автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Базовые движения в фигурном катании на коньках и методика обучения им
- Автор научной работы
- Стефанова, Цветанка Александрова
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1994
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.04
Автореферат диссертации по теме "Базовые движения в фигурном катании на коньках и методика обучения им"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ П.Ф.ЛЕКГАФТА
Цветанка Александрова
УДК 796.412:?96. 0.15.6:79.056.2
БАЗОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ НА КОНЬКАХ И ЫЕГОДОА ОБУЧЕНИЯ ИМ
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
На правах рукописи
СТ2ФАК0ВА
Санкт-Петербург 19Э4
Работа вшолнена б Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени П.Ф.Лесгафта
Научный руководитель -
Официальные оппоненты:
Ведущее учреждение
кандидат педагогических наук, профессор А.Н.Мишин
доктор педагогических наук, профессор Н.И.Пономарев;
кандидат педагогических наук, доцент И.В.Абсалямова
Московский областной-государственный институт физической культуры
Защита состоится " 1994 г. в шн
на заседании специализированного совета Д.046.03.01 Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени П.Ф.Лесгафта (190121 Санкт-Петербург, ул.Декабристов, 35).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии.
Автореферат разослан
•&к ¿/¿УУ^ 1994 г.
Ученый секретарь \
специализированного совета ^^^Ч \\
доцент \ \ | \ Ю.М.Николаев
ОНЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы. Изгенеття в правилах соревновани{ фигурному катанию на коньках, проипошедаше в последние годы и разившиеся з исключении аз программы соревнований обязательных ратаенлЗ, потребовали поиска новых путей технической лодготови фигуристов.
Обязательные упражнения назывались "школой" фигурного кат на коньках и традиционно считались основой, на которой строила вся сложная н многообразная техника фигуриста. Однако теперь, да обязательные упражнения не вклхяаотся в программу соревнова есть основания говорить о том, что эти упражнения пе вполне со вэтствуют требованиям, пр9дълзляе?лнм к средствам базовой твхни ческой подготовки современного фигуриста. В настоящее время фи: расту совсем не обязательно уметь вычерчивать на льду фигуры з; данной форш, выполняя их несколько раз след-вслед и соблюдая 1 этом реберносгь, то есть меняя скольжение на наружном ребре ко; '.13 скольжение на внутреннем его ребре и, наоборот, лишь в опре; ленных частях вычерчиваемой фигуры. Выполнение этих требований частую приводит к негативным результатам: искажению в осанке, I рушению непрерывности и естественности скольжения, снижению скс роста скольжения.
Эти обстоятельства делают актуальной попытку обоснования в вой методики обучения и совершенствования основ техники фигурнс катания на коньках за счет сосредоточения внимания и усилий зав мающихся на базовых элементах техники и базовых движениях, вклк ченных в подавляющее большинство двигательных действий фигурист
Гипотеза - предполагается, что выявление базовых движени фигуриста,-определение их биомеханических характеристик и факто ров, елиящих на успеиность их выполнения, позволят повысить эф
фективность обучения основам фигурного катания.
Объект исследования - спортсмены, овладевающие техникой и совершенствующиеся в технике выполнения упражнения фигурного катания на коньках.
Предмет исследования - техника выполнения базовых элементов фигурного катания на коньках и базовых движений, включенных в эти элементы; методика обучения им.
„.ель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности повышения эффективности обучения основа-.: фигурюто катания на коньках путем специально разработанной системы педагогических воздействий, направленных на овладение базовая движениями.
Г'сцачп исследования:
1) определить базовые ."лементы техники в фигурном катагош на коньках и базовые движения, обеспечивающие их исполнение;
2) выявить основное компоненты техники исполнения базовых элементов к движений;
о) разработать методику обучения базовым движениям для сове!: аепствования технической подготовленности фигуристов;
4) экспериментально обосновать эффективность предложенной ме толики.
