автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Совершенствование воспитания научного мировоззрения учащихся в процессе обучения математике в средней школе
- Автор научной работы
- Набиев, Гусейн Махмуд оглы
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Баку
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Совершенствование воспитания научного мировоззрения учащихся в процессе обучения математике в средней школе"
министерство народного образования азербайджанской республики
БАКИНСКИ-И (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. Л. РАСУЛЗАДЕ
На правах рукописи
НАБИЕВ ГУСЕЙН МАХМУД оглы
УДК 370. 174
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Специальность: 13.00.02 — Методика преподавания математики
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
К»ку — 1Ш
Работа выполнена в Бакинском государственном университете им. М. А. РАСУЛЗАДЕ.
Научный руководитель:
доктор философских паук, профессор М. С. АКПЕРОВ.
Официальные оппоненты:
академик Академии наук Азербайджанской Республики, доктор физико-чатематических наук, профессор Ф. Г. МАКСУДОВ, кандидат педагогических наук, профессор Б. В. ВЕЛИЕВ.
Ведущая организация: Гянджинскин педагогический институт им. I". Зардаби.
Защита состоится • 1992 г. в 40~^час.
на заседании Разового специализированного совета (ДР 054.01.98) по ^..щитс диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 «Методика преподавания математики» при АГПУ им. Н.'Туси по адресу: Баку-центр, 370000, ул. Уз. Гад-жибекова, 34.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета. Автореферат разослан «ЛЬ^^Л. 1992 г.
Ученый секретарь специализированного совета,
проф. ' . Н, А. САДЫХОВ.
ОЩМ :иРАКТНЖСТМл РАБОТЫ
Б новой морально-полита чео:<лЕ атмосфера, а условиях глубокой демократизация и гласности в ооществе радикальные цраооразования экономических и социальных отношений отаьят перед народным образованием грандиозные «овыи цели и задачи. В этой обстановке иа только многократно возрастает вэн~ ность задач формирования научного мировоззрения молодежи, но оно приооретаат новый смысл.
Для.более эффективного формарованяя научного мировоззрения школьников необходимо использовать учебные предметы, преподаваемые в средней школе, в том числе и математику. Изучение опыта ряда шкод показывает, что работа, проводимая некоторыми учителями по шровозпренчбско?ду воспитанию учащихся, ведется не на должном уровне. Целый ряд методистов до сих пор еда не оценила в достаточной степени роль и возможности математики в форма;-».,«;-нии научного мировоззрения учащихся.
Наблюдения и онита, проводимые нами, поразила, что недостатки в этой оолаоти связаны о целим рядом причин:
а) аейстзуюпуз в настоящее время программы и учебники по математическим наукам не отражают в достаточной степени вопрооов научно-мировоззренческого воспитания учащихся;
б) учителя математики недостаточно оценивают значение и возможности этого предмета в деле мировоззренческого воспитания учавдхся. Некоторое педагога не подготовлены к такой работе, да и требований к ним нэ предъявляют;
в) определенную трудность вызывают и отсутствие соответствующих научных и научно-методических пособий.
В азербайджанских школах это затруднение оообзнно чувст-
вигелыю.
. Работая над диссертацией, мы поставили перед собой цель в определенной степени восполнить сробел в этой области,
^аль ц зг'^ачи исследования состоят в том, чтобы:
- выяснить, каковы пути и возможности включения вопросов воспитания научного мировоззрения в изучаемый материал школьного курса математики;
- выяснить причина и факторы распространения мистических предрассудков и суеверий в математических понятиях, определить пути их преодоления;
определить ыаисодев целесообразные формы и метода изучения вопросов воспитания научного мировоззрения на уроках математики, во внеклассной и внешкольной работа ара обучении этоаду предмету в.орздних оощаооразовательных школах;
- отобрать и систематизировать учебные материалы по математике по классам а выявить в изучаемом материале аспекты, приводящие к возникновению суеверий и мистики, определить их связи о математическими софизмами и указать пути их преодоления;
- показать значение меашредматных связей для формирования научного мировоззрения школьников г. по этой основе раокрыть значение изучения ^тематической дисц пли ни но данному вопросу;
- осуществить анализ учебных планов, программ, учебников в свете диссертационной теш;
- провести эксперимент в школах, изучить опыт работы учителей математики и ряда шкод нашей реопублики по воспитанию научного мировоззрения и на основе зтрх данных выработать рекомендации по данной теме.
предполагалось, что процесс формирования научного миро--'2 -
воззрения учащихся происходит наиболее эффективно при целостном, системном а комплексном подходах к нему.
