автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание певческой культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе
- Автор научной работы
- Алексеева, Лариса Леонидовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Алексеева, Лариса Леонидовна, 2001 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ
ИЗУЧЕНИЯ.
§ 1. Певческая культура: философско-методологический аспект.
§ 2. Краткий анализ состояния проблемы в отечественной ^ музыкальной педагогике.
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ВОСПИТАНИЯ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ.
§ 1. Теория деятельности в современной психолош-педагогической науке
§ 2. Преломление теории развивающего обучения в вокально-хоровой деятельности на уроках музыки в школе
ГЛАВА 3. ПУТИ ВОСПИТАНИЯ ПЕВЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
§ 1. Педагогическая технология воспитания певческой культуры в общеобразовательной школе. j
§ 2. Художественно-синкретический метод в вокально-хоровой практике на уроках музыки
§ 3. Этапы, программа и результаты опытно-экспериментальной работы
Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание певческой культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе"
Актуальность исследования. Интерес к феномену культуры в наши дни вызван многими обстоятельствами. Современная цивилизация, стремительно преображая окружающую среду, социальные институты, самого человека, оценивает культуру как неиссякаемый источник общественных нововведений и незаменимый фактор духовной жизни личности. Отсюда стремление выявить сущность, потенциал культуры и возможности ее глубокого воздействия как на исторический процесс, так и на каждого человека.
Певческая культура - явление многообразное и сложное. А такая ее сторона, как массовая, характеризуется в. целом весьма негативными чертами. Свидетельство этого - хорошо отлаженный механизм фабрикации песен, крайне низкий уровень их исполнения, полное отсутствие художественно-эстетического вкуса у самих исполнителей, и самое главное - явный дефицит духовности. В массовой певческой культуре под угрозой исчезновения находится песня, звучащая как ". соединение усердного голоса с душевным умилением .Э5 и само пение как ". похвала, возносимая от тех из нас, кто благ, <.> и сила, исходящая от наших голосов, и мысленное учение нашим душам . 39 (Ефросин). Отсюда очевидно, сколь велика роль пения на уроках музыки в школе, призванного ввести школьников в мир высокой певческой культуры.
На огромное облагораживающее воздействие пения, равно как и на необходимость приобщения школьников к вековым традициям национальной певческой культуры, указывалось еще в пору становления отечественной системы музыкального воспитания. В трудах Б.В.Асафьева, Н.М.Ковина, А.А.Шеншина, Н.Я.Бргосовой хоровому пению в школе придается исключительно важное значение. И в дальнейшем, всеми выдающимися деятелями хоровой культуры, такими как Д.Д.Локшин, В.Г.Соколов, А.В.Свешников и др., отмечается благотворное влияние пения на духовное развитие личности.
Уже в 20-30-е годы XX века по вопросу воспитания певческой (хоровой, вокально-хоровой) культуры сложились принципиально разные подходы. Согласно обоим, хоровое пение имеет огромное воспитательное значение. В одном случае в обучении используются методики специального музыкального образования. Сущность другого подхода емко выражена Б.В.Асафьевым так: "Лозунгом же общего музыкального образования должно быть требование: в сторону от профессионализма! Это вовсе не парадокс. Это здоровое стремление, согласное с общим педагогическим стремлением, которое требует от современной школы живого знакомства с природой и языком
Концепция Д.Б.Кабалевского ознаменовала собой реальную возможность воплощения в широкой педагогической практике преподавание музыки как живого образного искусства. Исходя из цели музыкального образования, Дмитрий Борисович расширяет содержание и задачи уроков музыки в школе и провозглашает принципиальное соответствие методов познания самому предмету познания - музыке, и хоровому пению в том числе.
Идеи Д.Б.Кабалевского нашли свое продолжение в исследованиях Л.ВТорюновой, где культура пения представляет собой в большей степени духовные накопления личности, выражаемые певческим голосом. Именно второй подход, воплощающий в полной мере педагогику искусства и ориентированный прежде всего на духовное начало каждого ребенка, способен разрешить имеющиеся проблемы воспитания певческой культуры младших школьников.
