автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений
- Автор научной работы
- Медведева, Елена Сергеевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.04
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Медведева, Елена Сергеевна, 1998 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДУЕМОГО ВОПРОСА ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ДАННЫМ
1.1. Сущность культуры и черты ее проявления в различных сферах жизнедеятельности человека.
1.1.1. Культура и ее роль во всестороннем развитии личности.
1.1.2. Проблематика физической культуры в становлении отдельного индивида, как личности.
1.2. Феномен движения в различных сферах жизни человека.
1.3.1. Культура становления двигательных актов на ранних стадиях развития человека.
1.3.2. Формирование традиций становления систем двигательных действий и отношение к различным формам проявления идеала человека на протяжении различных эпох.
1.3.3. Современные представления о развитии и использовании различных средств гимнастики.
ГЛАВА 2. ГИПОТЕЗА, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Гипотеза, предмет и объект исследования.
2.2. Цель и задачи исследований.
2.3. Методы и организация исследования.
2.3.1. Теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы.
2.3.2. Опрос в виде анкетирования.
2.3.3. Анализ правил соревнований.
2.3.4. Метод априорного ранжирования.
2.3.5. Метод приписывания баллов.
2.3.6. Метод парных сравнений.
2.3.7. Контент-анализ.
2.3.8. Педагогический эксперимент.
ГЛАВА 3. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫ ДВИЖЕНИЙ
3.1. Роль культуры движений в общей системе ценностей личности.
3.2. Понятие культуры движений и ее составляющие.
3.3. Интерпретация понятия "культура движений" в правилах соревнований по видам спорта с эстетической направленностью.
3.4. Компоненты культуры движений по данным литературы и анкетного опроса.
ГЛАВА 4. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДВИЖЕНИЙ
4.1. Обобщение литературных данных по методике формирования культуры движений.
4.2. Изучение возможности формирования культуры движений у студентов высших учебных заведений Санкт - Петербурга.
4.3. Арсенал методических приемов обучения в деятельности педагогов вузов Санкт — Петербурга.
4.4. Исследование отношения студенток к занятиям по физическому воспитанию.
ГЛАВА 5. ПРОГРАММА И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
5.1. Программа эксперимента.
5.1.1. Структура эксперимента.
5.1.2. Выбор средств и методов, направленных на формирование культуры движений.:.
5.2. Формирование экспериментальных групп.
5.3. Начальные исследования.
5.4. Структура и содержание экспериментального занятия.
5.5. Обсуждение результатов педагогического эксперимента.
ВЫВОДЫ.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений"
В настоящее время все в большей степени ощущается потребность в изучении культуры и в ее многомерных связях с окружающим миром с учетом культурно -исторического процесса. Физическая культура, как феномен общей культуры уникальна (Лубышева ЛИ., 1997). Именно она по словам В.К.Бальсевича (1988) является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Более того, как доказывает Н.Н.Визитей (1989), она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке.
С учетом многообразия социально и культурно сформированных параметров телесного бытия человека сейчас обсуждается концепция в рамках физической культуры, которая выделяет культуру движений, культуру телосложения и культуру физического здоровья (Столяров В.И., Лубышева Л И.,1998).
Несмотря на то, что актуальность значения культуры движений вызывает неоднозначный интерес как у теоретиков, так (как выяснилось в ходе наших исследований) и у практиков, понятия культуры движений, которое конкретизировало бы суть этого явления не определено. Слова "культура движений" применяются достаточно широко, но к сожалению, им нечасто стараются придать точный, однозначный смысл. Этот термин можно встретить в публикациях, статьях, им апеллируют тренеры, преподаватели, хореографы интуитивно чувствуя сущность его, и, вкладывая в это понятие сведения, полученные, в основном, в результате личного опыта. Вопрос о культуре движений приобретает более широкое значение и в повседневной, житейской практике. И мужчины, и, особенно, женщины заинтересованы в том, чтобы научиться красиво, пластично, выразительно двигаться.
Все сказанное указывает на необходимость исследования становления культуры движений и определения сущности методики для ее формирования.
В работе осуществлен теоретический анализ программных материалов высших учебных заведений кафедр физического воспитания и обоснована необходимость формирования культуры движений в рамках вузовской подготовки.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые комплексному исследованию была подвергнута культура движений. Рассмотрено трактование специалистами культуры движений и ее составляющих в специальной литературе, а также подвергнуты анализу правила соревнований по видам спорта с технико -эстетической направленностью. Определена ее роль в общей системе ценностей личности студенток высшего учебного заведения. Выявлен ряд наиболее значимых для них мотивов на занятиях физической культурой. В ходе констатирующих исследований определены основные компоненты культуры движений. На основе педагогических наблюдений за занятиями педагогов вузов Санкт-Петербурга были выявлены основные методические приемы, которые наиболее значимо сказываются на становлении культуры движений.
Практическая значимость работы заключается в разработке методики формирования культуры движений, позволяющей выяснить эффективность применения методических приемов. Разработана система музыкально - двигательных заданий, а так же критерии оценки некоторых компонентов проявления культуры движений.
Результаты исследований опробированы и внедрены в учебный процесс кафедры физического воспитания СПб Гуманитарного Университета Профсоюзов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Культура движений является важной составной частью общей культуры личности, а ее формирование — неотъемлемым компонентом воспитания интеллигентного человека и наиболее привлекательным мотивом для занятий ° физической культурой студенток высших учебных заведений.
2. Культура движений это показатель исполнительского мастерства, а ее основными компонентами являются : внешний вид и манера держаться, пластичность, амплитуда движений, чистота исполнения, согласованность движений различными частями тела, гармоничность сочетания движений с музыкой и их выразительность.
3. В формировании культуры движений наиболее эффективными считаются гимнастические средства: художественная гимнастика, спортивная гимнастика, спортивная аэробика, ритмическая гимнастика и методические приемы, требующие творческого, неординарного подхода.
4. Сущность эффективности методики формирования культуры движений заключается в гармоничной физической подготовке с акцентом на коррекцию фигуры, осанки, развитии гибкости и координации движений и, главным образом, в последовательном освоении комбинаций движений гимнастического содержания под музыку с постепенным увеличением их трудности и доведением до исполнения с требуемым качеством.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры"
ВЫВОДЫ
1. Установлено, что культура движений является важным фактором в общей системе ценностей личности. Рассматривая культуру движений среди таких компонентов общей культуры личности, как культура поведения и взаимоотношения с людьми, культура мышления и речи, широта культурных интересов, художественный вкус, знание современного искусства, самодеятельное художественное творчество, культура труда, студенты вуза поставили ее на второе место (сумма рангов 233,3), после культуры поведения и взаимоотношения с людьми (213,3), а преподаватели отвели ей третью позицию (84), после культуры поведения (68) и культуры мышления и речи (72).