О воспитательной функции математики в школьном оиразовании и рола математики в формировании научного мировоззрения учащихся написано немало хороших работ. В частности, этого вопроса в своих раоотах касались такие видные советские математики-педагоги как А.Д.Александров» II.С.Александров, В.Г.Болтяноки«!, Б.В.Пшденко, АЛк Колмогоров, А.И.Маркушевич, А.А.Столяр, Д.Я.Хинчин и др«Имеются также специальные работа таких авторов, как Б.И.Аргучова, Е. Г. Глаголевой, ¡О.М.Колягина, В.А.Мейдера, И.Л.Никольской, М.В.Потоцкого, ИЖТесденко, В.А.Стратйлатова, Л.М.Фрядмава, Г.С.Черкасова я др.
Можно указать также ряд исследовательских направлений,-в которых в той кла иной маре разрабатываются различные узкие аспекты воспитания мировоззрения прл изучении еоЯеотвенно-науч-ных предметов, в частности они нашли свое огра&енае в. работах Е.Н.Алешко, З.С.Ахиэрова» МоА.£аоаева, М.Д.Зверева, Э.И.Карало-ва, ГоГ.Кротока, БаИ.Деннэра, В.Н.Федоровой, О.С.атамневича а др.
Существуют отдедыше труда, досвященныз теме "Магематика и мировоззрение"» "Математика и религия" а другие специальные работы, в частности» например,, о роли математика в зоспнтаняи научного мировоззрения, связанного с религиозным -гаровозоре-нием (Б.В.Болгарского, Б.Н.Бородшка, А.Волкова, А.Ю.£рггоранко, И.Я.Дешава, А.Г.Канфоровича, В.Н.Комарова, В.А.Мезенцева, В.л.минковскогоо В.Д.'&сгякоЕа н др.).
Однако з педагогической литературе сейчас очень мало
такого специального исследования, в котором в сзстецзтаческой
_ ? _
форма изучались сы пути и еозксжности воспитательного потенциала нынешнего школьного-курса математики в сочетании с его мировоззренческим значении;. Вое сказанное определяет актуальность избранной нами теш.
двляются достижения педагогической науки о гармоническом всестороннем развитии личности, фундаментальные исследования ведущих ученых педагогов, математиков а философов по научна у мировоззрению и воепкта-тельной раооте подрастающего поколения в школьном образовании.
служила научная
философия л ее соответствующее учение о научном мировоззрении, в частности диалектика и теория научного познания,
состоит б следующем:
- выясняются пути и метода воспитания научного мировоззрения а процессе преподавания математики г, средней школе с учетом новинок в образовании, изменения духовной аизни оощэства, принципа свободы совести;
- показана неоСходнмость реализации мировоззренческого воспитания учащихся на изолированно, а в качестве составной части всей комплексной, воспитательной работы школьного коллектива, вскрывается роль в этом процессе ыажпредоегнше связей, совместной целенаправленней раооты учителей разных дисциплин;
- обосновывается положение о том, что воспитание на уро~ г.ах математики является одним из путей формирования научного мировоззрения у школьников;
вскрывается необходимость учета специфики местных шкод при восштании молодежи в Азербайджане;
- на основе переплетения различных аспектов воспитания
научного мировоззрения при обучении матшаткке выявляются возне метода в корректируется существующая методика для к часовой п внеклассной работ в средней общеобразовательной шлгле;
- раскрывается г.аровоззренческое значение школьного курса математика и показано как оно способствует формировании,разви-•»51Ю правильная продставлэаий о природе математики, о сущности -нзге;дамчвска;с аС-згрзхцпВ, о рояльных и идеальных отношениях ася интерпретации математических моделей.
диссертации заклкь-:ечтся з той, что ома расьшряех границы мировоззренческого ;:_.с1дзг'2вия школьников включением в них математики как исхоч-
:пкз зс?эрений, на основе которого фор-лируется научное миро-.дарение учащихся. Надеемся, что педагоги при обучении мата-чмккэ а среда еЭ общеобразовательной шкоде могут найти в ее •^одерязтедьном материале эффективные и результативные пути и зсрка воспитания дольников, создающие определенный базис для познавательного развития учащихся на основе научного мировоз-зрзаая. В связи о этим', в диссертации даются методические рекомендации по этим вопросам.
чтош проверить правильность ос-оояовааиооть' получеавых результатов в ряде школ республика ■ сводился педагогический эксперимент и пробные уроки.
