автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Пути выявления авторской позиции в процессе изучения монографической темы "М. А. Булгаков" в 9 классе
- Автор научной работы
- Забродина, Лилия Анатольевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Забродина, Лилия Анатольевна, 1998 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОСТИЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В СИСТЕМЕ АНАЛИЗА ТВОРЧЕСТВА
ПИСАТЕЛЯ.
§1. Психолого-педагогическое обоснование возможностей постижения учащимися 9 класса авторской позиции при изучении художественной литературы.
§ 2. Проблема авторской позиции в действующих программах по литературе для общеобразовательных школ.
ГЛАВА II ВЫЯВЛЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ.
§1. Проблема изучения биографии писателя в методике преподавания литературы.
§2. Определение авторской позиции как основа постижения школьниками произведений художественной литературы.
§3. Сопоставление как один из основных приемов постижения авторской позиции при изучении творчества М.А. Булгакова.
ГЛАВА III ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА М.А. БУЛГАКОВА И ПУТЕЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВНЕКЛАССНОГО
ЧТЕНИЯ В 5-9 КЛАССАХ.
§1. Система изучения творчества Булгакова в основной школе.
Булгаковская школа чтения» в 5-9 классах).
§2, Уроки внеклассного чтения по биографическому роману
М.А. Булгакова «Жизнь господина де Мольера» в 9 классе как один из путей углубления представления об авторской позиции.
§3. Сопоставление фельетона М.А. Булгакова «Похождения Чичикова» и поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» как путь постижения идеи произведения и авторской позиции, а также проблемы традиций и новаторства в литературе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Пути выявления авторской позиции в процессе изучения монографической темы "М. А. Булгаков" в 9 классе"
Литература как учебный предмет призвана готовить квалифицированного читателя, способствовать духовному становлению личности, формированию её жизненных позиций, сознательному участию в деятельной жизни, общества.
Общение ученика с искусством слова на уроках, которые посвящены изучению творчества конкретных авторов, способствует овладению читательским мастерством, что позволяет вести диалог с автором любого произведения искусства слова. Диалог автора и читателя, в котором рождается оценка художественного произведения и потребность её оформить, найти доводы для её доказательства, для подтверждения собственных суждений и опровержения чужих, если это требуется, предполагает наличие читательской грамотности, теоретической подготовки, то есть овладение кругом знаний и умений, определенных программой литературного образования школьников.
К таким умениям относится умение определять авторскую позицию и способы её выражения в художественном произведении.
Проблема выявления авторской позиции не является новой в методике преподавания литературы. Её роль подчеркивается в работах ученых—методистов Т.Ф. Курдюмовой, О.Ю. Богдановой, М.Г. Качурина, С.А. Леонова, Ю.И. Лыссого, В.Г. Маранцмана, З.Я. Рез, М.А. Рыбниковой, действующих программах по литературе, вопросах и заданиях учебников и хрестоматий. Однако в методической и учебной литературе по проблемам преподавания предмета в 5-9 классах обращается недостаточно внимания на способы выражения авторской позиции в художественном произведении.
На наш взгляд, в решении этой проблемы первостепенное значение имеет оптимальный выбор произведений для изучения в классе и внеклассного чтения. Это позволит «подвинуть» школьников в умении определять способы выражения авторской позиции.
Возможность выбора писательских имен и произведений для изучения заложена в вариативности школьных программ, рассчитанных на получение учащимися базового или продвинутого уровня литературного образования. Но по какой бы программе не велось преподавание, учитель имеет право вносить свои коррективы в структуру и содержание изучаемого материала в объеме 20% предлагаемого программой.
Это позволило нам для оптимального решения проблемы определения авторской позиции и способов её выражения в художественном произведении обратиться к монографической теме «Михаил Булгаков» в 9 классе.
Знакомство с творчеством этого писателя, занявшего «заслуженное место в ряду. который составляют Н. Гоголь и JI. Толстой, Ф. Достоевский и А. Чехов» (18, с.207), приобретает особую значимость на завершающем этапе изучения литературы в 9 классе. Творчество Михаила Булгакова в своем подлинном объеме и значении — та художественная величина, которая вносит существенные коррективы в наши представления об общей картине состояния русской литературы нынешнего века, а сам писатель — «личность, давшая пример нравственной стойкости в атмосфере торжествующего насилия и духовного одичания». (13, с. 5) Вот почему мы считаем, что, завершая литературное образование, выпускник 9-ого класса должен познакомиться с творчеством великого Мастера.
Не менее значимым изучение творчества М. Булгакова является для учеников девятого — «промежуточного» класса. При изучении литературы по традиционному варианту программы, девятиклассники, знакомясь с творчеством писателя, получат возможность освоить «булгаковскую школу чтения», которая позволит им овладеть способами выявления авторской позиции, приобщиться к языку его произведений, обогатит представление о сложности и многогранности его таланта, обозначит место М. Булгакова в русской литературе, поможет «дорасти» до «Мастера и Маргариты».
Отсутствие традиций в отборе произведений М.А. Булгакова и методики их изучения в 5-9 классах позволяет непредвзято рассмотреть вопрос о системе изучения его творчества, обосновав каждый этап знакомства учащихся с тем или иным произведением писателя, а в итоге с его художественным миром. Данная проблема, на наш взгляд, в настоящее время является довольно актуальной как в методике преподавания литературы, так и в школьной практике.
И для этого есть веские основания: при всей неповторимости своего дарования М. Булгаков сознавал себя продолжателем традиций русских классиков и поэтому место М. Булгакова в системе курса литературы 5-9 классов определяется взаимосвязью его творчества с творчеством писателей XIX и XX веков.
