автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Принцип природосообразности и его реализация в бурятской этнической педагогике
- Автор научной работы
- Лыгдынова, Римма Лыгдыновна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Екатеринбург
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Лыгдынова, Римма Лыгдыновна, 2002 год
Введение.
Глава I. Сущностные характеристики принципа природосообразности в трудах зарубежных и отечественных педагогов.
1.1. Принцип природосообразности в работах античных педагогов и классиков зарубежной педагогики.
1.2. Сущность принципа природосообразности в трудах отечественных педагогов.
1.3. Становление научных основ этнической педагогики.
Глава II. Реализация принципа природосообразности в бурятской этнической педагогике.
2.1. Воспитание ребенка в согласии с его природой.
2.2. Воспитание ребенка в согласии с социальной природой.
2.3. Воспитание ребенка в согласии с миром Природы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Принцип природосообразности и его реализация в бурятской этнической педагогике"
Актуальность проблемы и темы исследования. Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания, которые обогащают педагогическую мысль. Современный интерес к этнопедагогической культуре, изучение отечественными учеными многовекового опыта воспитания позволяют прогнозировать существенное углубление разработки теоретических основ воспитательного процесса и повышение его результативности. В связи с этим, разностороннее изучение и объективная оценка общих основ национальной самобытности, выявление тенденций развития этнопедагогики являются важной задачей историко-педагогической науки.
Изучению педагогического потенциала культурного наследия бурят посвящены работы Э.Ш. Ангаловой, О.Б. Бадмаевой, К Д. Басаевой, Д.М. Бурхинова, М.С. Васильевой, Ж.Д Доржиевой, Т.Д. Дугаровой, Т.Д. Замбаловой, С.С. Танхасаевой, Ж.Т. Тумунова, С.Ц. Чимитовой и др. Но принцип природосообразности, признающийся исследователями этнопедагогики как первый и основной (У.Ш. Атангулов, В.И. Баймурзина, Х.Х. Баймурзин, Г.Н. Волков, Ж.Т. Тумунов), в приведенных работах не получил достаточного отражения. Специальных работ, посвященных исследованию принципа природосообразности, в бурятской этнической педагогике нет. Отсутствуют научно-обоснованные рекомендации для практической реализации данного принципа в бурятской этнической педагогике. Между тем, бурятским народом за свою многовековую историю создан и сохранен уникальный этнопедагогический потенциал в реализации принципа природосообразности, который позволит определить наиболее эффективные пути воспитания подрастающего поколения.
Таким образом, сложились противоречия между: • значимостью принципа природосообразности для теории бурятской ф этнической педагогики и его недостаточной изученностью как научной категории; необходимостью практической реализации принципа природосообразности в обучении и воспитании бурятских детей и отсутствием систематизированного описания его характеристик в бурятской этнической педагогике.
Отсюда вытекает проблема исследования: какова сущность принципа природосообразности и особенности реализации данного принципа в бурятской этнической педагогике?
Это обусловило выбор темы исследования: "Принцип природосообразности и его реализация в бурятской этнической педагогике". * Цель исследования: выявить, определить сущность принципа природосообразности и обосновать особенности его реализации в бурятской этнической педагогике.
Объектом исследования является процесс исторического развития бурятской этнической педагогики.
Предмет исследования: совокупность идей и опыта бурятской этнической педагогики, раскрывающих особенности реализации принципа природосообразности.
В основу исследования положена следующая гипотеза:
• выявление различных подходов к пониманию принципа природосообразности в теории педагогики позволит раскрыть сущность данного принципа, его структуру и содержание;
• анализ реализации принципа природосообразности в бурятской этнической педагогике позволит выявить и обосновать ее национальные особенности, обусловленные традиционным образом жизни, духовной культурой народа, суровыми природно-климатическими условиями жизни в Сибири; • особенности реализации принципа природосообразности в бурятской этнической педагогике будут проявляться в трех структурно-содержательных компонентах данного принципа - в воспитании в согласии: а) с природой ребенка, б) социальной природой, в) миром Природы. В соответствии с предметом, целью, гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущностные характеристики принципа природосообразности в трудах зарубежных и отечественных педагогов.
2. Выявить и обосновать особенности реализации принципа природосообразности в бурятской этнической педагогике.