пугл-ура дидрдр-.ацшз. Исследование состоит из введения, ... заключения и опаска литературы.
ОСНОВНОЕ СОДШАНИЕ ¿ДССУРхАЩИ
обоснована актуальность диссертационной темы, ;л5с*р«?з ^ооретачоская новизна и практическая значимость ра-
соты, определеяя цедя, задгчи и методы исследования, определены основные положения, которые выносятся на защиту.
ОШШЗ-ИШа ~ " ООаде. вопросы воспитания научного мировоззрения учащихся при преподавании математики".
В данной главе рассматривается круг вопросов воспитатэль-ц-Д работы, относящихся к связи школьного курса м-зтематики с цаучныь философским чиррвоззрением. Цри изложении и обсуждении avax вопросов мы исходим, во-первых, из определения целей ооу-чешзя математики в средней школе г во-зторах, мы учитываем и опираемся на природу и сущность самого понятия_ научного мировоззрения и, в-третьих, специфики самой математики nui-, ььуяу и как учебной дисциплины.
Под мировоззрением следует понимать не просто сумму взглядов на мир. а некоторое гадостное представление о мире, включающее выяснение места человека в мире, направление его деятельности, ила основные программные принципы его сознательного отношения и действительности.
Существуют различные виды мировоззрения и каждое имеет сложную структуру."1
В работе рассматривается философское мировоззрение. Цри этш конечно, имеется в виду, что философия и мировоззрение не одно и то аз; мировоззрение - понятие Солее широкое чем философия, ибо всякая фллооофия - мировоззрение, но млровоз-зрениэ не ошзателъно есть философия, шлософия выступает как особого рода мировоззр'ь aie, выражает наиоолее обвдэ черты бытия и познания, она особым образом сис ематизкрует различные форм! и уровни сознания,- организует все элементы мировоззрения в целостную систему.
I В.философской литературе обычно различают следующие виды мировоззрения: мифологическое,обыденное,eciествеино-науч-ное, религиозное, философское и др.
- S
•йвлософскоэ мирсзоззрекие можзт сыть научным и ненаучным. Цоучиая фялоссфчя сзсрми ¡е" «вой доходные взгляда на основа достижений фундаментальных наук а практика. Исхода из этого, под научным философским маровоззренаэм будем понимать те понятия и принципы мировой философской масли, начиная от антзч-ности и до кашах Д1эйс которые соответствуют достижениям современной наука» пра аоя-, здесь» разумеется, аа "оставляв? мсключешш и фалософая диалектического м&териалягма.
Будучз наукой, взучаэдей количественные отногазшш и пространственные формы реального кчра, к-зтемэхнка по свозму содеркакиа в методу тесно переплетается с лосося ой, онг. развивается в теснейшей связи я вгмвкодо&сгвав с развитием философа. Проблема состоят в т-.-л, чтооы сделать эги веалтосая-си дсстуяшша поааизнзю учапзисся. Это является важным и первичным условаэм для эффекгавного вспояьаованзя математика пра формировании у учащихся научно-фалосомского мировоззрения.
В раоот'е мы стараемся раскрыть-педагогические и щтододо-гическиа аспекты потенциальной возможности школьного курса математика для формирования научного мировоззрения школьников и ¡казать эффективные пути для достижения этой цели; предпринимается попытка усовершенствовать те пути обучения,, с помощью которых учащиеся получат правильные представления о сущности к происхождении математических абстракций, соотношение матарааль-ного и идеального, частного и общего, о характере отраяония математической аукой явлений и процессов реального мира, проблеме идоалиг щии, связи логики и интуиции, рода, дедуктивного метода, места математики в система наук, роли символизации и математического моделирования в научном познании и в практике. На фоне этих представлений осооое внимание 'обращая
"Н на то, чтош учавдеоя осознала такие мировоззренческие, воп-рооа как единство и познаваемость мира, его многообразие и бесконечность, понимали и правильно оценили такие методы теории ' позаеная как абстрагарозание, идеализация, обобщение» моделирование, понимали зн-чешзе логического мышления, индукции, дедукции в т.н.
Указывается роль уроков математики, активную роль педагога-математика, его бесед, значения сведений из история математика в т.д.
Особое значение придается мэкаредметвым связям. Вскрывается объективная основа а раскрывается их рчачение в деле воепя-•гвнаа научного мировоззрения школьников.
• В связи о абстрактностью, отвлеченностью математического знания пра воспитании кзучногс мировоззрения в процессе обучения матзматике осуществление межпредмегных связей приобретает особое значекяэ»* Эго важно еще и потому, что математика сама является одним ив опорных предметов средней икодц, она обеспечивает изучение других, дисциплин.
