автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов педвузов
- Автор научной работы
- Никольская, Екатерина Евгеньевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2009
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов педвузов"
На правах рукописи
Никольская Екатерина Евгеньевна
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДВУЗОВ
Специальность 13.00.02. — теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
Москва-2009
003480023
Работа выполнена на кафедре истории искусства Московского государственного гуманитарного университета имени МЛ. Шолохова
Научный руководитель
Кандидат педагогических наук, профессор,
Мосина Валентина Романовна
Официальные оппоненты:
Доктор педагогических наук, профессор,
Коротеева Елена Ивановна
кандидат педагогических наук, профессор,
Лавров Виктор Германович
Ведущая организация:
Московский педагогический государственный университет
Защита состоится «28» октября 2009 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.06 при Московском государственном гуманитарном университете имени М. А. Шолохова, по адресу: 109240, Москва, улица Верхняя Радищевская, д. 16/18.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова, по адресу: 109240, Москва, улица Верхняя Радищевская, д.16/18.
Автореферат разослан «24» сентября 2009 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат педагогических наук, доцент
Геворгян Н. Р.
Общая характеристика исследования
Актуальность исследования. Современное общество нуждается в гражданах способных к самореализации, самообразованию и саморазвитию в условиях окружающей действительности, находящихся в постоянном творческом поиске, обладающих не только знаниями и умениями в решении профессиональных задач, но и способных мобилизовать свои умения и знания в конкретной ситуации. Это выдвигает перед высшими учебными заведениями особые задачи по поиску новых подходов и эффективных средств методического обеспечения образовательного процесса, позволяющих формировать высокий уровень готовности выпускников к: успешной профессиональной деятельности. Для высшего профессионального художественного образования решение этого вопроса во многом определяется совершенствованием программного и методического обеспечения по специальным дисциплинам и усовершенствованием прохождения учебных и производственных практик, как ведущего вида деятельности составляющего профессиональную подготовку студентов.
Для нас особо значимым было изучить и проанализировать не единую систему проведения учебных и производственных практик, разработанную в рамках одной специальности, а рассмотреть вариативные подходы к их проведению на разных факультетах творческих специальностей в ВУЗах Российской Федерации.
Изучение состояния организации и осуществления практики показало недостаточную теоретико-методологическую проработанность вопроса в этой области высшего профессионального художественного образования. Анализ рабочих программ по практике, методических указаний для студентов и руководителей практики, наглядных пособий, справочников и других материалов, применяемых в ряде прохождения практики и входящих в систему учебно-методического комплекса выявил, что учебно — методические работы создаются разрозненно, разными авторами в разное время и не обновляются из года в год, поэтому в издаваемых материалах нет логической связи, задания на практиках не пересекаются, и каждый вид практики существует отдельно, что приводит к недостаточно качественному показателю приобретаемых на практике студентами профессиональных компетенций. При этом практически не осуществляется индивидуализация процесса реализации практик, которая учитывала бы профессионально-образовательный профиль обучающихся, уровень подготовки в области профильных дисциплин, профессиональные интересы, склонности, природные задатки обучающихся, что препятствует развитию мотивации к профессиональной деятельности и осмысленному пониманию каждым студентом её главных задач, и целей.
Изучение теоретической базы показало, что до настоящего времени
только в общих чертах определено содержание учебно-ознакомительной
и учебно-творческой практик студентов бакалавров и научно-исследовательской, художественно-творческой практик при освоении основной образовательной программы подготовки магистров по направлению 050600 «Художественное образование», а в содержании педагогической практики редки точки соприкосновения в объединении дисциплин профессиональной направленности, интеграции образовательной, научной и практической деятельности студентов. Вследствие этого, возникает объективная потребность в научной разработке, апробации и внедрении учебно-методического комплекса как средства реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно -графических факультетов.
Проведенный анализ состояния организации и осуществления различных видов практики позволил обозначить проблему исследования: поиск эффективных условий активизации процесса прохождения практики, направленных на повышение уровня профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению 050600 «Художественное образование». Обозначенная проблема обусловила выбор темы диссертационного исследования: «Учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов педвузов».
Цель исследования: теоретически разработать, научно обосновать, экспериментально проверить учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик.
Объект исследования: процесс осуществления учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов с внедрением разработанного учебно-методического комплекса.
Предмет исследования: учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что усовершенствование процесса осуществления учебных и производственных практик будет значительным при условиях:
• определения видов практик и деятельности студентов во время их прохождения, входящих в систему учебно-ознакомительной, учебно-творческой практики, обучающихся по направлению 050600 «Художественное образование» (бакалавр);
• конструирования учебно-методического комплекса, в качестве наиболее эффективной учебно-методической системы при прохождении прак-
тик, включающего в себя инновационные программы по всем видам практик, отражающие цели, задачи, место практики в образовательном пространстве, учебно-методическое обеспечение, требования к уровню организации и осуществления учебно-ознакомительной, учебно-творческой, педагогической практики.
• построения учебно-методического комплекса с применением всех педагогических принципов, согласно положениям современной педагогики (традиционных и инновациошшх);
• ассимиляции преподавательских, художественных, научно-исследовательских, организационно-просветительских, коррекционно-развивающих компетенций студентов;
• разработки и апробации педагогической концепции взаимодействия традиционных и инновационных подходов при прохождении учебно-ознакомительной, учебно-творческой и педагогической практики;
• интеграции в содержании практики модулей профессионального (теоретического) блока основной образовательной программы подготовки бакалавра художественного образования;
• разработки содержания практики с учетом интеграции образовательной, научной и практической деятельности студентов, обучающихся в магистратуре по направлению 050600 «Художественное образование»;
• различия содержания практики с учетом:
— профессионально-образовательного профиля обучающегося по направлению 050600 «Художественное образование»;
— уровня подготовки в области профильных дисциплин;
— степени мотивации, направленной на прохождение практики;
— индивидуальных особенностей студентов;
— профессиональных интересов студентов.
Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Изучить и охарактеризовать научно-теоретические исследования в области изучаемой проблемы.
2. Проанализировать вариативные подходы к проведению практики на различных факультетах творческих специальностей и направлений в высших учебных заведениях.
3. Определить виды деятельности студентов на практике, разработать рекомендации для руководителей к подготовке и проведению учебно-ознакомительной, учебно-творческой и педагогической практики.
4. Разработать и апробировать инновационные программы и научно-методические материалы, входящие в состав учебно-методического комплекса, выступающего как средство формирования профессиональной компетентности студентов в процессе осуществления учебных и производственных практик.
5. Проанализировать и обобщить результаты проведенной опытно-экспериметальной работы по внедрению данного учебно-методического комплекса и его эффективности в условиях реализации учебных и производственных практик.
Методологическую основу исследования составили:
— исследования по теории и истории содержания образования на основе системного подхода к обучению с использованием различных методов преподавания (Б. Г. Ананьев, И. Ф. Гербарт, П. Н. Груздев, Дж. Дьюи, Я. А. Ко-менский, Дж. Локк, В. Д. Одоевский, И. Г. Песталоцци, Э. Роттердамский, К. Д. Ушинский и др.);
— научно-методические работы, раскрывающие роль практики в развитии и профессиональном становлении будущего педагога (О. А. Абдуллина, Е. П. Белозерцев, В. П. Горленко, О. С. Гребешок, А. Е. Захарова, Л. И. Калинина, О. В. Лешер, Е. В. Оганесян, И. А. Протасова, В. К. Розов, В. А. Сласте-нин, Н. К. Чернышев, И. Ф. Харламов, Г. А. Ястребов и др.);
— научно-методические труды по педагогике искусства (В. И. Козлов, Т. С.Комарова, В. С. Кузин, С. П. Ломов, Б. М. Неменский, Л. А. Рапацкая, Н. Н. Ростовцев, Л. Г. Савенкова, А. А. Унковский, Г. М. Цыпин, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова, Б. П. Юсов и др.);
— искусствоведческие и научно-методические труды исследователей культурно-образовательной работы в музеях (В. В. Ванслов, Ю. У. Гу-ральник, Н. Г. Макарова, Е. Б. Медведева, Е. Н. Миронова, О. Л. Некра-сова-Каратеева, А. М. Разгон, Б. Е. Райкова, Б. А. Столяров, Н. Г. Таман, М. Ю. Юхневеч);
— научные и учебно-методические труды по проблемам художественно-оформительского искусства (М. В. Дараган, П. Г. Демчев, В. В. Корешков, Л. Н. Михайлов, О. В. Немиро, А. Г. Переверзев, Г. В. Черемных, С. В. Чумакова, В. В. Шамшур);
— теоретические исследования по проблемам развития творческой активности человека в процессе деятельности (В. Ф. Бехтерев, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Н. Кругликов, Р. С. Немов, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Н. М. Сокольникова, Д. Б. Эльконин);
— положения современной педагогической науки, ориентирующиеся на компетентностный подход в обучении (В. В. Башев, А. Г. Бермус, Н. М. Борыт-ко, А. А. Вербицкий, Т. М. Ковалева, С. Б. Серякова, М. А. Чошанов и др.).