Певческая культура, и в частности рассматриваемая нами массовая субкультура, как наследие предшествующих поколений и одно из главных человеческих творений, отражает духовную и материальную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. Масштабность и всеобъемлемость ее определяют многоаспектный характер исследования.
Фил ософско-эстетический уровень рассмотрения исследуемой проблемы (Г.Гегель, Э.В.Ильенков, М. С. Каган, К.М.Кантор, Т.В.Холостова и др.) дал возможность обосновать философское понимание певческой культуры сообразно законам развития природы, общества, человека. В частности, представить воспитание певческой культуры системно, в единстве целей и задач как генетически и исторически обусловленный процесс постижения общечеловеческой данности, заключенной в пении как таковом.
Собственно культурология (А.И.Арнольдов, В.С.Библер, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, К.А.Свасьян и др.) позволила представить певческую культуру личности (соответственно цели музыкального образования) как проявление духовной сущности человека в познании мира, где "человеческий голос воспринимается как звучание самой души, как звук, который по природе дан внутреннему началу для его выражения." (ГХегель).
С научных позиций музыковедения (Б.В.Асафьев, В.В.Медушевс-кий, Е.В.Назайкинский, А.Н.Сохор, В.А.Цуккерман и др.) в исследовании реализована возможность рассмотрения певческого голоса как проявления человеческой сущности в искусстве, так как "голос - это человек. Человек во всей полноте - физический, духовный, интеллектуальный, эмоциональный, общественный." (Е.В.Назайкинский). Это стало возможным и благодаря теоретическому наследию ученых, деятельность которых связана с проблемами художественной педагогики (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, Б.П.Юсов, Е.А.Бодина, Л.В.Горюнова, Л.В.Школяр, АА.Мелик-Пашаев и др.). В их трудах методологически обоснована педагогика искусства, разработаны принципы художественной дидактики, и сам процесс преподавания музыкального искусства в школе представлен как художественно-педагогический.
Особое место в исследовании занимает психолош-педагогический аспект рассматриваемой проблемы (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов,
В.ГХ.Зинченко, В.Т.Кудрявцев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эль-конин и др.), где в русле ведущих современных подходов в образовании - теории деятельности и теории развивающего обучения, - главным выступает процесс становления человеческой личности.
Значительная роль в исследовании отведена трудам ученых, посвятивших свою деятельность проблемам теории и практики вокально-хорового обучения в школе (Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, В.А.Багадуров, Е.Д.Критская, Д.ДЛокшин, Е.В.Николаева, К.Ф.Никольская-Берегов-ская, Т.Н.Овчинникова, Г.П.Стулова, В.Н.Шацкая и др.).
Таким образом, появление данной работы обусловлено необходимостью преодоления противоречия между огромным, духовно-нравственным потенциалом певческой культуры с одной стороны, и неадекватными ее природе методами воспитания на уроках музыки в школе, с другой стороны.
Цель исследования - теоретическая разработка и экспериментальная проверка педагогической технологии воспитания основ певческой культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Объект исследования - певческая культура младших школьников.
Предмет исследования - процесс воспитания певческой культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Задачи исследования;
1. На основе анализа философско-эстетической, культурологической и психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия "певческая культура".
2. Определить теоретические и методические позиции воспитания певческой культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность предлагаемой педагогической технологии.
Гипотеза исследования. Воспитание певческой культуры младших школьников будет способствовать достижению цели музыкального образования в том случае, если:
- сам процесс "вхождения" детей в мир певческой культуры будет протекать на основе принципов педагогики искусства, природосообраз-ности и принципов развивающего обучения;
- в ходе полноценной певческой деятельности будет реализован творческий потенциал каждого школьника;
- будет найден метод, адекватный природе художественного творчества, природе певческого искусства и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста.
Методологической основой исследования явились: философское положение о системном подходе в познании явлений; культурологическая концепция, представляющая творчество как проявление духовной сущности человека; положения психологической науки о деятельности человека (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский); теория развивающего обучения (В.В.Давыдов - Д.Б.Эльконин); интонационная теория Б.В.Асафьева и ее отражение в трудах В.В.Медушевского; концепции воспитания искусством Д.Б.Кабалевского, Б.М.Йеменского, Б.П.Юсова.
