автореферат и диссертация по педагогике 13.00.03 для написания научной статьи или работы на тему: Роль христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации аномальных детей
- Автор научной работы
- Курбатова, Ирина Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.03
Автореферат диссертации по теме "Роль христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации аномальных детей"
. Г 6 од
- 6 А5Г ШЗ
На правах рукописи
КУРБАТОВА Ирина Николаевна
ОЛЬ ХРИСТИАНСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И МИЛОСЕРДИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
Специальность 13.00.03 - коррекцнонная педагогика
(логопедия)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1998
Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете на кафедре русского языка и специальной методики его преподавания.
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, профессор ЛАПШИН В.А.
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор ЕРМАКОВ В.П.,
кандидат педагогических наук ВОРОБЬЕВА М.В.
Ведущая организация: Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева.
Защита состоится г. в . на
заседании диссертационного Совета К 053.01.13 в Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. 413.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ (119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1).
Автореферат разослан .. .... 1998 года.
Ученый секретарь диссертационного Совета / U/^ f Кожанова Н.Е.
Общая характеристика работы.
Актуальность исследования. В период коренных преобразований во всех ерах жизни Российского государства необходимо обратить особое внимание па те циальные, экономические и экологические условия, которые способствуют мфостранепию аномалий развития в детском возрасте. В последнее время эти говия стали наиболее неблагоприятными. Наряду с государственной социальной питикой особую актуальность и остроту приобрела проблема социальной 1билитации аномальных детей. Определенную помощь в создании эффективной лемы социальной защиты детей с различными психическими и физическими гонениями в развитии может внести христианская благотворительность и посердие нуждающимся детям.
Представляется полезным и подсказывается самой жизнью изучение опыта эшлого, когда социальная реабилитация аномальных детей решалась с позиции ктианской благотворительности и милосердия (Миллер Н.Ф., Каптеров П.Ф., локов Н.В.). Знания конкретного исторического опыта, связанного с социальной [билитацией аномальных детей, важны для анализа современного положения гетианской благотворительности и милосердия и для дальнейшей разработки той проблемы как одной из основных в теории и практике дефектологии.
В опыте социальной реабилитации аномальных детей особенно важным мется рассмотрение ях жизненных ценностей и идеалов, теоретически »снованных отечественными педагогами, а также трудами священнослужителей, в орых определяется и уточняется характер христианской благотворительности и юсердия.
Это свидетельствует об актуальности данной проблемы и обращает нас к опыту [стианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации 'мальных детей, накопленному Русской Православной Церковью за всю историю его существования.
Объект исследования - содержание христианской благотворительности и юсердия как средства социальной реабилитации аномальных детей.
Предмет научного исследования - процесс христианской благотворительное, и милосердия в социальной реабилитации аномальных детей.
Проблема исследования: каков исторической опыт христианскс благотворительности и милосердия в социальной реабилитации аномальных детей пути его использования на современном этапе? Решение этой проблемы и составляв цель исследования.
Это вызывает необходимость постановки следующих задач:
- изучить опыт создания общегосударственной системы попечительст! аномальных детей с целью их социальной реабилитации;
-проанализировать исторический опыт христианской благотворительности милосердия в традициях Русской Православной Церкви (РПЦ);
- выявить механизм социальной реабилитации аномальных детей в процесс комплексной деятельности РПЦ, государства и общества;
- обосновать и выработать эффективные рекомендации перспективного диало) по проблеме милосердия и сотрудничества верующих и неверующих благотворительной деятельности по реабилитации аномальных детей;
- определить новые подходы к реабилитации аномальных детей в традиция Русской Православной Церкви.
Методологическую основу исследования составляют положения
разработки современной истории, философии, специальной педагогики о человеь как высшей ценности общества и самоцели общественного развития, о движущихс силах педагогического процесса, о факторах, обусловливающих общественнс развитие; подход к истории благотворительности и милосердия как к части исторв культуры. В сочетании с принципом историзма, научности, объективности эте подход обеспечивает понимание взаимосвязи различных факторов на развита благотворительности и милосердия в России.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положени использован комплекс методов исследования:
- анализ исторической, педагогической, специальной, философской и богословско литературы по исследуемой проблеме;
наблюдение за аномальными детьми в специальных православных интернатах, равославяых лечебных учреждениях;
индивидуальное собеседование с родителями, с дефектологами, со вященнослужителями Русской Православной Церкви;
анализ исторического опыта христианской благотворительности с опорой на бширный круг источников и литературу по данной проблеме (В.Н. Драшусов, Н.М. арамзин,.В.О., Ключевский, А.Н. Кудрявцев, П.И. Лыкошин, Е.Д. Максимов, В.Ф. доевский, П.И. Петропавловский, М.Д. Путерн и др.).
Источниковедческая база исследования.
В настоящей работе представлен ряд архивных и опубликованных источников, шее не привлекавших внимание исследователей. Их можно разделить на несколько >упп. К первой относятся архивные материалы: отчеты о пожертвованиях, о ;ятельности приходских псшечителъств и православных братств, проекты установлений, рукописные статьи. В процессе работы над исследованием были :пользованы материалы следующих фондов Российского государственного :торического архива: ф.796 /Канцелярия Св. Синода/, ф.797 /Канцелярия обер-юкурора Св. Синода/, ф.804 /Особое присутствие по делам православного тсовенства/, ф.1574 /К.П. Победоносцев/. Также использовались фонды зсударственного архива Российской Федерации: ф.642 /Императрица Мария едоровна/, ф.655 /Романова Мария Павловна/. Наибольпшй интерес представляют, :зусдовно, фонды Канцелярии Св. Синода и Канцелярии обер-прокурора, которые держат огромное количество интереснейших материалов, в большинстве своем еще : введенных в научный оборот.
Вторую группу источников составляют опубликованные отчеты и обзоры, держащие данные по истории церкви, статистические работы, сборники, ювящешше развитию благотворительности в России. Обширные материалы по тересующей нас проблеме содержатся в ежегодных отчетах обер-прокуроров Св. шода и в извлечениях из всеподданнейших отчетов, в которых можно найти сдепия о числе больниц и богаделен при церквях, о количестве церковно-нходских попечительств и суммах, пожертвованных на благотворительность.
Важную группу источников составили материалы периодической печати:
журналов "Богословский вестник", "Вестник благотворительности", "Московские церковные ведомости", "Православное обозрение", "Трудовая помощь", "Церковные ведомости", "Церковный вестник".
Представляют научный интерес Постановления и Указы государственной власти, опубликованные в Полном собрании законов Российской империи. Для понимания истоков и духовных основ церковной благотворительности был проведен анализ трудов православных авторов: Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Иоанна Кронштадского и др. Особо следует выделить журнал "Детская помощь" /1885-1894/, в каждом номере которого помещались обширные материалы по истории церковной благотворительности в России.
Наиболее ценный исследовательский материал по означенной проблеме представлен в монографии А.Н. Боханова "Коллекционеры и меценаты в России" (М.,1989). Некоторые исторические справки о благотворительных заведениях Москвы нашли отражение в книге профессора медицины П.В. Власова "Обитель милосердия" (М.,1991) и в статье ЯМ. Шапова "Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию" ( М.,1994).
Анализ историографии позволяет сделать вывод, что, несмотря на усиливающийся интерес к проблемам, связанным с историей благотворительной деятельности Русской православной церкви, этот вопрос еще не был предметом специального исследования, хотя отдельные его аспекты затрагивались отечественными и зарубежными учеными. Вместе с тем, при анализе историографии вырисовывается ряд проблем, связанных со степенью участия РПЦ в организации социальной защиты аномальных детей и с причинами недостаточной эффективности благотворительных инициатив. Таким образом, уровень научной разработанности темы позволяет поставить вопрос о необходимости ее дальнейшего изучения.
Диссертационное исследование выполнялось в несколько этапов.
Первый этап (1994-1995 гг.) - поисковый. В процессе анализа исторической педагогической, специальной, богословской, философской литературы была выявлена проблема, определены объект, предмет, задачи и методы исследования, обосновань его хронолошческие границы.
Второй этап (1995-1996 гг.) - теоретический. Были разработаны теоретические
:новы исследования, обобщен и систематизирован архивный материал, эедставлены организационные пути и формы благотворительной помощи гомальным детям в России, уточнены структура и логика изложения диссертации.