2. Теоретический анализ литературных источников показал, что аспекты культуры движений не находят достаточного отражения на страницах печати. Информацию о культуре движений, по результатам анкетных данных, преподаватели вузов получают: во — первых, в процессе специального (профессионального) образования (степень согласия 4,68 балла), во — вторых, на основе личного опыта (4,36 ), в третьих, в процессе обмена мнениями с коллегами (3,73) и только, в четвертых, из литературы (3,23).
3. Понятие о культуре движений выглядит дискуссионным как по данным литературы, так и по результатам специальных исследований. Но определенно можно утверждать, что культура движений — это, во-первых, эстетическая сторона исполнения систем движений (степень согласия 4,28 балла — студенты СПГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 4,35 — преподаватели вузов Санкт - Петербурга, 4,67 — кафедра гимнастики СПГАФК, 4,71 — кафедра педагогики СПГАФК, 5.0 — кафедра теории и методики физической культуры СПГАФК) и, во-вторых, показатель исполнительского мастерства (3,68 балла — студенты, 4.0 — преподаватели вузов Санкт - Петербурга, 4,67 — кафедра гимнастики, 4,71 — кафедра педагогики, 5.0 — кафедра теории и методики физической культуры).
4. Анализ литературы и настоящие исследования показали, что основными компонентами культуры движений являются следующие показатели: внешний вид и манера держаться, согласованность движений различными частями тела, чистота исполнения, амплитуда движений, пластичность движений, выразительность движений и гармоничность сочетания движений с музыкой.
5. Выявлено, что для эффективного формирования культуры движений у студенток высшего учебного заведения имеются необходимые предпосылки. Во — первых, анализ анкетных данных показал, что не существует возрастного ценза для становления культуры движений, так в дошкольном (степень согласия 4,36 балла), младшем (4,49), среднем (4,73) и старшем школьном возрасте (4,58), в высшем учебном заведении (4,36) и на производстве или в спортивном коллективе взрослых (3,77) имеются возможности ее воспитания. Во — вторых, мотивацией студенток на занятиях физической культурой является формирование красивой фигуры и походки (84,55%), умение двигаться и танцевать (77,64%), повышение уровня двигательных способностей (63,1%). В третьих, наиболее популярными и вызывающими интерес студенток средствами физического воспитания, наряду с предложенными программой, оказались те виды физических упражнений, которые несут в себе эстетическую направленность: аэробика (сумма баллов 204), художественная гимнастика (195), ритмическая гимнастика (192). Основной причиной повышенного интереса к отдельным формам занятий является тяга к удовлетворению своих эстетических потребностей, так как развивающиеся в этом возрасте эстетические чувства, взгляды, вкусы помогают девушкам воспринимать и оценивать красоту двигательных действий. И, в четвертых, анализ программных материалов по физической культуре показал, что кафедры физического воспитания и образования могут вносить научно — обоснованные изменения и дополнения в формы, организацию, содержание, методы и зачетные требования с учетом профессиональной направленности вуза, его региональной принадлежности, кадрового обеспечения, спортивно — технической оснащенности учебного процесса.
6. Установлено, что из многочисленных средств физического воспитания наиболее эффективными для становления культуры движений специалисты считают: художественную гимнастику (4,98 балла), фигурное катание (4,63), спортивную гимнастику (4,45), синхронное плавание (4,4), спортивную аэробику (4,2), ритмическую гимнастику (4,10).
7. Теоретический опрос специалистов высших учебных заведений позволил выделить методические приемы, которые способствуют становлению культуры движений: указания по исправлению индивидуальных ошибок (4,66 балла), образные сравнения (4,49), указания по исправлению общих ошибок (4,45), инструктаж, специальные пояснения (4,26), показ с описанием (4,19), показ с объяснением (4,18), контроль исходных и промежуточных положений (4,17) и устная оценка (3,98). В то же время, в ходе специальных педагогических наблюдений выявлено, что наиболее эффективными методическими приемами являются: показ с подсчетом, звуковой сигнал (голос, крик), разноракурсный показ, образные сравнения, контроль исходных и промежуточных положений, устная оценка, медленное разучивание упражнений, индивидуальный инструктаж, разучивание в быстром темпе движений на координацию, указания по исправлению общих ошибок, показ с объяснением.
8. Сущность эффективной методики формирования культуры движений заключается в гармоничной физической подготовке занимающихся с акцентом на коррекцию внешности (фигуры) и развития гибкости (амплитуды) движений и, главным образом, в последовательном освоении комбинаций движений гимнастического содержания и увеличивающейся трудности с доведением их до исполнения с требуемым качеством, что способствует развитию таких критериев культуры движений как, гармоничность сочетания движений с музыкой, выразительность движений, согласованность движений различными частями тела, чистота исполнения.
9. Педагогический эксперимент показал эффективность применения разработанной методики формирования культуры движений. Так у студенток экспериментальной (3) группы мы обнаружили прирост результатов тестирования
J двигательной активности по следующим показателям. Жизненный индекс увеличился на 5,26 % к исходному (р<0,05), индекс относительной силы вырос на 5,98% (р<0,05), физическое развитие изменилось на 10% (р<0,05), физическая подготовленность — на 20, 4% (р<0,05). Достоверно улучшились результаты тестирования показателей, отражающих внешний вид, телосложение студенток: весо - ростовой индекс возрос на 4,76% (р<0,05), тип телосложения улучшился на 22,5% (р<0,05), процентное содержание жира понизилось на 8,22% (р<0,05). Произошли значительные улучшения в показателях гибкости: наклон вперед — на 46,5% (р<0,05), в плечевых суставах — на 7,88% (р<0,05); согласованность движений отдельными частями тела выросла на 45,7% (р<0,05), качественно улучшилась чистота исполнения движений — 8,13% (р<0,05), музыкальность (гармоничность сочетания движений с музыкой) изменилась на 16,1% (р<0,05), выразительность движений повысилась на 9,2% (р<0,05). В первой экспериментальной группе в процессе эксперимента достоверно улучшились лишь четыре показателя: жизненный индекс (р<0,05), физическое развитие (р<0,05), физическая подготовленность (р<0,05) и согласованность движений различными частями тела (р<0,05). Студентки второй экспериментальной группы обнаружили прирост результатов по шести показателям: физического развития (р<0,05), физической подготовленности (р<0,05), гибкости (в двух исследованиях) (р<0,05), согласованности движений различными частями тела (р<0,05) и чистоты исполнения движений (р<0,05).