Методы исследования: анализ философско-эстетической, культурологической, музыковедческой и психолого-педашгической литературы по исследуемой проблеме; научное изучение и обобщение передового педагогического опыта; целенаправленное педагогическое наблюдение; опытно-экспериментальная работа; метод экспериментальных творческих заданий; беседа, анкетирование учащихся; педагогический эксперимент, анализ творческих работ учащихся.
Исследование проводилось с 1996 по 2000 гг.
Этапы исследования. На первом этапе (1996-1997 гг.) исследовалось современное состояние проблемы, изучалась теория и практика воспитания певческой культуры в системе общего музыкального образования, проводились целенаправленные беседы с учителями музыки и руководителями детских хоровых коллективов с целью выявления тенденций в интересующей области. В итоге были определены задачи констатирующего этапа эксперимента, разработана методика исследования исходного уровня певческой культуры младших школьников. В ходе второго этапа (1997-1999 гг.) был проведен обучающий педагогический эксперимент, осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы, целесообразности применяемых форм и методов обучения, отслеживалась динамика роста певческой культуры школьников. На завершающем, третьем этапе исследования, проводился анализ, систематизация и обобщение накопленного материала, обработка полученных результатов и их диссертационное оформление (1999-2000 гг.).
Новизна и теоретическая значимость исследования:
- впервые феномен певческой культуры рассмотрен на филоеофс-ко-методологическом уровне как неотъемлемое качество личности, один из важнейших инструментов познания окружающего мира и выражения отношения к нему в собственной творческой деятельности;
- раскрыто содержание понятия "певческая культура" применительно к учащимся младшего школьного возраста, разработаны ее составляющие и показана их взаимообусловленность в процессе воспитания духовной культуры школьников;
- теоретически обоснована и методически разработана педагогическая технология, направленная на пробуждение природного певческого начала в каждом ребенке и способствующая развитию у детей потребности в общении с высоким певческим искусством.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть применены при разработке программ и учебников по музыке нового поколения. Разработанная педагогическая технология воспитания певческой культуры может быть использована в курсе "Методика О музыкального образования в общеобразовательной школе" для студентов педагогических вузов, педагогических колледжей, в учреждениях дополнительного образования, а также в системе повышения квалификации учителей искусства.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Певческая культура - это совершенствование человеком собственной природы согласно общественно значимым духовным ценностям. Понятие включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: певческий опыт, певческую грамотность, творческое развитие и владение голосом как "инструментом" духовного самовыражения.
2. Принцип природосообразности, выступающий в художественно-педагогическом процессе в единстве с принципами изучения музыки как искусства, обеспечивает естественное "вхождение" школьников в мир певческой культуры.
3. Полноценная певческая деятельность, осуществляемая на позициях развивающего музыкального образования, дает возможность реализовать творческий потенциал каждого школьника.
4. Разработанный художественно-синкретический метод, адекватный природе искусства и позволяющий опосредованно, при помощи выразительных средств других искусств совершенствовать звучание певческих голосов детей, является основным в системе педагогических воздействий.
Апробация. Основные положения диссертации обсуждались: в ходе опытно-экспериментальной работы в муниципальном нетиповом образовательном учреждении лицей № 2 г.Оренбурга; на Международной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения Д.Б.Кабалевс-кош (Москва - 1999); на Международной научно-практической конференции "Педагогическая мысль и образование XXI века" (Россия - Германия - 2000); на Международной конференции "Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменяющейся
России" (Москва - 2001), а также путем публикации статей и методических рекомендаций, отражающих основные вопросы исследуемой проблемы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Библиография содержит 132 источника.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное общество и человек немыслимы без культуры, важнейшего фактора духовного становления. Певческая культура, имеющая вековые национальные традиции, сохраняющая лучшие образцы духовной человеческой сущности не просто важна для каждого растущего ребенка: она способна питать все его существо, связывая воедино социальное и природное и образовывая Человека как такового. Сложившийся в широкой педагогической практике подход к воспитанию культуры пения как к некоей сумме вокально-хоровых умений и навыков не может в полной мере обеспечить достижение цели музыкального образования (что доказано данным исследованием). Без сомнения, основанием певческой культуры школьников является то "национальное", "вековое", что передается из поколения в поколение и заключается в присущей человеку генетической потребности в духовном, певческом самовыражении, значимом как дом себя, так и для других.
