;
- организация и управление учебной деятельностью строятся на продуктивно-деятельностном подходе;
- определен и применен комплекс педагогических условий, включающий интеграцию, преемственность содержания учебного материала на основе координированного, фронтального, дифференцированного и общеобразовательного направления этой деятельности, а также рациональные Формы, методы, средства и контроль учебной работы.
Задачи исследования были разделены на три группы.
К первой отнесены задачи, связанные с определением сущности продуктивно-деятельностного подхода к развитию творческих способностей школьников и студентов ХГф в графической деятельности, его места в общей системе обучения и соответствие методологическому принципу гуманизации.
Задачи второй группы включали исследование педагогических условий развития творческих способностей обучающихся различных возрастных групп в графической деятельности:
- определение структуры и содержания учебного материала, вводимого в графическую деятельность школьников и студентов ХГф с учетом преемственности, внутри- и межпредметных связей;
- определение адекватных форм, методов, средств учебной работы и ее контроля.
Третья группа задач была связана с реализацией теоретических положений исследования. Для этого потребовалось:
- экспериментально проверить и уточнить разработанное содержание графической деятельности школьников и студентов ХГф;
- внедрить продуктивно-деятельностный подход в практику учебной графической деятельности школьников и студентов ХГф.
Методологической основой исследования являлись:
- научный метод познания процессов и явлений окружающей действительности;
- ведущие положения психологии и педагогики о закономерностях развития способностей личности в деятельности;
- сущность учения, его целостность и взаимосвязь с учебной деятельностью, проявляющихся в процессе ее осуществления.
В этом направлении изучены:
- различные подходы к процессу учения, как основному виду деятельности человека;
- взаимообусловленность учебной деятельности и творчества;
- многофакторность развития способностей обучающихся в графической деятельности и их совершенствование до уровня творчества.
Конкретная методология исследования опиралась на трактовку учебной деятельности, сделанную В.В.Давыдовым, Э.В.Ильенковым, В.С.Ледневым, как основного способа самореализации личности в учении, а также на концепцию развития интеллектуального потенциала обучающихся, обусловленного их творческой деятельностью, предложенную А.А.Гесейновым, И.П.Калошиной, А.В.Петровским. Эти исследования способствовали уточнению сущности гуманизации обучения, ее влияния на развитие творческих способностей школьников и студентов ХГф в учебной деятельности .
Для определения возможностей развития творческих способностей в графической деятельности и установления объективных показателей их наличия у обучающихся различных возрастных групп использованы: результаты психологических и психофизиологических исследований механизмов мышления В.Г.Ананьева, Ю.С.Голициной, В.С.Мерлина; особенности развития личности в учении, изложенные в трудах Д.Б.Богоявленского, Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Г.С.Костюка, С.Л.Рубинштейна; исследования условий развития образного, абстрактного и логического мышления, пространственных представлений и воображения в графической деятельности, выполненные Б.ф.Ломовым, Е.Н.Кабановой-Мел-лер, И.С.Якиманской.
Предпосылка выявления составляющих компонентов творческих способностей, их функциональной структуры в графической деятельности обусловлена: психологией проявления творчества в различных видах деятельности, основные положения которой представлены В.А.Крутецким, В.С.Кузиным, Я.А.Пономаревым, Б.М.Тепловым; результатами научных исследований Ю.Н.Кулютки-на, И.Я.Лернера, А.М.Матюшкина по выявлению мотивации творчества в деятельности; условиями проявления интереса, самостоятельности и творческой активности в учении, описанными в работах В.А.Горского, М.П.Пальянова, В.С.Тесленко и др.
При определении педагогических условий развития творческих способностей школьников и студентов педагогических вузов в графической деятельности использовались результаты исследований, опирающиеся: на методологический принцип гуманизации обучения и содержательные компоненты процесса учения, описанные A.M.Арсеньевым, В.В.Давыдовым, В.П. Зинченко, ф.Т.Михайловым; на специфические особенности педагогического процесса, критерии его эффективности, систематизированные М.Н.Скатки-ным, В.В.Краевским, И.Я.Лернером; на принцип преемственности в обучении, установления взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки обучающихся, представленных Т.М.Андриановой, А.В.Барташевым, А.А.Кывырялгом; на способы интеграции знаний, умений, профессий, предложенные С.Я.Баты-шевым, М.И.Махмутовым, В.С.Ильиным, и др.
В проведенном исследовании учтены: теория педагогической рефлексии и особенности проявления творчества в обучении, на-^ иболее полно описанные Ю.Н.Кулюткиным и Г.С.Сухобской; основные закономерности активизации обучения, выявленные Т.И.Шамо-вой; пути и средства развития творческих способностей обучающихся в процессе изучения различных учебных дисциплин, предложенные В.А.Горским, А.И.Ивановым, В.Г.Разумовским, В.Б.Толмачевым .
Особое влияние на исследование оказали фундаментальные 1 труды Л.А.Венгера, Л.В.Занкова, А.В.Запорожца по проблемам развития творческих способностей детей на основе активного учения. Эти исследования были дополнены работами: А.Д.Ботвин-никова, Н.И.Линьковой, Н.П.Сакулиной, И.С.Якиманской - по учебной графической деятельности; С.Е.Игнатьева, Т.С.Комаро-, вой, Н.Н.Ростовцева, Е.А.Шорохова, Н.П.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой - по изобразительному творчеству; П.Н.Андрианова,
A.M.Дорошкевича, В.И.Качнева, В.Н.Мясшцева, П.М.Якобсона - по конструированию; Г.С.Альтшуллера, Б.Т.Войцеховского - по определению составляющих компонентов творчества рационализаторов и изобретателей.
Теоретические основы исследования обогащались научно-методическими рекомендациями ученых и педагогов-практиков по вопросам развития способностей обучающихся в графической деятельности. Использовались труды Н.Н.Анисимова, А.Д.Ботвинни-кова, Е.А.Василенко, В.Н.Виноградова, И.С.Вышнепольского,
B.А.ГеРвега, Е.Т.Жуковой, В.В.Степаковой, М.Н.Макаровой и др., посвященные методике обучения графическим дисциплинам в школе, а также работы Л.Н.Анисимовой, Р.И.Гольцевой, Ю.И.Ко-роева, А.А.Павловой, Л.М.Пыжевича, С.А.фролова, В.И.Якунина, относящиеся к методике обучения студентов начертательной геометрии и инженерной графике, к Методы исследования. В работе использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования. На теоретическом уровне главенствующую роль играли:
- прогностические методы;
- моделирование;
- аналогия;
- анализ современных аспектов развития творческих спо-• собностей личности в учении;
- сравнительно-сопоставительный анализ теории и практики преподавания графических дисциплин в школе и педагогических вузах.