Третий этап (1996-1997 гг.) - обобщающий. Были уточнены и обобщены шные исследования, изложено и апробировано его основное содержание, которое ]юрмлялось в соответствии со структурой диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что элученные автором объективные данные расширяют имеющиеся представления о шстианской благотворительности и милосердии в социальной реабилитации юмалышх детей. В диссертации впервые проанализирован и систематизирован ;торический опыт христианской благотворительности и милосердия в социальной ¡абилнггации аномальных детей, накопленный Русской Православной Церковью за ;ю историю своего существования. Синтезировано современное осмысление юблемы социальной реабилитации аномальных детей с позиции христианской мготворительноеги и милосердия, введены в тучный оборот архивные материалы документальные источники по проблеме исследования, определены пути пользования знаний о христианской благотворительности и милосердии в »временных условиях социальной реабилитации аномальных детей.
Практическая значимость проведенного исследования обусловлена мучением новых для историко-педагогической науки знаний о роли христианской шготворительноста и милосердия в социальной реабилитации аномальных детей.
Актуальность историко-педагогического знания следует понимать как свойство юпшого быть полезным в решении насущных проблем, выдвигаемых настоящим.
В ходе исследования разработаны научно-методические рекомендации для удентов, стажеров и слушателей дефектологического факультета.
Материалы диссертации могут быть использованы в системе повышения алификации учителей-логопедов, в подготовке лекционных курсов на ФПС по фектологии, религиоведению, истории педагогики, в разработке и чтении ецкурсов по истории Русской Православной Церкви, истории благотворительного ижеиия, истории олигофренопедагогики, сурдопедагогике, тифлопедагогике и
логопедии, в практике проведения семинарских занятий. Результаты исследования могут стать основой для спецсеминаров, адресованных студентам дефектологических факультетов и отделений в педагогических университетах, колледжах и училищах.
Достоверность и обоснованность полученных результатов подтверждается сопоставлением фактов и событий в условиях исторического развития России, их оценкой в прошлом и настоящем; обеспечивается как научной методологией, так и полнотой и разнообразием использованных материалов и соответствием методов и целей исследования поставленным задачам.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры русского языка и специальной методики его преподавания МПГУ, на научно-практических конференциях в МПГУ (1996-1997 гг.), в Липецком государственном педагогическом институте (1995 г.) и Южно-Сахалинском государственном педагогическом институте (1996 г.), на методическом семинаре учителей ПНИ N30 г. Москвы, на заседании секции "Православное воспитание детей-инвалидов и сирот" IV Международных Рождественских образовательных чтениях.
Настоящее исследование находится на пересечении двух малоизученных и перспективных направлений в отечественной дефектологической науке: распространение ценного опыта христианской благотворительности и милосердая, накошенного Православной Церковью за всю историю своего существования, и обогащение практики приобщения различных категорий аномальных детей к общественной жизни путем социальной реабилитации в современных условиях развития нашего общества.
Публикации. Основное содержание диссертации отражено в печатных работах, список которых приводится в конце автореферата.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1. Изменение характера воспитания и обучения детей в России приводит к созданию общегосударственной системы попечительства над аномальными детьми с целью их социальной реабилитации.
2. Взаимодействие деятельности РПЦ, государственного попечительства и бщественных благотворителей в социальной реабилитации аномальных детей пособствует развитию специальных заведений для данного контингента детей.
3. Возрождение христианской благотворительности в традициях РПЦ как редства социальной реабилитации аномальных детей в современных условиях беспечквает новые подходы к перспективному диалогу по проблеме милосердия и этрудничества верующих и неверующих.
Структура работы. В соответствии с общим замыслом и логакой ¡¡следования его научные результаты изложены в диссертации, которая состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования, грмулируются цель, задачи, раскрывается научная новизна и практическая гачимость, излагаются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Формы и содержание христианской благотворительности истории развития помощи аномальным детям в России» прослеживается олюция форм и содержания христианской благотворительности и милосердия в циалыгой реабилитации аномальных детей начиная с X века, времени принятия исгаанства на Руси, и до Октябрьских событий 1917г.
В исследовании используются термины «благотворительность» и щлосердие», которые употребляются как в толковых словарях, так и в авославных энциклопедических словарях.
В толковых словарях В.И. Даля, С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова термин лаготворительность» более конкретен и узок и подразумевает деятельность, правленную на оказание материальной помощи неимущим.
В «Полном православном богословском энциклопедическом словаре» (М.,1992) )мин «благотворительность» трактуется как одно из проявлений любви ястианской, когда человек оказывает благодеяния и поддержку нуждающемуся в л-либо, безразлично, будет ли это нужда духовная или телесная.
Проблеме милосердия большое внимание уделяли византийские отцы церкш По учению Григория Богослова, милосердие «есть особливый путь ко спасению». I пролегает этот путь через нравственно-этическую сферу - праведный, с христианско точки зрения, образ жизни, через «жалость и сострадательность к тем, которы одного с нами рода».
Иоанн Златоуст считал милосердие, стержнем которого является любовь ближнему, источником познания Бога.
В «Полном церковно-славянском словаре» Григория Дьяченко «милосердие» это трогательность, соучастие, жалость, сострадание, сожаление.
На основе анализа историко-философской, специальной, богословско] литературы и архивных источников нами было определено, что основными формам] благотворительности являются:
1. Милостыня.
2. Общественное призрение, осуществляемое государством, церковью обществом или частным лицом.
3. Организованная государственная система социальной защиты.
Русская Православная Церковь накопила богатый исторический опыт ) организации благотворительной помощи аномальным детям. Благотворительность 1 России известна с 10-го века, со времени принятия христианства. Забота о детях инвалидах и сиротах в те времена возлагалась на князей и церковь. Она сводилась, I основном, к подаче милостыни и кормлению сирот и рассматривалась ка! «богоугодная акция».
Как свидетельствуют архивные источники, а именно Устав Святой Владимира, десятая часть прибылей государства отчислялась казной духовенству дцк организации приютов и богаделен.
Финансирование благотворительной деятельности осуществлялось за счет государственных субсидий, вкладов общественных организаций и пожертвования отдельных благотворителей.
В Царствование Ивана Грозного призрение детей-инвалидов и сирот уже входило в круг задач государственных органов управления - Церковный Патриарший приказ (1501г.).
В 1662 г. был подготовлен проект Указа, в котором впервые был поставлен шрос об открытии специальных домов для нищих детей (безродных больных сирот), ie их обучали грамоте и ремеслам, наукам, которые «во всяких случаях нужны и ктребны». Именно этот проект завершил эпоху зарождения идеи государственного эизрения, в основе которой лежали нужды государства и забота о пользе населения.
В 1706 г. Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при олмово - Успенском монастыре воспитательный дом для «незаконнорожденных и ;яких подкинутых младенцев».
Дальнейшее развитие инвалидные и сиротские детские учреждения получили ри Петре I, издавшем 4 ноября 1715 г. Указ, который предписывал устраивать в [оскве и других городах России госпитали для незаконнорожденных детей. Причем рактиковался «тайный принос» младенцев через окно, «дабы приносимых лиц не ало видно».
Первыми государственными учреждениями для детей-инвалидов и сирот стали оспитательные Дома в Москве (1767 г.) и Петербурге (1770 г.), под Величайшим экровительством Императрицы Екатерины И.
Первые Воспитательные дома для детей с различными психическими или изическими отклонениями в развитии в процессе своего существования выработали тределенную систему воспитания.
На протяжении своего исторического развития, начиная с середины 18 века, оспитательные дома подвергались реформированию в соответствии с социальными акторами и изменявшимися запросами общества, усилением просветительного зижения и распространением прогрессивных педагогических идей в России, 5у ело бивших их специфику на разных этапах истории.
Московский и Петербургский Воспитательные дома представляли собой звершенно единообразные заведения, строй жизни которых определялся "енеральным планом императорского воспитательного дома", составленным видным гятелем просвещения России того времени И.И. Бецким, при участии известного /сского педагога, профессора Московского университета A.A. Барсова - ученика [.В. Ломоносова.
В первое время работа Воспитательных домов проводилась согласно
разработанным И.И. Бецким положениям о первоначальном воспитании детей. В н излагались требования создать воспитательное учреждение нового типа, котор должно осуществить не только призрение, но и умственное и физическое воспитан детей. Но воспитывать их по намеченной программе И.И. Бецкого оказалс практически невозможным.
Чрезвычайная скученность, плохой уход за грудными детьми, недостаток кормилицах - все это приводило к огромной смертности детей, достигавшей поч 99%. Основной мерой, принятой в целях сокращения детской смертности Воспитательных домах, явилось патронирование - раздача детей на воспитание : деревням в крестьянские семьи.
В исследовании описана и проанализирована деятельность таких заведет как Императорское Человеколюбивое Общество (1802 г.), Императорский инстят слепых (1807 г.), Исидоровский дом убогих (1823 г.), Мариинский институт слеш девиц (1872 г.), Надежденский приют для детей-калек (1872 г) и др., открывавших как на средства государства, так и общественности.