В одном из первых дошедших до нас памятников музыкально-эстетической мысли - трактате Иоанникия Коренева (вторая половина XVII века) - говорится: ".Никак иначе не следует петь как только умом и сердцем и вещать разумными устами". И сегодня об истинном пении говорят как о разумном, сердечном, душевном, а живая педагогическая практика, ориентированная на поиск более совершенных приемов и способов приобщения школьников к культурным ценностям, ставит перед исследователями следующие вопросы: Как помочь ребенку осмыслить собственное действие - пение? Как сделать пение частью жизни школьника? Как, открывая мир высокого певческого искусства, обеспечить успех каждому учащемуся и избежать при этом утомительных "повторений" и "закреплений"?
Проведенное исследование доказало, что решение проблемы возможно при реализации системного подхода к изучению певческой культуры, а также при обращении к психолого-педашгической теории деятельности. Системно-философское рассмотрение представляет пение как явление непреходящей духовной значимости и одно из главных творений Человека - Природы - Общества. Психолош-педагогическая теория деятельности и созданная на ее базе теория учебной деятельности - основа и деятельности певческой, - позволяет каждому растущему человеку осознать собственное природное певческое начало и воплотить свои творческие духовные потенции в пении.
Как показано в данном теоретико-методическом исследовании, воспитание певческой культуры младших школьников возможно в опоре на принципы педагогики искусства, принцип природосообразности и системообразующий принцип моделирования художественно-творческого процесса. Художественно-синкретический метод при этом позволяет совершенствовать искусство искусством, раскрывает школьникам целостность и неделимость искусства как такового, выражающего духовное начало человека.
Сущность данного диссертационного исследования заключается в следующих выводах:
1. Певческая культура, как форма существования человеческой духовности и как инструмент преобразования человеком своего внутреннего мира согласно общественно значимым духовным ценностям, является целостным образованием, охватывающим своим содержанием и средствами выражения Человека, Природу и Общество.
2. Певческая культура младшего школьника, включая в себя певческий опыт, певческую грамотность, владение голосом и творческое развитие, становится важным фактором достижения цели музыкального образования - воспитание музыкальной культуры школьников как части всей их духовной культуры.
3. Разработанная в исследовании педагогическая технология воспитания певческой культуры, основанная на единстве принципов педашшки искусства, природосообразности и принципов развивающего обучения и направленная на открытие ребенком своей духовно-певческой природы, позволяет преодолеть противоречие между огромным воспитательным значением певческого искусства и невостребованностью его духовно-нравственного потенциала в современной художественной практике.
4. Предложенный в исследовании художественно-синкретический метод, основанный на использовании выразительных средств других искусств, раскрывает детям смысл искусства как такового и оказывает влияние на певческое развитие детей. По своей сути многовариантный, направленный на пробуждение в каждом ребенке инстинкта песеннос-ти, его "второй природы95 и обеспечивающий понимание ребенком смысла своей деятельности, дает возможность школьникам непроизвольно и естественно "входить55 в "Певческое поле59 Мира.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Алексеева, Лариса Леонидовна, Москва
1. Александрович М. Я помню. Первая советская публикация фрагментов книги // Советская музыка. 1990. - № 7. - С. 80-86.
2. Алексеева Л.Н. Концепция и программа курса "Музыка для всех и для каждого55 (1-4 классы). В сб.: "Школа 2100". Образовательная программа и пути ее реализации // Под научн. ред. А.А. Леонтьева. Вып. 3. М.: Балаес, 1999. - С. 159-171.
3. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 "Музыка и пение". -М.: Просвещение, 1983. 224 с.
4. Аристотель. Поэтика. М.: АН СССР, 1957. 328 с.
5. Арнольдов А.И. Культура и современность. М.: АН СССР, 1973.225 с.
6. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. - 240 с.
7. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе // В сб.: Вопросы музыки в школе / Под ред. И. Глебова. Л.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1926. 290 с.
8. Асафьев Б.В. Опера. Избр. труды, Т. 5. М.-Л.: Музыка, 1951. - 388 с.
