Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Технология формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ

Автореферат по педагогике на тему «Технология формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Ефремова, Мария Геннадьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Технология формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Технология формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ"

На правах рукописи УДК: 378.016:78

Ефремова Мария Геннадьевна

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА УЧАЩИХСЯ ДМШ (ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

Специальность 13.00.02 —теория и методика обучения и воспитания (музыка уровни общего и профессионального образования)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Санкт - Петербург 2013

і б т

005059175

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА НА КАФЕДРЕ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Научный доктор педагогических наук, профессор

руководптель: Слонимская Раиса Николаевна

профессор кафедры теории и истории музыки Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

Официальные доктор педагогических наук, профессор,

оппоненты: заслуженный работник культуры РФ

Чабанный Владимир Федорович

профессор кафедры теории и истории музыки Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

кандидат педагогических наук, доцент, Морено Станислав Венедиктович

доцент, преподаватель Санкт-Петербургского Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Охтинский центр эстетического воспитания детей»

Ведущая Федеральное государственное бюджетное образовательное

организация: учреждение высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет культуры и искусств»

Защита состоится « 14 » мая 2013 года на заседании диссертационного совета Д 212.199.20 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук созданного на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена по адресу: 199155, Санкт-Петербург, пер. Каховского, д. 2, ауд. 404. 4 №

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Российского государственного университета им. А.И. Герцена по адресу: 191186, наб. реки Мойки, 48, корпус 5. /

Автореферат разослан « / » С'^■ 2013 года. иг

Ученый секретарь диссертационного совета

И.С.Аврамкова

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Произошедшие в России за последние десятилетия социально-экономические и общественные перемены обусловили изменения в сфере музыкально-гуманитарного образования. Объективные реалии внесли коррективы в организацию учебной деятельности начальной ступени музыкального обучения, стали причиной ослабления интереса общества к профессиональному обучению. Отсутствие на протяжении ряда лет конкурсного набора привело к снижению профессионального уровня учащихся, выявило тенденцию развития ДМШ (ДШИ) в направлении общего музыкального воспитания.

На фоне процессов реформирования начальной ступени обучения, снижения требований к приемным экзаменам по музыкально-теоретическим дисциплинам для абитуриентов, поступающих в средние специальные учебные заведения, за последние десятилетия не прослеживается. Главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства»1. Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в образовательном пространстве групповых занятий, должен обеспечить базовый уровень подготовки обучающихся, как общего музыкального направления, так и профессионального.

Совокупность особенностей настоящего периода, существующая в практике музыкального обучения, выявила наиболее уязвимые составляющие традиционной методики преподавания сольфеджио. Сложившаяся ситуация потребовала:

• научного осмысления происходящих процессов;

• создания инновационных педагогических технологий, соответствующих современным требованиям модернизации музыкального образования;

• разработки и внедрения универсальной педагогической технологии развития звуковысотного слуха, ориентированной на все возрастные категории учащихся и разный уровень музыкальной одаренности.

1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393) п. 1.4. Цели и основные задачи модернизации образования.

Степень научной разработанности темы. Музыкальный слух постоянно находился в поле пристального внимания ученых в различных областях науки. Физиологию звуковысотного слуха изучали Г. Гельмгольц, К. Штумпф. С позиции акустики слух рассматривается в работах H.A. Гарбузова, Е.В. Назайкинского, Ю.Н. Parca, С.С. Скребкова. Проблематика психологии восприятия, формирования музыкального мышления отражена в трудах JI.JL Бочкарева, В.Б. Брайнина, A.JI. Готсдинера, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Б.М. Теплова. Теоретическим осмыслением процесса развития музыкального слуха занимались Б.В. Асафьев, П.Н. Бережанский, Ю.Н. Бычков, Е.В. Давыдова, С.М. Майкапар, JI.M. Масленкова, Б.А. Незванов, A.J1. Островский, H.A. Римский-Корсаков, М.С. Старчеус. Связь процесса восприятия высоты звука с вокальной моторикой освещена в исследованиях Д.Л. Аспелунд, Г.А. Ильина, В. Келера, Е.А. Мальцева, Р. Юссона. Теория слуховой деятельности изучается Н.В. Ивановой, JI.H. Логиновой. Психотехника развития музыкального слуха исследуется в трудах М.В. Карасёвой. Проблемам методологии сольфеджио в профессиональном музыкальном образовании посвящены работы М.Г. Людько, П.П. Сладкова, Р.Н. Слонимской.

Общей тенденцией образования является разработка и внедрение инновационных педагогических технологий, компонентами которых становятся компьютер и средства электронной коммуникации. Это направление является перспективным и для музыкальных школ, которые в настоящий период не оснащены соответствующим техническим оборудованием.

Основополагающим элементом формирования звуковысотного слуха, ладового и функционального мышления является вокально-интонационная работа. В отечественной музыкальной педагогике разработкой вокально-интонационных упражнений занимались А.Е. Варламов, М.И. Глинка, Н.М. В.В. Кирюшин, Ладухин, Б.А. Незванов, А.Л. Островский, А.И. Рубец, П.П. Сладков, Б.И. Уткин. Применение упражнений, как элемента модульной технологии, позволяет детально отрабатывать чистоту интонирования, координировать процесс слухового восприятия и голосового воспроизведения, способствует осмыслению сложившихся и современных типов музыкального языка, формирует технический фундамент звуковысотного слуха учащегося. Но методика освоения традиционно используемых интонационных упражнений для обучающихся, в том числе обладателей абсолютного слуха, сложна, чистое интонирование для многих становится непреодолимым препятствием. Одной из причин существующего положения является ориентирование большинства методических разработок по сольфеджио на учащихся с хорошим уровнем

слуховой и вокальной координации, при котором не требуется длительной тщательной пошаговой отработки каждого осваиваемого интонационного элемента музыкальной речи. До сих пор в начальном музыкальном образовании интонационные упражнения не рассматривались с позиции системного подхода в обучении, при котором необходимо:

• учитывать разный уровень музыкальных способностей;

• дифференцировать возрастные категории учащихся;

• определить комплекс интонационных упражнений в виде сложившегося модуля, способствующих развитию координации между слухом и голосом;

• обозначить комплекс упражнений, целесообразных для формирования базы звуковысотных представлений в ладу;

• создать модульную систему упражнений для каждого уровня обучения;

• найти целесообразный баланс инструктивного и художественного музыкального материала, для интенсификации процесса обучения. Обозначенное противоречие между объективными потребностями

практики современного образования в осмыслении роли музыкально-педагогических технологий в процессе формирования звуковысотного слуха учащихся на уроках сольфеджио — с одной стороны, и недостаточной степенью теоретической разработанности данного направления - с другой стороны, позволило сформулировать проблему исследования. Она заключается в разработке и выявлении возможностей предлагаемой педагогической технологии как результативного средства, формирующего звуковысотный слух учащихся различных возрастных категорий и разным уровнем музыкальных способностей.