Методологической и теоретической основой в исследовании обозначенной проблемы послужили: положения о единстве исторического и логического в педагогическом процессе, единстве общечеловеческого и национального (Е.Н. Медынский, И .Я. Константинов, М.Ф. Шабаева); работы, содержащие основные положения принципа природосообразности (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушин-ский, B.C. Безрукова, П.П. Козлова, В.В. Кумарин, С.В. Лебедев, А.В. Мудрик, В.Д. Семёнов); о формировании личности в контексте национальной культуры (С.А. Аничкин, В.Ф. Афанасьев, М.С. Васильева, Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, О.Д. Мукаева, Я.М. Ханбиков, и др.); работы по философии и социологии образования (С.И. Гессен, JI.A. Беляева, Л.Я. Рубина); теория витагенного обучения (А.С. Белкин); идеи педагогики взаимодействий (Е.В. Коротаева); идеи формирования ноосферного сознания (В.И. "Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.Н. Моисеев, Г.П. Сикорская); идеи развития обыденного педагогического сознания (С.А. Днепров); идеи педагогики ненасилия (М.Н. Ду-дина, В.А. Ситаров).
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: теоретический анализ работ отечественных и зарубежных педагогов, содержащих сведения о принципе природосообразности; ретроспективный анализ бурятской этнической педагогики; сравнительный анализ; индукция и дедукция.
В качестве источников исследования использовались произведения бурятского устного народного творчества, художественная и этнопедагогическая литература, труды ученых-этнографов
Б.Я. Владимирцова, JLJL Викторовой, К.Д. Басаевой, Г.Р. Галдановой, К.М. Герасимовой, Е.М. Залкинда, JI. Линховоина, З.П. Морохоевой, Т.М. Михайлова, М.Н. Хангалова, И.С. Урбанаевой и др. Исследование проводилось в 3 этапа:
1998—2000 гг. — анализ философской, научно-педагогической, этнопедагогической и другой научной литературы по проблеме исследования, а также историко-ретроспективное изучение произведений бурятского устного народного творчества, этнографической и художественной литературы. Разрабатывался план исследования, конкретизировались задачи.
2000—2001 гг. — систематизация полученных сведений, обоснование основных положений исследования.
2001—2002 гг. — обобщение данных по проблеме исследования, внесение уточнений и дополнений, редактирование и оформление диссертации. s Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выделены три структурно-содержательных компонента принципа природосообразности - воспитание ребенка в согласии: а) с его природой, б) социальной природой, в) миром Природы.
2. Выявлены и обоснованы национальные особенности реализации данного принципа в бурятской этнической педагогике.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дано определение принципа природосообразности через его структурно-содержательные компоненты, отражающие различные подходы к пониманию данного принципа. Выводы диссертации вносят вклад в осмысление и развитие научных основ бурятской этнической педагогики.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы как практическое руководство при решении актуальных задач современного процесса воспитания бурятских детей; преподавателями вузов и педучилищ при чтении ими лекций и спецкурсов по этнопедагогике бурят.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются целостным подходом к решению проблемы, научной логикой исследования, методологической обоснованностью научных положений, ретроспективным анализом литературы по исследуемой проблеме, применением адекватных предмету методов исследования.
Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялось при обсуждении материалов диссертации на научно-практических конференциях разного уровня и педагогических чтениях; на заседаниях кафедры теории и практики управления в образовании УрГПУ; в публикациях материалов исследования.
На защиту выносятся следующие положения: 1. Анализ различных подходов к пониманию принципа природосообразности в теории зарубежной и отечественной педагогики позволяет определить его сущность, которая раскрывается через три структурно-содержательных компонента - воспитание ребенка в согласии: а) с его природой, б) социальной природой, в) с миром Природы.
2. На протяжении своей многовековой истории бурятский народ накопил богатый опыт реализации принципа природосообразности в обучении и воспитании подрастающего поколения, который имеет национальные особенности, обусловленные кочевым образом жизни, формами хозяйственной деятельности, буддийской религией, мифологическим мировоззрением, этнокультурными традициями бурятского народа, суровыми природно-климатическими условиями жизни в Сибири.
