автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Этнопсихологические особенности воспитания бурятской молодежи
- Автор научной работы
- Чимитова, Светлана Цыренжановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.04
Автореферат диссертации по теме "Этнопсихологические особенности воспитания бурятской молодежи"
ИНСТИТУТ МОЛОДЕЖИ
На правах рукописи
ЧИМИТОВА Светлана Цыреккаповиа
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ БУРЯТСКОЙ МОЛОДЕЛИ
С
/
\>- логня
Специальность - 13,00.01-теория я история педагогики 19.00.05 - социальная психо-
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва - 1993
;\иссертация выполнена ка кафедре психологии и педагогика Института Молодежи
- доктор психологических наук, профеосор
КРЫСЬКО Владимир Гаврилович
- доктор педагогических наук, профессор. Действительный член Российской академии образования ВОЛКОВ Геннадий Никандрович
- кандидат психологических наук, доцент
КУЛИКОВ Игорь Дмитриевич
- Московский государственный открытый педагогический институт
Защита состоится 3 нояйря 1993 года в часов на заседании
специализированного совета К-150.01.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Институте Молодежи по адресу: 1*11442, Москва, ул. Юности, д. 5/1, корп.З
С диссертацией можно ознакомиться а библиотеке Института Молодежи Автореферат разослан "2," октября 19ЭЗ года.
Учений секретар. специализированного совета, кандидат педагогических наук
Научный руководитель
Официальные оппоненты
Ведущая организация
Е.В.Гурова
ОВД/Ш ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы,, Социальная практика межнациональных тношэний на современном этапе развития общества в России требует ових подходов I решений. Здесь вместо глубокого анализа существо-авших острых дроблен в атом вопросе чаще всего констатировали армотго в сфере интерэтнического общения и взаимодействий, неру-имуп дружбу народов, а сегодня необходимо видеть все: ж реальную оифпиктность, я недостаточность взаимопонимания между представж-влями различных наций я этносов, я потребности в тщательном регу-вровании взаимопонимания между ними. Как следствие этого, дефор-ация а ошибки в подходах к оценке роли национального фактора в уховной жизни конкретных народов, развитии их родного языка, тра-иций и культура негативно влияли на воспитание молодых людей. От-юда заорганизованное«., формализм в общении с учащимися, дефицит спользования народоведческого материала, игнорирование необходя-ости национального своеобразия в ходе этой работа.
В современных условиях от людей, направляющих процесс воспи-ания, требуются разносторонние научные знания и особенно глубокое энимание психологических аспектов этой деятельности. В структуру аучяых знаний, в которых нуждаются воспитатели, входят и знания Зщей, социальной и педагогической психологии. Сегодня развивается эвая отрасль науки - этническая психология, которая занимается равнительным анализом психологических особенностей представители конкретных народов. Поэтому актуальны исследования психологи-эского своеобразия психики представителей различных народов и го учет в учебно-воспитательной работе о молодежью.
Сегодня воспитательная деятельность в условиях конкретной эс публики или национального региона налей страны немнелима без юры на специфические формы воспитания робенка как представителя 1ределенноЙ этнокультурной среды.
В прошлом на это в той ила иной степени ориентировали нас вы-ающиеся педагоги: А.Дистерверг, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, .Руссо, С.А.Рачинский, В.Я.Стоюнин, К.Д.Ушинский. На традиции казной педагогики опирались первые учебные заведения, открытые, шример, в бурятских улусах, в частности школа бурятского прос-зтителя Убаши-Цыбик Онгодога.
На необходимость учета национально-психологических особенное-?й в воспитании детей разных племен и народов указывали зарубся-
кие атнографи /Р.Бенедикт, Ы.Шад, Г.Пдосс, М.Рид, Д.Уайтинг и др. Они отмечали уникальность этнически признаков, присутствующих в культурной жизни народа - особенностей языка, Сыта, религия, философии кизил, в зависимости от разных исторических и климатичес ких условий возникновения этноса.
Научная значимость исследования. В отечественной педагогика до последнего времени крайне незначительны исследования этнопсихологических особенностей народов, отседа недостаточный учет этих особенностей в воспитательной деятельности, тогда как сейчас необ ходимо качественное совершенствование воспитания на основе учета национально-психологических особенностей и использования обширного багажа народной педагогики.
У каждого народа должна бить своя национальная система воспитания, включающая в себя накопленные в процессе культурно-исторического развития традиционно специфические формы воздействия на личность и группу, а также национальные принципы организации воспитательной работы с молодаяыо.
Вместо с там, этнопедагогика как отрасль научных ананий, занимающаяся исследованием этих вопросов еще очень молода и исследования проблем этнической педагогики имеют большую теоретическую и научную значимость. Глубокое и систематическое изучение педагогических идеалов и опыта обучения и воспитания разных народов, совершенствование на этой основе возможностей педагогики, разработка теории и методолотаи этноподагогики, использование в ной новейших достижений этнопсихологии является одной из важнейших задач сеххэдняшнаго времени.
