автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Творческие работы как основа интеграции языкового и литературного образования младших школьников
- Автор научной работы
- Никитина, Екатерина Евгеньевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2007
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Творческие работы как основа интеграции языкового и литературного образования младших школьников"
На правах рукописи
Никитина Екатерина Евгеньевна Творческие работы как основа интеграции языкового и литературного образования младших школьников.
Специальность
13 00 02 - теория и методика обучения и воспитания (русский язык)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва - 2007
003177693
Работа выполнена на кафедре русского языка и методики его преподавания в начальной школе факультета начальных классов Московского педагогического государственного университета
доктор педагогических наук, профессор Тростенцова Лилия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Татьяна Ивановна
Ведущая организация Рязанский государственный университет имени С А Есенина
диссертационного совета Д 212 154 08 при Московском педагогическом государственном университете по адресу 119992, Москва, ул Малая Пироговская, д 1, ауд № 204
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу 119992, Москва, ул Малая Пироговская, д 1
Научный руководитель доктор филологических наук,
профессор Катлинская Лия Павловна Официальные оппоненты
Защита состоится
- ЯмЗа/ьЯ в
часов на заседании
Автореферат разослан ЦС £ 2007 г
Ученый секретарь диссертационного совета
Попова Н А
Общая характеристика работы.
Актуальность исследования В последнее время в начальной школе одной из центральных и актуальных проблем является проблема становления у учащихся обобщенных познавательных умений Последние могут бьпь сформированы в процессе обучения выполнению творческих работ Проблема творческой деятельности учащихся интересовала многих известных педагогов и методистов XIX века К Д Ушинского, Л Н Толстого, Д И Тихомирова, Н Ф Бунакова, Н А Корфа, В Я Стоюнина и др Именно в XIX веке методисты пытались охарактеризовать творческие работы, выявить их особенности и представить классификацию их видов
Ученые и методисты XX века (К Б Бархин, Л И Воскресенская, ПО Афанасьев, С И Абакумов, ИИРуфин, Е Е Соловьева) считали, что основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельного выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе чтения художественного произведения На современном этапе вопросам методики обучения выполнению видов творческих работ посвящены труды М Р Львова, Л Д Мали, Т А Ладыженской и др
В настоящее время в начальной школе доминирующей является коммуникативно-речевая направленность обучения, в котором многие педагоги, методисты выделяют три аспекта языковое образование, литературное образование и развитие речи школьника (Т Г Рамзаева, М П Воюшина, О В Сосновская, Т С Троицкая, 3 А Нефедова, Н Н Чистякова и др) Эти подсистемы (языковое образование, литературное образование и развитие речи) тесно связаны между собой и комплексно реализуются в процессе обучения родному языку Исходя из этого, конкретный вид творческой работы можно рассматривать как связующий компонент названных нами подсистем Иначе говоря, определенный вид творческой работы может быть реализован на основе интеграции языковой и литературной подготовки младших школьников К такому (интегрированному) подходу учитечь должен готовиться поэтапно
1 этап - выбор конкретных видов творческих работ,
2 этап - определение системы уроков (литературное чтение, русский язык, развитие речи),
3 этап - выделение комплекса читательских и речевых умений, необходимых для самостоятельной творческой работы, которые должны быть сформированы в процессе обучения
О возможности взаимосвязанного обучения русскому языку и чтению художественных произведений говорили многие методисты и педагоги К ДУшинский, НА Корф, Л Н Толстой, ПО Афанасьев, К Б Бархин, М А Рыбникова, В В Голубков и многие другие
Формой проведения творческих работ разных видов является интегрированная система уроков, на которых в центре внимания учителя оказывается теория языка и литературы и соответствующие умения Известно, что в начальной школе русский язык и литературное чтение преподаются одним
учителем Но, как показывает практика, еще не найдены пути эффективного взаимодействия видов деятельности на этих уроках Многие учителя вообще не представляют, как можно осуществить такое взаимодействие А основой интеграции деятельности на этих уроках могут стать разнообразные виды творческой работы
Подобная методика может быть построена на интеграции содержания творческих работ, на интеграции читательских, языковых и речевых умений, формируемых на уроках литературного чтения и русского языка, а формой такой интеграции будет система уроков родного языка При этом сформированные читательские и языковые умения на уроках литературного чтения и русского языка объединяются и реализуются на уроке развития речи в процессе самостоятельной творческой работы в виде конкретных речевых умений Такой подход дает возможность удачно соединить языковую теорию, теорию литературы и речевую практику Опыт показывает, что одной из самых распространенных категорий речевых ошибок младших школьников является категория композиционных ошибок (Чибухашвили В А Методика обучения культуре речи младших школьников - М МГОУ, 2003), т е нарушения последовательности изложения Поэтому, например, перед тем, как составить самостоятельно рассказ о случае из жизни на уроке развития речи, учащиеся на уроке литературного чтения знакомятся с основными элементами сюжета, с их функцией в произведении, наблюдают разные уровни структуры произведения и их словесное оформление Затем на уроке русского языка составляют рассказ по серии сюжетных картинок, используя знакомые языковые средства Далее, на уроке развития речи, учащиеся, применяя полученные на предыдущих уроках знания и сформированные умения, самостоятельно составляют рассказ о случае из жизни Тем самым создаются условия не только для предупреждения композиционных ошибок, но и для раскрытия творческого потенциала учащихся
Итак, актуальность исследования проблемы обучения творческим работам на основе интеграции языковой и литературной подготовки младших школьников обусловлена недостаточной разработанностью методики интегрального обучения
Объектом исследования является речевая деятельность младших
школьников
Предметом исследования - методы и приемы обучения третьеклассников творческой деятельности в рамках интегрированного подхода к обучению родному языку
Гипотеза исследования - при обучении младших школьников выполнению конкретных видов творческих работ на основе интеграции языкового и литературного образования гарантируется формирование у них коммуникативно-речевых умений, реализующихся в условиях самостоятельной творческой деятельности
Цель исследования - разработка научно обоснованной и экспериментально проверенной методики обучения выполнению основных видов творческих работ на основе интеграции языковой и литературной подготовки младших школьников Практическая задача исследования состоит в том, чтобы предложить достаточно эффективную методику обучения младших школьников выполнению видов творческих работ в начальной школе в системе уроков родного языка
Цель, гипотеза, объект и предмет исследования опредепили ряд его основных задач:
1) выявить степень разработанности заявленной проблемы в трудах отечественных недагошв и методистов,
2) проанализировать программы, учебники по русскому языку и литературному чтению для выявления в них потенциальных возможностей для проведения творческих работ в начальной школе,
3) обосновать дидактические и методические подходы к организации творческой деятельности учащихся начальной школы,
4) разработать методику обучения творческим работам на основе интеграции языкового образования и литературного развития младших школьников,
5) проверить в ходе обучающего эксперимента качество предложенной методики
В работе исиользованы следующие методы исследования
- анализ психолого-педагогической и методической литературы, сопоставительное изучение программ по русскому языку и литературному чтению для начальной школы,
- обобщение опыта учителей начальных классов современной школы наблюдение за учебным процессом в начальной школе,
- анализ письменных работ учащихся начальных классов,
- обработка порученных данных
Методологическую основу исследования составляют положения известных методистов и педагогов в XIX века по пробтеме обучения младших школьников творческим работам (КД Ушинский, ЛН Толстой ДИ Тихомиров, НА Корф, В Я Стоюнин, Н Ф Бунаков), идеи методистов советского периода (С И Абакумов, К Б Бархин, П О Афанасьев), совремешше положения методики обучения родному языку, (Т Г Рамзаева, М П Воюшина, Г А Ладыженская, О В Сосновская, Т С Троицкая, 3 А Нефедова и др )
Организация и этапы исследования
Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в течение трех лет (с 2004 по 2007г ) в три этапа
Первый этап (2004 - 2005 г) - изучение методической и психолого-педагогической литерату ры по теме диссертационного исследования
Второй этап (2005 - 2006 г ) - проведение констатирующего эксперимента в третьих классах средней школы № 1 г Чаплыгина Липецкой области и анализ получехшых результатов
Третий этап (2006 - 2007 г) - разработка и проведение обучающего эксперимента, анализ и обобщение получешгых данных
Научная новизна исследования состоит в том, что обоснована целесообразность использования видов творческих работ на уроках литературного чтения, русского языка, развития речи в качестве интегрирующего компонента языкового и литературного образования младших школьников
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем
1) выявлены закономерности интегрированного подхода в методике обучения выполнению основных видов творческих работ в начальной школе,
2) описаны методические условия реализации системы обучения выполнению творческих работ на основе интеграции языковой и литературной подготовки младших школьников,
3) описана структура творческой деятельности учащихся на интегрированном уроке родного языка и предложены критерии для оценки конкретных видов творческих работ учащихся