Анализ и обобщение содержания и структуры взаимодейств. государственного и общественного начал позволили выделить этапы становления развития рассматриваемых заведений:
- открытие Московского (1767 г.) и Петербургского (1770г.) Воспитательнт домов;
- развитие сети государственных благотворительных заведений в сксш Ведомства учреждений императрицы Марии. Сеть этих учреждений ежегода расширялась, и к столетию своей учебно-благотворительной деятельности (1897 i Ведомство императрицы Марии уже объединяло 1000 учреждений;
начало сбора денежных средств в церквах в поддержку цсрковц приходских школ для детей, на нужды Российского общества Красного Крест Санкт-Петербургского Славянского благотворительного общества, Попечительства глухонемых, Комитета но снабжению детей с особыми нуждами бельем и одеждо; Данные расходов попечигельств зафиксированы в таблице 1 и диаграмме 1.
Таблица 1
ГОД
1898 1901 "1914
Расходы попечительств
ИЗРАСХОДОВАНО (РУБО НАЛИЧНЫМИ .....
.....1863935
163581
БИЛЕТАМИ " ""8749279
489533 343615"
Цифровые данные таблицы показывают, что в 1914 году были значительно ¡ньшены расходы попечительств как наличными, так и билетами для детей с быми нуждами. ,
Диаграмма 1
Отчет за 1903 — 1904 года о деятельности попечительств
тыс.руб. 379 4 00
300 -1 200 100 о
Из диаграммы видно, что общий расход попечительств составил около 263 яч рублей наличными и 657 тысяч рублей билетами.
Проведенные в процессе исследования систематизация и анализ нормативных ументов рассматриваемых заведений позволили раскрыть роль Русской шославной Церкви и государственной политики в области христианской готворительности и милосердия.
В конце 30-х - начале 40-х гг. 19 века появились и первые приюты в России, зитие которых было тесно связано с именем В.Ф. Одоевского. В.Ф. Одоевский главлял Комитет Главного попечительства детских приютов (с 1838 по 1842 гг.), няв руководство всеми подобными воспитательными учреждениями.
Много внимания детям, имеющим различные физические и психические ушения, уделял в своем творчестве русский публицист И.Г. Прыжов (1827-1885).
119
1 1 3
3 6
а 7
Впервые в русской педагогической литературе положение отсталых детей в шкс осветил H.A. Добролюбов (1836-1861) в статье "Ученики с медленным понимание! опубликованной в 1858 году в "Журнале для воспитателей".
Наибольшей активности деятельность русских врачей и педагогов в облас воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии достигла начале XX века. Это был период активизации работы земств, городе] самоуправлений.
Появились оригинальные отечественные работы по вопросам воспитания обучения аномальных детей (А.Н. Граборов, Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, М Постовская, Г.И. Россолимо и др.).
История приютов для слабоумных детей в России связана с именем Е Грачевой (1866-1934), которой принадлежит заслуга в открытии первой школы , умственно отсталых детей и издании первых руководств по работе с глубс отсталыми детьми, не потерявших своей значимости и в наши дни.
Е.К. Грачева занималась новым в России делом, проникнутым религиоз] христианским духом, - делом призрения и лечения, а затем обучения и воехшта: детей, страдающих глубоким слабоумием. Количество благотворительных заведе! к началу XX века в России представлены в таблице 2.
Таблиц
Количество благотворительных заведений в России
ВИДЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В нач. 1860-х гг. в 55 губ. В нач. 1890 - х гг. состояло:
в 16 губ. в 26 земских губ.
Больниц и их отделений. 524 111 745
Домов для у/о и их отд. 39 9 55
| Богаделен и инвалидных ' Домов. 111 28 276
Г Сиротских и воспитательных 1 I домов и их отделений ! 45 6 56
К началу XX века Воспитательные дома представляли собой специальные гждения, которые были различны по своим видам и их количество с каждым >м росло.
Во второй главе «Современное состояние христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации аномальных детей» выявляются возможности реабилитации как проблемы социальной политики, пути организации благотворительной помощи аномальным детям.
В начале главы анализируются различные точки зрения исследователей на процесс социальной реабилитации аномальных детей.
Царегородцев Г.И., Нояшн Е.Л., Белов В.ГТ. и др. считают, что социальная реабилитация - это исключительно медицинская проблема, в задачу которой входит восстановление жизненных функций организма методами максимальной компенсации дефекта или заболевания, с применением интенсивного лечения. Соломонов Е.А., Кабанов М.М., Кучеряева Н.И., Рубинштейн С .Я. и др. считают, что механизм социальной реабилитации значительно богаче и сложнее, нежели только медицинская помощь или приспособление к труду.
Включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей есть главная задача социальной реабилитации.
В результате аналитического обзора дефектологической литературы и документов ООН были уточнены понятия «аномальный ребенок» и «инвалид».
В исследовании показано, что понятие аномальный ребенок в дефектологии отражает систему положений, характеризующих ребенка с дефектом, проявляющимся в ходе развития. Важнейшее положите заключается в том, что в отличие от взрослого, дефект, возникающий у ребенка под тем или иным болезнетворным влиянием, может привести к целому ряду отклонений в развитии. Называя ребенка с дефектом - «аномальным», наши дефектолога (Власова Т.А., Гаврилушкина О.П., Лебединская К.С., Мастюкова Е.М., Шаховская С.Н. и др.) исходят прежде всего из того положения, что дефект эазличных функций может привести к нарушению общего хода развития
ребенка только при определенных условиях. В связи с этим, аномальш считается такой ребенок, развитие которого в том или ином смысле наруше! но это не значит, что всякий ребенок с дефектом может быть отнесен категории аномальных. К категории аномальных относятся только те дети, которых в связи с дефектом нарушен нормальный ход психического развития.
Определение термина «инвалид» было уточнено в Дсклорации о прав инвалидов Генеральной Ассамблеей ООН от 9 декабря 1975 г. В ней отмечи что инвалид - это любое лицо, которое в силу недостатка его физических и умственных способностей не может самостоятельно обеспечить полностью и частично потребности нормальной личной и социальной жизни (ст. 1).
В Российской Федерации насчитывается уже несколько десятк общественных организаций, деятельность которых направлена на помо) семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями, среди них: кл «Контакты-1», объединяющий детей с нарушением опорно-двигательнс аппарата; добровольное общество семей, имеющих детей-инвалидов, «Надеж и Вера»; фонд защиты детей с эпилепсией; Московский детский экологическ центр «Живая нить»; Российский центр творческой реабилитации дете инвалидов; фонд помощи детям с отклонениями в развитии «Сломана цветок»; центр социальной и профессиональной адаптации при союзе родител «Мы - детям» и др.
В диссертации введены в научный оборот Федеральная Президенте! программа «Дети России» и целевые программы: «Дети-инвалиды», «Дел сироты», «Дети Сибири» и «Безопасное материнство».
В настоящий момент расширяется благотворительная деятельность Русск Православной Церкви по реабилитации аномальных детей:
- учрежден Отдел религиозного образования и катехизации Московскс Патриархата;
- заключено соглашение о сотрудничестве между Церковью в ли Синодального Отдела религиозного образования и катехизации Московскс Патриархата и Московским департаментом образования;
- укрепляется сотрудничество Синодального Отдела и епархиальш
образовательных отделов с государственной высшей школой;
- проводятся совместно с государственной системой образования ежегодные Рождественские образовательные чтения;
- разработана "Концепция возрождения духовного просвещения и благотворительности в Русской Православной Церкви";
- активизируется разработанное соглашение Московского Патриархата с Минздравом РФ;
- расширяется участие различных конфессий и общественных организаций в благотворительной деятельносга.
В диссертации описана деятельность Свято-Димитриевского Сестричества, братства врачей святого великомученика Пантелеймона, общественной благотворительной организации «Православный фонд России», а также показана роль в реабилитации аномальных детей Православного центра сестринского милосердия при первом медицинском училище г.Москвы и Международного православного благотворительного объединения. Отмечено, что при детских больницах и психоневрологических интернатах открываются Домовые храмы.
В исследовании показана миссионерская направленность благотворительной деятельности в России: школа-интернат «Уэйверли - хаус» им. прп. Сергия Радонежского и Международное православное благотворительное объединение «International orthodox christian charities".