Видные деятели педагогической науки П.П.КяонскиЙ, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В. А.Сухошишский, С.Т.Шацкий постоянно подчеркивали необходимость использования богатого педагогического наследия народов»
В.4.А£анас ев, Г.Н.Волков, А.Ш.Гацжмов, А,3.Измайлов неоднократно отвечали, что одним из существенных резервов повышения э44ок тааноста процессов обучения и воспитания является использование данных зтнопедагогики, которая ориентируется на учет национально-психологических особенностей представителей различных этнических общностей.
Отдельные проблемы народной педагогики бурят рассматривались в работах В.Г.Бальжавва, К.Д.Басаевой, Н.Б.Дондобон, аид.дорйсиевоИ С.Р.Гыгзшюиа, С.С.Танхасаевой, Однако целенаправленное изучение
- 5 - •
щионального опыта обучения ж воспитания этого народа лишь начнется.
. Научная х практическая неразработанность проблемы учета нацио-иьно-психологических особенностей в педагогике и психологии, «нтересованность современной педагогической практики в повыше-и эффективности обучения и воспитания за счет национальных (зервов и то,что вся история бурятского народа дает реальнне ови-(тельства накопления практического использования национально-юеобразного опыта /форм в методов/ народного воспитания обусло-ля выбор темы диссертационного исследования "Этнопсихологичес-е особенности воспитания бурятской молодежи".
Объектом исследование являются этноовоеобразные и традицион-сложившиеся содержание, форты и методы воспитания бурятской лодежи, а предметом - опосредованнооть нх националыю-психоло-часкими особенностями.
Цель доследования состояла в том, чтобы на основе выявления ацж^ики национально-психологических особенностей бурят обосио-ть предпосылки совершенствования <£ор«г и методов воспитания бу-тской молодом.
Гипотеза исследования включала определение содержания реаль-8 объективно и исторически сложившейся зависимости ма^ду прояз-нием национально-психологических особенностей бурят и их учетом воопитания бурятской молодежи, что позволяет выявить и обосно-гь педагогические и этнопсихологические предпосылки совераенст-вания этого процесса.
- раскрыть сущность ж специфику националгно-пснхологических эбенностей бурятской молодежи;
- выявить и обосновать педагогические принципы воспитания о этом национально-психологических особенностей}
- осуществить анализ содераания, форм в методов воспитания эятокой молодежи о учетом ее национально-психологических особенней;
- обосновать педагогические и этнопсихологические предпосыл-повышонея эффективности воспитания бурят.
Методологической основой исследования, явились научные идеи зоциально-иоторической природе национальной психологии людей, их
.. - 6
обучения и воспитания} о национальном обусловленности процесса формирования личности; о единстве развития национального, межнационального в общечеловеческого в процессе воспитания; учета со» одфахи проявления -национального самосознания народа.
Тмрюичгетей Wffimft аШЗДМЗДЯ стали работы, рассматривающие: псахолого-педагогяческие основы ^ормированяд личности в системе воспитания Д.А.Абульханова-Славская, В.Г.Ананьев, А.А.Б дален, Д.С.Виготоквй, А.Г.Ковадев, А.Н.Лаонтьев в др./| основные j принципы применения в пиходогии и педагогике свстеыно-структур-ного подхода к воспитанию личности /А.А.Деркач, И.В.Кузьмина, М.Ц.Поташних, А.А.Сластенин, Д..Ф.Сшэрин н др./; социадьно-всвхо-логическую суищооть национальной психологии /Г.Ц.Аццрэова, Ю.В. Арутюнян, Э.А.Багршов, Ю.В. Брошей, Л.Ф.Даадамаров, Н.Дкаэд&аь-дин, Л.М.Дробияева, Б.А.Душков, И.САн, С.И.Королев, И.Д.КудЕНо: В.Г.Крнсько, Ш.Наязалиев, И.Я.Лад&нов, Б. Ф. Поранен, Е.Н.Резюшов Ю.В.Рааетов и др./; основные принципы и методы построения эткоаа; хологвчесвого вссдедовашя /B.C.¿геев, Г.У.Кцоева, Д.П.Оконезшх:-кова, В.В.Паменоа, Э.А.Саракуев в др./; произведения вцдавдихся иыелателей в педагогов /Г.В.Бшшшого, Н.Бордяева, П.П.Елокскоп Л Л!. Толстого, К.Д. Ушщокого/; трда ¡.сгопг.тзлей этнопедагогшш к атнографиз и истории детства /В.1.Арутшш, В, ©.Афанасьева, К.И, Бузарова, З.П.Васмздовой, Г.С,Виноградова, Г.Н.Волкова, А.Ш.Гй-шюаова, Ж.Д.Доршювой, А.Э.Игмайлова, А.П.Орзовой, Т.А,Орг.'.окова, В.П.Даааевой, Ю.Д.Рудеавд, Ю.А.Рудь, М.СтелышховЕча, С.Тшааоае-вой, Я.И.Ханбикова, А.Ф.Хингибидзо, Ц.ф.ШабаввоЙ к др./; работ i проблемы дге^решдацщ В иидпввдадйзациа в вссцатаиин /А.В.Инд цетсо, А.ЛДерцач, .А.Н.Крупной, В.В.ЛзЗедвнскнй, В.М.Обухов» З.А, Ходоровская и др./.