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе проведенного эксперимента учителям предложена методика организации и проведения творческих работ на базе языковых и литературных знаний и умений, формируемых на уроках родного языка в начальной школе
Основные положения, выносимые на защиту
1 Вид творческой работы представляет собой многоаспектное явление, которое складывается из единства содержательной (а), процессуальной (б) и формальной (в) сторон Поэтому каждый вид творческих работ реализуется
а) как объединяющий компонент в системе уроков чтения, русского языка и развития речи,
б) как субъект-субъектная деятельность (первый субъект - учитель, который направляет деятельность в нужное русло, второй субъект - ученик, у которого формируется комплекс речевых и читательских умений не только в коллективной работе на уроке, но и в индивидуальной авторской деятельности),
в) в виде урока развития речи, который позволяет объединить весь процесс обучения творческим работам в целостную систему
2 Традиционный методический подход к обучению видам творческих работ может быть пересмотрен и изменен в сторону тесного взаимодействия уроков литературного чтения, русского языка и развития речи, как содержательном в плане, так и деятельностном
3 Особенность структуры творческой деятельности учащихся на уроках родного языка заключается в том, что каждое творческое действие связывается с конкретным видом творческой работы, поэтому формируется отдельно и целенаправленно, при этом выделяются
информационная основа действия (знание теории),ориентировочная основа (использование теоретических знаний в конкретных условиях), исполнительная основа (непосредственная творческая деятельность учащихся) и контрольная (осуществление слежения за ходом действия самим учащимся)
Достоверность исследования подтверждена данными констатирующего и обучающею экспериментов, а также внедрением в практику разработанной методики обучения выполнения видов творческих работ, положительной оценкой ее эффективности учителями
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в средней школе № 1 г Чаплыгина Липецкой области По мере проведения исследования его результаты докладывались на научно-практических конференциях преподавателей и студентов в МПГУ, на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе МПГУ, на конференциях учителей школ г Чаплыгина, а также отражены в публикациях автора исследования
Основное содержание работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, библиографии и приложении
Введение содержит постановку проблемы исследования, выдвижение гипотезы, формулирование задач исследования, определение практической и теоретической значимости работы, представление положений, выносимых на защиту
Первая глава «Методика обучения творческим работам в начальной школе» посвящена историческому обзору и анализу литературы по проблеме исследования В ней отмечается, что методисты XIX века признавали исключительную важность самостоятельной работы учащихся Постепенно в трудах ведущих методистов той поры все заметнее проявляется осознание того, что самостоятельные работы должны быть творческими В методике XIX века были открыты и описаны такие виды творческих работ учащихся, как рассказы по картинкам, творческий пересказ, сочинение с опорой на жизненный опыт ребенка Решение творческих задач на уроках родного языка предстает в работах К Д Ушинского, Л Н Толстого, В Я Стоюнина, В И Водовозова как действие отражения субъектом окружающего мира (т е становление жизненного опыта ребенка)
В период развития советской методики активно разрабатываются методические проблемы, касающиеся таких видов работы, как словесное рисование, драматизация, иллюстрирование Опыт ученых-методистов лого времени (К Б Бархин, С И Абакумов, П О Афанасьев и др) позволяет утверждать, что в центре внимания исследователей того периода стоит работа с художественным произведением, которое рассматривается как материал для творческой работы школьников В процессе чтения и анализа художесч веннот произведения ученику предоставляется возможность сочинять, импровизировать, воображать
На современном этапе в работах ученых-методистов и практиков вопросы творческой деятельности младшего школьника рассматриваются в неразрывной связи с языковым образованием и литературным развитием младших школьников
Анализ современных учебных программ в области русского языка дает основание утверждать, что творческие работы по-прежнему остаются общепризнанным обязательным компонентом в методике обучения младших школьников родному языку На современном этапе в методической науке бытует убеждение, что именно творческая авторская деятельность помогает маленькому читателю понять позицию автора в художественном произведении
Таким образом, в диссертации представлены и проанализированы точки зрения ученых разных исторических периодов по вопросам обучения школьников творческим работам
Вторая глава «Методические принципы обучения младших школьников творческим работал»> заключает в себе выявление особенностей организации обучения младших школьников творческим работам разных видов
В исследованиях многих современных методистов особое место занимает проблема языкового образования и литературного развития младших школьников Языковое образование как традиционная методическая категория рассматривается по-разному
Представители научной школы Т Г Рамзаевой определяют языковое образование как процесс и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации При этом особое внимание обращается на речевое, умственное и эстетическое развитие детей, на овладение ими культурой народа
Нередко языковое образование рассматривается как процесс, который раскрывает творческий потенциал младшего школьника в различных формах письменных работ (О А Федюк, Т А Карпова)
Нами отмечается тот факт, что не всегда в методических исследованиях разграничиваются такие понятия, как литературное образование и литературное развитие Однако многие современные авторы пытаются связать литературное образование младших школьников с получением литературоведческого знания, а литературное развитие - с непосредственной читательской деятельностью (О В Сосновская, О В Чмель) Можно видеть, что в современных методических работах говорится как о языковом образовании и развитии речи, так и о литературном образовании и развитии младших школьников, но нигде эти аспекты работы в области родного языка не рассматриваются в виде целостной учебной системы
Нам же представляется целесообразно говорить о четырех направлениях начальной филологической подготовки детей (на наш взгляд, все они внутренне связаны и взаимно обусловлены) литературное образование, литературное развитие, языковое образование, речевое развитие
Психологической основой нашего исследования стала концепция Л С Выготского о творческой деятельности в детском возрасте Опираясь на
положения этой концепции, мы пришли к выводу, что при организации обучения творческим работам следует
- организовать приобретение ребенком опыта наблюдения и конструирования того вида творческой работы, который выбран для обучения,
- развивать воссоздающее воображение ребенка, которое явится в дальнейшем основанием для творческого воображения,
- возбуждать и поддерживать эмоциональное отношение ребенка к процессу творческой деятельности, а для этого нужно создавать ситуацию успешности в учении
Эти положения стали рассматриваться нами как методические условия, необходимые для осуществления обучения учащихся видам творческих работ
В диссертации творческие работы рассматриваются как основа интеграции языкового и литературного образования младших школьников В качестве интеграционных единиц предлагаются конкретные виды творческих работ, благодаря которым происходит интеграция содержания обучения и интеграция речевой деятельности детей, в результате чего формируются коммуникативно-речевые умения
В этой же главе приводятся результаты констатирующего эксперимента Целью констатирующего этапа эксперимента явилось выявление
1) потенциальных возможностей для организации обучения творческой работе, имеющихся в программах и учебниках по русскому языку и литературному чтению, по которым работают дети экспериментальной школы,
2) уровня готовности учителей к обучению выполнению разных видов творческих работ учащимися-третьеклассниками,
3) уровня готовности учеников 3-х классов к выполнению самостоятельных творческих заданий,
4) наличия типичных речевых нарушений в самостоятельных высказываниях учащихся-третьеклассников
Цель этого этапа эксперимента определила необходимость следующих констатирующих мероприятий
а) сопоставительный анализ программ и соответствующих учебников по русскому языку и литературному чтению для начальной школы,
б) анализ методических приемов, используемых при работе с разными видами творческих работ (на примере 3-их классов школы № 1 г Чаплыгина), наблюдение уроков русского языка и литературного чтения в 3-х классах, работающих по программам Т Г Рамзаевой (русский язык) и В Г Горецкого, Л Ф Клима новой (литературное чтение), анкетирование учителей школы № 1 г Чаплыгина,
в) опредетепие уровня подготовки учащихся к выполнению основных видов творческих работ анкетирование учащихся, анализ творческих работ учащихся 3-х классов, выполненных до нашего обучения
В детских работах нас интересовал, прежде всего, уровень сформированности конкретных речевых умений детей (табл 1), а также наличия типичных речевых нарушений в самостоятельных высказываниях учащихся-третьеклассников
Систематизируя обнаруженные речевые ошибки учеников 3-х классов школы № 1 г Чаплыгина, мы пользовались классификацией, предложенной МР Львовым (Львов МР Словарь-справочник по методике преподавания русского языка - 2-е изд - М РОСТСКРИН, 1997) Сосредоточив внимание на неязыковых ошибках, мы установили, что самыми частотными являются ошибки логические и композиционные, т е связанные с нарушениями последовательности изложения материала, с лексическим повтором, а также с нарушением лексической или синтаксической сочетаемости, либо с неоправданным пропуском компонентов текста или предложения Этот факт заставил нас организовать экспериментальное обучение с опорой на формирование таких литературно-теоретических понятий, как сюжет и его компоненты, а также опереться на теоретические знания о структуре текста, и в частности — о структуре конкретного жанра — загадки, обратить внимание на отбор лексического материала при выполнении творческой работы