Методы исследования:
— теоретический анализ философской, психолого-педагогаческой, культурологической, методической литературы по исследуемой проблеме;
— сравнительный анализ различных педагогических систем и подходов
к проведению практики в высших профессиональных учебных заведениях, готовящих квалифицированных специалистов для работы в сфере художественного образования;
— обобщение передового опыта преподавателей-организаторов практик в ВУЗах;
— педагогический эксперимент по разработке, апробации, внедрению и продуктивному применению УМК в процессе прохождения практик;
— диагностические методы (педагогическое наблюдение, письменный опрос, интервьюирование, анкетирование, тестирование, беседы со студентами, руководством организаций практики, сопоставление полученных в результате исследования данных, статистическая обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы с применением компьютерной диагностики).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• Систематизирован и обобщен опыт проведения различных видов практик в профессиональном художественном образовании: учебно-ознакомительная, учебно-творческая, научно-исследовательская, художественно-творческая, педагогическая, музейная, практика по художественному оформлению, пленэр;
• Разработан УМК, сопровождающий новые виды практики: учебно-организационная и учебно-творческая, реализуемых в процессе обучения студентов, обучающихся по двухуровневой системе образования по направлению 050600 «Художественное образование», отличающемся от традиционного прохождения практики специалистов, построенный с применением принципов модульного обучения и использованием балльно-рейтинговой оценки результатов практики, стимулирующей творческую активность студентов;
• Определены общепрофессионалыше практические, специальные практические, профессиональные организационно-управленческие, системные профессиональные компетенции, приобретаемые студентами в ряде прохождения учебно-ознакомительной, учебно-творческой и педагогической практики, отвечающие современным требованиям, предъявляемым к работнику сферы художественного образования.
• Содержание практики разработано с учетом интеграции дисциплин профессиональной направленности, применением традиционных и инновационных педагогических принципов, индивидуального подхода к каждому студенту, усилением акцента личностного развития студентов, их интересов, профессиональных предпочтений, степенью мотивации студентов на прохождение практики и уровнем подготовки в области профильных дисциплин.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит научно-обоснованный вклад в развитие теории профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов, спо-
собствует решению проблемы научно-методического обеспечения практики:
— представлена инновационная модель освоения студентами профессио-нальньшикомпетенциями.основаннаянаинтеграциипсихолого-педагогических дисциплин в системном подходе при осуществлении практики;
— аргументирован содержательный аспект различных видов практик представленных в основной образовательной программе подготовки бакалавров и магистров художественного образования и современный подход к их осуществлению, основанный на применении традиционных и инновационных методов, форм и средств обучения;
— разработан алгоритм реализации этапов и последовательных шагов при подготовке и проведении практики руководителем;
— обоснован процесс развития мотивации студентов к получаемой профессии на основе использования учебно-методического комплекса.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации учебно-методического комплекса, позволяющего обеспечить эффективное прохождение практики студентами педвузов. Материалы могут использоваться преподавателями ВУЗов, методистами, студентами, руководителями и учителями средних общих (полных), начально-профессиональных и средне-профессиональных учебных заведений, художественных школ, изостудий, школ с углубленным изучением предметов эстетического цикла в решении проблем профессионального образования.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы, теоретическим обоснованием исходных методических позиций, одобрением материалов исследования Ученым советом ХГФ и кафедрой истории искусства МГГУ им. М. А. Шолохова; экспериментальной проверкой разработанных автором программ, творческих заданий и учебно-методических пособий для студентов по учебно-ознакомительной, учебно-творческой и педагогической практике бакалавров и научно-исследовательской, художественно-творческой практики магистров художественного образования, способствующих приобретению профессиональных компетенций студентами; многолетней деятельностью автора в области профессионального художественного образования; участием по проблеме исследования на научных и научно-практических всероссийских и международных семинарах и конференциях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В модуль переносимого (практического) блока в основной образовательной программе подготовки бакалавров внесены:
Учебно-ознакомительная практика, в содержании которой включено приобретение общепрофессиональных компетенций в области рисунка, жи-
вописи, композиции и ознакомление со сферами деятельности бакалавра художественного образования.
Учебно-творческая практика направлена на перенос теоретических знаний по изучаемым общепрофессиональным и профессионально профилированным дисциплинам (рисунок, живопись, история искусства и др.) в практическую деятельность на втором и третьем году обучения.
Педагогическая практика содержит в себе интегрируемые результаты учебно-ознакомительной и учебно-творческой практик, применение знаний по модулям основного профессионального теоретического блока. На четвертом году у студентов очной формы обучения окончательно сформировываются профессиональные компетенции в области педагогической, научно-исследовательской, культурно-просветительской, коррекционно-раз-вивающей деятельности, заключающейся в воспитании и обучении граждан средствами искусства.
В основной образовательной программе подготовки магистров включены научно-исследовательская и художественно-творческая практики, которые осуществляются параллельно и имеют узкую направленность, включенную в исследование, расширение и углубление художественно-педагогической деятельности в профильном виде искусства.
Данная последовательность реализации практик государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования позволяет осуществлять комплексную подготовку студентов к предстоящей работе в области художественного образования.
2. Педагогическая модель формирования профессиональных компетенций студентов в процессе реализации учебных и производственных практик с использованием учебно-методического комплекса предусматривает взаимосвязь практики с дисциплинами профессиональной направленности; опору на традиционные и инновационные педагогические принципы; методы (опора на жизненный опыт, анкетирование, интервьюирование и др.); формы (индивидуальное и групповое решение творческих задач, мастер-классы и т.д.).
3. Этапы реализации инновационной модели учебных и производственных практик с применением учебно-методического комплекса осуществляются в следующей последовательности: определение уровня мотивации студента к обучению, объема и сформированности знаний, умений, навыков в области общепрофессиональных и профессионально профилированных дисциплин; формирование мотивации познавательной активности студентов; осуществление индивидуального подхода при разработке заданий практики для каждого студента; применение и совершенствование на практике наличествующих у студентов умений в области общепрофессиональных, специальных практических и др. компетенций; подведение итогов практики по
разработанным критериям оценки сформированное™ профессиональных компетенций студентов.
Этапы исследования:
1 этап (2003 — 2005) теоретический.
Имел целью разработку замысла исследования, гипотезы и способов ее экспериментальной проверки. В ходе исследования проводилось изучение и анализ литературы, методических рекомендаций по теоретическим и практическим вопросам, касающимся проведения практик на различных творческих специальностях и направлениях в Вузах, передового педагогического опыта; обобщение и систематизация полученного материала, применение теоретических выводов в собственной практической деятельности.
2 этап (2005 — 2007) практической разработки.
На этом этапе проводился диагностический эксперимент, изучался и обобщался передовой опыт работы высших профессиональных учреждений, осуществлялась практическая разработка УМ К как средства реализации инновационной модели учебно-ознакомительной, учебно-творческой и педагогической практик бакалавров и художественно-творческой и научно-исследовательской практик магистров.
3 этап (2007 — 2009) проводился формирующий эксперимент по внедрению и применению УМК в учебном процессе на базе ХГФ МГГУ им. М. А. Шолохова, велась опытно-экспериментальная работа.
В эксперименте участвовали следующие структурные образовательные подразделения: кафедра истории искусства ХГФ МГГУ им. М. А. Шолохова, ГОУ ЦО № 775, ГОУ ЦО № 1881, ГОУ СОШ № 1368, ГОУ СОШ №899, ГОУ СОШ № 582, музеи и выставочные залы г. Москвы и области, (Музей народных промыслов «Федоскино», Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.», Выставочный зал «Чертаново-Южное», Выставочный зал «Печатники» и др.), дизайнерские организации (ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», ООО «ХАРИС», ООО «ТД» Р-плюс», ООО «Российские инновации»), учебно-методический информационно-прокатный Ме-диацентр ЮВАО управления образования Департамента образования города Москвы.
