автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Взаимодействие эмоционально-образного и логического начал в читательской деятельности пятиклассника
- Автор научной работы
- Сигаева, Тамара Федоровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ленинград
- Год защиты
- 1984
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Сигаева, Тамара Федоровна, 1984 год
1. Введение.
2. Глава I. Взаимодействие эмоционально-образного и логического начал в читательской деятельности пятиклассника как психолого-методическая проблема
1.1. Соотношение эмоционального и логического в восприятии искусства.II
1.2. Проблема связи эмоционально-образного и логического начал в методике преподавания литературы и школьной практике
1.3. Своеобразие читательской деятельности при освоении пятиклассниками произведений различных литературных жанров (материалы конетатир.эксперимента).
3. Глава П. Развитие эмоциональных и логических начал читательского восприятия в процессе анализа литературных произведений в У классе
ПЛ. Система работы по развитию читателя-пятиклассника с учетом жанровой специфики произведения . . • 104 П.2. Оптимальное сочетание приемов анализа, обеспечивающее взаимодействие эмоционально-образного и логического компонентов в восприятии литературного произведения.
П.З. Соотношение эмоционально-образного и логического начал в самостоятельной читательской деятельности как результат системы классного анализа.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Взаимодействие эмоционально-образного и логического начал в читательской деятельности пятиклассника"
По мере дальнейшего продвижения нашего общества к коммунизму проблема гармонического развития личности становится осознанной потребностью советской школы.
Согласно марксистскому пониманию, гармоничность рассматривается как внутренняя гармония, духовная соразмерность, при которой эмоциональное и интеллектуальное развитие личности тесно переплетаются. (3).
Таким образом, формирование гармонической личности предполагает как эмоциональное, так и интеллектуальное развитие, соединение знаний с чувством, с культурой человеческих переживаний, переплавляющих знания в убеждения.
Первостепенное значение в этом принадлежит искусству, поскольку оно формирует творческие способности человека, развивает чувство прекрасного, умение наслаждаться созданным общественным богатством. Не случайно все возрастающая его роль в коммунистическом строительстве особо подчеркивается в последних партийных документах и материалах Реформы общеобразовательной и профессиональной школы. (6, 7, 8).
Воздействуя на мысли и чувства людей, искусство углубляет и направляет их. Вот почему проблема воспитания полноценного восприятия художественных произведений является одной из актуальных для специалистов ряда наук: психологии, педагогики, литературоведения, эстетики и других. Исследования И.П.Павлова, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, Ю.А.Самарина о развитии высших психических функций явились базой для изучения творческого процесса восприятия в целом и отдельных его компонентов: эмоций (П.В.Си
- 4 монов, П.М.Якобсон, Г.Х.Шингаров и др.), воображения (Л.С.Выготский, А.Я.Дудецкий, Г.Б.Батоев и др.)» мышления (Я.А.Пономарев, 0.К.Тихомиров, Поплужный Б.Л., Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская и др.). Поскольку литературный образ представляет собой рационально-эмоциональное единство, то его полноценное восприятие требует тесного взаимодействия ведущих сфер читательской деятельности и является определенно направленным процессом. Это положение -одно из главных в развитии ученика как читателя. Не случайно данная проблема является не менее актуальной и для методики преподавания литературы.
Диахроническое ее рассмотрение позволяет установить определенные этапы решения вопроса. Эволюция данной проблемы заключалась в переходе от "просветительского рационализма" в обучении литературе к эмоциональному ее восприятию (Ф.И.Буслаев, В.Я.Сто-юнин; В.И.Водовозов, В.П.Острогорский, В.П.Шереметевский и другие).
В годы становления советской методики она рассматривается с позиций творчеокого чтения (С.И.Абакумов, Н.М.Соколов, Ц.П.Бал-талон), а также в связи с постановкой и решением вопроса о творческих приемах анализа, воздействующих как на разум, так и на чувства ученика (М.А.Рыбникова, В.В.Голубков).
Этот период ознаменован новаторской мыслью о единстве процесса эмоционального восприятия текста литературного произведения и его последующего аналитического осмысления (Н.М.Соколов).
Общетеоретическая постановка проблемы восприятия в психологии, литературоведении обусловила ряд изменений в решении вопроса о соотношении эмоционального и логического начал в изуче
- 5 нии литературы в методике ее преподавания. В 50-60 годы XX века последняя рассматривается в системе восприятия произведения в связи с формированием читательских качеств учащихся с помощью, творческих приемов анализа (В.Г.Маранцман, Н.Д.Молдавская, Л.Г.Жабицкая, Р.В.Глинтерщик, Д.А.Рыбак, Н.Е.Селиверстова,А.Н.Ду-децкий и др.). Характерно, что именно в этот период появились работы, затрагивающие проблему единства эмоционального и логического в восприятии литературы (И.С.Тимошенко, А.М.Белов). В 70-е годы растет число исследований, в которых вопрос о соотношении эмоционального и логического в деятельности читателя стал центральным в связи с решением проблемы о критериях литературного развития учащихся (Л.Г.Жабицкая, В.Г.Маранцман, Н.Д.Молдавская и др.).