Итоги как констатирующего, так и формирующего эксперимента подводились с учетом следующих критериев оценки детских творческих работ
1 При оценке повествовательного текста наличие всех компонентов сюжета - предыстории, завязки, эпизодов развития действия, кульминации, развязки, концовки
2 При оценке описательного текста наличие описательных компонентов внешние признаки объекта и его внутренние признаки, разнообразие используемой лексики синонимы, многозначные слова в переносном значении, метафоры и т п
3 При оценке сочинения типа «Как я провел » наличие попытки выразить свои эмоции, пользуясь целесообразными языковыми средствами (синонимами, многозначными словами в переносном значении, метафорами и т п )
4 При оценке конструирования конкретного жанра следование структуре жанра, соблюдение композиционных особенностей жанра, использование необходимых языковых средств
В целом результаты констатирующего эксперимента показали, что учителя неоднозначно понимают термин «творческая работа», учебники не содержат достаточного учебного материала для организации обучения выполнению творческих работ, сформироваиность речевых умений у учащихся начальных классов находится на низком уровне, поэтому они с трудом выражают свои мысли и чувства в слове, допуская в построении высказывания логические и композиционные ошибки Все это вместе взятое приводит к тому, что обучение творческой работе младших школьников постепенно исчезает из школьной практики учителя предлагают детям традиционные творческие задания, но при этом не формируют продуктивные способы деятельности у детей
В нашем исследовании предлагается один из возможных вариантов решения заявленной проблемы - создание методической системы обучения творческим работам на основе интеграции языкового и литературного образования
В третьей главе «Методика обучения творческим работам младших школьников на основе интеграции языкового и литературного образования»
описана методика обучения младших школьников творческим работам и изложены результаты обучающего эксперимента
Для опытного обучения были выбраны традиционные виды творческой работы рассказ по серии сюжетных картинок (повествовательный текст), описание домашнего животного (текст-описание), описание картины (текст-описание с элеме1ггами рассуждения), составление загадки (конструирование конкретного жанра) Мы использовали известные в методике виды творческих работ, так как они хорошо знакомы рядовому учителю и не вызывают у него отторжения Однако в обучении названные виды выстраивались в определенной системе, при которой каждый из них решал свою учебную задачу и становился основой «писательского» труда школьников, т е в конкретной речевой деятельности учащихся осуществлялся синтез их языковой и литературной подготовки
Нетрудно заметить, что при такой системе обучения не только интегрировалось содержание обучения (теоретические знания по литературе и языку), но и синтезировались чшательские и речевые действия, а кроме того, происходило объединение в единое целое уроков литературного чтения, русского языка и развития речи В диссертации мы постарались установить закономерную связь между видом творческой работы, речевыми умениями, которые могут быть сформированы при выполнении этого вида работы, а также между дидактическими средствами и методами, методическими приемами обучения, применяемыми учителем на уроке При этом для нас было очевидно, что каждый конкретный вид творческой работы влечет за собой, во-первых, субъект-субьетную учебную деятельность (один субъект - ученик - он в непосредственной коллективной и индивидуальной деятельности овладевает речевыми умениями, другой субъект -учитель - он отбирает дидактические средства и методы обучения), а во-вторых, интеграцию на формальном уровне в виде урока развития речи, завершающем цепочку уроков родного языка Такая зависимость показана в таблице № 1
Таблица № 1
Зависимость между видами творческой работы, умениями, формируемыми в процессе его выполнения, дидактическими средствами,
Вид Умения, Дидактические Методы и Учебный
творческой формируемые в средства методические предмет (У рок
работы ходе приемы обучения родного языка)
выполнения
конкретного
вида
творческой
работы
Рассказ по Умение Текст Анализ Литературное
серии выстраивать литературного литературного чтение
сюжетных сюжет рассказа произведения текста
картинок Э Шим «Кому
достался белый Коллективное
гриб» составление
Серия сюжетных рассказа по серии Русский язык
картинок (каждая картинок
картинка
соо1ветств>ет Написание
компоненту собственного
сюжета) рассказа об Развитие речи
интересном случае
из жизни
Описание Умение строить Гекст Анализ Литературное
домашнего описательный литературного литературного чтение
животного текст, используя произведения текста
уместную И Соколов- Словесное Русский язык
лексику Микитов рисование
«Листопадничек» Собственное Развитие речи
описание
домашнего
животного
Описание Умение строить Текст отрывка из Анализ Литературное
картины описательный произведения титературного чтение
текст с А Пушкина текста
элементами «Евгений
рассуждения, Онегин» «Уж
выразить словом небо осенью
собственные дышало » Описание картины
впечатления и с использованием
чувства Репродукции изобразительно- Русский язык
картин выразительных
И Левитана средств языка
«Осень Дорога в Собственное
деревню», описание осеннего
«Золотая осень» пейзажа «Осень в
моем городе» Развитие речи
Составление Умение отбирать Тексты р>сских Анализ текста Литературное
загадки языковые народных выяснение чтение
средства для загадок структуры жанра
воплощения Тексты
речевого литературных Списывание
замысла в загадок загадок Их Русский язык
процессе (например, группировка по
конструирования Маршака или строению и
жанра загадки Чуковского) использованным
изобразительно-
выразительным
средствам
Проектная Развитие речи
деятельность
самостоятельное
конструирование
загадок,
составление
сборника загадок
Всего в формирующем эксперименте принимали участие 52 учащихся 3«А» и 3«Б» классов школы №1 г Чаплыгина, из них 27 работало непосредственно под руководством экспериментатора, а 25 - под руководством учителя - участника эксперимента При подведении итогов опытного обучения его результаты сравнивались, во-первых, с результатами констатирующего эксперимента, а во-вторых, с результатами, полученными нами в контрольных классах (3 «В» и 3 «Д» -всего 47 учащихся)
После опытного обучения велся анализ детских работ по тем же критериям, по которым подводился шог на констатирующем этапе эксперимента Результаты сравштгелыгого анализа детских работ на констатирующем и формирующем этапах эксперимента убедили нас в том, что обученность детей экспериментальных классов повысилась, в то время как уровень умений детей контрольной группы остался на прежнем уровне Эти факты отражены в таблице 2 и 3
Таблица 2
Сравнение результатов, полученных на констатирующем и контрольном
этапах
эксперимента в экспериментальной группе
Вид творческой работы Умения, необходимые для выполнения конкретного вида творческой работы Количество детей, справившихся с заданием (абс и %) Количество детей, не справившихся с заданием (абс и %) Количество детей, допустивших логические ошибки (абс и%) Количество детей, допустивших композицион ошибки (абс и%)
конст контр конст контр конст Контр конст контр
Составление повествовательного текста (об интересном случае из жизни) Умение выстраивать сюжет рассказа 14 51,8% 19 70,4% 7 25,9% 3 11,1% 3 11,1% 3 11,1% 3 11,1% 2 7,4%
Составление описательного текста (описание домашнего животного) Умение строить описательный текст используя уместную лексику 13 48 1% 18 66,7% 5 18 5% 3 11 1% 4 14 9% 3 И 1% 5 18 5% 3 11 1%
Составление текста-описания с элементами рассуждения (описание осеннего пейзажа «Осень в моем городе») Умение строить описательный текст с элементами рассуждения, выразить словом собственные впечатления и чувства 13 48,1% 17 62,9% 4 14,9% 5 18,5% 5 18,5% 2 7,4% 5 18,5% 3 11,1%
Конструирование конкретного жанра (составление загадки) Проектная деятельность составление сборника загадок Умение отбирать языковые средства для воплощения речевого замысла в процессе конструирования жанра загадки 12 44,5% 16 59,2% 5 18,5% 4 14,8% 5 18,5% 3 11,1% 5 18,5% 4 14,8%
Таблица 3
Сравнение результатов, полученных в экспериментальной и контрольной ___группе___
ид творческой аботы Умения, необходимые для выполнения конкретного вида творческой работы Ко1ичество детей, справившихся с заданием (абс и%) Количество детей, не справившихся с заданием (абс н%) Количество детей, ДОП}СТИПШИХ логические ошибки (абс и%) Количество детей, допустивших композицион ошибки (абс и%)
экспер контр экспер контр экспер Контр экспер контр
оставление овеет вов атель ного екста (об интересном чае из жизни) Умение выстраивать сюжет рассказа 19 70 4% 14 54,3% 3 И 1% 6 23 7% 3 11,1% 3 11 2% 2 7 4% 2 10,8%
оставление писательного текста описание домашнего ивотного) Умение строить описательный текст используя уместную лексику 18 66 6% 13 52,8% 3 11,1% 4 17,5% 3 11,1% 4 17 5% 4 16,0% 3 12,2%
оставление текста-писания с лементами ас суждения описание осеннего ейзажа «Осень в оем городе») Умение строить описательный текст с элементами расс> ждения, выразит! словом собственные впечатления и чувства 17 62 9% U 43,4% 5 18,5% 3 12 1% 2 7,4% 7 27 0% 5 20,0% 4 17,5%
онструирование онкретного жанра составление загадки) роектная еягельность оставление сборника агадок Умение отбирать языковые средства для воплощения речевого замысча в процессе конструирования жанра загадки 16 59 2% 12 47 0% 4 14,8% 5 19 0% 3 11,1% 4 17 5% 4 16,0% 4 17,5%
Таким образом, гипотеза о том, что при обучении младших школьников выполнению конкретных видов творческих работ на основе интеграции языкового и литературного образования гарантируется формирование у них коммуникативно-речевых умении, реализующихся в условиях самостоятельной творческой деятельности, в эксперименте подтвердилась
В заключении подведены итоги проведенною исследования, сделаны общие выводы, намечены перспективы дальнейшей работы Диссертация включает в себя приложения и список литературы, состоящий из 218 наименований
Основное содержание диссертации отражено в следующих
публикациях автора;
1 Никитина Е.Е. Обучение младших школьников творческим работам на основе интеграции языковой и литературной подготовки // Начальная школа. - 2007. - № 5. - с 55 - 57. 0¿п.л.
