автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческих сторон личности студента в процессе обучения элементам композиции (на материале сочинения аккомпанемента к школьной песне)
- Автор научной работы
- Одинокова, Ирина Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1985
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Одинокова, Ирина Николаевна, 1985 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ХУД01£ЕСТВЕНН0-ТВ0РЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОЦЕСС
ОБУЧЕНИЯ.
§ I Об особенностях творческой деятельности в процессе обучения.
§ 2 Основные компоненты художественно-творческой способности.
ГЛАВА П ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СТОРОН ЛИЧНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ СОЧИНЯТЬ
АККОМПАНЕМЕНТ. . ■■.
§ I Роль аккомпанемента к песенной мелодии в создании музыкального образа
§ 2 Музыкально-педагогическая литература о сочинении аккомпанемента.
§ 3 Развитие мышления и самостоятельности в процессе обучения сочинению аккомпанемента
§ 4 Развитие творческих способностей студента в процессе сочинения аккомпанемента к песенной мелодии
ГЛАВА Ш ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПУТЕЙ
ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ СОЧИНЯТЬ АККОМПАНЕМЕНТ И РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ, ТВОРЧЕСКИХ СТОРОН ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
§ I Подготовка и организация опытно-экспериментального исследования
§ 2 Констатирующий этап эксперимента.
§ 3 Обучающий этап эксперимента. Методика формирования умения сочинения аккомпанемента. Результаты обучающего этапа эксперимента
§ 4 Контрольный этап эксперимента
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие творческих сторон личности студента в процессе обучения элементам композиции (на материале сочинения аккомпанемента к школьной песне)"
Формирование человека коммунистического общества предполагает гармоническое развитие всех сторон его личности: "Пусть нашим идеалом, - писал В.И.Ленин, - будет. цельный, действительный, всесторонний, совершенный, образованный человек" (4, с.56). Наше коммунистическое общество, как отмечается в материалах ХХУ1 съезда КПСС, располагает "большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности." (5, с,63).
Понятие гармонически развитой личности включает в себя - наряду с другими свойствами - наличие развитого мышления, самостоятельности, развитого творческого начала. Особого внимания в этом ряду заслуживает проблема развития творческих сторон личности. Объясняется это тем, что, согласно данным советской психологии и педагогики, эти стороны эффективно развиваются в процессе соответствующего вида деятельности, в данном случае - творческой*^. Развитие же мышления и самостоятельности может происходить в различных видах деятельности. Кроме этого, влияние творческой деятельности на общий уровень развития личности и в частности на музыкальное развитие очень велико. Еще Б.Асафьев писал; "И так как этот вид преодоления звучащего материала (творчество - И.О.) является с педагогической точки зрения наиболее трудным и требующим птш^та подъема жизненной энергии, находчивости, самодеятельности, художественно-организаторского дара и критического сознания - то вызывание творческих навыков и творческая продукция музыки должна, как опыт, непременно сопровождать музыкально-лабо
I. Творческой деятельностью в условиях обучения мы будем называть такую деятельность, в процессе которой решается задача неалгоритмического характера. раторную работу или увенчивать ее как наиболее значительное достижение" (16, с.66-67).
Большое воспитательное значение творческой деятельности отмечает и Д.Б.Кабалевский: "даже капля нового, созданного тобо$ самим, вливает в тебя столько творческих сил, что их хватит уже на что-то большее и более значительное. Из капель нового создаются моря и океаны нового, обогащающего жизнь, двигающего его вперед. Вот почему творческое начало надо обязательно развивать в нашем человеке." (58, с.2). Некоторые исследователи считают что настоящее воспитание всегда должно включать в себя творческое начало: "Подлинное воспитание - это всегда открытие обнадеживающих и счастливых перспектив. Пробуждать культурную активность слушателей -это значит поставить их в такую ситуацию, когда они ощущали бы себя творцами культуры, а не ее пассивными потребителями. Музыкальное воспитание невольно обернется тогда нравственным, политическим, общекультурным, гуманистическим воспитанием. И это чрезвычайно важно. Ведь музыкальное воспитание - не самоцель, а одно из средств формирования гармонично развитой личности" (92, с.22).