В качестве экспериментальных методов использовались: ^ - анкетирование и тестирование школьников, студентов, преподавателей графических дисциплин;
- длительные педагогические наблюдения;
- анализ содержательных компонентов графической деятель> ности обучающихся и выполняемых ими практических, графических заданий, конспектов учебных занятий, курсовых и дипломных работ, результатов исследований научно-методической группы студентов, рефератов слушателей фПК при МПГУ и ИУУ учителей, ретроспективный анализ опыта работы передовых учителей и преподавателей в системе школьного и вузовского образования.
Существенное место в исследовании отведено педагогическому эксперименту в естественных условиях, который проводился в ряде общеобразовательных школ, многопрофильном лицее, школе ^ с художественным уклоном, а также в Московском педагогическом государственном университете им. В.И.Ленина.
Исследование осуществлено в четыре этапа.
Первый этап (1983-86 гг.) - поисково-эмпирический, на котором выявлялись особенности графической деятельности школьников и студентов ХГф в процессе изучения черчения, начертательной геометрии, черчения с основами машиноведения, проводился анализ теории и практики развития способностей в этой деятельности.
Второй этап (1987-1989 гг.) - теоретический, включающий: анализ литературных источников; проведение психолого-педагогических исследований; накопление практического опыта работы с целью определения и обоснования исходной методологической базы для реализации принципа гуманизации обучения; структурирование содержания курса черчения с целью выявления возможных его связей с дизайнерской деятельностью; определение педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей школьников и студентов ХГф в процессе графической деятельности .
Третий этап (1989-1992 гг.) - опытно-экспериментальный, в ходе которого проводилась проверка разработанных учебных программ, учебных пособий по графическим дисциплинам для школы и педагогических вузов, различных заданий с целью развития творческих способностей школьников и студентов ХГф.
Четвертый этап (1991-1993 гг.) включал: систематизацию и обобщение полученных результатов исследования; уточнение и корректировку методологической базы и экспериментальных выводов; оформление проведенного исследования в виде методических рекомендаций и пособий, а также написание докторской диссертации .
На защиту выносятся:
- педагогическая концепция продуктивно-деятельностного подхода к организации и управлению учебной графической деятельностью, методологической базой которой является принцип гуманизации обучения;
- комплекс педагогических условий, содействующий развитию творческих способностей обучающихся в учебной графической деятельности, включающий интеграцию, преемственность, внутри-и межпредметные координированные связи учебного материала, а также активные формы, методы, средства и виды контроля учебной работы;
- содержание интегративных курсов "Дизайн" (для младших школьников), "Техническая графика с основами дизайна" (для школьников среднего возраста, с углубленным его изучением -для старших школьников). Скорректированное содержание курса "Техническая графика" для студентов ХГф;
Научная новизна исследования и теоретическая значимость:
- вскрыта роль учебной графической деятельности в развитии творческих способностей обучающихся, определена ее структура, включающая личностный, функциональный и предметный компоненты;
- разработана и обоснована педагогическая концепция про-дуктивно-деятельностного подхода к развитию творческих способностей школьников и студентов ХГф педагогических вузов в графической деятельности, базирующаяся на: методологическом принципе гуманизации обучения; выявленной структуре учебной графической деятельности в интегративной, координированной, преемственной и продуктивно-деятельностной взаимосвязях.
- выявлен комплекс педагогических условий, лежащий в основе системы обучения, обеспечивающий эффективность учебной графической деятельности обучающихся и оказывающий благотворное влияние на проявление их интеллектуальных усилий, познавательной активности, оригинальности, нестандартности мышления, творческой инициативы;
- установлена зависимость эффективности развития творческих способностей обучающихся в графической деятельности от степени реализации этого комплекса, а также от диспозиции личности в процессе ее развития;
- впервые предложены и экспериментально проверены в школьной практике обучения новые интегративные учебные дисциплины "Дизайн", "Техническая графика и основы дизайна" с углубленным их изучением в общеобразовательной школе;
- определены пути повышения качества учебной графической деятельности школьников и студентов ХГф за счет специально разработанных средств обучения, содействующие развитию их творческих способностей до творческого уровня.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработанные учебные программы по ряду графических дисциплин для школы и художественно-графических факультетов педагогических вузов, учебные и методические пособия, позволяют не только повысить эффективность графической деятельности, но и развить творческие способности школьников и студентов педвуза в этой деятельности;
- созданные и экспериментально проверенные интегративные учебные курсы "Дизайн" (для младших школьников), "Техническая графика и основы дизайна" (для средних и старших школьников), "Техническая графика" (с внесенными коррективами) для студентов ХГф педвузов нашли широкое применение в массовой практике ;
- экспериментально подтвержденная возможность развития творческих способностей школьников и студентов ХГф в процессе графической деятельности, а также разработанные педагогические условия послужили основой для научно-исследовательской и методической работы кафедры начертательной геометрии и черчения МПГУ по совершенствованию форм, методов, средств обучения графическим дисциплинам.
Достоверность исследования обеспечивается:
- исходными методологическими позициями;
- комплексной методикой исследования;
- результатами педагогического эксперимента;
- адекватностью и действенностью методов исследования, взаимодополняющих друг друга;
- репрезентативностью выборки для экспериментального исследования более 2000 школьников и студентов художествен но-графического факультета Московского педагогического университета;
- статистической значимостью экспериментальных данных;
- сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом;
- работой автора диссертационного исследования в качестве учителя изобразительного искусства, черчения и дизайна в школе и преподавателя начертательной геометрии и черчения в педагогическом вузе;
- соотнесением полученных результатов экспериментального обучения с учебно-методическими материалами и передовым опытом учителей школ и преподавателей графических дисциплин различных учебных заведений.
Работа выполнена в соответствии с комплексной программой научно-методических исследований, осуществляемых кафедрой начертательной геометрии и черчения МПГУ им.В.И.Ленина (регист-* рационный номер 81081851).
Апробация результатов исследования и разработанных учебно-методических материалов осуществлялась в процессе учебных занятий: с учащимися многопрофильной школы-лицея N 109, школы с художественным уклоном N 682, общеобразовательных школ N 302, 542, 625 г. Москвы; со студентами художественно-графического факультета МПГУ им.В.И.Ленина; со слушателями фПК при 1 МПГУ (1988-1991 гг.); с учителями черчения школ и специальных учебных заведений, проходивших повышение квалификации в областном ИУУ г. Москвы (1989-1991гг.).
Ход исследования и его основные положения обсуждались на всесоюзных, республиканских, межзональных научно-практических ^ конференциях по проблемам методики обучения графическим дисциплинам школьников и студентов педвузов: Краснодар (1983 г.), Переславль-Залесский (1990 г.), Москва (1990, 1991 гг.), Челябинск (1991 г.). ► По материалам исследования были сделаны доклады на конференциях по итогам научно-исследовательских работ МПГУ (1985, 1986, 1988, 1990, 1991, 1992 гг.) и сообщения на координационных совещаниях, проводимых Министерством образования России (1982, 1985, 1989 гг.), НИИ содержания и методов обучения АПН СССР (1982, 1983 гг.), ученым методическим Советом при МП РСфСР (1982, 1986, 1988 гг.).