3. Национальное своеобразие реализации принципа природосообразности в бурятской этнической педагогике проявляется в самобытной возрастной периодизации, отличающейся пятилетними циклами, национальной системе воспитания мальчиков и девочек «Девять доблестей настоящего мужчины», «Семь талантов женщины»; в воспитании ребенка как члена семьи, рода, общества с его правами и обязанностями в условиях близких родственных связей; в воспитании ребенка как части Природы, Вселенной, организации жизни по её законам.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение данной проблемы и требуют дальнейшей разработки в следующем направлении: изучение эффективности реализации принципа природосообразности в педагогической практике. Интересным представляется исследование системы принципов обучения и воспитания в этнопедагогике бурят.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования наша позиция по поводу актуальности проведения этнопедагогического анализа данной проблемы полностью подтвердилась. Ее актуальность особенно возросла в современных условиях, поскольку в реальной жизни многие традиционные ценности, формировавшиеся веками, постепенно утрачиваются: бережное отношение к природной среде обитания, коллективизм, взаимопомощь во всех обстоятельствах жизни, авторитет отца как главы семьи и даже такие могучие, природные силы жизни, как инстинкт родительской заботы о потомстве. Появились брошенные, больные и неполноценные дети, а также одинокие старики. Все это свидетельствует о «поломках» в социальных механизмах жизни. Сейчас многие понимают, что человек не может безоглядно господствовать над природой, но еще немногие осознали гибельность разрушения социального бытия человека.
С ростом технической вооруженности человека, исчерпанием основных видов невозобновляемых природных ресурсов и обострения экологической ситуации возрастает цена человеческих ошибок, риск катастроф, вызванных действиями людей. И чем более жесткие требования будет выдвигать перед человечеством природа, тем большее значение будут приобретать человеческие способности. В складывающихся условиях актуальной становится идея природосообразного обучения и воспитания.
В этом смысле усиление роли родителей, традиций, семьи, смысла и значения отчего дома, домашнего очага, возрождение памяти к предкам, трепетных чувств к кровным родственникам, возвращение к религии предков, культ природы будут способствовать становлению гуманистической концепции воспитания.
При этом важно не превратить традиционную культуру в догмат, а, критически осмыслив, сообразно современным потребностям, использовать ценные идеи народной мудрости в изменившихся условиях нашей действительности.
Результаты нашего исследования могут быть использованы в педагогической практике обучения и воспитания бурятских детей как практическое руководство на лучших гуманистических традициях бурятской этнической педагогики.
Главными выводами проведенного исследования являются следующие положения:
1. В теории зарубежной и отечественной педагогики идет наращивание смыслового содержания принципа природосообразности, обусловленное изменениями природных и социальных условий жизни человека, новым пониманием места человека в мире, развитием наук о человеке.
2. Принцип природосообразности в современной трактовке определяется как основное исходное положение, определяющее организацию обучения и воспитания ребенка в согласии с его природой, социальной природой, культурой, с миром Природы.
3. В реализации принципа природосообразности в бурятской этнической педагогике имеются национальные особенности, обусловленные формами хозяйственной деятельности, природной средой, этнокультурными традициями и образом жизни, духовной культурой народа.
4. Национальное своеобразие реализации принципа природосообразности в бурятской этнической педагогике проявляется в его структурно-содержательных компонентах: в воспитании личности в соответствии с самобытной возрастной периодизацией, национальной системой воспитания мальчиков и девочек; в воспитании ребенка как члена семьи, рода, общества; в воспитании ребенка как части Природы, Вселенной.
5. Требования принципа природосообразности в бурятской этнической педагогике предполагают необходимость учета возрастных, индивидуальных особенностей детей; ярко выраженный дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек; опору на потребностно-мотивационную сферу личности; воспитание человека как члена семьи, рода и общества с его правами и обязанностями в условиях близких родственных связей; формирование понимания значения окружающей природы в жизнедеятельности человека, взаимозависимости всех явлений в природе и воспитание бережного отношения к ней; воспитание человека как части Вселенной, организация жизни по ее законам.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Лыгдынова, Римма Лыгдыновна, Екатеринбург
1. Алдарова Н.Б. О некоторых исконно бурятских личных именах // Вопросы бурятской филологии. - Улан-Удэ: Бурят, гос. пед. ин-т, 1973. - С. 79-86.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990. - 560 с.
3. Ангалова Э.Ш. Нравственное воспитание учащихся на основе бурятских народных традиций: Дис. . канд. пед. наук. Улан-Удэ, 1995. - 160 с.