В расходования избранной нала тецц бсльауэ роль сыграю цзу-40HES трудов, "оовядошатх культ; з, трацшшяи к бкч-у бурят; вето-ргков - И.А.Асаианова, В.Гирченко, Ц.Еагцарано, А. Кудрявцева, 1.М.Залкинд, И.Е.Тугутова, и.Н.Хадаакова, Ц.Б.Цедсцдакбаева} ет~ кографов - Д.Банзарова, К.Д.Басаевой, Б.Б.Баргдина, П.ГШл'Орова, Г.Р.ГалдадоБой, НД.Еуковской в др.; фольклористов - О.С.Шрдаха-новой, Ш.Л.Базарова, С.П.Ваддаова, С.Д.Дугарова, Ц-А.Дугаршаш-ва, С.А.Шогдарока, £.К.Иарашшшовой, Н.О.Шаракшшовой, l.K.assa-сова в др.; археологов ■>■ А.П.О;сладшшова, И.Ц.Кираилова.
Ыегодн ксслеговштдя, Для изучения нацкокалыго-псшсодогическ!
50бенноотвй бурят в их учета в воспитательной работе была иополь-->вана комплексная методика исследования, включавшая теоретическое »общение научных вдей в взглядов, изложенных в исторической, пси-уюгичеокой, педагогической, втнографичесной, философской и мето-1ческой литературе по проблеме исследования} контент-анализ на-юнальных научных источников, произведений бурятского поэтическо->, этического, фольклорного творчества» специальное теотированио моделирование воспитательной деятельности. Для обобщения опыта юпитания бурятской молодежи применяюсь: методы сбора данных юкетирование, наблюдение, интервью/s беседы о учителя?«!, родите-ш, учадимися; язучекпо результатов деятельности воспитателей учащихся.
Исследовг ¡rae проводилось о 1389 по 1993 год. Базой опытно-пе-1гогич0ской работы стали школы Агинского Бурятского автономного .руга Читинской области, а также Бурятский государственный педа-гаческий институт ел, Д.Банэарова,
Научная новизна я теоретическая знпчстооть исследования соо-. >ят в том, что:
раскрыта сущность и специфика национально-психологических осо-нностой бурятской маяодсаа, цроязлявдаяся в мотивационно-фоно-' й, ацтоллеятуалш>-позиаватедьтй, змоцяонаяыто-волевой, комму-г нативпой сферах»
виязлош н обоснована пршздапы учета ныхионально-пспхологаческше обс::постей в процесс о воспитания, отражающих его этническую спе-фяку, в числе которых: принцип этнопсихологического детершшз-воспвтательншс воздействий! принцип единства национального са-оозяатгя я нащюнаяьно-овоеобразяой педагогической деятельности» инцяп воспитания в условиях специфической жизни и труда в соот-тствни с национальна* идеалом} принцип индивидуального и днффе-ицированного подхода в воспитания представителей наядой нации j анцпй развития адаптационных возможностей; обоснована этнопсихологические предпосылки повышения з^фектив-зти воспитания, которые заключаются в знании яационально-психо-гическнх особенностей бурят й механизмов их функционирования и явления; в осмысленном применении форм и методов воздействия; эсуществлен анализ содеркания, форм и методов воспитания бу-гской молодежи о учетом национально-психологических особенос-
- 8 -
tel * опыта народной педагогики.......
Научная обоснованность и достоверность результатов применявшие методик определяется проверкой общих теоретических положений посредством соотнесения их с получениями результатами, применением совокупности методов исследования, адекватных его цеди н задачам, применением апробированного инструментария, повторных исследований, взаимопроверкой данных, репрезентативностью полученной выборки. Исследованием было охвачено свыше 200 учителей, более 900 учащихся,-350 студентов. ...
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны научно-обоснованные практические рекомендации по совершенствованию воспитательной работы с бурятами с учетом юс национально-психологических особенностей. Диссертация вооружает воспитателей, учителей,, родителей конкретными методиками использования прогрессивных идей народной педагогики в Боепитании. Результаты исследования 1ргут быть использованы: в профессиональной подготовке учителей, воспитателей; в содершзлии лекцзй, сешнаро-ких занятий и особенно - в иродессе конкретной педагогической практик, а такдо в.системе повышения квалификации работников па-родного образования.
дггробац^ ж тэтт лтлтт.тттш осуществлялось в околах Агинского Бурятского автономного округа Чатавской области, в выступлениях перед коллективом Института молодеет и научно-практических конференциях /1990, 1931, 1992, 1993 r.r./s в ряде научных публикаций. . -,...........................
На защиту взносятся следующие .дол^еющ ^щецрщшя-, -.
1. Сущность и специфика ноднокяльно-психолаггчвсвих особенностей зависит от соадальво-еконоыическнх, истораческЕХ, культурных уело бяё хизвх. Одни и so х© качества.у разшг народов ызавт свои спед фажу, которая с<?иаруаавабтся в поБоденва, реахиаях:,- зшцаях и г\д Су^йствует совершенно очевидная.зависимость воонкташш от нацго-» кально-вснхологическшЕ особенностей. Osa ораонтировано на фзраг-розакиа в развитие тех психологических характеристик, которые se торЕческе ему приоущн. Воспитание па моает осуществляться без уче ta национально-психологических особенностей.