Далее систематизировались, обобщались и оформлялись полученные результаты. Опыт работы был представлен на Международной научно-практической конференции в мае 2008 г., проводимой на базе ГОУ ВПО «Ша-дринский государственный педагогический институт», а также на окружном семинаре Учебно-методического информационно-прокатного Медиацешра ЮВАО города Москвы в апреле 2007 г. Результаты исследования внедрены в педагогический процесс прохождения учебных и производственных практик студентов ХГФ МГГУ им. M. А Шолохова и нашли отражение в авторских
программах по всем видам практик, учебно-методических материалах и ряде статей автора в течение последних 4 лет работы.
Структура диссертационного исследования: Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии и приложения.
Основное содержание диссертации
Во введении обосновывается актуальность исследования, дается общая характеристика работы, формулируются цели, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, характеризуется методологическая основа, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы. Обозначены основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе диссертации «Научно-методологические основы разработки учебно-методического обеспечения для студентов факультетов творческих специальностей в ВУЗах» раскрываются современные требования к уровню подготовки специалиста, работающего в области художественного образования:
— постоянный творческий поиск, умение проанализировать и профессионально интерпретировать найденную информацию;
— владение высокой изобразительной культурой;
— применение обширного пакета прикладных программ при выполнении наглядных пособий к урокам и других материалов для использования в педагогической, организационно-воспитательной, коррекционно - развивающей, научно-исследовательской, культурно просветительской деятельности педагога; умение выявлять художественно одаренных детей и владеть методиками работы с этой категорией обучающихся;
— владение и применение в учебном процессе ТСО;
— умение осуществлять дифференцированный подход к обучающимся;
— компетентность не только в области профилирующей дисциплины, но и обладание обширными знаниями и умениями в области базовых общих и общепрофессиональных компетенций и многие др. требования, а так же роль практики в профессиональном становлении студента. В подготовке специалистов качественно нового уровня, обучающихся по двухуровневой системе образования в образовательных стандартах подготовки бакалавров появляются новые виды практики: учебно-ознакомительная, учебно-творческая и традиционно педагогическая (производственная), но с новыми требованиями к содержанию, следовательно, появляется необходимость разработки новых практических заданий с учетом традиционных и инновационных подходов к обучению, написания программ, нацеленных на приобретение компетенций, построенных по кредитно-модульному принципу обучения и содержащих балльно-рейтинговую систему оценки, научно-методических, дидактических материалов и т.д.
Далее в главе раскрывается понятие «компетентность», предполагающее постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач (М.АЛошанов) и рассматривается компетентность, как интеграция профессиональных и личностных качеств работника сферы образования (Н.М.Борытко). Показано, что без УМК, целями которого являются: систематизация содержания практики, с учетом последних достижений науки; улучшение ее методического обеспечения; повышение эффективности и качества занятий; внедрение активных методов обучения; оказание студентам методической помощи в усвоении учебного материала; правильное планирование и организация самостоятельной работы и контроля знаний студентов; оказание помощи преподавателям (руководителям практики) в совершенствовании педагогического мастерства, не будет происходить процесса активизации практического обучения. В главе рассматриваются исторические аспекты поиска связующего звена в обучении до возникновения УМК в 1982 г., и внедрения его в процесс профессионального обучения, а так же различные способы активизации деятельности личности (В. Ф.Бехтерев, Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Н. Кругликов, Р. С. Немов, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин, М.Г. Ярошевский).
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основными являются разнообразие форм, методов и средств в обучении, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность студентов, в числе основных факторов, побуждающих студента к активности, мы выделяем: профессиональный интерес; творческий характер познавательной деятельности; состязательность. С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона — мотивация на обучение по выбранному профилю специальной подготовки, имеющая четыре уровня (О. Гребенюк), низкий, средний, высокий, высший. Поэтому, в первой главе проводится исследование на выявление степени мотивации на обучение по выбранной профессии студентов очной формы обучения по направлению 050600 «Художественное образование» и определение уровня подготовки в области профильных дисциплин, интегрируемых в практике (рисунок, живопись, композиция, история искусства, анализ и интерпретация произведений искусства, дизайн, компьютерная графика, мультимедиа технологии и др.), с целью разработки вариативных заданий, соответствующих разным уровням мотивации и подготовки студентов. Для достижения цели, направленной на усиление активизации процесса прохождения учебных и производственных практик в первой главе автором были выявлены и обобщены результаты исследования и предложены этапы реализации инновационной модели учебных и производственных практик:
— изучение уровня сформированное™ у студентов умений и навыков самообразовательной и научно-исследовательской деятельности, определе-
ние объема знаний, умений и навыков по профильным, а так же психолого-педагогическим дисциплинам. На этом этапе осуществляется входной контроль знаний и умений студентов, проведение опросов и анкетирования, с целью выявления предпочтений и пожеланий студентов по организации и осуществлению практики и общей готовности студентов к ее прохождению;
— формирование мотивации познавательной деятельности. На этом этапе происходит предварительное ознакомление студентов с предстоящей деятельностью во время практики. Обеспечивается адаптация студентов к условиям прохождения учебных и производственных практик с использованием УМК. Формирование у студентов умений работы с психолого-педагогической, методической и предметной литературой;
— структурирование системы ориентиров для получения фундаментальных знаний и организация самостоятельной деятельности студентов на время прохождения практики. Вооружение студентов умениями находить информацию в разнообразных источниках, изучение и осмысление опыта ведущих специалистов. С этой целью применяется система проектных заданий, разработанная для каждой 1руппы студентов с учетом их психофизических особенностей, интересов, психологической и педагогической эргономичности, стимулирующих деятельность при выполнении заданий практики посредством постановки перед ними промежуточных, конечных целей и проблемных задач;
— применение и совершенствование на практике наличествующих у студентов умений в области общепрофессиональных практических, профессиональных организационно-управленческих, специальных практических и системных практических компетенций в их самостоятельной деятельности с обязательным текущим контролем, где в качестве средства обучения выступают практические задания учебно-методического комплекса и методические рекомендации по их выполнению. На 3-ем и 4-ом этапе руководителем практики осуществляется текущий контроль знаний студентов, с целью устранения недостатков в работе во время практики, оказание помощи в выполнении заданий, применение балльно-рейтинговой системы оценки заданий по разработанным критериям с целью активизации деятельности студентов и направления их на самообразование;
— подведение итогов прохождения практики. На этом этапе осуществляется итоговый контроль — проведение конференции, выставление общей оценки.
Во второй главе диссертации «Проектирование и внедрение учебно-методического комплекса как средства реализации инновационной модели учебных и производственных практик» автор раскрывает тот факт, что направление по подготовке бакалавров и магистров 050600 «Художественное образование» сравнительно новое и было утверждено Приказом Министерства
образования Российской Федерации № 686 от 2000 г., а фактически подготовка стала вестись с 2003 г., после присоединения России к Болонско-му процессу, чему способствовало подписание «Декларации о европейском пространстве высшего образования». Соответственно перед автором во второй главе стояла задача, разработать УМК к новым видам практик: учебно-ознакомительной и учебно-творческой, осваиваемых по основной образовательной программе подготовки бакалавров и художественно-творческой и научно-исследовательской практике, осваиваемых по основной образовательной программе подготовки магистров, основываясь на многолетний опыт, полученный в результате осуществления подготовки специалистов квалификации учитель изобразительного искусства по специальности 030800 «Изобразительное искусство» и требования, предъявляемые к профессиональной подготовке бакалавров и магистров художественного образования, отраженные в государственном образовательном стандарте, а так же на постоянно обновляющиеся требования общества, предъявляемые к высококвалифицированному работнику сферы образования. Первым этапом для автора было определение содержания новых видов практик, в ходе проведенного анализа научно-практических работ и знакомства с опытом работы других ВУЗов.
В главе раскрывается содержание практик, требования к знаниево-операционным характеристикам студентов, а так же место блока практик и ассимиляция в нем поддерживающего фундаментального, организационно-экономического, гуманитарно-социального и основного профилирующего (теоретического) блоков дисциплин и место каждого вида практики в общем практическом блоке в основной образовательной программе подготовки бакалавров художественного образования.
