Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Дробот, Виталий Николаевич
Ученая степень
 
Место защиты
 Киев
Год защиты
 1984
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: , Дробот, Виталий Николаевич, 1984 год

ВВЕДЕНИЕ. 3 - II

ГЛАВА. I. БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ •

§ I. Проблема изучения биографии писателя в литературоведении и методике. 12

§ 2. Роль и место биографии писателя в процессе изучения монографической теш.38

§ 3. Задачи, содержание и методика констатирующего эксперимента в старших классах.45

ГЛАВА II. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ШОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ

§ I. Историко-литературные аспекты изучения биографии в школе .55

§ 2. Очерк как вид биографии в школьном изучении. 6? -

§ 3. Принцип концентризма в изучении биографии. 75 -

§ 4. Изучение биографии писателя в связи с анализом художественного творчества (на материале творчества Н.В.Гоголя).90

Введение диссертации по педагогике, на тему "Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством"

Актуальность исследуемой темы определяется задачами, вытекающими из решений ХХУ1 съезда КПСС, июньского (1983 г.) и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦЕ КПСС, а также Основных направлений общеобразовательной и профессиональной школы и вытекающими из них постановлений ЦК партии и Совета Министров СССР.

Проблемы повышения воспитательного воздействия литературы на учащихся, формирования их мировоззрения, нравственности, эстетических критериев и вкусов, изучения литературы в ее идейно-эстетической сущности и художественной специфике принадлежат к числу наиболее актуальных: "Ничто не может заменить литературу, искусство в воспитании общественных нравов и чувств людей, в их способности воздействовать и на ум, и на сердце".*

В свете задач, стоящих перед современной школой, особенно актуальной становится проблема изучения биографии писателя. Пример жизни и деятельности художника открывает перед учащимися богатый мир высоких моральных качеств: самоотверженного служения Родине и народу, высокого сознания своего долга, нравственной глубины чувств и переживаний. Знакомя учащихся с личностью писателя, с его общественной и творческой деятельностью, мы делаем их свидетелями напряженного труда, борьбы, обогащаем чувства и мысли, способствуем формированию их характера.

Усиление внимания учащихся к творческой и идейной позиции писателя, произведения которого изучаются в средней школе и особенно в старших классах, сближение с его личностью, обогащает сознание учеников, их представления о жизни и людях, повышает интерес к познанию, является стимулом к воспитанию своей личности.

Приобщение к позиции художника слова, постижение и усвоение авТ "" . х Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. Речь товарища К.У.Черненко на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР 25 сентября 1984 года. - Коммунист, 1984, $ 14, с.7. торского взгляда на мир дает возможность школьникам увидеть в художественном цроизведении близкое и созвучное себе, перекликающееся с его собственными исканиями, настроениями, мыслями, сталкивает их с общественными и нравственными конфликтами и проблемами, которые заключает в себе изучаемое произведение.

В современной школьной практике распротраненным недостатком в изучении биографии является отсутствие органической связи между рассказом учителя о жизни писателя и изучаемым произведением, z что неизбежно наносит большой урон интеллектуальному осмыслению и эмоциональному восцриятию художественного цроизведения, в котором, как известно, личность его создателя находит полное и завершенное воплощение. Если учащиеся не воспримут того объединяющего начала, которое несет в себе образ повествователя, с его мировосприятием, гражданской позицией, эстетическими взглядами, они не воспримут и общего художественного колорита изучаемого произведения.

Изучение опыта учителей русской литературы показало, что осмысление учащимися связи художественного произведения с личностью писателя, его художественной концепцией, которая неизбежно отражается в выборе тем, в идейном содержании, цроблематике, системе образов, композиции, в изобразительно-выразительных средствах, в языке художественных произведений помогает школьникам понять позицию автора, его оценку изображаемой действительности, а следовательно, глубже и' полнее постигнуть изучаемое в классе литературное цроизведение. Это и позволило сделать вывод об актуальности выдвигаемой диссертантом проблемы исследования.

Для положительного решения вопроса изучения биографии во взаимосвязи с творчеством важно обращение к трудам выдающихся критиков, писателей, методистов, учителей-практиков. Б работах революционных демократов Б.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, Т.Г.Шевченко, Н. Г .Чернышевского, И.Я.Франко и др. неоднократно высказывались мысли об органическом изучении биографии и творчества писателя, о внимании к личности художника слова, богатству и своеобразию его духовного мира, об изучении тех фактов жизни, которые оказывали решающее влияние на формирование его мировоззрения, характера.

Однако принципы изучения биографии во взаимосвязи с творчеством не могли внедриться в црактику школ в условиях старой дореволюционной школы. Решение этого вопроса стало возможным только в советской школе, неразрывно связанной с жизнью народа, - она создала все необходимые условия для развития творчески* способностей учащихся.

Советская историко-литературная и методическая наука рассматривает жизнь и творчество писателя в конкретно-исторических условиях и их взаимосвязи. Именно такой подход и должен быть основным стержнем в школьном изучении биографии, определяющим ее научную достоверность, воспитательную и образовательную значимость.

Проблему изучения биографии писателя в школе разрабатывали известные советские методисты М.А.Рыбникова, В.В.Голубков, В.А. Десницкий, Н.В.Колокольцев, Н.И.Кудряшев, А.А.Липаев, В.А.Никольский, Б.В.Рождественский, Н.И.Громов и др.

В исследованиях последних лет освещались разносторонние аспекты изучения личности писателя: нравственно-эстетический ( В.Г. Маранцман); идейно-нравственный облик писателя ( Т.Ф.Курдюмова, И.Е.Кадлан); ознакомление учащихся с личностью художника на разных этапах их литературного образования ( Н.А.Бодрова, В.П.Пере-пелица). Изучению личности писателя посвятили свои исследования Ю.Д.Проклов, Н.В.Тимерманис.

К вопросам изучения биографии обращались также и другие советские методисты и ученые: А.М.Бандура, Г.И.Беленький, А.И.Белецкий, Т.Ф.Бугайко, Е.С.Добычина, М.П.Касторская, Н.О.Корст, К.П. Лахостский, А.Р.Мазуркевич, С.Г.Паршина, Е.А.Пасичник, С.А.Смирнов, Т.В.Чкфковская и др.

Но проблема изучения биографии писателя в органическом единстве с его творчеством настоятельно требует дополнительных целенаправленных поисков и конкретной разработки путем экспериментального исследования, широкого обобщения опыта и дальнейшего уточнения теоретико-концептуальных проблем методики литературы.

Концепция исследования заключается в следующем: руководствуясь марксистско-ленинским учением о формировании личности, с целью повышения воспитательной роли литературы в школе биографию писателя в старших классах необходимо изучать во взаимосвязи с творчеством. Внимание к духовному и общественному облику художника, к творческой истории произведений ( замысел и его осуществление, путь к образу, вопросы текстологии и т.д.) облегчает уяснение пафоса его произведений, повышает эффективность воспитательного влияния литературы на молодое поколение.