2. Обобщение роз.игашх научных и исторических источников, проведанное с 'использованием методах исследования, показывает, что бурятам upucjmu следуювде национально-психологические особенности: а/ мот^шшхвонно—фоковыв — трудсхй1х5й0» слабо выраженнэя лвчнля ек—
■ивность, неторопливость и осмотрительность в работе, усердие; / интеллектуально-познавательные - хорошая память, устойчивость нимания, настойчивая пытливость и смелость в познании окружаще-о мира, наблюдательность, хороший глазомер, сообразительность, нталлектуальная и познавательная восприимчивость, практический клад ума;
/ эмоционально-волевые - выдержанность, слабое заражение эмоций ■ чувств,.немногословность, внутренняя уравковешанность, рассуди-ельность;
/ коммуникативные - коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка, сполнительность, устойчивость родственных связей, немногослов-ость и сдержанность б межличностных отношениях, уважительное отно ение к старшем, стремление обойти острые углы, конформность, тер-еливость во взаимоотношениях.
. Знание и учет национально-психологических особенностей помога- , т выявить, изучить и описать: национальную специфику восприятия оспитательных воздействий представителями бурятской националь-ости; своеобразие содержания воспитательных мероприятий с учетом сторического опыта осуществления педагогической практики буряте- ■ ого;народа; особенности адаптации бурят к воспитательным мероприя-иям; характер эмоционально-экспрессивного реагирования представителей бурятской.национальности в процессе восприятия воспитатель-ых воздействий; своеобразие проявления конкретных отношений бу-ят в ходе педагогических контактов воспитателей с ними; конкрет-. ые формы коммуникативного воздействия, сложившиеся в результате сторического и культурного развития■этой нации; -факторы,.влияю-ие на результативность воспитательной-работы,среди-бурят. .■ Эффективность воспитательного процесса зависит- во многом от -ринципов,. лежащих в .его основе. Последние формируются посредст-ом правильного и адекватного отражения объективных законов вос-атания и поэтому .должны быть адаптированы в том числе и к нацио-альной специфике жизни и деятельности представителей конкретных гнических общностей, своеобразию проявления их национадьно-пси-элогических особенностей.
. Педагогический потенциал, накопленный бурятским народом в про-зссе исторического и культурного развития, включает множес тво-радициоино сложившихся форм педагогической работы: справедливое. искреннее отношение к ребенку и прочная вера в его способности; 1бота о его индивидуальных качествах в сочетании с требователь-
ность» в формировании его морального а нравственного облака? использование национально специфических методов общения и взаимодействия с молодежь» so время ее воспитания,* осуществление воспитательного воздействия на молодого человека с помощью соответствующих месту и времени пословиц и поговорок и.т. д.; постоянный учет, .специфики. семейной. жизни и быта учащихся, их возраста, образования,. куль туры;..внимательности к детям их родителей; умелое. . применение.в процессе воспитания бурятской 'молодежи опыта народно
педагогики.. . . , .. ........
Структура диссертации включает.введение, две главы /1.глава. - "Роль национальной психологии в воспитании бурятской молодежи"; 11 глава - "Содержание, формы и методы воспитания бурягской молодежи с учетом национально-психологических особенностей/, заключение, список литературы, приложения.
ОСНОВНОЕ С0ДЕШЩ2 И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ... Национальная психология как явление, общественного сознания, существует в виде специфических качеств национального характера, . национального самосознания, национальных чувств и настроений,, национальных интересов, ориентации, традиций, привычек, проявляющихся в форме национальных особенностей протекания психических процессов к состояний, .человека как представителя той иди иной этнической общности; национальных особенностей взаимодействия, взав мооткошакий к общения людей, которые обычно принято называть национально-психологическими особенностями^ В основе проявления п функцяонкровакля национально-психологических особенностей лежат национальные установки и национальные стереотипы. Закономерное существование и функционирование национально-психологических особенностей позволяет ввделить научные принципы их исследования и сравнения, а таадаа cchobuuö критерии кх адекватной оцонки. Нацзо-нально-психологические особенности, влияя'.на деятельность и rcss-дениа личности и группа, обуславливают своеобразие их самосознания, .интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой, кса&у-нахативной активности в обнаруигвавт себя в индивидуальна- к социально-психологических характеристиках'поведения и действий представителей конкретных этнических общностей, приемах и способах реагирования на воздействия окружающего мира, во взаимоотношениях людей.
1.Крысько В.Г.Деркач A.A. Этнопсихология: теория и методология.
-М., Ш2, ч.1. -С.46.