Интерес к проблеме сейчас все явственнее проявляется и в практике преподавания литературы в школе. Со времен дискуссии "физиков" и "лириков" ведется спор о том, что должно быть ведущим в обучении школьников литературе: разум или чувство? Об этом свидетельствуют многочисленные материалы журнала "Литература в школе", "Литературной" и "Учительской" газет. ^Тенденция к рационализации учебного процесса, а также излишний "рационализм" современного школьника делает проблему взаимодействия эмоционального и логического в практике преподавания наиболее -актуальной. Характерным в данный период является и то, что внимание к проблеме проявляется не только со стороны педагогов, психологов, методистов, но и других деятелей культуры: писателей (Ю.Нагибин, А.Алексин, С.Михалков, Г.Марков и др.), мастеров искусства (С.Герасимов, С.Образцов, Г.Товстоногов и др.).
Читательская деятельность связана с работой эмоций, воображения и логического осмысления, и в целом является творческим процессом. Исходя из этого, создается необходимость выяснить, каково соотношение данных компонентов читательского восприятия при постижении литературного произведения, как преобразуются они в результате взаимодействия друг с другом и в зависимости от жанровой специфики произведения, какие творческие приемы являются более эффективными для развития искомых читательских качеств. Периодические дискуссии о формировании читательских умений позволяют судить о нерешенности проблемы и наметить пути ее дальнейшего исследования.
Современная методика преподавания литературы располагает достаточным „багажом4по восприятию произведений школьного курса (З.Я.Рез, Т.Г.Браже, В.Г.Маранцман, А.В.Майорова, Е.В.Карсалова). Однако, по утверждению В.Г.Маранцмана", системно не изучена зависимость восприятия от возраста ученика, от характера литературного произведения (жанр, род, стиль писателя)". (112).
Актуальность проблемы комплексного развития ведущих читательских качеств и нерешенность некоторых ее аспектов в ряде наук побудила сделать ПРЕДМЕТОМ исследования процесс взаимодействия эмоционально-образных и логических начал школьников при изучении литературного произведения в У классе.
ОБЪЕКТОМ исследования являются учащиеся У класса как читатели в их отношении к художественным произведениям различных литературных жанров, поскольку, как утверждают данные психологов, эта возрастная группа является наиболее сензитивным периодом для данного процесса. Именно в этот период особенно активны эмоции, воображение "свернуто", и логическое восприятие - "то новое, что характерно для восприятия подростка." (Выготский, Крутецкий, Лукин).
ЦЕЛЬ работы заключается в выявлении методических предпосылок развития таких читательских качеств школьников, как эмоция, воображение и осмысление содержания и формы литературного произведения в их органическом взаимодействии, в научной аргументации выбора наиболее эффективных приемов анализа текста произведения и создании системы работы, обеспечивающей это взаимодействие в пределах литературного жанра.
ГИПОТЕЗА исследования заключается в следующем. В "механизме" читательского восприятия основные функции психической деятельности взаимодействуют в различном соотношении: при достаточной активности эмоций наблюдается тенденция к "свертыванию" воображения, и образное, если оно и наличествует, то чаще всего сливается с эмоциональным, почти отсутствуя в логическом. Такие разрывы в сферах восприятия порождают его "пунктирноеть". Полноценное же художественное восприятие возникает в системе "сцеплений" эмоционально-образного и логического начал и формируется в анализе творческими заданиями, выбор которых во многом зависит от способов методической интерпретации текста произведения. Взаимодействию различных сфер восприятия учеников возможно придать целенаправленный характер, если учитывать специфику чтения как рационально-эмоциональной деятельности и использовать систему творческих заданий, ориентированную на литературный жанр. Развивая мышление ученика, следует воздействовать прежде всего на эмоционально-образную сферу его восприятия, стимулируя воображение как самое слабое звено в "цепи". В связи с этим в системе работы в качестве доминирующих могут использоваться такие приемы анализа, как создание мультфильма, составление киносценария, устное ело
- 8 весное рисование и заочная экскурсия. Данные приемы изучения произведения в сочетании с другими средствами анализа на уроках смогут обеспечить комплексное развитие важнейших читательских качеств пятиклассников.
ЗАДАЧИ исследования:
1. Установить оптимальное соотношение эмоционального и логического в эстетической деятельности, определив специфику читательской деятельности в плане соотношения данных компонентов.