4. Аничкин С.А. Технологические основы изучения спецдисциплины «Этнопедагогика»: Метод, разработка / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 1998. 13 с.
5. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. М.: Т.Н.М., 1984. - Т. 1-4.
6. Астырев Н.М. Монголо-буряты Иркутской губернии // Северный вестник.1890. -№ 12.-С. 42.
7. Астырев Н.М. На таежных прогалинах. М.: Типография Д.И. Иноземцова,1891.-450 с.
8. Атангулов У.Ш. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Уфа, 1993. - 21с.
9. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Якутиздат, 1979. - 184 с.
10. Бадмаева О.Б. Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Улан-Удэ, 1999.24 с.
11. И. Базарон Э.Г. Очерки тибетской медицины. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1992.-217 с.
12. Баймурзина В., Баймурзин X. Бесценный клад народной педагогики // Народное образование. 2000. - № 6. - С.316-321.
13. Балдаев С.П. Избранное. Улан-Удэ: Бургиз, 1961. - 256 с.
14. Балдаев С.П. Бурятские свадебные обряды. Улан-Удэ: Бургиз, 1959. -178 с.
15. Бальбуров А. Поющие стрелы. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984. - 524 с.
16. Балданжапов П.Б. «Алтан тобши». Монгольская летопись XVIII в. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1970. - 416 с.v 17. Бальжиев В. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. Улан-Удэ: Бур. кн. изд- во, 1971. - 28 с.
17. Банзаров Д. Собрание сочинений. М.: Изд-во АН СССР, 1955. - 375 с.
18. Бардаханова С.С. Система жанров бурятского фольклора. Новосибирск: Наука, 1992. - 235 с.t 20. Баркова Н.Н. Реализация идей реформаторской педагогики в деятельности С.Т. Шацкого // Педагогика. 2000. - № 7. - С. 69-73.
19. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1991. -192с.
20. Батожабай Д. Детство Шалху Рабдана: Автобиогр. повесть. Улан-Удэ: Фонд Батожабая при союзе писателей респ. Бурятии, 1997. - 80 с.f23. Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.: А.П.О., 1995.- 72 с.
21. Баторов П.П. Белкование у аларских бурят и народные поверия // Бурятиеведение. 1925. - № 1. - С. 9-12.
22. Батуева И.Б. Скотоводство в системе традиционного хозяйствования бурят //Бурятия 17 начала 20 в. Экономика и социально-культурные процессы.- Новосибирск, 1989. С. 51- 68.
23. Безрукова B.C. Педагогика. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996.- 344 с.
24. Берн Ш. Тендерная психология. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320с.
25. Белкин А.С., Жукова Н.К. Витагенное образование: Голографический подход / УрГПУ, Департамент психолого-педагогического образования. Центр образовательных технологий. Екатеринбург: Б.И., 1999. - 135 с.
26. Беляева JI.A. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1993. - 126 с.
27. Бестужев Н. А. Гусиное озеро. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1991. - 99 с.
28. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. - Т.1.- 304 с.
29. Бодиева Н. Народная педагогика и дети //Байкал. 1995. - № 3. С. 156-160.
30. Болбас B.C. О понятиях и терминах этнопедагогики // Педагогика. 2001. -№ 1.-С. 41-45.
31. Бурхинов Д.М., Молонов Б.Б. Вопросы этнопедагогики: к 75-летию Баянгольской школы Баргузинского аймака. Улан-Удэ: Бэлиг, 1994.- 48 с.
32. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: Бэлиг, 1993. - 134 с.
33. Богораз-Тан В.Г. Миф об умирающем и воскрешающем звере // Худож. фольклор.- М., 1926. С. 74 -78.
34. Вамбацыренов И. Аба-хайдак, облава у хоринских бурят // Известия ВСОРГО. Иркутск, 1890. - Т.21. - № 2. - С. 30-31.
35. Васильева М.С. Формирование культуры общения учащихся бурятской школы на народных традициях: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Новосибирск, 1995. - 20 с.
36. Васильева М.С. Этническая педагогика бурят. -Улан-Удэ:БГУ,1998. -134 с.
37. Вахтеров В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование. М., 1917. - С. И.
38. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сборник избранных произведений. -М., 1993.
39. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. - 261 с.
40. Викторова JI.JI. Система социализации детей и подростков у монголов, пути и причины трансформации ее элементов // Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1983.