Основные положения исследования обсуждались: на заседаниях ученого Совета художественно-графического факультета
1989, 1991, 1992 гг.); на кафедрах начертательной геометрии и черчения, методики преподавания изобразительного искусства и черчения, декоративного искусства МПГУ; на межвузовских совещаниях-семинарах по проблемам преподавания инженерной графики при Московском институте коммунального хозяйства и строительства (1991-93 гг.).
Внедрение результатов исследования осуществлено с помощью публикаций разработанных учебных программ для школы и педагогических вузов, учебных и методических пособий, научных статей, тезисов докладов, посвященных вопросам повышения эффективности и качества преподавания графических дисциплин.
Учебные программы курса "Техническая графика и основы дизайна" и его углубленного изучения, учебные пособия для школьников и студентов частично внедрены в более чем 30-ти городах России, Белоруссии, Литвы, Азербайджана, Узбекистана.
Всего по теме исследования опубликовано 38 научных и учебно-методических работ, общим объемом 67 печатных листов.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Результаты исследования позволили определить серии таких заданий для школьников и студентов ХГф, которые объединяли разнопредметные знания и виды деятельности, осуществляемой в I процессе их выполнения с целью создания нового обобщенного результата. Такие задания отвечали интегративной функции технической графики и направленному формированию знаний и умений, поскольку связаны с рисунком, историей искусств, декоративно-прикладным искусством, композицией и др. В предложенных практических заданиях учтен характер изучаемого материала, представленного в динамическом соответствии с развивающимися творческими способностями школьников и студентов в графической деятельности и условиями снижения трудностей изучаемого до состояния доступности.
Определено, что развитие творческих способностей осуществляется также за счет использования различных форм контроля знаний и умений: самопроверки, взаимопроверки, оценки экспертной группой выполняемых работ, коллективной оценки, ф системы рейтинг-контроля и др. Этому способствуют специально разработанные средства обучения: тетради с печатной основой, творческие комплексные задания, плакаты, фолии, обучаю-ще-контролирующие программы на ПК ЭВМ и др.
Итак, в процессе экспериментального обучения школьников и студентов уточнено содержание и объем учебного материала с целью корректировки учебной программы, выявлены соотношения теоретических сведений и учебных заданий, соответствующих определенному возрастному этапу, определены общие и частные закономерности развития творческих способностей, имеющих решающее или второстепенное значение для обучающихся различных возрастных групп. Экспериментально определилась правомерность введения курсов "Дизайн" и "Техническая графика и основы дизайна" в практику обучения школьников, подтвердилось положительное влияние разработанного комплекса педагогических уеловий на развитие творческих способностей школьников и студентов, определились наиболее эффективные формы, методы и методические приемы обучения и средства, влияющие на активность и самостоятельность мышления. Произведена проверка разработанных заданий, связанных с дизайнерской и графической деятельностью.
Выявленные уровни интеллектуальной активности обучающихся при выполнении тестовых заданий по каждой возрастной групI пе отличались хорошими показателями решения этих заданий.
Характеризуя проведенное исследование как завершенное на определенном этапе, следует отметить необходимость дальнейшего углубленного решения Ряда вопросов, связанных с условиями развития в графической деятельности не только творческих способностей, но и других качеств личности обучающихся различных возрастных групп, не рассмотренных в данной работе. Особое внимание заслуживают исследования путей и средств целенаправленного развития интеллектуального потенциала, менталитета, эстетической, художественной, графической, поведенческой и других культур в процессе осуществления учебной деятельности школьников и студентов педагогических вузов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретические основы развития творческих способностей позволили выявить ключевые положения, составляющие методологическую базу развития творческих способностей школьников и щ студентов в графической деятельности, рассмотреть это развитие целостно и в динамике как результат разрешения противоречий объективных и субъективных сторон учебного процесса, расширить представления о системе понятий и категорий в этой теории, уточнить их сущность и содержание.
Творческие способности к графической деятельности и развивающиеся в ней - это качественное своеобразие достаточно стойких, но изменяющихся под влиянием обучения и воспитания, способностей, которые определяют успешное осуществление этой деятельности до уровня творчества. Они могут проявиться не только при достаточном запасе графических знаний, умений, общей графической культуре школьника или студента, но и при наличии образности мышления и воображения, динамичности пространственных представлений, зрительной памяти и других качеств личности, необходимых для осуществления не только графической, но и других видов деятельности, например живописной, художественно-конструкторской , декоративно-прикладной.
Анализ и обобщение психолого-педагогических исследований позволил раскрыть основные характеристики творческой деятельности, компоненты творческих способностей, показатели их уровня, а также определить место творческих способностей в развитии обучающихся при осуществлении учебной графической деятельности. Развитие этих способностей представляет собой процесс перехода от задатков к более сложным умственным и практическим действиям, продвижение от достигнутого состояния деятельности к более совершенному качественному ее состоянию, к более высшему ее уровню.
Было выявлено, что развитие творческих способностей в графической деятельности не происходит стихийно. Для этой це-Ф ли необходимо создавать педагогические условия, которые могут стать основой для проявления и развития способностей в этой деятельности. Одним из них является познавательный интерес, занимающий ведущее место среди компонентов творческой деятельности. Он всегда связан с положительными эмоциями к учению, с наличием мотива, идущего от нее, с инициативой поиска и самостоятельности по выдвижению идей. В связи с этим особенно важным становится переход от традиционного информативного метода обучения к проблемному, который строится на постоянном поиске проблем. На этой основе интерес и познавательная активность обучающихся всех возрастных групп стимулируется разнообразной дополнительной информацией, расширяющей учебный материал, интегративностью учебной графической деятельности, использованием различных приемов и средств обучения .
Поскольку творческие способности развиваются в обучении, они возвышаются до уровня гуманистического принципа образования. Исследование показало, что важным фактором развития творческих способностей различных возрастных групп обучающихся является использование в практике обучения продуктивно-де-ятельностного подхода, включающего различные виды учебной деятельности, как правило, завершающихся проявлением творчества. С этой целью в практике обучения необходимо использовать специально разработанные задания, содержащие требование в поиске неизвестного результата при более или менее известных средств его достижения. Для успешного выполнения этих заданий необходима заинтересованность, настойчивость, проявление воли, гибкости мышления, самоконтроль и самостоятельность в учебной деятельности.
Установлено, что учебно-познавательные трудности и развитие творческих способностей учащихся в графической деятельности заключаются в объективных свойствах содержания графических дисциплин и методике их изложения. Это проявляется в виде чувственной реакции учащихся при выполнении изображений объектов, взятых для графического анализа. Своеобразное воздействие отображенных объектов для графического анализа создает в сознании отражения, которые просматриваются как познавательные трудности определенного порядка, влияющие на доступность изучаемого теоретического материала в процессе раскрытия его сущности. Прививая с раннего возраста вкус к нестандартному подходу в решении различных задач обучающимися, педагог помогает развивать у них творческую направленность мышления и поднимает уровень творческих способностей.