Таким образом, проведённый нами анализ реабилитационных процессов показал, что сегодняшнее общество в очень малой степени способно помочь инвалидам, а вопросы оказапия им помощи решаются медленно, накопилось много социальных проблем, для разрешения которых необходимо участие специалистов разного профиля: врачей, работников социального обеспечения, социологов, дефектологов, психологов и многих других. Несмотря на то что сегодня проблемы реабилитации ещё не решены, процесс признания инвалидов обществом уже наметился. Это доказывается тем, что на проблему инвалидов, которая решается совместно РПЦ и государством, обращают внимание в средствах массовой информации. Всё это крайне важно, так как без поддержки церкви общество не может рассчитывать на успех в проведении процесса
реабилитации.
В исследовании установлено, что многие из форм христианск благотворительности и милосердия не потеряли и сегодня своей актуальности могут использоваться в современной реабилитации аномальных детей.
В заключении подводится итог проведенному исследованию формулируются основные выводы.
1. Знание процесса социальной реабилитации аномальных детей использование разнообразных форм христианской благотворительности милосердия позволяет формировать навыки и умения аномальных дек необходимые для их общего развития.
2. Христианскую благотворительность и милосердие РПЦ мох рассматривать как альтернативное обучение с помощью слова Божьего социальной реабилитации аномальных детей.
3. На современном этапе развития нашего общества все большее значени социальной реабилитации аномальных детей приобретает взаимодейста государства и церкви.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях
1. Физическое воспитание аномальных детей //Проблемы физическс воспитания школьников: Сборник материалов итоговой конференции. 19941 Липецк, 1995. -С.62-63.
2. Роль христианской благотворительности и милосердия в социалы реабилитации аномальных детей // Тезисы научно-практической конферек молодых исследователей "Наука сегодня: проблемы и перспективы". - Юж Сахалинск: изд-во РИО ЮСГПИ, 1996. -С.96.
3. Проблема разработки концепции реабилитации //Актуальные пробле дефектологии. Тезисы докладов межвузовской научной конференции. -
МПГУ, МОСУ, 1996 г.-С.64-65.
Подп. к печ. 30.06.98 Объем 1 пл. Зак. 235 Тир. 100 Типография МПГУ
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Курбатова, Ирина Николаевна, 1998 год
ВВЕДЕНИЕЗ
ГЛАВА 1. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПОМОЩИ АНОМАЛЬНЫМ ДЕТЯМ В РОССИИ
1.1. Теория хриаой благотворительни и милрдия вциальной реабилитации аномальных детей
1.2. Эволюция хриаой благотворительни и милрдия в помощи по реабилитации аномальных детей
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И МИЛОСЕРДИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
2.1. Реабилитация детей-инвалидов как проблемациальной политики
2.2. Организация благотворительной помощи аномальным детям в Рии навременном этапе
Введение диссертации по педагогике, на тему "Роль христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации аномальных детей"
В период коренных преобразований во всех сферах жизни Российского государства необходимо обратить особое внимание на те социальные, экономические и экологические условия, которые способствуют распространению аномалий развития в детском возрасте. В последнее время эти условия стали более неблагоприятными. Наряду с государственной социальной политикой особую актуальность и остроту приобрела проблема социальной реабилитации аномальных детей. Определенную помощь в создании эффективной системы социальной защиты детей с различными психическими и физическими отклонениями может внести христианская благотворительность и милосердие нуждающимся детям.
Представляется полезным и подсказывается самой жизнью изучение опыта прошлого, когда социальная реабилитация аномальных детей решалась с позиции христианской благотворительности и милосердия ( Миллер Н.Ф., Каптеров П.Ф., Яблоков Н.В.). Знания конкретного исторического опыта, связанного с социальной реабилитацией аномальных детей, важны для анализа современного положения христианской благотворительности и милосердия и для дальнейшей разработки данной проблемы как одной из основных в теории и практике дефектологии.
Объект исследования - содержание христианской благотворительности и милосердия как средства социальной реабилитации аномальных детей.
Предмет научного исследования - процесс христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации аномальных детей.
Проблема исследования: каков исторический опыт христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации аномальных детей и пути его использования на современном этапе? Решение этой проблемы и составляет цель исследования.
Это вызывает необходимость постановки следующих задач:
- изучить опыт создания общегосударственной системы попечительства аномальных детей с целью их социальной реабилитации;
- проанализировать исторический опыт христианской благотворительности и милосердия в традициях РПЦ;
- выявить механизм социальной реабилитации аномальных детей в процессе комплексной деятельности РПЦ, государства и общества;
- обосновать и выработать эффективные рекомендации перспективного диалога по проблеме милосердия и сотрудничества верующих и неверующих в благотворительной деятельности по реабилитации аномальных детей;
- определить новые подходы к реабилитации аномальных детей в традициях РПЦ.
Методологическую основу исследования составляют положения и разработки современной истории, философии, специальной педагогики о человеке как высшей ценности общества и самоцели общественного развития, о движущихся силах педагогического процесса, о факторах, обусловливающих общественное развитие; подход к истории благотворительности и милосердия как части истории культуры. В сочетании с принципом историзма, научности, объективности этот подход обеспечивает понимание взаимосвязи различных факторов на развитие благотворительности и милосердия в России.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использован комплекс методов исследования:
- анализ исторической, педагогической, специальной, философской и богословской литературы по исследуемой проблеме;
- наблюдение за аномальными детьми в специальных православных интернатах, православных лечебных учреждениях;
- индивидуальное собеседование с родителями, с дефектолога-ми, со священнослужителями Русской Православной Церкви;
- анализ исторического опыта христианской благотворительности с опорой на обширный круг источников и литературу по данной проблеме (В. О.Ключевский, Н.М.Карамзин, В.Ф.Одоевский, П.И.Петропавловский, А.Н.Кудрявцев, П.И.Лыкошин, Е.Д.Максимов, М. Д. Пу-терн, В. Н. Драшусов.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что полученные автором объективные данные расширяют имеющиеся представления о христианской благотворительности и милосердии в социальной реабилитации аномальных детей. В диссертации впервые проанализирован и систематизирован исторический опыт христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации аномальных детей, накопленный Русской Православной Церковью за всю историю своего существования. Синтезировано современное осмысление проблемы социальной реабилитации аномальных детей с позиции христианской благотворительности и милосердия, введены в научный оборот архивные материалы и документальные источники по проблеме исследования, определены пути использования знаний о христианской благотворительности и милосердии в современных условиях социальной реабилитации аномальных детей.
Практическая значимость проведенного исследования обусловлена получением новых для историко-педагогической науки знаний о роли христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации аномальных детей.
Актуальность историко-педагогического знания следует понимать как свойство прошлого быть полезным в решении насущных проблем, выдвигаемых настоящим. В ходе исследования разработаны научно методические рекомендации для студентов, стажеров и слушателей дефектологического факультета.
Материалы диссертации могут быть использованы в системе повышения квалификации учителей-логопедов, в подготовке лекционных курсов на ФПС по дефектологии, религиоведению, истории педагогики, в разработке и чтении спецкурсов по истории Русской Православной Церкви, истории благотворительного движения,истории олигофренопедагогики, сурдопедагогике, тифлопедагогике и логопедии, в практике проведения семинарских занятий. Результаты исследования могут стать основой для спецсеминаров, адресованных студентам дефектологических факультетов и отделений в педагогических университетах, колледжах и училищах.
Источниковедческая база исследования.
В настоящей работе представлен ряд архивных и опубликованных источников, ранее не привлекавших внимание исследователей. Их можно разделить на несколько групп. К первой относятся архивные материалы: отчеты о пожертвованиях, о деятельности приходских попечительств и православных братств, проекты постановлений, рукописные статьи. В процессе работы над исследованием были использованы материалы следующих фондов Российского государственного исторического архива: ф.796 /Канцелярия Св.Синода/, ф.797 /Канцелярия обер-прокурора Св.Синода/, ф.804 /Особое присутствие по делам православного духовенства/, ф.1574 /К.П.Победоносцев/. Также использовались фонды Государственного архива Российской Федерации: ф.642 /Императрица Мария Федоровна/, ф.655 /Романова Мария Павловна/. Наибольший интерес представляют, безусловно, фонды Канцелярии Св.Синода и Канцелярии обер-прокурора, которые содержат огромное количество интереснейших материалов, в большинстве своем еще не введенных в научный оборот.
Вторую группу источников составляют опубликованные отчеты и обзоры, содержащие данные по истории церкви, статистические работы, сборники, посвященные развитию благотворительности в России. Обширные материалы по интересующей нас проблематике содержатся в ежегодных отчетах обер-прокуроров Св.Синода и в извлечениях из всеподданейших отчетов, в которых можно найти сведения о числе больниц и богаделен при церквях, о количестве церков-но-приходских попечительств и суммах, пожертвованных на благотворительность.