Все вышеизложенное определило выбор темы исследования и структуру ее изложения: «Технология формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ (детской музыкальной школы)».

Цель исследования состоит в научном обосновании эффективности авторской технологии формирования звуковысотного слуха учащихся различных возрастных категорий и разным уровнем музыкальных способностей в период начального этапа обучения.

Реализация данной цели обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:

• осуществить анализ теоретических и методологических исследований в области педагогических технологий музыкального образования;

• провести отбор и систематизацию вокально-интонационных упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха;

• разработать технологию формирования звуковысотного слуха для учащихся ДМШ с разным уровнем музыкальных способностей и различных возрастных категорий;

• экспериментально подтвердить эффективность и целесообразность применения разработанной технологии в системе ДМШ.

Объект исследования - процесс формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ на уроках сольфеджио.

Предмет исследования - технология формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ как целостная система обучения.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что внедрение разработанной авторской технологии формирования звуковысотного слуха учащихся эффективно, при условии:

• учета разновозрастных психологических и физиологических особенностей обучающихся в ДМШ;

• соблюдения последовательности и взаимообусловленности изложения музыкально-теоретического и практического материала;

• организации учебного процесса на основе системного подхода к освоению навыков в различных видах практической музыкальной деятельности;

• комплексного взаимодействия механизмов восприятия: слухового, зрительного, моторно-двигательного при освоении учащимся интонационных упражнений.

Научная новизна работы заключается в том, что:

• впервые предложена технология формирования звуковысотного слуха на уроках сольфеджио в ДМШ (ДШИ), ориентированная на учащихся с разным уровнем музыкальных способностей и возрастной дифференциацией;

• экспериментально доказана целесообразность и эффективность использования разработанной технологии формирования звуковысотного слуха в системе ДМШ (ДШИ);

• проанализированы и отобраны наиболее результативные интонационные упражнения, применяемые в традиционной практике преподавания сольфеджио;

• создан системный комплекс упражнений, способствующий овладению навыком чистого интонирования и формированию устойчивых звуковысотных представлений для каждого периода обучения;

• разработаны принципы работы над комплексами интонационных упражнений;

• экспериментально обоснована целесообразность применения комплексов упражнений для выработки устойчивых навыков в различных видах практической музыкальной деятельности;

• показана результативная роль мелодики русского романса XIX столетия для процесса формирования навыков интонирования в средних и старших классах;

• выявлена совокупность педагогических условий, стимулирующих воспитание звуковысотного слуха учащегося (технологических, психологических, организационных).

Теоретическая значимость исследования:

• обоснована необходимость доминирования вокально-интонационной работы в системном процессе формирования звуковысотного слуха;

• рассмотрено комплексное овладение учащимися навыками интонирования в разных видах музыкальной деятельности, во взаимосвязи аналитических и практических умений;

• доказана целесообразность применения авторской технологии формирования звуковысотного слуха в учебном процессе ДМШ (ДШИ);

• показана перспективность использования результатов проведенного эксперимента в качестве основы для новых исследований формирования звуковысотного слуха в системе общего музыкального образования. Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная

автором технология формирования звуковысотного слуха апробирована и внедрена в процесс обучения различных музыкальных и образовательных учреждений. Созданная педагогическая технология позволяет существенно интенсифицировать процесс усвоения теоретического и практического учебного материала, повышает качественный уровень результативности обучения, способствует развитию музыкального мышления и творческого потенциала учащихся, формирует базу музыкально-слуховых представлений. Материалы исследования могут быть использованы не только в учебном процессе ДМШ (ДШИ), но и в других учреждениях общего и дополнительного образования.

Методологическую основу исследования составили:

• работы, выявляющие общие методологические положения в разработке проблемы педагогической технологии в образовании: В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, П.И. Пидкасистый, В.Г. Селевко, В.А. Сластенин;

• психолого-педагогические исследования педагогических технологий зарубежных ученых: В. Блум, Дж. Брунер, Г. Гейс, В. Коскарелли, Дж. Кэролл, Т. Сакомото, Д. Хамблин;

• положения педагогики, рассматривающие целесообразность конкретно-предметных технологий: H.A. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Г.А. Струве;

• психолого-педагогическая теория деятельности: Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.К. Леонтьев, C.JL Рубинштейн, Н.Ф. Талызина;

• положения по теории оптимизации процесса обучения: Ю.К. Бабанский, A.M. Моисеев, JI.B. Московкин;

• концепция развивающего обучения: JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин;

• теория развития музыкальных способностей и восприятия: A.JI. Готсдинер, Е.В. Мальцева, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов;

• теория музыкального обучения и воспитания: Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, И.Н. Немыкина.

Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс методов:

1) теоретические: анализ исследуемой проблемы на основе изучения искусствоведческой, психолого-педагогической, музыковедческой, учебно-методической литературы; сравнительный анализ инструктивных методов обучения; контекстуальный анализ, обобщение;

2) методы эмпирического уровня: педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, беседа, статистическая обработка результатов эксперимента, сравнение обобщение педагогического опыта;

3) праксиметрические: контент-анализ методических разработок и программ педагогов.

Использование теоретических и методологических трудов; применение комплекса методов; разработка теоретических положений предлагаемой технологии; апробация и успешное внедрение технологии в практику преподавания в четырех музыкально-образовательных учреждениях; воспроизводимость результатов, полученных для разных возрастных групп; охват большого количества участников эксперимента; использование статистической обработки результатов обусловили научную достоверность работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Разработанная авторская технология представляет собой комплексную систему развития звуковысотного слуха учащихся ДМШ (ДШИ) на уроках сольфеджио, ключевым элементом которой являются вокально-

интонационные упражнения, базирующиеся на типовых мелодических элементах музыкальной речи.