В работе рассматривается математической дисдидлькы
с другими школьными дисциплинами, в частности физикой, информатикой, астрономией, историей, а также обращается внимание на связи математики с литературой, асадсотвом. Предпринимается попытка раскрыть мировоззренческое значение этих связей« Конкретными примерами укапается, что значимость мэжпредметных .связей для воспитания состоит в том, что они помогают создать
I См.: Зверев И.Д.* Максимова В.Н. Мекпредматние связи в современной школе.М.,1981; Мешредметные связи естественно-ма~ тематических дисциплин (СО.статей под ред.В.Н.Федоровой). М. ,1980; Современные проблемы методики предодавания математики. (Сб.статей, составители Н.С.Антоыов и В.АЛусев). М., 1&65 и др.
целостную мировоззренческую картину мира, систематизировать усвоенные и усваиваемые научные знания, формировать особенна понятий и делать обобщаюсь е выводы, развивать мыслит гьную деятельность учащихся. Но, чтобы рассматриваете нами Еопросы были бы Оолее эффективными, как правило, следовало ах вести сравнительный анализ научного мировоззрения с ненаучными мировоззрениями.
Ненаучными мировоззрениями до сих пор ооычно считали донаучное, обыденное, идеалистическое, религиозное и отчасти мифологическое мировоззрения. Конечно, наша работа выиграла бы от рассмотрения, уточнения и конкретизации взаимосвязей математики с этими видами мировоззрения, именуемых "ненаучными". Однако эти проблематические, спорные вопросы очень обцирны и сложны; они требуют специального,- особого исследования. Даже беглое затрагивав е-их вынудило ш увеличить объем работы в несколько раз. Поэтому коротко, мимоходом касаясь сложного взаимоотношения математики с религией мы ограничиваемся в работе рассмотрением лишь одного аспекта вопроса, имеющего прямое отношение к воспитанию научного мировоззрения школьников, характерного для тсольного курса математика, а именно г борьбы с суеверием, магией и т.п.,1 которые в настоящее время - в период гласности и демократии, - сильно активкзировалл свою деятельность. •
В работе указывается, что в длительном развитии цивилизации во взаимоотношении математики с религией Шли негативные
I Термины: суеверие, магия, колдовство, мистика, предрассудки и т.п. имеют олизкие значения, связанные со спекулированием человека и тяге "чуду", ложным верованием во что-либо, о целью различными действиями повлиять вооорааиемым, сверхъестественным лутем на окружающих. Употребление их как синонимов а нашей работе не принесет существенного ущерба изложению те да.
момента (инквизиция, запреты), но надо признать, что в мировой истории религиозное представление веками играли исключительную роль в социально-экономической и духовной жизни человечества, сократив определенное влияние на некоторые слои населения до сих пор. Сейчаа в слоеной ситуации ведутся работы, относящиеся к связям науки и религии. Некоторые исследователи стараются выявить ноше моменты детали, акценты в области взаимоотношений науки и религии.-1 _ '
Нам представляится, что сейчас назрела необходимость разработки новой аксиологии (учение о ценностях) для религии, позволяющей различать те ценности и нравственные принципы, которые иди теряются или оживляются в ней; она позволяла ш подходить дифференцированно, конкретно.
Оставляя последнее олово слециалистам-фидософам, методо-логам-естествсаспытателда и религиоведам по указанным вопросам мы желали бы здесь избегать двух крайностей; одна крайнооть: утверждение, что будто научный прогресс и образование абсолютно нейтральны, не имеют серьезного отношения к судьбам религии; другая крайнооть заключается в воспроизведении точки зрения просветителей, которая в овоей доходчивой форме сводится к отождествлению религии невеаеотвол. Одним из следствий такого понимания религии садя всякое сведенаэ ее в оумме на нелепых утверждениях, противоречащих науке. Подобные суждения приосретают особо яояуо и наглядную форму» когда речь идет о различных видах суеверий, предрассудков, «вагин, колдовстве, гаданий и т.п.
На ваш взгляд, на следует отождествлять религию со всякими разновидностями магии, оуеверия, мистицизмом и т.п.,
-I См.; например, в частности: Новые идеи в философии, культуРе и религии (.Ежегодник философского общества ССОР, 1991).-М.: Наука, 1991.