Производственная практика на 1 курсе (учебно-ознакомительная) осуществляется в два этапа, где первый этап направлен на закрепление практических навыков в области общепрофессиональных дисциплин (рисунок, живопись, композиция) в условиях пленэра и общее знакомство, с работой различных учреждений культуры и искусства (музеи, выставочные залы, библиотеки, художественные галереи) и образования (дошкольного, общего, начально-профессионального, дополнительного), на базе которых осуществляется деятельность выпускника сферы художественного образования, заключающаяся в воспитании и обучении граждан различных возрастных категорий средствами искусства, как второй этап реализации практики.
Учебная практика на 2-ом курсе (учебно-творческая I ступень) проводится ira базе музеев, выставочных залов и учреждений образования и включает в себя 5 тематических модулей. Выполнение заданий каждого модуля позволяет студенту-практиканту овладеть спецификой работы в музеях, выставочных залах, библиотеках и образовательных учреждениях и направленно на приобретение умений работы в сфере экспозицион-
но-выставочной, научно-исследовательской, культурно-просветительской деятельности с детьми.
Учебная практика на 3-ем курсе (учебно-творческая II ступень). В рамках этой практики мы предполагаем обучение студентов технике использования компьютера в решении художественно-практических и образовательных задач при выполнении проектных заданий, изучение имеющегося сегодня пакета прикладных программ, ориентированных на выполнение художественно-оформительских работ и принципов их использования в художественном оформлении учебных заведений всех ступеней образования.
На четвертом курсе происходит окончательный процесс формирования профессиональной компетенции студентов, согласно учебному плану практика на четвертом курсе длится 6 недель и является производственной, на которой осуществляется полное погружение студентов в получаемую профессию, мы предлагаем проводить именно на последнем году обучения педагогическую практику. При разработке УМК автор учитывал, что, во время осуществления практики происходит комплексная подготовка студентов к предстоящей работе в сфере художественного образования, поэтому она должна быть направлена на разностороннюю ориентацию выпускников во всех видах деятельности работника сферы художественного образования.
Научно-исследовательская работа представляет собой сбор, систематизацию, анализ материалов, необходимых для написания методической части дипломной работы, работа в библиотеках и архивных фондах. Выступления на учебно-методических объединениях, научных научно-практических семинарах и конференциях.
Организационно-воспитательная работа во время производственной практики представляет собой проведение различных мероприятий с учащимся (организация и участие в выставках, праздниках, фестивалях и т.д.)
Культурно-просветительская деятельность заключается в разработке и проведении различных видов экскурсий (традиционных и интерактивных).
В преподавательскую деятельность студенты погружаются во время проведения занятий по учебным предметам, соответствующим профилю специальной подготовки, разработке авторской программы по теме дипломного проекта для реализации ее в дополнительном образовании.
Коррекционно-развивающая деятельность осваивается в овладении методиками арт-терапии. Во время осуществления производственной практики студенты окончательно совершенствуют полученные знания, умения и навыки не только в области общепрофессиональных и профессионально специализированных, но и общих (общенаучных, социально-личностных, организационно-управленческих компетенций).
Далее в главе представлена инновационная модель формирования профессиональных компетенций студентов на учебных и производственных практиках (схема 1), рассматриваются методы и формы активизации учебного процесса, роль дисциплин профессиональной подготовки интегрируемых
Педагогическая модель формирования профессиональных компетенций студентов на учебных и производственных практиках.
Схема 1
(^Педагогака^) (^^Рисунок^^)
(^АимтИПИ^)
Взаимосвязь практики с дисциплинами профессиональной подготовки
■I
(^^КомпозпцгоГ^)
Принцип системности ( Л Принцип модульности Телеологический принцип Андрагогический принцип ^ J
Итог: Овладение всеми профессиональными компетенциями в области педагогической, художественной, научно-исследовательской, коррекционно-развивающей, культурно-просветительской деятельности.
на практике, а так же разбираются принципы, по которым структурировался учебно-методический комплекс:
— принцип системности, благодаря которому обеспечивается обозримость и целостность содержания материалов практики, предназначенных для усвоения студентами. Соблюдение принципа системности обеспечивает целостность содержательной структуры практики и как следствие перспективность в овладении профессиональными компетенциями;
— принцип модульности. Модули формируются в виде набора заданий, объединенных по тематическому признаку базой, с которыми студенты встречались при изучении дисциплин профессиональной направленности.
— телеологический принцип или принцип «конечных причин», согласно которому идеально постулируемая цель, конечный результат, оказывает объективное воздействие на ход процесса прохождения практики. Для реализации данного принципа требуется глубокое понимание каждым студентом промежуточных и конечных целей обучения, поэтому любое задание начинается с формулировки цели его выполнения, которая дает возможность студентам осознать перспективы своей профессиональной деятельности во время прохождения практики;
— андрагогический принцип, где приоритетным направлением является самостоятельная организация студентами своей деятельности. Руководителем и студентом осуществляется совместная работа, заключающаяся в планировании, реализации, оценивании и коррекции процесса обучения во время практики.
В главе описываются принципы и методы разработки и реализаций творческого проекта, раскрываются этапы работы над проектом: инициация; планирование; исполнение проекта; мониторинг и контроль; завершение проекта. Далее автор предлагает рекомендации по выполнению творческих заданий практик: описывает методику проведения мастер-класса и организации тематических выставок; разъясняет этапы написания обзорно-критических статей, приводит примеры выполнения анализа произведений искусства; предлагает методические материалы по разработке и реализации образовательных проектов и т.д.
На практике апробированы разнообразные формы выполнения заданий на ряду с индивидуальной, велась активная работа в группах, стимулирующая студентов к творческому поиску и повышению уровня овладения навыками организации своего самообразования, состязательность и здоровая конкуренция между членами ipyrai, вызывает инициативность, активное участие в педагогическом процессе. Опытно экспериментальная работа проводилась в двух параллелях: студенты одной параллели выполняли только обязательные задания практики одинаковые для всех в сжатые сроки, установленные учебным планом, студентам второй параллели представлялся, описанный ниже, свободный выбор траектории практического обучения.
Оценка проектов проводилась по 100 бальной системе с приведением оценок к национальной шкале и шкале ECTS (European Credit Transfer System —
европейская кредитная трансферная система), осуществлялась на итоговой конференции по практике группой экспертов, состоящих из преподавателей, руководителей практики и самих участников эксперимента с применением разработанных критериев:
1. «Педагогическая направленность». Целесообразность данного критерия подтверждается автором в качестве профессиональной деятельности работников сферы художественного образования. Руководителем выявляются психолого-педагогические знания и навыки студентов, знание и применение педагогических технологий при решении задач практики, владение разнообразными приемами, методами и средствами обучения, понимание студентом педагогических целей и степень осуществления их практического применения.
2. «Научность». Подход к решению заданий практики;, входящих в систему учебно-ознакомительной, учебно-творческой и педагогической практик должен иметь научное обоснование. Знание студентом основных положений современной науки в области художественного образования и степень применения их на практике, соблюдение этапности и логики при выполнении заданий, владение современными методами сбора, анализа и обработки информации, изложение материалов на итоговой конференции.
3. «Художественность». Уровень владения средствами художественной выразительности, применение разнообразных техник и технологий, соблюдение всех основ композиции, графическое и колористическое решение творческих проектов, выполненных на практике
4. «Оригинальность». Учитывается нестандартный, оправданный подход при решении стандартных профессиональных задач.
5. «Завершенность». Каждое задание должно иметь логическое завершение, являющееся достижением поставленной на начальном этапе его выполнения цели.
Незначительное расхождение в баллах контрольной и экспериментальной группы (в таблице 1 обозначено максимальное кол-во набранных студентами баллов по всем творческим заданиям) определяется тем, что новые виды практики, осуществлялись в обеих группах. Разница заключалась в предоставлении свободного выбора траектории обучения студентам экспериментальной группы. Практика могла носить как рассредоточенный характер и реализовы-ваться в течение всего семестра, так и в сжатые сроки (от 2-х до 6-и недель в зависимости от ввда практики) исходя из психофизиолошческих особенностей и личных предпочтений студентов. Студентам экспериментальной группы предоставлялась определенная свобода выбора содержания практики, тематики творческих заданий, форм, методов, источников, средств и базы реализации практики.