Ill
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Анализ проведенных исследований с целью выявления возможностей формирования культуры движений в разных возрастных группах позволяет не ограничивать возрастной ценз, и выделять какую - либо из перечисленных возрастных категорий (дошкольный, младший школьный, средний школьный, старший школьный, юношеский, взрослый возраст). Так как, наше исследование формирования культуры движений проводилось в рамках высших учебных заведений, представители которых попадают под категорию — юношество, то последующие рекомендации целесообразнее использовать преподавателям высшей школы. Результаты анкетирования позволяют аргументировано судить с важности культуры движений в общей системе ценностей личности, как по мнению преподавателей, так и со стороны студентов (см. гл. З.1.). И, как следствие, хочется отметить, что в воспитании интеллигентного человека, учитывая необходимый перечень знаний, умений и навыков будущего профессионала, немаловажную роль нужно отводить и культуре движений.
В результате анализа данных специальной литературы и проведенных исследований мы определили, что основными компонентами культуры движений являются: внешний вид и манера держаться, согласованность движений различными частями тела, чистота исполнения, амплитуда движений, пластичность движений, выразительность движений и гармоничность сочетания движений с музыкой. Поэтому, направление дальнейших рекомендаций будет сакцентировано на формировании описанных выше компонентов культуры движений. Здесь же необходимо учитывать методические приемы (см. главу 4. 3.) которые, по мнению специалистов, наиболее эффективно влияют на их формирование.
Учитывая мотивацию студенток на занятиях физической культурой, превалирующими факторами которой являются: формирование красивой фигуры и походки, умение двигаться и танцевать, повышение уровня двигательных способностей, и, наиболее популярные средства физического воспитания среди студенток, вызывающие их интерес (аэробика, художественная гимнастика, ритмическая гимнастика) рекомендуется следующее построение занятий учебного процесса.
Основной задачей подготовительной части является формирование гармоничного физического развития. Первый блок разминки представляет собой чередование упражнений для проработки различных мышечных групп. В него входят разнообразные виды ходьбы и бега с различным положением рук по структуре урока в художественной гимнастике. В целях повышения эффективности усвояемости учебного материала и повышения точности исполняемых заданий рекомендуется применять такие методические приемы, как образные сравнения, указания по исправлению общих ошибок, контрастный показ. Второй олок размикки включает в себя элементы классической хореографии под влиянием которой, девушки овладевают правильной постановкой тела, приобретают так называемое чувство позы. Для улучшения качества выполнения можно использовать следующие методические приемы: показ с подсчетом, показ с объяснением и описанием, разноракурсный показ, контроль исходных и промежуточных положений, указания по исправлению общих и индивидуальных ошибок. Выполняются эти упражнения под медленную, лиричную, в основном классическую музыку. Третий блок заданий состоит из различного рода шагов и элементов, применяемых в спортивной аэробике и ритмической гимнастике. Стержневая направленность этого блока — это разминка основных групп мышц, с некоторым акцентированием внимания на развитии амплитуды движений (один из компонентов культуры движений). Здесь, также, следует использовать упражнения, которые способствуют развитию согласованности движений различными частями тела и силовые упражнения в сочетании с растягиванием. Рекомендуются следующие методические приемы, обеспечивающие продуктивность этого блока заданий: показ с подсчетом, разучивание в быстром темпе движений на координацию. В целях повышения эмоционального фона занимающихся можно использовать звуковые сигналы, выраженные в форме крика на определенный музыкальный акцент, в том числе и хлопки в сочетании с различными видами передвижений. Для музыкального сопровождения рекомендуется современная быстрая и ритмичная музыка.
Основными моментами, на которых следует акцентировать внимание, помимо обще - физической направленности, в вышеупомянутых блоках являются средства, направленные на формирование таких компонентов культуры движений, как внешний вид и манера держаться и повышение амплитуды движений.
В основной части урока рекомендуется последовательное разучивание комбинации движений под специально подобранную музыку: классическую, народно - характерную и музыку в современных ритмах, популярную в настоящее время. В этой части урока имеет место акцентирование внимания над выявленными в ходе предварительных исследований компонентов культуры движений.
Для развития пластичности рекомендуются композиции, состоящие из комбинаций элементов вольных упражнений в спортивной гимнастике и упражнений без предмета в художественной гимнастике: пружинные движения, волны различными частями тела, позы, равновесия, повороты и некоторые движения классического танца. Для улучшения степени усвояемости предложенных упражнений можно использовать следующие методические приемы: показ с объяснением, медленное разучивание упражнений, подводящие упражнения, указания по исправлению общих ошибок, индивидуальный инструктаж и некоторые другие.
С целью развития выразительности рекомендуется разучивание танцевальных комбинаций, сущность которых заключается в использовании элементов национальных танцев (русских, цыганских, испанских, латино - американских, индийских и др.). Для повышения эффективности освоения изучаемого материала можно применять такие методические приемы, как показ с описанием, показ на лучшем исполнителе, использование внешних ориентиров, контрастный, разноракурсный и фрагментарный показ.
Для развития согласованности движений различными частями тела и повышения физической подготовленности помимо вышеперечисленных комбинаций можно использовать различные виды аэробных, танцевальных шагов и прыжков с разнонаправленными движениями рук и ног, упражнения на мышцы брюшного пресса, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, махи, а так же упражнения художественной гимнастики с предметом, а именно с обручем (различные виды передач, перехватов, перебросок, бросков, обкруток) и скакалкой (некоторые разновидности манипуляций, вращений.).
Так, как для всех композиций используется музыкальное сопровождение, то большое внимание рекомендуется уделять такой составляющей культуры движений как гармоничность сочетаний движений с музыкой. Одним из немаловажных компонентов культуры движений, на который следует обратить внимание является чистота исполнения движений. Для наиболее успешного решения в целях формирования данного критерия рекомендуется использовать следующие методические приемы: контроль исходных и промежуточных положений, подводящие упражнения, предупреждение индивидуальных и общих ошибок, показ с описанием и объяснением, использование внешних ориентиров и некоторые другие.
И в заключительной части урока рекомендуется применять упражнения, имеющие обще - физическое направление: на силу мышц брюшного пресса, спины и ног, а также элементы стрейчинга. Здесь же можно использовать индивидуальную подготовку, которая представляет собой самостоятельные занятия на тренажерах на необходимые группы мышц. В целях снятия напряжения после физической нагрузки в конце занятия следует применять упражнения на релаксацию под спокойную медленную музыку.
Для индивидуализации процесса формирования культуры движений рекомендуется практика использования домашних заданий, материалом для которых служат упражнения на растягивание и гибкость, на укрепление различных мышечных групп. В целях развития способности самостоятельно мыслить и творчески развиваться, можно применять задания на составление комбинаций (16-32 счетов) под разнообразного жанра музыкальные произведения.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Медведева, Елена Сергеевна, Санкт-Петербург
1. Аверкович Э.П. Анализ произвольных упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнасток: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1979. - 22с.