- Немногие философы, этнографы, психологи и педагоги доказали, го каждый народ имеет свои собственные исторически сложившиеся }рмы и методы национального воспитания, которые ориентированы 1 развитие определенных национально-психологических качеств, эспитывается не абстрактный человек, а всегда представитель той та иной нации с присущими ему психологическими характеристиками, аждый народ имеет свой идеал человека, на достижение котоиого и шравлено воспитание. Идеал этот у каждого народа соответствует ?о национальному характеру, исторически формируется в процессе ю жизни, совершенствуется вместе с его развитием. Но каков бы I был этот идеал, он всегда выражает определенную степень само->знания народа, его взгляд на пороки и добродетели, выражает на-здную мудрость, сформировавшуюся на протяжении всего историчес-зго развития. Боепитание по своей сути национально своеобразно, . к. оно ориентировано у каждого народа на развитие тех психоло-гческих качеств, которые испокон веков ему присущи. Являясь глу-жо национальным по своей сущности, содержанию и характеру, восстание отражает многогранные традиции, национальную психологию шного народа. Каждый ребенок должен быть носителем национально> характера и национального самосознания представителей своей гначеской общности. Бог почему противоестественным является вос-1тание детей .разных национальностей за счет унифицированного со-зржания, средств и методов педагогической работы. У каждого на->да должна быть и есть своя система воспитания, своя особенная ш> ц свои особенные средства достижения этой цели.
Национальная система воспитания вкличает^в себя: идейное бо-1ТСТВ0 родной этнопедагогики, вытекающее из накопленного куль-грно-исторического опыта; особые принципы организации учебно-юпитательной работы; своеобразные методы психологического воз-¡йствия, а также, деятельность семьи, общественных и государст-шных учроздений, .заведений в интересах повышения эффективности акционирования всей системы.
Как показывает практика и проведенное нами исследование, до [х пор многие учителя воспитательную деятельность строят без [ета национально-психологических особенностей своих воспитан-еков. Проблема правильного понимания национального своеобразия Тзятсной молодежи, учета ее национально-психологических особенней в интересах более продуктивного педагогического влияния
на них по-прехнему остается такой же мало изученной, как и методологические /теоретические/ вопросы выявления специфики влияния национальной психологии на процесс воспитания в целом. Разработка стратегической концепции, раскрывающей роль и значение национального своеобразия в система педагогических усилий значительно отстает от изучения этих же проблем в- историхе-этническом плане. Первыми исследователями этноледагогики бурятского народа являются В.Бальтаев, К.Д.Басаева, Н.Е.Довдобок, К.Д.Дор.таева, С.Танхасае-ва. Однако их опыт еще малоизвестен, слабо обобщен и фактически не реализован на практике.
Налицо диспропорция между наличием богатейаего наследия в народном воспитании бурят и использованием его в сегодняшней школе. Далеко не все учителя и учительские коллективы знают и учитывают в полной мере как в плакировании, так и в самой педагогической работе национальные особенности представителей своей этнической общности; их традиции, обычая, семейные устои; накопленные в ходе исторического и культурного развития рекомендации зтнопеда-гогики бурятского народа. Хотя в последнее время в этом направлении наметились и определенные сдвиги.
Национально-психологические особенности непосредственно опосредуют содержание воспитательного процесса, поэтому он должен осуществляться с соблюдением следующих принципов: принципа этнопсихологического детерминизма воспитательных воздействий, предполагающего, что воспитание обязано всегда ориентироваться. • на такие педагогические мероприятия, которые были понятны его субьекту, соответствовали бы его исторически слагавшимся традициям, привычкам и которые учитывали влияние на этот процесс его национально-психологических особенностей, сложившихся под воздействием специфики социально-политического, экономического и культурного развития; ггринципа единства национального сознания и национально-своеобразной педагогической деятельности;, предусматривающего, что активность воспитателя может быть достаточно эффективной только в том случае, если ока учитывает те нравственные ценности и ту специфику мировосприятия воспитанника, которые слоаа-ляоь под влиянием национального самосознания представителей его этнической общности сформировавшихся в ходе исторического развития; принципа воспитания в условиях специфической аизни ъ труда ■в соответствии с национальным идеалом, диктующего осуществление
всего комплекса воспитательных мероприятий в условиях национально специфической жизни и .труда в соответствии с закона;« к своеобразием последних; принципа индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании представителей каждой нации, предусматривающего учет не только общенациональных особенностей личности • :убьектов воспитания,, но и их сугубо индивидуальных характеристик; принципа развития .адаптационных возможностей к воспитательным воздействиям, предполагающего, с одной стороны, наличие определенных трудностей в. восприятии педагогических воздействий воспитателя, особс::::о тогда, когда он является представителем другой национальности, и с другой - оставляющего перспективы для приспособления к ним, так. как сам воспитатель, и его воспитанники могут со временем усовершенствовать свое взаимодействие и общение.