;,;отодн исследования. Для решения доставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных данных по проблеме исследования; биомеханический анализ пространственно-временных характеристик базовых элементов и движений с помощью специальной видеосъемки в двух плоскостях и компьютерной обработки первичного материала; электр1 миография мшц, преимущественно задействованных во время выполте нля базовых элементов; педагогический эксперимент, ориентирован-
ный на проверку эффективности разработанного комплекса упражне ний; педагогический эксперимент, направленный на изучение влия разных двигательных установок, формулируемых под воздействием ] нонаяразлсшшх словесных воздействий тренера. При обработке со( равного эмпирического материала использовались методы математической статистики и сравнительный анализ посредством "Метода ж ратов".
В процессе сбора материала нами было обследовано 80 фигурл тсв обоего пола и разной жалифнкацют (от П юношеского разряда до мастеров спорта). Было получено в общей слотаости 68024 эмпн ркческкх показателя, которые были подвергнуты логической и математической обработке.
Научна? новизна работы заключается в определении и обоснов£ ниа того, что базовыми элементами фигурного катания являются ода опорное скольжение по дуге и повороты (леретяют, тройки, 'скобки крюки, выкрики, петли). Базовым движением, включении,) во Есе эти элементы, является вращательное движение звеньев тела вокруг его продольной оси.
Впервые установлены некоторые существенные параметры вращательных движений при выполнении базовых элементов. Данные параметры сопоставлены с объективными данными электрической активности мышц верхней и нижней частей тела, участвующих в выполнении йс воротов.
Новой является разработанная наш система упражнений, включенная в нетрадиционную программу обучения базовым элементам.
Кроме того, разработаны и экспериментально проверены различные варианты словесных воздействий тренера, избирательно направляющих внимание сиортсгленов и способствующих формированию у них двигательных установок, адекватных успешному овладению техникой
исполнения базовых элементов техники фигурного катания на коньках.
Практическая значимость исследования заключается в том, что вместо весьма длительной и трудоемкой системы обучения основам техники путем использования традиционного комплекса сорока одной обязательной фигуры, предлагается новая методика, позволяющая более быстро к без потери качества овладеть базовым; элементами тех-нш:. Новая программа обучения приводит к большей адаптации комплекса основных двигательных навыков спортсменов к требованиям современного произвольного катания.
Результаты исследования прошли практическую проверку, так как были внедрены в работу СДШОР при Санкт-Петербургском дворце спорта "Юбилейный", в ССК "Ледяные вида спорта" г.Софии и в клубе Фигурного катания "Стойси" в г.Софии в Болгарии.
Основные положения, выносите на защиту:
1) базовыми элементами техники фигурного катания на коньках являются одноопорное скольжение по дуге и повороты;
2) базовым движением, обеспечивающим выполнение как базовых элементов, гак и других двигательных действии фигуриста, является поворот звеньев тела вокруг продольной оси;
3) новый комплекс упражнений, направленных на овладение базовыми элементам! к движениями, построенный на основе анализа механических характеристик поворотов и электрической активности мшц, участвующих в их исполнении.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, списка использованных литературных источников. Объем основного текста диссертации составляет 95 машинописных страниц, включая 18 таблиц и 22 рисунка. Список литературы содертат 122 источника, из них 10 - на иностранных языках.
С0ДЕР£Л1ПгЕ ДИССЕРТАЦИИ
>::гурное катание на коньках, наряду со спортивной и худел ьеапо:: гимнастикой и акробатикой, характеризуется большим разш о(: азкем двигательных дойстшй5, которыми приходится овладевать о :ортсменам для выполнения соревновательных упражнений. В связ!-о«ш ваянсЗшей задачей и обучения и спортивного совершенствовав ^г.гург.стов является их техническая подготовка.
Гояшое количество двигательных действий, включениях в тро ро^очиум ¡: соревновательную деятельность спортсменов, с.гопдаллз руквдихся в фигурном катании на коньках, с необходимостью яре дно лагаот :.'логопланозость и разнопаправленностъ их технической осн; г.эниости. Поэтому техническая подготовка фигуристов - задача не только вачскач, но и очень сложная, требующая больших затрат врег. ни и энергии. Оптимизировать решение отоЯ задшк пешго крз исаох зоваши такой методики обучения технике, которая дает возшнност мишгмизировать временные и энергетические затраты без потер:; тре кировочного эффекта. Эта методика гложет бить ориентирована на со дание, в первую очередь, фундамента, на которой зато;.: может бить построена спортивная техника. Роль такого фундамента могут играт; базовые качества, умения и навык;.