2. Эффективность использования созданной технологии обусловлена психолого-педагогическими условиями, адекватными возрастным особенностям учащихся, пошаговым принципом овладения интонационными комплексами упражнений, разработанными для каждого периода обучения.

3. Авторская технология позволяет интенсифицировать процесс овладения теоретическим и практическим материалом обязательного курса сольфеджио для ДМШ (ДШИ) за счет увеличения объема работы с нотным текстом в различных видах музыкальной деятельности.

4. Предлагаемая технология способствует накоплению музыкально-слуховых представлений, совершенствованию музыкального опыта, формированию базы звуковысотных представлений в ладу, стимулирует развитие креативного потенциала каждого учащегося. Экспериментальная база и этапы исследования.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с 1993 по 2009 год. Поставленная цель, продолжительность и цикличность эксперимента обусловили выбор лонгитюдного метода исследования, при котором одни и те же группы наблюдались длительное время на протяжении всех этапов обучения. В эксперименте приняло участие более 800 человек, в возрасте от 4 до 16 лет.

Первый, констатирующий (поисковый) этап исследования (1993-1997) проходил параллельно в нескольких образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. В ДМШ №31, в ДШИ №16, в творческом объединении «Петроградская сторона», в общеобразовательной школе №91. Этот этап был связан с изучением и анализом специальной литературы, учебных программ и методических пособий; уточнением, совершенствованием программы и методики эксперимента; разработкой параметров и критериев наблюдаемых явлений; отбором вокально-интонационных упражнений, информационного и музыкального материала; составлением документации для фиксирования результатов экспериментальных групп. Были проведены проверочные диагностические срезы во всех четырех учебных заведениях, результаты которых позволили сделать сравнительный анализ полученных данных.

Второй формирующий (основной) этап, (1997-2007) проходил в ДМШ №16. На этом этапе, на основе полученного практического опыта была разработана, апробирована и внедрена авторская технология формирования звуковысотного слуха, ориентированная на дифференцированные возрастные

категории учащихся и разный уровень музыкальных способностей. Для каждого периода обучения был создан специальный комплекс вокально-интонационных упражнений и определены принципы работы над его освоением. Осуществлен сравнительный анализ данных, полученных в процессе проведения нескольких циклов проверочных диагностических срезов.

Третий этап, заключительный (контролирующий) (2007-2009) был связан с контрольной проверкой и подтверждением эффективности применения на уроках сольфеджио в ДШИ разработанной авторской технологии развития звуковысотного слуха на всех уровнях образовательного процесса. На основе полученных данных в период формирующего и заключительного этапов был проведен сравнительный анализ, подведены итоги и сформулированы выводы проведенного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории музыки Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств; в ходе выступлений на научно-практических конференциях в РГПУ им. А.И.Герцена: «Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен». Международная научно-практическая конференция в РГПУ им. А.И.Герцена (ноябрь, 2008 года; декабрь, 2009; апрель, 2010); «Методологические проблемы современного музыкального образования». Международная научно-практическая конференция в РГПУ им. А.И.Герцена (март, 2009; апрель, 2011); «Урок в современной школе». Международная научно-практическая конференция в РГПУ им. А.И.Герцена (март, 2009).

Основные положения диссертации отражены в научных публикациях (11). В ходе экспериментальной работы эффективность предлагаемой технологии проверена, апробирована и внедрена в учебный процесс школы №91, творческого объединения «Петроградская сторона», ДМШ №31, ДШИ №16.

Объем и структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 415 источников, в том числе 371 на русском, 6 на английском, 3 на венгерском, 2 на итальянском, 5 на немецком, 1 на румынском, 5 на французском языках и 11 приложений. Работа включает приложения с нотными примерами разработанных комплексов интонационных упражнений, иллюстративный музыкальный материал, примеры тестовых заданий, таблицы статистических данных. Основной текст диссертации изложен на 183 страницах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обоснована актуальность избранной темы, обозначены цель, объект, предмет, задачи, методологические основы исследования, раскрыты новизна, теоретическая и практическая значимость, представлены основные положения, выносимые на защиту.

В главе I «Методологические основы технологий отечественного и зарубежного музыкального образования» анализируются подходы к исследуемой проблеме, изложенные в научной, психолого-педагогической литературе, изучаются теоретические основания педагогических гуманитарных технологий; дается краткий экскурс развития теории формирования музыкального образования и выполнен сравнительный анализ современных педагогических технологий музыкального воспитания.

В § 1 «Основные тенденции развития педагогических технологий в зарубежной и отечественной науке» изучается генезис, сущность и эволюция понятия «технология» в зарубежной и отечественной педагогической науке. Проведенный анализ позволил определить, что рассматриваемая дефиниция представляет собой научно и методически обоснованную образовательную модель, которая функционирует на основе совместной деятельности участников педагогического процесса и обладает высокой степенью результативности по сравнению с традиционными способами обучения.

В современной педагогической литературе сложилось четыре основных подхода к понятию «технология обучения» («педагогическая технология»). Технология определяется как дидактическая концепция, часть педагогической науки (Б.Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый, М.А. Чошанов); как педагогическая система (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев); как педагогический процесс (B.C. Безрукова, М.М. Левина); как процедура (алгоритм) деятельности учителя и учащихся (В.М. Монахов, В.А. Сластенин). Основополагающим принципом технологий, является оптимизация процесса обучения и обеспечение условий для достижения гарантированного положительного результата в усвоении знаний, умений и навыков.

Во второй половине XX столетия в деятельности ведущих педагогов-практиков, таких как Э. Жак-Далькроз, Д.Б. Кабалевский, 3. Кодай, М.Мартено, М.Монтессори, К. Орф, С.Судзуки значительное место уделяется развитию комплексных методов преподавания. Эта тенденция предопределила формирование современных педагогических технологий, ключевыми позициями которых являются системность, комплексность, операционная последовательность.