Объектом исследования является процесс изучения монографической теш в старших классах, предметом - изучение биографии писателя во взаимосвязи с творчеством.

В исследовании не ставится вопрос об изучении биографии с УШ по X класс. Для обучающего эксперимента была избрана тема "Н.В. Гоголь в УШ классе". Обращение к биографии и творчеству Гоголя не было случайным: сложность духовного мира писателя, его эстетической концепции, творческого метода, литературной и общественной обстановки эпохи создают известные трудности как для учащихся, так и для учителей в постижении идейно-художественного своеобразия его творчества.

Выбор теш обусловлен ещэ одним очень важным обстоятельством: проблема русско-украинских литературных взаимосвязей, которая успешно исследуется в последние годы в литературоведении, еще недостаточно разработана в методике литературы. Русская литература теснейшим образом связана многосторонне с изучением национальных литератур и преподавание ее нельзя мыслить изолированно. В наибольшей мере это относится к школам УССР, так как русская и украинская литературы имеют много общего и родственного как по происхождению, так и по языку; в силу исторических обстоятельств они развивались во взаимодействии, с постоянным взаимовлиянием. В этом аспекте практика изучения жизни и творчества Н.В.Гоголя в школах Украины представляет уникальный случай, дающий возможность проследить русско-украинские взаимосвязи, развивая у учащихся интерес к многонациональной советской литературе и культуре.

Выявление путей формирования представлений учащихся о личности художника на всех уроках изучения монографической темы, определение аспектов, необходимых для реализации идеи взаимосвязи биографии с творчеством, обнаружение и обоснование наиболее перспективных принципов для построения системы уроков и составляет цель настоящего исследования.

В теоретической и практической разработке избранной проблемы диссертант исходил из следующей гипотезы: эффективность образовательно-воспитательного воздействия урока литературы возрастает при условии органического единства в изучении жизненного и творческого пути писателя и в анализе его произведений. Такое единство монет быть достигнуто на основе последовательной реализации аспектов, помогающих связать изучение фактов биографии с анализом произведений писателя. Диалектические принципы линейности и концентризма дают возможность разработать наиболее целесообразную систему уроков по изучению монографической темы, в которой "Очерк жизни и творчества" писателя будет тесно связал с анализом художественного цроизведения.

Реализация поставленной цели и выдвинутого исходного положения обусловила решение следующих з а д а ч:

- разработать структуру организации биографических материалов во взаимосвязи с творчеством писателя в процессе изучения монографической темы;

- теоретически обосновать методику изучения "Очерка жизни и творчества писателя";

- выявить пути сочетания линейности и концентризма при изучении биографии писателя.

Методологической основой исследования явилось марксистско- ленинское учение о литературе и ее роли в коммунистическом воспитании; ленинская теория познания; учение классиков марксизма-ленинизма, выдающихся деятелей партии и государства о культуре.

Основной базой эксперимента служили общеобразовательные моли г.Киева ( СШ №№ 140, 216), Ирпенская СШ JS 17 (Киевской области), СШ Ш 21 и 30 г.Житомира.

Исследование проводилось в четыре этапа. На первом этапе были сформулированы цроблема и основные положения исследования, выработаны исходные теоретические позиции, уточнены предмет и цель исследования, построена его рабочая гипотеза, оцреде-лены методы исследования, цроводился теоретический анализ литературных источников и фиксированное наблюдение над практикой изучения биографии писателя в старших классах, составлена программа проведения констатирующего и обучающего эксперимента.

Содержание второго этапа исследования составили массовый констатирующий эксперимент и апробация разработанной методической системы. На третьем этапе был проведен обучающий эксперимент, а на четвертом - обобщались результаты экспериментальной методики, определялась ее эффективность.

В соответствии с характером поставленных задач, использовались следующие методы исследования: изучение произведений классиков марксизма-ленинизма, трудов и высказываний выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства по вопросам обучения и воспитания учащихся, решений съездов КПСС и Компартии Украины, постановлений партии и цравительства о школе; критический анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме диссертации; теоретическое осмысление передового опыта работы учителей русской и украинской литератур; педагогическое наблюдение; анализ уроков по исследуемой цроблеме; анкетирование, групповые и индивидуальные беседы и интервью с учащимися и учителями-словесниками; проведение и анализ устных и письменных творческих работ; изучение результатов литературно-творческой деятельности учащихся; естественный педагогический эксперимент, состоящий из констатирующей, обучающей и контрольной частей.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- обоснована и практически реализована методика изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством;

- оцределены основные аспекты изучения биографии;

- разработаны варианты изучения биографии писателя с опорой на дидактические принципы линейности и концентризма;

- выявлена специфика и конкретизирована методика изучения "Очерка жизни и творчества писателя".

Достоверность результатов исследования и основних выводов диссертационной работы обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций; критическим анализом и учетом состояния проблемы изучения биографии писателя, црименением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его объекту, предмету и задачам, количественным и качественным анализом значительного объема теоретического и эмпирического материала, результатами цроведенной опытно-экспериментальной работы, в которой приняло участие свыше 1300 учащихся старших классов,Донецкой i Житомирской, Кировоградской, Николаевской, Сумской, Тернопо-льской, Черкасской, Черниговской, Киевской областей и г.Киева.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

- предложены конкретные методические рекомендации по изучению биографии писателя в связи с анализом художественного творчества (на материале изучения жизни и творчества Н.Б.Гоголя в УШ классе);

- разработана методика изучения "Очерка жизни и творчества писателя";

- определены критерии отбора биографических материалов.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику работы школ осуществлялась путем публикаций статей и научных докладов по проблемам диссертации; выступлений на научно-практических конференциях и выездных заседаниях отдела методики литературы НИИ педагогики УССР (г.Ивано-Франковск, 1980; г.Чернигов, 1981; г.Белая Церковь, 1982), на отчетных научных конференциях НИИ педагогики УССР (г.Киев, 1980-1984 гг.); чтения лекций на курсах переподготовки учителей-словесников при Киевском областном институте усовершенствования учителей. Разработаны методические рекомендации, одобренные отделом методики русской и украинской литератур НИИ педагогики УССР и рекомендованные для массово

- II го распространения в школах республики.

Результаты исследования могут быть использованы учителями средних общеобразовательных школ, преподавателями литературы на подготовительных отделениях различных вузов, в работе со студентами пединститутов и университетов, на курсах повышения квалификации учителей при ИУУ, при составлении программ, учебных и методических пособий, в совершенствовании работы методобъединений.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Изучение биографии писателя в тесной взаимосвязи с творчеством писателя способствует углублению восприятия и совершенствованию анализа литературных произведений, содействует повышению методологической и теоретико-литературной подготовке учащихся.

2. Теоретически обоснованные методические принципы изучения "Очерка жизни и творчества писателя" обеспечивают глубокое восприятие идейно-художественного богатства литературного произведения.