41. Виноградов Г.С. Народная педагогика: отрывки и наброски. Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. отд. русского геогр. общества, 1926. - 30 с.
42. Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности в истории и теории образования: Дис. . канд. пед. наук. М., 1995. - 162 с.
43. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. JI.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1934.-223 с.
44. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Под. ред. Д.Б. Эльконина -М.: Педагогика, 1984. Т. 4,- 432 с.
45. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения.- М.: Учпедгиз, 1935. 133 с.
46. Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. Л.: Наука, 1969. - 218 с.
47. Галданова Г.Р. Возрастные переходные обряды у монголов и бурят
48. Материалы V международного конгресса монголоведов. Ч. 3. - М.: Наука, 1987.
49. Галданова Г.Р. Доламаисткие верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987.- 115 с.
50. Гальшиев Э.-Х. Зерцало мудрости. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1993. -352 с.
51. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Санкт-Петербург, 1709. - Ч. 1. - С. 4, С. 24-37.
52. Герасимова К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и в начале XX века. Улан-Удэ, 1957. - 160 с.
53. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова P.M. Традиционная культура бурят. Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. - 144 с.
54. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
55. Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX веков о бурят-монголах. Улан-Удэ: Бур.-монгол. изд-во, 1939.-91 с.
56. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. / Сост. и общ. ред.
57. А.И. Куркчи. ML: ДИ-ДИК, 1997. - 640 с.
58. Гэсэр: Бурятский героический эпос. Пер. с бурятского С. Липкина. М.: Худож. лит-ра, 1968. - 278 с.
59. Давыдов В.В. Труды Дистервега и современная педагогика // Педагогика. -- 1992.-М» 1-2. С.86-89.
60. Дистервег А. Избранные пед. соч. М.: Гос. учебно-пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1956. - 374 с.
61. Днепров С.А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования у будущих учителей. Екатеринбург: УрГПУ, 1998.- 298 с.
62. Доржиева Ж.Д. Народные традиции трудового воспитания у бурят: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Фрунзе, 1981. - 22 с.
63. Доржиева Ж.Д. Из истории бурятской народной педагогики // Байкал. -1974.-№4.- С. 150-152.
64. Доржпагма Ш. Исторические корни самобытности в педагогике монгольского народа // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Чебоксары, 1991. - Ч. 1.- С.28-30.
65. Дуброва ЯЛ. Женщина у монголо-бурят. Иркутск, 1885. - №3 (приложение к газете «Сибирь» № 35).
66. Дугарова Т.Д. Прогрессивный опыт бурятской народной педагогики в умственном воспитании младших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Улан-Удэ, 1997. - 23 с.
67. Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике.- Екатеринбург: Наука, 1998. 312 с.в 72. Дьюи Джон, Дьюи Эвелина. Школа будущего // Народное образование. -2000.-№8.-С. 244-269.
68. Елаев Н.К. Настоящее и будущее бурятской национальной школы // Педагогика. 1995. - № 2. - С.45-47.
69. Жамбалова С.Г. Традиционная охота бурят. Новосибирск: Наука, 1991. -174 с.
70. Жаргалов Д.Ю. Сказания об облавных охотах. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984.- 160 с.
71. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М.: Учпедгиз, 1940. - 472 с.
72. Жураковский Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-328 с.
73. Жуковская H.JI. Категория и символика культуры монголов. М.: Наука, 1988.- 194 с.
74. Жуковская H.JI. Судьба кочевой культуры. М.: Наука, 1990. - 112 с.
75. Залкинд Е.М. Общественный строй бурят 18 и первой половины 19 века. -М.: Наука, 1970. 400 с.
76. Замбалова Т.Д. Экологическое воспитание учащихся младших классов на традициях народной педагогики бурят: Дис. . канд. пед. наук. М., 1993.- 188 с.
77. Зеньковский В.В. Принцип индивидуализации в психологии и педагогике // Вопросы философии и психологии. 1911. - Май-июнь.
78. Зориктуев Б.Р. Буряты: этнографический очерк. Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. -47 с.
79. Зурхай. Древняя тибетская астрология или предсказания судьбы. -Набережные Челны: МП «Издатель», 1991. 32 с.
80. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.
81. История и культура бурятского народа / Под ред. Михайловой Т.М. -Улан- Удэ: Бэлиг, 1999. 248 с.