Доказано, что комплекс педагогических условий, предусматривающий единство и непрерывность педагогического воздействия на обучающихся, включающий интеграцию, преемственность, внутри- и межпредметные связи учебного материала с использованием активных Форм, методов, средств и контроля обучения, позволяет повысить уровень развития творческих способностей, повышает готовность к учебному творчеству различных возрастных групп обучающихся в графической деятельности.
Произведен отбор методических приемов обучения, развивающих творческие способности обучающихся, с ориентацией на содержание изучаемого материала и особенности практических и графических заданий.г С целью выяснения последовательности осмысления обучающимися причинно-следственных связей излагаемого материала в структуру обучения введено опосредствованное изучение понятий на основе ассоциативно-сопоставительного ti анализа, стимулирующего развитие творческих способностей.j
В учебной графической деятельности школьников на начальном этапе обучения основам дизайна включался анализ формы и конструкции рассматриваемых предметов, выявление характерных ее признаков, определение геометрических образов, нахождении их в окружающем мире, сопоставлении, сравнении их между собой, умении выделять части формы, соизмерять между собой размеры предметов, работать с чертежными и измерительными инструментами . jОбучение было направлено на развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти, логического мышления, пространственного воображения, конструкторских навыков, чувства композиции, цвета, пропорции, масштаба
Экспериментально определено содержание учебной графической деятельности, которое позволило поэтапно развивать творческие способности обучающихся с учетом преемственного, координированного, фронтального, дифференцированного и общеобразовательного характера этой деятельности, начиная со 2-го класса и заканчивая студентами художественно-графического факультета - будущих преподавателей графических дисциплин.
Выявлено, что курс "Дизайн" и интегративный курс "Техническая графика и основы дизайна" удачно сочетают в себе различные виды учебной деятельности, ранее включенные в изобразительное искусство, черчение и труд, и влияют на развитие познавательного интереса, занимающего ведущее место среди компонентов творческой деятельности. Он всегда связан с положительными эмоциями к учению, с наличием мотива, идущего от него, с инициативой поиска и самостоятельности по выдвижению идей. В этой связи особенно важно включение в обучение заданий с элементами творчества, которые объединяют "разнопред-метные" знания и виды учебной деятельности с целью создания нового обобщенного результата, развития способностей до проявления творчества в графической деятельности. Самостоятельное осуществление творческих поисков в процессе выполнения учебных заданий прикладного характера позволяет сформировать приемы самообразования, умение работать с различными дополнительными материалами при подборе объектов с целью их графического анализа, изменение и усовершенствование формы предметов, улучшение их внешнего вида, чтение и выполнение графических изображений, моделирование изделий, интерьера и др. >При этом наблюдался перенос графических знаний на другие учебные дисциплиныЛ
Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Катханова, Ю. Ф., Москва
1. Абилов Т.А. Создание проблемных ситуаций на уроках черчения //Школа и производство. -1974. -N6. - С.56.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. - 335 с.
3. Акимова М.К., Борисова Н.А., Козлова В.Т., Логинова Г.П. Особенности умственного развития учащихся старшего подросткового возраста. // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. -М.: 1984. С.23-35.
4. Активизация усвоения знаний школьниками на основе применения методов науки в обучении: Сб. науч. тр./Казанский гос.пед.институт. Казань, 1984. - 182 с.
5. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся: Сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1988. - 144 с. *
6. Актуальные вопросы совершенствования графической подготовки учащихся: Сб. науч. тр. НИИ содерж. и методов обучения АПН СССР./Под ред. А.Д.Ботвинникова. М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1980.- 123 с.
7. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии. / Под ред. ф.И.Иващенко, Я.Л.Коломинского,- Минск: Вышейш.школа, 1980.- 175 с.
8. Альтшуллер Г.С. Поиск новых идей: от озарения до технологии: Теория и практика решения изобретательских задач.-Кишинев: Картя молдовеняскэ,1989.-380 с.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания //Избранные психологические труды в 2-х т. М.:Педагогика, 1980. -т.1, С 172 .
10. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-хт.- М.:Педагогика,1980.- Т.1.- 230 с.
11. Анастази А. Психологическое тестирование. /Под ред. К.М.Гугевич, В.И.Лубовского.- М., 1982.- 169 с.
12. Андрианов П.Н. Развитие технического творчества школьников. //Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков (из опыта работы)
13. Сост.П.Н.Андрианов. М.: Просвещение, 1986. - С.128-151.-тыуч-есгсих срновиестей ступит »*> Mtf прю
14. Анисимова Л.Н. Некоторые особенности решений/ задачпо начертательной геометрии „ студентами^--—%Гф1 Автогеф.
15. Анцыферова Л.И. Теория интеллектуальных операций // Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах / Под ред. Зельца О.- М.:Просвещение,1986. С. 45-67.
16. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.:Просвещение, 1986. 139 с.
17. Артамонов В.Н. Средства оптимизации профессиональной педагогической подготовки студентов педвузов: Автореф. дис.канд. пед. наук.- Челябинск, 1988.- 17 с.
18. Артемьева Т.Н. Методологический аспект проблемы способностей.- М.: Наука, 1977.-167 с.
19. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы.- М.: Высш. шк.,1980.- 368с.
20. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. -М.:Высш. шк.,1986. 188 с.
21. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. М.:Высш. шк., 1986. -126 с.
22. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения.-М. .-Знание, 1987.- 78 с.
23. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды./Сост. М.Ю.Бабанский. М.:Педагогика, 1989. - 556 с.
24. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психол.-пед. аспект.- М.: Педагогика, 1990. 183 с.
25. Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. М.: Высш. шк.,1975.- С. 6.
26. Батышев С.Я. Производственная педагогика. -М.Педагогика, 1984. 386 с.
27. Баянкина З.В. Познавательные игры в коллективе как средство развития творческой активности подростков. М.Педагогика, 1986.- 143 с.
28. Белич В.В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности. //Рос. центр пед. изобретательства.- Челябинск: Юж.-Урал, изд-во, 1991.- 144 с.
29. Бернштейн М.С. О природе научного творчества: По зарубежным материалам. //Вопросы психологии. 1966.- N 6 - С. 87-98.
30. Битинас Б.П. Структура процесса воспитания: Методол. аспект. Каунас: Швиса, 1984.- 190 с.
31. Битинас Б.П., Пауливичус Р.Б. Система анализа педагогических данных на ЭВМ: Учебное пособие. Вильнюс: М-во высш. и сред. спец. образования ЛитССР, 1987. 97 с.
32. Блейхер B.M., Бурлачук Л.ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978. - 140 с.
33. Блонский П.П. Мои воспоминания.- М.: Педагогика, 1971. 114 с.
34. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству.- М.Знание, 1981. 96 с.
35. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность какпроблема творчества /Отв. ред. Б.М.Кедров.- Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ин-та, 1983.- 173 с.