2. Рассмотреть и осмыслить методические традиции в решении проблемы, выяснить наиболее эффективные методы и приемы, стимулирующие взаимодействие эмоций, воображения и осмысления содержания и формы литературных произведений разных жанров.
3. Определить возрастные особенности развития ведущих компонентов читательской деятельности, а также их соотношение у учащихся 5 класса.
Обосновать теоретически и экспериментально систему упражнений и заданий, обеспечивающую взаимодействие ведущих "элементов" восприятия при изучении литературных произведений в 5 классе.
Положения, выносимые на ЗАЩИТУ:
I. В истории методики преподавания литературы как науки явно прослеживается тенденция к соотнесению творческих приемов обучения с возрастными особенностями учеников (Балталон Ц.П., Соколов Н.М., Рыбникова М.А., Троицкий Л.С. и др.). По нашему же убеждению, кроме зависимости приемов от особенностей возраста школьника, необходимо установить зависимость его восприятия от "потребности" жанра произведения, ибо последний является его"ре-гулятором" (М.Науман и др.). Басня есть "поэзия рассудка", в
- 9 связи с этим она требует от читателя "четкости несения мысли" (В.Г.Белинский). В балладе более важным является "ощущение" (В.Г.Белинский) от события, описанного автором, однако чувства в ней "спрятаны" и из-за экспрессии сюжета менее разработаны. В восприятии последней наблюдается глубокий разрыв между "эмоциями материала" и "эмоциями формы", поэтому ее постижение учениками происходит в основном на логическом уровне (пересказ). Вместе с тем баллада требует от читателя развернутой эмоциональной сферы. Трудностью в восприятии повести является способность читателя следить за ходом авторской мысли, воспринимать ее целиком и выделять эпизоды. Для этого необходимо "заразиться" ею, что требует особого эмоционального напряжения от читающего. Сказка-быль создает препятствия в умении переноситься из реальной действительности в мир фантастики, что связано в первую очередь с воображением учеников. Выявление данной зависимости позволяет нам не только определить пути и приемы анализа, но и придать ему особую направленность.
2. В мышлении подростка не наблюдается единства понятия и представления. В силу этого образ ими воспринимается конкретно, у них низка способность к обобщению. Что касается его функций в восприятии жанров, то нами выявлено следующее: эпические жанры воспринимаются в основном на уровне пересказа,а лирические - на уровне рассуждения, ибо там меньше конкретизации, действительность там растворена в чувствах. Воображению подростков свойственна особая динамичность. Воссоздающее воображение у них отличается конкретностью, а творческое - произвольностью. В восприятии сказки воображение менее активно, чем при чтении басни, а повести более активно, чем баллады.
3. Эффективность развития ведущих читательских качеств домна определяться наличием общей системы усложняющихся творческих приемов, заданий и упражнений, учитывающих специфику литературного жанра произведения. Способность пятиклассников-читателей к игровой деятельности позволила нам определить наиболее эффективные из них: мультфильм, киносценарий, устное словесное рисование и заочную экскурсию.
НОВИЗНА исследования состоит в том, что в методике преподавания литературы впервые теоретически и экспериментально обоснован дифференцированный подход к развитию важнейших читательских качеств, выявлены условия их взаимодействия с учетом жанрового своеобразия литературного произведения и определенного возрастного периода учеников, а также определены основы развития читательских качеств с помощью различных творческих приемов, в частности, мультфильма, киносценария, устного словесного рисования и заочной экскурсии. Впервые в методике преподавания литературы предпринята попытка изучения жанра произведения с точки зрения тех требований, которые он предъявляет к читателю.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертационного исследования представляет методическое осмысление проблемы взаимодействия различных сфер читательского восприятия в комплексе усложняющихся творческих приемов и упражнений, в котором определена возможность стадийного их развития на материале программы по литературе для 5 класса. Предложенные методические разборы изучаемых произведений, упражнения и задания могут быть использованы в ходе разработки спецкурсов и спецсеминаров по методике преподавания литературы, а также при создании учебных хрестоматий, методических пособий по курсу 5 класса и в школьной практике.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследуя проблему взаимодействия эмоционально-образного и логического начал в читательской деятельности пятиклассника, ее становление и эволюцию, нам удалось выявить следующие закономерности:
1. С момента становления методики как науки и ее дальнейшего развития вопрос о соотношении эмоционального и рационального в обучении литературе претерпевал качественные изменения. На начальном этапе развития методической науки превалирующим в изучении литературы было рациональное начало. С конца прошлого века в методике наблюдается переход от "просветительского рационализма" в преподавании литературы к эмоциональному ее восприятию. В начале XX века впервые была высказана мысль о единстве эмоционального и логического в изучении произведения. Однако равновесия в решении данной проблемы так и не наступило вплоть до 70-х годов нашего века, когда возникает вопрос о соотношении эмоционального и логического начал в восприятии литературного произведения в связи с рассмотрением его в аспекте литературного развития школьников и его критериев.
