автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Углубление восприятия лирики старшеклассниками в условиях дифференцированного обучения (на материале уроков литературы в 9 классе)
- Автор научной работы
- Манышева, Наталия Юрьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Углубление восприятия лирики старшеклассниками в условиях дифференцированного обучения (на материале уроков литературы в 9 классе)"
МОСКОВСКИЙ ЩАГОШЧЕСЖа ГОгаДДРСТВЕНШЙ УНИВЕРСИТЕТ шэш В.И.Ленина
Специализированный совет Д 053.01.04
На правах рукописи
МЛШШЕЕА Наталия Юрьевна
УГЛУБЛЕНИИ ВОСЯРШИЯ ЛИВШИ ШРШЩАСШ'ШШ ' В УСЛОВИЯХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
(на материале уроков литератур в 9 классе)
13.00.02 - ыетодика преподаватшя литературы
АВТОРЕФЕРАТ *
диссертации на соискание ученой степени кавдидата педагогических наук
Нооква 199Т
Работа шполнека в Московском педагогическом государственной ушверсистете шеин В.И.-^нкш
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор О.Ю.Богдаиова
Официальные оппоненты:
доктор п дгогических наук, , профессор Л.В.Тодоров
• • каадццат педагогических наук,
ведуну Я научный сотрудник В.й.Коровина
Ведущая организ-ция: НИИ НРД АПН СССР
Защита состоится _1991г. в /^вдс.
на заседании специализированного совета Д 053.01.04 по присуждению ученой степени доктора педагогических . наук в Московской педагогической государственном университете шени Б.й.Ленина по адресу; 119435, Москва, Малая Пироговская ул., д.1, ауд. 204.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В.Й.Лениш по адресу: 119435, Москва, Малая Пироговская ул., д.1. ^
Автореферат разослан " ^ 1991 г.
Учешй секретарь специализированного совета, кандидат педагогических каук, * доцент А.П«Еремеева
ОБЩАЯ ХАРШЕЙ1С7ЛКЛ РАБОТЫ
Актуальность теш исследования. Перестройка народного , образования, разв!!тиа методической науки, необходимость совершенствования культуты чтения требуют исследования глуби-ш восприятия художественных произведений, повышения общего уровня художественной и эстетической культуры.
Актуальность избранной нами проблеш углубления восприятия лирического произведения старшеклассниками в условиях ди^ференщроЕанного' обучения определяется особой ролью поэзии в идейно- нравственном во&плтагот школьников.
Требования, предъявляйте к современному образованию, •заставляют искать способы и придал обучения, ориентирующие на формирование и развитие индивидуальности ученика, учет и совершенствование его разнообразных способностей, дарований' и интересов, что в наибольшей степени связано с условиями дифференцированного обучения. • •
Внимание к личности икольиика, к его ивдивицуальнш возможностям, способностгш связано с гуманизацией и гуманитаризацией школы, созданием условий для дифференцированного обучения, ибо процессы, происходящие в килек обществе, обнаруживают дефицит духовности, дефицит нравственности. Нравст-• венные нормы должны стать для каждого личностио значимыми, причем исключительное значение имеет изучение литература и лирики в частности.
Многоплановые исследования процесса восприятия художественной литературы проводились философами, психологами, литературоведами, педагогами. Згувдаментальние положешя философов М.М.Бахтина,' Ю.Борева, психологов Л.С.Шготского, А.К.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, П.М.Якобсона явились основой для изучения творческого процесса восприятия в целом и отдельных его компонентов.
В трудах Л.И.Еолсович, Л.Г.Яабицкой, Н. Л .Молдавской, .' О .II.Никифоровой исследуются-особенности восприятия в зависимости от возраста читателя-школьника.
Вопроса!.! восприятия произведете!,*: художественной литературы в жанроЕШ аспекте, взаимосвязи восприяЪгя и анализа
. - 2 - ' посвяцеш работы В.Б.Голубкова, М.А .Рыбниковой, Н.М.Соколова; ососий интерес для тшего исследования представляют работа современных ученых О.С.Богдановой, М.Г.Качурина, Н.О. Корста, В.Г.Маранниана, В.П.Медведева, З.Я.Рез, Л.В.Тодоро-; л вэ и др. ' ... V;,'"■'.'
Такой аспект проблемы, как воздействие поэтического ело- . ва на читателя, разрабатывали А.А.Потебня, • В.М.Кирыунский, Б.Эйхенбаум, Р.О.йкобсон, Ю.М.Лотман. й.Фарыно, Е.Вткиад. ; Говоря о восприятии, ученыеимеют в. виду осознание, произве-1 . ; дения читателем, эмоциональное отношение к неыу,' понимание ':• , •'. авторской позиции, различая восприятие первичное и вторич-
; ное, являющееся х ¡зультатш анализа. : " ; ' .