которые под прикрытием религии действуют и с.рицают ва наукой способность решать фундаментальные проблемы человеческого бытия. Правда, некоторые одунители богословы, в своя очередь, иногда использовали в своя пользу магмя, суеверие, чудеса, но они сами часто и неоднократно подчеркивали их вред а осуждали их. В история, например, известно, что отцы церкви осуждали га-дани е0 колдовство а астрологию.*
Характерно, что магия, суеверие, не только дожила до наших дней, не сейчас они активизировала своо деятельность и нередко ш сталкиваемся на влиянии ах на уч?щихся. Характерным проявлением их является-числовая мастака.'
Известно, что еще в старину дпди верили в таинственные значения чиезл, видя в,них появление особых таинственных сил. В частности, вапрмзр, тзфагерейда считали, что "числа управляют миром", 'НО пифагорейца.не составляют исключения. 7 ка.чдо-го народа с племени имелись свои священные числа '(например, у олавяноязычннх народов - 3, 7, 9„ 40;. у тюрксязычных народов -3, 7о 40; для сомпйско-язычдше плэюн - 7 и 40; в Египта и Греции число 12 считалось священным а т.п. В азербайдгзноком фольклоре встречается много примеров о культе и о вроде отдельных циф" и чисел. Существует правило гадания на цифрах - так на зова:: лая " арифмом^гтвя", вез они связаны с наивной верой в
I Астрология - учение о якобы существующих связях мэзду расположением небесных светил.а историческими событиями,судьбами ладей и народов; она возникла-в древности, бала рао-пространена в средние века, продолжает процветать а сейчас там,где пользуются услугами астрологов дляпредсказания будущего, путеЛ: составления гороскопов.А составить гороскоп -сто значит предсказать оудувде события по тем чертам характера человека, которые зависят от расположения светил прт рождении человека. Сейчас есть тенденция различения научной и ненаучной части астрологии. .
"таинственные, магические свойства, приписываемым некоторым числам, в частности 3, 7, 9, 13 и т.д.".1
Разугеется, учитель, любящий свое *ело на может оставаться равнодушным к таким распространенным явлениям, называемыми
"числовая ¿ластика". При активной педагогической деятельности,
и
укзлой расоте педагога учациеся должны знать, что,как все ос-трльныэ математические знания, учение о числах связано с реальными явлениями, они возникли из практики и отражают количественные закономерности окружающего мира, в них ничего сверхъестественного, таинственного чуда нет.
Научно-философское разъяснение природа чисел может опровергнуть чудеса, связанные с чьоловой готикой.
В диссертации излагается научно-философский взгляд о возникновении и развитии понятия числа и геометрические фигуры. Указывается, что формирование понятия чисел и фигур косило диалектический, противоречивый характер, с одной стороны, в нем бала драктическая необходимость, о друггй - ступень умственного развития, отвечающая этой необходимости, с одной стороны, конкретность, с другой - абстрактность.
Школьники должны осознать, что числа и фигуры, являясь соответственно простейшими видами количественных отношений & пространственных форм реального шра„ отражают эти отношения и формы з сознании человека, и мистификация иг есть результат извращения их свойств.
I Дело в том, что школьники об этих культах к отдельным числам отлично знают. Они, например, не могут не обратить внимание, что тс.че похорон поминают покойного на 3-й, 7-й (в некоторых на 9-й) и чй-й день. От. знают, например,, что молодым супругам в честь- бракосочетания дарят семь фигурок слонов, они ооятся числа 13„ как невезучего (скажем, экзаменационного билета под й 13) и т.д.
Для формирования научного шровоззрени;. немаловажное значение змэет изучение элементов математического анализа. Погтоцу необходимо здесь соблюдать строгую научность, на кавдом шагу раскрывать реальное содержание основных, первоначальных, понятий математического анализа, таких как функция, производи.«, интеграл и др. Пмрокоо использование понятия множества и оысконеч-ности, коюраэ имеют глуоскпе фнлоссфско-мирозозэренчеокае зна-. чзиия. В частности, например, сочетая скааня с научным мировоззрением школьников^следует в доступной форме объяснить, что математическая бесконечность, как а все другие математические понятая, отражают определенную количественную сторону реального мара, являзтся такой яе идеализацией реальной бесконечности, как скажем, абсолютно твердое тало является идеализацией реального твердого тела.
Б козцз этой главы рэчь идет об одном весьма вааном средстве, которое учитель монет успешно использовать .для преодоления слепой вера з чудесг.. Это "математический софвзм".
Софизмом называется умышленно лолное умозаключение, кото-роэ имеет еыдимость правильного»
Б диссертации приводятся соответствуйте характерные примори и на основе их анализа указывается „ что из-за малейшей неосторожности в ооучениа у учащихся могут возникнуть чувство веры в чудеса. А вера - чудесная основа всякого суеверия.