3. Использование дидактических принципов линейности и кон-центризма в построении системы уроков при изучении биографии писателя дает возможность исследовать жизнь художника полно, глубоко и основательно на протяжении всех уроков монографической темы.

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обоснована актуальность темы, определены задачи и методы исследования.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Биография писателя является одним из важнейших звеньев школьного изучения литературы и требует особого внимания. Изучение педагогического опыта учителей, анкетирование, длительное наблюдение в школах республики ' ■показало, что большинство педагогов считает необходимым изучение биографии писателя, его личности во взаимосвязи с творчеством. Однако, признавая необходимость такого изучения, учителя прибегают к практическому осуществлению идеи взаимосвязи крайне редко. Чаще всего биографии отводится один урок, на котором в хронологической последовательности пересказываются хрестоматийные даты и события жизни писателя, а личность творца остается непознанной учащимися.

Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что обособленное изучение биографии является одной из причин недостаточной подготовленности учащихся к активному постижению изучаемого художественного произведения. Это вызвало необходимость разработки методики целенаправленного систематического изучения биографии писателя в органической связи с его творчеством. При одновременном изучении жизни и творчества появляется возможность постижения своеобразия личности художника, его социальных, политических, этических взглядов и эстетических принципов, приближающих школьников к пониманию компонентов художественного мастерства писателя, а отсюда - произведения в целом.

Положительное решение дроблены вызвало необходимость обращения к ряду важнейших аспектов (роль личности художника в его творчестве, роль мировоззрения, жизненный опыт художника, писатель и эпоха, творческий метод, мастерство писателя и др.), призванных определить характер взаимосвязи жизненного и творческого пути писателя.

Во время проведения обучающего эксперимента был использован дидактический принцип линейности, который давал возможность рассматривать жизненный путь, личность художника на протяжении всех уроков изучения монографической теш.

Для положительного решения проблемы изучения биографии на разных ступенях литературного образования был использован принцип концентризма.

В исследовании разработаны методические основы изучения "Очерка жизни и творчества", призванного выявить социально-индивидуальную определенность писателя.

Для учащихся экспериментальных классов характерно более интенсивное продвижение по всем показателям, которые определяют качество усвоения новых знаний, таких умений как анализ произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия, определение роли сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка в произведении, авторской оценки изображаемых явлений.

На протяжении всех уроков, отведенных на изучение творчества Гоголя, школьники убеждались в том, что изображение жизни, ее процессов в художественном произведении неразрывно связано с авторской оценкой ее. Автор, не участвуя в событиях, отраженных в сюжете, все-таки присутствует во всем повествовании. Его присутствие сказывается в том, что изображено и как изображено, и в том, какое эмоциональное впечатление изображенное произведет на читателя. I

Отношение писателя к изображаемому можно определить по тому, какими внешне рисует он своих героев, какими вещами их окружает, какую роль отводит им в сюжете. Писатель воздействует на восприятие учащихся, особым образом организуя повествование, связывая эпизоды так, чтобы каждый из них служил комментарием к другому.

Привлекая внимание учащихся к различным приемам выражения авторской позиции, мы ставили цель не запоминание их, а воспитание читательской зоркости и чуткости к художественному слову, к художественному образу. Мы добивались того, чтобы учащиеся увидели в произведении не только героев, но и автора, восприняли произведение как создание, где все проникнуто авторским видением мира, его симпатиями и антипатиями, где во всей структуре художественного целого разлито авторское сознание.

Результаты обучающего эксперимента убеждают в правильности выбранной методики изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством, необходимости постижения авторской личности, эффективности организации биографического материала. Контрольный эксперимент позволяет сделать следующие выводы:

1. Изучение биографии писателя в органической взаимосвязи с творчеством обогащает представления учащихся о личностном характере художественного творчества, позволяет осмыслить своеобразие авторского видения мира. Установление отношения автора к изображенным явлениям и действующим лицам, а также организация работы над изучением поэмы "Мертвые души" с выделением узловых проблем, с постоянными наблюдениями над компонентами мастерства ведет к сознательному пониманию учащимися красоты произведения, глубины, стройности и оригинальности изложения авторской мысли.

2. Использование принципа концентризма при изучении биографии обеспечивает систематичность и преемственность в учебном процессе, положительно влияет на общее литературное развитие школьников. Применение принципа концентризма в изучении монографической темы способствует определению учащимися авторской оценки действительности, ведет к пониманию мировоззрения писателя, эмо

- 182 ционально-образного восприятия произведения, его социальных мотивов, психологии творчества.

3. Линейность в построении системы уроков при изучении биографии и творчества писателя дает возможность жальникам накапливать необходимый материал для обобщений, способствует развитию творческого отношения к выполняемой работе, самостоятельным наблюдениям над текстом, синтезировать наблюдения по определенным темам и заданиям.

4. Разработанная методика изучения "Очерка жизни и творчества писателя" позволила определить важную особенность: воспитательное воздействие биографии усиливается от эмоционального ее изложения, способствующэго восприятию личности художника в единстве с творчеством. Опытным путем установлено, что привлечение материалов, раскрывающих .духовную структуру личности писателя, отражающих особенности характера и их проявление в различных жизненных ситуациях, процесс становления художника, фактов, позволяющих понять эпоху, своеобразие творческой индивидуальности писателя, содействует постижению художественных особенностей изучаемого произведения.

5. В результате изучения личных и творческих контактов русских и украинских писателей, литературных взаимосвязей учащиеся постигают общие закономерности литературного процесса, осмысляют истоки взаимодействий русских и украинских писателей, глубже и сознательнее усваивают литературное произведение.

Таким образом, диссертационная работа, посвященная проблеме изучения биографии писателя во взаимосвязи с творчеством, вносит в ее решение определенный вклад:

- изучен и систематизирован опыт дореволюционной и советской методики преподавания литературы в области изучения биографии писателя;

- разработаны и обоснованы методические принципы системы изучения истории }кизни писателя во взаимосвязи с его творчеством;

- аргументирована необходимость использования дидактических принципов линейности и концентризма в построении системы уроков при изучении биографии писателя;

- теоретически обоснованы и осуществлены на практике методические основы изучения "Очерка жизни и творчества писателя".

Исследованием установлено, что изучение биографии писателя в единстве с его творчеством решает ряд проблем эффективности учебного процесса: активизирует умственные силы учащихся - мышление, память, представление, язык; стимулирует более сознательное отношение к изучению литературы, что приводит к глубоким осмысленным знаниям, прививает необходимые для самообразования умения и навыки; воспитывает трудолюбие, наблюдательность, волю и .другие положительные качества личности, частично решает проблему в выполнении домашних задании, так как задания творческого характера по выявлению личности писателя, его мастерства устраняет зубрежку, побуждает рационально использовать время. Изучение биографии во взаимосвязи с творчеством развивает возможности учащихся, их интересы, учит наблюдать, сопоставлять, систематизировать, обобщать.