; В современной школе изучение лирики нередко страдает . ;
7"лииниы рационализмом, поэтому поиски, дискуссии последних | ' лет являются выражением стремления обеспечить па уроке ат-; гс. мосферу искусства, прщсить эмоциотльно-эстетическое воэде-
, йсгвие художествешшй литературы, в частности лирики, на уче- . ? г ника, кс /ыаляя при этом познавательного аспекта. • Деятельность ..кольника в процессе чтения рассматривав
лась в трудах педагогов проилого столетия Ф.Я.Буслаева, | . З.И.Еодовозова, В.П.Острогорского, В.Я.Стоюнина, К.Д.Ушин- ; ского; в работах методистов XX века С.А.Абакумова, В.В.Го- > лубкова, М.А.ШбниковоА, которые обосновали принципы твор- . г чадного, эстетического чтения, воспитания внимания к поэтй- ! ческшу слову. "■•-. ' ■ ; . * ■
■ » Современная методика располагает интересными дандами о ,
^ восприятии произведений школьного курса. Однако осознание
щщимися лирики вызывает рад трудностей, обусловленным осо^ бой -природой данного ввда искусства;' субъёщщрсгщ освое- •; ния. Исследователи обмечают, с одной сторона'^ возрастание роли поэзии в нашей жизни, чему способствует возврат обществу поэтического наследия "серебряного векг", русского зару г' бежья, а с другой- невысокий уровень восприятия; неумение л осознать и оценить содержание и аеторскую позицию» образ лирического героя; незнание основ поэтического искусства, что, естественно, сказывается на эстетическом развитии "личности, ; которое, в свою очередь, затрудняет пост!?жение,осознаний"'-произведений лирики. ;; ' , '
V:-" - з,-;
• . Шбор материала диссертациотгаго исследования определился в результате анализа недостатков изучения лирики А.С.Пушкина, М.Ю*Лермонтова в 9 классе и поисков путей их преодо-. ления. Анкетирование старшеклассников показало, что многим учащимся свойственно поверхностное восприятие, безразличное . отношение к поэзии, что связано в первую очередь с непониманием языка поэзии* содержательности художественной форин,
ведущее к\ упрощенному, стандартному толкованию лиричвоквх V произведений. В определенной степени сложившийся уровень уровень восприятия обусловлен ориентацией школы на воздействт ? лирики в условиях коллективного обучения, игнорирование диф-:' фаренцаровакного подхода к содержанию учебного курса, к ин-"дивидуальности восприятия навдого учащегося. ■••■ -Цель нашй-работа: даяь теоретическое обоснование и провести опытно-экспериментальную проверку основных направлений углубления.восприятия.лирики старшеклассниками. Из возможшх направлений , работы мы шбрали следующие:
учет личных психологических особенностей школьников, ра-з-витие ийтереса к содержательности художественной формы лирического произведения и графике стиха; - - использование уроков "вхождения" I лирику и художественный мир поэта и совершенствование встетического"образования учащихся в целом при дифференцированном подходе к изучению
ПОЭЗИЯ. _
Прогнет: процесс формирования глубокого и адекватного ' восприятия лиричесгайс произведений девятиклассниками, а такие условия, методы и приемы анализа, способствующие воспита-. юда творческого читателя.
Объект исследования: деятельность девятиклассников как . .,. читателей лирики в условиях внутриклассного и внутрипредмет-■■ ного дифференцирования. ■
'..■,'• Изучение состояния данного вопроса, в теории и практике методики преподавания.литературы, анализ результатов, полу.. ченных в ходе предварительного.эксперимента, позволили вцц-винуть следугатрт> гипотезу: углубление восприятия лирики про. исходит наиболее активно; а условия?: диф'ер^нцкротзашгого обучения, если особое внимание обращено па( ■. - содержательность, художественной г^орж. произведения;
- на осознание графического расположения стихотвррения;
- на соотношение матду звучанием и значением слова;
- на. осознание слова в поэтическом контекста, причал обращение это должно проводиться целешправленно и систе?.и-ткчесьси в курсе изучения литератур*.
Суть концепции исследования заключается в следующем. В ходе изучения лирического произведения венику важно помочь найти "ключ" к адекватному прочтению: создать эмоциота-лылй настрой на глубокое восприятие текста и осознание его содержания, сформировать умение понимать авторскую позицию, сочувствовать и со-переживать лирическому герою, помочь школьнику полнее пр.,ставить поЬтическукз картину мира, представлен^ в стихотворении.
В процессе изучения лирики необходим учет фактического уровня восприятия произведения и индивидуальных особенностей, возможностей учен»на, как возрастных, так и личностных.
Необходимо развивать воображение целегаправлешго и еис-тематнче- .;и, учитивая динашку его развития, активность учащегося в учебкш процессе.