Слово "база" (от греческого "i-aoia французского "'^ase ") обозначает в русгаш;,; языке основание, опору или опорный пункт, i настонцс:! работе бу^ут кслояьзовзться оба значения сгова "база" п тсргл;п "б':зеьго" будет кончаться как синоним термина "основ-ni.'D" или "опорное".
¿ля быстрого, высококачественного и надежного освоения упраж нений прогрессирующей слоклости важнейшее значение имеет специализированная базовая техническая подготовка (Машин В.Й., 1974; Га-
вердовский Ю.К. с соавт., 1579; Михеев Б.В., Сучилин Н.Г., 1980; Сучилин Н.Г., 1980; Воробьев М.И., 1990). Цель ее состоит в технически совершенном овладении минимизированным кругом элементов и соединений, техническая основа которых адекватна биомеханической структуре наиболее сложных движений основных структурных групп. Успешное освоение базовых движений позволяет ускорить темпы становления и совершенствования технического мастерства, что подтверждается данными ряда авторов (Усатый В.Г., 1981; Кириллов В.Е., 1983; Сучилин Н.Г., 1989).
До недавнего времени соревновательная деятельность фигуриста-одиночника включала в себя выполнение обязательных упражнений. Теперь из программы соревнований эти упражнения исключены, но их роль в подготовке фигуристов до-прениему велика. Их называют "школой фигурного катания", без которой, по мнению Н.А.Панина (1966), произвольное катание будет неполноценным, не сможет приблизиться к искусству.
Многие специалисты (Люсси Г., Ричарде М., 1959; Devic I. , 1965; Глязер С., 1969; Москвина Т.Н., 1971; Мишин А.Н., 1979; Ирошникова Н.И., 1981; Гросс Я.А., 1983) настойчиво рекомендуют представителям всех видов фигурного катания изучать обязательные упражнения и кх элементы - дугу, перетяжку,тройку, скобку, крюк, выкрюк, петлю. Они составляют комплекс основных элементов обяза-' тельных упражнений (Мишин А.Н., 1989). Т.Н.Москвина (1971) подчеркивает их базовую роль не только потому, что данные элементы органически и неизбежно включаются в программы всех видов фигурного катания, но и потому, что овладение ими способствует выработке сложной двигательной координации и умению дозировать мышечные усилия.
Следовательно, есть достаточные основания считать элементы
обязательных упражнений базовыми элемента?и техники фигурного тания на коньках.
Широко распространено представление о том, что движения Ф туриста при выполнении всех базовых элементов состоят из посту, тельного движения (мечду поворота:.!!:) и вращательного (при ново; тах). Однако существует и другая точка зрения. А.Н.Мишин (1981] считает, что самое основное и распространенное движение фягурис - сколькенпе по дуга:.: разной кривизны - ссть движение но доступ тельное, а вращательное, так как тело врацается возеруг осп, про ходящей через центр описываемой дугой округлости. Если принять эту точку зрения, то становится очевидным, что враштолышй ко:/' понент - это есть то обчее, что присутствует во всех базовых эл; ментах. Следовательно, вращение - оаг;ое основное, опорное, собственно базовое действие фигуриста. Это действие можно выполнит! только при одно.'- условии - при встречно:/ двпкепш верхней части тела относительно низе;': его част;:. Таким образом, встречное двг тенпе верхней части тела относительно нпкяей (скручивание) и ест главное базовое движение, наряду со скольжением по дуге.
Начальное овладение техникой скручивания и дальнейшее совершенствование саэзачндх с ли:.: дшгатедьтх действий - ва-пюйшая заг.ачп базовой технической подготовь*. фигуриста. Зтз задача будет ¡.слаться тем успеиней, чем в больше;: .море будет осуществлена рациональная ::porpa-.i:.-ä действии педагога, достроенная на основе уче ;а пак л-еддпж услоз::.; деятелыгост:: (дара^втров изучаемых спортивных долетай), та:: :: тшутрешп:х усгоасй (степени готовности гурпста к выполнений предлагаемых тпзнером заданий).