Важную группу источников составили материалы периодической печати: журналов "Богословский вестник", "Вестник благотворительности", "Московские церковные ведомости", "Православное обозрение", "Трудовая помощь", "Церковные ведомости", "Церковный вестник".
Представляют научный интерес Постановления и Указы государственной власти, опубликованные в Полном собрании законов Российской империи. Для понимания истоков и духовных основ церковной благотворительности был проведен анализ трудов православных авторов: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Иоанна Кронштадского. Особо следует выделить журнал "Детская помощь" /1885-1894/, в каждом номере которого помещались обширные материалы по истории церковной благотворительности в России.
Наиболее ценный исследовательский материал по означенной проблеме представлен в монографии А.Н.Боханова "Коллекционеры и меценаты в России" (М.,1989). Некоторые исторические справки о благотворительных заведениях Москвы нашли отражение в книге профессора медицины П.В.Власова "Обитель милосердия" (М.,1991) и в статье Я.Н. Шапова "Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию" (М.,1994).
Анализ историографии позволяет сделать вывод, что несмотря на усиливающийся интерес к проблемам, связанным с историей благотворительной деятельности Русской православной церкви, этот вопрос еще не был предметом специального исследования, хотя отдельные его аспекты затрагивались отечественными и зарубежными учеными. Вместе с тем, при анализе историографии вырисовывается ряд проблем. Неясно, на какой идеологической основе осуществлялась деятельность Русской православной церкви, какова была степень ее участия в организации социальной защиты аномальных детей, в чем причины недостаточной эффективности благотворительных инициатив. Таким образом, уровень научной разработанноти темы позволяет поставить вопрос о необходимости ее дальнейшего изучения.
Диссертационное исследование выполнялось в несколько этапов.
Первый этап (1994-1995 гг.) - поисковый. В процессе анализа исторической, педагогической, богословской, философской литературы была выявлена проблема, определены объект, предмет, задачи и методы исследования, обосновывались его хронологические границы.
Второй этап (1995-1996 гг.) - теоретический. Были разработаны теоретические основы исследования, представлены организационные пути и формы благотворительной помощи аномальным детям в России, обобщался и систематизировался архивный материал, уточнялась структура и логика изложения диссертации.
Третий этап (1996-1997 гг.) - обобщающий. Были уточнены и обобщены данные исследования, излагалось и апробировалось его основное содержание, которое оформлялось в соответствии со структурой диссертации.
Достоверность и обоснованность полученных результатов подтверждается сопоставлением фактов и событий в условиях исторического развития России, их оценки в прошлом и настоящем времени; обеспечивается как научной методологией, так и полнотой и разнообразием использованных материалов и соответствием методов и целей исследования поставленным задачам.
Апробация работы.
Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры русского языка и специальной методики его преподавания МПГУ им.В.И. Ленина, на научно-практических конференциях в МПГУ (1996-1997 гг.) , в Липецком государственном педагогическом институте (1995 г.) и Южно-Сахалинском государственном педагогическом институте (1996 г.) , на методическом семинаре учителей ПНИ N30 г.Москвы, на заседании секции "Православное воспитание детей-инвалидов и сирот" 1Y Международных Рождественских образовательных чтениях.
Настоящее исследование находится на пересечении двух малоизученных и перспективных направлений в отечественной дефектологической науке : распространение ценного опыта христианской благотворительности и милосердия, накопленного Православной церковью за всю историю своего существования, и обогащение практики приобщения различных категорий аномальных детей к общественной жизни путем социальной реабилитации в современных условиях развития нашего общества.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Изменение характера воспитания и обучения детей в России привело к созданию общегосударственной системы попечительства над аномальными детьми с целью их социальной реабилитации;
2. Взаимодействие деятельности РПЦ, государственного попечительства и общественных благотворителей в социальной реабилитации аномальных детей способствовало развитию специальных заведений для данного контингента детей;
3. Возрождение христианской благотворительности в традициях РПЦ как средство социальной реабилитации аномальных детей определило новые подходы к перспективному диалогу по проблеме милосердия и сотрудничества верующих и неверующих.
В соответствии с общим замыслом и логикой исследования его научные результаты изложены в диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)"
Выводы по 2 главе.
Изучение имеющихся литературных и архивных источников позволяет сделать вывод том, что тема настоящего исследования находится на пересечении двух малоизученных и перспективных направлений в отечественной дефектологической науке: распространение ценного опыта христианской благотворительности и милосердия, накопленного Православною церковью за 1000-летнюю историю своего существования и обогащение практики восстановления различных категорий аномальных детей к общественной жизни.
Социальная реабилитация подразумевает, что государство создает детям-инвалидам, находящимся на его попечении, условия для восстановления связей с обществом. При этом процесс тем успешнее, чем активнее и последовательнее задействован потенциал уже накопленных практических знаний в области медицины, коррекционной педагогики, психологии, юриспруденции и других наук.
Российское государство вплоть до последнего времени (до конца 1980-х гг.) было принципиальным противником благотворительности, однако на деле, в экстремальных ситуациях оно не прочь было поддержать благотворительные инициативы общественности, даже религиозной. Первый раз это случилось еще в 1921 г. Второй раз благотворительная инициатива получила официальную поддержку в годы Великой Отечественной войны.
После войны благотворительная деятельность религиозных организаций получила продолжение в виде денежных отчислений сначала в Фонд мира, а затем - в фонды республиканских обществ охраны памятников истории и культуры. Правда, благотво
- 120 рительными эти отчисления можно назвать с определенной долей условности, так как во-первых, они не были всегда и во всем, действительно, добровольными, и во-вторых, подлинными распорядителями собиравшихся денежных средств были не общественные организации, а партийно-государственные инстанции.
Возрождение общественной благотворительности в нашей стране - явление знаменательное во всех отношениях. В политическом - оно было одним из симптомов становления общественной самодеятельности граждан. В идеологическом - оно было одним из свидетельств отказа от социальных мистификаций, в пользу трезвого и честного признания реалий нашей жизни такими, как они есть на самом деле. В нравственном - признаком стремления людей к подлинным гуманистическим ценностям: состраданию, милосердию, жертвенности, готовности делать добро.
- 121 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа историографии и архивных источников нами было определено, что возникшие еще со времен принятия Русью христианства первые Воспитательные Дома для детей с различными психическими или физическими отклонениями в развитии в процессе своей эволюции выработали определенную систему воспитания. Анализ и обобщение содержания и структуры взаимодействия государственного и общественного начал позволили выделить этапы становления и развития рассматриваемых заведений:
- открытие Московского (1767 г.) и Петербургского (1770г.) Воспитательных Домов;
- развитие сети государственных благотворительных заведений в системе Ведомства учреждений императрицы Марии. Сеть этих учреждений ежегодно расширялась, и к столетию своей учебно-благотворительной деятельности (1897 г.) Ведомство императрицы Марии уже объединяло 1000 учреждений;
- начало сбора денежных средств в церквях, так с 10 по 17 мая каждого года осуществлялся кружечный сбор в пользу Попечительства о слепых, 24 мая - сбор в поддержку церковно-приходских школ для детей, на нужды Российского общества Красного Креста, Санкт-Петербургского Славянского благотворительного общества, Попечительства о глухонемых, Комитета по снабжению детей с особыми нуждами бельем и одеждой.
И к началу 20 века эти Воспитательные Дома представляли собой специальные учреждения, деятельность которых основывалась на уставах, программах и положениях.
На протяжении своего исторического развития, начиная с середины 18 века они подвергались реформированию в соответствии с
- 122 социальными факторами и изменявшимися запросами общества, усилением просветительного движения и распространением прогрессивных педагогических идей в России, обусловивших специфику Воспитательных Домов на разных этапах истории.
Анализ и обобщение содержания и структуры взаимодействия государственного и общественного начала позволил выделить этапы становления и развития рассматриваемых заведений.
Благотворительность в России известна с 10 века, со времени принятия христианства. Забота о детях-инвалидах и сиротах в те времена возлагалась на князей и церковь. Она сводилась, в основном, к подаче милостыни и кормлению сирот и рассматривалась как "богоугодная акция". "Просящему у тебя дай и от хотящего знать у тебя не отвращайся" ( , с.1016).
В царствование Ивана Грозного призрение детей-инвалидов и сирот уже входило в круг задач государственных органов управления - Церковный Патриарший приказ (1501г.).
В 1662 г. был подготовлен проект Указа, который впервые ставил вопрос об открытии специальных домов для нищих детей, среди которых был самый большой процент аномальных детей, где их обучали грамоте и ремеслам, наукам, которые "во всяких случаях нужны и потребны"(89, с.58). Именно этот проект завершил эпоху зарождения идеи государственного призрения, в основе которой лежали нужды государства и забота о пользе населения.