2. Диахроническое рассмотрение проблемы позволяет отметить, что" характерной тенденцией современного этапа развития методики преподавания литературы и школьной практики является исследование функциональной и целевой направленности приемов анализа, способствующих комплексному развитию важнейших читательских качеств школьников.
Б. В современной методике литературы значительное количество исследований на рассмотрение данной проблемы в системе читательских умений школьников в связи с изучением произведений в их художественной, преимущественно родовой, специфике. Справедливость гипотезы о возможности создания системы развития важнейших читательских качеств учеников при условии дифференцированного подхода к каждому из них, а также обеспечение их взаимодействия в процессе восприятия особенностей литературного жанра подтверждается теоретическим и экспериментальным ее решением.
4. Рассмотрение литературных жанров не только с точки зрения литературоведческих их особенностей, но и тех требований, которые они предъявляют к читателю, позволило нам обосновать систему работы над произведением, которая способствовала установлению согласия между "умом" и "сердцем" ученика-читателя. Экспериментальная проверка предложенной нами системы творческих приемов анализа текста, выделение из группы ведущих приемов(мульт-фильм, киносценарий, устное словесное рисование и заочная экскурсия), их ступенчатое расположение и сочетание с другими заданиями и приемами подтвердила наше предположение, что система воздействия главным образом на воображение как самое слабое звено в "цепи" восприятия подростка и ведущий канал, через который происходит влияние на другие сферы читательской деятельности ученика с учетом специфики литературного жанра, способствует и взаимодействию эмоционально-образных и логических начал в восприятии школьника в целом.
5. Настоящая работа не претендует на исчерпывающее решение проблемы и проливает "свет" на перспективы дальнейшего ее исследования в системе литературного образования школьников различных возрастных групп, а также в связи с изучением произведений в их художественной специфике.
- 201
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сигаева, Тамара Федоровна, Ленинград
1. Ленин В.И. Полное собр. соч., т.25. - М.: Политиздат, 1961, 646с.
2. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29. -М.: Политиздат, 1963. - 782с.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве, т.1. М.: Искусство, 1957. - 605с.
4. Маркс К., Энгельс Ф. О литературе. И.: Гослитиздат, 1958. -320с.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т.46, ч.1. М.: Политиздат, 1968. - 320с.
6. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223с.
7. Материалы Пленума (14-15 июня 1983г.) ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1983. - 80с.
8. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. - П2с.
9. Акимова А., Акимов В. Радий Погодин. Размышление о творческой эволюции. В сб.: О литературе для детей. М., Детская литература, 1975, с.77-96.
10. Антонов С.П. Я читаю рассказ. М.: Знание, 1968. - 47с.
11. Архипов В.А. И.А.Крылов. Поэзия народной мудрости. М.: Московский рабочий, 1974. - 288с.
12. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество. В кн.: Вопросы теории и истории эстетики. М., Искусство, 1968, - с.55-68.
13. Астахов И.Б. О специфике искусства и литературы. М.: Знание, 1954. - 31с.
14. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. - 254с.
15. Балталон Ц.П. и др. Воспитательное чтение. М.; 1908. -226с.
16. Балталон Ц.П. Пособие для литературных бесед и письменных работ. М., 1912. - 230с.
17. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975. - 430с.
18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 423с.
19. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. М.: Книга, 1969. - 167с.
20. Беленькая Л.И. Дети 10-11 лет как читатели художественной литературы (типологические особенности). В сб.: Социально-психологические проблемы чтения. М., Книга, 1977. - 84с.
21. Белинский В.Г. О Крылове. Сб.статей. М.: ОГИЗ, 1944. - 69с.
22. Белинский В.Г. Вопросы художественной формы. В кн.: Русские писатели о литературном труде (под ред. Б.С.Мейлаха). T.I., Л., Советский писатель, 1954. - 759с.
23. Белинский В.Г. Полн.собр.соч., в 13т., т.4. М.: АН СССР, 1954. - 675с.
24. Белинский В.Г. Сочинения Ал.Пушкина, ст.5. В кн.: Полное собр.соч., т.7. - М.: АН СССР, 1955. - 740с.
25. Белов А.М. Изучение литературно-художественного произведенияв единстве эмоционального восприятия и логического осмысления: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М.: АПН СССР, 1969. - 21с.
26. Благонадежина Л.В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие. Вопросы психологии, 1968, N2 4, с.96-102.
27. Благой Д.Д. И.А.Крылов. Исследования и материалы. М.: Гослитиздат, 1947. - 296с.
28. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). М.-Л.: Советский писатель, 1967. - 722с.
29. Благой Д.Д. Душа в заветной лире. М.: Советский писатель, 1977. - 543с.
30. Блонский П.П. Развитие мышления школьника. М.: Учпедгиз, 1935. - 126с.
31. Богачева И.А. Роль установки в художественно-творческой деятельности. Автореф. дис. .канд.философских наук. Л., ЛГУ. - 15с.
32. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение, 1968. 464с.
33. Бонди С.М. Комментарий. В кн.: Стихотворения Ал.Пушкина. М., Детская литература, 1967, с.173-181.
34. Бочаров Г.К. "Песнь о вещем Олеге" Пушкина. В сб.: Литературное чтение в школе. М., АПН РСФСР, 1950, с.191-194.
35. Браже Т.Г. Воспитание читателя в У-УШ классах вечерней школы. Л.: АПН СССР, 1968. - 180 с.
36. Браже Т.Г. О вариативности анализа. В кн.: Искусство анализа художественного произведения в школе. М., Просвещение, 1971, с.37-54.
37. Браже 1.Г., Маранцман В.Г. Искусство анализа художественного произведения в школе как методическая проблема. В кн.: Искусство анализа художественного произведения в школе. М., Просвещение, 1971, с. 3-10.
38. Брандесов Р.Ф. Организация художественного восприятия и урок литературы, ч.П, Челябинск; ГПИ, 1979. 85с.
39. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. - 412с.
40. Брушлинский A.B. Воображение и творчество. В кн.: Научноеи >творчество. М.: Наука, 1969, с.341-346.
41. Брушлинский A.B. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль.1979. 230с.
42. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956. - 291с.
43. Буров А.И. Эмоция, чувство и отношение. Вопросы психологии. ,№1, 1966, с.141 - 151.
44. Бялый Г.А. В.Г.Короленко. М.-Л.: Художественная литература, 1949. - 370с.
45. Вальдгард С.Л. Очерки по психологии чтения. М.-Л.: Учпедгиз, 1931. - IIIc.
46. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Советский художник, 1963. - IIOc.
47. Васадзе А. Проблема художественного чувства. Тбилиси: Мец-ниереба, 1978. - 173с.
48. Васильев И.А., Поплужный В.Л. и др. Эмоции и мышление.-М.: МГУ, 1980.- 191с.
49. Водовозов В.И. О педагогическом значении басен Крылова. -Журнал Министерства народного просвещения, 1862, № 12, с. 7194.
50. Водовозов В.И. Словесность в образцах и разборах. Спб, 1868. - 407с.
51. Володина И.В. Развитие воссоздающего воображения как один из компонентов литературного развития младшего подростка. В кн.: Движущие силы развития личности. : Тюмень, ГУ, 1976,с.85-96.
52. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960. - 500с.
53. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол.очерк. М.: Просвещение, 1967. -93с.- 205
54. Выготский Л.С. 0 двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХв. Вопросы психологии, 1968, N2 2, с.149-156.
55. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. -576с.
56. Гафурова Х.М. Формирование представлений у учащихся 5-6 кл. Автореф. дис. .канд.пед.наук. Л., ЛГПИ, 1964. - 20с.
57. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М.: Просвещение, 1968. - 303с.
58. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.-Л.: Советский писатель, 1964.-382с.
59. Гинзбург С.С. Рисованный и кукольный ф1льм. М.: Искусство, 1957. - 286с.
60. Глинтерщик Р.В. Киносценарий как форма изучения литературного произведения и его роль в развитии образного видения учащихся. В сб.: Литература в средней школе, в.З, Л., Просвещение, 1966, с.73-106.
61. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1977. - 311с.
62. Голубков В.В. Художественное мастерство И.С.Тургенева. М.: Учпедгиз, 1960. - Е27с.
63. Горький М. Полное собр.соч. В 30-ти т., т.26. М.: Гослитиздат, 1953. - 464с.
64. Гришина Л.Я. Характеристика воссоздающего воображения с целью определения умений, необходимых для восприятия художественного произведения. В сб.: Восприятие и изучение литературного произведения в средней школе (под ред. Н.И.Кудряшева),
65. М., Педагогика, 1973, с.3-22.
66. Гринберг И.Л. Творчество Николая Тихонова. М.: Советский писатель, 1972. - 479с.
67. Давид Ф.М., Звере Т.В. Нравственно-эстетическое воспитание при изучении "Кладовой солнца" М.М.Пришвина в 5 классе.
68. В сб.: Методика преподавания литературы в средней школе. Л., ЛГПИ им.Герцена, 1975, с.88-107.
69. Данилов В.В. Литература как предмет преподавания. М., 1917. - 176с.