Результаты экспериментальной и контрольной проверки, показавшие наличие сдвига в восприятии учащимися художественных произведений, в сознательном подходе к самому процессу анализа, убеждает в истинности нашей гипотезы.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы. Научный и практический интерес представляет изучение таких вопросов, как: изучение биографии писателя в обзорных темах;

- 184 требует более углубленной разработки проблема изучения "Биографии и творческого пути писателя"; надлежит исследовать вопрос организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения биографии писателя и др.

Список литературы диссертации автор научной работы: , Дробот, Виталий Николаевич, Киев

1. Маркс К., Энгельс Ф. К критике гегелевской философии права. Введение. Соч.2-е изд., М.,Госиздат полит, лит-ры, 1955, т.1, с.414-429.

2. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: В 2-х томах. М.:Педагогика, 1978, т.1. 543 е.; т.2.- 488 с.

3. Маркс К., Энгельс Ф. О литературе. М.: Гослитиздат, 1958. -320 с.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т.- М.: Искусство, 1976, т.1. 576 е.; т.2. - 719 с.

5. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Полное собр.соч., т.12, с.99-105.

6. Ленин В.И. Отношение к буржуазным партиям. Полн.собр.иоч., т.15, с.368-388.

7. Ленин В.И. И.Ф.Арманд. Полн.собр.соч., т.49, с.328-334.

8. Ленин В.И. К вопросу о диалектике. Полн.собр.соч., т.29, с.316-322.

9. Ленин В.И. Еще один поход на демократию. Полн.собр.соч., т.22, с.82-93.

10. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч., т;.41, с.336-337.

11. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 5-е изд. - М.: Худож. лит-ра, 1976. - 827 с.х х х

12. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.:Политиздат, 1981. - 233 с.

13. О реформе образовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М.:Политиздат, 1984. - 112 с.- 186

14. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС (14-15 июня 1983 года). М.:Политиздат, 1983. - 18 с.

15. О литературно-художественной критике: Постановление ЦК КПСС от 21 января 1872 г.- Об идеологической работе КПСС: Сб.документов. М.:Политиздат, 1977, с.493-496.

16. Крупская Н.К. О преподавании истории и литературы в семилетней школе. Пед.соч.: В 6-ти т., М.: Педагогика, 1979, т.З, с.49-54.

17. Крупская Н.К. К вопросу о преподавании литературы во II ступени. Пед.соч.: В 6-ти т., М.:Педагогика, 1979, т.З, c.I09-II3.

18. Крупская Н.К. О преподавании литературы. Пед.соч.: В 6-ти т., - М.:Педагогика, 1980, т.5, с.153-159.

19. Крупская Н.К. Заметки о коммунистическом воспитании. Пед. соч.:В 6-ти т., - М.:Педагогика, 1980, т.6, с.375-381.

20. Луначарский А.В. Ленин и литературоведение. Собр.соч.:В 8-ми т., - М. :Худож.литг-ра, 1967, т.8. - 654 с.

21. Луначарский А.В. Статьи о литературе. М.Гослитиздат, 1957. - 736 с.

22. Луначарский А.В. Статьи. Классики русской литературы. М.: Гослитиздат, 1937, с.386-502.х х х

23. Акимова А.В. История и биография. Прометей, 1966, т.1, с.346-354.

24. Аксаков С.Т. Избранные сочинения. М.Современник, 1982. -846 с.

25. Аксенова Е.М. Художественное выражение позиции писателя. Сб. статей. Владимир: Книж.издат., 1959. - 172 с.- 187

26. Алферов А.Д. Очерки по истории русской литературы XIX в.: Пособие дли учащихся средней школы. М.гШкола, 1915. - 320 с.

27. Алферов А.Д., Грузинский А. Сборник вопросов по истории русской литературы: Курс средней школы. 11-е изд., - М.гШкола, 1917. - 86 с.

28. Амитиров Г.Е. Изучение поэтов в школе. М.:Учпедгиз, 1962. -256 с.

29. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970. - 654 с.

30. Балталон Н.П. Пособие для литературных бесед и письменных работ. 9-е изд., - М.:Б.п., 1912. - 230 с.

31. Бандура A.M. Осуществление межпредметных связей на уроках украинской литературы: Методическое письмо. Киев: Радянсь-ка школа, 1981. - 48 с^ - Укр.

32. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 422 с.

33. Беленький Г.И. Классика и современность. Киев: Радянсыса школа, 1984. - 191 с.

34. Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе. М.: Просвещение, 1976. - 222 с.

35. Белинский Б.Г. О русской повести и повестях г.Гоголя. Собр. соч.:В 9-ти т., - М.: Худож.лит-ра, 1976, т.1, с.138-185.

36. Белинский В.Г. Михаил Васильевич Ломоносов. Сочинение Ксено-фонта Полевого. Там же, т.1, с.485-504.

37. Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Там же, т.5, с.43-56.

38. Белинский В.Г. Несколько слов о поэме Гоголя "Похождения Чичикова, или Мертвые души". Там же, т.5, с.56-63.

39. Белинский В.Г. Вступление к "Физиологии Петербурга". Тамже, т.7, с.127-137.

40. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. Там же, т.8, с.337-415.

41. Беляев М.А. Изучение поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души": Автореф.дис.канд.пед.наук. Москва, 1954. - 24 с.

42. Берков Н.П. Проблема народа в "Мертвых душах" Н.В.Гоголя. -Ученые записки Ленинградского гос.ун-та. Сер.49. Филологич.науки, 1958, № 261, с.3-21.

43. Бирюков С.К. Использование материалов литературного краеведения при изучении биографии писателя. В кн.: Русско-национальные связи в преподавании литературы в национальной школе. М.,1982, с.138-151.

44. Богданова О.Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в 8 классе. М.: Просвещение, 1980. - 96 с.

45. Боголепов П.К. Образ автора повествователя в поэме "Мертвые души". - В кн.: Изучение художественного текста в школе, 1956, с.30-53.

46. Боголепов П.К. Тропа к Гоголю. М,: Детская лит-ра, 1976. -352 с.

47. Бодрова Н.А. Преподавание художественной литературы в школе.-Сб.статей под ред.Н.А.Бодровой. Куйбышев, 1975. - 214 с.

48. Бойко М.И. Изучение жизнеописания художника слова в средней школе. Киев: Радянська школа, 1975. - 150 с. - Укр.

49. Бочаров Г.К.Рассказ о жизни писателей. В кн.: Вопросы методики преподавания литературы в школе. - М. ,АПН РСФСР, 1961, с.119-145.

50. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. Пособие для учителя: Л.: Просвещение, 1964. - 304 с.- 189

51. Бугайко Т.Ф. О взаимосвязи в преподавании русской и украинской литературы в школах УССР. Киев: Радянська школа, 1968. - 55 с.