В 1706 г. Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмово-Успенском монастыре Воспитательный Дом для "незаконнорожденных и всяких подкинутых младенцев (89,с.60).
Дальнейшее развитие инвалидные и сиротские детские учреждения получили при Петре I, который 4 ноября 1715 г. издал Указ, предписывавший устраивать в Москве и других городах России гос
- 123 питали для незаконнорожденных детей. Причем практиковался "тайный принос" младенцев через окно, "дабы приносимых лиц не было видно" (92,с.52).
Первыми государственными учреждениями для детей-инвалидов и сирот стали Воспитательные Дома в Москве (1764г.) и Петербурге (1770г.), под Величайшим покровительством императрицы Екатерины II (91,с.32).
В настоящий момент расширяется благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в помощи по реабилитации аномальных детей:
- учрежден Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата;
- заключено соглашение о сотрудничестве между Церковью в лице Синодального Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата и Московского департамента образования;
- укрепляется сотрудничество Синодального Отдела и епархиальных образовательных отделов с государственной высшей школой;
- проводятся совместно с государственной системой образования ежегодные Рождественские образовательные чтения;
- разработана "Концепция возрождения духовного просвещения и благотворительности в Русской Православной Церкви";
- активизируется разработанное соглашение Московского Патриархата с Минздравом РФ;
- расширяется участие различных конфессий и общественных организаций в благотворительной деятельности.
Введены в научный оборот Федеральная Президентская программа "Дети России" и целевые программы: "Дети-инвалиды", "Дети-сиро
- 124 ты", "Дети Сибири", "Дети Чернобыля" и "Планирование семьи".
Подводя итог проведенному исследованию можно сделать основные выводы:
1. Знание процесса социальной реабилитации аномальных детей и использование различных форм христианской благотворительности и милосердия позволяет формировать навыки и умения аномальных детей, необходимые для общего развития.
2. Христианскую благотворительность и милосердие Русской Православной Церкви можно рассматривать как альтернотивное обучение с помощью слова Божьего в социальной реабилитации аномальных детей.
3. На современном этапе развития нашего общества все большее значение в социальной реабилитации аномальных детей приобретает взаимодействие государства и церкви.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Курбатова, Ирина Николаевна, Москва
1. Андреев Ю.В. Мужские союзы в дарийских городах-государствах (Спарта и Крит). -Л., 1967.-480с.
2. Антология социальной работы. -М.: Сварог-НВФ СПТ, 1995. -544с.
3. Аристотель. Политика, 2371, 265в. Перевод с греческого языка. С прим. Н.Скворцова. Изд. 2. -М.: Унив.тип., 1893, -333с.
4. Архангельский В.Н. Филантропические начинания русского православия 18 века. -Смоленск, 1910. с.97
5. Алексеева О.П. Кто помогает детям? О работе благотворительных организаций. -М.: Мартис, 1995. -135с.
6. Александро-Мариинский дом призрения. Очерк. (1879-1904). Сост. П.Цветков. Сергиев-Посад.: ТСЛ, 1904. -105с.
7. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики, -м.: Просвещение, 1984. -294с.
8. Бактис Г.А., Лекарев Л.Г. Реабилитация инвалидов. //Соц.гигиена и организация здравоохранения. -М.: Медицина, 1970. -С. 64
9. Белов В.П. Реабилитация: содержание и предпосылки. -В кн.Методологические и организационные вопросы инвалидов. -М. ,1973. -С. 85
10. Белокуров С.А. Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских. -М. Кн. 1, 1887. -86с.
11. Бензин В.М. Церковно-приходская благотворительность на Руси после 1864 года //Трудовая помощь. -1907. -N2. -120с.
12. Бердяев Н. А. Смысл истории. -М.: Мысль, 1990. -173с. И.
13. Бердяев Н.А. О русских классиках. -М.: Высш. шк., 1993, -366с.- 126
14. Бецкой И.И. Генеральный план Императорского Воспитательного дома в Москве. -Ч. 1-3, СПб., 1763-1767 гг.
15. Бецкой И.И. Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества. -СПб., 1766. -59с.
16. Библия. Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета. -М., 1988, -1091с.
17. Библейская энциклопедия. -М., 1891. -473с.
18. Благотворительные учреждения России. -СПб.,1912. -304, 122с.
19. Благотворительные учреждения Российской империи: В Зт. -СПб. ,1900. -Зт.
20. Благотворительная Россия. -СПб.,1902.
21. Благотворительные учреждения в России. -СПб.,1818.
22. Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков : Экспериментальный учебник для 7 класса. -М.: Мирос, 1994. -180с.
23. Бокшанина А. Г., Кузищина В.И. История Древнего Рима. -М.: Высш.школа, 1971. -470с.
24. Большая Советская Энциклопедия. -М., 1972, -508с.
25. Боннар Андрэе. Греческая цивилизация. -М.: Искусство, 1992. -208с.
26. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. -М.: Аграф, 1996. -160с.
27. Васильев А.В. О преобразовании высшего церковного управления Петром 1. Изд. 2. Пг.,1904. -34с.
28. Василенко Л.В. Детская инвалидность: социальные аспекты реабилитации. М.,1992. - 169с.
29. Введенский А. П. Союз детей. Сергиев-Посад, 1907. -18с.
30. Вернер И.И. О времени и о причинах образования московс- 127 ких приказов. М.,1907. -49с.
31. Вечканов В.А. К характеристике основных принципов реабилитации. -М.,1977. -108с.
32. Власов П.В. Обитель милосердия. М.,1994. -301с.
33. Володихин Д. М. Архив Патриарших приказов как источник по истории русской книжной культуры 17 века. М.,1995. -164с.
34. Воспитание детей в духе христианского благочестия. М.: Тип. Августа Селина, при Императорской Медико-хирургической Академии, 1844. -399с.
35. Вусович Ю.А. К столетию "Хлюстинских заведений" 1809 -1909. Краткий исторический очерк. Калуга: Тип. Губ. зе-мел.упр.,1909. -с.83
36. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы России 2-й половины 19 века. -М.,1954. -304с.
37. Гатчинский Николаевский сиротский институт. Воспоминания праздненства бывшего 14 января 1851 года. -СПб., 1852. -35с.
38. Георгиевский П.И. Призрение бедных и благотворительность. СПб.,1894. -13с.
39. Голубинский Е.И. История русской церкви. М.,1900. -190с.
40. Горский А. 0. О сношениях русской церкви святогорскими обителями до 18 столетия. М.,1848. -105с.
41. Граборов А.Н. Вспомогательная школа: (Школа для умственно отсталых детей) . -М. -Пг.:Гсиздат, 1923, -328с.
42. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющих детей и инвалидов. -М., 1992. -72с.
43. Грачёв А. И. Когда болеют дети. Советы православного врача. М.,1993. - 30с.
44. Грачева Е.К. Воспитание и обучение глубоко отсталых детей. -М., 1932. -91с.
45. Григорьев В.В. Исторический очерк Русской школы. -М., 1900. -587с.
46. Головин И.Н. О мерах к лучшему устройству приходской благотворительности. М.,1885. -185с.
47. Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка в 4-х томах. СПб - М: Вольф, 1881. -780с.
48. Демков М.И. Русская педагогика в ее главнейших представлениях. Опыт педагогической хрестоматии. -М., 1898, -481с.
49. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М. :Изд. А. Д. Ступина, 1908. -294с.
50. Дефективные дети и школы: Сборник статей под ред. В.П. Кащенко. М.:Тихомиров,1912. -279с.
51. Дети-инвалиды. -М.,1996. -238с.
52. Дефектология. Словарь-справочник. (Автор-составитель С.С.Степанов). Под ред. Б.П.Пузанова. -М.: Новая школа, 1996, -80с.
53. Джонстон М., Тьяндракусума X. Как помочь инвалидам. /Всемирный форум здравоохранения, 1985, т. 3.
54. Дитя в его жизни и творчестве. / Педагогический сборник. Под ред. И.М.Соловьева. -М., 1918, -177с.
55. Добролюбов Н. А. Дети с медлинным пониманием. -М., 1949. с. 43
56. Добровольская Т.А., Мастеропуло А.П., Поддубный М.В. О преспективах возрождения христианской благотворительности ( На пути к свободе совести). М.,1989. -120с.
57. Довнар Запольский М.В. Реформа общеобразовательной школы при Императрице Екатерине И. -М.: Сытин, 1906. -47с.
58. Драшусов В.Н. Материалы для истории Императорского Мое- 129 ковского Воспитательного дома // Русский архив. 1888. - N1-2. -С.253.
59. Дыскин А.А., Танюхина Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. -М.: Лагос, 1996. -223с.
60. Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь. -М. ,1900. -305с.
61. Ельницкий К. Очерки по истории педагогики: Пособие для учебных заведений. -СПб.,1885. -187с.
62. Естественное нравоучение об обязанностях к ближнему. -СПб.,1838. 158с.
63. Ефимов И.Н. О соотношении социального, биологического и психического в инвалидности. -М.,1973. -105с.
64. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. -М.: Учпедгиз, 1940. -472с.
65. Заболоцкий Н.А. Диалог в обществе. //Московская Патриархия. 1977, 10. -С.68.
66. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М. .-Репринт, воспроизв.изд. 1880 года, 1990. -607с.
67. Законодательство Императрицы Елизаветы Петровны относительно православного духовенства. М.:Г.Г.Веденяпина. - 217с.
68. Залуговский М. С. Проект памятника в Москве Императору Александру 2 и объяснение идеи проекта. Устав Сердобольного учреждения в память Имп. Александра 2. Тверь:Тип. Губ. правл. ,1887. -64с.
69. Замский X.С. История олигофренопедагогики. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1980. -398с.
70. Замский X.С. Умственно отсталые дети: История их изуче- 130 ния, воспитания и обучения с древних времён до середины 20 века. Приложение: Дневник Е.К.Грачёвой. М.:НП0 "Образование",1995. -400с.
71. Иванов С.А. Византийское юродство. М.:Межд. от-нош.,1994. -236с.
72. Иванова С.Ф. Введение в храм слова. Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.:Школа-Пресс,1994. -271с.
73. Иванцова-Платонова A.M. Очерк истории христианства у славянских народов // Православное обозрение. Январь. - 1869.- С.37-55.
74. Иеромонах Никон. Монастыри и монашества на Руси 10-12 века // Вопросы истории. 1991. - N2. - С. 65
75. Игнатьев В. Отчёт о призрении душевнобольных в России за 1889-1890-е года. СПб., 1892-1893. -78с.
76. Ильинский В. Благотворительность в России ( История и настоящее положение). СПб.:Тип. Имп. Человеколюбивого общ., 1908. - 90с.
77. История Императорского Московского Воспитательного дома.- М. :Унив. тип. ,1860. -68с.
78. Историко-статический очерк благотворительности и общественного призрения в России. -М., 1894. -277с.
79. Исторический очерк Совета Императорского Человеколюбивого Общества. -СПб, 1898.-21с.
80. Кабанов М.М. Этапы реабилитации психически больных. -Винница,1969. -140с.
81. Кабанов М.М. Психологические факторы в реабилитации психических больных. -В кн. Клинико-психологические исследования личности. -Л.,1971. -150с.
82. Казанский П. Начало монашества в России. М.,1855.-255с.
83. Карамзин Н.М. История Государства Российского. М.:Книга, 1988.
84. Карташов А.В. Очерки по истории Русской церкви. Париж, 1959. - 128с.
85. Ключевский В.0. Добрые люди Древней Руси. Сергиев- По сад, 1892. -20с.
86. Ключевский В.0. О русской истории. М.,1993. - 304с.
87. Ключевский В.0. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М.,1993. - 298с.
88. Концепция возрождения духовного просвещения и благотворительности в РПЦ. //Московский церковный вестник. 1991, 6. -С.2
89. Красуский В.А. Краткий исторический очерк Императорского Московского Воспитательного дома. М.:Тип. Б.Я.Барбей,1878. -239с.
90. Куломзина С.С. Наша церковь и наши дети. М.:Мартис, 1993. - 190с.
91. Кудрявев А.Н. Церковно-благотворительные учреждения, вызванные крестьянскою реформою 1861 (Речь, произнесенная в годичном собрании Юридического общества при Новороссийском университете). -Новороссийск, 1882. -12с.
92. Кудрявцев А.Н. Исторический очерк христианской благотворительности // Детская помощь. 1885. - N10-12. - С.12-36.
93. Куприянов Н. История медицины России в царствование Петра Великого. -СПб.: Тип.Я.Трея,1872. -12с.
94. Кутепов Н. Христианская благотворительность в век апостольский // Странник. -1882. Июнь,июль. -221с.
95. Лабутин И. Характер христианской благотворительности.-СПб, 1899. С. 409- 132
96. Jlanno Данилевский А. С. И.И.Бецкой и его система воспитания. -СПб.,1904. -115с.
97. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии.
98. Латынина Д. И. История воспитания и обучения в России 18 века. -М.,1992. -137с.
99. Лахтин М.Ю. Медицина и врачи в Московском государстве. -М. ,1906. -55с.
100. Лахтин М.Ю. Материалы к истории медицны в России. -М. ,1907, 34с.
101. Лешков В.Н. Русский народ и государство. -М.,1858, 506с.
102. Линдермейер А. Добровольные благотворительные общества в эпоху великих реформ. // Великие реформы в России, 1856-1884. -М., 1992.
103. Липский А. Психологические основы умственного и религиозно-нравственного воспитания в дошкольный период. -Нежин, 1905, -48с.
104. Лубовский В.И. Завтра будет поздно. //Народное образование. -1989. -130с.
105. Лушников А. Формула милосердия. //Комсомольская правда. 1989, 101. -С. 1.60
106. Лыкошин П.И. Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России. -СПб, 1901, -78с.
107. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. -М.,1996, -182с.
108. Максимов Е.Д. Очерк исторического развития и современного положения призрения в России. -М., 1900, -68с.
109. Майков П.М., Бецкой И.И. Опыт его биографии. -СПб.,1904, -279с.- 133
110. Материалы Московской Совещательной Конференции по человеческому измерению СБСЕ. М., 1991, 26-27 сентября.
111. Миллер Н. Ф. Из прошлого Московского Воспитательного дома. Очерк деятельности его за 1-е 30-летие в период управления И.И.Бецкого. -М.: Тип. А. И. Мамонтова, 1893, -75с.
112. Мирский М.Б. Медицина России 16 19 веков. -М.: РОСС-ПЭН,1996,-400с.
113. Митрополит Сурожский, Антоний. О милосердии как основе социализма. //Семья. М., 1988, 9. -С.11-12.
114. Михайловский В. О религиозном воспитании детей до школы. -СПб., 1875,- 84с.
115. Меньшиков М.0. Дети. //Начала жизни. -М., 1899, 63с.
116. Модзалевский Л.Н. Историческое значение христианства для воспитания. -СПб., 1882, 61с.
117. Монахов Н.И. Умом и сердцем. //Мысли о воспитании. -М., 1965, 415с.
118. Московский Воспитательный дом. История основания и открытия. -М., 1836.
119. Московский Воспитательный дом. Отчет по малолетнему отделению. -М., 1876.
120. Московский Воспитательный дом. Опекунский совет. Обявле-ние об учреждении сохранной казны. -М., 1767.
121. Московская городская Басманная больница. Благотворительное общество. Отчет о деятельности благотворительного общества- 134 при Басманной городской больнице в Москве. -М.: Ценз., 1895-1910.
122. Московское общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях. Исторический обзор 20 лет деятельности. -М., 1908,-160с.
123. Московское общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях. Басманное попечительство. Отчет. -М., 1891-1896.
124. Монро П. История педагогики. Древность и средние века. Пер. с англ. М.В. Райх, под ред. Н.Д.Виноградова, -М., 1910, -91с.
125. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М. - 270с.
126. Мошканцев А. К вопросу о положении душевнобольных в России и об учреждении над ними опек. -СПб., 1895,- 84с.
127. Надеждин А. Права и значение женщины в христианстве. -СПб. 1873. 206с.
128. Наумович И. Христианские добродетели: Вера, Надежда, Милосердие. СПб.:Изд-е И.Л.Тузова,1895. - 79с.
129. Нещеретний П. И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. -М.: Союз,1993. -31с.
130. Никитина М.И. Сурдопедагогика. М.:Просвещение,1989. -383с.
131. Никифоров В. За доброту мысли и чувств. //Известия, 1989, 122. -С.2.
132. Николаев П. Московский Николаевский сиротский институт. Исторический очерк Московского Николаевского сиротского института за 50 лет его существования. -М.,1887. -30с.
133. Николький В.Ф. Школьная реформа Имп.Екатерины 2. /М.Н.Пр., 1872. -35с.- 135
134. Никольский Н.М. Об общественной благотворительности и ее оранах-приходских попечительствах // Православное обозрение. -1876. N1.2. - С. 792
135. Никольский Н.М. О христианском воспитании в школе. Из бесед со слушателями педагогических курсов в городе Воронеже. Воронеж,1910. 91с.
136. Никольский Н.М. История русской церкви. М.: Политиздат, 1988. -448с.
137. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. -М.: Школа-пресс,1994. 189с.
138. Новомберский Н.Я. Врачебное строение в допетровской Руси. Томск,1907. - 70с.
139. Носков Н. Императрица Елизавета Петровна. СПб.,1913. -54с.
140. О благотворительности в первые века христианства // Православное обозрение. 1862. - Т. 9. - С.12-18.
141. О воспитании детей у древних христиан. М.,1858. - XVI.- 132с.
142. О милостыни. Подаяние по Имя Христово принимает сам Христос. М.,1851. - 32с.
143. Орлов М., Болотов В. Понятие милости. М.,1897. - 4.1.- 641с.
144. О христианском милосердии по учению святых отцов. -М.:Изд-е Петра Дерябина, 1878. 151с.
145. О христианском милосердии / В кн. Общедоступная религиозно-нравственная библиотека. М.:Изд-е Мосоквск. Синод, тип.,1906. - 46с.
146. Одоевский А.П. Глухота и ее предупреждение. -Свердловск: Кн.изд., 1955. -39с.- 136
147. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.Я.Струминский. М.,1955. -368с.
148. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. - 473с.
149. Палкин Б.Н. Русские госпитальные школы 18 века. -М., 1959. -61с.
150. Папков А.А. Приходская благотворительность //Церковный вестник. -СПб, 1911. -N7. -С.203-205.
151. Пекарский П. Введение в историю просвещения в России 28 столетия. СПб.1862. - 46с.
152. Петрищев А. Церковь и школа. СПб.,1906. - 96с.
153. Петропавловский И.Д. Исторический очерк благотворительности и учение о ней в языческом мире, в Ветхом Завете и древней церкви христианской. М.:Унив. тип.,1895. - 65с.
154. Пленум Советского Фонда милосердия и здоровья. //МЖП. М. ,1991, 7. -С. 39.
155. Попов Т. Введение в историю европейской педагогики. -Киев,1913. 250с.
156. Прокопович-Антонский А. О воспитании. М.,1818. - 74с.
157. Полный православный богословский энциклопедический словарь. М.:"Возрождение",1992. - Т. 1 - 2. - 340с.
158. Полное собрание творений святого отца нашего Иоанна Златоуста. СПб.:изд-е СПб. Духовной Академии,1898. - 591с.
159. Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И.Селиверстова. -М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. -400с.
160. Права человека и инвалидность /Доклад комиссии по правам человека ООН: E/CN, 4SUB 2/1 911/31 -76с. 137. Прибавление к изданию творений святых отцов в русском переводе за 1862 год.- 137
161. М. :Тип. В.Готье. Ч. 2. - 24с.
162. Президентская программа "Дети России". -М., 1994. -160с.
163. Путерн М.Д. Материалы по вопросу о призрении бесприютных детей и подкидышей в России. СПб.:Тип. Мин. Вн. дел,1893. -87с.
164. Путерн М.Д. Призрение бесприютных детей и подкидышей уездными земствами. СПб.,1895. - 84с.
165. Пушкарев С.Г. Роль праволавной церкви в истории России. -Нью-Йорк, 1985. -123с.
166. Речь Патриарха Московского и Всея Руси Пимена в связи с 1000-летием введения христианства на Руси. //Религия в СССР. М., 1988, 6. -С.4.
167. Речь Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II //Московская Патриархия, 1990, 12. -С. 13.
168. Речь Патриарха МАосковского и Всея Руси Алексия II //Московская Патриархия, 1991, 1. -С.12.
169. Рождественский В.0. О приходской благотворительности //Православное обозрение. -1862. -N6. -С.223-240.
170. Розенфельд Б.Р. Первые учреждения для детей народа в царской России и их характер //Учебные записки ЛГПИ им. Герцена. -Т. 85,1949.
171. Рубейштейн С.А. Психология умственно отсталого школьника. -М.:Просвещение,1977.
172. Сборник сведений о благотворительности в Санкт-Петербурге за 1889 г. -СПб. ,1891. -400с.
173. Сборник статистических сведений о благотворительности в Москве за 1889 г. -СПб.,1891. -34с.
174. Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в Санкт-Петербурге и
175. Москве. -СПБ.,1899. -1207с.
176. Селиванов В.В. Обзор Московского воспитательного дома. -М.: Тип. В.Готье, 1866. -50с.
177. Селиверстов В.И. Первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления. -М.:МПГИ им.В.И. Ленина, 1993. -52с.
178. Смирнов-Платонов Г.П. Статистика приходской благотворительности в Москве. -М. ,1885. -34с.
179. Собрание узаконений Ведомств учреждений Имп.Марии. Т.4, кн. 3. -СПб. ,1898. -893с.
180. Соловьев С.М. История России с древних времен. В 15-ти кн./Отв. ред. д-р ист. наук Л.В.Черепник. -М., Соцэкгиз, 1962, кн. 7.
181. Соломонов С.В. К вопросу экспертизы трудоспособности лиц, утративших слух. //Вести отолорингологов. -1969,N6.
182. Сумцов Н.Ф. Князь В.Ф.Одоевский. -Харьков: Тип.М.Зиль-берга, 1884, -63с.
183. Тарасенков А.Т. Историческое описание больницы странноп-риемного дома Графа Шереметева в Москве. -М.,1859. -23с.
184. Творения Григоря Богослова, Архиепископа Константинопольского. Изд.З, ч. 1 и 2. -М. :Тип. М. Г. Волчанинова, 1889. -254с.
185. Ушаков Д.И. Толковый словарь современного русского языка
186. Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней; Генеалогические исследования; Из соловецких писем; Завещания. -М.:Моск.рабочий, 1992. -559с.
187. Флоренский П.А. Сочинения в 4-х томах./Сост. и отв. ред. игумена Андроника (А. С. Трубачева). -М.-.Мысль. -124с.
188. Хрестоматия по истории древней Греции. Под ред. Д. П. Каллистова. М.: Мысль, 1964. -694с.- 139
189. Шапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России //Россия в 20 веке. Историки мира спорят. -М.,1994. С.84-88.
190. Школа в храме //Московский комсомолец. 1991, 4 февраля. -С. 1.
191. Царегородцев Г.И. Здравоохранение и социология. //Сов.Здравоохранение, 1972, N5.
192. Яблоков Н.В. Призрение детей в воспитательных домах. -СПб.,1901. -с71.
193. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации).
194. Ф.663, опись 1, ед.хр. 12-29,125,127,130,132,133,136.
195. Ф. 642, опись 1, ед.хр. 228,231,233,240,247,250,256,275.
196. Ф.642. Императрица Мария Фендоровна.1. Опись 1, ед.хр. 232, 265.
197. Ф.6787 Министерство государственного призренрия Временного правительства.
198. Опись 1, ед.хр. 97, 115. РГИА (Российский государственный исторический архив).
199. Ф.796 Канцелярия Святейшего Синода.
200. Опись 145, ед.хр. 165,5666. Опись 158, ед.хр. 1479,1482. Опись 198, раздел 1, ед.хр. 330. Опись 440, ед.хр. 991.
201. Ф.797 Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода.
202. Опись 86, раздел 2, ед.хр. 185,346.
203. Ф.804 Присутствие по делам православного духовенства.
204. Опись 1, раздел 1, ед.хр. 8,11,73,83. ЦГАДА (Центральный государственный архив древних актов)
205. Ф.340 Канцелярия конфискации- 140
206. Ед.хр. 12286; (1727-1782гг.),опись. ' 202. Ф.220 Казенный приказ
207. Ед.хр. 16228; (1584-1724гг.),опись.
208. Ф.1292- Русское историческое общество
209. Ед.хр. 341; (1866-1903гг.),опись.204. Ф. 1272- Нарышкины
210. Ед.хр. 1218; (1679-1913ГГ.),опись. Архив МДА и семинарии
211. Ф.85.390 Канцелярия Синодального Экономического правления (1727-1742ГГ.).6735, N1-67-97
212. Ф.6787- Первый Всероссийский съезд по общественному и частному призрению
213. Опись 1, дело N115, (1917г.).
214. Ф.1750- Московский славянский благотворительный комитет
215. Опись 2, ед.хр. 505, (1813-1890).
216. Ф.6787- Министерство государственного призрения временного правительства
217. Опись 1, ед.хр. 118, (1917-1918).
218. Ф.1795- Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества
219. Опись 1,ед.хр. 13, (1914-1917).
220. Ф.1813- Комитет по призрению детей лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей
221. Опись 1, ед.хр. 6, (1907-1909).
222. Ф.517 Всероссийский союз учителей и деятелей по народному образованию
223. Опись 1, ед.хр.163, (1903-1908).