При разработке заданий для экспериментальной группы автор разделяет студентов по профилям специальной подготовки: «Искусствоведение», «Дизайн и компьютерная графика», «Декоративно-прикладное искусство», интересам, степени мотивации на обучение и уровню подготовки по профильным
Оценка выполнения заданий практики по установленным критериям
Таблица 1
КГ
эг
Завершенность 17 баллов
ЯНН
Оригинальность I з баллов ¿1ов
■и
Художественность 17 баллов 20 баллов
Ч.Ц-'. ¿ л 'ь шн
Научность 15 баллов 18 баллов
в>» С гг-
Педагогическая направленность 18 баллов баллов
ВИИ
82 97 балла баллов
|~Г"| Контрольная
группа
Экспериментальная группа
дисциплинам. Первая часть заданий является обязательной для всех, вторая часть заданий направлена на выполнение творческих проектов и дополнительных заданий, способствующих повышению творческого рейтинга студентов. Так, например, при прохождении I ступени Учебно-творческой практики, все студенты овладевают методикой проведения традиционной экскурсии по заданным руководителем темам, а как творческий проект студентам экспериментальной группы предлагается выполнить разработку интерактивных экскурсий, где вводится акцент на профессиональные интересы студентов. Предлагается свободный выбор тематики, дается вектор на поиск источников информации, предлагаются вариативные подходы: разработка сценариев для одной группы студентов, разработка маршрута пешей экскурсии для другой группы студентов, выполнение виртуальной экскурсии с использованием специфических выразительных возможностей компьютерных программ для третьей группы студентов и т. д.
Учебно-методический комплекс, разработанный автором представлен в диссертационном исследовании на основе инновационных программ по учебно-ознакомительной, учебно-творческой, педагогической,
художественно-творческой и научно-исследовательской практик; методических материалов для руководителей практики, содержащих рекомендации по подготовке и проведению практики с учетом индивидуальных особенностей студентов, степени мотивации на обучение, уровня подготовки по дисциплинам профессиональной направленности и профессиональных интересов студентов; вопросов для рубежного и итогового контроля студентов по соответствующим тематическим модулям; критериев оценки и рекомендуемой литературы; методических материалов для студентов, являющихся раздаточным материалом и представляющих собой пособие по выполнению практических заданий с примерами и списка рекомендуемой литературы.
Изучение детских работ и проектных работ студентов, положительные отзывы сотрудников организаций и высокие показатели рейтинга студентов по итогам практики, позволяют сделать выводы о том, что практика с использованием разработанного автором УМК и педагогические условия, предложенные в программе, оказались результативными и способствовали успешному освоению студентами в полном объеме системы профессиональных компетенций.
Основные выводы диссертационного исследования:
1. Концептуальную основу инновационной модели учебных и производственных практик составляет совокупность методологических подходов (личностный, культурологический, интегративный, художественно-эстетический, деятельностный), выявленных на основе изученных трудов видных деятелей культуры, искусства и образования, помогающих направить личность студента к профессиональному становлению.
2. На основе анализа вариативных подходов к осуществлению практики на различных факультетах творческих специальностей и направлений в высших учебных учреждениях Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Воронежа, Брянска и др. городов Российской Федерации определены основные направления в разработке учебно-методического комплекса и реализации учебных и производственных практик с учетом компетент-ностного подхода и внедрением кредитно-модульно-рейтинговой системы обучения.
3. Наполнение содержанием и определение видов деятельности студентов на учебно-ознакомительной, учебно-творческой и педагогической практике показало существование причинно-следственных связей между дисциплинами профильной направленности и видами практик. В содержании педагогической практики задания направлены на комплексную подготовку к педагогической, научно-исследовательской, культурно-просветительской, организационно-воспитательной, коррекционно — развивающей видам... деятельности работника сферы художественного образования.
4. В результате исследования получила подтверждение гипотеза о том, что применение автором традиционных и инновационных педагогических прин-
ципов при структурировании УМК: системности; модульности; телеологический и андрагогический принципы, существешю актуализирует процесс осуществления учебных и производственных практик.
5. Результат апробации инновационных программ, основанных на индивидуализации обучения, учебно-методических материалов, а так же рекомендаций для руководителей по организации и осуществлению практики, входящих в УМК, показал высокую степень сформированности профессиональных компетенций студентов в области художественного образования по завершению производственной практики.
6. Анализ и обобщение результатов экспериментальной работы по внедрению данного учебно-методического комплекса в условиях реализации учебных и производственных практик показал высокий уровень эффективности разработанной методологии, усовершенствование процесса осуществления учебных и производственных практик, высокие показатели оценки в балльном соотношении по всем обозначенным нами критериям: педагопгческая направленность; научность; художественность; оригинальность; завершенность и принципиальное изменение отношения студентов к профессиональной педагогической деятельности.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора по проблеме исследования:
1. Никольская Е. Е. Педагогическая практика студентов художественно-графических факультетов:/ Е. Е. Никольская// Учебно-методическое пособие. - М.: РИД МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007. (3,1 п/л.)
2. Никольская Е. Е. (в соавт.) Композиция/ Е. Е. Никольская// В помощь поступающим. — М.: РИД МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. (2,2 п/л.)
3. Никольская Е. Е. Применение законов композиции в оформлении школы/Композиционная подготовка в современном художественном образовании: педагогический аспект: Материалы Международной научно-практической конференции: — Сб. науч.-методич. трудов/ Е. Е. Никольская/Под ред. проф. С. А. Новоселова. — Шадринск, 2008. — С.135-141 (0,6 п/л.)
4. Никольская Е.Е. Учебно-творческая практика (I ступень) по направлению 540700 «Художественное образование». /Рабочая программа учебно-творческой практики /Е. Е. Никольская// — М.; РИД МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. (1/0 п.л.)
5. Никольская Е.Е. Учебно-творческая практика (II ступень) по направлению 540700 «Художественное образование». /Рабочая программа учебно-творческой практики /Е.Е. Никольская// — М.: РИД МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. (0,8 п/л.)
6. Никольская Е.Е. Учебно-творческая практика /Е. Е. Никольская// Учебно-методическое пособие — М.: РИД МГГУ им. М. А Шолохова, 2009 (1,5 п/л.)
Статьи, опубликованные в изданиях, определенных ВАК РФ:
7. Никольская Е. Е. Искусство, радующее глаз... / Е. Е. Никольская// Искусство в школе. — 2008. — № 1. — С. 38—41. (0,4 п/л.).
8. Никольская Е. Е. Педагогическая практика как обмен опытом/ Е. Е. Ни-кольская//Электронпый журнал «Педагогика искусства» — 2009. — №3, http:// ww.art-education.ru. (0,5 п/л.).
Подписано в печать 21.09. 2009 г. Формат 60x90 1/16
Тираж 100 экз.
Заказ № 84 Ротапринт МГГУ им. М.А. Шолохова
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Никольская, Екатерина Евгеньевна, 2009 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА
НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВУЗАХ
1.1. Теоретический анализ современного направления в использовании учебно-методических комплексов, сопровождающих учебные и производственные практики студентов факультетов творческих специальностей в педвузах.
1.2. Теоретические подходы к активизации процесса обучения с использованием учебно-методического комплекса.
Выводы по первой главе.
ГЛАВА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК
2.1. Теоретико-практические основы подготовки к осуществлению практики студентов.
2.2. Разработка и апробация учебно-методического комплекса как средства реализации инновационной модели учебных и производственных практик.
2.3.Педагогический анализ результативности внедрения . учебно-методического комплекса как средства реализации инновационной модели учебных и производственных практик.:.
Выводы по второй главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов педвузов"
Актуальность исследования. Современное общество нуждается в гражданах, способных к самореализации, самообразованию и саморазвитию в условиях окружающей действительности, находящихся в постоянном творческом поиске, обладающих не только знаниями и умениями в решении профессиональных задач, но и способных мобилизовать свои умения и знания в конкретной ситуации. Это выдвигает перед высшими учебными заведениями особые задачи по поиску новых подходов и эффективных средств методического обеспечения образовательного процесса, позволяющих формировать высокий уровень готовности выпускников к успешной профессиональной деятельности. Для высшего профессионального художественного образования решение этого вопроса во многом определяется совершенствованием программного и методического обеспечения по специальным дисциплинам и усовершенствованием прохождения учебных и производственных практик как ведущего вида деятельности составляющего профессиональную подготовку студентов
Для нас особо значимым было изучить и проанализировать учебные и производственные практики, осуществляемые не только в рамках одной специальности, а рассмотреть вариативные подходы к их проведению на разных факультетах творческих специальностей в вузах Российской Федерации.