Вместе с тем и само знание национально-психологических особенностей выступает важной предпосылкой эффективности воспитательной деятельности, когда: а/ правильно осмыслены и учитываются специфика национального самосознания, национальное своеобразие лот-ребностно-мотизационкой.интеллекггуально-познаБататьной, эмоционально-волевой и позеденческо-коммушкативной сфэр национальной психики; б/'адаптационные возможности национально-психологических .особенностей соответствует педагогическим приемам и способам воздействия; в/ более масштабно используются данные этнопедагогика представителей конкретных этнических общностей /семэйныо устои, своеобразно воспитания, народные традиции, обычаи и нравы поведения в процессе национально своеобразного воспитания/; г/ воспитатель четко осознает собственные педагогические возможности к вероятность их продуктивного использования при национально-своеобразном педагогическом воздействия на представителей конкретно** этнической общности. к
Как свидетельствуй? рэзудьтатн исследования, к этнопсихологическим предпосылкам повышения эффективности воспитания бурят можно относить: знание их национально-психологических особенностей; правильное использование и учет механизмов функционирования национально-психологических особенностей бурят; предварительная проработка модели воспитательной деятельности с учетом национально-психологических особенностей бурятской молодеет и сйзобешюстей юс детерминации воспитательных воздействий; правильный учет возрастных особенностей.~
- 14 -
Исследование показало, что эффективность воспитания бурят значительно возрастает, если воспитатель хорошо представляет и про думанно использует в ходе своей деятельности такие их национально-психологические особенности, как: национальная специфика восприятия воспитательных воздействий; особенности адаптации бурят к педагогическим мероприятиям; эмоционально-экспрессивные формы проявления отношений в ходе воспитания /выдержанность, слабое выражение эмоций и чувств/; способы коммуникативного взаимодействия в ходе , педагогического общения /немногословность, сдержанность, исполнительность, коллективизм, взаимопомощь/.
Основными характеристиками системы воспитания бурят, как пока зывает наше исследование, являются: ориентация ее на конкретные ка честна бурят, относящиеся к своеобразию восприятия воспитателя и его педагогических усилий; упрощенное /в начале воспитательной дея тальности/ преподнесение педагогических задач с последующим их усложнением по маре адаптации воспитателя и воспитуемых к процессу воспитания и проявлении индивидуальных психологических качеств; особое использование наглядно-образных и культурно-фольклорных средств для активизации воспитательного процесса и более быстрого его приспособления к конкретным национальным условиям; повышенное акцентирование своеобразных бытовых и клкматическо-географических ' характеристик жизни и деятельности бурят; преднамеренный упор на своеобразие общения бурят в процессе воспитательной деятельности.
Проведенное исследование позволяет выделить основные структурные компоненты общения воспитателя с воспитанниками с учетом их национально-психологичоских особенностей: нравственно-могива-ционный, когнитивный /познавательный/, операциональный. Первый из них является связующим звеном между вторым и третьим.
Нравственно-мотивавдонный компонент /качества личности воспитателя и мотивы общения/ : любовь к уважение к детям вне зависимости от этнической принадлежности; вера в человека; отношение к человеку как к высшей ценности; справедливость и искренность; отзывчивость и доброта; заботливость, сотрудничество и общительность способность сопереживать /эмпатия/; тактичность, требовательность к себе и др.
Когнитивный компонент /знания и готовность к познанию/ : знания: особенностей психологии этнических групп; многообразия нац нальнше традиций и обычаев; прогрессивного наследия народной педа-
гогюга в области оощения; специфики общения в процессе учебно-воспитательной, работы в школьном крллективе; индивидуальных особенностей учащихся этнических групп в процессе общения; социально-психологических особенностей коллектива класса; методики работы с родителями; методов и $орм самовоспитания, самосовершенствования,. саморазвития в сфере культуры педагогического общения; своих недостатков в общении с учащимися, форм и методов их преодоления.
Операциональный компонент /умения и навыки/ ; устанавливать с детьми искренние, доверительные отношения; учитывать психологические особенности учащихся конкретной этнической группы при планировании общения; оценивать психические состояния учащихся той или иной национальной общности в учебно-воспитательном процессе: давать социально-психологическую оценку учащимся разных этнических групп; использовать в процессе общения разнообразные формы и методы варбального и невербального общения; общаться с коллега"®,, родителями; использовать в процессе общо-ная опыт народной педагогики.
Народная педагогика бурят является часть» исторического наследия и культуры народа, в рамках которой складывались традиции его воспитания. Изучая произведения устного народного творчества можно понять образ мыслей и чувств, особенности национального самосознания, народное мировоззрение, находившие отражение в этих образцах.народной мудрости.
К специфическим характеристикам познавательных процессов бурят мояно отнести хороиий глазомер, наолюдатальность, внимательность, настойчивость в постижении знаний, практический склад ума, рациональный образ мшшвнпя, и но случайно народная педагогика бурят традиционно ориентировала на целостное, логичное и всесторонней восприятие окружающего мира, предполагавшее его нравственную сценку и яа этой основа формирование к развитие у 'лолодсши определеишх моральных, нравственных и интеллектуальных качеств. Это хорошо подтверждает Проведенный контент-анализ яос-'-аоввд и поговорок. С другой стороны, национальная народная мудрость всогда высоко оценивала ш старалась сформировать у бурят такав кач-есгва, кал нэтороплквостъ и осмотрительность, вцдер-шшоеть, заутренняя уравновешанность, рассудительность, что тодтверждаэтся а проведенными в процессе работы над диссертацией экспериментальными исследованиями.