Нередко учаьмеся тцут с:,ысл лирического произведения за пределами содержательности его художественной <£.ор.ш в силу непонимания специфики лирики, невладешш поэтическим языком. Следовательно, надо учить девятиклассника "со-творять".лирический образ шесте с автором, активизировать работу различ- ' шх сфер его восприятия, т.е. учить постигать произведение в единстве его художественной £орны и содержания при соблвде-нии принципа индивидуального подхода в обучении.
В реализации'данной концепции особенно важно "опираться на индивидуальную работу, на использование кашлексов ицди-вщуальшх задач по развитию художественного мышления старшеклассников.
Особое значение в совершенствовании восприятия имеет 1 обращение к графике стиха, что облегчает постижение различшх уровней поэтического текста и способствует развитию чувства слова в контексте.
Реализа! -я поставленной цели и проверка выдвинутой гипотеза обусловили следующие загдечи исследования:
- изучить литературоведческую, психологическую, методическую,
■■ .•" - 5 - ■ , -
двдантичёсную литературу по тше диссертации;
- исследовать состояние преподавания лирики в практике птколы;
- определить базисные компоненты художественного восприятия старшего подросткового возраста и критерии развитого восприятия поэтического произведения;
- Ейявить и теоретически обосновать $товия эффективного углубления лирики старшеклассниками;
- создать методическую модель изучения лирического произведен ния на основе осознания графического расположения лирического.текста; . ';
- разработать и экспериментально проверить методические ре-комевдацки, направленные ш. активизацию восприятия лирики
'при анализе поэтического произведения; .-. выявить дополнительные условия, методы и приемы анализ* ч лирического произведения, способствуйте постижению сво\.*Л разия данного вида искусства, сткмулирущие работу вообргяе- . ния старшеклассников и активизирующие их восприятие;
- в ходе ошиго-экспериментального обучения по активизации и углублению восприятия шявить результативность ивдиввдуаль-ной работа, направленной на осознание школьниками значимости художественной форды лирических про! ведений
Методологической основой исследования явились труда философов, литературоведов, дцдактов и методистов о роли искусства в образовании и воспитании школьников.
В работе использованы различные методы исследования: -.теоретический анализ проблемы на основе изучения философ' ской, социологической, литературоведческой, педагогической, психологической, методической литературы'по проблеме диссер-тационнного исследования;
- анализ школьных програ>лм, методических пособий;
■ - целенаправленное каблгсдение за практикой преподавания лите-'ратур*, в частности лирики в школах г.Барнаула в течение 1986-. 88 учебных годов;
- изучение и обобщение опыта работы учителей-словесников г.Барнаула и' села Курья Алтайского ,края;
- беседы с учителями и учащимися; ч ". "
- массовое-анкетирование учащихся 8-11 классов и обработка данных анкет;
- '-;>::- б -
- анализ усгшх ответов и письменных работ учащихся;
- эксперк еигальная проверка основных положений и методических рекомевдаций диссертации, проведенная диссертантом и учителями-словесниками.
• : Исследование носило теоретико-экспериментальный харак-
, тер и проводилось в несколько этапов. ; .На первой,стапе изучалась литература по проблеме иссле-
' ! давания, проводилось анкетирование учащихся, беседы с учите-• лдаи и учащимися. На зтсы атапе определилась проблема, цель
; ! ' исследования, разрабатывалась теоретическая основа диссерта-i : > , ции (1986-88РГ,).
: i I 1 ■ : На, втором эъ ле был пров'еден констатируюсь" эксперимента '. : средних общеобразовательных школах и классах с углубленным .'.V ■ иг учением литератур* П*55, 86 г.Бартула, средней шеолы села !' Курья, №14 , 598 , 822 г,Москвы, в школе будущего учителя при ; ; ! ; МШУ имени В.И.Ленина.
На третьем этапе било организовано опытно-эксперкмента-; лыюе o6j -знив, в ходе которого внедрялись методические ре-V ; ! ксыечцации по изучению лирических п оизведений, определялась j ; их эффективность. Экспериментальная работа проводилась в гако-; лах КГ55,86 г.Баршула и средней школе села Курья, студента -! ; ми Барнаульского пединститута на педпрактике в школах города ( (1990-91гг.).
j ' .» ■ На заключительном, 1У этапе проводилось корректирование *» . полученных данных, формулировались выводи.