2 Никитина Е Е Интеграция как средство формирования самостоятельной творческой деятельности младших школьников // Начальное образование — 2007 -№4 -С 16- 19 0,25пл
3 Никитина Е Е Методика обучения младших школьников видам творческих работ на основе интеграции языковой и литературной подготовки // Тезисы научных докладов Всероссийской научно-практической конференции «Славянская культура истоки, традиции, взаимодействие» 16 мая 2007 г Вып 3 - М Изд-во Ремдер, 2007 -С 241 -244 0,25 п л
4 Никитина Е Е Творческая работа как основа интеграции языковой и литературной подготовки младших школьников // Тезисы докладов научно-практической конференции «Мировая словесность для детей и о детях» 2007 г Вып 12 -М Изд-воМПГУ -С 148- 152 0,3 пл
5 Никитина Е Е Проблема определения роли интеграции творческой деятельности младших школьников в начальных классах // Вопросы гуманитарных наук -2005 -№4 -С 238-239 0,1 пл
6 Никитина Е Е Проблема организации творческой деятельности в начальных классах//Вопросы гуманитарных наук - 2005 -№3 -С 357-359 0 25 пл
Подп к печати 25 октября 2007 г Объем 1 п л Заказ № 253 Тираж 100 экз
Типография Управления «Реалпроект» 119526, г Москва, пр-т Вернадского, д 93 корп 1 Тел 433-12-13
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Никитина, Екатерина Евгеньевна, 2007 год
Введение 4
Глава I. Методика обучения творческим работам в начальной школе
1.1. Проблема обучения младших школьников овным видам творчих работ в дореволюционной методичой литературе 11
1.2. Сема обучения младших школьников овным видам творчих работ ввеой методике 19
1.3. ещение вопр о видах творчих работ младших школьников ввременной методичой науке26
Выводы по I главе
Глава II. Методические принципы обучения младших школьников творческим работам
2.1. Языковое образование и литературное развитие младших школьников ввременнойстеме обучения родному языку32
2.2. хологичие овы творчой работы младшего школьника в обли родного языка46
2.3. Теоретичие подходы к вопрм интеграции языковой и литературной подготовки младших школьников50
2.4. бенни проведения творчих работ ввременной начальной школе(коатирующийэеримент)56
Выводы по II главе
Глава III. Методика обучения творческим работам младших школьников на основе интеграции языкового и литературного образования.
3.1. Методичаястема обучения творчим работам на ове интеграции языковой и литературной подготовки младших школьников74
3.2. Опние эеримента по обучению творчим работам младших школьников82
3.3. Результаты обучающего эеримента 109
Выводы по главе III 112
Введение диссертации по педагогике, на тему "Творческие работы как основа интеграции языкового и литературного образования младших школьников"
В последнее время в начальной школе одной из центральных и актуальных проблем является проблема становления у учащихся обобщенных познавательных умений. Последние могут быть сформированы в процессе обучения выполнению творческих работ. Проблема творческой деятельности учащихся интересовала многих известных педагогов и методистов XIX века: К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, Д.И.Тихомирова, Н.Ф.Бунакова, Н.А.Корфа, В.Я.Стоюнина и др. Именно в XIX веке методисты пытались охарактеризовать творческие работы, выявить их особенности и представить классификацию их видов.
Ученые и методисты XX века (К.Б.Бархин, А.И.Воскресенская, П.О.Афанасьев, С.И.Абакумов, И.И.Руфин, Е.Е.Соловьева) считали, что основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельного выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе чтения художественного произведения. На современном этапе вопросам методики обучения выполнению видов творческих работ посвящены труды М.Р.Львова, Л.Д.Мали, Т.А.Ладыженской и др.
В настоящее время в начальной школе доминирующей является коммуникативно-речевая направленность обучения, в котором многие педагоги, методисты выделяют три аспекта: языковое образование, литературное образование и развитие речи школьника (Т.Г.Рамзаева, М.П.Воюшина, О.В.Сосновская, Т.С.Троицкая, З.А.Нефедова, Н.Н.Чистякова и др.). Эти подсистемы (языковое образование, литературное образование и развитие речи) тесно связаны между собой и комплексно реализуются в процессе обучения родному языку. Исходя из этого, конкретный вид творческой работы можно рассматривать как связующий компонент названных нами подсистем. Иначе говоря, определенный вид творческой работы может быть реализован на основе интеграции языковой и литературной подготовки младших школьников. К такому (интегрированному) подходу учитель должен готовиться поэтапно:
1 этап - выбор конкретных видов творческих работ;
2 этап - определение системы уроков (литературное чтение, русский язык, развитие речи);
3 этап - выделение комплекса читательских и речевых умений, необходимых для самостоятельной творческой работы, которые должны быть сформированы в процессе обучения.
О возможности взаимосвязанного обучения русскому языку и чтению художественных произведений говорили многие методисты и педагоги: К.Д.Ушинский, Н.А. Корф, Л.Н.Толстой, П.О.Афанасьев, К.Б.Бархин, М.А.Рыбникова, В.В.Голубков и многие другие.
Формой проведения творческих работ разных видов является интегрированная система уроков, на которых в центре внимания учителя оказывается теория языка и литературы и соответствующие умения. Известно, что в начальной школе русский язык и литературное чтение преподаются одним учителем. Но, как показывает практика, еще не найдены пути эффективного взаимодействия видов деятельности на этих уроках. Многие учителя вообще не представляют, как можно осуществить такое взаимодействие. А основой интеграции деятельности на этих уроках могут стать разнообразные виды творческой работы.
Подобная методика может быть построена на интеграции содержания творческих работ, на интеграции читательских, языковых и речевых умений, формируемых на уроках литературного чтения и русского языка, а формой такой интеграции будет система уроков родного языка. При этом сформированные читательские и языковые умения на уроках литературного чтения и русского языка объединяются и реализуются на уроке развития речи в процессе самостоятельной творческой работы в виде конкретных речевых умений. Такой подход дает возможность удачно соединить языковую теорию, теорию литературы и речевую практику. Опыт показывает, что одной из самых распространенных категорий речевых ошибок младших школьников является категория композиционных ошибок (Чибухашвили В.А. Методика обучения культуре речи младших школьников. - М.:
МГОУ, 2003), т.е. нарушения последовательности изложения. Поэтому, например, перед тем, как составить самостоятельно рассказ о случае из жизни на уроке развития речи, учащиеся на уроке литературного чтения знакомятся с основными элементами сюжета, с их функцией в произведении, наблюдают разные уровни структуры произведения и их словесное оформление. Затем на уроке русского языка составляют рассказ по серии сюжетных картинок, используя знакомые языковые средства. Далее, на уроке развития речи, учащиеся, применяя полученные на предыдущих уроках знания и сформированные умения, самостоятельно составляют рассказ о случае из жизни. Тем самым создаются условия не только для предупреждения композиционных ошибок, но и для раскрытия творческого потенциала учащихся.
Итак, актуальность исследования проблемы обучения творческим работам на основе интеграции языковой и литературной подготовки младших школьников обусловлена недостаточной разработанностью методики интегрального обучения.