Изучение состояния организации и осуществления практики показало недостаточную теоретико-методологическую проработанность вопроса в этой области высшего профессионального художественного образования. Анализ рабочих программ по практике, методических указаний для студентов и руководителей практики, наглядных пособий, справочников и других материалов, применяемых в ряде прохождения практики и входящих в систему учебно-методического комплекса выявил, что учебно -методические работы создаются разрозненно, разными авторами в разное время и не обновляются из года в год, отсюда следует, что в издаваемых материалах нет логической связи, задания на практиках не пересекаются, и каждый вид практики существует отдельно, что приводит к недостаточно качественному показателю приобретаемых студентами профессиональных компетенций. При этом практически не осуществляется индивидуализация процесса реализации практик, которая учитывала бы профессионально-образовательный профиль обучающихся, уровень подготовки в области профильных дисциплин, профессиональные интересы, склонности, природные задатки обучающихся, что препятствует развитию мотивации к профессиональной деятельности и осмысленному пониманию каждым студентом ее главных задач и целей.
Изучение теоретической базы показало, что до настоящего времени только в общих чертах определено содержание учебно-ознакомительной и учебно-творческой практик студентов бакалавров и научно-исследовательской, художественно-творческой практик при освоении основной образовательной программы подготовки магистров по направлению 050600 «Художественное образование». В содержании педагогической практики редки точки соприкосновения в объединении дисциплин профессиональной направленности, интеграции образовательной, научной и практической деятельности студентов. Вследствие этого возникает объективная потребность в научной разработке, апробации и внедрении учебно-методического комплекса как средства реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов.
Проведенный анализ состояния организации и осуществления различных видов практики позволил обозначить проблему исследования: поиск эффективных условий активизации процесса прохождения практики, направленных на повышение уровня профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению 050600 «Художественное образование». Обозначенная проблема обусловила выбор темы диссертационного исследования: " Учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов педвузов".
Цель исследования: теоретически разработать, научно обосновать, экспериментально проверить учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик.
Объект исследования: процесс осуществления учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов с внедрением разработанного учебно-методического комплекса.
Предмет исследования: учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что усовершенствование процесса осуществления учебных и производственных практик будет значительным при условиях:
• определения видов практик и деятельности студентов во время их прохождения, входящих в систему учебно-ознакомительной, учебно-творческой практики, обучающихся по направлению 050600 «Художественное образование» (бакалавр);
• конструирования учебно-методического комплекса, в качестве наиболее эффективной учебно-методической системы при прохождении практик, включающего в себя инновационные программы по всем видам практик, отражающие цели, задачи, место практики в образовательном пространстве, учебно-методическое обеспечение, требования к уровню организации и осуществления учебно-ознакомительной, учебно-творческой, педагогической практики.
• построения учебно-методического комплекса с применением всех педагогических принципов, согласно положениям современной педагогики (традиционных и инновационных);
• ассимиляции преподавательских, художественных, научно-исследовательских, организационно-просветительских, коррекционно-развивающих компетенций студентов;
• разработки и апробации педагогической концепции взаимодействия традиционных и инновационных подходов при прохождении учебно-ознакомительной, учебно-творческой и педагогической практики;
• интеграции в содержании практики модулей- профессионального (теоретического) блока основной образовательной программы подготовки бакалавра художественного образования;
• разработки содержания практики с учетом интеграции образовательной, научной и практической деятельности студентов, обучающихся в магистратуре по направлению 050600 «Художественное образование»;
• различия содержания практики с учетом:
-профессионально-образовательного профиля обучающегося по направлению
050600 «Художественное образование»;
-уровня подготовки в области профильных дисциплин;
-степени мотивации, направленной на прохождение практики;
-индивидуальных особенностей студентов;
- профессиональных интересов студентов.
Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Изучить и охарактеризовать научно-теоретические исследования в области изучаемой проблемы.
2. Проанализировать вариативные подходы к проведению практики на различных факультетах творческих специальностей и направлений в высших учебных заведениях.
3. Наполнить содержанием и определить виды деятельности студентов на учебно-ознакомительной, учебно-творческой и педагогической практике.
4. Разработать и апробировать инновационные программы, научно-методические материалы и рекомендации для руководителей к подготовке и осуществлению практики, входящие в состав учебно-методического комплекса, выступающего как средство формирования профессиональной компетентности студентов в процессе осуществления учебных и производственных практик.
5. Проанализировать и обобщить результаты проведенной опытно-экспериментальной работы по внедрению данного учебно-методического комплекса и его эффективности в условиях реализации учебных и производственных практик.
Методологическую основу исследования составили: исследования по теории и истории содержания образования на основе системного подхода к обучению с использованием различных методов преподавания (Б.Г. Ананьев, И.Ф. Гербарт, П.Н. Груздев, Дж. Дыои, Я.А. Коменский, Дж. Локк, В.Д. Одоевский, И.Г. Песталоцци, Э. Роттердамский, К.Д. Ушинский и др.);
- научно-методические работы, раскрывающие роль практики в развитии и профессиональном становлении будущего педагога (O.A. Абдуллина, Е.П. Белозерцев, В.П. Горленко, О.С. Гребенюк, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, О.В. Лешер, Е.В. Оганесян, И.А. Протасова, В.К. Розов, В.А. Сластеиин, И.Ф. Харламов, Г.А. Ястребов и др.);
- научно-методические труды по педагогике искусства (В.И.Козлов, Т.С.Комарова, Е.И. Коротеева, B.C. Кузин, С.П.Ломов, В.Р. Мосина, Б.М. Неменский, Л.А. Рапацкая, H.H. Ростовцев, Л.Г. Савенкова, A.A. Унковский, Г.М. Цыпин, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.);
- искусствоведческие и научно-методические труды исследователей культурно-образовательной работы в музеях (В.В. Ванслов, Ю.У. Гуральник, E.H. Конухова, Н.Г. Макарова-Таман, Е.Б. Медведева, E.H. Миронова, О.Л.
Некрасова-Каратеева, A.M. Разгон, Б.Е. Райков, Б.А. Столяров, М.Ю. Юхневич);
- научные и учебно-методические труды по проблемам художественно-оформительского искусства (М.В. Дараган, П.Г. Демчев, В.В. Корешков, JI.H. Михайлов, О.В. Немиро, А.Г. Переверзев, Г.В. Черемных, C.B. Чумакова, В.В. Шамшур);
- теоретические исследования по проблемам развития творческой активности человека в процессе деятельности (В. Ф. Бехтерев, Д.Б. Богоявленская, JI.C. Выготский, Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Н. Кругликов, Р. С. Немов, A.B. Петровский, C.JI. Рубинштейн, Н.М. Сокольникова, Д. Б. Эльконин);
- положения современной педагогической науки, ориентирующиеся на компетентностный подход в обучении (В.В. Башев, А.Г. Бермус, Н.М. Борытко, A.A. Вербицкий, Т.М. Ковалева, С.Б. Серякова, М.А. Чошанов и
ДР-)
Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, методической литературы по исследуемой проблеме;
- сравнительный анализ различных педагогических систем и подходов к проведению практики в высших профессиональных учебных заведениях, готовящих квалифицированных специалистов для работы в сфере художественного образования;
- обобщение передового опыта преподавателей-организаторов практик в вузах;
- педагогический эксперимент по разработке, апробации, внедрению и продуктивному применению УМК в процессе прохождения практик;
- диагностические методы (педагогическое наблюдение, письменный опрос, интервьюирование, анкетирование, тестирование, беседы со студентами, руководством организаций практики, сопоставление полученных в результате исследования данных, статистическая обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы с применением информационных технологий).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• Систематизирован и обобщен опыт проведения различных видов практик в профессиональном художественном образовании: учебно-ознакомительная, учебно-творческая, научно-исследовательская, художественно-творческая, педагогическая, музейная, практика по художественному оформлению, пленэр.