2. Аверкович Э.П., Клименко В.Я., Царькова Н.И. Современные тенденции развития упражнений в художественной гимнастике // Гимнастика. М., 1982. - вып. 1. - с. 63-67.
3. Автухович В.Г. К вопросу об эффективности учебных занятий по физическому воспитанию в режиме учебного дня студентов // Межвуз-я науч.-метод, конф. по физическому воспитанию студентов. Пермь, 1985. - с. 68-69.
4. Азгальдов Г.Г. О возможностях количественной оценки эстетической стороны предметной Среды // Техническая эстетика. М., 1967. - N 8. - с. 4-6.
5. Акробатика. Классификационная программа на 1961-1964 г. М., 1961. - 30 с.
6. Акробатика. Правила соревнований. М.: Физкультура и спорт, 1971. - 40 с.
7. Акробатика: методические рекомендации по обучению техническим действиям. Кишинев: КГУ, 1989. - 30 с.
8. Акробатика. Правила соревнований. М.: Физкультура и спорт, 1994. - 45 с.
9. Алексеев А.И. Контент анализ, его задачи, объекты и средства // Социология культуры. Вып.1. - М.: Советская Россия, 1974. - с. 131-162.
10. Алексеенко М.С. Особенности профессиональной деятельности преподавателя ритмической гимнастики в вузе // Актуальные вопросы физического воспитания студентов в системе подготовки специалистов народного хозяйства. -Белгород, 1989. с. 38-39.
11. Антипенко З.Г. Диалектика истины и красоты в философском наследии Платона и Аристотеля: Автореф. дис. канд. фил. наук. М., 1983.-23 с.
12. Аристотель. О Душе. М.: Соцэкгиз, 1937. - с. 11-12.
13. Астраханцев Е.А. Дозированный бег и ритмическая гимнастика в комплексной программе оздоровительных занятий со студентками: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1991. - 23 с.
14. Афифи Сухейр Дияб Мухамед. Исследование эстетических влияний и оценок в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1976. -22 с.
15. Ахтаов Р.А. Формирование общей и профессиональной физической культуры в системе профессионально-технического обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Майкоп, 1994. - 24 с.
16. Ахундов К.М., Кулиев С.Г., Рипс М.К. Роль занятий ритмической гимнастикой в повышении двигательной активности студентов // Теория и практика физической культуры. 1989. - N 9. - с. 60.
17. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. - 152 с.
18. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
19. Байкова В.Г., Бугал А.С., Земцов А.А. Свободное время и всестороннее развитие личности. М.: Мысль. - 1965. - 146 с.
20. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. - 48 с.
21. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физ. культуры. 1995. - N 4. - с. 2-8.
22. Батаен В.Г., Лукьянова Л.А., Лисицкая Т.С. Судейство упражнений без предмета//Методические рекомендации. М., 1980. - 17 с.
23. Батищев Г.С. Культура, природа и псевдоприродные феномены в историческом процессе // Проблемы теории культуры. М., 1977. - с. 83.
24. Беларусова В.В. Эстетическое воспитание на занятиях физической культурой и спортом // Физическая культура в школе, 1967. N 6. - с. 1-4.
25. Белинович В В. Обучение в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1958. - 262 с.
26. Бенюх К.Д. Важные слагаемые (о воспитании культуры движений гимнасток) // Гимнастика. М.: Физкультура и спорт, 1972. - вып 2. - с. 45-47.
27. Бердников И.Г. Использование средств физической культуры в процессе воспитательной работы в студенческом общежитии: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1980. 16 с.
28. Бердников И.Г. Массовая физическая культура в вузе. М.: Высшая школа, 1991.-239 с.
29. Бернштейн Н А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 233 с.
30. Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А. Хореографическая подготовка в спорте // Методические рекомендации для студентов специальности 19. 06 "Физическая культура и спорт" дневной формы обучения. КГИФК, 1990. - с. 12-16.
31. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в спортивной школе. М.: Физкультура и спорт, 1986. - 263 с.
32. Боброва Г.А. Искусство грации. JL: Детская литература, 1986. 110 с.
33. Бойкер Ф. Тестирование в ОФК. Берлин, 1976. - 78 с.
34. Борисенков Б.Г. Квалиметрический анализ геодезического производства. -М.: Недра, 1978.- 173 с.
35. Быховская И М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. М., 1993. - 180 с.
36. Быховская ИМ. Теоретико методологические основания социокультурного анализа телесности человека // Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. - М.: Советский спорт, 1996. - с. 8-14.
37. Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. - N 2. - с. 19-27.
38. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и развитие искусства. М.: Советский художник, 1966. - 120 с.
39. Визитей Н.Н. Спорт и эстетическая деятельность. Кишинев: Шитница, 1982.- 183 с.
40. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев: Шитница, 1989.68 с.
41. Виленский М.Я., Бердников И.Г. Методические основы воспитательной работы в студенческом общежитии средствами физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1982. - N 2. -с. 38-40.
42. Виру А.А. Кому полезна ритмическая гимнастика // Здоровье. 1986. - N 3. -с. 26 - 27.
43. Виру А.А., Юримяэ Т.А., Смирнова Т.А. Аэробные упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988. - 142 с.
44. Войлоков A.M. Исследование отношения учащихся старших классов к уроку физической культуры и путей воспитания интереса к ним: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1972.-22 с.
45. Волошинов А.В. Пифагор: Союз истины, добра и красоты. М.: Просвещение, 1993. - 223 с.
46. Воячкова Г. Движения — залог здоровья и красоты женщины. М.: Физкультура и спорт, 1962. - 67 с.
47. Всевобуч и спорт, 1922. 43 с.
48. Выдрин В.М. Советская физическая культура как феномен культурной революции в СССР. М., 1980. - 68 с.
49. Выдрин В.М. Введение в специальность: Учеб. пособие для ин-в физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1980. - 118 с.
50. Выдрин В.М. Методологические проблемы теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. М., 1984. - N 6. - с. 5.
51. Выдрин В.М. Физическая культура и ее теория // Теория и практика физической культуры. М., 1986. - N 6. - с. 24-27.
52. Выдрин В.М. Актуальные проблемы теории физической культуры как учебной дисциплины. Л.: ГДОИФК, 1986. - 79 с.
53. Гаврил ов Д.Н. Нормирование физических нагрузок в занятиях оздоровительной направленности по уровню аэробной выносливости: Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 1995. - 21 с.
54. Гален Клавдий. О назначении частей человеческого тела. М.: Медицина, 1971.-550 с.
55. Гальцев Р.А. Работы Жака Маритена по культурологии и истории мысли. -М.: ИНИОН, 1990.- 148 с.
