Темы диссертаций по педагогике » Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.03 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическое обеспечение культурной интеграции молодежи с нарушением зрения

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Нгуен Дык Минь
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.03
Диссертация по педагогике на тему «Педагогическое обеспечение культурной интеграции молодежи с нарушением зрения», специальность ВАК РФ 13.00.03 - Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Нгуен Дык Минь, 2001 год

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы культурной интеграции молодёжи с нарушением зрения

1.1. Интеграционный подход как основа развития современной тифлопедагогики

1.2. Сущность культурной интеграции слепых и слабовидящих —

Глава 2. Психолого-педагогические аспекты культурной интеграции молодёжи с нарушением зрения (ход и результаты сравнительного констатирующего эксперимента)

2.1. Отношения молодёжи с нарушением зрения в сфере культуры (на материале слепых и слабовидящих учащихся старших классов)

2.2. Изучение позиции семьи как фактор культурной интеграции молодёжи с нарушением зрения (на материале родителей слепых и слабовидящих старших школьников)

23. Проблемы культурно-интеграционной целенаправленности деятельности тифлопедагогов (на материале педагогов школ для слепых и слабовидящих)

Глава 3. Методические основы культурной интеграции молодёжи с нарушением зрения (ход и результаты формирующего эксперимента)-------:

3.1. Методические подходы к педагогическому обеспечению культурной интеграции молодёжи с нарушением зрения

3.2. Организационно-педагогические условия культурной интеграции молодёжи с нарушением зрения

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогическое обеспечение культурной интеграции молодежи с нарушением зрения"

Актуальность проблемы

Процессы преобразований, развернувшиеся в странах бывшего социалистического содружества, привели в числе прочего и к существенным изменениям в культурной жизни этих стран. Данные изменения носят сложный и неоднозначный характер, и потому одной из важнейших воспитательных задач становится сегодня формирование личности, способной динамично реагировать на изменения социокультурной ситуации и принимать активное и многоролевое участие в культурной жизни общества. Между тем, указанная задача становится особенно актуальной для коррекционно-образовательных учреждений для слепых и слабовидящих детей, поскольку глубокое нарушение зрительных функции само по себе осложняет включение ребенка в культурную практику, усиливая опасность своего рода культурной депривации слепого и слабовидящего. По существу, на это указывал ещё JI.C. Выготский, который отмечал, что любой дефект, в том числе зрительный, препятствует «врастанию» ребенка в культуру, нарушая нормальное течение этого процесса. Эта мысль чётко согласуется с выводами современной философии человека о том, что человек предстаёт в трёх взаимосвязанных, но относительно самостоятельных измерениях -биологическом, социальном и культурном (М.С. Каган, С.Н. Иконникова, Э.В. Соколов и др.), являясь тем самым био-социо-культурным существом. Однако если первые два измерения человека на сегодняшний день достаточно подробно исследованы в тифлологии, то проблемы развития слепых и слабовидящих детей в третьем, культурном измерении, т.е. проблемы их культурной интеграции, не становились в тифлопедагогике и тифлопсйхологии предметом специального и системного изучения. Отдельные вопросы, связанные с культурной интеграцией слепых и слабовидящих детей, рассматривались лишь в косвенном порядке, в процессе решения каких-либо других исследовательских задач, в частности, задач эстетического воспитания (Э.М. Стернина, Э.А. Ютрина, И.С. Моргулис и др.), задач развития коммуникативной культуры детей с нарушением зрения (Г.В. Никулина), задач организации культурного досуга инвалидов по зрению (Е.П. Синева, Н.Н. Куличева) и т.д. Наиболее заметный вклад в разработку проблем культурной интеграции в условиях зрительной депривации внесли исследования В.З. Кантора, которые посвящены художественному развитию слепых и слабовидящих. Однако они осуществлены на материале, главным образом, художественно-досуговой деятельности детей и взрослых с нарушением зрительных функций. Кроме того, эти работы не касались именно молодёжи с нарушением зрения, хотя именно с этапом ранней зрелости связан переход из школы в реальное, взрослое общество и его культурную жизнь. Это, с одной стороны, является весьма сложным моментом жизни слепого или слабовидящего в психолого-педагогическом плане, а с другой стороны, именно характер и успешность этого перехода отражают эффективность всего учебно-воспитательного процесса в школе в аспекте подготовки детей к участию в культурной жизни общества.

Таким образом, уровень разработанности в тифлопедагогике проблемы культурной интеграции молодёжи с нарушением зрения сегодня не соответствует степени её актуальности и значимости как в социальном, так и в собственно научном отношении.

Этим обстоятельством и был обусловлен выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Его цель заключалась в разработке теоретико-методических основ культурной интеграции молодёжи с нарушением зрения.

Объектом исследования выступала культурная интеграция молодёжи с нарушением зрения.

Предметом исследования являлись педагогические условия культурной интеграции молодёжи с нарушением зрения.

Гипотеза, положенная в основу исследования, заключалась в том, что порождаемое глубоким зрительным дефектом противоречие между масштабами и темпами культурного развития общества и соответствующими характеристиками индивидуального культурного развития при зрительной депривации усугубляется действием специфических субъективных факторов, определяющих недостаточную эффективность педагогического обеспечения культурной интеграции слепых и слабовидящих в период их школьного образования. В данном контексте разрешение этого противоречия в педагогическом плане обусловливается реализацией на трудовой стадии социализации молодёжи с нарушением зрения специальных педагогических форм организации её культурно-досуговой деятельности.

С учётом цели исследования, его объекта и предмета, а также сформулированной гипотезы в качестве задач исследования были выдвинуты:

1. Обоснование понятия и сущности культурной интеграции слепых и слабовидящих.

2. Изучение культурно-интеграционной эффективности учебно-воспитательного процесса в школьных коррекционно-образовательных учреждениях для слепых и слабовидящих.