36. Богоявленская Д.Б., Гинзбург М.Р. К вопросу о личностных аспектах творческого мышления. //Советская педагогика, 1977, N 1. С.69-77.
37. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. -М.:Изд-во АПН СССР, 1959. 347 с.
38. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии.- 1984.- N1 С. 119-124.
39. Божович Е.Д. Исследование умственной деятельности школьников в процессе обучения их решению задач по образцам. - М.: Просвещение, 1975.- 95 с.
40. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя. -М.Просвещение, 1985. 144 с.
41. Ботвинников А.Д. О современном состоянии и перспективах развития содержания графической подготовки учащихся в средней школе. -ЛГПИ.:КМП, 1976 18 с.
42. Ботвинников А.Д. Экспериментальное исследование эффективности формирования графических знаний и навыков у учащихся: Особенности решения различных видов задач. //Обучение основам проецирования. /Сост. А.Д.Ботвинников. М.: Просвещение, 1985. - С.58-85.
43. Ботвинников А.Д. Пути совершенствования методики обучения черчению. М.: Просвещение, 1983. - 128 с.
44. Ботвинников А.Д. Сборник задач по черчению: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1973. - 224 с.
45. Ботвинников А.Д., Ломов Б.ф. Научные основы Формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М.: Педагогика, 1979. - 256 с.
46. Ботвинников А.Д. Об актуальных вопросах методики обучения черчению: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1977. 191 с.
47. Ботвинников А.Д., Вышнепольский И.С. Черчение в средней школе. Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1989. -111 с.
48. Брунер Дж. Психология познания. -М., 1977. 387 с.
49. Брушлинский А.В. Воображение и творчество.//Проблемы научного и технического творчества: Тез. докл.- М., 1967.- С. 97-104.
50. Брушлинский А.В. Психология и проблемное обучение.-М.: Знание, 1983. 96 с.
51. Буткевич В.А. Творческие задачи по начертательнойгеометрии: Методические рекомендации для студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.- Нижний Тагил: НГПИ, 1988. 19 с.
52. Василенко Е.А. Методические основы создания и использования средств обучения графическим дисциплинам в школе и педвузах: Дис. в виде научн. доклада.докт.пед. наук. -М, 1993. 39 с.
53. Василенко Е.А. Преобразование изображений (8-й класс) //Школа и производство. 1986.- N 11.- С. 56-58.
54. Василенко Е.А.,Коваленко Л.Н. Задания по черчению на преобразования: Книга для учащихся. Минск: Нар.асвета, 1989. - 112 с.
55. Васильев Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. -М.:Педагогика, 1983. 189 с.
56. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности // Вопросы психологии. 1984.- N5,- С. 125-131.
57. Венгер Л.А. Педагога способностей. М.: Высш. шк., 1973. - 237 с.
58. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: комплексный подход. -М.: Высш. шк., 1991. 208 с.
59. Вергасов В.М. Проблемное обучение в высшей школе. -Минск: Высш. шк., 1977. 128 с.
60. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. Пер. с англ. /Вступ. ст. В.П.Зинченко.- с. 5-26; Под общ.ред. С.ф.Горбова, В.П.Зинченко. М.: Прогресс, 1987. - 335 с.
61. Виноградов В.Н. формирование рациональных приемов решения графических задач у учащихся средней школы. Минск: Нар. асвета, 1975. - 96 с.• 61. Вислогузова М.А. Творческая деятельность учащихся.- М., 1989. 217 с.
62. Влияние восприятия предметов на изображение по представлению // Психология рисунка и живописи /Под ред. Е.И.Игнатьева. М., 1954. - 314 с.
63. Возрастная и педагогическая психология. /М.В.Матюхи-на, Т.С. Михальчик, Н.ф.Пгокина и др./ Под ред. М.В.Гамезо и др.- М.: Просвещение, 1984. 256 с.
64. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1982.- 86 с.
65. Волков И.П. Много ли в школе талантов? М.: Знание, 1989.- 78 с.
66. Воробьева Н.Г. формирование познавательной активности учащихся в процессе решения геометрических задач: Автогеф. дис. канд. пед. наук.- М., 1989.- 16 с.
67. Вопросы теории и методики преподавания черчения и начертательной геометрии в пединституте и в средней школе: //Сб. науч. тр. М.: МГПИ, 1987. - 136 с.
68. Воротников И.А. Занимательное черчение. -М.Просвещение, 1990. 201 с.
69. В поисках оптимального варианта/Под ред. Ю.К.Бабанс-кого, А.П. Аверьянова, М.М.Поташника, А.М Моисеева, О.И.Пет-рушевой.- М.: Просвещение, 1992.- 150 с.
70. Вундт В. Введение в психологию. Спб.: 1921. 298 с.
71. Выготский Л.С. Психика, сознание и бессознательное. // Элементы общей психологии (основные механизмы человеческого поведения). М.: Изд. БЗЗ.О. при педфаке 2-го МГУ, 1930. - 124 с.
72. Вышнепольский И.С. Преподавание черчения в средних # профессионально-технических училищах: Методическое пособие.2.е изд., перераб. и доп. -М.:Высш. шк., 1986. -255 с.
73. Галагузова М.А. Теоретические основы формирования творческой личности в процесссе политехнической подготовки: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М.,1985. -32 с.
74. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.
75. Геворкян Г.Я. Вероятное и достоверное знание.- Ереван, 1970. 43 с.
76. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению //Школа и производство. 1986. - N 6. - с. 55-60.
77. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя. М.: Просвещение,1991.- 128 е.:ил.
78. Гервер В.А. Некоторые вопросы связи преподавания черчения с трудовым обучением: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1971. - 17 с.
79. Гильберт Д., Кон-фоссен С. Наглядная геометрия. -М. .-Наука, 1981. 344 с.
80. Горский Д.П., Ивин А.А., Никандров А.Л. Краткий словарь по логике. -М.:Просвещение, 1991. 208 с.
81. Горский В.А. Техническое творчество школьников: Пособие для учителей и руководителей технич. кружков.- М.: Просвещение, 1981. 96 с.
82. Гнеденко Б.В. О математических способностях и их развитии. //Математика. 1982. - N 1. - 19-21 с.
83. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М., 1977. 135 с.
84. Графические задачи на уроках черчения: Пособие для ф учителя /Под ред. В.Н.Виноградова.- Минск: Нар. асвета, 1984.- 126 с.
85. Гропиус С.К. К художественному синтезу культуры //Декоративное искусство, 1965. N 4. - С.36-37.
86. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.- М.: Наука, 1970. 105 с.
87. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1976. 327 с.
88. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
89. Давыдов В.В.Современное состояние и перспективы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1990. - 183 с.
90. Дадашева М.Р. Воспитание творческого воображения студентов педагогического факультета: Автореф.дис.канд. пед. наук. Баку, 1989. - 15 с.
91. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе.-М.: Учпедгиз, I960. 291 с.
92. Демянов В.П. Геометрия и марсельеза. Изд. 2-е, пере-раб. и доп. М.:Знание, 1986. 256 с.