Традиционен в известной мере любой художник, и важно выявить идеологические, стилевые, жанровые контакты, чтобы в свою очередь установить, его собственную ценность. В творчестве М.А. Булгакова исследователи легко обнаруживали разные виды рецепции: инсценировки, литературные сценарии, либретто, переработки, заимствование сюжетов, сюжетных мотивов. Все это не удивительно: «почти каждая рукопись писателя начинается с выписок из книг». (207, с.79) Вот почему творчество М.Булгакова следует изучать во взаимосвязи с произведениями писателей-классиков русской и зарубежной литературы, так или иначе повлиявших на его творчество.
Проблема взаимосвязанного изучения произведений в школьной практике не нова. Еще методисты прошлого выступали именно за такой подход в изучении литературы, выдвигая принцип перспективного (В .Я. Стоюнин), преемственного (В.И. Водовозов), дифференцированного (П.П. Блонский), творческого (С.Т. Шацкий) изучения. М.А. Рыбникова указывала на то, что чем больше связей, ассоциаций, взаимоперекрещивающихся сопоставлений, тем лучше воспринимается каждое из встретившихся в курсе литературы произведений. Взаимосвязанное изучение произведений различных писателей не исчерпывается лишь сопоставлением отдельных художественных фактов. Важно показать учащимся более глубокие процессы взаимовлияния, оказавшиеся в идейно-тематической направленности образной системы, параллелях, историко-типологическом сходстве. В школьной практике такой подход приобретает особую значимость при изучении творчества М. Булгакова.
Неизбежная фрагментарность школьного курса литературы 9 класса делает особенно существенными поиски «сквозных линий», которые обеспечили бы его целостность. К одной из таких «сквозных линий» мы предлагаем отнести изучение творчества М.А. Булгакова в сопряжении с творчеством классиков литературы, изучаемых в основной школе. Отказываясь от предложенного программой традиционного выделения в отдельную монографическую тему творчества этого писателя, мы предлагаем дать не только целостную тему, но и «рассредоточить» изучение его произведений и обращаться к ним при знакомстве с такими классиками русской и зарубежной литературы, как Ж.-Б. Мольер и Н.В. Гоголь. Такое методическое решение мы считаем целесообразным в силу того, что:
1) при всей неповторимости своего дарования М.Булгаков осознавал себя продолжателем традиций классиков литературы;
2) знакомство с его произведениями в сопоставлении с творчеством других писателей дает возможность высветить особенности личности и стиля писателя, выявить авторское отношение к изображаемому.
Такой подход позволяет максимально приблизиться к идейному и эмоциональному содержанию, вложенному автором в художественный мир произведения. Художественный мир литературного произведения включает в себя, внутренне объединяет субъекта высказывания и адресата высказывания — читателя, «как одного из неявных, но неизменных компонентов произведения». (50, с. 451)
Авторская же концепция мира, по словам М.М. Бахтина, познается только при рассмотрении произведения в контексте творчества писателя, при установлении историко-литературных связей и выявлении авторской позиции.
Предлагаемый нами вариант системного подхода к изучению творчества М.А. Булгакова в 5-9 классах помимо сопряжения с творчеством других писателей основывается на постижении личностной природы его произведений, на изучении фактов биографии художника слова, нашедших отражение в его творчестве. «Чтобы постичь то, что не стареет, — высокое искусство писателя, жизнь, отраженную и преображенную его сознанием, надо по меньшей мере увидеть образ как творение художника, несущее в себе его идеалы, искания, надежды, заветы». (92, с. 59)
Изучение литературного произведения как художественной концепции действительности предполагает выявление авторской позиции, так как позиция автора — то формирующее начало, которое проявляется в каждом компоненте структуры текста, и одновременно — тот центр, к которому сходятся все впечатления читателя. Однако актуальный вопрос о постижении школьниками 5-9 классов авторской позиции в произведениях художественной литературы М.А. Булгакова в методике преподавания литературы оставлен без внимания, что, несомненно, делает практически чрезвычайно важным разработанный нами вариант изучения творчества писателя.
Вышесказанное позволяет выделить следующие аспекты заявленной темы диссертационного исследования:
- теоретическое обоснование необходимости и возможности выявления авторской позиции на основе обращения к биографии писателя;
- обоснование эффективности сопоставления произведений М.А. Булгакова с произведениями классиков русской и зарубежной литературы с целью постижения авторской позиции учащимися 9 класса;
- определение содержания «булгаковской школы чтения» в 5-9 классах, поиски эффективной методики ее освоения.
Потребность в решении указанных проблем и недостаточное освещение их в методической литературе обусловили выбор темы и определили актуальность нашего исследования.
Целью исследования является поиск эффективных методических прие мов, способствующих постижению авторской позиции при изучении творчества М.А. Булгакова в 9 классе.
Предмет исследования — система работы учителя с произведениями М. Булгакова на уроках литературы и внеклассного чтения в 9 классе.
Объект исследования — процесс изучения произведений М.А. Булгакова учащимися 9-ого класса на уроках литературы и внеклассного чтения.
В ходе диссертационного исследования была выдвинута гипотеза; если в процессе изучения монографической темы «Творчество М. Булгакова» в 9 классе учащимся предлагаются различные пути решения вопроса, связанного с определением авторской позиции, а как основной — сопоставление бул-гаковских произведений с произведениями русских и зарубежных классиков, и при этом активно используется биографический материал, то у учащихся формируется достаточно целостное представление о личности и творчестве писателя, особенностях его стиля.