На современном этапе развития нашего общества в связи с задачей формирования гармонично развитого человека большое значение придается художественному образованию и эстетическому воспитанию. Не случайно в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" говорится о том, что "Важнейшая задача -значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся." (6,с.48).
Задачи, стоящие перед нашим обществом определяют и особые требования ко всей образовательной системе. В обязанность преподавателя средней и высшей школы входит первоочередная задача - развитие мышления, самостоятельности, творческих сторон личности обучающихся. В школьной программе по музыке сказано, что "все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, то есть, вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее. Надо ли говорить, что все эти качества, выработке которых очень способствуют занятия искусством, окажут свое положительное влияние не только на все другие занятия школьников, но и на их будущую деятельность, в какой бы области она не протекала" (122, с.24). В задачу преподавателя музыкально-педагогического факультета также входит обязанность развивать творческие стороны личности студентов, используя для этого творческие формы деятельности. Однако в вузовских программах для музыкально-педагогических факультетов нет ориентации педагогов на эту сторону развития, и в отличие от школьной программы по музыке в них нет указания на конкретные формы работы, которые наилучшим образом способствовали бы развитию творческих сторон личности студентов. Эти стороны могут и должны развиваться в цроцессе преподавания всех учебных дисциплин и в частности на уроках гармонии. Многие формы работы этого курса обладают возможностью такого развития, так как предполагают включение элементов композиции. В частности, как показали наблюдения, весьма благоприятные условия для развития творческих сторон личности имеются в такой форме работы как сочинение аккомпанемента к песенной мелодии.
В музыкально-педагогической литературе умение сочинять аккомпанемент чаще называется подбором аккомпанемента. Но по нашему мнению, есть основание называть это умение именно сочинением. Во-первых, само слово "подбор" означает деятельность в большей мере воспроизводящего характера, тогда как "сочинение" предполагает создание собственного варианта, на что и дается установка педагогом при сочинении студентами аккомпанемента в условиях нашего исследования. Во-вторых, даже стараясь воспроизвести уже услышанный когда-то аккомпанемент песни, человек не может полностью рассчитывать на свою память, так как в ней лучше закрепляется не аккомпанемент песни,а ее мелодия и слова.
Заметим также, что в музыкально-педагогической литературе сочинение аккомпанемента определяется как навык и как умение. Во многом это обусловлено тем, что среди ученых нет единого мнения в определении понятий навык и умение. Однако подавляющее большинство исследователей считает, что существенной особенностью навыка является автоматизированность действий: "При постоянстве внешней среды, когда создается внешний стереотип условий деятельности, способы выполнения отдельных действий могут автоматизироваться и превращаться в качественно отличный от умений навык, функционирующий в общей структуре умений" (97, с.47). Поскольку мы считаем процесс сочинения аккомпанемента - творческим, то есть таким, который полностью автоматизировать нельзя, то эту деятельность мы будем определять как уме н и е.
Благоприятные условия для развития творческих сторон личности студентов при формировании умения сочинять аккомпанемент определяется тем, что во-первых, эта деятельность направлена на создание художественного образа, который в свою очередь является продуктом художественно-творческой деятельности. Во-вторых, в результате этой деятельности обучающиеся создают собственный вариант сопровождения. И даже если он не отличается особой оригинальностью, то согласно мнению советских психологов об особенностях творчества в процессе обучения, сочинение аккомпанемента с полным правом можно называть творческой деятельностью.
Так как сочинение аккомпанемента - деятельность творческого характера, то в процессе ее осуществления формируется изоморфный ей комплекс необходимых способностей, ибо способность возникает в соответствующей деятельности. Наряду с творческими сторонами личности, в процессе сочинения аккомпанемента активно развивается мышление и самостоятельность студентов, о чем будет подробно сказано в § 3 главы П.