Шучная новизна проведенного исследования состоит в следующем: ,
- теоретически: обоснована и опытно-экспериментальным путем дсжаЗана эйективность анализа лирических произведений с уче-
■■ том графического расположения печатного материала; ' - шявлена эффективность таких видов индивидуальной работа
; "> углублению восприятия лирического произведения, как ин- 1 ; формативные, логические и. экспресс- карточки; иццивидуали-• зированные задания при коллективной форле работа - этвдом; -разработана структура уроков "вхогдения" в лирику; | разработана сиг -та методических рекомендаций к урокам анализа лирики' с учетом конечной цали - формирования личностного отноления к поэтическим произведениям, что способствует
углублению восприятия литератури в целом. (
Практическая зшчшость исследования заключается в т^, . ï
что оно дает учителю старших классов конкретные тучно обоснованные и экспериментально проверенные методические реко- ; меадацци, помогающие подойти к анализу лирического произведе- j ния нетрадиционно, усилить воздействие поэзии m-школьников, . ; , найти приемы и (Тор.м работы, активизирующие ргботу художест- , венкой мысли, углубить восприятие. Особое внимание обращено ' | на создание комплекса индивидуальных заданий,, на поиск форд' общения учителя с каэдой личностью ученика.
Материалы исследования внедрена в учебный процесс школ г.Барнаула к получили положительную оцет у учителей. Они uof'-, ' гут быть использованы учителями средних общеобразовательных школ, классов с углубленным изучением литературы в ходе изу-чения'лирической поэзии; при подготовке учебно-методичес^лх пособий; преподавателями педагогических вузов в лекциях, а также на курсах по повышению квалификации преподавателей .•',.. ; при ИУУ.
" Достоверность шводов и рекомендаций автора подтверждается данными массового констатирующего эксперимента и. опытно-экспершентального обучения, провед< тюго учителями-словесниками средних общеобразовательных школ №55 (Репина В.П., Дубинина Л.Б., Шестаяова Т.Н.), F 86 (Реэяпкта H.A.),, села Курья (Кузнецова А.К.« Соколова C.B.), а.также диссертантом в школе К*- 55 г .Барнаула; студентами Барнаульского пединститута в различных школах города. Экспериментальная часть рабом проводилась ta достаточно репрезентативном количественном уровне (1500 учатся). Результаты работа оценивались m основе анализа анкетных данных, бесед с учителями, работниками -, библиотек,., студента!,ш, устных и письменных ответов учащихся, : их творческих, работ. . ■ ' , ';,
Апробация. Материалы исследования б*ли представлены та -конференции молодых-ученых в г.Липецке (1989 г.), на зональ- -, ной научной конференции в г.Челябинске (1990 г.), в опубликованной депонированной'статье по,теме исследования. Результат . йсследошшя использовались при "проведении одатно-эксперикек-' ' тального обучения в ,;ряде-гакол г.Еартула (^5, 86, 69), села
- 8 - ■ -Курья Алтайского края, в школах 14, £98 г.Москш, в ШГУ име-
• ни В.И.Ленина,, в Барнаульском пединституте, на заседаниях аспирантского объединения филологического факультета МПГУ.
Основные положения, ш.иосимые на за'.'-иту: ■ - № уроках литератур* в старших классах особенно важна уста- ■; ; новка на развитие личностного восприятия лирического произве-.
, дения, на осознание значимости художественной формы его; ! - развитие и углубление художественного восприятия лирическо-. го ироизведегаш теснейшим образом связано с особенностями раз; ! вития .. воображения, потому составной частыо изучекиялирики > ; должны стать задания, направленные ш развитие воображения,: ■"• причал особое вше лие целесообразно уделять индивидуальной ' 1 работфак одного из аспектов дифференцированного обучения; • ! - -"/вство слова является основополагающим элементом глубоко-| го и .адекватного восприятия лирического произведения; йрите-рием его развития является понимание соотношения мещу звучанием и значением, осознанием слова в поэтическом контексте и ; изменения го значения в зависимости от крнтексуа; - ' - необходим комплекс индивидуальных заданий по изучению лири- ;
ки, а также для уроков "вхождения" в поэзию, в поэтический ! мир художника слоед;вариативное использование иедивццуадьных ' заданий на уроках "вхождения" антивизи0ет восприятие лирики, 1 углубляет постижение вдейно-художественвдх-особенностей с ти- ' хотворения, содержательности художественной ,с£орш его, в той » числе, через осознание графики'стиха. : ' ;
Структура и основное содержание работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и лшека использованной литература. - ;
Во введении обосновывается актуальность теш исследования, формулируется его гипотеза, определяется цель работы,, раскрывается научная нови зга и практическая значимость исс-.г-цотяяя, выдвигаются основные положения, выносимые, на, за-
• ЩИТУ.«: \ '
В первой главе "Теоретическое обоснование проблем^ углубления восприятия лирики старшеклассниками" освегтается комп-, леке теоретичес—чх вопросов, важных для решения проблемы исследования. На основе анализа овдососских, психологических, литературоведческих, педагогических и методических исследова-
> I
ний, а также непосредственных наблюдений за практикой преподавания литературы в средней школе ' намечаются основные методы и приемы, условия углубления восприятия лирических произведений старшеклассниками.: :„ :. '.-'•.,•.'"