Объектом исследования является речевая деятельность младших школьников.
Предметом исследования - методы и приемы обучения третьеклассников творческой деятельности в рамках интегрированного подхода к обучению родному языку.
Гипотеза исследования - при обучении младших школьников выполнению конкретных видов творческих работ на основе интеграции языкового и литературного образования гарантируется формирование у них коммуникативно-речевых умений, реализующихся в условиях самостоятельной творческой деятельности.
Цель исследования - разработка научно обоснованной и экспериментально проверенной методики обучения выполнению основных видов творческих работ на основе интеграции языковой и литературной подготовки младших школьников. Практическая задача исследования состоит в том, чтобы предложить достаточно эффективную методику обучения младших школьников выполнению видов творческих работ в начальной школе в системе уроков родного языка.
Цель, гипотеза, объект и предмет исследования определили ряд его основных задач:
2) выявить степень разработанности заявленной проблемы в трудах отечественных педагогов и методистов;
3) проанализировать программы, учебники по русскому языку и литературному чтению для выявления в них потенциальных возможностей для проведения творческих работ в начальной школе;
4) обосновать дидактические и методические подходы к организации творческой деятельности учащихся начальной школы;
5) разработать методику обучения творческим работам на основе интеграции языкового образования и литературного развития младших школьников;
6) проверить в ходе обучающего эксперимента качество предложенной методики.
В работе использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- сопоставительное изучение программ по русскому языку и литературному чтению для начальной школы;
- обобщение опыта учителей начальных классов современной школы: наблюдение за учебным процессом в начальной школе;
- анализ письменных работ учащихся начальных классов;
- обработка полученных данных.
Методологическую основу исследования составляют положения известных методистов и педагогов в XIX века по проблеме обучения младших школьников творческим работам (К.Д. Ушинский, J1.H. Толстой, Д.И. Тихомиров, Н.А. Корф, В.Я. Стоюнин, Н.Ф. Бунаков), идеи методистов советского периода (С.И. Абакумов, К.Б. Бархин, П.О. Афанасьев), современные положения методики обучения родному языку, (Т.Г. Рамзаева, М.П.Воюшина, Т.А.Ладыженская, О.В.Сосновская, Т.С.Троицкая, З.А.Нефедова и др.)
Организация и этапы исследования. Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в течение трех лет (с 2004 по 2007г.) в три этапа.
Первый этап (2004 - 2005 г.) - изучение методической и психолого-педагогической литературы по теме диссертационного исследования.
Второй этап (2005 - 2006 г.) - проведение констатирующего эксперимента в третьих классах средней школы № 1 г.Чаплыгина Липецкой области и анализ полученных результатов.
Третий этап (2006 - 2007 г.) - разработка и проведение обучающего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.
Научная новизна исследования состоит в том, что обоснована целесообразность использования видов творческих работ на уроках литературного чтения, русского языка, развития речи в качестве интегрирующего компонента языкового и литературного образования младших школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: 1) выявлены закономерности интегрированного подхода в методике обучения выполнению основных видов творческих работ в начальной школе;
2) описаны методические условия реализации системы обучения выполнению творческих работ на основе интеграции языковой и литературной подготовки младших школьников;
3) описана структура творческой деятельности учащихся на интегрированном уроке родного языка и предложены критерии для оценки конкретных видов творческих работ учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе проведенного эксперимента учителям предложена методика организации и проведения творческих работ на базе языковых и литературных знаний и умений, формируемых на уроках родного языка в начальной школе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Вид творческой работы представляет собой многоаспектное явление, которое складывается из единства содержательной (а), процессуальной (б) и формальной (в) сторон. Поэтому каждый вид творческих работ реализуется: а) как объединяющий компонент в системе уроков чтения, русского языка и развития речи; б) как субъект-субъектная деятельность (первый субъект - учитель, который направляет деятельность в нужное русло, второй субъект -ученик, у которого формируется комплекс речевых и читательских умений не только в коллективной работе на уроке, но и в индивидуальной авторской деятельности); в) в виде урока развития речи, который позволяет объединить весь процесс обучения творческим работам в целостную систему.
2. Традиционный методический подход к обучению видам творческих работ может быть пересмотрен и изменен в сторону тесного взаимодействия уроков литературного чтения, русского языка и развития речи, как содержательном в плане, так и деятельностном.
3. Особенность структуры творческой деятельности учащихся на уроках родного языка заключается в том, что каждое творческое действие связывается с конкретным видом творческой работы, поэтому формируется отдельно и целенаправленно, при этом выделяются информационная основа действия (знание теории),ориентировочная основа (использование теоретических знаний в конкретных условиях), исполнительная основа (непосредственная творческая деятельность учащихся) и контрольная (осуществление слежения за ходом действия самим учащимся).
Достоверность исследования подтверждена данными констатирующего и обучающего экспериментов, а также внедрением в практику разработанной методики обучения выполнения видов творческих работ, положительной оценкой ее эффективности учителями.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в средней школе № 1 г.Чаплыгина Липецкой области. По мере проведения исследования его результаты докладывались на научно-практических конференциях преподавателей и студентов в МПГУ, на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе МПГУ, на конференциях учителей школ г.Чаплыгина, а также отражены в публикациях автора исследования.
Структура и содержание работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы по III главе. 1. Разработанная нами методическая система обучения основным видам творческих работ на основе интеграции языковой и литературной подготовки младших школьников позволила:
- повысить уровень речевого развития младшего школьника;
- обучить конкретным приемам самостоятельной творческой работы;
- сформировать комплекс речевых умений, необходимых для самостоятельной работы.
2. Каждый вид творческой работы (из тех, что мы выбрали) предполагает: работу с художественным произведением на уроке литературного чтения, работу с определенными языковыми средствами на уроке русского языка и самостоятельную творческую работу на уроке развития речи.
3. Такой порядок уроков способствует:
1) глубокому осмыслению теоретических понятий;
2) успешному формированию читательских и речевых умений.
4. Методика обучения видам творческих работ на основе интеграции языковой и литературной подготовки младших школьников позволяет решить одну из главных задач обучения родному языку, а именно: синтезирует в речевой практике элементы языкового литературного образования, развития речи и литературного развития школьника.
Заключение.
Исследование истории вопроса об обучении младших школьников видам творческих работ, анализ учебной литературы, констатирующий эксперимент убедили в необходимость разработки специальной методической системы обучения младших школьников видам творческой работы. На основании этого, мы предложили определенные виды творческих работ, которые стали объединяющим компонентом в общей системе обучения родному языку. Выделенные нами виды творческих работ формируют у младших школьников систему читательских и речевых умений, а так же (что очень важно) учат применять речевые умения в ходе самостоятельной творческой работы. Формирование названных умений происходит в системе уроков русского языка, литературного чтения и развития речи. На уроках литературного чтения и русского языка школьник учится понимать и создавать речевое высказывание, а на уроке развития речи - ученик становиться автором своей маленькой творческой работы, пытался реализовать свои способности в соответствии с речевым замыслом. Таким образом, интеграция языковой и литературной подготовки школьников явилась источником объединения содержания уроков родного языка, синтезированием формируемых на них умений, а также позволила выстроить систему обучения творческим работам на основе цикличности и комплексности и по-другому взглянуть на само понятие «творческая работа». На наш взгляд, творческая работа - это двухсторонний процесс, который реализуется благодаря деятельности двух субъектов - учитель и ученик, при этом учитель учит ребенка воспринимать чужой авторский опыт, перерабатывать его, а ученик пытается быть автором, т.е. усваивает этот опыт в соответствии со своим мироощущением. Такое понимание процесса обучения как творческой деятельности учителем и учеником создает многие проблемы, которые ждут дальнейшего методического исследования.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Никитина, Екатерина Евгеньевна, Москва
1. Абакумов С.И. Творческое чтение. Опыт методики чтения художественных произведений в школах начального типа. - JL: Брокгауз-Ефрон, 1925. - 136 с.
2. Абдуллина А.А. Формирование умения воссоздать художественные образы в процессе чтения литературных произведений (1-3 кл.): Автореферат Дис.канд.пед.наук. -М, 1977.
3. Абдуллина А.А. Детское иллюстрирование как один из приемов работы над произведением. Начальная школа, 1980.- №4.
4. Абдуллина А.А. Приемы анализа художественных произведений //Начальная школа, 1983, №2
5. Адамович Е.А. Объяснительное чтение в начальной школе. Изд. 3-е.- М.: Учпедгиз, 1954.- 272 с.
6. Адамович Е.А. Какой должна быть книга для чтения. Начальная школа, 1966, №12
7. Адамович Е.А. Снова о чтении.- Начальная школа, 1966.- №5.