Цель и гипотеза определили задачи исследования: % - изучить работы ученых по литературоведению, психологии, методике преподавания литературы в связи с выбранной проблемой;
- исследовать особенности восприятия школьниками произведений писателя, степень их интереса к его личности и творчеству;
- выявить эффективные пути и приемы определения авторской позиции в процессе изучения художественного произведения;
- обосновать необходимость включения в анализ произведений М. Булгакова биографического материала как основы постижения школьниками авторской позиции;
- определить содержание «булгаковской школы чтения» в 5-9 классах;
- разработать методическую модель изучения произведений М.А. Булгакова в основной школе;
- экспериментально проверить эффективность разработанной модели.
Методологической основой диссертационного исследования явились философские, психолого-педагогические труды, работы литературоведов и методистов.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (1995-1996 гг.) осуществлялось изучение философских, психологических, литературоведческих, педагогических и методических источников; рассматривались методические решения уроков по творчеству М. Булгакова, особенности восприятия его личности и творчества учащимися 5-9 классов; определялось содержание «булгаковской школы чтения».
На втором этапе (1996-1997 гг.) корректировалось содержание «булгаковской школы чтения», разрабатывалась и апробировалась методическая модель изучения произведений М. Булгакова на уроках литературы и внеклассного чтения, проводилась экспериментальная проверка.
На третьем этапе (1997-1998 гг.) систематизировались полученные данные, корректировалась система уроков по изучению творчества М. Булгакова и внедрялась в практику учителей-словесников лингвистической гимназии № 6 г. Пензы и школы № 230 г. Заречного Пензенской области, анализировались и обрабатывались полученные результаты.
Для проверки предположений, выдвинутых в гипотезе, и реализации поставленных задач использовались следующие методы: теоретический (анализ научной литературы, действующих программ и методических пособий); констатирующий, поисковый и обучающий эксперименты; анализ письменных и устных ответов, творческих работ учащихся; анализ суждений педагогов, наблюдение за их работой по предложенной методике, анализ и обобщение полученных результатов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- предложен новый подход к изучению творчества М.А. Булгакова, позволяющий определить авторскую позицию на основе сопоставления его произведений с русской и зарубежной классикой;
- обоснована необходимость включения в анализ произведений М. Булгакова материала биографического характера;
- разработана методика изучения произведений М.А. Булгакова в 9 классе;
- определено основное содержание понятия «булгаковской школы чтения» в 5-9 классах и аргументирована его целесообразность.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предлагается методическая модель изучения творчества М.А. Булгакова в основной школе как на уроках литературы, так и на уроках внеклассного чтения; разработана методика сопоставления произведений М. Булгакова с произведениями Ж.-Б. Мольера и Н.В. Гоголя, способствующая эффективному постижению школьниками авторской позиции. Практическая часть исследования может быть использована учителями литературы общеобразовательных школ, лицеев, гимназий для проведения уроков как в 9, так и в 11 классе, а также факультативного курса, занятий литературного кружка.
Материалы работы могут быть также использованы при проведении спецкурсов, лекций, спецсеминаров для студентов соответствующей специальности педвузов, на курсах повышения квалификации учителей литературы.
Достоверность выводов и результатов, сформулированных в диссертации, обеспечена опорой на данные литературоведения, психологии, методики преподавания литературы, применением разнообразных взаимодополняющих методов исследования; подтверждена результатами эксперимента, наблюдениями и личным опытом работы автора в гимназии № 6 г. Пензы, (в частности, по проблеме изучения творчества М.А. Булгакова с 1992 года); тщательным анализом результатов обучения.
Апробация материалов исследования проводилась в условиях учебно-воспитательного процесса школ г. Пензы и Пензенской области. Основные результаты исследования определили содержание докладов и выступлений, на межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы стандартизации образования на региональном уровне» (1998 год), на межвузовских научных конференциях «Россия — век XX. Итоги и проблемы» (1998 год) (Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского).
Методические рекомендации автора исследования внедрены в практику работы учителей-словесников лингвистической гимназии № 6 г. Пензы и школы № 230 г. Заречного Пензенской области и получили положительную оценку.
Положения, выносимые на защиту:
1. Изучение литературного произведения как художественной концепции действительности, постижение авторской позиции позволяет глубже проникнуть в замысел и идею творения, понять особенности мировосприятия автора, выявить закономерности, особенности его стиля.
2. Изучение биографии писателя с использованием его архива, мемуаристки, документов эпохи, способствует глубокому проникновению учащихся в мир созданных им произведений, постижению их в единстве формы и содержания, воспитанию у них нравственных критериев, формированию навыков работы со специальной литературой, самостоятельного мышления, стимулирует интерес к личности художника слова.
3. Изучение произведений М.А. Булгакова в основной школе в сопоставлении с творчеством писателей-классиков русской и зарубежной литературы позволяет показать школьникам преемственность традиций классической литературы и литературы позднего периода, дать представление о традициях и новаторстве в литературе, способствует формированию умений выявления и постижения авторской позиции, развивает исследовательские умения учащихся.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Результаты исследования показали, что одним из эффективных приемов выявления авторской позиции является СОПОСТАВЛЕНИЕ (СОПРЯЖЕНИЕ) творчества М.А. Булгакова с творчеством художников слова, близких писателю по духу, взглядам на назначение искусства, оказавших влияние на формирование М. Булгакова как личности и писателя.
Экспериментальным путем была доказана возможность вариативных подходов к решению проблемы определения авторской позиции при изучении творчества М. Булгакова на уроке литературы и внеклассного чтения в 9 классе. В варианте, связанном с сопряжением творчества М. Булгакова и Ж.-Б. Мольера, рассматривался роман М. Булгакова "Жизнь господина де Мольера", в варианте, связанном с творчеством Н.В. Гоголя, — фельетон "Похождения Чичикова". Оба варианта предполагали как обращение к фактам биографии М.А. Булгакова, так и непременную связь этих фактов с творчеством писателя и конкретным изучаемым произведением, что способствовало глубокому постижению идейно-художественного своеобразия того или иного произведения.