Математический софизм дает хороший материал для борьбы о суеверными воззрениями, их разновидностями в математике и для разъяснения их „реда.
ЁЕаваа_шама - "Воспитание научного мировоззрения в процессе внеклассного обучения математике и экспериментальное ьо-сль'Дование". •
Здеоь анализируются формы и методы классной, внеклассной и внешкольной работы, проводимой учителями математики для формирования у учащихся философского мировоззрения.
Б данной главе рассматриваются и анализируются следующие вопросы: I) работа кружков; 2) математические бюллетени; 3) организация математических вечеров; 4) методика бесед с родителями; 5) диспуты; 6) экскурсии и др. ,
В диссертации определены и исследованы полезные материалы для проведения математических вечеров и кружков, для издания стенных газет и выпуска математических бюллетеней„ Здесь акцентировано, внимание на важном мировоззренческом значении понятий целого числа и геометрической фигуры, на их занимательных свойствах и соответственно дан критический анализ мистических взглядов, связанных с наш.
Для успешного проведения внеклассных работ в дасоертации предлагаются конкретные рекомендации, организационные формы, планы, тематика и т.д. Указывается, что. все эти внеклассные работы должны исходить из комплексного, системного подхода, В частности, здесь следует увязать намеченную тему с изучаемой в классе и закрепить ев на основа научных фактов.
Исходя из огромного значения межпредметных связей для воспитания научного мировоззрения предлагается вести совместные внеклассные работы, в частности орган :зовать объединенные крукковые занятая, объединяющие круяки по отдельным учебным ДИСЦЕЕ-ШНаМ.
йсспешмянт. Чтобы углубить целый ряд теоретических и практических вопросов, касающихся путей и г^зможностей воспитания научного мировоззрения и сделать соответствующие вывода
наш проведен педагогический эксперимент.
Как в первоначальном, так и в заключительном этапе эксперимента нас особенно интересовало влияние математич<.с :ого знания, лриоорегаемого на уроках математики, на борьбу с суеверными взглядами, с- которыми мы так чаото Еогрвчаеася у учащихся и то, как помогают эти знания в процесса даровсзреаческого воояйтання избавиться от аийс предрассудков.
Еще начиная о 60-х годов, мы стали интересоваться соответствующей литературой и ведя исследования по дтой области. В 1972 г, в издательстве "Маариф" вышла из печати наша книжка под названием "Атеистическое воспитание в преподавании математики".* Читатели а педагога проявили интерес к ней. руководствуясь пологительным отзывом ряда ученых и педагогов о книге, т, начиная о 1973 года, бтади проводить оолаа интенсивные пвдагогачеокиа эксперименты по проблема воспитания научного мировоззрения в школе а процессе обучения математике.
Эксперимент проводился во во эх классах средней школы беспрерывно в течение целого ряда лет, т.е. в 1973-1974 19741975, 1975-1976, 1976-1977, 1977-1978 учебных годах в школах Й 44 и Л 132 г.Баку и в средней школе села Шахлы Агдашского района.
В 1988-1989 учебкгм году аналогичные эксперименты были проведены в школе й 10 г.Шеки, в 8-легнеЙ школе г.Белоканы, в средней школе им»Низами Берлинского района, в средней школе села йнджали и Увуатала, в среда Л школа седа 1Ьоад Грузинской республики. Все результаты, полученные в процессе - эксперимента, нашли сбой отражение в приведенных в таблицах I Название КШ1Ш связано с тем, что борьба о предрассудками, суеверием, магией в математике в те времена принято было называть атеистические воспитанием учащихся в изучении математики.
приложенных к диссертации.
Б ходе эксперимента мы классифицировали программный материал но классам с учетом специфической возможности снабдить ею материалом научно-мировоззренческой тематики.
Экспериментальные работы показали, что комплексный подход, целесообразная работа коллектива при разумном использовании полегши методических приемов позволяют добиться порядочного сдвига в усвоении программного материала ижольников с оо~ четаниед^ у них формирования научного мировоззрения. Лодтьоря-дается, что знания и убеждения язляются вакшми мировоззренческими компонентами. Знание - это представления, понятия, заколы, утверждения о закономерностях действительности-, а уоевде-ние - вто уверенность в истинности этих знаний. Математические знания и математические доказательства дают оогатый материал для этого.
Раоота завершается общими выводами, рекомендациями, вытекающими из рассматриваемых вопросов в диссертации.