8. Академический словарь русского языка. М., 1985. - 263с.
9. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах (Под ред. М.С.Васильевой, М.И.Омороковой, Н.Н.Светловской.) М.: Педагогика, 1977.- 215 с.
10. Алешаева Н.П. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения //Начальная школа плюс до и после. -М.: 2004. -№11.- с.22-27
11. И. Аннотированный каталог детской литературы к новым учебно-методическим комплектам по литературному образованию младших школьников. М.: Новая школа, 1994.- с 46.
12. Артюхова JI.H. Возможности интеграции в работе с младшими школьниками. // Инновационный опыт работы учителя условие личностного роста учащихся. - Пермь, 1999.- с 65-69.
13. Афанасьев П.О. Методические очерки о преподавании родного языка и примерные уроки по всем отделам русского языка с методическими пояснениями. -М.: Учпедгиз, 1917.- 81с.
14. Афанасьев П.О. Хрестоматия по истории методов преподавания русского языка в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1941.-367 с.
15. Афанасьев П.О. Методика чтения и работы с книгой в начальной школе-М.: Учпедгиз, 1932.- 32 с.
16. Афанасьев П.О., И.Н.Шапошников. Как преподавать русский язык в начальной школе. -М.: Учпедгиз, 1934.-120 с.
17. Афанасьев П.О. Краткая методика родного языка. М.: Учпедгиз, 1930.140 с.
18. Бабкин Н.И. Развитие познавательной и творческой деятельности школьников // Советская педагогика.-1981.-№7.-с. 68-72
19. Базилевич Л.И. Родной язык и художественная литература. М.: Учпедгиз, 1926.- 78с.
20. Балталон Ц.П. Воспитательное чтение. Беседы по методике начального обучения.-М., 1913.-299с.
21. Бархин К.Б. Живое слово. Рабочая книга по развитию речи: ч.1,2,3,4. -М.- Л., 1929.-с.ЗО.
22. Бархин К.Б. Творческая работа по родному языку. Украина, 1924. -131с.
23. Бархин К.Б. Развитие речи в начальной школе. М., 1934.- 117с.
24. Безрукова З.С. Педагогическая интеграция. Свердловск, 1990. - 128 с.
25. Бернштейн М.С. О природе научного творчества. По зарубежным материалам.- Вопросы философии, 1966, №6
26. Берулава М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах. Томск: Изд - во Томского университета, 1988. - 222с.
27. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1989.-144с.
28. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975.- 399с.
29. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.- 96с.
30. Богоявленский Л.П. Родной язык в комплексе третьей и четвертой групп школы 1- й ступени. -М., 1926.- с.71
31. Богуславская А.И. Азбука сочинительства. М.: Просвещение, 1999.
32. Бородич A.M. Методика развития речи детей. 2-е изд. М.: Просвещение, 1981.- 255 е., ил.
33. Бурова Л.И. Интеграция знаний в процессе изучения природы младшими школьниками// Современные подходы к учебно-воспитательному процессу. М., 1995,- с. 24-28
34. Буслаев Ф.И. «О преподавании отечественного языка».- М., 1867.- с.28-35.
35. Васильев С. Теория отражения и художественное творчество. М., 1970.
36. Воспитание творческого читателя. Книга для учителя. /Под ред. С.В.Михалкова, Т.Д.Полозовой. -М.: Просвещение, 1981.- 240с.
37. Васильева М.С., Горбушина Л.А., Никитина Е.И., Оморокова М.И. Чтение во втором классе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1973.
38. Васильева С.В. Интеграция содержания обучения как средство совершенствования профессиональной подготовки специалистов: Дис. канд. пед. наук. -М., 1976.- 150 с.
39. Возрастные возможности усвоения знаний. /Под ред. Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. -М.: Просвещение, 1966.
40. Волкова С.Н. Художественный образ и образность на уроках литературного чтения. // Дошкольник и младши1 школьник: проблемы воспитания и образования. Ярославль: Изд - во ЯГПУ, 2003. - с.53-63.
41. Волеев Г.Х. Педагогические условия развития младшего школьника во внеурочной литературно творческой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/Башк. гос. пед. ин-т.- Уфа, 1994.- с.19.
42. Вопросы психологии творчества. Саратов, 1968.- 111 с.
43. Вопросы методики чтения. / Под ред. В.Г.Горецкого. М.: Просвещение, 1964.- 167 с.
44. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Изд. 2-е.- М.: Просвещение, 1967.- 91с.
45. Гапеенкова С.М. Интегрированный подход к организации обучения в начальной школе как средство развития младшего школьника: Автореферат дис. канд.пед.наук: 13.00.01 (Казанский гос.пед.ун-т.-Казань, 1995.- cl 7
46. Гаркунова И.Л. Вопросы и задания для уроков чтения в 1-3 кл.-М.: Просвещение.- 1979.-256с.
47. Гаркунова И.Л. Уроки чтения в 3 классе.- Начальная школа, 1984.- №9.
48. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Просвещение, 1965.-317с.
49. Глоцер В.Л. Дети пишут стихи: Книга о детском литературном творчестве. -М.: Просвещение, 1964.- 253с.
50. Горецкий В.Г., Львов М.Р. солнце над Родиной: Книга для дополнительного чтения в четвертом классе. М.: Просвещение, 1965.-317с.
51. Горецкий В.Г Дополнительные тексты на уроках объяснительного чтения. Начальная школа, 1966, №3.
52. Гуманизация и интеграция образования // Сборник научных трудов по л педааагогике. М., 2002.- с.21-22. ^
53. Данилов В.В., Золотарев С.И. Методика русского языка. М.: Учпедгиз, 1917. -с.80-87
54. Джежелей О.В. Чтение и литература. 2 кл.: Учеб.: В 2 ч. Ч. 1 М.: Дрофа, 2004.
55. Денисюк А. Развитие воображения учащихся младшего школьного возраста на уроках чтения: Автореферат Дис. канд. психологических наук. Киев, 1971.
56. Дудецкий А .Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. -Смоленск, 1974.- 151с.
57. Жуков Е.А. Педагогические условия развития литературно творческих способностей младших школьников на материале «Азбук» Л.Н.Толстого: Автореферат дис.канд.пед.наук. - Екатеринбург, 1997.-с.22
58. Закожурникова М.Л. Работа над приложением и связной речью в начальных классах. М.: АПН СССР, 1962.-208с.
59. Закожурникова М.Л. Сочинение и изложение в начальных классах. М.: Просвещение, 1964. - 100с.
60. Закожурникова М.Л., Воскресенская А.И. Практическое руководство к преподаванию русского языка в начальной школе.- М.: Просвещение, 1958.- с.81.
61. Земская Л.И. Музыка и картина на уроках чтения //Начальная школа. -М.: 1970.-№1
62. Ибрагимов Г.И. Поиски способов интеграции форм организации обучения // Современные подходы к учебно-воспитательному процессу. -М., 1995. с.44-53.
63. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. -М.: Знание, 1968.- 30с.
64. Каноныкин Н.П., Щербакова И.Н. Методика преподавания русского языка в начальной школе. М.: 1995.=-644с.
65. Информационно методическое письмо по литературному образованию младших школьников / Л.Е.Стрельцова, Н.Д.Тамарченко// Вестник образования. -1996.- №9.-с.58-62
66. Информационно методическое письмо по литературному образованию младших школьников в гуманитарных классах по учебнику «Глаголъ и добро»/ JI.E. Стрельцова // Вестник образования. - 1997.- №7,- с.24 -31.
67. Карпова А.Ф. Некоторые особенности воображения первоклассников: В сб. Учение и развитие школьников. / Под ред. Проф. Конева А.Н.Волгоград, 1980.-87с.
68. Козлова Н.И. Развитие литературного творчества у младших школьников//Начальная школа. 1981. -№9. с. 12-17.
69. Коммуникативная педагогика: от «школы знания» к «школе понимания»: Материалы науч. практ. конф.- Новосибирск: изд-во НИПК и ПГО, 2004.- 292с.
70. Коршунова JI.C. Воображение и его развитие в познании. М.: МГУ, 1979.- 144с.
71. Коршунова A.M. Теория отражения и творчество. М., 1975,-255с.
72. Кореневский Е.И. Объяснительное чтение в русской начальной школе (1960-1970).-М.: Известия АПН РСФСР, вып.27, 1950.
73. Курбаналиева Л.П. Интеграция содержания педагогического образования как средство совершенствования профессиональной подготовки учителей начальных классов. // Наука и школа. 1999.- №3.-с.22-26.
74. Курищенко В.Д. О развитии воображения младших школьников. -Начальная школа, 1974, №3.
75. Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Система письменных упражнений в связной речи. М.: АПН СССР, 1963.