В процессе эксперимента была доказана эффективность "булгаковской школы чтения", которая явилась основным слагаемым в реализации нашей гипотезы. Мы доказали, что "булгаковская школа чтения" позволила преодолеть поверхностное восприятие учащимися произведений писателя, позволила сформировать целостное представление о личности автора, его стиле, способах выражения авторской позиции.
В ходе эксперимента были использованы исследования о возрастных особенностях и возможностях читателей-девятиклассников в выявлении авторского начала произведений художественной литературы.
Критерием успешности развития умения выявлять авторскую позицию стало знание учащимися форм выражения авторской позиции и умения увидеть их в тексте художественного произведения.
Результаты эксперимента подтвердили реальность и методическую целесообразность разработанной нами системы изучения конкретных произведений писателя в процессе выявления личностного начала его творчества.
Предлагаемая система изучения творчества М.А. Булгакова не может быть эффективной в отрыве от общей направленности совершенствования и развития преподавания литературы в школе в целом и, в частности, в рассмотрении вопроса о различных подходах к выявлению авторского начала в изучаемых произведениях.
Перспектива дальнейшего исследования видится нам в нескольких направлениях:
Во-первых, в расширении круга произведений «булгаковской школы чтения», предлагаемых для изучения в 5-9 классах.
Во-вторых, в более глубоком изучении проблемы «автор как носитель концепции произведения — читатель» относительно знакомства с творчеством М.А. Булгакова.
В-третьих, в разработке механизма переноса знаний, умений, навыков, приобретенных учащимися, освоившими «булгаковскую школу чтения», «по вертикали», т.е. на работу с произведениями М.А. Булгакова в 10-11 классе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование позволило сделать ряд выводов.
Основным результатом исследования можно считать создание методической модели изучения произведений М.А. Булгакова в 9 классе, способствующей определению авторской позиции, формированию заинтересованного отношения школьников к личности и творчеству писателя и глубокому постижению изученных произведений.
Логика всей методической системы изучения произведений М.А. Булгакова и отдельных ее слагаемых основывается на использовании целесообразного сочетания различных приемов, дающих возможность акцентировать внимание на авторской позиции.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Забродина, Лилия Анатольевна, Москва
1. Аннинский Л. Булгаков времен «Гудка» и «Бузотера» // «Знамя». 1986, №5 —с. 238-240.
2. Бабичева Ю.В. Свобода творчества и бессудная власть («Кабала святош» М. Булгакова) // Творчество Михаила Булгакова / Под ред. Ю.В. Бабичевой, Н. Н. Киселева. — Томск, изд-во Томск, университета им. В.В. Куйбышева, 1991. с. 79-91.
3. Бахтин М.М. К методологии литературоведения // Контекст. 1974. — М.: Наука, 1975.-е. 47-61.
4. Бахтин М.М. Проблема автора // Вопросы философии. — 1977. — № 7с. 158-161.
5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Художественная литература, 1972. — 470 с.
6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сборник избранных произведений. — М.: Искусство, 1979. — 423 с.
7. Безносов Э.Л. Пренадлежит вечности: Предисловие к книге Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита» —М.: Олимп, Издательство ACT, 1997.
8. Беленький Г.И. Классика и современность. Пособие для учителя — Ки ев, —1984.
9. Беленький Г.И Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавании литературы в школе. —М., 1990. — 188 с.
10. Беленький Г.И. Связь времен.: Заметки о преподавании литературы. // Лит.вшк. — 1971. — №5. — с. 19-30.
11. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. — М., 1964. — 478 с.
12. Блонский П.П. Развитие мышления школьника. // Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х томах. — Т. II / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979.
13. Блонский П.П. Очерк научной психологии. М., 1921.
14. Блонский П.П. Педагогика. М., 1924.
15. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков: книга для учащихся старших классов.1. М.: Просвещение, 1991.
16. Богданова О.Ю. Изучение художественных произведений в их родовой специфике // Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. — М.: Просвещение, 1985.с. 102-126.
17. Богданова О.Ю. Фомирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в 8 классе. — М., 1980. — 96 с.
18. Бояджиев Г. Великий реформатор комедии // Мольер Ж.-Б. Комедии: Худ. лит., 1972.
19. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособия для учителя. — Просвещение, 1964 — 304 с.
20. Булгаков М. Собрание сочинений в 5 т. — М.: Художественная литература, 1989-1990.
21. Бэлза И. Партитуры Михаила Булгакова. // Вопр. лит-ры. —1991. — №5. —с. 55-83.
22. Бялый Г. Эйхенбаум Б.М. — историк литературы. // Б. Эйхенбаум. О прозе. О поэзии. — Д.: Художественная литература, 1986. — 456 с.
23. Бахтин Б. Булгаков и Гоголь: материалы к теме. // М.А. Булгаков — драматург и художественная культура его времени: сб. ст. Сост. А.А. Нивов. — М.: СТД РСФСР, 1988, с. 334-342.
24. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. — М., 1980.
25. Винокур Г.О. Биография и культура. Гос. Академия художественных наук, М., 1927.
26. Винокур Т.Г. Первое лицо в драме и прозе Булгакова // Очерки по стилистике художественной речи. — М.: Наука, 1974, с. 50-65.
27. Владимиров С.В. Живые традиции русской классики // Записки о театре. — Л., 1974.
28. Водовозов В. Тезисы по русскому языку. // Журнал министерства народного просвещения. — СПб., № 1,1861, с. 41-71.
29. Водовозов В.И. Словесность в образцах и разборах. —■ Спб., 1868.
30. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. 2-е изд. М., Просвещение, 1979.
31. Волков А.Р. Слово о Булгакове // Республиканские булгаковские чтения. К 100-летию со дня рождения. Черновцы, — 1991.
32. Волков КН., Фридман JI.M. Психологическая наука учителю. — М., 1985.—224 с.
33. Володина И.В. Формирование представлений об авторе на уроках литературы как методическая проблема. // Проблема личности автора в изучении литературы в школе. Межвузовский сборник научных трудов. — Вологда, 1984, с. 20-40.
34. Воробьев Н.Г. Изучение биографии Некрасова в школе. — В книге: «Некрасов в школе». АПН РСФСР, М., 1960.
35. Воробьев П.Г. Принципы и методы изучения биографии писателя. В сб. «Преподавание литературы в VIII классе». АПН РСФСР, 1958.
36. Воспоминания о Михаиле Булгакове: Сб-к. — М.: Сов. писатель, 1988. — 528 с.
37. Вулис А. В системе зеркал // Звезда Востока. — 1989 № 11. — с. 179-187.
38. Вулис А. Что может отразиться в зеркале? // Вопр. лит. — 1987. — № 1. с. 213-217.
39. Выготский JI.C. Проблема возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. —1972. — март-апрель — с. 114-123
40. Выготский JI.C. Антология гуманной педагогики. М., 1996.
41. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика Пресс, 1996. — 536 с. — (Психология: Классические труды).
42. Гей Н.К. Стиль как позиция писателя. // Художественность литературы.1. М., 1975.
43. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа.1. М., 1991,-160 с.w139
44. Гоголь: история и современность. Москва, 1985.
45. Голубков В.В. Н.В. Гоголь, Сб-к. М.-Л., 1930.
46. Голубков В.В. Гоголь в школе. Сб-к статей о значении Н.В. Гоголя, проблемах его жизни и творчества в изучении произведений в школе. М., 1954.
47. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. 17-е дополненное издание. — М.: Педагогика, 1962. — 495 с.
48. Голубков В.В. Преподавание литературы в дореволюционной средней школе. Вып. 1. М.- Л. Акад. пед. наук РСФСР, 1946.
49. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. О психологических аспектах изучения литературы в школе. — М., 1990. — 38 с.
50. Гречишникова А.Д., Водовозов В.И. и Острогорский В.П. Очерки по истории методики преподавания литературы. М., Учпедгиз, 1941, 184 с.
51. Григорай И.В. Проблема традиции и взгляды на художника, искусство и историю М.А. Булгакова-драматурга в 30-е годы. Владивосток, 1981.
52. Грубин А. В плену «душной маски»: театр Мольера в концепции Булгакова // Михаил Булгаков: «Этот мир мой.» — СПб., 1993. — т. 1. с. 167174.
53. Гудкова В. Истоки. Критические дискуссии по поводу творчества М. А. Булгакова: от 1920-х к 1980-м // Лит. обозр. — 1991. — № 5. — с. 3-11.
54. Гудкова В. Михаил Булгаков: расширение круга // Дружба народов. — 1991. — №5 — с. 262-270.
55. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. Методологические очерки о методике. —М.-Л.: Просвещение, 1966. — 266 с.
56. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М. — Л.: Гослитиздат, 1959. — 531 с.
57. Гуревич A.M. Об изучении вдейно-нравственной позиции писателя на уроках литературы в старших классах. // Художественная литература в идейно-нравственном и эстетическом воспитании школьников: Тезисы докл. — М., 1981, —с. 26-29.
58. Гус М. Горят ли рукописи? // Знамя. — 1968. № 10 — с. 213-220.
59. Гус М.С. Живая Россия и «Мертвые души». Москва, 1981.
60. Данилов В.В. Методика русского языка. Издание 2-е. — Пегроград-Киев: Сотрудник, 1917. —IV, 204 с.
61. Демидова Н.А. Особенности анализа драматического произведения, обусловленного его спецификой // Современные вопросы анализа литературы в школе. —М., 1986. — с. 21-32.
62. Добычина Е.С. Изучение биографий великих русских писателей в старших классах средней школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1953.
63. Егоров Б.Ф. Булгаков и Гоголь (тема борьбы со злом) // Исследования по древней и новой литературе. — JL, 1987. — с. 90-95.
64. Егоров Б.Ф. Булгаков и Гоголь (тема жизненного деяния в «Мертвых душах») // Проблемы театрального наследия М.А. Булгакова. Сборник научных трудов. — JL: ЛПМ и К, 1987.
65. Егоров Б.Ф. М.А. Булгаков — «переводчик» Гоголя (инсценировка и киносценарий «Мертвых душ», киносценарий «Ревизора») // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1976 год. — Л., 1978, с. 57-84.
66. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность: литературное развитие в юности. — Кишинев: Штиница, 1974. — 134 с.
67. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Л., — Наука, 1979.
68. Збарский И.С. Комплексный подход к руководству чтением учащихся // Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985. — с. 28 44.
69. Збарский И.С., Полухина В.П. Руководство чтением учащихся сельской школы: Методические рекомендации (НИИ школ. — М., 1989. — 96 с.
70. Золотоносов М. «Родись второрожденьем тайным.» Михаил Булгаков: позиция писателя и движение времени // Вопр. лит. — 1989. — № 4. С. 149-182.
71. Иванова Э.И. Литература в гуманитарных школах и классах. Москва, 1992.
72. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. Под ред. А.В. Петровского. —М.: Педагогика, 1979.
73. Изучение литературы XIX XX веков по новым программам. / Сб-к научно-методических статей. — Самара, 1994.