52. Бурсов Б.И. Изучение русской литературы в 9 классе. Методическое пособие. М.: Просвещение, 1972. - 399 с.

53. Бурсов Б.И. Критика как литература. Л.: Лениздат, 1976. -320 е.

54. Бурсов Б.И. Личность Достоевского. Л.: Совет.писатель, 1974. - 670 с.

55. Буяльский Б.А. Курс на мастерство. Киев: Радянська школа, 1974. - 220 с.

56. Виноградов B.C. Ознакомление учащихся с творческой лаборатоIрией писателя. В кн.: В помощь учителю литературы. - Грозный, 1964, с.31-40.

57. Винокур Г.О. Биография и культура. М.: Гос.академ. худож. наук, 1927. - 86 с.

58. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, - 631 с.

59. Войтоловская Э.Л., Степанов А.Н. Н.В.Гоголь: семинарий. Л.: Учпедгиз, 1962. - 288 с.

60. Воррбьев П.Г. Пути активизации учебно-воспитательного процесса на уроках, посвященных изучению биографий писателей. В кн. Опыт совершенствования преподавания литературы в старших классах. - М.; АПН РСФСР, 1961, с.49-124.

61. Выборнова С.Г. Изучение художественного мастерства Н.В.Гого-ля в 8 классе средней школы: Автореф.дис. . канд.пед.наук.-М.,1971. 23 с.

62. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. -576 с.

63. Герасименко А.Я. Гоголь и Полтавщина. -Киев:Б.и.,1976. 48 с.

64. Герасимова Л.С. Восприятие поэмы "Мертвые души" девятиклассниками. Литература в школе, 1965, I!? 6, с.38-43.

65. Гердзей-Калица Н.М. Горький в школе. Изд.2-е, испр.и дополн. М.; Л.г Учпедгиз, 1953. 288 с.

66. Герцен А.И. Былое и душ. Собр.соч. в 30-ти т. М.: АН СССР, 1956, т.8. - 518 с.

67. Гершензон М.О. Видение поэта. М.: Б.и., 1919. - 80 с.

68. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.; Л.: Совет.писатель, 1964. -389 с.

69. Гиллельсон М.И. Гоголь в Петербурге. Л.: Лениздат, 1961. -307 с.

70. Гоголевские чтения. Тезисы докладов. Полтава: Б.и., 1982.125 с.

71. Гоголь Н.В. Материалы и исследования в 2-х т. М.; Л.: АН СССР, 1936. - 846 с.

72. Гоголь в воспоминаниях современников. М.: Гос.издат.худож. лит-ры, 1952. - 718 с.

73. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах. Л.:Б.и.,1959.

74. Гоголь в русской критике. М.:ГИХЛ, 1953. - 652 с.

75. Гоголь в школе. Сб.стат.под ред.В.В.Голубкова и А.Н.Дубови-кова. М.: Изд.АПН РСФСР, 1954. - 704 с.

76. Гоголь и украинская литература. Киев: Госиздат, 1954. -166 с. - Укр.

77. Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение. М.: Высшая школа, 1964. - 318 с.

78. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М.: Просвещение, 1962. - 496 с.

79. Гордеева Н.Б. Изучение мастерства Л.Н.Толстого в школе. -М.:- 191 1. Изд.АШ РСФСР, 1958. 120.

80. Громов Н. Радищев в школе. JI.: Учпедгиз, 1954. - 92 с.

81. Громцева С.Н., Маранцман Б.Г., Мурин Д.Н. Проверочные работы по литературе в УШ-Х классах. М.: Просвещение, 1982. - 128 .

82. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. -М.; Л.: Просвещение, 1966. 268 с.

83. Гуковский Г.А. Реализм Гоголь. М.; Л.: ГШ, 1959. - 530 с.

84. Гуляев Н.А., Карташова И.В. Об эволюции творческого метода Гоголя. Русская литература, 1974, $ 2, с.98-108.

85. Гус М.С. Гоголь и николаевская Россия. М.: ГИХЛ, 1957. -376 с.

86. Гус М.С. Живая Россия и "Мертвые души". М.: Совет, писатель, 1981. - 336 с.

87. Данилов В.В. Методика ;^гсского языка. Пг.-Киев: Б.и., 1917. - 191 с.

88. Дегожская А.С., Маранцман В.Г. Система уроков по поэме "Мертвые души". Литература в школе, 1965, № 6, с.44-57.

89. Демидова Н.А. К воцросу о формировании у учащихся теоретико-литературного понятия "стиль писателя". В кн.-.Вопросы изучения стиля писателя в школе. Сб.трудов. - М.: Изд.МШИ им. В.И.Ленина, 1976, с. 16-22.

90. Дмитриева Т.М. Изучение поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души". -Минск: Б.и.,1980. 42 с.

91. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л.:4

92. Совет.писатель, I98I-.- 432 с.

93. Добролюбов Н.А. А.В.Кольцов. Собр.соч.: В 9-ти т., - М.; Л.: Худаж. лит-ра, 1961, т.2, с.396-452.

94. Добролюбов Н.А. 0 плавте и его значении для изучения римской жизни. Собр.соч.: В S-ти т., - М.; Л.: Худож. лит-ра, 1961,т. I, с.310-349.

95. Добролюбов Н.А. Александр Сергеевич Пушкин. Собр.соч.: Б 9-ти т., - М.;ъЛ.: Худож.лит-ра, 1961, т.1, с.287-302.

96. Добычина Е.С. Изучение биографий великих русских писателей в старших классах средней школы: Авторе®.дис. канд.пед. наук. М.: 1953. - 24 с.

97. Докусов A.M. За изучение России "душ живых" в поэме Гоголя.-Ученые записки ЛГПИ им.А.И.Герцена, вып.Ш, т.377. Л.: 1966, с.277-338.'

98. Докусов A.M., Качурин М.Г. Поэма Н.Б.Гоголя "Мертвые души" в школьном изучении. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

99. Дорошкевич А.К. Опыт методики построения урока словесника. -Пг.-Киев: Сотрудник, 1917. 58 с.

100. Ермилов В.В. Гений Гоголя. М.: Совет, писатель,1959. - 408.

101. Ефимова Е.Н. Средства создания сатирического образа в поэме Гоголя "Мертвые души". Ученые записки Московского пед.обл. ин-та, Вып.2, Труды кафедры рус.лит-ры, 1956, с.77-87.

102. Жабицкая Л.Г.Восприятие художественной литературы и личность. Кишинкв: Штиинца, 1974. - 132 с.

103. Жданов М.М. Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети" в школьном изу-ченииг Л.: Просвещение, Ленинград.отд., 1972. - 160 с.

104. Жуков Д.А. Биография биографии. М.: Совет.Россия, 1980. -132 с.

105. Золотусский И.П. Гоголь. М.: Молодая гвардия, 1979. - 710 с.

106. Зольникова В.И. Самостоятельная работа учащихся над литературным произведением. М.: Просвещение, 1978, - 80 с.