Вывода: шдающихкя методистов прошлого столетия и ученых -. , нашего времени о том, что вопрос об изучении доэтичсских произведений связывался'с проблемой,воспитания ученика как личности,. читателя эстетически развитого, заставили гас обратиться к исследогагшю-проблемы'активизации восприятия лирического текста и условиями дифференцированного обучения. В начей работе мы руководствовались принципами "поэтического способа .мышления", поэтической восприимчивости, обоснованней А. А .По - • ..тебней: установки на образное мышление, в процессе целостного . восприятия худонественкого произведения, особая роль анализа в этом процессе; .забота об индивидуальном восприятии« учашдх-ся, забота о совершенствовании эстетических оценок, сохранении "нагслщвдения", "удовольствия", на всех этапах изучения поэтического, произведения; положение ученого о том, что "эстети- • • чески;! 'заряд" поэтического произведения разбивает позгавате- • льше способности школьника, его интерес, активизирует и углубляет восприятие, что'особенно актуально для таи нашего исследования.. •/• ' .'
". В главе дается анализ'предложенных литературоведами и методистами систем изучения'поэтических, произведений в школе, в результате которого нами Шли обозначены базисные компопен- • ты углубления восприятия.
. Исследоваггие проблаяг углубления'восприятия лирических . произведений учаврмией вызвало необходимость рассмотреть специфику пируки к?.к особого вида искусства, -отроенную. п работах литературагедов Б.Эйхенбаума, ГПоспелова, Л;И.Тимо- * феева', Й.Оарзно, Е.Зткицпд , в.трудах З.З.Голубкова и М.А.РЫбниковой, исследованиях методистов О.КиБогдановой, В.Г.'&ранц-мана, З^Я.Рез, А.З.Терловой, И.Н.По'лковшкоеой и др. ■-. -
...Специфические черта лирики С гипернасыщенность содержат'.-ния, особая образность и графическое расположение. стихотво- ' •рения) определяют многие аспекты ее изучения в •школе. Одним- . -. из ваннах элементов работы является учет особенностей худо-г.ественного восприятия лирического , текста : уча^тмися-. '. ' .
/"■;.;7'.у" "у';;Л, : : ^ .
] Проводя констатируется эксперимент, ш поставили перед
у «■■.' собой цель выявить уровень восприятия учащимися лирически}с ! : ; произведений 'в условиях коллективного воздействия, поэзии на • ■ ; . учеников, а также шявить и обосновать условия; эффективного • ■ ' углубления восприятия лирики ,стариеклассниками.:- ■ ' у ; ; 3 ходе исследования нами бчло установлено, что для вос-
: : ^ ■ приятия лирического произведения старшими подростками харак-•.. терпп нетление подойти к произведению, отсутствие интереса к ■; у. чтению лирики,неумение увидеть Мир произведения."глазами ав-'|'.. ■, тора",сочувствовать и сопереживать;: Значительная часть, уче-1 Г киков нф<еет пользоваться теоретико-литературннми понятия, . ми,"не умает выделить идейно-худояестведаыхособенностей про: ' ! ; кзведения, что ведет к поверхностным и прямолииейши суадени-
у! 'у/■ проанализированы ответы ва следутацув группу вопро-
; ' сов: Бывает ли у Вас желакифзять в руки томик стихов? Какое • у' ' чувство шзвало чтение стихотворения Е.Пастернака "Весна"? 1 У ' Стихи какого поэта хорошо знакомы и читаются чаще?; Учителям у . у был задан вопрос: Обращаются ли старшеклассники с вопроса- < ' ;у ми'по поэзйи,''что ;йх интересует?-:";. ; .;:у.': ! . . Ученики-как городских акол, так й сельской школы в основ-
, ном ответили, что желания взять и почитать стихи практически ' . никогда не возникает. На второй вопрос ответвили 68# девяти-••»;' , класснпков,; что ¿та совсем, непонятное стюсо?ворёниб, пика; ■.ких чувств оно, не вызывает, шучить не хочется, непонятно,о ! , 'л ' чем говорит автор. На третий вопрос ответы были несколько у . У полнее, но читают в основном по программе или то, что рскомен I . ■■ дует учитель. Однако, и в отел случае П^ старшеклассников ог-> { 7 ветили, что они вообще це читают стссов, дйяе тех, что р'еко-; у .чедует педагог} 48% ущг(ихсл читает поэзию только по направ->' ] ' летю'учителя; любимыми назвали портов-классиков А.С.Пушкина, '.•■- . ' М.К.Лерюнтова, Ф.И.Тютчева и.да-129» старшеклассников*, т; Г бят к читают поэзию современную или "серебряного века", Б?5 ! ■ : .^ предпочитают стихи Г.Хоряи, Д.Г.Еайрона, В.Еекстхрк. К учите; лш не, если и обратится школьники , то вопросы, как правило ' • 'тип.-.: А как понять вот эту строчку?"' 'Что это означает?''.