3. Определение и изучение субъективных психолого-педагогических факторов культурной интеграции молодёжи с нарушением зрения.

4. Разработка и апробация методических подходов к обеспечению культурной интеграции молодёжи с нарушением зрения. Методологическую основу исследования образовали:

- философско-культурологическое представление о культуре как относительной самостоятельной подсистеме общества и сфере социальной практики; положение специальной психологии и коррекционной педагогики о дивергенции культурного и биологического начал в условиях аномального развития и о ведущей роли педагогических факторов в её преодолении; понимание педагогического обеспечения культурной интеграции слепых и слабовидящих как системы педагогических мер, средств, условий и педагогических действий, способствующих интериоризации социокультурного опыта лицами с нарушением зрения.

Организация, база и методы исследования. Исследование осуществлялось в 1997-2000 гг. и носило поэтапный характер.

На первом этапе (1997-1998 гг.) путём анализа тифлологической и культурологической литературы изучались теоретико-методологические аспекты проблемы культурной интеграции молодёжи с нарушением зрения.

На втором этапе (1998-1999 гг.) на базе школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей № 1 г. Москвы и №№ 1, 2 г. Санкт-Петербурга был осуществлён соответствующий констатирующий эксперимент, включавший интервью-анкетирование с элементами шкалирования, контент-анализ и математико-статистический анализ. Одновременно в условиях Санкт-Петербургского Комплекса социально-трудовой реабилитации инвалидов (КСТР) «Контакт» Всероссийского общества слепых, с опорой на программированное педагогическое наблюдение и анализ клубной документации, проводилось пилотажное эмпирическое исследование, направленное на выявление исходных культурно-досуговых предпочтений и ориентаций рабочей молодёжи с нарушением зрения.

Наконец, третий этап исследования (1999-2000 гг.) ознаменовался проведением на базе КСТР «Контакт» формирующего и контрольного экспериментов, связанных с внедрением теоретически обоснованных методических подходов к педагогическому обеспечению культурной интеграции молодёжи с нарушением зрения.

Научная новизна и значимость исследования обусловливаются тем, что в нём впервые поставлена, обоснована и изучена проблема интеграции молодёжи с нарушением зрения в культурную сферу жизни общества как важная проблема тифлопедагогической науки. В диссертации в русле комплексного теоретико-методического подхода впервые раскрыты сущностные педагогические характеристики и механизмы культурной интеграции молодёжи с.нарушением зрения. В результате этого определено новое актуальное направление педагогической деятельности, связанное с обеспечением устойчивого и эффективного протекания данного процесса.

В этом контексте теоретическая новизна и значимость исследования обусловливаются определением педагогических содержательно-целевых параметров процесса культурной интеграции молодёжи с нарушением зрения, обоснованием социально-t педагогических, индивидуально-педагогических и организационно-педагогических факторов его протекания.

В свою очередь, практическая ценность исследования связана: - с изучением отношений молодёжи с нарушением зрения в сфере культуры, что служит основой реализации дифференцированного подхода в практической педагогической деятельности по обеспечению интеграции молодёжи с нарушением зрения в культуру;

- с изучением позиции родителей юношей и девушек с нарушением зрения в сфере культурной деятельности, что создаёт предпосылки мобилизации педагогического потенциала семьи как института культурной интеграции молодёжи с нарушением зрения; с изучением культурно-интеграционной направленности деятельности тифлопедагогов школ для слепых и слабовидящих, что позволяет установить пути повышения эффективности педагогического процесса в специальной школе в культурно-интеграционном его аспекте;

- с разработкой и апробацией методических подходов к обеспечению культурной интеграции молодёжи с нарушением зрения, предполагающих создание и развитие соответствующих молодёжных культурно-досуговых объединений.

На защиту выносятся:

1. Вывод о том, что интеграционный подход является одной из основ развития современной тифлопедагогики, реализуясь как в идее социальной интеграции инвалидов по зрению, выражающей целевые установки педагогической деятельности в отношении слепых и слабовидящих, так и в актуализации интегрированных форм организации их обучения и воспитания.

2. Теоретический вывод о том, что культурная интеграция слепых и слабовидящих — это неотъемлемая составная часть процесса их социальной интеграции в целом, связанная с повышением уровня культурного развития общества в целом и инвалида по зрению в частности. Она осуществляется на основе комплексной реализации мер политического, социально-экономического, психолого-педагогического характера и активного усвоения незрячими социально-культурного опыта, а также их участия во всех видах жизнедеятельности общества. Среди них особую роль играет деятельность в сфере художественной культуры как подейстемы общества.

3. Экспериментальные выводы о том, что:

- статус слепых и слабовидящих молодых людей (учащихся старших классов) как субъектов культуры не является оптимальным в психолого-педагогическом плане, что выражается в преимущественно индифферентном характере их отношений в сфере культурной деятельности. При этом данные отношения обнаруживают зависимость от факторов глубины и времени наступления зрительного нарушения, а также от фактора пола.

- семья как институт культурной интеграции молодёжи с нарушением зрения реализует свой потенциал в этом плане не в полной мере, что связано с нечёткостью осознания родителями роли культурной деятельности в жизни своих детей. деятельность тифлопедагогов школ для слепых и слабовидящих характеризуется недостаточной целенаправленностью в культурно-интеграционном аспекте. Тифлопедагоги осознанно не реализуют свою роль как посредники в передаче социокультурных ценностей, норм культурного поведения и т.п. своим учащимся, т.е. не выступают как организаторы процесса культурной интеграции слепых и слабовидящих выпускников школ.