Основанием к изучению путей и методов обучения этому умению является и то, что сочинение аккомпанемента - важнейшее профессиональное умение школьного учителя музыки. Необходимость владения этим умением обусловлена многогранным характером деятельности школьного учителя музыки, при этом "в одном лице он (учитель -И.О.) должен сочетать эрудированного музыковеда и пианиста, аккомпаниатора и хоровика, руководителя ансамбля и лектора-пропагандиста. А в таком случае учителю школы нужно владеть всеми навыками, которые приобретают студенты консерватории почти на всех факультетах" (162,с.40). Говоря об аккомпаниаторе, автор высказывания имеет в виду музыканта, который не только читает нотный текст аккомпанемента, но и при необходимости может сочинить его. О необходимости владения широким комплексом знаний, навыков и умений говорится и в программе по музыке для общеобразовательных школ: "Круг знаний и навыков, которыми должен обладать квалифицированный учитель музыки хорошо известен. Помимо общепедагогической подготовки он обязательно должен уметь играть на фортепиано (на баяне или аккордеоне), владеть четкой и выразительной дирижерско-хоро-вой техникой, уметь петь, он должен иметь подготовку в области истории и теории музыки, уметь транспонировать по нотам и на слух, подобрать несложное сопровождение к мелодии" (122, с.28, разрядка наша - И.О.).
Среди этих навыков и умений умение сочинять аккомпанемент занимает особое место потому, что, как уже отмечалось, оно является необходимым в повседневной работе школьного учителя музыки, а кроме того существенно, что эео единственное среди других умение, которому достаточно не учат. Необходимость овладения им школьным учителем музыки определяется особенностями условий и содержания самого урока музыки. Так например, разучивая пепню, учитель не только играет, но еще и руководит пением. Он обязан постоянно следить за тем, чтобы внимание учащихся не было бы рассеяным, должен вовремя показать начало вступления, окончания, взятия дыхания и так далее. И поэтому, даже если учитель имеет под рукой песню с сопровождением он не может неотрывно смотреть в ноты. В связи с этим некото^-рые педагоги предлагают выучивать песню наизусть, но этот способ занимает много времени, а кроме того, если учитель хотя бы часть текста забыл, то он оказывается совершенно беспомощным. Тот же, кто владеет умением сочинять аккомпанемент, всегда найдет выход из положения.
Иногда песня не соответствует тесситурным возможностям класса. В том случае, если ее аккомпанемент достаточно сложен, учителю нелегко его транспонировать. В этой ситуации советуют использовать метод упрощения нотного текста. Что значит упрощение? Это значит, что в тексте нужно оставить существенные элементы и убрать несущественные. Но если сам учитель не обучен этому, то решить такую задачу хорошо он не сможет. В процессе же формирования умения сочинять аккомпанемент вырабатываются навыки, которые помогают успешно использовать ©тот метод. Нами отмечены такие ситуации, в которых учитель, даже имея перед собой нотный текст с аккомпанементом, оказывается в затруднительном положении при разучивании песни. Но бывают такие случаи, когда учитель вынужден сочинять собственное сопровождение, - например тогда, когда нужная для разучивания песня опубликована без аккомпанемента.
Это умение будет необходимо и в условиях внеклассной обстановки. Так, на любом пионерском сборе или вечере отдыха может потребоваться "с ходу" саккомпанировать недавно прозвучавшей по радио или телевидению песне. Отмечая преимущества умения сочинять аккомпанемент,. белорусский педагог пишет: "Очень важно учителю музыки уметь интересно и правильно подобрать аккомпанемент всей песни. Это придает свободу аккомпанированию, сам цроцесс пения становится более творческим, непринужденным, эмоционально увлекает школьников" (124, с.50).
0 важности владения этим умением свидетельствуют высказывания некоторых педагогов: "Широкий спектр их (студентов - И.О.) будущей самостоятельной деятельности как педагогов музыки в общеобразовательной школе обязывает их владеть приемами аккомпанемента и в некоторой степени даже импровизации (54, с,64). Подтвердили большую значимость умения сочинения аккомпанемента для школьного учителя музыки и результаты анкетирования, проведенного кафедрой истории, теории музыки и методики музыкального воспитания музыкально-педагогического факультета Куйбышевского педагогического института им.В.В.Куйбышева среди учителей школ. Анкетирование показало, что в повседневной работе школьного учителя музыки есть такие необходимые, крайне важные виды деятельности, которыми он однако владеет весьма слабо. Одним из таких видов деятельности и является сочинение аккомпанемента: "Прежде всего в анкетах определяются виды деятельности, в которых учителю пришлось самостоятельно приобрести навыки. Это транспонирование произведений, подбор по слуху, аккомпанемент к мелодиям, аранжировка, варьированная гармонизация вокальных попевок, анализ гармонических средств выразительности в произведениях разных стилей и жанров. Учителями высказываются пожелания о приобретении основ этих навыков в учебном курсе гармонии" (162, с.43). В результате анализа данных анкетирования и собственного опыта автор высказывания делает вывод: "Обучение навыкам аккомпанемента (в письменном виде и в виде игры) является одной из первостепенных и важных задач курса гармонии в профессиональной подготовке учителя" (там же, с.45).