лоцщ.е_В-авода .и рекомендации. В заключении указывается, что: а) в школьном математическом образ овации наиболее общие мировоззренческие вопросы выявляются н? стыке взаимодействии трех наук: педагогики, философии и математики. Сади относятся связи обучения с теорией познания, диалектический характер развития математического знания, жизненное значение основных понятий школьного курса математики.
Из вечных философских вопросов, имеющих глусокое мировоззренческое значение, перечислим наиболее характерные для нашей емы: единство и бесконечность окружающего нас мира, его познаваемость; такие мотода познания как аострагирование
и идеализация, доказательстро, единство лопжи и ивтуицяи в нем, дедуктивный метод дни построении научной теории и т.п.:
0) ваянэйшое мировоззренческое значение приобретает изучение особенности математических, аостракцай, природы аксиом, теорем, доказательств,, сущности аксиоматического метода, соотношения количества и хачества, ложен и интуиции, отрицания я противоречия, конечного и бесконечного^ частного и общего, методов идеализации, символизации, моделирования и т„п„;
в) при воспитании научного мир&воззрэшгя в процессе обучения математике неоценимая роль ярянаддездт осуществлена» ыезшре диетных связей, она помогает создавать целостнуо щро-воззроапосаую карт:«цу мира, своеобразно доказывает еаднотао и многообразие шра, его,бесконечности и познаваемости;
г) в процессе воспитания научного мировоззрения учащихся при изучении математики номдловалмое значение ьмэот противопоставление научного мировоззрения, проявлению ненаучных взглядов, воззрений в ооласти математики таких глк суеверие, магия, колдовство, мистицизм, гадание а т.п.;
д) говоря о мистицизме, магии, суевериях и борьбе о ними не следует их отождествлять с религией. Нам представляется, что назрела необходимость разработки новой аксиологии (учение о ценности) для религии; позволяющие различать те ценности,
те нравственные принципы, которое теряются или оживляются в ней, ото помогало бы подходить к этам вопросам дифференцированно и конкретно.
Разумеется" осуществление этого совместными усилиями философов, педагогов и религиоведов пмэло бы огромное значение для школьного образования вообще, и пра воспитании научного мировозЗрзния, в частности;
е) для воспитания научного мировоззрения у учащихся вак-нейшеэ значение имеют сведения из истории математики, доступные Оеседа о философии математики. Это приобретает оща оолее ваа-'10в значение в связи о гуманизацией образовали. Поэтому успех в атом деле во мн-гом зависит от высокого лрофессноналвз/,:а учителя-математики, подготовленности его по научной философии, по готорик математики ш философия математики. Это особенно важно потому, что в учебных планах университетов ы педагогических зуэоа курс истории и философии математики или воооще отсутствует вт жэ занимает место факультатива.
Сказанное заставляет думать о математическом .образовзнир будущих учителей-математиков, пра учете вышеизложенного;
ж) предъявляются определенные требования к учес.чхг.зм. Общеизвестно, что изложение материала,а учрбншса доляяо быть коротким, доступным и понятным. Возможно думать о свасззнии учнонака словарем, в котором приведена толкования реальных смыслов важнейших понятий, даны сведения об ах историческом развитии;
з) в изучении и воспитании "сновной организационной Нормой считается урок. Учитывая это, педагогнматеиатик для формирования научного мировоззрения должен проводить уроки посредством:
1. создания на уроке математика условий для активной умственной деятельности .чащихся, направленной к усвоения конкретных знаний в раскрытия содержания математических знаний, их овязи с реальной действительностью, с практикой общественной жизни, с другими науками;
2. формирования у учащихся правильного понимания многоступенчатой абстрактности ».»тематических понятий и положений,
их мнояественногс а переменного характера;
3. систематического использования данных из истории мата матика, раскрывающих возникновение и развитие математических терминов или понятий (их этимологии) под влиянием развития общества, экономики, техники, естественных наук и развития человеческого мышления;
4. целесообразно и умело использовать факультативные занятия, по воспитательному направлению;
и) целесообразная организация внеклассных, внешкольных . работ, совершенствование их форм проведения (кружки, вечера, диспуты, экскурсии, оюллетени и т.д.) представляет большую ценность для закрепления знаний, изучаемых в классе, но и имеют немаловажное значение для расширения их общего кругозора и формирования у учащихся научного мировоззрения. Ма но использовать здесь равные материала, скажем: о критике суеверия, числовой мистике, раскрыть сущность ..^тематического софизма а т.д. Ьольщую роль может играть, например, объединенные кружковые занятия, чтения, диспута и т.п.;
й) эксперименты, проводимые неми а разных школах и разных классах и другие исследования подтверждают, что воспитание научного мировоззрения нельзя рассматривать изолированно, оно является составной частью воспитательной работы всей школы, всего ее коллектива, оно траоует комплексного подхода, Какдый учитель отдельных учебных дисциплин является активным участником этого сложного оощего дела. Учитель математики ыодет вносить свой достойный вклад в формирование научного мировоззрения, исходя из общей задачи ооучения математике в школо, используя достижения современной педагогической науки и учитывая специфику предмета л метода оакой математической
науки;
к) в соответствии с вышеизложенным Сило ш целесообразно;
I. ввести соответствующие асйекты воспитания научного мировоззрения, в программу ¡математики средних шкод;
П. после соответствующих тем по математике в учебниках асавстить учебный материал, напечатанный мелким шрифтом, с содержанием "примеров о непримиримости математики с мистикой и суевериями";
Ш. издавать научные и научно-методические пососи« о роля »¡¿тематики в мировоззренческом воспитании учащихся;
1У. кек и в других ооластях наука, целесообразно издать .литературу о. великих математиках л их философских взглядах.