-16 -
Изучение коммуникативно-поведенческой деятельности бурят выя. вкло нормативную структуру традиционной национальной группы, особенности восприятия личностью своей группы, направленность личности в группа. У бурят доминирует? деловой тип нормативных предпочтений. /См. табл. 1./
- Табл.1..........ТШ.НОРМАТИВНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ /в баллах/
Типы ...............- -... 1. группа 2-я группа
1. Коммуникативный 10,2 11,4
2. Деловой..........И 9 17,3
У них наблюдается подчинение групповым нормам и ценностям. При этом проявляется тенденция к равноправному типу взаимоотношений, взаимодействия и общения, при которой сплачивающей силой становится чувство национальной принадлежности. Характерно в то же время и стремление не допускать дискомфортность в"мехличносткых отношениях, попытки обходить острые углы в групповых контактах. Как показало исследование, среди бурят доминируют люди с коллективистическим типом восприятия группы и ее членов, затем идут, представители индивидуалистического и прагматического типа./См.табл.2/.
Табл.2 . РЕЗУЛЬТАТЫ ИССВДОВАШ ВОСПРИЯТИЯ ГРУППЫ / % % /
Тип восприятия' 1-я груша 2 -я группа
1. Индивидуалистический
2. Прагматический
3. Коллективистический
Важной характеристикой, без которой невозможно описать коммуникативно-поведенческую деятельность личности в группе, является социально-психологическая, направленность личности. Можно выделить 3 основных вида направленности: личную, ориентированную на вэаим-
20,5 35,5
26.2 18,5
52.3 45,0
вые действия х дадовую.
Среди бурят преобладают прежде всего леди о направленностью яа вэашяыз действия; далее вдут индивида о деловой направленность*», л аагеы - о направленностью на себя. /Табл.3 /.
Табл. 3. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Личностная / НС / На взаимные Деловая / НЗ / ----действия / ВД /
23,5 39,0 37,4
Конечно,- стереотип гида представления о аацноналыго-психо.соги-гоезях особенностях народа всегда носят оценочный характер. И чз наша атнх особенностей ала неверное их толкована« часто привриит к ^правильной оценка конкретных черт характера. Ват почему винилов•• гно в процесса вкспаргионтлльного изучения нашюиадьио-ясахолиги-тзекие особенности дополняет полнув картину коммуникативны* ч» ¡(т Зурят. К ним следует. откосить: пзавиопонощь, сдержанность в жуд ■ гЕЧЕосттп: отнесениях, уваеттельков отношение к старики, кон}орм-:Юоть, ориентированность ка кровно-родстпешша связи.
Сегодня однзм на ваянэйш: направлений обновления система гросводония язлязтея всемерноо раскрытие национального а регион-х'и юго своеобразия яиоли. Развитие ее в Р/рлтнп немыслимо без учетч гацяовашюЗ психологги ребенка, которая характеризуется домина-эую^ей ориентацией на родителей. Его стремление оправдать рода-рольсеио заботы и над сиди, уважение а почитание старших, дальний •ять в тесной контакте с родственниками, брать ата я сестрами в м-юкупности составляв? его психологическое "Я", Привлечение дад>'-* зрзкяоштого возраста н процессу восалтаная школьников, опора на а авторитет срода земляков, слодозательноо, должнк быть и яплл эгея »флективными средствами воспитательной работ« с бурятской мо-юдеаьп.
Педагогическая деятагьность додана осуществляться с учетом юдонлеменноЗ принадлежности бурят на основе катодного каюн^пря. Сак показал проведенный эксперимент, основной отрукгруриой »»дшш-
- - 18 - .... цей в процессе воспитают иохвт являться разновозрастная родовая группа, в которую, .разделившись по родам, входяг вое ^чаадеоя, учители и родителя. Каждый род разрабатывает я проводит одно мероприятие /национальный праздник; рассказ и показ традиций, оби-чаев н т. д./ в течения учебного года. Таким образок, первыми помощниками, соучастниками, соорганиэаторамя развития и формирования национально специфической личности ребеила отсяовятоя учителя, воспитатели» родители. Сама обстановка воспктакая в огоа случае позволяет и заставляет детей-бурят прояивяуьоя духои традиций активного взаимодействия в рамках ншвшнашт овоообразяой общности.. В ходе такого взаимодействия ликвадируючоя мвквозраотяыо барьеры, укрепляются школьный коллектив по вертикали.
Вместе о тем в хода анкетирования, провед&няого среди кваоснш них руководителей в школах Агинского Бурятского автономного округа было выявлено.что г а/ свыше 70 % опровэюшх отмечает как наиболее распространенную форму реагирования детей ил воспктатодьвдз воздействия различные способы проявление скргггноств, медлительности, окованноста; 6/ около .60 % опрошенных счзтсэт» ,тсо дета выражают при атом дружелюбие, доброту, честность.
Вот почем? воспитатели долшш проявлять шкскцуи увааенкя, терпеливости, внимательности, пдта на опрадолеаныэ педагогические уступки. Правильное отношение к. бурятским д&тяь! везшо в как средство подбора адекватных способов установления кормалышх взашоотао-шеняй воспитателя о учендкша, повшзветя гф^ектизностп васпатиг'вль-ньос воздействий.