93. Джемс У. Психология. Спб., 1896. С. 132-167.
94. Дорно И.В. Проблемное обучение в школе. -М.Просвещение, 1984. 31 с.
95. Дранков В.А. Многогранность способностей как общий ф критерий художественного таланта // Художественное творчество. 1983. - N8. - С. 46-49.
96. Дровс У, фурман Э. Организация урока (в вопросах и ответах): Оценки и отметки: Пер. с нем. М.: Просвещение, 1984.- 128 с.
97. Ершова Н.А. Творческая активность педагогической деятельности молодых учителей как фактор профессиональной адаптации: Автореф.дис. канд. пс.наук. М.:МГПИ, 1987. - 16 с.
98. Есипов Б.П. Основы дидактики.- М.: Просвещение, 1967. 286 с.
99. Жукова Е.Т. Методика обучения учащихся приемам реконструкции изображений: Автореф.дис.канд. пед. наук. М., 1979.- 17 с.
100. Жукова Г.А. Система рейтинга и творческие методы преподавания билогии в высшей школе //Педагогическое образование. Выпуск 7. М.:Прометей, 1993. С.19-22.
101. Заборщикова М.М. Самообразование молодого учителя как условие совершенствования его профессиональной деятельности: Автореф.дис.канд.пед.наук. -Л., 1988. 17 с.
102. Завалишина Д.Н. Способ и структура действия //Вопросы психологии. 1971,- N 6.- С. 66-77.
103. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. -М.:Педагогика, 1987. 160 с.
104. Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителя. -М.:Знание, 1986. 40 с.
105. Юб.Занков Л.В. Обучение и развитие. М.: Педагогика,1975. 440 с.
106. Зорина Л.Я. Системность и качество знаний. -М.,1976. 38 с.11О.Иванов М.В. Пути совершенствования методов преподавания в высшей школе.//Современная высшая школа. -1982.- N 3. С.121.
107. Ш.Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961. - 40 с.
108. Игнатьев Е.И. Воображение как средство познания и управления творческой деятельностью: Материалы межвузовской конференции. Ярославль, 1966.- Вып.1. - С. 31-36.
109. Измайлова А.А. Деятельностный подход к построению учебно-методических материалов: Методический материал. М.Уфа: УАИ, 1985. - 35 с.
110. Ильин B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. Ростов/на Д.:Кн.изд-во, 1971. - 224 с.
111. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. -М.:Знание, 1985. 80 с.
112. Иб.Ительсон Л.Б. Проблемы современной психологии учения. -М., 1970. 196 с.
113. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. - 96 с.
114. Кабанова-Меллер Е.Н. формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся.- М.: Просвещение, 1968. - 288 с.
115. Каган М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы. М.: Политиздат, 1974. - 163 с.
116. Калитина А.А. Творческие упражнения учащихся в начальной школе.- М.: Просвещение, 1981. 57 с.
117. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. - 200 с.
118. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма.- М.: Знание, 1990.- 79 с
119. Калошина И.П. Структура и формирование интеллектуального компонента в творческой деятельности учащихся. М.: Просвещение, 1986. - 78 с.
120. Калюга С.У. Новый подход к развитию политехнического образования // Советская педагогика. 1990.- N 10.- С. 48-53.
121. Качнев В.И. Развитие познавательного интереса школьников средствами чертежной графики. М.: Просвещение, 1984.* 67 с.
122. Квалификационная характеристика нормативный документ модели специалиста. Структура, содержание новой квалификационной характеристики. -М.:Гособразование СССР, 1989. 105 с.
123. Кветной М.С. Человеческая деятельность (социологический аспект). Саратов: Изд-во НИИРС при МО, 1974.- 107с.
124. Келбакиани В.Н. Межпредметные связи в естественно-математической и педагогической подготовке учителей. -Тбилиси: Ганатлеба, 1987. 291 с.
125. Киреенко В.П. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: АПН РСфСР, 1959. - 299 с.
126. Кириченко О.Н. Эстетическая подготовка учителя в университете ( на опыте естественных факультетов). Одесса., 1982. - 198 с.
127. Клименко В.А. Задачи на сравнение изображений как средство повышения эффективности обучения черчению в школе: Автореф. дис.канд. пед. наук.- М., 1984.- 16 с.
128. Клубников Б.И. Методы активизации творческого поиска в дизайне: Автореф. дис.канд.иск.наук. М. , 1965. - 16 с.
129. Ключникова Г.А. Методика изучения самооценки школьников //Вопросы психологии 1984. - N 1. - С. 111-113.
130. Колягин Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе // Начальная школа. 1989,- N 3.- С.52-53.
131. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карпенко. Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошенко. -М.Политиздат, 1985. 431 с.
132. Крейтсберг П.У. Опыт разработки критериев и прогнозирования эффективной деятельности учителя. Л.,1978.-103 с.
133. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач. М.: Педагогика, 1975. - 304 с.
134. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы //Вопросы психологии. 1981. - N 2. - С.20-30.
135. Кузин B.C. Психология /Под ред. Б.ф.Ломова.- 2-е изд., перегаб. и доп.- М.: Высш.шк., 1982.- 256 с.
136. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя.-Л.: ЛГУ., 1976. 272 с.
137. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: "Знание", 1985. - 32 с.
138. Кузьмина Н.В. Рационализация самообразования, само-^ организации, самоконтроля учащихся средних профтехучилищ: Методические рекомендации. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1988. - 62 с.
139. Кузьмичев Л.А. Дизайн-программа: понятие, структура, функции: Автореф. дис.канд.пед. наук. -М., 1983. -16 с.
140. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986.- N2.-С.13-17.
141. Куралова Х.Р. Развитие графических умений студентов ИПф педвузов в процессе изучения общетехнических дисциплин: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1993. 16 с.
142. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике.- Таллин: Валчус, 1980.- 334с.
143. Леднев В.С.Содержание образования: Учебное пособие. М., 1989. 289 с.15 7.Лазурский А.ф. Классификация личностей. Спб., 1921. 251 с.
144. Лезин Б.А. Вопросы теории и психологии творчества: в 7 т. Харьков: Б. изд., 1907 - 1932. - 7 т.
145. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.- М., 1971. 278 с.
146. Лекторский В.А. Статус деятельности как объяснительный принцип // Вопросы философии. 1985.- N 2.- С. 30-35.
147. Левицкий B.C. Машиностроительное черчение. -М.:Высшая школа, 1988. 351 е.: ил.
148. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Медицина, 1959. - 264 с.
149. Леонтьев А.А. О формировании способностей //Вопросы психологии. 1960. - N 1. - С.8.
150. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии. //Вопросы философии. 1972. N 9. - С. 95-108.
151. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.: Политиздат, 1977.- 304 с.
152. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
153. Лингард И. . Процесс и структура человеческого учения. Пер. с чешек.- М.: Прогресс, 1970. С. 682.