4. Вывод о том, что принципами, лежащими в основе педагогической деятельности по обеспечению культурной интеграции молодёжи с нарушением зрения, являются:

- опора на встречную активность инвалидов по зрению и нормально видящих в социокультурной сфере;

- соответствие содержания и форм деятельности слепых и слабовидящих целям их культурной интеграции;

- комплексность, предполагающая рассмотрение проблемы культурной интеграции инвалидов по зрению во всех ее реальных компонентах;

- связь культурной деятельности слепых и слабовидящих с культурной жизнью общества; гуманистическая направленность, стимулирующая формирование культурного развития и предоставляющая возможность слепым и слабовидящим проявлять и развивать свои способности; последовательность и систематичность в организации культурной деятельности слепых и слабовидящих;

- добровольность участия как слепых и слабовидящих, так и зрячих в социально-культурной деятельности;

- соответствие содержания и форм деятельности интересам и уровню культурного развития участников.

5. Методика педагогического обеспечения культурной интеграции молодёжи с нарушением зрения, предполагающая создание молодёжного культурно-досугового объединения слепых и слабовидящих, основными этапами деятельности которого выступают:

- актуализация проблемы культурной интеграции слепых и слабовидящих;

- подготовка к работе молодежного культурно-досугового объединения слепых и слабовидящих;

- реализация обсужденного плана культурной деятельности; реальная совместная социально-культурная деятельность слепых, слабовидящих и нормально видящих.

Ведущими направлениями его деятельности выступают:

- культурно-образовательная работа;

- культурно-информационная работа; и

- культурно-комметаторская работа;

- культурно-ориентационная работа;

- культурно-творческая работа.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путём: использования диссертационных материалов в рамках спецкурса «Социокультурные основы реабилитации инвалидов по зрению», читаемого на отделении тифлопедагогики факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена;

- публикации материалов исследования в специальной печати: изданы две работы;

- выступления на научной конференции «Научно-практические проблемы образования инвалидов как социальной группы». (Санкт-Петербург, 2000 г.)

Заключение диссертации научная статья по теме "Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)"

Заключение

Проведённое диссертационное исследование, носившее теоретико-экспериментальный характер, было посвящено актуальной и до настоящего времени недостаточно изученной в тифлопедагогике проблеме культурной интеграции молодёжи с нарушением зрения.

В ходе исследования были обоснованы понятие и сущность культурной интеграции слепых и слабовидящих, изучена культурно-интеграционная эффективность учебно-воспитательного процесса в школьных коррекционно-образовательных учреждениях для слепых и слабовидящих. Были определёны и изучены субъективные психолого-педагогические факторы культурной интеграции слепых и слабовидящих учащихся старших классов, и, наконец, разработаны и апробированы методические подходы к обеспечению эффективного протекания данного процесса.

Таким образом, в полной мере были реализованы целевые установки исследования, определённые на начальном его этапе. При этом полученные результаты теоретического и практического характера подтвердили правильность гипотезы, положенной в основу исследования. С учётом этого, становится возможным сделать ряд выводов теоретического, прикладного и методического характера.

Интеграционный подход является одной из основ развития современной тифлопедагогики и реализуется как в идее социальной интеграции инвалидов по зрению, выражающей целевые установки педагогической деятельности в отношении слепых и слабовидящих, так и в актуализации интегрированных форм организации их обучения и воспитания. При этом важнейшей стороной социальной интеграции слепых и слабовидящих выступает их культурная интеграция, представляющаяся собой процесс повышения уровня культурного развития общества в целом и инвалида по зрению в частности.

Статус старшеклассников специальной школы для слепых и слабовидящих как субъектов культуры не является оптимальным в психолого-педагогическом плане. Это выражается в преимущественно индифферентном характере отношений слепых и слабовидящих учащихся старших классов к сфере культурной деятельности. При этом данные отношения обнаруживают зависимость от пола, глубины и времени наступления зрительного нарушения:

- незрячие молодые люди более чем девушки готовы к взаимодействию с искусством, и, наоборот, установки к окружающим как субъектам культурной деятельности выражены сильнее у слепых и слабовидящих девушек, чем у юношей;

- отношению к искусству как предметному ядру культуры большую значимость придают те, у кого зрение более сохранно;

- лица с врожденной зрительной патологией оценивают свой потенциал в сфере культурной деятельности выше, чем лица с приобретённой зрительной патологией.

При этом оптимизация одного компонента отношения слепых и слабовидящих молодых людей к сфере культуры неизбежно должна приводить к оптимизации других компонентов. Тем самым, для улучшения отношений слепых и слабовидящих в культурной сфере в целом необходимо организовывать параллельные социально-педагогические воздействия на их компоненты.

Большинство родителей не видят функции культуры как сферы социальной интеграции своих детей, не определяют функции специальной школы для слепых и слабовидящих как института передачи социально-культурной информации молодому поколению и трансляции культурных ценностей и норм поведения. Семья, таким образом, реализует свой потенциал в этом плане не в полной мере, что связано с нечёткостью осознания родителями роли культуры в жизни своих детей. Они недооценивают то значение, которое имеет обеспечение готовности молодежи с нарушением зрения к жизнедеятельности в культурной сфере социальной практики. Никто из них, кроме того, не видит в интегрированном обучении предпосылки культурной интеграции своих незрячих детей. Поэтому принципиально важна когнитивная пропаганда среди родителей слепых и слабовидящих детей сущности и необходимости процесса культурной интеграции лиц с нарушением зрения.

Деятельность тифлопедагогов школ для слепых и слабовидящих характеризуется недостаточной целенаправленностью в культурно-интеграционном аспекте. Тифлопедагоги осознанно не реализуют свою роль как посредники в передаче социокультурных ценностей, норм культурного поведения своим учащимся, т.е. не выступают как организаторы процесса культурной интеграции слепых и слабовидящих учащихся. Они четко не определяют функции специальной школы для слепых и слабовидящих детей как культурного института, источника передачи социально-культурной информации молодому поколению и овладения им культурными ценностями и нормами поведения. Лишь молодые тифлопедагоги, причём, воспитатели в большей степени, чем учителя, хотели бы, чтобы слепые и слабовидящие дети обучались по интегрированному принципу. Реабилитационно-интеграционный аспект не обнаруживается тифлопедагогами и при определении критериев оценки эффективности работы специальной школы.