Зое эти предложения, аа наш взгляд, являются наиболее венными для теории и практики воспитания научного марозоазрь-]щя школьников.на уроках математики.
Конечно, .-.воспитание научного мировоззрения в процессе ^бучения математики в средней общеобразовательной школч годнее и трудоемкое, но и благородное, нужное и увлекательное де-
Однако в одной раооте вряд ли можно охватить все вопросы, связанные с проблемой формирования научного мировоззрения школьников при изучении математики, ''адача многогранная, I. тема малоуавраоотаныая, поэтому ш в нашей скром.»ой работе иногда ограничивались лишь постановками того или иного вопроса данной проблемы.
Надеался оудущио исследования восполнят указанный прооел Е ЭТОа области.
- 20 -
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Атеистическое воспитание в преподавании математики. В КН7Г6 в основном речь идет о преодолении суеверий, борьбе с ;-.цизмом и иагаей в математике как средства воспитания научного мировоззрения учащихся арт обучении математике в школа. Во время публикации нашей работы указанные вопросы принято было называть "Атеистическое воспитание' школьников в изучении математики". - Баку: Маариф, 1972■ (.книга в объеме
6 п.л.).
2. Математические указания по решению арифметических задач. Изд.АЛИ им.В.И.Ленина, 1972 (книга в объема 6 п.л.).
. 3. Производственные и бытовые задачи по математике» -Баку: Маариф, 1976 (книга в.объема 10,5 гид.).
4. Пути углубления математической сообразительности учащихся при решении задач // Физика.ве рлязийят тедриси ("Преподавание физики и математики"), 1983, И 2.
. 5. Изучение некоторых теоретических вопросов арифметики в начальных классах // ИОтидаи мектеб ае мектебе гедер те-рСие ("Начальная школа и дошкольное воспитание"), 1983, »2.
6. Занимательная математика в младших классах // Начальная школа и дошкольное воспитание,. 198-1, Л 2.
7. Методика совместного изучения сложения и вычитания // начальная школа и дошкольное воспитание, 1987, № 2, с.19-23.
8. Ознакомление учащихся с кибернетическими науками (Совм.Х.Исахги и М.Багиров) // Преподавание физики и математики, 198";, & 2, с.31-34.
9. Изучение истории предела, интеграла и правильная многогранников в средних специальных учебных заведениях (Ссвм. А.Р.-Алекоеров, Г.Гусейнов). Баку, 36«
10. Шучно-матерашшотические задачи преподавания математики // Преподавание физики и'математики. Баку, 1972, № 2.
И» Устранение некоторых трудностей при преподавании математики // Начальная школа и дошкольное воашетаиие. Ъзку, 1973» »1.
12. Атеистическое воспитание в преподавании математики» Сб/'Народнае образование и педагогика в СССР'» М.» 1975.
13,.Натуральные числа и материалистические .мысли о них // Навальная школа и дошкольное воспитание. Баку» 1974, № 2°
14. Научно-материалистическое воспитание учащихся» связанное о внеклассными мероприятиями но мате ¡¿а гаке // Преподавание физики и математики. Баку» 1975, Я 4.
15. Ошибка историков. Календарь сельского труквнакав год 1978.
16. Кибернетика и религия. Календарь сельского трукени-, |ш, год 1967.
В конце диссертации пошщзн описок соответствующе;! литературы.