Одним из существенных факторов, определяющих готовность к выполнен::« любого упражнения , мотаю считать непосредственно предшествующую действию дзигателып-ю установку (Анохин П.К., 1955;
Узнадзе Д.Н., 1966; Леонтьев А.Н., 1975; Асмолов А.Г., 1979; Запорожец A.B., 1986). В зависимости от конкретной направленности установки и степени ее соответствия задачам спортсмена, она может оказывать разнонаправленное влияние на результат (Егупов Л.Ф., 1955; Дубенюк 3.3., 1965; Еремин Ю.С., 198?; Киселева И.К., 1990). Поэтому формирование у спортсменов адекваганх двигательных установок путем продуманных словесных воздействий тренера есть основания считать одним из условий успешного овладения базовыми элементами и движениями фигуриста.
Угловые характеристики вращательных движений частей тела фигуристов при выполнении поворотов
Чтобы установить встречное вращательное движение верхней час ти тела относительно нижней, наш был использован перекрестно-сравнительный анализ по методике Б.В.Ыихеева, К.Г.Сучшшна (1980] названной ими "методом квадратов".
Констатирующий эксперимент проводился при участии 14 фигур® тов - кандидатов в мастера и мастеров спорта. При выполнении игла базовых элементов фигурного катания - поворотов (тройка, скобка, крюк, выкрик) нами при помощи видеосъемки фиксировалась ампляту; угловых перемещений линии плеч (ЛП) относительно линии таза (IT так как эта амплитуда характеризует базовое движение - поворот. ловща (скручивание).
Результаты исследования показали, что с повышением опыта i мастерства фигуристов амплитуда угловых перемещений ЛП относит! но ЯТ во всех поворотах возрастает и что рост сложности внполн этих поворотов сопровождается увеличением такого угла. Сдедоэа тельно, скручивание действительно является тем базовым движенг которое в большей мере проявляется у более квалифицированных с ристов и которое обеспечивает более качественное исполнение б
- 15 -
чтобы создать у занимающихся представление о механизме враща' ного движения туловища, дать возможность фигуристам контроли; свои движения, включать в работу те мышечные группы, которые действовали в поворотах верхней части туловища относительно 1 ней.
Упражнения на льду можно условно разделить на две групп! их преимущественной направленности: на обучение и совершенств ние одноопорного скольжения по дугам и на совершенствование I нения дуг в сочетании с вращательными движениями туловища.
В педагогическом эксперименте, направленном на проверку фективности разработанного комплекса упражнений, участвовало юных фигуристов из двух учебно-тренировочных групп.
В первой группе (контрольной) тренировка осуществлялась общепринятой методике с использованием упражнений обязательно программы (школы) в качестве базовых. Во второй группе (экспе ментальной) занятия проводились по той же схеме, но вместо тр зонных упражнений обязательной программы спортсменам предлаг выполнять упражнения из разработанного наш комплекса.
В процессе эксперимента в обеих группах было проведено 2 зятий в зале и 20 занятий, на льду.
Перед началом и в конце эксперимента компетентными судья )ценивалась техника выполнения базовых элементов у фигуристов жспериментальной группы.
Результаты сопоставления средних величин оценок до и пос. фименения предложенных нами упражнений представлены в таблиц« риведенные в.таблице данные показывают, что использование уп] ений, направленных на совершенствование базовых движений фиг иста - скольжения по дутз и поворота верхней части тела относ эльно нижней (скручивание) - оказалось реально полезным для с
се качественного выполнения элементов техники, важность и зна ость которых общепризнана.
Таблица 2
Т■ л'/.чя в оценках за исполнение базовых элементов, баллы
Прпе- °Редр
• :■ ^ к к а Т~о:-лса Скобка Крюк Выкрюк оцен!