Эффективный путь реализации интеграционного процесса включения молодёжи с нарушением зрения и нормально видящих в социокультурное взаимодействие связан с созданием молодёжного культурно-досугового объединения, в основе деятельности которого лежат следующие педагогические принципы:

- опора на встречную активность инвалидов по зрению и нормально видящих в социокультурной сфере;

- соответствие содержания и форм деятельности слепых и слабовидящих молодых людей целям их культурной интеграции;

- комплексность, предполагающая рассмотрение проблемы культурной интеграции инвалидов по зрению во всех её реальных компонентах и включающая в себя: а) определение знаний, умений, навыков социокультурного плана; б) обеспечение дополнения и углубления социокультурных знаний, умений и навыков; в) содействие синтезированию фрагментарной информации, почерпнутой из различных источников; г) целенаправленное использование всех средств и методов просвещения и пропаганды для формирования социокультурной активности и культурного развития слепых и слабовидящих; д) сочетание пропаганды и вовлечения молодёжи с нарушением зрения в сознательную и активную художественно-творческую деятельность; е) педагогическое обеспечение органического единства групповой и индивидуальной деятельности слепых и слабовидящих юношей и девушек с учетом различных особенностей зрительного нарушения и влияния различных видов культурной деятельности на их жизненную позицию;

- связь культурной деятельности слепых и слабовидящих с культурной жизнью общества;

- гуманистическая направленность, стимулирующая культурное развитие и предоставляющая возможность слепым и слабовидящим проявлять и совершенствовать свои способности, снимать трудовую усталость, способствовать укреплению здоровья, общению с окружающим миром;

- соответствие содержания и форм деятельности интересам и уровню культурного развития инвалидов по зрению; последовательность и систематичность в организации культурной деятельности слепых и слабовидящих;

- добровольность участия как слепых и слабовидящих, так и зрячих в социально-культурной деятельности.

В педагогическом плане развитие молодёжного культурно-досугового объединения слепых и слабовидящих как фактора их культурной интеграции носит поэтапный характер, включающий в себя: а) этап актуализации проблемы культурной интеграции инвалидов по зрению, который требует решения следующих задач:

- установление различия между уровнем культурного развития общества и уровнем развития культуры у инвалидов по зрению;

- доведение до сознания инвалидов по зрению уровня их культурного развития;

- разъяснение им роли культуры в их социализации; б) этап подготовки к культурной деятельности инвалидов по зрению, который требует:

- объединения слепых и слабовидящих молодых людей;

- организации оптимальной культурной среды для совместной деятельности с нормально видящими;

- составление плана работы каждого члена группы и коллектива в целом в соответствии с учётом бюджета времени всех участников;

- определение содержания и форм культурной деятельности коллектива;

- подготовка целевой и материальной базы объединения; в) этап культурной деятельности участников объединения по выбранным планам, который определяется задачами:

- организация увлекательной и доступной всем участникам культурной деятельности объединения;

- привлечение к участию в работе коллектива новых участников, в том числе и зрячих людей;

- пропаганда деятельности объединения;

- корректировка плана работы в соответствии с реальными особенностями, способностями и возможностями участников; подготовка средств и материалов, необходимых для совместной культурной деятельности объединения с окружающими; г) этап совместной социокультурной деятельности слепых, слабовидящих и нормально видящих, задачами которого являются:

- установление и укрепление конструктивных межличностных отношений и взаимопонимания между инвалидами по зрению и нормально видящими;

- создание условий для удовлетворения потребностей слепых и слабовидящих людей в самовыражении, самоутверждении, вместе с тем, удовлетворение познавательных, коммуникативных и рекреационных потребностей;

- организация разностороннего культурного взаимодействия слепых и слабовидящих молодых людей и нормально видящих в различных его формах, в результате которого слепые и слабовидящие должны уметь уверенно проявлять свои культурные способности среди инвалидов по зрению и среди зрячих, испытывать потребность в участии в культурной жизни общества, самостоятельно организовывать культурные занятия вместе с другими инвалидами по зрению и зрячими, свободно участвовать и вовлекать других в различные виды культурной деятельности ВОС и общества в целом.

Основные направления педагогической деятельности по обеспечению культурной интеграции молодёжи с нарушением зрения связаны с осуществлением: культурно-образовательной работы, проявляющейся в систематическом углублении знаний о культурных ценностях и осуществляющейся в виде лекций или докладов; культурно-информационной работы, т.е. оперативного ознакомления слепых и слабовидящих с общезначимыми новостями культурной жизни общества;

- культурно-комментаторской работы, связанной с оценкой, детализацией, анализом актуальных культурных фактов и событий;

- культурно-ориентационной работы, предполагавшей выбор членами объединения того или иного вида культурной деятельности в соответствии со своими интересами, потребностями и возможностями;

- культурно-творческой работы, реализующейся на двух уровнях - авторском (или соавторском) и исполнительском.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Нгуен Дык Минь, Санкт-Петербург

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Уч-к. для студ. вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 624 с.

2. Агеев Е. К вопросу о культуре слепых//Наша жизнь. -1982. № 6. С.38

3. Ананев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека//Психология личности. Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999. -Т.2.

4. Бельмер В.А. Внеклассное изобразительное творчество в школе для слепых и слабовидящих детей//Эстетическое воспитание лиц с глубоким нарушением зрения. М., 1989. - С.25

5. Биран В.П. Инвалидность при патологии органа зрения и реабилитация слабовидящих и слепых. Минск: Беларусь, 1979. -С.50-52

6. Блонский П.П. Педология: кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений//под ред. В.А. Сластенина. — М.: ВЛАДОС, 1999. -288 с.

7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Уч-к для вузов. -СПб.: Питер, 2000. 304 стр.