82. Каптерев П.Ф. Аристократия ума в школе и жизни // Образование. 1901. -№3.-С. 95.
83. Ким Н.В. Материалы Ф.Ланганса о культуре и быте бурят // Культура и быт народов Бурятии: этнографический сборник. Вып. 4. Улан-Удэ, 1965. -С. 145-156.
84. Коваленко Н. Народная педагогика. Кодекс нравственного воспитания молодежи // Школа. 1997. - № 3. - С. 20-22.
85. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания: Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994. - 208 с.
86. Козлова П.П. Природосообразность как основополагающий принцип в истории школы и педагогики: Дис. . доктора пед. наук. Казань, 1998. -355 с.
87. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982. - 447 с.
88. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. - Т. 1-2.
89. Корнилов С.В. Педагогическое наследие А. Дистервега // Сов. педагогика. 1990.-№Ц.-с. 124-129.
90. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий: Учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999. - 147 с.
91. Коротов В.М. Введение в педагогику. М.: Изд-во УРАО, 1999. - 256 с.
92. Красильников В.П. Этнопедагогические условия использования народных игр традиционного физического воспитания хантов: Дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994. - 154 с.
93. Красовицкий М.Ю. Непреходящее в педагогическом наследии А.С.Макаренко (взгляд из США) // Педагогика. 2001. - № 1. - С.67-76.
94. Кузьмина Е.Н. Женские образы в героическом эпосе бурятского народа. -Новосибирск: Наука, 1980. 160 с.
95. Кумарин В.В. Наука или схоластика // Педагогика. 1999. - № 7. -С. 118-122.
96. Д01. Кумарин В. Как воспитывающее обучение окончательно изгнало из школы воспитание // Народное образование. 2000. - № 8. - С. 183-199.
97. Кумарин В. Каждому по способностям и потребностям, или как американская школа стала природосообразной // Народное образование. -2000. № 8. - С. 239-244.
98. Кумарин В. Самая «страшная» глава в учебнике Дистервега, или как нам построить наконец школу для детей, а не против их // Народное образование. 2001. - № 1. - С. 20-28.
99. Кумарин В. Советская педагогика как зеркало марксистской схоластики // Народное образование. 1998. - № 2. - С. 5-16.
100. Кумарин В., Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности и возрождение школы // Педагогика. 1995. - № 2. - С. 14-30.с 106. Кумарин В. Природосообразный Макаренко // Народное образование. -1993.-№2.-С. 70-79.
101. Кушнир A.M. Природосообразность и народная педагогика // Народное образование. 1999. - № 1-2. - С.86-90.
102. Кушнир A.M. Ф.А. Дистервег о высшем принципе воспитания // Школьные технологии. 1997. - № 6. - С. 17.
103. Лебедев С.В. Принцип природосообразности в экологическом воспитании (Историко-педагогический аспект): Дис. . канд. пед. наук. -М., 1993.- 170 с.
104. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Сост. И.Н. Решетень М.: Педагогика, 1988. - 400 с.
105. Линховоин Л. Заметки о дореволюционном быте агинских бурят. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1972. - 101 с.
106. Лихачев Д.С. Заметки о русском. М.: Сов. Россия, - 1981.-71 с.
107. Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии. М.: Мысль, -1991.- 174 с.
108. Макаренко А.С. Избранные педагогические произведения / Под ред. Е.Н. Медынского и И.Ф. Свадковского. Сост. И.Ф. Козлов. М.: Гос. учеб.-пед. изд. Мин. просвещения РСФСР, 1946. - 304 с.
109. Макаренко А.С. Сочинения: В 7т. М.: Изд-во АН СССР, - 1958. - Т. 1-7. «116. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. - М.: Педагогика,1983. Т.1-8.
110. Манжигеев И.А. Янгутский бурятский род. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1960. - 230 с.•118. Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: Автореф. дис. . докт. пед. наук. -Барнаул, 1999. - 38 с.
111. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма. Новосибирск: Наука, 1980.-320 с.
112. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Яз. рус. культуры, - 2000. - 224 с.
113. Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада.- Новосибирск: Наука, 1994. - 198 с.
114. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., - 1991,- 463 с.
115. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, - 1997. - 365 с.
116. Мукаева О.Д. Национальные традиции воспитания у монголоязычных народов // Педагогика. 1994. - № 1. - С. 42-46.