На основе анализа педагогической и музыкально-методической литературы в контексте исторического развития в § 2 главы I «Педагогические технологии в системе музыкального образования» исследуется вопрос формирования объективных условий для развития технологий в системе отечественного музыкального воспитания. На рубеже XIX и XX столетий идея всеобщего музыкального обучения получила приоритетное значение. В деятельности А.Н. Карасева, C.B. Смоленского, С.И. Миропольского была выявлена эффективность комплексных методов обучения и определены основные педагогические функции музыкального воспитания: образовательная, развивающая, воспитательная. Развитием методов хорового обучения, созданием системы музыкального просвещения занимались Д.И. Зарин, A.JI. Маслов, С.И. Танеев, Б.Л. Яворский. Ими были разработаны приемы овладения теоретического курса, заложены основы формирования общей музыкальной культуры.

В § 3 главы I «Изучение феномена музыкального слуха в различных областях науки» представлены взгляды ученых, акустиков, педагогов, психологов, музыковедов на проблему исследования. До настоящего времени типология музыкального слуха не сложилась окончательно, критерием значимости является одна из его сторон или сочетание нескольких. Принятая классификация видов слуха учитывает:

• способ и характер восприятия (абсолютный, относительный);

• тип мышления (монодийный, полифонический);

• функциональность (ладовый, гармонический);

• фоническую краску (тембровый);

• интегрально-семантический уровень (архитектонический).

На современном этапе, проблематика, связанная с методологией развития звуковысотного слуха, активно изучается в разработках смежных наук: педагогики, психологии, эпистемологии, прикладной лингвистики, психолингвистики.

В главе II «Методика формирования звуковысотного слуха на уроках сольфеджио в системе музыкального образования» рассматриваются различные подходы к формированию звуковысотного слуха; анализируется используемая в практике обучения методическая литература, хрестоматии, учебники, сборники, пособия. Предлагается авторская технология формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ, ориентированная на различные возрастные категории и разный уровень музыкальных способностей.

В § 1 главы II «Теоретические аспекты становления и развития методики сольфеджио в музыкальной практике обучения различных

педагогических систем» изучается опыт работы над интонированием в хоровых и вокальных школах XIX начала XX столетий. Анализируется опыт зарубежных (Г. Зейдлер, Ф. Ламперти, В. Манфредини, Г. Панофка, Л.А. Сакетти) и отечественных педагогов (К.К. Альбрехт, А.Е. Варламов, М.И. Глинка, Н.М. Ладухин, Г.Я. Ломакин, А.И. Рубец), которыми были разработаны вокальные упражнения и принципы работы над их освоением.

Исследуется роль применения в практике отечественного и зарубежного преподавания относительной и абсолютной систем сольмизации. Делается вывод о том, что в методике детского музыкального образования относительная система преобладает в рамках общего музыкального воспитания и применяется на начальном этапе обучения. Абсолютная сольмизация является необходимым атрибутом профессионального обучения.

«Основные направления воспитания музыкального слуха в системе отечественного образования второй половины XX - начала XXI века» рассматриваются в § 2 главы II. Научные работы этого периода были связаны как с разносторонними фундаментальными исследованиями музыкального слуха (Ю.Н.Бычков, Л.М.Масленкова, Е.В.Назайкинский, А.Л.Островский, Ю.Н.Рагс, Ю.Н.Холопов), так и методическими разработками различных способов преподавания сольфеджио. Были определены и сформулированы ключевые теоретические положения, создан фонд отечественной учебно-методической литературы для всех уровней образования ДМШ (ДШИ), музыкальное училище (колледж), Вуз (Консерватория, Академия). В системе профессионального образования значительное место уделялось развитию инструктивных методов обучения (А.П. Агажанов, Б.К. Алексеев, Е.В. Давыдова, П.Н. Драгомиров, Т.А. Зебряк, Т.А. Калужская, В.В. Кирюшин, С.Е. Максимов, Б.А. Незванов, И.В. Способин, Б.И. Уткин).

Осмысление роли инструктивных подходов в процессе формирования навыков интонирования и недостаточная разработанность этого направления для начального этапа обучения послужило основанием для создания технологии формирования звуковысотного слуха на уроках сольфеджио.

В § 3 главы II «Сущность и основные принципы авторской технологии формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ на уроках сольфеджио» обосновывается концепция, раскрывается специфика содержательной и процессуальной частей, описываются методы работы. При создании технологии были учтены характерные особенности современного этапа:

• дифференциация процесса обучения (введение в ДМШ (ДШИ) профессионального и облегченного курса);

• преобладание среднего уровня музыкальных способностей

обучающихся детей. Ключевые установки авторской технологии направлены на оптимизацию процесса обучения:

1. концентрация информационного объема и его освоение в процессе урока;

2. доступность овладения теоретическим и практическим материалом каждым учащимся на всех этапах обучения;

3. сведение к минимуму домашних заданий;

4. усиление роли индивидуальной деятельности в образовательном пространстве группы;

5. доминирование вокально-интонационной работы;

6. применение абсолютной системы сольмизации;

7. пошаговое изучение дифференцированных элементов музыкальной лексики (типовых мелодических оборотов);

8. многократный тренинг (повтор) осваиваемого интонационного оборота, ритмической формулы в различных видах практической музыкальной деятельности.

Вокально-интонационная работа имеет в технологии приоритетное значение. Методика овладения навыками интонирования основывается на сочетании двух блоков учебного музыкального материала: инструктивного и художественного. Инструктивный блок состоит из традиционных технологических приемов развития интонации и системы комплексов интонационных упражнений, разработанных для всех периодов обучения. Каждое упражнение комплекса представляет собой характерную интонацию музыкальной лексики, логически законченную по смысловому содержанию и ритмически организованную в тональности. В соответствии с изучаемой теоретической темой курса сольфеджио, интонации упражнений постепенно усложняются, за счет введения в их структуру новых интервалов, аккордов, альтераций, хроматизмов. Технология овладения комплексами упражнений опирается на вокальные и хоровые методы, используемые при распевании. В течение учебного года на уроке каждое упражнение многократно повторяется в виде звена восходящей модулирующей секвенции, образуя замкнутый цикл мажорных или минорных тональностей: С dur (с moll); D dur (d moll); E dur (e moll); F dur (f moll); G dur (g moll); A dur (a moll); В dur (b moll); С dur (с moll). Принципиальным отличием от традиционных методик, является интонирование осваиваемых упражнений в системе абсолютной нотации. Эта установка распространяется на все возрастные группы учащихся, включая подготовительные.