Приобрести умение сочинять аккомпанемент отчасти можно в процессе любительского музицирования, которое приносит несомненную пользу учащимся: "Активное музицирование, хотя бы любительское, -важный ничем не заменимый элемент музыкальной культуры и вытеснение его пассивным слушанием при всех минусах первого и плюсах второго, чревато для нее такими же печальными последствиями, какие принесли бы, например, общей культуре замена собственного чтения, собственного владения грамотой слушанием высококвалифицированных чтецов" (64, с.50). Но поскольку музицирование в большинстве случаев - нецеленаправленная деятельность, оно не обеспечит получения прочных навыков и умений. В этом отношении не поможет студенту в достаточной мере и весь багаж знаний, который он приобретет на всех музыкальных занятиях. И поэтому многие педагоги с сожалением высказались о том, что "в подавляющем большинстве случаев учащиеся уже довольно бегло играющие пьесы, сонатины и этюды, предусмотренные программой, и вполне удовлетворительно разбирающие нотный текст, оказываются совершенно беспомощными, если предложить им подобрать по слуху даже знакомую мелодию" (107, с.164). "Некоторые откровенные педагоги иной раз прямо говорили, что они и сами не умеют подобрать по слуху" (там же, с.162). Такое положение, при котором будущие специалисты не умеют на практике применять полученные в процессе обучения знания, встречается нередко и не только в условиях подготовки учителей музыки, поэтому в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" говорится о необходимости "шире практиковать активные формы занятий, придавать им большую практическую направленность." (6, с.47).
Как уже было отмечено, благоприятные условия для овладения умением сочинения аккомпанемента имеются на занятиях по гармонии на музыкально-педагогическом факультете, так как сочинение аккомпанемента это своего рода результирующая форма работы, которая включает в себя все знания и умения, полученные на этих занятиях.
Программа по гармонии для педагогического вуза ориентирует педагогов на то, чтобы дать студентам "достаточные знания и навыки в области создания аккомпанемента" (123, с.10). Однако тема "Фактура и создание аккомпанемента", которая в ней содержится, занимает, по нашему мнению, слишком малое место в общем курсе - всего четыре часа, - что не позволяет вооружить студентов прочным умением в области создания аккомпанемента. Приобрести умение сочинять аккомпанемент можно только в процессе целенаправленного и достаточно длительного обучения.
Как сказано, сочинение аккомпанемента есть такая деятельность, в результате которой формируется необходимое профессиональное умение школьного учителя музыки, а также развиваются мышление, самостоятельность, творческие стороны личности студентов. Это положение является основой выдвигаемой нами гипотезы: умение сочинять аккомпанемент к песенной мелодии может быть сформировано в процессе соответствующего обучения, которое, в свою очередь, способствует активному развитию мышления, самостоятель
- 13 ности, творческих сторон личности студента.
Актуальность работы обусловлена необходимостью развития мышления, самостоятельности, творческих сторон личности обучающихся, а также большим значением умения сочинять аккомпанемент в профессиональной деятельности школьного учителя музыки.
Объектом нашего исследования является учебно-воспитательный процесс в классе гармонии на музыкально-педагогическом факультете.
Предметом изучения явилось обучение сочинению аккомпанемента и развитие мышления, самостоятельности, творческих сторон личности студента.
Цель исследования - обоснование и разработка методики обучения сочинению аккомпанемента, максимально способствующей развитию мышления, самостоятельности, творческх сторон личности будущего учителя музыки.
Основные задачи исследования составляют:
1. На основе обобщения психолого-педагогической литературы выявить основные признаки и условия, характеризующие творческую деятельность в условиях обучения, предпосылки к ее успешному осуществлению, а также определить, что является ее результатом.
2. Выявить типичные виды аккомпанемента в школьных песнях.
3. Разработать методику сочинения аккомпанемента.
4. Проверять в процессе экспериментального обучения эффективность разработанной методики сочинения аккомпанемента, а также определить ее влияние на развитие мышления, самостоятельности, творческих способностей студентов.