74. Изучение творчества Пушкина в старших классах и анализ пейзажных описаний. —Вкн.: Вопросы преподавания литературы в старших классах. Учен. зап. МШИ им. В.И. Ленина, М., 1962, с. 147-170.
75. Инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы: Материалы из опыта работы учителей-словесников. Минск, 1995.
76. Ионин Г.Н. Школьное литературоведение. — Л., 1986. — 72 с.
77. Каверин В. Заметки о Булгакове. — Избр. пр-я в 2 т. — М.: Худ. лит., 1977, т. 2, с. 634-646.
78. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. — 384 с.
79. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1988. — 255 е.: ил.
80. Каплан И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах. М., «Просвещение», 1964, с. 16.
81. Каплан И.Е. Изучение биографий писателя в старших классах. М.: Просвещение, 1964.
82. Касторская М.П. Фадеев в школе. Учпедгиз, 1961.
83. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. — М.: Издательство МГУ, 1979. —327 с.
84. КачуринМ.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Кн. для учителя. — М., 1988. — 173 с.
85. Качурин М.Г. О единстве в школьном изучении произведений И.С. Тургенева // Тургенев в школе. М., Просвещение, 1981.
86. Качурин М.Г. О соответствии школьного курса литературы природе словесного искусства // Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе. Вологда, 1984, с. 3-20.
87. Княжицкий А. Уроки Михаила Булгакова: Страницы книги для учителя // Учит. газ. — 1992. — № 25 (14 июля), №» 32 (22 сентября).
88. КожиновВ.В. Голос автора и голоса персонажей.//Проблемы художественной формы социалистического реализма. — М., 1971. — Т.2. — с. 195-236.
89. Кожинов В.В. Зачем изучать литературное произведение? // Контекст —1973. — М., 1977. — С. 176-196.
90. Кожинов В.В. Проблема автора и путь писателя. // Контекст. — 1977. М.: Наука, 1978.
91. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 225 с.
92. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности. — М., 1979.
93. Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской литературы. — М.: Наука, 1971. — с. 199-207.
94. Корман Б.О. Об итогах изучения проблемы автора // Теория литературных стилей: Современные аспекты изучения. — М.: Наука, 1982 г., с. 8996.
95. Корман Б.О. Принципы анализа художественного произведения // Избранные труды по теории и истории литературы. — Ижевск, 1992. — с. 215-234.
96. Крупина H.JI. Оценочная деятельность учащихся на уроках литературы. // Урок литературы: Пособие для учителя. / Сост. Т. С. Зепалова, Н.Я. Мещерякова. — М.: Просвещение, 1983.
97. Крупнина H.JI. Обучение оценке художественного произведения на уроках современной советской литературы. // Совершенствование преподавания литературы в школе: пособие для учителя. / Под ред. Г.И. Беленького. — М., Просвещение, 1986. с. 135-142.
98. Кудрявцева С.П. О методике исследования развития литературных способностей учащихся в процессе преподавания литературы в старших классах // Проблемы способностей. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
99. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы.
100. М.: Просвещение, 1981. — 100 с.
101. Кудряшев Н.И. Об эффективности занятий по литературе. (К вопросу о методах обучения.) — Литература в школе. М., Просвещение, 1970, № 4.
102. Курдюмова Т.Ф. Биография И.С. Тургенева. Тургенев в школе: Пособие для учителя ./ Сост. Т. Курдюмова. — М.: Просвещение, 1981. — 175 с.
103. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. Литература в школе. М., Просвещение, 1974 № 6.
104. Курдюмова Т.Ф. Изучение биографии писателя // Преподавание литера-турыв старших классах. М.: Просвещение, 1964.
105. Курдюмова Т.Ф. Принципы изучения литературы в средней школе и пути их реализации. // Проблемы преподавания литературы в школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985. — с. 7 -18.
106. Лазарева В.А. Принципы и технология литературного образования школьников. Ст. 3 // Литература в школе. —1996. — № 3.
107. Лакшин В. Две биографии. // Новый мир. —1963. — № 3. — с. 250-255.
108. Лакшин В. Мир Михаила Булгакова // Литературное обучение. — 1989.11.с.17-29.
109. Лакшин В. Булгакиада. // Библиотека «Огонек», № 35, 1987, глава № 3 «Камень Гоголя».
110. Лахосский К.П. и Фролова В.Ф. Пушкин в школе. Л., Учпедгиз, 1959, с. 113.
111. Левитов Н.Д. Психология старшего школьника. — М., 1955. — 215 с.
112. Леонов С.А. Литература классицизма в школьном изучении. // Пособие для учителей общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. — М.: Флинта, Наука, 1997. —160 с.
113. Литература в гуманитарных школах и классах: Сб. науч. тр. — М., 1992.
114. Литература. 9 кл.: Учебн. — хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений / Авт. сост. Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина; Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. —М.: Дрофа, 1998. — 512 с.
115. Литература. 9 кл.: Учебн. хрестоматия для общеобразоват. учеб. учреждений / Авт. сост. Т.Ф. Курдюмова и др. — 2-е изд. —М.: Просвещение, 1977. —447 с.
116. Литература. Русская классика (избранные страницы). 9 кл. Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред. Г.И. Беленького. — М.: Мнемозина, 1997. — 383 с.
117. Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова / Сб-е научн. тр., — Куйбышев, —1990.
118. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., Искусство, 1970. —384 с.
119. Лыссый Ю.И. Внутрипредметные связи на уроках литературы. // Проблема преподавания литературы в средней школе. Пособие для учителя. Под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, — М.: Просвещение, 1985.
120. Львов С.О. О замечательном — замечательно! // Лит, газ., 1963, — 24 сент.
121. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. — М.: Художественная литература, 1978. — 398 с.