154. Линькова Н.П. Откуда берутся изобретатели. М.: Педагогика, 1977. - 78 с.
155. Липкина А.И. Самооценка школьников и его памятью/Вопросы психологии. 1981. N 3. - С.79-88.
156. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. -М.:Прометей, 1992. 528 с.
157. Ломов Б.ф. Основы инженерной психологии: Уч.пособиеидля ВТУЗов. М.:Высшая школа, 1977. - 335 с.
158. Ломов Б.ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.:Педагогика, 1991. - 296 с.
159. Ломов Б.ф. Особенности развития представлений о пространстве в процессе первоначального обучения черчению. // Известия АПН РфСфСР. - М.: 1968. - вып. 86. - С.45-52.
160. Лук А.И. Психология творчества.- М.: Педагогика, 1978.- 147 с
161. Макарова М.Н. Содержание учебных занятий по черчению. Геометрические построения.//Методические рекомендации к выполнению учебных заданий по черчению для студентов 1 курса художественно-графического факультета.-М.: МГПИ, 1985.- 67 с.
162. Макарова М.Н. Творческие задания в перспективе.//Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы за 1991 г.- М.:МПГУ, 1992.- С.165-167.
163. Малова В.А., фименов ф.Р. Методологические вопросы изучения социальной эффективности образования //Социальная эффективность образования /Отв. ред. Малова В.А.- М., 1983. -С.67-82.
164. Мальковская Т.Н. Позиция учащихся в учебном процессе и проблема их готовности к самообразованию //Актуальные проблемы непрерывного образования. /Отв. Ред. А.П.Владиславлев. -М.:НИИ ОП АПН СССР, 1982. -С.78-103.
165. Маркова А.К. Психология обучения подростка.-М.,197 5.- 321 с.
166. Максимова Н.Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника.//Вопросы психологии. 1983.- N 5. С. 42-47.
167. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности //Вопросы психологии. 1982. N 4. - С. 5-17.
168. Махмутов М.И., Матюшкин A.M. Проблемное обучение -понятие и содержание //Вестник высшей школы. 1977. - N 2. -С. 17-24.
169. Махмутов М.И. Современный урок. -М.:Педагогика, 1985. 184 с.
170. Менчинская Н.А. Психологические проблемы совершенствования методов обучения // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под. ред. Ю.К.Бабанско-го, Н.Д. Зверева и др. М.: Педагогика, 1980. - 223 с.
171. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников // Сб. научн. тр. АПН СССР / Под ред. И.С.Якиманской. М.: Педагогика, 1984. - 218 с.
172. Менчинская Н.А. Проблемы "самоуправления" познавательной деятельностью и развитие личности //Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. -М.:МГУ, 1975. -С.110-113.
173. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./Под ред. Т.С.Комаровой. 3-е изд. дораб. -М.:Просвещение, 1991. - 256 е.: ил.
174. Методические рекомендации по применению элементов проблемного обучения в курсах начертательной геометрии и инfc женерной графики /Сост. И.ф.Малежик и др. -Киев.:КТИПП, 1986. 15 с.
175. Миленький А.Н. Уровень развития у подростков интереса к учебному предмету //Вопросы психологии обучения. -Минск.:Народная асвета, 1976. С.62-82.
176. Моделирование педагогических ситуаций. /Под ред. Ю.Н.Кулюткина и Г.С.Сухобской. -М., 1981. 168 с.
177. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. -М., 1981. 240 с.
178. Мясищев В.Н. Проблема способностей.-М.,1962. -212 с.
179. Налимов В.П. Печаль по утерянной целостности. // Знание сила.- 1979. - N 6. - С. 33.
180. Нечаев А.П. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.:МГУ, 1985. - 201 с.
181. Низамов Р.А. Исследования уровня творчества в трудовом обучения учащихся городской школы / Под ред. П.Н.Андрианова. М.: АПН СССР, 1976. -176 с.
182. Новые методы и средства обучения // Педагогическая технология / Под ред. В.П.Беспалько. М.: Знание, 1989.-вып. 2.- 100 с.
183. Овсянико-Куликовский Д.Н. Вопросы психологии творчества. СПб.: 1902.- 25 с.
184. Обучение основам проецирования: Пособие для учителей./ Сост. А.Д.Ботвинников.- М.: Просвещение, 1975.- 190с.
185. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. -М.:Моск.ун-т, 1987. 303 с.
186. Павлова А.А. Начертательная геометрия. -М.:Прометей, 1993. 280 с.:ил.
187. Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. М.:Со-^ ветская энциклопедия, 1964.
188. Педагогический поиск./Сост. И.Н.Баженова. М.Педагогика, 1987. 544 с.
189. Переверзев Л.Б. О взаимосвязи творческой деятельности в дизайне и искусстве //Творческие проблемы художественного конструирования. М.:Изд-во. ВНИИТЭ, 1970. - С. 34-40.
190. Перепилицина П.С., Смульсон М.Л. Психолого-педагогические вопросы подготовки молодежи к профессиональному творческому труду. Киев: Знание, 1988. - 87 с.
191. Петрова Г.А. Педагогические основы эстетической подготовки учителя в вузах: Автореф. дис.канд. пед. наук. -Казань, 1987.- 14 с.
192. Петровский А.В. О психологии личности.- М.: Знание, 1971.- 64 с.
193. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальные исследования. -М.:Педагогика, 1980. 240 с.
194. Пидоу Д. Геометрия и искусство.-М.:Мир, 1979.-390 с.
195. Платонов К.К. Проблемы способностей.- М.,1972.-312с.
196. Платонов К.К. Структура и развитие личности / Отв. ред. А.Д. Глоточкин. М.: Наука, 1986. - 254 с.
197. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. //Вопросы психологии. 1965. - N 6. - С.12-17.
198. Плыщевский В.Н. Образные средства дизайна: Автореф. дис.канд. искусств, наук., 1986. 16 с.
199. Поль фресс и Жан Пиаже. Экспериментальная психологи-яВып. YI. Пер. с франц. -М.:Прогресс, 1978. 301 с.22 0.Поташник М.М. Как развить педагогическое творчество. -М.:Знание, 1987. 80с.
200. Пойя Д. Математическое открытие (решение задач, основные понятия, изучение и преподавание): Пер. с англ. М.: Педагогика, 1970. - 448 с.
201. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.:Педагогика, 1976. 312 е.:ил.
202. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: Наука, 1967. - 120 с.2 24.Постоногов Ю.И. Развитие творческой активности студентов на занятиях по скульптуре. Автореф. дис.канд. пе-даг.наук., 1985.- 17с.
203. Проблемы психологической диагностики / Под ред. К.М.Гуревича, Ю.Л.Сыэрда. Таллин: Изд-во НИИП Эстонской ССР, 1977. 115 с.
204. Проблемы графической подготовки инженера //Материалы научно-методической конференции СНГ. -Минск, 1992. 137 с.