Формирование устойчивых навыков звуковысотных представлений построено на параллельном применении в учебной работе принципов моноладотоналъности2 и полиладотональности3. В контексте авторской технологии термин «моноладотональность» подразумевает формирование начального теоретического и слухового музыкального опыта на основе одной мажорной тональности (С dur) в период первого полугодия первого года обучения. Все последующие этапы базируются на полиладотональном принципе. Он используется для упражнений интонационного комплекса и «активной» форме транспонирования, при которой каждая мелодия интонируется не менее чем в шести-семи тональностях, что исключает механическое запоминание, способствует развитию навыка осмысленного интонирования.

Важнейшим фактором формирования музыкального мышления является применение в практической работе ритмической сольмизации.4 Ритмический рисунок осваиваемой мелодии интонируется ритмослоговыми обозначениями, а затем сольфеджируется в системе абсолютной нотации (в разных тональностях) на каждом уроке на протяжении всего периода обучения. Применение предложенного способа способствует выработке навыка комплексного восприятия нотного текста (зрительного, ритмического, звуковысотного) необходимого для записи ритмического и мелодического диктантов, развития интонационно-речевой моторики, воспитания навыков интонационного, метрического и ритмического контроля.

Результативности функционирования авторской технологии способствует структурирование учебного процесса, при котором увеличивается объем выполняемых практических заданий на уроке и возрастает роль индивидуальной деятельности учащегося. Данный подход позволяет оптимизировать процесс овладения теоретическим и практическим материалом каждым обучающимся в группе, обеспечивает устойчивость результата осваиваемого навыка.

2 Термин П.Н.Бережанского. / Бережанский П.Н.Абсолютный музыкальный слух (сущность, природа, генезис, способ формирования и развития). - М., 2000. -101 с. На С.16 исследователь, в частности, пишет: «Ладовое чувство обладателей абсолютного слуха имеет ступеневую моноладотональную природу, в то время как природой относительного слуха является интервальное полиладотональное чувство».

3 В контексте разработанной технологии «полиладотональность» трактуется как альтернативный термин к «моноладотональности» и подразумевает использование тональностей в мажорном и минорном ладу.

4 Под ритмической сольмизацией понимается использование системы условных ритмических слогов, являющихся эквивалентом определенных длительностей для чтения (проговаривания) и интонирования музыкального текста.

В главе III «Опытно-экспериментальное исследование эффективности использования авторской технологии развития звуковысотного слуха учащихся детской музыкальной школы (ДМШ) на уроках сольфеджио» доказывается эффективность разработанной авторской технологии на основе результатов, полученных в процессе лонгитюдного исследования на базах четырех учреждений дополнительного и общего образования Санкт-Петербурга. Эксперимент проводился в разновозрастных группах, в условиях естественного учебного процесса. Описаны констатирующий (поисковый), формирующий (основной) и заключительный (контролирующий) этапы эксперимента.

В § 1 главы III описывается «Констатирующий (поисковый) этап эксперимента», который проходил одновременно в четырех учебных заведениях Санкт-Петербурга: ДМШ №31, ДШИ №16, в творческом объединении «Петроградская сторона», в общеобразовательной школе №91. Были определены ведущие задачи первого этапа:

• проверить уровень сформированности звуковысотного слуха учащихся в разновозрастных группах;

• обозначить проблемы процесса формирования звуковысотного слуха, характерные для практики преподавания сольфеджио начального этапа;

• осуществить сравнительный анализ результатов, полученных в четырех учебных заведениях.

Проверочные диагностические проводились в одних и тех же группах на разных этапах обучения, в ходе выполнения учащимися традиционно используемых заданий: интонирование инструктивных примеров и фрагментов художественной музыкальной литературы, запись мелодического диктанта. Полученные данные позволили обозначить типичные проблемы, возникающие при формировании звуковысотного слуха для всех учебных заведений:

• низкий уровень координации между слухом и интонационным воспроизведением;

• неустойчивая база звуковысотных представлений в ладу;

• недостаточная результативность традиционных методов преподавания.

В процессе поискового этапа были созданы и апробированы комплексы начальных упражнений для интонирования, определена система их освоения. Проверочные диагностические срезы выявили положительную динамику во всех экспериментальных группах, что послужило основанием для разработки технологии формирования звуковысотного слуха для учащихся различных возрастных категорий и разных музыкальных способностей.

В § 2 главы III описывается «Формирующий (основной) этап эксперимента», проходивший на базе ДМШ №16. Ведущими задачами были определены:

• разработка, внедрение, апробация авторской технологии;

• выявление качественных и количественных изменений в формировании звуковысотного слуха учащихся.

В процессе проведения формирующего эксперимента были выявлены наиболее результативные способы воспитания звуковысотного слуха для учащихся с разным уровнем музыкальных способностей:

• применение разработанных комплексов интонационных упражнений;

• использование абсолютной системы;

• овладение навыками интонирования на основе системы слуховых, зрительных и моторно-двигательных ощущений;

• освоение отдельных интонаций музыкальной речи во всех видах практической музыкальной деятельности.

В период проведения основного этапа исследования были окончательно сформированы комплексы интонационных упражнений, которые применялись для всех периода обучения. Проверка целесообразности их применения для процесса формирования навыков интонирования осуществлялась в ходе выполнения итоговых контрольных работ, переводных и выпускных экзаменов. Цикл серий проверочных срезов выявил положительную динамику у всех участников эксперимента в овладении навыками интонирования и осмыслении закономерностей ладовых связей при работе с нотным текстом. Полученные результаты обусловили разработку блока художественного музыкального материала для развития навыков интонирования в средних и старших классах ДМШ на основе характерных интонаций мелодики русского романса XIX столетия. Были проведены проверочные срезы, данные которых, выявили рост качественных показателей интонирования учащихся, развитие исполнительских навыков и музыкального воображения.

В § 3 главы III описывается «Заключительный (контролирующий) этап» опытно-экспериментальной работы, который проходил на базе ДМШ №16 во всех возрастных группах обучающихся. Были выбраны контрольные задания, наиболее ярко демонстрирующие качественный уровень сформированности звуковысотного слуха (чтение с листа и мелодический диктант). Результаты диагностических срезов выявили положительную динамику в развитии навыков интонирования, слухового восприятия, стабильное осмысление базовых интонационных компонентов музыкальной речи.