122. Маранцман В.Г. Изучение литературы в 8 классе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 238 с.
123. Маранцман В.Г. Проблема восприятия и совершенствования школьной программы по литературе. // Проблема совершенствования литературного образования: Сб. науч. тр. НИИ школ: сост. Р.И. Альбеткова, В.Г. Полухина. М., 1982. С. 95-107.
124. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения в соотношении с читательским восприятием. Диссертация на соискание степени доктора педагогических наук. Л., 1981.
125. Маранцман В.Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников. «Просвещение», 1965.
126. Маранцман В.Г. Вариативность анализа при изучении системы образов произведения. Н.В. Гоголь «Мертвые души» // Из опыта преподавания литературы (VIII класс). — М., 1975.
127. Маранцман В.Г. Критерии литературного развития и читательские умения школьников. // Формирование умений и навыков по литературе у учащихся средней школы. Сб. науч. тр. НИИ школ. М., 1986, с. 47-53.
128. Маранцман В.Г. Читательское восприятие и художественная мысль автора в школьном анализе литературного произведения и методика школьного анализа. —М., 1974.
129. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. — Д.: Издательство ЛГУ, 1975. —151 с.
130. МейлахБ.С. Художественное восприятие как научная проблема.//Художественное восприятие. — Сб. 1. — Л., 1971. — с.10 29.
131. Методика преподавания литературы / Под ред. Рез З.Я. — 2-е изд., 1985, 368 с.
132. Мещерякова М.И. Краткий словарь литературных терминов; Методические рекомендации для учителя и учеников. — М.: Мегатрон, 1997. — 58 с.
133. Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы. Пути постижения читателем-подростком идейно-нравственной позиции автора. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
134. Михаил Булгаков: Современные толкования. К 100-летию со дня рождения 1891-1991: Сб. обзоров / Сост. и отв. ред. Т.Н. Красавченко. — М.: АН СССР, Инст-т научн. информации по обществ, наукам, 1991.
135. Михальский Ф. Живой Мольер // В мире книг. 1962, — № 6, — с. 39.
136. Молдавская Н.Д. Воспитание читателя в школе. — М., 1968. — 127 с.
137. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьника в процессе обучения. — М., 1976. — 244 с.
138. Нартов К.М. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе: Книга для учителя. —М.: Просвещение, 1986.
139. Немцев В.И. Контексты творчества Михаила Булгакова (к проблеме традиций) // Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова. Сборник научных трудов, Куйбышев. 1990, с. 15-28.
140. Нестеренко А.А. Авторское начало в эпическом произведении.—М., 1982
141. Никифорова О.И. Психологические вопросы восприятия художественной литературы: Автореф. дис. . доктора психологических наук. — М.: МГУ, 1964. —28 с.
142. Никифорова О.И. Вопросы изучения восприятия художественной литературы // Симпозиум «Проблемы художественного восприятия» — Л., 1968. —с. 26-28.
143. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками., Учпедгиз, — М., 1959,206 с.
144. Никольский В.А. Преподавание литературы в средней школе. Учпедгиз, 1963.
145. Нинов А. Михаил Булгаков и мировая художественная культура // Искусство Ленинграда. — 1991. — № 5 — с. 12-16.
146. Новиков А.А. Художественный текст и его анализ. — М., 1988 — 300 с.
147. Овсянико-Куликовский Д.Н. Теория поэзии и прозы (теория словесности).—Пг., 1917. —152 с.
148. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. — М., 1988. — 192 с.
149. Острогорский В. Беседы о преподавании словесности. — СПб., 1885, 111с.
150. Острогорский В.П. Руководство к чтению поэтических сочинений с приложением краткого учебника теории поэзии. Издание 4-е. — М., 1904. — 298 с.
151. Петелин В. В. Творчество Михаила Булгакова. — Томск: Издательство Томского университета, 1991.
152. Петелин В.В. Михаил Булгаков: жизнь, личность, творчество. — М.: Московский рабочий, 1989.
153. Петров В.Б. М.А. Булгаков «Багровый остров» (к проблеме традиций и новаторства) II Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова. Сборник научных трудов. — Куйбышев, 1990.
154. Плотников И.П. Методическая трилогия. Ч. I. — 2-е издание, дополненное. — Курск: Губиздат, 1921. — 348 с.
155. Потебня А.А. Эстетика и поэтика.—М.: Искусство, 1976. — 514с.
156. Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе. Межвузовский сб-к науч. тр. Вологда: ВГПП, 1984.
157. Программа по литературе (5-11 класс) под ред. Г.И. Беленького.
158. Программа по литературе (5-11 класс) под ред. Кутузова А.Г.
159. Программа по литературе (5-11 классы) под редакцией Курдюмовой Т.Ф., —М., Просвещение, 1997.
160. Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля 5-11 классы. Под ред. В.Г. Маранцмана, М., Просвещение, 1992.
161. Психологический словарь. — М., 1996. — 449 с.
162. Рез З.Я. Лермонтов в школе. Учпедгиз, 1959.
163. Республиканские булгаковские чтения. К 100-летию со дня рождения М.А. Булгакова / Сб-к, Черновцы, 1991.
164. РивинаР.В. Чехов воспитывает. Алма-Ата, 1963.
165. Рогожина И.В. Выявление авторской позиции в процессе анализа эпического произведения. Автореф. дисс. КПН, Л., 1989.
166. Рождественская Е.В. Психология художественного творчества. С.-П., 1995. —270 с.
167. Роллан Р. Собрание сочинений. ГИХЛ, М., 1956, т. VIII, 251 с.
168. РотковичЯ.А. Вопросы преподавания литературы: истори-ко-методические очерки. —М.: Учпедгиз, 1959. — 353 с.