76. Лазаренко Л.С. Рисунки детей и осмысление читаемого текста. -Начальная школа, 1972, №11.
77. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателе. -М.: «Лайда», 1994.
78. Левин В.А. Программа по начальному литературному образованию младших школьников для четырехлетней начальной школы. // Начальная школа. -1997. №8.- с.29-49.
79. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальной школе. М.: Просвещение, 1967.- 244с.
80. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Высшая школа, 1970.
81. Львов М.Р. Развитие речи учащихся в начальной школе: Хрестоматия. -М.: Просвещение, 1975.- 195с.
82. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М.: Просвещение, 1975.- 176с.
83. Львов М.Р. Школа творческого мышления. М.: Академия, 2000.
84. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка в начальных классов 2-е изд. - М.: РОСТСКРИН, 1997.
85. Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения. Начальная школа, 1981, №3, с. 27-31.
86. Мали Л.Д. Организация творческой деятельности учащихся на уроках чтения. В сб.: Развитие речи младших школьников/Под ред. ЛьвоваМ.Р.-М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1983.- 113-122с.
87. Мали Л.Д. Обучение школьников основным видам творческих работ. -Начальная школа, 1985,№3, с.61-64.
88. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителя./Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1970. - 135с.
89. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультета начального обучения и учителей начальных классов. / Т.Г.Рамзаева, М.П. Воюшина, Г.С.Щеглова. М.: Высш.шк., 2003.- 166 с.
90. Митюшина Л.Д., Смирнова Л.В. Программы для национальных школ по русскому языку и литературному чтению (3 класс). М.: Просвещение, 2002.
91. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: Высшая школа, 2001.
92. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют?- М.: Знание, 1978, №5
93. Никитина Е.И. Чтение в третьем классе. М.: Просвещение, 1971.
94. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. -М.: Учпедгиз, 1959.- 205с.
95. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы-М.: Книга, 1972.- 152с.
96. Общая психология. Учебное пособие для студентов пединститутов. /Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1976. - 479с.
97. Общая психология. Учебное пособие для студентов пединститутов. /Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова Н.Д. и др./ Под ред. Богословского В.В. 3-е изд., перераб. И доп.- М.: Просвещение, 1981. -383с., с ил.
98. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Просвещение, 1975.- 846с.
99. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М.: Просвещение, 1965.
100. Основы методики начального обучения русскому языку. /Под ред. Н.С.Рождественского. М.: Просвещение, 1965. -534с.
101. Островской А .Я. Живое слово. Ч. 1. С.-Петербург, 1907.- 368с.
102. От азбуки Ивана Федорова до современного букваря. /Сост. В.П.Богданов, Г.В.Карпюк.- М.: Просвещение, 1974.- 278с.
103. Педагогические технологии в вузе и школе: Сборник научных трудов/ Пед. ин-т Сарат. гос. ун-та им. Н.Г.Чернышевского. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2003.- с. 117
104. Пидкасистый П.И. Педагогика. -М.: Высшая школа, 2001.
105. Пономарев Я.А. Психология творчества.- М.: Наука, 1976.- 303с.
106. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280с.
107. Проблемы и перспективы развития начальной школы в условиях модернизации образования. Магнитогорск: МаГУ, 2003-283 с.
108. Прудникова В.А. Примеры развития творческого воображения. -Начальная школа, 1981, №6.
109. Пуцыкович Ф.И. Письменные упражнения в изложении мыслей. М.: Учпедгиз, 1901.-с.53.
110. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. - М.: ИПЛ., 1967.-271с.
111. Психологические исследования творческой деятельности. /Под ред. O.K. Тихомирова.-М.: Наука, 1975.- 251с.
112. Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах./Сост. П.А.Грушников. -М.: Просвещение, 1973.-144с.
113. Русский язык. 3 кл.: / Авт.-сост. Т.Г. Рамзаева. М.: Просвещение, 2005.
114. Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы. /Под ред. Качурина М.Г.- Л., 1978.- 127 с.
115. Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы./Под ред. Рез З.Я.- Л., 1977.- 119с.
116. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах,- М.: Просвещение, 1979.-430с.
117. Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1947.- 267с.
118. Редозубов С.П. Чтение в начальной школе: Сборник трудов методистов конца 19 и начала 20 века. М.: Учпедгиз, 1949.- 287с.
119. Речь. Речь. Речь.: Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся. /Под ред. Т.А.Ладыженской.
120. Речевое развитие младших школьников. /Под ред. Н.С.Рождественского. М.: Просвещение, 1970.- 222 с.
121. Рождественский Н.С. Очерки по истории методики начального обучения правописанию. М.: АПН РСФСР, 1961,- 335с.
122. Романенко И.М. Конспект занятий по «Родному слову» К.Д.Ушинского. Пособие для учителей начальных училищ.- М.: Изд-во Сытина, 1882.-с.38-42.
123. Романовская З.И. У истоков личности. Учительская газета, №33 (17 марта 1979г.)
124. Романовская З.И., Романовский А.П. Живое слово: Книга для чтения в третьем классе. М.: Просвещение, 1965.- 370с.
125. Родная речь. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. / Сост. JI. Ф. Климанова и др. М.: Просвещение, 2005
126. Руднев В.И. Руководство к обучению чтению и письму по книге «Родной мирок». -М.: Изд-во Сытина, 1901.- с.82
127. Русский язык: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы /ТТ. Рамзаева. М.: Дрофа, 2005.- 255с.
128. Руфин И.И. Школьное литературное творчество. М.: Работник просвещения, 1929.- 88с.
129. Самарская Н.П. Работа классного кукольного театра.- Начальная школа, 1980, №1.
130. Сахаров И.П. Краткая методика обучения детей чтению и письму. М.: Изд-во Сытина, 1913.- с.85-89.
131. Светловская Н.Н. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении // Начальная школа. 1997. №7.
132. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1977.- 207с.
133. Светловская Н.Н. Нравственное воспитание младших школьников в процессе обучения чтению. Начальная школа, 1983.- №10
134. Семенова О.А. Методика элементарного обучения русскому языку. М.: Изд-во Сытина, 1879.- 201с.
135. Сироткина Н.Т. Иллюстрации на уроках чтения. Начальная школа, 1977, №4.
136. С^ткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика,^ 1971.- 206с.
137. Совершенствование методов обучения русскому языку: Пособие для учителей./Сост. А.Ю.Купалова. М.: Просвещение, 1981.- 160с., ил.
138. Словарь литературоведческих терминов. /Ред. Тимофеев Л.И.- М.: Просвещение, 1974.- 509с.
139. Советский энциклопедический словарь. -М.: Сов. Энциклопедия, 1980.-1576с.
140. Соловьева Е.Е. Игра драматизация в школе.- М.: 1924.
141. Сосновская О.В. Концептуальные основы литературоведческой подготовки учителя начальных классов.- М.: Прометей, 2005.- с.21-28
142. Сосновская О.В. Введение в литературоведение (с практикой читательской деятельности).- М.: Прометей, 2003.- с.13=20.
143. Срезневский И.И. Замечания о первоначальном курсе русского языка. М.: Изд-во Сытина, 1899.- с.89.
144. Срезневский И.И. Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных заведениях. М.: Изд-во Сытина, 1871.- с.50-58.
145. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1983.-424с.
146. Стоюнин В.Я. Руководство для преподавателей русского языка в младших классах средних учебных заведениях. М.: Изд-во Сытина, 1889.-с.З 8-42.
147. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям: Избранные произведения в 5-ти томах. Киев, 1979-1980, т.З- 207с.
148. Тарасов Е.А. Методика элементарного обучения отечественному языку.-М.: Изд-во Сытина, 1878. с.58.
149. Творческая работа учащихся на занятиях по русскому языку в 5-6 кл./ Сост. Херсонская Н.П.- М.: Просвещение, 1923.- с.58.
150. Теория и практика педагогического эксперимента. /Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. -М.: Педагогика, 1979.- 208с.
151. Теоретические основы выявления творческих способностей: Научно -аналитический обзор. М.: АН СССР, 1979.- 37с.
152. Тихеева Е.И. Родная речь и пути к ее развитию.- М.: Госиздат, 1923.-136с.
153. Тихомиров Д.И. Как учить читать, писать и считать на первой ступени обучения.- М.: Изд-во Сытина, 1897.- с. 120.
154. Тихомиров Д.И. Опыт плана и конспекта элементарных занятий по родному языку.- М.: Изд-во Сытина, 1897. с.82-90.
155. Тихомиров Д.И. Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе.- М.: Изд-во Сытина, 1913.- с.38-45.
156. Троицкая Т.С. Инновационная система литературного образования младших школьников: педагогические ориентиры//Коммуникативная педагогика: от школы знания» к «школе понимания».- Новосибирск, 2004.- с.86-101.