70. Дмитриева H.A. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962.-314с.
71. Дмитриева H.A. Слово и изображение. В кн.: Взаимодействие и синтез искусств. Л., Наука, 1978, с.47-50.
72. Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка. В сб.: Вопросы психологии личности школьника (под ред.Божович Л.И. и др.). М., АПН СССР, 1961, с.120-144.
73. Дубинская М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 4-5 кл.-Киев: Радянська школа, 1975. 175с.
74. Дудецкий А.Я. Воображение. Смоленск: ГПИ, 1969. - 94с.
75. Ершов Г.А. Михаил Михайлович Пришвин. Жизнь и творчество.-М.: Худож.лит., 1973. 189с.
76. Ефимова Е.М. Пейзаж в "Записках охотника" И.С.Тургенева. -В сб.: "Записки охотника" И.С.Тургенева. Орел, Орловская правда, 1955, с.247-280.
77. Ефремова Е.В. и др. Методическое руководство к учебной хрестоматии "Русская литература" для У1 кл. нац.школ. Л.: Просвещение, 1980. - 183с.
78. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинев: Штийнца, 1974. - 134с.
79. Зархин С.Б. Михаил Михайлович Пришвин. Липецк, 1960. - 24с.
80. Зепалова Т.С., Мещерякова Н.Я. Методическое руководство к учебному пособию для 5 кл.-М.: Просвещение, 1972. 237с.
81. Зольникова В.И. Самостоятельная работа учащихся над литературным произведением. М.: Просвещение, 1978. - 73с.
82. Изучение рассказа В.Г.Короленко "Дети подземелья" в У классе. Методическое письмо. Омск: ИУУ, 1971. - 12с.
83. Ильин Е.Н. Урок продолжается. М.: Просвещение, 1973. -151с.
84. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. -327с.
85. Калинина М.Ф. "Психологическая школа" в истории методики преподавания литературы. Автореф.дис. . канд.пед.наук.- Л., ЛГПИ, 1976. 21с.
86. Карсалова Е.В. Восприятие учащимися исторических произведений и основные принципы их изучения. В сб.: Вопросы изучения стиля писателя в школе. М., МГПИ им. Ленина, 1976,с.136-149.
87. Качурин М.Г. и др. Самостоятельная работа учащихся над текст-том художественного произведения (в У-У1 кл.). Л.: Учпедгиз, 1960. - 196с.
88. Качурин М.Г. Художественная деталь и анализ текста (4-5 кл.). В кн.: Анализ художественного произведения в школе. Л., ЛГПИ им.Герцена, 1972, с.80-89.
89. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. -391с.
90. Кожинов В.В. Виды искусства. М.: Искусство, 1960. - 128с.
91. Кожинов В.В. Время Пришвина. В сб.: Пришвин и современность. (Под ред.Выходцева П.С,). М., Современник, 1978, с.67-76.
92. Колокольцев Н.В. Пятый класс. В сб.: Преподавание литературы по новым программам. Методическое пособие (ред.Н.И.Куд-ряшев). М., Просвещение, 1970, с.52-71.
93. Колокольцев Н.В., Владимиров Е.В. и др. Методическое руководство к учебной хрестоматии "Русская литература" для 5 кл. нац.школы РСФСР. Л.: Просвещение, 1979. 143с.
94. Колосова Н. Здравствуй, музыка! М.: Молодая гвардия, 1969.-174с.
95. Киселев А.Л. Пришвин художник. Хабаровск, 1978. - 128с.
96. Коновалова Л.И. Развитие творческого воображения учащихся как методическая проблема. В сб.: Организация творческой деятельности учащихся на занятиях по литературе. Л., ЛГГШ им.Герцена, 1979, с.57-66.
97. Краковский А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1970. - 272с.
98. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965. - 315с.97., Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения. М.: Просвещение, 1981. - 190с.
99. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьников. Л.: Знание, 1967. - 38с.
100. Лебедев Ю.В. "Записки охотника" И.С.Тургенева. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. - 80с.
101. Левидов A.M. Автор-образ-читатель. Л.: ЛГУ, 1977. - 359с.
102. Левитов И.Д. Психологические особенности подростков. M«: АПН СССР, 1954. - 51с.
103. Леонтьев А.Н. О некоторых перспективных проблемах советской- 209 психологии. Вопросы психологии, 1967, Ш 6, с.7-27.
104. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. - 304с.
105. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972.-159с.
106. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., Наука, 1975, с.124-135.
107. Лотман Ю.М. 0 языке мультипликационных фильмов. В сб.: Семиотика культуры. Тарту, ГУ, 1978, с.143-147.
108. Лук А.Н. Эмоции и личность. М.: Знание. - 175с.
109. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки. М.: Музыка, 1983. - 72с.