хякка за Б(
элем<
'г> "чят оценка
--КС 4,35 4,62 4,73 4,78 4,67 4,6:
*о':тч 4,62 4,84 5,12 4,95 5,02 4,9
Г' 1
¡"проста 0,27 0,22 0,59 0,17 0,35 0,2
1*я сравнения эффективности традиционных я новых упражне г,?! сопоставили данаккку технической подготовленности у фигуру контрольно:: эксперггентальчой групп (табл.3). В качестве кс ротного «асткого "¡фнтория уровня технической подготовленноето избран одгн из основных элементов техники фигурного катание I коньках - пр;г:;ог. сальков в дза оборота. Этот прыжок ми пибра то"у, что при ого выполнении С1.особами создания необходимого чалт-лого враштя являются скольг.ение по дуге и вращение вер: честя тола '¡ггу н'-та относительно нижней, т.е. именно те баз 7В!!";с:"!я, сг-е^прнствозан'.'е которых и были рассчитаны про мне кал: уяр'жкения.
Ус таг, о р-оно, что фигурист;.! и контрольной к экспепишиэ групп по чачяд1 ^УспгпУ'Гмента практически не разлтгчалпсь по т не выполченгл ппг ш-л сальков в два • борота - сре.гнян оценка рольной группе дашь на о,02 ба~ла више, чем в экспериментам (р 0,1). За норкод этелорц^ента в обеих группах произошло
ние техники выполнения прыжка: в контрольной группе - на 0,11 ла (р 0,05), а в экспериментальной группе - на 0,284 балла (р 0,01).
Таблица
Средние оценю; выполнения прыжка сялькэв в два оборота гпгуристачи контрольно:: п эксперимонтагьной групп в начале и в конце эксперимента, баллы
Оцеп к и
Группа в начале в конце
эксперимента эксперимента
_X_¿>_X_Ъ>
контрольная 3,276 0,146 3,39с 0,181
Экспериментальная 3,256 0,210 3,540 0,186
Наличие статистически достоверного прироста результата в :ээиментальной группе свидетельствует об эффективности исполье ия предложенного нами комплекса упражнений, направленных прек ественно на совершенствование базовых движений фигуриста - ск ения по дуге и встречного поворота верхней части тела относи-ельно нижней.
Экспериментально-педагогическое исследование влияния формулировок задачи на результативность исполнения упражнений фигуристами
Задачами педагогического эксперимента, в котором участвов I юных фигуриста, являлись:
I) проверка возможности с помощью разнонаправленных слоЕв! гх воздействий тренера перед выполнением спортсменами одного 1 >го же упражнения формировать у них различные двигательные ус^ вки;
- 18 -
2) выяснение какая из установок оказывает наибольшее поло ольное влияние на результат, т.е. является оптимальной.
Каздо*!у спортсмену предлагалось выполнить на оценку следу ее задание: тройиу-ояобху-тройку, объединенных одним рисунков ри этом подчеркивалось основное требование - симметричность р положения троек по отношению к скобка.
фигуристы выполняли это упражнение несть раз - дъе попыи ! каадой из трех экспериментальных ситуаций. Эти ситуации отл! [Елись одна от другой только разными формулировками задания т ¡го выполнением.
Первая формулировка: "Сейчас обрати внимание ка движение сей части тела - таза и опорной ноги". Эта формулировка -усили 1а контроль, в первую очередь, движения ноги с коньком, ибо к - это последнее звено, которое передает движение тала на дед. установка часто возникает спонтанно, но не менее часто стимул зтся и тренерами.
Вторая формулировка: "Сейчас обрати особое внимание на ; яке верхней части туловища, на поворот плеч, на скручивание" формулировка долкна была, по нашему мнению, стимулировать ус ку на контроль за базовым движением, за тем компонентом дейс который является необходимым во всех вращательных движениях.
Третья формулировка: "Сейчас обрати особое внимание на чтобы при выполнении упражнения у тебя было бы равномерное, скольжение". Эта формулировка была направлена на стимуяирова гановки на контроль за тешо-ритмовой структурой упражнения, торая является его наиболее обобщенной характеристикой, так по мнению многих исследователей, именно обобщенная установк; способствовать достижению наилучшего результата.
Результаты эксперимента представлены в таблице 4.