169. Роткович Я.А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе. — Изд-во АПН РСФСР, — 1953, — 352 с.
170. Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения. — М., 1977. — 164 с.
171. Рулавенко Н. Изучение творчества Тургенева в X кл. средней школы. Автореферат. М., 1953.
172. Рыбникова А. Очерки по методике литературного чтения. — М.: Просвещение, 1985. — 287 с.
173. Рыбникова М.А. Опыт методической оценки слагаемых рабочей книги по литературе. Русский язык в советской школе, № 6.
174. Рыбникова М.А. Методика преподавания литературы. — М., 1930,96 с.
175. Рыбникова М.А. и Голубков В. В. Изучение литературы в школе II ступени. ГИЗ, 1930.
176. Рыжкова И.В. Литературное развитие школьников в процессе диалога читателя и писателя. Автореф. дис. на . КПН, Спб., 1998.
177. Рыжкова Т.В. Изучение творчества Булгакова на уроках литературы в средней школе. Автореферат диссертации, к. п. н., С.-П., 1996.
178. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования правильной читательской деятельности. М., 1993. — 180 с.
179. Седова В.Г. Проблема автора и практика изучения литературного произведения в школе в средних классах // Проблема автора в художественной литературе // Тезисы доклада в НПК. Ижевск, 1990. — с. 129-131.
180. СильманТ.И. Подтекст — это глубина текста.//Вопросы литературы. — 1969. —№ 1. — с. 89-102.
181. Скобелев В .П. Поэтика рассказа. — Воронеж, 1982.
182. Скоропанова И.С. Идейно-художественные искания М.А.Булгакова (20-е годы): Автореф. дисс. канд. фил. наук, Минск, 1973.
183. Смелянский А. Булгаков и поэма Гоголя. // Театральная жизнь, 1984, № 7.
184. Смелянский A.M. Михаил Булгаков в Художественном театре. М.: Искусство, 1986. — 384 с.
185. Смирнов С.А. Преподавание литературы в V-VIII классах. Учпедгиз, 1962.
186. Соболев Н.А. Методика сравнительного анализа художественных произведений в старших классах средней школы. Автореф. дис. .КПН., М., 1971.
187. Соколов Н.М. Изучение литературных произведений в школе. — М.-Л.: Госиздат, 1928. — 160 с.
188. СтоюнинВ.Я. О преподавании русской литературы. — 4-е издание.— СПб.: Типография 2-й имперской канцелярии, 1879. — 449 с.
189. Творчество Булгакова в литературно-художественном контексте: тезисы докладов всесоюзной конференции (16-21 сент. 1991 г.) (Отв. ред. к. ф. н.
190. В.И. Немцев. — Самара: Самарск. гос. пед. институт им. В.В. Куйбышева, 1991.
191. Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Книга I (Отв. ред. Н.А. Грознова, А.И. Павловский. — Л.: Наука. Лен. отделение, 1991.
192. Тезисы республиканских булгаковеких чтений. — Черновцы: Чернов, гос. университет им. Т.Г. Шевченко АН УССР, 1991 —128 с.
193. Тизул Т.К. Изучение творчества Булгакова в средней школе. Майкоп: Респ. изд. полигр. объединение «Адыгея», 1995.
194. Троицкий Л.С. К вопросу об анализе литературного произведения в средней школе. Л.: ГИУУ, 1935.
195. Формирование умений и навыков по литературе у учащихся средней школы. Сб. трудов. — М., 1986. —190 с.
196. Цивкач О.М. К вопросу о гоголевских мотивах в рассказах и фельетонах М.А. Булгакова 20-х годов. // Республиканские булгаковские чтения. К 100-летию со дня рождения. Черновцы, — 1991.
197. Чеботарева В.А. О гоголевских традициях в прозе М. Булгакова // Русская литература. —1984. — № 1. — с. 166-176.
198. Читаем. Думаем. Спорим: Кн. для самост. работы учащихся по лит: 9 кл. / Авт. сост. Г.И. Беленький и др., Под ред. Г.И. Беленького. — М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. — 336 с.
199. Чичерин А.В. Ритм образа. — М., 1980.
200. Чудакова М. «И книги, книги.» (М.А. Булгаков: Круг чтения писателя) // Они питали мою музу. — М., 1986. — с. 219-247.
201. Чудакова М. Гоголь и Булгаков // Гоголь: История и современность / Сост. В.В. Кожинов и др. — М.: Советская Россия, 1985. — с. 360-388.
202. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М., Книга, 1988. — 492 с.
203. Чудакова М. К творческой биографии М. Булгакова // Вопросы литературы, 1973. — № 7 — с. 231-255.
204. Чудакова М.О. Булгаков и Гоголь // Русская речь 79, — № 2 — с. 38-48.
205. Чудакова М.О. Гоголь и Булгаков. // Гоголь: История и современность / Сост. В.В. Кожинов и др. — М.: Советская Россия, 1985.
206. Чудакова М.О. Общее и индивидуальное, литературное и биографическое в творческом процессе М.А. Булгакова // Худ. творчество. Вопросы комплексного изучения. / АН СССР. Научный совет по истории мировой литературы.— Л.: Наука, 1982. — с. 130-141.
207. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. — М., 1979
208. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969.
209. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. // Сборник статей. Сост. О. Эйхенбаум. — Л.: Художественная литература, 1986. — 456 с.
210. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Педагогика — Пресс, 1998. —424 е.: ил.
211. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. — М., Советский писатель, 1983. —319 с.
212. NatovN. Mikhail Bulgakov. — Boston, 1985. —VII, 144 p.
213. Proffer E. Bulgakov: Life a work. — Ann Arbor, 1984, — XVI, 670 p.