9. Асафьев Б.В. Итоги и подсчеты // В сб.: Избр. статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. Л.: Музыка, 1973. 143 с.
10. Асафьев Б.В. Нечто о музыкальном просвещении // В сб.: Избр. статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. Л.: Музыка, 1973. 146 с.
11. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. М.: АПН РСФСР, 1953.- 96 с.
12. Библер B.C. Творческое мышление как предмет логики (проблемы и перспективы) // В кн.: Научное творчество. М.: Педагогика, 1969. -С. 171-238.
13. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: (Эволюция и соврем. тенденции реализации): Дисс. д-ра пед.наук. М.- 1992.- 420 с.
14. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Прогресс, 1983. 158 с.
15. Брюсова Н.Я. Лекции, прочитанные на курсах по преподаванию музыки в общеобразовательных школах, по хоровому пению и слушанию музыки. Лекция П. Как работать с хором. ЦГАЛИ. Ф. 2009.0. 1. Ед. хр. 17. Л. 1-11(1917 г.).
16. Бюхер К. Работа и ритм. М., 1923. 326 с.
17. Волков Г.Н. Три лика культуры. М.: Молодая гвардия, 1986. 335 с.
18. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования // Под ред. и вступ. ст. В. Колбановскош. М.-Л.: Гос. соц. эконом, издат., 1934.
19. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
20. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., 1997. 144 с.
21. Гегель Г. Эстетика в 4-х т. Т. 3. М.: 1971. 621 с.
22. Гладунцова М.А., Замятина И.А., Школяр В.А., Школяр Л.В. Музыкальное искусство. I класс (программа и методика). М., 1994. - 98 с.
23. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве // Сб. статей. М.: Музыка, 1975. - С. 288.
24. Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета. М.: Прометей, 1989. 143 с.
25. Горюнова Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчеств© // Искусство в школе. 1993. - № 1. - С. 15-21.
26. Горюнова Л.В. Пение как состояние души // Искусство в школе.- 1994.-№1.-С. 30-34.
27. Гущин А.С. Вводная статья к переводу Трактата о живописи "Салонов Дидро "Дени Дидро об искусстве", т. I. - М.: Искусство, 1936.- 235с.
28. Гущин АС. Происхождение искусства. М.-Л. Искусство, 1937. 112 с.
29. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психолош-ческие проблемы построения учебных предметов) М.: Педагогика, 1972.-424 с.
30. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения (Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования) М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
31. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.
32. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. - № 1. - С. 3-18.
33. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности / Психологический журнал. Т. 19. № 6. - 1998. - С. 20-28.
34. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность // Начальная школа. 1999. -№ 7. - С. 12-18.
35. Данилова Л.В. Теоретические основы и методика музыкально-эмоционального развития детей в хоровом коллективе: Дис. . канд. пед. наук. М., 1995. 202 с.
36. Детский голос. Экспериментальные исследования. Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. - 232 с.
37. Дистервег А. Избр. пед. соч. М.: Гос. Уч-пед. изд-во. Мин. Проев. РСФСР. 1956. - 375 с.
38. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 240 с.
39. Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. М.: Молодая гвардия, 1970. 272 с.
40. Занков Л.В. Избр. пед. труды / ветуп. ст. Ш.А. Амонашвили. М.: Новая школа. 1996. - 432 с.
41. Зинченко В.П. Саморазвитие духа. (Памяти друга) // Вопросы психолоши. 1998. - № 5. - С. 5-12.
42. Ильенков Э.В. Философия и культура / Мыслители XX века / -М.: Политиздат, 1991. 464 с.
43. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить! // Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995. С. 284-312.
44. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 "Педагогика и психология (дошкольная)"/Под ред. М.Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1981. - 367 с.
45. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. М.: Музыка, 1970. 224 с.
46. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя / Сост. В.И. Викторов. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
47. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Изд-во полит, лит., 1974. - 352 с.
48. Каган М.С. О духовном. (Опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. - № 9. - С. 91-102.
49. Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург, ТОО ТК "Петрополис", 1996. - 416 с.
50. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербург, ТОО ТК "Петрополис", 1997. - 544 с.