117. Мукаева О.Д. О традиционной педагогической культуре калмыков // Педагогика. 1996. - № 4. - С. 49-52.
118. Мэрдыгеев Р.С. Изделия из шерсти и волоса в аларском аймаке //Бурятиеведение. 1927. - № 1-3. - С. 146-147.
119. Народная педагопка беларусау (Конан У.М., Бол бас B.C., ЛяутаП.) I i шш. Минск, 1996.
120. Нерадовский В., Нерадовская Э. О природосообразном обучении детей
121. Севера // Народное образование. 2000. - № 3. - С. 190-196. 129. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. - М.: Наука, -1984.-304 с.
122. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.
123. Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 57000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 2-ое изд., стер. М.: Русс, яз., 1988. - 748 с.
124. Осокин Г.М. На границе Монголии. Очерки и материалы к этнографии юго-западного Забайкалья. СПб, 1901. - С. 204.
125. Очерки истории культуры Бурятии: В 2-х т. / Общ. ред. Д.Д. Лубсанов. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1972. Т.1. - 490 с.
126. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987,544 с.
127. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1989. - 416 с.
128. Педагогическая энциклопедия: В 3 т. /Ред. А.Г. Калашников. М.: Работник просвещения, 1927-1929. - Т. 1-3.
129. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. / Гл. ред. И.А. Каиров. М.: Советская энциклопедия, 1964-1968. - Т. 3. - 879 с.
130. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина М.: Педагогика, 1981. - Т. 1-2.
131. Петри Б.Э. Брачные нормы у северных бурят. Иркутск, 1924. - 32 с.
132. Петри Б.Э. Внутриродовые отношения у северных бурят. Иркутск, 1925.-72 с.
133. Пинкевич А.П. Педагогика: опыт марксистской педагогики. М.: Работник просвещения, 1929. - Т. 2 - С. 129.
134. Платон. Сочинения: В 3-х т. М.: Мысль, 1968. - Т. 1 - 623 с.
135. Потанина А.В. Из путешествия по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю. М.: Типография С. Гербекъ, 1895. - 296 с.
136. Потанина А.В. Рассказы о бурятах, их вере и обычаях. М.: Типография К.Л. Меньшева, 1905. - 60 с.
137. Приоритеты современной педагогики: мир экология - сотрудничество: Материалы международ, пед. проекта. Р.Е.С.Е. / Ред. Э.С. Соколова. - М.: Новая школа, 1993. - 160 с.
138. Равкин З.И. Великий реформатор школы // Педагогика. 1992. - № 5-6.-С. 81-85.-147. Руденко Ю.Д. Народная педагогика и В.А. Сухомлинский // Сов. педагогика. 1991. - № 2. - С. 103-106.
139. Руссо Ж.-Ж. Пед. сочинения: В 2-х т. / Под ред. Г.Н. Джибладзе, А.Н. Джуринского. М.: Педагогика, 1981. - Т. 1. - 656 с.
140. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании: В 5 ч. 2-е изд. М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913. - 673 с.
141. Рязановский В.А. Обычное право монгольских племен. Чита, 1921. -Ч. 2.- 120 с.
142. Семенов В.Д. Социальная педагогика: История и современность. Екатеринбург: ИРРО, 1995.- 128 с.
143. Сергеев М. Своей судьбой гордимся мы. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1973.-344 с.
144. Сикорская Т.П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования / Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринубрг, 1998. 197 с.
145. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 280 с.
146. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П. Прохоров. -М: Сов. энцикл., 1985. 1599 с.•156. Созонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека // Педагогика. 1993. - № 2. - С.28-32.
147. Созонов В.П. Воспитательное пространство лицея // Народное образование. 2000. - № 8. - С. 203-211.
148. Сокровенное сказание монголов / Пер. С.А. Козина. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1990. - 146 с.
149. Социология: Уч. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. Л.Я. Рубиной. Екатеринбург, Изд-во «Центр Проблем Детства», 1999. -148 с.
150. Степанов Т. О различии способностей. Спб, 1832. - С. 8-9.
151. Сухомлинский В.А. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1997. - 224 с.
152. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Изд-во «Радянська школа», 1969. - 247 с.
153. Сухомлинский В.А. Педагогический коллектив средней школы. М.: Учпедгиз, 1958. - 207 с.