157. Троицкая Т.С. Литературное образование младших школьников. Коммуникативно деятельностный подход. Монография. М.: АПК и ПРО, 2004.- с.83
158. Усольцева О.А. Проектная деятельность младших школьников в системе литературного образования «Коммуникативная педагогика: от «школы знания» к «школе понимания». Новосибирск: Изд-во НИПКи ПРО, 2004.- с.122-126.
159. Ушинский К.Д. т.5. Методические статьи и материалы «Детскому миру», 1949,-592с.
160. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для детей. Год первый и второй. Родное слово. Книга для учащихся, 1949.- 448с.
161. Ушинский К.Д. Родное слово. Год 3-й. Руководство к преподаванию по «Родному слову», 1949.- 360с.
162. Филиппов К.А. Лингвистика текста и проблемы анализа устной речи: Учебное пособие/ ЛГУ. Л.:ЛГУ, 1989.- 96с.
163. Фирсов Г.П. О связи преподавания грамматики с литературным чтением.//Русский язык в школе.- 1940.- №4.- с.43-48П
164. Фирсов Г.А. О связи преподавания грамматики с литературным чтением \ //В защиту живого слова. Сборник статей. Под ред. В.Я.Коровина. М.: Просвещение, 1966.- с.144-156.
165. Флеров В.А. Свободная диктовка. Опыт новой постановки письменных работ в школе. Берлин: Госиздат, 1921.- 96с.
166. Фокина О.А. Интегрированные уроки русского языка и литературы // Русский язык в школе.- 1996. №5.- с.50-51.
167. Фомина Н.Д., Орлова Т.Г. Лингвистический анализ художественноготекста. -М.: УДН, 1987.- 81с.О-> --V /
168. Фоминых (Ю.Ф^ Интегрированный подход и формирование , мировоззрения школьников// Педагогика. 1993.- №4.- с.26-30.
169. Формирование семантики и структуры художественного текста: Межвуз. Сб. научн. трудов: Куйбышев: Изд-во КГПИ, 1984.- 196с.
170. Формирование читательских умений или развитие читателя? //Литература в школе. 1977.-№6.- с.43-48.
171. Фундова М. Художественный текст как материал для языковой работы //Роль русской и советской литературы в преподавании русского как иностранного. Минск, Международный симпозиум, 1972. - с.96.
172. Функциональные разновидности речи в коммуникативном аспекте: Мех-вуз сб. научн. трудов/ Перм. гос. ун-т им. А.М.Горького; (Редкол.: М.Н.Кожина (гл.ред.) и др.)- Пермь: ПТУ, 1988.- 165с.
173. Художественная литература в начальной школе / Под ред. Е.Г.Савченко, Изд. АПН РСФСР, М., 1956.- 126с.
174. Художественная литература в формировании развитой личности школьника: Сб. научн. трудов- М.: Изд-во АПН СССР, 1985.- 132с.
175. Художественный текст: структура, язык, стиль: Кн. Для преподавателей / /И.М.Вознесенская, И.Г.Гулякова, М.Я. Дымарский и др.; Под ред. К. А.Роговой. -Спб.: Изд-во Спб. Ун-та, 1993 .-182с.
176. Цисло М. Художественный текст как материал для языковой, познавательной и воспитательной работы // Роль русской и советской литературы в преподавании русского языка как иностранного. Минск, Международный симпозиум, 1972.- с.97.
177. Чекаева З.Н. Интегрированный урок на тему «Весна» (5 класс) // Русская словесность. -1997.-№2.- с.41-42.
178. Человек текст- культура. Екатеринбург: Ин-т развития регионального образования, 1994. - 235с.
179. Черемисин П.Г. О соотношении курсов «Стилистика» и «Лингвистический анализ текста» // Русский язык в школе. 1974.- №2.-с.113-116.
180. Черкезова М.В. Взаимосвязь преподавания русского языка и родной литературы // Русский язык в национальной школе. 1989.-№4.-с.37-44.
181. Черкезова М.В. Культуроведческий аспект литературного образования //Русская словесность. 1998.-№3.-с.32-36.
182. Черникова Н.А. Психологическая характеристика особенностей литературного творчества младших школьников// Психология младшего школьника: М.: АПН РСФСР, I960.- с. 15-22.
183. Червинский П.П. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика. -М.: Высшая школа, 2004.
184. Чибухашвили В.А. Методика обучения культуре речи младших школьников. М.: МГОУ, 2003
185. Чижова Т.И. Использование художественного текста в целях языкового и нравственного развития учащихся // Русский язык в школе.- 1995.-№3,- с.9-16.
186. Чмель О. В. Литературное образование как фактор читательского развития младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02, М. 2002.
187. Что значит знать язык и владеть им. Под ред. Н.М. Шанского.- Л.: Просвещение, 1989.- 192с.
188. Шабалина Э.П. На пути обновления начальной школы. Нужны ли интегрированные курсы? // Начальная школа .- 1989.-№7.-с.78-79.
189. Шабес В.Я. Событие и текст. М.: Высш. школа, 1989.- 175с.
190. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику: учебное пособие /Рос. открытый ун-т, Фак. «Языки и культура».- М.: Изд во Рос. открытого ун-та, 1995.-301с.
191. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста: (По спец. «Рус. яз. и лит. в нац. шк.»). 2-е изд., дораб. - Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1990.-414с.
192. Шанский Н.М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (X-XI классы) // Русский язык в школе.- 1994.-№5- с. 35-39.
193. Шанский Н.М. Стихотворный текст на уроках русского языка //Текст на уроках русского языка: Тезисы докладов и выступлений участников научно практической конференции (7 и 8 апреля 1994г.) / Сост. М.Т.Баранов.- М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1994.-c.7-9.
194. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом.-М.: Просвещение, 1986,- 157с.
195. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом // Русский язык в школе.-1971.- №2.- с.107-110.
196. Шаповалова И.А. Лингвистический анализ текста на уроках русского языка. Целиноград, ИУУ, 1985.- 19с.
197. Шахова Л.Г. Музыка на уроках литературного чтения // Научные доклады и сообщения литературоведов Поволжья: Сб. ст. Ульяновск, 1968.- с.336-350.
198. Шевченко JI.А. Об интеграции на уроках литературы //Литература в школе.- 1996.- №5.- с.154-155.
199. Шереметевский В.П. Слово о защите живого слова в связи с вопросом об > объяснительном чтении Владимира Шереметевского. М., 1886.- 115с.
200. Шипицина Л. Интегрированное обучение: за и против // Народное образование. 1998.- №6.- с. 154-156.
201. Шмелев Д.Н. Слово и образ. М., Наука, 1964.- 120с.
202. Шмелькова В.В. К вопросу о культурной информации художественного текста // Русский язык: вопросы функционирования и методики обучения.- М., 1995.- Вып.1.- с.249-256.
203. Шпунтов А.И., Иванина Е.И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно//Начальная школа. 1995.-№10.- с.20-24.
204. Чуковский К.И. От двух до пяти. Изд.21-е, испр. и доп. М.: Детская литература, 1970.- 414с., ил.
205. Щепетева Н.Н. Методика чтения в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1958.- 226с.
206. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Наука, 1957,-315с.
207. Щерба Л.В. Теория языка, методы его исследования и преподавания: (Сб. статей). К 100- летию со дня рождения Л.В. Щербы.- Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1981.- 219с.
208. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., «Наука», Ленингр. отд-ние, 1974.- 428с.2Ю.Яблонко Л.С., Козлова В.П. Драматизация на уроках чтения // Начальная школа.- 1966.- №4.- с.12-15.
209. Яворук О. Интегрированные курсы: классификация, направления, перспективы //Директор школы.- 1998.- №7.- с.59-64.
210. Язык и композиция художественного текста: Русс.яз. Межвуз. сб.научн. трудов/ Моск. гос. пед. ин-т им В.И. Ленина; Отв. ред. Ю.М. Лотман.-М.: МГГТИ, 1984.- 95с.
211. Языковые единицы в тексте: Научн. Сб. /Башк. гос. ун-т.- Уфа: Башк. гос. ун-т, 1994.- 105 с.
212. Якиманская И.С. Развивающее обучение. -М.: Педагогика, 1979. 144с.
213. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М. «Искусство», 1964.- 87с.
214. Якобсон П.Н. Эмоциональная жизнь школьника (Психологический очерк).- М.: Просвещение, 1966.- 291с.
215. Яковлева М.А. Русский язык в начальной школе. М.: Просвещение, 1990.
216. Якушев Н.И. Психология восприятия художественного текста. М.: Высшая школа, 1989.