Методологической основой научной постановки данной проблемы явилась марксистско-ленинская теория познания, ленинская теория отражения, а также выводы и рекомендации содержащиеся в Постановлениях партии и правительства, решениях партийных и государственных документов по вопросам о развитии народного образования и повышения роли школьного учителя в формировании нового, гармонично развитого человека.
Методы исследования:
1. Изучение теоретико-методологических вопросов, связанных с развитием мышления, самостоятельности, творческих сторон личности по психологической, педагогической, эстетической, музыковедческой литературе, изучение литературы по проблеме сочинения аккомпанемента.
2. Обобщение передового педагогического опыта.
3. Наблюдение и анализ опыта учебной работы в классах гармонии на музыкально-педагогическом факультете.
4. Беседы с преподавателями и студентами.
5. Педагогический эксперимент.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сочинение аккомпанемента обладает статусом художественно-творческой деятельности.
2. Освоение умения сочинять аккомпанемент к песенной мелодии в классе гармонии на музыкально-педагогическом факультете доступно всем студентам.
3. В процессе сочинения аккомпанемента развивается мышление, самостоятельность, творческие стороны личности студентов.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:
I. Развитие творческих способностей студентов музыкально-педагогического факультета в процессе подбора аккомпанемента. -В кн.Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. - Свердловск: Мнн-во просвещения РСФСР, СИ1И, 1983, с.69-72.
2. К проблеме обучения сочинению аккомпанемента к песенной мелодии. - В кн.: Музыковедческая подготовка школьного учителя. -М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1984, с.76-82.
3. К вопросу о содержании понятия художественно-творческих способностей в советской психологии (в условиях обучения студентов). - М., 1984, - 16 с. - Рукопись представлена МГПИ им.В.И.Ленина. Деп. в НИИВШ 26.06.1984, JS 782-84.
4. О рож сочинения аккомпанемента к песенной мелодии в профессиональной подготовке учителя музыки. - М.,1984, - 16с. Руко пись представлена IСПИ им.В.И.Ленина. Деп. в НИИВШ 26.06.1984, й 783-84.
- 16
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
- 134 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог сказанному, подчеркнем, что обучение такому роду композиции как сочинение аккомпанемента - это деятельность, которая служит двум важнейшим целям: во-первых, обеспечивает сформиро-. ванность самого умения, необходимого в работе школьного учителя музыки, во-вторых, в процессе этой деятельности активно развивается мышление, самостоятельность, творческие способности студентов.
Теоретические положения, изложенные в двух первых главах,послужили предпосылкам! и основанием к разработке методики сочинения аккомпанемента, эффективность которой была проверена в ходе экспериментального исследования. Оно дало результаты, которые доказали правильность выдвинутой гипотезы. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Сочинение аккомпанемента отвечает основным признакам и условиям творческой деятельности в процессе обучения, что позволяет считать эту деятельность творческой.
2. Предпосылками к художественно-творческой деятельности являются такие качества личности как мышление, воображение, эстетический вкус, эмоциональность; в процессе решения художественно-творческих задач эти качества активно развиваются.
3. Теоретические исследования показали, что работа над созданием художественного образа представляет собой эффективный путь развития художественно-творческого потенциала человека. Аккомпанемент к песенной мелодии является важным компонентом художественного образа песни. Поэтому процесс сочинения аккомпанемента может служить решению задачи развития творческих способностей студентов.
4. Проведенное исследование позволило убедиться, что занятия по гармонии располагают большими возможностями для формирования умения сочинять аккомпанемент и мышления, самостоятельности, творчесkiix способностей студента, которые являются важными професскональ-кшг Ka^fcCThfcj.'j. у^кты^Е г.узы-.;.
5. В ходе исследования установлено, что большое значение в создании выразительного художественного образа песни играет фактура аккомпанемента, изучению которой было уделено большое внимание прп формировании умения сочинять аккомпанемент.
6. Экспериментальное исследование показало, что умение сочинять аккомпанемент может быть сформировало в процессе обучения по специально разработанной методике, что оно доступно всем студентам и ' что сам процесс обучения способствует развитию мышления, самостоятельности, творческих способностей студентов.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Одинокова, Ирина Николаевна, Москва
1. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал, Соч. 2-е изд.,т.20.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23.
3. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.18
4. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.29.
5. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981 222 с.
6. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. В кн.: О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. -М.: Полит .литература, 1984, с. -37-69.
7. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М»: Наука, 1980. - 215 с.
8. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности. В журн.: Вопросы философии, 1962, Ш 7, с.97-111.
9. Антонец Н.П. Развитие художественно-образного мышления. Дис. .канд.пед.наук. - М., 1979. - 175 с.
10. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности. В кн.: Музыкальное воспитание в школе. -М.: Музыка, 1975, вып.10, с.20-26.
11. Апраксина О.А. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов. В кн.: Музыка в школе, 1983 lb I, с.30-35.
12. Арзаманов Ф.Г. О постановке педагогических исследований. В журн. Советская музыка. - М.: 1982, № 7, с.68-71.
13. Арзаманов Ф.Г. Теория музыки и работа исполнителя. В кн.: Актуальные проблемы музыкальной педагогики (межвуз.сб.трудов).-М.: Гос.муз.пед.ин-т им.Гнесиных, 1974, вып.32, с.63-89.
14. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе.- 137
15. В кн.: Избр.статьи о музыкальном просвещении и образовании. -Л.: Музыка, 1973, с. 47-60.
16. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: ГЛузгиз, 19S3. - 378 с.
17. Асафьев Б.В. Организация преподавания музыки в современной общеобразовательной школе. В кн.:Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - JI. :Музыка, 1973, с. 60-78.
18. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
19. Баренбойм JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. -Л.: Музыка, 1974. 335 с.
20. Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики XX века. В журн.Сов.музыка, 1971, № 8, с. 96-III.
21. Беркман Т.А., Гршценко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению. М.Акад.пед.наук РСФСР.1962. - 136с.
22. Бернштейн Н.А. Новые линии развития в физиологии и биологии активности. В кн.:0черки по физиологии движений и физиологии активности. - М.:Медицина, 1968, с. 299-322.
23. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. М.: Музыка, 1974. - 142 с.
24. Блонский Л.П. Избр.психологические произведения. М.:Просве-щение, 1964. - 547 с.
25. Блонский П.П. Развитие мышления школьника. М.:Учпедгиз, 1935. - 125 с.- 138
26. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. М.: Педагогика, 1976. - 247 с.
27. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970. - 189 с.
28. Буров А.И.Эстетика: цроблемы и споры.- М.Искусство,1975.-175 с.
29. Ветлугина Н.А.,Петрушин В.И. Современные концепции музыкального воспитания подрастающего поколения. — В журн.Советекая педагогика. М.: 1976, I, С. 66-75.
30. Видгоф В.М. Методологический анализ социальной природы эстетических эмоций и их роль в освоении действительности. Томск, Лис. .канд.пед.наук. 1974. - 198 с.
31. Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся. М.: НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, 1973. - 130 с.
32. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1967. -92 с.
33. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: ОГИЗ, 1934. - 324 с.
34. Выготский Л.С. Психология" искусства.-М.:Искусство,1968. -573с.
35. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН СССР, I960. - 500 с.
36. Гарунов М.Г.,Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа студентов как средство развития их творческой активности в обучении.- В кн.:Развитие творческой активности студентов в процессе обучения. Петрозаводск.: 1978. - 3 с.
37. Гаспаров Б.М. 0 некоторых принципах структурного анализа музыки. В кн.: Проблемы музыкального мышления. - М.:Музнка, 1974, с.129 - 152.
38. Глинка М. Литературное наследие, т.1. М-Л.:Музгиз, 1952.- 512.- 139
39. Говорун Д.И. Воображение и художественное творчество. -Дис. .канд.пед.наук. Киев: 1975. - 175 с.
40. Головинский Г.Л. 0 вариантности восприятия музыкального образа. В кн.: Восприятие музыки. - М.:Музыка,1980, с. 127-140.
41. Голык Г.Г. Роль учебного хора музыкально-педагогического факультета в формировании музыкально-творческих качеств студентов. Дис. .канд.пед.наук. - М.: 1971. - 173 с.
42. Гольденвейзер А.Б. 0 музыкальном искусстве. -М.:ГЛузыка, 1975.- 416 с.