110. Майорова A.B. Роль эмоционального и логического анализа в процессе формирования личности учащихся при изучении драматического произведения. Авюреф.дис. . канд. пед. наук. Л., 1978. - 18с.
111. ПО. Маневич Й.М. Кино и литература. М.: Искусство, 1966. -240с.
112. Маранцман В.Г. .$цинство субъективного восприятия и объективного смысла произведения при анализе лирического стихотворения в 6 кл. В сб.: Литература в средней школе, в 1У.Л,„ ЛГПИ им.Герцена, 1969, с.79-131.
113. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л.: Просвещение, 1974. - 176с.
114. Маранцман В.Г. Приемы анализа литературного произведения в школе. В сб.: Лекции по методике преподавания литературы. Л., ЛГПИ им.Герцена, 1975, с. 83-112.
115. Маркелов Г.И. Этюды по психологии искусства. Спб, 1913. -138с.
116. Марков М.Е. Искусство как процесс. М.: Искусство, 1970. -239с.
117. Маркова А.К. Психология обучения подростка. М.: Знание, 1975. - 62с.
118. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208с.
119. Молдавская Н.Д. Воспитание читателя в школе. М.: Просвещение, 1968. - 127с.
120. Молчанов В.В. Писательский замысел и пути формирования читательского восприятия: Автореф. дис. . канд. филол.наук. -Л., ЛГПИ, 1972. 15с.
121. Мотяшов И.П. Мастерская доброты. М.: Детская литература, 1969. - 318с.
122. Моэм B.C. Подводя итоги. М.: Иностранная литература, 1957. - 296с.
123. Бауман М. и др. Общество. Литература. Чтение. (Восприятие литературы в теоретическом аспекте). М.: Прогресс, 1978.-293с.
124. Наумова А.И. Черты истории и славянской древности в "Песнео вещем Олеге" Пушкина. Литер, в школе, 1983, № 4, с.51-52.
125. Наумова Н. Вчера, сегодня и завтра. Звезда, 1981, № 10, с.212-214.
126. Незайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.-М.: Музыка, 1972. 83с.
127. Непомнящий В. О сказках Пушкина. В кн.: Пушкин. Сказки. М., Худож.лит. 1973, с.14-15.
128. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. М.: Учпедгиз, 1959. - 206с.
129. Павлов И.П. Исследование высшей нервной деятельности. Киев: Госмвдиздат УССР, 1953. - 35с.
130. Питателева Р.Н. Развитие эмоционально-познавательной активности учащихся в обучении (на материале уроков литературыв 5-8 кл.): Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1975. -22с.
131. Полозова Т.Д. Открытие мира. М.: Просвещение, 1979. - 256с.
132. Плотников И.П. Методическая трилогия (часть I). Курск, 1921. - 348с.
133. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: Наука, i960. - 340с.
134. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967. - 263с.
135. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. -614с.
136. Пришвин М.М. Мой очерк. М., 1933. - ЗИс.
137. Пришвин М.М. Мои тетрадки. М.: Советский писатель, 1948. -238с.
138. Пришвин М.М. Дорога к другу. М.: Молодая гвардия, 1957. -140с.
139. Пришвин М.М. Собр.соч. в 6-ти т., т.6. М.: Гослитиздат, 1957. - 887с.
140. Прозоров В.В. О читательской направленности художественного произведения. В сб.: Литературное произведение и читательское восприятие. Калинин, ГУ, 1982, с.3-14.
141. Раппопорт С.Х. О природе художественного мышления. В кн.:- 212
142. Эстетические очерки, вып.2. М., Музыка, 1967, с.312-355.
143. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. -468с.
144. Раппопорт С.Х. Художественное представление и художественный образ. В кн.: Эстетические очерки. М., Музыка, 1973, с.45-94.
145. Рез З.Я. Изучение лирических произведений в школе (1У-УП кл.) Л.: Просвещение, 1968. 175с.
146. Рождественский Вс. Читая Пушкина. Л.: Детская литература, 1966. - 190с.
147. Роткович Я.А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе. Известия АПН РСФСР, М., 1953 - 352с.
148. Роткович Я.А. Очерки по истории преподавания литературы в советской школе. М.: Просвещение, 1976. - 835с.
149. Рубакин H.A. Этюды по психологии читательства. Русская школа, 1910, № II-I2.
150. Рубакин H.A. Психология читателя и книги. М.: ГИЗ, 1928. -308с.
151. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. - 423с.
152. Рыбак Л.А. Образное мышление и урок литературы. М.: Просвещение, 1966. - 203с.
153. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М.: Учпедгиз, 1945. - 280с.