Таблица 4
Средние оценки за выполнение задания "тройка, скобка, тройка
баллы
Установки на контроль за
Оценки
X
ь
Достоверност разлитая
1 Движениями верхней части тела
2 Движениями нижней части тела
5 Равномерностью, плавностью сколь-кения
4,63 0,192 4,47 0,240
4,51 0,137
= 3,6 (р'л о,от)
*1,3 - 4'4 (р< 0,01)
*2,3 = 0,7 (р> 0.03)
Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что оценка , следовательно, и качество выполнения задания вше в том слу ае, когда это задание выполняется при установке на контроль з эиу.еннем плеч, за скручиванием. Статистически достоверное (прз ¡5 уровне значимости) снижение качества исполнения упражнения :ро:':ка, скобка, тройка" происходит при двух других установках, >рмируеинх словесными воздействиями тренера. Причем это снижен является следствием случайных или единичных неудач фигуристе авнение оценок, полученных ими в трех экспериментальных ситуэ чх, показало, что в ситуации "2" (установка на контроль за да п'-т.г ногой и коньком) оценки более низкие, че:.т в ситуации "I ¡тановка на контроль за движением плеч), получили 79,2 % исп !.мых, а в ситуации "3" (устанозка на контроль за плавным, рав^ ¡ерным скольжением) - 83,3 %■
Тамг.! образом, второй педагогический эксперимент подтверди; первых, роль и значимость формулировок двигательных задач, к<
горне ставятся тренерами перед спортсменами. Различные формул! ровки способствуют актуализации разных установок, оказывающих влияние на результат выполнения упражнения. Во-вторых, этот э1 перимент показал наибольшее позитивное влияние установки на к< роль за движениями верхней части тела (плеч), за окручиванием Данное обстоятельство еце раз подтвердило значение этих движе; для правильной техники выполнения поворотов, а, значит, и пра вильность выделена? их в качестве базовых движений.
ВЫВОДЫ
1. Традиционное использование комплекса обязательных ущ нений как средства обучения основам техники фигурного катание коньках не полностью соответствует задачам подготовки фигурис ка современном уровне развития этого вида спорта. Оптимизироз процесс технической подготовки ?ло^но путем использования кои са упражнений, преимущественно направленных на овладение баз« ми элементами и базовыми движениями.
2. Базовыми элементам!: техники фигурного катания на кон являются одноопорное сколькениа по дугам разной кривизны и п роты (тройка, скобка, крюк, выкрик, петля). Выполнение всех элементов становится возможным только при вращении - основно опорном, собственно базовом действии фигуриста. Не днмым условием выполнения вращения является встречное движен верхней часта тала относительно нижней его части - скручивав Это движение - базовое в технике фигурного катали* коньках.
3. Вращение верхней части тела относительно нижней его связано с активизацией мышечных групп плечевого пояса во вс< зах выполнения основных элементов: при подготовке к поворот!
- 21 -
при юс разрешении, при удержании позы после поворотов.
Основное движение поворота связано с максимумом электриче кой активности мышц бедра опорной ноги. Затем в работу включая мышцы плеча, бывиего до поворота "передним". При подготовке к повороту ведущим является "заднее" плечо, а при разрешении пов рота - "переднее". Работа мшц плечевого пояса обеспечивает ск чивание туловища. Угол этого скручивания увеличивается по мер< роста опыта и мастерства спортсменов и по мере возрастания ело! нести выполняемых иш базовых элементов - поворотов.
4. Педагогический эксперимент показал эффективность разрас тайного комплекса упрагаений, ориентированного на совершенствов ние базовых элементов и движений фигуристов. Применение этого комплекса привело к более быстрому совершенствованию техники ис полнения не только саг.ппс базовых элементов - поворотов, но и прютов - с альков в два оборота.
5. Экспериментально установлено, что формулировка двигател! ного задания, направленная на формирование и актуализацию-у занк маюврхся установки на контроль за движения!® плеч, эа "скручиванием", .является наиболее благоприятной, так как в большей мере способствует овладению упражнениями, повышающими техническую под ротовленность фигуристов.
РАБОТЫ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
1. Степанова Ц.А., Баннова С.С. Некоторые аспекты вращатель-ого движения у фигуристов в шогооборотных прыжках // Вьпроси на изическага култура 1992.- & 8 (София, изд-во ЕСФС).
2. Стефанова Ц.А. Влияние различных формулировок двигательно. адачи на результативность деятельности фигуристов //Въпроси на 1зическата култура.- 1992.- № II (София, изд-во БСФС).