154. Танхасаева С.С. Прогрессивные народные традиции в современной практике воспитания в семье и сельской школе Бурятии: Дис. . канд. пед. наук. М., 1982. - 182 с.
155. Толстой JI.H. Педагогические сочинения (Вступ. ст. Н.В. Векшан, редкол.: М.И. Кондаков и др.). М.: Педагогика, 1989. - 542 с.
156. Толстой JI.H. Полное собрание сочинений / Под общей ред. В.К. Черткова. М.: Гослитиздат, 1935 - 1952.
157. Тугутов И.Е. Материальная культура бурят: этнографическое исследование. Улан-Удэ: АН СССР Сиб. отд-е. Бурят, комплексный научно-исслед. ин-т, 1958. - 215 с.
158. Тугутов И.Е. Общественные игры бурят: этнографический сборник. -Улан-Удэ: Бурят, комплексный научно-исслед. ин-т, 1961. С. 43-65.
159. Тумунов Ж.Т. Очерки из истории агинских бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. зд-во., 1988. - 176 с.
160. Тумунов Ж.Т. Этнопедагогика агинских бурят. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1998.- 162 с.
161. Урбанаева И.С. Человек у Байкала и мир центральной Азии. Улан-Удэ: БИЦСО РАН, 1995.-288 с.
162. Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы / Ред. сост. Д.Л. Брудный. М.: Политиздат, 1991. -350 с.
163. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1-2 / Под ред. А.И. Пискунова (отв. ред.), Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. М.: Педагогика, 1974. - Т. 1. - 584 с.
164. Федоров С.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. - 712 с.
165. Хангалов М.М. Собрание сочинений /Под ред. и с предисл. Н. Румянцева. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1960. - Т. 1-3.
166. Хаптаев П.Т. Краткий очерк истории бурят-монгольского народа. Улан-Удэ: Бурмонггиз, 1942. - 198 с.
167. Хомонов М. Обычаи и нравы древних монголов // Байкал. 1995. - № 1. -С. 129-153.
168. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и автор ввод, статей А.И. Пискунов. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1981. -528 с.
169. Цаллагалова 3. Народные рецепты воспитания // Народное образование. 2001. - № 1. - С. 212-216.
170. Циолковский К.Э. Будущее земли и человечества. Калуга, 1928. - 28 с.
171. Цыбиков Г. Буддист-паломник у святынь Тибета: По дневникам, веденным 1899-1902 гг. // Цыбиков Г. Избр. труды: В 2-х т. -Новосибирск: Наука, 1981. Т. 1. - 266 с.
172. Цыдендамбаев Ч. Доржи сын Банзара. М.: Сов. писатель, 1981.- 607 с.
173. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1972. 662 с.
174. Чижевский A.JI. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1973. - 347 с.
175. Чимитова С.Ц. Этнопсихологические особенности воспитания бурятской молодежи: Дис. . канд. пед. наук. М., 1983. - 164 с.
176. Шаракшинова Н.О. Героико-эпическая поэзия бурят. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. - 304 с.
177. Шаталов А.Н. Л.Н. Толстой о природосообразности воспитания детей //Начальная школа. 1994. - № 1. - С. 7-11.
178. Шевченко Л.И., Заплатников Л.Т. И.Г. Песталоцци: внутренний покой и внешний порядок // Педагогика. 1996. - № 3. - С. 68-71.
179. Шимина А.Н. Принцип природосообразности и его философско-педагогический смысл // Педагогика. 2001. - № 1. - С. 88-91.
180. Штернберг Л .Я. Гиляки, орочи, гольдцы, негальдальцы, айны. -Хабаровск, 1933.-740 с.
181. Щапов А.П. Бурятская улусная родовая община // Собрание сочинений. Дополнительный том. Иркутск, 1937. - С. 198-223.
182. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1980. Т. 1-2.
183. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии / Отв. ред. Н.В. Абаев. Новосибирск: Наука, 1992.
184. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.416 с.
185. Этническая педагогика: Книга для чтения / Сост. Пятин В.А., Трещев A.M., Алексеева Г.В. и др. Астрахань: Изд-во Астраханского пед. ин-та, 1995. - 476 с.
186. Якубов 3. Педагогическая мудрость народа // Народное образование.- 1995. № 2. - С.85-91.