51. Кадобнова И.В., Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Учебно-методический комплект "Искусство слышать". М: Радуница. 1994. -38 с.
52. Казачков С.А. Сегодняшний день хоровой культуры // Советская музыка. 1982. - № 2. - С. 42-43.
53. Кантор К.М. Философия и культура в историческом развитии человечества// Вопросы философии. 1983. - № 7. - С. 86-99.
54. Каратыгин В.Г. О слушании музыки // Музыка в единой трудовой школе. Петроград, 1919. - С. 16-29.
55. Келдыш Ю.В. История русской музыки в 10-ти т. Т. I. М.: Музыка, 1983. 383 с.
56. Ковин Н.М. Пение и музыка в единой трудовой школе / В сб.: Музыка в единой трудовой школе. П-г, 1919.-С.5-8.
57. Коменский Я .А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1982. - 656 с.
58. Лащенко А.П. Хоровая культура как предмет изучения: Дис. . докт. искусствовед. Киев, 1990. 287 с.
59. Лебедева А.В. Хоровая культура / В кн.: История русской музыки в 10-ти т. т. III. М.: Музыка, 1985. 424 с.
60. Левашева О.Е. Вокальная камерная музыка / В кн.: История русской музыки в 10-ти т. Т. 4. М.: Музыка, 1986. 415 с.
61. Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т. 29. 561 с.
62. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
63. Леонтьев А.Н. Избр. психолог, произв. Т. 2. М.: Политиздат, 1978.- 350 с.
64. Лиыева Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. I. СПб., 1904.
65. Лихачев Д.С. Культура как ценностная среда // Новый мир. -1994. № 8. - С. 3-8.
66. Локшин Д.Д. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. - 296 с.
67. Лотман Ю.М., Успенский Б А. Избр. статьи в 3-х т. Т. III. 1993.480 с.
68. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. - 284 с.
69. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., т. III. М.: 1955.- 630 с.
70. Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т. 12. М.: Госполитиздат, 1958. - 879 с.
71. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 26, ч. 2. М.: Госполитиздат, 1965.- 450 с. •
72. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42. М.: Госполитиздат, 1974. - 782 с.
73. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. 1. М.: Госполитиздат, 1976. - 540 с.
74. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. - 262 с.
75. Музыка в 4-7 классах: Метод, пособие для учителя / ТА. Бейдер, Т.Е. Вендрова, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина; Научн. руководитель Д.Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1986. - 239 с.
76. Музыка (музыкально-эстетическое воспитание) 1-4 кл. Автор -составитель и научный редактор Н.А. Терентьева. М.: Просвещение, 1994. - 78 с.
77. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки М.: Музыка, 1988. 254 с.
78. Наказная грамота митрополита Макария в Каргополь. Памятники древне-русской духовной письменности. "Православный собеседник", 1863, кн. 1.
79. Науменко Л.К. Монизм как принцип диалектической логики. -М.: Прогресс, 1985. 320 с.
80. Никитина Л.Д. Советская музыка. История и современность. М.: Музыка, 1991.- 278 с.
81. Никольская-Берешвская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа IX-XX веков. Методическое пособие. М.: "Языки русской культуры". 1998. - 192 с.
82. Новиков Л.А. Искусство слова. М.: Педагогика, 1982. - 128 с.
83. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. -М.: Педагогика, 1989. 280 с.
84. Ойзерман Т.И. Проблемы культуры в философии марксизма // Вопросы философии. 1983. - № 7. - С. 17-25.
85. Окладников А.П. Утро искусства. Л.: Искусство, 1967. 135 с.
86. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1987.
87. Плавильщиков П. Соч., т. 4. СПб., 1816.-С. 1-24.
88. Платон. Диалоги. (Определения). М.: Мысль, 1986. 607 с.
89. Полн. собр. русских летописей, т. 21, 1-ая половина. СПб., 1908. 342 с.
90. Программы фабрично-заводской семилетки. М.: Гос. Изд-во НКП РСФСР, 1930. 36 с.
91. Программа по музыке. М.: Гос. Изд-во, 1938. - 126 с.
92. Программы начальной школы. М.: Наркомпросс, 1943. - 121 с.
93. Программа "Пение и музыка". М.: Учпедгиз, 1947. - 102 с.