• Разработан УМК, сопровождающий новые виды практики: учебно-организационную и учебно-творческую, реализуемых в процессе обучения студентов, обучающихся по двух уровневой системе образования по направлению 050600 «Художественное образование», отличающемся от традиционного прохождения практики специалистов, построенный с применением принципов модульного обучения и использованием балльно-рейтинговой оценки результатов практики, стимулирующей творческую активность студентов.
• Определены общепрофессиональные практические, специальные практические, профессиональные организационно-управленческие, системные профессиональные компетенции, приобретаемые студентами в ряде прохождения учебно-ознакомительной, учебно-творческой и педагогической практики, отвечающие современным требованиям, предъявляемым работнику сферы художественного образования.
• Содержание практики разработано с учетом интеграции дисциплин профессиональной направленности, применения традиционных и инновационных педагогических принципов, индивидуального подхода к каждому студенту, усиления акцента личностного развития студентов, их интересов, профессиональных предпочтений, степени мотивации студентов на прохождение практики и уровня подготовки в области профильных дисциплин.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит научно обоснованный вклад в развитие теории профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов, способствует решению проблемы научно-методического обеспечения" практики: представлена инновационная модель освоения студентами профессиональных компетенций, основанная на интеграции психолого-педагогических дисциплин в системном подходе при осуществлении практики;
- аргументирован содержательный аспект различных видов практик представленных в основной образовательной программе подготовки бакалавров и магистров художественного образования и современный подход к их осуществлению, основанный на применении традиционных и инновационных методов, форм и средств обучения;
-разработан алгоритм реализации этапов и последовательных шагов при подготовке и проведении практики руководителем;
- обоснован процесс развития мотивации студентов к получаемой профессии на основе использования учебно-методического комплекса.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации учебно-методического комплекса, позволяющего обеспечить эффективное прохождение практики студентами педвузов. Материалы могут использоваться преподавателями вузов, методистами, студентами, руководителями и учителями средних общих (полных), начально-профессиональных и средне-профессиональных учебных заведений, художественных школ, изостудий, школ с углубленным изучением предметов эстетического цикла в решении проблем профессионального образования.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы, теоретическим обоснованием исходных методических позиций, одобрением материалов исследования ученым советом ХГФ и кафедрой истории искусства МГГУ им. М.А. Шолохова; экспериментальной проверкой разработанных автором программ, творческих заданий и учебно-методических пособий для студентов по учебно-ознакомительной, учебно-творческой и педагогической практике бакалавров и научно-исследовательской, художественно-творческой практики магистров художественного образования, способствующих приобретению профессиональных компетенций студентами; многолетней деятельностью автора в области профессионального художественного образования; участием по проблеме исследования на научных и научно-практических всероссийских и международных семинарах и конференциях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В модуль переносимого (практического) блока в основной образовательной программе подготовки бакалавров внесены:
Учебно-ознакомительная практика, в содержание которой включено приобретение общепрофессиональных компетенций в области рисунка, живописи, композиции и ознакомление со сферами деятельности бакалавра художественного образования.
Учебно-творческая практика направлена на перенос теоретических знаний по изучаемым общепрофессиональным и профессионально профилированным дисциплинам (рисунок, живопись, история искусства и др.) в практическую деятельность на втором и третьем году обучения.
Педагогическая практика содержит в себе интегрируемые результаты учебно-ознакомительной и учебно-творческой практик, применение знаний по модулям основного профессионального теоретического блока. На четвертом году у студентов очной формы обучения окончательно сформировываются профессиональные компетенции в области педагогической, научно-исследовательской, культурно-просветительской, коррекционно-развивающей деятельности, заключающейся в воспитании и обучении граждан средствами искусства.
В основную образовательную программу подготовки магистров включены научно-исследовательская и художественно-творческая практики, которые осуществляются параллельно и имеют узкую направленность, заключающуюся в исследовании, расширении и углублении художественно-педагогической деятельности в профильном виде искусства.
Данная последовательность реализации практик государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования позволяет осуществлять комплексную подготовку студентов к предстоящей работе в области художественного образования.
2. Педагогическая модель формирования профессиональных компетенций студентов в процессе реализации учебных и производственных практик с использованием учебно-методического комплекса предусматривает взаимосвязь практики с дисциплинами профессиональной направленности; опору на традиционные и инновационные педагогические принципы; методы (опора на жизненный опыт, анкетирование, интервьюирование и др.); формы (индивидуальное и групповое решение творческих задач, мастер-классы и т.д.).
3. Этапы реализации инновационной модели учебных и производственных практик с применением учебно-методического комплекса осуществляются в следующей последовательности: определение уровня мотивации студента к обучению, объема и сформированности знаний, умений, навыков в области общепрофессиональных и профессионально профилированных дисциплин; формирование мотивации познавательной активности студентов; осуществление индивидуального подхода при разработке заданий практики для каждого студента; применение и совершенствование на практике наличествующих у студентов умений в области общепрофессиональных, специальных практических и др. компетенций; подведение итогов практики по разработанным критериям оценки сформированности профессиональных компетенций студентов.
Этапы исследования:
1 этап (2003 - 2005) - теоретический.
Имел целью разработку замысла исследования, гипотезы и способов ее экспериментальной проверки. В ходе исследования проводилось изучение и анализ литературы, методических рекомендаций по теоретическим и практическим вопросам, касающимся проведения практик на различных творческих специальностях и направлениях в вузах, передового педагогического опыта; обобщение и систематизация полученного материала, применение теоретических выводов в собственной практической деятельности.
2 этап (2005 - 2007) - практическая разработка. На этом этапе проводился диагностический эксперимент, изучался и обобщался передовой опыт работы высших профессиональных учреждений, осуществлялась практическая разработка УМК как средства реализации инновационной модели учебно-ознакомительной, учебно-творческой и педагогической практики бакалавров и художественно-творческой и научно-исследовательской практики магистров.
3 этап (2007 - 2009) - формирующий эксперимент по внедрению и применению УМК в учебном процессе на базе ХГФ МГГУ им. М.А. Шолохова. На этом этапе велась опытно-экспериментальная работа. В эксперименте участвовали следующие структурные образовательные подразделения: кафедра истории искусства ХГФ МГГУ им. М.А. Шолохова, ГОУ ЦО № 775, ГОУ ЦО № 1881, ГОУ СОШ № 1368, ГОУ СОШ №899, ГОУ СОШ № 582, музеи и выставочные залы г. Москвы и области (Музей народных промыслов «Федоскино», Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII в.», Выставочный зал «Чертаново-Южное», Выставочный зал «Печатники» и др.), дизайнерские организации (ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», ООО «ХАРИС», ООО «ТД» Р - плюс», ООО
Российские инновации»), учебно-методический информационно-прокатный Медиацентр ЮВАО управления образования Департамента образования города Москвы.