56. Гарбузов А С. Критика философской антропологии А.Галена: Автореф. дис. . канд. филос. наук. -М., 1971. 18 с.
57. Гевара Перез Хорхе Энрике. Содержание хореографических элементов в композиции элементов спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1994. - 25 с.
58. Гегель Г.В. Эстетика, том 1. М., 1968. - с. 70.
59. Гличев А.В., Панов В.П., Азгальдов Г.Г. Что такое качество? М.: Экономика, 1968. - 135 с.
60. Говердовский Ю.К. Техника. Стиль. Мода. //Гимнастика. М.: Физкультура и спорт, 1972. - с. 35.
61. Гориневский В.В. Культура тела. М.: Наркомздрав РСФСР, 1921. 16 с.
62. Гориневский В.В. Физкультурное образование. Избранные произведения. Т. 1. М.: Физкультура и спорт, 1951,- 223 с.
63. Городничева Н.Я. Исследование средств и методов эстетического воспитания юношей и девушек на начальном этапе занимающихся спортивной гимнастикой: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1974. - 24 с.
64. Гриненко М.Ф. К обоснованию массовой, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы в вузе // Всесоюзная научная конференция по проблемам физического воспитания студентов в свете решений XXV съезда КПСС. М.: МГУ, 1976.-с. 231-232.
65. Гулько И.С. Состояние физического развития, физической подготовленности и здоровья // IX республиканская научно-методическая конференция: Тезисы докладов. Гомель: ГГУ, 1983. - с. 61-62.
66. Гуревич П С. Философия культуры. М.: АО Аспект прогресс, 1994. - 312 с.
67. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. М., 1989, с. - 196-197.
68. Давыдов Ю.Н. Карл Юнг. Собрание сочинений. М.: Ренессанс, 1992.315 с.
69. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. М., 1988. - с. 191.
70. Демени Ж. Механизм движения и общая педагогика физического воспитания. Харьков: Вестник физической культуры, 1929. - 96 с.
71. Демени Ж. Курс гимнастики. М.: Физкультура и туризм, 1932. - 158 с.
72. Джибладзе Г.Н. Философия Я.Коменского. Тбилисси: изд-во Тбилисского университета, 1973. - 252 с.
73. Доленко Ф.Л., Резцов С.И., Молостова Ф.И. Пути повышения эффективности физического воспитания в вузе // Теория и практика физического воспитания. 1982. - N 9. - с. 38-40.
74. Душанин С.А., Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я. Самоконтроль физического воспитания. М., 1980. - 54 с.
75. Дюперон Г А. Краткий курс истории физических упражнений. Л., 1924.66 с.
76. Дьячков В.М. Критерии технического мастерства в спорте // Вопросы управления процессом совершенствования техническим мастерством: сб. трудов ВНИИФК. М., 1972. - с. 41-46.
77. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. -Л.:ВДКИФК, 1985. -с. 30.
78. Егоров А.Г. НТР, личность и художественная культура в условиях развитого социализма. М.: Вестник АН СССР, 1976. - N 2. - с. 141.
79. Захаров Р.В. Записки балетмейстера. М.: Искусство, 1976. - 47 с.
80. Захаров М.С. К вопросу о работоспособности студентов // Теория и практика физической культуры. 1977. - N 11. - с. 62-63.
81. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. М., 1979. - с. 141-142.
82. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. - с. 290.
83. Иванов B.C. Основы математической статистики: учеб. пособие для ин-в физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1990. - 175 с.
84. Иванова О.А. Методы оценки исполнительского мастерства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М, 1982. - 28 с.
85. Иванова О.А., Шарабарова И.Н. Занимайтесь ритмической гимнастикой. -М.: Советский спорт, 1988. 64 с.
86. Иванова О.А. Формула красоты. М.: Советский спорт, 1990. - 47 с.
87. Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания вузов. М., 1994. - 28 с.
88. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. - с. 201.
89. Каркищенко Н.Н., Журавлев B.C. Заботясь о здоровье студентов // Вестник высшей школы. 1984. - N 10. - с. 42.
90. Карпенко JI.A. Пути развития творческой активности у занимающихся художественной гимнастикой младшего возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Л, 1978. 18 с.
91. Карпенко Л.А. Методические указания по использованию современных средств художественной гимнастики. Л.: ГДОИФК, 1986. - 24 с.
92. Карпман В.Л. Спортивная медицина. М., 1987. - с. 54.
93. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
94. Касьяненко В.Г. П.Ф.Лесгафт. Киев: Издательство Академии Наук Украинской ССР, 1950. - 40 с.
95. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки, 1870-1917. М.: Высшая школа, 1987. - 304 с.
96. Клименко В.Я., Аверкович В.П., Царькова Н И., Иванова О.А. Современные тенденции развития упражнений в художественной гимнастике. // Гимнастика. М., 1982. - вып. 2. - с. 63-67.
97. Ковалева Е.Г., Шишкин Ю.А., Бизина Н.П. Программа "СПАРТ" // Всероссийская науч. практ. конф. "Физическая культура — основа здорового образа жизни", 28 ноября — 1 декабря 1995. - М., 1995. - с. 54-57.
98. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Знание, 1981. -с.-9,41.
99. Коган Л.Н. Культурная деятельность: опыт социологических исследований. М.: Наука, 1981. - 238 с.
100. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. - с. 199, 207.
101. Коджаспиров Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1987. 64 с.
102. Кожевникова Л.К. Влияние средств ритмической гимнастики на развитие физических качеств студенток // Активные методы воспитания и обучения в вузе. -Николаев, 1990. 14 с.
103. Конен В. Рождение джаза. М.: Советский композитор, 1984. - 312 с.
104. Кондратов С.А. Плутарх. Избранное. М.: изд-во центр "Герра", 1996. - с. 228-318.
105. Коренберг В.Б. Заметки о культуре движений // Гимнастика. М., 1974. - с.12.18.
106. Коренберг В.Б. Гимнастика "звездная", гимнастика "земная" // Гимнастика. М.: Физкультура и спорт, 1976. - вып. 2. - с. 47-55.
107. Коренберг В.Б. Глазами телезрителя // Гимнастика М., 1977. - вып.1. - с.27.32.
108. Королева Э.А. Ранние формы танца: Автореф. дис. . канд. ист. наук. -Кишинев, 1973. 20 с.
109. Крадман Д.А. Истоки выразительного движения (Дельсарт, Дункан) // Физическая культура в школе. 1969. - N 2. - с. 24-25.
110. Круцевич Т.Ю. Научные исследования в массовой физической культуре. -Киев.: Здоровье, 1985. 118 с.
111. Кулик Я.И. О совершенствовании форм оздоровительной и спортивно-массовой работы в вузе // Проблемы совершенствования физического воспитания и повышения спортивного мастерства студентов. Таллин. - 1982. - с. 118-120.
112. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М.: Физкультура и спорт, 1989.-224 с.
113. Курапан Ю.И. Изящество и грация // Физическая культура в школе, 1994. -N 6. с. 36-38.
114. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. - 392 с.
115. Лазаренко Т.П. Метрологические основы контроля за силовой подготовкой спортсмена: методическая разработка для студентов ГЦОЛИФКа. М.: ГЦОЛИФК, 1986.-9 с.
116. Лакин Г.Ф. Биометрия: Учебное пособие для биологич. спец. вузов. 3-е изд., перераб. и. доп. - М.: Высшая школа, 1980. - 293 с.
117. Ларионов А.А. Г.А.Х.Н. Искусство движения, каталог второй выставки. -М., 1926.-43 с.
118. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 1. / под ред. проф. Г.Г.Шахвердова М.: Физкультура и спорт, 1951. - 444 с.
119. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений Т. 2. / под ред. проф. Г.Г.Шахвердова М.: Физкультура и спорт, 1952. - 384 с.
120. Лосев А.Ф. Античность как тип культуры. М.: Наука, 1988. - 333 с.
121. Лоу Б. Красота спорта. Междисциплинарное исследование. М.: Радуга, 1984.-256 с.
122. Лубышева Л.И. Эффективность массовой физкультурно оздоровительной работы в вузах с преимущественно женским контингентом: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-Омск, 1984.- 19 с.
123. Лубышева Л.И., Грузных Г.М. Теоретико методологическое обоснование физкультурного воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. -М., 1991. -N 6. - с. 9-12.
124. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека.- М.: ГЦОЛИФК, 1992.- 120 с.
125. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. М., 1997. - N 6. - с. 10-15.
126. Мавромати Д.П. Упражнения художественной гимнастики. М.: Физкультура и спорт, 1972. - с. 3-7.
127. Мазуров Г.Г. Прыжки в воду. М.: Госкультпросветиздат, 1956. 23 с.
128. Малыгина Е. Формирование духовной культуры студентов // Дошкольное воспитание. М., 1995. - N 11. - с. 81-83.
129. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.с. 57.
130. Матов В В., Иванова О.А., Ланцберг А.А. Ритмическая гимнастика. М.: Знание, 1984. - 64 с.
131. Межуев В.М. О понятии "культура". М.: Знание, 1968. - 16 с.
132. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. - 70 с.
133. Межуев В.М., Волынский М.А. Актуальные проблемы теории культуры. -М.: Гос. библиотека СССР, 1983. 40 с.
134. Мейксон Г.Б., Ю.А.Копылов. Основы будущего закладывать сегодня // Физическая культура в школе. М.: Школа-пресс. - N 6, 1996. - с. 13.
135. Меньшиков Н.К. Физические упражнения, как метод изучения способностей // Теория и практика физического воспитания. М.: Просвещение, 1979.- с. 297-299.
136. Могульская Т.С. Духовная культура личности в условиях научно-технической революции // Социология культуры. М.: Советская Россия, 1974. - с. 6370.
137. Морель Ф. Хореография в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1971. -109 с.
138. Мот Ж. Статистические предвидения и решения на предприятии. М.: Прогресс. - 1966. - с. 336-344.
139. Муравов И.В. Медико биологические основы массовой физической культуры // Всесоюзная научно - практическая конференция: Тезисы докладов. -Гомель, 1981.-М., 1981.-е. 12.
140. Муравов И.В. Спорт и физическая красота человека. Клев: Рад. школа, 1981. - 103 с.
141. Мысовский B.C., Фейертаг В.Б. Джаз. Краткий очерк. Л.: Музгиз, 1960.49 с.
142. Назаров П.А. Затраты времени студентов на физическую культуру и спорт // Теория и практика физической культуры. 1969. - N 10. - с. 60-62.
143. Назаров П.А. О прогностическом подходе к исследованию некоторых аспектов физического воспитания в высшей школе // Теория и практика физической культуры. 1974. - N 11. - с. 49.
144. Наталов Г.Г. Физическая культура и спорт в жизни человека. Алма-Ата, 1976.-е. 142.
145. Николаев Ю.М. Физическая культура как составная часть социалистической культуры: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л, 1976. - 22 с.
146. Новиков А Д. Физическое воспитание. М. - Л.: Физкультура и спорт, 1949. - 135 с.
147. Овсянников М.Ф. Актуальные проблемы педагогики и эстетическое воспитание. М, 1973. - 238 с.
148. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. М. - N 4868 - 1 от 27. 04. 1993. - 65 с.
149. Полищук В.Н. Мировая и отечественная культура. Часть 1. Екатеринбург, 1993.-с. 12-36.
150. Половников В.И. Организация занятий студентов по дисциплине "физическая культура" // Учебное пособие. СПб.: СПбГТУ, 1996. - 50 с.
151. Понамарев Н.А. Основы социологии физической культуры. JL, 1978.129 с.
152. Пономарчук В.А., Подольский В.Г. Физическая культура и индивидуальная физическая культура // Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека. Ереван, 1984. - с. 24.
153. Постановление Госкомвуза России о реализации основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. М. - N 8 от 21. 06. 1993. -34 с.
154. Правила соревнований по прыжкам на батуте. М.: Физкультура и спорт, 1973.-30 с.
155. Правила соревнований. Прыжки на батуте. М.: Физкультура и спорт, 1986.-26 с.
156. Правила соревнований по синхронному плаванию. М., 1983. - 78 с.
157. Правила соревнований по синхронному плаванию. М., 1986. - 377 с.
158. Правила соревнований по спортивной гимнастике. М., 1952. - 89 с.
159. Правила соревнований по спортивной гимнастике. Казань., 1958. - 54 с.
160. Правила соревнований по спортивной гимнастике. М., 1998. - 76с.
161. Правила соревнований по фигурному катанию. М.: Физкультура и спорт, 1952. 88 с.
162. Правила соревнований по фигурному катанию и спортивным танцам на коньках. М.: Физкультура и спорт, 1971. - 45 с.
163. Правила соревнований по фигурному катанию на коньках. М.: Физкультура и спорт, 1976. - 88 с.
164. Правила соревнований по фигурному катанию на коньках. М.: Физкультура и спорт, 1983. - 97 с.
165. Фигурное катание на коньках: официальные правила соревнований / спец. Олимпиада Евразии. М.: Советский спорт, 1994. - 67 с.
166. Правила соревнований по художественной гимнастике. М., 1967. - 43 с.
167. Правила соревнований по художественной гимнастике. М., 1971. - 54 с.
168. Правила соревнований по художественной гимнастике. М., 1982. - 48 с.
169. Правила соревнований по художественной гимнастике. М., 1998. 98 с.