94. Программа "Пение" (1-4 кл.). М.: Учпедгиз, 1947. 131 с.
95. Проект программы средней школы // Институт методов обучения АПН РСФСР. Пение. 1-6 кл. Сост. Пономарев И.П. и др. М.: Учпедгиз, 1947. - 132 с.
96. Программа средней школы на 1957-58 уч. год. Пение 7-10 кл. Факультативное преподавание. М.: АПН РСФСР, 1956. - 25 с.
97. Программа средней школы. Проект для обсуждения. На правах рукописи. Музыкальное искусство. М., АПН РСФСР. НИИ ХВ, 1965. - 38 с.
98. Программа по музыке для общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1970. 24 с.
99. Программа по музыке для общеобразовательной школы. Изд. 2-е. НИИ ХВ., 1965. 35 с.
100. Радищев А.Н. Полн. собр. соч., т. 2. M.-JL: 1941. 272 с.
101. Рогов А.И. Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков. М.: Музыка, 1973. 245 с.
102. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 147 с.
103. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании. "Пед. наследие". М.: Педагогика, 1988. - 350 с.
104. Сад Р.Н. Изумруды дота изумрудного города // Музыкальная жизнь. 1995. - № 9. - С. 16-17.
105. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Нар. Образование, 1998. - 256 с.
106. Сёке П. Происхождение музыки и три ее мира. Будапешт: Маг-вёте, 1982. 182 с.
107. Свасьян К.А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. 1987. - № 6. - С.-132-138.
108. Смоленский С.В. Мусикийская грамматика Николая Дилецко-ш. Памятники древней письменности, вып. 128. СПб., 1910. - С. 7-56.
109. Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота, т. 7. СПб., 1872.
110. Спенсер Г. Сочинения. Т. 6, ч. 2. СПб., 1889. 309 с.
111. Струве Г.А. Когда запоет школа? // Искусство в школе. 1996. -№ 1. - С. 50-54.
112. Тельчарова Р.А. Музыкальная культура личности как предмет философского анализа: Дис. докт. филос. наук. М., 1992. 365 с.
113. Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. М.: Флинта: Наука, 1998. - 336 с.
114. Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Полн. собр. соч.: В 90 т. М.: 1951.Т. 30.-С.27-203.
115. Тормис В. Вечно живые ценности // Советская музыка. 1980.- № 10. С. 30-38.
116. Ундольский В. Замечания о церковном пении в России. "Чтения в обществе истории и древностей российских". 1846. - № 3. - С. 34-39.
117. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство. 2 класс (программа и методика). М.: Магистр, 1996. 92 с.
118. Хачатурян А.И. Музыка это дело сердца // Советская музыка.- 1982. -№ 2. -С. 123-125.
119. Холостова Т.В. Проблема духовности человека / В кн.: Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. Л., 1979.-С. 87-91.
120. Чавчавадзе -Н.З. Человек культура - ценности // Вопросы философии. - 1987. - № 6. - С. 59-69.
121. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. 380 с.
122. Шеншин А.А. Принципы и методы общего музыкального образования // Музыка в школе: Материалы по общему музыкальному образованию. М.: 1921. - С. 11-16.
123. Шерстобитов В.Ф. У истоков искусства. М.: Искусство, 1971.200 с.
124. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. M.-JI.: Acadeinia, 1935. 365 с.
125. Школяр В.А. С чего начинается методика? (в рукописи).
126. Школяр JX.B. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения): Дис. . докт. пед. наук. М., 1999. 348 с.
127. Школяр Л.В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения): Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1999. - 43 с.
128. Штумпф К. Происхождение музыки. Л.: 1927. - 180 с.
129. Щедрин Р. Опера в драматическом театре // Юность. 1982. - № 2.-С. 9-17.
130. Энгельс Ф. Роль труда в процессе очеловечения обезьяны / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 14. 1959. - 770 с.
131. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально-творческого саморазвития/ Серия: У тебя получится: М.: Аквариум, 1997. - 272 с.
132. Combarieu, Jules. La musigue et la imagie. Etude sur les origines populaires de Г art musical, son influence et sa fonction dans les societes. Paris, Picard, 1909. 374 s.