Далее систематизировались, обобщались и оформлялись полученные результаты. Опыт работы был представлен на Международной научно-практической конференции в мае 2008 г., проводимой на базе ГОУ ВПО Шадринский государственный педагогический институт, а также на окружном семинаре учебно-методического информационно-прокатного Медиацентра ЮВАО города Москвы в апреле 2007 г. Результаты исследования в течение четырех лет успешно внедряются в педагогический процесс реализации учебных и производственных практик студентов ХГФ МГГУ им. М.А Шолохова и нашли отражение в авторских программах по всем видам практик, учебно-методических материалах и ряде статей автора в течение последних четырех лет работы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Присоединение России к Болонскому процессу и как следствие переход на двухуровневую систему обучения, появление в рамках педагогических специальностей новых направлений, одним из которых является направление 050600 «Художественное образование» с различными профилями специальной подготовки. Сокращение срока освоения профессиональной образовательной программы с пяти до четырех лет при очной форме обучения на бакалавриате, увеличение объема часов, отводящихся, согласно новым учебным планам, на самостоятельную работу студентов, а также запрос современного общества на подготовку педагогов профессионалов, находящихся в постоянном творческом поиске, умеющих осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, компетентных не только в области профилирующей дисциплины, но и обладающих обширными знаниями в других областях науки - все это, предъявляет новые требования к выпускнику высшей школы и как следствие к построению учебного процесса.Предъявляемые требования, непосредственно затрагивают характер, содержание и организационные формы практики как одного из ведущих компонентов в обучении, без которого студент не может стать профессионально квалифицированным работником любой сферы занятости.1. Концептуальную основу инновационной модели учебных и производственных практик составляет совокупность следующих методологических подходов, выявленных на основе изученных трудов видных деятелей культуры, искусства и образования, помогающих направить личность студента к профессиональному становлению: • Личностный. Обучение на практике строится с опорой на личные и профессиональные интересы студента, его природные задатки и индивидуальные особенности, степень мотивации на профессиональную деятельность и уровень подготовки в области профильных дисциплин. В связи с этим студентам были созданы определенные условия, способствующие индивидуализации обучения, при которых каждому студенту предоставлялся свободный выбор траектории обучения (практика может носить как рассредоточенный характер и реализовываться в течение всего семестра, так и в сжатые сроки от 2 до 6 недель в зависимости от вида
практики), исходя из психофизических особенностей и личных предпочтений студентов. В выборе тематики обязательных и дополнительных творческих заданий, форм, методов, источников, средств и базы реализации практики студентам так же предлагалась определенная свобода выбора.• Деятельностный. Все задания практики рассчитаны на разностороннюю подготовку студентов к самостоятельной профессиональной деятельности, посредством включения студентов во время реализации практики в педагогическую, культурно-просветительскую, научно-исследовательскую, организационно-воспитательную, коррекционно развивающую работу с учащимися, направленную на обучение и воспитание средствами искусства, а также персональную творческую художественную деятельность.• Культурологический. Прохождение практики студентов на базе учреждений культуры, искусства и образования является условием освоения различных способов творческой деятельности, формирования и развития культурных ценностей, сохранения, приумножения и передачи их учащимся.• Интегративный. Содержание практики разработано с учетом одновременного развития интеллектуальных, социальных и эстетических аспектов личности студента.• Художественно-эстетический. Полностью погружаясь в профессиональную деятельность на практике, у студентов формируется понимание сущности искусства, особенностей процесса его развития, специфики художественного творчества, происходит восприятие и отображение студентами художественной культуры.2. На основе анализа вариативных подходов к осуществлению практики на различных факультетах творческих специальностей и направлений в высших учебных учреждениях Москвы и ряда других городов Р. Ф. опреде 158 лены основные направления в разработке учебно-методического комплекса как наиболее эффективного средства реализации инновационной модели учебных и производственных практик. УМК определяется нами как совокупность средств обучения, отражающих модель педагогической системы, включающей цели, содержание, дидактический процесс и организационные формы обучения. Особенности УМК, сопровождающего учебно-ознакомительную, учебно-творческую и педагогическую практику бакалавров проявляются в обозримости и целостности содержания учебного материала, во внедрении кредитно-модульно-рейтинговой системы в процесс обучения, в интеграции практики с дисциплинами профессиональной подготовки. Особенностью является и обеспечение системности применения знаний по дисциплинам профессиональной направленности и особенно этапность и логика при овладении профессиональными компетенциями во время прохождения студентами взаимодополняющих и сменяющих друг друга видов практики.3. Профессиональная деятельность бакалавра художественного образования выходит за рамки общеобразовательной школы и может осуществляться в различных учреждениях культуры, искусства и образования (кроме высших учебных учреждений), где требуются специалисты, способные осуществлять педагогическую, культурно просветительскую, коррекционно-развиваюшую, организационно воспитательную работу с различными категориями граждан средствами искусства. Открывшиеся возможности реализации практики согласно государственному образовательному стандарту по направлению 050600 «Художественное образование» побудили нас наполнить содержанием новые ее виды, такие как учебно-ознакомительная и учебно-творческая и расширить поле деятельности студентов-бакалавров при осуществлении педагогической практики.• Учебно-ознакомительная практика (первый курс) реализуется в два этапа: •первый этап направлен на формирование общепрофессиональных компетенций в области рисунка, живописи и композиции на пленэре; •второй этап предполагает посещение и знакомство с работой учреждений культуры, искусства и образования, т.к. согласно задачам практики у студентов должно происходить формирование положительного отношения и активного интереса к избранной профессии посредствам создания целостного представления о специфике работы в области художественного образования.• Учебно-творческая практика (второй-третий курс). При реализации учебно-творческой практики раскрывается спектр возможных ориентиров в профессии: работа на базе музеев, выставочных залов, художественных галерей (I ступень учебно-творческой практики). В ходе практики осуществляется изучение и применение имеющегося сегодня пакета прикладных программ, ориентированных на выполнение художественно оформительских работ и принципов их использования в художественном оформление учебных учреждений всех ступеней образования (II ступень учебно-творческой практики).• Производственная практика (педагогическая) (четвертый курс) является интеграцией дисциплин всех блоков, которая включает в себя применение умений, полученных в ряде прохождения базовых (учебно ознакомительной и учебно-творческой практики). Во время прохождения производственной практики студенты основательно закрепляют, углубляют, расширяют и практически применяют знания и умения, полученные в процессе обучения. Тем самым у студентов формируется система профессиональных умений и навыков в соответствии с профилем специальности.В основную образовательную программу подготовки магистров включены научно-исследовательская и художественно-творческая практики. Эти виды практик осуществляются параллельно и имеют узкую направленность, заключающуюся в исследовании, расширении и углублении художественно педагогической деятельности в профильном виде искусства.4. В результате исследования получила подтверждение гипотеза о том, что применение автором традиционных и инновационных педагогических принципов при структурировании УМК: системности, модульности, телеологический и андрагогическии принципы существенно актуализирует процесс осуществления учебных и производственных практик.5. Результат апробации учебно-методического комплекса показал обоснованность этапов реализации инновационной модели учебных и производственных практик с применением УМК, осуществляемых в следующей последовательности: • определение уровня мотивации студента к профессиональной деятельности, объема и сформированности знаний, умений и навыков в области общепрофессиональных и профессионально профилированных дисциплин; • формирование познавательной активности студентов; • осуществление индивидуального подхода при разработке заданий практики для каждого студента; • применение на практике наличествующих у студентов умений в области общепрофессиональных, специальных практических и других компетенций; • итоговый контроль, определяющий уровень профессиональных компетенций полученных студентами после прохождения программы переносимого модуля практики.6. Анализ и обобщение результатов экспериментальной работы по внедрению данного учебно-методического комплекса в условиях реализации учебных и производственных практик показал высокий уровень эффективности разработанной методологии и усовершенствование процесса осуществления различных видов практик на художественно-графических факультетах. Использование в учебном процессе разработанного УМК, способствует: • осуществлению самостоятельного обучения студентов и обеспечению индивидуального темпа обучения; • интеграции и дифференциации содержания обучения путем группировки модулей, задания в которых объединяются по тематическому признаку базой; • усилению мотивации студентов к освоению содержательного модуля практики и активизации самостоятельной работы студентов, повышению доли их самостоятельнойработы; • своевременной коррекции ошибок и определению путей их исправления; по средствам проведения текущего контроля? и индивидуального консультирования; • выявлению вида профессиональной деятельности, к которому наиболее предрасположен студент, для дальнейшего построения его индивидуальной образовательной траектории; • наиболее полному определению уровня!учебных достижений студентов и наглядно показу места обучающего в общем рейтинге группы.Обозначенные в исследовании автором критерии оценки: педагогическая; направленность; научность; художественность; оригинальность, завершенность, облегчали процесс подведения итогов- руководителем, способствовали самостоятельному оцениванию студентами своих результатов, а так же позволяли подходить к выполнению каждого задания с научной; художественно-эстетической, профессионально-педагогической точки зрения.Педагогический анализ результатов„ экспериментальной работы показал высокую степень сформированное™ профессиональных компетенций студентов по завершению . производственной практики, согласно установленным уровням учебных достижений. Полученные данные в результате анализа и обобщения экспериментальной работы по внедрению учебно-методического комплекса, в условиях реализации учебных и производственных практик позволили нам заключить, что разработанный УМК и педагогические условия, предложенные в инновационных программах, оказались! результативными и способствовали успешному освоению студентами системы профессиональных компетенций 162 • • ' • • ,
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Никольская, Екатерина Евгеньевна, Москва
1. Календарно-тематическое планирование практики.
2. Методические рекомендации по прохождению практики для студентов.
3. Определить теоретико-практические основы подготовки студентов к осуществлению практики.
4. Разработать и апробировать учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик.
5. Уровень (низкий). Студенты не осознают цели учения и труда, мотивационная сфера учащихся бедна позитивными, положительными моментами.