8. Бордовский Г.А., Никитина М.И., Бочкарева И.А., Гороховатская Н.В. Интегрированное обучение: Проблемы и перспективы. Мат-лы международного семинара: СПб.: Образование, 1996. - С. 129-130

9. Буткина Г.А. Некоторые типы нарушения внутрисемейных отношений//Воспитание ребёнка с нарушением зрения в семье/подредакцией В.П. Солнцевой, В.П. Ермакова М.: АПН СССР, 1979. с.бз ;

10. Введение в теорию художественной культуры/под ред. Л.М. Мосолова. СПб., 1993. - C.3-8

11. Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье/под ред. Солнцевой В.П., Ермакова В.П., М.: АПН СССР. 1979.

12. Выготский JI.C. К психологии и педагогике детской дефективности/УВопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1924. - С. 16

13. Выготский JI.C. Психология//Серия «Мир психологии». М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.

14. Выготский Л.С. Развитие высших психических функции. -М„ 1960. С.55

15. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка//Психология личности. Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999. -Т.2

16. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: СПб Ун-т, 1996. - С.3-92

17. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. - Т.2.- С.283316

18. Гончарова Г.С. Семья и образование//Интеграция науки, образования и культуры. Новосибирск, 1997. - С.96-98

19. Гудонис В. Пути интеграции незрячих в обществе//Современное исследование по проблеме учебной и трудовой деят-ти аномальных детей. М.: АПН, 1980. - С.20-21.

20. Гудонис В. Искусство и реабилитация незрячих//Эстетическое воспитание лиц с глубоким нарушением зрения. М., 1989. - С.21-23

21. Гудонис В. Искусство и слепота//Наша жизнь. 1998 - № 5

22. Гудонис В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушением зрения//Дефектология 1996 - № 2 - С. 7-12

23. Джениган К. Слепота: физический недостаток или характеристика//Наша жизнь 1999 - №№ 1, 2, 3.

24. Ермаков В.П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

25. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М.: Просвещение, 1990. -С.142-143

26. Есенская Я. Задачи школы в подготовке детей с недостатками зрения к самостоятельной жизни//Актуальные проблемы социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению. — Минск, 1991. С.74-75

27. Жохов В.П., Особова Т.З. К вопросу о профессиональной пригодности выпускников школ для слабовидящих детей. -М. С. 2473

28. Заорска Мажена. Коррекция и развитие средств общения у слепых и слабовидящих детей младшего школьного возраста в условиях специальной школы—интерната: Дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. Л., 1991. - С.33-35

29. Зенович Е.С. Словарь иностранных слов и выражений. -М.: ОЛИПМ,1998. С.184

30. Зимин Б.В. Проблема общественной интеграции слепых//Наша жизнь. 1974 - № 9

31. Зубков М. А.С. Пушкин и его друзья//Наша жизнь. 1999 -№ 12 - С.24

32. Иконникова С.Н., Соколов Э.В. Диалектика развития лйчности//Духовная культура развитого социализма и личность. Л., 1980.

33. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1998. -С.11-27

34. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. - 416с.

35. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М., 1974.

36. Кантор В.З. Инвалиды по зрению в мире художественной культуры. СПб., 1996. - 156 с.

37. Кантор В.З. Самодеятельный художественный коллектив как фактор социальной реабилитации слепых и слабовидящих: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Л., 1989. - С.22

38. Кантор В.З. Художественное развитие слепых и слабовидящих как проблема теории и практики тифлопедагогики: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. СПб., 1997.

39. Клубоведение/ Под ред. В.А. Ковшарова, Н.П. Скрыпнева, А.Г. Соломоника. М.: Просвещение, 1972.

40. Клубоведение/ Под ред. проф. С.Н. Икониковой и чл. корр. АПН СССР проф. В.И. Чепелева. М.: Просвещение, 1980.

41. Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б., Куличева Н.И. Тифлопедагогика. М.: Пед-ка, 1975,- Т.4.

42. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. - 207 с.

43. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. М., ЛОГОС, 1999. - С.133, 157-159

44. Краткий политический словарь. М.: Политиздат, 1989. -С. 268

45. Круглова Т.А. Возможность интеграции учебных занятий в специальной начальной школе//Формирование и развитие гуманистических свойств личности инвалидов по зрению/состав. В.З. Кантор, В.К. Рогушин. М„ 1994. - С.8-16

46. Кузнецов И.Е. К проблеме образования детей-инвалидов по зрению//Московские педагогические чтение актуальные проблемы спец. пед-ки и спец. псих-гии: Тез. докл. науч. конф. - М., 1999.

47. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Уч-к для студ. сред, и высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 1999. - С.39-45

48. Куличёва Н.И. Формы и методы культурно-просветительной работы в ВОС. М.: ВОС, 1983. - 144с.

49. Культурология XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. - С253

50. Культурология: Уч-к для студ. техн. вузов./Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высш. школа, 1998. - С. 145

51. Литвак А.Г. Восприятие человека при слепоте//Наша жизнь. 1982 - № 2 - С.34-36

52. Литвак А. Г., Феоктистова В. А. О возможных путях подготовки слепых детей к самостоятельной жизни в обществе//Журнал слепых Европы. 1989. - № 1 - С.25-31

53. Литвак А.Г. НТР и проблема интеграции слепых/ЛНаша жизнь. 1977г. - № 2 - с. 24-26

54. Литвак А.Г. Тифлопсихология. М.: Просвещение, 1985. -208 с.

55. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Кн. для учит., воспитат. -М.: Ноосфера, 1999. С.8-24, 61-71

56. Малышеский А.Ф. Мир человека: Пособ. для учит. М.: Интепракс, 1995. - С.7-8, 166

57. Мальков В.А., Рогушин В.К. Гуманизация общества -важное условие социальной интеграции инвалидов по зрению//Формирование и развитие гуманистических свойств личности инвалидов по зрению/Сост. В.З. Кантор, Ю.И. Кочетков,

58. B.К. Рогушин. М., 1994. - С. 1-7

59. Мальков В.А., Рогушин В.К. Нравственный аспект эстетического воспитания слепых и слабовидящих учащихся//Эстетическое воспитание лиц с глубоким нарушением зрения. М., 1989. - С. 71

60. Маркус Вайзен. Право принимать участие в культурной жизни общества//Журнал слепых Европы 1991 - № 2 - С. 13-27

61. Масальгин Н.А. Математнко-статистические методы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974.

62. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - С.71

63. Методические рекомендации реабилитологам по формированию коллективов предприятий ВОС. М.: ВОС, 1983.1. C.17-21

64. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учеб. пособие. -М.: Фаир пресс. 1999. 231 с.

65. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Ин-т практич. психол., 1997. - С. 192

66. Мудрик А.В. социальная педагогика. Уч-к для студ. педвузов/под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 1999. - 184 с.

67. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действйтельности//Психология личности. М., 1983.

68. Народы России//БЭС. М., 1994. - С.456

69. Научно-практические проблемы образования инвалидов как социальной группы. Мат-лы науч. практич. конфер./под ред. С.С. Лебедевой. СПб.: ИОВ РАО, 2000. - 170с.

70. Нейл Смелзер. Социология. -М.: Феникс, 1994. С.42-69

71. Никитина М.И. Соотношение дифференцированного интегрированного обучения. Проблема подготовки специалистов по коррекционной педагогике//Сб. по реабилитации слепых./Под ред. проф. А.Г. Литвака. -М.: ВОС, 1982. С.67-70

72. Никулина Г.В. Основные направления развития современной отечественной тифлологии//Современные теоретические экспериментальные и методические проблемы тифлологии. /Сост. Г.В. Никулина, В.З. Кантор, В.К. Рогушин. СПб.: Образование. 1997. - С.4-9

73. Никулина Г.В. Проблема социализации инвалидов по зрению в отечественных теоретических и практических исследованиях//Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

74. Никулина Г.В. Развитие коммуникативной культуры в образовательном процессе как условие интеграции инвалидов по зрению/Юбразование как фактор интеграции инвалидов в общество: теория, практика, перспективы./Сост. С.С. Лебедева. СПб., 1999.

75. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь 3-е изд. - Ярославль, 1999. - С.44

76. О культурологических основаниях базисного учебного плана общеобразовательных учреждении Р.Ф.: Методическое письмо мин. Образ. Р.Ф. № 351/11 от 03.04.1995//А.Ф. Малышевский. Мир человека. Пособ. для учит. М.: Интерпракс, 1995. - С.160-188

77. Пехина И.В., Петрова Ф.Н. Русский словарь иностранных слов в русском языке. — М.: ЮПВЕС, 1997.

78. Психо лого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации/Под ред. JI.M. Шипицыной. СПб.: Ин-т спец. пед. и психол. им. Р. Валленберга, 1999. — 202 с.

79. Рейсвейк К. Ван. Интеграция: Понятие с множеством значений//Интегрированное обучение: Проблемы и перспективы. -СПб.: Образование. 1996. С.39-45

80. Рогушин В.К., Мальков В.А. Функционально-динамический характер социальной интеграции инвалидов по зрению//Новые подходы в теории и практике обучения, воспитания, реабилитации слепых и слабовидящих.ЛПод ред. М. И. Никитиной- М., 1995. С.33-35

81. Савраскин А. Спецбиблиотека на фоне кризиса//Наша жизнь 1999 - №1 - С.24

82. Саматова А. Каждый выбирает свой путь//Наша жизнь — 1999 № 1 - С.21-22.

83. Сборник по реабилитации слепых./Под ред. А.Г. Литвака. -М., 1982. С.62-65

84. Сидоренко Е.В. Методы математической отработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

85. Силькин П.Н. Проблема социально-психологической реабилитации слепых. М.: ВОС, 1981. - 90 с.

86. Синева Е.П. Психологическое изучение взаимоотношений сйепых в производственных и школьных коллективах//ДефектолЬгия. 1984 - № 1 - С.20-27

87. Синева Е.П. Социально-психологические функции культурно-массовой работы на предприятиях УТОС//конспекты лекции на правах рукописи. Киев: УТОС, 1980. - 25с.

88. Смирнов В.И. Общая педагогика. В тезисах, дефинициях, иллюстрациях. Пед. общество России, М., 1999.

89. Советский энциклопедический словарь./Под ред. A.M. Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1997.

90. Солнцева Л.И. Дети с нарушением зрения в массовой школе//Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. СПб., 1995. - С.28-32

91. Социальная педагогика: курс лекции/Под ред. М.А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2000. - 416 с.

92. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. Пособие для социальных работников./Глав. ред. А.И. Осадчик М.: Центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1997. - С.11

93. Социология. Основы общей теории./Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. М.: Аспект-пресс, 1998. - С.182 - 188

94. Спажин С.Д. Учитель//Актуальные проблемы социально-трудовой реабилитации инвалидов. Минск, 1991.

95. Справочник активиста ВОС. М., 1985. - 261 с.

96. Справочник активиста ВОС. М., 1989. - 261 с.

97. Ставская Н.Р., Комарова Э.И., Булычев И.И. К проблеме соотношения категории «культура» и «деятельность»//Культура как целостное явление: проблемы и методология изучения: Сбор. науч. труд. Л., 1983. - С.29

98. Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих школьников. Л., 1981.

99. Суворов А.С. Не Робинзон на необитаемом острове//Наша жизнь 1996 - № 12. - С.18-19

100. Убалехт Н.П. Учебный курс «Мировая художественная культура» в формировании личности учащегося с нарушенным зрением//Формирование и развитие гуманистических свойств личности инвалидов по зрению./Сост. В.З. Кантор, Ю.И. Кочетков,

101. B.К. Рогушин. М., 1994. - С.58

102. Федоров А.В. Социальная защита молодых инвалидов-горожан в условиях перехода к рыночной экономике. СПб.: СПб. ун-та, 1999. - 104 с.