107. Идейно-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения биографии писателя в курсе литературы старших классов. Ворошиловград: Б.и.,1976. - 40 с.- 193

108. Изучение творчества Н.Б.Гоголя в школе. Под ред. Л.И.Тимофеева и Н.В.Колокольцева. М.: Учпедгиз, 1954. - 259 с.

109. Иофанов Д. Н.В.Гоголь. Детские годы. Киев: Изд. АН УССР, 1951. - 429 с.

110. Искусство анализа художественного произведения. Составит. Т.Г.Браже'. М.: Просвещение; 1971. - 238 с.

111. Использование историко-биографических и мемуарных произведений на уроках литературы в 9-10 классах средней школы. -Киев: Радянська школа, 1965. 66 с.

112. История русской литературы. В 4-х т., Л.: Наука, 1981, т.2, с.530-580.

113. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Изд. 2-е, Л.: ЛГУ им.А.А.Жданова, 1971. - 766 с.

114. Каменецкая Л.Г.,Шахрай И.А. Русская литература в 8 классе.-Киев: Радянська школа, 1981. 208 с.

115. Канунова Ф.З. Об особенностях реалистической эстетики Н.В. Гоголя. В кн.: Вопросы русской литератур и языка. Томский гос. ун-т им.В.В.Куйбышева. Труды, т. 153, сер.филолог., Томск, I960, с.3-15.

116. Каллан И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах.-М.: Просвещение, 1964. 164 с.

117. Касторская МЛ. Изучение биографии писателя в УйУШ классах.-В кн.: Очерки по методике литературного чтения в У-УШ классах средней школы. Л.; М.: Учпедгиз, 1951, с.120-141.

118. Касторская М.П. Фадеев в школе. Л.: Учпедгиз, Ленингр.отд. - 1961. - 244 с.

119. Катаев В.В. К постановке проблемы образа автора. Филологические науки, 1966, $ I, с.29-41.

120. Качурин М.Г. Планирование уроков литературы как творческий-о194 процесс. Б кн.:Из опыта преподавания литературы. - М.: Просвещение, 1975, с.5-70.

121. Квятковский Е.В. Формирование творческой личности на уроках литературы. В кн.: Эстетическое воспитание школьной молодежи. - М.: Педагогика, 1981. - 97-109.

122. Квятковский Е.В., Гуревич A.M. ,Сараскина Л.И. О системекритериев литературно-художественной подготовленности школьников. Советская педагогика, 1978, $ 10, с.56-65.

123. Климова Л.Н. Семинарий по творчеству Н.В.Гоголя. Львов: Львовский гос.ун-т им.И.Я.Франко, 1970. - 101 с.

124. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970.391 с.

125. Комендант С.В. Экранные пособия во время изучения биографии писателя. Украинский язык и литература в школе, 1967,1. В 7, с.46-54. Укр.

126. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. - 174 с.

127. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. -М.: Просвещение, 1972. НО с.

128. Корст И.О. Очерки по методике анализа художественных произведении. М.: Учпедгиз, 1963. - 280 с.

129. Котельникова Л.И. Литературное краеведение при изучении биографии Л.Н.Толстого в IX классе. В кн.: Толстой в школе. -М.: Просвещение, 1977, с.54-60.

130. Крутикова Н.Е. Гоголь и украинская литература (30-80 гг.)-XIX в. Киев: Гослитиздат, 1957. - 550 с. - Укр.

131. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М.: Просвещение, 1981. - 190 с.- 195

132. Курдюмова Т.Ф. Изучение биографии писателя. Б кн.: Преподавание литературы в старших классах. - М.: Просвещение, 1964. - с.18-43.

133. Курдюмова Т.Ф. Изучение Пушкина на уроках литературы. В кн.: Пушкин в школе. - М.: Просвещение, 1978, с.178-189.

134. Курдюмова Т.Ф. Изучение биографии Лермонтова в 1У-УШ классах. В кн.: М.Ю.Лермонтов в школе. - М.: Просвещение, 1976, с.141-154.

135. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. М.: Просвещение, 1975. - 176 с.

136. Лахостский К.П., Фролова В.Ф. Пушкин в школе. Л.: Минпрос. РСФСР, 1959. - 419с.

137. Левидов A.M. Автор образ - читатель. - Л.: Изд. Ленинград, ун-та, 1983. - 350 с.

138. Леонтьев AiH. Избранные педагогические произведения. В 2-х т., М.: Педагогика, 1983. - T.I. - 392 е.; Т.П. - 318 с.

139. Липаев А.А. Методика литературного чтения. М.: Учпедгиз, 1954. - 268 с.

140. Литвинов В.В. Изучение языка художественных произведений в школе. М.; Учпедгиз, I960. - 206 с.

141. Локшина Б.С. Поэзия А.Блока и С.Есенина в школьном изучении. Л.: Просвещение, 1978. - 160 с.

142. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. Психологический журнал, 1981, т.2, В I, с.3-18.

143. Лотман 10.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя.-Л.: Просвещение, 1982. 252 с.

144. Лукин Ю.А. Ленинский принцип анализа художественных явлений и современность. М.: Знание, 1975. - 56 с.

145. Лурье И.М. Работа учащихся с мемуарами-' и письмами при изу- 196 чении творчества А.С.Пушкина в УШ классе. Литература в школе, 1977, Jf? 4, с.36-44.

146. Мазуркевич А.Р. Метод и творчество. Киев: Радянська школа, 1973. - 256 е.- Укр.

147. Мазуркевич А.Р. Очерки истории методики украинской литературы. Киев: Радянська школа, 1961. - 375с. - Укр.

148. Макаренко А.С. Максим Горький в моей жизни. Соч. в 7-ми т., т.7, -М.: АПН, 1959, с.294-306.

149. Манн Ю. Заметки о поэтике "Мертвых душ". Литература в школе, 1967, № I, с.8-17.

150. Манн Ю. Смелость изобретения. Черты художественного мира Гоголя. М.: Детская лит-ра, 1979. - 142 с.

151. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л.: ЛГ1Ш им.А.И.Герцена, 1974. - 176 с.

152. Маранцман В.Г. Биограспия писателя в системе эстетического воспитания школьников. М.; Л.: Просвещение, 1965. - 75 с.

153. Маранцман В.Г. Вариативность анализа при изучении системы образов произведения. В кн.: Из опыта преподавания литературы. - М.: Просвещение, 1975, с.161-190.

154. Маркович В.М. О сатирическом мастерстве Гоголя в "Мертвых душах?. В кн.: Известия АН Казахской ССР, серия общественных наук, $ 5, Алма-Ата, 1964, с.79-90.

155. Марксистско-ленинская эстетика. Под ред. М.Ф.Овсянникова.' -М.: Высщая школа, 1983. 544 с.

156. Мастерство русских классиков. Сб.статей. М.: Госиздат.худ. лит-ры, 1959. - 510 с.

157. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М.: Просвещение, 1979. - 438 с.

158. Маяковский в школе. Сб.статей под ред. В.О.Перцова и В.Ф. Земскова. - М.: АН РСФСР, 1961. - 703 с.

159. Медведев П.Н. В лаборатории писателя. Л.: Совет.писателя, 1967. - 392 с.

160. Мейлах B.C. О задачах изучения и принципах построения биографии Пушкина. В кн.: Пушкин. Исследования и материалы. - М.; Л.: АН СССР, 1962, с.16-31.

161. Мейлах B.C. Талант писателя и процесс творчества. Л.: Совет.писатель, 1969. - 446 с.

162. Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я.Рез. М.: Просвещение, 1977. - 384 с.

163. Методика преподавания русской литературы в старших классах национальной школы. Под ред. К.В.Мальцевой, И.Е.Каштана. -Л.: Просвещение, 1979. 197 с.

164. Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях. Под ред. А.Д.Жижиной. М.: Высшая школа, 1982. - 256 с.

165. Методическое руководство к учебному пособию по русской литературе для X класса. Под ред. В.А.Ковалева. М.: Просвещение, 1977. - 288 с.

166. Мещерякова Н.Я. Изучение стиля писателя в средней школе. -М.: Просвещение, 1965. 211 с.

167. Митрохина В.И. Сатирический образ помещика в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души". В кн.: Вопросы преподавания литературы в средней школе.м М.: 1965, с.236-265.

168. Молдавская Н.Д. Литературное радвитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976. - 224 с.

169. Моруа А. Современная биография. -Прометей, 1968, Js 5, с.394-414.- 198

170. Наумова Н.Н. И.С.Тургенев. Биография. JI.: Учпедгиз, 1961. - 144 с.

171. Недилько В.Я. Методика преподавания украинской литературы в средней школе. Киев: Высшая школа, 1978. - 248 с.

172. Незеленов А.И. Изучение русскойбсловесности, Для средних учебных заведений. Часть I. М.: Б.и.,1914. - 237 с.

173. Некрасов в школе. М.: Изд. АПН РСФСР, I960. - 567 с.

174. Нефедова И.М. Максим Горький. Биография писателя. М.: Просвещение, 1979. - 256 с.

175. Нечкина Н.В. Гоголь у Ленина. В кн.: Н.В.Гоголь. Материалы и исследования. - М.; Л.: АН СССР, 1936, т.2, с.534-573.

176. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. М.: Госучпедгиз Мин.прос.РСФСР, 1959. - 208 с.

177. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. М.: Просвещение, 1971. - 256 с.

178. Новиков Л. Лирические отступления в поэме "Мертвые души" Н.В.Гоголя. Русский язык в национальной школе, 1967, № I, с.15-19.

179. Оклянский Ю.Рождение книги. М.: Худож. лит-ра, 1973. -298.

180. Онищук В.А. Урок в современной школе. М.: Просвещение, 1981. - 191 с.

181. Острогорский В.П. Беседы о преподавании словесности. Спб.: Б.и.,1913, - 112 с.

182. Острогорский В.П. Н.В.Гоголь. Литературно-биографический очерк. Вятка; Б.и., 1902. - 48 с.

183. Острогорский В.П. Двадцать биографий образцовых русских писателей. М.: Б.И., 1910. - 175 с.

184. Острогорский В.П. Руководство к чтению поэтических сочинений по Эккарту. М.: Б.и., 1904. - 107 с.- 199

185. Паршина С.Г. Изучение биографии писателя с привлечением литературного краеведения: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М.: 1966. 25 с.

186. Пасичник Е.А. Украинская литература в школе. Киев: Радянська школа, 1983. - 319 с. - Укр.

187. Переверзев В.Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. М.: Совет.писатель. - 1982. - с.40-188.

188. Перепелица В.П. Нравственное воспитание старших подростковв процессе изучения биографии писателя: Автореф. дис.канд.пед.наук. Киев, 1969. - 24 с.

189. Плотников И.П. Методическая трилогия, I часть. Психологическая школа в языкознании и методика преподавания русскогоязыка. Курск: Б.и., 1921, с.126-137.

190. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3-х томах. М.: Изд. АН СССР, 1963, т.2. - 546 с.

191. Полторацкий А.И. Гоголь в Петербурге. М.; Л.: Совет.писат. 1962. - 280 с.

192. Полторацкий А.И. Юность Гоголя. Повесть. Л.: Совет, писат.- I960. 294 с.

193. Программы средней общеобразовательной школы. Русская литература. 4-10 классы. Киев: Радянська школа, 1984. - 88 с.

194. Проклов Ю.Д. Проблема изучения личности писателя в средней "школе: Автореф. дис. канд. пед.наук. М., 1977. - 24 с.

195. Пропп В.Я. Проблема комизма и смеха. М.: Искусство, 1976,183 с.

196. Пультер С.А. Особенности изучения биографии писателя в старших классах. В сб.: Методика преподавания украинского языка и литературы. Республиканский научно-методическш сборник, - Киев: Радянська школа, 1978, вып8, с.36-45.- 200

197. Пушкин в школе. М.: Просвещение, 1979. - 303 с.

198. Ревякин А.И. 0 преподавании художественной литературы. -Ученые записки МШИ им. Б.И.Ленина. М.; 1968. - 302 с.

199. Рез З.Я. Лермонтов в школе. Изд.2-е, доп. - Л.: Учпедгиз, 1963. - 224 с.

200. Родный Н.И. Научные биографии как жанр историографии науки.-В опросы истории естествознания и техники, 1971, вып.3-4,с.99-107.

201. Рождественский Б.Б. Об эстетических взглядах Н.Гоголя. -Ученые записки Московского городского пединститута, Бып.З, кафедра русской литературы, 1954, т.34, с.177-196.

202. Розанова Л.А. А.Н.Островским. Биография. Пособие для учащихся. М.; Л.: Просвещение, 1965. - 139 с.

203. Розенблат Т.Г.мПроизведения портретной живописи на уроках литературы в УШ классе при изучении биографии писателя. Б сб.; Ученые записки Ленинградского гос.пединститута им. А.И. Герцена, 1959, т.203, с.193-210.

204. Роллан Р. Собр соч. в Г'-ти томах, т.2. Жизнь великих людей. М.: Гослитиздат, 1954. - 370 с.

205. Роль мировоззрения в художественном творчестве. М.: Мысль, 1966. - 424 с.

206. Роткович Я.А. Методика преподавания литературы в советской школе. М.: Просвещение, 1969. - 375 с.

207. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Госучпедгиз, 1947. - 407 с.

208. Румянцева Э.М. Ф.М.Достоевский. Биография писателя. Пособие для учащихся. Л.: Просвещение, 1971. - 208 с.