Данные, полученные на заключительном этапе опытно-экспериментальной работы, подтвердили гипотезу исследования, позволили сделать вывод о целесообразности и эффективности использования разработанной авторской технологии формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ.

В заключении подтверждается правомерность выдвинутой гипотезы, достижения цели и способов решения поставленных задач, подводятся общие итоги исследования:

• охарактеризована специфика формирования звуковысотного слуха в дошкольной группе, в младших, средних и старших классах;

• сформулированы педагогические условия, способствующие интенсификации процесса организации звуковысотного слуха учащихся на разных этапах обучения (применение модуля интонационных упражнений; рефлексивная технология их освоения; создание атмосферы успешности);

• практически апробирована и реализована авторская технология формирования звуковысотного слуха, основанная на системе последовательного освоения интонационных комплексов и художественного музыкального материала;

• результаты проведенного эксперимента доказали состоятельность приоритетных установок авторской технологии.

На основании полученных результатов представленного исследования сделаны следующие выводы:

1. система взаимодействия слухового, зрительного и моторно-двигательного компонентов создает необходимые педагогические условия формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ на уроках сольфеджио в виде модуля;

2. комплексная система тренинга, основанная на повторных интонационных и моторно-двигательных действиях, опирается на рефлексивную технологию, является эффективным механизмом формирования звуковысотных представлений учащихся;

3. эффективный результат овладения навыками интонирования достигается при условии взаимообусловленного процесса освоения инструктивного и художественного музыкального материала;

4. использование музыкальной стилистики русского романса XIX века, являющегося основой национальной традиции, значительно обогащает базу слуховых мелодико-гармонических представлений учащихся

средних и старших классов, способствует выработке навыков профессионального интонирования;

5. применение авторской технологии в многолетней практике преподавания сольфеджио выявило эффективность ее использования во всех возрастных группах учащихся;

6. универсальность методических принципов авторской технологии позволяет использовать ее в практике, как общего, так и профессионального музыкального обучения.

Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях:

1. Ефремова М.Г. Формирование устойчивых представлений лада учащегося в начальных классах ДМШ / М.Г. Ефремова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / ред. совет «Психолого-педагогические науки». - СПб., 2009. - № 98. - С. 111-116 (0.4 п.л.).

2. Ефремова М.Г. Русский романс - эффективная форма развития певческих навыков на уроках сольфеджио / М.Г. Ефремова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / ред. совет «Общественные и гуманитарные науки». - СПб., 2010. - №120. - С. 334-339 (0.3 п.л.).

3. Ефремова М.Г. Способ эффективного развития звуковысотных представлений лада в дошкольных группах ДМШ / М.Г. Ефремова // Методологические проблемы современного музыкального образования: Материалы международной научно-практической конференции. 17 марта 2009 года. - СПб., Изд-во Политехи, ун-та, 2009.-С. 54-57(0,1 п.л.).

4. Ефремова М.Г. Способ эффективного развития звуковысотных представлений лада в дошкольных группах ДМШ / М.Г. Ефремова // Урок в современной школе: Материалы международной научно-практической конференции 17-19 марта 2009 года, вып. 4 - СПб., Астерион, 2009. - С. 213-218 (0,2 п.л.).

5. Ефремова М.Г. Развитие вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио в средних и старших классах ДМШ / М.Г. Ефремова // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен: Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции 10-12 декабря 2009 года, Ч. 2 - СПб.: ИП Недопекин В.В., 2010. - С. 68-71 (0,1 пл.).

6. Ефремова М.Г. Некоторые аспекты вокально-интонационного развития учащихся ДМШ / М.Г. Ефремова // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Традиция в истории искусств: сб. науч. тр., Кемерово: КемГУКИ, 2010. - Вып. 8 - С. 304-310 (0.2 пл.).

7. Ефремова М.Г. Речевая моторика как фактор вокально-интонационной координации / М.Г. Ефремова Н Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Ремесло искусства : сб. науч. тр., Кемерово: КемГУКИ, 2011. -Вып. 9. - С. 141-147 (0,3 пл.).

8. Ефремова М.Г. Особенности формирования вокально-интонационных навыков учащихся ДМШ (ДШИ) на уроках сольфеджио / М.Г. Ефремова // Русский народный оркестр и его дирижеры: Проблемы и перспективы. Обучение: сб. науч. ст. СПГУКИ. - СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2011. - С. 147-153 (0,3 пл.).

9. Ефремова М.Г. Моторика как фактор эффективного развития звуковысотного слуха / М.Г. Ефремова // Методологические проблемы современного музыкального образования: материалы VI международной научно-практической конференции 11-13 апреля 2011 года. - СПб.: Изд-во Политехи. Ун-та, 2012. - С. 60-65 (0,2 пл.).

10.Ефремова М.Г. К проблеме формирования устойчивых звуковысотных представлений в процессе обучения в начальных классах ДМШ (система распевок на уроках сольфеджио) / М.Г. Ефремова // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: Материалы IV международной научно-практической конференции. 2-3 декабря 2011 года, ч. 1. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. -С.207-217 (0.5 пл.).

11 .Ефремова М.Г. Модульная система организации урока сольфеджио / М.Г. Ефремова // Методологические проблемы современного музыкального образования: Материалы VII международной научно-практической конференции 12-13 апреля 2012 года. - СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2013. - С. 52-57 (0.2 пл.).

Подписано в печать 01.04.2013г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,1. Тираж 130 экз. Заказ № 3030.