У'уУ : Сопоставляя ответа на'эти и. др}тие вопросы," мн пришли к. .;'•";'"•.•'•.''Еньолу» ' что:почти 2/3 учотлхся не интересуется или не любит
■:- ■ V -.-II-'г. - ■ . :• .
поэзии; не воспринимается вовсе или' осознается очень поверхно- , .'!:',
стно, прямолинейно'философская лирика, "бессюжетные" стахот- ■ л' ворения. Такое пассивное восприятие лирического произведение - ' ведущее к пониженному уровни эстоической сосредоточенности, ■ - . некритическому отношению к прои'зведегого, ослабление образного
мышления, воображения нуждается в усилешомвнимании -к-неыу ; ; . на уроках литературы. ; ' ■ ;>" Эффективность работ по воспитаний творческого читателя, "' •. ; ■
по активизации и углублению восприятия лирики старшеклассника- : . ^ ;'■ ми определяется целим комплексом условий. Прежде, всего это . ;!
целенаправленное и систематическое развитие вообрадения.Бога- 1 '»
тство художественного восприятия .пртго пропорционально 'раз- ! ; .' !
витости творческого воображения. '. : ;
В психической деятельности ученика,-указывают психологи, ; . г первостепенное значение имеет репродуцированное воображение- ? ¡:' воссоздаше в уме образов в соответствии с данный описанием. . 5. Средства создания эпических образов гораздо легче репродуци- Г: ровать, а лирические образы, созданные "одним словом",или |: "счастливым звуком" (Н.А.Некрасов) создаются в воображении \ читателя гораздо трэднее и менее полно. Т.е., лирическое про- ' , »\ .
изведение-благодатный, но достаточно 'сложный материал, пред- ; • !.. полагающий серьезную мыслительную деятельность по,осознанию .'-;. . !
содержательности художественной. |орш, гкпернасыщенности ста- ■ ' ;
ха, особой выразительности. Правильный подход к лирическому ■, ' }
произведению, умение вчитаться в,тексту войти в него, рмоци- • : . };
овально пережить' его и осмыслить -.ото необходимые условия, • ;. |;■. и необходимый инструмент» и, если можно.так сказать, "тех- '
нология" для углубления восприятия лирики, облегчает кото-' ■ . :' • г ; ]1
рое активная'работа творческого воображения. . ; ; ; \
В нашем эксперименте важным стало изучение кщивндуаль- : | :
них особенностей воображения старших подростков, зависимость |,
уровня восприятия от степени развитости воображения и соотно . . :
сения его с постижением содержания. .. ■; .! I И'
Названные шше условия осуществи.« вполне, если мы на •' '
уроках изучения отрики будш использовать такие методы и ■ | ] приемн, которге активизируют внимание и интерес-.к содержа- ' ■: ; тельнооти художественной форш стихотворения,' особой дараэи- ¡,
V . ■■ 12 4:^'Я .■-■'о..; ^
| г- тельносги, насыщенности образов. Ш организовали в 9 классах работу в большей степени индивидуальную, г, е., шяснили с.ва-; .*• чала личкостнае особетгости, литературше способности, рабо-: , ту репродуцированного и творческого воображения каждого учени ; ';•'. ка. А в процессе изучения лирики- гаходили. задания по йнтере-?, сам,: способностямV -уйенив работать. Создание такой практики . позволило нам подойти дифференцированно'к юассу, помогать 7 • / становлению умения чувствовать особую природу лирики, поэти-> чсское слово. У учеников появилась заинтересованность в. урощ г соединились йедивцдуальше и массощё познавательные реакция, ; | а сто самый надежный способ перевести скраше возможности ; ''•;. 'познания- старшеклассников в'актуальные, действенше, 5 Развитая творческие способности староеклассников, эта
; -работа способствует более глубокдау .освоению цдейно-хдаожест-\ ■ ■ венного своеобразия произведения. При эт)Ом уделялось внимание ). -I и тому, что анализ поэтической формы был одновреыешо и ана-; Г -лизам содержания, - как двух ипостасей одного целого. ; ;. I , Таким образом,:материал первой глада позволяет сделать ... ^.следующие выводи •: .. . • ■'■■'•'/■■ -".7-'--'г ~. ;
- при изучении поэзии как особого ввда искусства требуется . | -в ходе чтения и восприятия не только известных стараний, но ; ¡: и способности заражаться чувством, настроением, взгледа>.ш ав-
; тор^;. '/"-'••' ■ '^''Я-'-л..'