205. Проблемы подготовки студентов института к реализации задач дифференцированного обучения в средней школе //Материалы научно-практической конференции. -Витебск, 1992. 65 с.
206. Психолого-педагогические аспекты учебного процесса в ^ школе /Под ред. С.Д.Максименко. -К.:Рад.школа, 1983. 176 с.
207. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. - М.: Политиздат, 1967. - 112 с.2 35.Разумовский В.Г. Творческие задачи по физике в средней школе. -М.:Просвещение, 1966. 184 с.
208. Разумовской В.Г. Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике: Автореф. дис.докт. пед. наук.- М., 1972. 17 с.
209. Радченко И.П. НОТ учителя.- М.: Просвещение, 1982.208 с.
210. Резвин В., Сомов В. Письма о дизайне.//Советская культура. 1977. - N 49. - С.51.
211. Решетников В.И. формирование приемов мышления школьников: Методическое пособие для студентов и учителей. -Владимир, 1873. 184 с.
212. Рибо Т. Творческое воображение. СПб.: М., 1901. -214 с.
213. Родин В.Д. Эстетическая ценность дизайна: Автореф. дис.канд. искусств, наук. М., 1985. - 18 с.
214. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. - С. 227-228.
215. Рыбакова Т.И. Активизация обучения основам машиноведения в курсе черчения студентов ХГф: Автореф. дис.канд. педаг.наук. М., 1993. - 16 с.
216. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. -М.:МГУ, 1988. 288 с.
217. Самарин Ю.А. Межпредметные связи в учебном процессе. -М.:Просвещение, 1989. 289 с.
218. Светловская Н.М. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении //Начальная школа.- 1990. N 5. - С. 57-60.
219. Селезнев Н.В. Когда оценка воспитывает. /Под ред Л.Ю. Гордина.- Кишинев: Лумина, 1982.- 95с.
220. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения.-М.: Педагогика, 1971. 206 с.
221. Скаткин М.Н. Прогнозирование развития общеобразовательной школы: (Методол. аспект).//Сб. научн.трудов АПН СССР, НИИ общ. педагогики / Под ред. М.Н.Скаткина, Б.С.Гершунского. -М.: АПН СССР, 1988. 142 с.
222. Славская К.А. Мысль в действии,- М.: Политиздат, 1968.- 143 с.
223. Сластенин В.А. Теоретико-методологический аспект формирования активной личности учителя. //Советская педагогика. 1983. - N 11. - С.80-84.
224. Собчик Л.К. Методы психологической диагностики: Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. /Методическое руководство. М., 1990. - 7 3 с.
225. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров.- 3-е изд.- М.: Сов.энциклопедия, 1985. 1600с.
226. Сомов Ю.С. Композиция и техника. 3-е изд. перераб. и доп. - М.Машиностроение, 1987. - 288 е.: ил.
227. Сосновская Л.Б. Педагогические аспекты организации самостоятельной работы студентов на основе индивидуально-дифференцированного подхода: Автореф. дис.канд. пед. наук. -Л, 1989. 16 с.
228. Спирин Л.ф., Степинский М.А., фрумкин М.Л. Основы педагогического анализа: Учебное пособие. Ярославль; Кострома: Костром, пед. ин-т, 1985.- 85 с.2 61.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. - 76 с.
229. Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. /Вопросы дидактического анализа.-М.:Педагогика, 1974. -192 с.
230. Талызина Н.ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы.- 1986. N 3. - С. 15-19.
231. Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева.- М.: Педагогика, 1979 -208 с.
232. Тихомирова С.А. физика в пословицах и поговорках народов мира: Пособие для учащихся. -М.:Инст.общего образования МОРф, 1993. 46 с.2 72.Тихомирова С.А. физика в сказках. -М.:Инст. общего образования МОРф, 1993. 85 с.
233. Хакимов Г.ф. формирование и развитие динамических пространственных представлений школьников на уроках черчения в 7 классе: Автореф. дис.канд. пед. наук,- М.,1982.- 1бс.
234. Чернова Ю.К. Мотивационное обеспечение учебного процесса как условие повышения качества фундаментальной подготовки студентов: Автореф. дис.канд. пед. наук. Л., 1988.* 17 с.
235. Черчение: Учебное пособие для педагогических институтов / Под ред. Д.М.Борисова и др. М.: Просвещение, 1987.- 351 с.
236. Черчение: Учебник для средней общеобразовательной школы /Под ред. В.Н.Виноградова. -М.:Просвещение, 1985. 223 с.: ил.
237. Шабанова О.П. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов педвуза по черчению через проблемно-творческий подход: Автореф.дис. канд.педаг.наук.-М., 1992.-16 с.
238. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза в профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. - 185 с.
239. Шамова Т.И. Активизация учения школьников.- М.: Педагогика, 1982.- 209 с.29З.Шаталов В.ф. Точка опоры. Организационные основыэкспериментальных исследований. М.:Педагогика, 1987. -224 с.
240. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебн.пособие для студ. пед. инст. М.:Просвещение, 1979. - 160 с.
241. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучения: Учебн. пособие для слушателей фПК и др. -М.Просвещение, 1984. 176 с.
242. ЗОО.Эсаулов А.ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. -М.:Высшая школа, 1982. 223 с.
243. Эстетика. Словарь. -М.:Изд-во полит. лит., 1989. -445 с.
244. Юдин Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. М.,1978. - 319 с.
245. Ягодкин В.Н. Шаблон и ленивая доверчивость // Учительская газета. 1985. - 11 июня.
246. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
247. Якиманская И.С. Образное мышление и его место в обучении //Вопросы психологии. 1968. - N 12. - С. 62-71.
248. Якиманская И.С. Восприятие и понимание учащимися геометрического чертежа и условия задачи в процессе ее решения: Автореф. дис. псих.наук.-М., 1959. 17 с.
249. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека .- М. Просвещение, 1969.- 317с.
250. Янушевич ф.И. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая школа, 1986. - 147 с.
251. Buchner, Technisches Zeichnen. Erfurt, 1986.- 289vol.
252. Walter Rlese teaching for Dekelopment. Hong-Kong, 1986. 261 p.
253. Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.-Y.: 1967. 102 p.
254. Guilford J.P. Thurstone's primary mental abilities and structure-of-intellect abilities. N.-Y.: Psych, bull., 1972. - 77 p.
255. Delias M.,Gaier E.L. Identification of creativity the individual.- N.-Y.: Psych, bull., 1970. 73 p.
256. Technisches Zeichnen 7/8 Unterrichtshilfn Volk und Wissen Volkseigener Verlaq Berlin., 1976. 144 vol.
257. Tuffin I.,Mc.,Cormick E. Industrial psychology. London. , 1968. 101 p.
258. Tuler L.E. Human abilities. N.-Y.: Ann. rev. psych., 1972. - 23 p.
259. Thorndike P., Hagen E. Measurement and evaluation in psyhologyl and education. N.Y. 1972. 120 p.
260. Thurstont L. Primry mental abilities. N.Y. 1957. -331 p.