Отпечатано в ООО «Издательство "JIEMA"» 199004, Россия, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр., д. 24 тел.: 323-30-50, тел./факс: 323-67-74 e-mail: izd_lema@mail.ru http://www.lemaprint.ru

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ефремова, Мария Геннадьевна, Санкт-Петербург

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет культуры и искусств»

На правах рукописи

Ефремова Мария Геннадьевна

04201360232

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА УЧАЩИХСЯ дмш (ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

Специальность: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Раиса Николаевна Слонимская

Санкт-Петербург 2013

Содержание

Введение.............................................................................................5

Глава I Методологические основы технологий отечественного и зарубежного

музыкального образования

1.1 Основные тенденции развития педагогических технологий в зарубежной и отечественной науке.............................................................................16

1.2 Педагогические технологии в системе музыкального образования...............30

1.3 Изучение феномена музыкального слуха в различных областях науки.........39

Выводы по главе 1...............................................................................45

Глава II Методика формирования звуковысотного слуха на уроках сольфеджио в системе музыкального образования

2.1 Теоретические аспекты становления и развития методики сольфеджио в музыкальной практике обучения различных педагогических систем................46

2.2 Основные направления воспитания музыкального слуха в системе отечественного образования второй половины XX - начала XXI века................60

2.3 Сущность и основные принципы авторской технологии формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ на уроках сольфеджио........................66

2.4 Специфика применения авторской технологии формирования звуковысотного слуха в разновозрастных группах ДМШ (ДПТИ)..............................................75

2.4.1 Технология формирования звуковысотного слуха в подготовительных группах ДМШ (ДШИ)...........................................................................75

2.4.2 Технология формирования звуковысотного слуха учащихся младших классов ДМШ (ДШИ)...........................................................................82

2.4.3 Технология формирования звуковысотного слуха учащихся средних и

старших классах ДМШ (ДШИ)...............................................................86

Выводы по главе 2...............................................................................89

Глава III Опытно-экспериментальное исследование эффективности использования авторской технологии развития звуковысотного слуха учащихся детской музыкальной школы (ДМШ) на уроках сольфеджио.......91

3.1 Констатирующий (поисковый) этап эксперимента...................................92

3.2 Формирующий (основной) этап эксперимента.....................................104

3.2.1 Проверка динамики формирования звуковысотного слуха в группах дошкольного отделения.......................................................................105

3.2.2 Проверка динамики формирования звуковысотного слуха в группах первых классов............................................................................................111

3.2.3 Проверка динамики формирования звуковысотного слуха в группах четвертых классов..............................................................................119

3.2.4 Проверка динамики формирования звуковысотного слуха в группах старших классов.................................................................................123

3.3 Заключительный (контролирующий) этап.............................................130

3.3.1 Проверка динамики развития звуковысотного слуха детей дошкольного возраста...........................................................................................132

3.3.2 Проверка динамики развития звуковысотного слуха в группах младших классов............................................................................................134

3.3.3 Проверка динамики развития звуковысотного слуха в группах средних и

старших классов.................................................................................136

Выводы по главе 3 главе......................................................................138

Заключение........................................................................................139

Словарь терминов..............................................................................146

Список литературы.............................................................................156

Приложение «А».................................................................................195

Приложение «Б»................................................................................199

Приложение «В»...................................................................................205

Приложение «Г»................................................................................209

Приложение «Д».................................................................................212

Приложение «Е»................................................................................216

Приложение «Ж»................................................................................230

Приложение «К»................................................................................234

Приложение «Л».................................................................................238

Приложение «М»................................................................................242

Приложение «Н»................................................................................245

5

Введение

Актуальность темы исследования

Произошедшие в России за последние десятилетия социально-экономические и общественные перемены обусловили изменения в сфере музыкально-гуманитарного образования. Объективные реалии внесли коррективы в организацию учебной деятельности начальной ступени музыкального обучения, стали причиной ослабления интереса общества к профессиональному обучению. Отсутствие на протяжении ряда лет конкурсного набора привело к снижению профессионального уровня учащихся, выявило тенденцию развития ДМШ (ДШИ) в направлении общего музыкального воспитания.

На фоне процессов реформирования начальной ступени обучения, снижения требований к приемным экзаменам по музыкально-теоретическим дисциплинам для абитуриентов, поступающих в средние специальные учебные заведения, за последние десятилетия не прослеживается. Главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства»1. Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в образовательном пространстве групповых занятий, должен обеспечить базовый уровень подготовки обучающихся, как общего музыкального направления, так и профессионального.

Совокупность особенностей настоящего периода, существующая в практике музыкального обучения, выявила наиболее уязвимые составляющие

1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393) п. 1.4. Цели и основные задачи модернизации образования.

традиционной методики преподавания сольфеджио. Сложившаяся ситуация потребовала:

• научного осмысления происходящих процессов;

• создания инновационных педагогических технологий, соответствующих современным требованиям модернизации музыкального образования;

• разработки и внедрения универсальной педагогической технологии развития звуковысотного слуха, ориентированной на все возрастные категории учащихся и разный уровень музыкальной одаренности. Степень научной разработанности темы. Музыкальный слух постоянно

находился в поле пристального внимания ученых в различных областях науки. Физиологию звуковысотного слуха изучали Г. Гельмгольц, К. Штумпф. С позиции акустики слух рассматривается в работах H.A. Гарбузова, Е.В. Назайкинского, Ю.Н. Parca, С.С. Скребкова. Проблематика психологии восприятия, формирования музыкального мышления отражена в трудах Л.Л. Бочкарева, В.Б. Брайнина, A.JI. Готсдинера, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Б.М. Теплова. Теоретическим осмыслением процесса развития музыкального слуха занимались Б.В. Асафьев, П.Н. Бережанский, Ю.Н. Бычков, Е.В. Давыдова, С.М. Майкапар, JI.M. Масленкова, Б.А. Незванов, А.Л. Островский, H.A. Римский-Корсаков, М.С. Старчеус. Связь процесса восприятия высоты звука с вокальной моторикой освещена в исследованиях Д.Л. Аспелунд, Г.А. Ильина, В. Келера, Е.А. Мальцева, Р. Юссона. Теория слуховой деятельности изучается Н.В. Ивановой, Л.Н. Логиновой. Психотехника развития музыкального слуха исследуется в трудах М.В. Карасёвой. Проблемам методологии сольфеджио в профессиональном музыкальном образовании посвящены работы М.Г. Людько, П.П. Сладкова, Р.Н. Слонимской.

Общей тенденцией образования является разработка и внедрение инновационных педагогических технологий, компонентами которых становятся

компьютер и средства электронной коммуникации. Это направление является перспективным и для музыкальных школ, которые в настоящий период не оснащены соответствующим техническим оборудованием.