154. Рыбникова М.А. Избранные труды. М.: АПН РСФСР, 1958. - 610с
155. Селиверстова Н.Е. Развитие образного мышления учащихся на начальном этапе изучения литературы в школе. Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., МГПИ им.Ленина, 1968. 19с.
156. Сигаева Т.Ф. Эффективность использования звукотехнических средств при подготовке к выразительному чтению басен И.А.Крылова. В сб.: Опыт проведения занятий по литературоведческим дисциплинам с помощью ТОО. Череповец, 1979, с.34-36.
157. Силкин Н.К. "Кладовая солнца". М.Пришвина в У классе. -Литер, в школе.1972, № I, с.38-49.
158. Симонов П.В. Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций. М.: АН СССР, 1962. - 139 с.
159. Симонов П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. - 93с.
160. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотива-ционно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975. - 175с.
161. Сквозников В.Д. Лирика. В кн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., Наука, 1964, с.173-237.
162. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. Воронеж: ГУ, 1982. - 154с.
163. Слонимский А.Л. Мастерство А.Пушкина. М.: Гослитиздат, 1963. - 527с.
164. Соколов Н.М., Тумим Г.Г. На уроках родного языка. Петроград, 1917. - 400с.
165. Соколов Н.М. Изучение литературного произведения в школе. -М.- Л.: ОГИЗ, 1928. 160с. '
166. Станиславский К.С. Работа актера над собой, ч.2. М.-Л.: Искусство, 1948. - 348с.
167. Станчек H.A. Урок-звено в системе уроков. В сб.: Урок литературы в школе. Л., ЛГПИ им.Герцена, 1974, с.39-58.
168. Степанов Н.Л. Мастерство Крылова- баснописца. М.: Советский писатель, 1956. - 290с.
169. Степанов Н.Л. Басни Крылова. М.: Художественная литература, 1969. II2c.
170. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. Спб, 1864. - 392с.
171. Таловов В.П. О читательской психологии и теоретических основах ее изучения. Л.: ЛГУ, 1973. - 77с.
172. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АПН, 1947. - 335с.
173. Тимошенко И.О. Изучение образа автора в художественном произведении (К вопросу о единстве эмоционального и логического в школьном преподавании литературы).: Авюреф.дис. .канд. пед.наук. Куйбышев, 1968. - 22с.
174. Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. - 270с.
175. Томашевский Б.В. Пушкин. Кн.1, I8I3-I824. М.-Л.: АН СССР, 1956. - 743с.
176. Тургенев И.С. Собр.соч. в 12 т., т.п. М.: Худож.литер., 1979. - 654с.
177. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки.-Тбилиси: АН СССР, 1961. 210с.
178. Хмельницкая Т.Ю. Творчество Михаила Пришвина. Л.: Советский писатель, 1959. - 283с.
179. Холодова З.Я. Сказочное в жанровой структуре произведений М.Пришвина. В сб.: Проблемы литературных жанров. Томск; ГУ, 1979, с.138-140.
180. Чирковская Т.В. В.Г.Короленко "Дети подземелья". В кн.: Очерки по методике литературного чтения в У-УП кл. ср.шк. Л.-М., Учпедгиз, 1951, с.64-91.
181. Чирковская Т.В. Устное словесное рисование. В сб.: Эстетическое воспитание в школе. М., Учпедгиз, 1962, с.138-170.
182. Чирковская Т.В. Искусство видеть природу. В сб. Литература в средней школе, в.З. Л., ЛГПИ им.Герцена, 1966, с.107-139.
183. Чумаков Ю.Н. "Зимний вечер" А.Пушкина. В сб.: Лирическое стихотворение. Л., ЛГПИ им.Герцена, 1974, с.36-44.
184. Шелестова З.А. Выразительное чтение на уроках. К изучению "Песни о вещем Олеге" Пушкина в 5 классе. Литература в школе, 1983, № 4, с.34-39.
185. Шереметевский В.П. Слово в защиту живого слова. -Спб, 1886, П5с.
186. Шошин В.А. Николай Тихонов. Очерк жизни и творчества. Л.: Художеств.литер., 1981. - 304с.
187. Щербина В.Р. А.Н.Толстой в процессе художественного творчества. Вопросы философии, 1965, 1й 5, с.83-93.
188. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения, т.З. М.: Искусство, 1964. - 671с.
189. Элиава Н.Л. Проблема установки в психологии мышления. Авюреф.дис. .доктора пед.наук (по психологии). Тбилиси, ГУ, 1966 - 39с.
190. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии, 1971, № 4, с.6-20.
191. Ягункова В.П. Формирование компонентов литературных способностей у школьников У класса. В сб.: Вопросы психологии способностей. М., Педагогика, 1973, с.175-214.
192. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.:1. Искусство, 1964. 85с.
193. Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника.-М.:Просвещение, " 1966.- 290с.