103. Фридман П.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1998. - С.3-20, 285-287

104. Фромм Э. Личность в современной культуре/ЛГеории личности в западноевропейской и Американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. — Самара: Бахрах, 1996.1. C.249-260

105. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

106. Хрусталев С.А., Гильд С.А., Боброва Л.И. Методика и практика социально-психологической реабилитации незрячих. М.: ВОС, 1986.-66 с.

107. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Питер, 1997.

108. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: ВЛАДОС, 1998. С. 11-32.

109. Шипицына Л.М., Рейсвейк К. Ван. Навстречу друг другу: Пути интеграции. СПб., 1998. - С. 12-35

110. Шредер Ф., Где обучать слепых детей и кто отвечает за их обучение: пересмотр мейстреминга//Сб. ст. по воспитанию и обучению слепых и слабовидящих детей. СПб., 1995. - 22 с.

111. Ютрина Э.А. Коррекционно-педагогические условия использования фольклора в эстетическом воспитании учащихся V-XI классов школы слепых: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1992. -18 с.

112. Яковлев С.Я. Адаптация тотально слепого в коллективе зрячих//Мат-лы науч.-практ. конфер. не зрячих работ, интеллект, труда. М„ 1983. - С.78-80

113. Collins. Большой толковый социологический словарь-Т.1, -М.: ВЕЧЕАСТ, 1999.

114. Country reports on special education//The fourteenth APAID regional seminar on special education. Kanagawa, Japan, 06.11.1994.

115. Creating an Inclusive School. Richard A. Villa and Jacqueline S. Thousand, Editors. ASCD (Association for Supervision and Curriculum Development).

116. Nguyen Van Huong, Le Sinh Nha, Pham Toan, Nguyen Due Minh. // So tay cham soc giao due tre khiem thi. Hanoi, 1996.

117. Peter Appelhans. Integration of visually impaired students.//European Journal of special needs education. Vol.8, 1993 - № 3 - P.221-237

118. Образование (вуз,факультет).

119. Являетесь ли вы сами инвалидом по зрению (если да, то какойгруппы).

120. Кто из детей учится в спец. школе сын / дочь Состояние его (её) зрения - слепой / слабовидящий

121. В чем вы видите главную функцию деятельности школы, в которой учится ваш сын (дочь)?

122. Каковы перспективные задачи школы, в которой учится ваш сын (дочь)?

123. В чем заключаются текущие задачи школы, в которой учится ваш сын (дочь)?

124. В чем вы видите основное предназначение педагога, работающего в школе для слепых и слабовидящих детей?

125. Назовите основные критерии эффективности работы школы, в которой учится ваш сын (дочь).

126. Назовите самые яркие события из жизни произошедшие с ним во время учёбы в школе:

127. Какие надежды Вы возлагаете на своего ребёнка?1вашего ребёнка,

128. Чему, на ваш взгляд, прежде всего должна научить Вашего ребёнка школа?

129. В чём, на ваш взгляд, нынешнее поколение превосходит предыдущее?

130. В чём, на ваш взгляд, нынешнее поколение уступает предыдущему?

131. Что на ваш взгляд целесообразнее : обучать слепых/слабовидящих детей в спец. школе-интернате или по принципу интегрированного обучения? Почему?to

132. Or каких трудностей Вы бы хотели уберечь своего ребёнка?i I1 13. Долг тифлопедагога можно считать выполненным, если.1.i II

133. Вы можете считать свой родительский долг выполненным, если Ваш ребёнок.1. Пол (жен/муж).1. Возраст.

134. Образование (вуз, факультет).

135. Стаж педагогической работы.в т.ч. со слепыми/слабовидящими.

136. Специализация, профиль работы.

137. С каким контингентом детей работаете в настоящее время :слепые, слабовидящие (нужное подчеркнуть).

138. В чем вы видите главную функцию деятельности Вашей школы?

139. Каковы перспективные задачи Вашей школы?

140. В чем заключаются текущие задачи Вашей школы?

141. В чем вы видипге основное предназначение педагогической деятельности Вашего профиля?

142. Назовите основные критерии эффективности работы Вашей школы?

143. В каких формах Вы поддерживаете связи с Вашими выпускниками?

144. Назовите самые яркие события из жизни ваших выпускников, происшедшие с ними после окончания школы?

145. Какие надежды Вы связываете со своим приходом на работу в • новый класс?

146. Чему, на ваш взгляд, Вы прежде всего должны научить Ваших питомцев?

147. В чём, на ваш взгляд, нынешнее поколение превосходит предыдущее?

148. В чём, на ваш взгляд, нынешнее поколение уступает предыдущему?12 . Что на ваш взгляд целесообразнее : обучать слепых/слабовидящих детей в спец. школе-интернате или по принципу интегрированного обучения? Почему?

149. От каких трудностей Вы бы хотели уберечь своих выпускников?

150. Долг тифлопедагога можно считать выполненным, если

151. Опросный лист для интервью- анкетирования юношей и взрослых1. Пол:

152. Использование здесь шкалы от 2 до 5 обусловливается её привычностью для каждого респондента.

153. При математической обработке анкетных материалов выставленные респондентом оценки должны быть перенесены в основную шкалу от 0 до 3, т.е. снижены каждая на 2 балла.