; ' - изучение стихотворения связывается с умевшем "видеть" поэ-; ' ткческий текст, воспринимать своеобразие преломленного через .1 ' душу автора состояние бытия; откликаться на него, осознавать' . лирическое слово в контексте, его эмоциональную и смысловую." напряженность; особая роль в зтш процессе принадлежит вооб-: 1 " ражению: воссоздание образных картин рбзщает эыоциональдае ' --.' '.импульсы, что важно для превращения полученных в ходе чвения ; ". 'впечатлений в личностно значимые. - . ' ■
-,' \ Во второй .главе: Опытно -экспериментальное исследование методических приемов активизации восприятия лирических пройз ; ^ведений учащимися 9-х классов-'-излагаются результат опытно-■Експерклектальиого обучения, при проведении которого, ш исхо ¡•.'••"дйда из реальных требований современной действительности к .
фор1ироваик!э, эстетических, нравственных принципов, обогащению внутреннего мира старших подростков.
Предлагая различные приели н методы углубления восприятия лирических произведений старшеклассниками, гол опирались на концепции, разработанные психологами, мстодиста.п;, дцг,актами, в частности, на работы O.K.Никифоровой, Н.А.Станчек, А.А.Кирсанова, Н.Э.Унт. Разрабатывая нстодическиС подход к анализу изучаемых произведений, ш основывались та. трудах литературоведов В.У.Еирмунского, Ю.Н.Тынянова, Е.Отккада, й.Св-рыш, В.С.Непомнящего.
В 9 классе классическая лирика подобрана так, что позволяет достаточно подробно, отмечая особенности собственно лирики, расширить и углубить знания об особенностях сотого вида искусства (лирика А.С.Пушнина, М.Ю Лер.чоптова, постов пушкинской поры).
В ходе поискового эксперимента мы пришли л выводу, что е 9 классе пород "погружением" в океан поэзии.необходима серия уроков"вхоглцегаш" в лирику, з творчество катдого мастера поэтического слоЕа, где, готовя восприятко учащихся, необходимо остановиться подробнее на одном-двух произведениях изучаемого автора, причем рассказать о inix должен не учитель,а сами учапдоеся. На этих уроках целесообразно повторить изученное ранее из. теории литературы: В процессе этих уроков дадкиа создаваться установка на прошкковешгую встречу с глзшмк поэтами, разными поэтическими характерами'.,разшл:и- лирическими мирами ( уроками "вхождения" йти занятия назвали девятиклассники 55 барнаульской школы). Повторение литературоведческих терминов из школьной программ необходимо для того, чтобы знания _о поэзии, о лирике, полученные ранее, слоки-лись в умах учащкея в стройную, целостную систему, Использование в данном случае и репродуктивного (выпивание статей из поэтических словарей с последующи изяожетш средений со-нлассникам^; наДценных данных о творчестве порта, каких-то событиях из кизш), и частично-поискового характера (са'/осто- . ятелькый поиск подходов к тексту, попытки анализа стихотворения) позволит ученикам углубить восприятие лирического проиэ- . ведения, изучаемого в его специфике и авторской неповторимости, активизирует воображение школьников«- . -
■ V , В процессе огытпо-экспёримёнтального _ обучения "нами, была проведена В11утриклассная. издивгруализация учебной работа к^к '.формы дифференцированного обучения. /■.-'.' V ;, •
¡t. Еа уроках "вхождения" iti достаточно подробно остянавлива-, лись.на работе о-поэм^бкимк..словарями, ;в|ичет/даадн'а-'Учет*'-:-Ъ í ник,в зависимости от его интересов ¿'особенностей восприятия," -i'. , ..•!. способностей^прлухйл ивдивадуальше' зададая.. ii шртупал с'Ч'-л/' j сообщениями в классе. ■ V/'.•-""-■ :v •,•'-'*",' ' '■:""
- .-I-','. :На этих же уратх.гш предлагали -примерный план анализа •. , лирического произведения (с оговоркой, что это только общие' ■ " г принципы подхода, помогающие ."войти" в лирический текст), ко-I Л торий несколько облегчает пути атлиза текста, помогает прео-' ) долению боязни неумения вчитазаться, вдумываться, осознавать • лирическое. произведение. - Поскольку работа по этому плану тре- | • | бует постоянного обращения к датературоведческой • тердинодо- -^ гии, необходимой в процессе анализа, то знание ее постепенно •."'■ Í 'закрепляется 'в, памяти;' становггсрулением.й затш учащиеся ;■'■ = I достаточно свободно' оперируют терминами в процессе ^думчиво- ;' tго самостоятельного чтения дарики, что, в свою очередь, повы-паст интерес и углубляет восприятие поэтического текста " :;' ,.' . ' Своеобразие лирики мы стремились раскрать через обра-..:.' щэние к стихотворной форме. ймейно; стих является тем уело- :- ■ ' вием, которое способно подчинить "материал языка", превра- .: : тить его в искусство.особого рода. Залогам глубокого восприя-i ;, тия-поэЗий к стало для нас "владение яшк'ом.'пог>зии" ♦ В процео-■ ; се постижения стихотворегшй ш стремились, чтобн учащиеся от- -ходили от наивных сидений, ' - Y'-V-Y-