170. Правила соревнований. Прыжки в воду. М.: Физкультура и спорт, 1948.99 с.
171. Правила соревнований. Прыжки в воду. М.: Физкультура и спорт, 1972.37 с.
172. Правила соревнований. Прыжки в воду. М.: Физкультура и спорт, 1986.58 с.
173. Правила соревнований. Прыжки в воду. М.: Физкультура и спорт, 1993.67 с.
174. Проданчук Р.Н. Выбор показателей качества продукции методом априорного ранжирования // Стандарты и качество. М., 1972. - N 6. - с. 35-37.
175. Прыжки на батуте. Правила соревнований. М.: Физкультура и спорт, 1986.-54 с.
176. Радлов С. О чистой стихии актерского искусства // Арена. СПб.: Время, 1924.-с. 98-102.
177. Райцина Л.П., Левенко Н.А. Методические особенности проведения занятий по ритмической гимнастике в вузе // Физическая культура личности студента: Тезисы межвуз. науч. конф., 24-26 января 1989. М.: МГУ, 1989. - с. 212-213.
178. Рахматов А. Стрейчинг // Наука и жизнь. М.: Пресса, 1993. -N 1. - с. 148150.
179. Резников Ю.А. Объективные критерии оценки эффективности техники в видах спорта с субъективной оценкой результатов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1974.-31 с.
180. Резников Ю.А. Что лежит в основе эстетических оценок в гимнастике ? // Гимнастика. М.: Физкультура и спорт, 1980. - с. 19-22.
181. Рогалева Л., Малкин В. Психофизическая культура личности как часть современной молодежной культуры. Екатеринбург: Урал-й госуниверситет, 1996. -80 с.
182. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. / под ред. В.Г.Панова. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с.
183. Сабирова ЕВ. Оздоровительная аэробика в физическом воспитании студенток вуза // Учебно методическое пособие. - Северодвинск: РИО Севмашвтуза, 1997.-30 с.
184. Сабирова Е.В. Комплексное исследование видов гимнастики в физическом воспитании студенток втуза: Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 1999. - 24 с.
185. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Оздоровительно развивающая программа по танцевально - игровой гимнастике. - СПб., 1998. - 35 с.
186. Самусенкова В.И. Интеграция спорта с искусством как социально -педагогическая проблема: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1995. - 22 с.
187. Сараф М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта. М.: Физкультура и спорт, 1984. - с. 12-13.
188. Семенов В.Е. Применение метода контент анализа в социально -психических исследованиях: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Л., 1975. - 18 с.
189. Сермеев Б.В. Определение физической подготовленности школьников. -М.: Педагогика, 1973. 79 с.
190. Сивакова Д А. Уроки художественной гимнастики. М.: Физкультура и спорт, 1968. - с. 3-7.
191. Сикевич З.В. Художественная культура студента: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1980.-23 с.
192. Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника. М., 1987. - с. 22-24.
193. Смирнов Ю.И. Измерения в спорте и проблемы их метрологического обеспечения // Теория и практика физической культуры. М., 1976. - N 2. - с. 48-54.
194. Смирнов Ю.И. Квалиметрические аспекты исполнительского мастерства // Теория и практика физической культуры. М., 1997. - N 3. - с. 26, 39-40.
195. Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для ин-в физической культуры. М: Физкультура и спорт, 1987. - с. 188-231.
196. Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972. - с. 67.
197. Степанова И.А. Формирование профессиональных умений студентов на основе решения творческих задач по обучению двигательным действиям в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1991. - 24 с.
198. Столяров В.И., Сараф М.Я. Эстетические проблемы спорта. М.: ГЦОЛИФК, 1982.-с. 16.
199. Столяров В.И. Философско культорологический анализ физической культуры // Вопросы философии. - М., 1988. - N 4. - с. 78-92.
200. Столяров В.И. Новое массовое культурно спортивное движение "СПАРТ" (Духовность. Спорт. Искусство): Метод, разраб. для работников сферы физической культуры и спорта и организаторов досуга. - М., 1994. - 64 с.
201. Столяров В.И., Лубышева Л.И. Разработка концепции физической культуры // Теория и практика физической культуры. М., 1998. - N 5. - с. 11-15.
202. Спирин Л.С., Шарабакин Н.И. Воспитание выразительности движений на занятиях по гимнастике // Итоги I этапа исследования эстетического воспитания занимающихся гимнастикой. Фрунзе: Меткен, 1968. - 86 с.
203. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа // Обобщение опыта учебно-воспитательной работы. М.: Просвещение, 1979. - с. 169-172.
204. Сучилин Н.Г. Гимнаст в воздухе. М.: Физкультура и спорт, 1978. - с. 5-8.
205. Сучилин Н.Г. Основы перспективно прогностического программирования процесса совершенствования технического мастерства // Гимнастика. -М., 1980. - вып. 2. - с. 42-47.
206. Тайлор Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. - 572 с.
207. Тощенко Ж.Т. Идеология и жизнь. М., 1983. с. 121.
208. Тощенко Ж.Т. Спорт, молодежь, воспитание. Минск, 1985. - с. 37.
209. Турищева Л.И. Компоненты исполнительского мастерства гимнасток: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1986. - 23 с.
210. Фигурное катание на коньках. Официальные правила соревнований // Специальная Олимпиада Евразии. М.: Советский спорт, 1994. - 98 с.
211. Физическая культура // Примерная учебная программа для вузов. М.,1994.-87 с.
212. Фирилева Ж.Е. Методика педагогического контроля и совершенствование физической подготовленности занимающихся художественной гимнастикой // Методические рекомендации. Л., 1981. - с. 772 и др.
213. Ханова О.В. Культура индивида // Культура и деятельность. Саратов, 1978.-с. 11-15.
214. Культура в марксистско-ленинской теории человека // Культура и духовный мир. М.: АН СССР, 1980. - с. 11-15.
215. Чегринец М.А. Концепция культуры А.Л.Кребера: (Критический анализ): Автореф. дис. . канд. ист. наук. Л., 1983. - 28 с.
216. Чернов А.А., Бялик М.Г. О легкой музыке, о джазе, о хорошем вкусе. М. -Л.: Музыка, 1965.- 156 с.
217. Чернышевский Н.Г. Эстетика. М.: Госполитиздат, 1958. 152 с.
218. Шигалин Ю.А. Учебники платоновской философии. М.; Томск: Водолей,1995.- 157 с.
219. Шишкарева Ю Н. Художественная гимнастика. М.: Физкультура и спорт, 1950.-с. 4-8.
220. Шишкарева Ю.Н., Орлова Л.П. Художественная гимнастика. М.: Физкультура и спорт, 1954. - с. 3-9.
221. Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1988. - 223 с.