Основополагающим элементом формирования звуковысотного слуха, ладового и функционального мышления является вокально-интонационная работа. В отечественной музыкальной педагогике разработкой вокально-интонационных упражнений занимались А.Е. Варламов, М.И. Глинка, Н.М. В.В. Кирюшин, Ладухин, Б.А. Незванов, А.Л. Островский, А.И. Рубец, П.П. Сладков, Б.И. Уткин. Применение упражнений, как элемента модульной технологии, позволяет детально отрабатывать чистоту интонирования, координировать процесс слухового восприятия и голосового воспроизведения, способствует осмыслению сложившихся и современных типов музыкального языка, формирует технический фундамент звуковысотного слуха учащегося. Но методика освоения традиционно используемых интонационных упражнений для обучающихся, в том числе обладателей абсолютного слуха, сложна, чистое интонирование часто становится непреодолимым препятствием. Одной из причин существующего положения является ориентирование большинства методических разработок по сольфеджио на учащихся с хорошим уровнем слуховой и вокальной координации, при котором не требуется длительной тщательной пошаговой отработки каждого осваиваемого интонационного элемента музыкальной речи. До сих пор в начальном музыкальном образовании интонационные упражнения не рассматривались с точки зрения системного подхода в обучении, при котором необходимо:

• учитывать разный уровень музыкальных способностей;

• дифференцировать возрастные категории учащихся;

• определить комплекс интонационных упражнений в виде сложившегося модуля, способствующего развитию координации между слухом и голосом;

• обозначить комплекс упражнений, целесообразных для формирования базы звуковысотных представлений в ладу;

• создать модульную систему упражнений для каждого уровня обучения;

• найти целесообразный баланс инструктивного и художественного музыкального материала, для интенсификации процесса обучения. Обозначенное противоречие между объективными потребностями

практики современного образования в осмыслении роли музыкально-педагогических технологий в процессе формирования звуковысотного слуха учащихся на уроках сольфеджио - с одной стороны, и недостаточной степенью теоретической разработанности данного направления - с другой стороны, позволило сформулировать проблему исследования. Она заключается в разработке и выявлении возможностей предлагаемой педагогической технологии как результативного средства, формирующего звуковысотный слух учащихся различных возрастных категорий и разным уровнем музыкальных способностей.

Все вышеизложенное определило выбор темы исследования и структуру ее изложения: «Технология формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ (детской музыкальной школы)».

Цель исследования состоит в научном обосновании эффективности авторской технологии формирования звуковысотного слуха учащихся различных возрастных категорий и разным уровнем музыкальных способностей в период начального этапа обучения.

Реализация данной цели обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:

• осуществить анализ теоретических и методологических исследований в области педагогических технологий музыкального образования;

• провести отбор и систематизацию вокально-интонационных упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха;

• разработать технологию формирования звуковысотного слуха для учащихся ДМШ с разным уровнем музыкальных способностей и различных возрастных категорий;

• экспериментально подтвердить эффективность и целесообразность применения разработанной технологии в системе ДМШ.

Объект исследования - процесс формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ на уроках сольфеджио.

Предмет исследования - технология формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ как целостная система обучения.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что внедрение разработанной авторской технологии формирования звуковысотного слуха учащихся эффективно, при условии:

• учета разновозрастных психологических и физиологических особенностей обучающихся ДМШ;

• соблюдения последовательности и взаимообусловленности изложения музыкально-теоретического и практического материала;

• организации учебного процесса на основе системного подхода к освоению навыков в различных видах практической музыкальной деятельности;

• комплексного взаимодействия механизмов восприятия: слухового, зрительного, моторно-двигательного при освоении учащимся интонационных упражнений.

Научная новизна работы состоит в том, что:

• впервые предложена технология формирования звуковысотного слуха на уроках сольфеджио в ДМШ (ДШИ), ориентированная на учащихся с разным уровнем музыкальных способностей и возрастной дифференциацией;

экспериментально доказана целесообразность и эффективность использования разработанной технологии формирования звуковысотного слуха в системе ДМШ (ДШИ);

проанализированы и отобраны наиболее результативные интонационные упражнения, применяемые в традиционной практике преподавания сольфеджио;

создан системный комплекс упражнений, способствующий овладению навыком чистого интонирования и формированию устойчивых звуковысотных представлений для каждого периода обучения; разработаны принципы работы над комплексами интонационных упражнений;

экспериментально обоснована целесообразность применения комплексов упражнений для выработки устойчивых навыков в различных видах практической музыкальной деятельности;

показана результативная роль мелодики русского романса XIX столетия для процесса формирования навыков интонирования в средних и старших классах;

выявлена совокупность педагогических условий, стимулирующих воспитание звуковысотного слуха учащегося (технологических, психологических, организационных).

Теоретическая значимость исследования: обоснована необходимость доминирования вокально-интонационной работы в системном процессе формирования звуковысотного слуха; рассмотрено комплексное овладение учащимися навыками интонирования в разных видах музыкальной деятельности, во взаимосвязи аналитических и практических умений;

• доказана целесообразность применения авторской технологии формирования звуковысотного слуха в учебном процессе ДМШ;

• показана перспективность использования результатов проведенного эксперимента в качестве основы для новых исследований формирования звуковысотного слуха в системе общего музыкального образования. Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная

автором технология формирования звуковысотного слуха апробирована и внедрена в процесс обучения различных музыкальных и образовательных учреждений. Созданная педагогическая технология позволяет существенно интенсифицировать процесс усвоения теоретического и практического учебного материала, повышает качественный уровень результативности обучения, способствует развитию музыкального мышления и творческого потенциала учащихся, формирует базу музыкально-слуховых представлений. Материалы исследования могут быть использованы не только в учебном процессе ДМШ (ДШИ), но и в других учреждениях общего и дополнительного образования. Методологическую основу исследования составили:

• работы, выявляющие общие методологические положения в разработке проблемы педагогической технологии в образовании: В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, П.И. Пидкасистый, В.Г. Селевко, В.А. Сластенин;

• психолого-педагогические исследования педагогических технологий зарубежных ученых: В. Блум, Дж. Брунер, Г. Гейс, В. Коскарелли, Дж. Кэролл, Т. Сакомото, Д. Хамблин;

• положения педагогики, рассматривающие целесообразность конкретно-предметных технологий: Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Г.А. Струве;

• психолого-педагогическая теория деятельности: Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.К. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина;

• положения по теории оптимизации процесса обучения: Ю.К. Бабанский, A.M. Моисеев, J1.B. Московкин;

• концепция развивающего обучения: JT.C. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин;

• теория развития музыкальных способностей и восприятия: A.JI. Готсдинер, Е.В. Мальцева, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов;

• теория музыкального обучения и воспитания: Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Б.