Бу1 .ты проявляют определенную требозатольнооть я Д07О1# спетому принцип трабоватвльностя к уваканля к лачноотг рабгша является а должен стать Бедуздад в педагогкчсокой работа. Тробоватоль-нооть и уважение яыявтол одной из ва&иейзшх традиций ошяйшго вое питания. Проведенное камн анкетирований о мэрах наказаний показало, что 17 % родителей считают, что нужно лишать дотеЯ различнее, удовольствий; 22 % опрощенных видят выход в необходкшот выражения неудовлетворения поведением в поступками детой; 20 % считает, что вх нужно отругать, во никто из родителей не оклончк к фаэяческш наказаниям детей.
Кроме того, надо исследование свидетельствует, что главное для родителей вто обучение детей конкретным поведенческий вавакам, соответствующим характеру национальных стереотипов общения я пове-
дэннем бурят. Учитель, воспитатель в ходе овоей работы также может учитывать присущие бурятским до/ям внутригрупповую внушаемость, принятие определенного стандарта существующих в группе мнений, т. е. конформное поведение.
Лучшим выразителем национальных свойств народа является родной язык. Язык является связующим звеном между поколениями, и именно он доля он быть положен в основу учебно-воспита"">льной работы, Между тем в силу особенностей предыдущего, советского периода развития наций в настоящее время среди бурят онльно выражено двуязычие. Об втом свидетельствует тог факт, что только 50 % опрошенных отметила, что они свободно"говорят, читают и пишут на родном языке.
Проведанный эксперимент показал, что при возвращении к обу-зсгпш а воспитании иа бурятском язщо наблюдается: большое приобщение к национальным традициям и культуре} более интенсивное раз-затае изддоналыго-спецвдичеспих антагдекгуалыго-позиавательных хачеотэ; всосторапнэа осознание спвци^дчоских для бурят форм об-цонпя к взаигодойетаия{ б о.-, с о пралальноо понимание своеобразия проявления йацгокалько-ясвхологичеекзх особенностей бурят.
Педагогические воззрения народа, котърце учитывав? его нацпо-::аль!г/а псюсологпп, деляны стать предметом изучения в учебных за-заданиях. Обогащение сод ерзания учебно-воспататаяьного процесса в чациопалышх оспах меж» добиться за счот изучения, использопц-гля производенмй устного народного творчества, историк родного ф2л,кго.иорзльнчх видов спорта к *:гр, национальной кухьи а т. д.
В диссертацзн показано, что в цел;:: реализации ятиопсихологи-{ооких предпосылок повышения эффективности скотсмц воспитания ду~ )ятскон молодежи' в около необходимо проааденло экспериментов по :е<лср«нрованнв учебного процесса а интересах раскрытия национального а регион? ш:ого своеобразия воспитания бурятской молодежи} гереход коей систему обучения я воспитания на использовании «реи-«уасстпопио родного глшеа; совор.доггстаованио программ г! методик »Зучеиая и г.осшггалия на основа их адаптация к условиям паццональ-дай гизни и деятельности.
Проведенное исследование показало, что п интересах совераояо?-юпалвя национального воспитания представителей конкретных этни-!ЗС«ЙХ оСщг-осто!} цододдобряздо;
■ г.сесторонне учитывать в процессо воспитания нациоиально-нсихо-югяческив особенности личности;
- принимать во внимание: национальную опецифику восприятия воспитательных воздействий представителями конкретной национальности; исторически сложившееся своеобразие содержания воспитательных мероприятий;
- реформировать национальные учебные заведения в направлениях ' большего приближения их учебно-воспитательного прощгаса ! специфике жизни и быта, традиций воспитания, совершенствования программ и методик обучения и воспитания с учетом оообояноствй их национальной адаптации к условиям в специфика этнических педагогических воздействий;
- широко использовать специально разработанные для бурятской национальной школы программы: спецкурса "Педагогическая культура бурят" для студентов педагогических институтов и средних специальных учебных заведений; внеклассной воспитательной работа на основе родоплеменной принадлежности и народного календаря; предмета "Йю занлал"; курса "Домовбдение"; предмета изобразительное искусство и художественный труд.
Направлениями дальнейшей работа над данной дгеб-шлой могут быть: экспериментальное осмысление теории и методологии национального воспитания в целях аффективного изучения всего комплекса система обучения п воспитания бурят; осмысление соотношения общепедагогических к национально специфических форм и способов воздействия на людей Ь интересах всестороннего и полного развитияоих личности; выявление новых направлений совершенствования профессиональной подготовки учителей и воспитателей средней школы на оонове учета национально-психологических особенностей бурят.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Роль и место народной педагогики в воспитании буря* //Формирование и развитие личности . Теэиоы ¡1! псяхолого-педагогич^сках чтений молодых ученых, аопирантов, слушателей, -И., 19ЭЗ.-С. 03-90.
2. Учет национально-поихологичеокга особенностей в воспитательной деятельности //Педагоги - о науке и образовании. Материалы науч-• ьо-практической конференции. -М,, 1993. -С. 48-50.
3. Идеи нравственного воспитания в педагогической культуре бурят //Проблемы формирования нравственой устойчивости личности учащихся в современных условиях. -Чебоксары, 1993. ,-С. 296-297.
4. Народные педагогические идеи - основа воспитания //Теэиоа научно-практической конференции. -М., Иномтут молодежи, 1993. -В под