222. Энциклопедический словарь. Т. 1 / под ред. Кукушкина Г.И. М.: Физкультура и спорт, 1961. - 367 с.
223. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. - 248 с.
224. Янкелевич Е.И. Воспитание правильной осанки. М.: Физкультура и спорт, 1960. 54 с.
225. Argile М. The sintaxes of Bodily communication: The body as a medium of Expression. Lnd., 1975. p. 143-162.
226. Fastrand P.O. Health and Fitness. New York, 1977. - p. - 28-30.
227. Beckman V. Jass gymnastik. 11 schorhdorf bei Stutgart, 1975. - 280 p.
228. Cooper K.H. The new aerobic / M. Evans and Co. New York, 1970. - 124 p.
229. Christopher G. M. Lecture at the Center for Health and Fitness Excellence. -Boston, 1987.-p. 130- 148.
230. Eikhoff J., Thorland W., Ansorge Ch. Selekted physiological and physiological effekts of aerobic dancing among young aduelt women // Sourn. Sports Med. and Phys. Fitness. 1983. - v. 23. - n 3. - p. 233-280.
231. Flavova M. Of as Moderni gymnastike. Bratislava: Sport, 1977. - 215 p.
232. Ocker G. Aerobic Dance Shoe Evaluation. - London, 1986. - 75 p.
233. Pribram K.H. Lekture at the Center for Health and Fitness. Boston, 1987. - 154
234. Simek R. Dues gymnastika. Triener. 1977. - N 3. - p. 1-25.
235. Solverborn S.A. The book about stretching. New York, 1985. - 19 p.
236. Sontgerath G. The use of dance in gymnastics. In: The magic of gymnastics. California: Santa Monica, 1970. - p. 65-66.
237. Sorensen J. Aerobic Dancing What is it all about: Fitness ror living. 1974. - N 8.-p. 18-20.
238. Уважаемый товарищ ! Кафедра гимнастики СПГАФК им. П.Ф.Лесгафта проводит исследование с целью обоснования процесса формирования культуры движений. Ваши ответы позволят внести определенный вклад в решение данной проблемы.
239. Оцените каждую категорию ответа в указанных пунктах по пятибалльной шкале и обведите их кружком:1 — затрудняюсь ответить; 4 — скорее согласен, чем не согласен;2 — не согласен; 5 — полностью согласен.3 — скорее не согласен, чем согласен;
240. На основе чего сложилось Ваше представление о культуре движений?- изучение литературы- в процессе специального (профессионального) образования- на основе личного опыта- на основе процесса обмена мнениями с коллегами- что-то еще.
241. Пожалуйста сообщите о себе:1. Ф.И.О.1. Специализация1. Квалификация (спортивнаяи педагогическая)1. Возраст1. Стаж работы1. Уважаемый товарищ!
242. Четкость положения тела и его частей6. Законченность движений 7. амплитуда движений
243. Согласованность движений различными частями тела 19. Целесообразность движений
244. Гармоничность сочетания движений с музыкой
245. Выразительность движений н
246. Грациозность движений "t с
247. Элегантность движений с '5
248. Пластичность движений с а
249. Легкость и непринужденность2 Правильная осанка3 Ритмичность движений4 Чистота исполнения
250. Четкость положения тела и его частей6 Законченность движений7 Амплитуда движений
251. Согласованность движений различными частями тела9 Целесообразность движений
252. Гармоничность сочетания движений с музыкой11 Выразительность движений12 Грациозность движений13 Элегантность движений14 Пластичность движений
253. Внешний вид и манера держаться10высокии вкладнизкии вклад1. Протокол Nпедагогического наблюдения за деятельностью преподавателя по проведениюзанятия.1. Ф.И.О.1. Место наблюдения Дата1. Количество занимающихся
254. N Действия Действия Результаты выполнениятренера занимающихся двигательных действий 1 2 3 4всего +-
255. Повышение уровня двигательных способностей
256. Формирование красивой фигуры и походки
257. Достижение спортивных результатов
258. Умение красиво двигаться и танцевать6. Получение зачета7. Другие мотивы1. Опросный лист
259. В какой степени Вы удовлетворены занятиями физической культурой в высшем учебном заведении?вполне удовлетворенапожалуй удовлетворенапожалуй неудовлетворенасовсем неудовлетворена
260. В какой степени Вы удовлетворены своим физическим развитием?вполне удовлетворенапожалуй удовлетворенапожалуй неудовлетворенасовсем неудовлетворена
261. В какой степени Вы удовлетворены своей физической подготовленностью?вполне удовлетворенапожалуй удовлетворенапожалуй неудовлетворенасовсем неудовлетворена
262. В какой степени Вы удовлетворены своим внешним видом?вполне удовлетворенапожалуй удовлетворенапожалуй неудовлетворенасовсем неудовлетворена
263. В какой степени Вы удовлетворены своим умением двигаться, танцевать?вполне удовлетворенапожалуй удовлетворенапожалуй неудовлетворенасовсем неудовлетворена1. Карта обследования1. Фамилия, Имя, Отчество1. Датарождения1. Факультет, курс,группа
264. N Показатели Дата Результат Дата Результат1 ЧСС в покое, уд. в минуту 2 Рост стоя,см. 3 Вес, кг.
265. Оценка физического развития
266. Аэробная выносливость ЧСС в покоепри нагрузке восстановление 12 Артериальное давление 13 PWC170 14 мпк
267. Калиперометрия (три замера)
268. Мышечная выносливость, раз в мин.
269. Гибкость, наклон вперед, см.
270. Гибкость в плечевых суставах, см.18 Быстрота, см
271. Оценка физической подготовленности
272. Согласованность движений, баллы
273. Чистота исполнения (техника), баллы22 Музыкальность, баллы 23 Выразительность, баллы
274. В какой форме Вы находите свою фигуру?1. Превосходная2. Средняя3. Плохая
275. Как часто Вы чувствуете уверенность в себе?1. Постоянно2. Периодически3. Отсутствует
276. Каков уровень Ваших достижений в учебе?1. Высокий2. Средний3. Низкий
277. Каково Ваше отношение к жизни?1. Оптимистически2. Удовлетворительно3. Пессимистически1. АКТвнедрения результатов научных исследований в практику.
278. Ф.И.О. исполнителя наименование предложения эффект от внедрения
279. Медведева Елена Сергеевна программа "Формирование культуры движений у студенток" отмечен положительный эффект в динамике показателей, характеризующих культуру движений, физическое развитие и физическую подготовленность
280. Проректор по научноюшботе-f/i/фФ,
281. Заведующий кафедрой физического всюпш^йга^-^/ Аспирантка кафедрьпдай^сЗмси СПГАФК им.П.Ф.Лесгафта-1. И.Г.Абрамова)1. М.М.Бобров)1. Е.С.Медведева)