В результате проведенной работа ш получили совсшдру-j * гие даише по: восстановлен™, стихотворений, чем те, что полу- . ; чеш были в начале .экспериментального обучения: Стихотворение > ■' А.С.Пушкина "Не пой, красавица.." правильно восстановили
9-класс1Гл'ков', 33*5 расписали его-... как обычный npo3áii4ecknfl г;, -¡Í }текст;Г7,2^ не уловили, что это стансу'и "не.' даздфшли ж стро-'• ñu. Работа над графикой при изучении лирики привела в итоге , .Í'.' к тому, -что.правильно восстановили стихотворение А.С.Пушкина - • ; •'' "Клеветникам России" уже 43,что достаточно показательно •Я'Л:Для..одатно-експеошенгальтюго.' обучения» Снимание •» графике • :.. ...'Стиха развивает чувство слова, пошмаег интерес к поэзии. "
Проваленное исследование позволяет сделать следувздоэ ваводцг ""..У'\ .■'/•,-..-У'>.;.'у.••.•''•■■,;•. \' [ . •. , '. ' 1. Неполноценность восприятия лирики учаиззлися старгаих '•■:' ' классов можно''объяснить непониманием ее специфики, незла'дз- .. ' шем поэтичасгам языком. Это приводит к тому, что ученика / Начинают искать слмсл лхфаческого произведения за пределами :. Г ' его художестве!шой формы,' что ведет к обедненным, однообраз • ним толкованиям, . - М .'УУ'. У
; '; ; 2. Работу над лирическим произведением, надо'строить с ■; '
учетом фактического уровшт его, восприятия учащимися, лея- ' • . -•' хологическах и возрастных особенностей, старшего подросткб-. ; вого возраста как периода формирования суждений о лирике как ] .особом виде искусства, совершенствования вкуса, художествен- '
• них потребностей. * ; ■' '■• ;•„■ -'"'V'• '. .*'"•
• ' 3. Формированиеf опыта творческой деятельности.'учащихся '.
■ в ходе изучения лирических произведений, активизация твор-' j - . ческого воображения пкельняков возможны'путем включения в . ': процесс обучений таких методов и приемов , использование ■ ко-' Торых . обеспечит- соединение процесса овладения прочными зна- ■,,,<•' .зиями с процессом глубокого и адекватного восприятия лирики.
, 4. .Глубокое и адекватное восприятие лирических проззве- *, доний в, единстве их художественной формы и содержания, осмысление системы образов, созтавляющх идейное'и нравственное | í его достояние, невозможно без понимания.учащимися-лирики :■ ■ ' как особого вида.искусства, без активной работы различных ... i сфер восприятия. Полноценное восприятие можно развивать, со- ■ вершенствовать целенаправленно и систематически,: используя■ • >', i индивидуальную работу при внутриклассном и внутрипредаетном j ■-' дифференцирофании. У: ;■;... 'l'V. '/. '-,' ', '„'' -' ■",. /'.' УУ< 5. В результате эксперимента подтвердилась гипотеза" о тоу, ; что наиболее активно углубление восприятия лирического произведений происходит в условиях' дифференцированного обучения, ■" • ' при обращении самого пристального и систематического внтшгая i на содержательность, художественной фор\сы проязведеяия; на \ ' . осознание графики стиха;'' на соотношение мехпу, звучанием' ело-j ,
• ва и его значением; на понимание слова в зависимости от поэ- ! тического контекста. ,, ,— ."„' ■ ■"/'.' ' ' . .. ■
::,';■' б.Целэнаправленная индивидуальная рабрта по развитию и ..
- 16 -
активизации восприятия старшеклассников, систематизация 1 знаний о лочтике, совершенствование анализа лирического .. произведения позволяет приблизить учащихся к адекватному авторскому и вместе с тем личностному восприятию лирики.
Ддльнэймие исследования данной проблемы должны, на / ■ наш взгляд, быта направлены на поиск эффективных приемов и методов активизации восприятия лирических нроиззедений. на факультативных и внеклассных занятиях.
' По теме исследования опубликованы следующие работы:
1. Место индивидуальных заданий б системе подготовки . студентов к работе в школе // Тезисы докладов межвузовской . ' конференции молодых ученых.- Липецк, 1989, - 38. •
2. Проблемы восприятия художественных образов лирической поэзии учащимися 9-х классов // Проблема характера в литера туре: Тезисы докладов зональной научной конференции 24-26. октября 19Э0. г.- .Челябинск, 1990,-С. 100-102.
3. К вопросу о восприятии л&рическкх произведений девятиклассниками, - МШУ имени В.И.Ленина.- М., 1990.- 16 с. // Рукопись депонирована в ОДНИ "Школа и'педагогии".- & 374-90.