154. Опросный лист для интервью-анкетирования зрячих1. Пол:1. Возраст (полных лет):1. Образование:

155. Представьте себе, что Вам предложили поехать на экскурсию вместе с группой инвалидов по зрению. Как Вы поступите?- безусловно, согласитесь (3)- скорее всего, согласитесь (2)- вероятно, откажетесь (1)- безусловно, откажетесь (0)

156. Представьте себе, что Вас пригласили на культурно-массовое мероприятие (вечер, праздник) в Дом культуры общества слепых. Как Вы поступите?- безусловно согласитесь (3)- скорее всего, согласитесь (2)- вероятно, откажетесь (1)- безусловно, откажетесь (0)

157. ДАННЫЕ ИЗ ОПРОСНОГО ЛИСТА ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ

158. Пол Глубина нарушения зрения Время потери зрения Отношение к себе как С.К.Д. Отношение к другим как С.К.Д. Оношение к исскуству как Я.К.

159. Муж. Жен. Сл. Ч/в Сл/в. Врож. Приоб. 1.1. 1.2. 1.3. 2.1. 2.2. 2.3. 3.1. 3.2. 3.3.

160. X X X 8 11 2 1 2 7 10 6 9

161. X X X 6 6 1 6 4 4 11 0 10

162. X X X 10 8 12 7 5 8 12 3 6

163. X X X 7 12 1 8 6 8 18 6 19

164. X X X 6 7 5 8 6 8 13 3 13

165. X X X 7 9 8 8 2 11 12 5 13

166. X X 5 5 6 6 3 9 15 4 9

167. X X X 7 11 8 8 2 11 11 7 4

168. X X X 5 6 3 8 5 6 18 6 12

169. X X X 7 7 6 5 6 10 17 9 15

170. X X X 6 7 6 7 7 10 16 7 23

171. X X X 9 7 11 4 2 7 9 5 9

172. X X X 7 10 5 5 4 5 9 6 7

173. X X X 7 11 7 8 7 10 17 5 14т CD о CO o Oi CD CD о OO o> T CM U) Ю CO CM CD CO

174. CD CO CD ^ CM CD Ю Ю Ю о CO CD Ю COо CD C\l CD со CD OO CD o CM 00 OO co CD CO- О Ю 4J- 00 CO о CM CD Ю о - CM o о о

175. CM Ю Ю LO CM CN 4J- Ю CO CO 0O Ю CO Юю CO OO 00 CM Ю 00 o> oo oo Ю r^- oooo CM OO Ю со co Ю CM CO CO co ТГ CMо o> CM CO CD o> 00 0O CO - - CO r^- Oi- CO Ю CD Ю CO Ю CO 00 co 001. X X X X

176. X X X X X X X X X X X X X X X

177. X X X X X X X X X X X X X X X X X X X

178. X X X X X X X X X Xю <0 CO <r- o> T- о CM CM CM CM CO CM «3-CM Ю CM CO CM Г» CM OO CM o> CM о CO to CM CO со CO

179. СП о т— о г- о см СО о т— о> см а> О) т— а> ю о ч— г- оrr (О CD ■ч- ю со ъо CD ч— о> г-* ю со СО О CDю СМ Tf ОУ т— т— о> 00 см <У> 00 т— о см со о т— О) соо ю ■ч- - со - со о ч— ю CD <м ^ Ю осо ю Ю СМ см ю см ю см со г^- со см см CD Г-.

180. CD СО ^ со СО со со со см со со О) чт т— СП СО ю Г-

181. CD 00 СО CN «0 со со со г- ю см гг см CM т— - ю со

182. Ю см со СО т— СО о> со о - со - - со о со

183. Ю ю Г-. Ю h- о VD CD оо ю t^ 00 h- СО N- оо1. X X X X X X

184. X X X X X X X X X X X X X

185. X X X X X X X X X X X X X X X X1. X X1. X X X X X X X X X 4t со ю со <0 СО £ СО со о> СО ? 5 см со ТГ ю со ЧГ г» «0 3 о «о «о «ч ю

186. CO xr Ю CD CD CO CO N- CM CO CO r- CO CO Ю OO N- о T«- CO

187. Ю CO CM CO CO CO CD о CO CD тГ CO тГ o> CD CD 4J- CD

188. CD о со 00 CO CM CO oo xr CD CD f^ ТГ T— CO CD 00 coo> CM CM 00 00 CO CM CO o> CD тГ CD CO CD CM о T— CD

189. CD CM Ю T CO to CD CO CO CO CO Tj- CM Ю CD CO CO со

190. Ю r- Ю oo f- 00 CO r- CO CM 00 CO CO CM oo r^ со

191. CD oo Ю CM to CM co о CD CM Ю T— - CO CM CO о

192. CD о CO oo CM T— CO N- о - CO CO CD Ю oo oo T— со

193. CO CO Ю о CD to Ю со о Ю CO CD о to 00 CO1. X X X X

194. X X X X X X X X X X X X X X X1. X X X X X X X 1. X X X X X X X X X1. X X X

195. X X X X X X X X X X X1. X X X X X X X X

196. CO ю -a-v> u> «О to Ю о oo Ю o> U) о CO CO CM CO го со CD Ю CO CO CO f-<o 00 CO o> CO о Th1. Tf Г

197. X X X 9 8 11 7 6 11 13 9 15

198. X X X 9 11 9 8 5 11 18 6 20

199. X X X 4 6 3 7 3 12 8 2 9

200. X X X 7 5 1 8 5 8 14 4 13

201. X X X 7 8 6 8 4 11 17 9 21

202. X X X 7 11 12 9 6 12 17 б 15

203. X X X б 9 5 6 2 6 7 6 6

204. X X X 7 8 6 8 4 11 17 9 21

205. X X X 5 10 3 7 6 6 14 9 12

206. X X X 9 11 9 8 5 11 18 б 20

207. X X X 4 6 3 7 3 12 8 2 91. Сл. -Слепые

208. Сл/в слабовидящие Ч/в - Частично видящие Врож. • Врождённые Приоб. - Приобретённые1. С.К.Д. Субъект культурнойдеятельности1. Я.К. Ядро культурыв ~~. ¥ —