43. Готсдинер А.А. 0 стадиях формирования музыкального восприятия.- В кн.: Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974, с. - 230-251.
44. Громов E.G. Художественное творчество. М.Политиздат, 1970.- 261 с.
45. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.:Педагогика,1972,- 423 с.
46. Давыдов В.В. "Нет, зрелая творческая личность". Литературная газета, 1972, 2 февраля.
47. Ддепров В. 0 музыкальных эмоциях. В кн.: Кризис буржуазной культуры и музыки. - М.: Музыка, 1972,вып.I, с. 99-174.
48. Долматов Н.А. Гармония (методические разработки для студентов музыкально-педагогических факультетов педагогических вузов), -М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1979, ч.Ш. 117 с.
49. Достоевский Ф.М. Об искусстве. М.'.Искусство, 1973. - 818 с.
50. Душков Б.А. Исследование системы доминирующих уровней деятельности студентов. В кн.:Психолого-педагогические проблемы обучения в высшей школе, 1978, с. 3-31.
51. Ермаш Г. Искусство как творчество. В кн.:Эстетические очерки, вып.2. - М.:Музыка, 1967, с. ^ 69-97.- 140
52. Ермолаева-Томилина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей.- В курн.Вопросы психологии. М.: 1977,1. JS 4, с. 74 -84.
53. Здобнов Р. Исполнительство род художественного творчества. -В кн.'.Эстетические очерки. М. :Музыка,1967,вын.2, е.--98-148.
54. Зильберквит М.А. Формирование опорных музыкальных понятии при обучении игре на инструменте, на музыкально-педагогических факультетах педагогических вузов. Дис. .канд.пед.наук.- М.,1981. I6Sc.
55. Иванова Н.Н. Развитие творческих способностей учащихся на основе системы факультативных курсов по геометрии. Дис. . канд.пед.наук. М.,1981. - 206 с.
56. Игнатьев Е.Н. 0 некоторых особенностях изучения представления и воображения. В кн.Психологические исследования представлений и воображения. - М.:Акад.пед.наук РСФСР,1956, вып.76, с. ■ 3-17.
57. Исследования по психологии интеллектуальных навыков и умений (Труды ин-та психологии). М.:Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1957. - 275 с.
58. Кабалевский Д.Б. Жизнь.Искусство.Человек. В журн.:Смена. -М. 1970, В 15, с. - 1-3.
59. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и лавыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1962. - 212 с.
60. Каган ГЛ.С. Художественно-творческая способность как синтетический механизм психики. В кн.Проблемы этики и эстетики, Л.: ЛГУ, 1975, вып.2, с. - 134-138.
61. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.Политиздат, 1974.- 328 с.- 141
62. Киященко Н.И. Эстетическая творческая способность. В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. -М.: Прогресс, 1980, с. 87-98.
63. Ковда Д.И. Личностная установка художника как механизм творчества. В кн.:Проблемы этики и эстетики. - Л.:Изд-во ЛГУ, 1975, вып.2, с. - 138-143.
64. Коган Г.М. Избранные статьи. М.:Музыка,1972,вып.2. -264 с.
65. Коган Л.Н. Художественный вкус. М.:Мысль,1968. - 211 с.
66. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. М.Политиздат, 1971. - 254 с.
67. Кремлев К). Становление музыкального образа. В кн.:0черки по эстетике музыки. - М. :Сов.композитор,1972, о. 213-270.
68. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.Просвещение, 1972. - 255 с.
69. Крюкова И.А. Развитие концертмейстерских навыков в работе над школьным песенным репертуаром педагога-музыканта. В кн.: Проблемы фортепианной педагогики и исполнительства. М.:МГПИ им.В.И.Ленина, 1978, с.33-42.
70. Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предает обучения. -Л.: Музыка, 1961. 70 с.
71. Кудрявцев Т.В. Система проблемного обучения. В кн.Проблемное и программированное обучение. - М.:Сов.Россия,1973,с. 10-29.
72. Кузьмина И.В. Методы исследования педагогической деятельности.-Л.-.ЛГУ, 1970. 114 с.
73. Кучеров В. Методическая разработка по вопросам художественно-творческого потенциала дисциплин музыкально-теоретического цикла (для средних музыкальных учебных заведений).- Киев.;: Мин-во культуры УССР, 1972. 50 с.74,75,76,77,78,7980,81