209. Русские писатели о литературном труде. Сб. в 4-х т., Л.: Совет.писатель, 1954-1956, т.1, с.428-514.- 201209, Русско-национальные связи в преподавании русской литературы в национальной школе: С б. науч. трудов. ГЛ.: Б. и., 1982. -160.

210. Рыбников Н. Биографии и их изучение. М.: Б.и.,1920. - 47 с.

211. Рыбникова М.А.,Голубков Б.В. Изучение литературы в школе II ступени. М.: ГИЗ, 1930. - 94 с.

212. Рыбникова М.А, Очерки по методике литературного чтения. -М.: Учпедгиз, 1963. 314 с.

213. Рыбникова М.А. Работа словисника в школе. М.-Пг., 1922. -88 с.

214. Саводник В. Очерки по истории русской литературы XIX века. -Часть I. М.: Б.и., 1917. - 415 с.

215. Самышкина А.В. Философско-исторические истопи творческого метода Гоголя. Русская литература, 1976, 2, с.38-58.

216. Сапожникова Д.Я. 0 формировании у школьников представленийо личности писателя при изучении биографии. В кн.: За творческий труд. - Омск, 1972, c.89-III.

217. Святовец В.Ф. Биография писателя и самовоспитание учащихся.-Украинский язык и литература в школе, 1968, JS 5, с.25-29.

218. Семенова Н.Н. Изучение биографии Горького в X классе. Волгоград: Волгоград.пединетитут им.А.С.Серафимовича, 1962. -23 с.

219. Сент-Бёв. Литературные портреты. М.: Изд.Худож. лит-ра, 1970. - 581 с.

220. Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С.А.Герасимова. - М.: Педагогика, 1983. - 263 с.

221. Смирнов С.А. Преподавание литературы в УШП классах. М.: Учпедгиз, 1962. - 208 с.

222. Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Гоголя "Мертвые души", Комментарий. Л.: Просвещение, 1974. - 320 с.

223. Снедневская М.А. Теория литературы в 4-6 классах средней школы. М.: Просвещение, 1978. - 173 с.

224. Совершенствование литературного развития школьников: Сб. науч. трудов (под ред.Е.В.Квятковского, Н.А.Кушаева. ГЛ.: 1979. - 244 с. .

225. Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968.- 450 с.

226. Соллертинский Е. О коппозиции "Мертвых душ". Вопросы литературы, 1959, },гз 3, с.116-130.

227. Соловьев Э.ГО. Биографический анализ как вил исторжо-фило-софского исследования. Вопросы философии, 1981, JS 7t с.115-127.

228. Спицына Н.А. Грибоедов в школе. Л.: Учпедгиз, 1956. - 132.

229. Степанов А.Н. Н.В.Гоголь. Биография писателя. М.; Л.: Просвещение, 1966. - 136.

230. Степанов Г.Г. День жизни писателя. М.: Просвещение, 1981.- 318 с.

231. Сторчак К.М. Основы методики литературы. Киев: Радянська школа, 1965. - 418 с.

232. Стоун И. Биографическая повесть. Прометей, 1966, J5 I, с.334-346.

233. Стоюниш\ В.Я. О преподавании русской литературы. Спб., Изд. 8-е, 1913. - 44-0 с.

234. Стоюнин В.Я. Руководство для исторического изучения занимательнейших произведений русской литературы. Спб., Изд.4-е, 1875 . - 255 с.

235. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические произведения: В 3-х т., М., Педагогика, 1979. - 1981.

236. Татаринцев А.Г.Сын отечества. М.:Просвещение, 1982. - 125.

237. Теплинский М.В. Изучение творчества Н.Г.Чернышевского. -Киев: Радянська школа, 1981. 152 с.

238. Тимерманис Н.В.Формирование представлений о личности писателя в сознании школьников в цроцессе школьного обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук. Л., 1970. - 24 с.

239. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. ГЛ.: Просвещение,1976. 478 с.

240. Тимошенко И.О. Изучение образа автора в художественном произведении /к вопросу о единстве эмоционального и логического в школьном преподавании литературы/ : Автореферат дис. канд. пед.наук. Куйбышев, 1967. - 24 с.

241. Тиховодов А.А.Творчество Л.Толстого в школьном изучении. -Горький? Волго-Вятское книж.издат., 1972. 271 с.

242. Тодоров Л.В. К изучению поэмы Гоголя "Мертвые души". Ли-ратура в школе, 1967, № I, с.38-47.

243. Толстой Л.Н. в школе. Сост.Т.Ф.Курдгомова. М.: Просвещение,1977. 152 с.

244. Турбин В.Н.Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Обиизучении литературных жанров. М.: Просвещение, 1978. - 239 с.

245. Турбин В.Н. Герои Гоголя. М.: Просвещение, 1983. - 126 с.

246. Тур:-енев И.О. в школе. Сост.Т.Ф.Курдгомова, М.: Просвещение, *' 1981. - 174 с.

247. Тюменева Г.А. Гоголь и музыка. М.: Музыка, 1966. - 215 с.

248. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. -М.: Просвещение, 1968. 557 с.

249. Франко И.Я. Литературно-критические статьи. Киев, Гослитиздат, 1950. - 445 с. - Укр.

250. Францман Е.К. Принципы отбора и изложения материалов биографии писателей и поэтов. Русский язык в национальной школе,1974, JS 6, с.53-58.

251. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь, величие писателя. Собр.соч. в 4-х т.,- М.: Худож. лит-ра, 1980, т.1. - 710 с.

252. Хрымова Н.Д. Изучение биографии писателя в У-УП классахмордовской школы: Автореф.дис.канд.пед.наук. М. ,1955.- 24 с.

253. Цейтлин А.Г. Труд писателя. М.: Совет.писатель, 1962. -591 с.

254. Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. Пол.собр.соч. в 15-ти т., М.: Госиздатхудож. литры, 1947, т.З, с.5-310.

255. Чернышевский Н.Г. А.С.Пушкин. Его жизнь и сочинения. Полн. собр.соч. в 15-ти т., М.: Госиздат, худож. лит-ры, 1947, т.З, с.310-340.

256. Чирковская Т.В. Один из приемов изучения биографии писателя в УП классе. -Литература в школе, 1959, JS 5, с.23-30.

257. Чичерин А.В. Проблемы стиля гоголевской прозы. Русская литература, 1975, № I, с.46-61.

258. Чуковский К.И. Современники. Портреты и этюды. ГЛ.: Молодая гвардия, 1963, - 698 с.

259. Шлаин М.И. Характер гротеска у Гоголя: Автореф. дис.кадн. лед. наук, М., 1971. - 24 с.

260. Щербина В.Р. Проблем! литературного образования в средней школе. М.: Просвещение, 1978. - 279 с.

261. Щукин А.И. Использование мемуарной литературы при изучении биографии А.С.Грибоедова. Литература в школе,. 1959, JS 5, с.30-38.

262. Эйхенбаум Б.И. О поэзии. Л.: Совет.писатель, 1969. - 552.